Метод сенсомоторной коррекции. Сенсомоторная коррекция для реабилитации цнс. Развитие познавательной сферы

08.04.2019

  1. Обоняние
  2. Вестибулярный аппарат (ощущение движения тела в пространстве)
  3. Проприоцептивная система (ощущение положения тела и его частей)
  4. Осязание
  5. Зрение
  6. Ощущения, касающиеся работы всего тела и его отдельных органов – например, голод

Эти системы получают информацию от внешнего мира и самого тела и передают ее центральной нервной системе, которая обрабатывает данные и осуществляет ответ на них.

Новый сенсорный опыт, полученный в игровой форме под руководством взрослого, может помочь здоровому развитию сенсорики ребенка. Предлагаем вашему вниманию десять интересных и занятных упражнений, которые помогут укрепить здоровье вашего малыша.

Упражнение 1: Учимся ораторству (зона рта)

Покажите малышу эти звуки, артикулируя нарочито избыточно. Попросите ребенка повторить за вами.

  1. Гудим как пчела
  2. Щелкаем языком
  3. Вытягиваем губы и громко чмокаем ими
  4. Широко открываем рот и говорим: «А-А-А-А-А-А-А-А»
  5. Крепко смыкаем губы и говорим: «М-М-М-М-М-М-М-М»
  6. Надуваем щеки, будто это шарики, и шлепаем по ним ладонями, спуская шарик
  7. Вытягиваем язык так далеко, как только можем
  8. Корчим рожи – чем смешнее, тем лучше

Упражнение 2: Полет по приборам (слух)

Ведущий намечает простой, безопасный курс. Ведомый становится в пункт отправления, ему завязывают глаза. Ведущий дает словесные команды, например: сделай три шага вперед и поверни направо.

По мере роста контакта между участниками, маршрут может становиться сложнее, в игру можно вводить препятствия, которые нужно обойти. За игрой должен присматривать взрослый, чтобы она была еще веселее и увлекательнее, можно записывать попытки игроков на видео и затем просматривать для поиска и исправления ошибок.

Упражнение 3: Копируем рисунок (зрение)

Вырезаем картинки из журналов или используем фотографии. Используем стираемые сухие фломастеры и полупрозрачный пластиковый лист: просим ребенка перерисовать контуры какого-то предмета с фото на лист так, чтобы все детали совпадали.

Читайте также Пробиотики при аутизме

Затем мы помещаем лист поверх картинки и смотрим, насколько линии соответствуют друг другу. Стираем неудавшиеся черточки и наводим вместо них правильные. Когда малыш набьет руку, можно предложит ему от простых объектов (мяч, чашка) перейти к более сложным – мебель, игрушки, люди.

Упражнение 4: На ощупь и на запах (обоняние)

Для этого упражнения вам понадобятся пустые контейнеры, ватные шарики, аромомасла и кусочки ягод и фруктов. На ватный шарик мы капаем одну или две капли масла. Если малыш еще мал, начинайте с запахов, которые ему хорошо знакомы: апельсина, малины или лимона.

Помещаем каждый шарик в отдельный контейнер и кладем съедобные кусочки перед малышом. Завязываем ему глаза. Даем контейнер с шариком, просим вдохнуть аромат и наощупь найти съедобный аналог.

Упражнение 5: Настройка на ритм (слух)

Стучим на столе простой ритм и просим ребенка повторить за вами. Меняемся ролями: малыш задает образец, а вы – копируете. Начинаем с нескольких ударов и делаем мелодию все сложнее и длинней. Не ограничивайтесь только ладонями и костяшками пальцев! Самодельную перкуссию можно соорудить из таких подручных инструментов, как:

  • деревянные ложки
  • сковородки и кастрюли
  • пластиковые бутылки
  • ручки и фломастеры

Упражнение 6: Лягание ослика (вестибулярный аппарат)

Занимаем вертикальное положение. Нагибаемся и кладем обе ладони на пол. Проверяем, что за нами никто не стоит, и подпрыгиваем, опираясь лишь на руки и лягая воздух ногами.

Упражнение 7: Горячая лава (проприоцепция)

Разбрасываем по полу подушки. Пол – это расплавленная лава, а подушки – безопасные островки. Нужно прыгать с подушки на подушку, уворачиваясь от папы (ему отдана роль лавового дракона). Завершить веселье можно боем с подушками, который так любят многие дети!

Сенсомоторная коррекция в центре психологической помощи Просвет.

При проведении коррекционных упражнений с гиперактивным ре­бенком необходимо разбивать время занятия на блоки (с разными ви­дами деятельности) по 5-8 минут, постепенно это время увеличивая. Также необходимо введение специальной формы внешнего контроля, которая позволяет ребенку не только выполнять нужную последовательность действий, но и самому участвовать в регуляции своей деятельности, - контроль не вместо ребенка, а вместе с ребенком.

В начале проведения коррекции более оптимальна индивидуальная форма занятий, при необходимости возможны и групповые занятия, однако включение в группу более одного ребенка с ГРДВ нецелесо­образно. Практический опыт проведения сенсомоторной коррекции с такими детьми доказывает ее эффективность: снижаются гиперактив­ность и отвлекаемость ребенка, нивелируются нейродинамические на­рушения, улучшается произвольный самоконтроль, снижаются эмоцио­нальная лабильность, проявления негативизма и агрессии. В результате наряду с улучшением показателей психического развития ребенка отмечается улучшение социальной адаптации и детско-родительских отношений в семье. Наиболее выраженные результаты достигаются при работе с детьми в возрасте до 7 лет.

Нарушение активирующей сферы при РДА также может свидетель­ствовать о преимущественном нарушении подкорковых образований (Лебединский В. В., 2003), что позволяет предположить эффектив­ность проведения сенсомоторной коррекции.

Ввиду искажения эмоционально-мотивационной сферы, трудностей установления контакта и своеобразного поведения дети с РДА явля­ются наиболее сложной группой для коррекционной работы. Доста­точно много времени занимает подготовительный этап, направленный на установление контакта и привыкание ребенка к новым условиям; часто приходится прибегать к поощрениям в виде пищевого подкрепле­ния или подкрепления, находящегося в сфере интересов ребенка. Воз­никают также сложности усвоения упражнений, связанные с гиперестезиями, страхами, трудностями тактильного контакта с ребенком.

В начале коррекции занятия целесообразно проводить индивидуаль­но, затем постепенно переводить на смешанную форму (индивидуаль­ные занятия чередуются с групповыми). При этом отмечается довольно интересная динамика состояния ребенка: по мере исчезновения аутичного поведения на первый план выходит задержка психического разви­тия, невротическое или психопатоподобное поведение; дальнейшая ра­бота направлена уже на преодоление этих отклонений.

При работе с детьми, страдающими психосоматическими расстрой­ствами, использование сенсомоторной коррекции обусловлено тем, что данная методика позволяет улучшить функционирование головного моз­га и нервной системы в целом, повышает продуктивность протекания психических процессов, таким образом воздействуя на некоторые не­рвно-психические, физиологические составляющие этиопатогенеза забо­левания. Многие отечественные и зарубежные исследователи полагают, что одним из основных факторов, влияющих на возникновение и течение психосоматических расстройств в детском возрасте, являются дисфунк­ции ЦНС, возникающие, как правило, вследствие отклонений процессов внутриутробного и раннего постнатального развития.

В исследовании Т. Г. Горячевой и А. С. Султановой (2003) было по­казано, что у большинства детей с психосоматическими заболеваниями выявляются функциональная дефицитарность подкорково-стволовых образований мозга, недостаточная сформированность корково-подкорковых связей, наличие признаков нарушений межполушарного взаимо­действия, дисфункций правого полушария и запаздывания функцио­нального созревания лобных долей мозга. Эти дисфункции приводят к инертности психических процессов, астенизации, нарушениям вос­приятия собственного тела, саморегуляции и возникновению алекситимии, к дизонтогенезу психических функций в целом. Наличие цереб­рально-органической патологии при психосоматических расстройствах подтверждается различными клиническими исследованиями (ЭЭГ, РЭГ, МРТ и др.) (Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С., 2002).

Следует отметить, что в ряде случаев дисфункции подкорковых структур мозга являются первичными по отношению к возникно­вению психосоматической патологии (некоторые виды сердечных аритмий, неврозоподобный энурез, функциональные нарушения же­лудочно-кишечного тракта и др.), в остальных случаях мозговые ме­ханизмы включены в обеспечение, реализацию психосоматических взаимосвязей.

Сенсомоторная коррекция направлена на улучшение функциони­рования подкорковых структур, нормализацию активационных про­цессов, улучшение мозгового кровообращения, то есть на преодоление имеющихся у детей с психосоматическими расстройствами наруше­ний морфофункционального созревания мозговых структур. Однако терапевтический эффект сенсомоторной коррекции при психосомати­ческих заболеваниях обусловлен не только улучшением деятельности мозга. Коррекционное действие связано с развитием телесности, ста­новлением психосоматических связей в онтогенезе.

С помощью сенсомоторной коррекции можно воздействовать на ряд факторов, которые выступают в качестве причин нарушения психосо­матического развития, появления психосоматических заболеваний (на­личие субъективной слитности эмоциональных и телесных процессов, нарушение формирования интрацептивных словарей, задержка разви­тия представлений о собственном теле и др.). Сенсомоторная коррек­ция способствует формированию более полной категориальной струк­туры телесного опыта, интеграции в нее соматических ощущений. Особое внимание уделяется становлению схемы тела и образа физичес­кого Я, конструируемых под влиянием различных сенсорных впечатле­ний - кинестетических, тактильных, зрительных, проприоцептивных и др., пространственно-временных представлений, а также под влияни­ем повышения телесной рефлексии, сознательной оценки особенностей собственного тела, накопления соматоперцептивного опыта и получе­ния обратной связи от участников коррекционного процесса.

Метод сенсомоторной коррекции успешно апробировался при таких заболеваниях и психосоматических расстройствах, как: бронхиальная астма, гастродуоденит, тахикардия центрального генеза, дыхательная аритмия, алопеция, нейродермит, дискинезия желчевыводящих путей, энурез, энкопрез, вегетососудистая дистония, аллергические реакции и др. Во всех случаях было отмечено существенное улучшение сомати­ческого состояния ребенка, часто - исчезновение симптомов заболева­ния. Таким образом, сенсомоторная коррекция доказывает свою эффек­тивность и может являться важным элементом психологической работы при проведении комплексной терапии детей, имеющих психосомати­ческие заболевания.

При различных отклонениях в психическом развитии ребенка пер­вичным дефектом в большинстве случаев является функциональная недостаточность субкортикальных структур мозга, часто возникаю­щая вследствие перинатальной патологии. Большинству из исследо­ванных детей в первые годы жизни ставился один и тот же диагноз - перинатальная энцефалопатия (ПЭП). Кроме того, достаточно часто встречается сочетание различных патологических состояний, напри­мер психосоматические расстройства у детей с ЗПР, гиперактивность у детей-аутистов и др.

В связи с этим возникает вопрос о специфичности того или иного расстройства по отношению к первичному дефекту: почему недостаточ­ность подкорковых и стволовых структур, возникшая вследствие схо­жих отклонений внутриутробного и/или раннего постнатального раз­вития, приводит к развитию различных патологических состояний?

Возможный ответ на этот вопрос может быть связан с тем, что на характер дизонтогенеза оказывают влияние время возникновения и массивность органического поражения центральной нервной си­стемы (Лебединский В. В., 2003). Кроме того, сами подкорково-стволовые структуры являются неоднородными и многофункциональ­ными.

Сенсомоторная коррекция направлена на снижение дисфункций. Через двигательные и сенсорные компоненты осуществляется воздей­ствие на психику ребенка в целом. Использование достаточно дирек­тивного подхода и особым образом организованного взаимодействия с ребенком позволяет рассматривать сенсомоторную коррекцию как интегративный метод, занимающий особое место в ряду других психокоррекционных и психотерапевтических методов и являющийся базисной основой для дальнейшей коррекции.

Сложная демографическая ситуация, сложившаяся в настоящее время в России, усугубляется ухудшением состояния физического и психического здоровья детей всех возрастов – от младенцев до подростков. Особую тревогу вызывает увеличение распространенности перинатальной патологии и родовых травм, которые неизбежно оказывают негативное влияние на развитие нервной системы. Нормально протекающая беременность и роды, прошедшие без патологии, становятся исключением из правил. Это приводит к повышению распространенности отклонений морфофункционального развития всех отделов нервной системы. В большей степени при этом страдают отделы, чей сензитивный период развития приходится на перинатальный и ранний постнатальный периоды, – подкорково-стволовые структуры головного мозга.

Дисфункции этих отделов не только сами по себе специфическим образом сказываются на ходе психического онтогенеза, но и приводят в дальнейшем к модификации созревания коры головного мозга и, следовательно, развития высших психических функций. У детей младенческого и раннего возраста синдром функциональной недостаточности подкорковых структур мозга проявляется в виде следующих симптомов: изменения тонуса (чаще – гипертонус), снижение иммунитета, нарушения сна (трудности засыпания, изменение формулы сна и пр.), изменение сроков угасания врожденных рефлексов, изменения аппетита, нарушение терморегуляции и др. Также является характерным некоторое запаздывание сенсомоторного развития или отсутствие одного из его этапов (например, ползания). В дошкольном возрасте на первый план выходят нейродинамические нарушения, связанные с недостаточностью активирующих влияний подкорковых структур на кору мозга: истощаемость, неустойчивость внимания, инертность, снижение работоспособности, колебания продуктивности психической деятельности, двигательная гиперактивность.

В дальнейшем психическое развитие ребенка зависит как от компенсаторных возможностей, так и от своевременного проведения коррекционных мероприятий. Без проведения коррекции в большинстве случаев появляется множество вторичных дефектов в виде функциональной несформированности височных, теменно-затылочных и других зон мозга. У большинства детей задерживается развитие фонематического слуха, слухоречевой и зрительной памяти, отмечается обилие пространственных нарушений (недостаточное развитие пространственного гнозиса и праксиса, метрических и координатных представлений и др.). Также возникает недостаточность тактильного гнозиса и двигательные нарушения: синкинезии, кинестетические нарушения, дефицитарность зрительно-моторной координации, тонические нарушения, артикуляционные трудности, задержанное развитие реципрокных координаций, неуклюжесть, позднее формирование моторных навыков. Для этих детей характерна незрелость эмоциональной сферы, при которой эмоции не выполняют функции регуляции поведения и межличностных отношений. Адаптивные функции эмоций, аффективный контроль больше ориентированы на витальные потребности и потребность в поддержании стереотипных взаимосвязей с окружающей средой. При этом у детей отмечаются следующие особенности: эмоциональная «вязкость», тенденция к образованию зависимостей, невротических привычек и страхов; реже – эмоциональная лабильность, выраженные колебания настроения; раздражительность и агрессивные проявления, негативные эмоции или своеобразная «эмоциональная тупость», тенденция к стереотипному реагированию при необходимости адаптации к новым условиям. Постепенно на первый план выходит функциональное недоразвитие лобных структур мозга, формируется своеобразный подкорково-лобный синдром, при котором проявления подкорковой недостаточности «маскируются» лобной недостаточностью (нарушения правил поведения, дефицит произвольной регуляции и пр.). Указанные особенности приводят к трудностям овладения рядом навыков, школьной неуспеваемости, социальной дезадаптации.

Для профилактики и преодоления указанных нарушений онтогенеза специалистами Горячевой Т. Г., Султановой А. С. разработан метод сенсомоторной коррекции . С помощью специальных упражнений (двигательных, дыхательных, глазодвигательных и др.) достигается оптимизация активации нервной системы, улучшение функционального статуса подкорково-стволовых структур, коры мозга, межструктурных мозговых связей.
Как и любой метод психокоррекции, данная методика включает в себя следующие этапы:

1. Диагностический этап. Наиболее адекватным методом диагностики в данном случае является методика А. Р. Лурии, адаптированная для детского возраста. Преимущество нейропсихологической диагностики заключается в том, что с ее помощью можно выявить не только актуальный уровень знаний и умений ребенка, но и базисные патогенные факторы, приводящие к наблюдающимся нарушениям развития.

2. Установочный этап. Цель данного этапа – создание у ребенка и его родителей активной установки на психокоррекционную работу, формирование мотивов самопознания и самосовершенствования, снижение тревожности, повышение уверенности в возможности достижения позитивных изменений. Необходимость установочного этапа обусловлена в данном случае тем, что довольно часто применение методики сенсомоторной коррекции не соответствует ожиданиям родителей, которые «настраиваются» на известные им психологические приемы, в том числе суггестивные. Таким образом, происходит достижение более полного осознания проблемы, переформулировка запроса. Для повышения эффективности коррекционной работы необходимо объяснять родителям и детям (на доступном для них уровне) смысл тех или иных упражнений, выполняемых ребенком.

3. Коррекционный этап: происходит осуществление коррекционного воздействия. Сенсомоторная коррекция может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Начало коррекционной работы направлено, в основном, на улучшение функционирования подкорковых структур, улучшение мозгового кровообращения, нормализацию активационных процессов, снятие тонических нарушений, повышение работоспособности. Следующий этап коррекционной работы направлен на развитие двигательной, пространственной сферы, становление адекватной схемы тела и образа физического Я, развитие мелкой моторики; многие упражнения проводятся с целью повышения дифференцированности мозговых функциональных систем, улучшения межполушарного взаимодействия. Последний этап направлен на повышение уровня саморегуляции и произвольного контроля. Порядок выполнения ребенком упражнений соответствует направлению онтогенетического развития (начиная с положения лежа, затем – сидя, на четвереньках, стоя). Опосредованно через оптимизацию функционирования мозговых структур, регулирующих работу внутренних органов, нейрогуморальной и иммунной систем, а также через повышение уровня рефлексии и самоконтроля, в т. ч. в сфере телесности, происходит улучшение состояния и соматической сферы ребенка.

4. Оценка эффективности коррекционной работы. Необходимо отметить, что устранение симптома не является достаточным поводом для окончания коррекционной работы. Положительный результат, выражающийся в ликвидации проявлений дезадаптации и имевшихся ранее нарушений, не является единственным критерием эффективности. Снятие симптома и преодоление дезадаптации могут носить временный характер. Если при этом не устранены причинные факторы, то вполне возможно быстрое возвращение тех же самых или других симптомов. Многие родители считают конечной целью снятие нарушений, явившихся причиной обращения к специалисту. Однако занятия с ребенком надо продолжать для разрушения патологического механизма, обеспечения устойчивости достигнутого эффекта, профилактики новых нарушений. Необходимо учитывать, что у данного метода имеется целый комплекс косвенных результатов: например, повышение самооценки, уверенности в себе, преодоление трудностей в общении. Максимальный эффект достигается спустя 6-7 месяцев после окончания психокоррекционного воздействия. Отсроченная проверка должна показать устойчивость достигнутых результатов на отдаленных этапах после завершения коррекции. Для учета эффективности целесообразно проводить диагностику с помощью тех же приемов, которые использовались перед началом коррекции. Кроме того, специфика сенсомоторной коррекции дает возможность использовать объективные критерии улучшения состояния ребенка – данные медицинского обследования и клинических исследований (ЭЭГ, РеоЭГ и др.). Несмотря на стабильность результатов сенсомоторной коррекции, возможно повторное прохождение коррекционного курса. Это связано не с нивелировкой эффектов проведенной работы, а с динамичностью психического онтогенеза, изменениями социальной ситуации развития, а также с воздействием различных негативных факторов (травмы, заболевания и пр.).

Многолетняя работа по методу сенсомоторной коррекции с детьми от 2-х до 15-ти лет показывает эффективность данного метода при задержке психического развития, раннем детском аутизме, эпилепсии, нарушениях речевого развития, синдроме дефицита внимания и гиперактивности, психосоматических расстройствах, патологическом (компенсаторном) левшестве, школьной неуспеваемости и др. При этом у детей существенно улучшается не только функциональный статус подкорково-стволовых структур мозга, но и функциональное развитие коры головного мозга, кортико-подкорковые связи и межполушарное взаимодействие. В целом, у большинства детей, регулярно посещающих занятия, отмечается: существенное улучшение слухового и зрительного восприятия; улучшение тактильной чувствительности, крупной и мелкой моторики, зрительно-моторных координаций, снижение тиков и гиперкинезов; повышение работоспособности, нормализация тонуса, снижение инертности; улучшение внимания, памяти, речевой и интеллектуальной деятельности; улучшение пространственного гнозиса и праксиса; повышение произвольного самоконтроля; преодоление ряда нарушений психосоматического развития.

Таким образом, сенсомоторная коррекция является эффективным средством преодоления и профилактики проявлений дизонтогенеза, возникающих в результате функциональной недостаточности субкортикальных структур головного мозга ребенка. Благодаря направленности на механизм возникновения того или иного нарушения психического онтогенеза или психосоматического расстройства, воздействию через двигательные и сенсорные компоненты на всю психику ребенка в целом, при достаточно директивном подходе и особым образом организованном взаимодействии с ребенком, сенсомоторная коррекция занимает особое место в ряду других психотерапевтических и психокоррекционных методов.

к. псх. н., доц. Султанова А. С.

Краткое содержание: Развитие речи. Задержка речевого развития. Нарушение речевого развития. Игры для развития речи у детей.

В наши дни у детей все чаще встречаются задержка или различные нарушения речевого развития. Ребенок 3 лет, который молчит, или ребенок 4 лет, у которого "каша во рту". Сейчас этим никого не удивишь. Логопеды и дефектологи, которые проводят занятия по развитию речи у таких детей, основное внимание уделяют артикуляционной и пальчиковой гимнастике, развитию фонематического слуха. Авторы книги "Педагогика, изменяющая мозг" О.И. Ефимов (невролог) и В.Л. Ефимова (логопед) пишут о том, что такой подход к проблеме развития речи у детей является поверхностным. Авторы упоминают о том, что не смотря на то, что появившийся на свет ребенок имеет мозг, у которого есть все структуры, что и взрослого человека, многие из этих структур еще неактивны. Мозг ребенка окончательно дозревает и становится взрослым только к 18-20 годам, у некоторых даже ближе к 30.

У маленького ребенка ведущую роль играет не кора головного мозга, а подкорковые структуры. В своем развитии каждый ребенок должен пройти определенные стадии развития (сенсорную, моторную) интеллекта, чтобы эти отделы мозга правильно сформировались. Нарушения развития на этапе сенсомоторной интеграции могут приводить к проблемам в будущем, т.к сенсомоторная интеграция является основой для любого обучения. Авторы книги пишут о том, что упраженения и игры, направленные на развитие вестибулярного аппарата, общей моторики и восприятия эффективны при работе с детьми, имеющими нарушения или задержку речевого развития.

Ниже мы приводим список этих, на первый взгляд, несерьезных игр, которые могут оказывать серьезное влияние на развитие нервной системы ребенка.

Игры на развитие общей моторики, чувства ритма и чувства равновесия

1. Играть в мяч - подходят любые игры, где нужно бросать, ловить, отбивать мяч рукой или ногой.
2. Переворачивать ребенка вверх тормашками и держать за ноги, размахивая им в воздухе.
3. Крутить ребенка, держа его за руки.
4. С малышами - подбрасывать на коленях: "По кочкам, по кочкам, в ямку - бух!"
5. Игры по принципу "Замри - отомри". Например, бегать и кривляться, пока не прозвучит команда "замри". После этого замереть и не двигаться до команды "отомри".
6. Любые варианты игр, где есть команды "старт" и "стоп". Например, бежать наперегонки до угла дома: "На старт, внимание, марш!"
7. Размазывать ладонями пену для бритья по какой-нибудь поверхности.
8. Хлопать ладонями мыльные пузыри.
9. Прыгать через скакалку.
10. Строить "шалаши" из стульев, одеял, подушек и т. д. и сидеть в них.
11. Проползать через тоннель, сделанный из стульев.
12. Заворачивать ребенка в одеяло, как рулет.
13. Игры на реакцию, когда нужно шлепнуть ладонью по ладони партнера до того, как он отдернет руку.
14. "Камень, ножницы, бумага".
15. Стоять как аист на одной ноге (кто дольше простоит).
16. Играть с воздушными шарами (подбрасывать, ловить, перебрасывать через забор и т. д.)
17. Качаться на качелях (гамак тоже подойдет), каруселях, прыгать на батуте
18. Лепить снеговиков, играть в снежки, валяться в снегу.
19. Тренировать основные локомоторные навыки: ходьбу, бег, прыжки, перепрыгивание, боковые приставные шаги.
20. Крутить ребенка в офисном кресле.
21. Ходить как канатоходец по какой-нибудь узкой и длинной поверхности типа гимнастической скамейки или бревна. Можно сделать дома на полу дорожку из скотча и ходить по ней, как по узкому мостику над пропасть.
22. Кататься на велосипеде. Велосипед может быть любой: здесь важно, чтобы были педали, на которые нужно нажимать ногами по очереди. Важно, что ноги при этом отрываются от земли. Поэтому детский автомобиль на аккумуляторных батарейках, который приводится в движение пультом или кнопкой, не может заменить самый обычный велосипед.
23. Считалки - ритмичное произнесение текста в сочетании с движением руки.
24. Стихи с движениями.
25. Хлопать в ладоши в ритм музыки.
26. Ритмично танцевать под музыку, петь.

Игры на развитие восприятия

1. Тактильный мешочек - определять на ощупь, с закрытыми глазами, что лежит в мешочке. Это могут быть мелкие игрушки, орехи, фрукты и т. д.
2. Различать ощущения от прикосновения к коже разных щеток.
3. Игры на различение запахов с закрытыми глазами.
4. Знакомить с разными текстурами: месить тесто, пересыпать крупу, переливать воду.
5. Насыпать фасоль или горох в большую миску и спрятать туда несколько мелких игрушек, потом попросить ребенка найти их.
6. Рисовать пальчиковыми красками.
7. Вибромассаж: электрические зубные щетки, электрические ножные массажеры и т. д.
8. Обычный массаж, особенно полезен массаж воротничковой зоны.
9. "Рисовать" у ребенка на спине буквы или цифры пальцем и просить угадывать их, потом поменяться ролями.
10. Угадывать вкус. Например, с закрытыми глазами съесть кусочек фрукта или овоща и угадать, что это было.
11. Открывать и закрывать банки, шкатулки, кошелечки и т. д. с разными типами крышек и замков.

Тем, кто интересуется вопросами сенсомоторной коррекции, мы может рекомендовать для прочтения также следующие книги:

Материал подготовила: Анна Пономаренко

Другие публикации по теме развитие речи:

Логопедические занятия для малышей онлайн (2-4 года). Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни как никогда актуальна. Все больше встречается детей с задержкой речевого развития, с различными нарушениями развития речи. Сейчас никого не удивишь тем, что в 3 года ребенок почти не говорит. Или говорит, но понять его может только мама и то с трудом. Обычно логопеды рекомендуют подождать с логопедическими занятиями до 4-5 лет, невропотологи назначают лекарства, а найти хорошего дефектолога, умеющего работать с малышами, очень сложно. В то же время начать заниматься развитием речи у ребенка лучше как можно раньше. Общеизвестно, что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Что же делать родителям? Остается заниматься самим, дома, каждый день, понемножку, хотя бы минут по 10 в день, но регулярно. Организовать занятия по развитию речи вам поможет онлайн курс логопедических занятий от сайта "Сюжетные картинки для развития речи" .

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №19 с.Дальнее

Рассмотрено на педсовете

Протокол № от 16

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №19

Е.А.Сафонов____________

Программа

«Сенсомоторная коррекция детей с проблемами в развитиии»

Составитель: Лазутина Оксана Васильевна,

педагог-психолог

с.Дальнее,

2016 год

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение

1.1. Актуальность программы

1.2. Цель и задачи программы

1.5. Режим занятий

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

III. Содержание программы

3.1. Структура занятия

IV. Методическое обеспечение программы

ЛИТЕРАТУРА

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение

В настоящее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, общении, психосоматическими расстройствами, трудностями адаптации.

У ряда детей клинические обследования не выявляют грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах нижненормативных границ. Между тем, они могут демонстрировать стойкие проблемы в обучении и поведении.

1.1. Актуальность программы

Одним из основных факторов, влияющих на возникновение этих отклонений, являются дисфункции ЦНС, возникающие, как правило, вследствие нарушения процессов внутриутробного и раннего постнатального развития. В связи с этим особое место начинает занимать метод сенсомоторной коррекции, позволяющий преодолеть дисфункции подкорково-стволовых структур и других отделов головного мозга, направленный на нормализацию морфофункционального созревания мозговых структур. Сенсомоторная коррекция воздействует на механизм возникновения отклонений в развитии, что позволяет не только снять отдельный симптом, но и улучшить функционирование центральной нервной системы в целом, повысить продуктивность протекания психических процессов. Применение данного метода улучшает у ребенка внимание, память, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снимает гипер- или гипотонус, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

В случае наличия у ребенка существенных отклонений в развитии сенсомоторная коррекция может проводиться только в индивидуальной форме. Однако в настоящее время растет количество детей с минимальными мозговыми дисфункциями, а также детей, чье состояние можно оценить как пограничное. С такими детьми целесообразно проведение коррекции в групповой форме. Помимо задач, решаемых сенсомоторной коррекцией, данный вид работы помогает ребенку решить задачи, связанные с нарушением социальной адаптации, трудностями в общении. Групповая работа создает оптимальную обстановку для детей, нуждающихся в освоении навыков социальных контактов. Кроме того, некоторые приемы сенсомоторной коррекции оказываются особенно эффективными в условиях группы, где ребенок может сравнить свое выполнение задания с другими участниками, где можно показать удачные и неудачные способы решения двигательных задач, ввести игровые и соревновательные элементы.

Метод сенсомоторной коррекции успешно апробировался нами при различных нарушениях. Во всех случаях было отмечено существенное улучшение соматического состояния ребенка, во многих случаях – исчезновение симптомов заболевания. Таким образом, сенсомоторная коррекция доказывает свою эффективность и должна являться необходимым элементом психологической работы с детьми.

1.2. Цель и задачи программы

Целью данной программы является улучшение функционирования центральной нервной системы в целом, повышение продуктивности протекания психических процессов.

Задачи:

Улучшение процессов активации, энергоснабжения и статокинетического баланса психических процессов;

Повышение эффективности операционного обеспечения сенсомоторного взаимодействия со внешним миром;

Развитие произвольной регуляции и самоконтроля;

Активация в развитиии ВПФ (внимание, память, речь, пространственные представления);

Улучшение социальной адаптации, преодоление трудностей в общении (в процессе группового взаимодействия).

1.3. Отличительные особенности программы

Методологически нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа опирается на современные представления о закономерностях развития, и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе (прежде всего – в ракурсе теории о трех функциональных блоках мозга А.Р.Лурия); на учение Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации; на принципе «замещающего онтогенеза» (А.В.Семенович, Б.А.Архипов).

Методически – на адаптированный вариант базовых нейропсихологических, телесно-ориентированных, когнитивных, коммуникативных, арт-терапии и др.психотехник применительно к детскому возрасту .

Разработанная программа сенсомоторной коррекции «Движение к жизни» полностью отвечает современным образовательным тенденциям. Она представляет собой иерархически организованную четырехуровневую систему, включающую 3 группы методов, в нейропсихологическом контексте каждый из них имеет свою цель.

Методы I уровня направлены, прежде всего на элиминацию дефекта и функциональную активацию подкорковых образований головногомозга;

II уровня – на стабилизацию межполушарных взаимодействий и функциональной специализации левого и правого полушарий;

III уровня – на формирование оптимального функционального статуса передних (префронтальных) отделов мозга.

Системный подход подразумевает одновременное включение в коррекционный процесс упражнений, воздействующих на все три уровня мозговой организации психической деятельности, однако удельный вес и время применения тех или иных методов постепенно меняются с учетом как динамики состояния ребенка, так и логики онтогенетического развития.

Воздейтсвие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех ВПФ. Так как сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития ВПФ, в начале коррекционно-развивающего процесса предпочтение отдается именно двигательным методам. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность таких психических функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, в результате коррекции, развития и формирования этих психических функций создается их базовая предпосылка для их полноценного участия в овладении чтением, письмом, математическими знаниями. Практика показывает, что воздействие на двигательные функции дает свой эффект и на уровне эмоциональной и интеллектуальной сфер, это так называемый «эффект ненаправленной коррекции», что в очередной раз говорит о базовом значении моторного развития для созревания других психических функций.

Во время коррекционно-развивающей работы с детьми важно учитывать, что моторная функция развивается в онтогенезе поэтапно. Наибольшее значение имеет развитие ребенка в первый год жизни. Программа нейропсихологической сенсомоторной коррекции состоит из четырех этапов, соответствующих основным этапам моторного развития ребенка: на первом этапе основные упражнения выполняются в положении лежа, на втором – ребенок сидит, на третьем этапе активно используются упражнения на четвереньках, и, наконец, на четвертом идет отработка упражнений в положении стоя.

Программу проводит педагог-психолог;

Помощь завершается в момент разрешения проблемы или диагностики устойчивой тенденции к разрешению.

Предполагается активное участие родителей в ходе занятий для закрепления упражнений, а также домашнее выполнение базового комплекса упражнений для автоматизации навыка и профилактики негативных симптомов.

1.4. Особенности группы детей.

По своему типу группы сенсомоторной коррекции относятся к психотерапевтическим и обучающим, т.к. целью групповой работы является решение психологических и социальных проблем ребенка и обучение саморегуляции поведения; в ходе работы развиваются определенные умения и навыки. Как правило, группы отбираются по 6-8 детей (девочки и мальчики) с разницей в возрасте не более 2-х лет, имеющие схожий нейропсихологический статус, независимо от нозологии. Таким образом, в одну группу с детьми, имеющими психосоматические расстройства, могут войти дети с неврозами, патологическими привычками, гиперактивностью и расстройством внимания и легкой задержкой психического развития, а также имеющие сочетанную патологию. Очень важно, чтобы гиперактивных детей в группе было не больше двух, и только один с гиперфункцией правого полушария. В группы не должны попадать дети с психическими расстройствами и пережившие сексуальное насилие. В одну группу не принимаются дети-родственники, кроме близнецов. Группы являются закрытыми, т. к. используются обучающие техники, занятия продолжаются от 6 месяцев до 2-х лет, в зависимости от возраста и состояния детей.

1.5. Режим занятий

Индивидуальные и групповые занятия с детьми и родителями проводятся в виде выполнения комплекса упражнений для сенсомоторной сферы, развивающих игр, сенсомоторных упражнений.

1.6. Прогнозируемые результаты и способы их проверки

Проверка результатов осуществляется за счет комплексной нейропсихологической и психолого-педагогической диагностики каждого ребенка в начале и в конце программы. Помимо этого, в ходе реализации программы осуществляется динамическое наблюдение за состоянием ребенка, консультации родителей по мере обращения с целью получения обратной связи.

При положительной динамике – ребенок заканчивает посещение группы сенсомоторной коррекции, родителям даются рекомендации по закреплению достигнутых результатов, контрольная проверка, по рекомендациям итогового заключения, специалистами центра проводится через полгода.

При отсутствии динамики – проводится анализ ситуации, разработка дальнейшего маршрута сопровождения (возможно продолжение данного курса, участие специалистов смежных областей и т.д.)

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Этапы программы

Количество учебных часов

Всего часов

Количество занятий

I этап

II этап

III этап

IV этап

Всего:

III. Содержание программы

3.1. Структура занятия

Время проведения (мин)

Приветствие

Разминка:

Дыхательные упражнения

Самомассаж

Пальчиковая гимнастика

Основные упражнения:

Телесные упражнения

10-15

Растяжки

Упражнения для развития реципрокных координаций

Глазодвигательные упражнения

Игры и дополнительные упражнения:

Релаксация

Завершение занятия, обсуждение

Средняя продолжительность занятия

Цель

Примечания

Дыхательные упражнения

Улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Способствуют улучшению работы вегетативных функций организма, успокаивают и улучшают концентрацию внимания

Отработку дыхательных упражнений лучше начинать со стадии выдоха. Нужно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма, а плечи оставались спокойными. Сначала можно выполнять упражнение лежа, потом сидя по-турецки или в позе ученика, спина прямая

Самомассаж

Комплекс массажных упражнение направлен на оптимизацию общего уровня психической активности ребенка, увеличению его энергетического и адаптационного потенциала.

При возникновении трудностей на первом этапе эти упражнения можно выполнять в паре родитель-ребенок

Пальчиковая гимнастика

Направлена на развитие мелкой моторики, речи, памяти, внимания

Основные упражнения

Комплекс телесно-двигательных упражнений, направленный на отработку базовых двигательных навыков (тонических и локомоторных движений)

Растяжки

Эти упражнения способствуют оптимизации и стабилизации мышечного тонуса тела.

Реципрокные координации

Упражнения направлены на формирование межполушарного взаимодействия, повышают эффективность самоконтроля.

Глазодвигательные упражнения

Упражнения расширяют поле зрения, улучшают восприятие, способствуют формированию произвольного внимания. Совместные движения глаз, рук, языка развивают зрительно-моторную координацию, межполушарное взаимодействие.

Релаксация

Способствует расслаблению, самонаблюдению, воссозданию полимодальных сенсорных образов. Может использоваться как для регуляции тонуса, улучшения самоконтроля, так и для интеграции приобретенного на занятии опыта.

Подробнее см. в

Игры и упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы

Коммуникативные упражнения направлены на развитие навыков взаимодействия в группе, поиск и закрепление оптимальных форм поведения, улучшение рефлексии и эмпатиии, формирование произвольности.

Когнитивные упражнения направлены на развитие ВПФ, полисенсорную стимуляцию, формирование произвольности.

Подробнее о различных вариантах этих упражнений можно узнать из источников, приведенных в списке литературы.

3.2. Основные этапы сенсомоторной коррекции

1 этап: э тап знакомств, улучшения детско-материнских отношений, отработка базовых двигательных навыков (тонических и локомоторных движений.)(продолжительность 6-8 недель).

На первом занятии обязательно нужно познакомиться с детьми и познакомить их друг с другом, познакомить родителей. Необходимо спросить у родителей и детей, зачем они пришли на занятия к психологу.

Упражнения 1 этапа: Разминка

  1. Дыхание с задержкой на вдохе/выдохе сначала в собственном ритме, а затем в установленном ритме. Выполняется лежа, затем – сидя на полу «по-турецки» или на коленях; руки положить на живот. Ведущий вслух отсчитывает ритм, постепенно увеличивая интервалы от 3 до 7 секунд.(5 раз)
  2. Резкий вдох через нос с выбросом рук вверх, на долгий выдох опускаем руки и произносим звук «и»
  3. Медленный вдох носом, поднимая руки вверх, резкий выдох ртом со звуком «х», опуская руки
  4. Через стороны руки на вдохе медленно поднять вверх, на выдохе через стороны опустить медленно
  5. Развести прямые руки на вдохе на уровне груди в стороны, соединить на выдохе
  6. Быстро потереть ладони друг о друга, пока они не станут теплыми. Левой ладонью растереть правую кисть, затем правой ладонью - левую кисть.
  7. Хлопки в ладоши
  8. Поглаживание лица: приложить ладони ко лбу и на выдохе провести ими с легким нажимом вниз до подбородка. На вдохе вести руки со лба на темя и затылок, с затылка - на шею.
  9. Самомассаж головы и шеи совершается мягкими поглаживающими движениями.
  10. Самомассаж ушных раковин: зажав мочку уха большим и указательным пальцами, разминать его по краю снизу вверх и обратно. Потянуть ушные раковины вниз, в сторону и вверх.
  11. Растопырив пальцы, хлопнуть несколько раз в ладоши, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем хлопки выполняются кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз.
  12. Растопыренные пальцы обеих рук борются друг с другом
  13. Пальцы – крючки цепляют друг друга и тянут
  14. Над головой скрестить руки в оленьи рога и напрячь, затем превратить в ослиные уши и поболтать расслаблено
  15. Хлопки и потирание ладошек по ковру
  16. Сжав руку ладонью противоположной руки, массировать ее, проводя ладонью от локтя до запястья и обратно, затем - от плеча до локтя и обратно. То же другой рукой.
  17. Пальчиковая гимнастика с речевками: «Мы писали», «Мальчик-с-пальчик где ты был», «Петушок», «Топ топ топотушки», «Капуста», «На двери висит замок», «Мы делили апельсин»
  18. «Кулачок ладошка я иду как кошка» смена кулак-ладонь
  19. «Мама нам печет блины» поочередная смена внутренней и тыльной сторон ладоней левой и правой рук.

Основные упражнения

  1. «Колобок»: 1 этап – ребенок в «позе эмбриона» раскачивается назад – вперед, вправо – влево, затем, переворачиваясь со спины на колени, катится в сторону и обратно. Необходимо следить, чтобы голова была прижата к коленям. 2 этап – взрослый (мать) обхватывает ребенка, находящегося в этой же позе, и крутит его. При этом ребенок должен в любой момент остановки не упасть, а вернуться в исходное положение. 3 этап – ребенок сидит в той же позе, взрослый (мать) садится сзади и сильно обхватывает его руками и ногами. Ребенок должен, напрягаясь, вырваться.
  2. «Бревнышко»: ребенок ложится на спину, вытягивает руки вверх и перекатывается с живота на спину, не скрещивая и не сгибая при этом руки и ноги.
  3. «Солдатик»: лежа на спине, руки прижаты вдоль тела,перекатывается через лоб.
  4. «Гусеница». Руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч; выпрямляя руки и поднимая таз, дети выгибают туловище вверх, Ноги подтягиваются к рукам, затем руки продвигаются вперед, а ноги снова подтягиваются к рукам и т.д. Во время движения ладони рук и подошвы ног не отрываются от пола.
  5. «Яблочко»: обхватить колени, прижать голову, перекат на бочок, на спину, на другой бок.
  6. Ребенок ползает по-пластунски, затем - только с помощью рук или ног.
  7. Ребенок ползает на спине при помощи плеч и торса. Ноги при этом не двигаются.
  8. «Лодочка». Ребенок ложится на спину, вытягивая руки. По команде ведущего ребенок одновременно поднимает прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем ребенок выполняет это упражнение, лежа на животе.
  9. Ребенок лежит на спине и поочередно соединяет локоть с коленом сначала одноименные, а затем разноименные. При этом противоположные рука и нога должны быть вытянуты.
  10. «Велосипед»: два ребенка ложатся на спину, ногами друг к другу. Соприкасаясь, друг с другом стопами, поочередно «крутят педали».
  11. Растяжка на животе, на спине (глаза смотрят на носки)
  12. Руки за головой, шаги бедрами по ковру.
  13. Ребенок лежит на спине, на ровной поверхности. На расстоянии вытянутой руки взрослый двигает какой-либо яркий предмет в разные стороны, по кругу, к носу ребенка. Ребенок должен следить за этим предметом глазами, не двигая головой. После освоения упражнения ребенок перемещает предмет самостоятельно.

2 этап: задачами второго этапа являются отработка локомоторных движений и растяжек (продолжительность 4-6 недель).

Упражнения 2 этапа

Основные упражнения

  1. Сидя на полу, ребенок вытягивает ноги и передвигается, поочередно выдвигая ноги, не сгибая их в коленях. Движения производятся по направлению вперед и назад.
  2. Сидя на полу, ребенок вытягивает ноги перед собой, совершает движения пальцами обеих ног, медленно сгибая и выпрямляя их одновременно и поочередно.
  3. В той же позе ребенок вытягивает руки вперед и одновременно выполняет движения кистями рук и стопами сначала синхронно, затем в противоположных направлениях.
  4. «Бабочка». Захватить сложенные подошвами стопы руками, колени в стороны. Пятки должны быть как можно ближе к ягодицам. Движения ног подобно взмахам крыльев бабочки.
  5. «Мельница». Сидя с вытянутыми и раздвинутыми ногами, ребенок достает прямой правой рукой мысок левой ноги, а потом левой рукой мысок правой ноги.
  6. Сидя с вытянутыми ногами, ребенок поочередно сгибая колено касается противоположного локтя. Свободной рукой опираются на пол.
  7. Сидя с ногами согнутыми в коленях, ребенок опускает их попеременно направо и налево.
  8. Глазодвигательные упражнения из 1 этапа делаются сидя.

3 этап: задачей третьего этапа является работа с патологическими синкинезиями (продолжительность 8-10 недель)

Упражнения 3 этапа:

Разминка(такая же как и на 1 этапе).

Основные упражнения

  1. Стоя на четвереньках, ребенок ползет, передвигая одновременно сначала левые руку и ногу, затем правые.
  2. Стоя на четвереньках. Ребенок двигается боком 1) приставным шагом; 2) приставным шагом, ставя руки в перекрест; 3) двигаясь руки вместе, ноги врозь.
  3. Ребенок ползет на четвереньках. Затем с движениями рук совмещаются движения языка: язык двигается за рукой, а потом - в противоположную сторону. Затем, упражнение совмещается с движениями головой в туже, и в противоположную сторону. В дальнейшем присоединяются движения глазами.
  4. Ребенок ползет на четвереньках, ставя руки крест-накрест. Затем с движениями рук совмещаются движения языка: язык двигается за рукой, а потом - в противоположную сторону.
  5. Ребенок, стоя на четвереньках, вытягивает правую и левую ногу, удерживая равновесие 10-15 сек. После чего меняет руку и ногу.
  6. Ребенок, стоя на четвереньках поочередно каждой ногой выполняет полукруговые движения. Ноги при этом скользят по ковру.

4 этап: задачей третьего этапа является работа с патологическими синкинезиями и формирование адекватных синергий. (продолжительность 4-6 недель)

Упражнения 4 этапа:

Разминка (такая же как и на 1 этапе).

Основные упражнения

  1. В положении стоя, вращательные движения в тазобедренном суставе, в коленном суставе и стопами ног. При выполнении вращательных движений ног могут возникать синкинезии в руках или оральные, поэтому в руках ребенок может держать палку или мяч, а язык высунуть и слегка прикусить зубами.
  2. Ребенок, шагая, касается ладонью одноименного колена, затем разноименного.
  3. «Гусиный шаг». Ребенок шагает на корточках, переваливаясь с пятки на мысок.
  4. «Лягушка». Ребенок прыгает на корточках.
  5. Встать у стены, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Ребенок передвигается вдоль стены вправо, затем – влево, Сначала двигаются одноименные, а потом противоположные рука и нога: 1) руки и ноги параллельны; 2) руки перекрещены, ноги параллельно; 3)ноги перекрещены, руки параллельно; 4) руки и ноги перекрещены.
  6. Стоя свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения, сведение глаз к носу (другие глазодвигательные упражнения из программы 1 этапа).
  7. «Паровоз». Дети выстраиваются паровозиком в затылок друг другу (стоящий сзади держит стоящего впереди за локти). Все закрывают глаза, кроме первых, которые медленно начинают движение. Их задача – аккуратно, молча вести «паровоз», огибая препятствия. Задача остальных – максимально «прислушаться» к стоящему впереди, наиболее точно повторять изменения в его движениях, тем самым, обеспечивая точную передачу информации стоящим сзади. Каждый должен побывать в роли машиниста.
  8. «Полет». Исходное положение - стоя. Ребенок делает несколько сильных взмахов руками, разводя их в стороны. Затем ребенок закрывает глаза и представляет себе, что его руки сами поднимаются (как будто их кто-то тянет в стороны). При этом руки ребенка должны идеомоторно подняться без усилий с его стороны. У ребенка возникает чувство легкости, полета. Выполняя это упражнение, ребенок может начать отклоняться в какую-либо сторону, надо следить, чтобы он не упал.

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

4.1. Основные методы организации коррекционно-развивающего процесса

1. Форма занятий – групповая и индивидуальная.

2. Занятия проходят по повторяющейся схеме, включая методы трех уровней.

3. Использование домашних заданий в качестве обязательного элемента коррекционно-развивающего процесса.

4. Один из главных методов групповых занятий – предоставление каждому участнику роли ведущего.

5. В качестве критерия оценки результата по каждому этапу программы используется включенное набдюдение.

6. Эффективность программы определяется с помощью повторной (нейро)психологической диагностики и консультаций с родителями.

4.2. Материально-технические условия

Для групповых занятий требуется светлое проветриваемое помещение, размером 30-35 кв.м., полностью соответствующее санитарным требованиям для работы с детьми. Оборудование помещения предполагает: наличие коврового покрытия на 2/3 помещения (ковер размером 4х5-6м или больше), шкаф для размещения игровых материалов, стол и стулья для специалиста, несколько стульев для родителей, желательно наличие зеркала, аудиосистемы.

4.3. Дополнительное оборудование и материалы.

Для проведения различных игр и упражнений можно использовать широкий спектр материалов. Во многом это связано с возможностями, оснащенностью учреждения, в котором ведутся занятия, а также с опытом и предпочтениями специалиста, ведущего занятия по данной программе.

В общем виде программа предусматривает использование:

Крупных мягких модулей, кочек, туннелей, качалок, мячей различной формы и назначения. Наборы мячей, лент, специальных игр для дыхательных упражнений. Комплекты мячей, колец, ковриков, валиков для массажных упражнений. Комплекты игрушек для пальчиковых упражнений. Предметы и покрытия с различной текстурой, формой, размером, емкости для заполнения материалами для сенсорных ванночек. Разноцветные платки разных видов, веревочки, шнуры. Различные звучащие предметы и игрушки (бубны, колокольчики, погремушки с крупами и др.), далекие и близкие по звучанию. Наборы разных запахов (пробники с эфирными маслами, ароматические фломастеры и т.д.). Коллекция аудиозаписей с бытовыми и природными шумами, спокойной музыки для релаксации. При выполнении игр и упражнений для развития коммуникативной и когнитивной сферы можно использовать различные методические пособия соответствующей направленности (задания на развитие эмоционального гнозиса, зрительного и зрительно-пространственного восприятия, внимания, памяти, логические задания и т.д.). Наборы объемных букв и цифр разного размера, вида и текстуры. Материалы для творчества: бумага, краски, пластилин цветной песок и т.д. Призовой фонд (разнообразные маленькие игрушки, полезные вещи небольшого размера, например, канцелярские принадлежности, наклейки, закладки, шарики, магниты и т.п.) для поощрения роли ведущего, старательного выполнения упражнений, примеров правильного поведения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Горячева Т.Г., Султанова А.С. Сенсомоторная коррекция при нарушениях психического развития в детском возрасте. Москва, 1999.с.16.
  2. Горячева Т.Г., Султанова А.С. Сенсомоторная коррекция при психосоматических расстройствах в детском возрасте. Глава в кн. Бихевиорально-когнитивная психотерапия детей и подростков. Ред. Ю.С.Шевченко, СП, 2003, с.465-490.
  3. Горячева Т.Г. Программа групповой работы с детьми при проведении сенсомоторной коррекции. Ж-л «Психолог в детском саду», М., 2006,№3, с37-51
  4. Горячева Т.Г.. Султанова А.С. Сенсомоторная коррекция при различных отклонениях психического развития. Ж-л «Неврологический вестник им.В.М.Бехтерева» т.XL, вып.3, с.56-60.
  5. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. Питер, 2008 с.242-260.
  6. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.,2002 с.175.
  7. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. М, 2004.