На формирование личности ребенка список. Формирование человеческой личности: как происходит и чем обуславливается. Кто сказал, что будет легко

17.04.2019

Формирование личности ребенка — это процесс и результат воспитания, социализации и саморазвития. Ключевая роль в личностном формировании, безусловно, принадлежит семье. Ведь непосредственно в семье малыш видит первые вариации поведения для дальнейшего подражания, знакомится с первой реакцией окружения на его действия. Так как вследствие отсутствия социального и личного опыта, кроха не сможет подвергнуть оценке собственное поведение и личностные черты других индивидов.

Сегодня абсолютное большинство психологов и педагогов едино в том, что все качества характера, неважно, плохие или положительные, малыш приобретает в детстве. В раннем детстве совершается закладка трех ключевых групп личностных качеств у маленьких индивидов, а именно мотивационные качества, стилевые и инструментальные. А последовательность их возникновения имеет тесную связь с главными периодами развития.

Формирование и развитие личности ребенка

Социальное понятие, которое объединяет в себе все, что имеется в индивидууме надприродного и исторического, называется личностью. Данное понятие не является врожденной характеристикой субъектов. Личность возникает как следствие культурного развития и социального воздействия. Личностное развитие имеет присущие только ему этапы формирования личности ребенка.

Единая структура личности обусловливается целенаправленностью и активностью при этом, характеризуя устройство мотивационной сферы субъектов.

Формирование личности ребенка содержит два аспекта. Один из них представляет собой постепенное осознание малышом собственного места в реальном мире. Другой – состоит в развитии чувств и волевой сферы. Они координируют мотивы и устойчивость поведения.

Большинство взрослых лиц подменяет понятие «личность» и термин «индивидуальность». Они считают, что если у малыша появились индивидуальные предпочтения в определенной области (например, крохе нравится лишь конкретные музыкальные композиции), то значит он уже полноценно-сформированная личность. Однако такое суждение неверно, так как предпочтения в отдельных областях характеризуют индивидуальность детей, а не свидетельствуют об особенностях личности. В свой черед и коммуникативные способности, черты характера и др. проявления не являются свойствами личности. Индивидуальные черты индивидов, такие как одаренность, темперамент, особенности когнитивной сферы, несомненно, влияют на личностное формирование, но они не являются факторами, всецело определяющими ее структуру.

Как понять, что кроха уже осознает себя личностью? Можно выделить несколько ключевых критериев:

  • малыш полноценно применяет личные местоимения;
  • имеет основополагающие представления о вещах, которые можно назвать «хорошими» или «плохими», вследствие чего он способен отказаться во имя «хорошего» от «плохого» и пожертвовать собственными сиюминутными «хочу» ради общего блага;
  • ребенок владеет навыками ;
  • он уже умеет на простейшем уровне поведать о собственной внешности или характере, в состоянии рассказать о собственных переживаниях, и проблемах.

Беря за основу вышеперечисленные критерии, становится очевидным, что маленький начинает ощущать себя личностью не ранее двухлетнего возраста. Обычно психологи выделяют возраст три года, так как он связан с возникновением у детей . А к пятилетнему возрасту, они уже полностью осознают себя личностью, обладающей специфическими особенностями и «встроенной» в систему взаимоотношений с реальным миром.

Формирование личности ребенка дошкольного возраста проходит через определенные возрастные кризисы, самым ярким из них считается кризис трехлетнего возраста. Кризис на этом возрастном этапе возникает вследствие определенных личностных достижений и невозможности действовать адекватно ранее освоенным моделям общения с окружением.

Формирование личности ребенка в семье

Школа, социум, товарищеская среда, безусловно, накладывают на формирование гармоничной личности ребенка отпечаток, но фундамент, поведенческая модель, манера коммуникативного взаимодействия закладывается семьей. Именно то, что кроха в детстве слышит и замечает, будет для него эталоном поведения. Так как нормы поведения в социуме для него пока не доступны, поэтому эталоном будут для него родители и прочие участники семейных отношений. Собственно их поведенческую модель он и скопирует. Таким манером и проявляется формирование личности ребенка в семье. И чем взрослее становятся малыши, тем больше у них обнаруживается черт характера и особенностей поведения схожих с родительскими.

Семья играет роль посредника между социумом и крохой. Она необходима для передачи социального опыта ему. Через коммуникативное взаимодействие внутри семьи малыш осваивает нравственные ценности, нормы поведения, господствующие в данном социуме. Семья является самым действенным наставником и ведущим фактором, определяющим формирование гармоничной личности ребенка особенно в его первые годы жизни.

В каждых отдельно взятых внутрисемейных отношениях вырабатывается своя индивидуально-специфическая система воспитания, фундаментов которой являются те или иные нравственно-ценностные ориентиры, вследствие чего формируется так называемое «семейное кредо».

Таким образом, согласно современным представлениям, формирование личности ребенка дошкольника и его воспитание до одного года надлежит базировать исключительно на создании идеальных условий для развития физически здорового организма, интеллектуально и эмоционально сформированной личности. На данном этапе какие-либо воздействия ограничительного характера и попытки морализаторства будут неэффективны.

Только после достижения малышом возраста одного года следует начинать его знакомить с некоторыми социальными установками и морально-этическими представлениями. Однако при этом все же не стоит требовать от них немедленного соблюдения, так как это бесполезно. После двухлетнего возраста можно апеллировать к нормам этики более настойчиво, а в трехлетнем можно настоятельно требовать их соблюдения.

Особенности формирования личности ребенка в отношениях, где люди связаны семейными узами, заключаются в большом реализме приобретаемого детьми в семье социального опыта. Поскольку ребенок сквозь призму наблюдаемых действий близких родственников выстраивает собственное мировосприятие, у него формируются суждения о ценности явлений и вещей.

Воспитание и формирование личности ребенка

Первой культурной средой для детей, включающей их предметно-пространственное, событийное, социальное, информационное окружение является семья.

Близкие лица в разной степени выраженности создают индивидуальную воспитательную среду (например, обеспечивают полноценное питание, покупают одежду, приобретают раскраски, игрушки, и др.). От того, каким образом организована воспитательная среда, зависят способы воздействия на малыша, их действенность для личностного развития и насколько безболезненно для него будут протекать кризисы и этапы формирования личности ребенка.

Вопреки распространенному суждению специфические воспитательные меры в семье, устремленные на развитие или коррекционное воздействие некоторых личностных качеств детей, занимают незначительное место. Естественно, в домашнем воспитании существуют определенные требования, запреты, система наказания и поощрительного воздействия. Однако при этом ежедневно случаются различные ситуации с участием родителей, через которые вплетаются меры воспитательного или обучающего характера. Поэтому, чем в более младшем возрастном периоде находится кроха, тем органичнее сочетается обучение и воспитание, присмотр и забота. Домашнее воспитание характеризуется сугубо индивидуальным и персонализированным воздействием, конкретностью, вследствие чего оно благоприятно воздействует на инициирование активности, посредством которой происходит формирование личности ребенка дошкольного возраста.

Детская активность, реализуясь в видах деятельности, является базисом для выработки социальных и психологических новообразований в его личностной структуре, ведь специфические индивидуальные особенности и качества образуются только в процессах взаимодействия малышей со средой, в их инициативной деятельности.

Семья выступает основополагающим фактором воспитательного воздействия вследствие того, что является организатором для детей всевозможных видов деятельности. Ведь кроха от рождения не обладает навыками, обеспечивающими его самостоятельную жизнь. Взаимодействие с миром для него организовывают родители и прочие участники семейных отношений. Именно в этом и состоит огромный педагогический смысл. Так как даже малыш, которому повезло появиться на свет в благоприятствующей среде, не в состоянии полноценно развиваться при ограничении или лишении его возможностей активно взаимодействовать с ней.

Семейным воспитанием называют целенаправленное взаимодействие взрослых участников семейных отношений с младшими, которое основывается на любви, уважении достоинства крохи, а также предполагает психологическую и педагогическую поддержку, защиту малыша и формирование личности ребенка дошкольника с учетом его потенциала и соответственно семейным ценностям и моралью общества.

Специфичность семейного воздействия воспитательного характера состоит в его возможности выступать одновременно положительным фактором и отрицательным феноменом становления личности. Благоприятное влияние на личность выражается в любви. Так как никто не будет больше любить кроху, чем его близкое окружение. Наряду с этим и большего вреда в воспитании и личностном формировании не может причинить никакой иной социальный институт.

Ключевыми условиями, обеспечивающими оптимальное семейное воспитания, являются: неподдельная любовь к крохе, последовательность в воспитательном воздействии, единство принципов и требований, адекватность воспитательных воздействий. Соблюдение этих перечисленных требований является залогом внутреннего спокойствия малыша и стабильности его психики.

Формирование личности ребенка в общении

Общение можно представить в качестве определенного вида деятельности, направленного на взаимообмен информацией между взаимодействующими индивидами. Оно обладает огромным значением в развитии психики субъектов и становлении рационального, культурного поведения. Посредством коммуникаций с развитыми индивидами в психологическом плане, благодаря широкому диапазону возможностей к научению, ребенок приобретает высшие когнитивные способности. Поэтому непосредственно через деятельное общение с сформированными личностями малыш сам становится личностью.

Коммуникативное взаимодействие малышей со взрослыми лицами ведет к возможности формирования у них эмоций, отвечающим шаблонным, общепринятым сегодня в конкретном социуме.

Особенности формирования личности ребенка состоят в том, что приобретенные новообразования его эмоциональной сферы, выработанные вследствие вербального взаимодействия, не остаются в границах исключительно коммуникативной деятельности, но и обогащают в целом личность.

Общение в онтогенезе представляет собой первичную, преобладающую форму отношения крохи к среде, прежде всего, предполагающей со стороны второго индивида понимание. Первоначально при благоприятных условиях мать выступает второй общающейся стороной. По мере взросления эта форма у детей заменяется формой, которая предполагает наличие взаимопонимания. Другими словами при данной вариации общения малыш уже не просто формулирует собственные желания, но и считается с желаниями окружения, от которого зависит воплощение в реальность его собственных «хочу». Становление личности ребенка школьного возраста проистекает вследствие воздействия:

  • новых отношений с ровесниками (одноклассниками) и взрослыми (педагогическим составом школы);
  • новых форм деятельности (научения) и общения, через которые происходит его включение в систему коллективов (классного и общешкольного).

Результатом данного этапа формирования становятся формирование элементов социальных чувств и выработка навыков социального поведения (взаимопомощь, ответственность за поступки, товарищество и т.п.).

Поэтому младший школьный возрастной этап предоставляет значительный потенциал для выработки нравственных личностных качеств. Этому содействуют уступчивость и некоторая доля внушаемости индивидов, их доверчивость, стремление к подражанию, а самое главное – используемый авторитет педагога.

Становится ведущей деятельностью в пубертатном периоде. В межличностном взаимодействии подростки воссоздают отношения, существующие во «взрослом» мире или противопоставляются им. Через личностное общение у детей–подростков формируются их воззрения на смыслы жизни, взаимоотношения между людьми, собственное будущее.

Когда мама впервые видит своего малыша, она забывает обо всех трудностях, которые преследовали её последние 9 месяцев, о нечеловеческой боли, которую пришлось вытерпеть в родильной палате и о тех переживаниях, которые мучили её всё то время, пока она носила это чудо в животике. И у каждой мамы в этот момент проносятся тысячи мыслей в голове: во сколько месяцев эта кроха улыбнется мне, какое слово она скажет первым, чем она будет нас радовать и чем огорчать, кем будет мой ребенок и прочее. Но мало кто из родителей задумывается о том, какой личностью будет расти их кроха, каковы основные условия развития личности ребенка, сформируется ли в его сознании отзывчивость и понимание или лень и озлобленность.

То, каким будет расти малыш, зависит в большинстве случаев от родителей и от окружающей обстановки, ведь факторы развития личности ребенка настолько различны, что многие даже не подозревают об этом.

Факторы, влияющие на развитие личности с самого рождения

Уже с момента рождения кроха пусть и плохо, но все же видит окружающий мир, пусть не на полную громкость, но слышит то, что происходит вокруг. Поэтому, все в окружении вашего малыша должно способствовать развитию его моторики, внимания, мышления, памяти, и, конечно же, развитию личности.

  • Влияние семьи

В первую очередь мы хотим отметить важную роль семьи в развитии личности ребенка , поскольку это тот «фундамент», который обуславливает надежность выстроенного «дома». Малыш видит отношения в своей семье и невольно повторяет их в повседневной жизни. Так, в положительной семье, где папа всегда помогает маме, где нет скандалов и криков, вырастет отзывчивая и добрая личность. Ну, а из неблагополучных семей, как правило, вырастают запуганные дети, которые привыкли врать и изворачиваться, лишь бы только выжить в этом мире.

В зависимости от типа отношений в семье возможно прогнозирование развития личности ребенка. Утверждать тот или иной факт, конечно, не стоит, ведь многое зависит и от врожденного темперамента и от стремления ребенка. Но можно сказать, что в семье, где царит диктатура, ребенок вырастет замкнутым с сильно заниженной самооценкой. У родителей, которые с самого детства игнорировали свое чадо (идеология полного невмешательства), вырастает рано повзрослевший ребенок, который всего привык добиваться сам. Условия развития личности ребенка в этом случае таковы, что он не знает родительской ласки и любви, поэтому он вряд ли сможет стать добрым и отзывчивым. Гиперопека также ни к чему хорошему не приводит - так родители лишь разбалуют своих детей, превращая их в капризных маленьких «нехочучек», справиться с которыми чрезвычайно трудно.

Но есть все же один тип внутрисемейных отношений, который поможет вырастить в ребенке правильную личность, добрую, отзывчивую, понимающую, искреннюю и трудолюбивую - эти отношения называются «сотрудничеством». Высокие нравственные ценности, оказание моральной помощи, демократия - это идеальные факторы для развития полноценной личности.

  • Влияние социума

Влияние социума на развитие личности ребенка начинается уже с того момента, как он впервые увидел этот мир. Мы с самого детства слышим, что так делать нельзя, так говорить некрасиво и прочее - в этом весь социум, укрощение искренности. Ребенок, который еще не до конца осознал, как вести себя в социуме - самая честная и искренняя личность. Но без социума все бы мы жили в хаосе, поскольку он учит нас дисциплине, морали, нормам.

На ребенка до 2-х лет влияют исключительно микрофакторы социума, то есть семья и ближайшее окружение. В дошкольном возрасте ребенок более близко знакомится с обществом, с установленными правилами и нормами в детском саду. И это первый шаг к тому, насколько ребенок будет чувствовать себя комфортно среди других людей. Чем старше становится ребенок, тем больше он должен соответствовать тем правилам, которые установил социум. Круг окружающих его людей расширяется, родители в школьные годы делят свой авторитет с учителями, в подростковом возрасте родители и вовсе не авторитет - главное друзья. Но время все расставит по своим местам, и взрослые дети начнут понимать своих родителей. Главное, чтобы личность не потерялась в социуме, чтобы ребенок не чувствовал себя никчемной песчинкой в огромной толпе.

  • Влияние окружающего мира

Первое место после роддома, куда родители приносят малыша - это его уютная детская комната. Вы спросите, может ли интерьер детской повлиять на развитие личности ребенка ? Конечно, может, ведь ребенок в первую очередь изучает окружающий мир глазами, и от того, какие цвета и линии будут его окружать, зависит и его настроение, да и развитие в целом. У малыша должен быть уютный укромный уголок, и даже если у вас нет возможности выделить ему отдельную комнату, нужно разделить спальню на зону родителей и зону крохи (сделать это можно при помощи обыкновенной ширмы или гипсокартонной конструкции). Если же малышу повезло, и у него есть отдельная комната, позаботьтесь о его безопасности: не покупайте мебель с острыми углами, стеклянной поверхностью и прочее. Ну, а когда с помещением решено, пора задуматься и о его цветовом решении. Для совсем маленьких крох желательны спокойные, пастельные тона, для более старших детей можно придумать спокойную комнату с яркими акцентами.

Каждая мамочка начинает петь колыбельные своему малышу еще в тот момент, когда он находится у неё в животике. И все мы прекрасно знаем, что даже в утробе дети слышат нас, а на последних месяцах беременности даже отзываются на родные голоса легкими движениями ручек и ножек. Влияние музыки на развитие личности ребенка может быть различным в зависимости от качества самих мелодий и песен. Так, самыми благоприятными и умиротворяющими можно назвать классическую и инструментальную музыку, музыкальные сказки, специально придуманные мелодии для детей. Правильно подобранная музыка способна успокоить кроху, воспитать в ней музыкальный вкус. Ну, а в повзрослевшем возрасте детей нужно знакомить с инструментами, с вокалом, чтобы они развивали свои голосовые связки, расширяли свой кругозор, умения и круг общения. Чего не стоит включать детям, так это тяжелую музыку, рок, транс и прочие музыкальные направления, которые вовсе не пригодны для маленькой неокрепшей психики.

Подобно мелодиям нужно с особой тщательностью подходить к подбору интересных историй для малыша, ведь влияние сказок на развитие личности ребенка играет не меньшую роль, нежели музыка. Сказки идут с нами по жизни, учат нас и наставляют, причем им удается остаться на всю жизнь не в памяти у нас, а прямо в подсознании. Наверняка вы каждый вечер рассказываете малышу одни и те же сказки, и кроха их запоминает, а когда вырастет - будет проговаривать их наизусть без запинки. Ребенок еще верит в чудеса, он принимает героев сказок за реальных персонажей, ассоциируя себя с ними. Если главный герой сказки - положительный, то ребенок будет подражать ему только потому, что он занимает центровую позицию в повести. Ну, а если в сказке главенствует злой герой, то ребенок невольно захочет быть таким. Поэтому, с особой тщательностью подбирайте сказки для своих детей, чтобы они хотели подражать правильным героям. Да и сказки есть не только народные, которые все мы знаем наизусть, но и авторские. Существуют не только волшебные авторские сказки, но и обучающие, и психокоррекционные - их значение переоценить невозможно, ведь в сказках все рассказывается простыми, понятными любому словами, но их смысл может быть глубже, чем во многих книгах по психологии.

Факторы, влияющие на развитие личности с 2-х лет

  • Влияние творчества

Ни лепить, ни вышивать, ни играть роли ребенок не может ранее определенного возраста, но вот рисовать, точнее «мазюкать» ему удается уже после первого дня рождения. Но это и рисованием-то назвать нельзя, хотя ребенок уже учится тактильному восприятию, начинает различать основные цвета. Даже когда у малыша получаются каракули, важно вовсе не это - самое главное, что он научился держать в руках тонкий предмет и управлять им. Чем больше ребенок рисует, тем больше у него усидчивости, сосредоточения, внимательности. По мере того, как растет ребенок, растет и профессионализм его рисунков, и если развивать его рвение и дальше, то он проявит прекрасные художественные способности. Влияние изобразительного искусства на развитие личности ребенка обусловлено, прежде всего, эстетической стороной жизни, ведь маленькие художники уже знают, что такое светотень, оптические законы, какие цвета сочетаются, а какие нежелательно соединять, и еще много всего полезного, о чем остальные их сверстники даже не подозревают. Ребенок, у которого есть рвение к рисованию, наверняка вырастет художественной личностью, со своим неповторимым вкусом, с определенным виденьем этого мира, с особой внимательностью к деталям и с непревзойденным чувством моды и дизайна.

Но помимо рисования есть еще немало видов творчества, которые захватывают ребенка и развивают его. Многие родители задаются вопросом, каково же влияние творчества ребенка на развитие его личности ? Во-первых, для того, чтобы делать что-то своими руками, необходима усидчивость, а это весьма положительное качество для растущей личности. Во-вторых, всё, что сделано своими руками, можно подарить друзьям, родным, а это учит ребенка доброжелательности, желанию сделать что-либо во благо других. Ну и, в-третьих, чем больше творческих направлений изучит ребенок, тем более развитым он себя почувствует, тем больше круг его друзей и знакомых, и тем больше гордости будет у вас, дорогие родители, за то, что ваш малыш столько всего умеет.

Так, например, лепка из пластилина, соленого теста или пластики поможет ребенку развить наглядно-образное мышление, научит его наблюдать, сравнивать и анализировать, а бисероплетение идеально развивает мелкую моторику рук и эстетический вкус. Отдельного внимания требует такой вид творчества, как театр, ведь он объединяет в себе всё - и актерское мастерство, и ораторство, и песни, и танцы, и умение подать себя перед публикой. Это идеальное место для тех, кто слишком зажат и боится общества. Здесь замкнутые личности раскрепощаются, непоседы находят выплеск своих эмоций, при этом все они учатся правильной дикции, постановке голоса и предложений. Ну, а играть сценку вместе со своими друзьями - это просто счастье не только для детей, но и для многих взрослых.

  • Влияние игр и домашних животных

Возможно, у вас уже был питомец до рождения малыша, а может вы решили завести его после того, как ребенку исполнилось 2 года, но в любом случае положительное влияние домашних животных на развитие ребенка доказано учеными. Питомцы - это такие же живые существа, как и мы с вами, и ребенок видит в их «лице» друга, союзника, собеседника. Детям нравится прикасаться к мягкой шерстке кошек, хомячков, бегать по всей квартире или по парку с собакой, смотреть на неспешно плавающих рыбок в аквариуме. Какого бы питомца вы ни решили завести, знайте, что с любым животным ребенок найдет общий язык. Но каждое животное по-разному влияет на развитие личности ребенка. Самым идеальным вариантом будут кошки - это те существа, которые научат ребенка любви, ласке, дружбе, с ними не соскучишься, они всесторонне развивают малыша. Настоящей дружбе и активному отдыху детей научат собаки. Мелкие пушистые грызуны, а также пернатые питомцы хороши в большинстве случаев для созерцания и умиления, но ни поиграть с ними, ни потискать их вдоволь не удастся. Однако любому животному ребенок будет рад, ведь у него появится друг, который всегда будет рядом, с которым можно и погрустить и поиграть, и просто побыть рядом.

С любыми животными можно придумать какую-нибудь игру, и это очередная ступенька в развитии мышления ребенка. Если он умеет придумывать новые игры, вовлекает в них всех друзей, то мы видит в нем творческую натуру с нотками лидерских качеств. Роль игры в развитии личности ребёнка такова, что именно по ней можно наблюдать психологическое состояние малыша, его рвения, возможности и желания. Более разнообразную игровую деятельность дает ребенку садик, где воспитатели стараются придумать для детей развивающие игры, где нужно не только следовать правилам, но и думать. Например, дидактические игры учат детей элементарным понятиям о цвете, фактуре, размере, малыши во время игры становятся более сосредоточенными, внимательными. Подвижные игры любят все дети, и это отличное подспорье для поддержания их физической формы, активного движения. К тому же, именно в таких играх сразу видно, кто лидер среди детей, а кто ведомый. Такое качество личности, как лидерство обязательно нужно развивать в ребенке - тогда он будет успешным человеком. Но даже если ваш малыш пока ведомый, все еще можно исправить правильными наставлениями, подбадриванием и хвальбой. В сюжетно-ролевых играх также сразу можно заметить личностные качества, будь то доброжелательность или озлобленность, щедрость или жадность и прочее, но в детском возрасте всё это является проекцией отношений в семье на психику ребенка. Вот и задумайтесь, дорогие родители, всё ли ваш малыш делает правильно, и чем вы могли подвести его к подобному игровому поведению.

Факторы, влияющие на развитие личности дошкольника

Дошкольники впитывают в себя информации больше, чем когда бы то ни было в дальнейшей жизни, именно поэтому нужно не упустить эти первые семь лет жизни малыша. На развитие личности дошкольника в обязательном порядке влияют родители, причем не только тогда, когда обращают на него внимание, хвалят или ругают, но и в любую секунду, когда малыш наблюдает за их поведением. Именно от родителей зависит развитие личности детей дошкольного возраста - будет ли воспринят данный ребенок в детском садике как доброжелательный и спокойный малыш, либо как хулиган, а может как испуганный «зверёк».

В дошкольном возрасте ребенок проходит три фазы развития личности: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию, и от того, насколько успешно каждая из фаз перетекает в другую, зависит поведение ребенка. Но в большинстве случаев кризисов не избежать - они случаются, когда ребенок идет в садик, когда знакомится с новыми людьми, когда ему нужно подчиняться воспитателю. Однако родители просто обязаны помочь своему чаду справиться со всем: в фазу адаптации рассказывать о нормах поведения в обществе, на фазе индивидуализации помочь ребенку раскрыть себя перед другими, показать, чем он может выделиться среди них. Если родители не принимают участия в развитии личности детей дошкольного возраста, то крохи сами путем проб и ошибок находят для себя единственно возможный (по их мнению), но не всегда верный путь.

  • Влияние труда

Наши крохи так любят повторять все за нами, что невольно умиляешься, когда сынишка берет веник или дочурка просит дать ей тряпочку для вытирания пыли. Главное не отбейте это рвение помогать в раннем детстве, иначе в юности вы сами будете сильно страдать от того, что вроде и ребенок достаточно взрослый, но помогать не хочет. Роль труда в развитии личности ребенка заключается в том, что уже с тех лет, когда малышу по силам мелкие домашние работы, он учится чистоте, ответственности, уважению к чужому труду, у него возникает желание помогать ближнему. Главное для родителей - не наделать ошибок, и тогда ваш малыш всегда будет помогать вам, и не за деньги или подарки (как сейчас заведено во многих семьях), а просто потому, что он вас уважает.

Факторы, влияющие на развитие личности младшего школьника

Пережили кризис 3-х лет, значит, переживет и кризис 7-ми, ведь оба они обусловлены двумя самыми главными событиями в жизни ребенка - походом в садик и в первый класс. Теперь уже помимо семьи на развитие личности младшего дошкольника влияют и учителя, и сверстники, и субъективные факторы (повышенная активность, подражательность, эмоциональность). Ребенок получает новые мотивации - заработать лучшую оценку, читать быстрее всех, получить похвалу от учителя, и это заставляет его быть более целеустремленным и ответственным. Но при этом важно не проглядеть, чтобы в стремлении к цели ребенок не стал подхалимом и ябедой, ведь это не лучшие личностные качества. К тому же, именно в этом возрасте у ребенка формируется объективная самооценка, на которую влияют и его успеваемость, и отношение к нему родителей, учителей, одноклассников.

Всё, что находится вокруг ребенка, влияет на формирование его личности. Просто невозможно окружить ребенка положительными факторами, но постараться стать ему опорой по жизни, верными советчиками и любящими родителями вы просто обязаны, ведь тогда ваш ребенок вырастет положительной самодостаточной личностью.



Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше;-)


Понравился материал? Поддержите - сделайте репост! Мы стараемся для вас;-)

Развитие личности – это изменение её количественных и качественных свойств. Развитие мировоззрения, самосознания, способностей, отношений к действительности, характера, накопление опыта.

Развитие личности ребёнка

Личность — это не врождённая характеристика человека. Ребёнок рождается биологическим индивидом, которому только предстоит стать личностью. Однако это может произойти лишь при определённых условиях.

Исходным и естественным условием становления личности является нормальная (без патологических отклонений) биологическая природа (индивидная организация) ребёнка. Наличие соответствующих отклонений затрудняет, или делает вообще невозможным личности. Особенно это касается головного мозга и органов чувств. Например, при врождённой или ранее приобретенной аномалии головного мозга у ребёнка может возникнуть такое психическое заболевание, как олигофрения. Оно выражается в недоразвитии интеллекта (умственной отсталости) и личности в целом. При глубокой олигофрении (в стадии идиотии) ребёнок вообще не может стать личностью даже при самых благоприятных условиях воспитания. Он обречён на индивидное (животное) существование.

Врождённые аномалии зрения (слепота) или слуха (глухота) тоже существенно затрудняют процесс воспитания личности.

Для преодоления и компенсации подобных отклонений приходится использовать специальное коррекционное обучение, развитие и воспитание. В целом, индивидные свойства и особенности человека выступают как факторы, облегчающие или затрудняющие развитие тех или иных личностных образований: интересов, черт характера, способностей, самооценки и др. Поэтому их необходимо хорошо знать и принимать во внимание при разработке стратегии и тактики воспитания. Надо сказать, что они недостаточно хорошо изучены. Эти вопросы являются предметом такой отрасли психологии, как психогенетика.

Развитие личности представляет собой активный процесс усвоения ребёнком социальных норм и соответствующих им способов поведения. Он требует от него огромных усилий, направленных на овладение собственной биологической сущностью, на преодоление непосредственных естественных желаний и возможностей (вести себя как хочу и как могу) и подчинение их социальной необходимости (как надо). Например, ребёнку не хочется собирать свои игрушки, но он должен овладеть умением преодолевать это непосредственное побуждение и следовать соответствующей социальной норме. Поэтому другое основное условие становления личности — наличие социальной среды , то есть конкретных людей — носителей и трансляторов социальных норм. В качестве таковых выступают люди, с которыми ребёнок связан значимыми отношениями: родители, члены семьи, родственники, воспитатели, учителя, сверстники, соседи, герои художественных произведений и кинофильмов, исторические деятели, священнослужители и др. Отсутствие социальной среды делает невозможным развитие личности. Об этом свидетельствуют многочисленные случаи «воспитания» детей среди животных.

По своей психологической сущности они были похожи на своих «воспитателей» и не имели ничего личностного. Все возможные аномалии и дефекты социальной среды приводят к соответствующим личностным дефектам воспитанных в таких условиях детей. Примером таковых могут служить дети, выросшие в неблагополучных семьях, детских домах, исправительных колониях и т.п.

Процесс передачи ребёнку социальных норм называется воспитанием. Он может быть целенаправленным или стихийным. Целенаправленное воспитание является специально организованным и упорядоченным педагогическим процессом, состоящим из таких педагогических актов, как ознакомление с социальными нормами, демонстрация эталонных способов поведения, организация упражнений, контроль, поощрение и наказание и др. Стихийное воспитание как бы встроено в реальную повседневную жизнедеятельность воспитателя и воспитанника. Оно складывается из тех же самых педагогических актов, хотя и не преследует специальных педагогических целей. Поэтому получение некоторых воспитательных результатов является, скорее всего, побочным продуктом иных действий.

Воспитание не следует понимать как процесс односторонней активности педагогов. Социальные нормы и соответствующие им способы поведения не «вкладываются» в ребёнка, а усваиваются (присваиваются) им на основе собственной активной деятельности и общения. Другие люди (родители, воспитатели и т.д.) лишь содействуют этому с той или иной долей успешности. Например, для того чтобы воспитать у первоклассника ответственное отношение к учебе, родители и учителя могут предпринять множество приемов педагогического воздействия: объяснение, демонстрация положительных примеров, организация деятельности, поощрение, наказание и др. Однако они не могут выполнить за него ту систему конкретных учебных действий, из которых складывается и на основе которых формируется ответственное отношение к учебе. Это ежедневное выполнение домашнего задания, записывание в дневник, складывание необходимых учебников и вещей и т.п. Каждое из них требует от ребёнка определенных умений, а самое главное — способности преодолеть собственную индивидную сущность, которая может выражаться в естественном отсутствии желания это делать.

Таким образом, следующее чрезвычайно важное условие развития личности — это активная деятельность ребёнка , направленная на усвоение социальных норм и способов поведения. Её можно рассматривать как своеобразный инструмент усвоения социального опыта. Для того чтобы деятельность (бытийная активность) имела развивающий эффект, она должна отвечать определенным требованиям. Прежде всего это касается её содержательного соответствия усваиваемым социальным нормам. Например, нельзя воспитать смелость (смелое поведение) вне ситуаций преодоления опасности. Существует также множество других психологических условий организации бытия (общения и деятельности), при которых становится возможным эффективное усвоение социальных норм и формирование устойчивых личностных образований. Сюда относится фактор соответствия воспитания возрастным срокам, количество упражнений, характер мотивации и др.

Закономерности развития личности человека

Развитие личности — это не случайный и не хаотичный, а во многом закономерный процесс. Он подчиняется определенным правилам, которые называются психологическими законами развития. В них зафиксированы самые общие и существенные свойства личностного развития, знание которых позволяет глубже понять это явление.

Первый из рассматриваемых нами законов отвечает на вопрос о причинах, источниках и движущих силах развития личности. Другими словами, что заставляет ребёнка развиваться и где находится источник развития. Психологические исследования показывают, что ребёнок изначально обладает свойством развиваться. Источником развития являются его потребности, необходимость удовлетворения которых стимулирует развитие соответствующих психологических возможностей и средств: способностей, черт характера, волевых качеств и т.д. Развитие психологических возможностей, в свою очередь, приводит к появлению новых потребностей и мотивов и т.д. Эти циклы развития непрерывно следуют друг за другом, поднимая ребёнка на все более высокие ступени личностного развития. Таким образом, источник личностного развития находится в самом ребёнке. Окружающие его люди или жизненные обстоятельства могут только ускорять или тормозить этот процесс, но они не в силах остановить его. Из этого вовсе не вытекает, что психическое развитие личности осуществляется на основе биологического созревания. Развиваемость (способность к развитию) представляет лишь потенциальную возможность стать личностью. Произойти это может только при известных условиях.

Развитие личности носит не плавный, а скачкообразный характер . Относительно продолжительные (до нескольких лет) периоды достаточно спокойного и равномерного развития сменяются довольно короткими (до нескольких месяцев) периодами резких и значительных личностных изменений. Они очень важны по своим психологическим последствиям и значимости для личности. Не случайно их называют критическими моментами развития, или возрастными кризисами. Они довольно тяжело переживаются на субъективном уровне, что отражается также в поведении ребёнка и в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Возрастные кризисы образуют своеобразные психологические границы между возрастными периодами. На протяжении личностного развития выделяют несколько возрастных кризисов. Наиболее ярко они протекают в следующие сроки: 1 год, 3 года, 6-7 лет и 11-14 лет.

Развитие личности осуществляется этапно и последовательно . Каждый возрастной период закономерно вытекает из предшествующего и создает предпосылки и условия для последующего. Каждый из них является абсолютно необходимым и обязательным для полноценного развития личности человека, поскольку предоставляет особо благоприятные условия для становления определенных психических функций и личностных свойств. Такая особенность возрастных периодов называется сензитивностъю. В отечественной психологии принято выделять шесть периодов возрастного развития:

1) младенческий возраст (от рождения до года);
2) ранний дошкольный возраст (от 1 до 3 лет);
3) младший и средний дошкольный возраст (от 4-5 до 6-7 лет);
4) младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет);
5) подростковый возраст (от 10-11 до 13-14 лет);
6) ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет).

К этому времени личность достигает достаточно высокого уровня личностной зрелости, что не означает прекращения психического развития.

Следующее очень важное свойство развития заключается в его необратимости . Это исключает всякую возможность ещё раз повторить какой-то возрастной период. Каждый период жизни по-своему уникален и неповторим. Сформированные личностные подструктуры и качества или невозможно, или почти невозможно изменить, равно как и нельзя полностью компенсировать то, что не было своевременно сформировано. Это налагает огромную ответственность на людей, занимающихся вопросами образования и воспитания.
* По материалам книги «Психология деловых отношений» Занковский А.Н.

Развитие личности ребенка — объемный и трудоемкий процесс не только со стороны внешнего воздействия, но и со стороны самого ребенка. Решением проблемы занимается психология. Современные представления отталкиваются от того факта, что отправной точкой личностного становления всегда служит . Именно близкое окружение во многом определяет те предпосылки, которые лягут в основу развития в период детства.

Процесс личностного развития представлен на нескольких этапах. Каждому из них характерна своя специфика. При этом все они между собой тесно связаны, как и факторы развития личности. Невозможно перескочить какой-либо из них. Для того, чтобы обеспечить всестороннее развитие личности ребенка, необходимо понимать особенности процесса воспитания для разных возрастов.

Что такое личность?

Данный процесс делится на следующие периоды, которые определяются возрастными границами. Этапы развития личности ребенка включают:

  • раннее детское развитие, затрагивающее возраст с рождения до трех лет;
  • дошкольное и школьное детство, которое длится с 4 до 11 лет;
  • отрочество, продолжительность которого от 12 до 15 лет;
  • юношеское развитие — от 16 до 18 лет.

Основания для развития личности формируются в организме ребенка до самого процесса появления на свет. Автором теории базовых перинатальных матриц стал Станислав Гроф. По мнению ученого, именно те переживания ребенка, которые связаны с беременностью, родовой деятельностью и послеродовым периодом, ложатся в основу формирования четырех основных матриц. Последние являются основными условиями дальнейшего развития личности.

При естественном рождении желанного дитя, который не испытал родовую травму, его жизненный потенциал и адаптационные возможности гораздо выше по сравнению с детьми, прошедшими через трудности в период вынашивания и рождения. Взаимодействие с окружающим миром происходит сразу после рождения. Именно это взаимодействие и дает основу для развития личности.

Фазы личностного развития

Современные личностные теории развития свидетельствуют о том, что, независимо от линии личностного развития, данный процесс определяется психологическими закономерностями. Их наличие не зависит от возрастного периода или специфики группы, в которой в конкретный момент находится индивид. Данные психологические закономерности получили название фаз развития личности. Среди них выделяют следующие:

  • Первая фаза развития — адаптация. В ходе нее человек должен освоить те приемы и средства деятельности, которыми пользуются другие члены социальной группы. Происходит освоение простых навыков и языка, формируется речь, которая становится предпосылкой дальнейшего развития. Необходимо обязательное взаимодействие с социальной средой, в ходе которого развивается речь. Процесс освоения элементов деятельности основан на переживании потери своих индивидуальных особенностей. В реальности происходит продолжение человеческих деяний в других людях и их деятельности. Индивид делится личностным потенциалом.
  • Вторая фаза личностного развития — индивидуализация. Ее основа — это возникновение конфликта между необходимостью человека быть схожим с окружающими людьми и стремлением максимальной персонализации. Человек противопоставляет себя с другими, выделяет свою личность. В процессе прохождения данной фазы индивид находится в поиске средств и способов разрешения данного противоречия.
  • Третья фаза — интеграция. В процессе ее прохождения человек учится контролировать свое поведение на основе подчинения старшим и . В том случае, когда противоречие затянулось, способы его разрешения не найдены человеком, происходит дезинтеграция, то есть проблема в развитии. Формирование и развитие личности осуществляется через вытеснение из социальной группы. При фактической изоляции происходит закрепление в характере отрицательных качеств.

В некоторых случаях общность в ходе прохождения личности последней стадии подстраивается под потребности конкретного человека. Он становится лидером, способным влиять, определяя направление развития и функции социальной группы.

Процесс прохождения через фазы строго последователен. Невозможно перескочить одну из них в процессе нормального личностного развития. При нарушении психологических закономерностей происходит формирование отрицательных характеристик. Обратимость процесса зависит от степени нарушений, в том числе в развитии речи, все это индивидуаль но.

Значение родителей для личностного развития

Личность и ее формирование в детском возрасте во многом определяется ближайшим взрослым окружением. В большинстве случаев им являются родители. Они определяют успешность прохождения через этапы развития — воспитание и формирование личности ребенка, активизируя речь. Отношения с отцом и матерью вносят разный вклад в этот процесс. Семейное единение является условием становления разных структур на психологическом и возрастном уровне.

Влияние матери на формирование личности ребенка отражается во многих теориях. Особенно оно важно на протяжении первого года жизни. В этот период наличие близкого человека, проявляющего заботу, внимание, дающего массу хороших эмоций, играет основное значение для закладки положительных качеств. Развитие личности в раннем детстве во многом определяются эмоциональной составляющей. Отсутствие матерей у детей из детских домов негативно отражается на всем процессе. Чем раньше появится приемная семья, тем проще корректировать отрицательный опыт семейного воспитания.

Овладение речью только происходит. По мере взросления приоритетное место отводится общению. Его отсутствие отрицательно сказывается на факторах реализации фаз личностного развития. Поэтому роль родителей в формировании личности ребенка бесценна. Их задача — позаботиться о том, чтобы были созданы предпосылки формирования личности в раннем детстве. Для этого необходимо наличие положительных эмоций, адекватного общения (чтобы развивалась речь) и помощи в процессе личностного становления.

Значение дошкольного возраста

Если развитие личности в раннем возрасте было направлено на эмоциональное восприятие окружающего, то в дошкольном возрасте ситуация меняется. Данный период характеризуется более активным восприятием информации. Происходит расширение социальных контактов, появление в жизни ребенка первого коллектива — группы в дошкольном учреждении. Определяющее значение по-прежнему играют родители. Они формируют полярность отношения к окружающему миру (положительное-отрицательное).

В дошкольном возрасте особую ценность приобретает трудовая деятельность. Несмотря на то, что ребенок многое выполняет с ошибками, его необходимо обучать простым трудовым навыкам. При этом следует объяснять простые жизненные правила: хорошо-плохо, правильно-неправильно. Общение позволяет ребенку не только расширить словарный запас, но и усвоить общечеловеческие ценности. Дети должны понимать необходимость уважения старших, правила вежливости. Наличие обоих родителей в семье способствует формированию ролевой идентичности.

Процесс воспитания как основа личностного развития детей разных возрастов

Процесс всестороннего воспитания личности является трудоемким. Определение сущности состоит из того, что входит в понимание воспитательного воздействия на ребенка. Для кого-то это послушание, для кого-то — наказание. Однако основой процесса воспитания должно стать многостороннее развитие способностей ребенка и формирование на основе существующей базы природных задатков гармоничной полноценной системы под названием личность.

В любой ситуации основой процесса воспитания является семья. О ее влиянии говориться в работах психологов и педагогов. При отсутствии матери и отца данная роль отводится ближайшему окружению ребенка. Однако именно в полноценной гармоничной семье начинают формироваться предпосылки адекватной личности, передаются традиции и обычаи, которые в дальнейшем составят систему мировоззрения. Та манера поведения, которая была для него образцом в детстве, будет личностной нормой на протяжении всей дальнейшей жизни. Огромна роль семейных традиций в формировании личности. Они позволяют передавать в последующие поколения семейные ценности, особенности культуры, помогая сохранять преемственность.

Для ребенка раннего возраста здоровые семейные отношения имеют приоритетное значение. Редко человек во взрослом состоянии способен переломить сложившийся отрицательный эталон. В таком случае личность должна пройти сложный путь переоценки ценностей.

Воспитание не должно стать самоцелью родителей. Однако их задача — обеспечить развитие таким образом, чтобы создавать оптимальные условия для целенаправленного формирования гармоничной личности и подготовить ее к дальнейшей жизни в социуме. Некоторые родители пытаются быть идеальными. Не следует бояться . Они являются основой работы над собой и самосовершенствования. Причем речь идет не только о ребенке, но и о взрослом человека. Родители должны научить свое чадо отвечать за свои поступки, нести ответственность за свою жизнь.

Организуя процесс воспитания следует учитывать некоторые особенности возрастного развития. До трех лет для ребенка большое значение имеет внимание к нему и его проблемам. В этом возрасте мать и дитя — это одно целое. Поэтому игнорирование просьб и обращений опасно для психического развития. В этом возрасте велика познавательная активность ребенка. Следует исключить из видимости опасные предметы, чтобы процесс познания сопровождался только положительными эмоциями.

После трех лет согласно представлениям в психологии ребенок учится манипулировать взрослым. Поэтому необходимо четко определить понятия «можно» и «нельзя». Определяющей системой отношений между взрослым и ребенком должна стать разъяснительно-договорной. В возрасте от 5 до 7 лет у ребенка появляются страхи. Главное в этот период не способствовать развитию фобий, а мягко разрушать отрицательные эмоции.

Коллектив — движущая сила

Периодом активного взаимодействия индивида с окружающим социумом становится дошкольный возраст. На данном этапе ребенок знакомится с первым коллективом — группой в детском саду. В факторы, влияющие на развитие личности ребенка, входит не только общение со сверстниками, но и со взрослыми. В роли последних теперь выступают родители и педагоги дошкольного учреждения.

При поступлении в детский сад на детях можно отчетливо проследить прохождение фаз личностного развития. Вначале ребенок адаптируется к условиям группы. Затем наблюдается индивидуализация, когда происходит выделение из коллектива. Это может осуществляться в нескольких направлениях: ребенок выделяется в различных видах деятельности, проказничает или послушен. Успешность прохождения закономерностей зависит от многих факторов: семьи, самой социальной группы, личностных предпосылок.

Развитие личности ребенка — это длительный, объемный и очень ответственный процесс. Большое значение играет роль семьи. , их отношением к социуму, к жизни, к общечеловеческим ценностям. В личностное развитие на других возрастных периодах вносит вклад тот коллектив, в котором находится ребенок. Задача современных взрослых при этом — это забота о всестороннем понимании воспитания, построение системного подхода.

Особенности личности ребенка

С момента рождения человек начинает развиваться как личность, постепенно входя в социальную среду.

Большое значение для благоприятного течения этого процесса имеет окружение. Изначально ребенок вступает в контакт с социумом, чтобы удовлетворить свои физиологические потребности, по прошествии времени - социальные.

В процессе социализации человек проходит ряд стадий: входит в социальные отношения, осваивает социальную деятельность, формирует свойственные для социума качества, усваивает социальный опыт и знания.

Этапы становления личности:

Младенчество (1-й год жизни). Ребенок впервые сталкивается с социумом. Его контакты очень ограниченные, но уже сейчас имеют большое значение для формирования положительного отношения к миру. Этому способствует заботливое отношение к ребенку со стороны родителей;

Раннее детство (период от 1 года до 3 лет). Этот этап характеризуется появлением самостоятельности у ребенка. Ребенок осознает себя и выделяет из внешней среды;

Дошкольное детство (период от 3 до 7 лет). На этом этапе проявляется инициативность ребенка. Он начинает осваивать социальные роли. У него начинает развиваться самосознание, ребенок учится оценивать себя и свои поступки;

Школьный возраст (период от 7 до 14 лет). Ребенок поступает в школу, меняется социальная ситуация, он приобретает новую социальную роль. В это время ребенок пытается освоить свои новые возможности и права, усвоить социальные правила. По-прежнему семья остается значимой для развития личности ребенка. Одобрение со стороны родителей и сверстников, уважение и поддержка повышают самооценку ребенка;

Юношеский возраст (период от 14 до 25 лет). В этот период самосознание достаточно устойчиво. Юноши и девушки могут реально оценивать свои способности и возможности. Они продолжают осваивать социальные отношения, встают перед сложным выбором профессии, пытаясь найти свое «я» и утвердиться в обществе. К концу этого периода человек представляется как вполне сформировавшаяся личность.

Из всего вышесказанного складывается следующее понимание процесса развития личности: личность формируется в группах, последовательно сменяющих друг друга от возраста к возрасту. Характер развития личности задается уровнем развития группы, в которую она включена и в которой она интегрирована. Можно сказать и так: личность ребенка, подростка, юноши формируется в результате последовательного включения в различающиеся по уровню развития общности, имеющие для него значение на разных возрастных ступенях.

Наиболее благоприятные условия для формирования ценных качеств личности создает группа высокого уровня развития - коллектив. В раннем детском возрасте развитие личности осуществляется преимущественно в семье и зависит от принятой в ней тактики воспитания, от того, что в ней преобладает - сотрудничество, доброжелательность и взаимопонимание или же нетерпимость, грубость, окрик, наказание. Это будет определяющим.

В результате складывается личность ребенка либо как нежного, заботливого, не боящегося признать свои ошибки или оплошности, открытого, не уклоняющегося от ответственности маленького человека, либо как трусливого, ленивого, жадного, капризного маленького эгоиста. Важность периода раннего детства для формирования личности была отмечена многими психологами, начиная с 3игмунда Фрейда. И в этом они были правы. Однако причины, его определяющие, нередко мистифицировались.

В действительности дело в том, что ребенок с первых месяцев сознательной жизни находится в достаточно развитой группе и в меру присущей ему активности (здесь большую роль играют особенности его высшей нервной деятельности, его нервно-психической организации) усваивает тип отношений, которые в ней сложились, претворяя их в черты своей формирующейся личности.

Фазы развития личности в преддошкольном возрасте: первая - адаптация, выражающаяся в освоении простейших навыков, овладении языком при первоначальном неумении выделить свое «Я» из окружающих явлений; вторая - индивидуализация, противопоставление себя окружающим: «моя мама», «я мамина», «мои игрушки», - и тем самым подчеркивание своих отличий от окружающих; третья - интеграция, позволяющая управлять своим поведением, считаться с окружающими, не только подчиняться требованиям взрослых, но и в какой-то мере добиваться, чтобы взрослые с ним считались (правда, для этого используется, к сожалению, чаще всего «управление» поведением взрослых с помощью ультимативных требований «дай», «хочу» и т. д.).

Воспитание ребенка, начинаясь и продолжаясь в семье, уже с трех-четырех лет, как правило, протекает одновременно и в детском саду, в группе сверстников, «под руководством» воспитателя. Здесь возникает новая ситуация развития личности. Если переход к новому периоду не подготовлен успешным завершением фазы интеграции в предыдущем возрастном периоде, то здесь (как и на рубеже между любыми другими возрастными периодами) складываются условия для кризиса развития личности. В психологии давно был установлен факт «кризиса трехлетних», через который проходят многие малыши.

Дошкольный возраст. Ребенок включается в группу ровесников в детском саду, управляемую воспитательницей, которая, как правило, становится для него наравне с родителями наиболее значимым лицом. Укажем фазы развития личности внутри этого периода. Адаптация - усвоение детьми норм и способов одобряемого родителями и воспитателями поведения. Индивидуализация - стремление каждого ребенка найти в себе нечто, выделяющее его среди других детей либо позитивно в различных видах самодеятельности, либо в шалостях и проказах. При этом дети ориентируются не столько на оценку сверстников, сколько на родителей и воспитательниц. Интеграция - согласованность стремления обозначить свою неповторимость и готовности взрослых принять в ребенке только то, что соответствует важнейшей для них задаче - обеспечить ему безболезненный переход на новый этап воспитания, - третий период развития личности.

В младшем школьном возрасте ситуация развития личности во многом напоминает предшествующую. Школьник входит в совершенно новую для него группу одноклассников под «предводительством» учительницы.

Трудно представить фигуру более значимую для учеников начальных классов, чем их учительница. Как правило, она имеет даже более весомый авторитет, чем родители. Ролевые характеристики здесь оказываются решающими.

Теперь перейдем к подростковому возрасту. Первое отличие - если раньше каждый новый цикл развития начинался с перехода ребенка в новую группу, то здесь группа остается все той же. Вот только в ней происходят большие изменения. Это все тот же школьный класс, но сильно изменившийся. Конечно, есть причины внешнего характера, например вместо одной учительницы, которая была суверенным «властителем» в начальной школе, появляется много учителей. А раз педагоги разные, то возникает возможность сравнения их, а, следовательно - критики.

Все большее значение приобретают встречи и интересы внешкольные. Это может быть, к примеру, спортивная секция и компания, собирающаяся для веселого времяпрепровождения, где центр групповой жизни связан с различными встречами. Само собой разумеется, социальная ценность этих новых общностей для того, кто в них входит, весьма различна, но как бы то ни было, в каждой из них молодому человеку приходится пройти все три фазы вхождения - адаптироваться в ней, найти в себе возможности защитить и утвердить свою индивидуальность и быть интегрированным в ней.

Как успех, так и неудача в этом деле неизбежно накладывают отпечаток на его самооценку, позицию и поведение в классе. Такая трансформация происходит постоянно. Перераспределяются роли, выделяются лидеры и аутсайдеры - все теперь по-новому.

Конечно, это не единственные причины коренных преобразований группы в этом возрасте. Тут и изменения взаимоотношений мальчиков и девочек, и более активное включение в общественную жизнь, и многое другое. Одно бесспорно: школьный класс по своей социально-психологической структуре за год-полтора изменяется до неузнаваемости, и в нем чуть ли не каждому, для того чтобы утвердить себя как личность, надо едва ли не заново пройти адаптацию к изменившимся требованиям, индивидуализироваться и быть интегрированным. Таким образом, развитие личности в этом возрасте вступает в критическую фазу.

Циклы развития личности протекают для одного и того же подростка в различных группах, каждая из которых в чем-то значима для него. Успешная интеграция в одной из них (например, в школьном драматическом кружке) может сочетаться с дезинтеграцией в группе «неформалов», в которой он до этого без трудностей прошел фазу адаптации. Индивидуальные качества, ценимые в одной группе, отвергаются в другой, где преобладают иные ценностные ориентации, и это препятствует успешному интегрированию в ней.

Противоречия, вызванные неравноценностью положения в разных группах, обостряются. Потребность быть личностью в этом возрасте приобретает характер обостренного самоутверждения, и этот период может длиться довольно долго, поскольку личностно-значимые качества, позволяющие вписываться, например, в ту же группу неформалов, зачастую отнюдь не соответствуют требованиям учителей, родителей и вообще взрослых. Развитие личности осложняется в этом случае конфликтами. Множественность, легкая сменяемость и различная направленность групп тормозят процесс интеграции личности молодого человека, однако вместе с тем формируют специфические черты его психологии.

Таким образом, развитие личности - это процесс, подчиненный определенным, вполне объективным закономерностям. Закономерное не означает фатально обусловленное. Психология не видит в личности лишь точку приложения внешних сил. За личностью остается выбор, ее активность нельзя игнорировать, и за каждым из нас остается право на поступок, право и ответственность за него. Важно выбрать верный путь и, не возлагая надежд на воспитание и обстоятельства, взять на себя принятие решений. Разумеется, каждый, задумываясь о себе, сам ставит перед собой общие задачи и представляет, каким он хотел бы себя видеть.

В самом общем виде развитие личности есть становление особой формы целостности или, как говорил Флоренский, «единомножия», включающего четыре формы субъектности: субъекта витального отношения к миру, субъекта предметного отношения, субъекта общения и субъекта самосознания.

Иначе говоря, становясь личностью, человек формирует и развивает свою собственную природу, присваивает и созидает предметы культуры, обретает круг значимых других, проявляя себя перед самим собой.