Конспект художественный труд старшая группа. Художественный труд - средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «безопасность»

02.04.2019

Художественный ручной труд есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно - эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых предметов учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся у него представлений, знаний и практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности.

В становлении традиционных видов художественного труда дошкольников велика роль декоративно-прикладного искусства.

Декоративно-прикладное искусство имеет в своем развитии прочно сложившиеся традиции. Истинные умельцы, мастера своего дела, на основе традиционных канонов, создают шедевры национальной культуры, которыми гордится не одно поколение людей. Прикладное искусство, сохраняя черты отдаленных веков, вносит в современность своеобразную красоту прошлого. Народная вышивка, ткачество, роспись по дереву, затейливая резьба по бересте, кости, дереву. Керамика и изделия из фарфора содержат изобразительные элементы, которые тщательно отбирались исполнителями и передавались из поколения в поколение, подобно сказкам, былинам, песням, преданиям.

Приобщение ребенка к трудовой деятельности в народной педагогики складывалось веками. Формирование ремесленных навыков всегда было связано с изготовлением необходимых и полезных бытовых вещей. В семье старшие обучали младших разнообразным элементам трудового процесса до тех пор, пока не была «поставлена правильно» рука. Основной предпосылкой такого учения являлись условия окружающего быта.

Декоративно-прикладной труд детей 5-7 лет направлен на создание оригинальных, несложных поделок, различных по качеству, выразительности, фактуре материалов. Чтобы увлечение прикладным искусством носило не эпизодический характер, педагог создает в помещении и на участке детского сада оптимальные условия для творческой деятельности каждого ребенка, желающего испытать свои силы. На атмосферу «интересных дел» влияет организация выставок детских работ с последующим применением их в убранстве интерьера, в кукольном и живых уголках, в сервировке обеденного стола, в оформлении зала и театрализованным представлением и т.д. Для демонстрации наиболее рациональных приемов декора педагог может периодически организовывать выставки предметов искусства (народного и современного).

Л.В. Пантелеева, Е. Каменова подчеркивают ведущую роль воспитателя, который не только объясняет ребенку технические приемы обращения с различными материалами, но и систематически, целенаправленно учит понимать прекрасное, воспитывает бережное отношение к народному опыту и традициям.

Взрослый, занимающийся развитием художественного творчества детей старшего дошкольного возраста, в прикладном искусстве должен:

*научить ребят определять эстетические (художественные) цели замысла изделия, как конечный результат своей работы;

*овладеть техническими навыками работы с материалами и инструментами, с тем, чтобы суметь передать свой замысел, не исказив его.

Показывая детям простейшие приемы работы с бумагой, картоном, глиной, нитками, природным материалом на занятиях лепкой, аппликацией, конструированием педагог решает не только художественные, но и общие воспитательно-образовательные задачи (учит сравнивать, анализировать, проявлять в работе самостоятельность и активность, помогать товарищам, доводить работу до конца, следить за порядком на рабочем месте).

Особенно важно, чтобы знания, получаемые детьми на занятиях, входили в детский обиход, служили развитию труда, игры, общения. Правильно организованный ручной труд дает детям знания о качестве и возможностях материалов, стимулирует желание овладеть особенностями мастерства, приобщает к декоративно-прикладному искусству. При организации художественного ручного труда в детском саду нужно: научить дошкольников определять и реализовывать замысел (эскиз) изделия, уметь планировать конечный результат своего труда; привить навыки работы с материалами и инструментами (бумагой, тканью, нитками, клеем, иглой и т.д.).

При умелом систематическом руководстве педагога дети могут овладеть традиционными и современными видами декоративных работ, выполняют творческие задания, применяя свои знания о композиции цветосочетаниях, умение представить готовое изделие в окончательном виде. Во время занятий ручным трудом у них развивается зрительная память, образное мышление, статический вкус, что, в свою очередь, влияет на четкость и точность исполнения задания, на качество работы.

Наталья Осадченко
Ручной труд в ДОУ

“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда , чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами : чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”. (В. А. Сухомлинский)

(Слайд 1)

В старшем дошкольном возрасте детям становится доступным ручной труд .

Этот вид труда является одним из наиболее любимых занятий ребенка. Дети проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, как правило, хорошо успевают и, что особенно важно, меньше утомляются.

Что же такое ручной труд ? Это конкретная деятельность, направленная на изготовление реального предмета, который можно использовать в играх, в развлечениях, быту.

Особенностью ручного труда является то , что в результате приложенных усилий дети незамедлительно получают готовую поделку. Ребенок имеет возможность видеть результат, сопоставить с образцом, оценить качество поделки. Ручной труд способствует развитию согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнения действий. Как отмечал В. А. Сухомлинский, «истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами , которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам : «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий».

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок, пуговиц и т. д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Все эти техники определены требованиями Программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А Васильевой и в соответствии с ними поставлены цели, задачи, направления работы и принципы построения педпроцесса, методы и приемы обучения, этапы работы.

(Слайд 2)

Цель :

Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

(Слайд 3)

Задачи :

Обучение детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов.

Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей.

Изготовление детьми атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций, использование детских поделок для оформления интерьера дошкольного учреждения.

Изготовление поделок вместе с родителями.

Воспитание трудолюбия , аккуратности, желание доводить начатое дело до конца.

(Слайд 4)

Направления работы.

Развитие творческих способностей

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности . Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.

(Слайд 5)

Принципы построения педагогического процесса.

От простого к сложному.

Системность работ.

Принцип тематических циклов.

Индивидуального подхода.

(Слайд 6)

Методы и приемы обучения.

Наглядные (показ педагога, пример, помощь) .

Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки) .

(Слайд 7)

Этапы работы.

1 этап - знакомство со свойствами материалов.

2 этап - обучение приемам изготовления.

3 этап - изготовление поделок.

(Слайд 8)

Занимаясь разными видами ручного труда , дети раскрывают свои творческие возможности. Происходит коррекция познавательной сферы ребенка, а именно сенсорных эталонов цвета, формы, величины, пространственной ориентировки; развивается аналитико-синтетическая способность, возможность сравнивать и обобщать, развивается зрительно-двигательная координация и мелкая моторика рук. Этот вид деятельности является мощной арт- и психотерапией, когда увлеченный творчеством ребенок забывает о раздражающих его факторах, полностью посвящает себя интересному делу.

Детские поделки используются для игр, для украшения группового помещения, в качестве подарков близким и друзьям. Дети радуются, что их поделки нравятся другим, у них развивается интерес к ручному труду , формируются навыки учебной деятельности : умение целенаправленно осуществлять практическую деятельность, действовать в соответствии с определенными правилами, добиваться результата. Терпение и настойчивость, проявляемые ребенком в процессе труда , способствуют развитию произвольности, без которой начало школьного обучения осложняется многими трудностями и психическими перегрузками. Опыт успешной деятельности придает ребенку уверенность в себе, стремление к новым достижениям, к положительным результатам в новой социальной роли ученика.

Публикации по теме:

"цветы примулы" в подарок маме. Материал:белая бумага формат А4 с рисунком для открытки, цветная бумага (зеленая, красная, желтая) ножницы,.

Яблоко из пластилина (Ручной Труд) Тема: Яблоко из пластилина Цель: Учить детей лепить яблоко из пластилина Задачи: Продолжать учить работать с пластилином; учить соединять.

Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Ольга Васильевна Ваньшина. Я работаю воспитателем в структурном подразделении ГБОУ.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ручной труд в детском саду способствует.

Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мысли ученых, являются продуктивные виды деятельности, в частности.

Ручной и художественный труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. В содержание входит изготовление предметов из разнообразных материалов: бумаги, картона, дерева, природного, бросового.

Изготовляют поделки, игрушки, атрибуты для игр, пособия для занятий, ремонтируют книги, настольно-печатные игры. Проявляют настойчивость, терпение, аккуратность. Планируют работу, отбирают необходимые детали, делают несложные заготовки. Поделки – подарки малышам, взрослым и украшают помещения группы к праздникам. Выставки, конкурсы творчества детей и взрослых, родителей.

Примерное содержание ручного труда в старшей группе:

· ремонт книг для малышей;

· пришивание петель к новым полотенцам;

· изготовление «овощей и фруктов» из поролона для игры в «Магазин»;

· ремонт коробок для настольно-печатных игр;

· шитье кукольного постельного белья;

· изготовление украшений к празднику для группы;

· изготовление персонажей для настольного театра;

· изготовление элементов костюмов к празднику;

· плетение из тесьмы пояса к кукольной одежде;

· изготовление елочных украшений;

· поделка игрушек для обыгрывания построек (деревья, человечки, зверюшки, машинки …);

· изготовление сувениров в подарок папе, маме, другу …;

· изготовление игрушек- забав для малышей и т.д.

Зарождение умственного труда (Куликова Т.А.) – труд может выступать в виде логического решения задачи (математической, житейской, собственное «открытие» ребенка, полученное в результате обдумывания и др.)

Воспитатель учит детей «думать, прежде чем делать», объяснять для себя и для других ход своих мыслей, делать выводы и умозаключения, получать удовлетворение от самостоятельно найденного решения.

Умственный труд имеет все компоненты трудовой деятельности.

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если, например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей вооружает навыками, то на ступени старшего дошкольного возраста этот труд не требует усилий, для детей становится привычным. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего, следует отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени.



Самообслуживание – это постоянная работа о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться кропотливой систематической работой в детском саду и семье.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формулирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия.

Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему, большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как не в каком другом сочетается умственные и волевые усилия.

Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессов, орудиях труда. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Через содержания труда в природе, например, выращивание красивых цветов, направленного на удовлетворение эстетических потребностей людей, через организацию трудового процесса в соответствии с требованиями культуры и эстетики, использование результатов труда для удовлетворения практических потребностей и радостных эстетических эмоций, осуществляется эстетическое воспитание детей.

Ручной труд – развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.

Приобщение детей к художественному труду

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, т.к. речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

Федеральные государственные образовательные стандарты подтверждают, что «художественно - эстетическое развитие», является одной из образовательных областей, которая строится с опорой на развитие интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности, раннее развитие их творческих способностей. Таким образом, задачи формирования активной личности, поворот к её к творческому началу в любой деятельности и .

Совсем скоро дети пойдут в школу. И мне хотелось, чтобы идя в 1 класс, они обладали хорошей памятью, устойчивым вниманием, грамотной речью, были коммуникабельными. На мой взгляд, развитию всех этих качеств, способствует художественный труд. Бумага, бросовый, природный материал - всё это привлекает внимание детей, вызывает желание создавать поделки. Ручной труд развивает мелкую моторику руки, приучает к терпению и упорству, создаёт благоприятный эмоциональный настрой, позволяет каждому ребёнку ощутить себя мастером и творцом.

В настоящее время психолого-педагогическая наука рассматривает проблемы гуманизации образования с позиций раскрытия духовного потенциала личности, который в значительной мере реализуется в творческой деятельности путем представления свободы выбора её содержания и способов самореализации (Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, В.С.Кузин, В.Т.Кудрявцев, А.Н.Леонтьев, А.А.Мелик-Пашаев, В.С.Мухина, Б.М.Неменский, Н.П.Сакулина, Б.М.Теплов и др.).

Анализируя содержание образовательной области «художественное творчество», изложенное в примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» Н.Е.Веракса, обратила внимание, что там не прописано содержание деятельности по художественному труду.

Итак, с одной стороны очевидна полезность занятий художественным трудом, с другой – в программе «От рождения до школы» Н.Е.Веракса не прописаны задачи по художественному труду, а в методическом обеспечении авторы предлагают в основном использовать природный и бросовый материал (спичечные коробки). Считаю, что этого недостаточно для развития у детей творчества, у мения находить новые способы и разнообразный материал для воплощения художественного замысла . Поэтому я решила разнообразить содержание занятий по художественному труду за счёт использования нетрадиционного материала и техник. Тема моей работы: «Приобщение детей к художественному труду».

Чтобы вызвать интерес детей, необходимо по-новому подойти к организации художественного труда. Изучение методик и технологий по нетрадиционным техникам ручного труда, а также анализ работы ДОУ позволило создать новую систему обучения детей художественному труду с использованием нетрадиционного материала и техник. Термин «нетрадиционный» подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов создания поделки, которые не являются общепринятыми в педагогической практике образовательных учреждений. Главным отличием данной системы является результат занятия – показать способы использования различного материала, пути проявления и развития творчества в создании поделки, что соответствует современным федеральным государственным требованиям.

Основная цель моей работы – развивать конструктивные, творческие и художественные способности детей в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

Решаемые задачи:

  1. Познакомить детей с различными приемами преобразования нетрадиционного материала и научить самостоятельно их использовать.
  2. Апробировать систему обучения детей художественному труду с использованием нетрадиционных техник.
  3. Достичь стабильных результатов по художественному труду с положительной динамикой.
  4. Развивать умение планировать свою работу, создавать поделку по условию и по схемам, пооперационным картам.
  5. Развивать художественно – творческие способности, интерес к результату и чувство гордости за него.

Для эффективного усвоения детьми материала я использую следующие методы и приёмы:

Информационно-рецептивный метод (и такие его приёмы как рассматривание репродукций, фотографий, альбомов; наблюдения в природе, экскурсии; знакомство со свойствами различных материалов; показ новых способов создания образа)

Словесный метод (это беседы о народных мастерах, художественное слово)

Эвристический и исследовательский методы для развития у детей самостоятельности, фантазии и творчества.

Приём создания проблемных ситуаций, которые не имеют однозначных решений.

Игровые приёмы (это обыгрывание предметов, выполненной поделки, незаконченных изображений, стихийное возникновение образов, использование развивающих игр, пооперационных карт)

Приём сотворчества педагога и ребёнка; родителей и ребёнка

Организация выставок поделок детей

Работа осуществлялась на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е.Веракса. Использовала в работе педагогические технологии:

Первым пунктом моей работы стало создание предметно-развивающей среды, которая опирается на принципы, выделенные в дошкольной педагогике (это принцип дистанции и сближения позиций в общении взрослого и ребёнка между собой; принцип стимулирования активности, самостоятельности творчества; принцип стабильности-динамичности развивающей среды и т.д.).

Ввиду того, что игра является мощным стимулом для детей, необходимо применение развивающих игр и игровых приёмов в обучении. Использую в работе авторские развивающие дидактические игры. Игры направлены на закрепление знаний различных видов аппликации: «Наведи порядок», на умение составлять выразительные образы: «Мастера-дизайнеры», на развитие композиционных умений: «Художники-декораторы».

Более эффективное развитие творческого мышления детей возможно при условии интеграции предметов эстетического цикла, базирующихся на искусстве – музыкальном, изобразительном и литературном. Это определяется тем, что дети усваивают выразительные средства каждого вида искусства и художественно-эстетической деятельности во взаимосвязи. Подобраны музыкальные и литературные произведения, используемые на занятиях, создана коллекция аппликации из нетрадиционного материала.

При разработке перспективных планов по художественному труду с использованием нетрадиционных техник учитывала возрастные и индивидуальные возможности детей, а также тематическое планирование в ДОУ. Обучение детей нетрадиционным техникам было распределено на этапы – от простого к сложному. В планировании добавлен раздел «используемые техники», которые позволяют дополнить и разнообразить традиционное обучение детей художественному труду.

В работе с детьми использован метод проектов . Исходя из решаемых задач, был выбран творческий проект. В отличие от исследовательских или информационных, он не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату и интересам участников проекта. Основной целью творческого проекта является развитие свободной творческой личности ребёнка. Был реализован проект «Умелые ручки», направленный на реализацию федеральных государственных требований в образовательной области «художественное творчество», создание образовательного пространства саморазвития личности, социокультурной среды, создающей оптимальные условия для развития детского творчества.

Проект рассчитан на четыре года обучения. Работа строилась по этапам: 1 этап - младшая группа (3-4 года), второй этап – средняя группа (4-5 лет), третий этап - старшая группа (5-6 лет), четвёртый – подготовительная (6-7лет). Для каждого этапа определила цель, прогнозируемые результаты, продукт проектной деятельности, исходя из особенностей каждого возраста и возможностей детей. В каждом этапе работа организована по тематическим циклам, тематика каждого направлена на использование определённого материала и освоение соответствующей техники.

Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться. Они дают возможность создавать с детьми из разных материалов общие композиции, позволяющие использовать их в оформлении группы, дошкольного учреждения, возможность объединить детей в группы для коллективных работ. Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.

Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, особое внимание обращала на освоение детьми основных приемов. Включала творческие задания, обучение техническим приемам шло параллельно с развитием творчества детей.

Перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом, тканью и бумагой проводила занятия по знакомству со свойствами этих материалов. На первых занятиях использовала полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, все чаще привлекала их к показу. При ознакомлении дошкольников с различными материалами и техниками использовала поэтапный показ (пооперационные карты, схемы). Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях музыки, художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогают преодолевать возникающие трудности. Применяла игровые приемы, что положительно влияло на эмоции детей, которые в свою очередь оказывали влияние на развитие творчества дошкольников.

Использование интеграции и тематического принципа построения занятий позволяло варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата.

Работа проводится в тесной взаимосвязи со специалистами детского сада: музыкальный руководитель помогает в подборке музыкальных произведений, проведении развлечений, психолог – в проведении диагностики.

Важная составляющая моей работы – это взаимодействие с родителями. Для них проводились консультации о значении художественного творчества в развитии детей, по ознакомлению с нетрадиционными техниками художественного труда, о необходимости привития ребёнку эстетического вкуса и чувства прекрасного, организовывались совместные выставки детей и родителей: «Осенние фантазии», «Зимушка-зима»… Родители активно помогали в оснащении предметно-развивающей среды, в проведении мастер-классов. А когда родители вовлекаются в образовательный процесс, происходит комплексное воздействие на ребёнка, повышается эффективность всего воспитательного процесса.

Большое значение имеет связь с социумом. Мы сотрудничаем с кружком «Сделай сам» (руководитель Кузнецова Л.В.) Дома детского творчества. Были организованы выставки работ детей, посещающих кружок, проводились совместные занятия.

В результате проведённой работы с дошкольниками достигнуты стабильные результаты с положительной динамикой. К моменту выпуска детей в школу уровень навыков формирования по художественному труду составил 95%. Дети научились проявлять активность и самостоятельность при работе с нетрадиционным материалом; находить новые способы для воплощения художественного замысла. Наблюдается положительная динамика в умении экспериментировать с художественным материалом, в использовании различных способов действий с ним, применении нетрадиционных техник для создания поделки. Дети активно принимают участие в городских и областных конкурсах. Выпускники (3 человека) поступили в детскую художественную школу города Слободского, посещают кружки художественного творчества при ДДТ.

Опыт полностью реализован и апробирован. Считаю, что обучение детей дошкольного возраста художественному труду через работу с нетрадиционным материалом актуально и полезно, так как способствует расширению художественного опыта детей и является одним из эффективных путей повышения выразительности художественного образа в их работах. Работа с нетрадиционным материалом интересна, доступна, имеет развивающий характер для дошкольников, посещающих детские сады общеразвивающего вида, а также учреждения дополнительного образования. Она не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Работа с нетрадиционным материалом – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Список литературы:

1. И.А.Лыкова программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»

2.И.А.Лыкова, Л.Грушина «Сувениры и подарки»

3.И.А.Лыковап «Художественный труд в детском саду»

4.Т.С.Комарова «Развитие художественных способностей дошкольников»

5.Н.Г.Пищикова «Работа с бумагой в нетрадиционной технике»

6.Г.И.Перевертень «Волшебная флористика». «Поделки из яичной скорлупы»

7.Г.Б.Сержаитова «оригами для всей семьи»

8.Н.М.Конышева «Мастерим, размышляем, растём»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Берёзка»

г. Слободской, Кировской области.

Проект

«Умелые ручки»

Руководитель проекта:

Суслова Л.Л., воспитатель

Каждый из нас в детстве смастерил своими руками хотя бы одну игрушку, и именно эта игрушка долгое время была самой любимой, потому что мы вложили в нее свою душу.

Актуальность . Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, т.к. речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Федеральные государственные образовательные стандарты подтверждают, что художественно-эстетическое развитие является одной из образовательных областей, которая строится с опорой на развитие интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности, раннее развитие их творческих способностей.

Таким образом, задачи формирования активной личности, поворот к самоценности личности, к творческому началу в любой деятельности и создание условий для удовлетворения потребности детей в самовыражении являются приоритетными задачами государственной и региональной политики в сфере дошкольного образования .

Совсем скоро мои дети пойдут в школу. И мне хотелось, чтобы идя в 1 класс, они обладали хорошей памятью, устойчивым вниманием, грамотной речью, были коммуникабельными. Развитию всех этих качеств способствует ручной труд. Бумага, бросовый, природный материал - всё это привлекает внимание детей, вызывает желание создавать поделки. Ручной труд развивает мелкую моторику руки, приучает к терпению и упорству, создаёт благоприятный эмоциональный настрой, позволяет каждому ребёнку ощутить себя мастером и творцом.

Ручное творчество – вид деятельности, благодаря которой особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие. У детей с хорошо развитыми навыками мастерства быстрее развивается речь, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются именно в этом виде деятельности. Ведь малыш имеет неограниченную возможность придумывать свои конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. В процессе ручного труда повышается работоспособность, улучшается кровообращение, развивается координация движений руки и глаза (сенсорика). Изготовляя поделки, дети активно действуют инструментами, по назначению их используют, учатся узнавать свойства материалов, сравнивать их по форме, величине в зависимости от цели, размера поделки. У ребенка формируется представление о таких категориях, как величина, форма. Он на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познает законы гармонии и красоты. Детей увлекающихся ручным трудом, отличают богатая фантазия и воображение, желание экспериментировать, изобретать. У них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

Проект «Умелые ручки» направлен на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов в образовательной области «художественно-эстетическое развитие», создание образовательного пространства саморазвития личности, социокультурной среды, создающей оптимальные условия для развития детского творчества.

Цель проекта: развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности детей в процессе создания образов, используя различные материалы и техники

Задачи:

1. Познакомить детей с нетрадиционными материалами и научить самостоятельно их использовать.

2. Апробировать систему обучения детей художественному труду с использованием нетрадиционных техник.

3. Достичь стабильных результатов по художественному труду с положительной динамикой.

  1. Формировать умение работать коллективно для достижения общего результата, сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
  2. Развивать интерес к результату и чувство гордости за него.

Прогнозируемый результат:

Младшая, средняя группы:

*Наличие навыков работы с клеем, ножницами, бумагой, природным и бросовым материалом.

*Умение пользоваться картинкой в качестве образца при выполнении работы.

*Умение выполнять работу в определенной последовательности, согласно инструкции взрослого.

*Развитие мелкой моторики рук.

Старшая, подготовительная группы:

*Овладение различными приемами преобразования материалов.

*Освоение обобщенных способов работы.

*Развитие конструктивных, познавательных, творческих способностей.

*Развитие положительного отношения к труду.

*Подготовка руки к письму.

*Умение работать со схемой, пооперационным картам.

Продукт проектной деятельности:

Вторая младшая группа:

1.Мини - выставка: «Я пеку, пеку, пеку…»

2.Итоговая выставка: «Наши умелые ручки»

3.Презентация проекта на итоговом педсовете

Средняя группа:

1.Выставка: «Осенние фантазии»

2.Поздравление малышей с Новым годом, вручение им подарков, сделанных своими руками.

2.Выставка: «Зимушка – зима»

3.Итоговая выставка: «Наши умелые ручки»

4.Презентация проекта на итоговом педсовете

Старшая группа:

1.Выставка поделок: «Природа + фантазия»

2.Выставка: «Парад снеговиков»

3.Изготовление и вручение новогодних подарков малышам

4.Изготовление театра из коробок «Заюшкина избушка», показ этой сказки малышам.

5.Презентация проекта на итоговом педсовете.

5.Итоговая выставка: «Наши умелые ручки»

Подготовительная группа:

1.Выставка: «Волшебница – Флора»

2.Изготовление и вручение новогодних подарков малышам.

3.Выставка букетов: «Цветочная поэма»

4.Изготовление театра игрушек – мохнатиков и показ сказки «Кот, петух и лиса» малышам.

5.Итоговая выставка работ за 4года: « Вот такие умелые ручки».

6.Презентация проекта на итоговом педсовете.

Руководитель проекта: Суслова Любовь Леонидовна

Творческая группа: дети, родители

Вид проекта – творческий

Взаимодействие со специалистами:

Помощь музыкального руководителя:

В проведении развлечений:

1. «Бабушкины сказки» - вторая младшая группа

2. «Снеговики – весельчаки»- средняя группа

3. «Чудеса в решете» - старшая группа

4. «Театральный чемоданчик» - подготовительная группа

Подборке музыкальных произведений.

Совместные занятия и выставки с детьми кружка «Сделай сам» ДДТ.

Срок реализации проекта : 4 года

I этап. Подготовительный.

  • Изучить содержание образовательной области «художественное творчество» в разных возрастных группах.
  • Изучить литературу, имеющийся опыт коллег по данной проблеме
  • Определить формы работы с детьми и родителями
  • Составить перспективный план занятий по ручному труду на 4 года
  • Оформить наглядный материал (образцы, пооперационные карты)
  • Подобрать материал для работы

II этап. Основной

  • Реализация плана работы с детьми и родителями

III этап. Контрольно -оценочный

  • Анализ результатов
  • Презентация проекта
  • Внесение коррективов
  • Определение перспектив дальнейшей деятельности

План реализации проекта.

Вторая младшая группа

Октябрь

«В стране Мукосолии»

1. Знакомство с солёным тестом

2. Конфетки

3. Ягодки

4. Ветка рябины

Вызвать у детей интерес к лепке из солёного теста. Учить отщипывать и скатывать небольшие комочки.

Ноябрь

1. Яблоко

2. Сороконожка

3. Весёлый зайчик

4. Птичка

Учить делать предметы круглой формы, дополняя деталями из разного материала (рожки, сухие листочки, крылатки).

Декабрь

«Зимние забавы»

1. Снежинка (из бумаги)

2. Зайчик (из ватных дисков)

3. Снеговик (из ватных дисков)

4. Зимняя картинка

Учить наклеивать полоски бумаги, создавая из них узор. Развивать творчество детей.

Учить выкладывать предмет, используя готовые детали, аккуратно их наклеивать. Развивать фантазию детей.

Учить составлять композицию из различного материала (бумага, салфетки, комочки ваты). Развивать творчество детей.

Январь

В гостях у Лесовичка (поделки из природного материала)

1. Черепаха (скорлупа грецкого ореха)

2. Божья коровка (скорлупа грецкого ореха)

3. Ёжик (сосновые иголки)

4. Цветок (из крылаток)

Учить выполнять поделку, используя пластилин и природный материал. Развивать творческие способности детей.

Февраль

«Пластилиновая сказка»

Герои сказки «Колобок»

Вызвать у детей желание сделать героев сказки из пластилина, дополнять поделку природным материалом (крылатки, семечки). Совершенствовать технику лепки, развивать чувство формы, пропорции, моторику рук.

Март

«Волшебные комочки»

(поделки из салфеток)

1. Веточка мимозы

2. Котёнок

3. Цыплёнок

4. Свитер для куколки

Учить скатывать комочки из салфетки между ладонями прямыми движениями рук. Воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам. Вызвать сочувствие и желание помочь. Развивать моторику рук.

Апрель

«Пушистики»

(поделки из крупы)

1. Зайчик

2. Белый медведь

3. Уточка

4. Котёнок

Учить детей работать с клеем: намазывать силуэт и аккуратно засыпать его крупой. Развивать аккуратность, усидчивость.

Май

Бумажные превращения

1. 2. Подарки детям подготовительной группы

3.4. Цветочная поляна

Учить использовать разные приёмы работы с бумагой: разрезание, разрывание, скатывание, сминание. Развивать творческие способности детей.

Средняя группа.

месяц

Тема

занятия

цель

Октябрь

«Осенние фантазии»

«Ёжик» (из картофеля)

экспериментирование

Познакомить детей с поделками из овощей, способами их изготовления. Учить экспериментировать с художественным материалом для изображения колючей шубки. Воспитывать уверенность.

«Мы едем, едем, едем в далёкие края» (кабачок+лук) (Коллективная)

«Весёлый человечек» (из яблок)

Формировать умение задумывать свою поделку, дополнять её необходимыми деталями. Развивать чувство композиции. (обыгрывание песни «Весёлые друзья»)

Учить выполнять поделку из фруктов, скреплять детали между собой. Работать аккуратно

«Чебурашка» (из картофеля)

Учить делать игрушку из готовых деталей, скреплять их между собой. Учить доводить начатое дело до конца.

Совместная выставка детей и родителей «Осенние фантазии»

Ноябрь

«Сказки забытой осени» (аппликация из сухих листьев, семян)

«Осенний лес»

(занятие - эксперементирование)

Познакомить детей с аппликацией из сухих листьев, обратить внимание на хрупкость материала. Учить составлять композицию по замыслу.

«Рыбки в аквариуме» (Коллективная)

Учить составлять из листьев композицию. Работать аккуратно, осторожно. Учить трудиться коллективно.

«Подсолнух» (Сухие листья+семечки)

(занятие – эксперементирование)

Учить создавать красивый образ подсолнуха из разных материалов. Формировать аппликативные умения. Развивать моторику рук

«Цветочная поляна» (Коллективная)

Учить составлять узоры из сухих листьев и цветов. Красиво их сочетать по цвету и величине. Развивать чувство композиции.

Декабрь.

«Новогодние игрушки»

«Весёлый человечек» (Из яичной скорлупы)

Познакомить детей с новым материалом – яичная скорлупа. Вызвать у детей желание создавать из неё образ. Учить работать аккуратно.

«Красивые снежинки»

Учить украшать готовую форму различным материалом (бисер, ёлочный дождик, конфетти). Развивать моторику рук.

Поздравительная открытка для родителей «Праздничная ёлочка»

Учить составлять аппликативное изображение ёлочки из треугольников. Украшать ёлочку по замыслу. Учить пользоваться ножницами. Развивать фантазию детей.

«Снеговик весельчак» (Из салфеток)

Учить украшать готовую форму комочками салфеток, добавлять необходимые детали. Развивать моторику рук.

Январь.

«Природа + фантазия»

(Поделки из природного материала)

Беседа «Что такое природный материал»

«Божья коровка» (скорлупа грецкого ореха)

Познакомить детей с новым видом поделок. Учить делать поделку из скорлупы грецкого ореха, раскрашивать ее, дополнять деталями из пластилина. Воспитывать уверенность, инициативность.

«Морской берег» (из камней, ракушек)

(Коллективная)

Учить растирать пластилин на картоне, прочно закреплять ракушки, камни. Развивать фантазию у детей, моторику рук.

«Мышка» (из шишек)

«Золотая рыбка» (из шишек)

Выставка «Необычное в обычном»

Учить работать с природным материалом. Развивать творчество, фантазию.

Учить работать с природным материалом, скреплять детали с помощью пластилина. Доводить начатое дело до конца. (обыгрывание сказки о «Золотой рыбке»)

Февраль

«Волшебные полоски»

«Улитка»

Познакомить детей с новым способом изготовления поделок, учить пользоваться ножницами. Соблюдать последовательность выполнения работы.

«Сказочный лес»

Учить пользоваться ножницами, разрезать прямоугольник на 2 части. Развивать терпение.

«Весёлые горошины» (поделки из гороха)

«Матрёшка»

Учить детей пользоваться шаблоном, вырезать предмет по контуру, красиво украшать изображение горохом. Развивать моторику рук.

«Ёжик»

Учить пользоваться трафаретом. Раскрашивать горох гуашевыми красками. Учить доводить начатое дело до конца.

Март.

«Красота ненужных вещей» (поделки из бросового материала)

«Открытка для мамы»

Учить детей пользоваться трафаретом. Выкладывать лепестки цветка из шпагата. Развивать аккуратность.

«Вазочка»

(из пластмассовой бутылки)

Учить обмазывать пластилином бутылочку, самостоятельно выкладывать узоры из фасоли, гороха…… Развивать терпение, моторику рук

«Чебурашка» (из спичечного коробка)

Учить пользоваться ножницами и клеем, правильно и аккуратно обклеивать коробочку, дополнять нужные детали. (обыгрывание песни «Чебурашка»)

Апрель

« Загудел паровоз» (Коллективная)

(из баночек от йогурта)

Учить пользоваться ножницами, аккуратно вырезать и наклеивать детали.

«Весёлые игрушки»

(аппликация из стружек от карандашей)

Познакомить с новым материалом, его свойствами. Учить красиво располагать стружку на поделке. Развивать моторику рук, терпение.

«Зверята» (из одноразовых тарелок)

Учить дополнять форму нужными деталями. Аккуратно раскрашивать. Развивать творчество.

« Красивый букет» (Коллективная)

(из пробок)

Учить выкладывать цветы из пробок, сочетая их по цвету. Развивать творческие способности детей.

Май.

«Волшебные картинки» (оригами)

«Кот Матроскин и Шарик»

Аппликация из яичной скорлупы и крупы.

Учить делать фигурку животного из бумаги, путём её складывания, дополнять её необходимыми деталями. Учить составлять сюжетную композицию.

Закреплять умение работать с разным материалом, комбинируя его в поделке.

«Цыплёнок на лугу»

Учить работать с трафаретом, выкладывать изображение из яичной скорлупы или крупы по выбору детей. Аккуратно раскрашивать. Развивать фантазию детей.

Старшая группа

Октябрь

Природа + фантазия

1.«Мышка» (картофель + ягоды черноплодной рябины)

2.«Барашек»(картофель,

мелкие ягоды, петрушка)

3. «Совушка-сова»

4. «Кот мурлыка» (сухие листья)

Учить выполнять поделку из овощей, ягод. Учить экспериментировать с природным материалом. Развивать творчество, фантазии

Учить выполнять аппликацию, используя сухие листья. Развивать фантазию, творчество детей

Ноябрь

(из шишек, листьев,палочек,орехов)

1. «Павлин»

2. «Собака»

3. «Медведь»

4. «Чебурашка»

Продолжать знакомить с разнообразным природным материалом и его свойствами(ломается, клеится, плавает, намокает). Познакомить с инструментами (шило,нож,резак) и правилами безопасной работы с ними. Учить делать поделки из природного материала, творчески мыслить.

Декабрь

(волшебница зима)

1. Зимние букеты (коллективная).

2.3. «Снеговики»

4. «Маски»

Учить составлять композицию, сочетая разные материалы(природный, бросовый,бумагу).

Учить делать снеговиков из разного материала (ватные диски, пенопласт, нитки, воздушные шары). Развивать выдумку.

Учить вырезать маску из бумаги, сложенной вдвое. Оформлять маску различными элементами. Проявлять фантазию, творчество.

Январь

(бумажные вырезанки

Беседа о свойствах бумаги

1. «Снежинки»

2. «Зима»

3. «По реке плывет кораблик»

4. «В космос»

Обучать детей навыкам симметричного вырезания, разрезания по спирали. Развивать фантазию, проявлять творчество.

Февраль

(Поролоновые игрушки)

Беседа: «Что такое поролон»

1. «Снежки»

2. «Снеговик»

3. «Гусеница»

4. «Зайчик»

Познакомить детей с новым материалом – поролон, его свойствами. Способствовать созданию поделок усложняя их по своему желанию. Учить работать по шаблону, аккуратно вырезать детали из поролона.

Март

(Волшебные шнурочки)

1. Открытка «ромашки»

2. Подставка под горячее

3. Ваза из бумажного шпагата.

4. «Клоун»

Учить выполнять поделку с помощью тесьмы, шнура, шпагата. Выполнять эскиз работы карандашом, а затем по нему накладывать шнур или шпагат. Развивать терпение, творчество.

Апрель

(Сказки из коробки)

Герои сказки «Заюшкина избушка»

1. «Зайчик»

2. «Лисичка»

3. «Петух»

4. «Собака»

Предложить детям сделать героев знакомой сказки, используя коробки. Учить обклеивать их, дополнять необходимыми деталями.

Май

«В ситцевой стране»

Беседа о свойствах ткани.

1.2. «Цветочная поляна»

3.4. «Курочка и цыплята»

Познакомить детей с новой техникой выполнения аппликации (из ткани). Совершенствовать навыки работы с ножницами. Развивать фантазию.

Подготовительная группа

Октябрь

Волшебница «Флора»

1. « Анютины глазки»

2. Композиция «Лес»

3. «Осенний орнамент» (из соломки)

4. «Утка с утятами» (из пуха)

Познакомить детей со значением слова флористика – создание поделок и картин из природного материала. Развивать творчество, фантазию. Способствовать коллективной деятельности, речевому общению.

Ноябрь

«Бутылочный бум»

(поделки из пластиковых бутылок)

Беседа о свойствах пластика

1. Кормушка для птиц

3. «Собачка»

4. «Коровка»

Закрепить знания детей о свойствах пластика (режется, плавится, не тонет, склеивается); умение преобразовывать бросовый материал путём вырезания отверстий и скрепления деталей между собой.

Декабрь

«Бисероплетение»

1. «Браслет»

Новогодние игрушки

2. «Человечек»

3. «Звезда»

4. «Цветок»

Познакомить детей с новым способом изготовления игрушек – бисероплетением. Развивать моторику рук, усидчивость.

Январь

Коллажи

1. «Снеговик» (кожа + бумага)

2. «Морские глубины»

3. «Зимний лес»

4. «Цыплёнок»

Познакомить детей со значением слова «коллаж». Учить простым способам создания коллажа из различного материала: бумаги, кожи, меха…

Февраль

Мозаика

1. «Котёнок»

2. «Дерево»

3. 4. «Натюрморт с ананасом».

Познакомить детей с новым способом создания картин мозаика (это картина, где изображение создаётся из отдельных небольших кусочков: керамическая плитка, дерево, металл, бумага). Развивать терпение, аккуратность.

Март

«Цветочная поэма»

1. Открытка «Цветы»

(оригами)

2. «Букет гербер» (квилинг)

4. «Цветы в корзине»

Совершенствовать навыки владения способа оригами, дополнять открытку различными деталями по своему усмотрению. Развивать творчество, фантазию.

Познакомить с новым способом изготовления поделок – квилинг. Системотизировать знания о садовых цветах. Развивать терпение, моторику рук.

Закреплять навыки работы с шаблоном, аккуратно вырезать, соединять детали между собой, развивать творчество.

Учить делать цветок из атласных лент путём её сборки, совершенствовать навыки работы иглой и ножницами. Способствовать коллективной работе, развивать художественный вкус.

Апрель

«Чудесные превращения перчаток»

1. 2. «Попугай Кеша»

3.4. «Осьминожка»

Развивать умение видеть необычное в обычных предметах, дополнять задуманное мелкими деталями, совершенствовать навык работы иглой и ниткой. Развивать художественный вкус, творчество.

Май

«Игрушки – мохнатики»

1. «Кот»

2. «Петух»

3.4. «Лиса»

Развивать у детей творческие способности, навыки работы с пряжей, мехом, нитками. Развивать фантазию детей.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

1. Семинар – практикум « В стране Мукосолии».

2. Выставка работ из соленого теста «В стране Мукосолии».

3. Детско- родительский клуб « Художественное творчество в развитии детей» с совместным занятием детей и родителей «Помоги цыпленку».

4. Консультация «Путешествие в волшебный мир природы».

СРЕДНЯЯ ГРУППА

1. Помощь родителей в заготовке природного материала.

2. Консультация «Витаминный алфавит» (о пользе овощей и фруктов, съедобные поделки из них).

3. Совместная выставка детей и родителей « Осенние фантазии».

4. Выставка детских работ «Зимушка - Зима».

5. Детско – родительский клуб «Мудрость доброй сказки». Совместное занятие детей и родителей «В гости к «теремку».

6. Итоговая выставка детских работ «Наши умелые ручки».

СТАРШАЯ ГРУППА

1. Консультация « Умные поделки».

2. Мастер- класс с родителями «Умные поделки».

3. Совместная выставка родителей и детей «В стране сказок» (сказочные герои, сделанные из бросового и природного материала).

4. Совместная выставка детей и родителей «Парад снеговиков».

5. Итоговая выставка «Наши умелые ручки».

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

1. Консультация «Фантазируйте вместе с детьми».

2. Совместная выставка детей и родителей « Волшебница Флора».

3. Мастер – класс с родителями: «Мягкая игрушка в подарок детям».

4. Совместная выставка детей и родителей «Цветочная поэма».

5. Итоговая выставка работ за четыре года «Вот такие умелые ручки»

Материал для работы с детьми

1. Бумага (писчая, цветная, папиросная, гофрированная, самоклеющаяся, обёрточная, обои).

2. Картон (однослойный и многослойный).

3. Природный материал (шишки, жёлуди, ракушки, листья, ветки, соломка, береста…)

4. Бросовый материал (бутылочки, коробки…)

5. Нитки (простые, капроновые, шерстяные, шпагат)

6. Леска

7. Пуговицы

8. Скотч

9. Лоскутки ткани

10. Цветной бисер

11. Мех, кожа

12. Проволока

Изученная литература:

  1. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей» И.А.Лыкова.
  2. «Мастерим, размышляем, растём» И.М.Конышева
  3. «Сто поделок из ненужных вещей» Е.Е.Цамуталина
  4. «Твоя маленькая мастерская» Г.А.Чернуха
  5. «Поделки из шишек» Г.И. Перевертень
  6. «Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок» В.С.Горичёва
  7. Статьи из журналов «Дошкольное воспитание», «Обруч».
  8. «Развитие художественных способностей дошкольников» Т.С. Комарова

Конспект занятия по художественному труду в старшей группе.

«Цветы небывалой красоты»

(бумажная пластика)

Цель:

Продолжение обучения композиционному освоению. Использование приемов и способов бумажной пластики в создании цветов.

Задачи:

    совершенствовать художественно-творческие способности детей в процессе продуктивной деятельности, воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру;

    продолжать осваивать навыки изготовления цветов из бумаги;

    развивать художественный вкус, фантазию, творчество.

Материал:

    картон для фона,

    цветные салфетки,

    гофрированная бумага цветная мягкая и жесткая,

    ножницы,

    клей ПВА,

    карандаш,

    тканевая салфетка.

Предварительная работа:

    составление буклетов,

    рассматривание иллюстраций,

    изготовление ваз и корзин из бумаги.

Ход: Воспитатель вместе с детьми рассматривает цветы, стоящие в вазе, обращает внимание на их красоту, нежность, необычность формы лепестков и листьев, их многообразие. Предлагает насладиться ароматом. Дети называют знакомые цветы. Затем воспитатель обращает внимание детей на красный цветок в вазе:

Чудо выросло в саду

С чудом встретится, иду.

Здравствуй, аленький цветочек!

Здравствуй, яркий огонечек!

Ты расцвел на радость мне

На природе в тишине.

Как вы думаете, ребята, как долго простоят наши цветы в вазе? Где они дольше проживут, порадуют нас? (ответы детей)

Конечно, на клумбе. Ну, очень уж хочется украсить нашу группу букетами цветов. Как это можно сделать, не срывая цветов с клумбы? (сфотографировать и сделать фотографии, разместить их в рамках, нарисовать на бумаге). А еще можно сделать цветы своими руками и украсить этими поделками нашу группу. Вы уже знакомы с бумагопластикой. Мы с вами делали разные поделки, а сегодня вы будете создавать своими руками прекрасные цветы.

Вот посмотрите, какие цветы можно сделать из бумаги. Какие они красивые, не уступают в красоте настоящим. Цветы можно разместить и в вазе, и в корзине, - на ваш выбор: (на столах приготовленный материал для работы, дети делятся на три подгруппы при помощи парных картинок).

    Первая группа будет делать букет из роз, размещать их в корзине;

    Вторая группа делает букет в вазе из Калл;

    Третья группа - астры, тоже в вазе.

(дети распределяют работу между собой, если возникают затруднения, воспитатель помогает)

1. Изготовление роз в корзине:

Зовут меня розой,

Примите меня,

Я очень душиста

И цветом нежна.

По цвету и имя

Такое мне дали

И даже царицей

За пышность назвали...

Нарисовать контур корзины на картоне (можно использовать шаблон). Силуэт корзины выложить комочками из салфеток. Из полосок гофрированной бумаги сделать розы и наклеить их в корзину.

Роза хорошо смотрится из гофрированной бумаги. Приготовить ленту гофрированной бумаги (для небольшой розы 25х1,5-2см). Взять ленту левой рукой, правой накрутить ленту на карандаш вращательными движениями (рисуем в воздухе карандашом круги). Держать ленту левой рукой нужно свободно и не мешать ей перекручиваться – имитация лепестков розы. Не снимая с карандаша, намазать клеем и наклеить; параллельно листу бумаги – бутон, перпендикулярно – распустившийся цветок розы. Вынуть карандаш.

Верхнюю часть букета оформить маленькими белыми шариками из салфеток. Нижнюю часть букета - листиками (работа требует много времени, поэтому изображение корзины можно внести в предварительную работу).

2. Букет в вазе из калл:

Удивительный цветок,

Белоснежный лепесток,

С удлинённой серединкой,

Ярко - желтою тычинкой.

Так и кажется сейчас,

Улетит цветок от нас,

Но не сможет, ведь «крыло» -

Оно дано ему одно

А для полёта это мало,

Поэтому и не летает кала.

Воспитатель обращает внимание на красоту, композиционное решение. Рассматривает с детьми строение цветка. Напоминает приём изготовления (способом «колокол»).

Свернуть маленький кулёчек, при помощи пальчика, карандаша; кончик перекрутить, отрезать. В серединку кулёчка вставить тонкий жгутик. Получился калл. Листочки вырезать из зелёной бумаги.

3. Изготовление букета из астр в вазе:

Астру, с прямыми её лепестками

С давних времён называли звездой.

Так бы её назвали и сами,

В ней лепестки разбежались лучами,

А цвет сердцевинки - совсем золотой...

Из глянцевой бумаги вырезать вазу, используя приём симметричного вырезывания. Приклеить на картон, оставляя место для букета. Наметить место расположения цветов.

Накатать из цветной салфетки тонкие жгутики и вставить в капельку клея. На каждый цветок не менее 15-20 жгутиков, чем больше жгутиков - лепестков, тем красивее, пышнее получается цветок.

Из зелёной салфетки скатать стебельки - длинные жгуты и сделать листочки.

Итог занятия:

Готовые работы оформить в рамки и украсить группу.