Математическое познание зимний период средняя группа. Занятие фэмп зимние забавы. Занятие по фэмп

26.02.2019

Цель: закрепление знаний о количественном и порядковом счёте, названия геометрических фигур, временных представлений.

Задачи:

· Закрепление знаний прямого счёта в пределах пяти;

· Умение находить последующее и предыдущее число от названного и обозначенного;

· Продолжать учить составлять фигуру из геометрических фигур;

· Закрепление знаний в названии времени суток, названия геометрических фигур.

Ход занятия.

Воспитатель :

Ребята сегодня, я предлагаю отправиться вам в сказочное путешествие, мы откроем дверь в другой, необыкновенный, удивительный мир, в котором полно чудес.

Согласны? Войти в этот сказочный мир могут только те дети, которые любят, фантазировать и мечтать. А я вам в этом помогу.

У меня есть волшебная книга. В ней записано много разных историй, волшебных и не очень (открываем волшебную книгу). И сегодня мы узнаем одну такую историю, которая произошла в волшебном лесу.

В этом лесу жила Лесная Фея. И как - то раз решила она пересчитать всех жителей леса, деревья и цветы, но их было так много, что Фея не запомнила всё, что считала, даже волшебная палочка не могла помочь ей в этом. Тогда ей на помощь пришёл Лесовичок.

Воспитатель: Как вы думаете, что Лесовичок мог посоветовать Фее?

Умозаключения детей.

Воспитатель: Правильно ребята, Лесовичок посоветовал Фее«Что - бы не забыть, сколько деревьев, птиц или животных в лесу, всё это нужно записать с помощью цифр. Но вот беда, жители леса не знают, как выглядят цифры. Ребята, я предлагаю, всем нам отправится в лес, и помочь Лесной Фее. У меня есть волшебное перо, которое и поможет нам оказаться в гостях у Феи. (встали в круг, вытянули руки в перед ладошками вверх, перышком воспитатель проходит, поглаживает, закрыли глазки сильно подули на перышко) слышатся звуки леса (звучит аудиозапись «Звуки природы»)

Воспитатель: Вот мы и оказались в волшебном лесу, садитесь за лесные столы. Лесную Фею ребята мы увидеть не сможем, потому что она показывается только жителям волшебного леса. Но зато Фея нас видит и слышит. И ждёт нашей помощи.

1. Игра «Пересчитай предметы».

Воспитатель: Смотрите Лесная Фея оставила свои карточки, наверное, те, которые не смогла сосчитать. Пересчитайте предметы на карточке и обозначьте количество предметов цифрой.

(дети пересчитывают предметы, рядом приклеивают нужную цифру)

Сколько листочков? Покажите цифру 5

Сколько желудей? и.т.д

Воспитатель: Всё правильно пересчитали? Может, у кого-то не получилось?

(Дети вместе с воспитателем проговаривают алгоритм: при пересчёте надо не пропустить ни один предмет и ни один предмет не посчитать дважды)

Я очень довольна вами. Молодцы.

2 . Игра «Цифры перепутались»

Воспитатель показывает картинуЛес.

В волшебном лесу был сильный ветер. Все цифры перепутались.

Какие цифры не на своём мест?

Ответы детей.

Какая цифра стоит перед цифрой 5?

Какая цифра стоит после цифры 3?

Какая цифра стоит между 2 и 4?

Воспитатель: Правильно. Молодцы, я и Лесная Фея очень довольны вашими ответами.

Воспитатель: Ребята давайте немножко отдохнём. Закроем глазки и послушаем песенку Лесной Феи.

(дети ложатся на ковер, звучит аудиозапись «Звуки леса»).

После прослушивания:

Физминутка «Ветер»

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветер тише, ветер тише

Деревце растёт всё выше.

(дети показывают все движения)

3Игра «Головоломка»

Воспитатель: Ветер не только цифры перепутал, он ещё запутал части геометрических фигур. Давайте попробуем их разобрать. Посмотрите внимательно на геометрические фигуры и назовите их.

(дети называют их)

Молодцы, а теперь давайте сложимиз них животных русского леса(на выбор детей). Если кто-то затрудняется, может посмотреть наши карточки-схемы («Сложи животного по картинке»)

Воспитатель: Какие фигуры вы использовали? Все замечательно справились с заданием. Молодцы. Оставим их в подарок Лесной Фее.

Ребята в волшебном лесу время тоже не стоит на месте.

И нам пора возвращаться в детский сад, ведь скоро обед, а раз обед значит какая часть суток наспупила? А какая часть суток была тогда, когда мы очутились в волшебном лесу?

Назовите все части суток, которые вы знаете? (утро, день, вечер, ночь).

Сколько частей суток? (четыре).

Как называются сутки, которые прошли? (вчера).

Как называются сутки, в которых мы живём сейчас? (сегодня).

Воспитатель: Ребята я думаю нам пора немножко размяться. У меня есть ленточки длинные и короткие. Если я вам буду показывать длинную ленточку, вы будете хлопать, а если короткую то топать ножками.

Приготовьтесь и будьте внимательными - следите за моими действиями.

Хорошо все были очень внимательны.

Воспитатель: Ребята, Лесная Фея в благодарность оставила нам письмо (раскрываем конверт, читаем письмо)«Я благодарна вам за то, что вы помогли мне выучить цифры, название геометрических фигур, части суток. И за это я вам отправила посылку в детский сад с подарками».

Воспитатель: Поэтому нам ребята пора возвращаться в детский сад. И поможет нам в этом опятьволшебное перышко (проделываем те же манипуляции) очутились в своей группе.

Воспитатель: Ребята, где мы сегодня с вами были. Что вам понравилось больше всего? (ответы детей). Понравилось ли вам быть кому- то полезными, делиться своими знаниями, приходить на помощь, когда это необходимо?

У вас сегодня все получилось, вы были большими молодцами.

Сюрпризный момент
Предварительная работа: Разучивание песни о елочки (песня может быть совершенно любая).

Дети вместе с воспитателями входят в группу, на столах у детей лежат конверты, заранее приготовленные индивидуально на каждого ребенка. В конвертах 4 части снежинки. Воспитатель предлагает детям обратить внимание на елку, которая находится в группе.

Воспитатель: Посмотрите дети, что там на елке. Очень красивый конверт, как вы думаете, что же там может быть и кто его там оставил?
Ответы детей.

Воспитатель: Правильно дети это дед мороз был у нас в гостях и оставил письмо. Может, мы его прочтем. Кто знает о чем он нас хочет попросить?
Ответы детей.

Воспитатель: Читает письмо. Дорогие дети я пришел к вам в группу, чтобы попросить о помощи. Надеюсь, вы мне не откажете. Вы все знаете, что я Дед Мороз, и что я обладаю волшебной силой, но моя сила берется от волшебных снежинок, но вот случилась беда. Мои снежинки похитила баба яга и сломала их, чтобы я не смог в Новый год приносить детям радость и подарки. Я смог их собрать, но склеить и посчитать части снежинок я не могу один. У меня не хватает времени. Вот и решил обратиться к вам за помощью. У вас на столах лежат конверты в них части снежинок нужно посчитать их, и склеить.

Воспитатель: Поможем Деду Морозу?
Ответы детей.

Воспитатель: Тогда приступим к нашей работе.

Воспитатель предлагает детям сесть за столы рассаживает их к соответствующему конверту (конверт подписан). Дети вскрывают конверт, там находятся четыре части снежинки, все снежинки разных цветов. Ребенок должен посчитать, сколько частей именно в снежинках, так как в конверте есть части снежков и звездочек. Ребенок находит эти части. После воспитатель предлагает посчитать, из скольких частей будет состоять снежинка при этом он должен назвать фигуры, из которых состоит снежинка (треугольник, овал, круг, ромб).

Воспитатель раздает клей, дети наносят клей на все части снежинки (Куда наносить клей указано на частях снежинок) после все части склеиваются.

Воспитатель: Молодцы дети, мы с вами смогли помочь Деду Морозу. Но перед тем как отдать ему снежинки, мы должны с вами вспомнить из каких частей состоят наши снежинки?
Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы дети. Сколько частей было в наших снежинках?
Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы. Теперь можно спокойно отдать эти снежинки Деду Морозу. Но как нам это сделать? Может мы споем песенку про новый год, любую какую вы знаете, он нас услышит и придет за снежинками. А пока мы кладем снежинки на подоконник в приемной. Это для того, чтобы мы не видели Деда Мороза, когда он придет.

Дети поют песню (песня может быть любая, которую они знают).

После чего воспитатель выходит в приемную и зовет детей. Посмотрите дети, снежинки исчезли. Их забрал Дедушка Мороз. Но он и еще кое, что нам оставил. Это благодарность вам за вашу помощь. В мешке лежат сладкие подарки (это могут быть шоколадные медали, леденцы и т.д). Видите, какие вы молодцы, без вашей помощи дед мороз бы не справился.

Название: Конспект зимнего занятия по математике в средней группе «Посчитай снежинки»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, математика

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ №299 «Лукошко»
Месторасположение: г. Красноярск

Образовательная область: Познание (ФЭМП)

Тема: «Зимние забавы»

Области интеграции: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, музыка

Виды детской деятельности: познавательная, игровая, двигательная, коммуникативная.

Задачи: Продолжать учить детей решать логические задачи, составлять логические цепочки. Моделировать геометрические фигуры из бросового материала. Вызвать у детей радостное воспоминание нового года, совершенствовать навыки подготовки руки к письму. Развивать логическое мышление, внимание, речь. Воспитывать интерес к математике, усидчивость.

Материал: картина «Дети лепят снеговиков», игрушка снеговик, ель, бросовый материал (медная проволока), картинки с м изображение ели, подарков, новогодних игрушек, Деда Мороза и Снегурочки, цветные карандаши, снежинки, магнитофон, аудиозапись новогодних песен.

Воспитатель: раз, два, три, четыре, пять, очень я люблю играть! А вы, ребята любите играть? Какое сейчас время года?

Игра «Хорошо – плохо» (Плохо: много одежды, холодно, можно заболеть, рано темнеет и т.д.; хорошо: красивая природа, новогодний праздник, игры)

В какие игры можно играть зимой? (дети перечисляют)

Вот на этой картине (картина закрыта) мальчик и девочка тоже играют. Отгадайте загадку, что же они делают?

Морковка – нос,

Глаза – две льдинки,

Губы – ягоды рябинки,

Чуб – солома,

Руки – ветки,

Кто же на картине, детки?

Воспитатель: правильно снеговик. Ребята построили снеговиков, только кто построил какого непонятно, помогите им разобраться.

Логическая задача: Дети лепили снеговика. Мальчик слепил снеговика не из двух снежных комков, а девочка слепила снеговика не из трех снежных комков. Каких снеговиков слепили дети? (Мальчик слепил из 3 снежных комков, а девочка из двух)

Физминутка: «Лепим снеговика».

Давай, дружок, смелей, дружок, Идут по кругу, изображая, будто катят

Кати по снегу свой снежок. перед собой снежный ком.

Он превратится в снежный ком, «Рисуют» руками большой круг.

И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех комков.

Его улыбка так светла! Широко улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза. Прикрывают голову

Ладошкой, дотрагиваются до носа.

В гости пришел Снеговик! Он принес елочку и корзинку. Давайте посмотрим, что в корзинке! (В корзинке лежат круги и квадраты, сделанные из проволоки).

Снеговик предлагает поиграть с фигурами, а потом украсить елочку. Дети из квадратов делают ромбы, из кругов овалы (нужно взять фигуру в руки и потянуть в разные стороны за уголки).

Дети самостоятельно мастерят геометрические игрушки, развешивают на елке.

Звучит новогодняя музыка, дети вспоминают прошлогодний утренник. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации. Игра «Разложи по-порядку» (сначала украшали елочку, затем готовили подарки и украшали группу, потом встречали Деда Мороза и Снегурочку, получали подарки). Дети разложили их по порядку, с чего начинался праздник, чем закончился. Затем дети раскрашивают изображения.

Снеговик дарит детям снежинки и предлагает ребятам погулять.

Занятие по ФЭМП в средней группе "Поможем снеговику" Задача: познакомить детей с треугольником, учить находить треугольник среди других геометрических фигур, учить находить предметы треугольной формы. Материал: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) различного размера и цвета, три коробки с изображениями на крышках круга, квадрата, треугольника, две картинки с изображениями снеговика грустного и весёлого, картинки с изображениями белочки, домика, гнома, пирамиды, стрелы; “волшебный” мешочек, магнитофон. 1. Организационный момент Воспитатель: За окном повеселело, Выпал снег большой и белый. Лег на крыши, на качели, На газон и на панели. И его, как недотрогу, Так и хочется потрогать. В гости к нам пришла зима, Наша русская зима! (включает магнитофонную запись “Песня Снеговика” сл. В.Коростылёва, муз. М.Минкова) – Дети, мне кажется, к нам кто-то спешит. Да это то же наш снеговик! Только почему он такой грустный? Давайте пригласим его к нам и попробуем его развеселить. (Выставляет картинку с изображением “грустного” снеговика). 2. Дидактическая игра “Волшебный мешочек” – Дети, снеговик принес нам волшебный мешочек. В нем геометрические фигуры. Давайте будем их доставать и раскладывать по местам (в коробки с изображениями круга и квадрата). Дети достают геометрические фигуры. Ощупывают каждую, называют и кладут в соответствующую коробку.(Круг гладкий, его можно катить). Круглый круг похож на мячик, Он по небу солнцем скачет. Круглый, словно диск луны, Как бабулины блины. Как тарелка, как венок, Как веселый колобок, Как колеса, как колечки, Как пирог из теплой печки! (Квадрат состоит из равных сторон и углов, его нельзя катить). Квадрат - четыре стороны, Все стороны его равны, И все углы прямые. 3. Физкультминутка. Лепит с самого утра Детвора снеговика. Снежные шары катает, И, смеясь, соединяет. Cнизу самый крупный ком, Чуть поменьше ком на нём. Ещё меньше – голова, Дотянулись мы едва. На полянке снег, снег! Возле елки – смех, смех! 4. Конструирование из геометрических фигур – Дети, давайте сложим из кругов фигуру снеговика, а из квадратов домик для него. (Дети конструируют из геометрических фигур и сталкиваются с проблемой: у домика нет крыши). Воспитатель достает третью коробку с изображением треугольника на крышке. – Дети, может здесь найдется крыша для дома? (Выкладывают крышу). А что же это за фигура? Круг? (Нет, он не круглый, у него есть углы). Квадрат? (Нет, у него не четыре стороны и углы не такие, как у квадрата) – Дети, давайте проведем пальчиками по сторонам этой фигуры, посчитаем их. Сколько? (Три). А углов? (Три) Мы будем называть эту фигуру треугольник. – Дети, а наш снеговик по-прежнему грустит. Я, кажется, догадалась, в чем тут дело! Присмотритесь повнимательней! Чего не хватает у снеговика? Правильно, снеговик потерял свой нос-морковку. Давайте подберем ему подходящий нос. Какая геометрическая фигура нас “выручит”? (Треугольник) 5. Физкультминутка. На дворе у нас мороз. Чтобы носик не замерз, Надо ножками потопать И ладошками похлопать. С неба падают снежинки, Как на сказочной картинке. Будем их ловить руками И покажем дома маме. А вокруг лежат сугробы, Снегом замело дороги. Не завязнуть в поле чтобы, Поднимаем выше ноги. Мы идем, идем, идем И к себе приходим в дом. 6. Дидактическая игра “Треугольники вокруг нас”. (дети рассматривают картинки и находят предметы треугольной формы). Треугольный треугольник Угловатый своевольник, Он похож на крышу дома, И на шапочку у гнома. А еще похож на стрелку, И на ушки рыжей белки. Угловатый очень с виду, Он похож на пирамиду. 7. Итог занятия. – Дети, смотрите, наш зимний гость повеселел, он уже улыбается. (Воспитатель незаметно меняет картинки с изображением снеговика). Это вы, мои дорогие, помогли ему: Построили дом и заменили нос-морковку. А какая геометрическая фигура “выручила” вас? (Треугольник). Молодцы! А наш снеговик отправляется на улицу, пока не растаял.

Цели и задачи:
Упражнять в счете предметов до пяти. Закреплять знание геометрических предметов. Совершенствовать умения решать логические задачи. Развивать пространственные представления. Развивать любознательность, память, интерес к математике.

Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычный день. К нам пришли гости. Давайте посмотрим на них и поздороваемся. Ребята, вам нравится приходить в музыкальный зал? А что мы делаем на последних занятиях в музыкальном зале?
Дети: Готовимся к празднику Новому году.
Воспитатель: А какое время года у нас сейчас?
Дети: Зима.
Воспитатель: Перечислите, пожалуйста, все времена года, сколько их всего?
Дети отвечают.

Стук в двери. Забегает расстроенный Снеговик и отдает воспитателю письмо от Снегурочки.
Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята, помогите, пожалуйста, спасти Деда Мороза. Его заколдовала Снежная Королева. Я жду вас у леса. Ваша Снегурочка».
Ребята, вы хотите помочь Снегурочке?
Дети: Да!
Воспитатель: А на чем мы сможем добраться до леса?
Ответы детей. Выбирают поезд.
Перед тем как сесть в поезд, дети выбирают себе билеты в виде геометрических фигур.

Воспитатель: На что похожи билеты?
Дети: На геометрические фигуры.
Под музыкальное сопровождение дети добираются до леса. На экране картина зимнего леса. У экрана стоит Снегурочка.

Снегурочка: Я очень рада, что вы приехали на помощь. Дальше нам нужно идти пешком по сугробам и через поваленные деревья. Путь будет нелегким! Вы готовы, ребята, преодолеть все препятствия? Ну, тогда не будем терять ни минутки! Вперед!

Дети, Снегурочка, Снеговик и воспитатель идут по муз. залу перешагивая через спортивный инвентарь под звуки вьюги.

Пришли к картинке с изображением замка Снежной Королевы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?
Дети: Замок Снежной Королевы.
Воспитатель: Он находится далеко от нас или близко?
Дети: Далеко, высоко в горах.
Воспитатель: Что же нам делать, как мы можем помочь Деду Морозу?
Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь кто-то есть!
В стороне стоит стол, на нем сидит полярная сова (картинка) и лежат конверты с заданиями от Снежной Королевы.

Воспитатель: Сова что-то хочет нам сказать. Она главная помощница у Снежной Королевы и говорит очень тихо, поэтому я наклонюсь к ней. Она говорит, что нужно выполнить все задания. И за каждое задание сова будет давать нам осколок Деда Мороза. Как только мы соберем силуэт Деда Мороза, он будет расколдован.Сколько всего здесь конвертов?
Дети: Три.
Воспитатель: А какие цифры изображены на конвертах?
Дети: Один, два, три.
Воспитатель открывает первый конверт и читает задание.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки.
1.Два кольца, два конца,
А посередине гвоздик (Ножницы)
2.Стоит Антошка на одной ножке(Гриб)

А сейчас расскажите поговорки, в которых встречаются цифры.
1Ребенок: Одна нога тут, другая – там.
2Ребенок: Как две капли воды.
3Ребенок: От горшка два вершка.
4Ребенок: Палка о двух концах.
5Ребенок: Как свои пять пальцев.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас нужно закончить предложение.
Завтракаем мы утром, а ужинаем ….(вечером)
Катаемся на коньках зимой, а купаемся …(летом)
Днем мы обедаем, а завтракаем …(утром)
Солнце светит днем, а луна …(ночью)
Весной листья распускаются, а падают с деревьев …(осенью).

Молодцы! С заданиями, которые находились в первом конверте, мы справились. За это мы получаем первый осколок. Открываем второй конверт. Для того, чтобы выполнить следующие задания, нам очень быстро необходимо разделиться на 3 группы. Когда я скажу «Раз, два, три к своей геометрической фигуре беги», вы должны подбежать к взрослому, у которого такая же фигура, как и у вас. Молодцы!

Слушайте внимательно задание. Снежная Королева просит починить зимние вещи: варежки, носочки и шарфики. Для каждой группы свое задание. В виде чего заплаты?

Дети: В виде геометрических фигур.
Воспитатель: Перечислите их.
Дети: Овал, круг, квадрат, прямоугольник и треугольник.
Воспитатель: Каким они цветом?
Дети: Красные, желтые, синие, зеленые, оранжевые.
Воспитатель: Молодцы! И с этими заданиями мы справились. За это мы получаем второй осколок. Вы, наверное, замерзли. Давайте немного подвигаемся.

Физминутка:
-Раз — подняться, потянуться.
-Два – согнуться, разогнуться.
-Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
-На четыре – руки шире.
-Пять – руками помахать
И на место тихо встать.

Воспитатель: Нам нужно торопиться. Переходим к последним заданиям.
В этом конверте Снежная Королева просит, чтобы вы построили башни. Первая группа строит высокую желтую и низкую синюю башни.
Вторая — высокую красную и низкую желтую.
Третья – высокую зеленую и низкую красную.
Дети строят из кубов башни.

Воспитатель: Молодцы! Задания верно выполнили. Из каких фигур вы построили башни?
Дети: Из кубов.
Воспитатель: А почему вы не использовали шары при строительстве башен?
Дети: Потому что они катятся.
Воспитатель: Правильно. И, наконец, мы получаем последний третий осколок. Скорее собирайте силуэт Деда Мороза.
Дети собирают силуэт Деда Мороза.

Воспитатель: Молодцы! Дед Мороз расколдован! Значит, наш новогодний праздник состоится. Ребята, а какой предмет нам помогает наблюдать за временем.
Дети: Часы.
Воспитатель: Правильно.

Дети и герои исполняют танец под песню «Часики идут».

Снегурочка: Спасибо вам, ребята, за то, что вы мне помогли расколдовать Деда Мороза. За это я хочу вас угостить моими любимыми конфетами «Ледок».
Дети благодарят Снегурочку.
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Дети садятся в поезд и едут в детский сад.

Итог занятия.

Где мы побывали? Что делали? Что было интересного? Что понравилось?

Название: Конспект занятия по математике в средней группе «Путешествие по зимнему лесу»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, математика, Средняя группа

Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ Дс №65 г. Тюмень
Месторасположение: г. Тюмень