Конспект нод речевому развитию старшая группа. Конспект нод по развитию речи для старшей группы "путешествие в лес загадок". Игра «Красивые слова»

22.04.2019

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Музыка», «Здоровье», «Физическая культура», «Познание».

Цель: Закреплять знания детей о домашних животных.

Задачи:

Образовательные: Учить детей правильно называть детенышей домашних животных.

Развивающие: Развивать память, воображение, мелкую моторику рук. Формировать навыки развития пальчиковых игр, умение применять их в любой сфере деятельности.

Воспитательные: Воспитывать любовь и заботу к домашним животным.

Словарная работа: Формировать правильное звукопроизношение. Обогащать словарь детей: ягненок, теленок, козленок.

Предварительная работа: Беседа о домашних животных, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций и чтение книг о домашних животных, личные впечатления детей о деревне и домашних животных.

Оборудование: Игрушки, иллюстрации домашних животных, фартук, платок, шкатулка.

Методические приемы: Игровая ситуация, сюрпризный момент, загадки, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры.

Ход НОД:

Воспитатель: Сегодня мы, ребята, отправимся в гости к бабушке в деревню. А на чем, решать вам.

Дети: На поезде, самокате, велосипеде, машине…….


Воспитатель: Итак, едем на поезде.

Вот поезд наш едет

Колеса стучат

А в поезде нашем

Ребята сидят:

«Чух-чух-чух далеко я укачу»

Воспитатель: Посмотрите сколько гостей, поздоровайтесь и снова в путь. А дальше мы поедем на машине. Заводим моторы.

Артикуляционная гимнастика « Машина»

По шоссе машина мчится р-р-р

Во все стороны рычит р-р-р

За рулем лихой шофер р-р-р

Дын – дын – дын

Гудит мотор-р-р-р-р

Вот показалась деревня «Простоквашино» (воспитатель надевает фартук и платок – бабушка)


Воспитатель:
Здравствуйте, внучата, проходите и рассаживайтесь на полянке, а я для вас сюрприз приготовила. Вот шкатулка с загадками. Слушайте внимательно, если отгадаете, то отгадка покажется.

С хозяином дружит

Дом сторожит

Живет под крылечком

А хвост колечком (Собака)

Голодная мычит

Сытая жует

Всем ребятам

Молоко дает (Корова)

Мордочка усатая

Шубка полосатая

Часто умывается

А с водой не знается (Кошка)

Воспитатель: А это кто к нам пожаловал?

Идет бородой трясет,

Травку жует

И песенку «ме» поет. (Коза)

Пальчиковая гимнастика «Идет коза рогата»

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Кто кашки не ест,

Молока не пьет

Забодает, забодает.

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали! Кошка, собака, корова, коза кто это?

Дети: Животные.

Воспитатель: Какие это животные?

Дети: Домашние.

Воспитатель: А почему они называются домашними животными?

Дети: Они живут дома, у бабушки во дворе и она их кормит, ухаживает за ними.

Воспитатель: Правильно, молодцы!

Игра «Найди мою маму»

Воспитатель: Малыши потеряли своих мам.

— Я, мама овца, а вы? (Ягнята)

— Я, мама корова, а вы? (Телята)

— Я, мама лошадь, а вы? (Жеребята)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, курочка с цыплятами вышла погулять.

Физминутка «Курочка»

Вышла курочка гулять

Свежей травки пощипать

А за ней, ребятки,

желтые цыплятки

Ко-ко-ко, не ходите далеко

Лапками гребите,

зернышки ищите.

Воспитатель: Ребятки, посмотрите, какая красивая бабочка летает, тихо не спугните, а за нею проследите.

Гимнастика для глаз «Бабочка»

Воспитатель держит в руках игрушечную бабочку на палочке.

Воспитатель: А вот и бабочка прилетела. Следите глазами за бабочкой.

Бабочка летает повсюду: налево летит, направо летит. Бабочка порхает по

кругу, вверх, вниз и назад спешит.

Воспитатель: Внучата, помогите мне испечь пироги с капустой.

Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим»

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем.

Воспитатель: Ну, вот начинка готова, а сейчас пирожки испечем.

Песня «Я пеку, пеку, пеку»

Воспитатель: Вот дети, мы погостили и поиграли, и даже вкусных пирожков напекли. А теперь на прощанье выпьем стакан молока и на автобусе поедем в детский сад. (Дети садятся в автобус и едут в детский сад)

Воспитатель: Вот мы и приехали в детский сад. Ребята, вам понравилось путешествовать? Что запомнилось и понравилось больше? (высказывание детей) Молодцы!

План.

НОД по развитию речи 1. «Путешествие в зоопарк»

Цель: развитие звуковой культуры речи; формирование грамматического строя речи

НОД по развитию речи 2. «Беседа о транспорте, о труде водителя».

Цель: развитие звуковой культуры речи; формирование грамматического строя речи.

НОД по развитию речи 3. « Чтение и пересказ нанайской сказки «Кукушка»

Цель: развитие связной речи;

Занятие НОД по развитию речи 4. «Продукты».

Цель: обогащение словаря ребенка.

НОД по развитию речи 5. « Составление описательного рассказа по игрушке».

Цель: развитие связной речи.

Конспекты НОД по развитию речи в старшей группе ДОУ.

Тема: Путешествие в зоопарк.

Цель: учить детей подбирать глаголы-антонимы и употреблять их во множественном числе будущего времени; упражнять в дифференциации слов со звуками [р.], [л]; закреплять умение образовывать прилагательные от существительных; развивать связанную речь через составление загадок;
упражнять в правильном употреблении слова УГОЩУ. Формировать у детей чувство ритма, упражнять в умении соотносить ритм и изображение. Воспитывать желание отвечать и помогать друзьям, работая в парах.
Оборудование.
Картинки (или игрушки) зверей и птиц. Магнитофон с записями мелодий. Мольберт. Картинка, которую необходимо дорисовать. Фотоаппарат. Листочки для ритмического рисунка и ручки.
Ход НОД.
1.Организационный момент.

- Ребята мы с вами любим путешествовать, как вы думаете, мы сможем отправиться в путешествие прямо сейчас? (Можем!)
-Тогда я предлагаю вам съездить в зоопарк. Занимайте места, наш автобус отправляется. Пока мы будем ехать, будем играть в игру «Перестрой фразы наоборот»
- Я буду работать. (Мы будем отдыхать)
- Я буду говорить. (Мы будем молчать)
- Я буду стоять. (Мы будем лежать)
- Я буду открывать. (Мы будем закрывать)
2.Игра со звуками.
- Ну, вот мы и подъехали. Представьте, что вам всем подарили фотоаппараты. И вы с ними пошли в зоопарк. Девочки фотографировали зверей в названиях которых есть звук [р], а мальчики в названиях которых есть звук[л]. Когда фотографии были напечатаны, дети стали их рассматривать, но забыли. Кто кого фотографировал. Давайте ещё раз в этом разберёмся.
Педагог просит детей отвечать полным ответом. Особое внимание уделяется, правильному проговариванию детьми сложного слова фотографировал (а). На мольберт выставляются картинки: волк, тигр, лось, жираф, осёл, ворона, антилопа, дикобраз, морж. Примерные ответы: «Маша фотографировала лося», «Саша фотографировал жирафа». И.т.д.
3.Игра «Чей хвост?»
-Хорошие фотографии получились у ребят. Давайте теперь с этими фотографиями играть. Закройте всю фотографию ладошкой, оставьте только хвост и спрашивайте друг друга: «Чей хвост?» Вот мы и поиграли в эту игру.
Примерный набор слов: волчий, тигриный, лосиный, жирафий, ослиный, вороний, антилопий, дикобразий, моржовый.
-Вы все видели этих животных и много знаете о них. Я предлагаю поиграть в загадки. Не называя животное. Вы будете о нём рассказывать, а потом попробуем угадать, о ком эта загадка.
Например: «Он большой, живёт в лесу, Питается листвой, веточками, Очень любит соль, и поэтому лесники выкладывают её недалеко от того места, где это животное обитает. На голове у него рога» (лось). Дети загадывают загадки и сами их отгадывают.
4. « Угощение».

Дети, предлагаю угостить животных их любимым лакомством. Например: « Я угощу зайчика морковкой», « Я угощу котёнка молочком». Примерный набор слов: корову (травой). Белку (орешками), воробья (хлебными крошками), голубей (пшеном), обезьяну (бананом), ослика (морковкой), Козу (капустой), Собаку (косточкой), медведя (малиной), курочку (зернышками), мышку (корочкой), ежика (грибом). И т. д.
5. « Ритмический рисунок».
Нарисовать ритмический рисунок по заданным хлопкам.
Воспитатель похлопывает ритмический рисунок и показывает, как его изобразить на листочке. Предлагает нескольким детям прохлопать рисунок, а одному ребёнку изобразить на мольберте. Затем приступают к заданию все.
Итог.

Тема: Беседа о транспорте, о труде водителя.

Цель: уточнить и обогатить представления детей о грузовом и пассажирском транспорте, активизировать словарь в речи дошкольников соответствующими словами, закреплять умение классифицировать предметы в пары по качеству, материалу, из которого вещи изготовлены, по цвету.

Ход занятия.

1. Вводная беседа.

Ребята, на прогулках, по дороге в детский сад, домой вы наблюдали автомашины. Я вам покажу их в картинках. (Дети рассматривают картинки с изображениями легкового и грузового автомобилей, автобуса, самолета). Скажите, что вы видите? Как это можно назвать одним словом? Транспорт бывает пассажирский и грузовой. Вот сегодня мы и поговорим об этом.

2.Основная часть.

Встали в круг. Игра с мячом.

Я бросаю вам по очереди мяч и называю автомашину, а вы отвечаете «пассажирский транспорт» или «грузовой транспорт». Если кто-то запоздает с ответом или допустит ошибку, тот получит штрафное очко красный кружок. За правильный ответ выдается желтый кружок.

«Молоковоз, машина скорой помощи, фургон для перевозки фруктов, баржа, вертолет, трамвай, пикап, автолавка, маршрутное такси, КАМАЗ, автобус, самолет». Воспитатель подсчитывает красные, желтые кружки и объявляет победителя.

Рассказ воспитателя.

Есть еще воздушный и наземный транспорт. Наземный транспорт – это тот, который передвигается по земле. А воздушный транспорт? Перечислите наземный транспорт. Воздушный транспорт. Кто создал все эти машины? (Все вещи, машины созданы трудом людей).

Объединение предметов.

На столе предметы: игрушечный пластмассовый грузовик, металлическая гоночная машина, металлическая авторучка из белой пластмассы. «Подумайте, как можно объединить эти предметы в пары (по принципу сходства). Ответы детей. (Можно объединить две авторучки и два автомобиля (по названию), автомобили с авторучками (по материалу), белую авторучку и белую автомашину (по цвету).

Игровое упражнение «Найди точное слово».

Машина едет, ворона… (летает), рыба…(плавает), кузнечик… (прыгает), уж… (ползает).

Помогите мне найти слова, противоположные по смыслу в стихотворении Д. Чиарди «Прощальная игра»:

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь … (низко).

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь… (близко).

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь… (ты храбрец).

Теперь начало я скажу –

Ну, отвечай… (конец).

Что нового узнали? Чему научились?

Тема: Чтение и пересказ нанайской сказки «Кукушка»

Цель: познакомить детей с новой сказкой, помочь осмыслить ее идею; учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя, подбирать по смыслу названия качеств (прилагательные) и действий (глаголы), согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе, пользоваться восклицательной интонацией, развитие связной речи ; развивать творческое воображение, воспитывать интерес к самостоятельной художественно-речевой деятельности.

1. Вводная беседа.

Воспитатель показывает рисунок с изображением кукушки. Рассказывает, что эта птица не высиживает птенцов, а подкладывает яйца в чужие гнезда. Кукушата - крупные птенцы. Обычно, вылупившись из яйца, кукушонок выбрасывает из гнезда других птенцов, а его приемные родители день и ночь трудятся, чтобы прокормить крупного и очень прожорливого детеныша.

Воспитатель показывает тот же рисунок, просит рассказать, что им известно об этой птице.

2. Чтение сказки «Кукушка». Затем проводится беседа.

Сколько детей было у бедной женщины? Почему она заболела? Как отнеслись дети к больной матери?

3.Драмматизация сказки.

Педагог предлагает воспитанникам в лицах воспроизвести диалог братьев с матерью (драматизация повторяется два-три раза). Читает сказку еще раз.

4.Рассказ своей сказки.

Придумайте свою сказку с тем же названием. Я начну рассказывать, а вы дополните.

Жила на свете бедная, но очень счастливая женщина. Было у нее четверо детей, верных ее помощников. Старший сын с утра… (Далее повествование продолжают дети.)

Однажды похитил мать злой волшебник. Слышали дети, как кричала мать, на помощь звала. Бросились на ее крик, да не нашли никого. Только Иванушка, самый младший из братьев указал им на чудесные красные цветы, которых раньше не было. Цветы вели к темному лесу, и дети догадались, что выросли они там, где упали на землю материнские слезы. Рано утром собрались дети в путь…

(Дошкольники описывают приключения героев в пути. Педагог предлагает ввести в сказку эпизод о том, как в пути Иванушка спас муху, попавшую в паутину.)

Воспитатель заключает сказку традиционной концовкой: «Вот и сказке конец. Кто дослушал молодец!»

Что нового узнали?

Тема: Продукты.

Цель : Продолжать, расширять и уточнять знания детей об окружающем мире. Обогащать речь существительными, обозначающими названия продуктов питания, блюд, напитков. Знакомить детей с разными способами образования слов. Учить образовывать относительные прилагательные и включать их в предложения. Развивать любознательность.

Ход НОД:

1. Чтение стихотворения

Утро, вечер, день и ночь

Навсегда уходят прочь!

Провожать их не спеши,

Что ты делал - расскажи.

Воспитатель: - Утром мы завтракаем, а днем - обедаем и т.д. Сейчас утро.

Сегодня у нас очень вкусное занятие, мы будем говорить о том, какие бывают каши, супы, соки и другие кушанья.

2. Артикуляционная зарядка «Зеркало»

3. На стол выкладываются разные сыпучие продукты.

Вопросы к детям:

Как будет называться суп из вермишели? (вермишелевый)

Какой напиток можно приготовить из кофе? (кофейный)

Какую запеканку можно сделать из макарон? (макаронную)

Какую кашу можно сварить из крупы? (рисовую, манную, пшенную, гречневую, геркулесовую)

Кому что нравится? (ответы детей)

4. Посылка: письмо от Незнайки, банка с вареньем (заклеена бумагой). Какое варенье в банке, мы не знаем, но попробуем догадаться. Я буду показывать картинки, а вы скажете, какое варенье из этого можно сварить.

5. Игра с мячом.

6. Образование слов: пирог с яблоками - яблочный, котлеты из курицы - куриные и т.д.

7. Необходимо исправить ошибки в письме: Я люблю (клубника) мороженое. Мама приготовила мне (картошка) пюре. Папа принес (кабачок) икра.

8. Необходимо подобрать рифму.

Я решил сварить кампот

в мамин день…(рождения).

Взял изюм, орехи,

Килограмм…(печенья).

Все в кастрюлю положил,

Размешал, воды…(налил).

Чтобы было повкуснее,

Ничего не пожалел:

Две морковки, лук, банан,

огурец, муки…(стакан).

9. Игра «Повара»: представьте, что вы все повара. Встали, вымыли руки, одели фартуки, косынки. Необходимо заправить суп: три кастрюли с разными геометрическими фигурами. Если в кастрюле треугольник, то там будет гороховый суп; если круг, то – щи; если квадрат, то – борщ.

10. Итог занятия.

Тема: Составление описательного рассказа по игрушке

Цель: продолжать обучать детей составлять описательный рассказ по игрушке, используя план; совершенствовать моно- и диалогическую речь детей; продолжать развивать память, умение поддерживать беседу; продолжать воспитывать навыки культурного общения.

Активизация словаря: ввести в активную речь детей слова, обозначающие признаки предметов (заводной автомобиль, говорящая кукла, сборно-разборная машина и др.).

Предварительная работа: за несколько дней до занятия воспитатель сообщает детям, что у них в группе откроется магазин игрушек. Поручает детям отобрать в группе и дома интересные игрушки (7-8 игрушек). Отобранные игрушки воспитатель располагает так, чтобы они всем были хорошо видны. Чтение художественной литературы.

Материалы:парные числовые карточки (можно взять из математических наборов), целлофановые пакеты разных размеров, игрушечный микрофон.

Оборудование: прилавок для игрушек, стол для упаковки покупок.

1.Дети стоят полукругом, перед ними стоит прилавок с игрушками, рядом столик для упаковки покупок, на нем пакеты, числовые карточки, большой грузовик или корзина (для транспортировки товаров). Воспитатель объявляет через микрофон:

– Внимание! Внимание! Сегодня в нашей группе работает выездной магазин игрушек!

Отложив микрофон, воспитатель спрашивает у детей:

Как можно, не имея денег, получить в магазине игрушку? (надо рассказать, как выглядит игрушка, описать ее ). Верно, ребята, нужно подробно и интересно рассказать об игрушке. В разговоре с продавцом назовите игрушку («Я хотел бы купить » или «Я хочу купить »), укажите ее размер (маленький автомобиль, невысокая куколка, большая машина и так далее), цвет ее частей, деталей, одежды; если игрушка заводная, озвученная или разборная, нужно рассказать об этом. Наш магазин – предприятие образцового обслуживания. Мы доставляем все покупки на дом. Не забудьте получить у продавца числовую карточку.

2.Перед открытием магазина выбирается продавец, упаковщица покупок и курьер для доставки товаров на дом. Магазин открывается. Если ребенок интересно и достаточно подробно рассказывает об игрушке, продавец передает ее упаковщице. Упаковщица кладет купленный товар в пакет, спрашивает у покупателя домашний адрес и выдает ему карточку. Покупатель благодарит продавца и упаковщицу.

3.Примерный диалог покупателя и продавца:

Маша (продавец) – Здравствуйте, чтобы Вы хотели купить?

Миша (покупатель) - Здравствуйте, я хотел бы купить машину. Это большой, красный автомобиль, на нём можно перевозить грузы, у него кузов откидывается назад, колеса большие, с резиновыми шинами.

Маша – Верно, такая машина есть в нашем магазине. Проходите, пожалуйста, к столу упаковки покупок.

Продавец передает игрушку упаковщице Василисе:

Василиса (укладывая игрушку в пакет) – Здравствуйте, назовите, пожалуйста, свой домашний адрес, по которому мы могли бы доставить Вашу покупку.

Миша – Запишите, пожалуйста, улица Садовая, дом 4, квартира 6.

Василиса – Спасибо за покупку, возьмите карточку для того, чтобы курьер мог проверить правильность доставки. До свидания, будем рады видеть Вас в нашем магазине.

Покупатель уходит, Василиса передает упакованный товар курьеру Грише. Гриша укладывает игрушку в грузовик и отвозит ее по адресу покупателя:

Гриша (звонит в звонок) – Добрый день! Примите, пожалуйста, Вашу покупку. Покажите Вашу карточку.

Миша (показывая карточку) – Пожалуйста, вот моя карточка.

Гриша – Спасибо, до свидания. Благодарю за покупку.

Миша (забирая покупку) – Всего доброго.

Воспитатель во время диалога следит за тем, чтобы дети называли все отличительные признаки выбранной игрушки, соблюдали вежливость при общении. Если описание игрушки не соответствует плану, то она остается в магазине. Можно предложить ребенку сесть за отдельный стол, рассмотреть более внимательно игрушку и подумать, как сделать рассказ более интересным и подробным.

4.Аналогично описываются и другие игрушки. Когда все игрушки «куплены», необходимо дать время детям поиграть с ними.

ГБДОУ детский сад №101 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением Художественно-эстетического развития воспитанников Невского района Санкт – Петербурга

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Составление сказок»

Подготовила:

Санкт – Петербург

Цель : Творческое составление рассказов.

Образовательные задачи :

Учить детей подбирать нужные слова.

Учить составлять описательные рассказы.

Учить говорить связно и выразительно.

Развивающие задачи:

Развивать речь, творческое воображение.

Воспитательные задачи:

Воспитывать уважение детей друг к другу.

Учить выслушивать рассказы товарищей.

Материал:

Мел, доска; желтые круги по количеству детей.

Ход занятия:

Педагог: Ребята, вы любите шутки? Пусть у нас сегодня будет занятие-шутка. Хотя, может быть. В конце занятия окажется, что это вовсе и не шутка, а очень даже серьёзно. Ну что, начинаем шутить? Вы видите, что на доске нарисовано?

(Ответы детей)

Педагог: Правильно, это круг. На что он похож?

Дети: Это солнце, мячик, шарик, яблоко, тарелка…

Педагог: Вы конечно всё правильно назвали, но это всё не то. Это часть животного. Какая же это может быть часть?

Дети: Это голова или глаз.

Педагог: Давайте это будет голова. Как вы думаете чья?

Дети: Это голова кошки, зайца, лисы..

Педагог: Круг похож на голову зайца. Чего ещё не хватает на голове зайца?

Дети: Не хватает глаз, усов, ушей, носа…

Педагог рисует части, которые называют дети.

Вопросы к детям:

  1. Глаза у зайца маленькие или большие?
  2. Нос круглый или квадратный?
  3. Уши длинные или короткие?

Педагог: Мы нарисовали зайцу голову, чего еще не хватает?

Дети: Туловища

Педагог: Какой формы может быть туловище у зайца?

Дети: Круглое, овальное

Педагог: (рисует туловище). Что теперь я должна нарисовать?

Дети: Лапы

Педагог: Сколько у зайца лап?

Дети: четыре.

Педагог: Что заяц делает?

Дети: Сидит, стоит, бежит, идёт

Педагог: Я с вами согласна. Пусть наш заяц бежит. Где он может бежать?

Дети: Заяц бежит по полю, по лесу.

Педагог: Допустим по лесу бежит заяц. Что я должна нарисовать, что бы было понятно что заяц бежит по лесу?

Дети: Деревья, ёлки

Педагог: Что ещё бывает в лесу?

Дети: цветы, грибы, животные.

Педагог рисует цветы и грибы.

Педагог: какие животные заяц может встретить в лесу?

Дети: Лиса, медведь, волк

Педагог: Я даже незнаю, какого животное мне нарисовать. Давайте так, кого первым вы назовёте, того и рисуем. (медведь как пример)

Педагог: Что же у нас получилось? Давайте посмотрим: лес, заяц, медведь, цветы и грибы. А ведь у нас с вами получилась целая картина. Давайте придумаем ей название.

Дети: Заяц в лесу.

Педагог: Давайте немного отвлечёмся и отдохнём.

Физкультминутка «Заинька»

Сочинение сказки

Педагог: мы нарисовали картину. А теперь нам надо придумать по картине сказку.

Вопросы к детям:

  1. О ком будет ваша сказка?
  2. Как сказка будет начинаться?
  3. Где живёт заяц?
  4. Куда он хочет пойти, или куда он идёт?
  5. Что там увидел заяц?
  6. Кого заяц встретил?
  7. Что они делали вместе?
  8. Чем сказка закончилась?

Педагог: Когда будете рассказывать свои сказки, постарайтесь описать зайца, какой он. Вспомните, как мы его рисовали вместе.

Рассказывание сказок детьми, поощряются сказки, не похожие на другие.

Педагог: Я думаю, что зайчику понравились бы ваши сказки. Он прислал вам свой ответ в виде жёлтых кругов. Что это значит?

Дети: Зайцу очень понравились сказки.

Педагог: А вам занятие понравилось? А что именно понравилось или запомнилось? Мне тоже понравились ваши сказки. Спасибо вам.

Калугина Ольга Юрьевна

МАДОУ Комбинированного вида Детский сад № 25

Развитие речи.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Путешествие в лес».

Тема: «Путешествие в лес».

Цель: формировать умение детей отгадывать загадки.

Образовательные:

Закреплять умение видеть характерные особенности диких животных, отражать это в речи.

Совершенствовать умение внимательно слушать загадку, выделять главные признаки, соотносить их с конкретными животными, называть его и объяснять, как отгадывал загадку.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе и животному миру;

Воспитывать правило поведения в лесу.

Развивающие:

Развивать образное и логическое мышление;

Развивать умение понимать смысл содержания загадок.

Предварительная работа: чтение рассказов о диких животных, рассматривание иллюстраций с животными, игра «В лесу» , игра»Животные наших лесов», настольно печатная игра «Зоологическое лото» , »Угадай чье жилище», рассматривание альбома «Дикие животные».

Оборудование: картины: «Белка в осеннем лесу», »Медведи осенью», «Лоси» ,«Зайцы», «Ежи», «Лиса с лисятами», маленькие картинки с изображением зверей, фотоаппараты, картинки модели, плакат «Береги природу», посылка с сюрпризами.

Ход занятия.

Показ картины с изображением леса. Название этой картины вы не знаете. Дайте название картины, чтобы оно звучало одним словом. (Лес) В лесу растет много деревьев, ягод, грибов и там есть звери.

А вы, хотели бы отправиться в путешествие по лесу. (Ответы детей)

Прежде чем отправится в лес, мы должны с вами познакомиться с правилами поведения в лесу. Показываю модели.

Вы, готовы отправить в лес? Давайте собираться. В какой одежде люди ходят в лес? (Ответы детей.) Дети вместе с воспитателем имитируют одевание.

А что можно взять с собой в лес? (Ответы детей) Давайте возьмем с собой фотоаппараты, когда увидим интересное будем фотографировать. Звучит музыка «Звуки леса». Дети идут по дорожке.

Раз, два, три, Раз, два, три

По дорожке мы пошли.(Марш)

Петлять тропинка начала

Среди высоких трав,

По ней шагаем мы легко,

Головушку подняв. (Ходьба змейкой.)

Впереди течет ручей,

Подходите поскорей.

Руки в стороны поставим,

Переходить его мы станем.

Лес осенней увидали,

И к нему все побежали.

В лес тихонько мы вошли

К дубу вместе подошли.

Останавливаемся около картины «Белка в осеннем лесу».

Кого мы повстречали в лесу?

Какая она?

Как передвигается?

Где живет?

Чем питается? Давайте сфотографируем.Идем дальше по лесной тропинке. -Ребята посмотрите,чьи это следы?

А как ты думаешь?

Ребята, давайте повернем вправо и проверим правильно ли вы отгадали.

Картина «Медведи осенью».

Чем любит лакомиться медведь?

Назовите его жилище?

Что он делает зимой?

А это кто побежал по лесной тропинке?(Ежик)

Что вы знаете о еже?

Посмотрите на него внимательней.

Чем покрыто тело у ежа?

Да ребята,тело покрыто иголками, которые служат как вы думаете для чего?(ответы детей)

Вы, узнали этого зверя.

Кто это? Посмотрите какой он огромный.

Что на голове у лося?

Для чего лосям рога?

А вот еще один лесной житель.Картина «Зайцы».

Кто это, ребята? Да это трусишка заяц.

Кого он боится в лесу?

А вот и она лисица красавица. Давайте рассмотрим. Картина «Лиса с лисятами»

А что вы можете сказать о лисе? Чем питается лиса? А какого хищного зверя вы знаете еще? Показ картины «Волки»

Ну, вот и наступила пора возвращаться из леса.

Физкультминутка «Прогулка в лесу».

Дети пот лесу гуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Хорошо мы погуляли!

И немножечко устали!

Мы с вами пришли в группу. Имитация раздевания.

Дети садятся на стульчики.

Где мы были с вами, ребята? Сейчас мы вспомним кого мы видели в лесу, а помогут вам мои загадки. Загадываю загадки.

У меня на столе картинки зверей, я буду загадывать загадки,а вы говорите отгадку и находите картинку с изображение этого зверя. А остальные дети проверяют.

1.Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по елкам скачет ловко

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет

Сушит на зиму грибы? (белка)

Найдите картинку отгадку.

Как ты догадался, что загадка о белке? Ребята, а как вы считаете, правильно отгадали?

2.Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

Почему ты решил, что в загадке говорится о лосе? Найдите картинку отгадку.

3.Он в берлоге спит зимой,

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается ото сна.

Как догадался?

Объясни, как ты думал?

4И пушист, и глазаст,

И пугаться горазд,

Заберется в куст - и спит,

Кочерыжку съест и сыт. (Заяц) Аналогичные вопросы

5.Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной

Иголок очень много,

А ниток ни одной. (Еж)

6.Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса)

6.Есть такой у нас обычай:

Ходим стаей за добычей,

Прячемся у темной елки.

Кто мы? (волки) Вот и все загадки.

А теперь вспомним о каких зверях были загадки? (ответы детей)

Какая загадка вам понравилась больше всего и почему?

Может кто- то из вас запомнил загадку. Расскажите ее.

Если захотите мы с вами после занятия выучим загадку.

Стучатся в дверь, приносят посылку.

Нам пришла посылка из леса. Что же в ней. Открываем вместе с детьми.

В коробке поощрительные призы: шишки, желуди,орехи,грибы.(печенье).

Молодцы, вы хорошо себя вели в лесу и выполняли все правила безопасного поведения.

Я считаю, что использование мною методов и приемов целесообразно.

Мотивация побуждает детей к деятельности, придает этой деятельности направленность ориентированную на достижение цели. Используя на занятии игру путешествие сделала процесс обучения интересным, доступным и понятным детям. Использование наглядности способствует обогащению и расширению непосредственного опыта детей, уточнение их конкретных представлений. Занимательная форма загадки делает ученье ненавязчивым, интересным. Загадки развивают у детей способность к анализу, обобщению, умения самостоятельно делать выводы, четко выделять наиболее характерные признаки предмета. Физкультминутки в стихотворной форме способствуют развитию речевой деятельности и снимают напряжение.

Тематика загадок для малышей ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок чаще всего сталкивается, многократно воспринимает и которые оказывают на него эмоциональное воздействие: загадки об игрушках, о домашних животных, о некоторых предметах домашнего обихода, о продуктах питания. Малышам предлагают загадки, в которых названы яркие,характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина),отмечены те качества и свойства,которые дети хорошо знают (голоса животных, чем они питаются, повадки).В загадках названы известные детям признаки.

Учитывая, что у младших дошкольников возрастает восприимчивость к некоторым элементам художественной формы литературного произведения, детям могут быть предложены рифмованные загадки, в которых отгадки рифмуются с каким - либо словом загадки.

Загадки для малышей не должны быть очень подробными, так как много признаков ребенок не в состоянии запомнить и соотнести их между собой.

У старших дошкольников продолжается развитие мыслительной деятельности: точнее протекает процессы анализа и синтеза, дети овладевают операциями сравнения, сопоставления, обобщения, могут самостоятельно делать выводы, умозаключения. В этом возрасте у детей проявляется большая чуткость к смысловым оттенкам слова, они начинают понимать смысл образных выражений в литературных произведениях.

Учитывая это, в работе с пяти- шестилетними детьми используются загадки разнообразной тематике: о животных, птицах, рыбах, насекомых, растениях, явлениях природы и их закономерностях, предметах обихода и орудиях труда, средствах передвижения, связи и информации, о спорте, человеке, грамоте, книге. Старшим дошкольникам можно загадывать загадки и народные, и литературные, среди которых могут быть и лаконичные, и подробные. Характеристика предметов и явлений в загадках может быть краткой, но среди признаков должен быть назван существенный и типичный.

Детям 6-7 лет предлагаются загадки с более сложными типами логических задач. Характеристика предметов может быть дана кратко: названы один- два признака, по которым надо восстановить целое и сделать вывод на основе рассуждения.

Учитывая достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, способность к рассуждению, детям предлагаются загадки, отгадать которые можно только после длительных неоднократных наблюдений за одним явлением.

Используемая литература:

1.Алексеева М.Н., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2009.

2.Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981.

3.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. - Мозаика-Синтез, 2005.

4.Илларионова Ю. Г Учите детей отгадывать загадки.- М.:Просвещение,1991.

5.Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром.- М.: Мозаика- Синтез, 2006