Развитие творческих способностей в процессе изобразительной деятельности. Развитие творческих способностей дошкольника в процессе изобразительной деятельности. социальная психология - в работах Э. Дюргейма, В. Вундта, В.А. Бехтерева

03.03.2019

В средней группе на занятиях аппликацией уже практикуется коллективная работа. Такая совместная деятельность приносит малышам особую радость: поднимает самооценку, развивает дружеские взаимоотношения. Интересная тема для творчества – «Волшебный сад», которая позволяет ребятам почувствовать себя волшебниками, создающими необычные образы, видящими чудесное в привычных вещах.

Особенности проведения занятия аппликацией в средней группе

У малышей средней группы очень быстро пополняется познавательный опыт, в процессе игровой деятельности обогащаются образные представления. Это закономерно приводит к развитию изобразительных умений. В возрасте четырёх-пяти лет ребята уже умеют правильно держать в руках ножницы и разрезать бумажную деталь по прямой линии. Дети способны вырезать круглые и овальные формы - соответственно, из квадрата и прямоугольника.

В данном возрастном звене совершенствуются навыки аккуратного наклеивания и составления красивой композиции - дети учатся гармонично располагать изображение на основе, складывать элементарные узоры из геометрических фигур и растительных элементов.

Задача воспитателя в средней группе - уточнять представления о форме предметов (в данном случае, деревьев, цветов). При этом используются такие приёмы, как движение руки по контуру, включение в занятие специальных дидактических игр (например, составь цветок из деталей - лепестки, стебель, листья), наблюдение за объектами окружающей среды, рассматривание картинок и иллюстраций. Педагог показывает детям различные варианты составления из деталей одного и того же предмета.

Дошкольники учатся составлять цветы различной формы из разных геометрических фигур

Кроме того, задача педагога - развивать у воспитанников чувство цвета, подбирать контрастные оттенки, которые красиво будут смотреться рядом друг с другом.

Одновременно в средней группе малыши учатся воспринимать слово воспитателя: опираясь на опыт детей, из знания и навыки, он иногда может объяснить задание, не используя при этом наглядные действия. Например, при создании образа волшебного сада внимание ребят обращается на необычную форму и цвет деталей, из которых можно составить деревья и цветы, при этом педагог не демонстрирует детям отдельные элементы.

Малышей всегда вдохновляет коллективная деятельность, причём совместная аппликация даётся им проще, чем рисование. Ребята нравится создавать общую картину, в ходе работы они советуются друг с другом, помогают товарищам.

В процессе детского творчества воспитатель даёт детям советы: какие элементы выбрать, как лучше расположить детали, однако воздерживается от прямых указаний.

Педагог должен помнить об индивидуальном подходе: стимулировать активность и самостоятельность детей. Поскольку работа с ножницами в возрасте четырёх-пяти лет ещё достаточно сложна, то малышам, которые испытываю затруднения, стоит дополнительно показать на отдельном листе бумаги ключевые приёмы вырезания.

Перед тем, как приступить к созданию композиции «Волшебный сад», воспитатель предлагает каждому ребёнку подумать, какой предмет он хочет вырезать и приклеить на общий фон. Тем ребятам, которые затрудняются с выбором, стоит подать идею для творчества.

В средней группе достаточное внимание уделяется анализу полученной работы. Ребятам предлагается полюбоваться созданной картиной, побеседовать о ней, украсить ею групповую комнату. Педагог выделяет особо выразительные детали, отмечает их интересную форму или цветовое решение. При этом не стоит акцентировать детское внимание на неудачных элементах.

Подготовка к занятию, изготовление деталей

В средней группе основную работу по подготовке деталей для аппликативного занятия осуществляет педагог. Он должен позаботиться об основе большого размера (например, лист ватмана) окрашенной в подходящий фон. Воспитатель может предложить ребятам готовые формы и силуэты деревьев, а они, в свою очередь украсят их различными элементами, которые уже вырежут самостоятельно.

Воспитатель предлагает малышам готовые силуэты деревьев, а они уже украшают их подходящими элементами

Если тема занятия звучит, как «Чудесное дерево», то малышам предлагается заранее нарисованный или наклеенный ствол необычного цвета, с узорами (малыши их могут наклеить и в процессе работы), который нужно дополнить необходимыми деталями: листьями, плодами, птицами, насекомыми и пр.

На заранее подготовленный ствол ребята могут наклеивать необычные листья, плоды, насекомых, птиц и пр

Для создания листьев, плодов и пр. воспитатель предлагает дошкольникам бумажные квадратики, прямоугольники, треугольники. При этом материал на столе для коллективного творчества должен располагаться равномерно: каждый ребёнок должен иметь к нему свободный доступ (поставить несколько подносов с деталями).

Дошкольники работают в подгруппах: материал должен быть доступен каждому ребёнку

Можно предложить ребята готовые силуэты деталей для украшения, например, оригинальные резные листья. В этом случае нужно сделать акцент на красивом расположении элементов и гармоничном сочетании цветов.

Основу образа сказочного сада могут составить красивые листья причудливой формы

Какие виды аппликации уместно использовать для создания композиции «Волшебный сад»

Создавая образ волшебного сада, воспитанникам можно предлагать различные аппликативные техники. Помимо традиционной плоской аппликации можно включать в композицию объёмные элементы, которые всегда выглядят оригинально. Это могут быть не до конца приклеенные листья, крылья бабочек, травка в виде полоски бумаги с надрезами, которые остаются неприклеенными, отгибание некоторых частей плоских деталей.

Аппликация с объёмными элементами

Эффект объёма даёт и мозаичная аппликация, например, из комочков разноцветных салфеток. Для развития мелкой моторики прекрасно подойдет обрывная техника, а также насыпная аппликация (с использованием крупы или крупной соли).

Аппликация с использованием насыпной и обрывной техники

Малыши с удовольствием составят аппликацию-коллаж - будут наклеивать на основу вырезанные изображения из журналов, открыток. Для этой цели, кстати, могут пригодиться и красочные магазинные каталоги.

Наиболее подходящий материал для работы, в том числе для основы

Такая необычная тема занятия, как «Волшебный сад» предполагает использование самых разных материалов - как привычных, так и нестандартных. Так, помимо традиционных оттенков бумаги ребятам стоит предложить золотые и серебряные цвета, бархатную бумагу.

Кроме того, чтобы работа стала для малышей более интересной и захватывающей, можно предоставить им тканевые детали, природный и бросовый материал. Это могут быть атласные ленточки, листья деревьев, семена, пух, блестящие фантики от конфет, обёртки от шоколада, вырезанные элементы из пачек от сока и молока и пр. Интересный объёмный эффект даёт использование поролона или ваты.

Фотогалерея: материалы для аппликации «Волшебный сад»

Аппликация с использованием бросового материала (обёртки от шоколада, упаковки от сока и пр.) Аппликация из ткани Аппликация из поролона Аппликация с использованием природного материала

Дополнить аппликацию, сделать её более оригинальной помогут элементы рисования и лепки.

Аппликация с элементами рисования

Конкретные варианты коллективной композиции «Волшебный сад» в средней группе

Коллективная аппликация «Волшебный сад» предлагается воспитанникам средней группы в конце учебного года (май). К этому времени у ребят уже есть навыки подобной работы - в первом полугодии (ноябрь) они создавали совместную композицию «Корзина грибов».

На занятии дошкольникам предоставляется свобода творчества, они самостоятельно определяют содержание изображения: включают в картину диковинные деревья, цветы, это даже могут быть необычные животные, птицы и насекомые (по желанию детей). Главная цель такого занятия - не только закрепление изобразительных навыков, но, прежде всего, развитие воображения и образного восприятия.

Можно сделать тему занятия более конкретной и предложить ребятам создать чудесный яблоневый сад, где будут расти яблони с необычными плодами. Воспитатель заранее готовит основу с нарисованными стволами и кронами деревьев, а каждый ребёнок вырезает яблочко понравившегося ему цвета, размера (они могут быть, например, голубыми или серебристыми) и наклеивает на любое место.

Тему можно обозначить также как чудесное дерево: в этом случае малыши украшают диковинными плодами и листьями одну большую заготовку (ствол и крона).

В возрасте четырёх-пяти лет малыши ещё не отделяют игру от непосредственно образовательной деятельности, поэтому, чтобы максимально заинтересовать их творческим занятием, воспитатель должен продумывать увлекательное начало занятия. Например, в группу может прийти письмо от доброго волшебника. У него есть чудесный сад с необычными деревьями, на которых распускаются сказочной красоты цветы и растут вкусные плоды. Но из-за проделок злой колдуньи цветочки в этом году не распустились. Малыши должны помочь - украсить деревья своими диковинными цветами.

Другой вариант - из сказочной страны в гости к ребятам приходит девочка Маша (демонстрируется кукла). Она рассказывает интересную историю. Однажды она отправилась погулять в чудесный лес, чтобы полюбоваться его красотой: все деревья там были яркие, нарядные. И вот она шла и повстречала одно грустное деревцо: оно переживало, что у него нет красивых цветочков и плодов. Маше стало очень жалко дерево, но как помочь ему, она не знает - одной ей не справиться.

Рассказывая дошкольникам подобные истории, нужно обязательно предоставить им иллюстрации к ним - картинки с изображением волшебной природы. Это могут быть сады и полянки, где растут яблони с плодами огромных размеров, деревья с нежно-сиреневой листвой, растения причудливой формы, между которыми гуляют сказочные персонажи (феи, единороги, антропоморфные насекомые и пр.).

Фотогалерея: картинки с изображением волшебных картин природы

Дерево с огромными корнями и чудесными плодами Яблоня с огромными аппетитными яблочками Между нежного цвета деревьями расположились феи и единороги Разноцветные деревья, среди которых отдыхают милые жучки и птички

Малыши всегда любят перевоплощаться в представителей какой-либо профессии, сказочных героев. Поэтому с энтузиазмом воспримут предложение воспитателя на время стать волшебниками и сотворить образ волшебного сада, который они по своему желанию могут заселить необычными деревьями, цветами, птичками, жуками, бабочками.

Накануне занятия хорошо предложить ребятам пособирать пазлы на тему «Сад».

Перед творческим занятием хорошо предложить дошкольникам пазлы на соответствующую тематику

Начать занятие изобразительным творчеством можно с коротенькой сказки или эпизода из подходящего произведения (ведь, слишком длинный рассказ утомит детей). Например, в сказочной истории «Волшебный сад» Елены Жеряковой девочка Лиля видит сон, в котором она направляется в чудесный замок и там встречает свою кошку. Оказывается, животное умеет разговаривать и предлагает своей хозяйке прогуляться по саду. Лиля видит красивые цветы: некоторые её мама выращивала на даче, а другие она никогда раньше не видела. В саду был чудесный запах, а в небе сияла яркая радуга. Настроение девочки стало просто прекрасным. Кошка рассказывала ей про названия цветов и разные интересные факты из жизни растений (недаром, летом её брали с собой на дачу). А ещё она поведала Лиле, что этот сад волшебный: если посмотришь на цветочки и вдохнёшь их чудесный аромат, то всё плохое забудется.

Для занятия подойдёт и следующая сказка с одноимённым названием, которую придумала школьница Ефимова Маргарита. У одной семьи был большой сад, где росли разные плодовые деревья: яблони и груши, сливы и абрикосы. И однажды туда прилетели красивые птицы. Сын же схватил палку и стал отгонять их. Отец отругал мальчика. А на следующий день сад загрустил, а все плоды стали горькими. Оказывается, птицы были волшебными, и пели деревьям волшебные песни, а вот теперь они обиделись и больше не прилетают. Мама сказала сыну, что он должен пойти в лес, найти птичек и извиниться перед ними. Мальчик так и сделал, и тогда сад снова оживился и плоды стали вкусными.

Заслуживает внимание и история Елены Пищулиной-Волковой «Сказка о любви. Волшебный сад» (предназначенная для детей и взрослых). Здесь идёт речь про чудесный добрый сад, который беседовал с солнышком.

«Солнечный свет брал за руки Радость и Тепло (хотя немного тепла всегда оставалось, чтобы согревать беседу) и тихо, и спокойно шёл по Саду. Тепло же догоняло их чуть позже, уже согрев общение Сада и Солнышка, оно спешило за Радостью и Солнечным светом.
Ах, Боже ты мой! Как прекрасно было в этом Саду - в нём все любили друг друга: и деревья, и цветы, и весёлые пчёлы и легкокрылые бабочки, и беззаботные стрекозы, и жучки, и паучки - ведь Солнечный свет был рядом, а Тепло входило в Душу Сада и согревало её, а Радость, которую несли гости, наполняла сердца всех его обитателей».

После прочтения подобных произведений можно предложить ребятам создать образы антропоморфных деревьев, населяющих необычный сад: приклеить им, помимо прочих деталей, глазки и улыбку (детали предоставляет воспитатель).

Для передачи образности, выразительности в занятие хорошо включать художественное слово (загадки, стихи, поговорки).

Птички, пчелки, цветочки, деревья,
Все живут в нашем дивном саду,
Этот сад мы придумали сами
В нашем маленьком детском саду.
Мы трудились все вместе и вот,
Этот сад на бумаге цветет
Очень яркий, красивый,чудной
Сделан нашей умелой рукой.

Малыши очень любят подвижные игры и динамичные физкульминутки. Их обязательно нужно использовать на занятии, подобрав соответствующую тематику.

Физкультминутка «Деревья»

Пальчиковая гимнастика «Наклонил орешник ветки…»

Физкультминутка «Мы - цветы»

Подвижная игра «Живая клумба». Дети разделяются на три команды: Золотые шары, Ромашки, Ноготки и Бархатцы. В центре клумбы растут золотые шары - они самые высокие. Ребята поднимают руки вверх и кружатся вокруг себя. Второй круг - это ноготки, они образуют хоровод вокруг золотых шаров. А третий круг - малыши-бархатцы: они приседают на корточки, потому что эти цветы самые низкие.

Подул ветер, цветочки оживают и шевелятся: золотые шары - кружатся, ноготки движутся по кругу в одну сторону, а бархатцы - в другую.

Конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Селищева Т.
(коллективная аппликация)
Образовательные задачи : учить создавать коллективную картину, самостоятельно выбирая содержание своего изображения (дерево, цветок), закреплять умение резать ножницами по прямой линии, закруглять углы квадрата и прямоугольника.
Развивающие задачи : развивать образное представление, воображение, композиционные умения, цветовосприятие, продолжать отрабатывать умение аккуратно наклеивать детали к основе.
Воспитательные задачи : воспитывать интерес к миру природы, искусству.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Раздаточный материал: прямоугольники коричневого цвета (для ствола), зелёные и желтые квадраты разных размеров (крона и плоды), клей, кисточки для клея, ножницы, клеёнки.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает ребятам закрыть глаза и мысленно оказаться в волшебном саду, где растут сказочные яблони с золотыми яблочками, а рядом с ними летают чудесные птицы.
Педагог вспоминает с детьми строение дерева (ствол, крона, листья, плоды), цвет каждой части. Демонстрируются приёмы вырезания треугольника из прямоугольника для получения кроны (прямоугольник сложить пополам и срезать от середины к краям уголочки). Украшается деталь зубчиками.
Яблоки вырезаются из квадрата путём закругления углов.
Проводится пальчиковая гимнастика «Наклонил орешник ветки…».
Перед самостоятельной работой детей педагог напоминает, как нужно правильно держать в руках ножницы.
Продуктивная деятельность дошкольников.
Рассматривание готовой композиции: анализируется, что общего в деревьях, каким способом вырезались те или иные детали. Воспитатель предлагает ребятам придумать историю к своей аппликации.
Шорникова Е.
(коллективная аппликация)
Воспитатель предлагает дошкольникам вспомнить, что они видели во время прогулки на территории детского сада. Ребятам предлагается рассмотреть веточку растения с распустившимися цветочками.
Педагог загадывает загадку про сад:
  • Неразлучный круг подруг
    Тянет к солнцу сотни рук.
    А в руках душистый груз,
    Разных бус на разный вкус

Беседа с детьми на тему: как они представляют себе волшебный сад. Демонстрируется картинка с подходящим изображением, вопросы по ней.
Воспитатель объясняет приёмы вырезания и составления цветочков (их нужно приклеить на кроны деревьев).
Самостоятельная работа дошкольников. Малышам, которые быстро справятся с заданием, дополнительно предлагается вырезать бабочек, боэьих коровок и цветочки на травку).

Анализируя поступки ребят в детском саду и на улицах города, можно заметить, они стремятся к удовлетворению в первую очередь своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями окружающих людей, а порой даже не подозревая о них.

Я не хочу видеть детей эгоистами!

Именно в детском саду ребенок должен научиться жить среди людей. А объединит детей коллективная работа.

Цели коллективных занятий:

Формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов;

Развивать творческие способности, фантазию, воображение;

Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.

Основные задачи:

Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;

Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;

Привлекать детей к работе с разнообразными материалами;

Учить создавать коллективные работы.

Коллективные занятия – в подготовительной группе я предлагаю проводить во второй половине дня, когда они уже отдохнули и полны новых сил и желания вновь общаться друг с другом. Продолжительность занятия – 25-30 минут, в соответствии с программой.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

Работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;

Договариваться о совместной работе, ее содержании;

Планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;

Радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Подводя итог, выполненной работе, мы проводим обсуждение творческой работы с детьми. Это помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.

Коллективная работа в детском саду – это результат совместной работы детей и взрослых. Каждый труд служит зрительной информацией для родителей и украшением интерьера. Наши работы постоянно радуют и детей и родителей на выставке возле группы и в раздевалке. Каждый из детей с гордостью показывает как свою часть работы с подробным описанием процесса создания той или иной детали, так и части работы, которые выполнены друзьями из группы. Я считаю, что такой вид работы является мотивацией детского творчества, ведь после завершения работы ребята продолжают оставаться за столами, объединяются в группы и выполняют работу уже на свою тему.

Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности.

Творческие способности дошкольника – это индивидуальные качества, определяющие успешность выполнения какой-либо творческой деятельности. Творческие способности можно назвать сплавом многих качеств дошкольника, среди которых:

    замечать то, чего не видят другие (например, сначала видеть целое, а уж потом фиксировать детали);

    за малое количество времени выдавать множество разнообразных оригинальных идей;

    без труда ассоциировать отдаленные понятия;

    стремление познавать;

    применять навыки, приобретенные во время решения одной проблемы, к решению абсолютно другой;

    целенаправленно организовывать условия, в которых объект наиболее ярко обнаруживает свою скрытую сущность;

    самостоятельно создавать альтернативное решение задачи вместо поиска необходимого среди предложенных решений;

    образно схватывать некую закономерность развития объекта до знакомства с ним и приобретения четкого понятия об этом объекте.

Основой всех перечисленных качеств являются воображение и креативное мышление, развитие которых приводит к совершенствованию творческих способностей у дошкольников.

На развитие творческих способностей у детей благоприятно влияют различные виды детской деятельности, которым достаточное внимание уделяется в детском саду, но если ваш малыш не посещает это учреждение, то это тоже не беда. Вы самостоятельно можете с ним заниматься и дома. И это совсем не сложно, а даже наоборот весьма увлекательно и интересно.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.

На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.

Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка.

Творчество все чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

Одним из важных моментов для развития творческих способностей детей является интеграция видов изобразительной деятельности, что дает возможность находить свои варианты и способы изображения. Взаимосвязь видов изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования) – один из путей реализации интегрированного подхода к художественному воспитанию, условия обеспечивающие сочетание занятий разного вида. Интеграция видов творчества тесно связана с игрой. Игра является основой деятельности дошкольника и именно она дает возможность сочетать на занятиях виды изобразительной деятельности, обилие изобразительных материалов на одном занятии дает возможность создать «живой» образ. Опыт показывает, что одно из важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразность и вариативность проведения с детьми работы по изобразительной деятельности.

Методологически важным в связи с этим является то, что в процессе взаимодействия со взрослым ребёнок должен располагать необходимыми степенями свободы как в проявлении уже сложившихся у него духовно-практических оснований, так и в достижении новых возможностей развития.

Изобразительная деятельность при условии руководства ею со стороны взрослых (педагогов, родителей) имеет неоценимое значение для всестороннего развития дошкольников. Изобразительная деятельность включается в педагогический процесс дошкольного учреждения с первой младшей группы. Основная задача состоит в том, чтобы сформировать у детей интерес художественно-творческой деятельности, способности к рисованию, лепке, аппликации. Руководя изобразительной деятельностью, воспитатель должен помнить, об общих для всех возрастных групп условиях, необходимых для успешного овладения ею и развития творчества детей.

Основываясь на положении отечественной психологии о роли деятельности формировании личности и положении Выготского о том, что обучение ведет за собой развитие, важным условием успешного овладения детьми изобразительной деятельности взаимосвязь воспитания, обучения, творчества. В связи с этим большое внимание надо уделять развитию самостоятельности, представление им широких возможностей для выражения собственных замыслов и отражение личного опыта. Формирование детского творчества не возможно без развития эстетического восприятия, образных представлений, воображения. В основе этого лежит формирование сенсорных процессов и постоянное обогащение сенсорного опыта детей. Необходимым условием формирования художественного творчества является интеграция различного содержания воспитательно-образовательной деятельности, в основе которого лежит познание действительности. Образ является стержнем всей воспитательной работы, построенной на основе интеграции. Одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и формирования художественных способностей приоритетное внимание к специфическим детским деятельностям: игре, изобразительной, художественно-речевой, театрализованной, конструктивной, музыкальной, которые при условии их оптимальной организации могут обеспечить всестороннее развитие ребенка, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить его жизнь интересным содержанием. Для успешной работы с детьми необходим творческий подход педагогов к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а также к организации занятий детьми, к использованию разнообразных методов и приемов работы, особенно игровых.

Большей частью замысел у ребенка оформляется в процессе рисования. Даже в тех случаях, когда замысел предложен воспитателем, воплощение его в рисунке не дает совершенно одинакового результата у всех детей. Рисунки индивидуальны, отражают творческий потенциал каждого ребенка.

Творческие способности в передаче изображения зависят и от того, насколько хорошо дети владеют доступной им техникой рисования.

Таким образом, обучение приемам художественно-творческой работы может быть вполне реальным делом. Имея в своей основе обучение изобразительным умениям и техническим навыкам, оно позволяет осуществить основную цель – дать детям средства образного выражения, провести их через этапы творческого процесса, дать им возможность испытать радости и трудности, связанные с творческими достижениями.

Развивать творческие способности надо начинать уже в детстве.

Некоторые считают, что воображение у детей более развито, чем у взрослых. Но это не так. Ведь у детей еще мало знаний и опыта, поэтому исходный материал, из которого они создают образы, гораздо беднее, чем у взрослых, а также менее разнообразны комбинации создаваемых образов.

Моей целью является: Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования традиционных и нетрадиционных техник продуктивной художественной деятельности.Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования традиционных и нетрадиционных техник продуктивной художественной деятельности.

Научить детей находить нестандартные решения любой проблемы;

Отработать задания, требующие от детей достаточного или высокого уровня творческого воображения;

Создать условия работы в группе, при которых дети сами стремятся создавать индивидуальные творческие работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей села Бижбуляк муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан

Обобщение опыта работы на тему:

«Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности в соответствии с ФГОС»

Подготовил:

Воспитатель МАДОУ детский сад «Улыбка» села

Бижбуляк

I квалификационной категории

И.Б. Клюшникова

с. Бижбуляк, 2015 г.

«Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит,

Что нельзя воспитателю содействовать

его образованию и проявлению» Л.С. Выготский.

Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей является продуктивная деятельность, способствующая:

Развитию способности нестандартно мыслить;

Готовности к активности творческого характера;

Умению создавать креативные продукты собственной деятельности;

Формированию эстетического отношения к миру.

Новизна опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров художественно- эстетического развития младших дошкольников посредством:

Использования наряду с традиционными приемами нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности;

Взаимосвязи непосредственно образовательной с самостоятельной и совместной с педагогом деятельностью детей;

Взаимодействия с родителями как активными участниками образовательного процесса.

Творчество - не новый предмет исследований, оно всегда привлекало внимание ученых и практиков, вместе с тем, проблема остается одной из самых неразработанных.

Моя работа строится по следующим принципам:

Развитие интересов, креативности и творческих способностей детей;

Создание ситуации успеха, повышение собственной самооценки воспитанников;

Стимулирование возникновения доброжелательных взаимоотношений в группе.

Поэтому в своей деятельности я поставила следующие цели и задачи.

Цель: Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования традиционных и нетрадиционных техник продуктивной художественной деятельности.

Задачи:

Научить детей находить нестандартные решения любой проблемы;

Отработать задания, требующие от детей достаточного или высокого уровня творческого воображения;

Создать условия работы в группе, при которых дети сами стремятся создавать индивидуальные творческие работы.

Развивать творческие способности надо начинать уже в детстве.

Некоторые считают, что воображение у детей более развито, чем у взрослых. Но это не так. Ведь у детей еще мало знаний и опыта, поэтому исходный материал, из которого они создают образы, гораздо беднее, чем у взрослых, а также менее разнообразны комбинации создаваемых образов. Однако если сравнивать роль воображения в детстве и зрелом возрасте, то, конечно же, в жизни ребенка воображение проявляется гораздо чаще и допускает гораздо более легкое нарушение реальности, чем у взрослого.

Одной из приоритетных задач современной системы образования становится формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями. Необходимыми параметрами развития признаются мышление, творческие способности, личностные качества. Вместе с тем, креативный потенциал личности не формируется сам по себе, спонтанно; развитие его должно быть перманентным и начинаться уже с первых дней жизни ребенка.

На развитие креативности оказывают влияние следующие факторы:

Наследственность;

Специально организованное обучение;

Собственная активность ребенка, его удовольствие и радость от умственной деятельности;

Окружающий социум (родители, педагоги, дети).

Для того, чтобы у детей сформировалась целостная картина мира, необходимо эту картину создавать постепенно, начиная с детского сада.

Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изотворчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности – рисунки можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора. На занятиях мы развиваем активность и самостоятельность детей. Помогаем вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось, учим сравнивать предметы, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали, лепили, как это они делали. Важно помнить, что все виды изобразительной деятельности должны быть взаимосвязаны, ведь в каждом из них дети отражают предметы и явления окружающей жизни, игры и игрушки, образы сказок, потешек, загадок и песен.

Занимаясь художественно-практической деятельностью с детьми, знакомя их с произведениями искусства, решаются не только задачи художественного воспитания и образования, но и более глобальные – развивается интеллектуально-творческий потенциал ребенка. Познание мира, осмысление явлений в процессе активной художественно-творческой деятельности, посильной детям дошкольного возраста, является одной из центральных задач развития детей в изобразительной деятельности. В связи с этим, основная задача взрослого – создать условия и помочь сформировать у ребенка целостное и многогранное представление об окружающем мире в процессе работы над художественными образами средствами изобразительного искусства. Таким образом, возникает необходимость поиска новых подходов в организации педагогического процесса, обеспечивающих успех развития и воспитания детей.

Прежде всего, это:

1. Создание оптимальной предметно-пространственной среды, включающей разнообразные компоненты художественно-творческого комплекса развития ребенка, которая будет:

1.1.Способствовать обогащению ребенка широким спектром эстетических впечатлений.

1.3.Вызывать желание экспериментировать с различными художественными материалами, тем самым, создавая основу для разнообразных видов детской деятельности в едином культурном пространстве.

2. Создание системы творческих заданий для дошкольников по изобразительной деятельности в детской дошкольной организации, активизирующих творческое воображение, мышление, художественно-творческие способности и т.д.

3. Предоставление максимальной свободы для проявления творчества и инициативы. Широкий подход к решению проблемы. Бережное отношение к процессу и результату деятельности ребенка.

4. Использование в работе с детьми игр и игровых упражнений на развитие эмпатии, что очень важно при создании художественного образа.

5. Использование в работе с детьми принципа интеграции различных по содержанию видов деятельности, разных видов искусств, что является актуальным и органичным в направлении интеллектуально-художественного и творческого развития личности ребенка.

Большое значение имеет эстетическое оформление группы, подбор материалов для занятий, наглядных пособий, картин, игрушек, так как эмоциональное благополучие детей в процессе занятий влияет на конечный результат.

Подобный подход позволяет охватить образовательный процесс в целом. А педагогу дает широкие возможности для создания благоприятных педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития личности дошкольника с учетом его индивидуальных особенностей; помогает сформировать умения мобильно включаться в поиск, присваивать новые способы действий, разбираться в заданной педагогической ситуации, выходить за ее пределы, творчески варьируя и прогнозируя результат.

Отсюда следует, главная задача детского сада состоит в том, чтобы помочь ребенку развиться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности. Следовательно, целенаправленная реализация тенденций развития системы поддержки и сопровождения талантливых детей, играет важную роль в раскрытии их творческого потенциала.

Полноценная жизнь ребенка в каждом дне: комфортное пребывание в социуме, совместная деятельность, и творческие достижения - эта триада развития ребенка заставляет соответствовать Миру Детства.

Для развития творческих способностей дошкольников необходимо:

Создать условия: подготовить необходимые материалы для творчества и найти время для игры с ними;

Вызвать желание у ребенка проявлять инициативу, развивать интерес к окружающему миру;

Проявлять терпение к неожиданным идеям и решениям;

Поддерживать ребёнка, когда он находится в процессе творческого поиска;

Проявлять интерес к совместной продуктивной деятельности и экспериментированию с художественными материалами;

Проявлять симпатию к попыткам ребёнка выразить свои впечатления в продуктивной деятельности и желанию сделать ее понятной для окружающих.

Я хочу предложить вашему вниманию креативные раскраски.

Важная отличительная черта нового поколения раскрасок – сюжетность и интерактивность. Ребенок больше не является пассивной фигурой с карандашом в руке. Теперь он отважный первооткрыватель, участник или рассказчик историй, творец собственного фантастического мира.

Автор обращается к нему с каждой страницы раскраски с вопросом или заманчивым предложением: "Нарисуй жуков и улиток, прячущихся в листве", "Найди, у какой пироженки нет пары", "Преврати деревья в разноцветные пуговицы" и т.д.

Таким образом, раскраска не только вовлекает ребенка в забавный мир рисованных историй, но направляет его и помогает развивать свое творчество. Часто рисунки в них незакончены, истории обрываются на самом интересном месте, заставляя фантазию ребенка работать.

Раскраски нового поколения – это не только картинки, которые нужно разрисовать, но целые сборники заданий, игр и развлечений, способные надолго занять ребенка.

Изменились сюжеты и темы книг для раскрашивания. Все чаще они посвящены не абстрактным сценкам, а актуальным историям и сюжетам.

Например:

  • "Каракули-маракули" (автор Никалас Кэтлоу) (9 выпусков) - это мощный толчок к развитию творческих способностей, абстрактного и пространственного мышления, чувства цвета и свободы самовыражения ребенка.
  • "Читалка-рисовалка. Весёлое сказкотворенье всем на загляденье" (автор Александр Голубев)

В книге представлены разнообразные задания: найти отличия, пройти по лабиринту, дорисовывать недостающие детали, вписать в фон новые изображения.

Сказки любят все дети: и большие и маленькие. Даже если тебе два годика или целых сто.

Когда ты читаешь сказку, то все ее герои оживают. И некоторые оказались в этой книжке. Из своих сказок они принесли самые интересные задания - придется вспомнить сказку или даже прочитать заново. Дети на страницах встретятся с любимыми сказками, возможно по-новому взглянут на уже известных героев. Эта книга будет интересна детям, которые уже умеют самостоятельно рисовать, создавать целые образы.

Вывод: Целенаправленная продуктивная художественно- творческая деятельность способствует развитию творческих способностей младших дошкольников. Использование наряду с традиционными нетрадиционных приемов художественной деятельности стимулируют творческую активность, мышление, воображение, «погружают» ребенка в атмосферу творчества.

Роль педагога, во-первых, сформировать способность «Смотреть и Видеть, Чувствовать, Познавать, Творить», вооружить детей умениями (что можно сделать, из чего, с помощью каких материалов и оборудования);

во-вторых, вовлечь родителей в активную совместную деятельность. Только так у ребёнка возникнет желание проявлять творчество в самостоятельной продуктивной деятельности.

Сегодня я хочу рассказать вам об удивительных альбомах Таро Гоми для развития творческих способностей у детей. Они так и называются - альбомы для развития креативности. Возрастная категория 3+.

Таро Гоми - это японский иллюстратор и детский писатель. Больше 20 лет дети во всем мире учатся рисовать и развивают свою креативность по его альбомам.

Что такое альбомы для развития креативности?

Альбомы Таро Гоми - это не просто раскраски. Это сборник удивительных историй, которые придумает и изобразит ребенок.

В обычном альбоме для рисования перед ребенком лежит чистый белый лист. Что рисовать? Как рисовать?

Аналогично с раскрасками. Они очень быстро надоедают ребенку, потому как, кроме выбора цвета (да и тот иногда уже предопределен), фантазию особо проявить негде.

Каждая страница альбома по развитию креативности - это новая история. Малышу будет предложено продолжить ее и нарисовать. Вот где есть разгуляться фантазии! Кто летит на воздушном шаре? Что лежит в тарелке? Что не войдет в пылесос?

Страница альбома состоит из 3 частей:

  • задание
  • раскраска
  • место для свободного рисования

Почему альбомы так популярны?

Не только идея сочетать альбом для рисования и раскраску сделала альбомы Таро Гоми популярными.

Фишка этих альбомов - иллюстрации, а именно необычный стиль рисования. Раскраски несколько похожи на каракули, но именно поэтому они нравятся детям.

Здесь нет привычных нам, взрослым, четких линий, контуров, прорисовки.

Дети постарше часто переживают, что у них не получается рисовать красиво, малыши не всегда аккуратно раскрашивают, "выезжают" за контур. Иллюстрации в альбоме похожи на детские рисунки, и потому дети не боятся рисовать. Они могут рисовать так как умеют, а не так как требует образец.

В серии представлены три альбома:

  • Всякие вкусности
  • Животные
  • Истории.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Обобщение опыта работы на тему: «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности в соответствии с ФГОС» Подготовил: Воспитатель МАДОУ детский сад «Улыбка» села Бижбуляк I квалификационной категории И.Б. Клюшникова

«Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению» Л.С. Выготский.

Принципы: - развитие интересов, креативности и творческих способностей детей; - создание ситуации успеха, повышение собственной самооценки воспитанников; - стимулирование возникновения доброжелательных взаимоотношений в группе.

Цель: Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования традиционных и нетрадиционных техник продуктивной художественной деятельности.

Задачи: - научить детей находить нестандартные решения любой проблемы; - отработать задания, требующие от детей достаточного или высокого уровня творческого воображения; - создать условия работы в группе, при которых дети сами стремятся создавать индивидуальные творческие работы.

Подходы в организации педагогического процесса, обеспечивающих успех развития и воспитания детей 1. Создание оптимальной предметно-пространственной среды, включающей разнообразные компоненты художественно-творческого комплекса развития ребенка, которая будет: 1.1.Способствовать обогащению ребенка широким спектром эстетических впечатлений. 1.2. Направлять их творческую активность. 1.3.Вызывать желание экспериментировать с различными художественными материалами, тем самым, создавая основу для разнообразных видов детской деятельности в едином культурном пространстве.

Подходы в организации педагогического процесса, обеспечивающих успех развития и воспитания детей 2. Создание системы творческих заданий для дошкольников по изобразительной деятельности в детской дошкольной организации, активизирующих творческое воображение, мышление, художественно-творческие способности и т.д. 3. Предоставление максимальной свободы для проявления творчества и инициативы. Широкий подход к решению проблемы. Бережное отношение к процессу и результату деятельности ребенка. 4. Использование в работе с детьми игр и игровых упражнений на развитие эмпатии, что очень важно при создании художественного образа. 5. Использование в работе с детьми принципа интеграции различных по содержанию видов деятельности, разных видов искусств, что является актуальным и органичным в направлении интеллектуально-художественного и творческого развития личности ребенка.

Альбомы Таро Гоми для развития креативности.

Альбомы Таро Гоми для развития креативности

Креативные раскраски

Креативные раскраски

Креативные раскраски

Креативные раскраски

Креативные раскраски

Вывод: Целенаправленная продуктивная художественно- творческая деятельность способствует развитию творческих способностей младших дошкольников. Использование наряду с традиционными нетрадиционных приемов художественной деятельности стимулируют творческую активность, мышление, воображение, «погружают» ребенка в атмосферу творчества. Роль педагога, во-первых, сформировать способность «Смотреть и Видеть, Чувствовать, Познавать, Творить», вооружить детей умениями (что можно сделать, из чего, с помощью каких материалов и оборудования); во-вторых, вовлечь родителей в активную совместную деятельность. Только так у ребёнка возникнет желание проявлять творчество в самостоятельной продуктивной деятельности.

Спасибо за внимание!


Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности.

Формирование творческой личности начинается уже в дошкольном возрасте. Игнорирование или формальный подход к творчеству в раннем детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Дошкольный возраст - лучшее время для развития образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. Поэтому воспитание творческих способностей - одна из главных задач дошкольной педагогики.

Творчество - это психический процесс создания новых ценностей. Ряд современных психолого-педагогических исследований направлены на раскрытие характеристик творческих способностей, которые оказались универсальны и едины для детей и взрослых. К творческим способностям отнесены реализм воображения, умение видеть целое раньше частей, способность экспериментировать.

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. У дошкольников творчество находится в начальной стадии развития. Не случайно назвала его «зернышком», а в зернышке заложено все, что появляется в зрелом растении, только вырастить надо. Но отношение к художественному творчеству зачастую отождествляется с продуктивностью и оценивается по продукту - рисунку. Тем самым осуществляется неоправданное суждение о творческом потенциале ребенка, т. е. творческие способности приравниваются к художественным. Что в свою очередь приводит к тому, что уже в детском саду изобразительную деятельность относят к узкоспецифической.

Я считаю, что главная ценность ребенка заключается не в знании, которое он приобретает, а в той уникальности, которую он воплощает. Развитие индивидуальности каждого ребенка, независимо от художественных способностей, есть главный путь развития творчества в изобразительной деятельности. Учитывая индивидуальные различия, выявляя отстающих или одаренных детей, создавая благоприятные условия для развития, педагог создает условия для творческого роста всех без исключения детей. Работа над этой темой позволила выявить несколько существенных противоречий.

Первое из них - это противоречие между творчеством и технологией. С одной стороны, воспитание творчества должно стать во главе современного образования. С другой стороны, образование - это всегда определенная технология, которая зачастую отодвигает творчество на второй план.

Второе противоречие - между необходимостью индивидуального подхода и массовостью обучения и воспитания. Возможности индивидуального подхода иногда сводятся к варьированию объема информации и скорости ее усвоения.

Пути решения этих проблем заключаются в том, что необходимо учитывать индивидуальность каждого ребенка, его отношение и к знаниям, и к тому, что его окружает.

Творчество детей невозможно без приобщения их к искусству, которое призвано открыть дошкольникам общечеловеческие представления о красоте.

Работа над этой темой выявила очередное противоречие - между особенностями искусствоведения как эстетической науки и методикой ее преподавания детям дошкольного возраста. С одной стороны, восприятие искусства должно проходить адекватными природе искусства средствами, которые отличаются большой эмоциональной насыщенностью, эстетической нагрузкой. С другой стороны, необходимо учитывать психологические особенности детей. Ознакомление с изобразительным искусством целесообразно проводить с опорой на игру, через эмоциональную сферу ребенка. Надо интересоваться не только тем, что ребенок знает или чего не знает, но и тем, что он чувствует. Главным должно стать не приобретение человеком знаний, выполнение заданий, а эмоциональное отношение к ним. Уважительное отношение педагога к сложному внутреннему миру маленького человека создает благоприятную эмоциональную сферу, в которой ребенок сможет открыто высказывать свои впечатления, переживания.

В связи с вышесказанным основными задачами в освоении детьми изобразительной деятельности считаю:

1. Способствовать развитию и реализации каждым ребенком собственной индивидуальности, проявлению творчества средствами изобразительной деятельности.

2. Приобщать детей к изобразительному искусству, знакомить с видами, жанрами, средствами выразительности искусства, используя при этом адекватные дошкольному детству средства.

3. Формировать у детей эмоционально-личностное отношение к искусству, деятельности, окружающему.

Осуществление поставленных задач возможно при соблюдении определенных принципов. Их можно сформулировать так:

Принцип индивидуальности, опора на специфику каждого ребенка с устранением унификации (выравнивания) детей; - принцип целостности, неразрывности, преемственности в знаниях, умениях, впечатлениях, «входящих» в душу ребенка; - принцип природосообразности, то есть адекватность методики возрастным особенностям детей с преобладанием игровых, воображаемых ситуаций; - принцип вариативности в выборе задания и способа его выполнения; - принцип сотворчества, сотрудничества воспитателя и детей, обеспечение условий, при которых ребенок не боится высказывать свои мысли, чувства; - принцип стимулирования активности, самостоятельности, творчества.

Решить поставленные задачи по развитию творчества и индивидуальности каждого ребенка можно при соблюдении ряда условий.

1. Создание предметно-развивающей среды

Задачи: - обеспечение чувства психологической защищенности - доверия к миру, радости существования; - формирование творческого начала в личности ребенка; - развитие его индивидуальности; - формирование знаний, навыков и умений как средства развития личности, а не цели; - активизация демократических способов общения с детьми (понимание, признание, принятие личности ребенка).

Разнообразие среды позволяет ребенку вести поисковую, исследовательскую деятельность , решать любые вопросы по-своему, активизирует самостоятельную изобразительную деятельность.

В детском саду организована «сенсорная комната», где собраны дидактические игры, направленные на формирование сенсорных знаний. Особенность этих игр в том, что они требуют постоянного движения. В то же время ребята знакомятся с понятиями формы и цвета.

«Малая картинная галерея» - коллекция репродукций картин известных русских художников, подобранных по тематике. Большой интерес представляют работы современных художников Севера. Живопись местных мастеров помогает раскрыть перед детьми красоту родного края. Есть в нашей галерее и сменная экспозиция - работы наших воспитанников и выпускников, которые занимаются в школе искусств.

В каждой группе детского сада оборудованы уголки изобразительной деятельности, которые пробуждают у детей инициативу, дают простор для творчества. Каждый уголок имеет свое неповторимое оформление, и дети сами могут менять его как им вздумается.

В каждой группе есть место для демонстрации детских работ: паспарту, рамки, альбомы с рисунками, а также индивидуальные папки для каждого ребенка.

Также у нас организована изостудия.

2. Создание условий для проявления индивидуальности каждого ребенка

Важно построить учебно-воспитательный процесс так, чтобы педагог сумел заметить и развить любые индивидуальные особенности детей. Нужно построить свою работу так, чтобы не остались в тени ни талантливые дети, ни ребята, у которых пока еще не все получается. Конечно, сами малыши не должны знать о том, что кто-то из них «одарен» (значит - «хорош»), а кто-то «неодарен» (значит - «так себе»). Любому ребенку я даю возможность понять, что нет одинаковых людей: у каждого есть что-то свое, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. Внимание, оказываемое как проблемному, так и одаренному ученику, должно быть для них совершенно естественным.

Творчество детей невозможно без практической работы , поэтому мы формируем умения и навыки, развиваем ручную умелость, тренируем формообразующие движения, осваиваем гуашь, акварель , пастель, сангину, мелки, тушь. Предлагаю занятия на развитие воображения, игры с изобразительными материалами, в результате которых рождается рисунок. Постоянно провожу индивидуальную работу с детьми, которым было сложно выполнять то или иное задание. Для систематизации работы изготовила картотеку игр и игровых упражнений по обучению детей формообразующим движениям.

2.1. Работа с одаренными детьми

Вот уже пять лет как я руковожу изостудией «Капельки», где одновременно занимаются 8-10 маленьких талантливых художников. Занятия проводятся раз в неделю по 30 - 35 мин.

Изостудия ориентирована на одаренных детей, но эту одаренность необходимо выявить. Для этого я использую диагностику развития творческих способностей, анализ рисунков, беседы с родителями.

Детям очень важно признание их творчества взрослыми и сверстниками. Поэтому мы организуем выставки: индивидуальные, тематические, групповые. Для этого составляется их перспективный план. Участие в выставках - не подведение итогов работы, а своеобразный стимул для дальнейшего роста.

Программы для одаренных детей, естественно, должны отличаться от тех, по которым занимаются обычные ребята. Дети с выдающимися способностями, весьма существенно различаясь между собой, обладают некоторыми общими особенностями, которые нельзя не учитывать. Необходимо обратить внимание на основные требования к содержанию и организации учебной деятельности детей в сфере когнитивного, творческого, аффективного развития.

Учитывая особенности работы с одаренными детьми, на каждом занятии решаем следующие задачи:

А) Формирование умений и навыков деятельности.

Дети осваивают: - новые способы работы с разными изобразительными материалами; - новые способы изображения предметов и образов окружающего мира; - нетрадиционные способы, техники рисования.

Б) Формирование творческой активности предусматривает - развитие творческой индивидуальности, оригинальности детей в выборе сюжета; - поощрение поиска новых, оригинальных приемов решения поставленных задач; - использование адекватных образу средств выразительности; - умение отстаивать свою точку зрения.

В) Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру предусматривает - умение видеть красоту в окружающей жизни, искусстве; - преобразовывать окружающую действительность по законам красоты.

Содержание программы для одаренных детей условно распределено на темы: «Портрет», «Пейзаж», «Дизайн и дети» и др. Каждая тема изучается в течение месяца. В конце каждого квартала проводятся итоговые занятия, позволяющие диагностировать степень усвоения знаний, умений, навыков, уровень творческой активности. Так, например, темы октября «Портрет» и ноября «Натюрморт» объединены в итоговом занятии «Пир на весь мир».

План итогового занятия

Вводная часть:

Анализ произведения изобразительного искусства. Стремлюсь вызвать у детей удивление, восхищение, радость от общения с искусством. Для выражения своих чувств, вызванных искусством, стараюсь использовать поэтическое слово, музыкальные произведения, использовать элементы театрализации.

Основная часть:

Самостоятельная, творческая работа детей на заданную тему, в ходе которой продолжается индивидуальная работа по формированию технических умений и навыков, знакомство с композицией рисунка.

Заключительная часть:

Рассматривая получившиеся рисунки, стараюсь найти возможность выслушать всех детей, которые хотят рассказать о своих впечатлениях.

Работа, которая проводится с одаренными детьми, оценивается не только в детском саду. За годы существования изостудии «Капелька» ребята, посещающие ее, участвовали во многих выставках и конкурсах и добивались определенных успехов. Чтобы наша работа не прошла напрасно, поддерживаем связь с другими образовательными учреждениями: детской школой искусств, изостудией в школе. 75% выпускников «Капельки» поступили в детскую школу искусств, многие ребята приняты сразу в третий класс отделения «Изобразительное искусство».

2.2. Коррекционная работа

Еще одно немаловажное направление педагогической деятельности - работа с «проблемными» детьми, испытывающими затруднения в освоении изобразительной деятельности. Неудачи в процессе создания рисунка могут стать причиной неуверенности в себе, которая приводит к снижению потребности самовыражения в изобразительном творчестве.

Прежде чем начинать коррекционную работу , проводится диагностическое исследование, целью которого является определение проблем, лежащих в основе возникших затруднений.

Исследовав наиболее частые нарушения, определяем основные задачи коррекционной работы:

1. Расширение представлений о сенсорных эталонах.

2. Формирование способностей к образному мышлению, воображению, памяти, наблюдательности, внимания.

3. Развитие мелкой моторики, графических умений и навыков.

Коррекционная работа поводится на базе логопедических групп с детьми, у которых помимо серьезных нарушений речи возникают и проблемы психологического характера.

Структура коррекционного занятия

Вводная часть: - введение в воображаемую игровую ситуацию на основе произведения искусства.

Основная часть: - дидактическая игра по ознакомлению с сенсорными эталонами, закрепление знаний о цвете; - пальчиковая гимнастика; - практическая работа: репродуктивная, с элементами творчества.

В ходе практической части идет освоение графических средств выразительности: точки, штриха, линии. Задание усложняется тем, что выполняется в цвете, с которым дети познакомились в начале занятия.

Заключительная часть:

«Любование» полученными работами. Позитивная, иногда завышенная оценка помогает определить перспективу роста ребенка.

В результате освоения изобразительной деятельности ребенок учится ориентироваться на листе, различать и называть цвета и их оттенки, развивает координацию рук и глазной контроль; свободно владеет техникой линейной графики. Полученные умения и навыки помогают дошкольнику совершенствовать художественное творчество, проявлять себя не только в изобразительной деятельности, но и в других сферах.

Результативность работы определяется итоговой диагностикой, которая проводится в виде контрольного рисунка в конце учебного года.

3. Создание атмосферы творчества, содержательной жизни ребенка.

Атмосфера творчества, созданная в детском саду, невозможна без поддержки родителей. Стараюсь объяснять родителям значение изобразительной деятельности для общего развития дошкольников. Рассказываю, какие успехи делает их ребенок, какие задачи решаются на конкретном занятии, в чем его трудности, чем могут и должны помочь родители. Напоминаю об условиях, которые следует создать для ребенка в семье. Приглашая на занятия, показываю, как взрослые могут вместе с детьми рассматривать предметы, иллюстрации, наблюдать изображаемые явления. Большого внимания требует объяснение родителям того, как нужно относиться к работам детей, чтобы побуждать ребят к творчеству. В этом очень помогает проведение совместных выставок родителей и детей, братьев и сестер. Регулярно обращаю внимание на творческий рост ребенка.

4. Знакомство с искусством

Осваивая программу воспитания и обучения «Детство», я встала перед проблемой освоения раздела программы «Ребенок в мире художественной литературы , изобразительного искусства и музыки». Большая насыщенность задач по ознакомлению детей с изобразительным искусством привела к необходимости разработки системы новых методов и форм работы.

Ознакомление с изобразительным искусством планирую тематическими циклами так, чтобы данная тема прошла через все виды деятельности . Использование всего разнообразия видов и форм работы позволяет наиболее плодотворно помочь ребенку освоить особенности изобразительного искусства.

При этом необходимо учитывать принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное. Очень важно обращаться в первую очередь к чувствам ребенка, его отношению к воспринимаемому образу. Важно не то, что видит ребенок на картине, а то, что он в это время ощущает. Уважая каждое проявление индивидуальности, строю свою работу так, чтобы ребенок научился понимать и воспринимать эмоции, переданные художником в произведении, эмоции других людей. Достичь этой непростой цели помогает «Час искусств».

Проводится раз в месяц и может быть итогом ознакомления с каким-то разделом изобразительного искусства. Эта форма работы включает в себя синтез различных видов искусства: музыки, живописи, графики, скульптуры, архитектуры, которые осваиваются детьми в игре.

Особенность эстетической игры в том, что создается мнимая ситуация, «действие в воображаемом поле», которым может быть сказка, произведение музыкальное или живописное. «Отправляясь» в пространство картины, мы с детьми решаем, что нужно с собой взять, как одеться, кого можем встретить. Такое нереальное путешествие дает возможность ребенку самому при минимальной подсказке взрослого раскрыть образное содержание картины.

Так, дети по-разному «собирались» в путешествие по картинам «На Севере диком стоит одиноко», «Зима». Для вхождения в игровую ситуацию придумываю сюжет, в котором ребенок примеряет на себя различные роли. Персонажем может быть капля дождя, лист, облако, ручеек и т. д. В процессе игры ребенок, синтезируя и творчески преобразовывая впечатления, создает собственные образы. Во время игровых действий, перед малышом ставятся творческие задачи: «Нарисуй, как танцуют (дрожат) линии. Нарисуй красками звучание духового оркестра (маленькой дудочки)».

Ребенок учится анализировать все, что происходит с ним и вокруг него, осмыслять свои чувства.