Интегративный подход в муз деятельности дошкольников. Интегрированные подходы в музыкальном воспитании дошкольников. В музыкальном воспитании дошкольников

24.02.2019

Почки - жизненно важный орган выделительной системы человека. Словно подтверждая эту истину, природа решила продублировать его в нашем организме. И неспроста. Многие пациенты с единственной здоровой почкой живут полноценной жизнью. Впрочем, некоторые отличия всё же имеются и это подталкивает к размышлениям: в чём опасность отсутствия одной почки и как людям с этим состоянием благополучно избежать осложнений в течение жизни.

Отсутствие почки: причины и сложности

Почки выполняют множество жизненно важных функций. Тем не менее отсутствие у человека одной почки по каким-то причинам - не редкость. Основных причин патологии всего три:

  • врождённая аномалия - это может быть почечная агенезия, представляющая собой отсутствие органа с одной стороны от рождения, или дисплазия, когда одна из почек не функционирует;
  • хирургическое удаление - в связи со злокачественной опухолью, длительной непроходимостью мочевых путей или травмой органа;
  • донорство - одна почка может быть пожертвована для пересадки близкому человеку, у которого диагностирована почечная недостаточность.

Врождённая патология встречается чаще у мужчин и заключается в отсутствии левой почки. Мочеточник (трубовидный орган, по которому моча из почки стекает в мочевой пузырь) на поражённой стороне обычно аномальный или отсутствует. На той же стороне часто наблюдается нарушение половых путей.

Почки - главный орган мочевыделительной системы, образующий мочу

Подавляющее большинство людей, рождённых без почки (или с одной здоровой почкой), не страдает от сниженного качества жизни. Их единственная почка функционирует самостоятельно, увеличиваясь в размерах за счёт активного деления или роста клеток. Тем не менее в долгосрочной перспективе не исключено развитие некоторых сложностей со здоровьем. С возрастом у людей, родившихся с единственной почкой или перенёсших операцию по удалению почки в детстве, есть вероятность некоторой потери функции органа во взрослой жизни, обычно после 25 лет. Кроме того, у этих пациентов повышен риск развития гипертонии - устойчивого повышения артериального давления. Хорошая новость в том, что потеря функции здоровой почки обычно очень незначительна, а продолжительность жизни при этом не страдает.

Качество жизни после нефрэктомии

Качество жизни после оперативного удаления почки существенно не снижается. Исследования показывают, что первоначальная функция оставшейся после операции почки составляет 50%. Однако со временем, благодаря процессу гиперфильтрации и росту тканей, функция увеличивается до 75%. Иными словами, одна здоровая почка способна полноценно заменить две.


Почки выполняют несколько жизненно важных функций, но одна здоровая почка может работать так же хорошо, как две

Большинству доноров не нужно беспокоиться о последствиях для здоровья. Человек, желающий стать донором почки, предварительно проходит строгий процесс выявления уже существующих заболеваний почек и факторов риска развития патологий в будущем. Врачи подчёркивают важность здорового образа жизни в долгосрочной перспективе. Чтобы сохранить функцию единственной почки, человеку необходимо:

  • поддерживать здоровый вес;
  • регулярно подвергаться умеренным физическим нагрузкам;
  • придерживаться рациона с низким содержанием соли и жира.

В долгосрочной перспективе, особенно у людей с изначально не идеально здоровой единственной почкой, могут возникнуть проблемы, требующие специального мониторинга и лечения. Некоторые из них включают:

  • гипертонию - поскольку почки участвуют в поддержании нормального кровяного давления, у многих людей с одиночной почкой риск гипертонии несколько повышен;
  • протеинурию - избыток белка в моче может быть индикатором повреждения почек, и люди с одной почкой часто имеют уровень белка выше среднего в крови;
  • пониженную скорость клубочковой фильтрации (СКФ) - СКФ показывает, насколько хорошо почка фильтрует жидкость и отходы из крови, а у людей с одиночной почкой часто снижается этот показатель.

В результате увеличения объёма и веса единственной почки, она становится более уязвимой для травм. Пациентам после нефрэктомии необходимо воздерживаться от занятий спортом, которые сопряжены с повышенным риском ударов или столкновения. Врачи настоятельно рекомендуют отказаться от таких видов спорта, как бокс, хоккей на льду, футбол, боевые искусства и борьба.

Диетический рацион

Специальные диеты людям без одной почки не нужны при условии, что оставшаяся - здорова. Рекомендуется придерживаться сбалансированного питания, в котором должны преобладать злаковые, овощи и фрукты. При склонности к повышению кровяного давления употребление соли должно быть сведено к минимуму. Алкоголь и кофеиносодержащие напитки можно употреблять, но весьма ограниченно.


Вода выводит токсины из организма, облегчая работу единственной почки

Определённые ограничения количества продуктов с высоким содержанием белка (мясные изделия, яйца, молочная продукция) могут присутствовать у людей с почечной недостаточностью и у тех, кому была проведена операция по пересадке органа. Так как почки удаляют отходы после расщепления белков, рацион, богатый протеином, дополнительно нагружает систему фильтрации. Чтобы поддерживать здоровье оставшейся почки, необходимо выпивать от шести до восьми стаканов воды в день.

Меры предосторожности

Отсутствие органа с одной стороны обязывает ежегодно проходить медицинское обследование, включающее анализы крови и мочи, измерение показателей кровяного давления. Функцию почек следует проверять каждые несколько лет - чаще, если имеется гипертензия или показатели анализа мочи не соответствуют норме. Детям, у которых почка отсутствует от рождения или с раннего детства, следует проходить плановые медицинские осмотры и сдавать анализы чаще, около 2 раз в год.

Поскольку пересаженная почка обычно помещается в таз, эти почки менее защищены и легче повреждаются. Использование защитного снаряжения, например, смягчающих удары жилетов под одеждой, помогает уберечь почку от травм при падении и во время занятий спортом. Важно тепло одеваться в холодную погоду, не переохлаждаться в холодной воде или сидя на непрогретой поверхности.


Защитное снаряжение в виде мягкого жилета убережёт единственную почку от лишних травм при занятиях спортом

Те, кто живёт с единственной почкой, должны быть осторожны в применении безрецептурных лекарств. Прежде чем принимать любые медикаменты, необходимо консультироваться с лечащим врачом.

Видео: что будет, если жить с одной почкой

Сколько времени может прожить человек с одной почкой?

    Сколько отпустит Господь и сколько захочешь сам. Сам, имею в виду, нужно вести правильную жизнь, соблюдая все, что прописано в данном случае. У моей тети отец ее прожил без почки до 98 лет. И, конечно, Господь только распоряжается нашей жизнью, ибо и старые и младые умирают, каждый в данное ему время.

    С одной почкой можно прожить долго, а если при этом соблюдать еще и диету, вести здоровый образ жизни, не пить спиртного (ну или редко) то можно прожить до глубокой старости.

    Вообще, с одной почкой можно жить столько же, сколько и с двумя.

    Если оставленная почка здоровая,то человек может прожить долго.Нужно вести здоровый образ жизни,ежегодно проходить обследования,соблюдать предписания врача,самостоятельно себе не назначать лечение(есть препараты которые выводятся через почки,их стараются не назначать людям с единственной почкой).

    Когда у человека одна почка, то длительность его жизни может быть долгое время и смерть наступит от старости. Все зависит от крепости организма. Одна почка по размеру может быть как две, и выполнять функции тоже как если бы две почки было, никакую диету соблюдать не надо, качество жизни не уменьшается.

    Сколько времени может прожить человек с одной почкой?

    Думаю достаточно долго, если этот человек не будет намеренно гробить свою единственную почку . Знаю одну семью, где мама пожертвовала свою почку своему ребенку. Пересадка была сделана уже более 30 лет назад. На данный момент и мама и е взрослый сын чувствуют себя превосходно.

    Моей свекрови удалили почку в 1976 году. Сейчас ей 84 года. Особенно диету не соблюдала ела все. Но не пила не курила. Она даже инвалидность себе не оформила. Никто не подсказал. Так что думаю можно прожить всю свою жизнь.

    С одной единственной почкой человек может прожить столько же, сколько прожил бы с обеими почками. Почки - это по сути дворники организма и если обычно эту функцию выполняют две почки, то после операции по удалению одной почки, функцию дворника берт на себя одна (оставшаяся) почка.

    Единственное правило для людей живущих с одной почкой - это беречь оставшийся важный орган и не питаться вредной пищей, не пить алкогольные напитки (без меры), не курить.

    Нагрузка на одну почку увеличивается, если ей приходится выводить из организма слишком много токсинов и вредных (отработанных) веществ. Она попросту может не справиться с большим объмом и тогда произойдет отравление организма токсинами.

    Судя по всему, столько же, сколько и с двумя. Удивительно, что казалось бы нагрузка в два раза больше, а результат такой же. Сколько нам отпустят, столько и проживем. Не больше и не меньше этого. Интересно еще, сколько почка стоит.

    С одной почкой можно прожить достаточно долго. Даже у меня есть друг, еще со студенчества, который живет с одной почкой. Никаких диет он не соблюдает и даже курит и пьет. Несмотря на все это, живет и здравствует.

Интегративный подход в музыкальном воспитании дошкольника

Валитова Лариса Владимировна
Описание: статья информирует читателей о значимости интегративного подхода, как одном из основополагающих принципах ФГОС и пропагандирует его значение в общем развитии ребенка.
Цель: развитие творческого потенциала ребенка
Задачи : - развивать кругозор детей;
- развивать творческие способности детей;
- мотивировать детей и педагогов на разнообразие творческой деятельности.
В центре внимания сегодня должен быть Человек, личность с развитым чувством собственного достоинства и самоуважения, имеющая доступ к разнообразным формам проявления культуры. Георгий Александрович Струве в своей статье «Духовность – это бескорыстие» рассматривал культуру, как способ жизнетворчества народа. Он подчеркивает, что нельзя осваивать культуру формально, отстраненно.

Освоение молодым поколением нашей национальной культуры должно соответствовать самой ее природе: это должна быть деятельно – созидательная жизнь в культуре, живое, творческое погружение в нее. Только тогда ее традиции и ценности не будут восприниматься как музейное достояние, а будут поняты и приняты как идеалы созидательной деятельности. Только тогда возможно будет воспитать человека – творца.
По – настоящему цельной можно назвать такую личность, у которой в полной мере развито эмоциональное и интеллектуальное начало. Воспитать такую цельную личность – нелегкая задача для педагога. Для этого необходимы два условия: наличие педагога – мастера и создание среды, вызывающей положительный эмоциональный отклик у ребенка.


Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы, и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
Круг задач музыкального воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве.
Это задачи, связанные с вхождением ребенка в мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке, как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам; задачи развития сенсорного и интонационного опыта.


ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которые должны соответствовать программе дошкольного образовательного учреждения и решать, в том числе, задачи музыкального воспитания. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификацией и возможностями.
В педагогической науке понятие « интеграция в сфере образования» определяется как средство и условие достижения целостности мышления. Именно интегративность образования вносит в содержание образования (за счет интеграции знаний) усвоение фундаментальных идей и концепций, которые являются основой формирования ценностного отношения к окружающему миру.


Интегрированный подход позволяет:
обеспечивать единство воспитательных и развивающих целей и задач образования, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, способствующие развитию;
строить учебный процесс с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями развития детей, спецификой и возможностями основных направлений развития ребенка;
основываться на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса;
предусматривать решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности ребят не только в рамках НОД.


Об эффективности этого подхода свидетельствуют исследования, выполненные под руководством Т С. Комаровой на кафедре эстетического воспитания В МГТУ им. М. А. Шолохова. Высокая результативность при этом обеспечивается, по ее мнению, за счет:
интеграции разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности, что способствует образованию связей между различными областями образования, формированию наглядно – образного и логического мышления, интеллектуально – эстетическому развитию;
взаимосвязи различного материала и содержания, что повышает мотивацию усвоения, делает ее личностно – значимой для каждого ребенка;
формирования у детей более глубоких, разносторонних знаний, целостного представления о мире и взаимосвязи всех его составляющих;
включения в процесс эстетического воспитания разных видов искусства и соответствующей художественной деятельности (что предопределяет развитие разнообразных художественных способностей);
более эффективного формирования эстетических качеств личности ребенка;
сокращения количества занятий и времени их проведения, что имеет большое педагогическое значение, т. к. предотвращает перегрузки детей, высвобождает время для самостоятельной деятельности;
осознанного формирования обобщенных представлений, знаний и умений, повышения эффективности воспитания и развития детей.


В образовательных областях, обозначенных в стандарте, раскрыты задачи музыкального воспитания и развития ребенка.
Социализация и коммуникация:
1. Формировать представление о музыкальной культуре и музыкальном искусстве, развивать навыки игровой деятельности, формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувство принадлежности к мировому сообществу.
2. Развивать свободу общения о музыке со взрослыми и сверстниками.
3. Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.


Познавательное развитие.
1. Расширять музыкальный кругозор детей о музыке, как виде искусства.
2. Развивать сенсорику.
3. Формировать целостную картину мира средствами музыкального искусства, творчества.


Речевое развитие.
1. Развивать устную речь в ходе высказываний детьми своих впечатлений, характеристики музыкальных произведений.
2. Учить детей практически овладевать нормальной речью.
3. Обогащать «образный» словарь.


Физическое развитие.
1. Развивать физические качества в ходе музыкально – ритмической деятельности.
2. Использовать музыкальные произведения в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности.
3. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
4. Формировать представления о здоровом образе жизни, релаксации.


Механизмом интеграции на интегрированных музыкальных занятиях является образ, создаваемый с помощью разных видов детской деятельности: игровой
(как основной вид), коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной.
Такая деятельность соответствует определению: использование данных разных областей знания для формирования целостного, единого взгляда на предмет, явление, процесс.


Требования к структуре интегрированных занятий:
четкость, компактность, сжатость учебного материала;
продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
взаимообусловленность, взаимосвязь материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
большая информационная емкость учебного материала, используемого на занятии;
систематичность и доступность изложенного материала;
необходимость соблюдения временных рамок занятия.


Наиболее эффективные методы и приемы интеграции: сравнительный анализ, сопоставление, эвристическая деятельность (мыслительная, творческий характер мышления), проблемные вопросы, задания типа «как ты узнал», «объясни», разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно – речевым эталоном, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Приоритеты каждый раз могут быть разные. Интеграция может быть и внутри одного вида деятельности. Например, пять видов музыкальной деятельности (восприятие, пение, музыка и движение, элементарное музицирование, детское музыкальное творчество) помогут ребенку осознать такие средства музыкальной выразительности, как ритм и мелодия. Темы таких занятий: «Метр и ритм – сердце музыки», «Мелодия – душа музыки».
Ребенок на занятиях не должен просто сидеть, слушать и послушно выполнять задания педагога. Радость творчества, активное взаимодействие педагога и ребенка (педагогика сотрудничества) уводит детей с позиции пассивного усвоения знаний, умений, навыков на позицию творческой активности, инициативы, самостоятельности. Только такой принцип в педагогике поможет развить творческое начало в каждом ребенке.


Без механического заучивания, стимулируя самостоятельность и инициативность, педагог уточняет знания каждого ребенка, дополняет знания детей новой информацией, знакомит со средствами художественной выразительности в музыке и других видах искусства, изыскивает приемы, выводящие детей к творческой позиции в практической деятельности.

Такая форма и есть творческое, живое погружение в культуру, в самом широком понимании этого слова. У детей воспитывается устойчивый интерес к искусству, расширяются и углубляются знания об окружающем мире, формируется опыт нравственного поведения, опыт общения. Развивается эмоционально – волевая сфера, создаются условия для творческих проявлений, для эмоционального и социального развития.
Кроме тог, решаются задачи воспитания общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формируются предпосылки к учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранения и укрепления здоровья, коррекции недостатков в физическом или психическом развитии.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок» села Володина Кривошеинского района Интегрированные подходы в музыкальном воспитании дошкольников

2 Эмоциональная сфера личности является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших и психических функций, а также поведения в целом. Согласно учению Л.С. Выготского, только полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта». Можно сказать, что ребенок в дошкольном возрасте сама ЭМОЦИЯ, и потому, значение его встречи с высокохудожественной музыкой трудно переоценить. Музыка, кроме того, способствует становлению познавательной и нравственной сфер, формирует «творческость» как качество личности. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М. Теплов), «моделью человеческих эмоций» (В.В. Медушевский), так как она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке. А наши отношения это, как известно, наши эмоции. Следовательно, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы ребенка (К.В. Тарасова). Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыкальная деятельность детей носит не только творческий характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития. Музыка источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей. Это, в свою очередь, способствует формированию ведущего компонента музыкальности эмоциональная отзывчивость на музыку. От нас, педагогов, зависит сформированность у дошкольников способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремиться участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, приобщаться к художественной и творческой деятельности. Для решения задач эстетического воспитания используются в работе новые программы и технологии. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. С внедрением новых программ по музыкальному воспитанию таких, как «Элементарное музицирование» Т.Э.Тютюнниковой, «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой, «Синтез» Т.Г. Рубан и К.В. Тарасовой, методика Карла Орфа - появилась и возможность варьировать способы, средства познания детьми музыкального искусства, с помощью которых осуществляется и общее развитие. 2

3 Интеграция в педагогической деятельности помогает свести к минимуму традиционные формы организации образовательной деятельности в ДОУ и служит залогом успешного развития и результативного обучения дошкольников. Это делает ее актуальной и на музыкальных занятиях Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных в дошкольном воспитании. Именно на основе музыки, в общении с ней развитие ребенка идет по качественно иному пути. Перед педагогом стоят вопросы: как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия. Поэтому характеристикой музыкальной жизни в детском саду становятся интегрированные занятия. Целью этого вида занятий определяют формирование у детей представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, театр, хореография, поэзия), об особенностях их художественных средств, о возможностях своим оригинальным языком передавать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей. Отличительной особенностью этого вида занятий, предполагающих синтез различных видов искусства, является необычная форма его организации. Она отвечает запросам современных детей. Поэтому важно не формально, а продуманно объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, посвоему передающему музыкальный образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже чувствуют индивидуальность произведения, приближаются к пониманию специфики каждого вида искусства. В ходе интегрированныx занятий в творческий процесс включается собственное созидание ребенка, его творчество, продуктом которого являются рисунки, пластика движений, словесное творчество. При подборе содержания педагог ориентируется на ребенка, на то, что ему близко и дорого: мир природы, близкие люди, игры, русский фольклор и разные виды искусства. На таких занятиях царит общая творческая атмосфера. Дети и педагог становятся партнерами. Логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает эти занятия очень динамичными и увлекательными для детей любого возраста. Постоянная смена деятельности не дает детям утомляться. Новые программы по музыкальному воспитанию дают возможность научить детей слышать высокохудожественную музыку. Передавать ее характер в танцевальных и образных движениях, пантомиме, игре на музыкальных инструментах, в рисунках, используя сравнения музыкальных произведений со стихотворениями, репродукциями картин и др., то есть использовать интегрированный подход к организации занятий. Метод проектирования, современный метод интеграции деятельности, позволяет решать комплекс задач, подчиненных одной теме, 3

4 разнообразными приемами и методами, постепенно и в системе. Метод актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные на занятиях знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Кроме того, деятельность проектного характера позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес. Проводя такой вид работы, дети открывают новые знания не только для себя, но и другим детям рассказывают о чем-то новом, полезном, интересном. При этом происходит интеграция между общими способами решения разных задач и видами деятельности. Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, развивает коммуникативные и нравственные качества. Инновационные технологии, применяемые в работе музыкального руководителя, ориентированы на полноценное развитие ребенка как личность, на желание помочь ему войти в современный мир, приобщиться к его ценностям. Они обеспечивают практическое воплощение эмоционально комфортных условий, способствующих развитию личностного потенциала, активизируют у ребенка стремление исследовать с радостью и удивлением окружающий мир, развивать эмоциональную отзывчивость, способность к самопереживанию. Анализ музыкального воспитания показывает, что, методика интергации и вариативности применения инновационных программ и технологий позволяет повысить уровень музыкального развития у детей. Исходя из результатов статистики поступающих в Детскую школу искусств, можно отметить, что выпускники ДОУ ежегодно поступают, успешно обучаются, и продолжают начатую в детском саду конкурсную и концертную деятельность. Важно педагогу сделать так, чтобы музыка для ребенка стала его миром радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, необходимо развивать у него способности, и, прежде всего эмоциональную отзывчивость чему и способствуют интегрированные музыкальные занятия. Использование всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, а также творческих возможностей ребенка, достигает решение главной цели музыкального воспитания в детском саду научить детей любить и понимать музыку. Литература: 1. Мерзлякова, С.И. Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников //«Музыкальный руководитель» С Радынова О.П. Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания // «Дошкольное воспитание», С

5 3. Радынова, О.П. Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры» //«Музыкальный руководитель», С.3 4. Скопинцева, О.А. Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников /Скопинцева О.А. - Волгоград, Тарасова, К.В. Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве //«Музыкальный руководитель», 2010 г С Тютюнникова,Т.Э. Просто, весело, легко // «Музыкальный руководитель», С.4 5


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок» села Володино Кривошеинского района Томской области Обобщение опыта работы по теме «Современные технологии в работе музыкального

Современный подход в организации музыкально-эстетического воспитания дошкольников Воронова Валентина Александровна музыкальный руководитель МБДОУ 169 г. Оренбурга Музыка является самым чудодейственным,

УДК 37.014.3 + 373.21 М.Г. Корякина, музыкальный руководитель МАДОУ города Нижневартовска ДС 25 «Семицветик», г. Нижневартовск ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДРУГИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Краткая презентация рабочей программы музыкального руководителя МДОУ ЦРР д/с 15 города Маркса Саратовской области на 2015 2016 учебный год Подготовил: музыкальный руководитель МДОУ ЦРР д/с 15 Тарасова

БЕЗЛАТНАЯ Надежда Игоревна, музыкальный руководитель, МАДОУ «Детский сад 25 «Малыш» г. Щелково, Московская обл., Россия СИНТЕЗ ИСКУССТВ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ИННОВАЦИОННАЯ

«Формирование художественной культуры дошкольников через их собственное творчество» Подготовила консультацию воспитатель 2мл.гр. «А» «Фиксики» Крючкова Т.В. Радостное, счастливое настроение ребенка является

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 38 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» Развитие эмоционально-нравственной сферы дошкольников посредством различных видов музыкальной и речевой

1 Пояснительная записка. «Музыкальное творчество детей - самый действенный способ их развития». (Б.В. Асафьев.) Тенденция в современной дошкольной педагогике раздела «Музыка» рассматривается как средство

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок» села Володино Кривошеинского района Томской области ПРОЕКТ «Времена года в музыке П.И. Чайковского» Информационно познавательный,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок» села Володина Кривошеинского района Томской области Самоанализ педагогической деятельности Волковой И.В. музыкального

Роль музыкально-ритмических движений в всестороннем развитии дошкольника. Процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением отечественной и зарубежной образовательной теории и практики,

По материалам ФГОС ДО Подготовила музыкальный руководитель МБДОУ 25 компенсирующего вида Ганичева Татьяна Авенировна 04.2015 В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественноэстетическое развитие

Краткая презентация основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) МБДОУ «Детский сад 3» ООП ДО характеризует процесс воспитания и обучения детей опирается на: Федеральные законы:

Презентация парциальной образовательной программы «ВОЛШЕБНЫЙ ЗАНАВЕС» Театр это волшебный мир, в котором ребёнок радуется, а играя, познаёт окружающее О. П. Радынова Формирование общей культуры личности

К рабочей программе группы раннего возраста Рабочая программа разработана и составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО. Рабочая программа по развитию детей группы раннего

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждением «Детский сад «Росинка» общеразвивающего вида г.бирюча» Красногвардейского района Белгородской области Взаимодействие ДОО и семьи по вопросам

Программно-методический комплекс «Радуга» «Радуга» первая комплексная инновационная программа, открывшая путь новым вариативным программам для дошкольников, которые пришли на смену Типовой программе. Она

«Использование педагогических технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС ДО» Формы воспитания дошкольников с использованием инновационных технологий Инновационные подходы воспитательной

Краткая презентация основной образовательной программы дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка детский сад 403» городского округа

Аннотация к рабочим дисциплинам в составе основной образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад 101» г. Таганрога 1. Аннотация к примерной основной

Основная Образовательная Программа МБДОУ детский сад 39 Спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов

Организация музыкального воспитания и развития дошкольников осуществляется мною в соответствии с нормативными документами: Конституцией Российской Федерации; Федеральным законом от 29.12.2012 273-ФЗ «Об

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Гимназия 1506» Программа предшкольной подготовки «Преемственность» Возраст детей: 5-6 лет Введение. Если дошкольное образовательное

Консультация для педагогов Интеграция образовательных областей как форма организации образовательного процесса в ДОУ. Новосибирск - 2017 Повышение уровня современных государственных стандартов к дошкольному

Музыкально-эстетическое развитие дошкольников. Влияние музыки на всестороннее развитие личности ребенка Подготовила музыкальный руководитель Чуракова Н.Л. История учит нас тому, что искусство является

Аннотация к рабочим программам. Рабочие программы педагогов являются частью Основной общеобразовательной программы МБДОУ 94 "Аистёнок" г. Симферополя. Рабочая программа это нормативный документ, структурная

Програмно-методическое обеспечение образовательного процесса ДОУ На современном этапе педагогическая деятельность требует обращения музыкального руководителя к новым формам, которые бы позволяли образовывать

Модель развития творческих способностей дошкольников в условиях реализации инновационных педагогических технологий в контексте профессиональной деятельности музыкального руководителя Новая образовательная

Аннотация к рабочей программе ДОУ Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой,

АННОТАЦИЯ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «РИТМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА» для детей от 3 лет до 5 лет Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни - это свободное движение под

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 14» Краткая презентация для родителей Основная образовательная программа дошкольного образования Образовательная программа относится

Доклад из опыта работы на тему: «Формирование нравственнопатриотического отношения к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства» Воспитатель специалист по ИЗОдеятельности

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного образования по искусству и примерными программами по искусству для основного общего образования,

Пояснительная записка Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует

Институт художественного образования и культурологии российской академии образования КОНЦЕПЦИЯ преподавания предметной области «ИСКУССТВО» в Российской федерации (ПРОЕКТ) Москва 2016 Настоящая Концепция

О ПРОГРАММЕ «РАДУГА» «Радуга» комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников, предназначенная для работы с детьми от 2 до 7 лет. Программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка,

Аннотация к рабочей программе для детей 2-3 лет (вторая группа раннего возраста 3) Воспитатели: Егорочкина Т.Ю., Ефимова Е.И. Рабочая программа разработана на основе методических рекомендаций программы

Виды музыкальной деятельности в детском саду Виды музыкальной деятельности реализуются на занятиях, в повседневной жизни детского сада (на различных занятиях), в процессе досуговой деятельности (во время

2. Краткая презентация основной образовательной программы МДОУ «ЦРР - д/с 134 «Нотка» г. Магнитогорска Программа - нормативно-управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий специфику содержания

Основная образовательная программа МАДОУ «Детский сад 97 «Пчелка» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию: - Федеральный закон от 29.12. 2012 273

Консультация для воспитателей старший воспитатель МБДОУ «Детский сад» Улыбка» Железнякова Л.И. ФГТ и ФГОС: что изменилось? ФГОС дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии

Первой младшей группы Рабочая программа по развитию детей I младшей группы разработана в соответствии содержанием образовательного процесса первой младшей группы основной общеобразовательной программы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Мулымская СОШ Проект «Предметно- развивающая среда в группе младшего возраста в соответствии с ФГОС» Цель проекта Создание предметно-развивающейся

Аннотации к рабочим программам педагогов МКДОУ «Детский сад 3 п.теплое». Рабочие программы нормативно управленческие документы МКДОУ «Детский сада 3 п. Теплое», характеризующие систему организации образовательной

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ Дубровская Елена Александровна, к.п.н. Развитие творческого потенциала - широкое понятие, которое мы рассматривается как целенаправленное

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Жукова Светлана Витальевна воспитатель МБДОУ «Д/С 178» г. Иваново, Ивановская область ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЖИВОПИСИ Аннотация: в

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Бондарева Валентина Николаевна Белобрюхова Татьяна Владимировна Алеева Елена Владимировна АНО ДО «Планета детства «Лада» Д/С 164 «Весточка» г. Тольятти, Самарская область МУЗЫКАЛЬНАЯ

Общая информация об основной общеобразовательной программе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад 14» ДОУ реализует основную образовательную программу муниципального дошкольного

«Обучение игре на музыкальных инструментах, как средство эстетического и духовного развития дошкольника» Джамиева Егана Панаховна, музыкальный руководитель I квалификационной категории МАДОУ «Детский сад

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад 9» Проект «Откроем Музыке сердца» Работу выполнила музыкальный руководитель Зворыгина Т.М. г. Губаха, 2016 г. Название проекта:

Организация образовательного процесса по музыкальному воспитанию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО Музыкальные руководители МБДОУ 75: Кучукова Н. А., Гречанникова В. А. Введение ФГОС связано с тем,

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Толстошеева Кристина Николаевна студентка Лащенко Наталья Дмитриевна канд. пед. наук, доцент ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 15» города Смоленска (МБДОУ «Детский сад 15) ПРОЕКТ ОО «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

Профессиональный конкурс работников образования ВСКРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА (2012/13 учебный год) Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: дошкольное воспитание

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» (МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) Музыкальный руководитель: Муратова Э.Ю. Цель: приобщение к музыкальному искусству; развитие предпосылок ценностно-смыслового

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 87» Принято на заседании Утверждено: педагогического совета приказ от 20 г. Протокол заведующий МБДОУ "Детский»

Аннотация к рабочим программам дополнительного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида 141» В МБДОУ разработаны и реализуются следующие

МКДОУ «Детский сад 5» г.пласта Аннотация к рабочим программам в составе образовательной программы Рабочие программы разработаны на основе Основной образовательной программы МКДОУ д/с 5 г.пласта, в соответствии

Ознакомление с парциальной программой изобразительная деятельность в детском саду «Цветные ладошки» для детей с 3 до 7 лет.

Структурное отделение начального общего образования с дошкольными группами МКОУ «КСОШ 2» ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Климахиной Татьяны Владимировны ТЕМА: «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного

Консультация для воспитателей Подготовила старший воспитатель Гриднева Е.П. МУНИЦИПАЛЬНО Е БЮДЖЕТНО Е ДОШКОЛЬНО Е ОБРАЗОВАТЕЛЬНО Е УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 38 143405, Московская область, город Красногорск,

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного

Рабочие программы всех возрастных групп составлены в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ «Детский сад 4», разработанной на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного

Развитие музыкально-творческих способностей детей Презентация музыкального руководителя ГБОУ Школа 2123 им. М. Эрнандеса д/о «Рябинушка» Крупиной С.Р. Цель сообщения Знакомство с видами развития творческой

Лекция по УД «Методика музыкального развития детей дошкольного возраста» Тема: Общие вопросы музыкального образования детей дошкольного возраста Цель: Определить цель и задачи курса методики, дать знания

Особенности организации образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС ДО Стандарт преследует следующие цели: повышение социального статуса дошкольного образования, обеспечение равенства возможностей

Пояснительная записка Рабочая программа по искусству является нормативным документом, определяющим объём, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины. Рабочая учебная программа разработана

Первой младшей группы Рабочая программа по развитию детей I младшей группы разработана. в соответствии содержанием образовательного процесса первой младшей группы основной образовательной программы дошкольного

Аннотация к основной образовательной программе ГБДОУ Центра развития ребенка детского сада 64 Калининского района Санкт-Петербурга Основная образовательная программа ГБДОУ детского сада 64 разработана

Интеграция как фактор всестороннего воспитания детей и развития их творчества Эффективность осуществления эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей определяются взаимосвязанным

Рассматриваемый интегративный подход на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста, по нашему мнению, должен включать в себя следующие основные виды музыкальной деятельности: вокально-хоровая работа, музыкально-ритмическое и театрально-игровое творчество, При грамотной организации образовательного процесса, данные виды деятельности отражаются на музыкальных занятиях как в чистом виде, чередуясь, так и в смешанном, сочетаясь друг с другом. Это необходимо для поддержания интереса обучающихся к занятиям, развития мотивации. Также, для эффективной организации педагогического процесса и получения наилучшего результата, педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста.

Рассмотрим отдельно каждый вид музыкально-творческой деятельности и особенности их использования на занятиях с детьми 3-7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегративный подход к музыкально-образовательной деятельности на занятиях с дошкольниками

(психолого-педагогический аспект)

Рассматриваемый интегративный подход на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста, по нашему мнению, должен включать в себя следующие основные виды музыкальной деятельности: При грамотной организации образовательного процесса, данные виды деятельности отражаются на музыкальных занятиях как в чистом виде, чередуясь, так и в смешанном, сочетаясь друг с другом. Это необходимо для поддержания интереса обучающихся к занятиям, развития мотивации. Также, для эффективной организации педагогического процесса и получения наилучшего результата, педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста.

Рассмотрим отдельно каждый вид музыкально-творческой деятельности и особенности их использования на занятиях с детьми 3-7 лет.

Дети 3-4 лет

Дети четвёртого года жизни непосредственны и эмоциональны, любят музыку и с большой радостью откликаются на весёлые и подвижные музыкальные произведения. В этом возрасте у детей наблюдаются индивидуальные различия в темпе психофизиологического развития, что проявляется в овладении ими речью, движениями, а также в поведении.

Педагогу важно на занятиях с детьми этого возраста начинать использовать интегративный подход, поскольку у детей четвёртого года жизни начинают формироваться необходимые предпосылки для активного творческого музицирования. Если в раннем детстве малыши еще не могли самостоятельно петь и только подпевали взрослому, а движения их носили подражательный и спонтанный характер, то в период с 3х до 4х лет дети постепенно начинают осваивать самостоятельное пение и уже более осознанно исполнять несложные пляски и игровые упражнения.

Педагогу необходимо учитывать следующие возрастные особенности детей 3-4 лет для эффективной организации интегративного подхода на музыкальных занятиях:

Непроизвольное восприятие, внимание, память и поведение (необходимо поддерживать внимание игровыми предметами, подбирать музыку непродолжительного звучания);

Чаще всего у современных детей преобладают процессы возбуждения над торможением (важно правильно чередовать виды и формы активности, их продолжительность);

Наглядно-действенное, наглядно-образное мышление (необходимо использовать яркий иллюстративный материал, небольшие музыкальные произведения изобразительного характера);

Небольшой словарный запас, возрастное косноязычие, ограниченный жизненный опыт (уделять внимание развитию дикции и расширению словаря в процессе пения, подбирать музыку, понятную детям по настроению и содержанию);

Ярко выраженная способность к подражанию (педагог должен быть артистичным, эмоциональным, способным точно и выразительно показать детям способ исполнения движения или песни, должен уметь вовлекать детей в совместную музыкально-творческую деятельность);

Перечисленные выше и другие возрастные особенности детей четвёртого года жизни необходимо учитывать как в организации работы по музыкальному развитию, так и при отборе музыкальных произведений для слушания, исполнения и других видов музыкальной деятельности.

У детей данного возраста на первый план выходит внутренняя мотивация – получение удовольствия, игра, интерес к новому. И педагогу необходимо создать условия для получения детьми удовольствия от музицирования в игровых формах и общения, которое его сопровождает.

Вокально-хоровая работа.

Приоритетная задача в этот период – воспитание у детей интереса и потребности в пении. Для этого крайне необходимо создавать ситуации успеха, получения удовольствия от пения.

Одним из основных направлений в работе по развитию детского голоса является развитие вокально-хоровых навыков (дыхания, дикции, звукообразования, чистоты интонации, слаженности пения).

Дети четвёртого года жизни часто поют «говорком», поэтому важно развивать у них умение петь протяжно, удерживая на дыхании одно слово (2 секунды). Так, при исполнении попевки «Сорока», необходимо объяснить детям, что мы гладим птичку-сороку, пока поём про неё песенку, поэтому тянем все звуки. Также, сопровождение пения плавным движением руки (показываем, как именно гладим сороку), поможет детям осознать основную задачу этого периода – петь протяжно. Для развития дыхания специально подбираются песни с протяжной мелодией (кантилены) в умеренном темпе («Петушок» - русская народная прибаутка, «Зима» М. Красева).

Педагог учит детей петь спокойным голосом, в удобном диапазоне. Поскольку в 3-4 года у большинства детей ещё есть проблемы с дикцией, важно каждое занятия начинать с проведения артикуляционной гимнастики. Для поддержания интереса малышей лучше не просто повторять ряд логопедических упражнений, а использовать «Сказку про Весёлый Язычок» (Приложение 1).

Дети четвёртого года жизни проявляют особый интерес к движению под музыку. Наибольшее удовольствие им доставляет импровизация движений, подвижные игры с пением, поясняющие музыкальные смыслы и увлекающие детей эмоционально: «Петушок», «Лисичка и зайчики», «Мышки-ловишки». Дети данного возраста учатся воспринимать музыку, опираясь на свой жизненный опыт и активные формы деятельности, в которых формируется первичный словарь. Важнейшими среди них являются музыкальные игры с пением.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Это эффективное средство музыкального развития детей, которое с большим успехом сочетается с другими видами деятельности. Детские музыкальные инструменты, доступные и необходимые для дошкольников, - это всё разнообразие шумовых инструментов (маракас, треугольник, бубенцы, коробочки, бубны, ложки и т.д.), а также звуковысотные – ксилофоны и глёкеншпили.

Главной формой работы с инструментами в данном возрасте являются игры звуками – это простейшая элементарная импровизация в виде исследования звуковых возможностей инструментов, она даёт детям первичные представления о богатстве звукового мира музыки и служит началом инструментального исполнительства.

В образных играх с детскими музыкальными инструментами дети учатся понимать первичный смысл звукоизобразительных и выразительных средств музыки: «гром», «дождик», «искорки», «ветерок», «сильный ветер», «медведь идёт», «зайчик скачет». В подобных играх-импровизациях, смоделированных педагогом, дети начинают различать и интуитивно понимать выразительность – в начале как отдельных элементов музыкального образа, а затем в их различном сочетании. Главная задача педагога в данной форме работы – показать, что каждый музыкальный звук несёт смысл, и он может быть понят. Важнейшую роль в таком приобщении играет умение педагога организовать творческую деятельность детей – игры звуками и игры с инструментами, которые должны носить характер спонтанных импровизаций.

Дети 4-5 лет

Дети пятого года жизни уже приобрели некоторый опыт в различных видах музыкальной деятельности. У них уже есть свои индивидуальные предпочтения: кто-то любит больше петь, кто-то – танцевать, играть на инструментах. Именно поэтому педагогу необходимо шире использовать интегративный подход на занятиях.

В этом возрасте дети очень подвижны, энергичны, эмоциональны. У них преобладает непроизвольное внимание и память. Детям ещё крайне важен показ, поддержка взрослых.

На пятом году жизни продолжают развиваться двигательные навыки и качества. С одной стороны, дети обладают гибкостью, пластичностью, они легко могут выполнять некоторые акробатические упражнения. С другой стороны, у них ещё не сформирована координация движений, что проявляется в ходьбе, а также при исполнении многих видов движений.

Особенности восприятия, внимания, памяти и поведения детей этого возраста требует от педагога необходимости поддерживать интерес детей игровыми приёмами, подбирать музыку непродолжительного звучания.

Музыкальное развитие детей 4-5 лет, должно быть направлено, как и ранее, на дальнейшее развитие способности к восприятию музыки, совершенствованию музыкальных навыков в различных видах музыкально-исполнительской деятельности.

Вокально-хоровая работа.

Играет огромную роль в общем и в музыкальном развитии детей 4-5 лет. К пению детей необходимо приобщать в разнообразных видах деятельности.

В данном возрасте важно уделить внимание совершенствованию вокально-хоровых навыков. Для более эффективной работы над дикцией и развитием звукообразования педагог должен использовать игровые артикуляционные упражнения, голосовые и речевые игры. В этом возрастном периоде у детей проявляется склонность к развитию у них метроритмического чувства в речевом музицировании. Общность выразительных средств речи и музыки, доступность и лёгкость речевого музицирования являются основой для творческих действий детей. Кроме того, речевые игры служат также лучшим средством развития интонационного слуха. Именно из речи ребёнок постепенно черпает всё более тонкие оттенки смысла и связывает их со звуковыми характеристиками.

Разнообразные атрибуты, яркие цвета, формы предметов, используемые в музыкальных играх, играют важнейшую роль в становлении у детей восприятия разнообразия интонаций музыки.

Охране детского голоса и развитию его естественного звучания (формирование навыка звукообразования: легато, ненапряжённого звука) уделяется приоритетное внимание, так как это условие не только эстетического воспитания, но и сохранения здоровья ребёнка, его природного инструмента – голоса. Продолжительность музыкальной фразы – до 4 секунд (или два слова). Диапазон голоса детей 4-5 лет ещё невелик. Правильный подбор репертуара имеет большое значение для охраны детского голоса и формирования вокально-хоровых навыков детей.

Особое внимание при проведении вокально-хоровой работы с детьми этого возраста следует уделить так называемым «ручным знакам» (показ рукой звуковысотности). Народные песенки, попевки, упражнения, исполняемые с использованием «ручных знаков» способствуют развитию координации между слухом и голосом, что является основой для развития чистоты интонации, умения детей контролировать слухом своё пение.

Музыкально-ритмическое и театрально-игровое творчество.

Музыкально-ритмическая деятельность особенно привлекательна для младших дошкольников, поскольку потребность в движении в этом возрасте наиболее ярко выражена. Однако выполнение сложных по координации движений им ещё не доступно. Музыкально-ритмическая деятельность развивает у детей способность передавать в пластике музыкальный образ, используя разнообразные виды движений. Дети пятого года жизни склонны к подражанию, поэтому задача педагога – привлекать их к совместным занятиям музыкально-ритмическими движениями в игровой форме.

При организации игровой деятельности малышей необходимо помнить о важности использования интегративного подхода. Так, педагог может добавлять соответствующий музыкальный текст в дидактические и коммуникативные игры. Использование данного приёма благоприятно скажется как на развитии вокально-хоровых навыков, так и на поддержании интереса детей к занятиям.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Как и в более раннем возрасте, игра на детских музыкальных инструментах призвана пронизывать все виды музыкальной деятельности, обогащая их и превращая в синкретические формы детского музицирования: дети поют и аккомпанируют себе на инструментах, танцуют с инструментами, аккомпанируют движению, озвучивают инструментами стихи и сказки в театрализованных играх. Важнейшей формой работы становится игра в ансамбле детских музыкальных инструментов (детский оркестр), в котором дети данного возраста способны одновременно по группам исполнять различные партии.

Дети 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важного качества, как произвольность психических процессов (внимания, памяти, мышления), что является важной предпосылкой для более углубленного и расширенного использования интегративного подхода.

Ребёнок 5-6 лет отличается б о льшей самостоятельностью, нежели ребенок 4-5 лет, а также стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности. У него ярко выражена потребность в общении со сверстниками, что требует от педагога обязательного введения в учебный процесс музыкально-коммуникативных игр и упражнений. К этому возрасту у детей развиваются ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские возможности. Эти особенности педагогу необходимо учитывать при инсценировках, театрализации песенок, при обучении детей игре на музыкальных инструментах детского оркестра.

У детей данного возраста более совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь, значительно улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти особенности дают возможность дальнейшего развития певческой деятельности, использования более разнообразного и сложного музыкального репертуара.

Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом дети 5-6 лет достаточно быстро утомляются, устают от монотонности. Эти возрастные особенности необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.

Дети шестого года жизни:

Начинают контролировать слухом исполнение музыки в различных видах музыкальной деятельности;

Могут участвовать в музыкальных играх с пением, движением, следить за развитием сюжета;

Могут вспомнить знакомые песенки по вступлении или мелодии;

Могут сочетать пение с игрой на детских музыкальных инструментах, группами исполняя при этом разные партии;

Начинают осваивать элементарные вокально-хоровые навыки: поют вокальным голосом, чётко артикулируя все слова, удерживают на дыхании небольшую фразу (до 5-6 секунд), передают интонации несложных мелодий, поют слаженно, одновременно начиная и заканчивая исполнение произведения;

Выполняют движения с различными атрибутами (цветами, платочками, игрушками, лентами, зонтами, обручами);

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте главными показателями по всем формам деятельности являются желание детей музицировать, петь, танцевать, общаться с музыкой, радость и удовольствие, которое они получают от совместной исполнительской деятельности. Именно поэтому интегративность должна быть основным принципом организации музыкальных занятий с детьми данного возраста.

Психофизические особенности детей 5-6 лет дают возможность углубить содержание работы по музыкальному воспитанию, сделать его более разнообразным по тематике, различным способам интеграции аидов деятельности, а также по формам организации. Процесс развития музыкального восприятия, который идёт естественным путём «от внешнего – к внутреннему», от активного действия – к сворачиванию его во внутренний план, продолжается на новом уровне возможностей детей. У детей шестого года жизни уже есть собственный чувственный опят музицирования. Важно «включить» внутренний контроль за музыкальным исполнением, наладить координацию между слухом и «инструментом» - голосом, телом, звучащим предметом.

Дети шестого года жизни способны более тонко, дифференцированно воспринимать музыку, понимать её образ, высказывать свои предпочтения. Педагогу необходимо использовать разнообразный, более сложный музыкальный репертуар в различных формах интеграции (реализация творческих проектов, постановка детских спектаклей, театрализация песен, игр).

Вокально-хоровая работа.

Анатомо-физиологические особенности детей шестого года жизни способствуют развитию дыхания (развивается дыхательная мускулатура, увеличивается объём лёгких). Важно активно развивать певческое дыхание, учить детей петь протяжно, пропевая все слова. Для отработки этого навыка можно использовать следующее упражнение. Педагог отходит от детей немного дальше, и просит во время пения «дотянуть» звук до него. Предварительно следует объяснить детям, что если звуки обрывать, то они сразу же упадут вниз, не долетая до зрителей, и, таким образом, исполненное детьми произведение не будет услышано и понято. Продолжительность музыкальной фразы у детей данного возраста может составлять 5-6 секунд. Диапазон голоса расширяется («до» - «си» первой октавы). Увеличению диапазона голоса в данном возрасте способствуют различные упражнения. Например, такие как «Качели» – голос «раскачивается» с нижнего звука до верхнего (интервал от кварты до октавы), «Труба» – короткая попевка на интервале кварта.

Правильный подбор репертуара имеет большое значение для охраны детского голоса и формирования вокально-хоровых навыков детей. Игровые вокальные упражнения, артикуляционные упражнения способствуют развитию вокально-хоровых навыков, координации между слухом и голосом, что является основой для развития чистоты интонации, умения детей контролировать слухом своё пение.

Общее развитие кругозора, речи, памяти детей данного возраста позволяет педагогу использовать разнообразный песенный репертуар. Дети шестого года жизни могут исполнять детские песни различной тематики, различного характера (песня-марш, песня-танец, колыбельные, Рождественские колядки, обрядовые народные заклички и т.д.). Интеграция вокального исполнения подобных произведений с музыкально-ритмической деятельностью, игрой на детских музыкальных инструментах повышает качество исполнения, делая его более выразительным и эмоциональным, развивает мотивацию детей.

Вокально-хоровая работа с детьми данного возраста может проводиться в трёх вариантах: со всей группой, с подгруппой или индивидуально. С детьми 5-6 лет можно организовывать вокальные ансамбли (для исполнения более сложных произведений). В старшем дошкольном возрасте некоторые дети уже готовы к сольному выступлению, с такими детьми необходимо проводить индивидуальную работу.

Музыкально-ритмическое и театрально-игровое творчество.

В музыкально-ритмической деятельности благодаря созреванию и развитию двигательных навыков у детей совершенствуется способность передавать в пластике музыкальный образ, используя разнообразные виды движений (основные, развивающие, плясовые, имитационные). Освоение музыкально-ритмических композиций, танцев, хороводов способствует развитию навыков ориентировки в пространстве. В этом возрасте дети усваивают основные виды ориентировки (на себя, от себя и от предмета или объекта), педагог учит детей самостоятельно перестраиваться в различные фигуры во время движения, становиться друг за другом парами и по одному.

Все эти особенности музыкально-двигательного развития детей 5-6 лет педагогу необходимо учитывать при интеграции данного вида деятельности с другими видами музыкального процесса (при инсценировке песен, театрализации вокальных номеров).

В ритмической составляющей процесса музыкального образования, особую роль играет использование так называемых «звучащих жестов». Это первые инструменты человечества и первые инструменты человека (хлопки, шлепки, притопы, щелчки, удары ладонями по грудной косточке). Звучащие жесты являются не просто носителями определённых тембров, их использование вносит элемент движения в освоение детьми ритма. Учитывая телесно-ритмический характер звучащих жестов, можно говорить о них как о незаменимом средстве для развития метроритмического чувства детей. Воспитание чувства ритма и тембрового слуха, развитие координации, реакции с использованием звучащих жестов обладает очень высокой эффективностью. Существует научно доказанная эффективность данного метода: ритмические импульсы, проходящие через тело, запоминаются навсегда, так как ритмическое чувство развивается через движение и мышечные ощущения человека. Звучащие жесты позволяют организовать импровизированное музицирование в любых условиях, при отсутствии каких-либо инструментов.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Дети уже многое могут в этом возрасте, проявляют необычайный интерес к музыкальным инструментам, хотят и могут на них играть организованно и импровизационно.

Педагогу необходимо знать и использовать ряд приёмов творческого музицирования на музыкальных инструментах:

Использование разнообразия тембров шумовых инструментов как средство озвучивания и варьирования, ведущее к пониманию оттенков смысла музыкальной интонации – сказки, различные ситуации, детские стихи;

Исследование с детьми различных качеств звучания шумовых инструментов (деревянный, металлический, глухой, звонкий); связывать их с эмоциональными смыслами при озвучивании стихов, сказок;

Развитие способности слышать и выделять сильную долю, играть её на фоне метра; исполнять ритмы в более продолжительных фразах при помощи звучащих жестов (вначале с речевой поддержкой и постепенно снимая её);

Подведение детей к импровизации ритмически организованных форм на простых инструментах (бубне, барабане, маракасе);

Знакомство детей со звуковысотными инструментами: ксилофоном, металлофоном, глёкеншпилем; начать их использовать для игры коротких попевок на 2-3 звуках.

Дети 6-7 лет

Возраст 6-7 лет – это середина детства. Подвижные, энергичные дети активны во всех видах музыкально-художественной деятельности. Интегративный подход становится ведущим способом организации музыкального занятия.

В этот период у детей качественно меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения – ещё более координированными, увеличивается объём памяти и внимания, совершенствуется речь. У детей возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор. Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей. При этом детям свойственна эмоциональная неустойчивость и психологическая утомляемость, что необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.

Дети 6-7 лет:

Могут принимать участие в музицировании экспромтом, подстроиться к звучащей музыке, найти свой способ игры на инструменте;

Могут самостоятельно организовать музицирование пьес в двухчастной форме, распределить роли и партии инструментов;

У детей сформированы вокально-хоровые навыки: дети поют естественным голосом, чётко артикулируя все слова, удерживают на дыхании фразу 6-8 секунд, чисто интонируют несложные мелодии в пределах «до» первой – «ре» («ми») второй октавы, поют слаженно и выразительно, передавая смысл исполняемых произведений;

Могут использовать шумовые и звуковысотные инструменты для озвучивания стихов и сказок, интерпретировать и варьировать исполнение;

Способны согласовывать движения с метроритмом и формой музыкального произведения, исполнять более сложные по координации (ассиметричные, разнонаправленные) музыкально-ритмические движения. Педагогу необходимо использовать данную способность для включения двигательных движений в исполнение музыкального произведения, при инсценировке песенок;

В предшкольный период актуальность идеи целостного развития личности ребёнка средствами музыки возрастает, поскольку приоритетными становятся задачи достижения школьной зрелости, овладения им предпосылками учебной деятельности, успешной социализации ребёнка, формирования нравственно-коммуникативных навыков.

Работа по музыкальному воспитанию детей седьмого года жизни достигает своей кульминации: в этот период можно наблюдать эффекты музыкально-творческого развития детей за предшествующий период (дети любят музыку, понимают её, у них сформировались навыки исполнительства во всех видах музыкальной деятельности). Это даёт основание для усложнения содержания музыкального развития по всем основным направлениям.

Вокально-хоровая работа.

Физическое и психологическое взросление детей седьмого года жизни даёт возможность организовать вокально-хоровую работу уже на новом уровне. Эффекты правильного певческого развития выражаются в том, что у детей к шести годам сформированы элементарные вокально-хоровые навыки: поют естественным голосом, удерживая непродолжительную фразу на дыхании 5-7 секунд, правильно артикулируя все звуки, чисто и слаженно передавая мелодию произведения. А главное, дети любят петь, могут исполнять свои любимые песни не только на занятиях, но и в других ситуациях, а также в свободное время. В процессе вокально-хоровой работы необходимо развивать у детей не только вокальные, но и актёрские способности. Этому способствует интеграция вокально-хоровой и театрально-игровой деятельности. Дети данного возраста вполне могут и очень хотят участвовать в различных театральных постановках. Объединённые в один сюжет несколько произведений, с распределением ролей, сольных строчек, игра на инструментах по партиям и сольно – подобные разнообразные виды работы педагогу следует проводить с детьми 6-7 лет. Такая деятельность поможет не только закрепить вокально-хоровые знания, но и будет способствовать активному творческому развитию, укреплению мотивации.

Музыкально-ритмическое и театрально-игровое творчество.

Психологические особенности детей данного возраста позволяют использовать самые разнообразные формы интеграции театрально-игрового творчества с другими видами музыкальной деятельности. Так, например, дети проявляют яркий интерес к обыгрыванию сказок, поскольку они знают уже много литературных произведений. Добавление к литературному тексту песен соответствующей тематики позволит педагогу вместе с детьми создать собственный спектакль, в котором каждому ребёнку должна быть подобрана роль с учётом его психофизиологических особенностей и способностей.

Дети седьмого года жизни психологически готовы к конкурсам и соревнованиям, от которых они уже получают удовольствие. Дети данного возраста уже в состоянии адекватно оценивать выступления других. Педагог может использовать такую форму работы, как творческий конкурс, где выступления детей по командам будет оценено детским жюри.

Игра на детских музыкальных инструментах.

У детей седьмого года жизни развивается произвольное внимание, поэтому они уже способны слушать словесные объяснения, терпеливо ждать, когда на инструментах играют другие дети, замечать на слух неточности звучания.

Дети 6-7 лет могут играть импровизированные диалоги на инструментах, которые развивают интуитивное использование и понимание смысла выразительных средств музыки. Например, такие: «Разговор Треугольника и Металлофона». Это же задание может быть представлено педагогом образно: «Разговор Звёздочки и Росинки». Форма работы с инструментами под названием «диалоги» бесконечна по тематике.

Дети данного возраста могут осознанно выбирать инструменты для образных озвучиваний и звукоподражаний, опираясь уже на свои знания, опыт и слуховые представления. Они очень любят меняться инструментами в оркестре, стремясь поиграть на каждом, что необходимо поощрять, так как подобным образом каждый ребёнок имеет возможность поиграть все партии.

Использование металлофона и ксилофона, колокольчиков, позволяет педагогу расширить представления детей об устройстве звукоряда, отдельных его интонаций. Однако даже простейшие мелодии, типа «Василёк», требуют технологичной работы педагога, если он работает со всей группой.

Звучащие жесты продолжают оставаться главными «инструментами», которые должны в той или иной форме использоваться на каждом занятии (ритмические зарядки, речевое музицирование, подыгрывание жанровой музыке, разучивание партий для шумового оркестра, сопровождение пения).

Музыкальный материал, который доступен для инструментального музицирования с детьми седьмого года жизни разнообразен: это фольклор, танцы народов мира, современные детские песни и танцевальная музыка. Дети 6-7 лет способны играть в оркестре, исполняя музыку более сложных форм: рондо с 2-3 эпизодами, вариации (2-3), им уже доступны все шумовые инструменты. Однако педагог должен помнить о том, что каждому ребёнку должно быть найдено своё доступное место в совместном музицировании.

Итак, подводя итоги из всего вышесказанного, следует сделать ряд выводов. Так, для успешного развития детей в музыкально-творческой деятельности важно, прежде всего, воспитывать у них потребность в музицировании (музыка как удовольствие, досуг, как средство самовыражения, средство релаксации, средство общения). Каждая музыкальная образовательная ситуация является интегративной моделью взаимодействия детей и педагога, который активно использует не только различные виды музыкальной деятельности в разнообразных сочетаниях, но и стихи, загадки, сказки, пословицы и поговорки, различные виды театрализации. Коллективное (хоровое) пение способствует ранней социализации детей, умению согласовывать свои действия с действиями других (умение действовать по образцу на основе подражания, выполнять указания взрослого). Развитие слухового контроля – это основа музыкальности, базис развития всех видов музыкальной деятельности (не только пения, но и музыкально-ритмических движений, игры на инструментах). Важнейшей особенностью методического подхода программы по музыкальному развитию дошкольников является целостный игровой подход: игра и творчество пронизывают музыкальную деятельность детей на всех уровнях. Любой фрагмент занятия и музыкальный репертуар представляются детям как синкретическая интегрированная игра. Для педагога важно обеспечить мотивацию ребёнка к деятельности на основе получения удовольствия от музыки, музицирования в игровых формах и общения, которое его сопровождает.