Консультация на тему: Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях. Русская народная педагогика как средство воспитания у детей старшего дошкольного возраста патрио

25.03.2019

Введение

Эстетическое воспитание прививает человеку чувство красоты, помогает ему совершенствовать умение отличить подлинно художественное, духовно возвышенное от пошлого и грубого. Оно не изолировано от общего трудового воспитания, и является органической частью всестороннего развития личности, занимая одно из ведущих мест в работе с детьми и подростками. Научить человека воспринимать красоту, сформировать эстетические чувства и потребности - задача многих учреждений и организаций и, в первую очередь, семьи и школы. Назначение клуба состоит в том, чтобы оказывать им помощь в формировании и закреплении эстетических чувств и потребностей, способствовать расширению их сферы в процессе клубной деятельности, организованного и неорганизованного общения. Как показывает практика, оба вида общения могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на формирование эстетических чувств и потребностей личности. Оно зависит от характера общения, общей кльтуры посетителей и эстетической ценности их занятий.

Одна из основных задач эстетического воспитания детей и подростков - развитие индивидуальных способностей и интересов, умения творить по законам красоты. С этой целью клубные учреждения используют самые разнообразные виды самодеятельного, в том числе и художественного творчества. В процессе клубной творческой деятельности подростки и дети не только приобщаются к прекрасному, но и активно участвуют в его создании, развивают свои способности, заполняют свободное время полезными и интересными занятиями.

Особо важную роль в эстетическом воспитании принадлежит искусству. Знакомясь с художественными произведениями, с процессом их создания, историей искусства, члены клуба учатся эстетически воспринимать окружающий мир, мыслить художественными образами. Неверно думать, что процесс этот только пассивный и сводится к развитию способности воспринимать художественные произведения - важнейшим средством становится всякое посильное участие в создании художественных ценностей. Искусство для большинства тех, кто приходит в кружки - любимое дело, которым следует заниматься глубоко и серьёзно. Не случайно о таких людях говорят, что художественное творчество становится их второй профессией. Для них открывается дорога в истинно прекрасное, неизмеримо расширяется круг интересов, в искусстве они находят дополнительный источник радостей в жизни.

Народная песня в системе эстетического воспитания детей и подростков

меховедение народный песня концертмейстер

Специфические особенности музыки как вида искусства реализуют природу искусства в целом: способность формировать человеческую личность, передавая ей ценности, нормы, идеалы, накопленные культурой и отвечающие как общечеловеческим ценностям, так и потребностям нашей социальной среды, запечатлевая в художественных образах всё более многомерную картину действительности, развивая в человеке творческое начало, его созидательную активность. Ведь художественная деятельность в музыке направлена на звуковой материал, организуемый в высотном, временном, тембровом, динамическом и других отношениях с целью воплощения особой образной мысли, ассоциирующей состояния и процессы как внешнего мира, так и внутренних переживаний человека со слуховыми впечатлениями.

Истинный источник и неисчерпаемая сокровищница музыки - народное музыкальное творчество. Народная музыка, народная мелодия являются выражением глубин коллективного народного сознания. Подобно речи, народная песня, мелодия являются обращением к слушателю с целью воздействовать на него; выразительность связана с определённым эмоциональным тонусом. Иначе говоря, музыка, народная мелодия наравне с доступностью является весьма эффективным, мощным средством воздействия при воспитании культуры, формирования позитивного внутреннего восприятия.

Сложившееся, на данный момент, положение в социальной сфере, в культуре отношений, культуре быта в обществе, в том числе и среди детей и подростков, приводит к весьма неутешительным выводам. Скоротечный отказ от общепринятых в пресловутое «застойное» время идеалов, устремлений, моральных устоев без равноценной, равноправной замены привёл к заметному снижению нравственных устоев общества, также поставив на какое-то время в затруднительное положение преподавателей. В короткий срок разваленная экономика страны, с её остановившимися предприятиями, «диким» рынком, «странной» приватизацией обусловила подобную неуверенность, временное непонимание дальнейших путей развития в вопросах воспитания. В той или иной степени, такое положение дел сохраняется и поныне. Тем не менее, автор реферата полагает, что несколько вариантов решения данной проблемы лежат на поверхности.

Одним из возможных направлений, причём достаточно обширным и ёмким, должно и может стать серьёзное, внимательное обращение к народной культуре в любом её проявлении. Историческая ценность выверенных веками традиций, верований народа для любого мало-мальски грамотного человека могут стать опорой, фундаментом для дальнейшего строительства общества более гармоничного, более цельного, более устремлённого, нежели сейчас. Литература, архитектура, живопись, прикладное творчество, инструментальная и вокальная народная музыка - огромные пласты культуры нашей страны, великой как в духовном, так и в географическом плане, ещё ждут своих исследователей, последователей - тех, кому предстоит открывать, развивать и преумножать наши культурные богатства.

Народная музыка - неотъемлемая часть народного художественного творчества (фольклора), существующего, как правило, в устной, безписьменной форме и передаваемого лишь исполнительскими традициями, причём традиционность здесь является определяющим признаком народной музыки как музыки устной традиции. Художественные традиции ранних общественних формаций исключительно устойчивы, на много веков определяют специфику фольклора. В наше же время функция народного искусства не ограничивается узким кругом собственной жанровой специфики, она гораздо шире и глубже в плане значимости для музыкальной культуры страны - это искусство уже не только отражает так называемую этно-музыкальную действительность, но, как и надлежит элитарному искусству, воспитывает изысканные музыкально-эстетические чувства человека.

Наталья Тарасова

ажным средством эстетического воспитания и формирования активной личности является народное искусство , в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство . В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы. мудрость народа , которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает народные традиции . Обычаи. Особенности жизни своего народа , приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами. Оно несет в себе конкретные образы. Краски, доступно и интересно ребенку. Что является основой пробуждения и упрочения эмоционально- положительного отношения детей к нему . Народное искусство воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности . И это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития . И каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей , и поэтому на основе выделения элементов народного искусства , цветового строя, композиции. Его можно использовать для развития ребенка ; воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности. Успешность решения задач по художественно- эстетическому воспитанию складывается из целого ряда факторов;

1) воспитание и обучение в полном соответствии уровня трудности программы детского сада и возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей ,

2) сотрудничество педагога и ребенка.

3) Использование таких средств и методов воспитания и обучения , которые способствовали бы развитию ребенка без диктата и давления со стороны взрослого и

Без ущерба для творческих проявлений ребенка .

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает , если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы ни были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен , плясок, хороводов, музыкальных и подвижных игр и т. п., активно включались в работу на занятиях по изобразительной деятельности, в том числе и по подготовке к праздникам и развлечениям .

В центре внимания эстетического воспитания детей должны быть такие кардинальные задачи, как развитие эстетического восприятия , творческой активности , формирование эстетической оценки.

Произведения музыкального и изобразительного народного творчества отобранные для детей должны учитывать

Доступность по содержанию и по форме для восприятия дошкольников и использования в самостоятельной творческой деятельности

привлекательность, яркость образов и элементов, что обеспечивает воздействие на эмоциональную сферу ребенка вызывает положительные эмоции и интерес

Наглядность

Возможность активного включения эстетического аспекта в жизнь ребенка, различные доступные ему виды деятельности

Коллективность эстетических переживаний и творчества

Индивидуальный подход

Учет возрастных особенностей.

На этой же основе строится и детская художественная деятельность .

Публикации по теме:

«Кружковая работа как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» ФГОС ДО ориентировал педагогов на признание самоценности дошкольного детства как уникального периода в жизни человека, исходя из этого,.

Консультация для воспитателей «Театр - это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в ДОУ» Целью данной работы является: совершенствование эстетического воспитания через развитие личностной культуры ребёнка и формирование всесторонне.

В нашей разновозрастной группе (дети от 4-х до 7 лет) дети с удовольствием играют в дидактические игры " Дымковские народные игрушки".

Доклад на педагогическом совете: Музыкальный фольклор как средство нравственного - эстетического воспитания детей ДЕТСКИЙ САНАТОРИЙ № 47 КРАТОВО МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ЕГОРОВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА 2012 г. Музыкальный фольклор как средство нравственного.

Игра - как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста Мир, окружающий ребёнка очень богат. Как научить детей видеть, чувствовать и любить прекрасное в этом мире? Немало места уделяется изобразительной.

Классическая музыка как основа художественно-эстетического воспитания детей 6–7 лет Введение Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном.

Консультация «Художественное слово в театральной деятельности дошкольников как средство эстетического воспитания детей» Консультация МАДОУ: детский сад № 3 ст. Новодеревянкоская,ул. Садовая,95, Ст. воспитатель: Попович Татьяна Петровна.

Чугунова Лариса Николаевна , музыкальный руководитель,

Максимова Татьяна Васильевна , музыкальный руководитель,

МБДОУ д\с № 14 «Сказка», город Верхний Уфалей, Челябинская область.

Художественно-эстетическое развитие детей на основе приобщения

их к народной культуре.

Цель : Формирование духовной культуры личности, творческого воображения и понимания культуры своего народа.

В связи со вступлением в силу федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, основное содержание области «Музыка» теперь представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Детский музыкальный фольклор - это особенная область народного творчества. Ценность его в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт. Народная музыка не только обогащает душу ребенка, но и развивает творческие способности детей.
Актуальность данной темы - в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности обрядовых песен, танцев, закличек, передаваемых из года в год, из поколения в поколение. Этот принцип дает возможность детям в течение нескольких лет изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом. Принцип «сквозного воспитания», взятый из жизни, естественным путем помогает решить многие задачи воспитания и совершенствования личности: дети старшего возраста передают усвоенное малышам; переходя постепенно от зрелища к действиям, дети младшего возраста осваивают все более сложный материал, и вносят что-то своё, так развивается творчество ребёнка.

Детское музыкальное творчество может проявляться во всех видах музыкальной деятельности. Поэтому я веду эту работу в нескольких направлениях. Это развитие художественно-творческих способностей детей в пении, танцах, музыкальных играх, которые объединяют и песню и танец, и в игре на музыкальных инструментах.

Пение - одно из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающее большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного и творческого развития.

Первое знакомство детей с фольклором начинается с малых фольклорных форм - это большой и своеобразный раздел фольклора, превосходный материал для развития у детей умений музыкально-игровой импровизации. Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность собственного исполнения доставляет малышам настоящую радость. Через исполнение простых попевок, а потом более сложных мелодий, по мере подрастания дети готовятся к исполнению более сложных песен.

Поэтому, прежде чем брать целые песни с развернутым сюжетом, нужно использовать коротенькие прибаутки, потешки, колыбельные. Так как народные песни складывались голосом без помощи музыкального инструмента, они удобны для детского голоса. Объем звуков простых народных песен соответствует небольшому диапазону детского голоса.

Например, песня «Петушок» построена на четырех звуках. Простота содержания и формы, ясность и правдивость чувств делают песню ценным средством художественно-эстетического воспитания детей.
Огромные возможности для творчества детей таят в себе русские народныепесни-игры . Они развивают способности детей к самым различным видам художественно-творческой деятельности. Например, песня «Как у наших у ворот», в которой и муха и стрекоза с муравьём и поют и пляшут, каждый ребёнок изображает это по своему.

При разучивании любой народной песни очень важно привлечь внимание детей к ее музыкально-поэтическим образам, это может быть для ребенка естественным побудителем к творческим действиям. Перед выполнением каждого творческого задания нужно пробудить в детях воображение.

Для создания более яркого музыкального образа, используются народные музыкальные инструменты. Уже в младшей группе у ребенка возникает интерес к ним. Конечно, в этом возрасте малыши не воспроизводят нужный ритм, но огромное желание играть на инструменте приводит их в восторг.

Встреча с народной музыкой должна поразить воображение детей, запомниться им. Для наиболее сильного воздействия я использую народную музыку в сочетании со стихами, живописью, прикладным творчеством, хореографией. Поэтому нужно проводить интегрированные музыкальные занятия по приобщению дошкольников к народной культуре и творчеству.На занятиях использовать метод художественно-творческого поиска: например, укрась музыку звучанием подходящего инструмента.

Так, на одном из занятий мы слушали «Камаринскую» М. Глинки. И дети сами придумывали рассказы об этой музыке: «Мужички сидят в деревне на лавочке. Вдруг один взял гармошку и заиграл сначала тихим, грустным звуком, а другой взял балалайку и начал играть задорно, весело, быстро так, что все остальные заплясали».
Затем можно предложить оформить свой рассказ. Под эту музыку дети играли на народных музыкальных инструментах, сами придумывали ритмический рисунок мелодии и свой танец. Затем можно включить «Камаринскую» в один из народных праздников.
В своей работе большое внимание нужно уделять образному и игровому танцу, поскольку именно они развивают самостоятельное творчество детей.
Есть немало народных хороводных песен, движения к которым нетрудно найти самим детям. Знакомая всем песня «Земелюшка-чернозем». Мелодия лиричная, мягкая, текст, насыщенный действиями («березка выросла», «рвали цветы», «плели венки»), богатый народными ласкательно-уменьшительными названиями («землюшка», «травонька»), подсказывает плавные движения.
Выразительное исполнение, беседа о содержании и характере музыки и поэтического текста - вот основные приемы, подготавливающие детей к придумыванию хороводных движений. Игровые, хороводные песни - это богатое разнообразие для детского творчества.

Какой красивый танец придумали девочки подготовительной группы! И этому способствовала нежная лирическая песня «Во поле береза стояла». Каждой части музыки соответствовало своё танцевальное движение по тексту песни. Этот танец можно включить в «Троицу».
Работая над народной песней, танцем, игрой, видно, как раскрывается в детях душа. Дети соприкасаются с фольклорным материалом на протяжении всего учебного года, он тесно переплетается с классикой и современностью. Тема прославления родного прошлого является очень значимой во всей работе, самое главное, стараться помочь детям самим искать способы выражения характера народной музыки через свое исполнительское творчество.

Как вершина творческих достижений - это участие детей в фольклорных праздниках. Именно там они применяют всё свое умение, творчество в любом виде деятельности по своему выбору, без лишних физических и психологических нагрузок.

Для успешного развития детей, необходима заинтересованность и поддержка родителей. Их нужно привлекать в участие в народных праздниках, играх, что доставляет особую радость детям. Родители с удовольствием принимают в них участие.

С целью создать творческую атмосферу и в группах, совместно с воспитателями были оборудуются музыкальные уголки в народном стиле, подбираются музыкальные инструменты, атрибуты ряжений. Также воспитатели и младшие воспитатели привлекаются к участию в разработке народного праздника или развлечения, участвуют в подготовке и часто сами выступают в качестве главных героев.

«Ярмарка», «Кузьминки», «Капустник», «Колядки», «Масленица», «Сороки», «Пасха», «Троица» - эти фольклорные праздники стали традиционными для нашего детского сада.

Остановлюсь подробнее на нескольких. «Кузьминки» - весёлый осенний праздник, 14 октября, в честь святых Кузьмы и Демьяна. Эти святые - покровители любой работы, особенно, кузнечного дела. А чтобы работа спорилась весь год, их зовут в дом: «Кузьма и Демьян, идите жить к нам!»

Этому празднику предшествует большая подготовка. На интегрированном занятии можно сделать кукол - закруток, сворачивая куклы - закрутки, мы напевали протяжные народные песни по выбору детей. Затем можно сочинить куклам колыбельные, которые потом спеть на самом празднике, разыграть сценки с этими куклами, а потом продолжать играть с ними в группах. Мальчишки песней «Во кузнице» показывают, какие они удалые кузнецы. Для этого заранее на музыкальном занятии мальчики придумывают движения для кузнецов.

Капустник проходит обычно в начале ноября, праздник посвящён урожаю, особенно капусте. Обилие игр с родителями: «Плетень», «У Варвары», «На горе то лён» и др. Инсценируются песни «Как у наших у ворот», «Антошка».

Сразу после новогодних праздников, разучиваем песни- колядки, и идём к друг другу в группы с этими песенками, славим друг друга, в масках, костюмах сделанных с родителями и воспитателями!

«Масленица» - здесь творчеству нет предела, это и изготовление чучела масленицы, народных инструментов, на которых потом можно играть, элементов костюмов. Учим заклички, частушки, игры с пением, которые инсценируются, а на улице можно построить снежные крепости, катания на лошадях и, конечно, блины.

«Сороки» - это праздник, когда зима встречается с весной, в день весеннего равноденствия 22 марта. Заранее, на интегрированном занятии изготовить птиц, выучить весенние заклички. Предлагаю детям придумать свою закличку с родителями, затем на празднике каждый своей закличкой закликает птиц и весну. Интересна для развития творческих способностей игра «Изобрази птицу», которую потом дети отгадывают.

Переходим к «Пасхе», целую неделю длится праздник «Красная горка», где все играют с яйцами и вербой.

В «Троицу» - заплетают берёзы лентами и водят хороводы.

Ко всем этим праздникам у хорошо иметь презентации, это очень удобно, т. к. детям можно в интересной форме преподнести тот или иной народный праздник или обряд.

Хотелось бы сказать, что народное творчество является отличным материалом, опираясь на который будут развиваться творческие музыкальные способности у детей. Народное творчество многогранно, интересно, красиво и достойно того, чтобы его изучали, помнили и знали. Мы должны знать свои корни, где бы мы ни находились.

Учебно-методическое обеспечение.

1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2002

2. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.

3. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. - 48 с.

4. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.

5. Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М..

ВВЕДЕНИЕ


В Послании Президента Казахстана Н.А.Назарбаева «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана» от 29 января 2010 года, говорится «… что к 2020 году все дети, как в городской, так и в сельской местности, будут охвачены дошкольным воспитанием и обучением. У нас имеется огромный потенциал государственно - частного партнерства. Частные семейные детские сады и мини- центры - это альтернатива государственным учреждениям. Поручаю Правительству совместно с акимами разработать и уже в первом полугодии текущего года приступить к реализации специальной программы «Балапан», направленной на повышение обеспечение детей дошкольным образованием и воспитанием». . На современном этапе развития нашего государства перед обществом стоит огромная задача воспитать всесторонне развитую личность. Немаловажную роль в этом играет эстетическое воспитание детей дошкольного возраста .

Т.Н.Доронова, Б.О.Арзанбаева, Т.А.Левченко в программе воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Кайнар» уделяется большое внимание эстетическому воспитанию и приобщению детей к миру искусства. В программе говорится о пробуждении у детей эмоциональной отзывчивости к эстетической стороне окружающей действительности (природе, живописи, декоративно-прикладного искусства, музыке) уже со второй младшей группы .

Музыка является одним из богатейших и действенных средств воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Гармоничность музыкально-эстетического воспитания важна для детей всех возрастов. Но никто так не нуждается в ней, как дети дошкольного возраста. Музыкальные впечатления, полученные ими, остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь.

Представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется в детстве. Такой аспект можно проследить в работах Оразалиевой М.А., Еламановой С.А., Сулейменовой Б.Р, Мендаякова К.М., Праслова Г.А., Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Они считают особенно ценным и оправданным для этого этапа в жизни человека комплексный метод в изучении искусств, утверждают, что для гармонического развития необходимо приобщение к трем базовым видам искусства: музыке, живописи, литературе. Самый эмоциональный вид искусства - музыка. Именно она обогащает восприятие произведений живописи, литературы, способствует пониманию их содержания, развивает эстетическое чувство. Образы искусства, вызывая резонанс в душе ребенка, формирует представление о добре, красоте, духовных ценностях.

Цель исследования: рассмотреть музыку как средство эстетического воспитания дошкольников.

Объект исследования: процесс эстетического воспитания дошкольников.

Предмет исследования: музыка как средство эстетического воспитания дошкольников.

Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:

)рассмотреть сущность эстетического воспитания детей дошкольного возраста;

)показать музыку как средство эстетического воспитания дошкольников;

)проанализировать программный материал по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста;

)рассмотреть методику эстетического воспитания дошкольников посредством музыки.

Метод исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме курсовой работы.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


1.1 Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста


Эстетическое воспитание - это целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, т.е. формирования творческой активности личности, способной воспринимать и оценивать красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей .

Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания .

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.

В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.

Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного .

Исследованиями в области данного вопроса занимались извесный русские и казахстанские педагоги. С.П.Баранов определяет эстетические воспитание как воспитание способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности. Оно предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов, убеждений, обеспечивающих удовлетворение от того,что является действительно эстетически ценным. Одновременно с этим эстетическое воспитание формирует у дошкольников стремление, готовность и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого,безобразного,низменного,а также посильно проявлять себя в искусстве .

Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей - их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.

Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему. Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.

Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение .

Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности - составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование, лепка. Естественно, они имеют у них большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях. Уже на этом этапе происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в деятельности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большой искренности при выражении чувств и мыслей .

Так же как и в игре, творчество детей проявляется и в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребенок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. И здесь сначала рождается замысел, а потом средства претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных произведений искусства. И в этом случае ребенок остается таким же искренним, как и в игре: он не просто копирует увиденное, а передает свое отношение к нему.

Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение. В процессе его они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, пении, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности. Цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д., но и в том, чтобы вызвать у них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности .

Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие, духовное наслаждение от встречи с истинной красотой в искусстве, в жизни, в быту. Эстетический вкус - понятие широкое; он включает в себя не только понимание, наслаждение глубокими, прекрасными произведениями искусства, но и понимание красоты природы, труда, быта, одежды. В формировании эстетического вкуса у детей большая роль принадлежит обучению. На занятиях дошкольников знакомят с классическими произведениями детской литературы, музыки, живописи. Дети учатся узнавать, любить доступные их возрасту истинные произведения искусства. Знакомясь с народной сказкой, с произведениями С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, К. И. Чуковского, слушая произведения композиторов, дети начинают приобщаться к красоте и богатству художественного слова, музыки. Все это доставляет им истинное удовольствие, запоминается и формирует основы художественного вкуса .

Воспитывая у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего, беречь ее. Цветок лучше сохранить на клумбе, а чтобы он расцвел и доставил радость другим, за ним надо ухаживать. Чистоту в группе, создающую уют и красоту, надо поддерживать, не сорить, убирать за собой игрушки и книги. Так, в процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте.

Эстетическое воспитание - это не только расширение кругозора,списка прочитанных книг,увиденных кинофильмом,услышанных музыкальных произведений.Это организация человеческих чувств, духовного роста личности,регулятор и корректив поведения.Если оморальный поступок отталкивает человека своей антиэстетичностью,если ребенок способен чувствовать красоту положительного поступка, поэзию творческого труда-это говорит о его высоком эстетическом развитии. И наоборот,есть люди,которые читают романы и стихи,посещают выставки и концерты,осведомлены о событиях художественной жизни,но нарушают нормы общественной морали. Такие люди далеки от подлинной эстетической культуры. Чувство изящного, - писал В.Г.Белинский,- «есть условие человеческого достоинства......Без него, без этого чувства, нет гения,нет таланта,нет ума.Кто не полюбил стихов смолоду,кто видить в драме только театральную пьесу,а в романе-сказку, годную для занятие от скуки,-тот не человек......Эстетическое чувство есть основа добра,основа нравственности » .

Казахский педагог-просветитель Ахмет Жубанов в 1958 году писал: «Проблема эстетического воспитание В Казахстане имеет особое значение и требует коренной постановки.К этой работе должно быть привлечено и Министерство просвещения.Усиление внимания к эстетическому воспитанию подрастающего поколения ведет к росту числа молодых,увлеченных творчеством.Только воплотив реальность слова «Искусство принадлежит народу»,мы считаем,что работу по эстетическому воспитанию мы вели правильно » .

Султанбеке Кожахметов в переодической печати подчеркивает роль эстетического воспитания в системе образование: «Эстетическое воспитание ставит своей целью приобщать детей к прекрасному,раскрывать тайны непознанной красоты,чтобы превращать «вещь в себя» в «вещь для всех». Эстетическое воспитание совершенствует природу человека, возбуждает высокие чувста, приучает пользоваться сокровищницами искусства. Следовательно,сам педагог должен быть воспитанным эстетически. Если педагог сам хорошо разбирается в красивом,прекрасном,изящном,тогда он сможет раскрыть эстетические свойства предметов и явлений перед учащимися. К тому же педагог обязан знать как теоретические,так и практические законы творчества,уметь создавать прекрасное,изящное на деле. Кроме того, педагогу следует быть осведомленным в детской психологии,и также в частной методике ряда предметов .

Развивая художественные способности детей, их эстетические чувства и представления, оценочное отношение к прекрасному, педагог закладывает основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека.

Таким образом, эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Цели эстетического воспитания преследует выполнение главных и основных общественных задач. К ним относится развитие положительных свойств человека, наглядное разъяснение детям,в чем заключается прекрасное.

музыка эстетический воспитание дошкольник

1.2 Музыка как средство эстетического воспитания дошкольника


Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству - необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей. В эстетическом воспитании дошкольников музыка имеет очень важную роль. Музыка имеет звуковую природу, временной характер, обобщенность образов, являясь «искусством чувств», как говорил П.И. Чайковский. Музыка должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в играх детей, включаться в другие виды деятельности, служить развлечением и отдыхом .

Музыка начинает звучать с утренней зарядки, создавая радостное, бодрое настроение у детей, активизируя, повышая их жизненный тонус. В теплое и сухое время года песня должна исполняться на экскурсиях, на прогулках, в хороводных играх, создавая общность переживаний, приподнятость настроения .

Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность .

Первый признак музыкальности - способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Второй признак музыкальности - способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средства выразительности. Третий признак музыкальности - проявление творческого отношения к музыке. Слушая ее, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце .

С развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.

Одной из важных задач эстетического воспитания дошкольников является воспитание у них эстетического отношения к искусству, а через него - ко всему окружающему (природе, труду, быту).

Музыкальное искусство, как и любое другое, помогает детям постигать красоту окружающей природы, способствует обогащению их жизненного опыта, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Впечатления, накопленные от восприятия природных явлений, а также музыкальные впечатления дети переносят в свою художественную деятельность. На их основе у ребенка формируются художественные интересы, склонности, способности, развивается эстетический вкус .

В детском саду важно развивать эстетическое отношение детей к окружающему, к природе. Это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, педагог воспитывает такое же отношение и к образам реальной природы. Эстетическое отношение детей к окружающему предполагает эмоциональный отклик на все прекрасное, выражение добрых чувств, бережное отношение ко всему живому, оценку красивого и в природе и в искусстве (оценка красивых, гармоничных сочетаний, красок, звуков и т.д.) .

Формирование у ребенка умения эмоционально воспринимать прекрасное в природе, музыке, творчески переносить его элементы в художественную деятельность в большой степени зависит от обучения. В связи с этим большую роль играет педагог, помогающий ребенку эстетически воспринимать и оценивать окружающее, познавать природный мир, постигая его красоту и гармонию через красоту и гармонию музыкальных звуков. Воспитывая эмоциональное отношение к художественным образам природы, воплощенным средствами музыки, педагог тем самым побуждает ребенка к пониманию эстетической и нравственной ценности природы для жизни людей .

Решая задачи эстетического воспитания дошкольников, важно учитывать существующие взаимосвязи между природными явлениями и их художественным воплощением в музыкальном искусстве, в практической музыкальной деятельности детей, а также возможности влияния музыки эстетических качеств. Прежде всего у детей развивают способность воспринимать и различать эмоциональное содержание и характер музыкальных произведений. Музыка обычно отражает окружающую действительность: выразительные интонации человеческой речи, звуки, передающие особенности природных явлений (шум моря, журчание ручья, пение птиц и т.д.), человеческие переживания .

Таким образом, можно сделать вывод о том, что музыка самый мощный и эмоциональный вид искусства. Именно она обогащает восприятие произведений живописи, литературы, способствует пониманию их содержания, развивает эстетическое чувство. Образы искусства, вызывая резонанс в душе ребенка, формируют представление о добре, красоте, духовных ценностях.


2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ


2.1 Анализ программного содержания по музыкальному воспитанию дошкольников


Коренное обновление содержания воспитания и обучения в дошкольных учреждениях обусловлено новой образовательной политикой суверенной республики Казахстан, направленный на возрождение духовной, культурной, созидающей роли системы образования в обществе. Новые социально-экономические отношения в стране вносят значительные изменения в формирование и развитие подрастающего поколения. .

В этой связи основной задачей общественности, семьи и детского сада является воспитание гармонически развитой личности с социальной психологией, воспитанной на лучших традициях народа. Вследствие чего дошкольные учреждения, как основное звено системы непрерывного образования, должны включаться в реализацию этой фундаментальной цели общества и разработать принципиально новые формы воспитания и обучения .

В настоящее время дошкольным учреждениям предоставлена возможность самостоятельно выбирать программы воспитания и обучения детей. Учитывая актуальность проблемы формирования у детей предшкольного возраста эстетического восприятия природы, целесообразно рассмотреть, как этот аспект представлен в различных программах. Программа является государственным документом, определяющим направление организации воспитательной работы в дошкольных учреждениях республики. Каждый воспитатель обязан всесторонне и глубоко изучить содержание программы и подготовиться к работе по ней .

Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан обеспечивается организацией надзора за дошкольным воспитанием и обучением, требованиями к педагогическим кадрам, повышением их квалификации и переподготовкой, систематической оценкой уровня развития ребенка. Педагогическую работу с детьми в организациях дошкольного воспитания и обучения и группах предшкольной подготовки осуществляют педагоги со специальным высшим, средним педагогическим образованием.

Образовательная область «Творчество»

Цель: формирование чувственно-эмоциональной сферы и эстетического вкуса, развитие культуры творческого мышления и воображения у детей дошкольного возраста.

  • рисование;
  • лепка;
  • аппликация;
  • музыка.

Образовательная область «Творчество»:

  • предоставлять ребенку возможность свободно выражать свои творческие замыслы;
  • обеспечивать условия для продуктивной, изобразительной деятельности ребенка;
  • изучать интересы, склонности своего ребенка и стимулировать их развитие;
  • наблюдать природные явления, воспитывать эстетический вкус, интерес к произведениям искусства;
  • слушать литературные, музыкальные, фольклорные произведения казахского народа и других народов;
  • создавать ситуацию успеха;

создавать возможности для творческого роста ребенка, изучая его способности и склонности.

«Типовая программа воспитания в детском саду» предусматривает физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями. Воспитание осуществляется в активной детской деятельности - в играх, посильном труде, в разнообразных занятиях, в процессе ознакомления детей с доступными их пониманию событиями и явлениями общественной жизни нашей страны, с родной природой .

Программа Балбобек разработана в соответствии решения № 11/1/1 от 26.10.1996 коллегии Минобразования РК. При разработке программы за руководство взяты основные положения Закона РК «Об образовании» (1992 г.) Одно из главных мест в программе занимает музыка. Под влиянием музыки у детей дошкольного возраста формируются координированные музыкально-ритмические движения. Основная задача этого возраста заключается в воспитании у детей согласованности движений с музыкой. В течении года дети должны научиться заинтересованно слушать музыку, эмоционально на неё отзываться, ориентироваться в знакомых пьесах, узнавать их, коллективно петь несложные песни, согласованно выполнять несложные гимнастические, танцевальные, образные движения .

Учить слушать песни и пьесы разного характера. Побуждать слушать песни в исполнении педагога. «Сегодня праздник » Ж. Тезекбаева, «Праздничная» Т. Попатенко, «Казан» («Октябрь») К. Шилдебаева. У детей старшего дошкольного возраста движение, связанное с музыкой, всегда сопровождается эмоциональным подъемом, поэтому оно благотворно влияет на физическое развитие ребенка. Воспитывать устойчивый характер и эмоциональную отзывчивость к музыке различного характера, развивать звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух. Учить различать смену характерных музыкальных произведений - веселый, торжественный. «Колыбельная» Г. Свиридова, «Колыбельная» казахская народная мелодия Е. Брусиловского, «Ажемнiн алдиi» Е. Кусаинова. В подготовительной к школе группе нужно учить детей различать образы в программной музыке. «Ауылдагы той» Е. Брусиловского, «Марш» С. Прокофьева, «Вальс» Н.Леви. Учить исполнять песню нежно, ласково, легким подвижным звуком .

Программа «Балбобек» является государственным документом, определяющим направление организации воспитательной работы в дошкольных учреждениях республики. Каждый воспитатель обязан всесторонне и глубоко изучить содержание программы и подготовиться к работе с ней.

Таким образом, анализируя програмный материал можно сделать вывод, что будущее народа зависит от отношения к детям - от их прав и обязанностей. Вследствии чего дошкольные учреждения, как основное звено системы непрерывного образования, должны включиться в реализацию этой фундаментальной цели общества и разработать принципиально новые формы воспитания и обучения.


2.2 Методика эстетического воспитания дошкольников посредством музыки


Представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется в детстве. Многие считают особенно ценным и оправданным для этого этапа в жизни человека комплексный метод в изучении искусств. Они утверждают, что для гармоничного развития необходимо приобщение к трем базовым видам искусства: музыке, живописи, литературе. Самый эмоциональный вид искусства - музыка. Именно она обогащает восприятие произведений живописи, литературы, способствует пониманию их содержания, развивает эстетическое чувство. Образы искусства, вызывая резонанс в душе ребенка, формируют представление о добре, красоте, духовных ценностях .

Педагог знакомит детей со средствами музыкальной выразительности: темпом, динамикой, ритмом, регистрами и т.д. Дошкольники учатся различать эти средства в связи с содержанием музыкального произведения. Развитие у детей способности определять характер музыки, ее выразительные особенности, яркий музыкальный образ позволяет устанавливать взаимосвязь между эстетическими качествами природы и художественным воплощением ее образов в музыке .

Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. Так, в песне «Листопад» (муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко) рисуется картина осени. Мягкая, неторопливо звучащая мелодия песни вызывает одновременно чувство грусти и чувство любования картиной осенней природы .

Совсем другое настроение, связанное с образом весны, передано в песне «Пришла весна» (муз. 3. Левиной, сл. Л. Некрасовой). В ней слышится пение птиц, журчание ручья, чувствуется тепло весеннего солнца. Широкая напевная мелодия этой песни как бы приглашает слушателя полюбоваться картинами родной природы - зеленью лесов, высокими горами, морями, солнечными долинами, цветением садов .

Дети способны под музыку передавать с помощью выразительных движений образы разных животных: лисы в пьесе «Это лиса» (муз. В. Косенко), веселых медвежат в пьесе «Пляска медвежат» (муз. М. Красева), жеманного котика и сердитого козлика в пьесе, «Котик и козлик» (муз. Е. Тиличеевой) и др. Слушая музыку, дети пытаются передать настроение и определенное отношение автора музыки к персонажу в своих движениях, подчеркивающих особенности, характер того или иного персонажа. В результате у них постепенно складывается и свое отношение к этим образам .

Педагог развивает у ребенка способность сравнивать и оценивать наблюдаемые явления с эстетических и нравственных позиций. Взрослый влияет на характер эстетических переживаний ребенка, на его отношение ко всему, что тот видит, воспринимает. В каждом конкретном случае педагог выбирает наиболее подходящую форму работы с детьми. Одной из них является организация наблюдений за природными явлениями во время экскурсий, прогулок, бесед. Цель таких наблюдений - научить воспитанников всматриваться в окружающее, замечать красивое в природе, воспитывать бережное отношение к ней, расширять знания и представления детей о различных природных явлениях .

Наблюдая природу в естественных условиях (на участке детского сада, на прогулке в парке, во время экскурсии на соседнюю улицу), дети с помощью педагога стараются отмечать сезонные изменения в природе, разнообразие красок, звуков и форм. Например, ранней весной они наблюдают пробуждение природы от зимнего сна, замечая, как тает и чернеет на солнце снег, текут сосульки, звенит весенняя капель. Позднее - как начинают набухать почки на ветках деревьев и появляются из земли первые зеленые ростки. Наблюдая все это, они как бы слушают «музыку» весны .

Осенью, гуляя в парке, дети собирают разноцветные листья, рассматривают их форму, красочные узоры, прислушиваются к звукам осенней природы - шуму ветра, шелесту листьев.

Благодаря наблюдениям и беседам о природе у детей накапливаются интересные зрительные и слуховые впечатления, которые позволяют им более эмоционально и осознанно воспринимать музыкальные произведения, в которых переданы образы природы, а также отражать эти впечатления в музыкальной деятельности (при исполнении песен, танцев, игр, в творческих импровизациях) .

После исполнения песни «Листопад» (муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко) дети подготовительной к школе группы попытались с помощью детских музыкальных инструментов передать настроение, которое возникло у них под влиянием исполнения песни. Плавно водя рукой по мембране бубна, они имитировали шуршание листьев, падающих на дорожки парка. Более активными движениями они изображали шум ветра. Некоторые дети попытались изобразить на металлофоне скучный осенний дождик, повторяя один и тот же придуманный ими несложный ритмический рисунок .

Кроме непосредственного наблюдения за природой, педагог может организовать и просмотр диапозитивов, диафильмов, фотографий, репродукций с картин художников, на которых изображены разнообразные картины природы. Этот специально подобранный педагогом материал учит детей видеть красоту и своеобразие природных явлений - сочную зелень лесов, красивый изгиб веток деревьев, красногрудых снегирей, живописно зайчишку, которому холодно в лесу зимой, и рисуют избушку, в которой он может спрятаться и согреться. Свое отношение к изображаемым персонажам дети передают не только в рисунках. В играх, плясках, хороводах они изображают характерные движения птиц, зверей, подбирая выразительные движения, согласующиеся с музыкой .

Педагог может предложить детям неожиданную, поисковую ситуацию, когда необходимо самим подобрать выразительные движения, характерные для того или иного персонажа, инсценировать содержание знакомой песни и т. д. Слушание музыки, ощущение красоты музыкальных звуков вызывает у детей ответное чувство сопереживания и не может не влиять на формирование у них мотивов эстетического отношения ко всему, что их окружает.

Использование репродукций с картин художников, стихов, фрагментов из художественной литературы во время восприятия музыки на музыкальных занятиях усиливает художественные впечатления детей, вызывая разнообразные ассоциации .

Во время слушания инструментальной пьесы «Море» (из вступления к опере Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане») детям предлагалось одновременно рассмотреть репродукцию с картины И. Айвазовского «Среди волн», изображающей грозное бушующее море. Дети отметили вначале тревожное, но негромкое звучание музыки. Постепенно оно становилось грозным, словно огромные волны накатывались на берег, а затем снова отступали .

Известно, что восприятие инструментальной музыки, где отсутствует литературный текст, довольно сложно, поэтому иногда можно использовать прием включения художественного текста, соответствующего содержанию музыки. Это помогает детям лучше почувствовать характер музыкального образа. Например, перед исполнением пьесы П. Чайковского «Песня жаворонка» педагог читает строчки из стихотворения В. Жуковского «Жаворонок». Текст в этом случае помогает детям представить яркую картину весны, услышать беззаботное пение жаворонка. Впоследствии дети стремятся отобразить свои музыкальные впечатления, свое отношение к музыкальным образам в рисунках. Они рисуют море, маленького жаворонка или других полюбившихся им персонажей .

В песенных импровизациях дети учатся передавать настроение, созвучное образам природы: грустное, лирическое в связи с наступлением осени или радостное, оживленное в связи с пробуждением природы весной.

Планируя самостоятельную художественную деятельность детей, педагог учитывает полученные детьми впечатления, знания и навыки, приобретенные на музыкальных занятиях, и поощряет их к исполнению знакомых песен, попевок, игр, связанных с образами природы, импровизациям на детских музыкальных инструментах .

Таким образом планируя работу, занятия по музыкальному и эстетическому воспитанию, педагог использует в своей работе с детьми такие методы и приемы, которые направляют внимание детей на те или иные явления, отраженные в музыке, развивают способность сравнивать реальные образы окружающего с художественными образами музыкальных произведений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В ходе написания курсовой работы было изучено и проанализировано большое количество научно-методической литературы по эстетическому воспитанию дошкольников.

Курсовая работа достигла цели, а именно - музыка была определена как одно из важнейших средств эстетического воспитания дошкольников.

Поставленные задачи были решены при выполнении работы: была рассмотрена сущность эстетического воспитания детей дошкольного возраста; музыка рассмотрена как средство эстетического воспитания дошкольников; проанализирован анализ программ по музыкальному воспитанию дошкольников; рассмотрена методика эстетического воспитания дошкольников посредством музыки.

В ходе изучения психолого-педагогической литературы было выявлено, что музыка - величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка - постоянный спутник человека во всей его жизни.

Музыка самый мощный и эмоциональный вид искусства. Именно она обогащает восприятие произведений живописи, литературы, способствует пониманию их содержания, развивает эстетическое чувство. Образы искусства, вызывая резонанс в душе ребенка, формируют представление о добре, красоте, духовных ценностях.

В исследованиях современных казахстанских педагогов Ш.Майгарановой, К.Аймагамбетовой убедительно показано, что музыка является одним из самых основных, значимых средств в формировании эстетического воспитания ребёнка-дошкольника.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.Послание Президента РК Н.А. Назарбаева «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана» от 29 января 2010 года. Петропавловск, 2010. - 40с.

.ГОСО РК 1.001.-2009 Дошкольное воспитание и обучение.Основные положения.-Астана,2009.-31с.

3.Кайнар: Программа воспитания, образования и развития детей дошк. возраста в условиях детского сада / Т.Н.Доронова, Б.О.Арзанбаева, Т.А.Левченко и др. Науч. рук. Т.Н.Доронова. - Алматы: «Просвещение-Казахстан», 2007. - 88 с.

4.Темирбекова А.С. «Казахское музыкознание» - М.: Композитор, 1996. - 225 с.

5.Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Академия, 2001. - 76 с.

6.Волынкин В.И. Художественно - эстетическое воспитание и развитие дошкольников. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 441 с.

7.Педагогика. Учебное пособие. С.П.Баранов, Л.Р.Болотина, Т.В.Воянкова, В.А.Сластенин.- М.: Просвещение. 1981. - 367 с.

8.Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка. - М.: Просвещение, 1989. - 79 с.

9.Белинский В.Г. Собрание сочинений Т.1 М.: Педагогика 1971. - 220 с.

10. Жубанов А.Веки казахского искусства.Алма-Ата.1958 //Антология педагогической мысли Казахстана.Алматы:Рауан.1995.- 512с.

11.Кожахметов С.Вопросы педагогики.//Антология педагогической мысли Казахстана.Алматы:Рауан. 1995. с. 512.

12.Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. 2-е изд. - М.: Академия, 2007. - 320с.

13.Богуславская Э. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 2000. - 284с.

.Новикова Г. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: Академия, 2000. - 188с.

.Типовая программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. Курбатовой Р.А. и Подъякова Н.Н. - Алма-Ата: Мектеп, 1988. - 228с.

. Программа «Балбобек». - Алматы, Республиканский издательский кабинет Казахской академии образования им.И. Алтынсарына, 1999. - 180с.

. Фадеева С. Музыка - как объединяющее начало в эстетическом развитии // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 7. - С. 53-64

. Захарова А.А. Музыкальное восприятие образов природы - средство эстетического и экологического воспитания // Музыка в школе. - 2007. - № 6. - С. 43-47

. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. Санкт - Петербург: Детство - Пресс, 2005. - 384с.

20. Наблюдение детей в природе /сост. А.Ф.Мазурина. Пособие для воспитателей дет. сада. Изд. 3-е с перераб. и испр. - М.: «Просвещение», 1976. - 124 с.

. Зарецкая Н.В. Праздники развлечения в ДОУ. Практическое пособие, 2-изд. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 208 с.

22. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: Просвещение, 1998. - 322с.

. Учите детей петь / Сост. Орлова Т.М., Бекина С.И. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.

.Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Бiз мектепке барамыз».-Астана,2009. - 99 с.

.Педагогический словарь под редакцией Б.М Бим- Бад.-М.:Большая российская энциклопедия.Просвещение, 2003.- 312 с.

.Джердималиева Р.Р. Музыкальное образование в Казахстане. - М.:Алматы, 2007. - 271с.

Приложение А


«В гостях у феи Красоты»

Комплексное занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Воспитатель (читает стихотворение В.Даувальдера).

Как воздух чист! Как небо ясно!

Нет! Утро года так прекрасно,

Что лето, осень и зима

Сильнее не пленят меня!

Почему весну называют утром года? (Ответы). Утром солнышко без устали рассылает свои золотые лучи - будит землю. А зимний сон, в который была погружена природа, крепок и долог. Много придется потрудиться солнцу красному, пока растопит оно лед да снег, обогреет землю-матушку, вызовет на белый свет первую изумрудную зелень, разбудит обитателей полей и лесов.

«Утро» - так называется музыкальное произведение, которое я предлагаю вам прослушать. Написал его норвежский композитор Эдвард Григ. (Слушание.) попробуйте спеть красивую, нежную мелодию этого музыкального произведения. Правда она легко поется? Какими музыкальными приемами пользуется композитор для выражения настроения картины восходящего солнца? (Звучание музыки то мягкое и легкое, похожее на первые ласковые лучи; то яркое, пышное, красочное и торжественное - солнце поднимается выше и выше; и вся земля предстает в золотом его сиянии.)

Изобразите пластикой рук, тела, жестами, мимикой картину восхода солнца, используя услышанную музыку. (Дети выполняют задание.)

Покажите цветом динамику звучания этой музыки. Как будет меняться цветовая насыщенность на протяжении всего звучания? Используйте для этого любые имеющиеся средства (кубики, мозаику, модели цветовых кругов, зонтиков, краски и т.д.) с максимально возможной цветовой «растяжкой».

А вот еще одно произведение о весне. Попробуйте определить, кто его автор. Он вам уже знаком. (Слушание музыкального произведения А.Вивальди «Весна».) Прозвучала первая часть одного из концертов для скрипки с оркестром из цикла «Времена года» великого итальянского композитора Антанио Вивальди, которая называется «Весна» . в этой музыке можно услышать, как бурно и радостнот пробуждается природа. Основная тема этой части концерта праздничная и ликующая. Настроение музыки часто меняется (под стать весенней природе) - то холодные, грозные порывы, то прозрачная, жалобная неуверенность. Даже переклички и пение птиц звучат по-разному - то светло и радостно-вопросительно, то (после вновь появляющейся ликующей темы) жалобно и грустно-взволнованно.

В средней части музыка звучит угрожающе; страшно, будто возвращаются зимние ветры, навевают воспоминания о ненастье. Слышатся мечущиеся, жалобные интонации птичьих голосов, завывания ветра.

Но недолго бушевала природа. Вновь радостно прорываются ликующие интонации - весна восторжествовала! Подумайте и скажите: характеру, какой из известных вам картин И.И. Левитана о весне созвучна эта музыка? (Ответы.)

Послушайте, как поэтично рассказывает о пробуждении природы русский писатель М.М. Пришвин. «Почки раскрываются, шоколадные, с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная капля.

Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом все долго пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или черемухи

…И вот начинают шептаться между собой деревья: береза белая с другой березой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зеленая свечка, и зовет к себе такую же зеленую свечку-осинку, помахивая веточкой; черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками.

Если с нами сравнить - мы звуками перекликаемся, а у них - аромат…»

Как внимателен автор к миру природы, сколько необычного увидел он на лесной поляне! Попробуем и мы увидеть то, на что прежде не обращали внимания. Продолжим путешествие по стране Красоты на прогулке! Сделайте вашу весеннюю прогулку необычной: отыщите свою красоту во всем, что увидите. Расскажите о своих находках.


Знакомство с народной музыкальной культурой вводит детей в образный мир песни. Это средство сохранения исполнительских традиций и специфических черт национального интонирования.

Как доступно рассказать детям о красоте окружающего мира, вызвать у них положительные эмоции по отношению к своему краю, Родине, к животному миру, доброе отношение друг к другу, к той музыкальной культуре, которая существовала много-много лет назад?

Это можно сделать посредством русской народной музыки: сказок, песен, попевок, потешек, прибауток. Одной из важнейших задач в работе с детьми является знакомство с русским фольклором. Очень важно именно с дошкольного возраста прививать любовь к культурному наследию Родины. В доступной форме давать знания о культуре, быте, музыкальном фольклоре. Обряды, народные песни, танцы, игры способствуют расширению кругозора, развивают музыкальные способности детей, воспитывают любовь к родному краю.

Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в воспитательной работе стало широкое знакомство детей с фольклорным творчеством.

С раннего возраста ребенок откликается на потешки, приговорки, колыбельные, сказки, которые погружают его в светлый уютный мир. Обогащение педагогической деятельности фольклором позволяет добиваться успешных результатов во всестороннем гармоничном психофизическом развитии детей и способствует гуманизации процесса воспитания.

Знакомство с музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинно русского народного творчества.

В последние годы в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре русского народа. На занятиях дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, музыкальным фольклором, народными играми, принимают участие в народных праздниках.

Перед педагогами ставится задача найти такие формы и методы работы с детьми, чтобы доступно, увлекательно познакомить ребят с важнейшими понятиями народной философии и педагогики. Народная мудрость гласит «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Таким образом, ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания.

Формы ознакомления с народной культурой могут быть самыми разнообразными. Это занятия познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, празднования. Но в любом случае необходимо создать особую атмосферу деятельности детей или совместной деятельности детей и взрослых, приближенной к реальной. По возможности создать среду, в которой ребенок почувствовал себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности.

Ценность народного творчества в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Народные произведения с их богатой выдумкой, остроумием заражают своим веселым смехом, создают радостные настроения. Абсурдность небывальщин - это средство воспитания «смешного». Народные игры развивают сообразительность, ловкость, смекалку - это еще и маленькие театрализованные представления. Используя в играх присказки, приговорки, считалки, ребенок связывает слово с действием. С играми передается исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству. Часто доброжелательный смех партнеров сильнее, чем замечания взрослых ребенку.

Много непонятного есть в фольклоре даже взрослым, а надо приблизить его к детям, не исказив. Это песенки, русские народные потешки, скороговорки, русские народные сказки о животных и волшебные сказки. Но большой пласт русского народного творчества остался нетронутым.Это бытовые песни и причеты, календарный фольклор с его необыкновенной обрядовой поэзией, заклички и приговорки, дразнилки, прибаутки, пословицы, поддевки и остроты, русские народные игры, бытовые русские сказки.

Музыкальный фольклор - явление синкретическое. Говоря проще, в нем неразрывно связано - музыка, пение, движение и еще игра на доступных народных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора:

  • 1. Народная песня.
  • 2. Народная хореография.
  • 3. Народные игры.
  • 4. Народные музыкальные инструменты.

Рассмотрим некоторые эти аспекты подробнее.

Народная песня. Первые детские впечатления о музыкальном фольклоре дети получают в младших группах. Дети начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные действия, подсказанные текстом или обусловленные характером музыки, например, с зайкой сначала знакомятся: «Вот какой маленький, ножки быстрые, трусишка» (жалеют).

Заинька - зайка,

Маленький зайка,

Деток боишься -

Зайка трусишка.

Потом укачивают, а когда проснется, стараются развеселить, чтобы не плакал. При этом широко используется устный фольклор (песенки, потешки, пестушки, переходящие от разговорной к мелодической интонации).

Подбираются песни удобные для активного подпевания, тексты песен должны быть понятны и доступны детям. Например - последняя строка повторяется несколько раз или с последней строки начинается следующий куплет. Или например: песня - вопрос - ответ.

Зайка белый

Куда бегал?

  • - В лес дубовый.
  • - Что там делал?
  • - Я капустку щипал.

Под березоньку клал,

И не знаю кто украл.

Загадка. Загадка -- жанр народного творчества, который, как пословицы и поговорки, также относится к малым фольклорным формам. Ценность загадок состоит в их образности, художественности и поэтичности. Яркие, конкретные, красочные художественные об разы загадок помогают по-новому взглянуть на окружающий мир, развивают поэтический взгляд на действительность, способность анализировать ее и, следовательно, логически мыслить. Благодаря таким поэтическим средствам, используемым в загадках, как мета фора, метонимия, олицетворение, гипербола, с самыми простыми предметами происходят волшебные превращения: початок куку рузы становится башней, морковь -- девицей с косой. Подчерки вая эту особенность загадок, М.А.Рыбникова писала: «Загадка -- ключ словесного образа, зерно поэзии, метафора».

Метафора и сравнение в загадках отличаются от метафор и сравнений в других литературных и фольклорных жанрах тем, что здесь они даются в форме занимательной игровой задачи, и внима ние слушателя или читателя специально направлено на необходи мость отгадки, сопоставления и сравнения. Следовательно, сама художественная специфика загадки является той ступенькой, ко торая поднимает человека по лестнице, ведущей к пониманию по этического образа, развитию художественного мышления и твор чества.

Загадки по своему содержанию отражают историю становления и развития народных культур. В этом и состоит их особая ценность. Они формируют первые представления о единстве мира и его закономерностях. В отличие от пословиц и поговорок они направлены на нахождение тождества или сходства различных предметов и явлений.

Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления, умственных реакций. Загадка учит ре бенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.

Пословицы и поговорки. Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.

Обратимся, например, к такому жанру народного творчества, как пословицы. В них, по словам Д.Н. Садовникова, находят отражение «вся житейская мудрость и нравственная личность простолюдина», открывается «полный простор для здравого смысла и критики народа». Вот почему музыкальные мотивы в русских народных пословицах могут многое рассказать об отношении народа к музыке. О чем же говорят такие мотивы? Прежде всего, о признании народом огромной значимости как вокальной, так и инструментальной музыки в жизни людей. Позиции эта отмечается в большом количестве пословиц, Вот некоторые из них. «Русский с горя поет и с радости», «К вечерне в колокол, всю работу в угол».

При этом музыка» согласно народным представлениям, может передавать чувства, мысли людей, раскрывать их тайные помыслы: «Какая жизнь, такие и песни», «Горькому горькая песенка поется», «Гусли звончатые думку за горы заносят, из-за гор выносят», «Гусли - мысли мои, песня - думка моя». Более того, в ней видят чудодейственную силу, способную не только поддержать человека, но даже уберечь его от беды: «Кто поет, того беда не берет».

Уместно вспомнить в связи с жизнью и таких былинных героев, как Добрыня Никитич, Садко, а также многих: сказочных персонажей, которым мастерство пения и игры на музыкальных инструментах неоднократно помогало в самых различных ситуациях. Причем в образцах народного творчества постоянно подчеркивается обусловленность звучания той или иной музыки конкретными жизненными обстоятельствами. И если по каким-либо причинам между ними происходило рассогласование, то музыка уже, судя по народным воззрениям, не могла выполнить своего предназначения: «Играл в дуду - не скачут, рыдал в пиру - не плачут».

Приведем, к примеру, несколько пословиц, подтверждающих выдвижение такого рода требований: «Когда пир, тогда и песни», «Красны похороны плачем, свадьба - песнями».

Сказка. В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо. Читая сказки, мы, сами того не замечая, оказываемся во власти вымысла. В сказках всегда повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем вымысел несет определенную идею, обычно материализованную в гиперболических образах: добро и зло ведут постоянную борьбу. Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами Родины, отстаивать добро, справедливость. В ней утверждение нравственного закона жизни, предельно ясно выражены нравственные принципы, нормы, эстетические идеалы. Сказка имеет специфический языковой стиль, которому характерны напевность, повторы различных словосочетаний (жили-были; в некотором царстве, в тридевятом государстве и др.). Язык сказок очень красив: певуч и поэтичен, содержит много метафор, сравнений, а так же метких и поучительных пословиц и поговорок. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей разных возрастов.

Опыт народного воспитания у всех этносов, наций и народов очень богат. Как показал анализ традиционной культуры воспита ния, этот опыт характеризуется почти одинаковыми требованиями к качествам формируемой личности и системе средств ее воспита ния и обучения. Он представляет собой своеобразную (общую для всего человечества) народную мудрость, систему общечеловече ских ценностей, проверенных веками. Но это не означает, что на до использовать весь арсенал народных средств и факторов воспи тания без изменений и критической оценки. Необходимо брать те из них, которые работают сегодня и соотносятся с нашими пред ставлениями о гуманизме и общечеловеческих ценностях.

Не менее разнообразен и сказочный фонд. Здесь и сказки предельно простые по содержанию и форме (“Курочка ряба”, “Репка”), и сказки с острым захватывающим сюжетом (“Кот, петух и лиса”, “Гуси-лебеди”).

С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок; от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевных сил.

Особенно необходимы повторы для детей, эмоционально менее развитых. Для такого ребенка, прослушавшего после первого расска зывания взволнованные суждения и оценки своих более восприимчивых товарищей, повторение сказки помогает пройти путь от смутных, неясных догадок и впечатлений до полного понимания происходящего, и тогда сказка взволнует его самого, захватит его воображение, чувства. Объеди няя детей для дополнительного чтения, надо учитывать их развитие, особенности восприятия, эмоциональность.

У детей трех-четырех лет интерес можно возбудить присказкой. Под готовит она и самого рассказчика к неторопливости, ритмичности речи сказочника. Присказок сложено много, например:

За ступенькою ступенька --

Станет лесенка,

Слово к слову ставь складненько --

Будет песенка.

А колечко на колечко --

Станет вязочка.

Сядь со мною на крылечко,

Слушай сказочку.

Сказка, сказка, прибаутка,

Рассказать ее не шутка,

Чтобы сказочка сначала,

Словно реченька, журчала,

Чтоб к концу ни стар, ни мал

От нее не задремал.

Широко используются и нестихотворные присказки вроде:

“На море, на океане, на острове Буяне

стоит дерево -- золотые маковки.

По этому дереву ходит кот-баюн:

вверх идет:-- песню заводит,

вниз идет -- сказки сказывает.

Это еще не сказка, а присказка,

а сказка вся впереди”.

При сказка может иметь и такую концовку: «Это еще присказка, сказка дальше пойдет».

Потешка. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное - овладевать средством человеческого общения - речью.

Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог - народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням эмоционального и нравственного развития.

Потешный фольклор - прибаутки, небылицы, дразнилки, имеют самостоятельное значение, не связанное с играми. Их назначение - развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод.

Знакомство малыша с устным народным творчеством должно начинаться с песенок, потешек. Под звуки их ласковых, напевных слов малыш легче проснется, даст себя умыть:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

накормить: Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,

Зайки - за капусту,

Мышки - за корку,

Детки - за молоко.

Особенно много радости доставляют детям игры со взрослыми. Народ создал множество игровых песенок. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребенка вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл.

Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различия. Слова, по смыслу разные, но отличающиеся друг от друга лишь одним звуком (мальчик-пальчик, ел-пел, наша-Маша), то стоят совсем рядом, то рифмуются, и это подчеркивает особенности каждого их них.

Своевременное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия подготавливают ребенка к овладению правильным звукопроизношением. Звукосочета ния, наиболее трудно усваиваемые детьми, в которых много шипящих, свистящих, сонорных, то и дело слышатся в песенках: “Ай, качи-качи-качи! Глянь -- баранки, калачи!..”; “Чики, чики, чикалочки...”; “Скок-поскок, сколочу мосток, серебром замощу, всех ребят пущу”.

Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, звуко сочетаниями, улавливая специфику звучания русской речи, ее вырази тельность, образность.

Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.

Но этим не исчерпывается глубина воздействия на ребенка малых поэтических форм народного творчества. Они оказывают и нравственное влияние -- пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.