Пальчиковые игры для детей. Как надо играть с малышом? Пальчиковая игра «Мои веселые пальчики»

28.04.2019

Пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок, малых фольклорных жанров.

Одно из важных направлений логопедической работы в рамках использования инновационной технологии «Арт-терапия» — это коррекционно-развивающая деятельность по укреплению мышц и совершенствованию функций кистей и пальцев рук, по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения посредством русских народных и авторских сказок, малых фольклорных жанров.

Опыт показывает, что у детей с нарушением зрения уровень развития тонкой моторики кистей и пальцев отстают от уровня развития мелкой моторики детей с нормальным зрением. Двигательная организация пальцев рук у детей с нарушением зрения в большинстве случаев характеризуется трудностью или невозможностью быстрого и плавного воспроизведения предложенных движений, наличием добавочных движений, персевераций, перестановок, нарушений оптикопростанственной ориентации. Отставание в развитии тонкой моторики рук препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие.

Поэтому для логопеда, работающего с такими детьми, имеет особое значение совершенствование тонких движений пальцев рук. Развивать моторику можно с помощью пальчиковой гимнастики, включающей пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок – сказкотерапии.

«Ладушки», «Сорока», «Этот пальчик» — первые игры, с которыми знакомится ребенок. Они передаются из поколения в поколение не случайно – в них заложена вековая мудрость народа. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять знание содержания сказок, развивать речь и образное мышление.

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский говорил, что ум ребенка находится на кончиках пальцев. М.М.Кольцова в работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук.

Веселые сказки, которые дети разыгрывают на пальцах, длятся порой всего несколько секунд, а текст сказок укладывается в маленькое четверостишие. Но для того, чтобы его сыграть, необходимо в своем воображении создать яркий образ: движения пальцев должны четко соответствовать смыслу сказки, потешки и динамике развития сюжета.

Сказки на пальчиках являются средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов, укрепляются мышцы, суставы и связки кистей рук. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов. Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга, предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.

Учитывая тот факт, что активные движения пальцев стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объем пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с дошкольниками.

Безусловно, при выстраивании всей системы логопедической работы важно знать возможности актуального и потенциального развития каждого конкретного ребенка. Предлагаемая ребенку деятельность с учетом его «зоны дальнейшего развития» (Л.С. Выготский), по мнению профессора Плаксиной Л.И., должна быть направлена на развитие тех психофизических возможностей ребенка с нарушенным зрением, которые он сам в себе раскрыть не может. «Если зрячий ребенок много усваивает по подражанию в естественном жизненном опыте, то ребенок со зрительными нарушениями должен специально этому обучаться» (Л.С. Выготский).

Развитый мозг и неразвитая рука вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника с патологией зрения можно и необходимо развивать.

Предлагаем вниманию коллег пальчиковые игры с учетом возрастных особенностей детей.

Цель, которая стоит перед педагогами в данной деятельности – это развитие мелкой моторики пальцев рук и коррекция речевых нарушений у детей с нарушением зрения посредством русских народных сказок и малых фольклорных жанров.

Развивать согласованность движений обеих рук;
сочетать игры и упражнения для развития моторики пальцев с речью детей.
развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук;
учить подражать движениям взрослых;
развивать внимание, зрительное восприятие;
воспитывать любовь к сказкам.

Основные методы обучения:

Показ действий;
действия руками ребенка;
самостоятельные действия ребенка.

Пальчиковые игры проводятся индивидуально или с подгруппой детей. Взрослые должны следить за правильной постановкой кисти руки ребенка и четкостью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными. Каждое упражнение имеет название, выполняется 2 – 3 раза в день.

Во время занятия нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желания и возможности, соблюдать следующие принципы:

Доступность;
безопасность;
креативность;
разнообразность упражнений.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Пальчиковые игры — сказки, проводимые систематически – в детском саду, дома, во дворе, во время выездов и прогулок на природе, позволяют:

Стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;

Совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью;

Повысить интерес детей к русским народным сказкам, к малому фольклорному жанру.

Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, а значит, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.

Аксёнова Татьяна Викторовна,
учитель-логопед

Пальчиковые игры - прекрасное развлечение для маленьких детей. Они увлекательны и эмоциональны. А главное – очень полезны в плане развития мелкой моторики, интеллекта и речи. К тому же, никаких финансовых затрат здесь не нужно. Всё, что вам потребуется, чтобы занять своего малыша – это руки да несколько выученных наизусть стишков-потешек. Педагогами и психологами всего мира пальчиковые игры для детей до года признаны одним из самых эффективных инструментов раннего развития, а сам тип развлечения постепенно совершенствуется и видоизменяется.

Пальчиковые игры: суть и предназначение

Пальчиковые игры развивают у детей связную речь, интеллект и творческое мышление

Игры, которые помогали развивать кисти и пальцы рук, были придуманы давным-давно. В Японии, чтобы побудить детей активно работать пальчиками, им предлагали перекатывать грецкие орехи. В Китае для занятий с малышами использовали шары различной величины, сделанные из разных материалов (глины, дерева, металла).

В России с давних времён народ сочинял множество стишков и потешек, сопровождающихся самыми разнообразными движениями. Оказывается, не только для развлечения малышей они были придуманы. А для развития у детей творческого мышления, воображения и речи.

Самая распространённая пальчиковая игра - «Сорока-Ворона». Она знакома многим поколениям детишек до нас. Для чего же она так нужна?

Речь малыша и его руки тесно взаимосвязаны. Это объясняется тем, что центры речи и движения рук расположены близко в головном мозге. Стимулируя движения рук и пальчиков можно развивать речь ребёнка.

Дети, с которыми родители систематически играют в пальчиковые игры, лучше мыслят и начинают разговаривать гораздо быстрее своих сверстников, с которыми по этой методике совсем не занимаются.

Это объяснить довольно легко. Правая часть детского мозга отвечает за творчество, а левая - за мышление. Для того чтобы у ребёнка развивались оба полушария, необходимо правильно и одинаково их тренировать. Вам помогут достичь этой цели всё те же пальчиковые игры.

Легко и непринуждённо, играя и развлекаясь, развивайте вашего малыша, когда вам удобно, и где вам удобно. Но здесь следует учесть и ещё одну немаловажную деталь.

Наиболее эффективны пальчиковые игры именно в грудничковом возрасте. И начинать занятия нужно сразу же, когда вы заметите, что кроха перестал сжимать свои ручки в кулачок. А это происходит, примерно, в два месяца.

Возрастные рамки

Ребёнок, начиная с самого своего рождения и лет до восьми, развивается очень быстро. Что касается пальчиковых игр, то условно этот период можно разделить на несколько возрастных интервалов, каждому из которых присущи свои особенности.

  • От двух до шести месяцев. Необходимо поглаживать ручки ребёнка. Очень важно, чтобы мама общалась с малышом прикосновением рук.
  • От семи месяцев до девяти. Движения рук становятся более интенсивными. Такие прикосновения являются отличным массажем.
  • От девяти месяцев до полутора лет. Игры можно разнообразить применением пальчиковых игрушек, шариков, бусин, пирамид, пластилина и теста для лепки.
  • От полутора до трёх лет . Отличное время для использования в пальчиковых играх развивающих игрушек и пособий. Уже можно с их помощью начинать учить с малышом названия цветов, геометрических фигур, частей тела, цифр и т.п. А сделать занятия более интересными помогут различные вспомогательные предметы. Не бойтесь экспериментировать и фантазировать. Это могут быть всевозможные шнуровки, пуговицы, застёжки, молнии и замочки, природный материал, конструкторы и др.
  • От трёх до шести лет. Детям стоит заниматься пальчиковыми играми с усложнением. Лишь к трем годам пальчики становятся хорошо развитыми. В таком возрасте малыш должен хорошо уметь завязывать узелки, неплохо раскрашивать рисунки и многое другое.
  • От шести до восьми лет. Можно использовать занятия рисованием и прикладными искусствами, которые прекрасно помогут вашему ребёнку развиваться всесторонне.

Правила проведения

В первую очередь пальчиковые игры должны быть интересными. Поэтому существует несколько правил для их проведения.

  1. Обоюдная заинтересованность – обязательное условие для начала игры.
  2. Самое благоприятное игровое время – 5-10 минут. Дольше нет смысла продолжать занятие. В лучшем случае малышу надоест такое времяпровождение. В худшем - он больше не захочет возвращаться к игре, ни под каким предлогом.
  3. Для проведения пальчиковых игр мама должна быть готовой: хорошо знать детские стишки, иметь игровой реквизит.
  4. Не стоит отвлекаться. Всё внимание сосредоточьте на ребёнке.
  5. Пальчиковые игры должны соответствовать возрасту малыша. Нет никакого смысла спешить и опережать.
  6. Цель занятий – развитие мелкой моторики. Лучший возраст для этого - от двух месяцев до шести лет.
  7. Разнообразие – ваш главный козырь. Надевайте на пальчики ребёнка колпачки и рисуйте на них смешные смайлики. Используйте все подручные материалы. Ваша задача – завоевать и удержать внимание малыша. И здесь любой креатив не будет лишним.

Пальчиковые игрушки можно купить в магазине, а можно смастерить из подручных средств своими руками

Виды

Пальчиковые игры делятся на три вида. Каждому возрастному периоду соответствует своя сложность игры.

  • Игры для самых маленьких (2-6 месяцев). Это простые задания, которые помогают развивать реакцию. К примеру, похлопывания, касания, повтор движений.
  • Упражнения и массаж (7-12 месяцев). Укрепляют мышцы кистей рук и пальчиков.
  • Сказки (от 9 месяцев). Этот вид отличается тем, что можно изображать героев с помощью собственной руки. Примером является популярная пальчиковая игра “Сорока-Ворона”.

Но помимо «Сороки» пальчиковых игр существует великое множество. И вашему вниманию – некоторые из них.

Примеры

Настройтесь на игру. Приготовьтесь к тому, что вам необходимо будет помогать своему малышу некоторое время. Затем карапуз самостоятельно сможет руководить процессом.

Не стоит спешить. Игра должна быть, прежде всего, комфортной для ребёнка.

Игра «Дятел»

(Правая рука изображает дятла, а левая - дерево).

Дятел дерево долбит: тук-тук-тук.

(Поменяйте руки. Теперь правая рука - дерево, а левая – дятел).

Целый день в лесу стоит: стук-стук-стук.

Игра “Указочка”

(Укажите пальчиком на ротик малыша).

Ротик мой умеет кушать.

(Укажите пальчиком на носик, а затем на ушки малыша).

Нос дышать, а ушки слушать.

(Покажите, как моргать глазками).

Могут глазоньки моргать.

(Необходимо сжать и резко разжать пальчики).

Ручки всё хватать, хватать.

Слова для игры «Мышонок»

Игра «Муха»

(Изобразите правой ручкой крылышко мухи).

Вот летела муха.

(Муха приземляется на другую ручку).

На варенье села.

(Соприкоснитесь ладошками и вращайте их).

Вымазала брюхо.

Игра «Улитка»

(Согните правую ручку. Придерживайте большим другие пальчики так, чтобы безымянный со средним были согнуты, а указательный и мизинец оставались в обычном положении).

Тычет рожками улитка.

(«Улитка» упирается в левую руку).

Заперта в саду калитка.

(Левая ручка пропускает улитку).

Пропусти домой улитку.

Слова для игры «Ути-ути»

Игра «Засыпалочка»

(Положите головку ребёнка на подушку).

На подушку головой.

(Возьмите ручку малыша и ею погладьте лобик).

Глажу, глажу лобик свой.

(Закрывайте глазки ребёнка его ручками).

Глазки закрываю.

(Положите сложенные ладошки крохе под щечки).

Быстро засыпаю.

Игра «Котёнок»

(Покажите 1 пальчик малыша).

Я один шёл по дорожке.

(Покажите 2 пальчика).

Шли со мной мои две ножки.

(Покажите 3 пальчика).

Вдруг навстречу три мышонка.

(Возьмите ладошки ребёнка и похлопайте ими легко по щёчкам, затем покачайте головкой).

Ой, мы видели котёнка!

(Покажите 4 пальчика малыша).

У него четыре лапки.

(Покажите пальчиками острые когти).

На лапках - острые царапки.

(Под счёт показывайте соответствующее количество пальчиков).

Один, два, три, четыре, пять.

(Покажите двумя пальчиками, будто убегаете).

Нужно быстро убегать!

Слова для игры «Ладушки»

Игра «Гости»

(Делайте вид, что ваши пальчики бегут).

Гости к Кате прибежали.

Все друг другу руки жали.

(Соедините указательный и большой палец).

Здравствуй, Жора!

(Соедините средний и большой палец).

Здравствуй, Жанна!

Рад Серёжа.

(Соедините безымянный и большой палец).

Рад Снежана.

(Соедините мизинец и большой палец).

Не хотите ль пирожок?

(Сложите вместе ладошки).

Может коржик?

(Покажите две ладошки).

Иль рожок?

(Упритесь кулачками).

Вот драже вам на дорожку.

(Укажите на ладошке пальчиком).

Вы берите понемножку

(Сжимайте ручки в кулачок).

Все стряхнули быстро крошки.

(Стряхиваете с ручек крошки).

И захлопали в ладошки!

(Хлопаете ручками).

Игра «Комар»

(Водите вокруг ушка пальчиком).

Летит муха вокруг уха, ж-ж-ж.

(Водите вокруг носика пальчиком).

Летят осы вокруг носа, с-с-с.

(Дотроньтесь пальчиком до лобика).

Летит комар, на лоб - оп!

(Дотроньтесь ручкой до лобика).

А мы его хлоп!

(Зажмите кулачок и поднесите к ушку).

И к уху, з-з-з.

(Разожмите кулачок и подуйте на него).

Отпустим комара? Отпустим!

Видео «Пальчиковые игры для годовалых малышей»

Занимайтесь с ребёнком систематически. Постепенно задания усложняйте. Получайте удовольствие от общения со своим крохой. А за результатами дело не станет. На практике это доказано не только специалистами, но и многими поколениями малышей, выросших, одновременно играя и развиваясь. Проводите время весело и с пользой. Именно в этом и заключается, наверное, вся ценность пальчиковых игр для совсем ещё маленьких карапузов.

Простые и веселыепальчиковыеигры для развития моторики Вашего малыша. Известно что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики - тем более гибкий ум. А пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики крохи. У пальчиковых игр есть еще одно преимущество - они помогают прочнее налаживать тесный контакт родителя с ребенком. Ведь для малыша нет ничего лучше игры, а пальчиковые игры очень увлекательны, и нравятся детям. Но если малыш не хочет повторять за Вами движения пальчиковых игр, то просто играйте сами, рано или поздно он к Вам присоединится.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры

Простые и веселые пальчиковые игры для развития моторики Вашего малыша. Известно что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики - тем более гибкий ум. А пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики крохи. У пальчиковых игр есть еще одно преимущество - они помогают прочнее налаживать тесный контакт родителя с ребенком. Ведь для малыша нет ничего лучше игры, а пальчиковые игры очень увлекательны, и нравятся детям. Но если малыш не хочет повторять за Вами движения пальчиковых игр, то просто играйте сами, рано или поздно он к Вам присоединится.

Текст пальчиковых игр взрослому надо произносить как можно четче и выразительней, а движения выполняются параллельно тексту. Пальчиковые игры развивают не только мелкую моторику рук ребенка, большинство пальчиковых игр несут также и обучающую нагрузку. Одни пальчиковые игры направлены на изучение счета, другие знакомят малыша с названиями частей тела и самих пальчиков.В некоторых пальчиковых играх малыш должен действовать двумя руками - это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко - низко, право - лево .

Апельсин


Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти)

Гости

К Кате гости прибежали,
(бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора,
(соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна,(большой и средний)
Рад Серёжа,(большой и безымянный)
Рад Снежана (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе)
Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок(2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку
(пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку
(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!

Горшок

Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки)
Маленькие гномики:
Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.
(загибать пальчики, начиная с мизинца)
Раз,два,три,четыре,пять (разгибать пальчики)
Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)
Таки – рубашки, (загибать пальчики,начиная с большого)
Тики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.

Дом


Стук -стук- постук, раздается где то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат -
Вот с такою крышей, (ладошки над головой)
Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)
Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком! (сцепили ручки)

Домик

Я гуляю во дворе (хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой)
Вижу домик на горе (ритмичные хлопки ладошками)
Я по лесенке взберусь (раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев)
И в окошко постучусь.
Тук, тук, тук, тук! (поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой)

Ёжик (у малыша в руках резиновый колючий ёжик)


Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки?
(малыш катает ёжика ладошками)
Надо бельчонку сшить распашонку
(малыш катает ёжика по животику)
Шалуну зайчишке починить штанишки (катаем по ножкам)
Фыркнул ёжик - отойдите и не плачьте, не просите
(катаем по полу)
Если дам иголки - съедят меня волки!!!
(ёжик убегает в домик, на место в коробку или на полку)

Замок


На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются)

Капуста


Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)
Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.

Комар


Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб - оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его - хлоп (ладошкой до лба)
И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Котик (выполнять действия по смыслу)


Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

Котёнок


Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка!(хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

Курочка

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать
(хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки - жёлтые цыплятки (идём пальчиками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)
Лапками гребите (загребаем ручками),
Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка
(показываем ручками, какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце
(показываем как черпаем воду и пьём).

Ладошки

Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок .

Листья


.
(руки сверху вниз опускаются, ладони поворачиваются, изображая падающие листья)
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик
(шаркаем ладонью об ладонь)
Листья жёлтые летят и под ножками шуршат
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик. (шаркаем ножками)
Листья жёлтые летят и под ножками шуршат
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик.
(указательные пальцы шаркают друг об друга).

Лужок

На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
На зелёный на лужок
Приходи и ты, дружок! (сгибать пальчики в кулачок в ритме потешки, при перечислении животных сгибать пальчики на обеих руках поочерёдно, на последней строчке помахать ладонями)

Моя семья


Этот пальчик – дедушка (разжимаем поочередно пальцы из кулачка,начиная с большого)
Этот пальчик –бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошкой)

Ножки

Нарядили ножки (поочерёдно поглаживать одной рукой другую)
В новые сапожки.
Вы шагайте, ножки,(шагать пальчиками по столу)
Прямо по дорожке.
Вы шагайте - топайте,(постукивать пальчиками)
По лужам не шлёпайте,(погрозить пальчиком)
В грязь не заходите,
Сапожки не рвите.

Прогулка


Раз,два,три, четыре,пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять
(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")
С горки мы потом катались
(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели ("едим суп"),
спать легли (ладошки под щечку).

Пчёлы


Вот улей, (показываем кулачек)
Здесь живут пчелы.
Вот они показались из домика,
(поочередно отгибаем пальчики)
Одна, две, три, четыре, пять!
З-з-з-з-з-з....." (щекочем ребенка)

Рыбка


Рыбка в озере живёт
Рыбка в озере плывёт
(ладошки соединены и делают плавные движения)
Хвостиком ударит вдруг
(ладошки разъединить и ударить по коленкам)
И услышим мы – плюх, плюх!
(ладошки соединить у основания и так похлопать)

Сапожник

Имитируйте движения сапожника, забивающего гвозди: пальцы одной руки держат гвозди, другой - молоток.

Мастер, мастер,
Помоги -
Прохудились
Сапоги.
Забивай покрепче
Гвозди -
Мы пойдем сегодня
В гости!

Снежок


Раз,два,три,четыре, (загибать пальчики)
Мы с тобой снежок слепили
(лепить,меняя положение ладоней)
Круглый,крепкий,очень гладкий.
(показывают круг,гладят ладони друг о друга)
Раз – подбросим, ("подбросить",посмотреть вверх)
Два – поймаем. (" ловят", приседают)
Три – уроним (встают, "роняют")
И … сломаем! (топают)

Солнышко


Утром солнышко встаёт выше, выше, (руки высоко вверх).
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (руки вниз).
Хорошо-хорошо солнышку живётся,
(делаем ручками фонарики)
И нам вместе с солнышком весело живётся
(хлопаем в ладоши)

Счёт


Один, два, три, четыре, пять -
(разжимаем поочередно пальчики из кулачка)
Вышли пальчики гулять.
Один, два,три, четыре, пять -
(зажимаем пальчики в кулачок)
В домик спрятались опять!

Тесто


Тесто мы месили (сжимаем кисти рук)
Мы пирог лепили (ладошки лепят)
Шлёп, шлёп,
Шлёп, шлёп
Слепим мы большой пирог! (разводим руки)

Хозяйка

Кукле кашу я сварю: (мешаем кашу)
В миску молока налью, (наливаем молоко)
Положу туда крупу (насыпать крупу)
И поставлю на плиту.(поставить на плиту)
Будет каша хороша! (хлопать в ладоши)
Кушай, кукла, не спеша. (пригрозить пальчиком)

Червячки


Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять (ручки лежат на столе, ладошками вниз, сгибаем и разгибаем пальчики)
Вдруг, ворона выбегает, (пальчики "бегут" по столу)
Каркает:"Вот и обед"
(указательный и большой пальчики "каркают".)
Глядь (разводим ручками),
а червячков уж нет (сжимаем пальчики в кулачки).

Черепаха


Шла по полю черепаха (идем пальчиками)
И дрожала вся от страха (руки в кулачках, кулачки дрожат)
Кусь, кусь, кусь!Кусь, кусь, кусь!
(большой и указательный пальцы «кусаются»)
Никого я не боюсь! (отрицание –указательным пальцем)


Развивать малыша с пеленок – модно. Но педагоги-психологи, сторонники традиционных методов, считают, что гораздо важнее помочь своим детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружать ненужными лишними знаниями. Как быть? Просто играть с ребенком. Поверьте, это самое благодарное времяпрепровождение. А поиграть и при этом в прямом и переносном смысле приложить руку к развитию речи не просто приятно, но и полезно. И сегодня мы поговорим о «пальчиковых» играх, которые и обучением-то назвать сложно. Веселое, увлекательное и полезное занятие!

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сегодня все мамы и папы без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Для определения уровня развития речи логопедами давно был разработан такой метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, – говорящие дети. Если движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться отдельно друг от друга, то это дети с проблемами в развитии речи.

Почему же это так? Давайте разберемся.

Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. Дело в том, что в правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу,- с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.

Это интересно!

В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. Так и у нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.

Для самых маленьких

У новорожденного ручки всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Таким образом малыша можно даже немного приподнять. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Внимание, родители: чем чаще у ребенка «включается» хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит его эмоциональное развитие.

Тренировать пальцы у ребенка можно уже с шести-семи месяцев с помощью массажа кистей рук и каждого пальчика в отдельности, каждой его фаланги. Поглаживать следует в направлении от кончиков пальцев к запястьям, а каждый пальчик ребенка сгибают и разгибают по очереди. Такие незатейливые занятия полезно проводить ежедневно в течение 2-3 минут.

С 10-месячного возраста надо начинать развитие тонких движений пальцев и всей кисти. Давайте малышу перебирать сначала крупные, а затем более мелкие предметы. Ребенок может катать деревянные шарики различного диаметра, перебирать крупные бусы, нанизанные на резинку, собирать пирамидки, конструировать из кубиков, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговицы. Важно, чтобы в движение были вовлечены все пальчики. Помогайте карапузу координированно и ловко манипулировать пальцами в повседневной жизни. Обращайте внимание на овладение такими простыми, но в то же время важными умениями – держать чашку, ложку, карандаш, умываться. Ну и, конечно, в этом возрасте уже вовсю играют с малышом в «Сороку-белобоку»:

Сорока, сорока,
Где была? – Далеко!
Кашку варила,
На стол становила.
На крыльцо скакала,
Гостей поджидала.
Этому кашки,
Этому бражки,
Этому малины,
Этому калины,
А этому шишок,
Шишок – под носок!
Он мальчик мал,
Крупку не драл,
По воду не ходил,
Кашки ему не дадим!
И маленькому Сашке
Не досталось кашки!
Шуг-шуг! Полетели,
На головку сели,
Песенки запели!

А вот другая концовка «Сороки-белобоки»:

Зачем дров не колол?
Знай наперед:
Воды не носил?
Здесь водичка холодненька (поглаживание ребенка по запястью).
Здесь – тепленька (поглаживание по сгибу локтя).
Здесь – горяченька (поглаживание по плечу).
А здесь – кипяток, кипяток! (Щекочем ребенка).

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки-белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело – разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккапунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности аккапунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

С полутора лет ребенка надо учить застегивать пуговицы, манипулировать со шнурками. И лучше всего начинать тренировать эти навыки на специально приготовленных кусочках ткани, например с пришитыми пуговицами разных размеров и соответствующими по размерам петлями. Так же надо начинать и шнуровку, используя подручный материал или с помощью приобретенных в специализированных магазинах пособий. В этом же возрасте пора брать в руки карандаш и использовать его по назначению. В два годика подарите ребенку конструктор «Лего», хорошо, если он станет другом вашего малыша на долгие годы. С двух с половиной лет познакомьте малыша с мозаикой – это чудесное изобретение будет сопровождать его на протяжении всего дошкольного возраста. В три годика пора «подружиться» с ножницами и пластилином и способами работы с ними. И именно в этом возрасте малыш должен уметь показывать три пальчика отдельно друг от друга. К четырем с половиной годам чадо должно уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур. К старшему дошкольному возрасту ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами. Хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по контуру и лепить. В этом возрасте можно познакомить ребенка с бисероплетением, способами работы ниткой и иголкой. Каждый пальчик ребенка к школе должен быть «самостоятельным» и ловким. А помочь сформировать эти умения и навыки, развить ловкость детских ручек, а значит, и интеллектуальные способности ребенка призваны ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.

«Каждому пальчику свой карманчик». (1,5-2,5 лет)

Возьмите перчатки и помогите чаду найти домик каждому пальчику.

«Моя семья» (1-3 года)
Взрослый читает стихотворение, разжимая кулачок малыша по одному пальчику. После 2,5 лет малыш должен выполнять движения пальчиками самостоятельно.
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Ну, а этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
На последней строчке малыш трясет раскрытыми ладошками.

«Ласточка, ласточка, перепелочка» (3-4 года)
Правая ладонь карапуза ложится на левую ладонь взрослого. Тихо, ласково и медленно взрослый произносит: «Ласточка», одновременно пальцами правой руки проводя по большому пальцу малыша от основания до кончика; затем с тем же словом поглаживает другой палец ребенка. Перебрав несколько пальцев малыша таким образом, взрослый, не меняя интонации, произносит одновременно с поглаживанием: «Перепелочка». Задача малыша – быть бдительным и как можно быстрее одернуть руку, так как на последнем слоге этого слова взрослый схватит его за кончик пальца и начнет трясти, радостно приговаривая: «Поймал, поймал!» После того как перепелка «была поймана» или «улетела», игра продолжается с другой рукой ребенка.
Освоив игру, малыш сам часто предлагает перемену ролей и с удовольствием ловит «перепелку» – палец взрослого.

«Расскажи и покажи» (4-5 лет)
Маленький Мизинчик
Плачет, плачет, плачет.
Безымянный не поймет:
Что все это значит?
Средний пальчик очень важный,
Hе желает слушать.
Указательный спросил:
– Может, хочешь кушать?
А большой бежит за рисом,
Тащит рису ложку,
Говорит:
– Hе надо плакать,
Hа, поешь немножко!
Пальчики ребенок показывает сам, по мере того как взрослый читает стихотворение, раскрывая их из кулачка.

«Пальчики здороваются» (2-3 года)
Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
«Человечек»
Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.
«Корни деревьев»
Корни деревьев сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
«Слоненок»
Средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный – ноги. Слоненок «идет» по столу.
«Паучок»
Указательный палец левой руки смыкается с большим правой, указательный палец правой – с большим левой. Нижняя пара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения в паре с большими поочередно проделывают остальные пальцы.
«Моторчик»
Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся друг вокруг друга, все быстрее и быстрее, не задевая ладонь.
«Перетяжечки»
Двое играющих сцепляются тремя или двумя пальцами рук; каждый старается перетянуть соперника.
«Колечки»
Сомкнутые большой и указательный палец правой руки – большое кольцо, сомкнутые мизинец и большой левой – малое. Пальцы обеих рук одновременно начинают движения, поочередно смыкаясь с большими пальцами так, чтобы на правой руке получилось малое кольцо, а на левой – большое.
Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.

Хотите пополнить свою пальчиковую игротеку? Тогда найдите в Интернете сайт, посвященный пальчиковым играм. В сотрудничестве с этнографами, историками, филологами СПбГУ, с Российским этнографическим музеем, Государственной академией культуры, Институтом русской литературы (Пушкинский Дом) РАН специалисты регулярно изучают и расширяют спектр пальчиковых игр. Они обращаются не только к народной культуре, а используют архивы, авторские методики, профессиональные пальцевые гимнастики пианистов и другие различные развивающие уЧ>


Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди). Просто прикасаетесь к пальчику и говорите:

Здравствуй, пальчик, выходи,
На Юлю (называете имя своего ребенка) погляди.
Вот твоя ладошка – наклоняйся, крошка. (Касаетесь пальчиком ладошки.)
Вот твоя ладошка – поднимайся, крошка. (Выпрямляете пальчик.)
Затем берете следующий пальчик и повторяете то же самое. И так со всеми десятью.

Вскоре вы заметите, как ребенок начнет «помогать» вам, подавая следующий пальчик. Это значит, что пальчики вашего малыша становятся «умнее», активизируется речевой центр и улучшается развитие речи.

Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки доставят им особую радость:

Репку мы сажали («роете» пальчиками в детской ладошке лунку),
Репку поливали (показываете пальчиками, как льется вода из лейки),
Вырастала репка (показываете, как растет, выпрямляете постепенно пальчики)
Хороша и крепка (оставьте ладони открытыми, а пальцы согните как крючочки)!
Тянем-потянем (крючочки левой и правой руки сцепляются и тянут – каждый в свою сторону),
Вытянуть не можем (потрясли кистями рук),
Кто же нам поможет (прибегают по очереди все герои сказки и помогают тянуть)?
Тянем-потянем, тянем-потянем!
Ух (расцепили руки, потрясли кистями)!

Вытянули репку.

Простые правила игры
Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).
Обязательно чередуйте три типа движений:
сжатие;
растяжение;
расслабление.
Как еще активизировать пальчики

Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «откуски»).

Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.

Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.

Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.

Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время.

Если вы интересуетесь тем, как заниматься с ребенком, как его развивать, как раскрыть все его способности, то советую вам обратить внимание на сборник развивающих игр «Развитие ребенка. Как и чем заниматься с ребенком». В нем вы найдете огромное множество игр и занятий с ребенком на каждый возрастной период от рождения до школы, которые будут способствовать его развитию.

Эти игры просты, не требуется сложных пособий и материалов для их проведения. Но они помогают сделать обычные занятия и прогулки с ребенком полезными и интересными.

С помощью этой книги ваш ребенок многому научится, разовьет мышление, память, речь, логику, воображение, познакомится с азами географии, физики, химии. Ребенку понравится процесс такого обучения, и вы сделаете с ним первый шаг на пути к учению с увлечением.


Пальчиковая гимнастика для детей дошкольников


Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому необходимо уделять большое внимания развитию движения пальцев рук и совершенствованию мелкой моторики рук ребенка. У большинства детей с задержкой речевого развития наблюдаются отклонения в формировании тонких движений пальцев (движения неточные, неккординированные).

Затем начинается повторение. Предварительно с детьми заучиваются названия пальцев. Каждый комплекс состоит из пяти упражнений и одной потешки.

Сначала даются упражнения, а затем потешка. Слушая потешку, дети производят соответствующие движения, постепенно заучивая текст.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 1)

1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь – вместе.)

2. Ладошка – кулачок – ребро (на счет «раз, два, три»).

3. Пальчики здороваются (на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу).

5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).

Потешка «ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК»

Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.

Взрослый показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 2)

1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).

2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).

3. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).

4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).

5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

Потешка «БЕЛКА»

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки,
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

Взрослый и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 3)

1. Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).

2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).

3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).

4. Цветок (то же, но пальцы разъединены).

5. Корни растения (прижать корни – руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).

Потешка «ЭТОТ ПАЛЬЧИК»

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.

Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 4)

1. Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг).

2. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).

3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).

4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).

5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

Потешка «БРАТЬЯ»

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди…
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 5)

1. Замок (на счет «раз» – ладони вместе, а насчет «два» – пальцы соединяются в «замок»).

2. Лиса и заяц (лиса «крадется» – все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц «убегает» – перебирая пальцами, быстро движутся назад).

3. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).

4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе).

5. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).

Потешка «HУ-КА, БРАТЦЫ, ЗА РАБОТУ»

Hу-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому – дрова рубить.
Печи все – тебе топить.
А тебе – воду носить.
А тебе – обед варить.
А малышке – песни петь.
Песни петь, да плясать,
Родных братьев забавлять.

Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.

Родители маленьких детей должны твердо помнить, что развитие речи ребенка напрямую связано с движением, а именно мелкой моторикой. Существует множество пальчиковых игр для детей. Мамы, бабушки, дедушки играя с ребенком, читая потешки и напевая песенки, могут проводить с малышами гимнастику пальчиков.

Развитию мелких движений кисти ребенка, подвижности пальцев рук, точности движений пальчиков, помогут следующие игры и игровые задания.

Пальчиковая игра "СОРОКА"

Читая потешку, поочередно загибайте и разгибайте пальчики ребенка:

Сорока-воровка,
Кашу варила,
Деток кормила,
Этому - дала,
Этому - дала,
Этому - дала,
Этому - дала,
А этому, большому, - не дала.
Зачем дров не пилил,
Зачем воду не носил,
Зачем кашу не варил.

Есть еще одна похожая считалочка про сороку. Она из болгарских народных песенок и называется «Сорока и сороченок»

Длиннохвостая сорока прилетела издалёка,
Дров нарубила, печь растопила,
Кашу сварила очень сладкую.
Всех детей созвала, всем им каши дала,
Одного из-за стола только мама прогнала -
Малышоночка-сорочоночка.
Он всех больше шалил?
Он воды не носил, он и дров не колол,
Даже пол не подмёл!

Пальчиковая игра «МИЗИНЧИК»

При произнесении потешки, массируется каждый называемый пальчик ребенка. В такой пальчиковой игре выполняется не только массаж, но и активно идет запоминание названий пальцев на руках.

Мой Мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил,
А со Средним кашу ел,
С Указательным доел,
А Большой меня встречал
И конфетой угощал.
Указательный на правой
Вел в поход их всей оравой.
Средний брат несет рюкзак,
Безымянный ходит так,
А Мизинец стал играть:
Братьев слушать приглашать.
Правый же Большой плясал
И на танец приглашал!

Пальчиковая гимнастика «ЧТО ПАЛЬЧИКУ ДЕЛАТЬ?»

Как и в предыдущей потешке-игре, при произношении потешки, массируют каждый пальчик ребенка.

Ивану-большаку - дрова рубить,
Ваське-указке - воду носить,
Мишке-среднему - печку топить,
Гришке-сиротке - кашу варить,
А крошке-Тимошке - песенки петь.

Пальчиковая гимнастика «ПАЛЬЧИКИ СПЯТ»

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики - «Ура!»
В детский сад идти пора!

Пальчиковая игра «ПАЛЬЧИК О ПАЛЬЧИК»

К пальчиковой гимнастике в этом упражнении добавляется серия движений. Ребенку во время игры нужно показать какие движения следует выполнять по ходу стишка.

Пальчик о пальчик тук да тук. (2 раза.)
Хлопай, хлопай, хлопай. (Хлопки ручками.)
Ножками топай, топай. (притопывание 2раза.)
Спрятались, спрятались. (Закрыть лицо руками.)
Пальчик о пальчик тук да тук. (2 раза.)

Пальчиковая игра «ПАЛЬЧИКИ В ЛЕСУ»

Держите перед собой левую руку ребенка ладонью к себе.

Раз-два-три-четыре-пять!
Вышли пальчики гулять!
Этот пальчик гриб нашел. (Загибаете мизинец.)
Этот пальчик чистит стол. (Загибаете безымянный.)
Этот - резал. (Загибаете средний палец.)
Этот - ел. (Загибаете указательный палец.)
Ну а этот лишь глядел! (Загибаете большой палец, щекочете ладони.)

«ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА»

Пальцы обеих рук складываем вместе.

Кто приехал? (Быстро хлопать конниками больших пальцев.)
- Мы, мы, мы! (Кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а кончики остальных пальцев быстро одновременно хлопают.)
- Мама, мама, это мы? (Хлопать кончиками больших пальцев.)
- Да, да, да! (Хлопать кончиками указательных пальцев.)
- Папа, папа, это ты? (Хлопать кончиками больших пальцев.)
- Да, да, да! (Хлопать кончиками средних пальцев.)
- Братец, братец, это ты? (Хлопать кончиками больших пальцев.)
- Да, да, да! (Хлопать кончиками безымянных пальцев.)
- Ах, сестричка, это ты? (Хлопать кончиками больших пальцев.)
- Да?да, да! (Хлопать мизинцами.)
- Все мы вместе, да-да-да! (Хлопать всеми пальцами.)

Пальчиковая игра «ОБВЕДИ ЛАДОНЬ»

Приготовьте лист плотной белой бумаги и фломастер. Попросите малыша приложить ладошку к бумаге и обвести контур руки. Пусть ребенок по очереди чуть приподнимает пальчики над контуром, а затем поднимет всю ладошку. После этого не сдвигая руки, попросите малыша собрать пальцы в ладонь и опять расправить их по обведенному контуру.

Пальчиковая гимнастика «ПОДВИГАЙ КРУЖКИ»

Приготовьте 10 разноцветных кружков из цветного картона диаметром 1-2 см. Попросите малыша положить ладошку на стол чтобы кончики его пальцев лежали на кружках. Предложите подвигать кружочки по очереди каждым пальцем, затем всеми вместе. Потом малыш поднимает руку и снова опускает ее так, чтобы кончики пальцев попали на кружки.

Игра с пальчиками «КОЛЕЧКИ»

Попросите ребенка поочередно соединять все пальчики с большим в кольцо, делая это строго по порядку.

Такая пальчиковая гимнастика игра очень нравятся малышам. Пусть пальчики ребенка будут ловкими!