Международный день дружбы 30 июля. Международный день дружбы. День дружбы народов: интересные факты про дружбу

19.02.2019

О мученической кончине святого Иоанна Крестителя в 32 году по рождестве Христовом повествуют святые евангелисты Матфей и Марк. Священное предание Древней Церкви сохранило некоторые подробности этих событий, происходивших незадолго до Распятия и Воскресения Христова.

Ирод, называемый Антипой, сын Ирода Великого, избившего младенцев в Вифлееме, руководил регионом на восточном берегу Иордана, который назывался Галилеей. Сначала он женился на дочери Аравийского царя Арефы. Но затем, плененный красотой Иродиады, жены своего родного брата Филиппа, сблизился с ней. По ее требованию он прогнал от себя законную жену свою и женился на своей невестке. Это было противозаконно. Согласно иудейским законам того времени, он мог бы так поступить только в том случае, если бы Филипп умер и не оставил после себя потомства. Но здесь все было совсем иначе...

Ирод отнял жену брата, когда последний был еще жив. Святой Иоанн Креститель видел поступок, совершенный Иродом, и не мог смолчать, а потому перед всеми обличил Ирода как чужоложника, говоря ему: «Не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего».

Ирод, не желая слышать святого Иоанна, приказал заточить последнего в темницу. Особенно была рассержена Иродиада и хотела даже убить святого пророка и Крестителя Божия Иоанна, но не могла найти удобного случая. Ирод, как и многие его земляки, считал Иоанна человеком праведным и святым. Не так давно он с удовольствием слушал его и творил много добра, по совету пророка, он боялся и не мог решиться казнить Иоанна.

Однако он боялся не столько Бога, сколько человеческой молвы, как говорит евангелист Матфей: "и хотел убить его, но боялся народа, потому что его считали за пророка». Ирод беспокоился чтобы народ не поднял мятежа против него и поэтому не убивал Иоанна, а только поместил его в темницу.

Однажды, Ирод устроил во дворце пир по случаю своего дня рождения. Собралось множество гостей. Столы ломились от изысканных блюд и дорогих вин, а приглашенных веселили актеры и музыканты. В самом разгаре торжества в зал вошла падчерица Ирода Саломея. Как простая рабыня, она стала танцевать перед гостями, показывая свое умение и мастерство. Танец настолько понравился Ироду, что «под присягой он обещал ей дать, чего ни попросит», вплоть до половины царства.

Естественно, девушка растерялась и побежала к Иродиаде, своей матери, чтобы посоветоваться. И вот, Иродиада решила воспользоваться успехом дочери. Наконец у нее появилась возможность отомстить Иоанну и раз и навсегда избавиться от его упреков и разоблачений.

"Дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя", - сказала девушка, когда вернулась к гостям. Царь опечалился, но ради клятвы и тех, кто сидел за столом с ним, повелел дать.

Он не удивился жестокости просьбы. Возможно, он даже предполагал, какой совет может дать Иродиада. Иоанн много значил для Ирода. Царь не мог не понимать, что выполнение клятвы было жестоким убийством, и тем не менее приказал отрубить Иоанну голову. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что, скорее всего, Ирод боялся потерять Иродиаду. Клятвой же прикрылся, «как благовидным предлогом».

Считается, что и после своей смерти Иоанн был Предтечей Господу, так как душа пророка явилась в ад и сообщила душам праотцов, находившихся там, о том, что вскоре должен прийти Спаситель и освободить их. Он выдержал свое испытание до конца, не поколебался и остался верен Богу.

Жизнь Ирода и Иродиады не была счастливой и спокойной. Оба они боялись, что Иоанн может воскреснуть из мертвых. Иродиада даже велела похоронить голову пророка отдельно от тела. О том, насколько опасался этого Ирод, говорит тот факт, что когда начал проповедовать Иисус Христос, царь ужаснулся и, вспомнив о совершенном по его приказу убийстве, сказал: «Это Иоанн Креститель, он воскрес из мертвых, и поэтому творятся чудеса от него».

Суд Божий свершился над Иродом, Иродиадой и Соломией еще при их земной жизни. Саломея, переходя зимой реку Сикорис (сегодня она называется Сегре), провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно танцуя, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ей шею. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им голову святого Иоанна Предтечи.

Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери войском двинулся против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию (современная территория Франции), а затем в Испанию. Там они погибли во время землетрясения. В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.

Тропарь

Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав, радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающего нам велию милость.

Проект "Православные праздники" реализован "УНИАН-Религии" при содействии Киевской духовной академии и семинарии. При использовании материала ссылка на источник обязательна.

Православная церковь относит Усекновение главы Иоанна Предтечи к числу великих праздников. 11 сентября посвящено памяти мученической смерти Иоанна Крестителя, которому отрубили голову по приказу тетрарха Ирода. Полное название праздника в богослужебных книгах Православной церкви: «Усекновение честныя главы, честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна»

События Усекновения главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна - полное название праздника. 11 сентября (29 августа по старому стилю) Русская Православная Церковь вспоминает новозаветные события, описанные в 14-й главе Евангелия от Матфея и 6-й главе Евангелия от Марка.

Святого Иоанна Крестителя, который предсказал пришествие Мессии и крестил Иисуса Христа в реке Иордан, заключили в темницу по приказу царя Ирода Антипы. Ирод в то время правил в Галилее, и великий пророк обличал грехи и злодеяния его и его окружения. Тетрарх (то есть один из четырех римских правителей Иудеи) боялся казнить святого: его любил народ, и Ирод страшился народного гнева. Но жена его брата Иродиада, с которой он сожительствовал, подговорила свою дочь Саломею обманом заставить царя убить узника. На пиру Саломея танцевала для Ирода. Танец так понравился ему, что он поклялся исполнить любое ее желание. Саломея попросила голову Иоанна на блюде. Ирод исполнил просьбу. Так пророк принял мученическую смерть.

Что можно есть в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи

В этот день - строгий пост. Постящиеся не едят мясо, рыбу, яйца и молочные проукты. Пищу можно приправлять только растительным маслом. Гастрономические ограничения в этот праздник - выражение нашей скорби о смерти великого Иоанна Крестителя.

Что нельзя делать 11 сентября на Иоанна Предтечи

В какой бы день недели этот праздник не попадал, включая воскресенье, этот день всегда считается днем строгого поста, запрещено есть не только мясную и молочную пищу, но даже рыбу.

Накануне праздника вечером служится всенощное бдение – торжественное праздничное богослужение, которое проводится от захода солнца до рассвета (примерно с 18 часов до 6 часов утра.

11 сентября считается очень энергетически сильным днем. Считается, что тем, кто соблюдает пост в этот день, будут прощены все грехи, люди издавна верили в то, что в этот день у человека исполнится любое желание, которое будет загадано.

Издавна у людей существует запрет на пользование острыми, колющими, режущими предметами: ножом, ножницами и т. д.

«Кто на Усекновение ножом пользуется, сам без головы останется», — говорят в народе.

Нельзя ничего резать, особенно продукты круглой формы: капусту, арбузы, хлеб, помидоры и т. д. – так как круглое ассоциируется с отрубленной головой Крестителя. Хлеб, например, в этот день ломали руками, но не резали.

Среди народных примет существует запрет на танцы, песни и любое веселье в этот день. Связано это с танцем Саломеи, падчерицы Ирода, по просьбе которой и был обезглавлен Иоанн Креститель. Считается, что тот, кто в этот день танцует, тот берет на себя тот грех, который когда-то взяла на себя Саломея.

Усекновение Главы Иоанна Предтечи: традиции и обычаи празднования

На Руси последняя страница жизни Иоанна Крестителя была хорошо известна, горячо переживалась народом и породила множество апокрифических пересказов. Имена Саломеи и Иродиады стали нарицательными обозначениями женской хитрости и коварства. Не случайно 12 лихорадок называли Иродиадами или дочерями Ирода.

День, когда церковь вспоминает смерть пророка через усекновение главы, отмечался строгим постом. Пост этот имел свои особенности: в пищу нельзя было употреблять яблоки, картофель, лук, капусту ягоды, арбузы, орехи и другие продукты, имеющие круглую форму или хотя бы отдаленно напоминающие голову.

В этот день ничего не варили. Грехом считалось в руки брать нож и что бы то ни было резать. Строгий запрет существовал на веселье, особенно на песни и пляски, потому что именно пением и плясками дочь Иродиады выпросила голову пророка.

Верили, что если в этот день разрезать кочан капусты, то из него непременно потечет кровь, а если человек 11 сентября съест что-либо круглое, то весь год у него будет болеть голова.

Как отмечать праздник

События, связанные с жизнью Иоанна Предтечи, почитаются церковью и всегда отмечаются особым образом. В этот день не принято веселиться, играть в азартные игры и устраивать пышные застолья. Наоборот, верующие должны отказаться от пышных яств и в дань трагическому событию соблюдать строгий пост.

В этот день следует молиться о прощении, вразумлении грешных и помощи им. Категорически запрещены заупокойные молитвы.

В нашей стране был построен не один храм, посвященный мученику Иоанну, и ежегодно 11 сентября в каждой из этих церквей проводятся праздничные богослужения. Как правило, утренняя служба начинается рано, и до самого вечера верующие почитают Великий праздник.

11 сентября в храмах можно услышать церковные проповеди, обращенные к верующим, и молитвы, обращенные к Богу.

В этот день церковь Рождества Иоанна Предтечи в Суздале почтит молитвами память Великого Крестителя Божьего. Рано утром каждый желающий может поприсутствовать на богослужении и исповеди, посвященной этому святому дню.

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове приглашает всех на божественную литургию в 8 утра. Также и Покровская епархия с 8 утра проведет богослужение в Свято-Троицком кафедральном соборе в Энгельсе. Молебен будет о страдающих от недуга пьянства и наркомании. Здесь желающие могут услышать молитвы во излечение людей, страдающих тяжелыми вредными зависимостями - алкоголизмом и наркоманией.

В храме Усекновения главы Иоанна Предтечи в Бортевее верующим также предлагается поприсутствовать на вечернем богослужении, на котором будут молиться за души грешных людей.

В храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором в Москве в 9 утра начнется литургия. А в 18.00 вы сможете побывать на вечернем богослужении.

Кировский храм Усекновения Ионна Предтечи проведет по улицам города крестный ход, в котором также могут поучаствовать все желающие.

В день памяти Иоанна Крестителя запрещены массовые и шумные гулянья. Почтить память святого мученика вы сможете в стенах храмов и церквей. Помимо этого, в этот день также принято отдавать дань памяти погибшим воинам.

11 сен-тяб-ря Цер-ковь празд-ну-ет Усек-но-ве-ние гла-вы Про-ро-ка, Пред-те-чи и Кре-сти-те-ля Гос-под-ня Иоан-на. День му-че-ни-че-ской смер-ти «ве-ли-чай-ше-го из рож-ден-ных же-на-ми» опи-сан еван-ге-ли-ста-ми Мат-фе-ем () и Мар-ком (). Что про-изо-шло с Иро-дом по-том? Где на-хо-дит-ся се-го-дня гла-ва свя-то-го? По-че-му по-стить-ся в этот день - это зна-чит стать сво-бод-нее от раб-ства удо-воль-стви-ям?

По-сле смер-ти Иро-да Ве-ли-ко-го рим-ляне по-де-ли-ли тер-ри-то-рию Па-ле-сти-ны на че-ты-ре ча-сти, на-зна-чив в каж-дую из них пра-ви-те-ля из сво-их став-лен-ни-ков. Ирод Ан-ти-па по-лу-чил от им-пе-ра-то-ра Ав-гу-ста Га-ли-лею в свое управ-ле-ние. Иоанн Кре-сти-тель об-ли-чал Чет-ве-ро-власт-ни-ка в том, что он, оста-вив свою за-кон-ную же-ну (дочь ара-вий-ско-го ца-ря Аре-фы), неза-кон-но со-жи-тель-ство-вал с Иро-ди-а-дой, же-ной сво-е-го род-но-го бра-та Филип-па. За это Ирод за-клю-чил свя-то-го в тем-ни-цу. Неко-то-рые ис-то-ри-ки утвер-жда-ют, что Ирод сде-лал это не столь-ко из-за зло-бы на Иоан-на Кре-сти-те-ля, сколь-ко по-то-му, что же-лал за-щи-тить его от сво-ей воз-люб-лен-ной, зная ее мсти-тель-ный нрав. Иро-ди-а-да бы-ла чрез-вы-чай-но зла на про-ро-ка.

Усек-но-ве-ние гла-вы Иоан-на Пред-те-чи про-изо-шло во вре-мя пи-ра в честь дня рож-де-ния Иро-да, на ко-то-ром при-сут-ство-ва-ли вель-мо-жи, ста-рей-ши-ны и ты-ся-че-на-чаль-ни-ки. Дочь Иро-ди-а-ды Са-ло-мия (Са-ло-мея) тан-це-ва-ла пе-ред го-стя-ми, рас-по-ло-жив тем са-мым к се-бе Иро-да, ко-то-рый по-клял-ся дать ей все, что она ни по-про-сит - хо-тя бы да-же и по-ло-ви-ну сво-е-го цар-ства. По на-го-во-ру сво-ей ма-те-ри Иро-ди-а-ды, у ко-то-рой по-яви-лась воз-мож-ность ото-мстить свя-то-му Иоан-ну и на-все-гда из-ба-вить-ся от упре-ков и об-ли-че-ний, Са-ло-мея по-про-сил дать ей го-ло-ву Иоан-на Кре-сти-те-ля и при-не-сти ее на блю-де. Ирод сму-тил-ся, так как бо-ял-ся гне-ва Бо-жия за убий-ство про-ро-ка, а так-же на-род-но-го гне-ва, по-сколь-ку Пред-те-ча был лю-бим жи-те-ля-ми Га-ли-леи. При этом из Еван-ге-лий из-вест-но, что Ирод во мно-гом слу-шал свя-то-го Иоан-на и по-сту-пал по его сло-вам - но, как пи-шет свт. Иоанн Зла-то-уст, пра-ви-тель «цар-ство-вал над удо-воль-стви-я-ми, вер-нее, был ра-бом удо-воль-ствий». Зла-то-уст по-ла-га-ет, что, ско-рее все-го, клят-вой Ирод при-крыл-ся, как бла-го-вид-ным пред-ло-гом - на са-мом же де-ле, ис-тин-ной при-чи-ной его по-ступ-ка бы-ла бо-язнь по-те-рять Иро-ди-а-ду.

И он сдер-жи-ва-ет свою клят-ву, дан-ную в при-сут-ствии вы-со-ких го-стей: он от-да-ет со-от-вет-ству-ю-щий при-каз - и про-ис-хо-дит Усек-но-ве-ние гла-вы Иоан-на Пред-те-чи. Су-ще-ству-ет пре-да-ние, со-глас-но ко-то-ро-му уста мерт-вой гла-вы про-ро-ка по-преж-не-му про-дол-жа-ли об-ли-чать пра-ви-те-ля: «Ирод, не долж-но те-бе иметь же-ну Филип-па, бра-та тво-е-го». По-сле это-го Са-ло-мия в яро-сти ис-ко-ло-ла язык про-ро-ка иг-лой и за-ко-па-ла гла-ву Кре-сти-те-ля в нечи-стом ме-сте.

Ирод про-дол-жал пра-вить неко-то-рое вре-мя по-сле Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи - еван-гель-ская ис-то-рия сви-де-тель-ству-ет о том, что Пон-тий Пи-лат по-сы-лал к нему свя-зан-но-го Иису-са Хри-ста ().

Даль-ней-шая судь-ба Иро-да и Иро-ди-а-ды сло-жи-лась пе-чаль-но. Лю-бов-ни-ки бо-я-лись, что свя-той Иоанн вос-креснет из мерт-вых, а Ирод, ко-гда на-чал про-по-ве-до-вать Иисус Хри-стос, ужас-нул-ся это-му, ска-зав: «это Иоанн Кре-сти-тель; он вос-крес из мерт-вых, и по-то-му чу-де-са де-ла-ют-ся им».

По про-ше-ствии вре-ме-ни по-сле Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи, Са-ло-мия, пе-ре-хо-дя зи-мой по льду ре-ку Си-ко-рис, про-ва-ли-лась под во-ду и лед сда-вил ее та-ким об-ра-зом, что го-ло-ва на-хо-ди-лась на по-верх-но-сти, а те-ло - в ле-дя-ной во-де. Она тщет-но пы-та-лась вы-брать-ся, но это ей не уда-ва-лось - так про-дол-жа-лось до тех пор, по-ка ост-рые глы-бы не пе-ре-ре-за-ли ее шею. Те-ло Са-ло-мии не на-шли, а го-ло-ву при-нес-ли Иро-ду с Иро-ди-а-дой, по-доб-но то-му, как неко-гда при-нес-ли гла-ву Иоан-на Пред-те-чи. Усек-но-ве-ние гла-вы Иоан-на Пред-те-чи от-ра-зи-лось и на судь-бе са-мо-го Иро-да - в от-мест-ку за бес-че-стие сво-ей до-че-ри, ара-вий-ский царь Аре-фа на-пра-вил свои вой-ска про-тив него. Ирод по-тер-пел по-ра-же-ние и по этой при-чине раз-гне-вал рим-ско-го им-пе-ра-то-ра Ка-ли-гу-лу. Он был со-слан вме-сте с Иро-ди-а-дой в за-то-че-ние в Гал-лию, а за-тем - в Ис-па-нию.

По-сле Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи, его уче-ни-ки по-греб-ли те-ло свя-то-го в Са-ма-рян-ском го-ро-де Се-ва-стии. Свя-тая гла-ва Иоан-на Кре-сти-те-ля бы-ла най-де-на и по-гре-бе-на в со-су-де на Еле-он-ской го-ре. По-сле-ду-ю-щие со-бы-тия раз-ви-ва-лись сле-ду-ю-щим об-ра-зом: один по-движ-ник ко-пал ров для ос-но-ва-ния хра-ма, на-шел свя-ты-ню и хра-нил ее у се-бя. А пе-ред сво-ей смер-тью, опа-са-ясь, что свя-ты-ня мо-жет быть по-ру-га-на, скрыл ее в зем-ле в том же са-мом ме-сте, где и об-на-ру-жил.

В 452-м го-ду про-рок ука-зал в ви-де-нии ме-сто со-кры-тия сво-ей гла-вы - и она бы-ла вновь об-ре-те-на, по-сле че-го ее пе-ре-нес-ли в Емес-су, за-тем - в Кон-стан-ти-но-поль. В па-мять это-го уста-нов-лен еще один празд-ник, нераз-рыв-но со-пря-жен-ный с Усек-но-ве-ни-ем гла-вы Иоан-на Пред-те-чи - об-ре-те-ние его чест-ной гла-вы. Празд-ник пер-во-го и вто-ро-го чу-дес-но-го об-ре-те-ния от-ме-ча-ет-ся Цер-ко-вью 8 мар-та (24 фев-ра-ля ста-ро-го сти-ля).

Во вре-ме-на ико-но-бор-че-ских го-не-ний гла-ва бы-ла вы-ве-зе-на в Ко-ма-ны (Аб-ха-зия), из-вест-ном как ме-сто ссыл-ки и кон-чи-ны свт. Иоан-на Зла-то-уста, и спря-та-на в зем-ле. По-сле вос-ста-нов-ле-ния ико-но-по-чи-та-ния св. пат-ри-ар-ху Иг-на-тию но-чью во вре-мя мо-лит-вы бы-ло ука-за-но ме-сто, где хра-нит-ся чест-ная гла-ва. Та-ким об-ра-зом свя-ты-ня бы-ла об-ре-те-на вновь. Это со-бы-тие празд-ну-ет-ся 7 июня (25 мая) как Тре-тье об-ре-те-ние гла-вы св. Иоан-на Пред-те-чи

День стро-го-го по-ста

Усек-но-ве-ние гла-вы св. Иоан-на Пред-те-чи от-ме-ча-ет-ся 11 сен-тяб-ря (29 ав-гу-ста). Мит-ро-по-лит Су-рож-ский Ан-то-ний в од-ной из про-по-ве-дей так трак-ту-ет тот факт, что Усек-но-ве-ние гла-вы свя-то-го (то есть на-силь-ствен-ное убий-ство) - яв-ля-ет-ся имен-но празд-ни-ком:

«Се-го-дня мы празд-ну-ем день Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи… Сло-во "празд-но-вать" мы при-вык-ли по-ни-мать как ра-дость, но оно же зна-чит "оста-вать-ся без де-ла", а без де-ла мож-но оста-вать-ся, по-то-му что за-хлестнет ду-шу ра-дость и уже де-ла нет до обыч-ных дел, а мо-жет это слу-чить-ся по-то-му, что ру-ки опу-сти-лись от го-ря или от ужа-са. И вот та-ков се-го-дняш-ний празд-ник: за что возь-мешь-ся пе-ред ли-цом то-го, о чем мы слы-ша-ли се-го-дня в Еван-ге-лии?»

По-это-му в день Усек-но-ве-ния преду-смот-рен стро-гий пост, во вре-мя ко-то-ро-го не упо-треб-ля-ет-ся в пи-щу мя-со, мо-лоч-ные про-дук-ты, ры-ба. «Не бу-дем мы со-общ-ни-ка-ми чре-во-уго-дия Иро-да», - го-во-рит Ти-пи-кон. Устав по-яс-ня-ет, как пра-виль-но от-но-сить-ся к это-му празд-ни-ку:

«Бу-дем есть мя-со или дру-гую изыс-кан-ную пи-щу? А Кре-сти-тель жил в без-вод-ной и бес-трав-ной пу-стыне — ни хле-ба не ел, ни дру-гой еды не имел. Ви-но пьем? А он не пил ни ви-на, ни дру-го-го пи-тья мир-ско-го. Сто-лом и одром его бы-ла зем-ля, вку-шал он толь-ко ак-ри-ды (струч-ки рож-ко-во-го де-ре-ва, по дру-гим ис-точ-ни-кам — род съе-доб-ной са-ран-чи) и ди-кий мед. Вме-сто ча-ши - при-горш-ни во-ды, те-ку-щей из кам-ня. По-это-му про-ве-дем этот день в по-сте и мо-лит-ве».

Пост в день Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи уста-нов-лен, ве-ро-ят-нее все-го, вме-сте с празд-ни-ком, на-ча-ло ко-то-ро-го от-но-сит-ся к пер-вым вре-ме-нам хри-сти-ан-ской Церк-ви. Древ-ность по-ста в этот день под-твер-жда-ет-ся уста-вом иеру-са-лим-ско-го мо-на-сты-ря прп. Сав-вы Освя-щен-но-го. В нем го-во-рит-ся, что пост в день Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи «за-ве-щан древни-ми свя-ты-ми от-ца-ми».

Не есть круг-лое - суе-ве-рие

От-но-си-тель-но празд-ни-ка Усек-но-ве-ния гла-вы Про-ро-ка, Пред-те-чи и Кре-сти-те-ля Гос-под-ня Иоан-на су-ще-ству-ет мас-са суе-ве-рий, не име-ю-щих от-но-ше-ния к су-ти по-чи-та-е-мо-го со-бы-тия. На-при-мер, что в этот день нель-зя ста-вить на стол ни-че-го круг-ло-го (ни блюд, ни та-ре-лок), нель-зя есть пи-щу круг-лой фор-мы (то есть - кар-то-фель, лук, яб-ло-ки, ар-бу-зы), ис-поль-зо-вать ру-бя-щие и ре-жу-щие пред-ме-ты. На-при-мер, по бе-ло-рус-ско-му по-ве-рью, свя-зан-но-му с днем Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи, в те-че-ние го-да го-ло-ва свя-то-го по-чти при-рас-та-ет об-рат-но, но как толь-ко лю-ди в этот день нач-нут ре-зать хлеб - сно-ва от-па-дет. У юж-ных сла-вян в день Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи стро-го со-блю-дал-ся за-прет на крас-ные пло-ды и на-пит-ки, так как счи-та-лось, что «это кровь свя-то-го Иоан-на». По-это-му в этот день не ели чер-но-го ви-но-гра-да, по-ми-до-ров и крас-но-го пер-ца.

Ра-зу-ме-ет-ся, эти суе-ве-рия рас-про-стра-ня-лись (и рас-про-стра-ня-ют-ся ино-гда до сих пор) сре-ди лю-дей ма-ло-цер-ков-ных и не име-ют ни-ка-ко-го ос-но-ва-ния в тра-ди-ци-ях Церк-ви от-но-си-тель-но дня празд-но-ва-ния Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи.

Где на-хо-дит-ся гла-ва св. Иоан-на Пред-те-чи

В ми-ре су-ще-ству-ет несколь-ко свя-тынь, непо-сред-ствен-но свя-зан-ных с со-бы-ти-я-ми Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи. Это ча-сти-цы гла-вы свя-то-го Иоан-на Кре-сти-те-ля: пе-ред-няя часть гла-вы на-хо-дит-ся в ка-то-ли-че-ском ка-фед-раль-ном со-бо-ре Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы в го-ро-де Амье-на (Ита-лия), часть гла-вы хра-нит-ся в Лав-ре свя-ти-те-ля Афа-на-сия Ве-ли-ко-го на Афоне, а гроб-ни-ца про-ро-ка с ча-стью его гла-вы на-хо-дит-ся в ме-че-ти Омай-я-дов в Да-мас-ке. На ме-сте об-ре-те-ния гла-вы Иоан-на Кре-сти-те-ля - Еле-он, го-ры Воз-не-се-ния в Иеру-са-ли-ме - на тер-ри-то-рии рус-ско-го Спа-со-Воз-не-сен-ско-го мо-на-сты-ря по-стро-е-на ча-сов-ня в па-мять это-го со-бы-тия, а ме-сто об-ре-те-ния от-ме-че-но углуб-ле-ни-ем в мо-за-ич-ном по-лу.

В Москве ча-сти-цы мо-щей св. Иоан-на Пред-те-чи на-хо-дят-ся в несколь-ких хра-мах. На-при-мер, в Иоан-но-Пред-те-чен-ском жен-ском мо-на-сты-ре и хра-ме Вла-ди-мир-ской ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри в Ви-но-гра-до-во.

Под-го-то-вил: Дмит-рий Бо-ри-сов

Полное собрание и описание: молитва на усекновение главы иоанна предтечи для духовной жизни верующего человека.

Молитвы на каждый день

11 сентября

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Икона и житие святого Иаонна Предтечи
Акафист Святому Иоанну Предтече

Тропарь, глас 2-й

Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость.

Кондак, глас 5-й

Евангелие от Матфея 14:1-13

1 В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе

2 и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.

3 Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего,

4 потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее.

5 И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка.

6 Во время же [празднования] дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду,

7 посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит.

8 Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя.

9 И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей,

10 и послал отсечь Иоанну голову в темнице.

11 И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей.

12 Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу.

13 И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком.

На литургии или днем

Деяния апостолов 13:25-32

25 При окончании же поприща своего, Иоанн говорил: за кого почитаете вы меня? я не тот; но вот, идет за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах.

26 Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего.

27 Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу,

28 и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его.

29 Когда же исполнили всё написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб.

30 Но Бог воскресил Его из мертвых.

31 Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом.

32 И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса,

Евангелие от Марка 6:14-30

14 Царь Ирод, услышав [об Иисусе], – ибо имя Его стало гласно, – говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.

15 Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков.

16 Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых.

17 Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней.

18 Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего.

19 Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла.

20 Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.

21 Настал удобный день, когда Ирод, по случаю [дня] рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, –

22 дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе;

23 и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.

24 Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя.

25 И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.

26 Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.

27 И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.

28 Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.

29 Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе.

30 И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили.

Молитвы святым

Память: 7 / 20 января (Собор Иоанна Предтечи), 24 февраля / 9 марта (Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи), 25 мая / 7 июня (Третье обретение главы Иоанна Предтечи), 24 июня / 7 июля, 29 августа / 11 сентября (Усекновение главы Иона Предтечи), 23 сентября / 6 октября (Зачатие порока Иоанна Предтечи) , 12 / 25 октября (Перенесение десной руки)

Величайший и последний из пророков Израиля. Как проповеднику покаяния ему молятся о вразумлении грешников, даровании видения и понимания своих грехов и их причин, о приобщении к Церкви некрещеных людей, маловеров и сектантов, и даровании покаянного чувства, о помощи заключенным. К нему прибегают за духовной помощью во время длительных постов. Пророка Иоанна Предтечу просят о изобилии плодов земных, он издревле особо почитался крестьянами и пчеловодами.

Пророк Иоанн Предтеча. Икона деисусного чина, XIV век. Визаинтия. Сербский монастырь Хиландар

Собор пророка Иоанна Предтечи

Тропарь пророка Иоанна Предтечи, глас 2

Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже, за истину пострадав, радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость.

Кондак пророка Иоанна Предтечи, глас 6

Плотскаго Твоего пришествия убоявся, Иордан страхом возвращашеся;пророческое же служение исполняя, Иоанн трепетом спряташеся; Ангельския чини ужасахуся, зряще Тя, во струях плотию крещаема; и вси, сущии во тьме, озаряхуся, воспевающе Тя, явльшагося и просветившаго вся.

Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи

От земли возсиявши, Предтечева глава лучи испущает нетления верным исцелений, свыше собирает множество Ангел, доле же созывает человеческий род единогласную возсылати славу Христу Богу.

Пророче Божий и Предтече благодати, главу твою, яко шипок священнейший, от земли обретше, исцеления всегда приемлем, ибо паки, якоже прежде, в мире проповедуеши покаяние.

Третье обретение главы Иоанна Предтечи

Тропарь пророку Иоанну Предтече, глас 4

Яко Божественное сокровище, сокровенное в земли, Христос откры главу твою нам, пророче и Предтече. Вси убо, сошедшеся в сея обретение, песньми богоглаголивыми Спаса воспоим, спасающа нас от тления молитвами твоими.

Кондак пророку Иоанну Предтече, глас 6

Светоявленный и Божественный в мире столп, солнца светильник, Предтеча, главу светоносную и Божественную свою показавый в концех, освящает той верно покланяющихся и взывающих: Христов премудрый Крестителю, спаси всех нас.

Рождество святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Тропарь пророку Иоанну Предтече, глас 4-й

Пророче и Предтече пришествия Христова, достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися славным и честным твоим рождеством, и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.

Кондак пророку Иоанну Предтече, глас 3-й

Прежде неплоды днесь Христова Предтечу раждает, и той есть исполнение всякаго пророчества: Егоже бо пророцы проповедаша, на Сего во Иордане руку положив, явися Божия Слова пророк, проповедник, вкупе и Предтеча.

Величаем тя, Предтече Спасов Иоанне, и чтим еже от неплодове преславное рождество твое.

Усекновение главы Иоанна Предтечи

Тропарь пророку Иоанну Предтече, глас 2

Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав, радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость.

Кондак пророку Иоанну Предтече, глас 5

Предтечево славное усекновение смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие. Да рыдает убо Иродия, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный

Величание пророку Иоанну Предтече

Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси/ честныя твоея главы усекновение.

Зачатие порока Иоанна Предтечи

Тропарь пророку Иоанну Предтече, глас 4

Первее нераждающая неплоды, возвеселися, се бо зачала еси Солнца светильника яве, просвещати имуща всю вселенную, слепотою недугующую. Ликуй, Захарие, вопия со дерзновением:// пророк Вышняго есть хотяй родитися.

Кондак пророку Иоанну Предтече, глас 1

Веселится светло Захария великий со всеславною Елисаветию сопружницею, достойно зачинающе Иоанна Предтечу, егоже Архангел благовести, радуяся, и человецы достодолжно почтим, яко таинника благодати.

Перенесение десной руки пророка Иоанна Предтечи

Тропарь пророку Иоанну Предтече, глас 4

От запада возсиявши Предтечева рука, лучи испущает нетления верным исцелений, свыше собирает множество Ангел,/ доле же созывает человеческий род, единогласно возсылати славу Христу Богу.

Кондак пророку Иоанну Предтече, глас 6

Умнаго Солнца светильник Божественный Предтеча, показавый в концех светоносную свою десницу, ныне на севере озаряет ею блаженное Отечество наше, просвещая и освящая верно покланяющихся, и Христу вопиющих: спаси нас молитвами пророка Твоего, Царю Вышний.

Молитва первая пророку Иоанну Предтече

Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов! Тя молю, и тебе прибегая не отрини мене от твоего заступления, не остави мя падшего многими грехи; обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением; очисти мя, грехи оскверненнаго, и понуди внити, иможе ничтоже скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.

Молитва вторая Предтече и Крестителю Господню Иоанну

Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокуплялся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех: ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи, обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси, крещением омывали грех, покаяние же проповедуяй во очищение когождо дел скверных; очисти убо мя, грехми оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничто же скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.

Акафист пророку, предтече и крестителю Господню Иоанну :

Житийная и научно-историческая литература о пророке Иоанне Предтече:

  • Пророк и креститель Иоанн Предтеча – Православие.Ru
  • Неизвестная история главы Крестителя Господня Иоанна – священник Максим Массалитин
  • Почему Господь уподобил Иоанна Крестителя пророку Илие? – иеромонах Иов Гумеров
Читать другие молитвы раздела "Православный молитвослов"

Читайте также:

© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 – 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:

Молитва ко Святому Иоанну Предтечи и Крестителя Господня.

Икона Святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня

Молитва ко Святому Иоанну Предтечи и Крестителя Господня

Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но совокупляяся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многая беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего: аз бо есмь вертеп злых дел, отнюд не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем: что сотворю, не вем. И к кому прибегну, да спасена будет душа моя? токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем по Богородице вем больша быти рожденных всех, ибо ты сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний Пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю: не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя падшагося многими грехи; обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй прародительный грех, покаянием же очищаяй коегождо дело скверно; очисти мя грехами оскверненнаго и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит, во Царствие Небесное. Аминь.

Святый Предтече и Крестителю Христов Иоанне! Проповедник сый покаяния, кающихся не презри нас, но молися ко Владыце Христу за нас, недостойных рабов, унылых, немощных, во многия грехи впадших. Смерти убо чаем, о гресех же наших николиже поболехом и о Царствии Небеснем не попекохомся: но не презри нас, Крестителю Христов, честный Предтече, болий рожденных всех, постником и пустынником наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов. Тя молим, к тебе прибегаем: не отрини нас, просящих твоего заступления, обнови души наша покаянием, еже есть второе крещение: твоим ходатайством пред Господем испроси нам очищение грехов. Уста недостойная вопиют к тебе, и душа смиренная молится, сердце сокрушенное из глубины воздыхает: простри пречистую твою десницу и защити нас от враг видимых и невидимых. Ей, Господи Иисусе Христе! Молитвами святаго Иоанна Крестителя Твоего, изряднее же Пречистыя Твоея Матери, Владычицы нашея Богородицы, спаси нас, грешных рабов Твоих, кающихся о гресех. Ты бо еси Бог кающихся, и на Тя, Спасителя, возлагаем надежду, славяще Пресвятое Имя Твое, со Безначальным Твоим Отцем, и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Молитва заключенного к святому пророку Иоанну Предтече

Предтече и крестителю Христов Иоанне, проповедниче покаяния! Ты неповинне всажден был еси в темницу: аз же, вверженный в злоключение сие, достойное по делом моим приемлю, яко преступник правды и закона. Всели в мое сердце чувство покаяния о гресех моих! Несть бо ни единыя злобы ни беззакония, ихже аз, окаянный, не содеях; престрашни греси мои. Учителю правды! научи мя право глаголати о мне самом пред судиями. Не преставаяй и в темнице обличати беззаконнаго Ирода, даруй ми, да наипаче зде обличает мене совесть моя, да от обличении ея не возмогу на долзе времени утаити мое преступление. Аще же осужден буду понести наказание, даруй ми быти терпеливу, якоже ты сам терпеливно несл еси усекновение главы твоея, желанное от Иродиады. Ей, Крестителю Христов! Простри ми, рабу твоему, руку, крестившую Христа Спасителя моего, да мя извлечеши из глубины погибели. Ты еси больший всех в рожденных женами, ты еси первый по Богородице, праведник между человеки. Сего ради прибегаю к тебе аз, имеяй потребу в велицем ходатае, яко велик есмь грешник. Убо и да осенит мене, недостойнаго, благодать твоя, Предтече Господень. Аминь.

Первее нераждающая, неплоды, возвеселися: се бо зачала еси Солнца светильника яве, просвещати имуща всю вселенную, слепотою недугующую. Ликуй, Захарие, вопия со дерзновением: пророк Вышняго есть хотяй родитися. (23 сентября/б октября; Зачатие Предтечи и Крестителя Иоанна)

Пророче и Предтече пришествия Христова, достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущия тя: неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися славным и честным твоим рождеством, и воплощение Сына Божия мирови проповедуется. (24 июня/7 июля; Рождество святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна)

От земли возсиявши, Предтечева глава лучи испущает нетления верным исцелений: свыше собирает множество ангел, доле же созывает человеческий род, единогласную возсылати славу Христу Богу. (24 февраля/9 марта; Первое (IV) и второе (452) обретение главы Иоанна Предтечи)

Яко Божественное сокровище, сокровенное в земли, Христос откры главу твою нам, Пророче и Предтече; вси убо сошедшеся в сея обретение, песньми благоглаголивыми Спаса воспоим, спасающа нас от тления молитвами твоими. (25 мая/ 7 июня; Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (ок. 850))

Память праведного с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и Пророков Честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость. (7/20 января; Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; 29 августа/11 сентября; Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна)

Прежде неплоды днесь Христова Предтечу раждает, и той есть исполнение всякаго пророчества: Егоже бо пророцы проповедаша, на Сего во Иордане руку положив, явися Божия Слова пророк, проповедник, вкупе и Предтеча. (24 июня/ 7 июля; Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна)

Предтечево славное усекновение смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный. (29 августа/11 сентября; Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна)

Тропари из службы на перенесение честныя десницы из Мальты в Гатчину 12 октября 1799 г.

Прославляй Господь Того славящыя, нетлением прославленную десницу твою, подаде верным прибежище благонадежно, юже простерши, подаждь нам помощь от Святаго, и даждь безбедно во благочестии жизнь совершити славящым тя.

Стал еси посреде закона и благодати премудре, темже взываем к тебе, побеждаемых нас, законом греховным, воюющим противу ума во удех наших, ущедри, Крестителю, и благодати дар испроси, творити Божественная хотения.

Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение.

Молитва на усекновение главы иоанна предтечи

«Нет судьбы более величественной и более трагичной», - писал митрополит Сурожский Антоний в своей проповеди на Усекновение главы Иоанна Предтечи. 11 сентября православные христиане вспоминают новозаветное событие - насильственную смерть великого пророка, который предсказал пришествие Мессии и крестил Господа Иисуса Христа в водах реки Иордан.

События Усекновения главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна - полное название праздника. 11 сентября (29 августа по старому стилю) Русская Православная Церковь вспоминает новозаветные события, описанные в 14-й главе Евангелия от Матфея и 6-й главе Евангелия от Марка.

Святого Иоанна Крестителя, который предсказал пришествие Мессии и крестил Иисуса Христа в реке Иордан, заключили в темницу по приказу царя Ирода Антипы. Ирод в то время правил в Галилее, и великий пророк обличал грехи и злодеяния его и его окружения. Тетрарх (то есть один из четырех римских правителей Иудеи) боялся казнить святого: его любил народ, и Ирод страшился народного гнева. Но жена его брата Иродиада, с которой он сожительствовал, подговорила свою дочь Саломею обманом заставить царя убить узника. На пиру Саломея танцевала для Ирода. Танец так понравился ему, что он поклялся исполнить любое ее желание. Саломея попросила голову Иоанна на блюде. Ирод исполнил просьбу. Так пророк принял мученическую смерть.

За что заключили в тюрьму Иоанна Предтечу

Иоанн Креститель обличал тетрарха (то есть один из четырех римских правителей Иудеи) Галилеи Ирода Антипу за многие злодеяния. Ирод сожительствовал с женой своего брата Филиппа Иродиадой, чем грубо нарушал еврейский обычай. Пророк не боялся жестокого царя и говорил о его грехах перед народом. Ирод посадил его в темницу, но не хотел казнить: боялся людских волнений: иудеи любили и почитали праведника.

Когда отмечается Усекновение главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Иоанна Предтечи Русская Православная Церковь вспоминает 11 сентября (29 августа по старому стилю).

Что можно есть в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи

В этот день - строгий пост. Постящиеся не едят мясо, рыбу, яйца и молочные проукты. Пищу можно приправлять только растительным маслом. Гастрономические ограничения в этот праздник - выражение нашей скорби о смерти великого Иоанна Крестителя.

Глава Иоанна Предтечи - история святыни

Спустя много лет после казни Иоанна Предтечи земля, в которой покоился сосуд со его святой главой, перешла в собственность благочестивого вельможи Иннокентия. Сосуд обнаружили во время строительства церкви. Это было первое чудесное обретение главы Иоанна Крестителя.

От святыни стали происходить чудеса. Иннокентий благоговейно хранил главу пророка, а незадолго до своей смерти снова зарыл ее в том же месте - чтобы она не была поругана иноверцами.

По преданию, во время правления императора Константина святой Иоанн Креститель явился двум инокам - паломникам, которые приехали в Иерусалим. Они откопали сосуд с его святой главой и решили присвоить великую святыню себе. Спрятали в мешок и отправились домой. По дороге они встретили горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Предтеча вновь явился - горшечнику. По слову пророка этот благочестивый человек покинул иноков вместе с главой пророка. Запечатанный сосуд передавали в его семье от поколения к поколению.

Как говорит предание, потом святыня попала в руки еретика - священника Евстафия. Он был последователем ереси арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от главы, он совратил множество людей в ересь. Но тайное стало явным - кощунство открылось. Евстафий закопав святыню в пещере рядом с Емессой, желая потом вернуться и забрать ее.

Еретику не удалось вернуть себе главу пророка: в пещере основали монастырь. В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу явился Иоанн Креститель. Святой указал, где покоится его глава. Это было второе чудесное обретение главы Иоанна Крестителя. Ее перенесли в Емессу, а затем в столицу Византии - Константинополь.

В 850 году главу пророка вновь перенесли в Емессу, а потом, во время набега сарацин, в Команы. Когда в Команах начались иконоборческие гонения, святыню спрятали. Когда иконопочитание было восстановлено, Патриарх Игнатий во время молитвы получил знание о месте, где хранится честная глава. Святыню нашли - это было третье чудесное обретение главы Иоанна Крестителя. Главу перенесли в придворную церковь. Сейчас часть ее хранится на святой горе Афон.

Первое и второе чудесное обретение главы Иоанна Крестителя Церковь вспоминает 9 марта по новому стилю (24 февраля по старому стилю). Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи - 7 июня по новому стилю (25 мая по старому стилю).

Молитвы Усекновения главы Иоанна Предтечи

Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав, радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающего нам велию милость.

Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.

Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение.

Смысл праздника Усекновение главы Иоанна Предтечи

Отвечает протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:

«11 сентября мы празднуем память человека, который явился пророком, предтечей, крестителем Господа нашего Иисуса Христа.

День Усекновения главы Иоанна Предтечи - это день расставания святого с этим миром, в который он пострадал от людского гнева и жестокости. Чему учит нас этот праздник? Казалось бы, зло победило добро: праведник убит, его палачи живы. Да, мученическая смерть стала итогом его жизни и подвига, но она не стерла те добро и правду, что он нес людям. Точно так же те из нас, кто погиб за веру и правду, жили не зря. Жизнь, отданная во имя истины, может быть величайшей жертвой. Она не напрасна, с ее помощью человек проповедует свои идеалы».

Икона Усекновения главы Иоанна Предтечи

До нас дошли иконы Усекновения главы Иоанна Предтечи ранневизантийской эпохи. Это миниатюра из Александрийской хроники и фрески церкви святого Иоанна Предтечи в Чавушине в Каппадокии.

В средневизантийский период широкое распространение получил такой иконописный сюжет: пророк склонился, и воин заносит над ним меч; действо происходит на фоне пустыни. Также главу святого Иоанна изображали отделенной от тела. При этом из шеи пророка изливалась кровь, а его палач стоял над ним и вкладывал меч в ножны.

На древнерусских иконах главу пророка Иоанна Крестителя писали в чаше на фоне храма. По обе стороны от нее были написаны монахи, священнослужители и император Константин.

Часто русские иконописцы изображали святого склоненным, со связанными впереди руками; при этом воин заносил над ним меч. Такой сюжет можно увидеть, например, на фресках в соборе Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде (1125 год), в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове (около 1140 года), в церкви Благовещения на Мячине в Великом Новгороде (1189 год).

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на день Усекновение главы Иоанна Предтечи

Нет судьбы более величественной и более трагичной - Усекновение главы Иоанна Крестителя

Мы привыкли в нашей жизни, что о всякой нужде, по поводу всякого случая мы обращаемся к Богу за Его помощью. И на каждый наш зов, на каждый крик тоски, страдания, страха, мы ожидаем, что Господь вступится за нас, защитит, утешит; и мы знаем, что Он делает это постоянно, и что предельную Свою заботу о нас Он явил, став человеком и умерев за нас и ради нас.

Но иногда бывает в жизни нашего мира, что Бог обращается за помощью к человеку. И это бывает постоянно, но часто еле заметно или проходит вовсе незамечено. Постоянно Бог обращается к каждому из нас, прося, моля, уговаривая быть в этом мире, который Он так возлюбил, что жизнь за него положил, - быть Его живым присутствием, быть Его живой заботой, зрячей, добродействующей, внимательной. Он нам говорит, что все, что бы мы ни сделали доброго для любого человека, мы для Него сделали; тем самым Он призывает нас быть здесь как бы на Его месте. А порой Он некоторых людей зовет к более личному служению Ему. В Ветхом Завете мы читаем о пророках; пророк Амос говорит, что пророк - это человек, с которым Бог делится мыслями Своими. Но не только мыслями, но и Своим делом. Помните пророка Исайю, который в видении видел Господа озирающегося и говорящего: Кого послать Мне? - и пророк встал и сказал: Меня, Господи…

Но вот среди пророков, среди людей, которые Богу послужили сердцем неразделенным, всей большой силой души, есть один, память которого мы совершаем сегодня и кого Бог назвал величайшим среди тех, которые рождены на земле. Это Иоанн Креститель. И действительно, когда вдумаешься в его судьбу, кажется, нет судьбы более величественной и более трагичной.

Вся судьба его была в том, чтобы как бы не быть для того, чтобы в сознании и в видении людей возрос Единственный, Который есть - Господь.

Вспомните первое, что говорится о нем в Евангелии от Марка: «Он глас вопиющий в пустыне». Он только голос, он настолько стал единым, настолько уже не отличим от своего служения, что он стал только Божиим голосом, только благовестником; словно его как человека, человека плоти и крови, человека, который может тосковать и страдать, и молиться, и искать, и стоять, в конечном итоге, перед грядущей смертью, - словно этого человека нет. Он и его призвание - одно и то же; он - голос Господень, звучащий, гремящий среди пустыни людской; той пустыни, где души пусты, потому что вокруг Иоанна люди были, а пустыня от этого оставалась неизменной.

И дальше Сам Господь говорит о нем в Евангелии, что он - друг Жениха. Друг, который так сильно, так крепко любит жениха и невесту, что он способен, забыв себя, служить их любви, и служить тем, чтобы никогда не оказаться лишним, никогда не быть там и тогда, когда он не нужен. Он - друг, который способен защитить любовь жениха и невесты и остаться вне, хранителем тайны этой любви. Тут тоже великая тайна человека, который способен как бы не стать для того, чтобы что-то большее, нежели он, было. И дальше сам Креститель говорит о себе по отношению к Господу: «Мне надо умаляться, сходить на нет, для того чтобы Он возрос». Надо, чтобы обо мне забыли, чтобы только о Нем помнили, надо, чтобы мои ученики от меня отвернулись и ушли, подобно Андрею и Иоанну на берегах Иордана реки, для того, чтобы последовать неразделенным сердцем только за Ним: я живу только для того, чтобы меня не стало!

И последнее - страшный образ Иоанна, когда он уже был в темнице, когда уже вокруг него суживался круг приходящей смерти, когда не было у него уже выхода, когда эта колоссально великая душа заколебалась. Шла на него смерть, кончалась жизнь, где ничего у него не было своего, в прошлом был только подвиг отречения от себя, а впереди - мрак. И в этот момент, когда заколебался в нем дух, послал он учеников спросить у Христа: Ты ли Тот, Которого мы ожидали? Если Тот, то стоило в юных летах заживо умереть. Если Он - Тот, стоило умаляться из года в год, чтобы Иоанна забыли и только образ Грядущего возрастал в глазах людей. Если Он - Тот, тогда стоило теперь и умирать уже последним умиранием, потому что все, для чего Иоанн жил, было исполнено и совершено. Но вдруг Он не Тот? Тогда потеряно всё: и юность, и величайшая сила зрелых лет, всё погублено, всё бессмысленно; и еще страшнее, что случилось это потому, что Бог будто ‘обманул’. Бог, призвавший Иоанна в пустыне, Бог, отведший его от людей, Бог, вдохновивший его к подвигу самоумирания. Неужели Бог обманул, и жизнь прошла, и возврата нет?

И вот, послав учеников ко Христу с вопросом: «Ты ли Тот?», Иоанн не получает прямого, утешающего ответа. Христос не отвечает ему: «Да, Я Тот, иди с миром!» Он только дает пророку ответ другого пророка о том, что слепые прозревают, что хромые ходят, что мертвые воскресают, что нищие благовествуют. Он дает ответ из Исаии, но Своих слов не прибавляет, - ничего, кроме одного грозного предупреждения: «Блажен тот, кто не соблазнится о Мне. Пойдите, скажите Иоанну». И этот ответ достиг Иоанна в предсмертном его ожидании: верь до конца, верь, не требуя ни свидетельств, ни доказательств, ни знамений. Верь, потому что слышал ты внутри, в глубинах души твоей, глас Господень, повелевающий творить дело пророка. Пророки в своем порой величайшем подвиге каким-то образом могут опереться на Господа. Иоанна же Бог поддерживает только тем, что повелел ему быть Предтечей и ради этого явить предельную веру, уверенность в вещах невидимых. И вот почему дух захватывает, когда мы думаем о нем, и вот почему каждый раз, когда мы думаем о подвиге, которому предела нет, мы вспоминаем Иоанна. Вот почему из тех, которые родились среди людей рождением естественным и возносились чудесно благодатью, он из всех - самый великий.

Сегодня мы празднуем день усекновения… Празднуем… Слово «праздновать» мы привыкли понимать как радость, но оно же значит «оставаться без дела», а без дела можно оставаться, потому что захлестнет душу радость и уже дела нет до обычных дел, а может это случиться потому, что руки опустились от горя или от ужаса. И вот таков сегодняшний праздник: за что возьмешься перед лицом того, о чем мы слышали сегодня в Евангелии?

И вот в этот день, когда перед ужасом и величием этой судьбы опускаются руки, нас призывает Церковь молиться о тех, которые тоже в ужасе и трепете и недоумении, и в отчаянии иногда, умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью. После того как вы приложитесь ко кресту, помолимся о всех тех, которые на поле брани жизнь положили, чтобы жили другие, склонились к земле, чтобы воспрянул другой. Вспомним тех, которые из тысячелетия в тысячелетие, а не только в наше время, погибали страшной смертью, потому что они умели любить, или потому, что другие любить не умели, вспомним всех, потому что всех объемлет Господня любовь, и за всех предстоит, молясь, великий Иоанн, который прошел через всю трагедию жертвы до конца умирания и смерти без единого слова утешения, а только властным повелением Божиим: «Верь до конца, и будь верен до конца!».

Частица мощей Иоанна Предтечи

Перед частицей мощей Иоанна Предтечи можно помолиться в храме Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове. Это Северо-Восточный округ Москвы, Троицкое благочиние.

Каменный храм построили в 1772-1777 годах на средства Александра Глебова, владельца поместья в Виноградове - по проекту известного архитектора Василия Баженова. В годы советской власти храм не закрывался, но в 1930-ом у общины изъяли церковный дом.

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском (селе Дьяково)

Храм находится в Москве по адресу: проспект Андропова, дом 39, строение 7.

Церковь возвели в селе Дьякове в середине XVI века. В некоторых своих чертах она предвосхищала собор Василия Блаженного. Одни исследователи связывают закладку храма с венчанием Ивана Грозного на царство в 1547 году; другие предполагают, что он был заложен как моленный храм Ивана Грозного за сына, царевича Ивана, родившегося в 1554-ом.

Храм сильно переделали в XIX веке, но все переделки удалили во время реставрации в 60-х годах XX века. В 1962-ом на купольном своде центрального столпа были расчищены фрагменты первоначальной росписи - изображение круга со спиралями из красных кирпичиков. Интересно, что значение этой росписи ученые до сих пор не раскрыли.

Народные традиции праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи

В народе праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи называли также Полетовщик, Полеток, Иван-пролеток, Репный праздник, Головосек, Иван - осенний торжок, Иван-постный, Иван-пост и так далее.

На традиции празднования сильно влияли древние языческие верования и бытовые суеверия. Многие христианские символы в народном сознании исказились и приобрели гротескное значение. Например, в праздник Усекновения нельзя было есть круглые плоды и овощи, потому что… они похожи на главу пророка. Яблоки, картофель, арбузы, лук, репа были под запретом. Старались спрятать подальше острые предметы: они напоминали простому люду меч, которым воин отсек голову святого. Поэтому овощи не резали, а хлеб ломали руками. В некоторых регионах со стола убирали плоды и напитки красного цвета - цвета крови Крестителя.

11 сентября Православная церковь вспоминает трагическое событие – Усекновение Честной Главы Иоанна Предтечи. На Руси этот праздник известен под названием Ивана Постного или Головосека. Стоит отметить, что ни одного святого наши предки не почитали так строго постом, как Иоанна Крестителя, а день его мученической кончины проводили в строгом воздержании и молитвах.

В Старинных сказаниях Иоанн Предтеча почитается как целитель головной боли. С этой целью есть даже особая молитва святому. Известно, что молитвенное обращение к Пророку Иоанну помогает не только от головной боли, но и исцеляет даже от тяжелых болезней головы. Кроме того, молитвы к святому помогают покаяться, изменить образ мыслей и осмыслить свою жизнь.

Усекновение Главы Иоанна Предтечи: история праздника

Злодеяние, совершенное над пророком Иоанном, потрясло сердца христиан. За то, что пророк обличал царя Ирода Антипа в беззаконии – сожительстве с Иродиадой, бывшей женой родного брата царя, Ирод заключил его в тюрьму. Простой народ любил Иоанна Крестителя и считал его великим пророком, поэтому Ирод, несмотря на просьбы Иродиады, не стал его убивать.

В честь дня рождения Ирода был устроен пир, на котором Саломея, дочь Иродиады, настолько очаровала именинника своим танцем, что он пообещал выполнить любое её желание. По наущению матери Саломея попросила принести ей на блюде голову пророка. Ирод был сильно опечален такой просьбой, но не сдержать своего обещания он не мог. В темницу был послан страж, который отсек голову Иоанн, а Саломея на блюде принесла её матери. Иродиада надругалась над отсеченной головой и бросила её в грязное место. Тело Иоанна Крестителя погребли его ученики в самарянском городе Севастия.

Считается, что пророк пострадал за истину как добрый воин Небесного Отечество, по этой причине в православных храмах в день его памяти совершается поминовение воинов, погибших, защищая Родину. Установили такое поминовение в 1769 году во время войны России с Польшей.

Усекновение Главы Иоанна Предтечи: традиции и обычаи празднования

На Руси последняя страница жизни Иоанна Крестителя была хорошо известна, горячо переживалась народом и породила множество апокрифических пересказов. Имена Саломеи и Иродиады стали нарицательными обозначениями женской хитрости и коварства. Не случайно 12 лихорадок называли Иродиадами или дочерями Ирода.

День, когда церковь вспоминает смерть пророка через усекновение главы, отмечался строгим постом. Пост этот имел свои особенности: в пищу нельзя было употреблять яблоки, картофель, лук, капусту ягоды, арбузы, орехи и другие продукты, имеющие круглую форму или хотя бы отдаленно напоминающие голову.

В этот день ничего не варили. Грехом считалось в руки брать нож и что бы то ни было резать. Строгий запрет существовал на веселье, особенно на песни и пляски, потому что именно пением и плясками дочь Иродиады выпросила голову пророка.

Верили, что если в этот день разрезать кочан капусты, то из него непременно потечет кровь, а если человек 11 сентября съесть что-либо круглое, то весь год у него будет болеть голова.

Народные названия дня – «Иван постны», «полетний», «полетовщик» ‒ отражают не только необходимость соблюдать пост, но и окончания лета и наступления осени. Последнее вылилось в распространенных приметах и присловьях:

Иван постный пришел, лето красное увел.

С постного Ивана не выходит мужик в поле без кафтана.

Иван Предтечи гонит птиц за море далече.

Иван постный – осени отец крестный.

Примечали, что:

  • если к этому времени журавли полетели на юг, то зима будет ранней;
  • скворцы не улетают в теплые края – к сухой осени;
  • темными вечерами тянутся стаи грачей – к хорошей погоде.

С этого дня начинали убирать репу. Крестьяне справляли своеобразный «репной праздник». Помня о том, что день постный, они ничего не пили, не пели песен и не танцевали, но накрывали столы и угощали нищих.

К этому времени старались убрать коноплю: Если до Ивана постного не выберешь коноплю, то весь пост просидишь без масла . Стоит напомнить, что до середины XIX века на Руси не знали подсолнечника и растительное масло получали из семян конопли и льна. Его использовали в обычные и праздничные дни, а особенно много в период Великого поста.

На Ивана постного собирали коренья, веря, что они в этот день обладают особыми целебными свойствами. Ещё верили, что 11 сентября активизируется нечистая сила, по селениям могут ходить колдовки и что-то выпрашивать у жителей. Давать им ничего нельзя, иначе накличешь на свой дом беду. Чтобы колдовка не смогла войти в избу в дверь затыкали иголку, а ещё у ворот или под порогом зарывали мак с семенами.

Видео: Усекновение главы пророка, предтечи и крестителя господня Иоанна