Эмоциональная связь матери и ребенка. Эмоциональная связь матери и ребенка во время беременности

07.08.2019

Связь матери и ребенка во время беременности абсолютна: все, через что проходит мать, испытывает и ребенок. Мать - это первая вселенная ребенка, его «живая сырьевая база» как с мате-риальной, так и с психической точки зрения. Мать является также посредником между внешним миром и ребенком. Че-ловеческое существо, формирующееся внутри матки, не воспринимает его напрямую, оно непрерывно улавли-вает ощущения, чувства и мысли, которые вызывает у ма-тери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.

Связь матери и ребенка - это факт, старый как мир. Женщины с древнейших времен всегда интуитивно ощуща-ли эту связь. Для древних цивилизаций значимость периода беременности была абсолютно непреложной истиной. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы и многие другие народы разработали свод законов для матерей, супружеских пар и общества в целом, которые обеспечивали ребенка наилучшими условиями для жизни и развития.Более тысячи лет тому назад в Китае существовали пренатальные клиники, где будущие матери проводили период беременности, окруженные покоем и красотой.


Психологи и психиатры выявили наличие существенного фактора, свидетельствующего о важности связи матери и ребенка: это качество эмоциональной связи, су-ществующей svyaz materi i rebenka 2между матерью и ребенком. Любовь, с кото-рой мать вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появ-лением; богатство общения, которое мать делит с ним, ока-зывают влияние на развивающуюся психику плода и его клеточную память, формируя основные качества личности, сохраняющиеся на протяжении всей последующей жизни.

Особое значение имеет осознание связи матери и ребенка самой беременной женщиной. В частности, исследования показывают, что если мать не думала о вынашиваемом в чреве ребенке. то есть на представляла его себе, не разговаривала с ним, не пыталась сконцентрироваться на его ощущениях, то такие дети имеют при рождении вес, не достигавший средних показателей, у них чаще наблюдаются различные серьезные нарушения в работе пищеварительного тракта и нервные расстройства. В раннем возрасте такие дети плачут намного больше. Они также испытывают определенные трудности в процессе адаптации к окружающем и к жизни. Таким образом, матери расплачиваются за незнание того факта, что питательной средой для развития являются их собственные чувства и мысли, а потребность в любви воз-никает еще до рождения.

Желанный или нежеланный

На мой взгляд, важнейший фактор возникновения, начала связи матери и ребенка - его желанность . Бывает так, что и беременности еще нет, но женщина мечтает, грезит о ребенке, как бы предчувствует его. И если беременность наступает, в этой ситуации все со связью должно быть легко, особенно в первые месяцы жизни малыша.

Правда, возможны и артефакты - из-за того, что малыш слишком любим и желанен с самого начала, ценность его для женщины и для пары огромна, возникает слишком сильная, тревожная привязанность. А тревога ослабляет связь.

С ребенком, который изначально не был желанным , связь установить сложнее. Тут может мешать и материнское чувство вины («я тебя не хотела, я перед тобой виновата») , и другие осложняющие ситуацию семейные обстоятельства. Например, непринятие брака или ребенка родственниками.

Но вообще-то связь мамы и малыша - явление парадоксальное. Обстоятельства жизни могут быть очень тяжелы, а связь и любовь к ребенку невероятно сильная. Такие истории известны нам от бабушек про военное и трудное время. Такие истории есть и сейчас, и у многих найдется что рассказать – не про себя, так про знакомых или родственников.

Связь с ребенком во время беременности

9 месяцев беременности - прекрасное время, чтобы настроиться на малыша и попробовать наладить с ним связь. В первом триместре это не для всех просто, потому то самочувствие женщины может быть весьма посредственным. Психологи считают важным, чтобы женщина приняла факт беременности и начала ей радоваться до 12-16 недель. Тогда это не помешает ребенку развиваться, а связи налаживаться.

Для второго триместра беременности показатель нормальной связи то, то женщина начинает относиться к своему состоянию как к хорошему, комфортному. Первые толчки малыша ощущаются на в 17-20 недель, и с того момента как будущая мама начала их хорошо различать, возможен качественно новый уровень связи - контакт на телесном уровне.

Есть любимая игра, которую как колесо открывает почти каждая беременная: если положить руку а живот, малыш туда ударит ножкой. Для мамы это необыкновенная радость и первое понимание того, что внутри тебя отдельный живой человек.

Рекомендации:
- читайте больше литературы про развитие беременности, чтобы хорошо представлять себе, что и когда у малыша развивается.
- посещайте специальные занятия для беременных вместе с отцом ребенка, получая информацию, как максимально мягко провести роды и первые недели жизни ребенка. Родительская грамотность поможет избежать ошибок.
- не создавайте идеальный сценарий родов и идеальный образ будущего ребенка - это может очень помешать в принятии того, что произойдет реально.

Первые дни и недели жизни - бондинг

Прекрасная возможность для установления надежнейшей связи с новорожденным - это максимально ранний контакт с ним. Идеально, если это первые минуты и часы жизни. Но если почему-либо это невозможно, то для установления так называемого бондинга (от английского глагола to bond - связывать, соединять) есть целых 6 недель- то время, когда и малыш и мама максимально чувствительны друг к другу, настроены на сигналы друг от друга.

И если беременность переживалась как единство, то после родов стоит пробовать прийти к воссоединению на новом уровне.

«Золотые ключики» для установления бондинга:

  • Настрой на ранний контакт
  • Кормление грудью по требованию в первые недели жизни
  • Контакт кожа к коже
  • Спокойная обстановка и возможность присмотреться к малышу, настроиться на него
Может ли что-то помешать установлению этой связи?

В первую очередь несовпадение ожиданий матери и пола или внешности ребенка или же очень стрессовая обстановка в первые дни и недели после рождения малыша - главный фактор затруднений чувствования малыша матерью. Нужно постараться в первые дни и недели после родов создать для роженицы и новорожденного максимально комфортную, спокойную, уютную и защищенную обстановку.

Во время беременности, особенно первой, женщина нередко и не представляет себе, насколько такая обстановка - психологическая, бытовая, отношенческая окажется важна, когда малыш родится. Нужно постараться успеть «свить себе гнездо», чтобы спокойно провести в нем первые недели и месяцы жизни малыша.

Если обстановка благоприятная, связь возникает легче.

Если первые месяцы дались нелегко

Случается и так, что конец беременности и первые недели жизни ребенка сопровождаются большой тревогой матери и всех окружающих. И тут. Не до спокойной обстановки и не до специальных приемов для установления связи с малышом. А еще женщина может не догадываться, как важен настрой на ранний контакт, и прочитать или узнать об этом спустя несколько месяцев.

Потеряны ли возможности для установления надежной связи? Конечно женет, потому что весь первый год это время, когда ребенок настроен на связь с матерью и открыт ей. А адаптативные возможности младенцев огромны. И бывает что даже после месяца и больше проведенного порознь из-за проблем со здоровьем, малыш и мама привязываются друг к другу буквально засчитанные дни, и связь эта очень крепка.

Важно только помнить про «золотые ключики».

  • Перестаньте ругать себя за упущенное время и потерянные возможности. Все можно исправить и наверстать, если вы не будете истощать себя чувством вины.
  • Постарайтесь, воспользовавшись профессиональной помощью наладить грудное вскармливание. Но если это не получится, помните - это не катастрофа. А вот материнская депрессия, возникшая от чувства собственной несостоятельности может принести много вреда.
  • Как можно больше держите малыша на руках, купайте его, ходите на прогулку со слингом.
  • Научитесь получать радость от телесного общения с малышом.
  • Подключите отца ребенка к ежедневному уходу. Старайтесь делать простые события вроде купания или массажа маленьким домашним праздником.
  • Найдите специалистов (педиатра, психолога, массажиста), которые будут поддерживать вас в первый год жизни.
  • Не мечитесь по разным докторам, выберите их заранее и внимательно и помните: «лошадей на переправе не меняют».
  • Находите новых знакомых родителей, которым тоже близка позиция тесной связи с малышом.
Что же за феномен – связь матери и ребенка?
  • Связь - это когда ты чувствуешь малыша без слов , и можешь сформулировать его желания или нежелания даже, когда он сам не умеет еще выразить их словами.
  • Связь - это когда на расстоянии (например в магазине) ты чувствуешь, что малыш проснулся , поскольку пришло молоко.
  • Связь с ребенком - это когда по тону его голоса или поведению ты понимаешь, что что-то произошло - хорошее и плохое.

Тут связь опержает знание. В связи матери и ребенка огромную роль играет интуиция и ваше доверие к ней.

Кормление грудью сквозь слезы

Нередко, особенно с первенцем, кормление грудью, считающееся естественным, и таким важным фактором для связи мамы и малыша идет совсем нелегко. Кормить хочется, но не получается.

В нашем мире осталось так мало всего естественного, что приходится учиться вещам, которые раньше получались сами собой: и роды, и кормление грудью, и первый год с первенцем становятся сейчас именно такими вещами.

Семейные традиции прерваны и появляются новые профессии: доула, консультант по грудному вскармливанию, перинатальный психолог, детский психолог. И учится молодая мама правильно кормить, пеленать, купать, утешать иногда буквально сквозь слезы.

Но это очень хорошо, что есть чему и у кого учиться. Потому то если грудное вскармливание не наладилось и малыша пришлось перевести на бутылочку, это потом всю жизнь может восприниматься как поражение. И связь мамы и младенца пострадает не от того, что он искуственник, а от чувства вины.

Связь - явление двустороннее

Качество связи сложно оценить снаружи. Связь бывает разная. А иногда кажется, что у этой пары мама-ребенок связи нет совсем. Она мало держит его на руках или мало целует, или не говорит о нем хороших вещей…Но потом что-то происходит и становится понятно, что все у этой мамы со связью хорошо, просто проявляется она не так как у вас, по-другому.

По внешним признакам, экспрессии и ласке сложно сделать вывод о наличии связи. Например, есть ли связь у мамы с малышом, который растет на руках круглосуточных нянь? Мама приходит его только искупать, бурно радуется, целует, говорит массу ласковых слов, а потом снова не видит ребенка сутки. Все эти бурные эмоциональные проявления - это связь или имитация любви? Не нам судить, потому что про отношения двоих знают только эти двое, будь то супруги или пара мама-ребенок.

Но уж с собой стоит быть честными. И если ваши семейные обстоятельства, личные качества, или особенности ребенка затрудняют образование связи, не оставляйте это так, примите меры!

Что можно делать для того, чтобы наладить связь?

  • Проводите с малышом как можно больше времени. Работа full-time не подходит для мамы маленького ребенка.
  • Не передоверяйте малыша больше чем на полдня помощникам
  • Старайтесь кормить ребенка грудью не меньше года и не больше двух лет
  • Вы не должны бояться остаться с ребенком один на один,и легко справляться с режимными моментами
  • Не оставляйте малыша, когда он болеет
  • Длительные отъезды без ребенка не принесут ему вреда только, когда он станет старше 4 лет, а до этого лучше брать малыша с собой
  • Находите время играть с ребенком хотя бы 15-20 мин в день
«Духовная пуповина», связывающая маму и малыша

Говорят » материнское сердце -вещун», «молитва матери со дна моря достанет», «материнское благословение и в огне не тонет, и в воде не горит», «нету лучше дружка, чем родная матушка». Все эти пословицы о связи мамы и малыша, которой нет аналогов. И если у мамы может быть несколько деток, то у ребенка мама - одна.

Но только часто дети понимают уникальность этой связи и начинают ценить ее далеко не сразу, а где-то ближе к английскому совершеннолетию. И это нормально. Пока малыш растет по пуповине связи токи идут со стороны матери. Не зря говорят «при солнце тепло, а при матери - добро».

Правда и отдача от малыша начинается с первых недель жизни, с первой улыбки, с первого «мамочка, я люблю тебя».

Малыш растет – как меняется связь?

Пока ребенку не исполнится год, самый важный уровень связи для него телесный. Как говорят психологи, достижение первых 6 месяцев - безусловно-эмоциональное общение с матерью, главный результат первого года жизни ребенка - базовое доверие к миру, возникновение которого возможно только при условии, что есть базовое принятие малыша мамой и папой.

После года-полутора начинается новый этап развития связи мамы и малыша. Ребенок становится личностью, осваивает речь, обретает собственное мнение. Дальше все будет не так гладко и спокойно, отношения пройдут через непростые времена - кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис.

Но уровень базового, возникший на первом году жизни поможет вам в проживании этим непростых этапов развития.

«Вне зоны доступа»

Очень важно не отвлечься от ребенка полностью, уйдя в работу, в построение новых отношений, в рождение еще одного ребенка. Важно не оказаться » вне зоны доступа», не стать эмоционально недоступной.

Конечно, короткие стрессовые моменты, когда на полноценное внимание к малышу у вас просто нет сил, бывают в жизни у каждого взрослого. Но старайтесь выходить на контакт с ребенком как только хотя бы немного справитесь с проблемой, и вы увидите, сколько тепла и поддержки можно получить от такого небольшого существа.

  • Старайтесь прочитать как можно больше разных книжек по воспитанию и уходу за ребенком, начиная с беременности. Пусть их авторами будут жители разных стран, представители различных времен. Старайтесь выделять из книжек то, что вам нравится; то, что подходит по стилю жизни вашей семье. Ваша точка зрения должна быть панорамной.
  • Обсуждайте прочитанное с отцом ребенка. Вы не должны замыкать все решения, связанные с его жизнью, воспитанием, развитием на себя. Ведь тогда отец не сможет ни быть активным участником с первых недель жизни, что очень важно для ребенка, ни вас поддерживать - а это крайне важно для отношений.
Мамино программирование ребенка

Когда связь между мамой и ребенком налаживается, она очень сильна. И материнские возможности влияния на малыша - сознательного и неосознаваемого - весьма велики. Есть русская поговорка «что будешь выкликать, то и откликнется». Она хорошо иллюстрирует возможности маминого программирования ребенка - на жизненную удачу или поражение, на силу или слабость.

Мама, держа ребенка на руках, вглядываясь в его черты лица не может не думать и не представлять, каким он будет, что его ожидает. И очень важно, что ваши мысли не были слишком тревожными, чтобы не создавалась отрицательная программа, которая может помешать ребенку найти себя в жизни и реализовать свой потенциал.

Связь мамы и малыша - сильнейшее средство. И важно как оно будет использовано - во благо или из эгоизма.

Всем ведь известны случаи, когда люди до сорока лет не женятся, опекая мамочку; или ситуации, когда вполне благополучные семьи рушились усилиями одной из мам…Нужно, чтобы ваша связь с ребенком, налаженная с первых дней его жизни, не помешала ему стать самостоятельным человеком.

Быть родителем - это дать ребенку жизнь, поставить его на ноги и отпустить…

Конечно, это будет совсем не скоро, лет через 18-20, и связь не прервется и тогда. Важно, чтобы ваша связь не стала «удавкой» когда малыш станет старше. Всему свое время.

Далеко не всегда любовь мамы и малыша возникает с первой секунды общения. Как любое серьезное чувство, она проходит несколько стадий, укрепляясь с течением времени. Каждый взгляд, звук и прикосновение являются звеньями той цепочки, которая связывает мать и ее ребенка. Это чувство эмоциональной близости, доверия и взаимопонимания будет сопровождать их всю жизнь. Об этапах возникновения эмоциональной связи между мамой и малышом рассказывает эксперт.

Из чего складывается эмоциональная связь?

1. Прикосновения . Ощущение тепла маминых рук дарит малышу чувство безопасности и оказывает на него успокаивающее воздействие. В сочетании с врожденными рефлексами ребенка прикосновения матери способствуют его развитию и активному познанию мира. Например, если вы легким движением погладите его щеку, кроха повернет в эту сторону голову, откроет рот и сделает несколько сосательных движений. А дотронувшись до ладошки ребенка, вы увидите, что он делает попытки схватить ваш палец.

Чуть позже младенец начнет самостоятельно исследовать руками склонившееся над ним лицо матери. Меняя мимику, изображая различные эмоции, надувая щеки или высовывая язык, вы сможете поддержать его интерес к этому процессу. Со временем ребенок начинает дотрагиваться до матери, желая убедиться в том, что она рядом, или чтобы привлечь к себе внимание.

Совет маме: Старайтесь, чтобы при прикосновениях к малышу ваши руки не были слишком холодными, горячими, влажными или шершавыми. Кожа ребенка слишком нежна для подобных воздействий, и они могут вызвать негативные эмоции.

2. Массаж . Прикасаясь к ручкам и ножкам ребенка, поглаживая его спину, придавая телу различные положения, мама дает малышу представление обо всем спектре тактильных, вестибулярных и проприоцептивных (т.е. связанных с собственным телом) ощущений. На их основе у крохи формируются навыки выражения эмоций через мимику и жесты. Это создает благоприятные условия для развития и укрепления эмоциональной связи с близкими людьми.

Совет маме: Обращайте внимание на те действия, которые доставляют ребенку больше всего удовольствия. Не беда, если вам не удастся выполнить весь комплекс упражнений из-за протеста малыша. Главное, чтобы ваше взаимодействие вызывало позитивные эмоции у вас обоих.

3. Движения . Не бойтесь «приучить ребенка к рукам»! Нося его в течение дня в разных положениях, обнимая, танцуя в такт музыке, мама помогает малышу познакомиться с возможностями его тела. Привыкая к двигательному «стилю» матери, младенец запоминает его и начинает узнавать его даже с закрытыми глазами.
Например, если вы захотите перенести спящего ребенка из своей постели в детскую кроватку, он может даже не заметить этого.

Совет маме: Совместное и неторопливое раскачивание в кресле или на качелях помогут ребенку ощутить себя единым целым вместе с матерью как на физическом, так и на эмоциональном уровне.

4. Взгляды . Чем чаще мама заглядывает в глаза малышу, тем быстрее он начинает фокусировать глазки на ее лице. Привлечение внимания младенца нежными словами и звуками, яркими игрушками, повторение мимических движений малыша приводят к удлинению периодов зрительного контакта. Телесный контакт во время общения глазами также способствует удержанию взгляда младенца.

К 2 месяцам ребенок начинает реагировать улыбкой сначала на любое человеческое лицо, а потом, ближе к 5 месяцам – отличать маму от других людей, отдавая ей явное предпочтение. По мере укрепления эмоциональной связи между мамой и малышом общение глазами и познавательное развитие на ее основе проходит несколько стадий:
фиксация взгляда на лице матери и игрушке, помещенной перед глазами ребенка;
прослеживание взглядом за лицом или предметом, меняющим положение;
активный поиск маминых глаз или интересующего предмета.

Совет маме: Наденьте на лицо яркий клоунский нос и продемонстрируйте ребенку «фокус»: пусть ваш собственный нос то скрывается за красным шариком, то вновь появляется. То же самое можно проделать с ладонями, закрывающими лицо во время игры в «ку-ку». Подобные метаморфозы приведут малыша в восторг, и он будет с нетерпением ждать очередного маминого появления.

5. Улыбка . Первые улыбки малыша появляются спонтанно в состоянии комфорта. Однако благодаря сочетанию глазного контакта, вида улыбающейся матери, ее поглаживаний и звуков ее голоса, улыбка становится средством общения с другими людьми. По мере укрепления эмоциональной связи между мамой и малышом, можно заметить, что улыбку начинают вызывать:
щекотка;
быстрые повторные движения;
игры, сопровождаемые физической нагрузкой (подтягивание на руках, прыжки на коленях у матери) или массаж;
простые игры («ладушки», «сорока кашку варила» и др.);
узнавание знакомых лиц и предметов.

6. Звуки . Природа позаботилась о том, чтобы младенцы чутко реагировали на высокий тон женского голоса. Комментируя свои действия во время купания, переодевания и других процедур ухода, вы тем самым стимулируете малыша к речевому общению. Совсем скоро ребенок начнет «гулить», приглашая маму к диалогу!

Совет маме: Придумайте «свою» песенку для купания, укладывания в кроватку и других действий с ребенком. Пройдет немного времени, и при первых звуках знакомой мелодии малыш будет превращаться во внимательного слушателя.

7. Запахи . Пользуясь различными средствами по уходу за ребенком и за собой, можно увидеть, что ребенок вздрагивает и отворачивается, если запах слишком интенсивный, и улыбается, приникая к телу матери, когда аромат ненавязчив. Привыкнув к определенным запахам и их последовательности в процессе повседневного ухода, малыш сможет заранее «настраиваться» на купание или сон, проявляя меньше беспокойства.
Различная концентрация веществ, вырабатываемых организмом, составляет особую «химическую подпись», свойственную каждому человеку. Именно эту «подпись» новорожденный различает к 10-му дню жизни, выделяя запах матери среди других.

Совет маме: Младенцам нравятся легкие и естественные ароматы, например, запах ромашки, зеленого чая или лаванды.

8. Вкусы . Материнское молоко, а чуть позже и другая еда, полученная из маминых рук, воспринимаются ребенком как источник удовольствия. Довольно скоро к чувству умиротворения добавляется благодарность, которую малыш выражает всеми доступными ему способами: кладет голову маме на плечо, прижимается щекой к ее щеке и т.д.

Совет маме: Если ребенок отказывается есть, не заставляйте его. Сделайте небольшой перерыв, пообщайтесь или поиграйте с ним, а затем предложите еду снова.

На что влияет эмоциональная связь?

1. Познавательная активность.

Доказано, что дети, которым уделяется много внимания, проявляют гораздо больше интереса к окружающему миру. Например, по сравнению с малышами, оставшимися без попечения родителей, дети, воспитывающиеся в семье «агукают» в 3 раза больше. Так происходит потому, что при виде младенца женщина инстинктивно начинает использовать особые интонации, ритм речи, и начинает говорить более высоким голосом. Малыш особенно активно реагирует именно на такую речь со стороны матери. Ребенок, имеющий опыт получения ответа на свое «обращение», вскоре начинает делать паузы, дожидаясь реакции мамы. Подобные «разговоры» представляют собой основу для развития речи.

Психологи и физиологи также заметили, что когда ребенок оказывается на руках у матери или рядом с ней, он начинает активнее интересоваться игрушками и другими предметами. Это происходит благодаря ощущению безопасности, которое дает материнское присутствие. Ребенку не приходится отвлекаться на то, чтобы защищать себя, и всю свою энергию он направляет на познание окружающего мира.

2. Физическое развитие.

Активное изучение нового невозможно без движений. Малыш тянется за игрушкой, переворачивается со спины на живот, чтобы доползти до заинтересовавшего его объекта, садится, встает и т.д. Чувство неуверенности и страх «парализуют» ребенка в буквальном смысле слова. Успокаивающие действия и слова матери возвращают его к активным действиям с новыми предметами.

3. Отношения с другими людьми.

Общение с матерью – первый опыт малыша во взаимодействии с человечеством. Полученные знания и впечатления ребенок в дальнейшем переносит на отношения с другими людьми. Так, если мама относилась к нему бережно и заботливо, малыш смотрит на мир широко открытыми глазами, не ожидая подвоха. Если же мать часто бывала несправедливой, раздражительной, ребенок может проявлять в отношениях с окружающими неуверенность или даже агрессию.

4. Отношения ребенка с собственными детьми в будущем.

Эмоциональная связь может пронизывать несколько поколений. Любящая мама своей заботой и вниманием показывает малышу пример того, как нужно общаться с детьми. Пройдет время, и он точно так же продолжит взаимодействовать с собственным ребенком!

Баулина Мария Евгеньевна, доцент кафедры клинической и специальной психологии Московского городского педагогического университета, кандидат психологических наук, член Экспертного Совета JOHNSON’S® Baby
журнал для родителей «Растим Ребенка», март 2014

Считается, что связь между матерью и новорожденным ребенком устанавливается в послеродовой период. Отделение новорожденного от матери сразу после родов затрудняет и затягивает установление психических связей между ними.

Но связь между матерью и ребенком может установиться и спустя неделю в домашней обстановке. Поэтому матери обычно не замечают разницы во взаимоотношениях со своими детьми, с одним из которых была возможность установить такой контакт, а с другим - нет. Часто даже с усыновленными детьми устанавливается эмоциональный контакт. В связи с этим группа ученых пришла к выводу, что до второй половины первого года жизни ребенка физический контакт не влияет на формирование эмоциональной связи с ребенком. По их мнению, физическая близость ребенка и матери в первые же часы после родов не гарантирует мгновенного появления эмоциональной близости.
Появление чувства не столь быстро и очевидно, как послеродовые изменения в организме матери. И не всегда в первые же секунды после родов вспыхивает безграничная материнская любовь.

На самом деле эмоциональная связь между матерью и ребенком формируется гораздо раньше, еще на эмбриональной стадии. Многие женщины обращаются к своему животу уже как к живому существу: гладят его, легонько похлопывают, особенно когда он уже заметно округляется, а ребенок начинает ощутимо двигаться. Зная пол ребенка, могут обратиться к нему по имени: «Ну-ну, Олечка, не толкайся», «Петечка, дай мне возможность заняться уборкой»; а если не захотели определения пола, то обращаются к нему просто на «ты»: «А теперь ложимся спать. Давай, укладывайся» или «Пойдем-ка погуляем. Tы как, готов?»

Для этих матерей не существует проблемы принятия или непринятия ребенка.
Они уже давно его приняли, еще до рождения. И то, что он наконец родился, - величайшее счастье.
Очень многие матери говорят, что когда впервые увидели своего ребенка, то ощутили, что теперь они не одиноки. Что теперь у них есть смысл жизни. Другие матери, которые не хотели наступления беременности и подчинились необходимости или дали себя уговорить, утверждали, что полюбили ребенка в первый же день, как только поняли, какой он крошечный и беззащитный, и сами не ожидали от себя такого проявления чувств.

И тем не менее бывают матери образованные, начитанные, готовящиеся к беременности и не испытывающие потом к ребенку теплых чувств. Заботиться о нем они могут, а любить - нет. Но они не закрыты для этого чувства, и оно рано или поздно их все равно настигнет. Иногда рождение второго ребенка способно все расставить по своим местам.
В настоящее время во многих больницах вместо полной изоляции, практиковавшейся ранее, матерям после родов разрешают держать детей при себе и ухаживать за ними.
На первый взгляд это прекрасная идея. Но не все матери могут ухаживать день и ночь за новорожденным: некоторые настолько измучены, что постоянный контакт с ребенком в первые дни после родов им просто не по силам.

Не старайтесь ухаживать за ребенком против своего желания. Чувствуя себя мученицей, мать может всю вину за приносимые ею жертвы взвалить на ребенка, который ждет от нее заботы и ласки. Выходом из такой ситуации может быть передача ребенка на время перерывов между ночными кормлениями больничной няне. Благодаря этому и мать и ребенок смогут нормально отдохнуть, а когда придет утро, у них будет больше возможностей лучше узнать друг друга.

Многие матери, родившие с помощью кесарева сечения, не имеющие возможности находиться со своим ребенком после родов и знающие о теории раннего возникновения привязанности, сильно беспокоятся о возможности потери эмоциональной связи с ребенком. Некоторые матери пытаются всеми средствами и при любой возможности оказаться рядом со своим ребенком, даже когда новорожденный находится в отделении интенсивной терапии.

Реакция женщины на своего ребенка в минуты первой встречи зависит от многих факторов:
длительности и тяжести родов;
введения матери во время родов наркотических препаратов;
предшествующего опыта;
степени желания или нежелания рождения ребенка;
взаимоотношений с мужем;
состояния здоровья матери;
характера матери.

Отношение каждой матери к новорожденному ребенку строго индивидуально. Например, в случае первых родов часто первые ощущения женщины являются скорее чувством облегчения, а не любви, особенно если роды были трудными. Это вполне нормально. Поэтому мать воспринимает плачущего новорожденного как чужого и незнакомого, не похожего на сложившийся в сознании образ. Только через неделю-две у матери появятся к ребенку первые нежные чувства.
Но в случае возникших и не проходящих негативных чувств к ребенку, таких как злость и антипатия, вам стоит обратиться к опытным специалистам.