Тема урока: Отделка швейных изделий. Виды отделки. Декоративное оформление швейных изделий Как называется вид декоративной отделки швейных изделий

20.10.2019


...

Техники шитья заключают в себе несколько способов отделки изделий. Используется отделка для того, чтобы обработать край изделия либо украсить изделие. В процессе шитья отделка обычно бывает завершающим этапом пошива изделия. Однако в некоторые виды отделки делаются на промежуточной стадии шитья, например, складки, защипы, буфы и подрезы. Дальше мы расскажем об основных видах отделки. Вы узнаете о технике шитья, которая поможет вам шить прекрасные вещи.

Отделочные строчки

Отделочные строчки это распространенная отделочная техника шитья. Отделочные строчки выполняются с лицевой стороны изделия. Желательно применять нитки контрастного цвета. Выбор стежков для отделочных строчек обширный, каждая современная швейная машина имеет множество вариантов стежков.


Что необходимо помнить, когда выполняете отделочные строчки.

1. Предварительно нанести на лицевую сторону контур отделочной строчки.

2. Аккуратно выполнять строчку строго по контуру

3. Шов должен быть непрерывным. Если контур шва меняет свое направление, необходимо остановить швейную машинку. Не вытягивая иглу из изделия, поднять лапку швейной машины и повернуть изделие в нужном направлении. Опустить лапку швейной машины и строчить дальше по контуру.

Отделка изделия косой бейкой в шитье очень часто применяется для обработки края горловины, проймы и края изделия. Косая бейка это полоска ткани шириной от 2,5см и более, которые выкраиваются под углом 45градусов к долевой нити. Чтобы раскроить косую бейку, необходимо взять квадрат ткани и расчертить его по диагонали. Вырезать полоски ткани и стачать их между собой по краям, сложив лицевыми сторонами вовнутрь. Пришивается косая бейка к нужному краю изделия обтачным швом . Существуют уже готовые, сделанные на фабрике, косые бейки. Они продаются в бобинах, и вы можете приобрести готовую бейку нужной вам длины.

Для того чтобы украсить изделие декоративными складками или защипами. Необходимо их сделать на ткани до того, как вы выкроите детали изделия. Декоративные складки и защипы обычно делаются по долевой нити ткани. Cкладки имеют ширину до 2,5см. Защипы имеют ширину до 0,3см.

Как сделать отделочные складки и защипы? Сначала разметьте на ткани складку или защип наметайте или закрепите булавками, прогладьте утюгом, а затем прострочите. Ткань готова для кройки изделия.

Кружево это изящный и, пожалуй, самый простой вид отделки края изделия. Для того чтобы пришить кружево к краю изделия, сделайте сгиб края на изнаночную сторону шириной 0,2in/0,5см. К загнутому краю приложить кружево с лицевой стороны и все приметать нитками. Затем аккуратно прострочить.

Оборки

Оборки выкраиваются из ткани под углом 45 градусов к долевой нити. Ширина оборки зависит от модели, но обычно варьируется от 1. 5см до 30см. С одной стороны оборка обрабатывается отделочным швом, а с другой пришивается к изделию обычным стачным швом. Шов должен быть с изнаночной стороны. Для того чтобы оборка ложилась волной перед строчкой ее необходимо присборить наметочным швом.

Воланы похожи на оборки, но более пышные. Это достигается тем, что выкраивают волан на ткани по кругу. Причем чем меньше диаметр круга, тем волан более пышный. Обрабатываются и пришиваются к изделию воланы таким же образом, как и оборки.

Рюши

Рюши это присборенные полоски ткани, которые выкраиваются на ткани под 45 градусов к долевой нити. Рюши в отличие от оборок обрабатываются с обоих краев полоски ткани. Затем рюши настрачиваются на изделие в нужном месте. Ширина рюшей обычно 3,5-4см.

Буфы можно сделать вручную или на машинки. Чтобы сделать буф на машинке вам понадобиться специальная лапка для буфа, которая при строчке собирает ткань в гармошку. Сначала на детали размечают сетку буфа. Сшивают точки пересечения таким образом, чтобы на лицевой стороне образовались аккуратные сборки. Существуют несколько разновидностей буфов: простой ручной, буф со шнуром и вафельный.

Подрезы

Подрезы могут быть выточкой и одновременно стильной отделкой изделия. Выкраивают одну сторону подреза длинней, чем другую, чтобы придать объемность и сделать складку. Затем обе части сострачиваются стачным или настрочным швами .

Надеемся, что эти техники шитья помогут вам в создании и отделке своих неповторимых изделий.


Готовое швейное изделие без отделки малопривлекательно для потребителя. Для того чтобы «оживить» изделие, украсить его, известно довольно много способов и реализующих их видов технологического оборудования. Особое внимание отделке изделий уделяется в последнее время.

Ведущим направлением в области отделки является вышивка , которая с каждым годом становится всё популярнее. Вышитые изделия и просто вышитые ткани смотрятся очень эффектно и могут придать исключительность даже самым простым изделиям. А разнообразие ассортимента и нарядность изделия сомнений не вызывают.

Больших успехов здесь достигли фирмы «Tajima» (Япония), «Barudan» (Япония), «Sun-Star» (Южная Корея), «ZSK» (Германия), «Melco» (США). Конструктивное разнообразие оборудования для вышивки велико. Так, число шьющих головок в агрегате колеблется от 1÷2 до 20 и более. Число сменяемых цветных ниток от 6 до 15. Поле вышивки одной головки достигает размера 450  550 мм; длина стежка – от 0,1 до 12,7 мм. Скорость шитья до 1200 об/мин (при длине стежка 2÷3 мм), а иногда и 1500 об/мин. Оборудование может воспроизвести на ткани с помощью цветных ниток картины известных художников. Общий вид одной из таких установок показан на рисунке 1.

Рис. 1. Вышивальная машина

Совершенствование этой техники идёт следующими путями: увеличивается объём памяти, увеличивается число шьющих головок (до 60 шт.), вводятся в конструкцию устройства для автоматической замены шпуль в челноках; комбинируются в одной установке различные отделки: вышивка, аппликация, настрачивание шнура, вышивка цепным стежком. Уменьшаются размеры изделий, которые можно закрепить в зажимах машины.

Особенно эффективно сочетание известных вышивальных машин с лазерной установкой. Здесь возможности художника могут реализовываться гораздо полнее. Он может создавать многослойные композиции сложного профиля, производить гравировку, делать аппликации из различных материалов, включая фольгу. Можно, в угоду моде, имитировать потёртости, дыры. Диаметр пятна реза примерно 0,2 мм. Лазерная вырезка очень точна и аккуратна, не зависит от сложности контура; программируется, как и вышивка. Она позволяет выполнять такой сложный вид отделки, как «ришелье». При этом край после обрезки на тканях, содержащих синтетику, подплавляется, и предотвращается осыпание.

Несколько слов о стёжке . Всем известная стёжка «ромбиками» или «волнами» – примитив, который ушёл в прошлое.

Сегодня стёжка приближается к вышивке. Используется укладка шнура, ленты, стёжка пайетками (блестками), бисером, стеклярусом. Управление осуществляется не кулачками, а компьютером через серводвигатели, а потому сложность рисунка ограничивается только фантазией художника. Челноки не «лодочка», а ротационные; это позволило увеличить скорость работы с 600 до 1000 об/мин. Спаренные иглы позволяют получать сжатую прошивку. Натяжение материала при перематывании с рулона на рулон осуществляется сжатым воздухом.

Область применения вышитых тканей весьма велика: портьеры, тюль, драпировка стен и проёмов в зданиях, покрытие мебели, постельное бельё, нарядная вечерняя одежда (рис. 2).

Рис. 2. Образцы стёжки

Модным сегодня направлением отделки является обработка изделий ручным стежком . Строчки, состоящие из таких стежков, прокладываются на мужских пиджаках, женских жакетах, сорочках. И если это раньше была действительно строчка, выполненная ручным способом, что медленно и дорого, то теперь появились для этой цели специальные машины. Некоторые из них имитируют ручной стежок, но есть и такие, которые полностью повторяют строчку, выполненную опытным портным.

В этом случае машинная игла имеет заострение с двух сторон и ушко посередине. Два цанговых зажима передают её, заправленную ниткой, друг другу. Механизм довольно сложен, и, кроме того, нитка при шитье многократно проходит сквозь игольное отверстие, что ведёт к потере её прочности, и производители рекомендуют для этих машин специальные нитки.

Естественно, работа подобных машин более производительна. В качестве примера такой машины назовём DECO-2000 ATT американской фирмы «AMF Rеесе». На ней прокладывают отделочные строчки, например, по борту пиджака, на шлицах, вытачках, на листочках, на карманах.

В последнее время появились машины для прикрепления к одежде отделочных элементов из термопластичной пластмассы с помощью ультразвуковых генераторов. Выпускает такое оборудование фирма «V1VISION TECH.CO» (Южная Корея). Машина под маркой VHS-540 имеет две корзины (бункера), в которых размещается два вида фурнитуры. Поштучно автоматически фурнитура подаётся в рабочую зону и с помощью одновременного нагрева и действия ультразвука отделочный элемент прикрепляется к ткани. Такое двойное воздействие увеличивает прочность соединения. Простым переключением оператор может перейти от одного вида фурнитуры к другому, то есть на подачу то из одной корзины, то из другой (рис. 3).

Рис. 3. Ультразвуковая установка для прикрепления фурнитуры

одежде (стразы, блёстки)

Та же фирма демонстрировала установку, скомбинированную из швейной машины челночного стежка и устройства, подающего под иглу пайетки (блёстки) , отделяемые от металлической полосы. При шитье игла попадает в отверстие пайетки и прикрепляет её к изделию. Пайетки могут нашиваться вплотную друг к другу или с интервалами. Величина подачи изменяется с помощью кулачкового механизма.

Ещё одна интересная машина разработана фирмой «SALLI» (Южная Корея). Лента из термопластичного материала перематывается с кассеты на кассету. В рабочей зоне установлен пуансон, который выбивает из ленты небольшую плоскую фигурку, которая тут же прикрепляется к поверхности ткани за счёт ультразвукового разогрева. Подставляя под пуансон различные участки ткани, можно получить достаточно интересной формы яркую отделку.

Для отделки изделий из более плотных, несыпучих материалов (сукно, тонкая кожа) используется машина SRC-50 фирмы «SALLI» (рис. 4).

Рис. 4. Машина для отделки плотных материалов

В этой машине в качестве рабочего органа используется ролик, на который нанесён рисунок. Под действием волн ультразвуковой частоты рисунок ролика при прокатывании его по ткани перфорирует эту ткань, высекая на ней мелкие отверстия, что в совокупности образует своеобразную мережку. Новая оригинальная отделка.

Используются в отделке рисунки, выполненные с помощью лазера, сварочные устройства для прикрепления отделочных полос, установки для изготовления цифр и всевозможных надписей на футболках, куртках, сумках, платках.

До настоящего времени рисунки и надписи наносились методом шелкографии. Это способ нанесения краски через трафарет. Но при этом, если изображение должно быть многоцветным, нужно накладывать несколько слоёв (опять через трафарет) друг на друга. Отсюда не всегда хорошее качество, да и производительность невелика.

Современный метод печати по текстилю – метод прямого нанесения на ткань рисунка с помощью принтера, подобного таким, что широко используются в канцелярской деятельности (рис. 5).

Изображения очень чёткие, почти фотографического качества. Ограничений по цвету нет.

Для получения рисунка применяются чернила на водной основе. На ощупь изображение не отличается от основной ткани. Закрепление рисунка осуществляется при температуре 150–185 °С с помощью термопресса, что позволяет добиться полной фиксации красок на ткани.

Краски, которые используются в принтерах, не влияют негативно на кожу человека, так как это чернила на водной основе. Современная технология предоставляет возможность полноцветной печати на тканях с различным волокнистым составом. Оборудование поставляют фирмы «Brother» (Япония), «Ana Jet» (США).

Рис. 5. Принтер для печати по текстилю

Ещё один вид отделки – рисунки и надписи , сделанные на основе термотрансферных плёнок. Область применения – рабочая и спортивная одежда. Отделка яркая, хорошо видимая, обладает высокой устойчивостью к стиркам, химчисткам, агрессивным внешним проявлениям.

Рис. 6. Пресс для установки на одежду крючков, петель, пуговиц

Плёночные надписи выполняются из тонких плёнок (всего 55÷60 микрон), которые при тепловом воздействии привариваются к изделию, образуя с тканью как бы одно целое.

Термотрансферные плёнки изготавливаются из полиуретана или поливинилхлорида. В их состав входит ещё и клей. Он активируется под действием тепла и проникает в структуру ткани, а при остывании полимеризуется, закрепляя рисунок.

Для получения такой отделки нужны режущий плоттер (это известный всем принтер, имеющий вместо печатающей головки нож) и термопресс. Оборудование и плёнки предлагает фирма Zenon (Германия).

Фирма «Gutos» (Германия) продемонстрировала системную технику (рис. 6) для установки на одежду различного вида пуговиц, крючков, петель, зажимов, которые кроме своего основного назначения «что-то удерживать» могут нести ещё и отделочную функцию – украсить одежду. Эта фурнитура может быть металлической и пластмассовой, гладкой и с рисунком. Иногда пуговицы делаются обтянутыми тканями; той же, из которой изготовлена одежда или, наоборот, контрастной.

Особняком стоит отделка джинсовых изделий. Сейчас новые джинсы поступают в продажу в таком виде, как будто их уже долго носили: полинявшая краска, местные потёртости, даже дыры – таковы требования моды. Достигается это варкой в стиральной машине со специальными камнями (типа пемзы) и с биологически активными веществами – энзимами. Технологии эти весьма сложны, но на сегодняшний день хорошо отработаны. Такие фирмы, как «Tonello» (Италия) или «Novozymes» (Дания), поставляют оборудование и химические компоненты в необходимых количествах.

Оборудование для варки и химической обработки джинсовых изделий похоже на стиральные машины, используемые в прачечных, только больше по размерам и покрепче в конструкции.

Машина (рис. 7) состоит из неподвижной станины, на которой смонтирован водонепроницаемый корпус. Внутри корпуса вращается барабан, разделённый на секции продольными пластинами. В корпусе – люк для загрузки обрабатываемых изделий, камней и химических реактивов.

Рис.7 Установка для варки Джинс

отделка швейное изделие оборудование ткань

Объёмы машин (имеются различные варианты) рассчитаны на массу от 100 до 600 кг сухих джинс.

В машине выполняются замачивание, стирка, варка, отбеливание джинсов, а в некоторых конструкциях ещё и отжим.

При вращении барабана джинсы поднимаются разделительными пластинами в верхнюю часть барабана, откуда под действием своей тяжести падают вниз. Процесс повторяющийся и идёт, примерно, два часа; при использовании энзимов – 20÷30 минут. За это время на ткани образуются потёртости, джинсы приобретают линялый, поношенный вид.

После отжима влажные джинсы поступают в сепаратор (рис. 8), где из изделий извлекают камни и песок. После чего джинсы сушат и утюжат.

Рис. 8. Сепаратор для извлечения камней из изделий после варки

Для последней операции используют пресса и паровоздушные манекены (рис. 9).

Вообще говоря, в области отделки швейных изделий за последние годы появилась такая разнообразная и производительная техника, с такими технологическими возможностями, что из очень трудоёмкого и дорогого этот процесс стал обычным и доступным даже для небольших предприятий.

Рис. 9. Заключительная операция в отделке джинс

Хочется отметить и такую деталь: для отделки возрождаются методы, известные давно, но незаслуженно забытые. Речь идёт о нанесении на изделие цепных ниточных строчек. Машины, выполняющие такую отделку, выпускались ещё и в СССР Полтавским заводом «Легмаш». Машина имела обозначение ВМ-50. Ныне, естественно, производство закрыто.

Однако некоторые фирмы, в частности «NV. A. DE KONINCK SA» из Бельгии, с успехом торгуют этим оборудованием различных модификаций.

Базовая машина в группе – Cornely LG3 (рис. 10) имеет плоскую платформу, под которой находятся механизм обводчика нитки и рукоятка управления машиной. Процесс петлеобразования осуществляется иглой, имеющей близ своего острия крючок, упомянутым обводчиком и прижимным капсюлем. С помощью этих органов образуется однониточная цепная строчка, при этом петельки в цепочке образуется сверху на обрабатываемом материале.

Перемещение полуфабриката осуществляется транспортирующей лапкой, имеющей рабочую поверхность в виде кольца. Нитка в машине подаётся снизу через обводчик. Применяется машина для выполнения около десятка различных строчек. В её арсенале:

Цепная однолинейная тамбурная строчка;

Строчка типа «мох» (у нас её часто называют «барашек») для сплошного заполнения некоторых участков вышивки;

Различные типы спиралей;

Пришивка лент, шнуров, сутажа;

Строчка «отхлёстка» и др.

Скоростной режим машины 1100 об/мин. Нитки – всех типов: хлопчатобумажные, шерстяные, шёлковые, синтетические. Обрабатываемые материалы в достаточно широкой номенклатуре, вплоть до кожи.

Определённый интерес представляет ещё одна машина той же фирмы Cornely LG. Она используется для изготовления мережки на полотенцах, постельном белье, блузках, занавесках, скатертях. С помощью двух игл, двух вращающихся в горизонтальной плоскости челноков, специальных прокалывателей и расширителя образуется челночная зигзагообразная строчка, скрепляющая поперечные нити ткани в столбики – так называемая ажурная строчка. Ширина ажура до 8 мм, шаг ажура до 5 мм.

Описанное оборудование весьма интересно для швейных предприятий небольшой мощности и списывать его ещё рано.

Рис. 10. Вышивальная машина с ручным управлением

Интересны многоигольные машины этой же фирмы. С увеличением количества игл представляется возможным увеличивать ширину отделочной нитяной полосы до 150 мм.

В области влажно-тепловой отделки швейных изделий технический парк состоит из традиционных столов для утюжки и столов с парогенераторами, прессов с различными видами подушек, паровых манекенов. Правда, все они выполнены на новой элементной основе в системах управления.

Влажно-тепловая обработка (ВТО) является одним из сложнейших этапов изготовления одежды, от качества проведения которого зависит формоустойчивость и внешний вид изделия.

ВТО представляет собою интенсивный процесс тепло- и массообмена, протекающий в очень короткое время и сопровождающийся механическим воздействием на материал.

Под воздействием на материал тепла и влаги ослабляется действие межмолекулярных сил в волокнах и они приобретают состояние, называемое эластическим. Материал в таком состоянии легко поддаётся деформациям.

Подвергая материал в эластическом состоянии давлению, осуществляют утонение и перегибание краёв, образуют складки, устраняют неровности и замины на поверхности. Деформация вызывает изменение конфигурации цепей молекул. Удаление влаги из материала и его охлаждение после деформации способствуют установлению связи между молекулами в новом состоянии. Благодаря этому закрепляется приданная материалу деформация.

От ВТО во многом зависит качество изделия. Опытным и расчётным путём найдены необходимые режимы обработки, и несоблюдение их ведёт к браку, часто не устранимому. Процесс ВТО может быть представлен в виде непрерывного цикла, состоящего из четырёх этапов:

1) ориентация полуфабриката относительно рабочих органов;

2) увлажнение и нагрев материала для перевода его волокон в эластичное состояние;

3) деформация материала путём давления утюга или пресса на обрабатываемый участок;

4) сушка и фиксация полученной деформации.

Увлажнение производится водой или паром.

Увлажнение с помощью пара имеет целый ряд преимуществ по сравнению с увлажнением водой: равномерное увлажнение и ускоренный процесс ВТО за счёт быстрого нагрева материала и почти полное отсутствие блеска на поверхности материала (лас).

Сушка материала и фиксация полученной деформации происходит в процессе удаления избыточной влаги под воздействием нагретой гладильной подушки или утюга. С принудительным отсосом паров влаги процесс идёт более интенсивно.

Выбор режимов ВТО изделий является важным, ответственным и весьма сложным этапом. Неправильно подобранные режимы ведут к появлению лас, внешним и внутренним опалам, тепловой усадке, оплавлению ворса, пятнам, изменению цвета.

Конкретные режимы достаточно хорошо разработаны и подробно описаны в литературе. Основные виды влажно-тепловых операций приведены в таблице.

Основные виды влажно-тепловых операций

Операция

Характер операции

Область применения

Влажно-тепловая обработка

Обработка деталей или изделий посредством спец. оборудования с использованием влаги, теплоты и давления

Внутрипроцессная обработка и окончательная отделка

Утюжильная обработка деталей

Выполнение ряда операций влажно-тепловой обработки с помощью утюжильного оборудования

Придание деталям желаемой формы, обработка краёв деталей, швов

Прессование

Выполнение операций с помощью пресса в целях уменьшения толщины шва, края или закрепления швов в нужном положении

Прессование краёв бортов, низа изделий, складок

Приутюживание

Уменьшение толщины шва, сгиба складок или края детали посредством утюга или пресса

Приутюживание карманов, бортов, воротников, складок

Разутюживание

Раскладывание припусков швов или складок в разные стороны и закрепление их в таком положении с помощью утюга или пресса

Разутюживание боковых, плечевых швов, швов рукавов

Заутюживание

Укладывание краёв деталей, припусков швов, складок на одну сторону и закрепление их в таком положении

Заутюживание среднего шва спинки, швов юбки, рельефов, складок

Сутюживание

Уменьшение длины края или площади отдельных участков изделия посредством влажно-тепловой обработки для получения выпуклых форм на смежном участке

Сутюживание краёв полочек для получения выпуклости в области груди; сутюживание посадки, например, рукавов; сутюживание слабины в концах вытачек

Оттягивание

Удлинение края детали посредством влажно-тепловой обработки для получения вогнутой формы на смежном участке

Оттягивание переднего среза рукава, среза стойки нижнего воротника, воланов, беек и т.д.

Отпаривание

Обработка изделия паром для удаления с деталей лас, возникших в результате утюжки

Отпаривание готовых изделий

Проутюживание

Удаление сгибов и заминов на материале или деталях изделия утюгом посредством влажно-тепловой обработки

Проутюживание материала перед раскроем, деталей перед обработкой

Пропаривание

ВТО, обеспечивающая насыщение изделия паром

Пропаривание изделия или отдельных деталей перед прессованием или одновременно с прессованием

Декатирование материала

ВТО материала паром и просушивание для предотвращения последующей усадки

Декатирование материала перед раскроем


Для выполнения операций по влажно-тепловой обработке применяют различные по конструкции, размерам и мощности утюги, гладильные столы, прессы и паровоздушные манекены (рис. 11–13).

Рис. 11. Виды утюгов

Рис. 12. Пресс для ВТО воротника и манжет мужской сорочки

Тон задают фирмы «Macpi» (Италия), «Veit» (Германия), «Rotondi» (Италия) (рис. 14).

Рис. 13. Паровоздушные манекены

в секции влажно-тепловой обработки мужских сорочек

Эти же фирмы производят установки для предпродажной подготовки одежды. Поскольку производство массовых видов швейных изделий перешло в страны Юго-Восточной Азии, они приходят в Европу огромными партиями в тюках, контейнерах, навалом. Естественно, мнутся. На упомянутых установках изделия в закрытой камере на вешалках продуваются тёплым воздухом определённой влажности и расправляются. После чего упаковываются в полиэтилен и в подвешенном виде поступают в продажу.

Из всего сказанного ясно, что технические достижения сегодняшнего дня позволяют довести до массового потребления без искажения все художественные достоинства, которые вложил автор в созданную им модель.

Рис. 14. Оборудование для влажно-тепловой обработки

Отделочный участок, где изделиям придаётся конечный (товарный) вид, комплектуется ещё оборудованием, облегчающим маркировку и упаковку. Это последнее, весьма важное звено всей производственной цепочки. От него зависит, в каком состоянии изделие дойдёт до торговой точки или до другого места реализации продукции, то есть, в конечном итоге, до конкретного потребителя.

Вопросами упаковки занимается множество фирм, однако на этом участке ещё очень много ручного труда. В принципе, упаковку мелких и простых изделий (трусы, майки, полотенца, носки, постельное бельё) удалось неплохо механизировать. Разумно решён процесс складывания и упаковки сорочек в полиэтиленовые пакеты. И потому эти изделия попадают в продажу в виде, который вызывает у потребителя только положительные эмоции. Красочные запечатанные пакеты, яркие картонные коробочки.

Просто решается упаковка и транспортировка джинсовых изделий.

А вот упаковка костюмов, пальто, платьев ещё ждёт своего оптимального решения. Пока наилучшее сегодня – это надетое на плечевую вешалку изделие и закрытое в полиэтиленовом мешке. Транспортировка изделий осуществляется в подвешенном виде на той же вешалке.


Библиографический список

1. Пармон Ф.М. Композиция костюма: одежда, обувь, аксессуары: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Легпромбытиздат, 2007. – 318 с.

2. Рейбарх Л.Б., Лейбман С.Я., Рейбарх Л.П. Оборудование швейного производства. – М.: Легпромбытиздат, 2008. – 288 с.

3. Франц В.Я. Охрана труда на швейных предприятиях. – М.: Легпромбытиздат, 2007. – 256 с.

4. Жуков Ю.В. Итоги работы лёгкой промышленности в 2006 г. // Швейная промышленность. – 2007. – № 2. – С. 2–12.

Тесьма, декоративные канты, ткани в полоску и в клетку, сетка, шифон и другие материалы могут стать эффектной отделкой вашей модели.

Фольклорные мотивы

Вариант 1

Очень простой способ декорирования изделия - использование готовой тесьмы или ленты. Современный рынок предлагает огромный ассортимент этих материалов. Цветовой и стилевой диапазон их очень широк.

Использовать тесьму или ленты можно по-разному, например, настрочить одну на другую внахлест на 3 мм (илл. 1). При этом можно чередовать разные виды тесьмы или тесьму другого цвета (илл. 2, 3). Желательно использовать более широкую, поскольку это сделает процесс менее трудоемким (потребуется меньше соединительных швов).

Если ткань обладает высокой осыпаемостью на срезах, то рекомендуется припуски стачного шва заутюжить. В этом случае припуски шва можно оставить достаточно широкими. Если припуски стачного шва разутюжить, то их ширина должна быть меньше, чем в первом варианте. Важно правильно подобрать тесьму по ширине. Если она будет узкая, например 0,5 см, то припуски шва нужно будет подрезать до 0,3 см. Не для каждого вида материала подойдет такой минимальный припуск на шов. Нити материала могут высыпаться из швов.

Если ткань толстая, плотная с низкой осыпаемостью, то рекомендуется использовать второй вариант обработки - стачной шов вразутюжку (илл. 6), толщина шва в этом случае будет минимальной.

После соединения тесьмы (лент) полученную деталь следует приутюжить, слегка оттягивая швы, если они будут стянуты строчками. После этого деталь подрезается по срезам, если потребуется.

Игра полос

Практически в любом швейном изделии из ткани в полоску можно наблюдать так называемую «игру полос», когда отдельные детали выкроены под разными углами к направлению нитей основы. Благодаря этому можно получить интересные визуальные эффекты (илл. 7, 9-12).

При работе с тканью в полоску очень важны:

■ точность кроя;

■ совмещение полос рисунка при стачивании деталей.

Совмещением полос можно пренебречь, только если ткань с неявной и мелкой полосой (т.е. не требующей подгонки рисунка).

Рассмотрим различные варианты.

Вариант 1

Первый вариант представлен на илл. 7. Этот декор состоит из 4-х деталей в виде прямоугольных треугольников. Схема выкраивания деталей и рекомендуемое расположение их на ткани показаны на илл. 13. При выкраивании деталей обязательно нужно учесть последующее совмещение полос рисунка ткани.

Если точность кроя и подгонка полос рисунка произведены верно, то далее остается только стачать детали между собой, совмещая полосы (илл. 8). Можно предварительно сколоть детали булавками.

Вариант 2

Второй вариант - аналог первого, отличие только в расположении полос в деталях кроя (илл. 9). Схема выкраивания деталей и рекомендуемое расположение их на ткани показаны на илл.14.

Вариант 3

На илл. 10 представлен декоративный элемент из шести деталей. Это комбинация трех деталей из варианта 1 (илл. 7) и трех деталей из варианта 2 (илл. 9).

Вариант 4

На илл. 11 приведен декоративный элемент из четырех деталей. Это комбинация двух деталей из варианта 1 (илл. 7) и двух деталей из варианта 2 (илл. 9).

Вариант 5

На илл. 12 представлен декоративный элемент, состоящий из четырех прямоугольников.

При стачивании деталей обязательно совмещать полосы. При необходимости сколоть детали булавками (илл. 16). Швы разутюжить.

Урок геометрии

Рассмотрим обработку еще двух декоративных элементов, выполненных также из ткани в полоску.

Для изготовления декора, представленного на илл. 17, нам потребуются:

1. Полоса из основной ткани, выкроенная под углом 45 градусов к направлению нитей основы. Длина зависит от размера декоративного элемента. Ширина детали в крое 3 см. В готовом виде ширина полосы составит 1,5 см. Не рекомендуется делать ее уже, так как она должна закрыть необработанные срезы других деталей.

2. Несколько квадратов, выкроенных из основной ткани. Их размеры и количество зависят от размера готового декоративного элемента. В данном случае выкроено 6 квадратов с длиной стороны 6,5 см (илл. 18).

Заутюжить припуски по 0,75 см по продольным срезам полосы. Ширина ее в готовом виде составит 1,5 см.

Заутюжить каждый квадрат пополам (илл. 19). Важно соблюсти при этом одинаковое направление полос рисунка ткани на всех квадратах. Из получившегося прямоугольника нужно сделать треугольник, отгибая верхние углы к середине нижних срезов (илл. 20). Приутюжить.

На основной детали наметить положение декоративного элемента. Начертить одну линию - это середина расположения декора.

Настрочить заготовленные треугольники на основную деталь, прикладывая их необработанными срезами к намеченной линии. Ширина шва настрачивания 0,5 см (илл. 21). Приутюжить.

Поверх срезов настроченных треугольников настрочить подготовленную полосу, прокладывая строчки в край по ее сгибам (илл. 22). Приутюжить.

Оригинальная оборка

Для этого декора (илл. 23) нам потребуются:

1. Готовая отделочная тесьма (либо полоса, выкроенная из основной ткани). Ширина этой детали должна быть не менее 1 см (чтобы закрыть необработанные срезы оборки).

2. Широкая оборка из основной ткани, выкроенная вдоль или поперек нитей основы (в зависимости от расположения полосы). Длина оборки зависит от модели (длина оборки в крое должна быть в три раза больше длины готового декора). Ширина оборки зависит от модели, в нашем случае – 4 см.

Обработать нижний срез оборки узким швом вподгибку с двумя строчками («американка»). Застрочить на изнаночную сторону припуск шириной 0,5 см, прокладывая строчку на расстоянии 0,1 см от сгиба (илл. 24). Подрезать припуск близко к строчке (илл. 25). Еще раз подогнуть на изнаночную сторону и застрочить припуск низа (илл. 26). Приутюжить.

Если боковые срезы декора в дальнейшем войдут в швы изделия, то обработка боковых срезов оборки не требуется. Если боковые срезы оборки не войдут в швы, то их (боковые срезы) следует обработать тем же способом, что и срез низа оборки.

На оборке наметить положение встречных складок. Заложить складки и застрочить их припуски по разметке, прокладывая строчку застрачивания по припуску верхнего среза оборки.

На основной детали наметить положение декора двумя параллельными линиями. Одна линия - линия прикладывания верхнего среза оборки, вторая -линия прикладывания верхнего края тесьмы.

Наложить подготовленную оборку на основную деталь, совмещая верхний необработанный срез с намеченной линией. Настрочить швом шириной 0,5 см (илл. 27).

Настрочить готовую тесьму по краям на основную деталь, закрывая верхний необработанный срез оборки (илл. 23). Приутюжить.

Декоративные припуски

Этот элемент (илл. 28) прост в изготовлении и выглядит довольно эффектно. Его можно применить при изготовлении юбки, платья, блузки. Ткань при этом может быть как костюмная, так и легкая плательная, например, шифон.

Можно использовать и трикотаж. Важно, чтобы основной материал был двухсторонний или изнаночная сторона была декоративная.

Боковые и верхние срезы деталей нужно обработать так, чтобы они аккуратно смотрелись как с лицевой стороны, так и с изнаночной. Например, для тонких плательных и блузочных тканей можно использовать шов «американка». Для более плотных тканей нужно подобрать другие способы обработки (например, окантовать).

Патронташ

Декоративный элемент в виде патронташа (илл. 29) периодически возвращается в моду. Он широко используется в одежде в стиле «милитари».

Сначала нужно определиться с размером готового патронташа. В нашем случае его размер 12 см х 6 см. Нам потребуется 1 деталь со сгибом по боковой стороне. Длина детали в крое должна быть больше длины готового декора: 16 см + один припуск 0,7 см = 16,7 см. Ширина:6 см + два припуска по 0,7 см = 7,4 см. Раскроить 1 деталь со сгибом.

Сложить деталь лицевой стороной внутрь и обтачать ее срезы швом шириной 0,7 см, оставляя технологическое отверстие для вывертывания (илл. 30). Вывернуть деталь на лицевую сторону, выправить шов обтачивания без образования канта (т.е. враскол); приутюжить, заутюживая припуски отверстия (илл. 31). Проложить строчку по всему контуру детали (швом шириной 0,1 см), застрачивая сгибы отверстия.

На основной детали разметить положение декора и строчек настрачивания. На детали патронташа также разметить положение строчек настрачивания (илл. 32). Расстояние между строчками настрачивания на основной детали 1,5 см, на патронташе - 2 см (для объема).

Наложить патронташ на основную деталь и настрочить, совмещая линии разметки на деталях (илл. 33). Декор готов.

    Классификация видов отделки швейных изделий.

    Поверхностная отделка материалов и изделий с использованием клеевых материалов.

    Химические методы придания деталям одежды различных поверхностных эффектов.

    Отделка деталей швейных изделий из термопластичных материалов сварными строчками и швами.

    Химические методы объемной отделки одежды.

    Химическая технология получения аксессуаров одежды.

    Гардеробная отделка швейных изделий.

    Потребительские свойства швейных изделий неразрывно связаны с колористическим и художественным оформлением материалов и деталей одежды.

Отделка деталей, узлов, изделий направлена на повышение художественной выразительности одежды и придание ей товарного вида (лекция 1). Эта группа методов химической технологии стала формироваться значительно раньше остальных.

Украшения появились раньше костюма. Сначала человек стал разрисовывать себя материалом, добытым из земли, растений, животных. Позднее индейцы стали наносить на тело орнамент в виде татуировки, которая уже долго держалась на коже.

Выразительность своего тела некоторые народности подчеркивали искусственной деформацией (увеличением или уменьшением) его отдельных частей, что можно считать толчком к деформации материалов, используемых при изготовлении одежды. Т.о., все приемы украшения тела человека: рисунок, цвет, деформация его частей, навесные украшения, существовавшие до появления одежды, перешли на одежду.

Одежда, и в частности ее отделка, пережили ряд этапов своего исторического развития. В настоящее время ассортимент отделок одежды очень велик.

Все виды отделки по способу их изготовления условно можно разделить на 3 группы:

    Поверхностная отделка;

    Объемная отделка;

    Дополнительные аксессуары (съемные отделочные детали).

К поверхностной относятся отделки, выполненные непосредственно на поверхности деталей одежды, пространственная форма материала изделия при этом не изменяется.

Объемная отделка обеспечивает объемную форму изделия и его отдельных деталей за счет изменения пространственного расположения материала изделия. Объемную отделку можно условно разделить на подвижную и неподвижную. Неподвижная отделка – это такая объемная форма, которая не изменяется и обычно закреплена с помощью дополнительных материалов (ниток, прокладок, клеев): буфы, защипы, декоративное выстегивание. Подвижная объемная отделка предусматривает некоторую свободу изменения первоначальной формы: драпировки, складки и т.п.

Различают отделку, выполненную преимущественно механическим способом, т.е. достигнутую физическими воздействиями (ниточное, заклепочное соединение, тепловая обработка), и отделку, операции которой связаны с воздействием химических препаратов и процессов (рис.1).

    Клеевой способ изготовления отделок (аппликаций, эмблем) заключается в том, что полотно, предназначенное для получения отделочных элементов, соединяют и прессуют с клеевой паутинкой, клеевой сеткой или пленкой на прессе или утюгом, используя фторопластовую пленку в качестве проутюжильника. После этого вырезают или вырубают (в зависимости от имеющегося оборудования) деталь отделки заданной конфигурации, которую прикрепляют к деталям путем тепловой обработки.

В изделиях из х/б тканей материал для аппликации дублируют полиэтиленовой пленкой на прессе при температуре 1205 0 С, давлении 0,050,01 МПа и времени воздействия 355 с.

Для прикрепления аппликации к основному материалу может быть использован клей БФ-6: деталь аппликации из ткани увлажняют, дают слегка подсохнуть, наносят два слоя клея, давая каждому слою подсохнуть. Накладывают аппликацию поверхностью на лицевую сторону детали и склеивают на прессе или утюгом (температура прессующей поверхности 150-180 0 С, утюжильной 160-190 0 С, давление 0,01-0,05 МПа, время прессования 20-90 с в зависимости от вида ткани).

Термоклеевая вышивка выполняется на вышивальном п/а в виде заготовок-вышивок, лицевая сторона которых получена шелковыми нитками, а изнаночная сторона – клеевой нитью. Заготовка-вышивка делается на специальной термостойкой тканевой подложке, которая при приклеивании полностью разрушается. Остатки разрушенной структуры вспомогательной подложки удаляются. Приклеивание заготовки производят на деталях кроя или на готовых изделиях с помощью пресса или утюга при температуре 150-170 0 С и давлении 0,02-0,05 МПа в течение 5-50 с.

Клеевые вышивки, аппликации устойчивы к х/ч и стирке.

План конспект - занятия

Наименование дисциплины: Технология изготовления швейных изделий по индивидуальным заказам.

Тема программы: Декоративная отделка швейных изделий (5часов)

Тема занятия: Декоративная отделка швейных изделий - оборка, волан, буфы.

Дата проведения: 24.05.2016

Преподаватель: Попова Фаина Александровна

Профессия: Закройщик

Кол-во обучающихся в группе: 8чел

Присутствовало: 7человек

Цели занятия:

Образовательная:

    расширить и закрепить знания о понятии декоративная отделка швейных изделий;

    расширить и углубить знания о видах декоративной отделки - оборка, волан, буфы;

    научить обучающихся правильным приемам выполнения декоративной отделки – буф;

    формировать коммуникативные умения.

Воспитательная:

    продолжить формирование у обучающихся эстетического вкуса;

    воспитать положительное отношение к учебному предмету;

    способствовать положительной профессиональной мотивации; продолжить формирование самостоятельной работы с помощью инструкционной карты;

    продолжить работу по воспитанию ответственности, самостоятельности, прилежание и т.д.

    создать оптимальные условия для развития у обучающихся желания участвовать в трудовом процессе.

Развивающие:

    способствовать развитию памяти у обучающихся;

    способствовать развитию у обучающихся творческого воображения:

    способствовать развитию у обучающихся инициативы, уверенности

    способствовать дальнейшему развитию творческого мышления и эстетического вкуса;

    способствовать развитию у обучающихся внимания и аккуратности в работе;

    способствовать формированию знаний и умений, профессионально важных качеств, необходимых для профессии закройщик.

Тип урока: комбинированный

Материально-техническое обеспечение учебного процесса (занятия):

    Презентация - декоративная отделка швейных изделий

    Видео-ролик - работа дизайнера

    Инструкционная карта по изготовлению ручных буф

    Манекены с готовыми швейными изделиями с декоративной отделкой

    Магнитная доска – оформленная образцами - виды декоративной отделки

    Образцы поэтапной обработки машинных и ручных буф

    Заготовки ткани для самостоятельной работы.

    Проверочный тест

Ход урока

    Организационный момент

Педагог:

Здравствуйте. Садитесь.

Проверка явки на занятие.

Тема нашего занятия:

Декоративная отделка изделий,

    Проверка ранее изученного материала.

И начнем мы с проверки домашнего задания

На прошлом занятии вы изучили обработку нижнего среза платья и блузок. Как вы усвоили эту тему, я узнаю, после выполнения вами тестового задания. На выполнение теста вам отводится 5 минут, тест состоит из 6 заданий. На каждое задание 4 варианта ответа и только один правильный. Правильный ответ в кружочке отметьте галочкой.

И так приступаем к выполнению теста.

Теперь обменяйтесь работами, и вместе будем их проверять.

Слайды на экране.

Оценка

    «5» если все ответы правильные

    «4» от 5до 4 верных ответов

    «3» 3 верных ответа

    «2» от 2 и менее верных ответов

Итак, считаем, поднимите руки у кого оценка «5»

«4»

«3»

«2»

Молодцы, значит, я делаю вывод, что материал вы усвоили, но у кого оценка «3» значит, есть над, чем поработать перед сдачей экзамена.

    всесторонняя проверка знаний

«Одежда - одно из выражений понятия красоты. А, как известно, подлинная красота всегда эстетически воспитывает людей. В этом её непреходящее значение»- сказал знаменитый писатель Алексей Максимович Горький. А что сказал по поводу человеческой красоты Антон Павлович Чехов?

ответ учащихся

(«В человеке должно быть все прекрасно, и лицо и одежда, и душа и мысли»)

Педагог:

Я очень рада, что на занятиях спецтехнологии, мы можем применять фразы из литературы.

Все вы любите красиво одеваться, хотите выглядеть не похожими на других, иметь свою индивидуальность. И в настоящее время, когда наш рынок наполнен товарами китайского производства, а они, как известно однообразны и просты, трудно быть индивидуальным, и красиво выглядеть. Поэтому многие женщины обращаются за индивидуальным пошивом, как в ателье, так и частным портным. Надеюсь, что в будущем вы станете хорошими закройщиками и будете радовать своих заказчиков. А сейчас, представьте что, вы купили обычную вещь, и собираетесь в ней пойти на вечеринку к друзьям, но вас не покидают мысли, что у кого-то есть похожая, и вы будете как двойняшки. Как вы поступите?

Ответы обучающихся

Выслушать версии обучающихся

    Подготовка обучающихся к сознательному и активному усвоению новых знаний

Педагог:

Хорошо. А сейчас я хочу вам предложить просмотр видеоролика работы дизайнера над самой обычной вещью.

Слайд с видеороликом

Какой вывод вы можете сделать, просмотрев работу дизайнера?

Ответы обучающихся

(с помощью разных материалов, фурнитуры можно украсить вещь и сделать её дизайнерскую) (Применить декоративную отделку).

Слайд

Подвести итог ответов

Совершенно верно, в сюжете речь шла о декоративной отделке швейных изделий

Педагог:

Слайд:Мы подошли с вами к теме нашего занятия:

Декоративная отделка швейных изделий - волан, оборка, буфы

Откройте тетради и запишите тему занятия.

    Определение задач для обучающихся на занятие

А сейчас вместе с вами поставим цели для нашего занятия, первые строчки помогут вам в этом.

Ответы обучающихся

Расширить и закрепить знания:

о понятии декоративная отделка швейных изделий,

о видах декоративной отделки швейных изделий - оборка, волан, и буфы

отработать навыки при выполнении декоративной отделки педагог дополняет сам (ручных буф)

Хорошо, цели мы определили.

Слайд

    Усвоение новых знаний

Педагог:

Как вы уже видели, что из обычной простой вещи, всегда можно сделать дизайнерскую красивую вещь! Поэтому, мы можем смело сказать:

Слайд: Декоративная отделка швейных изделий – это изменение или украшение швейного изделия с целью придания ему неповторимого внешнего вида.

Посмотрите на модели, предложенные вашему вниманию, какие виды отделок вы можете назвать?

Ответы обучающихся:

Оборку, волан, цветок, буфы.

Педагог:

Слайд

Конечно, существует множество различных видов отделок швейных изделий.

Оборки, воланы, рюши, буфы, бейки, тесьма, кружево, вышивка, фурнитура (молнии, пуговицы, крючки, цепочки и т.д.), И многое другое.

Слайд

И как вы уже убедились, их можно применять как в пошиве на отдельных деталях изделия, так и на готовом изделии. Сегодня мы остановимся на некоторых видах отделки-воланы, оборки и буфы.

Слайд

Обработку воланов и оборок мы уже с вами изучали, при обработке накладных карманов, кокеток. Скажите, чем отличается волан от оборки?

Ответы обучающихся:

(кроем, волан выкраивается по кругу или по спирали, оборку выкраивают в виде прямоугольника).

Слайд

Педагог:

Швы, какой группы применяют для соединения воланов и оборок с изделием?

Ответы обучающихся

(Соединительной группы)

Слайд

Вид отделки буфы. Само слово «буфы» происходит от французского «bouffer». В случае с тканями, это слово имеет два значения: «надуваться» или «топорщиться». Буфы являются тем видом отделки, который выполняется с помощью строчек. Они закрепляют ткань в объемную сборку.
Буфы бывают ручные и машинные.

Посмотрите на модель, представленную на манекене. Воротник и нижняя часть платья выполнена буфами ручными, а на линии талии буфы машинные.

Слайд

Для выполнения машинных буф

На изнаночной стороне изделия намечают несколько параллельных линий. Расстояние между ними и их число определяются моделью. Линии перпендикулярные линиям буф, определяют длину строчек.

Слайд

По намеченным линиям прокладывают машинные строчки со слабо затянутыми стежками. Нитки выводят на изнаночную сторону изделия и сбаривают буфы до нужной длины, равномерно распределяя сборку.

Слайд

Если буфы выполняют на цельной детали, то нитки завязывают узелками и в концах буф основную ткань застрачивают складками глубиной 0,1-0,2см, так чтобы концы строчек с узлами попали в швы застрачивания.

Слайд

Если буфы на отдельной детали, которая будет служить вставкой, то узелки не завязывают, концы буф войдут в швы стачивания деталей.

На сегодняшний день наша швейная промышленность шагнула вперед и облегчила наш труд при стягивании прямых строчек. Стали применять вместо нижней нитки на шпульке - нитку – резинку, которая одновременно прокладывает строчку и стягивает равномерно ткань. Такая нитка- резинка продается в швейных магазинах и бывает разных цветов.

Слайд

Выполнение ручных буф.

Буфы, выполненные вручную, могут иметь различные рисунки.

Рисунок буф зависит от того как мы будем соединять углы квадратов.

Начинают выполнение ручных буф с их размеловки.

Выкроенную деталь или просто отрезок ткани расчерчивают на одинаковые квадраты, клеточки. Количество рядов зависит от рисунка и размеров буф.

Слайд

И получается вот такая красота. Какие у вас будут ко мне вопросы?

    Проверка понимания нового материала:

А сейчас посмотрите, у вас на столах лежат отрезки ткани уже с размеловкой и технологическая карта выполнения рисунка со схемами. Сейчас ваша задача, самостоятельно попробовать выполнить буфы. Время на выполнение задания 10 минут.

Слайд

Но прежде чем вы приступите, к выполнению работы хочу вам напомнить о правилах техники безопасности при выполнении ручных работ.

Перечислите, пожалуйста, их.

Практическая работа

Самостоятельная работа обучающихся (с помощью технологической карты.)

Текущий инструктаж преподавателя

    Закрепление изученного материала

Скажите, у вас при выполнении буф возникли трудности?

Ответы обучающихся

Хорошо, для проверки ваших знаний предлагаю поиграть в такую игру. «Пойми меня»

Очень часто заказчик не знает наших терминов, правильного названия детали, отделки и закройщику принимая заказ нужно правильно зарисовать и записать описание модели.

Заказчик дает описание отделки, не называя её, а закройщик должен её определить по образцам и предложить заказчику. (Показать пример)

    Подведение итогов занятия

Посмотрите на ваших столах лежат, смайлики - желтого, зеленого и красного цветов.

Поднимите смайлик

желтого цвета, если вы считаете, что тема нашего занятия была актуальной и полезной для вас,

Зеленого цвета - тема была интересной, но не нужной для вас

Красного цвета - вам на занятии было скучно и не интересно.

Я вижу, что материал вы сегодня усвоили, и он вам очень пригодиться.

Кто не успел доделать работу, это будет дополнением к домашнему заданию.

С целью экономии времени, материал темы которую мы сегодня с вами изучили, я предлагаю вам в печатном виде. Вклейте, пожалуйста, его в тетрадки. Пока вы вклеиваете, я скажу оценки за занятие.

Запишите домашнее задание:

составить краткую технологическую последовательность изготовления из 3-х изученных вида отделки и соединения его с изделием.

Спасибо всем за работу!