Славянские татуировки являются оберегами и несут в себе очень глубокий смысл. Они могут быть видимыми и скрытыми. Сегодня славянские тату наиболее часто наносятся на кисти рук, но могут встретиться изображения на шее и даже на лице. Основное их назначение в современном мире заключается в акцентировании внимания окружающих к принадлежности человека к славянской культуре.
Славянские татуировки возникли в качестве оберегов. Древние славяне были язычниками и верили, что в определенных жизненных ситуациях их может защитить конкретное божество. С помощью изображений на теле люди стремились защититься от нечистой силы и колдунов. Обычно на коже для защиты изображали животных, которые символизировали богов. Иногда на теле изображались деревья, тем самым древние славяне воспевали плодородие земли. Это был тот главный фактор, от которого зависело благополучие всего рода.
Татуировки имели право наносить мужчины и женщины, которые достигли 33 летнего возраста. Считалось, что они являются сформировавшимися личностями, познавшими смысл жизни. Набивать славянские тату имели право только волхвы, которые обладали магическими знаниями.
Как правило, славянские тату наносят по имеющимся рабочим эскизам. Поэтому все, что нужно, так это прийти в мастерскую и выбрать подходящий вариант. Если рисунок понравился, то необходимо поинтересоваться его значением. Только после осознания сферы его власти человеком, он сможет стать надежной защитой. Допускается смешивать славянские символы. Но их нужно тщательно изучить и глубоко понять их смысл, чтобы исключить возможные противоречия. Конфликты между отдельными изображениями могут вызвать непредсказуемые последствия и попросту расшатать жизнь человека.Иногда мастера воплощают на теле человека целую историю отдельного древнеславянского сказания, но важно помнить, что при таком творчестве для формирования оберега в изображении должен обязательно быть ключевой символ.
Становится все более актуальными. В том числе люди стали интересоваться, а были ли татуировки на Руси? Ответ положительный. Славянские народы предпочитали украшать свое тело изображениями со смыслом, к примеру, отгоняющими злых духов. К сожалению, эскизов таких изображений не сохранилось, по вполне понятным причинам. Однако ученые все равно составили примерное представление о том, какими татуировками украшали себя народности на Руси, а также что именно эти изображения означали.
Первоначально славяне были язычниками , поэтому их татуировки часто несли определенное сообщение богам. К ним взывали, когда теряли близких, их просили о помощи. Но не обходилось и без существ, которые вселяли страх. Например, всевозможная нечисть, такая как лешие, ведьмы, кикиморы. Для того чтобы их отпугнуть, русичами использовались специальные изображения.
Также для татуировки на Руси, фото которых найти сложно, характерно было изображение живых существ, зайцев , белок, волков , также любили образ птиц. Такого рода изображения часто отражали отличительные черты человека. Например, человек с острым зрением, мог делать татуировку с изображением орла. Славящийся своей быстротой предпочитал изображения зайца. Люди, которые промышляли преступной деятельностью, не гнушались образами хищников.
Татуировка на руском с надписью
Не секрет, что религии крайне негативно относятся к украшению своего тела татуировками. Такая же ситуация сложилась и на Руси. Первые христиане , оставались с татуировками, несмотря на протесты церкви. Духовенство пропагандировало отказ от такого рода изображения, объясняя это тем, что это приводит к отдалению от Бога, к приближению к варварству.
Русская татуировка медведя на животе
Татуировка богатыря на плече
Стоит вспомнить нескольких известных персонажей сказок и преданий, чтобы понять, какие герои пользовались среди идей для татуировок у славян. К ним относятся:
Русская татуировка зайца из мультика "Ну погоди"
Интересные факты про возникновение татуировок существуют практически во всех странах. К примеру, в Японии изображения на теле в первый раз применили гейши . Таким образом, они обходили закон, запрещающий оголять определенные части тела. Витиеватые рисунки могли создавать видимость одежды, хотя сама девушка оставалась обнаженной. В ряде стран первоначально татуировки помогали скрыть шрамы или иные недостатки. А в Великобритании существовали ярмарки, на которые привозили аборигенов из различных племен, выставляя их татуировки на всеобщее обозрение.
Татуировку в славянском стиле было бы интересно сделать. Именно так подумал я и набил ее. На руке теперь у меня красуется крутой трехголовый Змей Горыныч. Рисунок цветной , мощный. От него так и веет мощной энергетикой. Теперь задумываюсь о том, что хотел бы полностью отдать спину под татуировку с каким-нибудь сказочным сюжетом. Например, с изображением Бабы Яги и Иванушки. Или крутого Лешего. Пока в раздумьях и поисках сюжета.
Максим, Новосибирск.
Русская татуировка солнца
Существует много славянских рун, несущих различные значения. Интересен тот факт, что эти знаки появились задолго до появления кириллицы. Многие из них относятся к образу богов:
Викинг в виде татуировки на груди
Это интересно. Татуировки на Руси, значение которых было разнообразно, были замечены и жителями других стран. К примеру, арабский дипломат в своих мемуарах вспоминает о встрече со славянами, которые были полностью покрыты татуировками. Такие упоминания помогают восстановить историю татуировок. Так как найти захоронения славян, в котором бы сохранились кожные покровы, пока никому не далось, ученым приходится опираться на такие факты.
Помимо славянских рун, существовали еще и обереги . Как ясно из названия, эти символы должны были защищать владельца . Наиболее популярным считался символ Перуна, обозначающий перечеркнутый несколько раз круг. Он должен был призвать силы этого божества для защиты. А оберег с названием «ладинец» должен был принести благополучие и взаимопонимание в семью.
История искусства татуировки насчитывает тысячелетия. В славянской культуре татуировки считались оберегом от злых сил. В древние времена люди украшали тело изображениями божеств, животных и другой символикой. Узоры, загадочные символы, языческие боги и орнамент - основные мотивы славянских тату.
[ Скрыть ]
Нанося на тело изображение дерева — символа жизни и плодородия, славяне верили, что это обеспечит им долгую и счастливую жизнь. Другой распространённый мотив - мифические животные (драконы, змеи и другие). Их считали злыми существами, поэтому изображали поверженными (пронзёнными копьём). Такая татуировка ограждала человека от несчастий, защищала от тёмных сил.
Существуют особые тату-обереги для мужчин и женщин, значение которых необходимо знать перед нанесением на тело.
Традиционные мужские символы:
Славянские руны
Видео рассказывает о рунических славянских татуировках. Снято каналом Tarot and Runes PRESENT.
Среди славянских татуировок широко распространены узоры и орнаменты, состоящие из различных фигур:
Славянский орнамент
Символизируют такие узоры плодородие, процветание и единение с природой. Женщины носят татуировки с изображением крестов и растительным орнаментом (сплетения цветов, веток или листьев). Мужчины наносят на тело символ короны, переплетённой с сердцем. Значение такой татуировки — власть и сила владельца.
Свастика у многих ассоциируется с фашистской Германией, однако изначально символ принадлежал славянам и не имел никакого негативного значения. Славянская свастика выглядит как крест с загнутыми по часовой стрелке кончиками. Она обозначает перемены — круговорот природы, смену суток и сезонов.
Этот старорусский знак символизирует:
Славянская свастика
Языческие Боги - одна из основных тематик славянских тату, обретающая популярность и сегодня. Древние считали, что такие татуировки — символ могущества, силы и защиты от невзгод.
Можно встретить татуировки с изображением таких богов:
Перун Сварог Велес Ярило
В славянской культуре татуировки выполняли роль оберегов. Они защищали владельца от тёмных сил, колдовства и болезней, придавали могущество. Сейчас тату можно наносить, как защитный амулет от недоброжелателей и негативной энергии.
Наиболее распространённые тату-обереги:
Цветок папоротника
Исходя из известного тяготения славян оставаться в плену мифологических мировоззренческих установок, гипотетически можно утверждать, что история происхождения обычая татуирования у прародителей русских уходит в далекое прошлое.
Литературными источниками и сохранившимися обычаями русичей доказано, что одним из главных героев былин, сказаний и других форм культуры древнеславянского народного творчества был дракон. Наши предки его часто изображали впряженным в плуг, которым пахал русский богатырь, его лепили из глины, вырезали из дерева, украшая наличники и ручки ковшей. По древним поверьям, одно из предназначений дракона - отпугивать злых духов.
У восточных славян сохранились рассказы о том, как Перун преследуя змея (дракона), пронзал его в одном случае копьем, в другом - молнией. Такой сюжет можно было встретить и в деревянном творчестве, и в резьбе по кости (в Новгороде). Вспомним возвращенное из прошлого наследия изображение нынешнего герба Москвы - Георгия Победоносца, пронзающего копьем змея-дракона.
Не только дракон занимал сознание, мысли и умы славян, но и лев. Не случайно изображение этого экзотического для России животного мы встречаем в сюжетах лубочных сказок, украшениях одежды и даже на предметах обихода.
В народных сказаниях русалками становились утонувшие девушки, которые могли защекотать припозднившегося купальщика насмерть или утащить за собой в воду одинокого ночного путника - гостя, оказавшегося на берегу водоема. Покойник, не погребенный по обряду, становился вампиром. Это был еще один из распространенных персонажей народных сказок и былин древних славян. Поэтому они надевали на себя всевозможные обереги (амулеты), которые могли защитить их от нечистой силы - упырей, колдунов, оборотней. Обереги древних славян были различными, но чаще всего они представляли собой фигурку животного (мифического или реального), птицу, к которым прикреплялись всевозможные бубенчики, своим звучание отгонявшие злых духов.
Славяне-язычники глубоко верили в духов, колдунов, домовых, леших, банных и тому подобных фантастических существ, которые, по их представлениям, жили по соседству с ними. Одних они любили, других боялись. И все это, естественно, находило и продолжает находить свое отражение в их творчестве.
Предметно-образные символы реальных и нереальных существ, животных и птиц, которых древние славяне использовали в своем фольклоре, изобразительно-художественном и декоративном творчестве, стали излюбленными персонажами (героями) сюжетно-композиционных решений накожной живописи у современных россиян. Это драконы, львы, русалки и вампиры, леший, Баба-Яга и им подобные существа.
Известно сообщение арабского дипломата Ибн-Фадлана, датированное 921-922 гг., о том, что он во время своего путешествия из Багдада в страну русов, расселившихся вдоль реки Волги, наблюдал у местных жителей татуировку от ногтей рук до шеи -изображения деревьев, фигур животных и иных знаков и символов. Перечисленный набор татуировок был не случаен: дерево символизировало не только пространство, но и время. Об этом свидетельствует дошедшая до нашего времени загадка: "Стоит дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по 4 гнезда, в гнезде по 7 птенцов" - о годе, 12 месяцах, 4 неделях, 7 днях. Образ дерева присутствовал и в заговорах. По верованиям славян, на священных деревьях (дуб, яблоня, береза, явор и др.) обитают Богородица, Параскева и другие святые. Дерево в свадебных обрядах воплощало плодородие живой природы, древо жизни. Изображение различных животных выполняло роль амулетов и оберегов, защищающих славян от злых духов и колдунов. Этот побудительный мотив был типичен для народов с мифологическим мировоззрением. И.Г. Остроумов полагает, что в прошлом тамга у вогулов (манси) в первую очередь служила оберегом. По мнению И.Н. Гемуева и А.А. Люцидарской, татуированные символы - "Знамена" на руках манси (вогулов) также изначально играли роль оберегов, они являлись знаком бытия человека на земле.
С распространением христианства обычай татуировки стал безжалостно искореняться, ибо рассматривался церковью как составная часть языческих обрядов. Такое объяснение мы находим в Евангелии от Марка, где сказано: "Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмена". Но нельзя утверждать, что религия, запрещая татуирование как языческий обряд, полностью его отрицала. В "Откровении" святого Иоанна, в главе 19, сказано так о новом пришествии Бога: "На одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих". Возможно, запрещение татуирования было вызвано стремлением христианских священников оградить народ от всякого рода лжепророков, каждый из которых уже тогда говорил о конце света и называл себя новым Мессией.
В то же время, когда татуировка способствовала пропаганде религиозного культа, конкретного вероисповедания, церковь ее всячески приветствовала. Например, в Боснии среди католического крестьянского населения редко можно было найти женщину или девушку без татуировки, изображающей крест на лбу, на груди и на верхней части предплечья. Таким способом защитники католической веры препятствовали переходу католиков в другую веру, в частности в ислам.
Фанатики той или иной веры нередко использовали татуировку для нанесения на свои тела знаков принадлежности к определенной религии как символов веры и пропаганды ее среди населения. При этом, кроме символов веры, несомненно, изображали любовные, семейные и иные сюжеты, свидетельствующие о характере их владельца.
Отрицать факт татуирования среди ранних христиан нельзя. Можно допустить, что первые христиане наносили инициалы, связанные с именем Христа (X или И.Н. - Иисус Назаретянин), изображение ягненка, креста или рыбы. Данный факт подтверждает Прокопий из Газы, который писал, что многие первые христиане желали запечатлеть на своих ладонях знак креста, имя Христа, монограмму ХР либо знак "+" на лбу, который представлялся его владельцу крестом. Этот обычай был позже заимствован крестоносцами, которые заменили греческий крест латинским. На портретах рыцарей-крестоносцев, выполненных в технике эмали в 1150 г. известным Фламандским золотильщиком Годефройде де Клейром, имеется обозначенный символ христианской веры в виде креста на лбу. Упомянутые миниатюры Годефройде де Клейра украшают распятие в кафедральном соборе Нотр Дам в Сент-Омере (Франция).
У различных народов издавна практиковался обычай татуирования и нанесения различными красителями знаков на лице с целью увековечения паломничества к святым местам. Например, начиная с XV в. появляются отчеты паломников о совершенных странствиях в Иерусалим. В частности, немец А. Баппенхейм свидетельствует, что во время своего посещения Яффы в 1563 г. он увековечил на бедре знак креста. Другой паломник, Слисанки, в 1662 г. писал, что велел в Вифлееме выколоть себе на плече изображение святого гроба и знак пяти святых крестов, а также гору Каварию и Сион. Сделал он это еще и потому, что существовало поверье: если во время путешествия по морю корабль захватят турки, то, увидев татуировку паломников, отпустят. Этот обычай просуществовал до конца XIX в., что подтверждается ссылкой биографов на Георга V (1865-1936 гг.), короля Англии, который еще в качестве наследника трона в 1881 г., посетив Иерусалим, сделал памятную татуировку на плече в виде вифлеемской звезды. Этот обычай сохранился среди фанатиков веры до настоящего времени.
Происхождение татуировки, в частности на территории Боснии и Герцеговины, относится к дохристианскому периоду. Аргументируя эту точку зрения, польский этнограф Ч. Трухелка ссылается на древних историков и писателей, таких как Геродот, Страбон, Плиний, Помпоний Мелу, которые описывали в своих трудах обычай татуирования на Балканах и соседних территориях. Ч. Трухелка утверждал: "Судя по всему, этот обычай пришел с востока и был принесен на Балканы скифами от траков, населявших в то время Балканский полуостров, этот обычай переняли илиры, благодаря посредничеству которых он распространился вплоть до побережья Адриатики, что подтверждает Страбон". Исследователь А. Хаберланд в 1886 г. писал: "Сегодняшний обычай Боснии и Герцеговины может быть последним эхом необычно старой практики, подтвержденной древними". При этом нам представляется, что цитируемыми учеными завышается роль скифов, которых со славянами разделяет почти тысячелетняя история. Скифы не могли оказать прямого влияния на формирование искусства татуирования у славян. По нашему мнению, возможная ошибка уходит своими корнями в жизнеописания Геродота и других древних ученых. Например, греческий автор Приск рассказывает о "скифах", проживавших в Северном Причерноморье и на Дунае в V в. н.э., которые угощали послов медом и хлебом из проса. Необходимо отметить, что скифы были разгромлены готами еще в III в. до н.э., а мед и просяной хлеб - традиционное блюдо именно у славян, поэтому Приск встречался скорее всего не со скифами, которых уже к тому времени не было, а со славянами. Эту же неточность допустил и Геродот, который считал славян потомками скифов.
Однако вернемся к современным потомкам древних славян. В российской глубинке, в наиболее удаленных сельских районах нашей родины и по сей день можно встретить стариков с татуировкой в виде "шашечек" - шахматной доски, которую они называют "Утро". По их мнению, она означает, что светлые моменты жизни чередуются с темными. А иногда рисунок причудлив, и трудно сказать, что именно хотели изобразить его носители. Это своеобразное переплетение геометрического орнамента, растений и животных. На вопрос, что он обозначает, мы нередко получаем ответ: "Не знаю, такой рисунок носил мой прадед, и прапрадед, у нас в роду всех мужчин таким рисунком татуировали". И мы можем только догадываться, что хотели выразить этим изображением наши предки, может, это был амулет или знак принадлежности к определенной общине, помогавший предкам находить своих погибших бойцов на поле брани.
Нет оснований сомневаться в том, что славяне издревле использовали татуировку для различных обрядово-культовых, социально-общественных, религиозно-мировоззренческих и личных целей.
Славянское население активно использовало татуировку и как метод противостояния приобщению к чуждой для них вере.
В последние годы можно заметить возрождение славянской культуры. Многие молодые люди стали изучать историю древних государств и интересоваться, как жили наши предки. Символике в те времена предавалось огромное значение. Языческое вероисповедание до появления христианства отличалось многообразием различных знаков, рун, орнаментов и оберегов. Украшали ими и тела.
Славянские тату делали те люди, которые особо трепетно относились в вере и любили природу. Такие изображения были свойственны как для мужчин, так и для женщин. В настоящее время такие рисунки становятся все популярнее и находят все больше почитателей.
До сих пор нет точных данных о том, наносили ли наши предки нательные картины, ведь при раскопках ни одно древнее захоронение не найдено в целости. Но исследования доказывают, что славянские татуировки существовали.
Сохранились письмена арабского путешественника 10-го века по имени Ибн Фадлан, который сообщает, что замечал у некоторых представителей народов, расселившихся вдоль Волги, рисунки, которые занимают участки кожи от рук до шеи. Также путешественнику встретились различные орнаменты, изображения животных и птиц.
Культура и вера славян были построены на силах четырех стихий, каждая из которых имела свое значение и свои символы: воздух, вода, земля и огонь. Человек не мог управлять этими элементами и подчинить их себе. Это вызывало определенный страх и опасение. Раз это нельзя было приручить, люди считали, что необходимо принести дары, помолиться и поклониться. Тогда боги стихий будут к ним благосклонны. Именно поэтому данными символами украшали дома, наносили их на доспехи и оружие. Возможно, накалывались такие символы и на теле.
С особым трепетом славяне относились к природе. Практиковалось поклонение деревьям. Поэтому сейчас на телах современных людей можно встретить татуировки в виде деревьев. С появлением христианства язычество признали бесовской религией, а символика, культы и обряды полностью оказались под запретом. Тату в славянском стиле стали забываться. Прошло много времени, и сейчас они стали вновь набирать популярность, благодаря своей красоте, привлекательности и глубокому символизму.
Современные эскизы славянских тату имеют ряд особенностей:
На фото можно заметить, что руны довольно часто выбирают в качестве тату и парни, и девушки. Эти знаки, похожие на иероглифы, являлись элементами славянской письменности раскольников и несли глубочайший исторический смысл. Каждая руна имеет свое толкование и обладает загадочным уникальным изображением. Из них создают целые надписи, или же используют в качестве дополнения к большим композициям.
Прежде чем наносить определенную руну на тело, нужно точно определить ее значение. По поверьям, каждый такой символ имеет определенную магическую нагрузку, которая может повлиять на дальнейший жизненный путь.
Самые популярные руны и их толкование:
Это далеко не полный список. Каждый сможет подобрать руну, которая будет ассоциироваться с характером и внутренними качествами. К выбору нужно подойти очень ответственно.
Еще один неотъемлемый атрибут древнеславянской культуры. Различные свастики использовались в то время в качестве оберегов. Данный орнамент имеет разную форму и угловатость.
В его основе лежит крест с загнутыми по направлению часовой стрелки краями, которые символизируют вечное движение жизни: от дня к ночи, от рождения к смерти. Его часто сравнивают с символикой фашистов, но это совершенно разные вещи. Сейчас такие “тату славянские обереги” очень популярны. Вот описание некоторых из них:
Языческая вера предполагала большой список божеств, которым поклонялись старообрядцы до появления христианства. Сейчас татуировки с ликами богов стилизуются под изображения сильных мужественных мужчин, похожих на типичных варягов. Такие картины отлично подойдут для парней плотного телосложения.
Славяне-язычники считали, что нательные рисунки не стоит наносить, пока мужчина не достигнет возраста в 33 года. Именно до этого времени происходит развитие тела и духа.
Сейчас, как и раньше, представители сильного пола выбирают татуировки, олицетворяющие власть и силу. Популярностью пользуются изображения славянских богов мужского пола. Чаще всего накалывают образ Перуна или бога Ярило. Часто можно заметить нательные картины в виде воинов, дружинников, а также сюжеты из битв и сражений. Тату с животными также пользуются спросом. Ведущие места занимают медведь и волк.
Из рун мужчины в основном выбирают воинский знак «Треба», символ «Ветер», руну «Уд», символизирующую мужское начало. Те, кто много путешествуют и познают мир, накалывают знак «Есть».
Во времена язычества представительницы слабого пола часто накалывали на груди кресты. Девушки в древней Руси, которые хотели иметь много детей, выбирали руну «Даждьбог». «Опора» – еще один символ для девушек, выступающий в качестве оберега для семьи и домашнего очага.
Раньше знак «Леля» не был в почете среди женщин, ведь он обозначает странствие и отсутствие привязки к определенной местности. Но современным дамам, ведущим активный образ жизни, любящим путешествия и ищущим новые впечатления, эта руна очень подойдет.
Из свастических символов часто выбирали «Славец» – изображение, похожее на коловрат. Оно выступало в качестве оберега женского здоровья.
Славянская тематика с каждым годом становится все популярнее. Татуировки не исключение. Прежде чем решиться сделать наколку, нужно тщательно продумать эскиз и выяснить его толкование. Ведь по народным поверьям, неправильная славянская татуировка может полностью перевернуть жизнь, как в лучшую, так и в худшую сторону. Не стоит наносить изображение самостоятельно и в домашних условиях. Лучше обратиться к мастеру, который специализируется на древнеславянской тематике. Он поэтапно нанесет тату, соблюдая схему и выполняя все инструкции. В результате вы получите изображение с глубокой смысловой нагрузкой, которое вдохнет в вас частичку культуры древних славян.