Перспективы развития дошкольного образования. Программа развития дошкольного образовательного учреждения. Тенденции развития дошкольного образования на современном этапе

15.10.2019

Галина Васильева
Дошкольное образование в современной России: проблемы и перспективы развития

В статье 43 Конституции Российской Федерации , принятой в 1993 году, гражданам РФ гарантируется "общедоступность и бесплатность дошкольного , основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях ". В соответствии с Законом РФ "Об образовании " в редакции Федерального закона от 13.01.1996 12-ФЗ (п. З. ст. 5) государство ". гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования . ". В течение более чем десяти лет отмечалось очевидное противоречие между Конституцией Российской Федерации , являющейся основным законом России , и Законом Российской Федерации "Об образовании " в части государственных гарантий прав граждан в области образования . Подобная юридическая коллизия порождала соответствующее отношение к дошкольному образованию со стороны чиновников всех уровней как к образованию необязательному (в отличие от общего образования , причем необязательному не с точки зрения того, что ребенок-дошкольник имеет право на получение образования , как в условиях дошкольного образовательного учреждения , так и в условиях семьи, а с точки зрения того, что органы власти не обязаны обеспечивать общедоступность дошкольных образовательных услуг .

Таким образом , несмотря на изменение законодательной базы, ситуацию в образовании в целом , а в дошкольном образовании особенно , в настоящее время можно охарактеризовать как кризисную. Любой кризис порождает острую необходимость в реформировании чего-либо. Согласно Федеральному закону "Об образовании " с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.08.2004 122 - ФЗ, решение стратегических проблем образования по-прежнему входит в компетенцию Российской Федерации .

Дошкольное воспитание как первая ступень образования , на которой закладываются основы социальной личности и важнейший институт поддержки семьи за последние 10 лет прошло сложный путь вписывания в новые реалии. Первоначальное резкое сокращение охвата детей дошкольным воспитанием к 1995 году стабилизировалось. В настоящее время около 55 % детей посещает детские сады (например, в скандинавских странах, таких детей – около 90 %) .

Как показывают многолетние исследования, полноценное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку интимно-личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья и сама нуждается в поддержке, которую и призван оказывать ей детский сад - родители могут работать и учиться, не испытывая при этом чувства вины, что ребенок в это время заброшен, они могут быть уверены, что ребенок находится в комфортных условиях, нормально питается, с ним занимаются педагоги. К тому же система дошкольного воспитания традиционно дифференцированно подходила к родительской плате, малообеспеченные семьи получали льготы, т. е. осуществлялась их адресная поддержка, сегодня это происходит, к сожалению, лишь в отдельных регионах. Очевидно, что современных условиях традиция дифференцированной родительской платы должно быть сохранена.

А что дает детский сад самому ребенку? Главное преимущество детского сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям, преодолевает присущий ему эгоцентризм (направленность на самого себя, восприятия окружающего исключительно с собственной.

В настоящее время изменилась и сама система дошкольного образования . Введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и категориям. К существовавшему ранее единственному виду - “детский сад” добавились новые – детский сад с приоритетным осуществлением интеллектуального или художественно-эстетического, или физического развития воспитанников , детский сад для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии , присмотра и оздоровления, центр развития ребенка и др . С одной стороны, это позволяет родителям выбирать образовательное учреждение , соответствующее их запросам, с другой стороны, большинство этих видов (за исключением, коррекционных - для детей с серьезными нарушениями в здоровье) не отвечает закономерностям детского развития .

Организация работы с маленькими детьми в современных условиях предъявляет особые требования к профессионализму и личностным качествам педагогов. Вместе с тем сегодня молодые специалисты, получившие образование , практически не идут работать в детские сады. Причина этого не просто маленькая, а мизерная зарплата, не достигающая прожиточного минимума. Труд педагога в детском саду, отвечающего за жизнь и здоровье детей, ведущего многоаспектную воспитательную работу, требует огромных затрат душевных и физических сил. И только такие педагоги смогут достойно воспитать детей. Отсюда следует краткий вывод : достойным педагогам – достойную зарплату.

В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования предполагается ввести долевое финансирование, предполагающее оплату государством только фиксированного объема образовательных услуг детских садов . Однако специфика образования в дошкольном учреждении состоит в том, что оно, в отличие от школы, осуществляется в течение всего дня и не сводится только к учебным занятиям (необходимо научить ребенка мыть руки, правильно есть, вежливо вести себя в разных ситуациях, быть аккуратным, играть и сотрудничать с другими детьми и многому другому). Поэтому образовательные услуги дошкольных учреждений свести к 3-4 часам практически невозможно. Столь же неприемлемо разделение родительской оплаты за содержание ребенка (в основном, питания, в котором так нуждаются сейчас многие дети) и бюджетного финансирования образования .

Развитие маленьких детей во многом зависит от окружающей их предметной среды (игрушек, пособий, материалов для рисования, лепки, конструирования, книг, музыкальных инструментов, физкультурного оборудования и др.). Решение проблем организации различных форм охвата детей дошкольным образованием , достойной оплаты труда педагогов, доступности качественного детского сада для всех детей требует отдельного бюджетного финансирования на федеральном и региональном уровнях.

Начиная с 2000 года удалось добиться опережающего по сравнению с общеэкономическими показателями увеличения затрат на образование и науку . Это создало предпосылки для институциональной перестройки в сфере образования , в первую очередь касающейся модернизации структуры и содержания общего и профессионального образования , совершенствования его качества, эффективности управления образовательной системой , вхождения Российской Федерации в мировое образовательное пространство . В частности, в первую очередь рассматривается качество реализации образовательной программы . Одним из значимых факторов в этом показателе является реализация в ДОУ экспериментальной программы, при условии обоснования цели и методов, а также предъявленных доказательствах продуктивности проводимого эксперимента.

Сфера образования в России традиционно считается затратной сферой. В разные периоды новейшей истории города предпринимались попытки изменить ситуацию, превратить сферу образования в инвестиционную . Однако, по сути, экономический фундамент образования не создавал достаточной инфраструктуры для привлечения инвестиций.

С другой стороны, попытки прямого переноса рыночных экономических механизмов регулирования в сферу образования оказывались зачастую неудачными в связи с тем, что эффект от вложенных инвестиций измерялась исключительно в денежном эквиваленте. Образовательное учреждение как окупаемый проект или проект, приносящий прибыль в денежном выражении, не стало массовым явлением.

Наиболее ярко такие диспропорции прослеживались в дошкольном образовании многих городов России , в том числе и в Иркутске. В условиях демографического спада естественным образом произошла убыль дошкольных образовательных учреждений . Причем, количество имеющихся на сегодняшний день дошкольных образовательных учреждений города едва ли соответствует реальному спросу населения на образовательные услуги по образованию детей дошкольного возраста .

Практически исчезла сеть ведомственных детских садов, хотя в крупных городах, например, в Москве многие из них были переданы в муниципальную собственность и сохранены для детей. В целом по России наблюдается тенденция перепрофилирования бывших ведомственных детских садов и продажа их зданий.

Уже сегодня ряд учреждений дошкольного образования многих других регионов России осуществили переход в новые организационно-правовые формы. Такой переход стал возможным в связи с объективным фактом растущего спроса со стороны родителей на получение, помимо бюджетной услуги, ещё и дополнительных образовательных услуг . Фактический спрос на индивидуальные образовательные программы и льготные условия в ДОУ на сегодня достаточно высок. Родители готовы заказывать и оплачивать льготные условия и дополнительные программы дошкольного образования за рамками бюджетной услуги.

Высокое качество дошкольного образования при увеличении охвата детей дошкольного возраста может быть обеспечено путем установления горизонтальных связей между образовательными институтами различного уровня и типа. На муниципальном уровне создаются ресурсные центры дошкольного образования , оказывающие методическую поддержку дошкольным образовательным учреждениям соответствующей территории.

В то время как вариативность – требование к разнообразию предоставляемых услуг, доступность образования – требование к широте сети, возможностям ее охватить максимальное число детей. Реализация принципа доступности при построении сети учреждений, реализующих , означает необходимость строить сеть таким образом , чтобы оптимально учесть и образовательные потребности детей , и пространственную близость учреждений к месту проживания детей. Образовательные услуги могут представлять не только традиционные детские сады, но и другие образовательные учреждения , реализующие дошкольные образовательные программы . Задача развития сети образовательных учреждений , реализующих программы дошкольного образования , состоит в том, чтобы спектр услуг и их качество соответствовали современным представлениям о качестве дошкольного образования и были оптимальными .

Таким образом , построение сети дошкольных образовательных учреждений предполагает институционализацию на ряду с традиционными детскими садами таких форм дошкольных образовательных институтов как

Группы совместного кратковременного пребывания ребенка и родителя («ребенок-родитель» , «ясли с мамой» , «центр игровой поддержки» , «адаптационная группа» и др., организованными на базе детских садов, при центрах детского творчества, в специальных центрах работы с детьми раннего возраста или при психолого-педагогических центрах;

Группы надомного образования («ребенок и няня» , «гувернерские группы» , «семейные группы» , «мини-садик» и др., организованных родителями на дому или в специально арендованных с этой целью жилых квартирах;

Группы кратковременного пребывания ребенка в детском саду, или в другом образовательном учреждении , или организации, в которых реализуется программа дошкольного образования ;

Адаптационные группы для детей беженцев и вынужденных переселенцев.

Оптимальное распределение материального ресурса внутри дошкольной образовательной сети направлено на рациональное использование тех ресурсов, которые существуют в сети нынешних ДОУ – оборудование, помещения, спортивные сооружения, парковые зоны и др. На региональном уровне необходима разработка нормативных документов, регламентирующих использование этих ресурсов дошкольными образовательными институтами сети . На муниципальном уровне необходимо разработать методические рекомендации по подготовке этих ресурсов к использованию дошкольной образовательной сетью .

Оптимальное распределение кадрового ресурса внутри дошкольной образовательной сети предполагает наиболее эффективное использование потенциала методистов, психологов, логопедов, преподавателей иностранных языков, воспитателей-экспериментаторов, старших воспитателей для повышения качества образования в сети в целом . Развитие сети дошкольного образования предполагает появления малых детских садов, надомных групп, родительские группы и т. д.

Ресурсом развития сети является инновационная деятельность. На региональном и муниципальном уровнях предполагается принятие нормативных документов и инструктивных материалов, направленных на развитие инновационной деятельности в сети дошкольных образовательных учреждений/организаций и ее экспертной поддержки.

Проблема общедоступности дошкольного образования для всех категорий граждан должна решаться сегодня также за счет использования внутренних резервов системы образования , в том числе развития различных форм дошкольного образования , а также более гибкой системы режимов пребывания детей в ДОУ.

Следует отметить, что сеть групп кратковременного пребывания развивается не вопреки и не вместо традиционных дошкольных учреждений полного дня, а вместе с ними. Наряду с традиционными режимами функционирования дошкольных образовательных учреждений (12-часовым и круглосуточным режимами пребывания детей, начиная с 2000 года используются также 10-часовой и 14-часовой режимы (во многих случаях 14-часовой режим наиболее предпочтителен для родителей и менее затратен, чем круглосуточный). Это позволяет повысить доступность дошкольного образования для различных категорий граждан.

Кроме того, в настоящее время параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования апробируются новые модели : дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений , дошкольные группы на базе учреждений дополнительного образования , а также систематическое образование детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания.

Таким образом , можно сделать вывод, что эффективность развития сети образовательных учреждений будет достигнута только при условии комплексности подхода к процессу развития (модернизации) .

Значительно важнее учесть потребности современной семьи в различных формах организации функционирования дошкольных учреждений . Требуется увеличение количества групп для детей раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет, групп с круглосуточным и вечерним пребыванием детей, праздничного и выходного дня, групп кратковременного пребывания (2-3 раза в неделю на 3-4 часа) и др.

Гораздо целесообразнее , чтобы все государственные дошкольные учреждения соответствовали одной “хорошей” категории, обеспечивающей полноценное воспитание и развитие детей . А родители, имеющие особые потребности (хотя это не факт, что это полезно для ребенка, могли бы пользоваться услугами негосударственных дошкольных учреждений . Проблема только в том , что эти учреждения нуждаются, как правило, в особом контроле со стороны государства (об этом свидетельствует, например, опыт Франции, где такой контроль является важнейшей задачей инспекторской службы в образовании ).

С учетом вышесказанного, а также того, что в последние 10-15 лет произошла фактически тотальная "муниципализация" учреждений

дошкольного образования (массовый переход детских садов от различных ведомств в муниципальную собственность, решение вопросов выживания, функционирования и развития системы дошкольного образования зависит в настоящее время в основном от органов местного самоуправления.

Именно органами местного самоуправления в муниципальном образовании (городе, районе) должны быть созданы определенные организационно-педагогические условия, которые позволят муниципальной системе дошкольного образования выйти из кризисного состояния и перейти в состояние нормального, стабильного функционирования и развития .

Введение 3

1.История развития дошкольного образования в России 4

2. Перспективы развития дошкольного образования в России 9

3. Развитие дошкольного образования в Брянске 22

Заключение 26

Список литературы 27


Введение

Произошедшие резкие изменения в общественной, экономической, социальной и демографической ситуации в стране привели к следующему – увеличилось число семей социального риска, матерей-одиночек и безработных женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, семей, доходы, которых значительно ниже прожиточного минимума, семей беженцев и переселенцев. Семья переживает в России тяжелейший кризис: растет число внутрисемейных конфликтов, разводов, резко сократилась рождаемость. Возникает опасная тенденция переориентации семьи с функций воспитания на простое выживание. В результате чего происходит неправильная социализация живущих в таких семьях детей: у них не формируется представление о ценности семейной жизни, возникает индивидуалистическая, пассивная или агрессивная жизненная позиция, что в скором будущем может привести к социальному взрыву.

Дошкольное образование в России - обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка дошкольного возраста от 2 до 7 лет.

Дошкольное образование осуществляется как правило в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования (предшкола), учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребёнка), но может осуществляться и дома в семье. С учётом того обстоятельства, что в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребёнка, не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важней задач молодёжной семейной политики.


1. История развития дошкольного образования в России

Первые воспитательные системы сложились еще во времена античности (VI – V вв. до н.э.). Известны римские, афинские, спартанские школы, различавшиеся между собой методами и содержаниями обучения, а также его целями. Так, древнегреческий философ Аристотель говорил о единстве физического воспитания, воспитания личности и воспитания общественного. При этом он подчеркивал, что «воспитание тела способствует воспитанию духа». Другой философ, Демокрит, утверждал, что процесс обучения и воспитания преобразует природу человека, формирует стремление постичь неизвестное, чувство ответственности и долга. Он подчеркивал, что воспитание ведет к обладанию тремя сокровищами: «хорошо мыслить», «хорошо говорить», хорошо делать». Философы Древнего Рима также уделяли большое внимание проблеме воспитания детей. Так, Плутарх говорил о громадной важности обучения и воспитания ребенка в семье. Он подчеркивал необходимость материнского воспитания: «Мать должна оставаться кормилицей собственных детей». Сенека отводил воспитанию роль формирования самостоятельной личности, подчеркивая важность постижения подрастающим поколением нравственных основ. Главным методом воспитания он считал беседу с яркими примерами из реальной жизни. Квинтиллиан сравнивал ребенка с «драгоценным сосудом», который способен вместить в себя все хорошее или дурное. Именно поэтому он считал, что роль воспитания заключается в развитии позитивных качеств человеческой натуры. Он подчеркивал необходимость соединять воспитание ребенка и природную доброту человеческого существа.

В Киевской Руси воспитание детей всех возрастов осуществлялось преимущественно в семье. Цель воспитания заключалась в подготовке детей к труду, выполнению основных социальных ролей. В качестве основных средств воздействия выступали факторы народной педагогической культуры (потешки, пестушки, скороговорки, загадки, сказки, народные игры и т.д.). Все эти средства педагогики передавались устно.

В связи с крещением Руси значительное место в воспитании подрастающего поколения заняла церковь. Появились такие средства, как выполнение обрядов, заучивание молитв и т.д.

Двенадцатым веком датировано «Поучение Владимира Мономаха своим детям». Владимир Мономах писал наставления для своих детей, но многие поучения носят общий педагогический характер.

В XVII в. Епифанием Славницким была составлена педагогическая книга «Гражданство обычаев детства». В ней излагались правила поведения детей в обществе (гигиена ребенка, значение выражений лица, мимики, поз; правила поведения в различных ситуациях и т.д.). В сборнике есть глава об играх. В ней изложены рекомендации по играм для детей дошкольного возраста. Советы Славницкого психологически обоснованы и проникнуты любовным отношением к детям.

В начале XVIII в. происходило бурное развитие и изменение России по влиянием реформ, осуществляемых Петром I. Одно из направлений реформирования – образование. Дошкольное образование в это время не выделялось как самостоятельное, а осуществлялось под влиянием общих педагогических отраслей. Педагогические идеи высказывались и публиковались лучшими представителями того времени. М.В.Ломоносов занимался активной просветительской деятельностью. И.И.Бецкой вел преобразования существовавшей тогда системы образования. Н.И.Новиков издавал литературу для детей. В области дошкольного воспитания значительное место занимает его статья о воспитании детей «Для распространения общих полезных знаний и всеобщего благополучия». В ней сформулированы правила для родителей.

В первой половине XIX в. в России появился целый ряд общественных деятелей, педагогов, каждый из которых внес вклад в развитие педагогики в целом и дошкольной педагогики в частности. В.Г.Белинский придавал большое значение умственному и физическому развитию дошкольников, наглядности и детским играм, эстетическому воспитанию. Н.И.Пирогов придавал огромное значение роли матери в воспитании детей дошкольного возраста. Говорил о необходимости педагогической подготовки матерей. Считал, что в развитии дошкольников большое место занимает игра. К.Д.Ушинский был сторонником семейного воспитания, но понимал необходимость создания системы дошкольного общественного воспитания. Он высказывал соображения о деятельности воспитателей дошкольных учреждений, подготовил книгу для детского чтения «Родное слово». Она сохранила свое назначение до сих пор.

В последней трети XIX в. появляются новые типы образовательных заведений. Первый бесплатный «народный детский сад» в России для детей горожан из низших слоев населения был открыт в 1866 г. при благотворительном «Обществе дешевых квартир» в Санкт-Петербурге.

В том же году редактор педагогического журнала «Детский сад», который выходил в то время, А.С.Симонович открыла несколько детских садов. Один из них (платный, частный) для детей интеллигенции просуществовал в Петербурге с 1866 по 1869 гг. В это же время был открыт первый бесплатный сад для детей работниц Петербурга. К сожалению, сады просуществовали недолго.

А.С.Симонович были разработаны некоторые педагогические и методические подходы к организации дошкольного воспитания. Она считала, что до трех лет ребенок должен воспитываться в семье, но дальнейшее воспитание должно идти вне семьи, так как он нуждается в товарищах, сверстниках для игр и занятий. В детском саду должны находиться дети от 3 до 7 лет. Цель детских садов – физическое, умственное, нравственное воспитание дошкольников, их подготовка к школе. Симонович считала также, что работа воспитателей детских садов и при индивидуальном обучении должна вестись методически и последовательно. Большое значение она придавала личности воспитателей: «Энергичная, неутомимая, изобретательная воспитательница придает детскому саду свежий колорит и поддерживает в нем неиссякаемую, веселую деятельность детей».

В 1871 году было создано Санкт-Петербургское общество содействия первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста. Общество содействовало открытию курсов по подготовке женщин-воспитательниц в семьях и детских садах, а также проведению лекций по дошкольному воспитанию.

Значительный вклад в разработку проблем воспитания дошкольников внесла детская писательница Е.Н.Водовозова. Ею созданы замечательные для своего времени очерки и рассказы. В конце 60-х гг. Водовозова была за границей и изучала там опыт семейного воспитания и организации детских садов. В 1871 г. она опубликовала книгу «Умственное и нравственное воспитание детей от первого появления сознания до школьного возраста». Книга предназначалась для воспитателей детских дошкольных учреждений и матерей.

К началу XX в. в России было открыто довольно большое число дошкольных учреждений как платных для интеллигенции и рождающейся буржуазии, так и бесплатных детских садов, площадок, приютов, очагов для детей низших слоев населения, а также для детей-сирот. В 1900 году в Москве появился первый детский сад для глухонемых детей. Позднее подобные заведения открылись в Петербурге и Киеве. Перед революцией, по примерным данным, в России работали 250 платных детских садов и около 30 бесплатных.

В 1913 – 1917 гг. Вице-президентом Санкт-Петербургского Общества содействия дошкольному воспитанию была известный российский педагог Елизавета Ивановна Тихеева, занимавшаяся изучением вопросов дидактики и методики начального обучения. Она создала оригинальную теорию дошкольного воспитания. Ее основные идеи – преемственность воспитания в детском саду, семье, школе; особое место методики развития речи дошкольника. В 1913 г. вышло первое издание ее книги «Родная речь и пути ее развития». Эта книга дополнялась и переиздавалась несколько раз. В 1937 г. вышло последнее издание. Некоторые положения этой книги сохранили свое значение до сих пор. Тихеева была горячей сторонницей общественного воспитания. В своей книге «Современный детский сад, его значение и оборудование» она изложила рекомендации по организационной работе в дошкольном учреждении. Более того, Е.И.Тихеева разработала свою оригинальную систему средств по организации сенсорного развития. Большое значение в дошкольном воспитании она отводила разумной дисциплине и четкому режиму дня. Она считала их средствами формирования привычек и воли. Елизавета Ивановна придавала большое значение специальной профессиональной подготовке воспитателей.

Начало государственной системы дошкольного образования в нашей стране было положено после принятия 20 ноября 1917 года «Декларации по дошкольному воспитанию». В этом документе были определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста. В 1918 году на базе Московских высших женских курсов по инициативе профессора К.Н.Корнилова был открыт второй Московский государственный университет, где организовался педагогический факультет с дошкольным отделением. В этом же году при Наркомпросе был организован специальный дошкольный отдел. Корнилов был убежденным сторонником общественного воспитания. Ему принадлежат работы «Общественное воспитание пролетарских детей», «Методика исследования ребенка раннего возраста» и другие. Эти работы имели большое значение в разработке проблем дошкольной педагогики, они пользовались большой популярностью. В это время был создан музей по дошкольному воспитанию. Инициатором был Е.А.Аркин. он вел большую работу по изучению анатомо-физиологических особенностей дошкольников. Его фундаментальный труд «Дошкольный возраст, его особенности и гигиена» стал прекрасным пособием для детских врачей и воспитателей.


2. Перспективы развития дошкольного образования в России

Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и развитию образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимости существенных изменений прежнего хода функционирования учреждения. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), что выражается в переходе учреждений в режим развития.

На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства дошкольных образовательных учреждений в режиме поиска. Данный режим является переходным на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития. Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации, реализуемые в ДОУ, соответствуют насущным потребностям и возможностям его развития, удовлетворяют интересы и потребности детей, родителей, педагогов, способствуют достижению устойчивых высоких показателей развития. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии ДОУ становится наиболее важным.

Проведенный анализ существующих концепций, проектов и программ в сфере дошкольного образования позволяет определить ряд базовых тенденций в развитии системы:

Гуманизация - определяет примат личностного развития субъектов (родителей, педагогов, детей), центрацию образовательного процесса на ценностях человеческого развития, ориентацию на всестороннее и гармоническое становление личности, перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития в процессе раскрытия сущностных сил. Гуманизация образования - это процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, что «составляет и важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений между ними в педагогическом процессе» и является ключевым компонентом нового педагогического мышления, сфокусированного вокруг идеи развития личности. Ведущим направлением гуманизации образования считается «самоопределение личности в культуре», ее приобщение к национально-культурным традициям, обогащенным человеческим содержанием гуманизации - усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;

Демократизация связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а также широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием;

Диверсификация определяется как необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, образовательных услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения разнообразных и разносторонних запросов участников образовательного процесса в ДОУ.

Проекция выделенных оснований на учебно-воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении по-новому представляет все его подсистемы.

В связи с этим появляется ряд базовых принципов, обеспечивающих реализацию названных направлений в процессе развития ДОУ и его участников:

Принцип человекосообразности (единство культуро- и природосообразности);

Принцип целостности педагогического процесса и комплексности целей;

Принцип активности и равнопартнерства в педагогическом взаимодействии всех субъектов педагогического процесса.

Модернизация управления дошкольным образовательным учреждением связывается с многообразием видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов, мотивационного программно-целевого управления, соуправления, рефлексивного управления и самоуправления. Показателями качественной трансформации управления ДОУ в первую очередь являются новые принципы:

Демократизации и гуманизации;

Системности и целостности управления;

Централизации/децентрализации;

Взаимосвязи и разделения стратегического, тактического и оперативного уровней управления и соответствующих им видов управления (традиционное, рефлексивное, самоуправление);

Единоначалия и коллегиальности;

Объективности и полноты информации в принятии управленческих решений.

На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОУ, в частности, такие, как:

· совмещение инновационных программ с существующими в ДОУ;

· раскол педагогического сообщества и сосуществование представителей различных педагогических концепций;

· несоответствие новых типов дошкольных образовательных учреждений ожиданиям, требованиям родителей;

· потребность в новом научно-методическом обеспечении проводимой образовательной деятельности;

· потребность в новых педагогических кадрах;

· приспособление новшеств к новым условиям;

· проблема изменения, оптимизации, замены новшеств, способность вовремя избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразного;

· проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.

На основе анализа существующих концепций развития дошкольного образования к ведущим направлениям инноваций в ДОУ можно отнести утверждение гуманных субъект-субъектных отношений, развитие творческих возможностей, интеллектуальных сил детей; индивидуальное творческое развитие личности ребенка; развитие связи практиков и исследователей в области инноватики.

Изменение парадигмальных установок современного образования позволяет рассматривать развитие ребенка как процесс его саморазвития, где образование выступает формой психического развития дошкольника, а нормативы развития трансформируются в понимание развития как нормы.

Соответственно, основные тенденции развития дошкольного образования связаны с установкой на создание полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста. Насыщенное и безопасное жизнепроживание, событийность, связность взрослого и ребенка в образовательном процессе, приоритет развивающих и воспитательных задач в ДОУ способствуют благоприятной социализации детей и закладывают базовые компетентности дошкольника в освоении мира и присвоении культуры.


Таблица 1

Современные тенденции в развитии дошкольного образования

Основными направлениями развития системы дошкольного образования так же являются:

Сохранение, поддержка и развитие сети дошкольных образовательных учреждений всех организационно-правовых форм, форм собственности;

Создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития дифференцированной системы дошкольного образования города Междуреченска;

Создание необходимых правовых, организационных, материально-технических и финансовых условий на муниципальном уровне для реализации прав детей на дошкольное образование, адекватное возрасту развитие, охрану жизни и здоровья;

Социальная поддержка многодетных семей, семей, имеющих детей-инвалидов, семей, имеющих детей с ранними проявлениями туберкулезной интоксикации, работников ДОУ;

Определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности органов местного самоуправления в области дошкольного образования, а также правовое регулирование их отношений в этой области.

Так же некоторые исследователи проблем дошкольного образования выделяют следующие направления развития модели муниципальной и региональной сети образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования.

Первое направление: психолого-педагогическая и ресурсная поддержка семейного воспитания.

Центры игровой поддержки

В некоторых семьях считают семейное воспитание более предпочтительной формой, чем общественное: иногда – в силу непонимания или недооценки роли дошкольного образования, иногда – в силу сознательно аргументируемой позиции, когда родители рассматриваются как основные воспитатели и учителя ребенка. В некоторых семьях считают, что наибольший эффект даст воспитание ребенка в семье при наличии специально приглашенного домашнего учителя (гувернера).

Тем не менее, родители считают, что ребенок должен получить опыт взаимодействия со сверстниками, в первую очередь – игровой.

Для детей такой категории семей должны создаваться центры игровой поддержки, а для их родителей и педагогов организовываться психологические консультативные пункты, методические библиотеки и игротеки с правом выдачи игр и пособий на дом.

Создание игротек не является чем-то принципиально новым. Одна из лучших общественных игровых комнат для дошкольников была в свое время создана на базе Московского Дворца пионеров и школьников (ныне Московский Дворец творчества детей и подростков) и пользовалась огромным успехом.

В отличие от игровых комнат, открывающихся при крупных торговых центрах, набор игрушек для детей дошкольного возраста формировался в соответствии с психологическими потребностями детей, а за их игрой наблюдали специалисты.

Обучение ребенка и родителя играм и выдача игр на дом в течение нескольких лет практикуется в Институте коррекционной педагогики.

Тем не менее, это одно из важнейших направлений развития новой модели дошкольного образования, включающее просветительскую и образовательную работу с родителями и направленное на реабилитацию общественных представлений о важности игры для развития дошкольников.

В центре игровой поддержки детям не просто предоставляется возможность поиграть в новом пространстве с новыми игрушками рядом с другими детьми. Его специалисты должны направлять игровую деятельность детей и обучать родителей играть с детьми.

При наличии необходимых ресурсов практику обучения совместным играм и формирования уважения взрослых к играм детей можно распространить и на детей, посещающих дошкольные учреждения. Посещения игротек могло бы стать хорошей формой семейного досуга.

Использование оснащенных территорий детских садов в качестве культурно-образовательных и развивающих детских парков.

На приусадебных участках детских садов можно решать задачи, аналогичные тем, что ставятся перед центрами игровой поддержки, и они могли бы функционировать как детские культурно-образовательные парки.

В дни праздников и в выходные дни хорошо оборудованные территории можно использовать для проведения экологических экскурсий, организации праздников для детей микрорайона и игровых прогулок с привлечением кадровых ресурсов детского сада, а также для организации совместных игр детей и родителей.

Создание и развитие сети групп кратковременного пребывания на базе государственных и негосударственных образовательных учреждений

Спрос на группы кратковременного пребывания так же существует у родителей, предпочитающих как основную семейную форму воспитания, но считающих, что качественное образование и развитие можно обеспечить ребенку только с помощью специалистов различного профиля, при чередовании индивидуальных и групповых форм работы. В качестве причин, препятствующих посещению ребенком детского сада, могут выступать его ослабленное здоровье, повышенная утомляемость или другие медико-психологические противопоказания для длительного пребывания в коллективе; травматический опыт посещения государственного учреждения; негативный опыт самих родителей, связанных с детским садом; недовольство условиями организации быта и т.п.

В силу этих причин родители, как было уже сказано, предпочитают группы кратковременного пребывания, организованные не на базе детских садов, прямо или косвенно связанных с проблемами ребенка, а в местах, где, по мнению родителям, детям гарантированы психологически комфортные условия пребывания, а также высокое качество занятий. Представления о качестве занятий связаны с представлениями о профессиональном уровне специалистов и с возможностью самостоятельно выбирать программы и занятия для своего ребенка.

По этим же причинам некоторые родители, дети которых посещают дошкольные учреждения, также пользуются услугами групп кратковременного пребывания и водят детей в кружки и студии за пределами детского сада.

Поэтому наиболее успешно группы кратковременного пребывания развиваются на платной основе как на базе государственных учреждений дополнительного образования, так и на базе негосударственных организаций.

В Нижнем Новгороде, к примеру, создана целая сеть групп кратковременного пребывания для дошкольников на базе негосударственного образовательного центра. Сеть активно развивается, так как спрос на ее услуги и образовательные предложения достаточно велик.

Ресурсные возможности подобных сетей, созданные в «параллельных структурах», должны обязательно учитываться и рассматриваться как важная составляющая региональной системы дошкольного образования в целом.

Организация консультативно-диагностических центров для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, имеющими инвалидность

Дети-инвалиды, как правило, не имеют возможности посещать детские сады, воспитываются в семье и не получают ни дошкольного образования, ни достаточного опыта социализации. Опыт создания специализированных детских садов является единичным (Петербург, Нижнекамск). Тем не менее, такие дети, как и их здоровые сверстники, имеют право на дошкольное образование. Более того, дошкольное образование, понимаемое в данном случае как система ранней коррекции отклонений в развитии и предупреждение возникновения вторичных дефектов, для них крайне важно. В задачу консультативно-диагностических центров входит разработка индивидуальных планов занятий для детей-инвалидов и детей, имеющих тяжелые нарушения в развитии, и обучение родителей для работы с детьми по составленным планам, а также обеспечение их необходимыми методическими материалами.

Консультативные пункты могут организовываться на бесплатной или частично платной основе на базе специализированных детских садов с привлечением имеющихся в них кадров и при медико-психолого-педагогических центрах.

Адаптационные группы для детей беженцев и вынужденных переселенцев

В настоящее время невозможно сослаться на сколько-нибудь продуманных и систематичный опыт какого-нибудь региона в этой области. Проблемы переселенцев – нормативно-правовые, жилищные и финансовые – часто не позволяют им рассчитывать на получение места в дошкольном учреждении, и эта ситуация усугубляется наличием очередей. Группы кратковременного пребывания могли бы стать выходом в сложившейся ситуации. Но дети приезжих могут не говорить по-русски. Обучение русскому языку и психолого-педагогическая работа с детьми, направленная на снижение влияния стрессогенных факторов, обусловленных переменой места жительства и неустроенностью родителей, должна стать основным содержанием работы подобных групп, организованных на бесплатной основе за счет государственных средств или средств благотворительных фондов. Группы целесообразно организовывать при психолого-педагогических центрах и при центрах дополнительного образования расположенных недалеко от мест компактного проживания переселенцев.

Возможно, хорошей формой было бы совместное игровое обучение детей и родителей.

Второе направление : обогащение сети за счет детских садов неклассического типа

Это направление связано с развитием системы мини-садов, или так называемых «встроенных детских садов». и с легализацией надомных, или гувернерских групп.

Мини-сады как подсистемы крупных ДОУ

Практика открытия одно-двухгрупповых мини-садов в перепланированных квартирах домов-новостроек в настоящее время существует в Москве, Петербурге, Красноярске, Ижевске и других крупных городах.

Большую часть расходов на их создание и обустройство на разных условиях берут на себя строительные организации, и такое положение выгодно для городских властей.

«Встроенные сады», однако, обладают рядом недостатков. В силу малой наполняемости они не могут иметь в своем штате достаточное количество специалистов, обеспечивающих полноценную реализацию какой-нибудь из образовательных программ. Кроме того, они не имеют музыкального и физкультурного зала, что сказывается на образовательных возможностях посещающих их детей, и, следовательно, сильно теряют в глазах родителей.

Существует несколько путей решения данной проблемы.

К примеру, в Москве и в Якутске мини-сады не существуют автономно, а являются подразделениями одного их крупных близлежащих ДОУ. Это позволяет формировать штатное расписание детского сада с учетом «спутников» и использовать имеющиеся кадры для реализации образовательных программ как на территории «головного» ДОУ, так и в мини-саду.

Этот ход вполне может рассматриваться как модельный и получить свое развитие. Вполне возможна ситуация, когда группы детских садов будут существовать именно как встроенные в жилые дома, но прикрепленные к некоторому крупному, территориально досягаемому детскому центру, оснащенному залами и студиями для занятий.

Еще один способ повысить статус встроенных садов в глазах родителей – сделать их привлекательными за счет меньшей наполняемости групп и за счет использования оригинальных программ. Такими, например, могут быть программы, рассчитанные на разновозрастные группы.

Возможно введение ценовых различий при оплате за содержание ребенка в крупном ДОУ и в мини-саду.

Надомные, или гувернерске, группы как подсистемы крупных детских садов или центров дополнительного образования

Главные преимущества гувернерских групп, или групп надомного обучения, организованных родителями, состоит в их малой наполняемости, в возможности выбирать педагога и в родительском контроле за его деятельностью. Плата за посещение ребенка такой группы относительно невелика в сравнении с ценами, существующими в частных детских садах, и вполне сопоставима с платой за государственный детский сад.

в отличие от надомных групп для детей преддошкольного возраста, для детей дошкольного возраста их нельзя считать оптимальной организационной формой.

Группы надомного обучения обладают теми же недостатками, что и государственные встроенные мини-сады: из-за отсутствия разных специалистов и достаточных площадей образовательные программы могут реализовываться здесь только в усеченном виде.

К тому же надомные группы являются нелегитимным резервом дошкольного образования.

Их легализация, прикрепление к крупному детскому саду или центру дополнительного образования, методический контроль за работающими там педагогами, возможность проводить несколько раз в неделю занятия на площадях курирующей организации и с помощью ее специалистов могли бы стать решением проблемы. В детском саду музыкальные и физкультурные занятия для детей гувернерских групп могли бы проводиться по сдвинутому графику, в выходные дни, при участии родителей; в центре дополнительного образования возможны другие условия.

Третье направление: реализация специальных социальных проектов

Реализация специальных социальных проектов направлена на обеспечение доступности дошкольного образования детям различных групп населения, не имеющим возможности по разным причинам посещать обычные детские сады.

Среди существующих и развивающихся в настоящее время в регионах проектов можно выделить проект «социальный детский сад» и проект «национальный детский сад».

Социальный детский сад как способ профилактики социального сиротства детей дошкольного возраста

Барнаульский вариант социального детского сада – это государственное учреждение, работающее с семьями группы риска, родители которых находятся под угрозой лишения родительских прав и не озабочены образованием своих детей. Детский сад или специализированная группа при детском саде организуется в «неблагополучных» районах, насчитывающих относительно большой процент таких семей. В детский сад детей приводит социальный работник, который собирает их утром по домам. Программа работы с детьми из семей группы риска отличается от программ, используемых в других дошкольных учреждениях, своей направленностью на проблемы детей и на проблемы их семей.

Возможны различные варианты социальных детских садов и социальных групп – от суточных до групп кратковременного пребывания, а также варианты групп с функциями приюта. Главной задачей социального детского сада является психолого-педагогическая (в некоторых случаях, и бытовая) поддержка ребенка и реализация его права на дошкольное образование, а также работа по укреплению семьи и снижению риска отказа от ребенка или риска лишения родителей родительских прав.


3. Развитие дошкольного образования в Брянске

Развитие системы дошкольного образования в Брянской области направлено на гармоничное, адекватное возрастным особенностям развитие детей дошкольного возраста. При этом акцент делается на создание равных стартовых возможностей для обучения в начальной школе как можно большего числа детей дошкольного возраста. Система дошкольного образования призвана обеспечить для любого ребенка - дошкольника тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным при обучении в начальной школе и на последующих ступенях обучения. Исходя из этих задач, в Брянской области создана достаточно гибкая, многофункциональная система дошкольного образования, отвечающая социальным запросам родителей, принадлежащим к разным социальным группам и слоям населения.

Кроме того, система дошкольного образования региона рассматривается сегодня как один из факторов улучшения демографической ситуации в Брянской области. Увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам Брянской области, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное образовательное учреждение.

Важнейшим приоритетом образовательной политики Брянской области является реализация комплексных мер по обеспечению государственных гарантий доступности дошкольного образования.

Основные направления модернизации системы дошкольного образования области направлены на реализацию следующих стратегических социальных целей:

Развитие сети дошкольных образовательных учреждений и создание их видового разнообразия;

Расширение спектра вариативности дошкольных образовательных услуг;

Обеспечение равных стартовых возможностей детям при поступлении в школу;

Создание специальной педагогической поддержки раннего семейного воспитания и разработка целевых программ сопровождения детей из группы риска.

За три года (2006-2008) реализации приоритетный национальный проект «Образование» стал основой качественных изменений, совершенствования образования в стране в целом, в регионах, в городе Брянске.

Он творчески будоражит педагогическое сообщество, приковывает внимание родителей, общественности, гражданских институтов, представителей властных структур.

В настоящее время на Брянщине 378 дошкольных в сельской местности - 144) - на 3 больше, чем было в 2009 году (за счет ввода объектов в Навлинском, Мглинском районах и в г.Брянске). В них воспитываются более 38 тыс. детей. 3170 детей получают дошкольное образование на базе 165 общеобразовательных школ. Охват дошкольным воспитанием - 59 процентов, что на 3 процента превышает показатель 2009 года. В текущем году на финансирование системы в рамках областных целевых программ предусмотрено 36,6 млн. рублей (в прошлом году расходы составили почти 27 млн.).

Тем не менее, мест не хватает: в очереди - более 3500 детей. Депутаты Брянска рекомендовали администрации области предусмотреть на 2009 год финансирование программных мероприятий по строительству зданий для дошкольных образовательных учреждений (2 - в г.Брянске, по одному - в Трубчевском, Выгоничском и Севском районах) в рамках областной целевой программы "Демографическое развитие в Брянской области на 2008 - 2010 годы". Департаменту образования рекомендовано: обеспечить контроль за реализацией программных мероприятий областных целевых программ по созданию дополнительных мест для детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях области; создать постоянно действующую комиссию по обеспечению содействия развитию сети образовательных учреждений, реализующих программу дошкольного воспитания. Администрации г.Брянска рекомендовано: активизировать работу по возврату зданий, ранее принадлежавших детским садам, и передаче их системе дошкольного образования; при строительстве нового жилья предусматривать строительство дошкольных образовательных учреждений. Главам муниципальных образований области рекомендовано обеспечить приоритетное и в полном объеме финансирование расходов на капитальный и текущий ремонт зданий для размещения в них дошкольных групп.

С целью обеспечения дошкольным образованием детей с разными физическими возможностями в области стабильно функционируют группы компенсирующего вида разной направленности:

С речевой патологией- ;

С глазной патологией;

С туберкулезной интоксикацией;

Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;

Для детей с аллергическими заболеваниями;

Для часто болеющих детей.

С целью оказания поддержки в развитии учебно-материальной базы ДОУ в Брянске проводятся профессиональные конкурсы среди учреждений дошкольного образования «Детский сад – мое призвание» и «Воспитатель года», победителями которого, три года подряд, признавались педагоги дошкольного образования города.

Большие усилия были направления на решение важнейшей задачи - обеспечение доступности дошкольного образования.

В 2008 году решению этой социальной задачи способствовал возврат в отрасль здания детского сада №30 «Гвоздичка» в 5-м микрорайоне. По своей значимости и объему финансирования данному дошкольному учреждению по праву можно присвоить статус «Объект года». Для его восстановления и ввода в эксплуатацию из бюджетов двух уровней выделено 24,1 млн.руб. Осенью этого года детский сад примет своих воспитанников.

Постановлением городской администрации с 10 июня 2008 года создано новое дошкольное учреждение №123 «Аленушка» в Советском районе

В 2009 году и завершено строительство нового детского сада в поселке Радица-Крыловка.

Также произошло и обновление содержания дошкольного образования города за счет внедрения в практику работы инновационной комплексной программы Т.Дороновой «Из детства – в отрочество», которая направлена на развитие личности ребенка и приобщению его к общечеловеческим ценностям.

Три детских сада стали участниками эксперимента на региональном уровне по внедрению авторской методической разработки «Здоровячок» Е.Бохорского, Л.Кротовой.

Впервые за много лет детские сады города получили реальную возможность обновить и пополнить материальную базу.

Немало усилий всех ветвей власти было приложено к решению задачи оттока педагогических кадров из дошкольного образования, поэтому одним из значимых событий а для более чем четырех тысяч работников дошкольного образования, оценки их труда явилось повышение на муниципальном уровне заработной платы.


Заключение

Детский сад – образовательное учреждение для детей дошкольного возраста (как правило, от 3 до 7 лет), в Российской Федерации один из видов детского дошкольного учреждения.

Система детских садов предназначена как для первоначальной социализации детей, обучения их навыкам общения со сверстниками, так и для массового, общедоступного решения проблемы занятости их родителей (для чего время работы детского сада в большинстве случаев совпадает с типовым рабочим графиком большинства профессий: с 8 до 18 часов пять раз в неделю). В системе детских садов осуществляется также минимальная подготовка детей к обучению в школе – на уровне первичных навыков чтения, письма и счета.

Дошкольное образование в России – обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет.

Дошкольное образование осуществляется, как правило, в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования (предшкола), учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребенка), но может осуществляться и дома в семье.

Классификация детских садов:

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением, например: физического, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания;

центр развития ребенка – детский сад;

детский сад комбинированного вида;

детский сад компенсирующего вида.


Список литературы

1. Газета «Дошкольное образование» издательского дома «Первое сентября». №11/2005.

2. Дошкольная педагогика / Г.А.Айдашева, Н.О.Пичугина, С.В.Ассаулова. – Издательство «Феникс», 2004.

3. Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Ядешко, Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 1978. - 429 с.

4. Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Ядешко, Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 1978.

5. История дошкольной педагогики / М. Ф. Шабаева, В. А. Ротенберг, И. В. Чувашев / под ред. Л. Н. Литвина. - М.: Просвещение, 1989.

6. История дошкольной педагогики / М. Ф. Шабаева, В. А. Ротенберг, И. В. Чувашев / под ред. Л. Н. Литвина. - М.: Просвещение, 1989.

7. Крулехт, М. В. Экспертные оценки в образовании: учеб. пособие для студ. фак. дошкольного образования высш. пед. учеб. заведений / М. В. Крулехт, И. В. Тельнюк. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 112 с

8. Крулехт, М. В. Экспертные оценки в образовании: учеб. пособие для студ. фак. дошкольного образования высш. пед. учеб. заведений / М. В. Крулехт, И. В. Тельнюк. - М. : Издательский центр «Академия», 2002.

9. Поздняк Л.В. Факультету дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета 80 лет / Л.В. Поздняк // Стратегия дошкольного образования в ХIХ веке: проблемы и перспективы: матер. науч.-практич. конфер., посвященной 80-летию со дня основания факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ (1921-2001 гг.). - М. : МПГУ, 2001. - С. 3.

10. Поздняк Л.В. Факультету дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета 80 лет / Л.В. Поздняк // Стратегия дошкольного образования в ХIХ веке: проблемы и перспективы: матер. науч.-практич. конфер., посвященной 80-летию со дня основания факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ (1921-2001 гг.). - М. : МПГУ, 2001. - С. 3.

В работе использованы материалы с сайта http://www.gala-d.ru/index.html

С целью координации действий по развитию системы дошкольного образования в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 10 декабря 2005 г. № Пр-2065 и Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. № МФ-П44-6344, а также во исполнение решения заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (протокол от 4 августа 2006 г., № 9) был разработан Комплекс мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации на 2007-2012 годы (далее - Комплекс мер). Правительство Российской Федерации в июне 2007 г. направило в федеральные органы исполнительной власти и в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручение по реализации Комплекса мер. Комплекс мер предусматривает реализацию мероприятий по развитию дошкольного образования на всех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном - по двум основным направлениям: обеспечение доступности дошкольного образования и обеспечение его качества.В настоящее время в рамках реализации Комплекса мер ведется работа по расширению видового разнообразия дошкольных образовательных учреждений с целью наиболее полного удовлетворения запросов населения Российской Федерации в услугах дошкольного образования. Планируется нормативно урегулировать деятельность новых видов дошкольных образовательных учреждений: детского сада для детей раннего возраста, детского сада предшкольной подготовки.Кроме того, в части нормативного закрепления бесплатности дошкольного образования разработан и внесен в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации, утверждающий перечень видов услуг дошкольных образовательных учреждений, реализуемых на бесплатной основе. С целью повышения материального статуса работников системы дошкольного образования проведена подготовительная работа по введению в ДОУ в 2009 - 20012 годах новых систем оплаты труда (НСОТ), принципы которых апробированы в 2007 - 2008 годах в рамках комплексных проектов модернизации образования. В субъекты Российской Федерации направлены методические рекомендации по введению НСОТ. В рамках Комплекса мер в настоящее время совместно с Минрегионом России ведется работа по пересмотру и изменению норм градостроительства с учетом обеспечения районов комплексной жилой застройки развитой инфраструктурой, прежде всего - учреждениями дошкольного образования. Также среди мероприятий Комплекса мер будут последовательно реализованы: разработка федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (февраль 2009 года); разработка федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (февраль 2010 года).Дальнейшие перспективы развития системы дошкольного образования предусматриваются также в рамках реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Наиболее значимым мероприятием является разработка региональных программ развития системы дошкольного образования как составной части образовательной системы субъектов Российской Федерации. Минобрнауки России разработало и направило в субъекты Российской Федерации методические рекомендации по развитию региональных систем дошкольного образования. Следует отметить, что с целью более полного удовлетворения потребностей населения в услугах дошкольного образования у субъектов Российской Федерации в настоящее время есть достаточные нормативно закрепленные полномочия для внедрения новых организационных форм дошкольного образования. Так называемые «семейные детские сады», надомные или гувернерские группы, семейные клубы, социальные игровые комнаты могут в настоящее время быть организованы как структурные подразделения муниципальных или государственных ДОУ, которые должны будут обеспечивать указанные формы квалифицированными кадрами, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение их деятельности контроль за нею с целью обеспечения достаточно высокого качества предоставляемых услуг. Особым направлением развития дошкольного образования в Российской Федерации в ближайшее время станет создание системы раннего развития детей в возрасте от рождения до 3 лет. Важность именно этого направления развития дошкольного образования вызвана несколькими причинами.

Во-первых, в настоящее время по оперативной информации, представленной субъектами Российской Федерации, большую часть детей, нуждающихся в местах в ДОУ, составляют дети в возрасте до 3 лет (62,9 % в целом по Российской Федерации).Во-вторых, как свидетельствуют данные многочисленных исследований как зарубежных, так и российских ученых, инвестирование средств в раннее развитие детей (особенно - детей из неблагополучных и малообеспеченных детей) с одной стороны, служит целям обеспечения социальной справедливости и равных возможностей для всех, с другой стороны - способствует повышению производительности и эффективности в экономике и в обществе в целом. Прежде всего, эта работа по раннему развитию детей должна вестись в дошкольных образовательных учреждениях, в которых имеется квалифицированный штат педагогов. Наибольший спрос сейчас существует на группы для детей от 1,5 лет. Однако родители заинтересованы в том, чтобы ребенок постепенно привыкал к детскому саду, чтобы адаптация проходила менее болезненно. В связи с этим есть необходимость более активного развития групп адаптации на основе кратковременного пребывания, куда мама могла бы приводить малыша на 2-2,5 часа 2-3 раза в неделю. Опыт организации клубных форм работы, где дети играют в присутствии или под присмотром матерей, а также групп кратковременного пребывания, в которых квалифицированные педагоги работают совместно с детьми раннего возраста и их родителями. Такие группы получили название «Открытая дверца». Кроме того, в Москве имеется перспективный опыт новой организационной формы развития детей дошкольного возраста, и раннего возраста в частности. Здесь активно развивается сеть центров игровой поддержки развития ребенка (ЦИПРР), в которых дети в совместных со сверстниками и взрослыми играх (подвижных, сюжетных, обучающих) получают адекватное их возрасту развитие. Параллельно необходимо развивать и нормативно урегулировать различные модели консультативной помощи родителям в воспитании детей дошкольного возраста. В городе Кемерово отрабатывается пилотный проект по открытию социально-игровых комнат в жилых домах и общежитиях гостиничного типа в качестве временной альтернативы решения проблемы с местами в детских садах. На начало 2012 года функционируют 23 таких социально-игровых комнат.

В связи с этим еще раз возвращаемся к необходимости пересмотра норм градостроительства, о чем уже говорилось выше. Еще раз повторю, что эта работа ведется Минобрнауки России совместно с Минрегионом России в рамках Комплекса мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации на 2007-2012 годы в части определения норм застройки и процедуры согласования проектов комплексной жилой застройки. В связи с этим при разработке долгосрочной стратегии массового строительства жилья необходимо предусмотреть строительство дошкольных образовательных учреждений в виде отдельно стоящих зданий или встроенных, расположенных на первых этажах многоквартирных домов. Эту работу необходимо активизировать, предусмотрев, в частности, выделение отдельных помещений в строящихся жилых домах под создание игровых клубов для детей разных возрастов. В перспективе необходимо обеспечить нормативное сопровождение создания в субъектах Российской Федерации моделей учета детей дошкольного возраста, не охваченных услугами дошкольного образования, с тем, чтобы определить наиболее целесообразные для них формы получения дошкольного образования.

Полный текст

В Москве на базе Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации прошел Всероссийский форум работников системы дошкольного образования, организовали который Союз женщин России, партия «Единая Россия», Общероссийский профсоюз образования при поддержке Министерства образования и науки РФ и Министерства здравоохранения и социального развития.

Форум собрал работников дошкольного образования практически из всех регионов страны. Специалисты обсуждали самые острые проблемы, которые волнуют работников дошкольного образования. На форуме был зафиксирован ряд принципиальных проблем, требующих комплексного и квалифицированного анализа.

Один из ключевых вопросов – высокая очередность в ДОУ. Из пяти миллионов дошкольников в местах нуждаются полтора миллиона. Прозвучали следующие предложения решения этой проблемы: строительство новых ДОУ и реконструкция уже имеющихся, создание новых форм (семейный детский сад), поддержка региональными правительствами негосударст­венного дошкольного образования.

Кадровый вопрос не менее актуален. Большинство работников системы дошкольного образования предпенсионного и пенсионного возраста. Молодые специалисты не хотят работать в детском саду. Главная причина – очень низкая зарплата (по данным некоторых регионов, от 3300 до 4500 руб.) Повышение зарплаты – проблема, которая рефреном звучала на всех заседаниях форума. Кроме этого подчеркивалось, что необходимо развитие системы непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для ДОУ, в том числе для работы с деть­ми с ограниченными возможностями.

Одним из важнейших вопросов участники форума назвали развитие инклюзивного и интегрированного дошкольного образования, при условии сохранения системы специального образования (ДОУ компенсирующего и комбинированного видов). Проблема для многих регионов новая, требующая внимательной проработки. Не обеспечена архитектурно-планировочная доступность многих ДОУ. Нет ни специально подготовленных кадров, ни учебно-методической литературы. Сегодня вполне определенно можно говорить о неготовности самих педагогов обеспечить необходимую коррекционно-педагогическую работу с детьми, о слабой, а часто и неадекватной их профессио­нальной подготовке. Кроме того, коллективы ДОУ психологически не готовы к приему детей с ограниченными возможностями, не готовы родители детей и сами дети.

Особый интерес вызвали вопросы нормативной и правовой базы. Региональные представители уверены: дошкольное образование должно получить статус суверенной и самоценной ступени образования, а не только формы воспитания детей от одного года до семи лет. Эта ступень должна быть органично вписана в систему общего образования. Необходимо также законодательное закрепление статуса работников дошкольного образования.

Неоднократно поднимался вопрос о создании оптимальных условий развития и воспитания детей в возрасте от двух месяцев до трех лет. В первую очередь, это увеличение количества групп для детей раннего возраста.

Много размышлений было и на тему вариативности организационных форм дошкольного образования. Однако большинство участников пришли к выводу, что проблема состоит скорее не в недостатке вариативных организационных форм дошкольного образования, а в их правовом и финансовом обеспечении.

Поднимался вопрос и о равных стартовых возможностях. Была предпринята попытка определить уровень стартовых возможностей ребенка, по которому следует вести выравнивание. Судя по отдельным высказываниям, этот уровень в основном привязывается к овладению началами языковой, математической и компьютерной грамотности. Отметим, что современная дошкольная педагогика располагает методами, позволяющими формировать у детей начала языковой и математической грамотности на основе традиционных дошкольных практик. Превращать ДОУ в учреждение, которое только лишь готовит к школе, нельзя. В исследованиях сотрудников Института психолого-педагогических проблем детства РАО* однозначно зафиксирована специфичность дошкольного детства. Определено содержание и допустимые средства развития дошкольника, их кардинальное отличие от содержания и средств развития ребенка в начальной школе. Установлено, что дошкольный возраст представляет собой благоприятный (сензитивный) период для становления в контексте игровых форм деятельности ряда способностей (воображения, общения, самоорганизации), которые задают основу для формирования системы компетенций, необходимых для дальнейшего образования в школе. Обеспечение «равных стартовых возможностей» для детей при поступлении в школу должно заключаться не столько в специфической подготовке к школе детей 5–7 лет (формирование тех или иных навыков), а в общем развитии ребенка. Для этого необходимо обеспечить всех детей 1–7 лет качественным дошкольным образованием, доступным всему населению (вне зависимости от социоэкономического статуса семей и территории проживания).

На форуме часто повторялось, что развитие дошкольного образования в России, а также и его научное обеспечение нет необходимости начинать с «чистого листа». Важно сохранить начавшуюся в 90-х годах XX века ориентацию на вариативность дошкольного образования – и по содержанию, и по форме его организации.

В целях упорядочения и совершенствования системы дошкольного образования целесообразно создать «рамочный» документ, фиксирующий научные основы дошкольного образования, его специфику и основные направления, общую модель образовательного, а также примерный круг культурно-образовательных содержаний, на которых развивается ребенок от 1 года до 7 лет.

На секциях обсуждались и другие важные проблемы: модель сетевого взаимодействия, реализация в практике ДОУ здоровьесберегающих технологий и развитие материально-технической базы для внедрения данных технологий, разработка системы мониторинга оценки качества образования в ДОУ, внедрение новых информационных технологий, создание условий для обучения и воспитания одаренных и талантливых детей, проектная деятельность со старшими дошкольниками, сотрудничество с родителями и многое другое.

На заключительном пленарном заседании оргкомитету было поручено доработать резолюцию (от участников форума поступило более 150 предлжений). Хотелось бы выразить надежду, что и читатели журнала выскажут свое мнение по обсуждаемым проблемам.

Правила использования Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

В статье описываются конечные результаты инновационной деятельности педагогического коллектива по развитию профессиональной компетенции с семьей.Определен алгоритм последующей поэтапной работы учреждения в режиме эксперимента с научными работниками Сургутского государственного педагогического университета и социальными институтами города,района. Дается описание по внедрению управленческого инновационного проекта "Детский сад будущего" в практику ДОУ по формированию экологического сознания дошкольников и взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Перспектива развития дошкольного образовательного учреждения. Детский сад будущего».

Т.В.Бушуева, заместитель заведующего МБДОУ д/с общеразвивающего вида «Ромашка», г.Лянтор, Сургутского района, ХМАО-Югра

Совершенно очевидно, что каждый детский сад находится в своих особенных условиях. Территориальное расположение, условия, специфика работы и другие особенности во многом определяют возможности дошкольного образовательного учреждения.

Инновационная деятельность нашего детского сада пройдя определенные этапы, позволяет перейти на более качественную ступень развития. Это разработка новой модели будущего детского сада «Сенсорный детский сад» по направлению деятельности социокультурное развитие личности ребёнка средствами здоровьесберегающих технологий. Основной целью которого является -разработка и создание действующей экологически безопасной модели дошкольного образовательного учреждения нового типа через социально-экологичекий проект, обеспечивающей оптимальный маршрут развития каждого ребенка .

Идеей создания нового вида дошкольного учреждения послужила на высоком уровне предшествующая инновационная работа педагогов по развитию их профессиональной компетенции во взаимодействии с институтом семьи и социальными партнерами, требования государственной политики по переходу образования на более качественный уровень (введение новых стандартов в ДОУ-ФГТ, в СОШ-ФГОС), а главное достижение высокого педагогического уровня родителей -понимание в деле воспитания своих собственных детей.

При планировании перспективы нового дошкольного учреждения мы использовали следующий алгоритм действий:

1. Исследование запросов родителей с целью выбора наиболее запрашиваемой модели.

2. Определение материально-технической базы для организации педагогического процесса.

3. Кадровое обеспечение, т.е. принятие решения о том, кто будет работать с детьми и на каких условиях.

4.Заключение договоров с научными работниками по проблеме.

4. Разработка нормативной документации и определение режима работы.

5. Отбор содержания педагогического процесса и нерегламентированной деятельности.

6. Подбор диагностических методик.

Следует отметить, что поэтапная работа проводилась параллельно в сотрудничестве с педагогами, семьёй и научными работниками Уральского научного -образовательного центра Уральского отделения Российской академии образования Г.П.Сикорской, директором центра, доктором педагогических наук, профессором, консультантом; а также научным руководителем дошкольного учреждения Г.И.Кушниковой кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности СурГПУ , где наша идея стала решающим фактором принятия решения перехода ДОУ на новый вид.

Мы выбрали свой путь обновления педагогического процесса, а значит нам администрации дошкольного учреждения и науки следует подготовить коллектив для решения важной задачи - как всестороннее гармоничное развитие ребенка, которые предусматривают осуществление комплекса мер, направленных на укрепление физического, психического здоровья детей и становление общечеловеческих, культурологических ценностей.

Для исследования своей деятельности мы определили объект исследования (объект исследования – педагогический процесс формирования социокультурного развития личности ребенка средствами здоровьесберегающих технологий) и предмет исследования (предмет исследования – педагогические условия социокультурного развития личности ребенка средствами здоровьесберегающих технологий), а также этапы реализации инновационного проекта. (.(

Дальнейшее развитие дошкольного учреждения которое определилось с учетом его возможностей и социальным заказом родителей предусматривает использование модульного принципа педагогического процесса. После каждого тематического модуля предполагается проведение различных форм контрольно-диагностических мероприятий с активным взаимодействием педагогов, родителей, социальными партнерами. Сочетание различных организационных форм в зависимости от целей и задач модуля поможет успешно повысить уровень методологической компетентности руководителей, специалистов и воспитателей ДОУ, совершенствовать алгоритм управленческой деятельности, необходимые при организации деятельности ДОУ в режиме инновации.

Особый интерес будут представлять – сенсорные маршруты , созданные как на территории детского сада, так и в его помещениях. Каждый маршрут планирует развивать определенный вид восприятия в большей степени с учетом возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей. Спланирован общий маршрут "Сенсорного сада", который объединит все объекты, расположенные на территории детского сада (тематические площадки, парковые скульптуры, природные объекты, сенсорные центры на групповых площадках, функциональные зоны).

На основе этого же принципа будет организована работа по маршруту «Сенсорного сада» в помещениях ДОУ. Здесь в рамках сенсорных маршрутов планируются сенсорные центры в групповых комнатах, сенсорная комната, функциональные зоны и многое другое обеспечивающие реализацию инновации в будущем. Выработка такого подхода к новому детскому саду реализуется через проектную модель «Педагогический портфель» который направлен на обсуждение и распространение лучших идей и опыта педагогического труда.

Сегодня творческой группой дошкольного учреждения и группой дизайнерского оформления реализованы идеи по внедрению авторского проекта в действительность и

спроектированы:

Генплан –общего маршрута «Сенсорного сада» продумана экспликация развивающей среды , макет фасада здания т.е. с лицевой стороны обратной стороны здания левого торца здания правого торца здания.

И, наверное, немаловажным значением по формированию экологического мировоззрения взрослых и детей, приобщения их культуре коренных малочисленных народов нашего края через создание партнерских отношений с организациями «Защиты природы Севера» в нашем дошкольном учреждении планируется создание модели-игрушки на территории детского сада «Стерх». Во-первых , потому, что именно стерх не только на Ямале, но и у многих народов мира стал птицей-символом верности и красоты, чистоты и духовности, объединяющим началом. Во-вторых, стерх - это такая птица, по состоянию которой можно судить об общем состоянии окружающей среды, он сигнализирует нам о том, что где-то мы нарушили природное равновесие. И в-третьих, стерх – особенно дорог нам потому что это священная птица коренных народов нашего края, и обустраивает свой дом и выводит потомство стерх только в России. В нашей стране и округе сегодня происходят большие изменения. Государство и регион ищут – и находят – новые пути развития. Но вне зависимости от политики, экономики, стран, направлений религии, на протяжении истории человечества истинные общечеловеческие ценности: такие как доброта и красота, любовь к ближнему и преданность Отчизне остаются навсегда . Перед педагогически коллективом, родителями, наукой стоит одна из задач познакомить с данным видом птицы и его историей, сделать так, чтобы стерх – эта жемчужина легко ранимой природы Крайнего Севера – не исчез с лица земли никогда. Предлагаемая модель-игрушка будет являться, не только как истинное украшение нашей территории, но и как символ, как объединяющее начало, как возрождение формирования духовности у детей дошкольного возраста!

Все вышеуказанные генпланы и проектные модели были рассмотрены и утверждены на Педагогическом совете 100% числом педагогов и родительским комитетом дошкольного учреждения. Данный проект является приложением к Программе развития на 2011-2015г.г.и имеет рецензию научных работников.

Обязательным условием реализации инновационного проекта является интеграция социального партнерства, так как именно активность социальных институтов поможет ДОУ реализовать поставленные задачи а в следствии ребенку в дальнейшем реализовывать себя творчески, свободно и продуктивно, а применительно к школе – успешно ориентироваться в ее свободном образовательном пространстве.

Мы предполагаем, что в будущем в результате пошаговых действий по созданию новой модели дошкольного учреждения и основных направлений деятельности по реализации становления «Детского сада будущего будет способствовать:

Изменение образовательной деятельности, выбор более качественных подходов работы педагогического коллектива;

Заинтересованность родителей в качестве предоставляемых услуг детям;

Привлечение молодых специалистов, за счет дополнительных вакансий;

Создание имиджа детского сада как одного их лучших и обеспечение его конкурентноспособности.

Предшествующая инновационная деятельность в ДОУ принесла свои плоды и результаты. У дошкольного учреждения имеются перспективы её роста в будущем:

- взаимодействие с научно – педагогическим сообществом г.Екатеринбурга, сегодня уже согласованы действия по включению ДОУ в модель инновационной площадки УНОЦ научно- образовательного центра УрО РАО в интеграции науки и практики образования -инновационные площадки в системе общего образование «Экологическое образование в северных территориях».

Предположение результатов всей проектной деятельности будет направлено на:

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросам социокультурного развития и экологической безопасности детей в ДОУ;

Расширение здоровьесберегающего пространства ДОУ;

Индивидуализацию развития ребенка в здоровом образе жизни (формирование экологических компетенций).

Мы планируем, что результаты наших исследований совместно с научными работниками могут быть использованы в практической работе других дошкольных образовательных учреждениях нашего города, района, округа.

Сегодня с удовлетворением можно отметить, что наше дошкольное учреждение обладает всем необходимым и делает всё возможное для успешной профессиональной подготовки педагогов к переходу нового дошкольного учреждения на высоком уровне. Коллектив детского сада с уверенностью смотрит в будущее. Наша деятельность направлена на особый подход пребывания ребенка в детском саду - чтобы все, что окружает детей, вызывало чувство радости и красоты, будило в малыше пусть не бурю, а небольшой такой шторм положительных эмоций. Ребенок вырастет, и кто знает, быть может, обживет, обыграет, обустроит жизнь согласно своим представлениям о гармонии уже следующего поколения.