Позитивное и негативное влияние сети интернет на социализацию подростков. Социализация: позитивная и негативная

27.07.2019

Понятие социализации подразумевает под собой процесс усвоения человеком правил поведения, социальных норм , моральных ценностей , умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми. Если у животных все отношения обусловлены биологическими мотивами, то у человека как биосоциального существа немаловажен процесс развития социальных навыков. Люди постоянно рождаются и умирают, и процесс обновления общества идет постоянно. Новые члены общества изначально не знают ни норм, ни правил поведения в нем. Вот тут и начинается процесс социализации .

Факторы социализации.

Факторы социализации - это механизмы, с помощью которых и происходит процесс социализации. Основных факторов, выделенных социальным педагогом А.В. Мудриком, три:

  1. Макрофакторы - глобальные механизмы, влияющие на социальное развитие личности (планета, космос, государство, страна, общество, правительство).
  2. Мезофакторы - условия, влияющие на социализацию, в основном, по территориальному или этническому признаку (место и тип поселения, регион, поселок, город, народ, этническая принадлежность).
  3. Микрофакторы - факторы, оказывающие непосредственное влияние на социализацию человека (семья, сверстники, школа, место учебы и работы).

В каждом факторе есть действующий элемент, благодаря которому и происходит социализация. Например, в семье - это родители, братья, сестры, в школе - учителя, одноклассники. Эти элементы называются агентами социализации .

Виды и этапы социализации.

Виды социализации , как правило, классифицируются по временному периоду, поэтому их называют этапами социализации .

  1. Первичная социализация. Период от рождения до формирования взрослого человека . Этот этап очень важен для социализации ребенка . Первые знания об обществе он получает обычно от родителей.
  2. Вторичная социализация (или ресоциализация). Процесс замещения ранее сложившихся методов поведения на новые, характерные для взрослого человека. Вторичный этап часто означает разрыв старых шаблонов, и усвоение новых. Помните, как в университете вам говорили: «Забудьте все, что вы учили в школе»? Вторичный этап длится всю жизнь человека.

Остальные виды социализации:

  1. Групповая социализация. Социализация внутри какой-то конкретной социальной группы . То есть, в какой среде ребенок больше проводит времени (родители, учителя или друзья), правила и нормы той среды он и усваивает в первую очередь.
  2. Гендерная социализация. Социализация по половому признаку. Мальчики усваивают то, как должны себя вести мальчики, а девочки, соответственно, учатся быть девочками.
  3. Организационная социализация. Процесс социализации во время трудовой деятельности (как вести себя с коллегами, начальством, подчиненными, как относится к труду, хорошо ли опаздывать на работу и т.д.).
  4. Досрочная социализация. Вид социализации, который представляет из себя своеобразную репетицию будущей деятельности, приступать к которой еще рано (игра девочек в дочки-матери).

Основными институтами социализации являются.

ПОЗИТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВЕННО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О.В.Путятина

Сегодня образование рассматривается как адекватный ответ на вызовы времени, как система личностно и социально ориентированных знаний и практик человека, обеспечивающих необходимый уровень его компетентностей в течение всей жизни, как ресурс развития инновационной экономики страны и её регионов. Важным шагом на пути обновления может стать внедрение в практику школьного образования модели деятельности общественно-активных школ и технологий социально-ориентированного образования. Сегодня идея общественно-активной школы стала востребованной для системы российского образования. Общественно-активная школа имеет высокий уровень адаптации к конкретным социальным условиям, в которых происходит ее развитие. Важнейшая задача общественно-активной школы - помочь ребенку обрести эффективную социальную компетентность, вооружить способностью активно и успешно жить в современном обществе. Деятельность такой школы направлена на формирование активной гражданской позиции школьников, получение опыта гражданского действия, саморазвитие.

Общественно-активная школа включает в себя три основных компонента: демократизацию школы, партнерство школы и сообщества, добровольчество. Для нас одной из важнейших составляющих демократизации образовательного процесса в общественно-активной школе является использование принципа партнерства при организации взаимоотношений всех субъектов внутришкольной жизни, а также привлекаемых к решению образования представителей сообщества. Партнерские отношения предполагают четкое определение взаимных прав и обязанностей, соблюдение принятых норм и правил поведения, формирование привычки добросовестно выполнять принятые на себя обязательства и нести взаимную ответственность.

Общественно-активная школа обладает достаточным потенциалом для того, чтобы способствовать образованию субъектов демократии. Являясь образовательным учреждением, общественно-активная школа превращается в центр гражданских, просветительских, культурных, добровольческих инициатив, становится ресурсным центром для жителей тех территорий, где находится, формируя демократию низового участия.

Жизнь и развитие образовательного учреждения в настоящее время немыслимы без активного участия в этом родителей как единомышленников и полноправных участников образовательного процесса. Общественно-активные школы помимо всего прочего обладают определенным опытом достижения нового качества образования на основе формирования ключевых компетентностей. В частности, к их числу относится позитивная социализация обучащихся. Предлагаем вам опыт работы в данном направлении.

Задумываются ли ваши учащиеся о том, в чем для них заключается успех? Что происходит вокруг них в их сообществе? Зачем надо быть активным? Какие примеры социальных проектов они знают из своего опыта, в чем их ценность? Что надо делать, чтобы команда работала эффективно? Какие методы сбора информации можно использовать, чтобы создать карту своего сообщества? Поиск ответов на эти вопросы позволяет молодым людям учиться и развиваться посредством активного участия в специально организованных действиях, которые дают возможность использовать приобретенные академические знания и навыки в ситуациях реальной жизни их сообществ, поддерживают образовательные цели учреждений; являются практическим применением приобретенных в школе знаний; направлены на решение насущных проблем сообщества.

Школа, занимающая активную позицию в окружающем сообществе; школа, которая не только дает знания и готовит к будущей карьере, но и учит терпимости и состраданию, проводит акции в поддержку нуждающихся, больных, сирот и ветеранов войны, будет играть превалирующую роль в становлении современного гражданина. Это будет школа жизни для учителя и его учеников, такая школа, где невозможно спрятаться за школьной партой и отговориться чрезмерной занятостью. Эта школа, которая учит готовности идти к людям, делиться с ними, что у тебя есть из добрых побуждений, не рассчитывая на то, что тебя похвалят или заметят.

Это возможность широкого обмена опытом между учителями в направлении социально значимых, перспективных направлений работы, востребованных обществом как никогда. Это возможность объединения между школами разных регионов. Это навык становления активных форм работы в самой школе, организация таких общественно полезных дел, которые способствуют развитию как практических, так и социально-необходимых навыков, возможность сплотить коллектив вокруг общего дела, показать им успех работы вместе, воспитать чувство гражданственности.

Для достижения успеха на поприще общественно-ориентированного образования в рамках проекта « Общественно-активные школы как эффективный ресурс реализации национальной инициативы «Наша новая школа»» нами был разработан инновационный проект «Позитивная социализация обучающихся». Основной идеей инновационного проекта является создание реальной возможности родителям, местным жителям, общественным организациям и учреждениям стать активными партнерами в предоставлении образовательных возможностей школьникам и решении проблем местного сообщества.

Кардинальные изменения в экономической, социально-политической, культурной жизни России сопровождаются рядом негативных явлений. Нарастающие тенденции социально-стратовой региональной этноконфессиональной дезинтеграции общества; усиление социального неравенства различных групп населения; отсутствие равных возможностей в реализации права на труд, образование, социальное обеспечение; переоценка ценностей; рост преступности, наркомании и других асоциальных явлений в молодежной среде - все это осложняет проблемы воспитания подрастающего поколения, особенно подростков, обеспечение условий накопления ими позитивного социального опыта.

Вместе с тем процесс демократизации и гуманизации общественных отношений (в большей мере декларируемых, чем реализуемых) усилил стремление подростков к самостоятельности и независимости, потребность в свободе выбора сферы самоактуализации и самоутверждения. Не находя поддержки своих интересов в семье, в учебном заведении, они нередко попадают под влияние неформальных структур, в том числе и криминальной ориентации. В этих условиях проблема поиска пространства, содержания, способов организации жизнедеятельности подростков, условий их развития и социализации приобретает особую актуальность.

Сущность воспитательной деятельности в этих условиях состоит в управлении процессом социализации воспитанников с учетом того, что одновременно с процессом воспитания совершается процесс стихийной социализации подростков под влиянием комплекса факторов социальной среды. На этом фоне особую значимость приобретает проблема позитивной социализации.

Понятие «позитивная социализация » используется нами как показатель соответствия осваиваемого и присваиваемого подростками социального опыта нравственно ценным ориентациям, принятым в обществе. В выборе данного понятия как одного из критериальных в нашем исследовании мы опираемся на работы А.В. Мудрика, который обращает внимание на то, что обмен, продуцирование и освоение ценностей при определенных условиях становится эффективным, способствуя позитивной социализации членов воспитательной организации.

Кроме того, позитивная социализация - такое положение индивидуума в обществе, которое обеспечивает возможность его полного физического, интеллектуального, психического, духовного и нравственного развития с учетом социокультурных ценностей общества.

Особое значение для педагогического понимания сущности социализации имеет изучение факторов и механизмов социализации личности. Первая их группа факторов - макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты, а также больших групп людей, живущих в определенных странах. Вторая - мезофакторы, условия социализации больших групп людей, выделяемых: а) по национальному признаку, б) по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, город, поселок, село), в) по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.). Эти факторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно, через микрофакторы. К микрофакторам относятся: семья, группы сверстников, микросоциум, организации (учебные, профессиональные, общественные, частные и пр.), в которых осуществляется социальное воспитание. Влияние микрофакторов на развитие человека осуществляется через агентов социализации, то есть лиц, во взаимодействии с которыми протекает его жизнь (родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя).

Традиционно механизмы социализации классифицируют следующим образом: традиционный (через семью и ближайшее окружение); институциональный (через различные институты общества); стилизованный (через субкультуры); межличностный (через значимых лиц); рефлексивный (через переживание и осознание). Таким образом, социализация человека происходит в процессе его взаимодействия с многочисленными факторами, агентами, при помощи ряда механизмов. Однако их функции в процессе социализации могут как дополнять, так и противоречить друг другу. В связи с этим учителю необходимо определить направление процесса социализации, уметь выявить его позитивные и негативные возможности и найти приемы усиления позитивных и компенсации негативных.

Известно, что социализация ребенка зависит от многих воздействий на него. Особое место среди них отводится педагогическим влияниям, т. е. тем, которые целенаправленны и предполагают создание комплекса условий, обеспечивающих успешность социализации.

Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления личности: деятельность, общение, самопознание.

В деятельности личность имеет дело с освоением все новых и новых видов, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. При этом речь идет о личностно значимой доминанте, т.е. об определении главного, сосредоточении внимания на нем. В деятельности происходит освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости.

Общение как сфера социализации человека неразрывно связано с деятельностью. При этом расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми. Контакты специфичны на каждом возрастном рубеже.

Третья сфера социализации - самопознание личности, которое предполагает становление в человеке «образца его «Я», возникающего у него не сразу, а складывающегося на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Наиболее распространенная схема самопознания своего «Я» включает три компонента: познавательный (знание себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий (отношение к себе).

Процесс социализации предполагает единство изменений всех трех обозначенных сфер: деятельности, общения, самопознания.

Исследуя вопросы социализации личности, в настоящее время принципиально важным становится выявление особо значимых факторов и механизмов позитивной социализации школьников одной из центральных школ областного центра и создание наиболее благоприятных условий, обеспечивающих позитивную социализацию детей и подростков.

Решение проблемы позитивной социализации школьников может наиболее успешно осуществляться в школе, позиционирующей себя с общественно-активной школой, ориентированной на формирование демократического уклада школьной жизни и активное взаимодействие с местным сообществом.

Основываясь на том, что общественно–активная школа ориентируется на ценности, идеалы, цели и механизмы демократии, рассматривает сообщество как ресурс собственного развития и себя как ресурс развития сообщества, его демократизации, стремится максимально приблизить образование к жизни ребенка, опереться на социализирующий потенциал разнообразных общественных практик, МБОУ г.Иркутска СОШ № 72 выстраивает работу по социализации своих учеников на их активном участии в местной жизни, на помощи им в формировании партнерских отношений с взрослыми при решении общих, актуальных для всех проблем.

Принимая концепцию общественно-ориентированного образования, мы убеждены в том, что в решении проблем образования и сообщества нам могут оказать активное содействие местные жители, общественные организации, другие учреждения. С этих позиций общеобразовательная школа призвана содействовать консолидации совместные усилия по сплочению на основе отечественных духовно-нравственных ценностей и традиций перед лицом внешних и внутренних вызовов.

Согласование усилий, средств и ресурсов социальных субъектов может осуществляться по таким направлениям: в образовательном процессе – для улучшения качества образования – проведения уроков по отдельным дисциплинам, занятий кружков, клубов педагогами одного учреждения в других; в сфере общения и досуга – организация общих праздников, акций, реализация социокультурных проектов и тому подобное; в сфере самоуправления – создание детско-взрослых сообществ, общих органов соуправления и самоуправления и др.

Таким образом, проблема позитивной социализации обучающихся в условиях общественно-ориентированного образования встает со всей остротой в условиях социально-экономических перемен и модернизации системы образования, на решение которой и направлен данный инновационный проект.

Данный проект включает в себя 3 этапа: Подготовительный этап – сентябрь 2012г.- август 2013г.,результатом которого станут инновационный проект, монопроект «Саморазвитие личности школьника», монопроект «Школа успеха - школа социального партнерства», Основной этап – сентябрь 2013 г. – август 2016 г. , с результатом: пакет критериев и показателей позитивной социализации школьников; пакет диагностических материалов позитивной социализации школьников и Обобщающий – август 2015 г.- декабрь 2016 г. , в результате этапа: мониторинговые исследования; описание результатов мониторинговых исследований; материалы проектной деятельности и методические наработки учителей, публикации в научных изданиях.

Показатели эффективности инновационного проекта: наличие инновационного проекта и экспертного заключения по нему; проведение плана мероприятий по инновационному проекту; мониторинг удовлетворенности всех участников инновационного проекта; положительная динамика показателей личного роста школьников.

Ожидаемые результаты инновационного проекта: Консолидированы усилия социальных субъектов по созданию благоприятных условий, обеспечивающих позитивную социализацию в контексте общественно-ориентированного образования. Изучены и описаны факторы и механизмы социализации личности ученика конкретной школы. Создан комплекс условий, направленных на позитивную социализацию школьников. Усовершенствован уклад школы по развитию личности школьника в условиях общественно-ориентированного образования. Описан инновационный опыт участников проекта по вопросам позитивной социализации обучающихся в условиях общественно-ориентированного образования

Ожидаемые социальные эффекты инновационного проекта:повышение качества образования; совпадение педагогических целей учителя с жизненными устремлениями, интересами, целями ребенка; повышение мотивации личностного роста школьника; полноценное развитие ребенка, его хорошего физического, психического, интеллектуального, нравственного, душевного самочувствия в школе; развитие гражданских инициатив; участие местного сообщества в решении вопросов образования.

Литература

1. Газман О. С. Педагогика свободы - путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века. Новые ценности образования. Вып. 6. 1996.

2. Дахин А.Н. Моделирование компетентности участников открытого образования. М.: НИИ школьных технологий, 2009. 292 с.

3. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр « Академия», 2005. – 288 с.

4. Корнетов Г.Б. Становление демократической педагогики: восхождение к общественно-активной школе: Учебное пособие. М.-Тверь: Научная книга, 2009. – 184 с. (Библиотека демократического образования. Выпуск 2).

5. Куликова Л.Н. Саморазвитие личности: психолого-педагогические основы: учебное пособие.–Хабаровск:Изд-во Хабар.гос.пед.ун-та, 2005.- 320 с.

6. Лебедев В.В. Технология развития образовательной деятельности учителя: Учебное пособие.- М.: АПКиППРО, 2008. - 232 с.

7. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии.-М., 1990; Мамардашвили М.К. Философия и личность // Журнал «Человек». -1994.–№ 5.

8. Новикова Т.Г. Экспертиза инновационной деятельности в образовании: Монография. – М.: АПКиППРО,2006 . - 290 с.

9. Общественно-активные школы: от теории к практике. Выпуск 2. Реализация проекта «Общественно-активная школа как ресурс реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Описание эффективных практик. Иркутск. ИПКРОР. – 2011 – с. 116.

10. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Н.Н. Михайлова, С.М.Юсфин, Е.А. Александрова и др.]; под ред.В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой; [науч. ред. Н.Б. Крылова]. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 288 с.

11. Степашко Л.А. Философия образования: онтологические, аксиологические, антропологические основания: учебное пособие / Л.А.Степашко. - Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 2008. – 248 с.

12. Тубельский А.Н. Формирование опыта демократического поведения у школьников и учителей. М., 2001.

13. Шакурова М.В. Социально-педагогические условия становления социокультурной идентичности личности:монография.-Воронеж:ВГПУ,2006- 200 с.

Социализация — это интегративный процесс вступления субъекта в структуру общества, посредством овладения им социальными правилами, ценностями, ориентациями, традициями, познание которых помогает стать эффективным индивидом общества. С первых своих дней существования маленький человек окружен многими людьми, он уже понемногу включается в коллективное взаимодействие. Во время взаимоотношений человек обретает социальный опыт, какой становится неотъемлемым компонентом индивидуума.

Процесс социализации личности двусторонний: человек усваивает опыт общества, одновременно – активно развивает отношения, связи. Человек воспринимает, овладевает и преобразовывает персональный социальный опыт на личные установки и позиции. Также он включается в многообразные социальные связи, исполнение разных ролевых функций, преобразуя этим окружающее общество и себя. Реальные условия коллективной жизни самой актуальной ставят проблему, требующую от каждого его подключения в общественную структуру окружения. В данном процессе главным понятием и выступает социализация, позволяющая индивиду стать участником социальных групп, коллективов.

Процесс социализации личности в социальные слои является трудным и продолжительным, поскольку включает овладение человеком ценностями и законами общественной жизни, освоение разных социальных ролей.

Социализация личности в психологии является темой, которая активно изучается многими социальными психологами. Ведь человек имеет социальную сущность, а его жизнь является процессом непрерывной адаптации, которая требует стабильных изменений и обновлений.

Процесс социализации предусматривает высокий уровень внутренней активности самой личности, необходимость самореализации. Многое зависит именно от жизненной активности человека, умения результативно управлять деятельностью. Но этот процесс часто встречается, когда объективные жизненные обстоятельства порождают у индивида определенные потребности, создают стимулы деятельности.

Понятие социализация личности

Описываемый процесс обуславливается социальной активностью индивидуумов.

Процесс социализации личности представляет вхождение в социальную структуру, вследствие чего осуществляются изменения в структуре самой и социума в целом. В итоге социализации индивидуумом усваиваются нормы группы, ценности, образцы поведения, социальные ориентации, которые преобразуются в установки человека.

Социализация личности чрезвычайно важна для благополучного функционирования в социуме. Данный процесс идет на протяжении всей жизни индивидуума, поскольку мир движется и, чтобы двигаться вместе с ним, необходимо меняться. Человек претерпевает постоянные изменения, он меняется, как физически, так и психологически, для него невозможно быть постоянным. Именно этим важным понятием, как социализация личности в психологии занимаются многие специалисты, изучающие личность, социум и их взаимосвязь.

В данном процессе никто не застрахован от возникновения проблем.

Проблемы социализации подразделяются на следующие три группы. Первую составляют социально-психологические проблемы социализации, которые связаны с формированием самосознания индивида, его самоопределением, самоутверждением, самоактуализацией и саморазвитием. На любом из этапов проблемы имеют специфическое содержание, и появляются различные способы их разрешения. Только неизменным остается их важность для личности. Она может и не осознавать существование этих проблем, поскольку они глубоко «зарыты» и заставляют мыслить, действуя так, чтобы устранить проблему, найти адекватное решение.

Вторая группа – это культурные проблемы, которые возникают, включая каждый этап. Содержание этих проблем зависит от достижения определенного уровня естественного развития. Эти проблемы связаны с региональными различиями, возникающие в разных темпах физического созревания, так в южных районах он быстрее, чем в северных.

Культурные проблемы социализации касаются вопроса о формировании стереотипов женственности и мужественности в разных этносах, регионах, а также культурах.

Третья группа проблем – социально-культурные, которые в своем содержании имеют приобщение личности к уровню культуры. Они касаются личностных ценностных ориентаций, мировоззрения человека, его духовного склада. Имеют специфичный характер – нравственный, познавательный, ценностный, смысловой.

Социализация делится на первичную и вторичную.

Первичная — реализовывается в сфере близких отношений. Вторичная социализация осуществляется в формально-деловых отношениях.

Первичная социализация располагает такими агентами: родители, близкие знакомые, родственники, друзья, учителя.

Во вторичной агентами выступают: государство, СМИ, представители общественных организаций, церковь.

Первичная социализация очень интенсивно протекает в первой половине жизни индивида, когда он воспитывается родителями, посещает дошкольное учреждение, школу, приобретает новые контакты. Вторичная, соответственно, проходит во второй половине жизни, когда взрослому человеку предстает контактировать с формальными организациями.

Социализация и воспитание

Воспитание, в отличие от социализации, протекающее в условиях стихийного взаимодействия индивида и окружающей среды, рассматривают, как сознательно контролируемый процесс, например, религиозное, семейное или школьное воспитание.

Социализация личности это в педагогике процесс, который изучается неотрывно от процесса воспитания. Главной задачей воспитания выступает формирование у растущего индивида гуманистической направленности, что означает, что в мотивационной сфере личности общественные , побуждения к социально полезной деятельности преобладают над личными мотивами. Во всем, о чем думает индивид, чтобы он ни делал, в мотивы его действий должно включаться представление о другом индивидууме, об обществе.

На процесс социализации личности большое воздействие имеют социальные группы. Их влияние различно на разных этапах онтогенеза человека. В раннем детском возрасте значимое влияние идет от семьи, подростковом – от сверстников, зрелом – от рабочего коллектива. Степень влияния каждой группы зависима от сплоченности, а также организации.

Воспитание, в отличие от общей социализации является целенаправленным процессом воздействия на индивидуума, что означает, что с помощью воспитания можно регулировать воздействие социума на индивида и создавать благополучные условия социализации личности.

Социализация личности это в педагогике также важная тема, поскольку социализация неотрывная от воспитания. Под воспитанием понимается общественное явление, которое воздействует инструментами обществом на личность. Из этого выплывает связь воспитания с социальной и политической структурой общества, которое выступает «заказчиком» на воспроизведение конкретного типа личности. Воспитание является специально организуемой деятельностью в реализации намеченных целей образования, в педагогическом процессе, где субъекты (учитель и ученик) выражают активные действия в достижении педагогических целей.

Известный психолог С. Рубинштейн утверждал, что важной целью воспитания является формирование у человека личной нравственной позиции, а не внешнее приспособление индивидуума к социальным правилам. Воспитание требуется рассматривать, как организованный процесс социальной ценностных ориентаций, то есть их перевод из внешнего – во внутренний план.

Успешность интериоризации проводится при участии эмоциональной и интеллектуальной сфер индивида. Это значит, что при организации процесса воспитания учителю нужно стимулировать у своих воспитанников понимание ими их поведения, внешних требований, чувственное проживание нравственной, а также гражданской позиции. Тогда воспитание, как процесс интериоризации ценностных ориентаций будет осуществляться двумя путями:

— через сообщение и истолкование полезных целей, нравственных правил, идеалов и норм поведения. Это избавит ученика от стихийного поиска, в котором возможно столкнуться с ошибками. Этот способ основывается на содержательно-смысловой переработке мотивационной сферы и сознательной волевой работе в переосмысливании собственного отношения к реальному миру;

— посредством создания определенных психологических и педагогических условий, что актуализировали бы интересы и естественные ситуативные побуждения, стимулируя тем самым полезную общественную деятельность.

Оба пути результативны, только при системном их применении, интеграции и взаимодополняемости.

Успешность воспитания и социализации лиц юного возраста осуществима при условии использования положительных факторов, вложенных в общественных отношениях, образе жизни, нейтрализации факторов, мешающих осуществить задачи обучения, воспитания и социализации.

Преобразование системы образования и воспитания способно быть успешным, только когда это реально станет делом общества. Стоит переориентировать общественную жизнь, культурную среду, систему обучения и воспитания на молодое поколение.

Факторы социализации

Существует много факторов социализации, все они собраны в двух больших группах. Первую группу составляют социальные факторы, отражающие социально-культурную сторону социализации и проблемы, касающиеся её исторической, групповой, этнической и культурной специфики. Вторая группа содержит индивидуально-личностные факторы, выражающиеся через специфику жизненного пути каждой личности.

Социальные факторы в основном включают: макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы, которые отображают разные стороны развития личности (социальную, политическую, историческую, экономическую), также качество жизни индивидуума, экологическую обстановку той местности, в которой он проживает, наличие частых возникновений экстремальных ситуаций и прочие социальные обстоятельства.

Макрофакторы состоят из природных и социальных детерминант развития личности, что обусловлены её проживанием в составе социальных общностей. Макрофакторы включают следующие факторы:

— государство (страна), как понятие, которое принято для выделения общности индивидов, проживающих в определенных территориальных границах, объединенных в силу экономических, политических, исторических, социальных и психологических причин. Особенность развития государства (страны) определяет особенности социализации людей в определенном регионе;

— культура – это система духовных аспектов обеспечения жизнедеятельности людей и их социализации. Культура охватывает все жизненные стороны – биологическую (еда, естественные нужды, отдых, половой акт), производственную (создание материальных вещей и объектов), духовную (мировоззрение, язык, речевая деятельность), социальную (социальные отношения, общение).

Мезофакторы обусловлены проживанием человека в составе социальных групп средней величины. К мезофакторам относят:

— этнос – исторически сформировавшаяся на конкретной территории стабильная совокупность индивидов, которая обладает единым языком, религией, общими особенностями культуры, также общим самосознанием, то есть осознанием каждым индивидуумом того, что они едины и отличаются от других групп. Принадлежность индивида к нации определяет специфику его социализации;

— тип поселения (город, область, поселок, село), который в силу различных причин наделяет своеобразием социализацию людей, проживающего в нём;

— региональные условия – это особенности, свойственные для социализации населения, проживающего в определенном регионе, государстве, части страны, имеющего отличительные особенности (историческое прошлое, единую экономическую и политическую систему, социальное и культурное своеобразие);

— средства массовой коммуникации – это технические средства (радио, телевидение, печать), отвечающие за распространение информации на большие аудитории.

Микрофакторы – детерминанты социализации, относящиеся к воспитанию и обучению в малых группах (трудовом коллективе, учебном заведении, религиозной организации).

Самым значимым в социализации личности — выступает историческое развитие страны, группы, общности, коллектива. На каждом этапе развития общества вытекают разные требования к личности. Так, зачастую встречается информация о том, что индивид мог себя обрести и полностью осознать только в рамках определенного коллектива.

В стабильные времена развития общества, более адаптированными к социуму были индивиды, в которых преобладали ориентации на групповые ценности, тогда как в переломные, кризисные исторические моменты активизировались различные типы людей. Одними были те, у кого одновременно преобладали индивидуальные и общечеловеческие притязания, другими – те, кто спасался от общественных кризисов, используя привычные для них стереотипы ориентации на групповые нормы, присущие стабильному развитию общества.

При обстоятельствах общественного кризиса преобладание второго типа ведёт к поиску «внешних» врагов, отстранению всех чужих, кто приближается к группе, предпочитая свою (национальную, возрастную, территориальную, профессиональную) группу. Существенно значимыми также являются индивидуально-личностные факторы. Со стороны психологии, процесс социализации не может быть простым и механическим отражением испытанного человеком социального опыта. Процесс усвоения такого опыта субъективен. Одни социальные ситуации могут совсем по-разному переживаться разными индивидами, поэтому каждая личность может выносить из одинаковых ситуаций совершенно разный социальный опыт. Многое зависит от условий, в которых проживают и развиваются личности, где они проходят социализацию. Совсем иначе происходит этот процесс на различных стадиях онтогенеза, в период общественного кризиса.

Общественный кризис характеризуется нарушением стабильных условий жизни общества, сбоем присущей ему системы ценностей, отчуждением людей, повышением эгоизма. Особенно негативному воздействию общественного кризиса подвержены: дети подросткового возраста, молодые люди на пути становления личности, люди среднего возраста и пожилые люди.

Люди, наиболее развитые, не воспринимают навязываемые им взгляды, они формируют собственную, независимую и отличную от общественно принятой, систему ценностей. Но это также не означает, что подавляющее большинство лиц среднего возраста невосприимчивы к глобальным изменениям, происходящим в обществе. Однако процесс их личностной социализации протекает через сильное переживание личностного кризиса, либо он проходит сравнительно легко, если в спокойные стабильные времена развития общества он находился между социальными аутсайдерами, но в кризисных обстоятельствах их умения были востребованными.

Формы социализации

Выделяют две формы социализации – направленную и ненаправленную.

Направленная (стихийная) – являет собой стихийное формирование социальных качеств в результате пребывания человека в непосредственном близком социальном окружении (в семье, между сослуживцами, сверстниками).

Направленная социализация представляет систему способов воздействия, специально разработанная обществом, его институтами, организациями, с целью сформировать личность согласно к преобладающим в данном обществе ценностям, интересам, идеалам, а также целям.

Воспитание — это один из способов направленной социализации. Является сознательно планомерным, организованным, целенаправленным процессом воздействия на развивающуюся личность, её поведение и сознание, с целью вырабатывания у неё конкретных понятий, принципов, ценностных ориентаций и социальных установок и её подготовки к активной общественной, культурной и производственной деятельности.

Обе формы (направленная, ненаправленная) в определенных обстоятельствах могут согласовываться между собой или наоборот, вступать в противоречия. Возникшие противоречия нередко приводят к конфликтным ситуациям, осложняющим и затрудняющим процесс социализации личности.

Стихийная форма социализации (ненаправленная) детерминированная микросоциальной средой (близкие родственники, сверстники) и нередко содержит немало устаревших и уже отживших правил, стереотипов, образцов, шаблонов поведения. Она наряду с положительным влиянием на индивида способна оказывать на личность и негативное воздействие, подтолкнуть ее к отрицательным, отклоняющимся от установленных обществом норм, что способно привести к такому явлению, как социальная патология.

Ненаправленная социализация без включения средств направленной, может быть ущербной для формирования человека, социальной группы этой личности и в целом общества. Поэтому очень важным есть её дополнение и преобразование целенаправленным корригирующим воздействиям направленной социализации.

Но направленная социализация не всегда ведет к положительному воспитательному результату, что особенно проявляется, когда она используется в антигуманных целях, таких как, например, деятельность различных религиозных деструктивных сект, насаждение фашистской идеологии, пропаганда расистских настроений. Поэтому направленная форма социализации способна привести к положительному формированию личности только, если она осуществляется согласно к нравственным правилам, моральным критериям, свободе совести, ответственности и принципам демократичного общества.

Этапы социализации личности

Процесс социализации личности протекает в трех основных фазах. В первой фазе происходит освоение социальных норм и ценностных ориентаций, личность учиться соответствовать своему обществу.

На второй фазе происходит стремление индивида к персонализации, к активному воздействию на членов общества.

Во время третьей фазы совершается интеграция индивида в социальную группу, в которой он раскрывает особенность личных свойств и возможностей.

Последовательное протекание процесса социализации, правильный переход в каждую фазу приводит к благополучному завершению и достижению результата. Каждый этап имеет свои особенности, и если все условия социализации соблюдены, тогда процесс пройдет успешно.

Выделяют основные этапы социализации в трудовом коллективе – это дотрудовой, трудовой, послетрудовой.

В качестве этапов выделяют:

— первичную социализацию, которая протекает с момента рождения до становления личности;

— вторичную социализацию, во время которой происходит перестройка личности в период зрелости и нахождения в социуме.

Основные этапы процесса социализации распределяют зависимо от возраста человека.

В детстве социализация начинается с рождения человека и развивается с ранней стадии. В детстве происходит самое активное формирование личности, в этот период он формируется на 70%. Если данный процесс запаздывает, то будут происходить необратимые последствия. До семи лет осознание собственного Я происходит естественным возрастом, в отличие от более старших лет.

На подростковом этапе социализации происходит больше всего физиологических изменений, индивид начинает созревать, происходит становление личности. После тринадцати лет дети берут на себя все больше обязанностей, таким образом, они становятся более осведомленными.

В молодости (ранней зрелости) происходит более активная социализация, поскольку индивид активно изменяет свои социальные институты (школа, колледж, институт). Шестнадцатилетний возраст считают самым напряженным и опасным, ведь теперь индивид более самостоятельный, он сознательно решает какое социальное общество ему избрать, и в какое общество ему вступать, поскольку придется прибывать в нем длительное время.

В возрасте примерно 18-30 лет социализация происходит в связи с работой и личными отношениями. Более ясные представления о себе приходят к каждому молодому человеку или девушке посредством трудового опыта, дружбы и отношений. Неверное восприятие информации способно привести к отрицательным последствиям, тогда человек закроется в себе, и будет вести бессознательную жизнь вплоть до кризиса среднего возраста.

Следует еще раз отметить, что только, если будут соблюдены все условия социализации, тогда, соответственно процесс социализации будет проходить так, как следует. Особенно стоит обратить внимание на подростковый и юношеский этап, поскольку именно в юные годы происходит самое активное становление личности и выбор социального сообщества, с которым человеку нужно взаимодействовать еще долгие годы.

«Ребёнок-дошкольник: его Позитивная социализация»

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развитие ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечивается целостным процессом социализации-индивидуализации.
Индивидуализация – деятельность взрослого (педагога) и самого ребенка по поддержке и развитию того единичного, своеобразного, что заложено в человеке от природы и что он приобретает в индивидуальном опыте.

Социализация - от латинского слова socialis - общественный, что значит процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества. Социализация ребенка - явление многогранное, происходящее под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребенок воспитывается, среды, окружающей его, самопознания и саморазвития.

Позитивная социализация - это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Цель позитивной социализации - освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.

Развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;


- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

Воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

Приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;

Развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;

Создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты

Все это должно обеспечить основу для формирования предпосылок учебной деятельности.

Основным механизмом социализации в раннем возрасте выступает подражание, формирующееся на основе ранее сложившейся привязанности к людям.В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие (семья, детский сад, общество) .Именно родители служат моделями поведения для своих детей и выступают в роли активных субъектов социализации.Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации).

Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства осуществляется не только благодаря организации целенаправленного развития и воспитания, но и социализации ребенка в процессе жизнедеятельности.

Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог-дети-родители». Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители становятся активными участниками образовательного процесса, управления дошкольным учреждением.

Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных возрасту формах работы с детьми, особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность.

Важная особенность социальных ценностей заключается в том, что в силу их всеобщего признания они воспринимаются членами общества как нечто само собой разумеющееся, ценности стихийно реализуются, воспроизводятся в социально значимых поступках людей.

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
(Л.Н. Толстой)

Социализация - процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Любой человек, появляясь на свет, попадает в окружение других людей и постепенно усваивает модель их жизни и взаимоотношений друг с другом. Это является социальной средой, образованной людьми, без которой они не могут жить. Чтобы стать членом этой среды, человек должен усвоить правила и нормы общества, в котором он пребывает. Процесс постепенного усвоения социальных правил и норм культуры общества, окружающего человека, и есть социализация личности.

Понятие социализации было введено впервые социологом, проживающим в Америке в 19 веке Ф.Гиддингсом, а также французским психологом Г.Тардом. Они определили термин «социализация» как процесс социального развития человека, и формирования его как личности под влиянием социального окружения. Наиболее общее понятие этого процесса означает взаимодействие отдельного индивидуума с обществом на основе установленных этим обществом правил и норм.

Взаимоотношение с обществом отдельного человека широко изучается кроме социологии такими науками, как психология, экономика, этнография, политология, педагогика и другим. В зависимости от того, какая наука изучает социализацию, трактовка этого понятия имеет свою специфику.

Так, например, в обществознании это понятие обозначает процесс человеческого приспособления к социальной среде. В педагогике понятие «социализации» иногда интерпретируют как «воспитание», понимая его в широком смысле слова. Воспитывая человека, общество целенаправленно передает ему определенную систему знаний, норм и понятий, действуя на него односторонне.

Социализация же подразумевает двустороннее воздействие: передачу общественного социального опыта человеку с одной стороны, и проявление им усвоенного социального поведения, знаний, норм и правил при взаимодействии с окружающей социальной средой. В педагогике большое значение при адаптации человека к социуму придают социальным группам и институтам, которые его окружают на протяжении всей жизни, начиная с семьи, школы, института, трудового коллектива.

Социологию можно назвать базовой наукой, изучающей общество со всех сторон, опираясь на весь человеческий опыт и знания.

К каким сферам относится этот процесс?

Социально адаптируется человек через три основные сферы:

  • через свою деятельность;
  • через общение с окружающими людьми;
  • через формирование самосознания.

Проявление социализации происходит в создании устойчивых связей внутри этих сфер, а также между ними, т. е. человек адаптируется в обществе на основе:

  • своей деятельности и постоянного ее расширения,
  • вступления в общение с все большим количеством людей;
  • осознания себя, как индивидуума.

Осваивая какую-либо деятельность, а также ее различные виды, человек выбирает направления, в которых он чувствует себя наиболее комфортно и уверенно. Это происходит также под влиянием отношения других людей к его деятельности. В процессе деятельности круг общения человека значительно расширяется, связи приобретают устойчивый глубокий характер, что оказывает на человека и его адаптацию в обществе огромное влияние. В результате у него формируется внутренняя самооценка и идентификация своей личности. Собственный образ человек оценивает и формирует на протяжении всей жизни. Он может меняться под влиянием разных социальных условий, например, при попадании в различные социальные группы.

Какие бывают виды социализации?

Правила жизни человек усваивает в процессе всей жизни с момента рождения и до ее окончания. Человек, изолированный от общества, не способен в полном объеме реализовать свой потенциал, как личности. Усвоение социальных норм поведения превращает его из биологического элемента в социальное существо.

Изучая этот процесс, ученые по-разному объясняют его формирование. Одна точка зрения ученых подразделяет социализацию на две разновидности: первичную и вторичную, и связывают их с периодами жизни. Первый жизненный этап связан с усвоением основных правил и норм человеческой жизни в детском и юношеском возрасте. Вторичная социальная адаптация охватывает зрелый и старческий возраст и происходит во второй половине жизни.

Другая точка зрения не связана с делением процесса на возрастные этапы. По утверждению ученых первичная и вторичная социализации длятся на протяжении всей жизни. Признаком первичной адаптации является влияние проводников, к которым относятся люди из ближайшего окружения: родители, родственники, друзья. С ними человек поддерживает неформальные отношения. Вторичная социальная адаптация происходит под воздействием норм и правил, исходящих от проводников, с которыми у человека формальные отношения. Это малознакомые люди, формальные представители институтов, школы, администрации производственного коллектива, армии, домоуправления и т. д.

Какие факторы оказывают влияние на социализацию?

На процесс адаптации к социуму влияет много факторов, но основными считаются следующие:

  • наследственные свойства человека;
  • близкое физическое социальное окружение;
  • общая культура;
  • уровень группового опыта;
  • собственный уникальный опыт.

Биологический наследственный фактор также как ближайшее окружение, показывающее образцы культурного поведения своей социальной группы, оказывают значительное влияние на формирование личности. Но определяющими факторами, влияющими на процесс приспособления к социуму, являются групповой социальный опыт и уникальный опыт, полученный самой личностью.

Стадии и этапы социализации личности

Первичная и вторичная социализация происходят на протяжении всей жизни, формируя и меняя мировоззрение человека поэтапно. После начального этапа социализации, когда человек отходит от влияния родителей, наставников и других проводников социальной жизни, он начинает самостоятельно приобретать опыт социума и приспосабливаться к окружающей его среде. Это продолжается до самых последних дней жизни человека. При этом у него могут не раз меняться привычное окружение близких людей, с которыми он общается неформально.

Также могут измениться и условия формального социума: место работы, службы, изменение среды и места проживания. Ему приходится приспосабливаться к новому социуму, отвергая привычные, полученные ранее, установки. Такой процесс называется вторичной социализацией или ресоциализацией . Этот процесс происходит всю сознательную жизнь, даже если у человека не происходят кардинальные изменения, ему приходится приспосабливаться к возникающим обстоятельствам и вписываться в окружающий социум постоянно.

Что такое десоциализация?

Процесс, противоположный социализации, когда утрачивается значение ценностей, связей, норм и жизненных установок, которыми человек раньше руководствовался и дорожил, называется десоциализацией. Например, это происходит при изоляции от общества, когда человек попадает в тюрьму или, кардинально меняя мировоззрение, уходит в монастырь. Часто десоциализация объясняется психологическими причинами, когда человек сознательно уходит от общества, не принимая его правила и нормы и теряет интерес к жизни.