Лепка в подготовительной группе на март месяц. Перспективное планирование «Лепка» в подготовительной группе. Примерное распределение программного материала на год

03.03.2020

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

Комарова Тамара Семеновна– заведующая кафедрой эстетического воспитания Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Международной академии наук педагогического образования, действительный член Международной педагогической академии, действительный член Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка. Автор многочисленных трудов по различным вопросам дошкольной педагогики, истории педагогики, эстетического воспитания, преемственности в воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста; создатель и руководитель научной школы. Под руководством Т.С. Комаровой защищено более 80 кандидатских и докторских диссертаций.

Предисловие

Пособие «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада» адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
В книгу включены программа изобразительной деятельности для старшей группы и конспекты занятий по рисованию, лепке и аппликации, расположенные в том порядке, в котором их следует проводить. Это не значит, однако, что воспитатели должны слепо соблюдать предлагаемый в книге порядок. Иногда жизнь требует изменения последовательности, например, воспитатель вносит изменения в тематику занятий, продиктованные региональными особенностями, необходимостью сократить разрыв между двумя занятиями, взаимосвязанными по содержанию, или необходимостью формирования формообразующего умения и т.п.
Представленные в книге занятия разработаны с учетом возрастных возможностей и психологических особенностей детей 5–6 лет и основаны на следующих положениях.
Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми другими ее направлениями: ознакомлением с окружающим предметным миром, социальными явлениями, природой во всем ее многообразии; ознакомлением с разными видами искусства, как классического, современного, так и народного, включая литературу, а также разнообразными видами деятельности детей.
Особенно важное значение имеет для воспитания и развития ребенка связь занятий рисованием, лепкой и аппликацией с разнообразными играми. Разносторонняя связь с игрой повышает интерес детей как к изобразительной деятельности, так и к игре. При этом необходимо использовать различные формы связи: создание изображений и изделий для игр («красивая салфетка в кукольный уголок», «угощение для игрушек-зверюшек» и др.); использование игровых методов и приемов; применение игровых, сюрпризных моментов, ситуаций («слепить мишке друзей», «расписать крылья бабочки – ее украшения с крылышек смыло дождем» и т.п.) во всех видах деятельности (рисование, лепка, аппликация). Необходимо предоставлять детям возможность изображать, как они играли в разнообразные сюжетно-ролевые и подвижные игры.
Для обогащения образных представлений, развития эстетического восприятия и воображения, успешного овладения детьми изобразительной деятельностью важна взаимосвязь занятий с дидактическими играми. Об этом подробней можно узнать из книги «Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе». В книге представлены также конспекты занятий по созданию с детьми дидактических игр, которые могут быть использованы педагогами при работе с детьми в старшей и подготовительной группе.
Для развития детского творчества важно создавать эстетическую развивающую среду, постепенно включая в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков; используя в оформлении группы созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки, аппликации. Большое значение имеет эстетическое оформление занятий, продуманный подбор материалов для занятий, формат бумаги для рисунков, аппликаций, соответствующий величине и пропорциям изображаемых предметов, цвет бумаги; продуманный подбор наглядных пособий, картин, игрушек, предметов и т.п.
Важное значение имеет эмоциональное благополучие детей на занятиях, создаваемое интересным для них содержанием, доброжелательным отношением педагогов к каждому ребенку, формированием у него уверенности в своих возможностях, уважительном отношении взрослых к результатам детской художественной деятельности, использовании их в оформление групповой и других помещений детского учреждения, воспитании у ребят положительного доброжелательного отношения друг к другу и т.п.
В основе развития любых способностей дошкольников, в том числе и детей 5–6 лет, лежит опыт непосредственного познания предметов и явлений, сенсорное воспитание. Необходимо развивать все виды восприятия, включать в процесс освоения формы и величины предметов, их частей поочередные движения кистей обеих рук (или пальцев), чтобы образ движения рук, сенсомоторный опыт закреплялся, и на основе его ребенок впоследствии самостоятельно мог создавать изображения различных предметов и явлений. Этот опыт следует постоянно обогащать, развивать, формируя образные представления об уже знакомых предметах.
Для того чтобы выработать у детей свободу творческого решения, необходимо научить их формообразующим движениям, движениям рук, направленным на создание изображений предметов разнообразных форм, сначала простых, а затем более сложных, во всех видах деятельности (в рисовании, в лепке и в аппликации). Это позволит детям изображать разнообразные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребенок овладеет формообразующими движениями во второй младшей, а затем в средней группе, тем легче и свободнее он будет в старших группах создавать изображения любых предметов, проявляя творчество. Известно, что всякое целенаправленное движение может быть произведено на основе имеющихся представлений о нем. Представление о движении, производимом рукой, формируется в процессе зрительного, а также кинестетического (двигательно-осязательного) восприятия. Формообразующие движения руки в рисовании и лепке различны: пространственные свойства изображаемых предметов в рисунке передаются линией контура, а в лепке – массой, объемом. Движения руки при рисовании различаются по характеру (по силе нажима, размаху, длительности), поэтому мы будем рассматривать каждый вид изобразительной деятельности, включенной в педагогический процесс, отдельно.
Важно помнить, что все виды изобразительной деятельности должны быть взаимосвязаны, ведь в каждом из них дети отражают предметы и явления окружающей жизни, игры и игрушки, образы сказок, потешек, загадок, песен и т. п. Создание изображений в рисовании, лепке, аппликации и формирование творчества основываются на развитии одних и тех же психических процессов (восприятия, образных представлений, мышления, воображения, внимания, памяти, ручной умелости и др.), которые, в свою очередь, развиваются в этих видах деятельности.
На всех занятиях важно развивать активность и самостоятельность детей, вызывать стремление создать что-то полезное для других, порадовать детей и взрослых. Следует побуждать детей вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали, лепили, как они это делали; вызывать ребенка для показа всем детям, как можно изобразить тот или иной предмет.
Особое значение в старшей группе приобретает рассматривание созданных детьми изображений и их оценка. Приобретенный детьми к этому возрасту опыт изобразительной деятельности, рассматривания созданных ими рисунков, лепки, аппликаций, как индивидуальных, так и коллективных, дает им возможность создавать самые разные картины, скульптурные изображения, аппликации, используя усвоенные навыки, знания и умения, а также позволяет им осознанно оценивать получившиеся изображения. Постепенно от общей оценки «нравится», «красиво», следует подводить детей к выделению тех качеств изображения, которые и составляют его красоту, вызывают чувство удовольствия. Для этого необходимо обращать внимание детей на то, как выглядит созданное изображение: какова форма, величина, расположение частей, как переданы характерные детали. При рассматривании с детьми созданного сюжетного изображения следует обратить их внимание на то, как передан сюжет (в рисунке, лепке, аппликации), какие изображения в него включены, соответствуют ли они содержанию выбранного эпизода, как они расположены на листе бумаги, подставке (в лепке), как передано соотношение предметов по величине (в композиции) и т. п. Задавая вопросы, педагог активизирует детей, направляет их внимание на качество изображения, его выразительность. Оценкой детских работ должно завершаться каждое занятие. Если на оценку времени не осталось, можно оценить работы во вторую половину дня. Целесообразно дополнить оценку, данную работе детьми, подчеркнуть что-то, выделить, подвести итог занятия.
Предложенные в пособии занятия продуманы так, чтобы они не вызывали перегрузки детей, время их проведения соответствовало требованиям СаНПина. В старшей группе проводится 3 занятия по изобразительной деятельности в неделю – 12 занятий в месяц. В тех месяцах, в которых 31 день, число занятий может увеличиваться на 1–2. В этом случае воспитатели самостоятельно определяют, какие занятия лучше провести в качестве дополнительных.
Конспекты занятий составлены по следующей структуре: программное содержание, методика проведения занятия, материалы к занятию, связь с другими занятиями и видами деятельности.
В начале года (сентябрь, первая половина октября) и в конце (май) можно провести диагностическое занятие с целью определения уровня развития творчества детей (описание методики проведения такого занятия и обработки его результатов дано на стр. 114–124).
Надеемся, что книга будет полезна педагогам дошкольных учреждений, групп дополнительного образования, руководителям кружков и студий. Автор с благодарностью примет замечания и предложения.

Программа по изобразительной деятельности

Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние.
Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту вещей, природы. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже); установление сходства и различия предметов и их частей.
Учить передавать в изображении основные свойства предметов (форма, величина, цвет), характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.
Развивать способность наблюдать явления природы, замечать их динамику, форму и цвет медленно плывущих облаков.
Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.
Развивать чувство формы, цвета, пропорций.
Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель), расширять представления о народных игрушках (матрешки – городецкая, богородская; бирюльки).
Знакомить детей с национальным декоративно-прикладным искусством (на основе региональных особенностей); с другими видами декоративно-прикладного искусства (фарфоровые и керамические изделия, скульптура малых форм). Развивать декоративное творчество детей (в том числе коллективное).
Формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для занятий; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.
Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы (рисунки, лепку, аппликации), радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.

Рисование

Предметное рисование. Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, персонажей литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках.
Учить детей передавать расположение предметов на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, двигаться, быть в разных позах и т. д.).
Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать предмет на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали).
Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т.п).
Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом, без жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.
При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передать до трех оттенков цвета. Учить рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой).
Учить детей рисовать кистью разными способами: широкие линии – всем ворсом, тонкие – концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.
Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, светло-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью).
Сюжетное рисование. Учить детей создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений («Кого встретил Колобок», «Два жадных медвежонка», «Где обедал воробей?» и др.).
Развивать композиционные умения, учить располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу.
Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов).
Учить располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья и частично его загораживающие и т.п.).
Декоративное рисование. Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов. Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки.
Познакомить с росписью Полхов-Майдана. Включать городецкую и полхов-майданскую роспись в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих видов росписи. Знакомить с региональным (местным) декоративным искусством.
Учить составлять узоры по мотивам городецкой, полхов-майданской, гжельской росписи; знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки).
Учить создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.).
Для развития творчества в декоративной деятельности использовать декоративные ткани. Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка, полотенце) для украшения.
Учить ритмично располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.

Лепка

Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из глины, пластилина и пластической массы.
Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности. Продолжать учить лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом.
Закреплять умение лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами. Учить сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми.
Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях): «Курица с цыплятами», «Два жадных медвежонка нашли сыр», «Дети на прогулке» и др.
Формировать у детей умение лепить по представлению героев литературных произведений (медведь и колобок, лиса и зайчик, Машенька и медведь и т.п.). Развивать творчество, инициативу.
Продолжать формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и т. п.
Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки и т.д.).
Закреплять навыки аккуратной лепки.
Закреплять навык тщательно мыть руки по окончании лепки.
Декоративная лепка. Продолжать знакомить детей с особенностями декоративной лепки. Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно-прикладного искусства.
Учить лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек (дымковской, филимоновской, каргопольской и др.).
Формировать умение украшать узорами предметы декоративного искусства. Учить расписывать изделия гуашью, украшать их налепами и углубленным рельефом.
Учить обмакивать пальцы в воду, чтобы сгладить неровности вылепленного изображения, когда это необходимо для передачи образа.

Аппликация

Закреплять умение разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат – в 2–4 треугольника, прямоугольник – в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники; создавать из этих деталей изображения разных предметов или декоративные композиции.
Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения – из бумаги, сложенной пополам (стакан, ваза, цветок и др.).
Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями.
Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.

К концу года дети могут

Уметь различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство).
Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
Знать особенности изобразительных материалов.
В рисовании
Создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.
Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
Выполнять узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.
В лепке
Лепить предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы.
Создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.
Создавать изображения по мотивам народных игрушек.
В аппликации
Изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезывания, обрывания бумаги мелкими пальцевыми движениями.

Примерное распределение программного материала на год

Сентябрь

Занятие 1. Лепка «Грибы»
Программное содержание. Развивать восприятие, умение замечать отличия от основной эталонной формы. Закреплять умение лепить предметы или их части круглой, овальной, дискообразной формы, пользуясь движением всей кисти и пальцев. Учить передавать некоторые характерные признаки: углубление, загнутые края шляпок грибов, утолщающиеся ножки.

Занятие 2. Рисование «Картинка про лето»
Программное содержание. Продолжать развивать образное восприятие, образные представления. Учить детей отражать в рисунке впечатления, полученные летом; рисовать различные деревья (толстые, тонкие, высокие, стройные, искривленные), кусты, цветы. Закреплять умение располагать изображения на полосе внизу листа (земля, трава), и по всему листу: ближе к нижней части листа и дальше от нее. Учить оценивать свои рисунки и рисунки товарищей. Развивать творческую активность.

Занятие 3. Аппликация «На лесной полянке выросли грибы»
Программное содержание. Развивать образные представления детей. Закреплять умение вырезать предметы и их части круглой и овальной формы. Упражнять в закруглении углов у прямоугольника, треугольника. Учить вырезать большие и маленькие грибы по частям, составлять несложную красивую композицию. Учить разрывать неширокую полосу бумаги мелкими движениями пальцев для изображения травы, мха около грибов.

Занятие 4. Рисование «Знакомство с акварелью»
Программное содержание. Познакомить детей с акварельными красками, их особенностями: краски разводят водой; цвет пробуется на палитре; можно получить более яркий светлый тон любого цвета, разбавляя краску водой и т.д. Учить способам работы акварелью (смачивать краски перед рисованием, стряхивая каплю воды, набранной на кисть, на каждую краску; разводить краску водой для получения разных оттенков одного цвета; тщательно промывать кисти, осушая ее о тряпочку, салфетку и проверяя чистоту промывания кисти).

Занятие 5. Рисование «Космея»
Программное содержание. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Учить передавать характерные особенности цветов космеи: форму лепестков и листьев, их цвет. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними.

Занятие 6. Лепка «Вылепи какие хочешь овощи и фрукты для игры в магазин»
Программное содержание. Закреплять умение детей передавать в лепке форму разных овощей (моркови, свеклы, репы, огурца, помидора и др.). Учить сопоставлять форму овощей (фруктов) с геометрическими формами (помидор – круг, огурец – овал), находить сходство и различия. Учить передавать в лепке характерные особенности каждого овоща, пользуясь приемами раскатывания, сглаживания пальцами, прищипывания, оттягивания.

Занятие 7. Рисование «Укрась платочек ромашками»
Программное содержание. Учить детей составлять узор на квадрате, заполняя углы и середину; использовать приемы примакивания, рисования концом кисти (точки). Развивать эстетическое восприятие, чувство симметрии, чувство композиции. Продолжать учить рисовать красками.

Занятие 8. Рисование «Яблоня с золотыми яблоками в волшебном саду»
Программное содержание. Учить детей создавать сказочный образ, рисовать развесистые деревья, передавая разветвленность кроны фруктовых деревьев; изображать много «золотых» яблок. Закреплять умение рисовать красками (хорошо промывать кисть перед тем, как набирать краску другого цвета, промакивать кисть о салфетку, не рисовать по сырой краске). Развивать эстетическое восприятие, чувство композиции. Учить красиво располагать изображения на листе.

Занятие 9. Рисование «Чебурашка»
Программное содержание. Учить детей создавать в рисунке образ любимого сказочного героя: передавать форму тела, головы и другие характерные особенности. Учить рисовать контур простым карандашом (сильно не нажимать, не обводить линии дважды). Закреплять умение аккуратно закрашивать изображение (не выходя за контур, равномерно, без просветов, накладывая штрихи в одном направлении: сверху вниз, или слева направо, или по косой неотрывным движением руки).

Занятие 10. Аппликация «Огурцы и помидоры лежат на тарелке»
Программное содержание. Продолжать отрабатывать умение вырезывать предметы круглой и овальной формы из квадратов и прямоугольников, срезая углы способом закругления. Развивать координацию движений обеих рук. Закреплять умение аккуратно наклеивать изображения.

Ирина Загребина
Программное содержание. ИЗО, Лепка, Аппликация. Подготовительная группа. Ноябрь

РИСОВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

К СКАЗКЕ Д. Н. МАМИНА – СИБИРЯКА «Серая шейка»

Программное содержание . Развивать интерес к созданию иллюстраций к литературному произведению. Формировать умение выбирать эпизод, который хотелось бы передать в рисунке; создавать образы сказки (лес, лесная поляна, река и ее берега, птицы, лиса, охотники, Серая шейка). Закреплять приемы рисования красками, закрашивая рисунок кистью.

РИСОВАНИЕ

«КАК МЫ ИГРАЕМ В ДЕТСКОМ САДУ»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ . Закреплять умение детей отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни, передавать простые движения фигуры человека, удачно располагать фигуры на листе, рисовать крупно. Упражнять в создании контуров простым карандашом с последующим закрашиванием.

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

По мотивам городецкой росписи

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ . Продолжать знакомить детей с декоративным народным творчеством, предлагать выделять характерные особенности городецкой росписи и создавать узоры по ее мотивам. Упражнять в смешивании красок для получения нужных оттенков.

ЛЕПКА по замыслу

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ . Учить самостоятельно намечать содержание лепки ; тщательно отделывать форму фигуры, детали, добиваясь выразительности задуманного, используя известные способы лепки . Учить доводить начатое до конца. Воспитывать самостоятельность, развивать творчество.

ЛЕПКА

«ДЫМКОВСКИЕ БАРЫШНИ»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ . Закреплять умение лепить по мотивам народной игрушки. Формировать умение лепить полые формы (юбка барышни, соблюдать пропорции фигуры. Развивать эстетическое восприятие, чувство формы, творчество.

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

ПО МОТИВАМ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ . Продолжать знакомство с городецкой росписью. Формировать интерес к народному декоративно – прикладному искусству, отмечать яркие узоры. Закреплять знания о характерных особенностях городецкой росписи : колорите, составных элементах композиции. Развивать умение создавать более сложные узоры по мотивам городецкой росписи. Закреплять приемы рисования гуашью, смешивания красок на палитре.

АППЛИКАЦИЯ

«ПРАЗДНИЧНЫЙ ХОРОВОД»

Программное содержание . Учить составлять из деталей аппликации изображение человека. Учить при наклеивании фигур на лист подбирать удачно сочетающийся по цвету изображения. Развивать чувство композиции и цвета.

РИСОВАНИЕ

«Кошки - мышки»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ . Формировать умение отбирать из личного опыта интересное содержание рисунка , воплощать задуманное. Закреплять приемы создание контура изображения простым карандашом и оформление его в цвете. Упражнять детей в рисовании акварелью. Развивать чувство композиции, воображение, творчество.

ЛЕПКА

«РЕБЕНОК С КОТЕНКОМ»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ . Учить детей изображать в лепке несложную сценку (ребенок играет с котенком, передавая движения фигур человека и животного. Закреплять умение передавать пропорции тела животного и человека. Упражнять в использовании основных приемов лепки .

АППЛИКАЦИЯ

«РЫБКИ В АКВАРИУМЕ»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ . Учить детей вырезывать на глаз силуэты простых по форме предметов. Учить предварительно заготавливать отрезки бумаги нужной величины для вырезывания изображений. Приучать добиваться отчетливой формы. Развивать чувство композиции.

Публикации по теме:

Аппликация на тему «Осенний ковер». Подготовительная группа. Листья улетели Вслед за птичьей стаей. Я по рыжей осени День за днём скучаю.

Задачи: учить детей создавать композицию из грибов в лукошке. Совершенствовать технику лепки. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать.

Лепка из соленого теста «Мышка на сыре» (подготовительная к школе группа) Видео Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 35 г. Благовещенска» Конспект непосредственной образовательной.

Лепка из соленого теста «Мышка на сыре» (подготовительная к школе группа) Видео Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 35 г. Благовещенска» Конспект непосредственной образовательной.

Лепка из соленого теста «Мышка на сыре» (подготовительная к школе группа) Видео Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 35 г. Благовещенска» Конспект непосредственной образовательной.

Образовательная деятельность по ИЗО-(аппликация), старшая группа. Тема «Сказочная птица». Цель: научить детей выполнять аппликацию по образцу, используя цветную бумагу разных цветов. Формировать интерес к данному виду труда. Задачи:.

Т. С. Комарова

Занятия по изобразительной деятельности в в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий

Предисловие

В книгу включены программа по изобразительной деятельности и конспекты занятий с детьми 6–7 лет по рисованию, лепке и аппликации, расположенные в том порядке, в котором их следует проводить. Это не значит, однако, что воспитатели должны слепо соблюдать предлагаемый в книге порядок. Иногда жизнь требует поменять последовательность, например, воспитатель вносит в тематику занятий изменения, продиктованные региональными особенностями, потребностью сократить разрыв между двумя взаимосвязанными по содержанию занятиями, необходимостью формирования формообразующего умения и т. п.

Представленные в книге занятия разработаны с учетом возрастных возможностей и психологических особенностей детей 6–7 лет и основаны на следующих положениях.

Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и взаимосвязана со всеми ее направлениями: ознакомлением с окружающим предметным миром, социальными явлениями, природой во всем ее многообразии; с разными видами искусства – как классического, современного, так и народного, включая литературу и др., а также с разнообразными видами деятельности детей.

Особенно важное значение для воспитания и развития ребенка имеет связь занятий рисованием, лепкой и аппликацией с разнообразными играми. Разносторонняя связь с игрой повышает интерес детей как к изобразительной деятельности, так и к игре. Необходимо использовать различные формы связи: создание изображений и предметов для игр («красивая салфетка в кукольный уголок», «угощение для игрушек-зверюшек» и др.); использование игровых методов и приемов; применение игровых, сюрпризных моментов, ситуаций («слепить мишке друзей», «расписать крылья бабочки – ее украшения с крылышек смыло дождем» и т. п.) во всех видах деятельности (рисование, лепка, аппликация). Следует предоставлять детям возможность изображать, как они играли в разнообразные сюжетно-ролевые и подвижные игры.

Для обогащения образных представлений, развития эстетического восприятия и воображения, успешного овладения детьми изобразительной деятельностью важна взаимосвязь занятий с дидактическими играми. Подробнее об этом можно узнать из книги «Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе» , в которой также представлены конспекты занятий по созданию с детьми дидактических игр, которые могут быть использованы педагогами при работе в старшей и подготовительной группах.

Для развития детского творчества важно создавать эстетическую развивающую среду, постепенно включая в этот процесс ребят, вызывая у них радость, удовольствие от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков; используя в оформлении группы созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки, аппликации. Большое значение имеют эстетическое оформление занятий, продуманный подбор материалов, формата бумаги для рисунков, аппликаций, соответствующего величине и пропорциям изображаемых предметов цвета бумаги; продуманный подбор наглядных пособий, картин, игрушек, предметов и т. п.

Важное значение имеет эмоциональное благополучие детей в процессе занятия, создаваемое интересным для них содержанием, доброжелательным отношением педагогов к каждому ребенку, формированием у него уверенности в своих возможностях, уважительном отношением взрослых к результатам детской художественной деятельности, использованием их в оформление групповой и других помещений детского учреждения, воспитанием у ребят положительного, доброжелательного отношения друг к другу и т. п.

В основе развития любых способностей дошкольников лежит опыт непосредственного познания предметов и явлений, сенсорное воспитание. Необходимо развивать все виды восприятия, включать в процесс освоения формы и величины предметов и их частей поочередные движения кистей обеих рук (или пальцев), чтобы образ движения рук, сенсомоторный опыт закреплялся и на основе его ребенок впоследствии мог самостоятельно создавать изображения различных предметов и явлений. Этот опыт следует постоянно обогащать, развивать, формируя образные представления об уже знакомых предметах.

Для того чтобы выработать у детей свободу творческого решения, необходимо развивать у них формообразующие движения, движения рук, направленные на создание изображений предметов разнообразных форм, сначала простых, а затем более сложных, во всех видах деятельности (рисовании, лепке и аппликации). Это позволит детям изображать разнообразные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребенок овладеет формообразующими движениями во второй младшей, а затем в средней группе, тем легче и свободнее он будет в старших группах создавать изображения любых предметов, проявляя творчество. Известно, что всякое целенаправленное движение может быть произведено на основе имеющихся представлений о нем. Представление о движении, производимом рукой, формируется в процессе зрительного, а также кинестетического (двигательно-осязательного) восприятия. Формообразующие движения руки в рисовании и лепке различны: пространственные свойства изображаемых предметов в рисунке передаются линией контура, а в лепке – массой, объемом. Движения руки при рисовании различаются по характеру (по силе нажима, размаху, длительности), поэтому мы будем рассматривать каждый вид изобразительной деятельности, включенной в педагогический процесс, отдельно.

Если в предыдущих группах обучение изобразительной деятельности осуществлялось систематически и последовательно, то в подготовительной к школе группе дети овладевают обобщенными способами изображения. Это позволяет им изображать самые разные предметы, что способствует свободе выбора темы рисунка, лепки, аппликации; свободе творческого решения.

Важно помнить, что все виды изобразительной деятельности должны быть взаимосвязаны, ведь в каждом из них дети отражают предметы и явления окружающей жизни, игры и игрушки, образы сказок, потешек, загадок, песен и т. п. Создание изображений в рисовании, лепке, аппликации и формирование творчества основывается на развитии одних и тех же психических процессов (восприятия, образных представлений, мышления, воображения, внимания, памяти, ручной умелости и др.), которые, в свою очередь, развиваются в этих видах деятельности.

На всех занятиях важно развивать активность и самостоятельность детей, вызывать стремление создать что-то полезное для других, порадовать детей и взрослых. Следует побуждать ребят вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя их опыт, что похожее они уже рисовали, лепили, как это делали; вызывать ребенка для показа, как можно изобразить тот или иной предмет.

Особое значение в подготовительной группе приобретает рассматривание и оценка созданных детьми изображений. Опыт детей 6–7 лет в изобразительной деятельности, рассматривании созданных ими рисунков, лепки, аппликаций, как индивидуальных, так и коллективных, дает им возможность создавать самые разные картины, скульптурные изображения, аппликации, используя усвоенные навыки, знания и умения, а также осознанно оценивать получившиеся изображения. Постепенно от общей оценки «нравится», «красиво» следует подводить детей к выделению тех качеств изображения, которые составляют его красоту, вызывают чувство удовольствия. Для этого необходимо обращать внимание детей на то, как выглядит изображение: какова форма, величина, расположение частей, как переданы характерные детали. При рассматривании сюжетного изображения следует обратить внимание детей на то, как передан сюжет, какие изображения в него включены, соответствуют ли они содержанию выбранного эпизода, как расположены на листе бумаги, подставке (в лепке), как передано соотношение предметов по величине (в композиции) и т. п. Задавая вопросы, педагог активизирует детей, направляет их внимание на качество изображения, его выразительность. Оценкой детских работ должно завершаться каждое занятие. Если на оценку не осталось времени, можно внимательно рассмотреть с детьми и оценить работы во вторую половину дня. Целесообразно дополнить оценку, данную работе детьми, подчеркнуть что-то, выделить, подвести итог занятия.

Предложенные в данном пособии занятия продуманы таким образом, чтобы не вызывать перегрузки детей, их продолжительность соответствует требованиям СаНПина. В подготовительной к школе группе проводится 3 занятия по изобразительной деятельности в неделю – 12 занятий в месяц. В месяцах, содержащих 31 день, число занятий может увеличиваться на 1–2. В этом случае воспитатель самостоятельно определяет, какие занятия лучше провести в качестве дополнительных. Если конспектов, представленных в книге, недостаточно, можно воспользоваться конспектами занятий, предлагаемыми в книге Т. С. Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду» (М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009).

Конспект занятия НОД лепка "Коровки" подготовительная группа


Описание работы : Материал будет полезен воспитателям подготовительной группы по разделу лепка и родителям для развития мелкой моторики рук детей 6-7 лет.
Образовательная область : «Творчество»
Раздел : Лепка
Тема : Коровки (коллективная работа)
Цель : лепка скульптуры коровки приемом составления.
Задачи: Продолжать учить детей навыкам лепки скульптуры приемом составления. Закрепить умение лепить цилиндры разного размера, объема. Развивать фантазию и творческое мышление.
Материалы и оборудование : картинки с изображением лисы, волка, медведя, зайца и коровы, образец готовой работы, дощечка для лепки, пластилин, стеки, салфетки.

Ход занятия:

1.Оргмомент
Воспитатель загадывает загадку:
Много знает и мычит,
Только так она и говорит
Крупная, большая, есть рога,
Только добрая всегда.
Хвост, рога, копыта вновь,
Пробуждают в нас любовь.
Кто же, молочко дает,
Кто ее нам назовет? (корова)
2. Введение в тему
- Сегодня мы с вами научимся лепить дикое животное корову.
Дети обращают внимание на ошибку воспитателя, что корова это домашнее животное.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением животных на доске: лиса, волк, корова, медведь, заяц.
- Найти среди них коровку, и докажите, почему корова это домашнее животное.
Дети рассматривают картинки, находят корову, рассказывают о корове:
За коровой ухаживает хозяин: кормит, доит, убирает за ней, поэтому это домашнее животное.
- Какую пользу приносят коровы в жизни человека?
Дети называют продукты питания, которые получаются из молока: сметана, масло,творог, кефир, йогурт, сливки, мороженое, бифидок, ряженка.
3. Рассматривание образца и показ способа выполнения
Воспитатель предлагает рассмотреть образец и назвать из каких частей выполнена скульптура, какой они формы.
Дети называют части: туловище цилиндрической формы, ноги колбаски, голова и мордочка круглой формы, на голове рога, уши овальные лепешки, тонкая колбаска хвостик.
Объясняет и показывает наглядно, как выполнить работу:
- Размять брусок пластилина и разделить на части.


- Скатать шарик-голову, шарик-мордочку, цилиндрик-туловище, колбаски-ножки 4штуки, тоненькую колбаску-хвост, овальные лепешки-ушки, конусные рожки.


- Шарик-голову слегка сжать и прикрепить мордочку, к голове прикрепить ушки и рога.


- Соединить детали туловище и голову, сглаживая места соединения пальцами.


- Прикрепить ножки к туловищу и хвост.


- Из небольших кусочков скатать маленькие шарики глаза и нос и закрепить их на мордочке.
4. Пальчиковая гимнастика:
Вот помощники мои,
Как их хочешь, поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
Поработали немного,
Но дадим им отдохнуть.
5. Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель предлагает выбрать цветовое решение для своей скульптуры и выполнить работу по образцу. В ходе выполнения работы помогает затруднившимся детям.
6. Рефлексия
- Чему научились сегодня на занятии?
- Что нового узнали?
- С каким настроением работали на занятии?
- Кого еще бы хотели научится лепить?
Вот такие работы получились у моих воспитанников.

Занятия лепкой в детском саду проводятся с ясельной группы и усложняются год от года. Знакомясь с пластичным материалом и его свойствами, дети испытывают приятные тактильные ощущения, расслабляются мышцы, движения пальцев и кисти становятся все более уверенными.

Лепка как один из видов изобразительной деятельности реализует принцип всестороннего развития личности ребёнка. Воспитанники подготовительной группы получают представление о простых геометрических фигурах (в том числе объёмных), развивают цветовое восприятие и образную память, учатся смешивать цвета, работать с различными инструментами, передавать в творческой деятельности своё отношение к предметам и явлениям окружающего мира. Одной из самых распространённых композиций в лепке для дошколят является «Ребёнок с котёнком».

Подготовка к занятию лепкой в подготовительной группе детского сада.

Занятия лепкой очень важны для подготовки к будущему обучению в школе. Дети, активно и регулярно занимающиеся изобразительной деятельностью с пластичными материалами, обладают хорошо развитой мелкой моторикой рук: владеют различными приёмами лепки, создают детально продуманные образы с мелкими деталями, используют дополнительные материалы для оформления поделок. Рука подготовлена к освоению одного из навыков учебной деятельности - письму.

Также исследователями неоднократно отмечалась связь развития мелкой моторики с уровнем мыслительных и речевых навыков. Занятия лепкой в подготовительной группе не только способствуют расширению кругозора и словарного запаса дошкольников, но и способствуют формированию умения логически мыслить, грамотному построению устной речи. Ребята активно фантазируют, продумывают свои поделки, используя накопленные в памяти зрительные образы.

Обучающие задачи лепки в подготовительной группе.

  1. Обучение предметной лепке . Дети 6–7 лет умеют создавать трёхмерные изображения из пластичных материалов различными способами. Задача усложняется тем, что ребят необходимо научить лепке характерных предметов. Это развивает их зрительное восприятие формы предметов. На занятиях выполняется практическое задание лепки однородных предметов, отличающихся по форме. Например, по теме «Овощи и фрукты» ребята лепят огурцы - короткоплодные и длинные, помидоры - шарообразные и сливовидные, дыню - цилиндрическую и шарообразную и т. д.
  2. Лепка животных по представлению . Развивается умение представлять строение животного в виде сочетания лежащих в основе геометрических фигур. Фантазируя и привлекая образы зрительной памяти, ребята лепят фигурку из целого куска пластичного материала, дополняют модель мелкими деталями. У детей 6–7 лет появляется желание создать наиболее приближенное к действительности изображение, поэтому они используют для оформления готовой поделки стеки, заострённые палочки, ножницы, чтобы прорисовать мордочку животного, создать имитацию шерсти или оперения.
  3. Лепка человека с соблюдением пропорций частей тела и направления движения объекта . Ребята успешно вылепливают подобный предмет с натуры, поэтому на занятиях по лепке фигуры человека можно использовать для наглядности фигурки, игрушки, куклы. В работе с пластилином дети учатся передавать не только форму, но и действия: мускульное восприятие формы, позволяет ребёнку запечатлеть фигуру человека в момент какого-либо действия, в характерной позе.
  4. Сюжетная лепка . Воспитанники совершенствуют умение создавать сюжетные композиции. Заданием может быть лепка сценки из жизни («Дети играют в снежки», «Мама и ребёнок идут по улице») и изображение какого-либо эпизода из литературного произведения («Встреча Ивана-Царевича с лягушкой», «Емеля и щука»).
  5. Декоративная лепка . Старшие дошкольники совершенствуют умение лепить по мотивам народной игрушки. На занятиях декоративной лепкой ребята создают пластины с лепными узорами, фигурки животных и птиц, фигуру человека. Закрепляется умение лепить полые формы: на занятии «Дымковские барышни» ребята лепят юбку колоколом и к нему примазывают торс фигуры, пропорции частей тела соблюдаются точно. Народная игрушка при высокой степени условности изображения может быть создана с передачей фигуры животного или человека в движении. Для индивидуальных заданий воспитателю следует подобрать образцы дымковских игрушек, различных по содержанию. Например, варианты дымковских барышень: несёт собачку, несёт коромысло, в роли няни (с запелёнутым младенцем на руках или с подросшим ребёнком), на прогулке с зонтиком и др.
  6. Коллективная лепка . Общение со сверстниками становится более конструктивным: в процессе подготовки и проведения сюжетно-ролевых игр и выполнения творческих заданий ребята позитивно взаимодействуют друг с другом (оговаривают тему, распределяют между собой роли и выполняемые действия, продумывают этапы деятельности). На занятиях лепкой групповая деятельность может проводиться во фронтальной форме (каждый воспитанник лепит фигурку, затем составляют общую композицию), комплексной (лепка поделок на общей плоскости) и по принципу конвейера (за ребятами закреплены определённые действия, фигурки для композиции лепятся поэтапно, передаваясь от одного воспитанника к следующему).

Способы и приёмы лепки в подготовительной группе.

По теме «Фигура человека» в старшей группе ребятами выполнялись задания по предметной лепке. Сначала дети шестого года жизни закрепляли умение лепить фигуру человека по принципу дымковской игрушки (колоколообразное туловище, голова и руки): темы «Дед Мороз», «Снегурочка», «Дымковская барышня». Во втором и третьем квартале ребята знакомятся со способом лепки туловища и ног человека, и завершают год простыми сюжетными сценками - первыми попытками передачи зарактерных движений человека в лепке («Дети делают гимнастику», «Дети на прогулке», «Мальчик и девочка лепят снеговика»).

В подготовительной группе задача усложняется: необходимо более точно воспроизводить форму частей тела и соблюдать их пропорции. Проводятся занятия по лепке с натуры (как правило, это - кукла или статуэтка). Воспитанники рассматривают объект изучают особенности формы каждой части тела, учатся считать, сколько раз голова укладывается во всём туловище. Сначала вылепливается туловище цилиндрической или грушевидной формы, к нему будут крепиться другие детали. Путём скатывания кусочка материала создаётся шар (это будет голова) и короткий узкий цилиндр (шея). Руки и ноги раскатываются из цилиндрических элементов до колбасок нужной длины и толщины. Ребятам необходимо напомнить, что длина ног равна длине туловище, руки по длине от плеча доходят до середины бедра. Приёмом сплющивания у рук вылепливаются кисти, возможно при помощи стеки формирование пальцев. Оттягиванием и сплющиванием создаются стопы ног. Можно вылепить отдельные шарики, сплюснуть и прикрепить к ногам, имитируя обувь.

В соответствием с замыслом отдельные части фигурки воспитанники поворачивают и сгибают для передачи позы человека: наклон головы, поворот шеи, согнутые в коленях ноги, поднятые руки и т. д. В подготовительной группе ребята способны самостоятельно изображать сложные позы. В случае, если ребёнок испытывает трудности при выполнении замысла, воспитатель предлагает ему принять позу, которая должна быть у фигурки, обратить внимание на положение своего тела, рук, ног и головы, мысленно зафиксировать и передать эти особенности в лепке.

Фигуру человека в движении дети 6–7 лет умеют лепить конструктивным, пластическим и комбинированными способами. В течение учебного года воспитанники закрепляют умение вылепливать каждую часть тела по отдельности, примазывая к туловищу и тщательно затирая швы. Проблемой при выборе конструктивного способа лепки часто становится то, что примазанные к туловищу конечности фигурки во время изменения их положения и сгибания могут отломиться. Воспитателю необходимо обратить внимание ребят на этот момент и на то, что выходом из этой проблемной ситуации является лепка пластическим способом. Созданная в этой технике модель обладает большей устойчивостью и конечности фигурки проще поддаются передаче нужного действия.

Для лепки фигуры человека подходит и комбинированный способ. Достаточно податливой для изменения позы тела и положения конечностей при относительной прочности поделки является фигурка, созданная в такой технике комбинирования:

  • Для верхней части туловища и рук скатывается толстый цилиндр. Сверху примерно на треть высоты деталь разрезается стекой, полученные части разводятся в стороны - формируются руки.
  • Голова и шея создаются конструктивным способом, примазываются к туловищу.
  • Для ног и нижней части туловища скатывается цилиндр уже, разрезается стекой на две трети снизу - формируются ноги.
  • Верхняя и нижняя часть туловища примазываются друг к другу. Шов разглаживается подушечками пальцев. Возможно оформление этой линии соединения ремнём или поясом.

Одна из основных задач лепки в подготовительной группе - обучение создавать фигуру человека в движении. Воспитанники должны уметь передавать характерную позу человека при выполнении им каких-либо действий. В процессе лепки активизируются конструктивные и мыслительные способности, зрительное восприятие и память. В методическом пособии Т. С. Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа», разработанном для воспитателей в рамках ФГОС, для проведения занятий по лепке фигуры человека в движении рекомендуются такие темы, как «Девочка играет в мяч», «Ребёнок с котёнком (или другим животным)», «Девочка и мальчик танцуют», «Лыжник», «Как мы играем зимой», «Пограничник с собакой», «Я с моим любимым животным», «По щучьему велению» (лепка сценок из сказки), «Персонаж любимой сказки» (в том случае, если воспитатель проговаривает в задании, что следуют изобразить персонажа, выполняющим какое-либо действие), «Няня с младенцем», «Айболит и его друзья». Эти темы предполагают лепку по представлению. На таких занятиях для воспитанников открывается широкий простор для фантазирования, продумывания персонажей для изображения, выбора форм и приёмов лепки. В начале занятия дети рассматривают фигурки или картинки с изображениями скульптур, изучают положение частей тела человека, совершающего определённое действие. Ребятам предлагается самим принять ту позу, которую они представляют по замыслу, и зафиксировать в памяти основные моменты: сгибы конечностей, наклон или поворот туловища и головы и т. д. Также лепке фигуры человека в движении могут быть посвящены те занятиях, которые методическое пособие условно называются «Лепка по замыслу». Эти занятия приходятся на конец учебного года и предполагают самостоятельный выбор воспитанниками образов и сюжета для поделки. Воспитатель может оговорить, что в основой композиции должна быть группа людей или человек в какой-нибудь интересной ситуации. Ребята 6–7 лет в своих работах должны стремиться к точной передаче соотношения фигур по размеру, добиваться максимального сходства пластилиновых человечков с реальными людьми.

Варианты композиций на тему «Ребёнок с котёнком».

В методическом пособии Т. С. Комаровой к занятию по теме «Ребёнок с котёнком» предлагается вариант замены котёнка на другое животное. Таким образом, уже с начала продумывания замысла поделки ребятам даётся простор для фантазии. Какого ребёнка они будут лепить - девочку или мальчика? С каким животным будет взаимодействовать ребёнок - котёнком, щенком, кроликом или кем-то другим? Через выполнение задания слепить те образы, которые нравятся воспитанникам, реализуется один из принципов обучающей деятельности - принцип личностного ориентирования.

Индивидуализировать задания можно, предложив одним из воспитанников конструктивный способ лепки, другим - скульптурный/пластический и комбинированный. В этом случае особое значение имеет завершающий этап занятия - обсуждение и анализ готовых работ. Ребята изучают поделки, созданные различными способами, определяют, какая техника была проще в исполнении, с какой возникали трудности и какие.

Сюжет для композиции каждый придумывает сам. В зависимости от того, какие сценки изображают дети в своих поделках, сложность работы будет варьироваться. Простые позы по теме: ребёнок и котёнок смотрят друг на друга, мальчик ведёт щенка на поводке, девочка держит кролика. Сложнее позы, передающие активное взаимодействие объектов композиции: ребёнок догоняет котёнка, девочка угощает кролика и гладит его, мальчик бросает щенку палку, а тот готовится её поймать. Если воспитанник испытывает трудности в воспроизведении задуманной им сценки, воспитатель должен предложить ему продемонстрировать лично, как бы он выполнял подобные действия (будь он тем самым ребёнком из композиции или животным), зафиксировать позу и запомнить своё положение, чтобы передать положение тела фигурке из пластилина.

Для создания композиции «Ребёнок с котёнком (другим животным)» воспитанники должны иметь возможность самостоятельного и свободного выбора материалов и инструментов. Ребятам старшего дошкольного возраста рекомендуется дать доступ к шкафу или стеллажу с материалами для занятий по изобразительной деятельности. Воспитанники выбирают пластилин нужных цветов, берут стеки, заострённые палочки или ножницы, если они необходимы им в практической работе. Выбор основы для композиции также закреплён за детьми. Будет ли это простой картон, который ребёнок украсит рисунком по замыслу, взяв из шкафа фломастеры или карандаши. Возможно, кто-то из воспитанников захочет вырезать фигурную основу из цветной бумаги. Для имитации ковра, на котором играют вылепленный ребёнок с котёнком, отличной подойдёт бархатная бумага. Она же может быть использована для создания зелёной лужайки, на которой разворачивается сценка.

Для украшения поделок должны иметься коробочки с природным материалом и фурнитурой (листья, палочки, зёрна, камушки, ракушки, бисер, перья, шерстяные нитки и др.).

Мотивирующее начало занятия на тему «Ребёнок с котёнком».

Начальный этап занятия по изобразительной деятельности должен быть направлен на активизацию интереса к предложенной теме и побуждать воспитанников к практической работе. Тема «Ребёнок с котёнком» предполагает лепку двух сложных объектов (человека и животного в движении) и составление из них сюжетной композиции. Рассмотрим в виде таблицы мотивирующие материалы и формы деятельности, которые помогут ребятам в продумывании практического замысла и настроят на творческий лад.

Привлекаемый материал или форма деятельности Ход начального этапа занятия по теме «Ребёнок с котёнком (другим животным)»
Наглядный материал. На магнитной доске закреплены плакаты или картинки, изображающие сценки взаимодействия детей и животных (играю, кормят, гладят, гуляют и др.), ребята изучают представленные сюжеты. Использование наглядного материала предполагает обсуждение зрительных образов: какие сюжеты больше всего понравились ребятам и почему; какие особенности положения тела у детей и животных на картинках, как воспроизвести нарисованное в процессе лепки. Картинки могут быть показаны на экране при помощи проектора, можно изучить с ребятами подходящие по теме иллюстрации в книгах. Вариантом использования наглядного материала может быть просмотр с воспитанниками выставки фигурок и статуэток по теме.
Чтение стихотворений и рассказов. Многие литературные произведения о животных могут быть знакомы воспитанниками: стихотворения А. Барто («У меня живёт козлёнок», «Котёнок возится с клубком», «Мой пёс простудился» и др.) и С. Маршака («Пудель», «Два кота», «Усатый-полосатый» и др.) они учили к утренникам и тематическим досугам, читали рассказы и сказки о животных В. Бианки, Е. Чарушиной в группе или с родителями. Успешно использование проектора для работы с художественными текстами. На экран проецируется иллюстрация к какому-либо стихотворению или рассказу, воспитанникам предлагается подумать, к какому ранее прочитанному или выученному наизусть тексту она относится. Возможно, кто-то из ребят вспомнит стихотворение или захочет напомнить всем сюжет сказки.
Чтение загадок, потешек. Малые жанры устного народного творчества любимы детьми дошкольного возраста: в одном предложении, ритмично организованном, содержится указание характерных особенностей загадываемого или описываемого объекта.
Загадки и потешки могут быть одним из используемых материалов мотивирующего начала занятия: предшествовать беседе по заданной теме, сопровождать подвижные игры или прочитываться героями сюрпризных моментов.
Беседа. Обращение к личному опыту воспитанников, обсуждение историй из жизни или фантазий создаёт эмоционально позитивную атмосферу на занятии и активизирует воображение ребят. Для занятия по теме «Ребёнок с котёнком» беседа проводится по следующим примерным вопросам:
У кого из вас есть дома животные?
Как вы с ними играете, заботитесь о них?
Кто из вас был с родителями в контактном зоопарке?
Каких животных там можно кормить, брать в руки, гладить?
Кто из вас летом гостит на даче/в деревне? Какие там есть домашние животные? Ходили ли вы с ними играть или помогали ухаживать за ними?
Какое животное вам бы хотелось иметь?
Сюрпризные моменты. Для сюрпизного момента может быть привлечён младший воспитатель или другой сотрудник детского сада, который будет изображать персонажа, пришедшего в гости к детям.
Например, в начале занятия раздаётся стук в дверь, в группу заходит Старичок-лесовичок. Он рассказывает детям, что недавно в его избушке у кошки появились на свет котятки (показывает детям картинки или фотографии котят), малыши очень резвые и энергичные и постоянно шалят. А Старичок совсем не умеет обращаться с котятами, так они и озоруют целыми днями. Лесовичок просит ребят помочь ему и рассказать, как надо заботиться о котятах, как с ними играть.
Вариантом сюрпризного момента может быть пришедшее по почте письмо или посылка на адрес группы, в которой какой-либо персонаж делиться подобной проблемой и просит выслать ему фигурки, изображающие сценки общения ребёнка с животным.
Подвижные игры. Основной формой деятельности для старших дошкольников по-прежнему остаётся игра. Подвижные игры под музыку приносят хорошее настроение и позволяют выплеснуть лишнюю энергию перед практической частью занятия, которая требует сосредоточенности и усидчивости.
«Фигура замри».
Ребятам предлагается вообразить, что рядом с каждым из них какое-либо животное, под весёлую музыку они начинают активно изображать, как играют, резвятся с питомцами, заботятся о них или ласкают. Когда музыка останавливается, ребята замирают в своих позах. Водящий подходит к каждому и спрашивает, что изображает его поза. Тот, кто затрудняется с ответом, становится водящим.
Дидактические игры. Подобные игры активизируют зрительное и логическое мышление.
Для дидактических игр подбираются задания с изображениями по теме.
«Найди отличия на картинках», «Найди тень животного», «Найди пару», «Какой предмет на картинке лишний» и т. д.

Составление конспекта на тему «Ребёнок с котёнком».

Целью проведения занятия на тему «Ребёнок с котёнком (другим животным)» является создание фигурок человека и животного в движении и составление сюжетной композиции на основе.

Задачи занятия: обучение детей изображению фигур ребёнка и животного с передачей характерных особенностей и мускульного воспроизведения положения тела и конечностей при выполнении действия по замыслу; закрепление умения передавать пропорции тела человека и животного; оттачивание приёмов лепки в выбранной технике (при пластическом, конструктивном или комбинированном способе); развитие умения составлять сюжетную композицию.

В соответствии с гигиеническими нормами длительность занятия по лепке в подготовительной группе составляет не более 30 минут.

Временной план занятия.

  1. Организационный момент 1–2 минуты.
  2. Мотивирующее начало занятия 5–7 минут.
  3. Проговаривание плана действий по созданию фигурок, устный инструктаж по следованию технокартам 5 минут.
  4. Практическая работа 8–12 минут.
  5. Демонстрация и анализ готовых работ 3–4 минуты.
  6. Подведение итогов 1–2 минуты.

Конспект НОД по лепке в подготовительной группе «Дети на прогулке зимой» (сюжетная лепка).
Закреплять умение лепки фигуры человека в движении.
Развитие познавательных интересов.
Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатую работу до конца. Предварительная работа Чтение стихов о зиме, загадки о зимних месяцах, дидактические игры «Назови признаки зимы» и «Назови действия». Ход занятия В качестве мотивирующего начала занятия проводится беседа о том, чем ребята любят заниматься на улице в зимнее время года (играть в снежки, строить крепость, кататься на коньках, лыжах, на санках с горы и т. д.). Привлекается наглядный материал. Воспитанники рассматривают и обсуждают плакат «Зимние развлечения»: чем занимаются персонажи на картинке, какие особенности у их поз, какое положение занимают конечности и тело при выполнении различных действий.
Воспитатель объясняется задание: в парах слепить фигурки детей, выполняющих конкретное действие (играют в снежки, едут на санках, лепят крепость и др.), и создать сюжетную композицию на картонной основе.
Дети обсуждают, каким способом лепки будут создавать поделки и при помощи каких приёмов.
Физкультминутка.
Воспитанники выполняются практическую часть.
Демонстрация и обсуждение поделок.

Занятие по лепке «Потерявшиеся котята».
Автор: Зайнуллина Гульчачак Денисовна.

Цели и задачи Закрепить знания воспитанников о домашних животных и их характерных особенностях.
Развитие умения создавать фигуру животного путём использования различных приёмов лепки.
Развитие мелкой моторики рук.
Воспитание аккуратности и усидчивости.
Материалы Силуэт котёнка, пластилин, салфетка, доска для лепки, стека, картина «Кошка с котятами» из серии «Домашние животные» (автор С.А Веретенникова).
Ход занятия В игровой зоне воспитатель загадывает ребятам загадку о кошке и проводит артикуляционную гимнастику (воспроизведение движений: как кошка сердится, мурлычет, лакает молочко).
Работа с наглядным материалом - рассматривание картины «Кошка с котятами». С ребятами проводится обсуждение: кого они видят на картинке, в каких позах.
Создание сюрпризного момента: в группу приходит Мурка и жалуется, что пропали её котята. Воспитатель предлагает ребятам провести подвижную игру «Киска, киска, брысь», котят услышат, как весело они играют, и прибегут.
Но котят по-прежнему нет, тогда ребятам предлагается слепить котят из пластилина.
Обсуждение этап работы по лепке фигурок котят, практическая работа, в том числе рисование пластилином деталей мордочки животного.
Демонстрация и анализ готовых работ.

Порядок выполнения поделок на тему «Ребёнок с котёнком».

На этапе обсуждения плана создания композиции по теме «Ребёнок с котёнком» воспитатель обращает внимание воспитанников на то, что для лепки фигуры человека или животного в движении предпочтительнее использование пластического способа лепки. Однако ребята могут использовать и конструктивный метод для выполнения своего замысла или комбинировать приёмы двух способов.

«Ребёнок» (конструктивный способ).

Детали для лепки фигуры ребёнка
Голова и шея
Оформление головы волосами
Присоединения головы и шеи к туловищу
Примазывание рук к туловищу
Формирование кистей рук сплющиванием
Примазывание ног к туловищу
Формирование стоп оттягиванием и сплющиванием
Оформление лица мальчика

«Ребёнок» (пластический способ).

Куску пластилина придаётся форма вытянутого шара Вылепливание головы и шеи Стекой отрезаются части для лепки рук
Вылепливание рук
Стекой разрезает нижняя часть туловища для лепки ног
Вылепливание ног
Формирование кистей рук
Формирование стоп
Оформление лица фигурки
Передача движения

«Котёнок» (пластический способ).

Для заготовки скатываем вытянутый шар
Лепим шею, голову, ушки
Лепим хвост
Стекой разрезаем пополам нижнюю часть туловища
Формируем лапки
Готовая фигурка
Оформляем мордочку

«Ребёнок с котёнком» (варианты сюжетных сценок).

Мальчик ловит котёнка
Мальчик играет с котёнком в мячик
Мальчик взял котёнка
Мальчик обнимает котёнка
Мальчик гладит котёнка
Мальчик сидит в обнимку с котёнком
Мальчик угощает котёнка
Мальчик играет с котёнком в салочки Котёнок сидит у мальчика на плече
Мальчик поднял котёнка под мышки
Мальчик посадил котёнка на голову
Котёнок и мальчик смотрят друг на друга