Праздничные мероприятия народов твоего края весной. Праздничная культура. Праздничные мероприятия в россии

24.03.2019

Коренные изменения в жизни страны, связанные с реформированием российского общества, в значительной степени обострили социальные проблемы населения, что в первую очередь сказалось на самой уязвимой его части – детях. Прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативы и ценностные ориентации разрушены. Молодое поколение оказалось под давлением все более усиливающегося социального стресса. В этой ситуации формирование человеческих ценностей, морали, нравственных устоев происходит стихийно. Современная молодежь находится в своего рода нравственном вакууме, многие из них затруднены в выборе тех ценностей, которые необходимо сделать своими внутренними ориентирами.
В формировании духовно–нравственных установок современного молодого человека играют роль различные факторы (семья, подростковая группа, телевидение, школа). Очень часто оказывается, что ценности, пропагандируемые в семье, входят в противоречие с ценностями, которые пытаются навязать с экрана телевидения, возникают в компании сверстников. Поэтому роль школы, как реального противоядия давлению телевидения, улицы в формировании нравственных ценностей, моральных ориентиров незаменима для воспитания психологически и духовно здоровой гармоничной личности.
Выдвижение духовно-нравственного воспитания в качестве национального приоритета и определение духовности и общественной нравственности как одного из ключевых факторов модернизации страны – важнейший принцип государственной политики сегодня.
Большая роль при этом, по моему мнению, должна отводиться изучению русской культуры, которая во все времена была «носительницей христианских благочестий». Это драгоценное качество и сейчас является ее неотъемлемым достоянием. Подлинная народная культура продолжает нести свою добрую службу, и наш долг ее сохранять и развивать. В условиях экологических и социальных катаклизмов становятся актуальными задачи учителей, берущих на себя ответственность за передачу знаний традиционной культуры подрастающему поколению, воспитанию бережного отношения к традициям. Каждое новое поколение обязано усвоить, что приходит в этот мир не для того, чтобы в очередной раз отречься от прошлого, а затем, чтобы вписаться в историческое бытие своего народа и приумножить собственными трудами и деяниями предшествующих поколений соотечественников. «Иваны, не помнящие родства» лишены прошлого и будущего. Их настоящее убого, примитивно и часто оторвано от реальной жизни, лишено искренности чувств и нравственности.
Все это и определило направление моей работы: духовно-нравственное воспитание учащихся посредством изучения традиций русской народной культуры .
В работе по данной теме сложилась определенная система учебных занятий, однако современный учитель в массовой школе неизбежно сталкивается с проблемой нехватки времени на уроке, тогда как внеклассная деятельность по предмету лишена этого недостатка. Одним из самых распространенных видов внеклассной работы по предмету является кружок, который я организовала для учащихся 6-7-x классов. Название кружка было определено как «Русская традиционная культура».
Программа его основана на концепции, согласно которой высокий духовно-нравственный потенциал русской народной традиционной культуры позволяет рассматривать как основу воспитания подрастающего поколения. Истоки русских традиций - важнейший механизм сохранения и передачи базовых духовно-нравственных и социокультурных ценностей Отечества: традиции Любви к родной природе, Родине, традициирусского Слова, традиции Дела (труд, служение, ремесла), традиции Праздника (народного, религиозного).
Содержание кружка направлено на реализацию гуманизации содержания духовно-нравственного образования и воспитания учащихся 6–7-x классов.

Цель кружка : формирование у учащихся представления о традиционной русской культуре как о величайшей национальной и общечеловеческой ценности, воплотившей вневременные духовные и нравственные идеалы.

Задачи кружка :

  • Показать традиционную русскую культуру как целостность, вобравшую исторический опыт русского народа, его миропонимание.
  • На материале конкретных произведений разных видов искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления великих русских мастеров.

Кружок охватывает круг четырех проблем и направлен на ознакомление учащихся с русским народным декоративно-прикладным искусством, произведениями отечественных авторов о природе, особенностями русской речи, русскими народными праздниками. Программа состоит из четырех разделов, в каждом из которых выделены темы. Программа состоит из четырех разделов; в каждом из них выделены темы.

Первый раздел посвящен русской природе. Материал объединен идеей неповторимости и красоты природы, своеобразия ее изображения в произведениях отечественной литературы.
Второй раздел предусматривает наблюдение за использованием разных языковых средств, традиционных для русской речи. Учащиеся постигают красоту и выразительность русского слова.
Третий раздел раскрывает особенности русского народного декоративно-прикладного искусства. Учащиеся знакомятся с различными видами ремесел и старинных промыслов.
Четвертый раздел дает возможность узнать о русских народных традиционных праздниках, обрядах, обычаях, расширить представление о богатой духовной жизни русского народа.

Введение

«ДУША НАРОДА – ДУША РОССИИ».

Цели и задачи кружка. Русская традиционная культура и современность.
Раздел 1.
Неповторимость и красота русской природы.
«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»

Русская природа в произведениях отечественной литературы. Образность, своеобразие описаний, эмоциональность как средство выражения любви к родной природе, к Родине и малой родине.

Раздел 2.
Богатство и выразительность русского языка.
«ЧЕЛОВЕК - ЯЗЫК - КУЛЬТУРА».

Традиции народной культуры русского языка в жизни современного общества. Богатство русской речи. Многообразность лексики - неисчерпаемый источник ее обновления. Синонимическое богатство русского языка. Благозвучие русской речи. Неповторимая индивидуальность фонетической системы русского языка. Образность русской речи. Живость, эмоциональность, выразительность речи.

Раздел 3.

Русское народное декоративно–прикладное искусство.
«ЖИВОЕ ДЕРЕВО РЕМЕСЕЛ»

Русские народные промыслы. Виды декоративно-прикладного искусства. Искусство стилизации и манера мастера. Дымковская игрушка, скопинская керамика, хохломская и городецкая роспись по дереву, роспись по металлу (жостовские подносы), искусство Гжели. Изделия из кости. Тканые изделия природных материалов. Вологодское кружево. Искусство Палеха (искусство лаковой миниатюры). Загорская и семеновская матрешки.

Раздел 4.
Художественный мир русских народных праздников.
«ЗОЛОТЫЕ ДНИ КАЛЕНДАРЯ»

Русские народные праздники, традиции, обычаи, обряды в наши дни. Понятие «праздник». Понятие «календарный праздник». Связь календарных народных праздников со сменой времен года. Самобытность праздников

Постижение ценностей традиций культуры народа через изучение русского языка в настоящее время, по моему мнению, является актуальным. Важно при этом содержание образования разрабатывать на основе целостности исторического развития триады «человек – язык – культура».

Изучение традиционной народной культуры на занятиях кружка организую по спирали на одном и том же материале с постепенным и постоянным усложнением и углублением содержания. В основе этого лежит аксиологическая концепция, согласно которой у учащихся формируются не только правильные представления о традициях русской народной культуры, эмоционально окрашенное позитивное отношение к ней, но и понимание традиционной народной культуры как ценности. Все это способствует воспитанию чувства уважения к традиционной культуре своего народа, стремления к ее дальнейшему познанию и активной деятельности по изучению и сохранению.

В своей работе использую тематику, традиционную для русского народа: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию, лексику русского языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, то есть духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. Провожу интегрированные занятия по мировой художественной культуре, истории, русскому языку и литературе, технологии и т.д.

Применяю как традиционные формы: уроки, лекции, семинары, практические занятия, так и нетрадиционные: занятия–экскурсии, семинары–диспуты, конференции, защита творческих проектов, связанных с исследованием этнокультуры народа, при этом этнокультурный материал включается во все занятия кружка. Осуществляется это прежде всего через тексты этнокультурной направленности, которые органически вписываются в программу кружка, вызывая при этом еще и интерес к родному слову. Я уверена, ребенок еще в школе должен усвоить традиции культуры своего народа, связанные с историей славянского дома и семьи, особенностями обрядов и праздников, их художественных ремесел и промыслов, а также уметь применять все эти знания в дальнейшей жизни. Однако текст для сегодняшних детей, даже шедевр, - недостаточное условие для их интереса. Моя задача: чтобы в конце занятия на вопрос, интересен ли материал текста, дети подняли руку. Поэтому использую самые разные формы, включая сценическое действие, различные наглядные методы при изучении текстов о русской культуре.

Интересно прошло интегрированное занятие, в состав которого вошли эпизоды сразу нескольких предметов: русского языка, литературы, технологии, изобразительного искусства. Оно было посвящено христианским праздникам и прошло в канун Пасхи. После вступительной беседы учителя об истории этого праздника ребята анализировали прозаические и лирически тексты о Пасхе, рассказывали о традициях празднования этого дня в семье, делились рецептами приготовления пасхальных куличей, а в конце занялись украшением яиц. Это получило продолжение: школьники приняли участие в мероприятиях Крестного хода, посвященного празднованию Пасхи.

Запомнилось семиклассникам занятие, на котором присутствовала интеграция предметов изобразительного искусства и русского языка, - «Народные мастера», посвященное народным промыслам. Учащимся был предложен текст для анализа «Художественные промыслы России», а затем ученики выступили с результатами исследований по данной теме, при этом демонстрируя вещи, выполненные в той или иной технике. Результатом работы был и рисунок учащихся, выполненный красками.

Народная культура скрепляет поколения духовными связями. Особая роль принадлежит языку, подлинным творцом которого был и остается народ. Именно язык сплачивает общество, прокладывает прочные мосты между прошлым, настоящим и будущим. Проблема языка сегодня – это проблема общей культуры человека и общества в целом. Моя задача, как и любого учителя-словесника, не только показать красоту русского слова, его выразительность, образность, но и сохранить традиции русской речи. В этом помогает исследовательская деятельность учащихся. Большой интерес у учащихся вызвала проект по исследованию культуры речи жителей поселка, в котором живут. С результатами работы по теме: «Соблюдение норм речи жителями поселка Междуречье» семиклассники выступили на лингвистической конференции учащихся и педагогов школы, решением которой стало создание общества знатоков русского языка. Был составлен план работы и сделаны первые шаги: начали проведение просветительской работы среди взрослого населения поселка – родителей учащихся, выпустили информационный листок по культуре речи для междуреченцев, организовали мероприятия для младших школьников: провели праздник «Ваше величество, русский язык», конкурс знатоков русского языка.

Роль фразеологизмов в обогащении русской речи трудно переоценить. Их значение не только в художественной ценности, но и, главное, в том нравственном заряде, который они несут в себе. Однако целый ряд библейских выражений, ставших фразеологизмами понять трудно, если не знать их происхождения. Учащиеся 7 класса провели исследование по теме «Библейские выражения в русской фразеологии», которое предполагало прежде всего чтение Библии. В процессе работы школьники удивлялись не только смысловой глубине древних текстов, но и выразительности русского слова. Кроме того, учащиеся убедились, что созданные много веков назад фразеологизмы точно и ясно характеризуют явления современной жизни, недаром большинство из них давно вошли в общенародный словарь.

Интересной была исследовательская работа учеников

Праздничные мероприятия в России - праздники, фестивали, ярмарки и прочие мероприятия, достойные внимания туристов.

Январь

  • Рождественские и крещенские гуляния . Это период самого настоящего беззаботного веселья. Многочисленные ярмарки , народные гуляния, праздничные концерты и другие мероприятия из года в год дают возможность прикоснуться к лучшим народным традициям России.

Февраль

  • Празднование Масленицы (каждый год день празднования меняется в зависимости от начала Великого поста). Этот праздник отмечают в России довольно широко. Сопровождается он обычно массовыми шумными гуляниями, катанием на санях, обязательными блинами всевозможных видов, а также сжиганием чучела Масленицы. Одним словом, это маленькое путешествие в самобытную культуру русского народа.
  • День Защитника Отечества . Особо широко этот день в России не празднуется, однако и к этому празднику бывают приурочены различные концерты и прочие праздничные мероприятия.

Март

  • Международный женский день (8 марта). В этот день обычно проходят различные концерты и другие праздничные мероприятия.

Апрель

  • День космонавтики (12 апреля). В этот день проходят соответствующие тематические мероприятия, наиболее интересными из которых являются выставки и демонстрации авиационной техники, а также различные авиашоу и шоу парашютистов.

Май

  • День Весны и труда (1 мая). В наше время этот праздник празднуется не так широко, как раньше, однако ряд праздничных мероприятий ему все-таки сопутствует. Как правило, это концерты, выставки и ярмарки.
  • День Победы (9 мая). Это праздник победы советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 гг. В городах России проводятся военные парады, организуется шествие к памятнику Неизвестному солдату и грандиознейший салют . Также повсеместно проходят праздничные концерты и другие мероприятия.
  • Фестиваль «Москва встречает друзей» . Фестиваль Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова для детей, можно сказать, это самый масштабный проект данного фонда. Начиная с 2004 года, его ежегодно проводят на лучших площадках различных городов России, а также Москвы и Подмосковья. В концертах этого фестиваля принимают участие юные таланты не только из различных регионов России, но и со всего мира: это хоровые и танцевальные коллективы, дирижеры, вокалисты, оркестры, солисты-инструменталисты и художники.

Июнь

  • День России (12 июня). Праздник был установлен по случаю принятия Декларации о государственном суверенитете в 1990 году. Празднование Дня России обычно сопровождают праздничные концерты, выставки и салют.
  • Московский международный кинофестиваль (конец июня). Данный кинофестиваль продолжительностью в десять дней проводится еще со времен СССР (впервые он состоялся в 1935 году). В основном конкурсе участвуют наиболее интересные полнометражные фильмы режиссеров из разных стран. Не остаются без внимания и документальные фильмы (конкурс документального кино), а также экспериментальные, поисковые и дебютные работы (конкурс «Перспективы»). Для оценки работ формируется Большое жюри.
  • Международный конкурс имени П. И. Чайковского . Этот международный конкурс академических музыкантов конкурс проводится 1 раз в 4 года начиная с 1958 года. Первый конкурс проводился всего лишь по двум специальностям: скрипка и фортепиано , со второго конкурса (1962 г.) была добавлена специальность виолончель , а с третьего (1966 г.) – еще и вокал.

Июль

  • Праздник Ивана Купалы (7 июля). Этот народный праздник имеет языческое происхождение. Приурочен он к Рождеству Иоанна Крестителя – великому христианскому празднику, а также связывается с днем летнего солнцестояния. На праздничных мероприятиях по случаю данного события можно познакомиться с множеством весьма интересных обрядов. Это непременно стоит увидеть своими глазами.

Август

  • Московский автосалон . Иначе это мероприятие называют Московский Международный Автомобильный Салон. Производители автомобилей демонстрируют наиболее популярные, а также новые модели автомобилей.

Сентябрь

  • День Москвы . День города проходит в начале сентября, в первую субботу месяца. Первые празднования Дня города относятся еще к XIX веку – первое торжество было приурочено к 700-летию со дня основания столицы. В честь Дня города в Москве проводится огромное количество различных праздничных мероприятий – иногда их количество достигает тысячи. Это ярмарки, парады, праздничные концерты, карнавальные шествия, выступления звезд как отечественной, так и зарубежной эстрады на множестве открытых площадок. Традиционным кульминационным моментом этого праздника каждый год становится грандиозный

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство культуры РФ

Пермская государственная академия искусства и культуры

на тему: Праздничная культура

Введение

1. Праздничная культура

3. Масленичная обрядность

Список литературы

Введение

Мы, живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем или переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему прошлому, которое оказывается, мы знаем очень поверхностно. Историю мыслим как сумму фактов, дат, имен, как линейную последовательность событий, интерпретируемых с сегодняшней точки зрения: культуру, какой бы то ни было, эпохи представляем по вершинам, шедеврам, высшим проявлениям умственной деятельности, техники, искусства.

1. Праздничная культура

В русском языке термин «праздник» происходит от прилагательного «праздный», означающего «не занятый», «праздное время»- период, когда не нужно работать, когда можно быть праздным (если речь идет о времени). B новом издании «Большой советской энциклопедии» смысл слова «праздник» раскрывается в статье - «праздничные дни » следующим образом: «Дни, посвященные выдающимся событиями или традиционным датам.

Итак, существует ряд определений понятия «праздник».(2 с.324)

Праздник семантически связан и со свободным временем, с определенным ритуалом, временем праздности, танцем, приемом, весельем и пиршеством. Он связан с религиозным культом и с важными датами истории народа и государства, с трудовым правом и организацией производства, с традициями социальных движений, с их стремлениями, лозунгами, торжествами и демонстрациями в определенные дни.

Как происхождение терминов, так и толкование их значения, которые дают нам современные словари и энциклопедии, вполне определенно указывают на то, что имеем дело со сложным, тысячелетия существующим в различных формах явлением культуры, характерным и для жизни обществ, известных нам лишь по страницам истории.

Праздник позволяет людям глубже понять смысл жизни, поэтому речь идет не о ценностях праздника - они всегда вторичны, преходящи, - а о ценностях, пронизывающих всю жизнь, которое в обычное время по необходимости как бы скрыты от большинства людей и которые в особое время, в период праздника, всегда проявляются, подтверждаются и актуализируются. Весь прошедший опыт истории человеческой культуры подтверждает, что потребность в празднике в жизни общества всеобщей и постоянной, при всей изменчивости форм празднования. Для того, чтобы проникнуть в суть искусства, необходимо не только проанализировать, их как явление сегодняшней действительности, но и знать этапы становления и развития.

Термин «праздник» принадлежит к словарному фонду повседневной речи и часто употребляется. Понимание значения слова «праздник» в народной культуре достаточно широко, однако можно выделить несколько смысловых полей, с единой доминантой в каждом из них.

Во-первых, одна из особенностей и признаков праздника определяется самой этимологией слова «праздник» (от слова праздный, то есть «незанятый»). Словарь Даля толкует термин «праздник» от прилагательного «праздный», означающего «незанятый», «пустой», «порожний» (если речь идет о месте). Интересен также ряд значений слова праздновать: очень часто оно употребляется не только в значении «отмечать праздник», «не работать по случаю праздника», но и в более широком смысле как «отдыхать». Так Даль указывает, что праздновать значит «быть праздным, или не делать, не работать». Очевидно, что одной из доминант праздника является праздность, отказ от работы.(1.с.87)

Во-вторых, смысловое поле праздника связано с идеей обязательного застолья. У В.И. Даля праздновать что-то или чему-то - «совершать празднество, отправлять праздник». Достаточно прочно понятие праздника увязывается в народном сознании с идеей гостевания. Также следует отметить семантическую связь понятия праздник с обильным употреблением алкогольных напитков. Последние явно считаются едва ли не обязательными атрибутами настоящего праздника, что особенно ярко отразилось в пословицах («Без вина не праздник», «Кто празднику рад, тот до свету пьян», «Праздник любить, так и пивцо варить» и т.д.).Характерно, и существование несколько выражений, устойчиво связывающих празднование с пьянством (допраздновать до утра, пропраздновать всю ночь) (1.с. 88).

Итак, очевидно, что основными составляющими праздника являются ритуальное застолье с гостеванием и обильной выпивкой, безделье, отказ от работы. Однако не любое безделье с застольем может считаться праздником.

В-третьих, празднуют всегда «что-то или чему-то», то есть в народной культуре не возможен праздник без повода. Это обязательный компонент праздника. Так как народный календарь был тесно связан с православным церковным календарем, то большинство народных праздников приурочено как раз к праздникам церковным. При этом следует учитывать, что носители традиции крайне редко определяют праздник как церковное мероприятие.

Таким образом, традиционный, народный праздник семантически связан и со свободным временем, временем праздности, отдыха, и с радостью, весельем, с определенным ритуалом, танцем, приемом, пиршеством, потреблением, растратами. Уместно отметить, что праздничные традиции, их состав, идейная направленность, характер бытования, способы проведения в целом отражают уровень развития материальной и духовной культуры народа и в то же время содержат богатый и разнообразный исторический опыт, накопленный за многие века их существования.

2. Праздничная культура в советское время

Праздничная культура Советского Союза XX века представляет

собой уникальное явление. Она - важный элемент социалистического общества, способствующая коммунистическому воспитанию. Институт праздника, удовлетворяющий устойчивые человеческие потребности, сохранен, но праздник ориентирован на новые идейные ценности, ценности социалистического общества. Это, прежде всего, коллективизм, верность идеям партии, интернационализм, подчиненность личного общественному. Участие в праздниках - моральная обязанность каждого члена общества, форма политической идентификации, долг, вытекающий из непосредственного участия в празднующей группе. Если первые три десятилетия существования советская праздничная культура проходила этап становления, во время которого она замещала, вытесняла прежние праздничные традиции (как религиозные, так и светские), то со сменой двух поколений система праздников сложилась полностью, она перестала вызывать отторжение у большинства населения. За годы существования советской власти в стране была создана уникальная праздничная культура, неповторимая по самобытности, разнообразная, призванная формировать и укреплять ценности строителей коммунизма, успешно решать задачи коммунистического воспитания.

В эпохи радикальной трансформации общества праздники становятся эффективным средством формирования нового мышления.

Сегодня, когда праздничная культура современной России находится в стадии становления, а её мировоззренческая основа недостаточно ясна, необходимо изучать опыт праздничного календаря советского периода.

Ведь праздничная культура любого государства напрямую связана с культурной самоидентификацией, для которой характерна, в том числе, и актуализация прошлого, опора на опыт предшествующих поколений.

2. Масленичная обрядность

«Зимний период народного календаря» посвящен одному из самых продолжительных периодов года. Поэтапность сезонных изменений в природе, а также мифологические аспекты осмысления этого важного в годовом цикле переходного времени (от летнего к зимнему полугодию и наоборот) делают условными границы начала и завершения зимы, позволяют выделять особые «переходные» периоды осенне-зимнего и зимне-весеннего.

Основные элементы Масленицы по-разному реализованы в локальных традициях, однако масленичная обрядность в целом выступает как единый комплекс, для каждого ареала проживания русских были отмечены все основные ее элементы катание с гор, катание на конях, масленичное ряженье, масленичный стол, обычаи с молодоженами, проводы праздника. Описанию основных компонентов в структуре праздничного цикла предшествует анализ его символики. Например, раскрывается символика масла, ставшего основным обрядовым блюдом, сопровождавшее в название праздника. (3.с.160)

Масленица персонифицировалась не только в виде широко распространенной фигуры - женщина со сковородником или метлой.Она изображалась в виде мужика, соломенного чучела (а то и двух чучел, с мужскими и женскими чертами).

Нередко термин «масленица» переносился на обрядовые блюда, на тех, кто ходит ряженым, а то и на масленичный поезд. Богато представлена в масленичных обрядах символика обработки льна и прядения. Народные гуляния на Масленой всегда имели свою внутреннюю обрядовую структуру. Одним из наиболее характерных элементов масленичного гуляния было катание на конях и катания с гор. Масленичное ряженье редко было самостоятельным и обычно дополняло праздничные игры, катание молодых, проводы Масленицы, было не «страшным», а комическим.

Особым видом масленичного ряженья были процессии ряженых на санях. Масленичные обычаи с молодоженами были известны в Прикамье в разных формах чествование и катание молодых, гостевание и угощение у молодых, осуждение неженатой молодежи, приуроченность к Масленице последнего этапа свадебного обряда - хлибен Посещать молодых молодафью целовать было принято в субботу или воскресенье масленичной недели; как правило, молодая должна была угостить пришедших пивом. (3.с.175)

Чаще всего именно во время Масленицы недавно женившийся ехал на хлебины - обычно с подарком теще.С этими же обычаями связана традиция гостевания зятя у тещи «на блинах».

Наиболее полно обрядовая сторона Масленицы проявлялась в праздновании последнего дня - Прощеное воскресенье, Прощальная Масленка, Целовник, Человник, Соловник.Кроме сжигания чучела или соломы, соломенного снопа полагалось ломать катушки и даже разбивать лотки, на которых катались. Вариантом проводов Масленицы было сжигание антропоморфного чучела. Иногда масленичное чучело не сжигали, а топили в

Реке. Проводы Масленицы заключались и в сжигании большого вороха соломы на горке-катушке.

Действия Чистого понедельника, Чистой Масленки можно считать завершением масленичной обрядности. К Чистому понедельнику приурочивались в ряде мест последние проводы Масленицы, те действия, которые обычно совершали в воскресение Чистый понедельник - начало нового календарного цикла, Великого поста - считался также переходным временем, некоторые ритуалы имели очистительное и прогностическое значение. праздничный советский масленица обрядность

Продолжительный зимний период народного календаря осмысляется как перерыв в хозяйственных работах, природных процессах, в то же время он сохраняет прогностическое и продуцирующее значение для всего года. Многие ритуальные действия святочной и масленичной обрядности призваны обеспечить благополучие на весь предстоящий год.

Обрядность зимы, как и других периодов года, связана с осмыслением всех основных циклов социального, природного, животноводческого, земледельческого. Значительное место в этом периоде отведено социальным коммуникациям, раскрывающимся в брачных ритуалах и свадебных периодах этого времени, а также взаимодействию мира человеческого и потустороннего, более всего реализовавшегося в представлениях святочного периода. Масленичный же период календарно и может быть соотносим с зимним временем, но семантика и символика многих ритуалов Масленицы связана с весенними праздниками, подготовкой к новому природному и хозяйственному циклу.

Структура народного календаря русских Пермского края, а также большая часть относящихся к нему обычаев, обрядов и праздников свидетельствует об их единстве на всей территории региона, что позволяет говорить о специфике именно пермского комплекса календарной обрядности. В то же время локальные традиции показывают многообразие и много вариантность календарной обрядности Пермского Прикамья, что обусловлено действием целой группы факторов - исторической спецификой освоения Пермского края русскими, особенностью адаптации переселенческих традиций к новым природно-климатическим, социально-экономическим и этнокультурным реалиям, сложным социальным, конфессиональным составом его населения, влиянием, которое оказало на пермские традиции иноэтническое окружение.

Список литературы

1. Бенифанд А.В. Праздник. Сущность, история, современность. СПб.: Изд. СПбГУ, 1996.

2. Забылин М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия. -М.: Русская книга,1996.-496 с.

3. Иванов В. О веселом ремесле и умном веселии // Декоративное искусство СССР. 1990. № 6.

4. Кац И.М. Праздники //Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1976.

5. Масленица в Прикамье (конец XIX -первая половина XX в.) -Подюков И.А., Черных А.В.-Пермь, 2004.-60 с.

6. Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь.-М.: Правда, 1989.-496 с.

7. Русский праздник.Праздники и обряды народного земледельческого календаря (Иллюстрированная энциклопедия)/ Авт.: Баранова О.Г.,Зимина Т.А. и др.-СПб.: Искусство-СПБ, 2001.-672 с.

8.Черных А.В. Традиционный календарь народов Прикамья в конце XIX-начале XX в.(по материалам южных районов Пермской области).-Пермь: Изд-во Перм.ун-та, 2002.-260 с.

9. Черных А.В. Русский народный календарь в Прикамье.Праздники и обряды конца XIX-середины XX в.Ч.II.Зима.- Пермь.: Изд. Пушка,2008.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Значение праздничного события (краткий анализ возникновения и развития традиций празднования). Региональные особенности основных отличий праздничной традиции в России. Традиционное содержание праздника. Значение событий, положенных в основу праздников.

    реферат , добавлен 12.05.2009

    Теоретический анализ особенностей и эволюции русской свадебной обрядности. Исторический обзор русских свадебных традиций: их происхождение и влияние других народностей на этот процесс. Характеристика свадебных обрядов, обычаев, суеверий. Обряд венчания.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2010

    курсовая работа , добавлен 08.12.2013

    Характерные особенности и тенденции культуры Китая, отображение поэтичной космогонической картины мира, этических норм, разветвленной и стройной системы государственности, сохранение традиций, обычаев и ритуалов. Строительство Великой стены и его роль.

    реферат , добавлен 28.06.2010

    Особенности формирования праздничной обрядности после Октябрьской революции. Основные инструменты влияния партии на массы. Использование средств массовой информации для донесения идеологических идеей до общественности. Принципы антирелигиозной политики.

    магистерская работа , добавлен 14.11.2017

    Праздничная культура как объект антропологического знания. Анализ традиционной русской праздничной культуры, выявление значения детского праздника в русской культуре. Современные календарные обычаи и обряды народа как важные условия социального бытия.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2012

    Исследование культура быта бурятского этноса, коренного населения Сибири. Основные виды хозяйственной деятельности бурят. Анализ представлений бурят о пространстве, его отражение в фольклоре, сказке. Описания традиционных праздников, обычаев и обрядов.

    статья , добавлен 20.08.2013

    Определение арабской культуры как составной части мировой цивилизации. Естественное стремление к философскому осмыслению культурных традиций народов мусульманского Востока. Исследование религии, быта и обычаев, искусства и науки Арабского Востока.

    реферат , добавлен 11.10.2011

    Анализ картины мира и исторической системы ценностей народов Южной и Северной Осетии. Характеристика религиозных символов, обычаев, фольклорных традиций и обрядов осетинского народа. Изучение особенностей устного народного творчества нартского эпоса.

    реферат , добавлен 12.05.2011

    Определение понятия традиции, рассмотрение ее роли в образовании народной культуры. Подробное изучение семейных традиций и обрядов русского народа. Исследование связи календарных праздников с важными событиями в жизни современного русского человека.

В духовной жизни русского и украинского народов, да и народов мира, большое место занимают праздники с их многообразием обычаев, обрядов, церемоний и ритуалов. Праздники, являющиеся одной из наиболее устойчивых форм духовной культуры, - не просто торжество, красочное карнавальное шествие, танцы, песни и повод повеселиться, а сама история народа с его богатыми традициями.

Праздники как этнокультурное явление представляют собой одну из форм жизни этноса. На протяжении столетий народная праздничная культура славян, пронизанная архаическими верованиями, постоянно трансформировалась, пополняясь новыми элементами, главным образом под влиянием православия. Истоки же традиционных праздников, обычаев и обрядов лежат в глубокой древности, в сложном переплетении элементов архаических аграрно-магических представлений и языческих культов.

История изучения праздников показывает, что они всегда были тесно связаны с условиями жизни людей, со способами добывания основных средств их существования, с формированием и развитием мировосприятия и верований. Традиционный славянский праздник - это судьба народная, самым тесным образом связанная с землей-кормилицей и космическим началом. Поэтому актуальным и необходимым остаётся изучение самого праздника, его современного состояния и процессов трансформации в нем. Все это имеет немаловажное значение для решения более широких проблем исторической этнографии славянских народностей, поскольку остаются нерешенными некоторые вопросы формирования и сохранения народной культуры. В этой связи обращение к вопросам историко-культурного развития, в данном случае к вопросам праздничной культуры, актуально, ибо там сохраняется и общенародный, и свой специфический, региональный характер многих праздничных традиций, что в свою очередь, может прояснить понимание того места, которое занимают в культурной истории праздники и праздничный быт населения.

Из всего многообразия бытующих праздников, рассматриваются наиболее любимые и популярные у русского населения. В этнографической науке существует классификация праздников и условно разделяет их на две большие группы:

  • 1. Традиционные народные праздники (православные и календарные);
  • 2. Гражданские праздники. Среди последних большее внимание уделяется государственным, профессиональным, сезонным, фольклорным.

Древнейшими и одними из важнейших праздников являются календарные праздники аграрного цикла, сложение которых происходило на протяжении веков в процессе трудовой деятельности людей. Название «календарные праздники», принятое в науке, прежде всего, относится к празднествам, происходившим в установленное традицией время и связанным с земледельческим календарем предков восточных славян, концентрирующимся вокруг зимнего и летнего солнцестояний, весеннего и осеннего равноденствий.

С принятием христианства на Руси в конце X в. появились церковные праздники (христианские, православные). Они были посвящены наиболее значительным событиям священной истории, особо чтимым христианским святым. Понадобилось не одно столетие, чтобы православные праздники, вобрав в себя различные элементы дохристианских празднеств, переосмысленных православной церковью, приобрели новую этническую окраску и стали доминирующими в праздничной культуре русского народа. Большинство из древних календарных празднеств были приурочены к датам церковного календаря.

Гражданские или светские праздники появились гораздо позже календарных и были тесно связаны с развитием государственности. О светском празднике можно говорить применительно к тому времени, когда наступает отделение религии от прочих сфер жизни, в особенности от государства. В России первые гражданские праздники связаны с петровской эпохой: традиция встречи гражданского Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января, празднества по случаю военных побед России на суше и на море и их годовщин.

Процесс создания гражданских праздников и новых праздничных ритуалов и традиций, столь бурно протекавший в петровскую эпоху, в последующие десятилетия ХVIII в., как и в XIX - начале XX в., развивался эволюционным путем. Одной из важнейших сторон протекционистской политики правящих кругов в отношении праздников является практика выделения из всего многообразия привычных празднеств нерабочих дней. Выбор дат этих государственных праздников во многом отражает черты общественного строя. При этом государственный праздник, как правило, наследует традиционные обычаи создания в этот день атмосферы согласия и единения.

Профессиональные праздники, чаще называемые трудовыми, получили особенно большое распространение в советский период. Они связаны в первую очередь с трудовой деятельностью людей. Число их с появлением новых видов производства растет, и их существование насчитывает уже не одно столетие.

С течением времени, с изменением образа жизни, социальной обстановки и мировоззрения людей меняется и перечень праздников. Изменение праздника является частью общих трансформаций, происходящих в культуре этноса под воздействием различных факторов: социально-экономических условий его жизни, политического строя, общественного сознания, выраженного в изменениях системы ценностей. Все эти факторы не только вызывают трансформацию праздников и устоявшихся способов их проведения, но и приводят к исчезновению одних и возникновению других. Одни, срастаясь с народным бытом, становятся традицией, другие отмирают. Одновременно возникают праздники, связанные с появлением новых видов производства, различных потребностей общества или с социальным заказом. Идейная нагрузка празднеств в значительной степени определяет и их жизнеспособность.

Традиционный календарь праздников складывался из нескольких циклов, достаточно подвижных в различных регионах. В основе народного праздничного календаря лежала природно-аграрная последовательность годового цикла, на которую накладывалось членение христианского (юлианского) календарного года по сезонам: зимний - циклы святочно-рождественский и масленичный, большой весенний - недели Великого поста, Пасха; летний - троицко-купальский период, Иванов, Петров, Ильин дни, Успение; осенний - Рождество Богородицы, Покров. Со временем на структуру календарных праздников, их атрибутику наложили отпечаток специфика местного сельского хозяйства и промыслов в крае, в том числе развитие скотоводства и отходничества, что также внесло в праздники определенное своеобразие.

Народный праздничный календарь был привязан к церковным святцам. При этом святые переосмыслялись крестьянами сообразно их «месту» в аграрном календаре, соотносились с трудом и бытом крестьянина в каждом природном цикле, давая имя святого наименованию праздника. Перечень особо чтимых святых был достаточно устойчивым. Возглавляли его Николай Чудотворец и Параскева Пятница. Кроме таких, ставших церковными праздниками, отмечали торжества, посвященные событиям священной истории, чудотворным иконам.

Связь народного праздничного календаря с церковными святцами, вероятно, послужила причиной возникновения так называемых съезжих праздников с приуроченными к ним общественно-семейными церемониями гостевания. Съезжий праздник мог приходиться как на престольные праздники, так и на обетные, устанавливавшиеся самими крестьянами чаще всего в память об избавлении от большого падежа скота в деревне. Съезжий праздник считался главным в каждой местности и только в такой день устраивались особые многодневные гуляния.

Все основные праздники, при всех их отличиях, имели ощутимое сходство: они состояли из одинаковых слагаемых, иногда различно оформленных, а порой и тождественных. Помимо обязательного церковного ритуала, чаще всего молебна, крестного хода, или водосвятия праздники имели значительно большие и разнообразные по форме и содержанию общественную и домашнюю части, порой длящиеся два-три дня. Праздничное поведение и праздничный костюм, гуляния с играми и развлечениями молодежи, противоборство мужчин, танцы, игры, сопровождающие их песни - все это отдельные составляющие деревенского праздника. Домашняя, семейная, часть праздника, основной прерогативой которой все-таки было праздничное застолье, включала сложную систему гостевания, отражающую человеческие и социально-экономические связи.

Выделены своеобразные развлечения ряжение, святочные гадания; подшучивания над молодыми в Масленицу; качели, хождение на ходулях в праздники весеннего цикла. Значительное внимание уделено мужским противоборствам, определявшим специфическую форму именно праздничного мужского поведения, а также местным танцам и посиделочным играм. В последних народная педагогика смогла найти достаточно ясные и мудрые формы подросткового и молодежного межполового общения, проявлявшиеся в разнообразнейших играх от посиделочных игр-знакомств до завершающей свадебной игры.

Любой праздник сопровождался преображением внешнего облика людей. Праздничный костюм и горожанина, и сельского жителя отличался от будничного большим количеством предметов его составляющих, лучшим качеством материалов, из которых он изготовлен, большей декоративностью всех предметов одежды, головного убора, обуви.

Традиционный русский костюм, долго сохранявшийся в деревне, складывался и видоизменялся на протяжении многих веков. В начале XX в. он имел множество локальных вариантов. Праздничный костюм как замужней женщины, так и девушки, составлял сарафанный комплекс, который включал в себя рубаху, сарафан, передник, пояс и многочисленные дополнительные детали, главным образом украшения, а также головной убор, который являлся одной из самых ярких и важных деталей женского и девичьего костюма. Характерная особенность девичьих головных уборов (повязка, перевязка, лента, венец) - открытый верх. Женские сороки, разнообразные кокошники, повойники полностью закрывали голову. Мужской костюм включал гораздо меньшее количество вещей: рубаха, кафтан, штаны, обязательно пояс и головной убор. Неписаными законами было установлено, какую одежду носить в будни, какую по воскресным дням, в престольные праздники, на свадьбу. Одежда выполняла не только утилитарные и эстетические функции. В ее оформлении сохранились отзвуки древних языческих представлений о мире. Одежда оберегала человека от внешней среды, особую роль оберега при этом играл пояс.

В начале XX в. комплекс праздничной пищи у русского населения сохранял как общерусские черты, так и локальные особенности. В целом для праздничной кухни характерно использование широкого круга пищевых продуктов и разнообразного способа приготовления блюд. Ее главной особенностью, является то, что она отражает преимущественно земледельческий, в основном зерновой характер хозяйства. Ведущее место в ней занимали хлебные, мучные и крупяные блюда в многочисленных локальных вариантах: козули, тетерки, шаньги, калитки, сочни, сковородники. Пища и напитки в народной праздничной традиции регламентировались социальными нормами и являлись непременным атрибутом календарных праздников и приуроченных к ним обрядов.

праздничные мероприятия связанные с традиционной культурой весной в челябинске нужно записать названия праздника и дату

Ответы:

Наступает весна, близится женский праздник. Власти города так же готовят многочисленные торжества и массовые гуляния. В целом, первая неделя весны в областном центре пройдет активно. Жителей и гостей города ждут многочисленные праздничные мероприятия, так или иначе связанные с весной и женщинами.Так 6-9 марта в Челябинске пройдет II межрегиональная выставка-ярмарка «Уральская Масленица». Ее организаторами выступают Правительство Челябинской области, Министерство сельского хозяйства, Администрация Челябинска и выставочный центр «Восточные ворота» при поддержке Челябинской епархии. Организаторы уверены, что каждый посетитель найдет на выставке-ярмарке товар по душе. Здесь будут представлены продукты, в том числе мед, товары для дома, верхняя одежда, головные уборы, швейные изделия, трикотаж, сувениры, подарки.Выставка будет работать 6-9 марта, ежедневно с 10.00 до 18.00, в помещении ТРК «Гагарин Парк» (ул. Труда, 183). Вход свободный.А 9 марта в театре оперы и балета пройдет фестиваль «Платье города – 2013», его организуют Администрация Челябинска и имидж-клуб «Светлана». Мероприятие проводится в Челябинске в четырнадцатый раз и по праву считается одним из главных модных событий в жизни города. Среди участников фестиваля как известные, так и начинающие дизайнеры Урала, молодые специалисты и студенты творческих вузов региона. Изюминкой вечера станет традиционное VIP-дефиле, к которому уже готовятся более десятка известных в Челябинске людей. Готовые образы для них - от платья и пиджака до сумочки и перчаток - создадут дизайнеры из ведущих модных ателье города. Специальные гости конкурса Анна и Алексей Бородулины представят свою новую коллекцию "DIONISY", при создании которой модельеры вдохновлялись фресками Дионисия (XIV век), которые лучше всего сохранились в Национальном парке «Русский Север», в Ферапонтовом монастыре.Фестиваль «Платье города» состоится 9 мартав, 18:00, в Театре оперы и балета им. Глинки.А начнется первая неделя весны торжественной церемонией награждения лауреатов премии «Признание». Лауреаты определены в следующих номинациях: «За вклад в развитие строительства», «За вклад в развитие промышленного производства», «За вклад в развитие физической культуры и спорта», «За вклад в развитие культуры и искусства», «За лучший социально значимый проект». Высшие общественные награды города будут вручены 4 организациям и 3 горожанам. На торжественную церемонию приглашены Почетные граждане города Челябинска, руководители города и области, лауреаты премии «Признание» предыдущих лет, руководители крупных предприятий, высших учебных заведений, общественность города.Мероприятие состоится 5 марта 2013 года в 17.00 в Челябинском государственном академическом театре драмы