Мне кажется у меня аутизм. Об аутизме. Аутизм не означает, что вы потеряли своего ребенка

11.02.2019

Когда мне было 4 года, у меня диагностировали классический аутизм. Мир был для меня пугающим местом. В каком-то смысле он до сих пор меня пугает. Однако я пришел к тому, что начал выступать публично и рассказывать про аутизм.

Родители часто просят у меня совета по поводу их детей в спектре аутизма. Они могут не понимать очень многое о своих детях с аутизмом. Вот несколько пунктов, которые я хотел бы объяснить родителям.

1. Аутизм не означает, что вы потеряли своего ребенка.

Это, вероятно, в наибольшей степени относится к родителям маленьких детей с тяжелым классическим аутизмом. Я слышал, как родители говорят, что аутизм захватил разум и душу их ребенка и оставил только тело. Мне бы хотелось донести до всех родителей, что разум их ребенка все еще здесь.

Когда мне было четыре года, то я по большей части говорил на своем собственном языке, но в какой-то степени я понимал, что происходит вокруг. Мир казался мне пугающим местом из-за обостренных чувств и страха перед людьми. Я подробнее рассказываю об этом в своей книге «Клуб думающих: кинопленка моей жизни человека с аутизмом».

2. Не предполагайте, что если ребенок не может говорить, то он или она не может думать.

Это тесно связано с предыдущим пунктом. Некоторые дети с аутизмом не могут говорить, и есть те, кто никогда не научится говорить. Однако если они не могут говорить, то это еще не значит, что им нечего сказать. Важно искать способ коммуникации, который они смогут использовать вместо речи, будь это язык жестов или печать. Есть невербальные люди с аутизмом, которые проявляют неординарный ум, кода печатают на клавиатуре.

3. Вы не можете предсказать будущее.

Когда родители узнают, что у их ребенка аутизм, им может показаться, что все их надежды и мечты рухнули. Они могут говорить: «Он никогда не станет самостоятельным», «Он никогда не пойдет в колледж», «Он никогда не будет работать» или «Он никогда не женится». Они говорят, что у их ребенка нет будущего.

Мне бы хотелось сказать родителям маленьких детей с аутизмом, что будущее не начертано на камне. Если вы будете бороться за ребенка, чтобы он получил ту поддержку, которая ему нужна, то его достижения еще могут вас очень удивить.

Мне 21 год, и я пока не добился всех своих целей в жизни, и мне все еще нужно много поддержки. Но я добился большего, чем надеялся. У меня есть работа - я выступаю публично и информирую других людей об аутизме. Моя семья меня очень поддерживает, но когда мне было четыре года, мои родители не думали, что я смогу все то, что я могу сейчас. Так что я хочу сказать родителям, чтобы они не отказывались от надежды на будущее для своих детей.

4. Не надо ограничивать людей с аутизмом.

Это относится не только к людям с аутизмом, но и ко всем людям с особенностями в целом. Я знаю родителей аутичных детей, которые все за них делают, и не учат их делать это самостоятельно. Они не учат детей навыкам, которые нужны для успеха в жизни. Я видел подростков и взрослых с аутизмом, которые не могут сами одеться, хотя очевидно, что они смогли бы, если бы их этому учили.

Не поймите меня неправильно: есть очень аутичные люди, у которых также могут быть тяжелые интеллектуальные нарушения, и они всю жизнь будут нуждаться в круглосуточном уходе. Людям на этом уровне может быть очень сложно освоить даже самые простые навыки, но я уверен, что ребенка с аутизмом нужно учить по-максимуму независимо от того, на каком он уровне.

И я считаю, что обучение не должно останавливаться. Я считаю, что людей с аутизмом важно учить тем навыкам, которые нужны для жизни в реальном мире. Я до сих пор учусь тому, как жить в реальном мире. Я учусь тому, как пользоваться общественным транспортом, чтобы добираться до знакомых мест. Я верю, что при правильном уровне поддержки, большинство людей с аутизмом смогут жить успешной жизнью.

5. Прогресс людей с аутизмом не останавливается в определенном возрасте.

Очень многие считают, что если у тебя аутизм, ты достигнешь своего потенциала годам к 16 или типа того. Это неверно. Прогресс многих людей с аутизмом продолжается даже во взрослом возрасте. Аутичным людям может исполнится даже 30 лет, но они все равно могут добиваться прогресса. Многие люди с аутизмом продолжают учиться всю свою жизнь. Это очень важно понять тем родителям, которым кажется, что уже слишком поздно, чтобы помочь их детям.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на

Об аутизме
Аутизм является тяжелым инвалидизирующим заболеванием, которое сопровождается полной или частичной утратой социального взаимодействия с окружающими людьми, крайне низкими адаптивными социальными способностями, невозможностью самостоятельного обеспечения собственных потребностей и многими другими симптомами, о которых еще пойдет речь ниже по тексту.

Как правило, больные аутизмом крайне неохотно покидают привычный мир, в котором они находятся изо дня в день, из года в год. Они не идут на контакт с новыми людьми, а перечень их социальных связей ограничивается лишь ближайшими родственниками, которые осуществляют ежедневный уход за больными. Скудность социальных контактов объясняется не столько стремлением аутистов к одиночеству, сколько сложностью образования новых социальных связей.

При диагнозе аутизм: признаки заболевания затрагивают многие аспекты социального и бытового поведения больных. Они склонны к ежедневному повторению одних и тех же действий, могут с упорством, достойным лучшего применения, выполнять определенные ритуалы, которые касаются мельчайших деталей бытовой жизни. Аутисты могут одеваться в строго определенной последовательности только в определенную одежду, располагают вещи в своей комнате (и в доме) согласно собственному представлению, но в строго упорядоченной форме.

Они могут длительно выполнять одни и те же движения, которые не имеют никакого практического смысла. Как правило, аутисты не высказывают интереса к окружающему миру и тем событиям, что происходят в этом мире, даже если эти события относятся к их близким и к ним самим, интерес, или беспокойство способны вызвать лишь изменения в привычном укладе жизни, нарушающие ежедневный ход событий и положение вещей.

Масштабные статистические исследования, касательно социальной адаптации взрослых аутистов не проводились, однако, имеющиеся статистические данные показывают, что не более 10 % аутистов могут стать относительно самостоятельными, вести хоть сколь социально активный образ жизни и обходиться без опеки ближайших родственников в течении продолжительных отрезков времени.

Что такое аутизм?

Аутизм — это нарушение развития человека, характеризующееся отклонениями в поведении, общении и социальном взаимодействии. Аутизм находит свое выражение в различных формах.
Степень тяжести аутизма может варьировать от легкой до тяжелой. Люди с легкой степенью аутизма могут казаться нормальными. У людей с тяжелой степенью аутизма часто полностью нарушена функция мозга, и человек не может функционировать нормально.

В прошлом аутизм часто путали с проявлением детской шизофрении или детским психозом.

У человека, страдающего аутизмом, не получается построить здоровые взаимоотношения с другими людьми, что очень важно, находясь в обществе. Нарушение может быть настолько серьезным, что может повлиять на взаимоотношения матери и ребенка в начале жизни ребенка. Важно знать, что ребенок с данным синдром показывает свою привязанность к матери и другим людям, которые о нем заботятся. Однако, способ при помощи которого ребенок с аутизмом выражает свою любовь и привязанность, сильно отличается от способов нормальных детей. Если ребенок мало общается с другими детьми и своими родителями, то врачи не всегда могут определить диагноз аутизма. При развитии ребенка его взаимодействие с обществом становится все более странным. Особенности поведения часто касаются визуального контакта, выражения лица и положения тела. Обычно ребенку с аутизмом трудно установить какие-либо взаимоотношения со сверстниками, и чаще всего ребенок остается изолированным от общества.

У аутистов обычно нарушены коммуникативные способности, т.е. способность к общению с другими людьми. Такие люди могут просто не понимать, что им говорят, такие дети могут не понимать смысл некоторых детских игр, таких как прятки, например.
У ребенка или взрослого, страдающего аутизмом, может наблюдаться острая чувствительность, например, сенсорная или тактильная. В результате у человека наблюдается сильная непереносимость громких звуков или толпы, визуальной и тактильной стимуляции. Для некоторых аутистов вечеринка или шумные компании могут иметь опасные последствия. Ярлыки на одежде могут восприниматься этими людьми как нечто болезненное. Также непереносимыми вещами могут быть: хождение босиком, игра с моделированием вещей (например, аппликации), праздничный торт. С другой стороны у человека могут наблюдаться неразвитые реакции на такие же виды стимуляции. Аутист вместо того, чтобы говорить может закричать или подносить что-либо к глазам. Поведение человека, страдающего аутизмом, нельзя предсказать.

Аутизм симптомы

Ученые выделяют три признака, по которым можно определить, что у человека наблюдается аутизм:

  1. Нарушение социального взаимодействия
  2. Трудности при общении с другими людьми
  3. Особенности поведения

Детский аутизм

Аутизм у детей – психическое, психотическое расстройство, которое сопровождается падением движущей силы и извращением процесса коммуникативного развития. Уход от реальности, погружение в хотя и бедный, но собственный мир, нередко ограниченный только однообразной стереотипной деятельностью.

Основными определяющими аутизм признаками являются:

  • отвергающие формы контактов
  • расстройство речи, ее коммуникативной функции
  • расстройства в моторной сфере, стереотипная деятельность
  • нарушения социальной адаптации и отставание, отклонения в развитии

Аутизм у взрослых

Аутизм у взрослых, равно как и расстройства аутичного спектра, встречается чаще, чем возможно предположить. Согласно данным, полученным британскими учеными в ходе масштабных исследований, каждый сотый взрослый человек страдает аутизмом.
Аутизм у взрослых встречается чаще у мужчин, чем у женщин. Нередко интеллект взрослых аутистов очень высок, они добиваются больших успехов в карьере, делают научные открытия и так далее, но проблемы в общении при этом остаются.
Также вышеупомянутые и прочие исследования показывают, что при аутизме у взрослых только около 33% способны в повседневной жизни полностью или частично обходиться без посторонней помощи, жить и работать самостоятельно. Тяжелые формы аутизма у взрослых приводят к тому, что человек перестает владеть речью. Такие люди находятся на низком интеллектуальном уровне.
Представление про аутизм у взрослых можно получить после просмотра фильма «Человек дождя», в котором главную роль сыграл Дастин Хоффман. Этот фильм в 1989 году был признан лучшим фильмом года и получил наивысшую награду, а сам Дастин Хоффман в номинации Лучшая мужская роль был награжден Оскаром, за роль взрослого мужчины, страдающего аутизмом.
Классификация аутизма у взрослых:
Согласно психологической классификации аутизма у взрослых, их разделяют на пять групп

  • Первая группа – пациенты, не взаимодействующие с окружающим миром. Они практически неизлечимы.
  • Вторая группа – люди замкнутые в себе, проявляющие тягу к общению исключительно по собственной инициативе. Они могут часами заниматься любимым делом, и не испытывать желания есть, спать или отдыхать.
  • Третья группа — люди, которые не принимают взгляды и нормы общества.
  • Четвертая группа — несамостоятельные взрослые больные аутизмом, для которых характерно обижаться и не уметь противостоять проблемам. Таких людей тяжело отличить от здоровых людей. Это может сделать только психиатр.
  • Пятая группа – к ней относятся взрослые, страдающие аутизмом, с уровнем интеллекта выше среднего. Такие люди становятся талантливыми математиками, программистами, писателями. В США было установлено, что из-за генетических нарушений у аутистов появляются так называемые «гены гениальности».

К сожалению, общество не всегда принимает взрослых с аутизмом. Их часто называют «чудаками», чураются, а в худшем случае – смеются над ними и унижают больных людей. Нередко от взрослых, у которых развился аутизм, отворачиваются их родственники и друзья, а одиночество при аутизме у взрослых только усугубляет состояние больного.

Аутизм нельзя вылечить полностью, но можно значительно улучшить состояние взрослого человека, страдающего аутизмом. Для этого ему нужно изучить правила поведения, некоторые действия, приучиться к самостоятельности — все это важно для выживания взрослого, страдающего аутизмом. Главное быстрее начать коррекцию поведения, тогда процесс будет проходить легче и можно будет быстрее добиться результатов.

Как разобраться, аутист ли ты?
Нужно ваше мнение и совет.

Добрый день, меня зовут Линда, мне 19 лет.
Немного расскажу о себе:

Вопрос об аутизме меня никогда не интересовал.
Я всегда считала себя слегка чудаковатым интровертом, и может быть немного социопатичной и инфантильной.
Еще в детском садике мне больше нравилась играть отдельно от других детей или наблюдать за чем-нибудь.
Еще мне нравилось разбирать и строить. Притом разбирала я не только детский конструктор, но и часы, стулья (развинчивала их отверткой), игрушки, за что мне неоднократно доставалось.
В школу меня отдали почти в восемь лет, несмотря на то что и читать (кое-как), и считать я умела.
Детский психолог (или воспитатель (я не знаю)) сказал моим родителям что-то вроде, что я еще психологически не готова, что я плохо контактирую со сверстниками, и лучше не спешить.
С детства у меня сформировались интересы: рисование и математика.
В школе я всегда была среди лучших по математике, а когда были задачки на логику, с подвохом или усложненные, то часто мне не было равных, правда мне часто попадало за оформление работ и за то, что я решаю не *как учитель*, а *своим способом*, из-за этого оценки были ниже, но я продолжала решать так, как мне хотелось, ведь это тоже правильно и удобнее для меня.
Часто одноклассники называли меня *тормознутой*, ведь я не всегда *догоняла*, над чем они, например, смеются (хотя просто мне не казалось это смешным), и *органичной*, ведь в свое время я либо рисовала, либо разбирала задачки, заместо того, чтобы, например, пообщаться с ними.

Совсем недавно я проходила 2 теста на нейротипичность:

1. Тест AQ = 38 (высокий)
Навыки общения: 10
Переключение внимания: 8
Внимание к деталям: 7
Коммуникация: 8
Воображение: 5

2.Aspie-quiz
Ваши Аспи-результаты:: 144 из 200
Ваши нейротипичные (неаутические) результаты:: 54 из 200
Высока вероятность, что Вы - Аспи

Я прекрасно понимаю что самодиагностика может лишь предполагать, но не давать окончательный ответ.

Линда, Россия, 19 лет

Ответ психолога:

Здравствуйте, Линда.

Диагностика аутизма возможна очно специалистом. Основные признаки: 1. трудности в установлении и поддержании социальных связей. Людям с аутизмом иногда трудно выразить себя эмоционально и социально. Например, трудно понять чужие жесты, мимику или тон голоса, быть уверенным, когда начать или закончить разговор, или как выбрать темы для разговора. Трудно слушать беглую речь и в полной мере понимать смысл некоторых слов и фраз, поскольку аутист воспринимает и использует очень буквально слова, сложно понимать шутки, метафоры, сарказм. 2. Социальное взаимодействие затруднено. Аутисты хотят общаться и дружить, но не уверены в том, как это надо делать. Общение может вызывать значительное беспокойство. Например, аутисту трудно создавать и поддерживать дружеские отношения, окружающие им кажутся непредсказуемыми или запутанными, они не всегда понимают неписаные социальные правила, которые для других людей очевидны. Как близко встать рядом с тем, с которым хотели бы пообщаться? Как понять, какая тема для разговора соответствующая? 3. Также люди с аутизмом испытывают трудности с воображением. Например, им трудно понять или интерпретировать чужие мысли, чувства или действия, понимать их намерения или предсказывать, что они собираются делать дальше. Поэтому они предпочитают регламентированные и заранее прописанные и уже известные сценария, мероприятия. 4. Также у аутистов могут быть сенсорные трудности (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, вестибуляция, баланс тела, чувство тела). Аутист может быть слишком чувствителен к различным стимулам (яркий свет, громкие звуки, некоторые запахи, текстура продуктов), что может вызвать беспокойство, возможно, даже боль. Могут быть трудности в ощущении своего тела, его баланса, понимание тела и пространства (лестницы, углы и т.д.), при этом раскачивание или вращение могут помогать равновесию. 5. Аутисты придерживаются "программирования" взаимодействия с внешним миром, приспосабливаясь таким образом. Из-за того, что им мир кажется запутанным, они создают свои правила и ритуалы, которых придерживаются, поэтому им сложно идти на перемены, изменения любого рода. Им нужно готовиться заранее. Любая мелочь, просто задержка автобуса могут вызвать сильное беспокойство. Наиболее распространенные психические расстройства аутистов - тревога и депрессия. С этим связана и аутоагрессия (удары или порезы, наносятся себе самостоятельно). Часто у аутистов дислексия - расстройство чтения. В Вашем случае может быть и скорее всего речь идет о расстройствах социального функционирования, начало которых характерно для детского и подросткового возрастов.

С уважением, Липкина Арина Юрьевна.

Несколько раз в темах про «расстройства аутистического спектра» я видела примечание в духе: «Не путать с аутизмом, который является симптомом шизофрении!». Также, в темах, где обсуждаются отличия аутистов и шизоидов (в широком смысле: людей из шизофренического спектра, от здоровых до имеющих тяжёлое заболевание), участники беседы приходят к выводу, что аутисты могут стремиться к общению, хотя и имеют трудности с осуществлением этого стремления, а шизоиды (пограничные либо психотические, т. е. с шизоидным расстройством личности, шизотипией или шизофренией) стремятся избегать его, уклоняются от установления душевных контактов, хотя и способны общаться наравне с нейротипиками.

У меня есть диагноз «аутистическое расстройство» и «шизотипическое расстройство», поэтому я буду говорить от лица своего опыта.

Когда я читаю описание ощущений и внутреннего мира аутистов, я понимаю, что это близко мне. Большую часть жизни я чувствую, что отличаюсь от других: не понимаю и имела трудности с усвоением тонких неписаных правил социального взаимодействия, не отождествляю себя с социальными ролями (у меня в определённый период было несколько поведенческих модусов вроде защитных Я, которые я «включала», когда нуждалась в поддержке).

В детстве я активно общалась только со взрослыми. Я рассуждала, как маленький взрослый, вела себя как зрелый человек (чего не скажешь обо мне сейчас - словно я расту наоборот), и не знала, о чём мне разговаривать со сверстниками. Мои интересы отстояли далеко от задорной активности сверстников.

Хотя у меня всегда была хорошая фантазия, я не играла в игры на социальное взаимодействие в детстве. А в подростковом возрасте, когда я дозрела до сюжетных ролевых игр, роль соигроков заключалась лишь в том, чтобы направлять ход моей фантазии. И, по сути, основные действия происходили в воображении.

Мой ум практически всегда захвачен интересующей меня темой, и часто в повседневном общении мне нечем поддержать беседу, кроме как воодушевлённым рассказом о моём увлечении. К тому же, хоть я и могу распознавать эмоции собеседника, мне сложно следить за ходом его мысли и держать в уме целостную картину его личности и жизненных обстоятельств. Как и многие другие практические вещи.

Мои моторные навыки не обладают нормотипической скоростью и ловкостью, препятствуя даже простым урокам хореографии. Некоторые вещи я делаю в пять раз медленнее среднего человека. Также есть трудности с тем, чтобы прикинуть расстояние летящего в меня мяча (я едва уворачиваюсь от него, вместо того, чтобы ловить или отбивать).

Речь, которая обращена ко мне, иногда имеет моду сливаться с окружающими звуками в моих ушах.

Иногда мне требуется побыть наедине с собой и попеть, в противном случае я эмоционально выключаюсь, особенно это происходит после бурных дружеских встреч или мероприятий. Также для успокоения я представляю себя собакой, или произношу вслух «я кот».

Когда я устаю, когда вокруг шум, моё внимание рассеивается и фрагментируется. И много других мелочей, которые делают меня похожей на аутистку. К тому же у моей мамы есть аутичные черты.

Есть также некоторое количество вещей, о которых можно сказать, что так проявляется моя шизотипия: бывают моменты, когда людям извне сложно понять, как мои мысли логически связаны с контекстом, в котором происходит разговор. Если я всё же пытаюсь их высказать, это называется резонёрством.

Я мыслю обобщённо и даже очень обобщённо, синтезируя информацию из разных источников. Конкретные вещи мне бывает сложно удержать в голове.

Я часто употребляю метафоры, делаю неочевидные отсылки в высказываниях. Мои высказывания могут иметь довольно сложную структуру, так, что выглядят хаотичными. Иногда они и в самом деле хаотичны - в те моменты, когда у меня в голове каша (я шучу по этому поводу, что мозг, значит, варит). В трудные дни я могу терять из виду многие детали и забывать указать, как связаны два рядом стоящих тезиса. Но если слушатель имеет терпение и внушает мне уверенность, то вскоре смысл становится ясен.

Кроме этих вещей, которые со мной на протяжении многих лет и называются нарушениями мышления, до того, как я стала бахаи и начала придерживаться научных взглядов в вопросах непознанного, у меня были несколько раз странные переживания вроде ощущения присутствия нечистой силы.

Я практически не могу общаться с несколькими людьми сразу по причине трудности удержать в голове сразу несколько моделей их психического (возможно, вы знаете, что у людей шизоидного спектра границы между Я и миром размытые, поэтому мы хорошо чувствуем эмоции и кое-какие бессознательные процессы собеседника, - и это наша суперспособность, - однако это требует некоторой идентификации с ним).

К важным разговорам я готовлюсь заранее, в мыслях рассказывая собеседнику то, что имею сказать днями напролёт, бесконечно составляя последовательность тезисов. На практике потом собеседник обнаруживает, что я «нахожусь в своём мире» и «не иду на контакт» (и доктора это называют «аутизмом»).

Итак, я нахожусь в своём мире, поэтому не отслеживаю состояний других людей, если не применяю свою «суперспособность». И меня мало трогают те состояния, на которых я не концентрируюсь (порой просто не могу), если они не касаются беспокоящих меня тем, хотя я хорошо читаю невербальные сигналы. Так что иногда я проявляю эмоциональную тупость.

У меня нет подозрительности, для меня не характерны невыразительные интонации, магическое мышление, оригинальные верования. Но того, что есть, достаточно. Для полной картины стоит добавить низкий энергетический запас, проблемы с инициацией действий, мотивацией, вниманием и памятью. К тому же у моего папы была шизофрения.

Есть исследования одного убедительного учёного, которые обнаруживают, что у аутичных людей особенности мозга прямо противоположны особенностям мозга людей с шизотипией и шизофренией, и только у людей с биполярным аффективным расстройством есть и те, и другие черты. Но есть также исследования, показывающие, что у состояний аутистического и шизофренического спектра общая базовая уязвимость, а случаи из обоих спектров часто пересекаются в семейной истории.

Я специально искала научные работы на эту тему, потому что мне хотелось выяснить, какой же у меня всё-таки аутизм, «правильный» или «неправильный» (шизофренический).

Если мы посмотрим значение слова «аутизм» в психиатрической литературе (тот самый, который «симптом»), то прочтём, что аутизм - это замкнутость в себе, погружение в мир собственных переживаний и отрыв от действительности. При аутизме, - читаем мы, - теряется интерес к реальности и общению с окружающими, утрачивается эмоциональный контакт с другими людьми.

Из моего рассказа о своих переживаниях мы можем представить, что в случае, когда человек так гиперсфокусирован на собственном рассуждении (интересе), что игнорирует остальные аспекты действительности, то это называется аутизмом. Хочу ли я при этом отгородиться от людей? Нет. Хочу ли я при этом иметь тёплые отношения с избранными близкими? Да. Сложно ли мне строить такие отношения? Как выбираться из уютной раковины в сложный, быстрый, слишком интенсивный мир. И я всё чаще замечаю, что люблю людей отдельно от общения с ними, как бы оставляя свою личность за стеклом.

Это возвращает нас к тезису о том, что аутисты хотят общаться, но не могут, а шизоиды могут, но не хотят. Так ли это? И со всеми ли так?

Как-то после интересного разговора с психиатром до меня вдруг дошло, что для врачей как будто не существует двух разных аутизмов. Аутизм один, это феномен, при котором в силу особой организации мозга человек находится в своём внутреннем мире и слабо контактирует с «реальной», т. е. общечеловеческой действительностью. Просто этот феномен может присутствовать в структуре различных неврологических состояний, которые будут различаться по наличию других особенностей поведения или мышления.

Мой док говорит (осторожно, патологизация): «При шизофрении преобладают процессы нейродегенерации. При аутизме Каннера и Аспергера преобладают нарушения нейроразвития. Но при обоих заболеваниях происходят процессы нарушения нейроразвития и процессы нейродегенерации». И вот что я думаю.

Аутичный человек может быть аутичным из-за генетической предрасположенности, или по причине влияния посторонних наследственных факторов на развитие мозга, или по какой-то ещё причине. В большинстве своём аутичные люди имеют характерные особенности развития мозга, но причины аутичности могут быть разными. И человек, у которого есть особенность нейроразвития, то есть мозг отклонился в развитии и сделал человека аутичным, будет аутичным независимо от того, насколько выражена у него нейродегенерация (дезинтеграция личности и психотическая симптоматика).

Аутичный человек может стимить, иметь ритуалы, или справляться с тревогой посредством кататонического ступора и возбуждения, или с помощью избегания требований. Но если ему с детства сложно справиться с хаосом внешнего мира и воспринять культуру окружающих его людей «из воздуха», он аутичный.

При этом аутичный человек может иметь интенсивные интересы на уровне предметов или словесно-логических конструкций, иметь богатое образное или понятийное мышление. Это разные планы одного и того же явления. Он может иметь разные способности: к синтезу, к анализу, к обобщению, к конкретизации.

Аутичный человек может привязываться к изобретениям, научным исследованиям, людям, художественным произведениям или теориям из области религии и культуры. Он может быть так захвачен свежей идеей и иметь так мало сил и мотивации для исследования разработок человечества в интересующей его области, что уйдёт далеко от реальности в собственные измышления (и его творчество будет иметь сверхценный характер). В его мозгу из-за психического расстройства могут разрушаться процессы торможения мыслей и представлений, и тогда он будет иметь дело с бредом и галлюцинациями.

Аутичный человек может иметь единичный психотический эпизод в подростковом возрасте или злокачественный процесс, разрушающий связи в его мозгу (при некоторых формах шизофрении). Или он может никогда не выходить «за границу разума». Он может также иметь сильные аффективные колебания, хорошо разбираться в себе и плохо разбираться в окружающих, или наоборот.

Мы имеем дело со спектром, охватывающим множество состояний от вполне здоровой аутичной психики до психики, задетой ментальными расстройствами, и это всё будет касаться аутичных людей. Вот что я подумала. Хотя «теория единого психоза» - вещь спорная.

Аутизм, или расстройство аутического спектра как диагноз существует не так давно. Разнообразие симптомов, которыми проявляется аутизм, позволяет говорить о широкой вариабельности заболевания: от незначительных аутичных черт до тяжелой болезни, когда больной требует постоянного ухода.

Эпидемия аутизма: есть ли повод для паники?

В последние годы СМИ рассуждают об эпидемии аутизма, охватившей мир: аутичные черты регистрируются, по разным данным, у одного из 100 или 1000 детей, в различных странах статистики выявляют разную частоту диагноза. В то время как еще несколько десятилетий назад аутизм относили к редким психическим заболеваниям. Почему наблюдается такая тенденция?

Среди причин «эпидемии» ученые называют, во-первых, расширение понятия «аутизм» до «расстройства аутичного спектра», в которое могут входить как незначительные, но характерные признаки нарушения развития, так и синдромы Ретта, Аспергера и классический симптомокомплекс аутизма.

Вторая причина – распространение информации о болезни. Те формы заболевания, которые ранее относили к «странностям ребенка», застенчивости, замкнутости, интроверсии, а порой и к шизофреническим состояниям, сейчас регистрируются, как РАС. Ну и третья причина – гипердиагностика, особенно со стороны родителей.

Аутизм стал своеобразным «модным» заболеванием, романтизируемым из-за распространения информации о «суперумных» детях и взрослых с синдромом Аспергера, появления фильмов о частных проявлениях аутизма. Немаловажное значение играет и желание некоторых родителей оправдывать отдельные нарушения воспитательного процесса личностными особенностями детей: СДВГ, аутизм кажутся поводом для оправдания поведения избалованных детей, что ухудшает отношение к семьям с детьми, у которых заболевания действительно подтверждены, и усложняет как социализацию, так и коррекционные мероприятия больных для детей.

Подводя итоги, можно сказать, что так называемая «эпидемия аутизма» – следствие уточнения симптомов заболевания и информированности населения. После переходного этапа количество больных с диагнозом «расстройство аутичного спектра» будет оставаться стабильным.

В каком возрасте проявляются первые симптомы аутизма?

В соответствии с последними исследованиями, первые признаки расстройства аутического спектра можно отметить у детей в возрасте 2-3 лет. У грудных детей не проявляется комплекс оживления при появлении родителей в поле зрения, отсутствует глазной контакт, социальная улыбка, могут наблюдаться проявления повышенной или пониженной чувствительности к раздражителям: тактильным, световым, шумовым и т. п.

Однако в этом возрастном периоде заподозрить детский аутизм можно только при выраженной симптоматике. Как правило, это обнаруживают не специалисты, а родители, в семье которых есть близкие родственники или старшие дети с диагнозом расстройства аутичного спектра. Так, позже всего диагноз обычно получают первые дети в семье, так как молодые родители еще не уверены в том, являются ли отклонения в поведении ребенка его характерологическими особенностями или первыми сигналами о нарушении развития.

Средний возраст диагностирования аутизма у детей – 2,5-3 года. Как правило, этот период связан с нарастанием общих признаков нарушения, а также началом посещения детских садов, групп раннего развития, где на фоне других детей ярче выявляются особенности поведения. К этому же возрасту от детей ожидают развития определенных навыков, которые у аутистов или запаздывают, или не вырабатываются без длительных занятий.

Так как аутизм – нарушение развития, то ранняя коррекция состояния позволяет адаптировать детей с более высокой эффективностью, и часть умений и навыков при раннем начале терапии к среднему возрасту постановки диагноза уж может быть сформирована. Поэтому зарубежные специалисты рекомендуют в возрасте 1-1,5 лет проводить самостоятельную оценку, тестирование основных наиболее вероятных при аутизме отклонений. В тест-опросник входят такие вопросы, как:

  • Нравится ли малышу быть на руках у родителей, сидеть на коленях, ищет ли он тактильного контакта перед сном, во время плача?
  • Есть ли интерес к другим детям?
  • Присутствует ли предметно-ролевая игра (кормление куклы, укладывание мишки, приготовление пищи, взаимодействие солдатиков, машинок и т. п.?
  • Присутствует ли указательный жест? Контакт глаз?
  • Любит ли ребенок играть с родителями или другими родственниками?
  • Ищет ли глазами игрушку или кошку, если ее назвать и указать пальцем? И т. п.

Большинство вопросов направлены на выяснение наличия взаимодействия маленького ребенка с окружающим миром и людьми. Если большинство ответов на вопросы в 1,5 года отрицательные, стоит показать малыша специалисту. При этом необходимо помнить, что расстройство аутического спектра не обязательно должно проявляться стереотипиями или нежеланием контакта, как глазного, так и телесного, с другими людьми, а также, что схожие симптомы могут выявляться у детей с нарушениями слуха, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, детской шизофренией и т. п. Но в комплексе любые отклонения от нормы должны настораживать.

Выделяют ранний детский аутизм с проявлениями до двух лет, расстройства аутического спектра, регистрируемые в детском (от 2 до 11 лет) и подростковом (от 11 до 18) возрасте. Каждому возрастному периоду соответствуют свои клинические признаки, как стабильные, так и изменяющиеся в процессе роста и развития.

Распространение информации о детском аутизме позволяет диагностировать заболевание раньше и, соответственно, помогает начинать терапию своевременно, что улучшает прогноз на коррекцию поведения и адаптацию ребенка к обществу.

Причины возникновения заболевания

Развитие аутизма у детей обосновывалось различными факторами, которые, несмотря на научные опровержения, до сих пор могут считаться обывателями причиной заболевания. Так, в 70-х годах прошлого века была популярна теория о «холодных, бездушных матерях», провоцирующих своим отношением развитие аутизма у детей. Единственный правдивый момент в данной теории – то, что родители детей с аутическим расстройством действительно в большинстве случаев стараются реже прикасаться к ребенку и выстраивают общение по четкой и логичной схеме, без перенасыщения эмоциями. Однако в данном случае подобный стиль поведения диктуется ребенком: многие дети с РАС склонны к гиперреакции при прикосновениях и не могут отслеживать смысл в речи с искажениями фразовых установок или подтекстом, юмором, отсылками к другим ситуациям, что обедняет общение взрослых с ребенком. Но нарушение развития в любом случае первично.

Второй миф о причине возникновения аутизма – вакцинирование от краснухи. Несмотря на то, что неоднократно доказано отсутствие связи между вакциной и развитием аутического расстройства, а также есть признание самого «первооткрывателя» данной корреляции о поддельных результатах нашумевшего исследования, желание видеть прямую и понятную причину болезни превалирует над логикой и научными данными.

Действительные причины развития нарушения аутического спектра не выявлены, но известна корреляция с некоторыми факторами, увеличивающими вероятность рождения малыша с РАС, например:

  • поздний возраст родителей, особенно отца, при зачатии;
  • наличие в семье родственников с РАС;
  • рождение в многодетной семье в числе последних детей (7, 8 и далее дети чаще подвержены РАС);
  • (краснуха, туберозный склероз, избыточная масса тела);
  • детский церебральный паралич.

Кроме того, некоторые заболевания и отклонения могут способствовать развитию аутичных черт. Так, например, при нарушениях слуха, речи, синдроме дефицита внимания, некоторых хромосомных нарушениях (при синдроме Ретта) признаки аутизма сопутствуют основной патологии из-за искажения восприятия у ребенка.

Аутизм у детей: признаки расстройства аутического спектра в разном возрасте

Выделяют различные признаки РАС в зависимости от степени нарушения, выраженности заболевания, его специфики и возрастного периода. В целом выделяют четыре общих направления в нарушении развития:

  • социальное взаимодействие скудное, искаженное или отсутствует;
  • коммуникация жестовая, стереотипическая, часто не требующая диалога;
  • стереотипии в поведении, речи;
  • раннее проявление симптомов.

В возрасте от 3 месяцев до двух лет должны настораживать следующие признаки нарушения:

  • отсутствие привязанности к матери или замещающему ее взрослому, комплекса оживления (улыбка, гуление, физическая активность);
  • отсутствие или редкий контакт глаз;
  • нет «позы готовности» к телесному контакту: ребенок не протягивает руки, не стремиться быть на коленях, у груди и т. п., вплоть до отказа от грудного вскармливания в младенческом возрасте;
  • отсутствие интереса к совместным играм со взрослыми, детьми, отторжение или активный протест, агрессия при попытке совместной деятельности. Большинство игр проходят в одиночку;
  • повышенная чувствительность (испуг, истерики, крик или наоборот, требования повторять качание на качелях, ходить вдоль теней, носить только эту футболку и т. п.) к телесным, звуковым, световым раздражителям;
  • задержка экспрессивной речи, часто отсутствует гуление, слоговая речь, фразовая, может отмечаться нормальное развитие до 1,5-2 лет и регрессия речевых навыков вплоть до мутизма, эхолалии (неосмысленное повторение слов, фраз за взрослыми, по результату просмотра мультфильмов и т. п.). При таких нарушениях входящих в РАС, как синдром Аспергера, в речи и когнитивных способностях может не выявляться грубых нарушений;
  • низкий, избирательный аппетит, плохой сон;
  • отсутствие реакции на обращенную речь, просьбу принести, показать предмет, на свое имя, невыраженная необходимость в помощи;
  • неразвитость сюжетно-ролевых игр, часто игровая деятельность манипулятивная: выстраивание предметов по различным характеристикам;
  • выраженная привязанность к установленному распорядку, режиму, расположению предметов, маршрутам и т. п.

В возрасте от 2-х до 11 лет могут добавиться следующие признаки нарушения:

  • выраженные нарушения речи или своеобразное развитие (отсутствие местоимения «я» и понимания его смысловой нагрузки, говорение полноценными «взрослыми» фразами без периода «детской» речи, эхолалии, повторение на память блинных отрывков, стихотворений вне контекста и т. п., отсутствие инициации диалога);
  • искаженное восприятие опасности: отсутствие страха перед высотой, дорогой, животными, агрессией может сочетаться с боязнью обыденных предметов: чайника, расчески и т. д.;
  • выраженные ритуалы, а также стереотипии в поведении: раскачивание, кружение, навязчивая жестикуляция;
  • приступы агрессии, страха, истерики, смеха без видимых причин;
  • в большинстве случаев наблюдается нарушение когнитивного развития, причем часто – неравномерное: может проявиться высокая наблюдательность в отношении цифр, мелодий, деталей при невозможности читать, писать, или наоборот.

В подростковом периоде симптомы усугубляются как на фоне нарушения социального взаимодействия и коммуникации, так и в связи с гормональными изменениями.
Необходимо помнить, что диагноз устанавливается врачом-психиатром на основании общей клинической картины. Многие дети с РАС не соответствуют популярному описанию симптомокомплекса, сложившегося в результате статей, книг и фильмов о конкретных людях с аутизмом. Так, ребенок с РАС может инициировать и поддерживать глазной, телесный контакт с незнакомцем, охотно включаться в общение, однако не распознавать эмоции, невербальные сигналы, не воспринимать признаки агрессии, неприятия и т. п., что затрудняет дифференциацию заболевания. Диагноз устанавливает только врач.

Терапия расстройств аутического спектра у детей

На данный момент медикаментов, излечивающих аутизм, не существует. Различные биологические добавки, методы хелирования, очистки, диеты, методики могут помогать некоторым детям, не необоснованно рекомендовать их каждому ребенку, так как отсутствует доказанный эффект в массиве данных.

Для терапии специалисты советуют как можно раньше начинать коррекцию нарушений развития следующими способами, работающими со всеми детьми, находящимся «в спектре»:

  • занятия с логопедом-дефектологом по развитию речевых навыков;
  • ABA-терапия, методы прикладного поведенческого анализа, “floor-time”, совместная деятельность «на полу», в одном пространстве с ребенком, методики ТЕАССН, «социальные истории». Данные программы и методы можно сочетать или подбирать наиболее оптимальный вариант, который позволит развить и закрепить необходимые навыки у ребенка;
  • при выраженных нарушениях речи – использование карточек с картинками для общения, включение комиксов, письменной речи (компьютера, планшета) для установления коммуникации;
  • медикаметозная терапия (при повышенной возбудимости, приступах агрессии, самоагрессии, не поддающимся коррекции иными методами) назначается только ситуативно в качестве поддержки.