Алматинская область
Карасайский отдел образования
КГКП детский сад «Айголек»
Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию на тему «Дорогою добра»
Подготовил: воспитатель Исмаилова О.В
Средняя группа «Сункар»
Каскелен, 2015 год
Конспект интегрированного занятия для детей средней группы детского сада по духовно-нравственному воспитанию « Дорогою добра »
Интеграция: коммуникация, социум, познание, творчество.
Цель: углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
Задачи:
Образовательные: учить подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении; формировать умение подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме; учить находить слова, близкие по смыслу.
Развивающие: совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлять доброжелательность) навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету, побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей; добиваться доброжелательной интонационной выразительной речи; развивать логическое мышление, познавательную сферу.
Воспитательные : воспитывать любовь к ближнему, противостоять злу; содействовать улучшению поведения ребенка, смягчению характера;
Материал ы : магнитофон, записи на диске «Барбарики» – Песенка о доброте», Волшебство: Сказочная мелодия, костюм феи, волшебная палочка, волшебная шкатулка с угощениями для детей, мольберт, запись со злым волшебником. белая салфетка, цветок с 3-мя лепестками, ноутбук, свечка.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, музыкальная.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседа «О доброте и жадности», «Вежливые слова», «Добрые отношения – уважение к старшим», обыгрывание ситуаций, разучивание игр, стихотворений, работа с родителями.
Персонажи: добрая Фея, злой волшебник.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети заходят в группу под музыку,
Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, дети. Посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся. Вы знаете, что есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Давайте и мы так сделаем. Солнце красному...
Дети: Привет!
Воспитатель: Небу ясному...
Дети: Привет!
Воспитатель: Люди взрослые и малыши...
Дети: Вам привет от всей души!
Дидактическое упражнение «Говорим ласковые слова» Звучит спокойная музыка
Воспитатель: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением.
Ребята, посмотрите, какая у меня волшебная свечка. Мы будем ее передавать друг другу и говорить ласковые слова.
А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза, и передадим друг другу, ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. (Берем в руки зажженную (безопасную) свечу и дети передают друг другу свечу). Посмотрите, как искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас все занятие. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения. Садитесь дети, пожалуйста, на стульчики.
Ребята, послушайте, одну песенку и скажите мне, о чем в ней поется? (Включить запись песни «Барбарики» - Доброта).
Беседа о доброте
Воспитатель: О чем поется в песенке?
Дети: в песенке пелось о доброте.
Воспитатель: правильно, сегодня на занятии пойдет разговор о доброте. Удивительное, волшебное слово! А как вы ребята понимаете, что такое доброта? Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, правильно, Ребята, а вы хотите побывать в волшебной стране?
Дети: Да!
Воспитатель: Встаньте возле стульчиков, закройте глаза и произнесите такие слова:
Добрая фея нам помоги, в страну волшебную перенеси.
(Звучит запись «Сказочная мелодия». Дети повторяют слова. В это время воспитатель быстро надевает накидку и берет в руки волшебную палочку)
Воспитатель-фея: Здравствуйте, я – добрая Фея!. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. У меня есть для вас угощение, я их положила в волшебную шкатулку. Ой, ребята, вот беда, шкатулка пропала. Вы ее не видали?
Сюрпризный момент ( на экране проектора появляется злой волшебник).
Волшебник: Ха-ха-ха.
Я волшебник Сулейман. И шкатулку с угощения просто так вам не отдам.
На волшебном я цветке, разноцветном лепестке подготовил я вам заданья.
Скорее в лес идите, и цветочек мой найдите.
Справитесь с заданием – шкатулку вам верну, а не справитесь – себе я всё заберу!
Воспитатель-фея: Ой, ребята, что же делать? Мне одной не справиться, поможете мне выполнить задания злого волшебника?
Дети: Да!
Воспитатель – фея : У меня есть волшебная палочка, она нам поможет найти путь к цветку с заданиями. Следите глазами за волшебной палочкой!
Зрительная гимнастика
Вот стоит красивый лес! В нем много сказок и чудес! (круговые движения палочкой)
Слева – сосны, справа – ели. (движения палочкой вправо – влево)
Дятел сверху тук, да тук! (движения вверх-вниз)
По извилистым тропинкам потихоньку мы прошли (движения палочкой -змейка)
И цветочек наш нашли. (палочкой указывает то место, где находится цветок)
Воспитатель-фея: Посмотрите,(воспитатель открывает занавес на мольберте, и дети видят цветок). Давайте посчитаем, сколько здесь лепестков
Дети: 1, 2, 3 (хоровые и индивидуальные ответы).
Воспитатель-фея: Ребята, под каждым лепестком злой волшебник приготовил задание. Егор, подай мне, пожалуйста, жёлтый лепесток.
1 задание: «Назови ласковые слова»
Воспитатель-фея: Злой волшебник предлагает нам выполнить первое задание – назвать ласково. Есть много разных слов. Вас тоже зовут по-разному: Лена, Саша, Аня. Но можно назвать и ласково: Аня – Анечка и т.д. Я буду называть слово, и кидать одному из вас мяч, а вы, говоря в ответ, ласковое слово, будете мне возвращать мяч мне.
Воспитатель-фея: заяц.
Дети: зайчонок, зайчишка, заюшка.
Воспитатель-фея: бабушка
Дети: бабулечка, бабуля, бабуленька.
Воспитатель-фея: мама
Дети: мамочка, мамуля, маменька.
Воспитатель-фея: лиса.
Дети: лисонька, лисичка.
Воспитатель-фея: ребята, вам понравилось называть ласковые слова? Да, ласковые слова душу согревают.
Воспитатель-фея: Настя, подай мне зеленый лепесток.
2 задание: «Что такое хорошо, и что такое плохо»
Воспитатель-фея: Злой волшебник спутал хорошие и плохие поступки. Давайте, все подойдем к столу и по моему сигналу вы должны выбрать картинки с хорошими поступками и показать мне, а картинки с плохими поступками оставить на столе.
(дети выполняют задание).
Воспитатель-фея: Молодцы, ребята! Злой волшебник, мы справились с твоим вторым заданием. А сейчас немного отдохнем.
Физминутка
Живут мальчики – весёлые пальчики (движения пальцами рук)
Озорные ножки ходят по дорожке (ходьба на месте)
Шея крутит головою. Повторяй скорей за мною. (повороты головой влево-вправо )
Вправо-влево оборотик, (повороты туловища влево-вправа)
Покажи мне, где животик. (наклоны назад)
Наше тело подтянулось (встать на носочки, потянуться вверх)
И вперед слегка нагнулось. (наклоны вперед)
Как березонька стройна стала ровною спина (выпрямиться).
А теперь все повернулись и друг другу улыбнулись. (дети садятся на стульчики).
Воспитатель-фея: Молодцы, но у нас остался еще один лепесток. Камила, подай мне его – синий лепесток.
3 задание – дидактическое упражнение «Доскажи словечко».
Воспитатель-фея: Я начну, а вы заканчивайте, хором дружно отвечайте.
Мишка зайчику сосед, скажет он ему…Привет.
А его сосед ушастый отвечает: «Мишка.. здравствуй!»
Если наступил на ножку, хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говорите:…Простите!
Или лучше…Извините.
Кошечка чихнула снова, скажем мы ей… Будь здорова!
Трясогузка с бережка уронила червячка
И за угощенье рыба ей пробулькала…Спасибо!
Другу уходить пора – скажем мы ему…Пока!
Каждый скажет на прощанье, уходя всем…До свиданья!
Воспитатель-фея: Молодцы, с этим заданием вы тоже справились!
Злой волшебник: Ваши добрые дела изменили и меня,
Солнце лучиком пригрело, и совсем я подобрел.
Я теперь совсем другой, я хороший, а не злой.
Воспитатель-фея: Ребята, вот какие чудеса творят добрые дела. Даже злой волшебник стал добрым!
1,2,3, 4,5 – будут чудеса опять. (воспитатель достает из-под салфетки шкатулку)
Ребята, посмотрите, волшебник нас не обманул и вернул нам шкатулку с угощением.Но, к сожалению, нам пора возвращаться обратно в детский сад, а шкатулку возьмем с собой в группу, где каждый из вас получит угощение. Встаньте возле стульчика, закройте глаза и произнесите волшебные слова:
Добрая фея нам помоги, в детский сад нас перенеси.
В ладоши мы хлопнем, ногою притопнем.
1,2,3, 4,5 - можно глазки открывать.
(Звучит запись «Сказочная мелодия». Дети повторяют слова. В это время воспитатель быстро снимает накидку)
Закрепление материала
Воспитатель: Ребята, давайте закрепим наши знания. Вот картинки на столе. Выберите картинку с хорошим поступком и расскажите о нем. Почему вы именно эту картинку выбрали?
Ответы детей.
Итог занятия
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Кто вам встретился в волшебной стране? О чем мы сегодня разговаривали?
Воспитатель: Правильно, добрые дела и вежливые слова творят чудеса. Они делают всех добрее, чище, лучше. Вы меня сегодня очень порадовали, так как справились со всеми заданиями.
Углублять представление детей о доброте,и вежливости как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
Задачи :
Расширять представления о важности и необходимости просить прощения, испытывая в этом внутреннюю потребность.
- совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлять доброжелательность)
Обогащать навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету.
Побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей.
- Добиваться доброжелательной, интонационной выразительности речи.
Зернышки, семечки, сломанная игрушка, порванная книга, листы бумаги, фломастеры, лавочка, музыкальные записи, игрушка-машинка, книга, видео запись разговора Незнайки.
(Дети заходят в группу под музыку «Дружба»).
Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей.
Давайте с ними поздороваемся. Подойдём и протянем свои ладоши.
(Дети идут к гостям и протягивая к ним ладошки здороваются под музыку - "Соната")
- Ребята, у
гостей ладошки теплые? (да)
- Да, наши гости добрые и поделились своим теплом с вами.
Сегодня я приготовила вам сюрприз. Приглашаю всех на праздник доброты и вежливости. Но прежде предлагаю поиграть в новую игру «Пора вставать». Для этого вам нужно присесть на корточки, закрыть глаза и представить, что вы спите. А я иду по кругу, глажу каждого по голове и говорю:
Мои детки, мои детки
Мои детки крепко спят.
Мои детки, мои детки
Потихонечку сопят.
(Дети, закрыв глаза, делают шумный вдох носом и выдох через рот).
- Солнце встало! Хватит спать!
(Дети «просыпаются» и, встав на носочки, и подняв руки вверх, делают вдох, затем опустив руки вдоль туловища и опустившись на всю ступню, делают выдох).
Проснулись! Улыбнулись!
- Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поворачивая голову к рядом стоящему другу, глядя прямо ему в глаза, ласково скажите: «Саша, не сердись, улыбнись».
- Я желаю, чтобы сегодня у нас с вами было все по-доброму, замечательно и приглашаю вас на праздник доброты и вежливости. А поедим мы на праздник на машинах. Заводим машины и поехали. (звучит музыка езды машины «Бибика» и дети имитируют движение машины. Останавливаемся возле стульчиков)
- Сели, пожалуйста, поудобнее на стульчики. Пусть вам будет тепло, хорошо и уютно.
- Сегодня мы поговорим о доброте. Это удивительное, волшебное слово! Послушайте стихотворение о доброте:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро - улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
- Ребята, о чём говорится в стихотворении? (о доброте)
- В давние времена, это слово произносили мягко - доброта.
- Давайте хором произнесём это слово и вслушаемся в него. (доброта).
- А как вы ребята понимаете, что такое доброта ?( - это умение сочувствовать и сострадать людям. Доброта - это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому либо)
- Ребята подумайте и скажите, о ком или о чем можно сказать «добрый»?
(О человеке, поступке, пути, встрече, вечере и т.д.)
- Какие слова мы можем подобрать, если говорим о добром человеке. Какой он?
(Внимательный, заботливый, не жадный, ласковый).
- Когда человек совершает добрые дела и поступки, какое у него лицо бывает в эту минуту? (Незлое, приятное, с добрыми глазами, с улыбкой).
- Сейчас подарите друг другу добро, улыбнитесь, посмотрите друг на друга ласковым взглядом. (Обратить внимание детей на демонстрационный материал).
- Какие слова мы можем подобрать, если говорим о злом человеке. Какой он?
(грубый, жадный).
- Как вы думаете, доброту можно потрогать, есть ли у нее запах, вкус? (Нет).
- Ребята доброту можно увидеть, увидеть в поступках, чувствах человека. Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки и расскажите нам.
(уступил место девочке, поделился конфетой, заступился за девочку, помог маме убрать мусор…)
- Легко ли быть добрым?
(нет).
- А сейчас я попрошу вас послушать стихотворение, которое называется «Доброта» и с помощью стихотворения мы узнаем - легко ли быть добрым? (Ксюша Л. читает стихотворение)
Добрым быть совсем непросто
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет
И от холода согреет
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
А теперь нам расскажет Артем Л., как проявляется это удивительное качество в другом стихотворении.
Я слабым помогать готов
Попавшим вдруг в беду.
Всегда приветлив и здоров
И правду говорю.
Не жадничаю никогда
Жалею я других,
Ошибки всем прощу всегда,
Забуду я о них.
Я дружбой верной дорожу,
Люблю я всех ребят.
(посылает воздушный поцелуй всем ребятам)
Молодцы ребятки! Теперь немного поиграем.
-игра называется: «Всем, кто вежливым растет». Все дети встают в круг. Один идет за кругом. Все вместе говорим.
- Всем, кто вежливым растет
мимо друга не пройдет!
Даже в самой жуткой спешке
«Здравствуй» он произнесет.
Тот, за чьей спиной остановился ведущий, выходит из круга. Они бегут в разные стороны при встрече быстро здороваются за руку и говорят «здравствуй». (когда дети бугут звучит музыка)
Молодцы, проходите на стульчики.
Сейчас я вам прочитаю текст, если текст учит вежливости и добру, вы хором отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья» . А если загадка не по душе - промолчите.
Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться?
Кто из вас, проснувшись бодро, с добрым утром скажет твердо?
У кого из вас в порядке книжки, ручки и тетрадки?
Кто из вас в трамвае тесном уступает старшим место?
Кто из вас молчит как рыба вместо доброго «спасибо»?
Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?
Молодцы! Я рада, что вы ни разу не ошиблись.
- Слышали ли вы когда-нибудь о вежливости? Кого можно назвать вежливым человеком? (ответы) Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
- Чтобы стать вежливым, надо знать вежливые слова и уметь ими пользоваться. От этих слов становится теплее и радостнее всем окружающим. Доброе слово может подбодрить в трудную минуту, рассеять плохое настроение. В народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Как вы это понимаете? (хорошое слово может поднять настроение, а плохое может расстроить человека и он будет переживать)
Поэтому, прежде чем что-то сказать нужно подумать: не обидят ли ваши слова?
-А какие вы знаете пословицы о добре и вежливости?:
1. Добрые дела красят человека.
2. Сделаешь добро - добро найдешь.
3. Добрый человек - несет мир.
4. Кто со злом не повстречался, тот добра не понимает.
5. Жизнь дана на добрые дела.
6. На добрый привет – добрый ответ.
7. Доброе дело лечит- злое калечит.
9. Доброе дело дороже - богатства.
10.В добре жить хорошо.
- Ребята, а чему учат все эти пословицы?
(Надо быть добрым, внимательным, заботливым, совершать добрые поступки).
- Ребята, пришёл к нам сегодня в гости Незнайка и принёс электронное письмо. Давайте его послушаем.
«Добрые слова не лень повторять мне целый день.
Ребята, пришёл к вам в гости. Слышу вы разговариваете о доброте и вежливости. Мне нужна ваша помощь. В школе нам задали домашнее задание, но я с ним не как не могу разобраться. Вы поможите мне. (да) Нужно выбрать добрых героев из сказок и злых….
- Спасибо вам ребята за помощь, до свидания.
- Ребята, послушайте, нужно закончить предложение :
Зазеленеет старый пень, когда услышит... Добрый день .
Растает даже ледяная глыба от слова теплого... Спасибо.
Если тебя бранят за шалости, надо сказать... Прости пожалуйста.
Где бы ни были, на прощание мы говорим... До свидания.
Ребенок вежливый и развитый, говорит встречаясь... Здравствуйте.
- Молодцы, а я вас хочу научить очень интересной игре, которая называется «Мы с тобой одна семья»
(Дети встают в круг, держась за руки, воспитатель предлагает повторять всем вместе текст и движения к нему).
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Потрогай нос соседа,
Мы с тобой - друзья!
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Обними соседа справа,
Мы с тобой друзья!
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Поцелуй соседа справа,
Мы с тобой друзья!
(Дети проходят на стульчики)
Ребята, а за что нужно извиняться?
(За плохой поступок, за обидные грубые слова).
Да, ребята, нужно извиняться и просить прощения, чтобы тебя простили, не обижались. Надо помириться и тогда веселее будет играть.
Сейчас посмотрим, как наши герои выйдут из непростых ситуаций.
«Пошли погулять мальчик и девочка в сад.
Ж- пи-бип-ж
…(Мальчик играл с игрушкой, а девочка сидела на скамейке рассматривала книгу. Мальчик, увидев девочку тоже захотелось посмотреть книгу. И он решил подойти к ней поближе. Начал девочку дергать за косички).
- Ай-ай - (заплакала девочка) .
На крик прибежала девочкина мать. Почему ты обижаешь мою дочь? (Она посмотрела сурова).
- Простите меня! - шепнул мальчик виновато.
- Ступай ! - улыбнулась. «Прощаю тебя!»
- «Простите!» Ура!- воскликнул мальчик радостно. «Простите» - «Какое интересное слово» - подумал мальчик.
Давай помиримся - сказал мальчик.
Мальчик с девочкой помирились
Мирись, мирись,
И больше не дерись.
А если будешь драться,
Я буду кусаться.
А кусаться нам нельзя,
Потому что мы друзья. (дети обнимаются)
Ребята, смотрите, как много здесь разных предметов - зернышки, сломанная игрушка, порванная книга, листы бумаги, фломастеры.
Скажите, какой добрый поступок можно совершить с их помощью?
(Зернышками накормить птичек, книгу подклеить, игрушку отремонтировать, на бумаге нарисовать фламастирами цветы и подарить их гостям).
Давайте подойдём к столам и нарисуем цветы для наших гостей, а я пока заклею книгу. (Звучит музыка. Во время рисования, когда ребёнок нарисовал рисунок он проходит и дарит его гостям и говорит: «Возьмите, пожалуйста!»)
Молодцы ребята! Доброта это важное человеческое качество
Ребята наш праздник доброты и вежливости подошёл к концу. С какими человеческими качествами мы сегодня с вами познакомились? (доброта и вежливость). Как мы будем себя вести? (вежливо) Какими волшебными словами будем пользоваться? (спасибо, пожалуйста, здравствуйте, добрый день, до свиданья, добро пожаловать). А как их надо произносить? (ласково, негромко, глядя в глаза человеку, которому их говоришь)
Давайте крепко возьмемся за руки и подарим друг другу добро, улыбнемся и с поклоном всем гостям скажим волшебное, доброе слово «Спасибо, до следующей встречи!» (звучит музыка)
Цель
1. Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, представления о важности и необходимости просить прощения, испытывая в этом внутреннюю потребность.
2. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлять доброжелательность), навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету, побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей.
3. Добиваться доброжелательной интонационной выразительной речи.
Материалы:
Картинки сказочных героев, свеча, зернышки, семечки, живой цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка.
Ход занятия :
Дети заходят в группу под музыку.
Воспитатель: Давайте поздороваемся. Вы знаете, что есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Давайте и мы так сделаем. Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки. Солнце красному...
Дети: Привет!
Воспитатель:
Небу ясному...
Дети: Привет!
Воспитатель:
Люди взрослые и малыши...
Дети: Вам привет от всей души!
Воспитатель: Садитесь дети, пожалуйста, на стульчики. Сегодня на занятии пойдет разговор о доброте. Удивительное, волшебное слово! А как вы ребята понимаете, что такое доброта?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово-доброта. В давние времена, как рассказывают книги, это слово произносили мягко - доброта. Добро тебе – добро от тебя, как это верно! Ребята подумайте и скажите, о ком или о чем можно сказать «добрый»?
Ответы детей: О человеке, поступке, пути, встрече и т.д.
Воспитатель:
Посмотрите на картинки. Кого вы можете назвать добрым и почему?
Дети называют героев и характеризуют их.
Сюрпризный момент.
Без стука входит бай, начинает хвастаться, какой он жадный, злой. Уходит.
Воспитатель:
Добрый ли он, почему? Можно его назвать воспитанным, вежливым?
Ответы детей.
Добрый человек добрый, значит он еще какой?
Дети: Внимательный, заботливый, не жадный, ласковый.
Воспитатель:
А если человек недобрый, он какой?
Дети: Злой, грубый, жадный.
Воспитатель:
Как вы думаете, доброту можно потрогать, есть ли у нее запах, вкус?
Дети: Нет.
Воспитатель:
Ребята доброту можно увидеть, увидеть в поступках, чувствах человека. Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки и расскажите нам.
Ответы детей.
Воспитатель:
Легко ли быть добрым? (ответы детей). А сейчас я попрошу вас прочесть стихотворение И. Тулуповой «Доброта» и с помощью стихотворения мы узнаем - легко ли быть добрым?
Дети рассказывают:
1.Добрым быть совсем непросто
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета
Доброта не пряник, не конфета.
2. Доброта с годами не стареет
И от холода согреет
Надо только добрым быть.
3. И в беде друг друга не забыть
Если доброта, как солнце светит
Радуются взрослые и дети.
Воспитатель: Прекрасное стихотворение. А теперь вы нам расскажете, как проявляется это удивительное качество в другом стихотворении.
Дети рассказывают:
1. Я слабым помогать готов
Попавшим вдруг в беду.
Всегда приветлив и здоров
И правду говорю.
2. Не жадничаю никогда
Жалею я других,
Ошибки всем прощу всегда,
Забуду я о них.
3. С улыбкой я всегда дружу
Всегда гостям я рад.
Я дружбой верной дорожу,
Люблю я всех ребят.
Воспитатель:
Молодцы ребятки! Теперь немного поиграем, поможем маме со стиркой белья.
Физкультминутка «Мы белье полощем сами»
Дружно помогаем маме -
Мы белье полощем сами
Раз, два, три, четыре,
Натянулись, наклонились
Хорошо мы потрудились.
Сюрпризный момент
Вбегает мальчик с рюкзаком. Вытаскивает с рюкзака мешочек с зерном, сломанные игрушки, рвет книгу и бросает на пол и т.д. Хвалится своими плохими поступками и убегает.
Воспитатель:
Ребята, кто это? Добрый ли этот мальчик? Ребята, смотрите, как много здесь разных предметов- зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чаша. Скажите, какой добрый поступок можно совершить с их помощью?
Дети:
Отвечают на вопросы, рассуждают.
Зернышками накормить птичек, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть.
Когда человек совершает добрые дела и поступки, какое у него лицо бывает в эту минуту?
Дети:
Незлое, приятное, с добрыми глазами, с улыбкой.
Воспитатель:
Молодцы ребята! Доброта это важное человеческое качество, которое имеет волшебные слова, вы знаете, ребята, что это за слова?
Дети:
Спасибо, пожалуйста, извините, простите, добрый день утро и т.д.
Воспитатель:
Ребята, а за что нужно извиняться?
Дети:
За плохой поступок, за обидные грубые слова.
Воспитатель:
Да ребята, нужно извиняться и просить прощения, чтобы тебя простили, не обижались. Надо помириться и тогда веселее будет играть.
Итог занятия:
Воспитатель:
Детки, вы сегодня хорошо постарались, узнали об удивительном человеческом качестве-доброте. Мне понравилось как вы работали на занятии. Что вам понравилось? (дети делятся впечатлением, своим мнением) Давайте крепко возьмемся за руки и подарим друг другу добро, улыбнемся и с поклоном всем скажем волшебное доброе слово «Спасибо, до следующей встречи!»
ГККП Д/С «Арай»
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей средней группы тема: «В мире доброты »
Воспитатель:
Хамитова Л.Ю
Елена Семенова
Конспект НОД по нравственному воспитанию в средней группе «Дружбой надо дорожить»
Программное содержание :
Образовательная область «Социально –коммуникативное развитие» :
Формировать доброжелательные отношения между детьми, обращать внимание на хорошие поступки друг друга;
Учить правилам добрых взаимоотношений;
Развивать умение эмоционально реагировать на литературное произведение, сопереживать героям рассказа.
- Воспитывать чувство взаимопомощи, сочувствия, одобрения.
Образовательная область «Речевое развитие» :
Совершенствовать диалогическую речь, развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями;
Учить оценивать поступки литературных героев с нравственной точки зрения ;
Активизировать словарный запас детей новыми словами, различать жанры литературных произведений.
«Игра» :
Способствовать формированию дружеских взаимоотношений в играх;
Развивать умение детей разыгрывать несложные представления по знакомому произведению и с помощью мимики, жестов создавать выразительные образы.
Словарная работа : отзывчивость, дружба , стыд, настоящие друзья, поступок.
Материал и оборудование : ТСО, иллюстрации из цикла «Правила этикета» , иллюстрации к сказкам «Гуси –лебеди» , «Под грибком» , М. Пляцковского «Урок дружбы » , книга В. Степанова, элементы костюмов : зайца, белки, медведя, ежика, листья.
Методы и приемы : игровая мотивация, наглядный, игровой, словесный, вопросы, поощрения, показ, практические действия, объяснение, поощрение, напоминание, Т. С. О, художественное слово.
Предварительная работа с детьми : беседы о нравственных качествах человека , чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций; разучивание игр, стихов, пословиц.
Индивидуальная работа : вызвать желание у Веры Б, Лики В. – участвовать в беседе, играть в игры.
Придумано кем- то просто и мудро
При встрече здороваться :
Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.
Ребята, вы целый день находитесь в детском саду, общаетесь друг с другом, делаете много разных дел в группе . Но дела бывают добрые и недобрые.
А вы знаете, какие дела бывают недобрые? Да, недобрые дела – это те, которые приносят вред, расстраивают, могут сделать больно кому – то, портят настроение.
А добрые дела приносят всем радость, поднимают настроение.
У нас в группе есть «Дерево добрых дел» . Расскажите, какие добрые дела вы уже научились делать.
Когда мы поливаем цветы, кому мы делаем добро? (Цветку, ведь без нашей заботы он не будет расти и цвести) .
Когда мы вытираем пыль, кому мы делаем добро? (Младшему воспитателю , так как у него много работы, и детям, так как не будут дышать пылью, микробами) .
Когда мы завязываем друг другу шнурки, застегиваем пуговицы, кому мы делаем доброе дело? (Другу, так как он не умеет сам завязать шнурки. Воспитателю , так как она не успеет всем быстро помочь) .
Ребята, а вам приятно делать добрые дела?
Но можно было бы пройти и ничего не заметить. Что вам подсказывает обратить внимание на трудную ситуацию и сделать доброе дело? (Сердце подсказывает) .
Значит, у вас доброе сердце. Как вы думаете, если мы будем каждый день добрые дела делать, изменится ли наше сердце? Каким оно станет? (Ласковым, добрым, внимательным, заботливым, хорошим, чудесным, прекрасным) .
Как вы думаете, где можно увидеть доброту? (В поступках людей) .
Ребята, легко ли быть добрым? Давайте поиграем в игру. Я начинаю предложение, а вы заканчиваете.
Зеленеет старый пень, когда услышит…. (добрый день)
Растает даже снежная глыба от слова теплого…. (спасибо)
Если тебя бранят за шалость, надо сказать… . (простите пожалуйста)
Ребята, когда сердце совершает доброе дело, в нем расцветает прекрасный цветочек. Сердце становится таким замечательным.
Давайте рассмотрим с вами иллюстрации, прочитаем стихи о добрых делах и поступках.
«За помощь и поддержку всегда благодарим.
И, получив подарок «Спасибо!» говорим!»
«Здравствуйте!» - при встречи говорим
Всем друзьям, знакомым и родным.
А когда уходим : «До свидания!»
Пусть коротким будет расставание.
Ребята, вы знаете много пословиц о дружбе , давайте их вспомним. Я буду произносить начало пословицы, а вы их продолжение.
Друга ищи, а найдешь, (береги)
Друзья познаются (в беде)
Крепкую дружбу (и топором не разрубишь)
Старый друг (лучше новых двух)
Не имей сто рублей, а имей (сто друзей)
Человек без друзей, что дерево (без корней)
- Дружба не гриб , в лесу (не найдешь) .
Показ иллюстрации к сказке «Гуси лебеди» .
(Девочка помогла печке, а печка её спрятала от лебедей) .
Пословица : «За добро, добром платят» .
А какая пословица отражает главную мысль в сказке В. Сутеева «Под грибком» («В тесноте, да не в обиде» ). Что помогло героям сказки (дружба , отзывчивость) .Чему учит нас автор сказки В. Сутеев? (Быть добрыми, помогать, выручать друг друга) .
Главная дружба начинается в семье . Именно в семье мамы читают вам первые сказки, рассказы о дружбе . О дружбе , каких героев вы знаете, мы проверим?
Игра «Кто с кем дружит » .
1. Доверчивый Буратино и (Мальвина) .
2. Смешной мишка Винни – Пух и (Пятачок) .
3. Собрались однажды четыре музыканта, подружились . Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили – не тужили. Назовите этих друзей – музыкантов (Бременские музыканты : петух, кот, пёс и осёл) .
4. Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена? (Герда) .
5. Зелёный крокодил Гена и (Чебурашка) .
Молодцы, вы замечательно справились со всеми заданиями.
Ребята, сегодня вы только учитесь дружить . А чтобы дружба была крепкой , нужно соблюдать основные законы дружбы :
Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
Радуйтесь вместе с друзьями.
Берегите друзей. Ведь друга потерять легко.
Разминка «Миримся мизинцами» .
Больше ссориться не нужно (сцепились мизинцами)
Мир и дружба , мир и дружба (обнимаются)
Будем мы с тобой дружить (пожимают руки)
Нашей дружбой дорожить (подносят руки к сердцу)
Мир, мир – навсегда (сцепились мизинцами)
Ссора, ссора – никогда! (сцепились мизинцами)
Эта разминка хороша и для тех кто поссорился, для того чтобы помириться.
Сегодня мы вспомним рассказ М. Пляцковского «Урок дружбы » (показ иллюстраций) .
1. Назовите главных героев рассказа? (Чик и Чирик)
2. Кто получил посылку от бабушки? (Чик)
3. Что прислала бабушка? (Пшено)
4. Как поступил Чик с пшеном? («Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется» , - подумал он. Так и склевал все зёрнышки один)
5. Что можно сказать про Чирика? Какой он? (Нашёл зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику. Добрый, заботливый.)
6. Какое чувство испытывает Чик в рассказе? Почему? (Стыд)
7. Как выглядит человек, которому стыдно (показ детьми, отвернута голова, глаза опущены)
8. Как вы думайте, понял ли Чик свою ошибку?
9. Почему рассказ называется урок дружбы ?
Ребята, я предлагаю вам отправиться в осенний лес.
И вспомнить знакомую сказку «Заботливый ежик или лесные звезды» В. Степанова.
Дети, что можно сказать о героях этой сказки (ответы детей) .
Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем добрые слова друг другу.
Все мы дружные ребята .
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло.
Рефлексия.
Чем мы сегодня занимались? Что нового вы узнали?
Что вам понравилось ? Какое у вас настроение?
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей средней группы детского сада, тема: «В мире доброты»
Цель:
Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, представления о важности и необходимости просить прощения, испытывая в этом внутреннюю потребность.
Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлять доброжелательность), навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету, побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей.
Добиваться доброжелательной интонационной выразительной речи.
Материалы:
Свеча, зернышки, семечки, живой цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка.
Ход занятия: Дети заходят в группу под музыку, на экране изображение солнышка с улыбкой.
Воспитатель: Давайте поздороваемся. Вы знаете, что есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Давайте и мы так сделаем. Солнце красному...
Дети: Привет!
Воспитатель: Небу ясному...
Дети: Привет!
Воспитатель: Люди взрослые и малыши...
Дети: Вам привет от всей души!
Воспитатель: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза, и передадим друг другу, ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. (Берем в руки зажженную (безопасную) свечу и дети передают друг другу свечу). Посмотрите, как искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас все занятие. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения. Садитесь дети, пожалуйста, на стульчики. Сегодня на занятии пойдет разговор о доброте. Удивительное, волшебное слово! А как вы ребята понимаете, что такое доброта?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово-доброта. В давние времена, как рассказывают книги, это слово произносили мягко - доброта. Добро тебе – добро от тебя, как это верно! Ребята подумайте и скажите, о ком или о чем можно сказать «добрый»?
Ответы детей: О человеке, поступке, пути, встрече и т.д.
Воспитатель: Добрый человек добрый, значит он еще какой?
Дети: Внимательный, заботливый, не жадный, ласковый.
Воспитатель: А если человек недобрый, он какой?
Дети: Злой, грубый, жадный.
Воспитатель: Как вы думаете, доброту можно потрогать, есть ли у нее запах, вкус?
Дети: Нет.
Воспитатель:
Ребята доброту можно увидеть, увидеть в поступках, чувствах человека. Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки и расскажите нам.
Ответы детей.
Воспитатель: Легко ли быть добрым? (ответы детей). А сейчас я попрошу вас прочесть стихотворение И. Тулуповой «Доброта» и с помощью стихотворения мы узнаем - легко ли быть добрым?
Дети рассказывают:
Добрым быть совсем непросто
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет
И от холода согреет
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть
Если доброта, как солнце светит
Радуются взрослые и дети.
Воспитатель: Прекрасное стихотворение. А теперь вы нам расскажете, как проявляется это удивительное качество в другом стихотворении.
Дети рассказывают:
Я слабым помогать готов
Попавшим вдруг в беду.
Всегда приветлив и здоров
И правду говорю.
Не жадничаю никогда
Жалею я других,
Ошибки всем прощу всегда,
Забуду я о них.
С улыбкой я всегда дружу
Всегда гостям я рад.
Я дружбой верной дорожу,
Люблю я всех ребят.
Воспитатель: Молодцы ребятки! Теперь немного поиграем, поможем маме со стиркой белья.
Физкультминутка «Мы белье полощем сами»
Дружно помогаем маме -
Мы белье полощем сами
Раз, два, три, четыре,
Натянулись, наклонились
Хорошо мы потрудились.
Воспитатель: Когда человек совершает добрые дела и поступки, какое у него лицо бывает в эту минуту?
Дети: Незлое, приятное, с добрыми глазами, с улыбкой.
Воспитатель: Сейчас подарите друг другу добро, улыбнитесь, посмотрите друг на друга ласковым взглядом. (Обратить внимание детей на демонстрационный материал).
Воспитатель: Ребята, смотрите, как много здесь разных предметов- зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чаша. Скажите, какой добрый поступок можно совершить с их помощью?
Дети: Зернышками накормить птичек, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть.
Воспитатель: Молодцы ребята! Доброта это важное человеческое качество, которое имеет волшебные слова, вы знаете, ребята, что это за слова?
Дети: Спасибо, пожалуйста, извините, простите, добрый день утро и т.д.
Воспитатель: Ребята, а за что нужно извиняться?
Дети: За плохой поступок, за обидные грубые слова.
Воспитатель:
Да ребята, нужно извиняться и просить прощения, чтобы тебя простили, не обижались. Надо помириться и тогда веселее будет играть.
Дорогие мои ребятушки, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, начинаем игру « Мы с тобой одна семья».
Игра «Мы с тобой одна семья»
Дети встают в круг, держась за руки, воспитатель предлагает повторять всем вместе текст и движения к нему.
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Потрогай нос соседа справа,
Потрогай нос соседа слева,
Мы с тобой - друзья!
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Обними соседа справа,
Обними соседа слева,
Мы с тобой друзья!
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Поцелуй соседа справа,
Поцелуй соседа слева,
Мы с тобой друзья!
Итог занятия:
Воспитатель: Детки, вы сегодня хорошо постарались, узнали об удивительном человеческом качестве-доброте. Давайте крепко возьмемся за руки и подарим друг другу добро, улыбнемся и с поклоном всем скажем волшебное доброе слово «Спасибо, до следующей встречи!»