Когда и как появился праздник. Долгое время отмечать день рождения никому в голову не приходило. День знаний - от привычной даты к празднику

21.03.2019

Праздник был учрежден Федеральным Законом "О внесении в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России", подписанным в декабре 2004 года президентом России Владимиром Путиным.

День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Смутное время - период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, - было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну.
Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение "пресветлого московского царства". Власть в Москве узурпировала "семибоярщина" во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.
В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. "Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!" - писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.
В сентябре 1611 года "торговый человек", нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: "Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело".
По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения "третью деньгу". Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор "пятой деньги": каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.
По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал "выборным человеком всею землею". Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.
огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество "даточных людей" из крестьян.

Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов , входивших в состав русской державы.

С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.
Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны - дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал новым царем Михаила Романова (сына митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор. С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых, но по указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645-1676 годах, было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.
Таким образом, День народного единства по сути совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
В День народного единства в разных городах нашей страны политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и концерты, благотворительные акции и спортивные мероприятия.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Сколько существует история человечества, столько идет жесточайшая борьба за богатые плодородные земли с залежами полезных ископаемых. Повсюду присутствуют насилие и войны. Примером этого послужили события последнего года: беспрерывные стычки, военные конфликты, многочисленные горячие точки, гражданские войны, нежелание мирно договариваться, борьба за власть. Все это ярко подчеркивает, какое большое значение имеет такой праздник, как Всемирный день мира.

Разных слов много, есть нежные, красивые, иногда недобрые и злые. Но самые важные - это счастье и мир!

Всемирный день мира 21 сентября

Мир везде в мире - что может быть важнее? Его так жаждут люди. Как прекрасно жить одной дружной семьей, каждый день отправлять детей в школу, радоваться пришедшему новому дню и дышать чистым воздухом. Мир всегда был и есть необходимостью всего человечества.

Все люди нашей планеты отмечают Всемирный день мира 21 сентября как отказ от насилия и братоубийственных войн. Такое решение было принято в 2001 году. Всем без исключения странам поступило предложение в этот день прекратить все военные операции, не проливая кровь хоть 24 часа, и проводить акции, касающиеся проблем мира. Только мирным путем можно достигнуть цели в компромиссных решениях, получив пользу для всего человечества.

Основная цель праздника - привлечь большое внимание человечества к достижению стабильности мира без каких-либо угроз и насилия, гарантии будущего нашей прекрасной планеты - Земли. В связи с этим проводятся такие мероприятия, при помощи которых можно показать людям, сколько в нашем обществе существует нелепых смертей, как много ненависти, зла. Нарисованное детьми яркое улыбающееся солнышко и песня о дружбе в их исполнении призывают всех, кто "играет" с оружием, отказаться от него во имя спокойствия и благополучия.

Международный день мира - важный праздник. Именно в этот день происходит призыв к миру. Ведь проявление агрессии и война не помогут решить проблемы, они только еще сильнее усложняют жизнь, неся с собой смерть, несчастья и горе. "Миру мир!" - кричат на всех языках. Он должен жить всегда и везде на планете!

Всемирный день мира: история праздника

То, к чему стремятся все народы, - это мир. Реальным воплощением такого желания стала Организация Объединенных Наций, созданная в конце самой нечеловеческой за всю историю войны 1939-1945 годов. Главным в работе этой организации стало налаживание добрососедских отношений между государствами и сохранение мира.

Всемирный день мира был утвержден ГА ООН в 1981 году. Только спустя двадцать лет приняли решение каждый год 21 сентября праздновать День полного прекращения огня.

Праздник этот задуман Генеральной Ассамблеей. Он является символом полного отказа от насильственных проявлений и полного прекращения каких-либо военных действий. В День мира каждый человек должен пробудить у себя желание задумываться о совершенных поступках и о том, какое он сделал вложение для сохранения мира.

С тех пор истекло много времени. Но история Всемирного дня мира не забывается. Этот праздник охватывает все новые и новые страны, где при помощи разных организаций проходят акции, которые заставляют людей задуматься о том, что мир на земле еще не прочен и нужно что-то делать ради его сохранения.

Церемония празднования Международного дня мира

Каждый год церемония праздника начинается ровно в десять часов возле «Колокола мира», который подарила ООН Япония в 1954 году. Установлен он в Нью-Йорке в самом красивом месте в саду. Этот уникальный колокол отлили, использовав монетки, собранные детишками из шестидесяти стран мира, а также разные награды людей: медали, ордена.

Церемония длится около 15 минут. Сначала Генсек ООН ударяет по колоколу и произносит речь, в которой обращается к народам всей планеты и призывает хоть на мгновение задуматься о том, какое неоценимое значение имеет мир. Затем наступает минута молчания, после которой уже выступает Председатель Совета Безопасности.

Минута молчания стала самым распространенным способом обозначения Международного дня мира. В ознаменование этого праздничного дня школы и гражданские объединения проводят свои церемонии и мероприятия, смысл которых заключается в совместных раздумьях всех людей о значении мира на Земле. Может быть, кто-то примет правильное решение и тем самым поможет воцариться всеобщему миру на всей планете.

Мир без угроз и насилия

Всемирный день мира призывает людей объединиться и вместе нести ответственность за добрососедские отношения, преодолеть собственные потребности в насилии, пробудить в себе сознание, которое поможет отказаться от насильственных методов.

Каждый человек обязан иметь здравый ум и осознавать смысл своей жизни. Как приятно позвонить и услышать голос близкого человека, увидеть озорные огоньки в глазах ребенка, откликнуться на беду бездомного или просто посидеть у костра, вдыхая чистую прохладу, и разрешить своей душе взлететь в прекрасный мир, свободный от жестокости и властолюбия.

Особенно необходимо возбудить в людях понимание того, как сильно нужен мир и полное разоружение. Будущая человеческая общность Земли не должна иметь никаких форм насилия: религиозных, расовых, экономических, физических, психологических.
Каждый человек на земном шаре имеет полное право быть свободным и жить в спокойствии.

Мир на Земле - гарантия будущего

Мир невозможен без большой человеческой дружбы, взаимопонимания и уважения друг к другу людей с разными политическими взглядами, социальными статусами, разных по национальности и расовой принадлежности.

Полная сохранность благополучия на Земле является единственно верной задачей, которая сможет сплотить все мировые сообщества.

Отмечая праздник Всемирный день мира, мы должны объединиться в единую человеческую семью, поставив перед собой цель обеспечения международного, межрегионального и местного мира, чтобы никакие выстрелы не смогли нарушить покой и тишину наших домов, и сохранить планету для всех будущих поколений.

Праздники - неизменные спутники народной жизни. Праздники для нас - это возможность доставить радость близким!

Праздник - не календарное понятие. Праздник происходит там, где его чувствуют, где его ждут.

Праздник как феномен культуры - день или дни торжества, установленные в честь или память кого или чего-либо. В сознании человека праздник ассоциируется с «временным вступлением в утопическое царство всеобщности, свободы, равенства и изобилия». Праздник - антитеза будням, обычной жизни, специфическая кратковременная форма человеческого бытия.

Исторические корни праздника уходят в глубокую древность, они тесно связаны с магией, ритуалом, трудовой деятельностью, мировосприятием, образом жизни, ценностными ориентациями. Издревле существовала общечеловеческая потребность в праздниках, выполнявшем важные социальные функции: компенсаторную, эстетическую, нравственно облагораживающую. Праздник выступал как способ духовного единения, коллективного самовыражения и обретения свободы, раскрепощения, снятия груза будничных забот и тревог.

Как бы далеко ни углублялись мы в историю народов России (да и не только России), нам не удастся найти такое время, такой период, в котором не было бы праздников. Начиная от плясок вокруг костра по случаю удачной охоты и кончая Святками, Масленицей, Пасхой, Купальной неделей и прочими календарными торжествами нынешних дней. Со времен первобытных капищ и языческого осмысления природы и своего места и роли в ней народа не упускал случая попеть, потанцевать, поиграть. Славили богов, поклонялись идолам, стремились умилостивить их жертвоприношениям, песнями, танцами, играми. Эта первооснова доживших до наших дней обрядов и ритуалов легко узнаваема, если знать историю формирования и развития нации.

Праздники обладают способностью группового воздействия, утверждают стабильные стереотипы поведения, соответствующие данным общественным отношениям нормы нравственности и ценностные ориентации.
Праздник всегда имеет оптимистичный жизнеутверждающий характер; его содержательная сторона отличается выраженно-духовной направленностью. В нем достаточно ощутима многовековая преемственность духовных ценностей.

С развитием цивилизации праздники становились делом официальным, а с утверждением государственности как формы и средства управления человеческим сообществом еще и регламентированными. Тем же путем шла и церковь. Причем и церковь, и государство очень строго следили за тем, чтобы празднества любого масштаба и содержания не выходили за официально установленные рамки. Эта система жива и сегодня.

Особое значение в праздниках приобретает его эстетическая составляющая: чувственно-эмоциональная насыщенность содержания, выразительность, экспрессивность, алогизм, зрелищность, элементы карнавальности, театрализация. Все эти качества роднят праздник с искусством, но не отождествляются с ним. Праздник - некая пограничная зона между реальной жизнью и художественным произведением.

Типология праздников многообразна: народные (национальные), религиозные, государственные, профессиональные, семейные и др. Народным праздникам свойственна естественность, органичность, самостийность; государственные праздники отличает высокая степень протокольной регламентированности, выраженная идеологическая направленность; религиозные праздники являются отражением той или иной формы верований. Наблюдается определенная близость народных и религиозных праздников, т.к. в этнонациональных культурах религия выступает одной из важных форм ценностной ориентации. Но народные праздники могут не исчерпываться религиозными, т.к. включают в себя и элементы светской культуры (карнавальная культура в рамках средневековья). Существует возможность превращения в перспективе государственных праздников в народные.

Семейный праздник

Когда же речь идет о семейных праздниках, официальная регламентация теряет свою довлеющую силу. В узком родственном кругу, внутри «ячейки» общества действуют свои правила и регламенты и, независимо от официальных канонов, рождаются, умирают, преобразовываются самые разные - большие и малые - праздники. Не будет преувеличением сказать, что без праздников существование нормальной семьи невозможно, без них нет и самой семьи.

Само понятие праздник, в том числе и семейный, содержание, которое в это понятие вкладывается, трансформируется в зависимости от условий существования каждой отдельной семьи, ее духовных, религиозных, нравственных, политических ориентаций, образовательного и материального цензов.

Семейные праздники очень многообразны, в каждом отдельном случае - свои традиции, нормы, способы их ознаменования, даже свои критерии в определении значимости того или иного события. Но при всем при этом семейные торжества можно разделить на общечеловеческие, общенациональные, общегосударственные и лично-семейные. К общечеловеческим торжествам относятся рождение детей (за редчайшим исключением это всегда радость); нет на земле народа, нации, племени, где рождение новой семьи не воспринималось как бы праздник; не менее важны дни рождения, именины, годовщины супружества.

За последние годы в нашей жизни многое изменилось. Но тяга людей к праздникам, желание как-то по-особому отметить то или иное событие остались неизменными. Более того, потребность в праздниках значительно возросла.

Праздник - своеобразное зеркало социальных противоречий, в нем находят свое отражение ущемление демократических форм жизни общества, забвение национальных традиций, крушение идеалов, политизация духовной жизни, разрыв между официальной идеологией, обществ, сознанием и объективными реалиями действительности. Эти противоречия находят свое воплощение в комическом аспекте праздника, в его юмористических и сатирических формах. Праздник - старейшая и перспективная форма бытия культуры.

С древних времен праздник являлся непременным спутником человеческой жизни. Первые значимые признаки формирования праздничных обрядов появились на рубеже 50-30 тысячелетий до нашей эры, приблизительно в этот же период начали формироваться первые зачатки искусства в древнем обществе, такие как наскальные росписи, гравировки на камне и кости. Относимые к этому периоду гибридной неандертало-кроманьонской эпохи (мустьерская эпоха) погребения неандертальцев, найденные при раскопках, могли свидетельствовать о зарождении первых религиозных представлений древних людей, дополнившиеся тотемическими обрядами. Таким образом, первые праздники, появившиеся в древнейшие времена, наиболее вероятно были связаны с погребальным культом.

Вдохновением для человека всегда являлась природа. На следующем этапе развития человеческого общества появились праздники, вытекающие из природно-климатических явлений - чередование дня и ночи, последовательность сезонов, периоды брачных игр у животных, видимые глазу циклы движения небесных тел.

На этапе более высокого уровня развития человеческой цивилизации, праздники получили значительный импульс в своем развитии, хотя и оставались в значительной степени связанными с природно-климатическими циклами. Праздничные обряды четырех основных древних цивилизаций, возникших на рубеже IV-III тысячелетия до нашей эры, а именно Шумерская, древнего Египта, древнего Китая и древней Индии, несмотря на относительную автономность своего существования, имели весьма схожие поводы: праздники весеннего равноденствия, время разлива рек, начала посевного периода и сбора урожая. Однако, все они имели индивидуальные религиозные обряды, свойственные для каждой из перечисленных цивилизаций. Можно с определенностью сказать, что именно в период развития данных цивилизаций и произошло зарождение регулярных праздников.

Постепенно природа праздников усложнялась, и уже в период античных цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима, возникших на рубеже I тысячелетия до нашей эры, к традиционным праздничным дням добавляются новые традиции, отчасти сохранившиеся до наших дней. Стало возникать множество новых праздников, не имевших аналогов в прошлом. К примеру, хронология проведения олимпийских игр в древней Греции относит нас в 776 год до нашей эры, хотя есть свидетельства, что игры проводились и до этого периода, но, к сожалению, точных данных об этом не сохранилось. В этот период возникают традиции назначения индивидуальных праздников национального масштаба.

Надо отметить, что деление праздников на индивидуальные и регулярные существовало на протяжении всего периода существования праздничных обрядов, на различных этапах развития человеческой цивилизации. При этом, к индивидуальным обрядам относились обряды похорон или празднование рождения наследников, а так же празднования отдельных событий, таких как пиры по поводу победы в войне и подобные мероприятия. Такие праздники назначались по поводу отдельного события и иногда, в последствии, переходили из категории индивидуальных в регулярные. Примерами таких праздников, существующих в наше время, являются религиозный праздник Рождества, или же мирской праздник Дня Победы, или Дня города .

Что касается регулярных праздников, то на заре человеческой цивилизации, как уже отмечалось, они обычно возникали в связи с существованием календарного цикла – праздник весны, праздник урожая, праздники весеннего или осеннего равноденствия, а также летнего или зимнего солнцестояния. При этом, момент наступления регулярных праздников чаще определялся на основе лунного календаря, так как людям, в тот период не обладавшим глубокими астрономическими знаниями, было проще отслеживать фазы лунного цикла. К примеру, период наступления нового года в Китае до сих пор отслеживается по лунному календарю. Этапы изменения солнечной активности требовали более внимательного и точного измерения. Тем не менее, продвинутые астрономические знания, уже существовавшие в период шумерской цивилизации, а в последствии развитые в античном мире, привели к возникновению традиционного календаря.

По началу, в период античных цивилизаций, как и в период древних цивилизаций, обнародованием календарных событий, в том числе праздников, обычно заведовали верховные жрецы (понтифики) или верховные правители. Однако, в 304 году до нашей эры в древнем Риме, Гней Флавий впервые объявил календарь Фасти (Fasti) на весь предстоящий год, назначив точные даты праздничных дней, которые отличались от будней тем, что в эти дни не работали суды, и не совершались важные дела (сделки). Текст объявленного календаря выдалбливался на каменных плитах и выставлялся на всеобщее обозрение в общественных местах. Календарь позволил окончательно закрепить традицию регулярных массовых праздников.


Отдельно следует остановиться на психологической стороне вопроса массовых праздников. К примеру, день рождения или новый год можно отпраздновать в небольшой компании или в семейном кругу, а карнавал в Рио невозможно представить без огромной массы совместно танцующих и веселящихся людей.

У каждого человека в жизни возникают значимые события, но праздниками такие события становятся только при соблюдении правила общности людей. Так уж устроена природа человека, что он не будет радоваться и рассматривать происходящее как праздник, оставшись в момент праздника наедине с самим собой, даже если у него при этом присутствует хорошее настроение. Именно поэтому, зачастую, критерием яркости праздника является количество его участников. Как часто мы слышим вопрос про праздник, будь то вечеринка или масштабный фестиваль: «много ли было людей?».

Психологи отмечают, что при значительных скоплениях люди начинают оказывать влияние друг на друга, как бы заражая друг друга общим настроением, и при этом зарождается так называемая «массовая душа». Чем больше присутствует людей, объединенных общей идеей и настроением праздника, тем сильнее это влияние.

Французский психолог и историк Гюстав Лебон в своей работе, посвященной изучению психологии масс, отмечал, что в толпе, в силу факта присутствия множества подобных себе, человек испытывает чувство неодолимой мощи, позволяющее ему придаться первичным позывам, которые, будучи в одиночестве, он вынужден был бы обуздывать. В большой массе людей, человек в некотором роде на время утрачивает свою индивидуальность. Чем не характеристика атмосферы известных нам карнавалов, концертов и фестивалей? При этом отмечается, что нравственный уровень поведения массы в иных случаях бывает выше, чем уровень нравственности составляющих ее отдельных индивидов. Что, пожалуй, объясняет всеобщее радушие людей друг к другу, позитивный дух, непременно охватывающий всех участников массовых праздников. Хотя, ведь далеко не факт, что все пришедшие на праздник, в обыденной жизни являются столь дружелюбными и добродушными, коими представляются во время фестивалей и карнавалов.

Знаменитый австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд, в своей работе «Психология масс и анализ человеческого я», приводя в пример праздники древнего Рима (Сатурналии), отмечает, что периодические праздники являются необходимым элементом нормальной психической жизни любого человека и представляют собой прорыв различных табу и запретов, налагаемых подсознанием на наше сознание в обыденной жизни, являясь по существу своеобразной психологической разрядкой. В момент такого прорыва человек испытывает чувство освобождения, что придаёт любому празднику азарта и веселья.

Тем не менее, для того, чтобы эйфория праздничного веселья не перешла в стадию полного распутства, а сам праздник не превратился в своего рода шабаш или загул, в любом празднике необходимо соблюдать традиции и обряды, которые выступают в роли естественных ограничительных рамок, предотвращающих превращение празднующей массы народа в беснующуюся толпу. Знание этих правил поведения на празднике, соблюдение норм традиционных обрядов, последовательности действий и этапов мероприятия, позволяет массе людей оставаться в рамках приличия даже при самом разудалом веселье.

** В качестве иллюстрации степени строгости, такие праздничные нормы могут различаться от уровня крайней зарегулированности, как, например, парад, где у каждого участника есть строго предопределенный регламент действий с четко предписанным маршрутом и временем проведения, без какого-либо права на самодеятельность, либо более мягкой формы - праздничной демонстрации или шествия, когда у участников есть свобода действия, лишь отчасти ограниченная предопределенным маршрутом, временем и лозунгами. Примером абсолютно либерального регламента проведения массового праздника могут являться различные открытые концертные мероприятия (опенэйры), протекающие при большом скоплении народа. На таких мероприятиях люди, по сути, полностью предоставлены самим себе, без каких-либо ограничений, в течение всего времени гуляний.

Надеемся, что изучение традиций и обрядов, существующих в мире всевозможных праздников, позволит вам расширить свой кругозор и получить массу приятных впечатлений. Так что укрепляйте психическое здоровье - празднуйте с удовольствием!

Экскурс в историю

У каждого времени свои песни и... свои праздники.

На Руси никогда не было недостатка в праздниках. К концу XIX века в русском календаре на год приходилось 98 праздничных дней и держали мы в ту пору первое место в Европе по праздничным «загулам». А каково положение с праздниками в иных эпохах и странах? Если искать идеальные эталоны, достойные образцы праздничного досуга, то его корни не в первобытном обществе, а, скорее, в афинской противоречивой рабовладельческой демократии (все-таки рабовладельческой). Античный праздничный досуг формировался в общепринятых рамках философской оценки. Но эти рамки не сдерживали здоровой многоцветной праздничности досуга.

Исследователи мира досуга древних греков отмечают принципиальную особенность организованного досуга афинян, выражающуюся в наличии здоровой Праздничности, но не Праздности (это отличает главный праздник великого Дионисия). Активная праздничность была выверенной антитезой ленивой праздности. Праздность сродни унынию, праздник сродни жизнеустройству, состоянию счастья, естественной потребности свободного человека, его карнавальному мироощущению, бодрости и оптимизму. Праздник всегда напоминает о связующих узах - семьи, коллектива, в общем, единого человеческого сообщества, к которому мы все принадлежим. Современная отечественная практика организации праздников школьников, молодежи делает первые робкие шаги навстречу такому идеалу.

Античный досуг предстает в органической связи с гражданской активностью взрослых и детей, в убедительной многосторонности жанров и видов досуга, которые создавали богатые условия для вовлечения практически всего населения Афин (естественно, помимо рабов) в сферу праздничной культуры. Возможности самодеятельного творчества лиц любого возраста, пола, сословия реализовывались в течение недели в строго выверенных и поддержанных государством формах нравственно-религиозного, театрально-художественного, спортивно-физического, обрядно-ритуального, музыкально- песенного, конкурсно-состязательного досуга. Жертвоприношения, молитвы, пиршества, красочные процессии, шествия, философские диалоги, карнавалы сочетались с народными собраниями, посещениями кладбищ.

Праздничный досуг древних греков поднимался над обыденщиной, еще раз подчеркивал и утверждал гражданские свободы и демократию. Такой мощный поток духовных и физических наслаждений, эстетических удовольствий был ориентирован на всю афинскую общину. Цель его не скрывалась: поставить культуру полноценного досуга, в том числе праздников, выше обязательного труда, доказать его высшую социальную сущность. Возможно, сквозь призму далеких лет можно идеализировать афинский феномен массового праздничного досуга. Но, в отличие от поздних зрелищных, созерцательных его видов, он был объективно деятельным и полнокровным. В этом его историческая заслуга. Досуг для афинян - прежде всего, разнообразие праздников, которые пронизывал дух агностики (соревновательности, состязательности). «Праздник - не праздность», - вот что исповедовалось в Афинах. Праздник - главный смысл и оправдание духовного существования людей, радость физического, интеллектуального и творческого напряжения, выход из состояния повседневности. По утверждению Перикла, у афинян праздников было больше, чем где- либо в иных странах. Особое значение на празднествах придавалось обрядам и церемониалам - торжественные и всеобщие факельные шествия, массовые хороводы, манифестации подчеркивали равенство политических прав всех свободных граждан. На празднествах обязательно соревновались драматурги и различные театральные группы.

Непременным атрибутом праздников афинян были разнообразные конкурсы, начиная с произнесения изысканных тостов во время пира и кончая состязаниями атлетов, поэтов, музыкантов, известных ораторов, философов. Участие в празднествах было свободным.

У Перикла же встречаем мысль о том, что одни получают радость на праздниках, организованных государством, другие изгоняют печаль из души и наслаждаются в частных домах. Наслаждения и коллективная радость укрепляли духовные связи между людьми, способствовали формированию общих жизненных целей и идеалов, что рассматривалось философами Греции как главнейшая социальная функция праздника. Так было когда-то. Участие в подготовке и проведении праздничных торжеств почиталось долгом и честью всех свободных граждан древнегреческих городов. Только рабы были лишены этого права - им разрешалось лишь смотреть, присутствовать.

Любопытно, что Аристотель как выразитель эллинского сознания считал, что дети не способны осознать смысл праздников, ибо он недостижим для несовершеннолетних. Вместе с тем он рассматривал праздники как часть воспитания, формирующего эмоциональную природу человека, очень важную для социальной жизни. Крупнейший педагог XXI столетия А. Макаренко предостерегал: детских праздников не должно быть много. А их много, и число их продолжает расти. Хорошо это или плохо? Наверное, все-таки хорошо. Пусть праздники будут! И не раз в году, как день рождения, а периодически. Психологи считают, что нужен хотя бы один праздник в месяц. В конце концов, не каждый праздник адресован буквально всем. И не каждый ребенок, школьник будет рваться на любой праздник. А будет выбирать. Так было бы из чего выбирать! В реестр выбора следует отнести праздники государственные, международные, профессиональные, школьные традиционные, школьные нетрадиционные, а также массовые мероприятия праздничного характера.