Материал на тему: Если ваш ребенок -левша. Учебно-методический материал на тему: Если Ваш ребенок леворукий

04.05.2019

Советы родителям .

ЕСЛИ РЕБЕНОК – ЛЕВША.

Большая часть человечества – «праворукие» люди и только 5-12% составляют «леворукие». Специалисты подчеркивают: «леворукость» – индивидуальный вариант нормы.

Леворукие люди ничем не хуже и не лучше праворуких. Они просто другие. Попытки переделать, переучить леворуких обязательно вызывает у них серьезные нарушения психики!

Ребенок – «левша» намного отличается от своих сверстников.

Обычно - это художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Уже с трех лет они намного лучше, чем другие малыши, рисуют, лепят из глины, воска или пластилина. У них нередки хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.

«Левши» часто позже начинают говорить и иногда испытывают затруднения в произношении некоторых звуков. Согласно наблюдениям специалистов, левшам немного труднее, чем правшам, запомнить направления хода часовых стрелок, научиться определять время по циферблату, освоить понятия "лево", "право", "выше", "ниже". Бывает, что им с трудом даются чтение, письмо и математика.

Ребенок-левша непосредственен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений. Отсюда - плаксивость, капризность, подверженность ярости и гневу, настойчивость в осуществлении желаний.

Причины особенностей левшей и правшей кроются в том, что правое и левое полушария мозга человека ответственны за различные сферы психической деятельности. У «леворуких» лучше развито правое полушарие головного мозга.

Эти различия могут быть представлены в следующем виде:

Левое полушарие отвечает за :

1. Конкретное мышление

2. Математические вычисления

3. Сознательное

4. Правая рука

5. Речь

6. Правый глаз

7. Чтение и письмо

8. Двигательная сфера

Правое полушарие отвечает за :

1. Абстрактное мышление

2. Образная память

3. Бессознательное

4. Левая рука

5. Ритм, восприятие музыки, интонации

6. Левый глаз

7.Ориентировка в пространстве

8. Чувственная сфера

Раньше в школах «леворуких» детей переучивали. Сегодня физиологи, психологи, педагоги едины во мнении: ни в коем случае этого делать нельзя! Насильственное переучивание левшей, а тем самым принудительное изменение сложившейся системы головного мозга, как правило, ведет к негативным последствиям. Можно легко спровоцировать своими действиями у ребенка заикание на всю жизнь, ухудшение способности читать и писать. Ребенок может стать раздражительным, вспыльчивым, капризным, плаксивым. Бывают нарушения сна, потеря аппетита, головные боли, жалобы на усталость в правой руке, повышенная утомляемость и снижение работоспособности.

«Леворукость» становится особенно острой проблемой, когда ребенок берет ручку и начинает писать.

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ, КАК ЖЕЛАТЕЛЬНО СЕБЯ ВЕСТИ

РОДИТЕЛЯМ С РЕБЕНКОМ-ЛЕВШОЙ

1. Принять как должное особенность ребенка и не пытаться превратить его в "правшу". Объяснять ему, что «леворуких» людей очень много и это тоже норма.

2. Не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим детям.

3. Учитывая повышенную эмоциональность и впечатлительность такого ребенка, взрослым нужно быть очень чуткими и доброжелательными с ним.

4. Хвалить даже за небольшие успехи и поощрять его творческие способности, но не стремиться вырастить вундеркинда.

5. Для выполнения учебных заданий ребенку необходимо создать определенные условия:

Свет из окна или от настольной лампы должен падать на его рабочее место с правой стороны.

Письменный стол левши по расположению всех предметов - это зеркальное отражение стола правши.

6. Посадка при письме стандартная, но выдвинуто немного вперед не правое, а левое плечо.

7. При постановке техники письма следует ставить руку так, чтобы строка была открыта. Можно рекомендовать расположение тетради или листа бумаги таким образом, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди. Рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное) письмо.

8. У левши многие поведенческие навыки формируются и закрепляются медленнее и с большим трудом, чем у правшей. А между тем, именно они позволяют человеку успешно функционировать в обществе.

9. Почти все леворукие дети не удовлетворены собой, относят себя к «слабым ученикам», считают справедливым недовольство родителей.

10. Тактика поведения родителей, помогающая леворукому ребёнку не потерять себя, быть уверенным в себе человеком:

Ребенок-левша чрезвычайно нуждается в сочувствии и принятии со стороны взрослых! Ведь он отличается чувствительностью и ранимостью, и в тоже время, испытывает присущие левшам затруднения, Задача взрослого - развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни.

Леворукий ребёнок никогда, ни в какой форме, ни в какой ситуации не должен чувствовать ваше негативное отношение к леворукости. Следует построить общение с ребенком таким образом, чтобы не акцентировать его внимание на леворукости и вместе с тем создать благоприятные условия для проявления и развития его индивидуальности.

Не драматизируйте ситуацию школьных неудач. Ребёнок должен быть уверен, что нет ничего непоправимого, что все трудности преходящи и с вашей помощью он с ними справится.

Продумайте и помогите наладить рациональный режим дня. Принимая во внимание повышенную утомляемость левшей, необходимо придерживаться установленного режима дня и пристально следить затем, чтобы ребенок не переутомлялся.

Приготовление уроков не должно быть причиной ссор, взаимного раздражения, конфликтов. Лучше, если с первого дня ребёнок будет садиться за уроки сам и научится просить вас о помощи, если он в ней нуждается.

Главная трудность – найти золотую середину, объединяющую требовательность и уважение к ребёнку, доброе отношение к нему.

11. Если в школе обучаются близнецы с разной «рукостью», не следует ждать от них одинаковых успехов, и не следует эти успехи сравнивать. Такого левшу лучше научить сравнивать себя с самим собой ("Сегодня ты выполнил работу лучше, чем вчера, молодец!").

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ

Сниженная способность зрительно-двигательной координации: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графического изображения; с трудом удерживают строчку при письме, чтении; как правило, имеют плохой почерк;

Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти: пропуск и перестановка букв при письме; оптические ошибки, смешение близких по конфигурации букв (т-п, м-л, н-к, и-н); ошибки при определении расположения предметов в пространстве;

Слабость внимания: трудности переключения и концентрации внимания;

Согласно наблюдениям специалистов, левшам немного труднее, чем правшам, запомнить направления хода часовых стрелок, научиться определять время по циферблату, освоить понятия "лево", "право", "выше", "ниже". Это влияет на успешность овладения учебными навыками, прежде всего письмом (в меньшей степени – чтением), в усвоении которого у леворуких детей отмечаются наибольшие сложности.

У леворуких детей могут наблюдаться трудности списывания, т. к. такой вид работы предполагает одновременное решение нескольких задач: необходимо распределить внимание между нахождением нужного элемента текста предложенного для списывания, что требует быстрой и точной пространственной ориентировки, а также выстраивания ряда этих элементов на своем месте. Такая работа у левши требует большего времени: и довольно часто сопровождается возрастанием количества ошибок.

При чтении левши нередко теряют строку и делают попытки читать не последовательно в нужном направлении, а справа налево, или из середины текста.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ

Для овладения навыками чтения внимание ребенка необходимо обратить на место начала чтения.

Можно также закрыть текст и открывать только читаемый слог. Сначала это делает взрослый, затем ребенок самостоятельно приучается выполнять такое вспомогательное действие.

Необходимо развивать содружественное действие обеих рук. Могут быть полезны игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук. Такие занятия должны быть ежедневными и занимать 15-20 минут.

Родителям левши необходимо каждый раз убеждаться, что ученик-левша действительно усвоил новый материал (или нашел собственный способ усвоения). Предложите ему дополнительные зрительные или другие опоры для запоминания ("у тебя часы на левой руке" или "у буквы "б" хвостик торчит вверх, как у белочки, а у буквы "д" – вниз, как у дятла").

Дайте левше время, чтобы включится в работу, не торопите его, если он не может делать сразу несколько дел. Левшам нелегко дается то, что связано с необходимостью быстрого переключения с одного процесса на другой. Внешне это может проявляться в "застреваниях" в начале любого вида деятельности, в том числе речевого высказывания

У детей-левшей бывают затруднения при выполнении сложных движений. Во время утренней зарядки предлагайте упражнения, в которых были бы задействованы обе руки или ноги (например, имитация плавания "кролем"). Каждое упражнение должно быть предварительно отработано по отдельным составляющим движениям. Плавание вообще очень полезно, а для левшей с их проблемами координации движений – особенно.

Для преодоления речевых затруднений с ребенком нужно больше разговаривать, обучая его самостоятельно подбирать нужные слова, без "ну это, как его, это же понятно!".

Занимаясь с ребенком пересчитыванием предметов желательно обращать внимание ребенка на направление, в котором пересчитываются предметы – справа налево или слева направо. Можно проводить зрительный диктант, для которого могут использоваться геометрические фигуры, различные трафареты, картинки и т. п. Он проводится следующим образом:

Ребенок рассматривает образец: ряд фигур или изображение предметов;

Перечисляет их несколько раз, запоминая последовательность;

Образец закрывается, и ребенок по памяти воспроизводит этот ряд из индивидуального раздаточного материала;

Образец открывается и проверяется правильность выполнения. По мере тренированности детей протяженность ряда постепенно растет.

Полезно будет предложить леворукому ребенку разложить ряд сюжетных картинок (справа налево или слева направо) и составить по ним связный рассказ. Могут использоваться такие виды работы, как иллюстрирование сказок, рассказов, а затем пересказывание их с выстраиванием ряда картинок.

Левшам рекомендуется заниматься декоративным рисованием, аппликацией, которое основано на ряде и чередовании элементов, можно предложить составление узора на обмазанной пластилином поверхности, это может быть картон, или банки, бутылки, украшая их семечками овощей и фруктов, опять же в определенной последовательности, ребенок "превращает" их в вазы для цветов.

Все занятия с леворуким ребенком должны проводиться систематически, но занимать не более 20 минут, затем необходимо предоставить время для отдыха и после восстановления сил можно занятие учебной деятельностью продолжить.


Строгие правила мусульманского Востока гласят: нельзя дарить подарки левой рукой, подавать ею пищу и поздравлять. Считается, что у левши «нечистая» рука. Есть похожие представления и в христианстве. Причем не только в религиозных правилах, но также в сказках и даже в быту. Помните: «Направо пойдешь — счастье обретешь, налево пойдешь — голову потеряешь»? А со временем словом «левое» стали обозначать вообще разные неправильные вещи. Поэтому, когда в семье появляется ребенок левша, некоторые родители начинают серьезно беспокоиться.

На самом деле то, что ребенок — не такой, как все, абсолютно не страшно. Просто в его воспитании необходимо придерживаться некоторых правил. И правила эти совсем не сложные.

Для определения преобладающей руки у ребенка, ответьте на вопросы, а также предложите выполнить малышу задания:

1) Узнайте, имеются ли у ребенка близкие родственники с ведущей левой рукой.

2) Вспомните, в возрасте до одного года, какой рукой чаще пользовался ребенок (брал погремушку, ложку и т. д.).

3) Предложите ребенку расчесаться. В какую руку он возьмет расческу?

4) Обратите внимание, в какой руке ребенок держит карандаш или ручку во время рисования.

5) Предложите ребенку послушать часики. К какому уху он их поднесет?

6) Предложите ребенку похлопать в ладоши так, чтобы одна из рук была сверху. Обратите внимание, что это за рука.

7) Предложите ребенку скрестить пальцы в замочек. Большой палец какой руки ляжет сверху?

8) Предложите скрестить руки на груди. Предплечье какой руки будет наверху?

9) Предложите ребенку топнуть одной ногой. Какой ногой он топнул?

10) Сидя, положить одну ногу на другую. Какая нога будет сверху?

11) Предложите ребенку посмотреть одним глазом в бумажную трубочку. Какой это будет глаз?

Хорошо это или плохо если Ваш ребенок левша.

Допустим, моменты совпали, и вы убедились, что ребенок — левша . В этом случае вы заметите в нем со временем многие интересные черты. Левши обычно склонны фантазировать, имеют музыкальный слух и хорошую память. Кроме того, они чувствительны, оригинальны, отлично ориентируются в пространстве и образно мыслят. Так происходит потому, что у левшей правое полушарие головного мозга развито больше, чем левое. А именно правое полушарие отвечает за эти качества. Левое полушарие, которое больше развито у правшей, отвечает за математические способности, логическое мышление, а также технику чтения и письма. Левши часто выделяются благодаря всевозможным творческим талантам. Однако есть области, где их индивидуальные особенности могут сыграть злую шутку, и, увы, не только с ними. Так, исследования, проведенные несколько лет назад среди пилотов, показали, что летчики-левши намного чаще попадают в аварии. Причина заключается в том, что современные самолеты нафаршированы массой приборов, в которых нужно очень быстро ориентироваться, — и все они подстроены под ведущие правый глаз и правую руку. Летчик-левша в такой системе координат утомляется гораздо быстрее, чем его праворукий коллега. Поэтому очевидно, что есть профессии, куда левшам, при всей их гибкости и высокой стрессоустойчивости, лучше не осваивать. Зато левши, как правило, показывают очень высокие результаты в таких областях, как дизайн, живопись, фотоискусство, кинематограф, архитектура, моделирование одежды, музыка, спорт (особенно бокс, теннис, футбол, фехтование, волейбол, баскетбол, хоккей). А сверхспособности левшей к интуитивным озарениям дали миру самых выдающихся личностей. Среди них художники Леонардо да Винчи, Микеланджело; композиторы Бах, Бетховен, Пол Маккартни; ученые Иван Павлов, Альберт Эйнштейн, Жорес Алферов. Писатели Николай Лесков (тот самый, что написал «Левшу»), Владимир Маяковский; полководцы Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон, Жанна д’Арк; Актеры Чарли Чаплин, Мэрилин Монро, Вупи Голдберг, Джулия Робертс, Киану Ривз. И это еще далеко не все! Конечно, не каждый левша гениален. Это факт. Но у леворуких больше шансов, чем у праворуких, стать великими. Это тоже факт. Если в вашей семье родился ребенок-левша, не спешите лишать его этого шанса. А если у него обнаружились способности в разных сферах жизни-обязательно развивайте их.Запишите его в секцию или кружек.


Как надо вести себя родителям с ребенком — «левшой».

Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребенка, быть очень чутким и доброжелательным с ним.
Создать благоприятный климат для него в семье.
Не воевать с ним из-за частого упрямства, а выходки упрямства постараться перевести на игру.
Принять как должное особенность ребенка и не пытаться превратить его в «правшу», объяснив всем и ему, что «леворуких» людей очень много и это тоже разновидность нормы.
Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его художественный или музыкальный дар, но не стремиться «приготовить» вундеркинда.
Стараться чаще делать малышу сюрпризы и подарки.
Не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим, обычным детям.
Ни в коем случае не обучать ребенка до школы чтению, письму и иностранным языкам, т. е. тому, где его поджидают неудачи, чтобы не снизить уровень самооценки малыша.
Любить его таким, какой он есть.
Если после пятилетнего возраста Вы заметите у ребенка непонятные Вам навязчивые стремления, опасения или страхи, обратитесь немедленно показать его специалистам.

Как «не надо» себя вести с ребенком -«левшой»

Не надо даже в шутку посмеиваться поводу того, что ребенок отличается от многих, в основном все делая при помощи одной левой руки.
Не надо подчеркивать при знакомых людях,что ваш ребенок левша и отличается от других..
Ни в коем случае нельзя переучивать ребенка на «правшу», И наказывать, когда он не поддается обучению.
Не доводите ребенка до слез и не вызывайте своими методами воспитания другие отрицательные эмоции.
Ни в коем случае не надо быть сухим и педантичным, общаясь с ним.
Не надо стремиться довести его талант до совершенства, все время предъявляя завышенные требования к нему.
Не надо учить ребенка до школы чтению, письму и иностранным языкам, ругая, что у него сплошные неудачи.
Исключите создание такой обстановки для ребенка в своей семье, чтобы его самооценка уменьшалась с каждым днем, чтобы он чувствовал себя отвергнутым и никому не нужным.
Запомните, такое воспитание обычно является благоприятной почвой для развития невроза или симптомов заикания у малыша.

Почему не стоит переучивать «левшу»

Наверное, сказанного выше достаточно, чтобы понять, что заставлять ребенка левшу пользоваться правой рукой вместо левой не следует. По крайней мере, специалисты настоятельно рекомендуют этого не делать. Гуманитария невозможно превратить в человека с техническим складом ума. Насильственное переучивание может привести к тому, что ребенок станет нервным и раздражительным. Он будет лениться и плохо учиться в школе. Более того, впоследствии его организм может так воспротивиться неудобствам, что у ребенка возникнут заикание, нервные тики и даже энурез. «Левшество» — это не патология, а интересная особенность.

«Комплекс левши»

Главная проблема левшей в том, что их меньшинство. Как известно, в жизни часто считается, что прав тот, кто сильнее или принадлежит к большинству. Левши бессознательно могут переживать из-за этого. Причем, если ребенку не говорить, что он не такой, как все, проблемы просто не возникнет. Как утверждают детские психологи, чаще всего комплекс левши появляется по вине родителей. Иногда бывает, что внимание на левшестве ребенка заостряет его учитель, тренер или просто какой-нибудь знакомый. Если это происходит, нужно обязательно поговорить с этим человеком. Скорее всего, он делает это, не осознавая последствий. В случае непонимания лучше просто оградить ребенка от такого общения, например, перевести в другую школу. Если не сделать этого вовремя, ребенок может стать замкнутым и необщительным. Помните, здоровье ребенка дороже всего. И еще, ни в коем случае нельзя ставить в пример левше детей правшей. Лучше сравните его поступки… с его же поступками: «Вчера ты сделал это хорошо, а сегодня у тебя не получилось. Но обязательно получится!»

Как учить?

Ведущую руку левши необходимо развивать с достаточно раннего возраста. Попросите ребенка положить ее на стол, и пусть он по очереди отрывает от поверхности каждый палец. Сама ладонь при этом должна плотно лежать на столе. Также можно предложить ребенку перелить с помощью пипетки воду из одного маленького сосуда в другой. Образное мышление маленького левши можно использовать при обучении его грамоте и письму. Скажите что буква «Х» — это шагающий человечек, буква «Ф» похожа на очки, а буква «Ч» — на носик чайника. Аналогичные ассоциации можно подобрать к каждой букве. Причем ребенок может сделать это и самостоятельно. Часто бывает, что дети левши пишут буквы не в ту сторону — «отзеркаливают» их. В этом помогут специальные упражнения. Заполните целую строчку, например буквами «Р» и парочку букв в этом ряду специально нарисуйте неправильно, «зеркально». Пусть ребенок найдет эти буквы. Можно в некоторых буквах «забыть» дорисовать какие-нибудь элементы, пусть ребенок сделает это сам. Кстати, если у правшей при письме свет должен падать слева, то левше рекомендуется ставить настольную лампу справа от себя. Чаще всего почерк левши имеет левый наклон или вообще его не имеет. Ему так писать удобнее. Это не страшно. Почерк — один из штрихов в индивидуальном портрете каждого человека. А индивидуальность необходимо развивать. Оригинальность в поступках левшей — это неизбежность. Как говорят учителя, дети левши особенным образом складывают числа. Правши спокойно считают многозначные числа столбиком и складывают сначала единицы, а потом десятки и сотни. Левши делают это невообразимым, известным только им способом. Например, складывая 14 и 55, они могут сначала к 55 прибавить 5, потом 10, а потом отнять единицу. Левши не любят и не желают решать задачи по физике или математике, пользуясь заданным алгоритмом. И, кстати, часто приходят к правильному ответу совершенно нерациональным путем. Они делают это не специально, просто им так удобнее.

Чему учить?

Левши бывают небрежными, когда рисуют, лепят из пластилина и т.п. К этому следует относиться терпимо. Помните, что этот ребенок мыслит образно, он человек творческий. А творческие люди всегда несколько бесшабашны. Они придают большее значение содержанию, а не форме. Многие левши хорошо играют в теннис или отлично фехтуют. А вот заниматься каким-нибудь видом единоборства сможет не каждый из них. Кроме того, левши с удовольствием учатся есть, пользуясь вилкой и ножом. Если «праворуким» детям непросто привыкнуть к тому, что вилку необходимо переложить в левую руку, то левшам к этому и привыкать не надо. Кстати, левши быстро обучаются печатать, потому что в этом процессе тоже задействованы обе руки.

Что вам поможет?

Чтобы чувствовать себя увереннее с ребенком левшой, вы можете приобрести специальную литературу. По словам детского психолога Натальи Ульянкиной, самой доступной по содержанию и очень полезной является книга Ивана Караьева «Если ваш ребенок — левша». Хорошо бы прочитать и статью под названием «так как же все-таки быть с левшами?» в книге Станислава Мартынова «Здоровье ребенка — в ваших руках». Лучше понять, как «устроен» ваш непохожий на остальных ребенок, вы сможете, познакомившись с книгой Т.Н. Марютиной и О. Ю. Ермолаева «Введение в психофизиологию». На этом можно было бы и закончить, но есть одно «но». Бывает, что ребенок пишет левой рукой, но ведущие глаз и ухо — правые. Это означает, что, скорее всего, у него больше развито не правое, а левое полушарие головного мозга, как и у «праворуких» детей. В таком случае этого ребенка нельзя назвать левшой, он просто «леворукий». Часто бывает, что такие дети сами хотят научиться писать, есть и т.д. правой рукой. Не рекомендуется мешать ребенку в этом. Он должен сделать свой выбор.

Левшей готовьте к школе с пяти лет.

Левши ничем не отличаются от правшей, у леворуких детей сильнее развито правое полушарие мозга. Оно отвечает за образное мышление. Поэтому левшам для того чтобы запомнить, к примеру, алфавит, нужно придумать образ: буква «о» — колесо или баранка. У каждого ребенка своя ассоциация.
Родители левшей часто пытаются переучить своего ребенка, заставляют его писать правой рукой. Специалисты рекомендуют не делать этого. Переученному левше труднее придется в школе, он может даже серьезно заболеть.

Определите ведущую руку уже к 4 — 4,5 годам. Если ребенок не может сделать этого сам, покажите его специалисту. У левшей часто возникает дисграфия (патологическая неграмотность) или зеркальное письмо (наклон букв в противоположную сторону). Поэтому перед школой консультация у нейропсихолога или медицинского психолога просто необходима.

Для левшей-школьников важен щадящий режим, так как они склонны к психосоматическим заболеваниям. При любом эмоциональном перенапряжении могут возникнуть проблемы: нарушение аппетита, сна, появление страхов.

ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ЛЕВША

Человек, являющийся левшой, в основном использует левую руку намного чаще, чем правую; левша преимущественно будет пользоваться левой рукой для личных нужд, приготовления еды и подобных дел. Рука, используемая для письма, не является точным индикатором лево-(право-)рукости. Так, множество левшей пишут правой рукой, используя левую руку для выполнения большинства других задач.

Если ваш ребенок левша, радоваться или печалиться? Конечно, правшам легче жить: открывать консервы, пользоваться ножницами и даже играть на скрипке. И все-таки если ребенок левша...

ПЕРЕУЧИВАТЬ ИЛИ НЕТ?

Самый частый из вопросов, которым задаются родители левшей — переучивать ребенка или нет.

Непонятно, почему нужно отдавать предпочтение именно правой руке? Только на том основании, что правшей больше? Но если кому-то удобнее пользоваться левой, общество ведь от этого никоим образом не страдает.

Часто бывает, что левшество является способом преодоления мозгом ребенка последствий какой-либо родовой травмы, и ребенок становится «вынужденным левшой». Так же часто леворукость носит наследственный, «семейный» характер. В этих случаях переучивать ребенка не стоит. Его мозг уже имеет сложившийся стиль работы, отличный от «среднестатистического». Насильственное переучивание, а дети инстинктивно очень сильно сопротивляются ему, может сломать отлаженные механизмы и привести к нарушениям.

ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЕВШИ

Владимир Даль - писатель, лексикограф, этнограф,

Иван Павлов - физиолог,

Сергей Рахманинов - композитор, пианист, дирижер,

Василий Кандинский - живописец и график,

Гарри Каспаров - шахматист,

Пол Маккартни (музыкант),

Брюс Уиллис (актер),

Джулия Робертс (актриса),

Альберт Энштейн (ученый),

Наполеон Бонапарт (император),

Майя Плисецкая (балерина),

Леонардо да Винчи (гений),

Бетховен (композитор),

Моцарт (композитор),

Чарли Чаплин (актер),

Льюис Кэролл (писатель),

Билл Гейтс (миллиардер),

Юлий Цезарь (император)

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

13 августа — международный день левшей
Все полярные медведи — левши
Свой знаменитый «маленький шаг одного человека — и огромный шаг всего человечества» на Луну астронавт Нейл Армстронг сделал левой ногой
4 из 5 разработчиков Macintosh’а были левшами
Заикание и дислексия (неспособность к чтению) чаще встречается у левшей
Левши под водой видят лучше, чем правши
На Земле более 500 миллионов левшей
В Москве левшей 3,5%, в Центральной России — 7%, а на Таймыре — 34%

КАК ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С РЕБЕНКОМ ЛЕВШОЙ

Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребенка, старайтесь быть очень чутким и доброжелательным с ним.

Не пытайтесь сломить настойчивость, выходки упрямца постарайтесь завуалировать какой-нибудь игрой.

Если бабушка, соседка или воспитательница в детском саду, ссылаясь на собственный богатый опыт, настаивают на переучивании, тем не менее, рекомендуйте ребенку выполнять действия так, как ему удобнее, а с другой стороны, давайте ему игрушки, ложку попеременно в обе руки, развивая и правую, и левую. Примите, как должное особенность ребенка и не пытайтесь превратить его в "правшу", объясняя всем и ему, что «леворуких» людей очень много и это тоже разновидность нормы.

Желательно не обучать ребенка до школы чтению, письму, иностранным языкам, т.е. тому, где его поджидают неудачи, снижающие уровень самооценки малыша.

Родителям ученика-левши необходимо каждый раз убеждаться, что он действительно усвоил новый материал (или нашел собственный способ усвоения). Предложите ему дополнительные зрительные или другие опоры для запоминания "у буквы "б" хвостик торчит вверх, как у белочки, а у буквы "д" - вниз, как у дятла").

Взрослые могут помочь ребенку-левше справиться с трудностями при помощи комплекса специальных упражнений, игр и занятий, разработанных детскими нейропсихологами. Эти игры-упражнения направлены на освоение содружественной работы рук и ног, разворачивание деятельности во времени и пространстве, развитие точности и меткости, закрепление представлений о правом и левом и многое другое. В Центре помощи детям проводит консультации и занятия нейропсихолог Чиркова Екатерина Алексеевна.

Чтобы научить левшу каким-либо двигательным навыкам и умениям (пользоваться иголкой, ножницами, завязывать шнурки, застегивать пуговицы и т.д.), возьмите его руки в свои и несколько раз вместе с ним повторите нужное движение. Ваша задача - буквально заставить тело запомнить ту или иную операцию, взаиморасположение в каждом случае пальцев его рук, ног, туловища, головы.

Дайте левше время, чтобы включится в работу, не торопите его, если он не может делать сразу несколько дел.

Письменный стол

Для леворукого ребенка следует создать определенные условия не только дома, но и в школе. Обязательно следует выделить такому ребенку за столом, партой место с левой стороны, чтобы он не сталкивался с правым локтем соседа. Дома же, организуя место для занятий, выполнения уроков, необходимо сделать так, чтобы свет из окна или настольной лампы падал с правой стороны. Кстати, письменный стол левши по расположению всех предметов- это зеркальное

Компьютер

Конечно, проще всего приобрести специальную мышку и клавиатуру с "левым" расположением клавиш. Но такие клавиатуры очень трудно найти. В Россию они привозятся только последних моделей и стоят естественно не дешево. Поэтому на самой обыкновенной двух или трех кнопочной мышке достаточно изменить функции клавиш. Делается это элементарно при подключении. А вот клавиатуру самостоятельно изменить практически невозможно. Единственное, что вы можете сделать для ускорения работы - это перенести некоторые функциональные клавиши и цифры под правую руку.

Другие товары.

Что касается других товаров для левшей (ножницы, открывалки и т.д.), то их можно посмотреть и заказать на интернет-ресурсах:

LEFTORNO.RU - магазин удобных для левшей товаров;

LEFTHANDWRITING.RU - канцелярская продукция для левшей, ручки, карандаши, линейки, ластики и т.д.

LEVO.LABMS.RU - Все для левшей. Товары для левшей - ножи, штопоры, прописи, наборы для школьников

Также существуют интернет-сообщества

http://www.levshei.net Сайт про левшей и для левшей

http://clubs.ya.ru/4611686018427389656/ клуб для левшей

В заключение хочется сказать: все, что создано природой, не случайно. Даже если мы не совсем понимаем, зачем это так, то это вовсе не означает плохо. Не стоит расстраиваться, если ваш ребенок родился левшой, тем более стараться его переделать.

Неординарность всегда интересна.

Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других.
Вольтер

Ваш леворукий ребенок скоро пойдет в школу, а по данным ряда психологов, левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. Какие же трудности ждут первоклашку- левшу, и как ему помочь справится с ними? А может стоит переучить?.... Попробуем разобраться с этими вопросами.
Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие. Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:

  1. Восприятия и запоминания сложных

конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;

  1. Формирования зрительного образа букв,

цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);

  1. Выделения и различения геометрических

фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат – ромб-прямоугольник);

  1. Копирования;
  2. Неустойчивый почерк (неровные штрихи,

большие, растянутые, разнонаклонные буквы);

  1. Зеркальное написание букв, цифр,

графических элементов;

  1. Очень медленный темп письма.

Хотелось бы подробнее остановиться на сниженном темпе письма и феномене зеркальных движений , как наиболее часто встречающихся и влияющих на успешность обучения.
Когда ребенок пишет, то его деятельность состоит из двух поочередно сменяющих друг друга этапов: собственно выполнение движения и микропауза, необходимая для контроля своих движений, коррекции и программирования следующего движения. У левшей микропаузы дольше, чем у правшей, как на этапе формирования навыка, так и впоследствии, когда письмо уже автоматизируется. Часто в школьной практике учитель, стремясь выработать у таких детей навыки быстрого письма, начинает подгонять их, а когда дети-левши торопятся, это приводит к сокращению микропауз, столь необходимых для контроля своих действий. Таким образом, качество письма ухудшается, возникают различного рода ошибки, которые могут трактоваться учителем и родителями как невнимательность.
С феноменом зеркальных движений наверняка знакомы большинство родителей маленьких левшей. У кого-то он проявляется в виде зеркального письма, но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие. Взрослыми, особенно если они правши, такие особенности ребенка могут восприниматься даже как своего рода способности, однако, к сожалению, такие проявления часто являются всего лишь отражением трудностей зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, зрительно-моторной координации.

  1. Частота зеркального письма у леворуких

детей, по данным исследований, составляет 85%. Однако нужно заметить, что у большинства детей в возрасте от трех до семи лет обнаруживается спонтанное зеркальное письмо, что является обычным этапом в овладении письмом. Элементы зеркального письма отмечаются и у детей с неустойчивым правшеством: при овладении обычным письмом зеркальное письмо у них может проявляться внезапно, когда дети утомлены или невнимательны.

  1. По многочисленным наблюдениям,

снижение частоты проявления зеркального письма и полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после 10 лет, так как феномен зеркальных движений тесно связан с функциональной недостаточностью мозолистого тела, которое в этом возрасте достигает своей функциональной зрелости. Если же после указанного возраста проявления зеркального восприятия сохраняются, то рекомендуется провести тщательный анализ вида зеркальных движений, их причины и организовать специальные занятия, корректирующие недостатки пространственного восприятия, координации, внимания и навыки самопроверок.

Необходимо также сказать о

нарушениях чтения у некоторых левшей. У одних причины нарушения носят преимущественно зрительно-пространственный характер: дети испытывают затруднения в восприятии слова как целого. Другие не могут уловить связь между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают. Одним из объяснений зрительно-пространственных затруднений может являться нестабильная глазодоминантность, которая может привести к нарушению движений глаз, и ребенку будет трудно следить за порядком расположения букв и слов на странице.

Однако необходимо отметить, что само по себе левшество не обуславливает возникновение нарушений чтения.
Рассматривая трудности, возникающие у левшей при обучении в школе, нельзя не коснуться вопроса о переучивании леворуких детей. Ведь речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга. Поэтому следствиями переучивания могут стать нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм.
Проявления неврозов у леворуких детей специально изучались.
У леворуких детей нередки также школьные страхи (перед неудачами в школе, перед письменными работами), как правило, в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием к успехам в учебной деятельности.

Все вышесказанное убеждает в том, что нельзя пытаться изменить природу так, как удобно учителям и родителям. Вероятно, в этой ситуации лучший выход - приспособиться к особенностям леворукого ребенка самим и помочь ему адаптироваться в правоориентированном мире.
К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет и методики их работы на уроках труда (ведь даже ножницы ему нужны другие). Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия также, как и правши. И все-таки существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям:

  1. Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
  2. Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;
  3. Категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;
  4. Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;
  5. Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;
  6. Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости;

К сведению

До определенного возраста детям все равно, какой рукой пользоваться. Но вот ваш малыш подрастает, и в какой-то момент вы замечаете, что карандаш или ложку он предпочитает держать левой рукой. Что делать, если ваш ребенок — левша?

Для начала давайте разберемся, откуда у ребенка берется леворукость. Дело ведь не только в том, какой рукой пишет ваш ребенок — у левши по-другому функционирует головной мозг. Левое полушарие мозга у людей управляет правой половиной тела и отвечает за речь и логическое мышление, а правое полушарие управляет левой половиной тела и отвечает за образное мышление и творческие способности. Если у человека доминирует левое полушарие, то ведущей будет правая рука, а если правое — то левая. Леворукость чаще всего бывает генетически обусловленной, но может развиться и вследствие травмы левого полушария мозга в период внутриутробного развития — тогда правое полушарие будет развиваться интенсивнее, и родится так называемый «компенсаторный» левша.

Как определить, левша ли ваш ребенок? Проведите несколько простых тестов. В какой руке он держит карандаш или расческу? Какой ногой бьет по мячу? Каким глазом смотрит в калейдоскоп или подзорную трубу? Если попросить его топнуть — какой ногой он это сделает? Можете попросить его сложить пальцы в замок — большой палец ведущей руки будет сверху. Если среди ваших родственников есть левши, то вероятность того, что и ваш ребенок — левша, повышается. Обычно доминирующая рука проявляется в возрасте трех лет, когда ребенок начинает активно овладевать речью и осознает себя как личность (в его речи появляется слово «я»).

Дети-левши более эмоциональны и возбудимы, чем правши. Часто они художественно одарены и ярче проявляют свои художественные наклонности, будь то тяга к рисованию или музыкальный слух. У ребенка-левши могут наблюдаться трудности с развитием речи и произношением некоторых звуков, поэтому стоит отвести его к логопеду раньше, чем его ровесника-правшу.

Стоит ли переучивать левшу? Однозначный ответ — нет. Переучивание ребенка-левши — это, по сути, попытка изменить работу его мозга, вмешаться в естественный ход вещей. Да, именно естественный, ведь леворукость у ребенка — это не патология. Переучивание левши может привести к повышенной утомляемости, неврозам, заиканию, недержанию мочи. У переученных левшей обычно очень плохой почерк. Среди переученных левшей чаще встречаются (дислексия — нарушение способности к овладению чтением и письмом).

Не нужно внушать ребенку-левше, что леворукость — это плохо и ненормально. Ему и так непросто, ведь он с детства не такой, как все, а большинство предметов, которые его окружают (ножницы, дверные ручки, музыкальные инструменты), предназначены для правшей и могут быть неудобны в использовании.

Так что же делать, если ваш ребенок — левша? Как помочь ему освоиться в окружающем мире и не дать чувствовать себя неполноценным? Предлагаем вам несколько советов, которые могут оказаться полезными, если ваш ребенок оказался левшой.

Не пытайтесь переучить ребенка и не давайте этого сделать родственникам и учителям. Объясните ему, что он не один такой, что есть другие левши, и это не отклонение, а разновидность нормы.

Постарайтесь создать дома максимально комфортную и доброжелательную атмосферу. Будьте чуткими с ребенком-левшой, не ругайте его чрезмерно за промахи, связанные с тем, что определенные действия ему приходится выполнять левой рукой.

Проследите, чтобы в школе он сидел за партой слева — так они с соседом не будут сталкиваться локтями и мешать друг другу. У ребенка-левши могут быть проблемы с прописями: когда он пишет, то закрывает рукой образец. Постарайтесь найти специальные прописи для левшей, а если не получится — сделайте так, чтобы у ребенка был дополнительный образец правильного написания букв.

Хвалите ребенка-левшу за успехи, если у него наблюдается склонность к музыке — поощряйте ее, но не требуйте от ребенка слишком многого. Да, считается, что среди левшей много одаренных и талантливых людей, но это не значит, что любой левша — гений. Не заставляйте вашего ребенка прыгать выше головы. Хваля ребенка, не сравнивайте его со сверстниками, лучше сравните его предыдущие результаты с нынешними: «Сегодня ты решил задачу лучше и быстрее, чем вчера, молодец».

У левшей иногда бывают проблемы с координацией движений. Поэтому им полезны несложные физические упражнения, в которых были бы задействованы обе руки или ноги сразу. Можно отдать ребенка-левшу в бассейн, плаванье способно улучшить координацию.

И самое главное — любите своего ребенка таким, какой он есть. Любовь и поддержка родителей помогут ему преодолеть любые трудности.