Собака из бересты. Берестяная радость. Пошаговое описание творческого процесса

13.02.2019

Для поделки выбирают кусок бересты любой формы. По заранее приготовленному шаблону (выкройке) из бересты вырезают сектор круга и полоску. Затем сектору круга придают форму воронки. При этом один край накладывают на другой, после чего корпус туеска сшивают или прошнуровывают. Теперь остается только прикрепить ручку из сложенной вдвое для прочности полоски бересты к краям туеска. Ее можно пришить или приклеить клеем ПВА.

Воспитатель уточняет, сколько этапов работы обозначили дети (должно быть четыре), у кого получилось другое количество этапов. Почему? После разрешения неясных вопросов приступают к изготовлению поделки.

В ходе работы воспитатель помогает детям, учит их проявлять доброжелательность к товарищам, готовность оказывать помощь.

Готовые игрушки анализируют и оценивают. При этом воспитатель побуждает ребят радоваться успехам товарищей. Поделки используются для сюжетно-ролевых игр.

Ведерко для сбора ягод (рис. 47)

Цель. Продолжать учить детей работать с берестой по выкройке, пользуясь приемом вырезания, сгибания; воспитывать аккуратность в работе с ножницами, иголкой; формировать умение планировать действия; воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.

Материал и инструменты: прямоугольные куски бересты, нитки, клей; ножницы, кисточка, карандаш, иголка.

Ход работы. Воспитатель сообщает ребятам, чем они будут сегодня заниматься. Дети вспоминают, где они собирали бересту, с каких деревьев можно использовать кору, почему. Педагог показывает модель ведерка и модель туеска, просит сравнить их и предложить свои варианты работы над ведерком. Все вместе уточняют последовательность работы и рисуют схему. Отмечают, что первые два этапа работы сходны с этапами работы над туеском, только это более сложный вариант.

Сначала подбирают прямоугольный лист бересты, выравнивают его, очищают и накладывают сверху выкройку, заготовленную воспитателем заранее. Затем вырезают дно для ведерка в виде круга, полоску для ручки и боковую поверхность, на нижнем крае которой делают надрезы по заранее намеченной карандашом линии. Чтобы надрезы получились одинаковые, намеченную карандашом линию загибают и после этого ориентируются на линию сгиба. На следующем этапе края боковой поверхности накладывают один на другой и сшивают, а надрезы нижнего края аккуратно прикладывают к донышку, предварительно смазанному клеем.

После этого к ведерку пришивают сложенную вдвое ручку, один конец которой прикрепляют к месту шва. Изготовленные игрушки дети используют во время прогулок для сбора листьев, в игре.

Собачка Тобик (рис. 48)

Цель. Закреплять навыки изготовления игрушки из бересты по выкройке; развивать воображение; направлять усилия каждого ребенка на самостоятельное построение схемы поэтапного изготовления игрушки; формировать настойчивость в достижении поставленной цели.

Материал и инструменты: береста, веточки, палочки или спички, плоды шиповника, семена гледичии, клей ПВА, пластилин, нитки; деревянный брусок, иголка, ножницы, шило.

Ход работы. Воспитатель предлагает ребятам смастерить собачку Тобика. Дети вспоминают, что они уже мастерили собачек из земляного ореха и желудей. Теперь они научатся делать игрушку из бересты. На учебную доску вывешивают модель-образец игрушки; дети размышляют о способе выполнения каждой части поделки, отмечают своеобразие использования материала.

В процессе обсуждения этапов работы воспитатель обращает их внимание на то, что принцип изготовления собачки из бересты остается тот же, что и при изготовлении других игрушек из этого же материала - туеска, ведерка. Значит, сначала надо будет подготовить материал, сделать разметку с помощью выкройки, вырезать необходимые детали, а затем из них смастерить игрушку. Дети рисуют схему последовательности действий.

На первом этапе заготавливают лист бересты, заранее вымоченный, с помощью выкройки делают разметку и вырезают: для туловища прямоугольник, для головы сектор, для лап и ушей шесть кусочков бересты в форме трапеции. На втором этапе заготавливают голову и туловище из вырезанного материала. Прямоугольник и сектор сворачивают цилиндриком и кулечком, по краю сшивают или прошнуровывают - это голова и туловище.

На следующем этапе мастерят голову собачки. Склеивают уши, вырезанные ранее, глаза делают из семян гледичии, а нос - из плода шиповника. Затем к туловищу приклеивают лапы. Предварительно намечают карандашом все места для передних и задних лапок, чтобы они были на одинаковом уровне. Голову и туловище соединяют с помощью веточки, которую вставляют в отверстия, сделанные в конусе и цилиндре. Это соединение выполняет сам воспитатель (из-за недостаточного опыта детей в работе с данным материалом). Места соединения для большей прочности смазывают клеем или пластилином.

Хвостом собачке служит веточка, у которой один конец более острый (кончик хвостика). Другой конец этой веточки соединяют с туловищем при помощи пластилина.

После обсуждения последовательности работы дети - приступают к изготовлению поделок.

Готовая собачка Тобик крепится (приклеивается) на подставке (гладкая дощечка размером 15 х 10 см). Игрушки оцениваются, а рабочие места убираются.

Машина (рис. 49)

Цель. Укреплять у детей интерес к работе с берестой, совершенствовать навыки работы с данным природным материалом; формировать уверенность в своих возможностях; воспитывать дружеские взаимоотношения детей, оказывая помощь тем, кто в ней нуждается.

Материал и инструменты: береста (вымоченная в соленой воде), выкройки, катушки от ниток, проволока; ножницы, кисточки.

Ход работы. Детям предлагают рассмотреть модель будущей игрушки, выделить части машины, детали, определить особенности природного материала, из которого можно мастерить игрушку. Воспитатель просит ребят подумать и сказать, как можно сделать каждую часть игрушки. Объясняет детям основной принцип изготовления кабины, мотора, кузова машины.

Цель. Закреплять навыки изготовления игрушки из бересты по выкройке; развивать воображение; направлять усилия каждого ребенка на самостоятельное построение схемы поэтапного изготовления игрушки; формировать настойчивость в достижении поставленной цели.

Материал и инструменты: береста, веточки, палочки или спички, плоды шиповника, семена гледичии, клей ПВА, пластилин, нитки; деревянный брусок, иголка, ножницы, шило.

Ход работы. Воспитатель предлагает ребятам смастерить собачку Тобика. Дети вспоминают, что они уже мастерили собачек из земляного ореха и желудей. Теперь они научатся делать игрушку из бересты. На учебную доску вывешивают модель-образец игрушки; дети размышляют о способе выполнения каждой части поделки, отмечают своеобразие использования материала.

В процессе обсуждения этапов работы воспитатель обращает их внимание на то, что принцип изготовления собачки из бересты остается тот же, что и при изготовлении других игрушек из этого же материала - туеска, ведерка. Значит, сначала надо будет подготовить материал, сделать разметку с помощью выкройки, вырезать необходимые детали, а затем из них смастерить игрушку. Дети рисуют схему последовательности действий.

На первом этапе заготавливают лист бересты, заранее вымоченный, с помощью выкройки делают разметку и вырезают: для туловища прямоугольник, для головы сектор, для лап и ушей шесть кусочков бересты в форме трапеции. На втором этапе заготавливают голову и туловище из вырезанного материала. Прямоугольник и сектор сворачивают цилиндриком и кулечком, по краю сшивают или прошнуровывают - это голова и туловище.

На следующем этапе мастерят голову собачки. Склеивают уши, вырезанные ранее, глаза делают из семян гледичии, а нос - из плода шиповника. Затем к туловищу приклеивают лапы. Предварительно намечают карандашом все места для передних и задних лапок, чтобы они были на одинаковом уровне. Голову и туловище соединяют с помощью веточки, которую вставляют в отверстия, сделанные в конусе и цилиндре. Это соединение выполняет сам воспитатель (из-за недостаточного опыта детей в работе с данным материалом). Места соединения для большей прочности смазывают клеем или пластилином.

Хвостом собачке служит веточка, у которой один конец более острый (кончик хвостика). Другой конец этой веточки соединяют с туловищем при помощи пластилина.

После обсуждения последовательности работы дети - приступают к изготовлению поделок.

Готовая собачка Тобик крепится (приклеивается) на подставке (гладкая дощечка размером 15 х 10 см). Игрушки оцениваются, а рабочие места убираются.

БЕРЕСТЯНАЯ РАДОСТЬ

Представить Россию без берёзовых лесов, также как без колоколен, колодцев с журавлями, бревенчатых изб, просто не возможно. Там, где есть берёза, естественным образом развито и рукоделие – берестяной промысел.

Чего только не делают из этого удивительного материала – бересты! Предметы быта, украшения, одежду, обувь, посуду…

Вот и я, наконец, пришла к бересте, благо – берёзовых лесов в Поволжье хватает.

Береста – замечательный антисептик, поэтому в коробах и туесах молоко и другие продукты хранятся довольно долго. В старину, когда с антисептиками были большие проблемы, в комнате, где должна была разродиться молодка, поджигали берёзовый дёготь или топили печь берёзовыми поленьями. Воздух становился практически стерильным!

Итак, наступило лето… Вы загорелись идеей освоить бересту. С чего начать?

Вначале заготовим инструменты. Нужен будет удобный нож-косяк, а также бечёвка.

Лето – понятие растяжимое, поэтому уточним – бересту (или берёсту) собирать лучше всего в конце мая и весь июнь. В нашем Поволжье и в июле ещё можно пособирать.

От того, в каком месте растёт берёза, может напрямую зависеть цвет бересты. Чем больше солнца досталось дереву, тем желтее будет оттенок материала.

Выбрать нужно дерево, на котором менее всего выражены чёрные пятна (полоски). Это так называемая отдушка, через которое дерево дышит, потому что береста – очень плотная кора.

Как правило, лучше всего береста отслаивается с южной стороны.

Выбрав белую полоску бересты на дереве, делается небольшой надрез. Слишком большие пласты собирать с одного дерева нельзя – оно может заболеть и даже погибнуть!

Сделав надрез, подденьте отслоившийся кусок бересты рукой или специальной деревянной лопаточкой.

Хочу предупредить неискушённых в этом деле мастеров – берёзы бывают … жадными! Да-да, не удивляйтесь! Я с такими сталкивалась множество раз. Даже если вы с трудом снимете кору, расщепить её будет практически невозможно!

Снятые листы складывают, чередуя – лицевую сторону к лицевой и изнаночную к изнаночной.

Обвязав бечёвкой снятую кору, привозите домой. Береста не любит пересыхания также, как любая кожа. Поэтому, по горячим следам, её нужно будет расщепить на тонкие, пластичные пласты, из которых вы будете что-то мастерить.

Я на следующий же день после сбора обрабатываю бересту. Зацепив ногтем или небольшим ножом (можно канцелярским), снимаю слой за слоем. Снятые полоски раскладываю по размерам и убираю в пакеты, мешки. Более тонкие полоски подойдут для изготовления более изящных вещей, допустим, бижутерии.

Попадаются такие красочные берестяные кусочки, что их оставляю в первозданном виде – на них можно будет рисовать картины! Загляните в интернет, и вы увидите великолепие и разнообразие берестяных картин!

Бересту я храню на чердаке дома, под прессом (кусок доски, кирпичи). Её можно хранить и под кроватью, лишь бы не дать ей пересохнуть. Почувствовали, что кора становится ломкой – увлажните её влажной тряпочкой.

Итак, береста готова!

Для работы заготовим:

  • стамески по дереву,
  • электровыжигатель,
  • канцелярский нож,
  • дырокол
  • и… вашу фантазию!

Вначале и мне было страшновато, но как говорится – глаза боятся, а руки делают. Но так бывает всегда при освоении нового материала. И руки, и душа должны к нему привыкнуть. Уверяю вас, если вы станете работать с берестой, она вас не разочарует! Этот природный материал буквально излучает свет. От него исходят непередаваемое ощущение уюта и тепла. Береста пришлась по душе и моим воспитанникам, особенно мальчишкам.

И последний штрих к вышесказанному – запаситесь не только терпением, но и…маслом ! Береста очень любит масло. Можно пользоваться или льняным, или растительным.

Готовое изделие я протираю тряпочкой или губкой, слегка смоченной в масле. Излишек масла на следующий день исчезнет, а изделие приобретёт приятный солнечный оттенок.

Солонка, тарелочка, подвеска, очелье из бересты прослужат намного дольше, если они смазаны маслицем.

Желаю всем творческих успехов и вдохновения при работе с таким замечательным материалом, как береста!

Мастер-классы:


Понравилось изделие и хотите заказать такое же у автора? Напишите нам .

Еще интересно:

Посмотрите также:

Кто такие мартинички
Народные куклы Мартинички 1 Марта - начало весны. В Болгарии в этот день отмечают праздник Баба Мар...

Кукла Кубышка-травница
Народная кукла Кубышка-травница Сегодня Вы узнаете, как сделать народную куклу-оберег. Куколка К...

Тульская барыня
Хороша, правда? Мечта хозяек: нарядная, белолицая, руки в боки, женщина-праздник:). Вполне можно и...

Сегодня, как я и обещала, мы поговорим об игрушках, коих из бересты может быть превеликое множество, только фантазию подавай. Ни в коем случае не следует рассматривать моё повествование как какую-либо классификацию или хоть сколько-нибудь профессиональную интерпретацию. Это сугубо моё личное распределение игрушек из бересты, так я их представляю и так мне легче про них рассказывать.
Начнем рассказ с изделий, в которые запросто могли играть наши пра-бабушки и пра-дедушки, а уж пра-пра..., так почти 100% именно в такие игрушки и играли.

Традиционные:
Это те игрушки, которые выполнялись в старину и чаще всего это были лошадки.




Иногда их называли «коники», в каждой местности по-разному, но у коников ножки тоже выплетались.



Особо «развлекаться» было некогда, да и играть тоже, поэтому старались чтобы даже игрушка носила на себе бытовую роль. А чтоб дети берегли ее, то хранили в ней самое дорогое, а именно соль, она в старину была очень дорогая, иногда даже дороже золота. Это почти единственная утварь, которой можно было поиграть за обеденным столом и не получить от тятьки по лбу. Итак, солонички:




Почти мифическое происхождение было у погремушек , тонкая грань разделяла их и обереги, можно долго спорить, что произошло вначале, оберег или погремушка:



Погремушка из Новгородской губернии (Великий Новгород).



Современные варианты:



Вообще, любая полая игрушка, не несущая хозяйственного назначения, имела внутри себя горох, зёрна или косточки, от чего издавала шуршащий звук и немедленно становилась «шаркунком», что в свою очередь тут же делало ее оберегом. И любой оберег, издающий шаркающий звук, привлекал внимание ребёнка и становился его забавой. Считалось, что звук шуршащих зёрен отгонял злых духов. Вот бычок:


Хотя, существовали определённые формы, такие как уточка, курочка или зайчик, которые делались только так и накак иначе и считались оберегами по своей сути. Но о них будет отдельный топик.
Обереги:


Совсем недавно стали появляться игрушки, которые созданы на основе или «на базе» традиционных игрушек, но с применением современных мотивов. Согласитесь, сложно представить игрушку в виде машинки веке эдак в 17-м. А теперь — пожалуйста:





Самовар «Иван-Иваныч» — это, конечно уже не совсем игрушка, но вещь красивенная:


Современные игрушки , но сюжеты, которых все чаще встречаются у разных мастеров, вполне могут претендовать на то, чтобы стать традиционными, лет эдак через 200 будут достойны изучения и хранения в музеях. Как правило, это животные, чаще всего почему-то собачки, и кошки, ну и конечно, «Иван-Иваныч»!








Этого кота изобрела я лично в каком-то дветысячи-мохнатом году, поэтому он удостоился двух фото:



Из всех сказок наиболее часто встречается и поэтому уже почти традиционна именно «Репка». Каждый уважающий себя мастер воплощал ее сюжет на том или ином этапе своего творчества.


И игрушки, которые можно было бы назвать истинно авторскими , сюжет или образ которых пришел кому-то одному в голову и не имел повторного воплощения.
Женская фигура:


Такая дама вряд ли появилась бы на свет даже лет 100 назад.


Деды, кстати играют в старинную игру, кто первей ударит соперника по ладони.


Емеля — тоже часто встречающийся сюжет (но рекорд «Репки» не побил).


А вот дань памяти любимому писателю:


И снова тема домашних питомцев, кот и пес:


Наш любимый крокодил Гена:


Коляска для пупсиков, но можно и большую сплести, если постараться


А вот дань Дню Победы:


Гармонисты, даже затрудняюсь сказать, что за «звери» такие:


Рамки для фото, скорее уже предмет быта:



А вот настоящий шедевр:


Часто встречаются так называемые «реплики», точные копии работ выполненных в старину, вот солонка и пастух:


Разумеется, куклы:



Постановочные композиции:


Не смогла пройти мимо такого «позитивного поросёнка», хотя он почти не имеет отношения к плетению — это техника складывания:


Снова, повторюсь, в моей публикации никакой классификации игрушек, я даже не пыталась сделать. И не думайте, что вот этими образами и формами можно ограничиться. Ограничить вас может только ваша фантазия. Береста очень податливый и благодарный материал из нее можно сделать всё, что угодно! Видела и Змея-Горыныча и даже Аврору(корабль).

Дерзайте, плетите, вас ничто не держит!

Благодарю всех за внимание!