«Кладовая детства. Профессиональный конкурс для педагогов «Педагогическая кладовая

17.04.2019

Ирина Сидорова
«Кладовая детства»

Консультация для воспитателей «Кладовая детства »

Детский фольклор своеобразная кладовая детства

Уже в произведениях, перешедших к детям от взрослых, сказался творческий элемент, привносимый самими детьми. Со значительно большим основанием это можно сказать о жеребьевых сговорках, считалках, дразнилках во всех их разновидностях. Правда, и эти жанры не есть «чистое» самостоятельное творчество детей. По традиции оно восходит к творчеству взрослых, но, как и многое другое, со временем стало забавой и детской игрой , Эти виды творчества открывают широкий простор Для импровизации и выдумки, в особенности это касается жеребьевых сговорок и пересчетов-считалок, составляющих неотъемлемую часть многих детских игр .

Жеребьевая сговорка появляется, когда играющим надо разделиться на две партии. Это рифмованное обращение к «Маткам» , главам обеих партий. Ребятишки часто создают их на основе сказок, пословиц, поговорок и загадок : «Наливное яблочко или золотое блюдечко?» (Из сказки.) «Конь вороной или сбруя золотая?» Из сказок или песен. «Грудь в крестах или голова в кустах?» (Пословица.)

Немало народной выдумки внесено и в считалки. Другие названия их : счет, счетки, пересчет, сосчиталочки, гадалки и ворожитки. Считалка - рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма. Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры. Происхождение детских считалок , как и сговорок, несомненно, связано с древними формами гаданий и лирикой.

У считалок две главные особенности. Во-первых, в основе большинства считалок лежит счет, и, во-вторых, считалки поражают нагромождением бессмысленных слов и созвучий. Эти свойства станут понятны, если принять во внимание, что считалка перешла к детям от взрослых вместе с игрой, которую она сопровождает, и в свое время была далеко не детским занятием . Зачем же была нужна людям искаженная форма слов и что скрывалось под обыкновением пользоваться загадочным счетом?

Со счетом у людей связана целая группа древних понятий и представлений. Можно предположить, что в старину, поручая кому-либо общее дело, люди проявляли необыкновенную осмотрительность в числах. Окажется ли человек, выполняющий поручение, счастливым или несчастливым? Перед охотой или иным промыслом счет решал многое. Человек с несчастливым числом, предназначенный к выполнению ответственной роли, мог погубить, по представлениям людей, все дело. Таково назначение древнего пересчета. Эта его функция сохранилась в остаточной форме и в детских играх . Простейшей формой считалок и, по-видимому, исконно древней, потому что она известна детям всех народов.

В странах Европы и многих народов Азии, можно признать «голый» счет. Из-за запрета считать, людям приходилось пользоваться при пересчете условными формами. Так, у русских жителей Иркутской губернии запрещалось считать убитую дичь, иначе впредь не будет удачи; у живших в Забайкалье русских было запрещено считать гусей во время перелета; кто не соблюдал этого запрета, тот якобы терял память. Существовал и ряд других запретов. Запрет считать представлял большие неудобства, и люди придумали так называемый «отрицательный» счет : к каждому числительному прибавлялась отрицательная частица : ни раз, ни два и т. д. Получалось, будто и счета нет. Таково назначение искаженной формы счета. Люди скрывали и жеребьевку - пересчет, необходимый при распределении ролей участников промысла. Пересчету - прототипу новейших форм считалок - придавалась условная словесная форма, которая была понятна людям данной группы. Таково происхождение «заумного» счета. Древний пересчет с искаженными обозначениями чисел весьма естественно перешел в считалку - составную часть детских игр .

Детская игра воспроизводит саму жизнь, как герой в романе. В игре, как и в самой жизни, пересчетом посредством заумных слов, скрывающих настоящее обозначение чисел, определялись роли и очередность. Пересчет в игре-имитации приготовлений взрослых к серьезным жизненным делам.

Со временем, оторвавшись от запретов и от веры в числа, считалка-пересчет стала развиваться своим особым путем. В нее были внесены новые, уже чисто художественные элементы. Искаженные слова стали придумываться по созвучию со старыми, без всякой связи с условной иносказательной речью древности. Считалка стала игрой и как забава должна рассматриваться в фольклоре настоящего времени. Образование новых слов в считалках теряло прежний смысл и нередко приобретало форму чистой бессмыслицы, единственное оправдание которой в подчеркнуто выделенном ритме, заменяющем счет. Но бессмыслица не могла долго жить в фольклоре, и в считалку стали проникать осмысленные разрозненные фразы, отдельные слова. Из слов, составляющих считалку, сплеталось какое-то содержание, а вскоре появились и «сюжетные» положения.

Существуют вещи, на фоне которых век и даже тысячелетие –

лишь короткое мгновение вечности. Например, янтарь…

Цель:

1. Упорядочить и закрепить информацию о мире камней, рассмотреть коллекцию минералов, познакомить с некоторыми фактами из истории камней (использование, ценность, красота, значение в жизни человека).

2. Познакомить детей с разнообразием камней в природе, природными и искусственными камнями, с камнем рожденным деревом-янтарем (цвет, свойства, происхождение, использование)

3. Развивать мышление, моторику рук, умение работать с лупой.

4. Воспитывать бережное отношение к янтарю, учить видеть его красоту.

Предварительная работа:

1. Создание коллекции «Удивительные камни».

2. Работа с познавательной литературой «Полочка умных книг».

3. Рассматривание разнообразных камней, минералов.

Материал:

Образцы некоторых горных пород, минералов; выставка изделий и украшений из минералов (мел, уголь и т.д.), янтаря; лупы на каждого ребенка, аудиокассета «Звуки природы».

Ход занятия:

Под звуки природы входит Хозяйка Медной горы со шкатулкой.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Мы с вами не раз встречались, вот и снова пришла я к вам в гости.

Воспитатель: Как вы уже знаете, иностранные послы и купцы, посещавшие Россию в давние времена, поражались неслыханным богатством нашей земли. Недра России действительно хранят огромные богатства, к которым относятся, в том числе удивительные камни. Богатейшей кладовой камня является Урал (показать на карте или глобусе), огромными «каменными» богатствами славится и Сибирь (показать на карте).

Воспитатель: Я предлагаю вам пройтись по группе и найти камни в групповой комнате, ваше групповое хозяйство. Теперь немного поговорим о камнях.

1. А что вы знаете о камнях? Камни, какие они?(Одноцветные, многоцветные, гладкие и шероховатые, тяжелые и легкие).

Опыт с пластилином.

Разноцветные шарики нужно сжать немного с поворотом, чтобы показать слои лежащие друг на друге земных недр, которые находятся глубоко под землей и от тяжести одних или других делаются твердыми и разноцветными.

2. Что вы чувствуете, наступив на камень? Приходилось ли вам сидеть или лежать на камнях? Какими они были? (Твердые и мягкие, теплые и холодные).

3. Как вы думаете, может ли камень издавать звуки? Что он мог бы рассказать, если бы умел говорить? (Что видел, где побывал, чем хотел бы стать?)

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам поговорить с камешками. Представим, что у камня есть ушко, и найдем его. Камешки умеют хранить секреты. Скажите камешку тихонько, как вас зовут, кто ваш лучший друг, поделитесь с ним своей тайной. Закройте «ушко» камня пальчиком: теперь он сохранит все в секрете.

Игра «Найди свой камень»

Воспитатель: Ребята в групповой комнате очень много камней. Вы должны их найти и внимательно изучить свой образец. Затем мы все камешки кладем в общую коробочку, перемешиваем их. Каждый из вас должен будет найти свой камешек.

Стали дружно собирать камни понемножку,

Разноцветные такие складывать в лукошко.

И получился у нас небольшой мини-музей «Удивительные камни».

Воспитатель: Ребята, почему мы говорим о камнях как о богатстве? (Ответы детей)

Какие минералы и камни вы знаете? (Ответы детей)

(Дети присаживаются на ковер)

Воспитатель: Сейчас мы с вами присядем на ковер, и я познакомлю вас с новым солнечным камнем – янтарем. Как вы думаете, какой это камень, выберите его, пожалуйста, из моей волшебной шкатулки (в ней разнообразные камни).

- Почему камень назван так загадочно? (Ответы детей).

- Полюбуйтесь этим красивым солнечным камнем. Давайте рассмотрим его поближе. Что вы можете сказать о его цвете? (Золотистый, солнечный, желтый).

Воспитатель: Чтобы узнать тайну, мы с вами должны пройти большой путь.

- Посмотрите у меня две веточки. От какого они дерева? (Иллюстрация и образцы коры от деревьев с капельками смолы).

СХОДСТВА

Листья - хвоя (хвойные)

Растения вечнозеленые, листья - хвоя на зиму не опадают

Наличие шишек с окрыленными семенами

Цветков нет. Цветением называют пыление (летит легкая сухая обильная пыльца, «серный» слой оседает на траве, почве, лужах: желтые разводы на воде)

РАЗЛИЧИЯ

Сосна : хвоя сизо-зеленая, хвоинки по 2 в пучке, длинные шишки округлой формы, вырастают за 2 года, окрыленный придаток, у семени похож на щипчики,

Кора буроватая; вверх по стволу - золотистая, светолюбива

Ель: Хвоя темно-зеленная, хвоинки одиночные, короткие, шишки продолговатые, вырастают за 1 год, окрыленный придаток в форме ложечки, кора темно-бурая, теневынослива.

Воспитатель: Давайте возьмем лупу и рассмотрим шишку.

- Чем пахнут шишки, рассмотрите на шишки капельки смолы. Существует два типа шишек, у которых летит пыльца (мужские), и маленьких смолистых (женские).

Сосна выделяет особые вещества-фитонциды, которые губительны для микробов. Сосна-это аптека, используемая человеком с древнейших времен. Из нее получают большое количество различных продуктов: сосновое масло, скипидар, канифоль, деготь и древесный уголь.

Воспитатель: Это дерево дает также живицу.

- Кто-то из вас, может быть, видел в лесу на коре ели сделанные надрезы. По ним вниз медленно капля за каплей стекает прозрачная смолистая жидкость или как ее еще называют, лесной янтарь-смола, сырье для получения скипидара и других ценных веществ, которые используются в медицине и в быту (хвойный экстракт для ванн, шампуни, хвойное мыло). Молодые побеги сосны заготавливают, сушат, а отвары и настои используются как витаминное средство при заболеваниях органов дыхания, полости рта и т.п.

Спрос на живицу очень велик. Живица - единственное в природе сырье, из которого делают скипидар, канифоль и другие нужные продукты.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, сосна может «дружить» с животными? Кого кормит сосна? (Семена сосны едят белки, клесты, дятлы. Хвоей и почками питаются лоси, белки, глухари, тетерева; корой жуки-короеды; древесиной - жуки-усачи, точильщики).

Воспитатель: Для вас приготовлены янтарные сокровища. Сейчас я приглашаю вас за ваши рабочие места. Эти камни хранят тепло древних сосен. Но самое удивительное то, что эти камни рождены деревом. Янтарь-окаменевшая смола, но не современной сосны, а ее очень древней бабушки», которая жила на Земле 50 миллионов лет тому назад.

- Посмотрите внимательно на янтарные камни и скажите, какие они? Какой цвет имеют янтарные камни? (Разнообразный: от светло-желтых, оранжевых, апельсиновых, до красноватых тонов; есть красный, бурый и черный янтарь).

ОПЫТЫ:

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам провести опыты и лучше узнать свойства камня и янтаря.

1. Сравните обыкновенный камешек и янтарь на вес. Янтарь - он какой? (Блестящий или матовый, гладкий или шершавый).

2. Приложите камешки к щекам и отметьте их теплоту. Как можно согреть камешек? (Подержать на солнышке, зажать в руке).

3. Этот янтарь обработан человеком, а вот этот настоящий, природный. Сравните их. (Необработанный янтарь мутный, шершавый, тусклый. Не сверкает, не блестит, в нем больше коричневого цвета).

4. Янтарь твердый, как гранит? (Нет, он мягкий камень и крошится.)

Я обработаю кусочек природного камня шлифовальной шкуркой. Каким стал камень? (Ответы детей)

5. Янтарь горючий камень. Давние времена жители побережья Балтийского моря вынуждены были большими кусками янтаря топить печи.

6. Янтарь - «электрический камень». Натрите кусочки обработанного янтаря шерстяной тканью и положите рядом с ним мелко нарезанную бумагу. Что произошло? (Бумага прилипает к янтарю)

7. Сравните канифоль и янтарь. Недавно затвердевшая смола хрупкая и легко ломается, а янтарь за миллионы лет окаменел.

8. Как вы думаете, янтарь может плавать?

Воспитатель: Ребята, я хочу вас познакомить с легендой о янтаре. В одной легенде о янтаре говорится, что рыбаки вылавливали плавающий в море камень сетями. Давайте проверим это утверждение.

Опустите в стакан с водой из-под крана кусочек янтаря. Что произошло с камешками и янтарем? (Они утонули)

Что нужно сделать, чтобы янтарь всплыл «сам собой»? (Воду в стакане надо хорошо посолить)

Вывод: янтарь легче соленой морской воды, но тяжелее пресной.

9. Как мы уже говорили, смола древних сосен сильно изменилась, окаменела и превратилась в янтарный камень. Возьмите лупы и рассмотрите внимательно, что находится у них внутри. Вижу, что застыли отпечатки животных, растений, а вот каких именно отгадать не могу. Помогите, пожалуйста.

Игра «Узнавай-ка».

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации янтарных камней с останками животных.

- Красавец-янтарь-настоящая зоологическая и ботаническая «книга» древности. На ее страницах ученые обнаружили около трех тысяч видов насекомых из 170 семейств: кузнечики, муравьи, бабочки, комары. Кроме того, там найдены веточки сосен, иголки пихты, листья пальмы. Беличья шерсть, отпечатки лапок и перьев дрозда, летучей мыши и змеи, и даже ящерица, жившая 35 миллионов лет назад.

Воспитатель: Закройте глаза и представьте себе, что вы на берегу Балтийского моря. Мы с вами видим янтарные сокровища. Где мы с вами можем использовать «солнечный камень» (Можно сделать украшение).

Янтарную крошку сплавляют в специальных печах, превращая его в золотые слитки. Из плавленого янтаря нарезают бусы, делают ожерелья. А иногда вытачивают забавные игрушки.

Воспитатель: Как вы думаете, можем ли мы использовать янтарь в медицине?

Янтарь обладает замечательными свойствами. Как будто древние деревья передали янтарю частичку своей силы и красоты, а с янтарем подарили ее людям. Говорят, что если грустный человек примерит янтарное украшение, то в его глазах сразу появится радость. А когда глаза весело блестят, болезни и несчастья отступают.

Если янтарь бросить в огонь, он загорится коптящим пламенем, источая прекрасный аромат, похожий на запах пахучей смолы ладана. Поэтому янтарь используют в церковных обрядах. Раньше янтарь так и называли - морской ладан. Его запах изгонял из домов мух и комаров и лечил кашель.

Воспитатель: Давайте повторим по карточкам, что мы можем сделать, если захотим узнать еще что-нибудь новое о янтаре, о драгоценных и природных камнях. В заключении я хочу вас угостить сладкими камешками.

Зачем воспитателю ДОУ сайт?

Как много образовательных сайтов в Интернете? Очень много. Хороших, плохих – разных. Первое моё практическое знакомство с Интернетом как раз и было связано с поиском сайтов, в которых предлагался бы методический материал. Если знать, в каком направлении искать, то Интернет становится «скорой помощью».

Интернет для воспитателя, родителя – кладовая информации. В современном мире сайт становится визитной карточкой воспитателя, электронным портфолио. Он может решить множество проблем связанных с процессом развития дошкольников:

-необходимость безбумажного общения родителей и педагогов, педагогов других ДОУ;

-большое количество методического материала;

-стратегия развития образования должна сочетать традиции российского отечественного образования с реалиями сегодняшнего дня. Реальность сегодня - стремительное развитие новых направлений науки и техники;

-сегодня свои странички в Интернете имеют все: государственные учреждения, большие компании, мелкие предприниматели, магазины, библиотеки, Президент России. Воспитателю, как представителю системы ОБРАЗОВАНИЯ, вполне возможно, а, наверное, и необходимо иметь свой сайт.

21 век - век информационных технологий, в том числе и в сфере образования. Педагог 21 века - это не просто учитель или воспитатель, он – наставник и советчик, для которого личный сайт в Интернете - это уникальная возможность вести диалог со своими подопечными и их родителями на языке, понятном всему современному обществу.

Итак, давайте назовём основные преимущества обладания собственным сайтом в Интернете:

1. Персональный сайт воспитателя – это визитная карточка педагога в Интернет пространстве. На протяжении всей профессиональной деятельности он будет являться одним из его самых эффективных способов коммуникации с педагогическим сообществом, учениками и их родителями, а также со всей огромной Интернет аудиторией. Дополнительными инструментами взаимодействия и общения могут быть действующий форум, форма обратной связи или обычная переписка по E-mail.

2. На персональном сайте помимо личных данных воспитателя (ФИО, должность, квалификация, образование, педагогический стаж и др.), может быть также представлена краткая биография, основные этапы профессиональной деятельности, заслуги и награды.

3. На персональном сайте педагог сможет размещать сколь угодно много авторских работ, а именно: научные статьи, публикации, программы воспитания и др. При этом ему не нужно будет оплачивать размещение своих материалов на сторонних сайтах - вся его педагогическая деятельность в Интернете будет сконцентрирована в одном месте, что значительно повысит её эффективность.

Ожидаемые результаты от сайта:

-Развитие познавательного интереса других воспитателей ("Она имеет сайт в Интернете! - Я тоже хочу!»).

-Моя методическая копилка постепенно приобретает электронный вид. В любой момент с помощью компьютера можно воспользоваться своими наработками.

-Привлечение интереса к деятельности нашего детского сада, к работам и проектам педагогов; виртуальное привлечение родителей.

-Общественный резонанс как показатель интереса к деятельности детского сада.

-Создание единого информационного образовательного пространства.