Подростки: трудный возраст. Как помочь своему ребенку в переходный период? Переходный период: психология. Подростковый и юношеский возраст

12.07.2019

Для каждой мамы ее любимый сыночек всегда остается малышом. Она помнит каждый момент его жизни: от рождения до первых значимых побед. И, зачастую, начавшийся переходный возраст у мальчика застает маму врасплох. Это сложный период открытий, как для ребенка, так и для родителей. Нарушается выстроенный годами семейный уклад, на смену покою и безмятежности приходят ссоры, крики, непонимание и глухая стена обид с обеих сторон. С какого возраста начинается переходный возраст у мальчиков? Как пройти это серьезное испытание? Как вести себя с подростком? Можно ли пережить переходный возраст сына и остаться с ним друзьями? На все эти вопросы мы попробуем ответить в нашей статье.

Когда начинается переходный возраст у мальчиков?

Переходный возраст у мальчиков наступает у всех по-разному и зависит, в первую очередь, от физиологических особенностей ребенка — а именно от работы гормональной системы. Именно половые гормоны отвечают за ту перестройку организма, которая ведет к внешним и внутренним изменениям мальчиков. Также немаловажную роль на вхождение в пубертатный период влияют условия жизни, уровень физического развития, эмоциональное и психическое состояние ребенка, наследственность и даже этническая принадлежность. Достаточно серьезное влияние на сроки созревания мальчиков оказывают пагубные привычки — курение, алкоголь и др. Эти факторы затормаживают процесс полового развития, т. к. угнетают гормональную систему ребенка.

Как правило, начало пубертатного периода у мальчиков находится в пределах 10-12 лет, и к 15 годам юноша становится половозрелым. Однако, полное взросление организма происходит только к 23-25 годам. Эти показатели являются усредненными и отклонения от нее на 2-3 года не являются критичными.

Признаки переходного возраста у мальчиков

Родители, воспитывающие юношей часто задаются вопросом — когда начинается переходный возраст у мальчиков и каковы признаки начала этого периода. Переходный возраст у мальчика это достаточно длительный процесс, который условно можно вместить во временные рамки с 9 до 17 лет. Пик этих изменений в основном приходится на 12-14 лет. Если придерживаться официальной терминологии психологов, то переходный возраст – это временной отрезок, в течение которого у ребенка происходит половое созревание, сопровождающееся бурным физическим развитием и чрезмерной выработкой гормонов. Очень понятная формулировка, не так ли? Но на самом деле все непросто. Подросток, который еще вчера был милым и ласковым сыном, вдруг становится замкнутым, агрессивным, даже истеричным в некоторых моментах. Грубит по любому поводу, стесняется своей внешности и стремится всеми силами позиционировать себя, как взрослый самостоятельный мужчина, абсолютно независимый от родителей. Он кажется сам себе чужаком в этой семье и мире в целом. Главная задача родителей это поддержать и суметь принять ребенка со всеми его изменениями, страхами и комплексами. Ведь он по-прежнему остается вашим сыном, который не может справиться с внезапно навалившимся на него взрослением.

Физиологические особенности переходного возраста у мальчиков

Трудный возраст у ребенка начинается с физической перестройки организма, которая сопровождается следующими признаками:

  1. Резкий скачок в росте. С 12 лет мальчик может ежегодно прибавлять в росте до 10 см. Активно растут кости и развиваются мышцы.
  2. Потеря в весе. За счет усиленного роста организм ребенка не успевает усваивать и откладывать про запас полезные вещества и микроэлементы. Все силы тратятся на рост костей, поэтому в переходный период у мальчиков наблюдается недостаток веса, в некоторых случаях даже дистрофия.
  3. Изменения рельефа тела. Фигура подростка начинает формироваться по типу «мужской», плечи становятся шире, а бедра уже.
  4. «Ломка» голоса. Голос грубеет, становится ниже по тональности. Обычно этот процесс растягивается на 1-2 года до окончания полового созревания.
  5. Рост волос на теле. Волосы начинают расти в интимной зоне и подмышках. Позже появляется пушок над верхней губой и растительность на руках и ногах.
  6. Увеличение половых органов. С 10 до 13 лет происходит увеличение половых органов, появляется пигментация мош онки.
  7. Появление угревой сыпи на лице и теле. Активная работа сальных желез провоцирует угри и черные точки на лице, с которыми некоторые подростки борются годами, у других все проходит через несколько месяцев.
  8. Неконтролируемое семяизвержение во сне. В переходном возрасте мальчик сталкивается с таким явлением, как поллюции. На самом деле это абсолютно нормальный этап взросления.

Психологические проблемы переходного возраста у мальчиков

Происходящие с ребенком физиологические изменения, обуславливают поведение подростка и оказывают активное влияние на его психоэмоциональное состояние. За короткий

промежуток времени в организме юноши происходят колоссальные преобразования, к которым все еще детская психика не успевает адаптироваться. Организм бунтует и проявляет себя весьма разнообразно:

  1. Эмоциональная нестабильность. Внезапная смена настроений, от затишья до бури –привычная ситуация в доме, где есть подросток. Обычное замечание провоцирует, то слезы, то желание поспорить.
  2. Грубость. Послушный ребенок в одночасье превратился в грубияна и циничного хама. Все его слова несут ярко негативный окрас. От грубости страдает все окружение юноши: родители, братья и сестры, сверстники, учителя.
  3. Агрессия. Недовольство собой и неприятие своего нового изменившегося тела во многих случаях выливается в агрессию на окружающих. У некоторых это всего лишь школьные драки за лидерство в классе, а у других серьезные правонарушения с приводами в милицию. Хочется отметить, что агрессия все-таки естественное проявления в переходном возрасте у мальчика. Он становится мужчиной и примеряет на себя жизненную модель поведения, в этот момент закладывается его будущая мужская стратегия. Конечно же, нужно уметь отличать естественную агрессию, помогающую определиться с ролью в жизни, от ее крайних проявлений — жестокости и стремлению к правонарушениям.
  4. Влечение к противоположному полу. Неожиданно для себя юноша начинает испытывать непреодолимое влечение к девушкам. В этот момент закладываются основные нормы поведения с противоположным полом. Ошибки и отказы воспринимаются резко и болезненно.
  5. Суи цид. Для подростка это кажется самым легким выходом из замкнутого круга непонимания и проблем. К сожалению, в России, с каждым годом увеличивается процент подростковых самоубийств.

Особенные проблемы доставляет родителям попытки мальчика доказать всему миру свою мужественность. Подросток начинает позиционировать себя как взрослый мужчина, происходит стремительная переоценка ценностей и смена жизненных ориентиров.Он пытается самостоятельно решить все вопросы, преодолеть в одиночку встречающиеся трудности. И эти попытки всегда очень тревожат родителей, ведь как только мальчик сталкивается с вопросом, решение которого ему не по силам из-за нехватки жизненного опыта, он становится еще более агрессивным и замкнутым.

Ошибки в поведении родителей ребенка переходного возраста

Наверное, ни одной семье не удавалось легко пережить переходный возраст своего чада и избежать ошибок. Более того, каждый ребенок индивидуален, каждый случай нужно рассматривать в отдельности. Не существует классификации и шаблона родительских ошибок, которая бы являлись помощником в такой сложной ситуации. Но можно выделить две модели поведения родителей, однозначно, неприемлемые, и ведущие на путь еще больших проблем и непонимания в общении со своим ребенком.

  1. Лояльность и безоговорочное принятие ситуации

Столкнувшись с изменениями в своем ребенке, родители кидаются к источникам информации. В короткий промежуток времени они прочитывают статьи в интернете, книги именитых психологов, проводят блиц-опрос друзей и родственников, которые в свое время пережили проблемы переходного возраста. К сожалению, из всего этого обилия сведений, они выносят основную мысль – переходный возраст не вечен, нужно любить и терпеть. Такие родители остаются невозмутимы, столкнувшись с грубостью ребенка в свой адрес, спокойны, когда сын приносит из школы одни двойки или не ночует дома. Они занимают позицию наблюдателя и терпеливо ждут, когда к ним вернется их милый и добрый ребенок. Эта роль является в корне неверной и провальной!

Да, подростку требуется много любви. Да, он нуждается в понимании и терпении. Но не ждите, что переходный возраст закончится так же внезапно, как начался и все вернется на круги своя. Ребенок меняется и уже никогда не будет прежним! Ему, как воздух, необходима помощь, советы, наставления и жизненные ориентиры. Без них он не сможет сориентироваться в, ставшем таким незнакомым и чужим, мире. Именно от родителей зависит, шагнет ли подросток во взрослую жизнь гармоничной и счастливой личностью.

  1. Строгость и отторжение

Другой вариант ошибочного поведения родителей, приводящий к серьезным проблемам с подростком – это проявление излишней строгости. Такие родители придерживаются деспотичной манеры воспитания, считают, что все трудности переходного возраста надуманы и источником их появления являются недостатки в воспитании. Они в жесткой и безапелляционной форме подавляют в подростке упрямство, своеволие, стремление к самостоятельности. Ребенок в такой семье чувствует себя отвергнутым и непонятым, и видит два выхода из ситуации: подчиниться или сопротивляться. И тот и другой вариант не приводит к гармонизации личности. Подчинение, подавление подростка как личности – это прямая дорога к суи циду. Сопротивление родительской воле может привести к наркотикам, алкоголю и, как следствие, проблемам с законом или даже гибели ребенка.

Как пережить переходный возраст у мальчика и остаться друзьями?

Физиологические и психоэмоциональные изменения делают переходный возраст у мальчика очень трудным периодом в жизни. Как помочь ему преодолеть это тяжелое время? Как не потерять свой авторитет и остаться друзьями? Каждый родитель задает себе эти вопросы. Трудно быть настоящим другом подростку, но попытаться все-таки стоит. Рано или поздно все родительские попытки будут вознаграждены открытой и счастливой улыбкой повзрослевшего сына.

Доверительные отношения с ребенком – это та база, на которой строится хрупкое взаимопонимание в переходном возрасте. Конечно же, выстраивать эти отношения необходимо с раннего детства. Если сделать это не получилось с малышом, то, скорее всего не получится и с подростком. Неважно кому ребенок больше доверяет, папе или маме, главное, что этот человек существует. И именно через него должны доноситься все важные моменты и решения. Так они будут легче восприниматься и приниматься к действию. К переходному возрасту необходимо готовиться заранее — слушайте своего сына. Каким бы загруженным не выдался день, выделите полчаса на общение с ребенком. Это время должно принадлежать только ему и вам. Никаких вопросов о школе, никаких нравоучений. Тема и течение разговора определяются ребенком, а родитель должен быть активным слушателем и восторженным зрителем. Сделайте такое общение ежедневным, хорошей традицией родом из детства, тогда подросток будет легко и естественно рассказывать о своих делах и проблемах.

Интересы подростка должны стать интересами родителей. Очень часто родители не знают, чем увлекаются их дети. Многие называют только компьютер, даже не подозревая какие сайты, попадают в разряд часто посещаемых. Разделяйте все интересы детей, делайте это искренне. Если сын увлекается ездой на велосипеде, покупайте железного коня себе и катайтесь вместе по выходным. Плаванье, игра на музыкальных инструментах, починка автомобиля – все это должно стать вашим совместным хобби. Только так можно сохранить хрупкую связь взрослый-ребенок, которая в большинстве случаев рвется в подростковом возрасте. Особое место в жизни подростка, особенно мальчика, занимают друзья, которых родители обязательно должны знать в лицо. Хорошо, если все друзья вхожи в дом. Это позволяет родителям ненавязчиво держать окружение сына под контролем.

Социальные сети – самый главный конкурент родителей в борьбе за душу подростка. В современном мире без социальных сетей не обходится ни один взрослый человек, что уж тогда говорить, о стремящихся во всем подражать родителям, детях. Если у ребенка появилась своя страничка, то обязательно добавьтесь к нему в друзья. Делать это нужно в возрасте 8-10 лет, когда дети еще легко пускают родителей в свою жизнь. В дальнейшем это позволит незаметно заглянуть в тайные мысли и страхи взрослеющего человечка. Всегда просматривайте, чем живет в интернете подросток, что его интересует, какие посты он выкладывает. Эта внимательность в некоторых случаях позволит уберечь ребенка от многих пагубных увлечений. Много споров ведется о вреде интернета и компьютерных игр. На эту тему снято и выложено много роликов, подростки, убившие своих родителей из-за запрета на компьютерные игры, нередко стали мелькать в криминальных новостях. Избежать этих проблем поможет четкое регламентирование времени, которое можно потратить за компьютером. Подросток должен знать, сколько времени ему разрешено провести за компьютером. И никакие мольбы, и уговоры на этот регламент влиять не должны.

Самостоятельное принятие решений – естественное право взрослеющего мальчика. Чтобы избежать серьезных и необратимых ошибок, позвольте ему принимать решения в так называемой «зоне комфорта». Там, где ошибка не станет роковой, и подросток сможет нести ответственность за принятое им решение. Его стремление к самостоятельности будет удовлетворено, а понимание ответственности, неумолимо следующей за принятием того или иного решения, заставит серьезно и вдумчиво подходить к любой проблеме.

Период эмоциональных бурь порождает в подростке ощущение всеобщего непонимания и неприятия. Поэтому, когда вы сталкиваетесь с проблемой трудного возраста, постарайтесь найти общий язык с ребенком. Проводите больше времени вместе — выезжайте на природу, ходите в кино, гуляйте, посещайте развлекательные центры или каток. Если ситуация зашла в тупик, возьмите короткий отпуск и съездите на отдых или сходите в недолгий поход. Главное — больше общения и совместных положительных эмоций. Попробуйте найти то, что вашему ребенку очень нравится, и направьте всю свою энергию в правильном направлении. Занимаясь любимым делом, подросток может расслабиться и получить эмоциональную разрядку. Постарайтесь прислушиваться к своему ребенку и дать ему возможность расти, делать ранние ошибки и учиться у них.

Трудности переходного возраста пугают многих родителей подростков., но если вы проявите максимум терпения и выдержки, то этот период пройдет с минимальными потрясениями для всех вас.

Любите своих детей. Любите ершистых и нелепых, упрямых и застенчивых, циничных и таких ранимых. Помогите им пережить переходный возраст своей мудростью и безграничной любовью.

Предлагаем вам курс от нашего партнера

Узнайте 10 важнейших правил от профессионального психолога и гарантированно защитите Вашего ребёнка от ЭКРАННОЙ и КОМПЬЮТЕРНОЙ зависимости +
основы безопасности ребёнка в Интернете.

Также предлагаем принять участие в тренинге «Покладистый ребенок и Спокойная мама за 2 месяца»(пакет «Базовый») .
Онлайн тренинг для родителей будет проходить с 11 июня по 5 августа 2018 г.

Сделайте заказ прямо сейчас и получите скидку.

4 4 986 0

Слово “подросток” для многих ассоциируется со словом “сложный или тяжелый”. Эта ассоциация имеет место, но подростки – это наши дети. Задача родителей – не навредить и помочь своим чадам подняться и сделать первые шаги не только в девяти или десятимесячном возрасте, но и в период с 10 до 18 лет.

Чтобы ничего не пропустить нужно вспомнить, как себя чувствует подросток, какая она, подростковая психология, ведь все проходили через этот кризисный период.

Этапы взросления

Изменения в поведении детей подошедших к переходному возрасту становятся все ярче и заметнее. Это не только внешнее изменения, но и психологическое состояние, которое, в первую очередь, пугает и практически застает врасплох неподготовленных родителей. Чтобы не пропустить этапы взросления своего чада, нужно знать временные рамки этих периодов. Их всего два.

Первый – от 10 до 13 лет.

В этом возрасте начинается гормональная перестройка всего организма. Ребенок в этот период очень часто устает и стремится к уединению. Хотя застать его дома родители практически не могут, он все время проводит в компании друзей. Это происходит потому что ребенок понимает: он взрослеет и, действуя интуитивно, пытается утвердить свой авторитет. Для этого и общается с ровесниками и поддается всевозможным провокациям со стороны других детей.

В глазах родителей это все выглядит как непослушание и неподчинение их воле. На самом деле, родителям всего-то нужно понимать, что ребенок взрослеет и у него подростковый период.

Нужно постараться не ломать и менять своего сына или дочь, а минимизировать давление и сузить круг ограничений до минимума, конечно же, в разумных пределах, не подвергая жизнь ребенка опасности. Как вариант, переключите внимание на развивающие игры.

Никакие запреты сейчас не будут восприняты, и ваш авторитет не сработает. Сейчас в авторитете друзья и товарищи. Они понимают лучше и знают, как кажется детям, больше.

Ваша задача – все контролировать, но делать это так, чтобы ребенок этого особо не замечал.

Тогда он будет и нервничать меньше, и поводов для конфликтов у вас тоже не будет.

Второй период – возраст 14–15 лет.

В этом возрасте гормональный фон уже выровнялся, но теперь переизбыток энергии. И ее нужно направить в нужное русло. Сделать это тоже нужно ненавязчиво, поскольку авторитет у родителей в этот период возраста пока еще на нуле, и это в лучшем случае.

Если применять силу и наказание, то можно получить обратный эффект. Ребенок начнет действовать по предложенному вами же сценарию.

Ваша задача – найти применение этой “лишней” энергии в мирном русле, и способности ваших мальчиков и девочек, их способности и интеллект, в связи с переходным возрастом никак не ухудшились. Вам важно заинтересовать ребенка, показать любовь и заботу.

Появление психологических новообразований в 14-16 лет

Этот период можно сравнить с перерождением куколки гусеницы в бабочку. Но вот разница в том, что бабочка может сразу расправить крылья и полететь, а подросток пока стоит как на распутье и не совсем понимает, что ему делать со всем этим дальше.

Психологические новообразования затрагивают все сферы и эмоциональную, и сферу полового созревания, и моральную. Ребенок переосмысливает моральные ценности.

Но они пока не крепки, и ориентир подросток держит на «идеал», которому слепо и подражает.

К психологическим новообразованиям у подростков можно отнести:

  • Самосознание.
  • Абстрактное мышление.
  • Половая идентификация.
  • Чувство взрослости.
  • Автономная мораль.
  • Переоценка ценностей.

Изменения когнитивной сферы в 13-15 лет

К этим годам у ребенка меняются его способы восприятия мира. Он переходит к абстрактному, теоретическому мышлению. Внимание становится более рассеянным, и это позволяет ребенку концентрироваться на вещах, которые его больше всего интересуют. В этот период происходит и выбор профессии или направления будущей сферы деятельности.

Ребенок приобретает свою интеллектуальную уникальность, вырабатывается свой стиль мышления и анализа.

Фантомное чувство взрослости

Получив свободу автоматом, пройдя первый этап взросления, подросток уже осознает, что изменился. И считает себя взрослым, только потому что ему уже 15 или 16 лет.

В этом возрасте мальчики и девочки стремятся приобрести все атрибуты взрослой жизни.

Это и курение, и повышенный интерес к противоположному полу, и уклонение от требований родителей, смена имиджа. Но это все просто мишура, а не показатель взрослой жизни человека.

За все свои поступки взрослый человек несет ответственность. И, как правило, не бросает никому вызов и не подвергнет себя неоправданному риску только для того, чтобы пойти наперекор родителям. Проявление фантомного чувства взрослости – это иллюзия и самообман со стороны подростка.

Родителям нужно на своем примере показывать, с чем действительно приходится сталкиваться взрослому человеку и привлекать своих детей к постепенному принятию самостоятельных решений и готовить их к ответственности за свои слова и поступки.

На этой стадии развития никакие советы не помогут, только конкретные примеры.

Возникновение школьной дезадаптации

Претерпевая изменения в своем переходе от детского до подросткового возраста, ребенок переживает стрессы и нежелание подчиняться родителям и учителям или ровесникам в школе.

Определить, что ребенок подвержен школьной дезадаптации, можно по его нежеланию ходить в школу, выполнять домашнее задание, общаться со сверстниками.

А поговорив с подростком, можно выяснить массу причин, которые ребенок видит как повод не посещать занятия. Это может быть и придуманный страх перед выполнением контрольной, и жалобы на здоровье, и рассказы что его все бьют и обижают, что он устал и не пойдет в школу, даже если ему грозит смерть.

Помочь в решении такой проблемы , но сходить к нему вы должны сами без ребенка. А потом примените полученные рекомендации. Так, ребенок не будет знать о ваших планах и не окажет ненужного сопротивления.

Общение и личностная позиция

В этом вопросе может сильно помочь школа, точнее, педагогический коллектив, который будет проводить на уроках семинары, коллоквиумы. Это даст возможность к открытому обсуждению интересующих вопросов и навыку отстаивания своей точки зрения.

Важно в этот момент показать наглядно на примере, что можно убеждать словом, не причиняя физической боли или вреда собеседнику.

Хорошо, когда не только в своей семье ребенок видит к себе уважительное отношение. Когда рейтинг и авторитет в классе зарабатывается только за то, что ты сам такой умный, способный, талантливый, и вообще, классный и позитивный.

Нужно уводить ребенка от мнимых выдуманных кумиров и идолов. Не стоит доводить дело до полного отвержения реального мира и его реальных ценностей. Выход из этого состояния для подростка тоже будет непростым и болезненным.

Не применяйте никакого насилия.

Все спорные вопросы всегда можно решить мирным путем, общаясь и объясняя ребенку, что вы от него хотите, и почему вам это нужно.

Разговаривайте всегда и везде со своими детьми: и с мальчиком, и с девочкой, старайтесь их услышать и понять.

Девчонки не меньше нуждаются в поддержке, чем парни. Нет ничего лучше, чем доверительные отношения. Планируйте совместный отдых, читайте вместе книги, постарайтесь увлечь ребенка, не отгораживайтесь от детей своими проблемами и заботами.

Это ваш ребенок, и он не может быть глуп, ведь вы себя таковым не считаете.

Подросток – это полноценная взрослая личность, которая легче пойдет на компромисс, если будет видеть, что ее уважают и не ограничивают свободу просто так, без причины или для профилактики.

Не думайте, что вы уже все знаете, и все можете решить, родители тоже развиваются и взрослеют всю жизнь. Нет ничего страшного в том, чтобы сказать сыну или дочери, что вы не знаете ответа на вопрос. И постараться найти на него ответ совместно. Это только сблизит вас.

Ребенок поймет, что не бывает идеальных людей и ничего страшного не случится, если и он чего-то будет не знать. Это освободит его от многих комплексов и страхов в будущем.

И он сможет быть успешнее и счастливее вас. А этого хотят все любящие родители.

Заключение

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Время бежит стремительно. Недавно семья привезла из роддома небольшой сверточек с безмятежно спящим малышом, прошли годы, мальчик рос и развивался. В итоге наступает момент, когда вчерашний ребеночек начинает подготовку к взрослой жизни. В статье вы узнаете, во сколько переходный возраст у мальчиков, его продолжительность, симптомы и признаки.

Когда ребенок достигает переходного возраста, он сталкивается с трудностями. Физическое состояние, сознание и мироощущение изменения. Рост организма происходит одновременно с половым созреванием. Перечисленные изменения влияют на нервную систему подростка.

Ребенок становится раздражительным и агрессивным. Родители теряются и не понимают, как вести себя с сыном. Чтобы помочь подростку, нужно знать, каким изменениям подвергается детский организм во время переходного возраста.

Переходный возраст у мальчиков проходит в возрасте 11-16 лет. На начальном этапе проявляются половые различия. К 17 годам личность мальчика полностью сформировывается.

Особенности переходного возраста

  • Переходный возраст – особый этап в жизни любого человека, сопровождающийся половым созреванием, физическим развитием и продолжением роста. В этот момент заканчивается формирование систем и внутренних органов. В организме начинается интенсивная выработка гормонов.
  • У мальчиков переходный возраст начинается немного позже, чем у девочек. Примерно в средних классах девочки начинают превращаться в девушек, а мальчики по-прежнему выглядят по-детски. Спустя буквально годик, различия исчезают.
  • Переходный возраст у мальчиков не выделяется четко выраженными границами в плане времени. У подростков особенности периода проявляются неодинаково. Каждый организм характеризуется индивидуальными ритмами. Поэтому сказать, сколько длится переходный возраст проблематично.

Внимательные и заботливые родители должны обращать внимание на признаки и симптомы переходного возраста, которые сигнализируют о его начале.

Признаки и симптомы переходного возраста у мальчиков

Во время переходного возраста меняется внешность и психика мальчика. Период сопровождается гормональной перестройкой и половым созреванием. Подросток начинает самокритично относиться к внешности и переживать.

Практика показывает, что мальчики, которые подвергаются большим физическим нагрузкам и употребляют алкогольные напитки, достигают половой зрелости позднее, нежели сверстники, занимающиеся физкультурой и не убивающие здоровье вредными привычками.

Зная признаки и симптомы переходного возраста, вы на ранних стадиях определите начало изменений и окажите ребенку поддержку.

  1. В десятилетнем возрасте у мальчика начинают увеличиваться половые органы. Годом позже над гениталиями появляется растительность и пигментация мошонки. На следующий год половые органы продолжают расти, а растительность становится более длинной и густой.
  2. В 14 лет изменяется голос. Это обусловлено увеличением голосовых связок, развитием горловых мускул и хрящей. Голос начинает грубеть. Обычно становление голоса заканчивается за 24 месяца.
  3. Начинают расти волосы на подмышках, а верхняя губа покрывается первым пушком. Со временем растительность появляется на лице, ногах и руках. Формирование телесного волосяного покрова заканчивается к концу переходного возраста.
  4. К 14 годам начинает развиваться мускулатура юноши, плечи расширяются, увеличивается рост.
  5. Практически у всех мальчиков в подростковом возрасте появляются поллюции – ночное семяизвержение. Врачи считают это явление нормальным.

Как видите, переходный период характеризуется отчетливыми признаками и симптомами.

Психология переходного возраста

Во время переходного возраста поведение и характер юноши подвергаются изменениям. Мальчика начинает сильно тревожить его внешний вид.

Он старается хорошо выглядеть, а критику воспринимает крайне агрессивно. Постоянное недовольство внешностью – закономерное проявление взросления. На этом фоне может появиться неуверенность и стыдливость, что в совокупности нередко приводит к замкнутости.

  • Взросление мальчика сопровождается кардинальным изменением поведения. Обусловлено это физиологическими факторами, в числе которых жирные волосы, угри, интенсивное потоотделение. У юноши просыпается интерес к девушкам. А конечная цель – найти вторую половинку .
  • На фоне недовольства собой появляется внезапная агрессия и высокая нервозность. Переходный возраст сопровождается проявлением грубости к людям, окружающим мальчика – родителям, педагогам, сверстникам.
  • Всплеск эмоций – неотъемлемый элемент этапа, вызванный перестройкой организма. Гормоны, отвечающие за половое созревание мальчика, называются андрогенами.
  • В этот период юноши позиционируют себя как взрослых мужчин. Они стремятся доказать окружающим самостоятельность. Под влиянием эмоций они совершают поступки, не задумываясь о последствиях.
  • Мальчики начинают активно интересоваться интимными отношениями и их сильно влечет к половой близости. Это тревожное время для родителей, поскольку ускорение полового созревания нередко сопровождается появлением нарушений в сексуальном поведении.
  • Нередко переходный возраст характеризуется проявлением сексуального внимания к другим мальчикам. Это обусловлено неосознанным половым влечением в момент стремительного развития организма. Обычно после начала «правильных» интимных отношений отклонения исчезают. В противном случае нужно отвести ребенка к психологу.
  • В этом возрасте иногда появляются мысли о суициде. Согласно статистике, количество подобных случаев среди детишек подросткового возраста стремительно растет. Суицидальное поведение считается следствием активизации защитных механизмов, данью моде, подражанием друзьям. У такого поступка разные мотивы: низкая успеваемость, физическое насилие, одиночество, месть, наркомания.

Если поведение сына изменилось, помогите ему сориентироваться в сложившейся ситуации.

Как вести себя родителям

Физиологические изменения в совокупности с психическими проблемами делают подростковый возраст у мальчиков тяжелым периодом. Чтобы помочь ребенку, потребуется приложить усилия.

Прискорбно, но нет универсального подхода, каждый случай индивидуален. Запаситесь терпением и выдержкой, двигайтесь к цели, следуя советам практикующих психологов.

  1. Дружба . В жизни мальчика существенную роль играет окружение, поэтому родителям потребуется постараться, чтобы в него войти. Сделать это непросто, поскольку сын уверен, что вы не в силах его понять. Постарайтесь ему открыться и показать, что и у вас имеются комплексы и недостатки. Став другом своему ребенку, вы получите доступ ко всему, что происходит в его жизни, и в случае необходимости поможете.
  2. Проявление интереса . Во время созревания мальчика система мировоззрения и ценностей существенно изменяется. Проявляя интерес к увлечениям ребенка, и поддерживая его, вы заслужите доверие. Регулярно разговаривайте с ним, интересуйтесь рассуждениями и жизнью, привлекайте к участию в решении семейных вопросов.
  3. Свобода . Мальчику-подростку требуется личное пространство и собственная комната. Ребенку следует предоставить свободу и право выбора. Не стоит контролировать все его действия, подслушивать разговоры и проводить ревизию вещей. Если сильно ограничивать ребенка, это повысит вероятность появления неприятностей, поскольку запретный плод слаще. Общайтесь, находите компромиссы и направляйте его в правильное русло.
  4. Отсутствие критики . Бывают ситуации, когда без критики не обойтись. В таком случае она должна носить конструктивный характер. Направляйте ее не на сына, а на его поведение, поступки и ошибки. Подростки чувствительны к замечаниям, недовольство рекомендуется высказывать мягко, а в некоторых случаях в сопровождении похвалы.
  5. Признание личности . Мальчик – полноценная личность, с определенными интересами, взглядами и личным мнением. Не пытайтесь изменить сына или навязать ему свое мнение.
  6. Похвала . Выражая мальчику слова одобрения и похвалы, вы способствуете появлению сил и желания покорять новые вершины. Если ребенок совершил небольшой хороший поступок, похвала окажется стимулом к развитию и совершенствованию. В итоге сын станет лучше .
  7. Проявление терпения . Если сынишка нагрубил, не выходите за рамки. Помните, высокая эмоциональность – последствие переходного возраста. Бурная ответная реакция приведет к скандалу. Чтобы разговор оказался более результативным, проводите его в спокойной обстановке.

Напоследок дам маленький совет. Если вы желаете облегчить переходный возраст, запишите мальчика в какую-нибудь секцию. Важно, чтобы ребенок увлекся новым занятием до наступления ответственного периода. Плавание, футбол, боевые искусства помогут поддерживать тело в отличной форме, отвлекут от нехороших мыслей и стабилизируют гормональную бурю.

Подросток: как пережить взросление?

Каждый любящий родитель мечтает о том, чтобы его чадо училось на одни пятерки — или, хотя бы, на четверки и пятерки. Однако не все понимают, что эффективность обучения зависит не только от пожеланий мам и пап, но и от возможностей ребенка. Объективной помехой на дороге к знаниям может стать бурная перестройка всего подростка, называемая "переходный период". Как его пережить с наименьшими потерями?

Подростки взрослеют незаметно

Чаще всего и родители, и педагоги связывают проблемы обучения с уровнем интеллектуального развития. Отсюда и вопросы: "Почему он плохо учится, ведь совсем не дурак?". В действительности же ребенок может плохо учиться из-за снижения работоспособности, связанного с возрастными перестроениями его организма.

Младшие тинейджеры пока не похожи на взрослых ни по внешнему облику, ни по поведению. Они еще много играют и просто бегают, возятся и шалят, они непосредственны и непоседливы, легко поддаются влиянию.

Однако внешняя картина сохраняющейся детскости обманчива, за ней скрываются важные процессы становления нового: подростки взрослеют незаметно, оставаясь во многом детьми. В этом возрасте учебная деятельность и школа постепенно перестает быть основной и самой важной задачей.

В период пубертата происходят изменения на всех уровнях, в первую очередь на биологическом, а также на психологическом и социальном. Меняется интенсивность физиологических процессов, гормональный фон, функции органов.

Отсюда и нескладность

Рост скелета идёт быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры. У девочек увеличивается масса жировой ткани на 10-20%, что субъективно переживается ими очень тяжело. Объём сердца увеличивается за пубертатный период в два раза, при этом происходят значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли. Зачастую врачи ставят подросткам диагноз: вегетососудистая дистония.

Биологические особенности подросткового возраста в значительной мере зависят от функционирования желез внутренней секреции. В этом возрасте происходит как бы "взрыв" деятельности гипотоламо-гипофизарной и эндокринной систем. Это ведет к изменению гормонального статуса. Гормон роста — один из основных гормонов гипофиза — стимулирует жироотложение, активизирует биосинтез белка, усиливает обменные процессы. Его выработка достигает пика к 12-14 годам. Именно с этим связан максимальный ростовой скачок у подростков.

Другой гормон этой железы воздействует на увеличение костной и мышечной ткани. Он же усиливает приспособительные реакции организма к стрессовым воздействиям. В этом состоит биологическая основа, которая в подростковом возрасте обеспечивает усвоение знаний, а также выработку и закрепление трудовых и жизненных навыков.

Да и нервы теряют устойчивость

Важную роль в растущем организме играют гормоны щитовидной железы. Они участвуют во всех видах обмена веществ, в развитии мозга, определяют уровень интеллекта, физического развития, созревания репродуктивной системы, адаптационных возможностей. Функция щитовидной железы, в свою очередь, "управляется" гипофизарным гормоном, который регулирует обмен йода, углеводный обмен, стимулирует синтез белка. Изменения гормонального статуса, характерные для пубертатного периода, обуславливают перестройку иммунной системы. Соматотропный гормон и тиреоидные гормоны стимулируют функцию вилочковой железы, лимфоидной ткани, образование Т-лимфоцитов.

Но и это еще не все. Состояние нервной системы подростка становится неустойчивым. Поэтому в поведении подростков отмечается повышенная нервозность, несдержанность, неустойчивость эмоциональных реакций. Внешние признаки этого — повышенная возбудимость, выраженные эмоциональные реакции на минимальные стрессовые ситуации, потливость.

Наш мозг развивается неравномерно — есть кризисные моменты, когда заканчивается формирование одних его отделов и начинается бурное развитие других. Это происходит примерно в год, три, семь и четырнадцать лет. И в каждый период между кризисами меняется характер и способ восприятия действительности — в зависимости от развития тех или иных отделов головного мозга.

Конкретное мышление сменяется логическим

У ребенка на протяжении предшествующих лет нарастала ведущая роль коры больших полушарий головного мозга. Но вот в период полового созревания снова усиливается подкорковая активность (об этом говорят данные электроэнцефалографических исследований). Этим-то и объясняется естественное снижение продуктивности умственной деятельности старшего школьника из-за того, что конкретное мышление сменяется логическим. Неудивительно, что школьная успеваемость падает, хотя вроде бы закономерность должна быть обратная — с возрастом должен быть все нарастающий прогресс.

В психологическом плане появляется стремление стать более самостоятельной, независимой от родителей личностью. Главным становится интимно-личностное общение со сверстниками. Новый для подростка механизм логического мышления приводит к росту критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований. Лишь у 20% подростков полностью отсутствуют кризисные проявления негативизма.

Детские психологи уверены: человек должен пройти все естественные стадии своего развития — наиграться всласть, подраться со сверстниками в . Повсеместно распространенные школы раннего развития, где малыши учат интегралы чуть ли не с пеленок, — это просто конъюнктурный заказ, не оправданный потребностями ребенка. Личность может формироваться только после того, как сформирован мозг. А его развитие завершается к 15 — 16 годам с созреванием лобных долей.

Назначение лобных долей — контроль. Ребенок становится Личностью, когда он научается контролировать себя — то есть нести ответственность за свои поступки. Подростковый период развития ребенка — последняя возможность повлиять на формирование его личности, характера.

Познать свое место в мире

Подросток хочет познать не только себя, но и свое место в мире, который он исследует эмпирически. Любое "асоциальное", с точки зрения взрослых, поведение сам тинейджер рассматривает, скорее, как… исследовательское. Естественно, те рамки, в которых он вынужден существовать в учебном заведении, ему тесны. Школа не дает ответы на те вопросы, которые волнуют старшего школьника. И это еще одна причина конфликта ученика с учебой.

Но родителям нельзя относиться к подрастающему чаду слишком прямолинейно и думать, что обязательно у него будет спад в обучении. В этом возрасте определяются предпочтения в учебных дисциплинах. Уровень знаний для многих подростков становится фактором жизненной успешности. Школьные занятия впервые превращаются не в деятельность для получения оценок, а в учебу, как самообразование и стимул к саморазвитию, т. е. приобретают личностный смысл и ценность.

Если смотреть на все эти метаморфозы как бы со стороны, то можно вообразить, как бурно развивающаяся личность освобождается от старой оболочки, ставшей тесной, и появляется некое неведомое существо. Этот процесс происходит иногда постепенно, исподволь, а иногда внезапно и сразу. И зачастую даже опытные школьные педагоги не поспевают за эскалацией мыслей и чувств подрастающих юношей и девушек.

Изменившееся поведение подростков окружающие нередко ошибочно расценивают как пробелы воспитания, результат неблагоприятного влияния среды и т. д. К ним пытаются применять меры общественного или административного воздействия, в то время как нужно просто на новом уровне выстраивать отношения со взрослеющим человеком. Наступит время, когда гормональные бури улягутся, но если тинейджер успел стать "трудным" из-за неправильного воспитания, улучшение его физического состояния не приведет к его автоматическому исправлению.

Все-таки взрослым надо не забывать, что главная особенность подростка — не агрессия, а личностная нестабильность. В нем борются противоположные черты и устремления, определяя противоречивость характера и поведения.

Психологи советуют:

— Сгладить все проблемы отроческого возраста можно за счет хорошего психологического климата в семье. Вместе с тем на подростка положительно влияют высокий статус в среде сверстников, наличие жизненных перспектив, а также хобби. Родители должны понимать, что перепады настроения в этом возрасте являются нормой. Помочь своему отпрыску восстановить эмоциональный баланс можно с помощью прогулок на природе, травяных чаев, ванн с хвоей и солью.

— Чаще говорите ребенку, что вы его любите: еще никого не испортил избыток родительской любви. Он нуждается в этом, даже если отчаянно показывает свою независимость от вашего мнения. Примите своего ребенка в обоих его проявлениях, взрослом и детском. Ведь ему требуется ваша любовь, и несмотря ни на что, вы для него — самый большой авторитет.

— Для многих родителей, которые считают, что успешность и отличная учеба — это синонимы, можно напомнить позицию профессионалов: успешность зависит не от количества пятерок в аттестате, а от умения общаться, находить общий язык с разными людьми, от способности вступать в конкурентные отношения с другими. Кроме того, очень пригодятся навыки ориентироваться в жизненных ситуациях, умение ставить собственные цели и самостоятельно их добиваться и много другого, чему отчасти можно научиться в школе, но это не называется школьной успеваемостью и не оценивается в пятерках.

Комментарий эксперта

Наталья Куинджи, главный научный сотрудник лаборатории гигиены обучения и воспитания Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД (научный центр здоровья детей) РАМН, доктор медицинских наук, профессор:

Я целиком и полностью согласна с тем, что с началом гормональной перестройки в организме подростка снижается восприимчивость к информации, становится хуже память, замедляются все умственные процессы. При этом естественные физиологические изменения накладываются на повышенную физическую и интеллектуальную нагрузку, и происходит некий конфликт интересов.

Для всех школьников характерны психоэмоциональное и зрительное напряжение, гиподинамия, длительная вынужденная сидячая поза, обусловленные учебным процессом. К сожалению, это наблюдается в тот период, когда ребенок растет, и ему нужна повышенная двигательная активность. Поэтому специалисты нашего института уверены, что детский организм способен выдержать только шесть уроков в день, даже если речь идет о старшекласснике.

Важно отметить, что и половые отличия очень сильно влияют на процесс обучения. Взрослеют и мальчики, и девочки, но происходит это у них по-разному. К примеру, девочки уже в первом классе резво включаются в учебу, стараются изо всех сил, но поскольку они очень волнуются и нервничают, у них часто поднимается артериальное давление. А у мальчиков — никаких колебаний давления, и учеба их совсем не невротизирует: ну и пусть не получается, ну и пусть ругают, наплевать. Мальчики растрачивают явно меньше нервов и здоровья, чем девочки. Замечено, что на крик, на авторитарное поведение учителя мальчики не реагируют, а у 75% девочек в ответ поднимается давление.

В нашем институте разработана методика: благодаря специальному тесту можно увидеть, как с возрастом изменяется восприимчивость к обучению. Есть такой показатель — отношение количества прочитанных знаков к ошибкам при чтении. Вот этот параметр у девочек вначале улучшается с первого по четвертый классы, затем — в пятом-седьмом классах — происходит резкое падение, и потом постепенно, с конца седьмого-восьмого классов этот показатель вновь начинает вновь потихонечку расти. А у мальчиков подобных скачков нет, так как у них иное развитие. Как правило, и адаптация к школе у них проходит лучше, чем у девочек. Проблемы с обучением мальчиков связаны скорее с психологическими изменениями в этом возрасте.

Специалисты нашего института считают, что для девочек необходимо снизить нагрузку в средних классах, а чтобы не пострадал учебный процесс, нужно начинать их учить раньше. То есть для девочек идти в первый класс оптимально с шести лет. А для мальчиков все-таки лучше идти с семи, потому что хотя сам образовательный процесс у них проходит намного легче, они позже "включаются" в учение.

Безусловно, и родителям, и всем воспитателям необходимо учитывать возрастные изменения у детей, соответственно не ожидать от них такой же отличной успеваемости в средней школе, какая была в начальной. Для снижения школьных успехов есть объективные причины, и никакое муштрование не может повлиять на это. при воспитании подростков нужно обязательно принимать во внимание все биологические особенности, присущие этому возрасту.

Кириллов Вадим

Не забудьте включить сайт в список источников, которые будут вам попадаться время от времени:

Также будем рады вам в наших сообществах во

Подростковый кризис – гора, на которую взбирался каждый взрослый, и пропасть, в которую может попасть каждый подросток. Давайте искать мостик, может, и не очень прочный, но который со временем можно укрепить.

Признаки и развитие кризиса

Итак, подростковый возраст – период достаточно сложный и для взрослых, и для подростков. Эта сложность возникает из-за остроты кризисного периода данной возрастной ступени.
Этот этап проходят все без исключения, но вот начинается и заканчивается он у всех по-разному. У кого-то подростковые признаки прослеживаются в 10 лет, у кого-то в 13. Таким образом, в психологии принято выделять младший подростковый возраст (10-11 лет), средний (11-12 лет) и старший (13-14). Однако считается, что чем позже кризис начнется, тем острее его проявления.
Вступление в кризисный период характеризуют типичные проявления:
  1. Повышенное стремление к общению со сверстниками. Кажется, что подросток, часами может болтать по телефону, разговаривать при личной встрече со сверстниками, и при этом так и не насыщается этими разговорами.
  2. Стремление утвердить свою самостоятельность, независимость и автономию. Теперь у него на все есть свое и, как ему кажется, единственно правильное мнение.
Однако, все эти специфические для данного возраста проявления необходимы для развития полноценной и гармоничной личности. Именно в этот период происходит завершение определенной стадии . Подросток в целом пытается понять себя, свои возможности, личные ценности и нормы. Он начинает соотносить себя со сверстниками и взрослыми. Это и приводит к столь выраженному самоутверждению.
Сам кризис имеет несколько фаз:
  1. Негативная или предкритическая. В этой фазе происходит ломка уже имеющихся привычек, стереотипов. Именно в этой фазе родители начинают замечать сложности в общении со своим взрослеющим ребенком.
  2. Кульминационная точка кризиса. Чаще совпадает с возрастом 13 лет. Точка кипения и взрослых, и детей настолько велика, что как раз в этой фазе дети начинают вступать в различные субкультуры, группировки и компании. В этот не простой период важно, как можно лучше понять подростка. Показать, что мы его любим таким, какой он есть. Научиться вместе выходить пути из различных ситуаций с учетом его мнения (ведь ему и надо, чтобы его услышали и приняли).
  3. Посткритическая. Построение новых отношений.
Важно отметить, что сам кризис имеет два варианта развития.

Кризис независимости

Первый наиболее известный, когда подросток ведет себя независимо ото всех. Так и называют кризис независимости. Чаще это своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, которые до этого он выполнял, ревность к собственности.
Это все типично для этого возрастного периода. Кризисные симптомы нельзя просто взять и вычеркнуть из жизни взрослеющего ребенка. Важно помнить, что проявляются они не всегда, а эпизодически. Их не стоит обострять в первую очередь родителям.
Ведь когда нам, взрослым, плохо на душе и сложно разобраться в своих чувствах, то чаще мы просим нас не беспокоить. Это выполняется, мы – авторитет, мы – взрослые. А вот наше чадо, чувствует то же самое, но в силу своих несовершенных эмоций, неумения управлять ими и своим поведением начинает кричать, срываться или, наоборот, замыкаться. С этим сложно бороться. А надо ли? Все это крик, взрослеющей души о помощи, а не о порицании и чтении моралей.
Рекомендую читателям МирСоветов выслушать крик своего ребенка спокойно, по крайней мере, попробуйте. Это тяжелее, чем кажется на первый взгляд. Но согласитесь, это лучше, чем его выслушают где-то, кто-то, даст совет сомнительного содержания и предложит не обращать внимание на этих ничего не понимающих родителей, а лучше придти сюда, на улицу.
Применение силы и постоянных категоричных заявлений больше разжигает негодование ребенка и подталкивает подростка к совершению поступков, которые могут сломать жизнь ему и нам. Авторитарность и сила – это чаще наше оружие при нашей беспомощности с детьми. Лишь в некоторых случаях это имеет место быть.

Кризис зависимости

Редко, но в последнее время все чаще и чаще встречается второй путь развития кризиса, так называемый кризис зависимости.
Тогда подростковый период протекает несколько иначе: чрезмерное послушание, зависимость от старших и сильных, возвращение к своим старым интересам. Поведение подростка говорит: «Я ребенок и не хочу взрослеть». Этот вариант кризиса на первый взгляд кажется легче, но это совсем не так. Подросток становится инфантильным. Его личность замедляет свое развитие.
Как это ни грустно, но, как правило, протекание кризиса зависит от взрослых и стиля семейного воспитания.
Поэтому взрослому стоит запастись терпением на несколько лет. В природе все закономерно и подростковый период здесь не исключение. После того как фазы кризиса сменят одна другую, он подойдет к концу. Наш подросток, ребенок внешне и взрослый внутренне, примет законы жизни. Вот какие они будут, во многом зависит от его окружения. И это не только сверстники, но и взрослые.

Как помочь подростку преодолеть кризис?

Как правило, родители, которые стремятся помочь повзрослеть своему сыну или дочери, не совершают типичных ошибок. И читателям MирСоветов также рекомендую искать способы для сглаживания конфликтных ситуаций, их много.
  1. Компромисс – один из выходов в конфликтной ситуации. Нам взрослым проще взвесить ситуацию и принять самим или подтолкнуть к этому решению подростка. К примеру, подросток бурно реагирует на вопрос о порядке в его комнате и его вещах. Это и есть ревность к собственности, свойственная возрасту.
    А если мы найдем компромисс и договоримся, что не трогаем его вещи и комнату, но 3 раза в неделю (кстати, дни он может выбрать сам), мы проверяем порядок, и если таковой отсутствует, вместе его и наводим.
  2. Требования в семье должны быть едиными для всех. Например, для приема пищи отводится определенное место (в каждой семье оно свое, но чаще кухня или столовая). Все члены семьи обязаны кушать в кухне. Если мы позволим себе расслабиться и отужинать в гостиной, то и наш подросший ребенок тоже станет это делать (почему нам можно, а ему нет).
  3. Принятие подростка на равных с взрослым. Выслушивать его мнение и принимать его во внимание при решении семейных вопросов.
  4. Помощь своему ребенку в управлении эмоциями. Самим стараться быть сдержаннее при общении с ним.
  5. Интерес к увлечениям ребенка. Чем больше общего, тем больше тем для разговоров, а значит, теплее и крепче детско-родительские отношения.
  6. Поощрение и поддержка подростка. Без напоминания убрал в комнате, подготовил дополнительный материал – подобные проявления самостоятельности обязательно должны быть отмечены нами, ведь для нас это само собой разумеющееся, а для него практически подвиг.
  7. Сравнение своего ребенка со сверстниками недопустимо. Лучше этого не делать никогда, но особенно в этот период. Подросток часто не предсказуем и реакция может быть неадекватной.
  8. Выслушивание подростка и использование приема отраженного слушания, подтверждая его чувства путем повторения того, что услышали. Например, если он говорит, что не любит убирать в комнате, то мы перефразируем: «Я вижу, что тебе не нравится убирать в комнате….». Но при этом избегаем давать оценку словам и действиям подростка.
Всем родителям важно понять, что по мере взросления ребенок становится более самостоятельным, ведь именно этого мы и хотели. Сначала мы стремимся всеми силами, чтобы наше малыш сам мог сделать то или другое. Чтобы у него было свое мнение, и вот неминуемо наступает момент, когда подросток его всячески нам демонстрирует. Что ж остается радоваться (на самом деле, мы его к этому вели), а вместо этого мы начинаем спорить и говорить, что ты мал, иметь свое мнение. Ну не парадокс ли? Ведь пришло время, когда наш подросток учится выражать, а главное отстаивать свою точку зрения, пускай не всегда верную. Давайте будем теперь учить его и учиться сами слушать и выслушивать друг друга. Учиться конструктивно выходить из различных ситуаций.
Ведь мы, такие успешные взрослые, всему этому научились именно в тот сложный для нас и наших родителей подростковый кризис.