Социологическая психология. Теоретические исследования детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте Родительство как социокультурный феномен

25.09.2019

Пьянкова Л. А. 1 , Пинкас И. И. 2

1 Кандидат педагогических наук, доцент, филиал КузГТУ в г. Новокузнецке; 2 студентка филиала КузГТУ в г. Новокузнецке

КОНТЕКСТЫ ФЕНОМЕНА РОДИТЕЛЬСТВА

Аннотация

В статье проанализирован феномен родительства с культурологической, социально-психологической и педагогической стороны, объясняющий причины деформации современных семейных устоев. Делается попытка исследовать феномен отцовства в психологических изысканиях, его отличие от материнства, что позволяет избежать проблем в современной семье: неоднозначность отношения мужчины и женщины к своей роли родители, различные способы её проявления.

Ключевые слова : родительство, материнство, отцовство.

Pyankova L. A. 1 , Pinkas I. I. 2

1 Сandidate of pedagogic Sciences, docent, KuzGTU branch in the city of Novokuznetsk; 2 student branch of KuzGTU in the city of Novokuznetsk

CONTEXTS OF PARENTHOOD PHENOMENON

Abstract

We have analyzed the phenomenon of parenthood with the cultural, social, psychological and pedagogical side, explaining the causes of the distortion of modern family values. We have also made attempts to explore the phenomenon of paternity in psychological research, unlike motherhood that avoids problems in the modern family: the ambiguity of the relationship of man and woman to his role as parents, different ways of manifestation.

Keywords : parenting, motherhood, fatherhood.

Анализ теоретических исследований по проблеме культуры брачно-семейных отношений, различных контекстов феномена родительства позволяет утверждать, что семейные проблемы универсальны. Именно семья и схожесть процессов происходящих в ней у людей разных национальностей и вероисповеданий, делает всех нас людьми одной эпохи, землянами, гражданами государств, представителями цивилизаций и выдвигает одни и те же проблемы. Никогда еще нравственные устои семьи не подвергались такому испытанию во всем мире, как сейчас, и никогда, пожалуй, мир не нуждался во всеобщем осмыслении таких понятий как единство, гуманизм, честность, открытость, порядочность, которые во всей совокупности прочих показателей не только ускоряют общественный прогресс, но и выступают сдерживающим фактором для человека .

Культура брачно-семейных отношений – это особый вид нравственной культуры. Умение жить в семье находится в прямой зависимости от уровня нравственности, транслируемой родителями.

Процесс преодоления негативных тенденций в экономике, политике, социальной жизни и в нравственном развитии общества предполагает активизацию деятельности всех общественных ресурсов, и в первую очередь семьи. Причем процесс этот не может быть растянутым во времени. Упрочение брака, активизация функции семьи требуется сегодня, немедленно, чтобы уже в следующем поколении получить заметный позитивный сдвиг в сторону формирования непреходящих ценностей.

Культурологический угол зрения на семью заключается в уяснении ее социального смысла, как духовной ценности. Будучи атрибутом внутреннего мира, частью личной жизни и индивидуального бытия семья и события, происходящие в ней, обладают определенной повторяемостью и, следовательно, массовидностью. На уровне семьи формируется менталитет нации, государства, целой группы сообществ. В этой повторяемости как раз и проявляется социальная природа семьи. Семья есть связующее звено между обществом и личностью. Различные стороны общественной жизни, внешние условия и внутренние побуждения людей, объективные и субъективные воздействия разнообразных факторов проявляются и переплетаются в семье самым неожиданным образом, порождая подчас непредвиденные результаты.

Связанная с обществом семья, с одной стороны, своими основаниями уходит в способ производства, структуру производственных отношений, с другой, – целиком и полностью построена на сознании индивида, включая его когнитивные, аксиологические, мотивационные и другие компоненты личности, способы волеизъявления.

Тем самым, через семью устанавливается связь между материальным и духовным, между общественным бытием и общественным сознанием. Благодаря семье материальные отношения переходят в духовные и, наоборот, ценностные ориентации людей, их идеи, настроения, планы и мечты трансформируются в практические действия. Следовательно, в семье отражается объективный мир эпохи с ее противоречиями и субъективные позиции, желания и настроения индивида. На этом фоне феномен родительства, как результат развития брачных, нравственных и иных отношений в семье претерпевает серьезные трансформации: алкоголизация родителей, фактически приводящая к девиантному отцовству и материнству, рост неполных семей, в которых дети воспитываются одним родителем; уменьшение ценности брака, семьи и особенно детей по сравнению с ценностями материального благополучия и достатка; непонимание некоторой частью молодежи проблем и трудностей семейной жизни, взаимных прав и обязанностей в семье; рост количества семей с единственным ребенком, что не обеспечивает даже простого воспроизводства населения; увеличение числа разведенных мужчин и женщин, которые затем не могут или не хотят повторно вступать в брак; значительный рост разводов по этико-психологическим мотивам и причинам сексуальной несовместимости супругов, а, следовательно, неудовлетворенности интимной стороной супружеской жизни.

Исследования отечественных социологов, философов, педагогов и психологов объединяет то, что материнства и отцовство – это феномен и микро-, и макросоциальный: он подразумевает не только идентичность «буквальных» отцов и матерей, но и принципы, определяющие отношение взрослых к детям в целом и тесно связанные с гражданским самосознанием. Между тем на проблему отцовства и материнства в науке существуют различные взгляды. Так, феномен отцовства в научной литературе не является достаточно проработанным, вероятно поэтому, нет единого мнения ученых относительно структуры данного феномена, не встретилось в доступной нам литературе и его определения. Феномен отцовства не может исчерпываться такими понятиями как «роль», «статус», «чувства», «мотивации», «потребностно-ценностная сфера» или «самооценка». Ученые сходятся лишь в том, что на формирование феномена отцовства большое влияние оказывает социокультурный аспект, его изучение остается неотъемлемой частью различных наук, в том числе психологией, социологией. Так Бронислав Малиновский в историческом факте социальной роли отцовства называет обеспечение детям законной принадлежности к социуму, независимо от неопределенности установления биологического отцовства. Материнство же согласно взглядам культурологов и психологов, отражает накопленный народом опыт, выстраданные им ценности, нормы и ориентиры. Присущие культуре образцы поведения, ценности, регулирующие, прежде всего, отношения между людьми в обществе и семье, должны быть сохранены как устойчивые и приемлемые. Именно здесь материнство выступает как транслятор менталитета общества, консолидирующего в себе и его ценности, и установки и традиции .

Как отмечает Э. Р. Алексеева, родительство может рассматриваться как «биологический, психологический, а также социокультурный феномен; как социальный институт, включающий в себя два других института: отцовство и материнство; как деятельность родителя по уходу, содержанию, воспитанию и обучению ребёнка; как этап в жизни человека, начинающийся с момента зачатия ребёнка и не заканчивающийся после смерти ребёнка; как отношения кровного родства между родителем и ребёнком; как субъективное восприятие человека себя родителем» .

Продолжая исследование проблемы родительства как социального феномена, обратимся к трудам Н. В. Богачевой, В. В. Бойко, Л. А. Грицай, Л. А. Дубисской, И. С. Кона, Р. В. Овчаровой и др. Авторы тождественны в том, что отношение к родительству в истории человечества зависит от представлений о нём в каждой конкретной культуре. Следовательно, полагают авторы, причины кризиса современного родительства нужно искать в социальных механизмах процесса его становления в современном российском обществе. Между тем, существует и особенное в их трудах.

По мнению Н. В. Богачевой, родительство представляет собой «устойчивое эмоционально насыщенное взаимодействие реальных и потенциальных родителей, связанное с рождением и воспитанием детей и характеризующееся соответствующим поведением мужчины и женщины», которые могут по-разному влиять на устойчивость семьи . Несмотря на то, что со второй половины XX века семья перестала быть «детоцентрической», тем не менее, роли отца и матери в ней остаются одними из самых важных. Ребенку необходимы оба родителя. Любой сдвиг в сторону преобладания одного из видов любви – отцовской или материнской – ведет к нарушению его поведения. Какие бы изменения ни происходили в социокультурных ролях, материнство и отцовство неизменны, постоянны, и здесь исключена взаимозаменяемость мужчин и женщин, должно учитываться лишь их единство и взаимодополняемость в семье.

Между тем, как отмечает австрийский психоаналитик Альфред Адлер, рассматривая отцовство как второй источник по важности влияния на развитие у ребенка социального интереса, у отца должна быть позитивная социальная установка по отношению к жене, работе и обществу. Продолжая свои изыскания, автор отмечает и сформированный социальный интерес к проявляющимся взаимоотношениям с детьми. По А. Адлеру «идеальный отец» тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное участие наряду с женой в их воспитании. Отец, по мнению психотерапевта, должен избегать двух ошибок: эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма, имеющих одинаковые последствия. Дети, чувствующие себя отчужденными от родителей, обычно в дальнейшем преследуют цель достижения личного превосходства, нежели превосходства, основанного на социальном интересе. Родительский авторитаризм также приводит к дефективному стилю жизни. Так, дети деспотичных родителей, по наблюдениям ученого, учатся бороться за власть, имея в виду личное, а не социальное превосходство.

Эрих Фромм, анализируя традиционную семью, выделил отцовский тип воспитания, отмечая, что отцовская любовь стремится к справедливости, к тому, чтобы любовь ребенка соответствовала его заслугам .

Таким образом, сохранение устойчивости современной семьи возможно только при соблюдении гендерного баланса в исполнении социальных ролей отца и матери. Н. В. Богачёва добавляет к этому также «социальные функции родителей, культурные символы отцовства и материнства, права и обязанности мужчины-отца и женщины-матери по отношению к ребёнку» (там же).

А. С. Спиваковская, говорит о том, что воспитательная позиция отца в своем формировании несколько отстает от материнской позиции, так как наибольшую привязанность к ребенку отцы начинают чувствовать, когда дети уже подросли. Нередко утверждается, что лучшее, что может сделать мужчина для своего будущего, либо рожденного ребенка, это, прежде всего, любить свою жену .

К. Витакер отводит отцу роль стороннего наблюдателя во время беременности жены и ухода за младенцем. Эта «невключенность» вызывает ощущение одиночества у мужчины и причиняет ему боль .

В то же время, К.Флэйк-Хобсон полагает, что участие отца в процессах рождения и воспитания ребенка оказывает существенное воздействие и на супругов, и на малыша, привнося что-то неординарное в их взаимоотношения .

В современном обществе возникла реальная опасность деформации семейных устоев, наследования культурно-исторического семейного опыта. «Современная превентивная проблема, – пишет Л. Б. Шнейдер – требует новых ценностных акцентов. Именно философское осмысление социально-психологических проблем, стремление к достижению гармонии отношений семьи с обществом, другими людьми, очищение разума и души человека от всех видов социального зла, защита и развитие подлинных достижений культуры, прекращение ее деградации выходит на первый план» .

Литература

  1. Пьянкова,Л. А. Материнство как феномен развития общества и личности: моногр. / Л. А. Пьянкова. – Новокузнецк: Изд-во КузГТУ, 2014. – 89 с.
  2. Иорданский,В. Б. Хаос и гармония / В. Б. Иорданский. – Москва: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. – 343 с.
  3. Рамих,В. А. Материнство как социокультурный феномен: автореф. дисс. … д-ра филос. наук: 24.00.01 / В. А. Рамих. – Ростов н/ Д., 1997. – 32 с.
  4. Рамих,В. А. Материнство как социально-культурный феномен: дисс… докт. филос. наук: 24.00.01 / В. А. Рамих-Ростов н/Д., 1997. – 236 с.
  5. Филиппова,Г. Г. Психология материнства: учеб. пособие Г. Г. Филиппова. – Москва: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.
  6. Алексеева,Э. Р. Анализ семейных форм социального родительства в современной России / Э. Р. Алексеева // Вестник Башкирского университета. Сер. «Философия. Политология. Социология. Культурология». – 2008.- Т. 13. – № 3.- С. 644-646.
  7. Богачёва,Н. В. Родительство как фактор устойчивости семьи в современном российском обществе: дисс. … канд. соц. наук: 22.00.04 / Богачева Н. В. – Казань, 2005. – 245 с.
  8. Берковиц, Л. Что такое инстинкт? / Л. Берковец. – Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2001.- 516 с.
  9. Бойко,В. В. Репродуктивное поведение семьи и личности (социально-психологическое исследование рождаемости): автореф. дис. … д-ра психол. наук.: 19.00.01 / Бойко В. В. – Ленинград, 1981- 632 с.
  10. Фромм,Э. Иметь или быть? / Пер. с англ. Н. И. Войскунско, И. И. Каменкович / Ред. В. И. Добренькова. – Москва: Прогресс, 1986. – 238 с.
  11. Спиваковская,А. С. Психотерапия: игра, детство, семья.- Москва: ООО Апрель Пресс; ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – Том 2. – 304 с. – (Психология – XX век).
  12. Витакер,К. Полночные размышления семейного терапевта / К. Витакер; пер. с нем. – Москва: Издательство Класс, 2004. – 208 с.
  13. Обухова,Л. Ф. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития / Л. Ф. Обухова, О. А. Шаграева. – Москва: Жизнь и мысль, 1999.- 168 c.
  14. Шнейдер,А. Б. Основы семейной психологии / А. Б. Шнейдер. – Москва-Воронеж: Изд-во: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2010. – 928 с.

References

  1. Pyankova, L. A. Motherhood as a phenomenon of the development of society and the individual: waters. / L. A Pyankova. – Novokuznetsk: IZD-vo KuzGTU, 2014. – 89 p.
  2. Jordan, V. B. Chaos and harmony/ V. B Jordanian. – Moscow: main editorial of Oriental literature publishing house “Nauka”, 1982. – 343 p.
  3. Ramih, V. A. Motherhood as a sociocultural phenomenon: katege. DICs. … Dr. philos. Science: 24.00.01/V. A. Ramih. – Rostov n/D., 1997. – 32 p.
  4. Ramih, V. A. Motherhood as a socio-cultural phenomenon: Diss to … Dott. filos. Science: 24.00.01/V. A. Ramih-Rostov n/D., 1997. – 236 p.
  5. Filippova, G. G. Psychology of motherhood: Stud. grant g. Filippov. -Moskva: IZD-Vo, Institute of Psychiatry, 2002. – 240 p.
  6. Alexeeva, E. R. analysis of family social parenthood in modern Russia/e. E. R. Alexeyeva//Bulletin of the Bashkir University. Cep. “Philosophy. Political Science. Sociology. Cultural Studies “. – 2008.- t. 13. -No. 3 p. 644-646.
  7. Bogacheva, N. V. Parenthood as a factor in the stability of the family in modern Russian society: DICs. … Cand. Soc. Science: 22.00.04/ N. V. Bogacheva – Kazan, 2005. – 245 p.
  8. Berkowitz, L. What is instinct? /L. Berkovets. -St. Petersburg: Prime-Evroznak, 2001. – 516 p.
  9. Boiko, V. V. reproductive behaviour of the family and the individual (socio-psychological study of fertility): katege. DIS. … Dr. of psychology. Science: 19.00.01/ V. V. Boiko – Leningrad, 1981- 632 p.
  10. Fromm, E. to have or to be? / Lane. English N. I. Vojskunsko, I. Kamenkovich /Red. V. I. Dobrenkova. – Moscow: progress, 1986. – 238 p.
  11. Spivakovskaa, А. S. Psychotherapy: game, childhood and the family.-Moscow: April Press; JSC publishing house EKSMO-press, 2000. – Volume 2. -304 p.-(Psychology-XX century).
  12. Lance Whitaker, K. Are midnight musings of a family therapistik. Lance Whitaker; Lane. with it. – Moscow: Izdatelstvo Class, 2004. – 208 p.
  13. Obukhova, L. F. Family and child: the psychological aspect of child development/ L. F. Obukhova, O. A. Shagraeva. – Moscow: life and thought, 1999. – 168 p.
  14. Schneider, A. B. Family Psychology/ A. B. Schneider. – Moskow-Voronezh: Publishing House: Moscow psycho-social University (MPSU), 2010. -928 p.

Чернов Глеб Игоревич

В последние годы в обществе широко обсуждается вопрос о необходимости укрепления института семьи. В современной России семья переживает острый кризис, проявляющейся, в первую очередь, в сфере детско-родительских отношений. Ослабляются социальные связи между родителями и детьми, снижается значимость родства и родительства.

Как отмечает Н.В. Богачева, «самоутверждение и автономность как наибо-

лее важные принципы современной жизни ведут к разрушению традиционных устоев семьи; в связи, с чем супружество становится основной линией внутри семейных отношений, тогда как родительство -второстепенной».

Так, согласно исследованиям отечественных социологов, малодетность сегодня становится жизненной нормой:половина российских семей воспитывает только одного ребенка, при этомродители не стремятся к рождению последующих детей, ссылаясь на недостаточность своих средств и времени и сил.

Изучая основные причины данных явлений, уместно говорить не

только о кризисе семьи, но и о кризисе родительства, ярко проявляющем

себя в современном мире. Поэтому сложившаяся ситуация требует внимательного изучения феноменов родительства в российском обществе.

Практически каждый человек когда-то становится родителем. Готовность к родительству, осознание себя родителем и способы воспитания детей в паре со своим супругом (супругой) формируется под влиянием самых различных факторов.

Качество воспитания, осознанное исполнение родительской роли в свою очередь определяет состояние общества, института семьи и психологическое здоровье личности последующих поколений. Современная социологическая литература, посвященная исследованиям семьи и детства достаточно обширна.Более того, наблюдается заниженное значение самой ценности родительства. Как отмечает С.П. Акутина, у современных молодых людей изменяется система ценностных ориентаций на создание семьи, так, наблюдается: «низкий престиж материнства и отцовства; направленность выбора супругов на бездетную семью; создание иллюзии «новых» форм семьи«гражданский брак», «гостевая семья» и др.; внебрачное рождение детей и др.» (5)

По данным опросов, проведенных Институтом демографических исследований, среди основных жизненных целей молодых респондентов от 14до 30 лет цель деторождения следует после таких ценностей как хорошая семья, здоровье, хорошие друзья, жизненный успех. При этом в гендерном аспекте ориентация всей массы молодых людей на ценность детей (26,1 % и26,4 % у юношей и девушек) почти одинакова.

Итогом всему этому становится родительское поведение современных

молодых россиян, которые характеризуются низким уровнем психолого-

педагогической культуры, их неумением, а подчас и нежеланием серьезно и

вдумчиво заниматься воспитанием собственных детей.

Что же касается социального регулирования становления родительства, на сегодняшний день мы можем выделить два процесса: с одной стороны, в последние годы государство предприняло ряд шагов по повышению

рождаемости, включая крупные выплаты на рождение второго ребенка, так

называемый «материнский капитал». В 2007 году была разработана и при-

нята «Концепции демографической политики Российской Федерации на пе-

риод до 2025 года», где в числе главных факторов устойчивого развития

страны назвалось «укрепление института семьи, возрождение и сохранение

духовно-нравственных традиций семейных отношений» (4.)

Однако, с другой стороны, неформализованное общественной влияние массовой культуры продолжает возвеличивать ценность самоутверждения в обществе и гедонизма, ставя ее гораздо выше родительского призвания человека.

Как отмечает М.Н. Симоненко: «Роль родительства особой популярностью не пользуется скорее, наоборот, рождение ребенка представляется шагом весьма рискованным, так как ребенок требует внимания, ухода, заботы, а главное, - ответственности, которую люди все чаще просто не хотят на себя брать» (7)

Образ родителей (отца и матери) также не представляет собой целост-

ного явления, что еще раз свидетельствует о «размытости» социальных

представлений об отцовстве и материнстве в современной российской

Культуре.

Понятие «родительство» является областью исследования целого ряда наук: философии, социологии, психологии, педагогики, медицины, права, демографии, культурологии, этики, религиоведения и др. Это, безусловно, подчеркивает значимость данного феномена в жизни

как каждого отдельного человека, так и всего человечества.

По мнению Э.Р. Алексеевой, родительство может рассматриваться как

«биологический, психологический, а также социокультурный феномен; как

социальный институт, включающий в себя два других института: отцовство

и материнство; как деятельность родителя по уходу, содержанию, воспита-

нию и обучению ребенка; как этап в жизни человека, начинающийся с

Момента зачатия ребенка.(1.)

В отечественной науке на сегодняшний день можно выделить несколько научных подходов, опирающихся на психологическое (М.О. Ермихина, А.А. Леонтьев, Р.В. Овчарова, В.А. Рамих, Г.Г. Филиппова), социологическое (А.И. Антонов, Н.В. Богачева, О.В. Глезденева, Т.А. Гурко, И.С.Кон) и педагогическое (И.Н. Гребенников, О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева, Л.Ф. Спирин) понимание феномена «родительство».

При этом наиболее широко представлены психологическое и социологическое направления.Внимание большинства отечественных социологов семьи сосредоточено на рождаемости, поскольку демографическое развитие России многими исследователями оценивается как кризисное ввиду прогрессирующей депопуляции. В этой группе ученых необходимо отметить труды А. И. Антонова, М. Ю. Арутюнян, В. Н. Архангельского, Е. В. Бестужева-Лады, В.В. Бойко, В А Борисова, В. В. Елизарова, О.М. Здравомысловой, А. Г. Харчева.

А. И. Антонов, В. А. Борисов, Л. Е. Дарский, рассматривают предпосылки, закономерности и следствия уменьшения рождаемости, а также репродуктивное поведение и его факторы, установки на число детей в семье, мотивы и причины ограничения рождаемости и многое другое А. И. Антонов вводит в своих трудах понятие «потребность в детях» и многие свои исследования посвящает анализу динамики этой потребности.

А. Г. Вишневский, С. И. Голод, М.С. Мацковский отмечают, что закономерности изменения семьи созвучны общесоциальным переменам, что плюрализм форм брака и семейных структур не должны интерпретироваться однозначно, как отклонение от нормы и/или «кризис» По их мнению, это скорее является признаком существенных и необратимых эволюционных сдвигов в самом институте семьи А. Г. Вишневский отмечает важность достижения не количественных, а качественных целей, не того или иного уровня рождаемости, а определенной системы ценностей, которая обеспечит длительную устойчивость необходимого уровня рождаемости Следует отметить также важность трудов С. И. Голода, использующего исторический подход для анализа динамики взаимоотношения родителей и детей

Однако следует заметить, что социологических исследований, посвященных социальному аспекту родительства значительно меньше.

Наиболее авторитетными являются работы И. С. Кона, в которых на широком, преимущественно зарубежном, материале анализируются этнографические, социокультурные и тендерные аспекты родительства, говорится о важности комплексного подхода к его изучению, необходимости рассматривать его в сравнительно-исторической перспективе.(3)

Комплексному анализу тенденций развития института родительства в целом посвящены работы Т.А. Гурко, которая рассматривает, изменения родительского поведения в процессе трансформации семьи и отношений мужчин и женщин

Проблемы семейного воспитания, компетентности родительства, последствий неправильной семейной социализации, социального сиротства также привлекают внимание исследователей Среди них, например, изучение содержания социальных конструктов семьи, детства, родительства, материнства, отцовства в конкретный исторический момент с акцентом на тендерное измерение Е.А. Здравомыслова, Т.А. Гурко, Л. Г. Кураева, М.М. Малышева, А. А. Темкина, Е.Р. Ярская-Смирнова. Еще одна группа исследователей стремится прояснить современное смысловое содержание понятий, тесно связанных с родительством «хорошие родители», «проблемная семья», «ребенок группы риска» Л.И. Алексеева, А. И.Антонов, АЛ Арефьев, И. Ф. Дементьева. Наиболее известны такие отечественные психологи, работавшие в сфере изучения родительства: Р. В. Овчарова, Г.Г. Филиппова, А. Спиваковская, А. А. Бодалёв, В. В. Столин и И. Ю. Хамитова

Современная социология, психология ещё не определилась и в отношении родительства как интегрального социально-психологического образования личности не систематизированы и факторы его формирования. Практически не разработаны также способы целенаправленного формирования осознанного родительства.

Рассматривая феномен родительства, необходимо пояснить вопрос его соотношения с семейной системой. Общепринятый взгляд на семью подразумевает наличие в ней кроме супружеской пары ещё и детей. Семья является исторически конкретной системой взаимоотношения между супругами, родителями и детьми. С этой точки зрения можно включить родительство как подсистему в систему семьи, в качестве относительно самостоятельного образования. Родительство как социально-психологическое явление является сложной структурой, которую рассматривают с точки зрения системного и феноменологического подходов.

Используя принципы системного подхода можно констатировать следующие:

Феномен родительства представляет собой относительно самостоятельную систему, одновременно являясь подсистемой по отношению к системе семьи.

Феномен родительства многогранен. Его можно рассматривать в двух уровнях:

* как сложную комплексную структуру индивида

*как надындивидуальное целое

Оба этих уровня одновременно являются этапами формирования родительства.

Феномен родительства одновременно предстаёт в нескольких планах, разные стороны которых раскрывают сложную структуру его организации:

* план индивидуально-личностных особенностей женщины или мужчины, влияющих на родительство

* план, охватывающий обоих супругов в единстве их ценностных ориентаций, родительских позиций, чувств, то есть анализирует родительство по отношению к семейной системе

* план, фиксирующий родительство во взаимосвязи с родительскими семьями

*план, раскрывающий родительство по отношению к системе обществ

Факторы, влияющие на формирование родительства, иерархически организованы и представлены на нескольких уровнях:

*макроуровень - уровень общества;

* мезоуровень - уровень родительской семьи;

* микроуровень - уровень собственной семьи и уровень конкретной личности.

Феноменологический подход к пониманию сущности феномена родительства.

Феноменологический подход используется для осмысления родительства как особого социально-психологического явления.

Принцип понимания, требующий учета влияния субъективного фактора, определяющего переживания и поведение человека. Этот принцип предполагает глубокое проникновение в суть феномена.

Принцип «эпохе», или принцип воздержания от суждений. Суть этого принципа заключается в том, что во время феноменологического исследования нужно абстрагироваться от привычных стереотипов и шаблонов, не пытаясь приписать наблюдающиеся проявления феномена определённым структурам, а стараться лишь вчувствоваться

Принцип беспристрастности и точности описания требует исключить влияния субъективного опыта исследователя

Принцип контекстуальности подразумевает, что феномен родительства не существует изолированно, а является составляющей частью общего восприятия и понимания человеком окружающего мира и себя.

Таким образом, рассмотрев основные подходы к пониманию сущности феномена родительства, можно сделать вывод, что родительство как сложный социально-психологический феномен имеет сложную структуру. А сам феномен родительства - явление динамическое, включающее в себя процесс становления и развития.

Литература:

  1. Алексеева Э.Р. Анализ семейных форм социального родительства в современной России // Вестник Башкирского университета. 2008. № 3. Сер. Философия, социология, политология и культурология.
  2. Всероссийская перепись населения 2002 года. Электронный ресурс. URL: http://www.perepis2002.ru
  3. Кон И. С. Этнография родительства. - М., 2000
  4. Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года. Электронный ресурс. URL: http://www.kremlin.ru
  5. Михеева А.Р. Брак, семья, родительство: социологические идемографические аспекты. Новосибирск, 2001.
  6. Мид М. Культура и мир детства. - М.: Наука, 1988
  7. Симоненко М.Н. Образ «молодой семьи» в средствах массовой ин-формации // Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме. Рязань, 2008.

В. Сатир пишет: «С давних времен семья является главной школой для ее членов, прежде чем они становились взрослыми людьми. В семье давались знания о том, как заботится о себе и как вести себя, как заботится о других, и общаться с ними, как добиваться поставленной цели, как обращаться с предметным миром» 1.

Поэтому самым первым и одним из основных институтов социализации является семья. Так как именно семья представляет собой первичную ячейку общества. Семейные условия, в которых растет и развивается ребенок, включают в себя: социальное положение, уровень материального благосостояния, род деятельности, уровень взаимоотношений членов семьи. Данные составляющие семейных условий будут значительно определять дальнейшую жизнь ребенка в социуме.

Наличие связи между родителями и ребенком является очевидным фактом, помимо этого данная связь наиболее прочная из всех возможных связей. Образуется детско-родительская связь при взаимодействии родителей и ребенка.

Данная связь устанавливается благодаря наличию как таковых детско - родительских отношений. Именно они занимают одну из основных позиций в развитии ребенка. Под руководством родителей ребенок приобретает необходимые жизненные навыки, получает первый жизненный опыт, знакомится с окружающим миром.

По мнению Македон Т.А., «детско-родительские отношения явление динамическое, развивающееся. Основной фактор этого развития - возраст ребенка».

Кириленко И.Н. пишет, что «особенности построения и функционирования детско-родительских отношений составили одно из исследовательских направлений зарубежной психологии. Наиболее известные и разработанные научные школы и направления (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология) были активно включены в исследование различных ракурсов детско-родительских отношений. Среди наиболее востребованных оказались: вопросы организации взаимодействия родителей с детьми; влияние родительской позиции на развитие личности ребенка; функции родительства; феномены, порождаемые реальным взаимодействием родителей и детей и др. Первой научной теорией, в рамках которой исследовались отношения между ребенком и родителем как главенствующие в построении детского развития, был психоанализ (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, А. Фрейд, К. Абрахам, О. Ранк, Ш. Ференчи и др.). Его представители сосредоточили свое внимание на раннем опыте взаимодействия родителей с детьми».

З. Фрейд, основоположник психоанализа, при изучении вопроса детско - родительских отношений, сфокусировал свое внимание на выявлении функций родителей. Функций, оказывающих воздействие на развитие личности ребенка и на выявление дальнейших последствий этих функций. В первую очередь, он обратил внимание на функции, выполняемые матерью.

Научная школы, основанная З. Фрейдом, внесла значимый вклад в изучении проблематики психологии детско-родительских отношений. Так, по мнению Кириленко И.Н., основными заслугами данной школы являются:

Первая попытка включить в исследовательское пространство психологической науки детско-родительских отношений как значимого фактора развития психики и становления личности ребенка;

Выявление значимости эмоций и чувств (детской ревности и любви к родителю определенного пола), переживаемых ребенком по отношению к своим родителям;

Выявление значимости идентификации с родителем своего пола для психического развития ребенка, а также особых феноменов, сопровождающих данные процессы (у мальчиков - Эдипов комплекс, у девочки - комплекс Электры).

Помимо З. Фрейда, вклад в изучение детско-родительских отношений, внес А. Адлер. Он рассматривал детско-родительские отношения в связи с чувством общности. Так как оно имеет потенциал к их развитию. Благодаря чувству общности, писал А. Адлер, у ребенка формируется наиболее целостное восприятие окружающего мира и людей, находящихся в той или иной степени рядом с ребенком.

Изучая работы А. Адлера, можно сделать вывод, что по его мнению, для формирования чувства общности, в первую очередь, необходимы семейная атмосфера, взаимоуважение, доверие, любовь и наличие ценностей.

Современная психология особое внимание уделяет исследованиям А. Адлера. Данные исследования были направлены на изучение воздействия на ребенка нарушений при родительском воспитании.

По мнению А. Адлера, «у отверженных детей, воспитанных холодными, отверженными от своих детей матерями, чувство общности не вырабатывается. Итогом неэффективного взаимодействия ребенка с миром взрослых становится выработка у него комплекса неполноценности».

Неуверенность в себе, чувство неполноценности, страх, повышенная тревожность, недоверие к людям, плохая успеваемость - причиной таких последствий могут являться неблагоприятные детско-родительские отношения. Порой, родители не обращают внимание на конфликты в семье, но при этом жалуются на плохое поведение ребенка, непослушание, что их ребенок растет не таким, каким они хотели его видеть. Но при этом они даже не задумываются, что причиной такого поведения ребенка могут являться дисгармоничные семейные взаимоотношения. Степень успешности разрешения семейных конфликтов, может играть важную роль в становлении развития личности ребенка, его внутренней гармонии и отношении к миру в целом.

Изучая детско-родительские отношения, стоит уделить внимание такому аспекту, как тип родительских отношений. Ведь, взрослые, занимаясь воспитанием своего ребенка, так или иначе придерживаются опредленного типа родительских отношений. В психологической практике наиболее полным и распространенным является типология отношений родителей к детям А.Я. Варга. Ниже представлено описание данных типов:

1. «Принятие». Это тип позитивного эмоционального отношения к ребенку: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родители уважают индивидуальность ребенка, симпатизируют ему.

2. «Отвержение». Это тип негативного отношения к ребенку: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым.

3. «Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения: родитель заинтересован в делах ребенка, старается во всем ему помочь, сочувствует ему.

4. «Симбиоз» отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком.

6. «Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия.

Выбирая за основу один из перечисленных типов родительских отношений, родитель должен понимать, как и каким образом это будет отражаться на его взаимодействии с ребенком. Потому как определенный тип родительских отношений подразумевает набор некоторых установок и моделей поведения по отношению к ребенку. Но зачастую бывает так, что взрослые об этом не задумываются, и как итог мы получаем ребенка, который мало ориентирован в социуме, проявляет недоверие к людям или, наоборот, слишком самоуверен и заносчив. Эти крайние позиции не будут являться положительными для ребенка.

Изучение детско-родительских отношений является важным моментом для понимания всех аспектов, воздействующих на личность ребенка. Так как именно семья, в частности родители, становятся для ребенка источником информации. Для него она является наиболее достоверной и проверенной.

Поэтому родителям очень важно понимать, как и какую информацию давать ребенку.

Ценности, интересы, духовное богатство личности в большинстве случая зависят от тех условий, в которых развивался и воспитывался ребенок. В особенности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Так как именно данный возрастной период является одним из наиболее чувствительных к воздействию со стороны родителей и окружающего мира.

Л.Б. Шнейдер в своих работах отмечает, что «именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей - продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья - это определенный морально - психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми» 1.

В зарубежной психологии типологией детско-родительских отношений также занимались американские психологи - Е.С. Шефер и Р.К. Белл. Ими была разработана наиболее подробная типология детско-родительских отношений. При этом выделялось 23 признака, которые определяли разные стороны родительских отношений к детям. Данные признаки были объединены в три класса и в работе Македон Т.А. описывались так:

Оптимальный эмоциональный контакт, включающий побуждение словесных проявлений ребенка и развитие активности ребенка; партнерские и уравнительные отношения между родителем и ребенком.

Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, проявляющаяся в раздражительности и вспыльчивости; в уклонении от контакта с ребенком.

Излишняя концентрация на ребенке, которая проявляется в чрезмерной заботе и установлении отношений зависимости; в преодолении сопротивления и подавлении воли; в создании безопасности и опасении обидеть; в исключении вне семейных влияний; в подавлении агрессивности и сексуальности; в чрезмерном вмешательстве в мир ребенка; в стремлении ускорить развитие ребенка.

Разными авторами, которые изучали феномен понятия детско - родительские отношения, также были выделены основные функции детско - родительских отношений. Так, в книге Кириленко И.Н. данные функции были описаны следующим образом:

Передача социального опыта. Детско-родительские отношения создают особое пространство восприимчивости ребенка усвоению социокультурных знаний и умений, имеющихся в личном опыте родителей;

Предоставление ребенку образца идентификации. Семья, в первую очередь сами родители, создают для ребенка определенные модели социального поведения;

Продуцирование ресурсов психологической защищенности личности ребенка. В данном контексте под ресурсами психологической защищенности понимается относительно стабильные условия осуществления детско - родительских отношений, способствующие психологической защищенности ребенка. Наличие данной функции подразумевает наличие ресурсной среды, обладающей поддерживающим и развивающим потенциалом;

Установление связи поколений. Отсутствие детско-родительских отношений разрывает связь поколений. Более того, даже отдельные дефекты передачи родовых связей (молчание, запреты, непроговариваемость и т.п.), лишая субъекта возможности придавать смысл прошлому, создают для него определенные трудности в настоящем и ограничивают его способность проецировать себя в будущее. В итоге, ребенок, а в дальнейшем - взрослый, как бы «закрывается» в пространстве своего индивидуального бытия вынужден самостоятельно искать мировоззренческую опору в жизни, ориентируясь на информационный поток, идущий со стороны общества (макросоциума), и на собственные наблюдения, не всегда оптимистичные;

Реконструкция безопасного для ребенка поля самопрезентации и первичной самореализации. Самопрезентация представляет собой

«театрализованную» форму социального поведения, драматическое разыгрывание желаемого образа. При этом он апробирует эффективность того или иного поведения в конкретном типе социальной ситуации;

Создание среды для самоутверждения личности ребенка. Детско - родительские отношения способствуют таких важных аспектов, как: развитие самосознания, формирование самооценки, наличие иерархии мотивов;

Обеспечение возможности самоутверждения. Под самоутверждением, широко изучаемым в рамках философии и психологии, в настоящее время понимается стремление человека заявить о себе как об уникальной личности, отличающейся от других и претендующей на самобытность, самоценность, значимость;

Создание условий для самореализации личности. Мотивом подобного действия выступает стремление продолжить собственное бытие как личности в других людях. Транслируя свою индивидуальность через созидаемые произведения, а также через непосредственно производимые изменения в других людях (А.В. Петровский, В.А. Петровский);

Многие исследователи выделили два глобальных типа родительских представлений. Первый тип, как описывают его в своей книге Е.А. Савина и Е.О. Смирнова - это средовый тип. «Родители со средовыми представлениями считают, что главным источником влияний является окружающая среда, следовательно, ребенок должен быть защищен от плохих влияний. Детское поведение - результат родительской активности, действия ребенка должны соответствовать социальным нормам. Второй тип - конструктивистский. Конструктивистски ориентированные родители считают, что развитие ребенка

Результат взаимовлияний среды и собственных характеристик ребенка, что ребенок - активный агент собственных достижений, а детское поведение зависит от способа реагирования ребенка на воздействие окружающей среды». Так же хотелось бы отметить, что другие исследователи придерживаются мнения, о том, что наиболее благоприятным типом родительских представлений, является смешение описанных выше типов.

В исследованиях Е.А Артамоновой, Е.В. Екжановой и Е.В. Зыряновой детско-родительские отношения описываются как важнейшая подсистема отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения.

Основной чертой, которая отличает детско-родительские отношения от других межличностных отношений, по мнению Кириленко И.Н., является наличие значимого Другого. Данный образ обладает высокой значимостью, как для родителя, так и для ребенка. Так, например, образ значимого Другого для родителей отождествляется с ребенком, на которого возложена ответственность за продолжение рода, реализацию родительских надежд и мечтаний о лучшем. В свою очередь, для ребенка образ значимого Другого возникает на эмоциональном уровне и приравнивается как образ родителя, обладающего авторитетом и широкими возможностями.

Продолжая развивать идею образа значимого Другого, Кириленко И.Н. пишет, что «наряду с концептом «значимого Другого», сама семья, образуя особую микросреду взаимодействия своих субъектов, придает базовую специфику детско-родительским отношениям, которая воспроизводится:

Предзаданностью эмоциональности - детско-родительские отношения исключают безразличие своих субъектов, они всегда эмоционально насыщены, содержат позитивную эмоциональную окраску.

Фиксированностью динамических характеристик - детско - родительские отношения, оформляясь после рождения ребенка, носят устойчивый, достаточно длительный характер, ограниченный в большинстве случаев жизнью своих субъектов, и характеризующийся относительной стабильностью выстраиваемого в их рамках взаимодействия.

Неравнозначностью позиций их субъектов - значительный период выстраиваемого взаимодействия родители выступают образцом для подражания и источником поддержки для детей, изменяясь лишь при достижении последними определенного уровня развития» 1.

Таким образом, можно сказать, что детско-родительские отношения по своей специфике эмоциональны, имеют устойчивый характер и в значительной мере являются образцом для подражания.

По мнению Л.С. Выготского, благодаря взаимоотношению в семье, общению и совместной деятельности, создаются благоприятные условия для перестройки и развития личности ребенка.

Находясь в системе детско-родительских отношений, ребенок получает возможность оптимальным способом присвоить себе и использовать уже опробованные ценности, правила поведения и нормы. Итогом такого взаимодействия с родителями в данном случае, будет являться сформированность у ребенка готовности к различным жизненным ситуациям.

Формирование и развитие личности ребенка - это процесс, в котором активное участие принимают как родители, так и дети. При этом в процессе воспитания своих детей, родители сами воспитываются. Дети выбирают свой дальнейший жизненный путь в ходе воспитательных воздействий, то есть, дети воспитываются с помощью значимых для него взрослых. И в основном этими значимыми взрослыми являются родители. Поэтому родителям очень важно уметь оценивать себя со стороны, как и какими методами воздействуют на ребенка, какого стиля воспитания придерживаются, каков уровень доверия в их детско-родительских отношениях.

Кириленко И.Н. отмечает, что «анализ детско-родительских отношений позволят увидеть, что в современных исследованиях детально проработанной является только их направленность на развитие ребенка. Она подразумевается как способствующая созданию условий, наиболее благоприятных его личностному и интеллектуальному развитию» 1.

Изучая феномен понятия детско-родительские отношения, невольно происходит осознание, тесной связи ребенка со своими родителями. Детско - родительские отношения имеют непростую структуру, которая определяет генезис и развитие общения ребенка и родителей. Роли всех участников этого непростого процесса взаимодействия претерпевают существенные изменения на каждом из возрастных этапов развития. На родителях лежит большая ответственность за жизнь и развитие ребенка. Поэтому важно учитывать и понимать все

Психология семьи и семейного воспитания

Родительство как социокультурный феномен. Семейное воспитание ребенка и его значение. Родительские установки, стратегии и стили семейного воспитания.

Родительство как социокультурный феномен

Родительство - интегральное психологическое образование личности (отца и/или матери), включающее совокупность ценностных ориентации родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания. Каждый компонент содержит когнитивные, эмоциональные и поведенческие составляющие. Родительство проявляется как на субъективно-личностном, так и на надындивидуальном уровне. Как надындивидуальное целое, родительство неотъемлемо включает обоих супругов и предполагает осознание духовного единства с брачным партнером по отношению к своим или приемным детям.

Связь компонентов родительства осуществляется через взаимообусловленность составляющих их когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектов, являющихся психологическими формами его проявления.

Когнитивный компонент - это осознание родителями родственной связи с детьми, представление о себе как о родителе, представление об идеальном родителе, образ супруга (и) как родителя общего ребенка, знание родительских функций, образ ребенка.

Эмоциональный компонент - это субъективное ощущение себя как родителя, родительские чувства, отношение к ребенку, отношение человека к себе как к родителю, отношение к супругу как к родителю общего ребенка.

Поведенческий компонент - это умение, навыки и деятельность родителя по уходу, материальному обеспечению, воспитанию и обучению ребенка, взаимоотношения с супругом (ой) как с родителем общего ребенка, стиль семейного воспитания.

В период становления родительство обладает неустойчивой структурой, что проявляется в отсутствии согласованности некоторых компонентов между родителями, периодическом возникновении конфликтных ситуаций, в большей подвижности структуры (по сравнению с развитой формой родительства).

В этот период происходит согласование представлений мужчины и женщины относительно роли родителей, о функциях, распределении ответственности, обязанностях, то есть в целом о родительстве. До появления ребенка на свет согласование представлений происходит, так сказать, на теоретическом уровне, во время бесед друг с другом, в мечтах и планах на будущее. С появлением ребенка оно получает второе рождение, когда теория начинает осуществляться на практике.

Развитая форма родительства характеризуется относительной устойчивостью и стабильностью и реализуется в согласованности представлений супругов о родительстве, комплементарности динамических его проявлений. Как интегральное образование личности родительство включает:


· ценностные ориентации супругов (семейные ценности);

· родительские установки и ожидания;

· родительское отношение;

· родительские чувства;

· родительские позиции;

· родительскую ответственность;

· стиль семейного воспитания.

Особенностью семейных ценностей является то, что они по своей сути представляют собой сплав эмоций, чувств, убеждений и поведенческих проявлений.

Когнитивная составляющая ценностных ориентации супругов отличается тем, что информация в ней находится на уровне убеждений. Прежде всего, это убеждения в приоритетности каких-либо целей, типов и форм поведения, а также уверенность в приоритетности каких-либо объектов в некоторой иерархии.

Эмоциональная составляющая реализуется в эмоциональной окраске и оценочном отношении наблюдаемого явления. Именно эмоциональный аспект, определяющий переживания и чувства человека, показывает значимость той или иной ценности, является своеобразным маркером определения приоритетов.

Поведенческая составляющая может быть как рациональной, так и иррациональной; главное в ней - направленность: на реализацию ценностной ориентации, достижение значимой цели, на защиту той или иной субъективной ценности и так далее.

Несомненно, отношение родителей к ребенку зависит как от их собственного, так и от его возраста и пола. Отцы и матери неодинаково воспринимают и относятся к сыновьям и дочерям, к новорожденным и к подросткам. Кроме того, их взаимоотношения зависят от конкретных социальных условий, так что «естественное», само собой разумеющееся, нормативное для одной страны и эпохи родительское поведение, например, инфантицид, выглядит противоестествен­ным, странным и даже чудовищным в другую эпоху.

Родительская забота о потомстве, безусловно, имеет свои филогенетические предпосылки. Общий «паттерн», образец родительского ухода, как и все прочие биологические черты, генетически запрограммированы и варьирует от одного вида к другому. Наличие (или отсутствие) такого ухода, его характер и длительность различают биологиче­ские виды друг от друга столь же надежно, как анатомические признаки. Очень важную роль в детерминации степе­ни и содержания родительской заботы у данного вида роди­телей играют экологические условия.

Системный подход предполагает, что люди организуют свое поведение внутри семейных систем в соответствии с поколением, возрастом, полом, структурными и коммуникативными параметрами системы. “Если вы приспосабливаетесь к семейной структуре, то она будет оказывать влияние на ваше функционирование, паттерны (шаблон) взаимоотношений и тип семьи, который вы создадите в следующем поколении”. Семьи повторяют сами себя. То, что происходит в одном поколении, часто повторяется в следующем, и те же темы будут проигрываться из поколение в поколение, хотя актуальное поведение может иметь различные формы. Мюррэй Боуэн называл это многопоколенными переходами семейных паттернов. Основная гипотеза сводится к тому, что паттерны взаимоотношений предыдущих поколений могут обеспечить неявные модели для семейного функционирования в следующих поколениях. События, одновременно происходящие в разных частях семьи, не рассматриваются просто как диапазон случайностей, а видятся скорее как взаимосвязанные системным способом. Особенно это касается того, что происходит в переходные периоды между стадиями жизненного цикла в семейной истории. Симптомы группируются вокруг таких переходов, когда члены семьи лицом к лицу встречаются с задачей реорганизации своих взаимоотношений друг с другом при переходе на новую фазу. Симптоматическая семья “застревает” во времени и часто оказывается не в состоянии выйти из тупика путем изменения правил своего функционирования, переструктурирования и движения. Изучение семейной истории может дать важные ключи к пониманию природы таких тупиков и прояснить, как симптомы могут появляться, консервируя некоторые стереотипы взаимоотношений или защищая определенное “наследство” предыдущих поколений.

В соответствии с современными научными представлениями об условиях и механизмах психического развития человека, становление интеллекта и личности ребенка невозможно без общения и взаимодействия со взрослыми, и в первую очередь с родителями.

Семья как важнейший социальный институт, ближайшее социальное окружение ребенка, составляющая социальной ситуации развития опосредует его взаимодействие с «большим социумом». Она удовлетворяет важнейшие базовые органические и социальные потребности ребенка в эмоциональной поддержке, принятии, уважении и защите (Н. II. Авдеева, А. Бандура, Л. И. Божович, Дж. Боулби, А. Я. Варга, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, М. И. Лисина, А. Е. Личко, О. А. Карабанова, А. С. Спива- ковская, 3. Фрейд, Э. Г. Эйдемиллер и другие). В семье ребенок учится понимать других людей, воздействовать на них, выстраивать отношения и социальные связи. Взрослый, сотрудничая с младенцем, создает для него зоны ближайшего развития в двигательной, речевой и всех других сферах, что способствует развитию психики, обеспечивает формирование специфически человеческих способностей. Эмоциональная обстановка в семье, в которой растет ребенок, закладывает основы его мировосприятия, влияет на уровень его психологического благополучия.

Важнейшим компонентом структуры современной семьи являются межпоколенные связи и отношения, прародителей, родителей, детей.

Родительство как отдельная подсистема семейных отношений сложилось на протяжении исторического развития человечества.

Родительство - это значимая социальная роль, важная сфера самореализации взрослой личности, существенный аспект ее жизненного пути. Оно включает систему норм, правил, моделей поведения матери/отца, в которых отражены вклад каждого из них, их функции по уходу за ребенком и его воспитанию.

Родительство имеет исторически-конкретную форму; современное родительство - продукт длительного и весьма противоречивого исторического развития 1 .

В главе 1 уже упоминалась периодизация истории детства Л. Демоза, в которой представлена последовательность стилей воспитания, сменяющих друг друга с древности до XX в.: инфантицидный, бросающий, амбивалентный, навязчивый, социализирующий, помогающий. Хотя этот подход и небезупречен (в нем не учитываются социально-экономическая история, культурные, религиозные и другие особенности государств, амбивалентность отношения к детям), он все же выделяет историческую тенденцию роста внимания и интереса к детям, индивидуализации заботы о них, понимания взрослыми ценности и субъектности детей. Исторически не так давно, лишь к концу XVIII - началу XIX в. в общественном сознании утвердилась детоцентрическая ориентация, а родительская любовь стала признаваться одной из главных нравственных ценностей .

Развернутый анализ родительства как самостоятельного психологического образования внутри семейной системы представлен в работах Р. В. Овчаровой . Родительство рассматривается как интегральное психологическое образование личности (отца и (или) матери). Оно проявляется как на субъективно-личностном, так и на надындивидуальном уровне (т.е. неотъемлемо включает обоих супругов и предполагает осознание духовного единства с брачным партнером но отношению к своим или приемным детям).

Формирование родительства - это длительный процесс согласования представлений мужчины и женщины относительно роли родителей, их функций, распределения ответственности, обязанностей. На начальных этапах родительство неустойчиво, периодически возникают конфликтные ситуации. Развитая форма родительства характеризуется определенной стабильностью, реализуется в согласованности представлений супругов о родительстве, комплементарное™ его динамических проявлений.

Структура родительства сложна и включает ценностные ориентации супругов (семейные ценности); родительские установки и ожидания; родительское отношение; родительские чувства; родительские позиции; родительскую ответственность; стиль семейного воспитания. Каждый компонент содержит эмоциональные, когнитивные и поведенческие составляющие. Компоненты родительства взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Выделяют две основные стратегии реализации родительства: 1) восприятие родительской роли (рождения ребенка) как ограничения для самореализации; 2) восприятие родительской роли как появления новых возможностей для самореализации.

Наиболее подходящей для ребенка, родителей и семьи в целом является вторая стратегия, когда происходят соразвитие, сотрудничество, сотворчество родителей и детей.

Если понятие «родительство» является надындивидуальным целым, то понятия «материнство» и «отцовство» касаются отдельной личности.

Изучение материнства как психологического феномена в зарубежной психологии началось во второй половине XX столетия, в отечественной - чуть позже, в 1980-1990-е гг. К проблеме материнства обращаются многие исследователи: В. И. Брутман, О. Р. Ворошнина, М. С. Радионова, Н. В. Самоукина, Г. Г. Филиппова и другие.

Г. Г. Филиппова предложила психологическую концепцию материнства с позиции культурно-исторического подхода, анализируя всю сложность взаимодействия биологически обусловленных и культурных механизмов развития материнского поведения . Материнство рассматривается как часть личностной сферы женщины, ориентированная на задачи рождения и воспитания ребенка. Материнство связано с выполнением особых функций по отношению к ребенку: видотипичных и конкретно-культурных. Видотипичные функции матери помогают развить базовые структуры эмоционального благополучия, особенности деятельности ребенка как представителя своего вида. Конкретно-культурные функции обеспечивают формирование отношения ребенка к миру, к себе и оценке успешности своих действий как члена определенной культуры. Сама способность матери к выполнению ее функций по отношению к ребенку складывается в ходе онтогенеза на основе целого набора средств культуры (ценностей, традиций, поверий).

Материнство имеет филогенетическую и онтогенетическую историю. Психологическая готовность к реализации родительской функции и материнская позиция женщины формируются в результате присвоения личностью опыта социокультурной практики материнства (а не как реализация, разворачивание его врожденной инстинктивной природы).

В концепции материнства Г. Г. Филипповой выделяются шесть этапов онтогенетического развития материнской нотребностно-мотивационной сферы.

  • 1- й этан - взаимодействие с собственной матерью - определяет формирование ценностной и эмоциональной основы материнского поведения. Мать выступает для девочки значимой фигурой, кристаллизующей в себе образ материнства, становится посредником между дочерью и социокультурной практикой материнства. На основе опыта взаимодействия с матерью посредством психологических механизмов ассимиляции, идентификации, осознанного обучения формируется собственная материнская идентичность женщины. Этот этап начинается с внутриутробного развития и продолжается всю жизнь, выступая в качественно новых формах на каждой стадии онтогенеза.
  • 2- й этап - развитие материнской сферы в игровой деятельности. В сюжетно-ролевой игре (в «семью», «дочки-матери») моделируется ориентировка девочки в содержании материнской роли. Происходит формирование устойчивого образа-эталона материнской роли.
  • 3- й этап - нянченье (от 4-5 до 12 лет) как проба своих возможностей в реальном уходе за младенцем и его воспитании, накопление опыта взаимодействия с младенцами в детском возрасте.
  • 4- й этап - дифференциация мотивационных основ материнской и половой сфер в период полового созревания, когда происходит разделение и затем интеграция ценностей и мотивационных основ материнской и половой сфер.
  • 5- й этап - взаимодействие с собственным ребенком : формирование материнской позиции в период беременности и ожидания ребенка, родов и в период ухода за младенцем и его воспитания.
  • 6- й этап - формирование привязанности и любви к ребенку как к личности (начиная с раннего возраста). Преодоление симбиотического типа отношений и дифференциации границ «Я» - «ребенок».

При изменении общественных отношений сложившиеся ранее модели материнства и детства частично устаревают и должны трансформироваться; отношение женщины к своей роли матери также изменяется. В современных условиях стремительных социальных изменений наблюдается тенденция поиска нового пути формирования материнской сферы , более направленного и осознанного развития информационных и эмоциональных основ материнства.

Хотя о роли отца в развитии ребенка говорили еще 3. Фрейд, К. Г. Юнг и другие психологи, но основные исследования роли семьи в развитии ребенка сосредоточивались на анализе взаимоотношений матери и ребенка. На современном этапе отцовство все чаще становится предметом научно-психологического осмысления 1 . Оно рассматривается как системное психолого-педагогическое явление особой деятельности по воспитанию ребенка с учетом фактора возраста. Отцовство как многомерный психологический феномен включает ряд аспектов: отцовство как мотива- ционно-потребностная сфера личности; отцовство как ценность и сфера самореализации личности; отцовство как система отношений родителя . Формирование отцовства, принятие роли отца связаны с переосмыслением себя и своей роли в семье и жизни в целом, принятием ответственности за благополучие жены и детей, перестройкой отношений как в семье, так и за ее пределами.

На современном этапе развития общества семья значительно изменяется: женщины все чаще работают вне дома, традиционные роли супругов пересматриваются. Это приводит и к трансформации роли отца в семье. Выделяют несколько типов взаимодействия отца и ребенка в современном мире (по количеству времени и качеству общения) .

  • Традиционный отец. Главную задачу видит в материальном содержании и защите жены и ребенка. В семье воплощает авторитет и силу; его слово - закон, его поведение обсуждению не подлежит. С ребенком эмоциональной близости нет, взаимодействие происходит скорее в сложных, конфликтных ситуациях, когда возникают разногласия и требуется принять решение.
  • Отец-партнер. Уверен, что его роль в семье не сводится к материальной поддержке, и он нужен как второй родитель для воспитания детей. Активен в отношениях с детьми, выступает как образец, помощник и партнер по играм.
  • Новый отец («ответственное отцовство»). В этом варианте подчеркивается важность родительства, общения с ребенком для самого отца. Указывается на равное (хотя и не одинаковое) участие обоих родителей в уходе за ребенком начиная с самых первых дней, что обеспечивает тесную эмоциональную связь.

Таким образом, модели «отец как носитель социальных требований к поведению и достижениям ребенка» и «отец как помощник матери в воспитании детей» в настоящее время недостаточны. Отцы становятся полноправными родителями: теперь их воспитательный вклад не сводится к созданию образцов поведения и дисциплинированию, а включает и эмоциональное общение с ребенком, и первичный уход за младенцем. Термин «со-родительство» призван подчеркнуть новизну ситуации и равенство вклада матери и отца в жизнь семьи во всех ее сферах