Упражнение на развитие связной речи. Игры на развитие связной речи для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Министерство общего и профессионального образования

25.03.2019
06.04.2013 7215 0

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ

КТО ЛУЧШЕ РАССКАЖЕТ?

Дидактическая задача : выявлять активный словар­ный запас детей; развивать связную речь.

Оборудование : набор сюжетных картинок, вымпел.

Примечание. Во второй половине учебного года картинки раздаются по порядку детям одного ряда, и они составляют последовательный рассказ. Можно предло­жить составить рассказ по одной картинке нескольким

ОПИШИ ПРЕДМЕТ

Дидактическая задача : учить описывать предмет, вы­деляя его существенные признаки; развивать интонаци­онную выразительность речи.

Оборудование : набор игрушек (6-8 шт.), муляжи овощей и фруктов.

Содержание . Выбрав одну игрушку, учитель предла­гает детям рассмотреть ее, вспомнить, что они знают о ней, и описать игрушку. Образец первого описания да­ет учитель. Затем описываются две игрушки одновре­менно (путем сравнения). Можно описать игрушку, не показывая ее. Кто угадает, о чем идет речь, становится «учителем». Впоследствии описываются любые знакомые, детям предметы (аквариум, телевизор, телефон и т. п.).

ГДЕ БЫЛ НОВИЧОК?

Дидактическая задача : учить детей вводить в рас­сказ элементы описания; узнавать объект по описанию.

Оборудование : книжки-малышки, фанты.

Содержание. Учитель говорит: «Представьте, что в наш класс пришел новый ученик. Ему очень понравилась наша школа. Пусть он расскажет, куда заходил, не на­зывая мест - мы сами догадаемся». Дети по очереди са­мостоятельно или с помощью учителя описывают столо­вую, библиотеку, учительскую, медкабинет. Если ребе­нок начнет описывать помещение, которого в школе нет, платит фант. За лучшее описание даются книжки-ма­лышки.

КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?

Дидактическая задача: упражнять детей в умении отвечать на вопрос полными предложениями; уточнить представления о временах года.

Оборудование: сюжетные картинки на тему «Време­на года».

КТО УВИДИТ БОЛЬШЕ ВСЕХ?

Дидактическая задача: выявлять активный словарь детей; развивать связную речь.

Оборудование: сюжетная картина.

Содержание. Учитель вывешивает перед детьми кар­тину и предлагает рассказать, что на ней изображено. Дети, не умеющие рассказывать, могут назвать два-три главных предмета. Дети с большим запасом слов назы­вают предмет, его действия или состояние. Дети, владе­ющие связной речью, могут составить четыре-пять пред­ложений. Игра продолжается, пока не будет названо все существенное.

В а р и ант. Дети рассматривают картину, затем она убирается. Ребята должны по памяти рассказать, что на ней изображено. Для контроля картина вывешивается еще раз.

ПРОЧИТАЙ И ОПИШИ

Дидактическая задача: упражнять детей в чтении слов разной структуры; учить связно описывать предмет, не называя его.

Оборудование: таблицы слов.

аист зубр яблоки утюг

утка слон вишни телефон

дятел носорог сливы. телевизор и т. д.

Учитель показывает одно слово, дети должны про­честь его про себя и рассказать, что они знают об этом предмете, например: «Это перелетная птица, с красным клювом и красными ногами. Водится в Белоруссии. Пи­тается лягушками. Гнезда вьет на верхушках деревьев и крышах домов». Слово-отгадка аист читается.

ОПИШИ, НЕ ВИДЯ

Дидактическая задача: совершенствовать умение описывать предмет, не видя его.

Оборудование: различные предметы, игрушки.

Содержание. Дети запоминают предметы, стоящие на полочке, затем отворачиваются. Один из предметов уби­рается. Ребенок должен определить, какого предмета не стало, и описать его несколькими фразами. Первоначально предметов на полочке должно быть не больше четырех, в дальнейшем число их увеличивается до шести-восьми. Предметы могут быть подобраны так, чтобы в их названии содержались определенные звуки. Лучшие ответы поощряются.

СОСТАВЬ ЗАГАДКУ

Дидактическая задача: увеличивать активный сло­варный запас детей; учить описывать предмет, выделяя его характерные свойства.

Оборудование: знакомые предметы и игрушки.

ПРИДУМАЙ НЕБЫЛИЦУ

Дидактическая задача: развивать монологическую речь, фантазию детей; помочь в поиске образных выражений.

Оборудование: звездочки.

ПРИГЛАСИ ГОСТЕЙ

Дидактическая задача: учить детей правильно описы­вать путь от дома до школы и обратно.

Оборудование: настолько-печатные игры по правилам дорожного движения.

Содержание. Игровая ситуация создается при помо­щи вопроса: кто хочет пригласить гостей и рассказать, как к нему добраться? Учитель дает образец рассказа. Далее ребенок сам называет улицы, по которым идет, указывает повороты, особые приметы тропинок и пере­улков и т. д. Учитель помогает детям, стараясь не нару­шать игровую ситуацию. Игра проводится в конце за­нятия. За лучшие рассказы дети получают настолько-печатные игры по правилам дорожного движения.

ПРО КУКЛУ

Дидактическая задача: развивать монологическую речь детей; вводить в их речь элементы повествования; проверить умение детей слышать в словах определен­ные звуки.

Оборудование: разные куклы.

Содержание. Дети придумывают рассказ из трех-че­тырех предложений про куклу Катю. В каждом предло­жении должно быть слово со звуком к . Учитель дает об­разец рассказа. Слова со звуком к анализируются. Кто придумает лучший рассказ, в этот день играет с куклой или дает ее поиграть другу. В дальнейшем дети приду­мывают рассказ про куклу Риту и т. д.

ПРИГОТОВИМ ОБЕД

Дидактическая задача: учить соблюдать последова­тельность в рассказе; развивать монологическую речь.

Оборудование: фанты.

МЕСТНОЕ РАДИО

Дидактическая задача: развивать связную речь, на­блюдательность, память; способствовать проявлению чувства юмора в детской речи.

Оборудование: фанты.

Содержание. Учитель говорит, что сегодня диктор сделает важное сообщение. Он будет описывать потеряв­шегося ребенка, а мы должны найти того, кто потерял­ся. Образец сообщения дает учитель (описывает кого-нибудь из детей), затем назначает диктора. Надо отме­тить характерные особенности внешности потерявшегося. Если диктор дал описание, по которому дети никого не узнали, они отвечают: «У нас такого ребенка нет!». Тог­да диктор платит фант. Фанты в конце игры разыгры­ваются.

КАКАЯ ИГРУШКА?

Дидактическая задача: дать образец последовательного ознакомления с предметом (со словесным его опи­санием); упражнять в умении обследовать и описывать аналогичный предмет.

Оборудование: две матрешки, два грузовика и т. д. (игрушки одинаковые, отличаются только деталями).

СОСТАВИМ РАССКАЗ ВМЕСТЕ

Дидактическая задача: вводить в речь детей элементы рассуждения (т. е. сообщения о фактах, находящихся в причинно-следственных отношениях); учить работать сообща.

Оборудование: набор картинок, сюжеты которых от­ражают трудовые процессы и отдых людей в разное время года: «Сенокос», «На почте», «День урожая» и др.

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГБПОУ СО «Ревдинский педагогический колледж»

«Вместе играем

- речь развиваем»

Игры и упражнения на развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста

Игры на развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста. Сборник игр и упражнений. /Сост. Е.А.Рябухина. - Ревда, 2016.

Данный сборник систематизированных игр и игровых упражнений может использоваться в работе с детьми дошкольного возраста педагогами дошкольных учреждений, методистами ДОУ при планировании, родителями воспитанников детских садов в совместной деятельности с детьми дома для развития связной речи, тренировки правильного изложения своих мыслей, что в дальнейшем является неотъемлемой частью для успешной успеваемости детей при обучении в школе.

© НДОУ «Детский сад «Развитие»,2016

Пояснительная записка

Развивающие игры с картинками

Кто больше заметит небылиц

Где начало рассказа

Найди картинке место

Исправь ошибку

Какая картинка не нужна

    Отгадай-ка

    Нарисуй сказку

Фотограф

    Чего не бывает на свете

    Как ты узнал

«А я бы...»

Составь два рассказа

Поиск пропавших деталей

    Распространи предложение

    Пойми меня

    Нарисуй картинку словами

    Придумай сказку

    Волшебный мешочек

Развивающие упражнения

Что могу делать?

Слова наоборот

Слова-товарищи

Один – много

Потому что…

Объясни…

Кто кем был

Обобщающие понятия

Животные и их детеныши

Кто как разговаривает

Подскажи словечко

Кто где живет

Скажи ласково

Что происходит в природе

Кто как передвигается

Кто может совершать эти действия

Из чего это сделано

Лови, да бросай – цвета называй

Четвертый лишний

Что бывает круглым

Весёлый счет

Хорошо – плохо

Веселые рифмы

Всё расставим на места

Кто больше

Цепочка слов

Пояснительная записка

На сегодняшний день современному обществу необходимы любознательные, активные, физически развитые, способные решать интеллектуальные и личностные задачи, члены общества. Современные стандарты требуют от воспитателей формирование у дошкольников целостной картины мира, расширение кругозора детей. И решение этих задач возможно через игровую деятельность.

Педагогическая и методическая литература предлагает огромное количество игр, в том числе и на развитие связной речи, но воспитателям и родителям сложно ориентироваться в многообразии литературы по выбору игр для проведения прогулок, совместных видов деятельности, досуговой деятельности. Поэтому, возникла необходимость в сборнике «игр и упражнений на развитие связной речи».

В предложенном сборнике собраны разнообразные игры и упражнение на развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста, которые сгруппированы по разделам: игры с картинками и простые речевые упражнения. К каждой игре даны методические рекомендации по проведению.

Игры, используемые в условиях современного дошкольного учреждения, помогут воспитателю правильно и эффективно организовать работу с дошкольниками, научат ребенка применять имеющиеся знания на практике.

«Кто больше заметит небылиц?»

Цель: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

Оборудование: Стихотворение «Путаница», фишки.

Ход игры:

Дети, садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки.

Воспитатель объясняет правила игры: - Сейчас я прочту вам отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Путаница» В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит ещё одну небылицу, положит вторую фишку рядом и т.д. Кто заметит больше небылиц, тот и выигрывает. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу.

Сначала читается небольшая часть этого стихотворения, медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами. После чтения воспитатель спрашивает детей, почему стихотворение называется «Путаница».

Затем того, кто отложил меньше фишек, просит назвать замеченные небылицы. Дети, у которых больше фишек называют те небылицы, которые не заметил первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, воспитатель говорит ему, что он не выполнил правила игры, и предлагает быть более внимательным в другой раз.

Затем читается следующая часть стихотворения. Надо следить за тем, чтобы дети не утомлялись, т.к. игра требует большого умственного напряжения. Заметив по поведению детей, что они устали, воспитатель должен прекратить игру.

В конце игры следует похвалить тех, кто заметил больше небылиц и правильно их объяснил.

Другие примеры небылиц:

Ехала деревня

Мимо мужика.

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Он схватил дубинку

Разрубил топор.

А по нашей кошке

Пробежал забор.

Дело было в январе

Первого апреля.

Жарко было во дворе

Мы окоченели.

По железному мосту

Сделанном из досок,

Шел высокий человек

Низенького роста.

Был кудрявый без волос,

Тоненький как бочка.

Не было детей у него

Только сын да дочка.

«Где начало рассказа?»

Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

Оборудование: Серийные картинки.(№)

Ход игры:

Ребенку предлагается составить рассказ, опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

«Найди картинке место»

Цель : научить соблюдать последовательность хода действия.

Оборудование: Серийные картинки.(№)

Ход игры:

Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

«Исправь ошибку»

Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.

Оборудование: Серийные картинки.

Ход игры:

Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.

«Какая картинка не нужна?»

Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.

Оборудование: Серийные картинки.

Ход игры:

Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.

«Отгадай-ка»

Цель игры: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Оборудование: цветной камешек

Ход игры:

Воспитатель напоминает детям, как они рассказали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит.

Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате».

После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему. Ребёнок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребёнок описывает свой предмет и передаёт камешек другому играющему, чтобы тот отгадал.

Примерный план описания предмета: «Он разноцветный, круглой формы. Его можно бросать вверх, катать по земле, а в группе нельзя им играть, так как можно разбить стекло»

«Нарисуй сказку»

Цель: научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.

Оборудование: Лист бумаги, карандаш

Ход игры:

Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой. Конечно, можно ребёнку помочь. Показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.

«Фотограф»

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины.

Оборудование: Большая картина, фрагменты этой картины.(№2)

Ход игры:

Взрослый просит ребёнка рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные картинки рядом с ней. «Фотограф сделал много снимков одного листа. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картине. Расскажи теперь, о чем эта картина. Не забудь описать те детали, которые фотограф снял отдельно, значит, они очень важные».

«Чего на свете не бывает»

Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.

Оборудование: Картинки-нелепицы(№3)

Ход игры:

Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.

«Как ты узнал?»

Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.

Оборудование: Предметы или картинки(№4), фишки.

Ход игры:

Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.

«А я бы…»

Цель : развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.

Оборудование: Текст сказки.

Ход игры:

После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.

«Составь два рассказа»

Цель: научить различать сюжеты разных рассказов.

Оборудование: Два набора серийных картинок(№).

Ход игры:

Перед ребёнком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии.

«Поиск пропавших деталей»

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картинки.

Оборудование: Большая картина, фрагменты этой картины(№5)

Ход игры:

«Фотография испортилась, некоторые фрагменты стерлись с большой картины. Хорошо, что сохранились маленькие снимки. Подставь в нужное место каждый фрагмент и опиши ту картину, которую снимал фотограф».

«Распространи предложение»

Цель : развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Оборудование: цветной камешек

Ход игры:

Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, воспитатель начинает предложение так: «Дети идут... (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы...» Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным ситуациям.

«Пойми меня»

Цель: развитие у детей умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

Оборудование: коробка с картинками предметов(№4)

Ход игры:

Воспитатель показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени).

Дальше объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете.

После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, воспитатель спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда взрослый говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя.

Потом взрослый рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось ему. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку.

Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

"Нарисуй картину словами"

Цель: развивать воображение, умение использовать в описании точные по смыслу слова и образные выражения.

Оборудование: стихотворение о весне(лете, зиме и т.д)

Ход игры:

Взрослый обращается к детям: «Хотите стать необыкновенными художниками, которые рисуют не красками и карандашами, а словами? Тогда приготовьтесь рисовать.

Я прочту вам нежное стихотворение о весне, а вы закройте глаза и попробуйте представить, о чём я буду читать. Потом расскажите, какая картина у вас получилась. Но рассказывать надо так, чтобы все смогли мысленно увидеть вашу картину».

Затем дети могут нарисовать красками иллюстрацию к своим рассказам.

"Придумай сказку"

Цель: самостоятельно подбирать выразительные средства для составления сказки или рассказа на заданную тему.

Оборудование: картинка с зимним пейзажем (весенним, летним, осенним и т.д).

Ход игры:

Воспитатель предлагает сочинить сказку «Что снится деревьям зимой» детям после того, как они рассмотрят картинку с зимним пейзажем, услышат стихотворение или рассказ о первом месяце зимы.

«Волшебный мешочек».

Цель: развивать речь ребенка, обучать детей описывать предмет, усвоить окончание существительных в дательном падеже.

Оборудование: мешочек с игрушками: овощи, фрукты, ягоды, сладости.

Ход игры:

Взрослый достаёт из мешочка картинку и говорит: «Вот капуста. Какая она? Кому её отдадим?» Ребёнок рассказывает, какая капуста, и кто её любит кушать.

Простые развивающие речевые упражнения для развития связной речи

Такие игры не предусматривают какие-то траты или приготовления, нужно только желание и фантазия. Используйте такие речевые игры, чтобы развлечь ребёнка, научить новому и полезному. Эти упражнения можно выполнять с мячом. Взрослый говорит и кидает мяч, ребенок отвечает и бросает мяч в ответ.

Какой?

Цель: обогащать речи ребенка именами прилагательными.

Ход игры:

Взрослый предлагает ребенку дать как можно больше ответов на вопрос «Какой?»

Мяч какой? – большой, маленький, круглый, резиновый, упругий, красный, кожаный.

Снег какой? – белый, холодный, искристый, красивый, пушистый, лёгкий.

Шкаф какой? Котёнок какой? Стол какой? И т.д.

Что могут делать…?

Цель : обогащать речь ребенка глаголами.

Ход игры:

Взрослый предлагает ребенку дать как можно больше ответов на вопрос «Что может делать?»

Что может делать собака? – лаять, ходить, бегать, кусаться, сторожить, охранять, кушать, рычать…

Что может делать лягушка? Что могут делать руки? и т. д.

Слова наоборот

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход игры:

Попросите ребёнка подобрать антонимы к следующим словам: радость, утро, сел, храбрый, враг, стоять, тяжело, взял, мокро, чисто, глубокий, высокий, узкий, близко, назад, далеко и т. д.

Лето – зима, твердый – мягкий, нашёл - потерял.

Слова-товарищи

Цель: Развивать речь ребенка, обогащая ее.

Ход игры :

Предложите ребенку назвать слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и то же. Они помогают лучше описать предмет, вещь.

Например: Холодный – ледяной, морозный, студёный. Умный – мудрый, толковый, сообразительный. И т. д.

Один – много

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход игры: взрослый называет имена существительные в единственном числе. Дети называют существительные во множественном числе.

Пример:
Стол – столы стул – стулья
Гора – горы лист – листья
Дом – дома носок – носки
Глаз – глаза кусок – куски
День – дни прыжок – прыжки
Сон – сны гусёнок – гусята
Лоб – лбы тигрёнок – тигрята

Нога-ноги пальто- пальто

Потому что

Цель: Учить включать в речь союзов и предлогов с целью сделать речь плавной, логичной, цельной.

Ход игры:

Взрослый предлагает ребенку рассуждая, ответить полным ответом на вопрос.

Я мою руки потому, что…
Почему ты идёшь спать? и т. д
.

Объясни

Цель: развивать речь детей, учить логично рассуждать.

Ход игры:

Взрослый даёт задание ребёнку: «Я сейчас произнесу предложение, а ты ответишь на мой вопрос».

Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна. Объясни, почему кошка недовольна?

Кто кем был?

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход игры:

Взрослый называет предмет или животное, а ребёнок, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

Цыплёнок – яйцом

Шкаф – доской

Лошадь – жеребёнком

Велосипед – железом

Корова – телёнком

Дуб – жёлудем

Дуб – жёлудем

Рубашка – тканью

Дом – кирпичом

Бабочка – гусеницей

Сильный – слабым

Взрослый – ребёнком

Рыба – икринкой

Ботинки – кожей

Хлеб – мукой

Яблоня – семечком

Обобщающие понятия

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Ход игры:

Взрослый называет обобщающее понятие. Ребёнок должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.

Взрослый

Дети

картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.

малина, клубника, ежевика, арбуз, черника.

берёза, ель, сосна, дуб, липа, тополь, орех.

Домашние животные

корова, лошадь, коза, овца, кролик, баран, кошка, собака

Перелётные птицы

стриж, ласточка, грач, скворец, аист, цапля, журавль

Зимующие птицы

голубь, ворона, сорока, воробей, дятел, сова

стул, стол, кресло, диван, шкаф, кровать, софа

тарелка, ложка, вилка, нож, чайник, чашка, блюдце

пальто, платье, свитер, юбка, брюки, майка, трусы

туфли, сапоги, ботинки, тапочки, босоножки.

кукла, машинка, мишка, пирамидка, юла, мяч.

Дикие животные

тигр, лев, волк, лиса, белка, заяц, медведь, лось.

яблоко, груша, лимон, апельсин, абрикос, слива.

Инструменты

пила, топор, дрель, рубанок, молоток, плоскогубцы

Транспорт

трамвай, троллейбус, автобус, поезд, самолёт, пароход

Вариант 2.

Взрослый называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.

Животные и их детёныши

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры:

Взрослый называет какое-либо животное, а ребёнок называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.

Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.

Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.

Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

Кто как разговаривает?

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход игры:

Взрослый, поочерёдно называя животных. Дети-как-то или иное животное подаёт голос:

Корова___ мычит, Волк _____воет, Утка____ крякает, Свинья____ хрюкает
Тигр___ рычит, Собака____ лает, Змея___ шипит, Комар____ пищит

Вариант 2.

Взрослый спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

Подскажи словечко

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход игры:

Взрослый, спрашивает: - Ворона каркает, а сорока? Ребёнок должен ответить: -Сорока стрекочет.

Примеры вопросов:
-Сова летает, а кролик?
-Корова ест сено, а лиса?
-Крот роет норки, а сорока?
-Петух кукарекает, а курица?
-Лягушка квакает, а лошадь?
-У коровы телёнок, а у овцы?
-У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

Кто где живёт?

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход игры:

Взрослый поочередно задает вопрос детям, а они отвечают. Необходимо следить за правильным употреблением предлогов.

Вариант 1.
Взрослый – Дети
Кто живёт в дупле? – Белка.
Кто живёт в скворечнике? – Скворцы.
Кто живёт в гнезде? – Птицы: ласточки, кукушки, сойки.
Кто живёт в будке? – Собака.
Кто живёт в улье? – Пчёлы.
Кто живёт в норе? – Лиса.
Кто живёт в логове? – Волк.
Кто живёт в берлоге?- Медведь.
Вариант 2.
Взрослый – Дети
Где живёт медведь? – В берлоге.
Где живёт волк? – В логове.
Вариант 3.
Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

Скажи ласково

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие быстроты реакции.

Ход игры:

Взрослый называет первое слово (например, шар), а ребёнок называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.

Стол – столик, ключ – ключик.
Шапка – шапочка, белка – белочка.
Книга – книжечка, ложка – ложечка.
Голова – головка, картина – картинка.
Мыло – мыльце, зеркало – зеркальце.
Кукла – куколка, свёкла – свёколка.
Коса – косичка, вода – водичка.
Жук – жучок, дуб – дубок.
Вишня – вишенка, башня – башенка.
Платье – платьице, кресло – креслице.
Перо – пёрышко, стекло – стёклышко.
Часы – часики, трусы – трусики.

Что происходит в природе?

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход игры:

Взрослый, задаёт вопрос, а ребёнок должен на заданный вопрос ответить.Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна»
Взрослый – Дети
Солнце – что делает? – Светит, греет.
Ручьи – что делают? – Бегут, журчат.
Снег – что делает? – Темнеет, тает.
Птицы – что делают? – Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
Капель – что делает? – Звенит, капает.
Медведь – что делает? – Просыпается, вылезает из берлоги.

Кто как передвигается?

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения.

Ход игры:

Взрослый называет какое-либо животное, а ребёнок произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

Взрослый – Дети
Собака – стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит.
Кошка – мяукает, ласкается, царапается, лакает.
Мышка – шуршит, пищит, грызёт, прячется, убегает.
Змея – ползёт, шипит, извивается, жалит, нападает.

Кто может совершать эти действия?

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти.

Взрослый называет глагол, а ребёнок называет существительное, подходящее к названному глаголу.

Взрослый – Дети.
Идёт – человек, животное, поезд, пароход, дождь…
Бежит – ручей, время, животное, человек, дорога…
Летит – птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…
Плывёт – рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

Из чего сделано?

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход игры:

взрослый говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок отвечает: «Кожаные».

Взрослый – Дети
Рукавички из меха – меховые
Таз из меди – медный
Ваза из хрусталя – хрустальная
Рукавички из шерсти – шерстяные

Лови да бросай – цвета называй

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход игры:

взрослый, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

Взрослый – Дети
Красный – мак, огонь, флаг
Оранжевый – апельсин, морковь, заря
Жёлтый – цыплёнок, солнце, репа
Зелёный – огурец, трава, лес
Голубой – небо, лёд, незабудки
Синий- колокольчик, море, небо
Фиолетовый – слива, сирень, сумерки

Четвёртый лишний

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход игры:

взрослый называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.

Например:

голубой, красный, зелёный, спелый.
Кабачок, огурец, тыква, лимон.
Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

Что бывает круглым?

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти.

Ход игры:

взрослый задаёт вопрос, ребёнок должен на него ответить.

Что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)
-что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)
-что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)
-что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

Весёлый счет

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Ход игры:

взрослый произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».

Пример:

Один стол – пять столов

Один цыплёнок – пять цыплят

Один слон – пять слонов

Один заяц – пять зайцев

Один журавль – пять журавлей

Одна шапка – пять шапок

Один лебедь – пять лебедей

Одна банка – пять банок

Одна гайка – пять гаек

Одна пуговица – пять пуговиц

Одна шишка – пять шишек

Одна пуговица – пять пуговиц

Один гусёнок – пять гусят

Одна шляпа – пять шляп

Одна книга – пять книг

Одна конфета – пять конфет

Хорошо – плохо

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

Ход игры:

Взрослый задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях.

Взрослый: Дождь.
Дети: Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев,
полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным.

Взрослый: Город.
Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

Веселые рифмы

Цель: развитие фантазии, связной речи и словообразования.

Ход игры:

Играющие подбирают к словам рифмы. Свечка-…,печка, трубы - …, губы, ракетка- … пипетка, сапоги- …пироги и т.д. С подобранными рифмами можно составлять небольшие стихи, например:

Я надела сапоги

Принесла вам пироги.

Все расставим по метам

Цель: развитие связной речи, внимания и памяти.

Ход игры:

Послушать перепутанную историю, а затем рассказать ее правильно.

Вам сейчас задачу дам

Все расставить по местам:

Воробей дремал в беседке,

Далматин сидел на ветке,

Старичок же в это время

Громко лаял у соседки.

Я запутался опять,

Помогите разобрать.

Далматин дремал в беседке,

Старичок сидел на ветке,

Воробей же в это время

Громко лаял у соседки.

Кто больше?

Цель:

Ход игры:

Один из игроков загадывает любую букву – это можно сделать при помощи книги, указав на букву с закрытыми глазами, можно «зашифровать» букву – 3 страница, 5 строчка сверху, 3 буква справа.

Можно произносить звуки «про себя», пока кто-то из игроков не скажет «стоп» и назвать букву. Каждый игрок по очереди произносит слово, которое начинается с данного звука до тех пор, пока не закончатся все варианты.

«Цепочка слов»

Цель:

Ход игры:

Один из игроков называет любое слово, следующий должен подобрать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова и т.д. Можно ограничить «Поле» поиска слов и подбирать только Съедобное или только животных.

В результате может получится: конфета-ананас-суп- пирог- груша- арбуз-земляника и т.д.

Возраст 5-6 лет – один из наиболее ответственных периодов в жизни малыша, поскольку сейчас наступает время активной подготовки к школе. Родителям важно уделить внимание развитию правильной и связной речи у детей старшего дошкольного возраста, используя для занятий каждую свободную минуту – предлагая ребенку выполнить полезное упражнение на прогулке или стоя в очереди. Это поможет скрасить время, принесет и удовольствие, и пользу.

Нормы развития речи ребенка в 5-6 лет

Не будем забывать о том, что каждый дошкольник – это, прежде всего, личность, развивающаяся по своим собственным законам, поэтому то, что легко и доступно для одного малыша, может пока составлять непреодолимые трудности для другого. Однако специалисты выделили определенные речевые умения и навыки, которыми дети, достигшие данного возраста, должны уже обладать.

  • Правильное произнесение всех звуков.
  • Речь должна иметь связный характер – старшему дошкольнику по силам описать показанную ему картинку, используя сложные распространенные конструкции, рассказать о том, как прошел его день, чем он занимался, какие эмоции испытывал. Повествование должно быть понятным слушателю, состоять из ряда последовательных предложений.
  • Ребенок к 6 годам владеет большим количеством слов, активно использует синонимы и антонимы. Словарный запас – 3000 слов и более.
  • В речи появляются не только конкретные слова, но и абстрактные. Ребенок понимает, что такое «обобщающее слово», может сказать, что роза, пион и нарцисс – это садовые цветы, а василек и ромашка – полевые; объясняет, почему. Развитие речевых навыков идет в теснейшей взаимосвязи с познаванием мира.
  • Активно используются различные интонации, ребенок в процессе игры может «заговаривать разными голосами», наделяя каждого игрового персонажа собственной речевой манерой.

Именно в этот период происходит формирование внутренней речи, которая в дальнейшем поможет ребенку и в учебе, и во взрослой жизни. Также малыш должен уметь на слух определять количество слогов в слове, понимать, какой из них является ударным, различать мягкие и твердые варианты согласных звуков. Важно также, чтобы дошкольник умел понимать, есть ли какой-либо конкретный звук в том или ином слове, определял это на слух. Допустимы некоторые грамматические ошибки (например, говорить «полотенцев» вместо «полотенец»).

Гармонично развивающийся дошкольник без проблем перескажет текст, сможет ответить на вопросы по нему.

Как развивать самые значимые для ребенка сферы за 20-30 минут в день

  • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
  • Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
  • План-схему для составления таких занятий дома

Подпишись и получите бесплатно:

О важности тренировок

Связная речь дошкольников – одно из ключевых условий, говорящее о том, что малыш готов к первому классу. Что же подразумевается под этим термином? Это такая форма построения предложений, при которой каждый последующий фрагмент является логическим продолжением предыдущего, то есть способность ребенка грамотно, четко и последовательно излагать свои мысли, строить тексты.

Отличительные черты связной речи:

  • последовательность;
  • логичность;
  • эмоциональная окрашенность;
  • наличие слов всех частей речи, включая служебные;
  • использование сложных, распространенных, вопросительных предложений.

Это умение очень важно, поскольку если дошкольник не может составить связный рассказ, его могут не принять в общеобразовательное заведение, направить в коррекционный класс, что наложит свой отпечаток на дальнейшую жизнь. А ведь этого вполне можно было избежать, проводя регулярные тренировки в 5-6 лет. Родителям важно понимать: если раньше была возможность закрыть глаза на некоторые отставания ребенка в развитии, не давить на него, заставляя по нескольку раз выполнять упражнения на постановку «сложного» звука, то теперь такой возможности нет. У них есть в запасе около года, чтобы полностью решить все проблемы и подготовить сына или дочь к полноценной школьной жизни.

Доказано, что те дети, которые владеют навыком связной речи, быстрее осваивают школьную программу, показывают лучшую успеваемость, чем те, кто пока еще очень плохо строит тексты. Кроме того, малыши, говорящие хорошо, чувствуют себя более уверенно, они общительны, открыты миру, в то время как дети с речевыми дефектами часто становятся зажатыми и закомплексованными. Проблемы детства в дальнейшем не дадут вести нормальный образ жизни, включиться в социум как полноправный его член. Поэтому очень важно уделить внимание полноценному развитию речи и устранению дефектов.

Развитие способности к звуковому анализу

Для формирования нормальной речи и последующего обучения письму и чтению важно, чтобы дети умели на слух распознавать звуки. Можно сыграть с ними в простую игру: родитель будет показывать ребенку карточки, на которых изображены различные знакомые ему животные, а также произносить четко их название. Задача ребенка – хлопнуть в ладоши в тот момент, когда звучит название животного, начинающееся на определенный звук, например [к]. Поэтому когда мама показывает картинку и говорит «кошка» ребенок должен хлопнуть, но года он слышит «собака» — не хлопает: хотя в слове и есть звук [к], он не первый.

Есть еще несколько эффективных упражнений для развития речевого слуха.

  • Проговаривание одного и того же текста (скороговорки или чистоговорки, например: «от топота копыт пыль по полю летит») громко и тихо, быстро и медленно.
  • Можно помочь ребенку проявить артистизм, предложив ему произнести фразу так, как ее сказала бы кошка, свинка или любимый персонаж из мультфильма.
  • Чтение или проговаривание потешек, считалок, небольших стишков поможет проработать интонацию.

Занятия подобного плана следует проводить регулярно, поскольку они готовят малыша к первому классу, помогают ему научиться на слух воспринимать звуки. Это поможет ему в дальнейшем отличать их от букв.

Развитие лексического богатства

Занятия по развитию речи лучше всего проводить по игровой методике, давая малышу возможность не только получить полезные знания, но и повеселиться. Можно пригласить в гости сказочного персонажа, который будет загадывать ребенку всевозможные загадки. Например, сегодня к нам заглянул Мишка, у его приятельницы Куницы сегодня день рождения – давайте придумаем как можно больше добрых слов для именинницы. Ребенок старается подобрать различные эпитеты, характеризующие животное по окраске, внешнему виду, чертам характера, поведению.

  • Если котик не может найти свой домик, мы … (постараемся помочь ему);
  • Если цветок завял, то … (его надо полить);
  • А вот лисичке скучно, ее … (надо повеселить). Как мы будем веселить ее? (Расскажем ей стишок). Далее в занятие вплетается стихотворение, в котором много слов с определенным звуком, задача ребенка – выразительно его рассказать.

Теперь Мишке интересно, что же делал ребенок вчера на улице. Задача малыша – составить небольшой связный рассказ о том, как он играл в песочнице или кормил голубей.

Родителям важно предложить такую тематику для повествования, чтобы малышу было приятно вспоминать об этом. Так, если вчера другой ребенок сломал любимую игрушку, то лучше не напоминать об этом событии, а предложить поговорить о чем-то положительном.

Мишка обязательно должен поблагодарить ребенка за старание, но давить подарок, даже сладость, специалисты не советуют, в противном случае у малыша может выработаться привычка связывать свою работу с вознаграждением и не стараться, если такового не будет.

Решение проблем с дефектами

Дошкольники в 5-6 лет могут иметь сложности с выговариванием звуков [л] и [р], а также другие проблемы, решать которые родителям необходимо совместно со специалистами, предлагая ребенку выполнять задания из логопедии: дыхательную и артикуляционную гимнастику, произнесение чистоговорок, в которых представлены слова с проблемным звуком. Также дефектологи советуют выполнять различные упражнения.

«Фрукты»

Играть можно в любом месте, во время прогулки или дома. Взрослый показывает ребенку ряд карточек, на которых изображены фрукты, и просит назвать их. Если занятие проводится на улице, карточки необязательны, можно просто попросить перечислить знакомые фрукты.

  • Как называется сок из яблок? (Яблочный). А из персика, апельсина? Такое упражнение помогает сформировать умение самостоятельно образовывать слова.
  • А теперь представь, что все эти фрукты принадлежат тебе. Как ты скажешь? (мое яблоко, мой мандарин). Дети учатся грамотного согласовывать местоимение и существительное.
  • Составим рассказ о фруктах по плану: цвет – форма – вкус. Опиши яблоко.

Дома можно и порисовать. Мама рисует один фрукт, например апельсин, просит ребенка нарисовать несколько и правильно назвать рисунок, осознавая таким образом понятия «один и много». Далее – просит нарисовать большой апельсин и маленький, помогая ребенку понять эти категории и в дальнейшем использовать их в речи.

Родитель рассматривает с малышом картинки, на которых изображены представители разных профессий, рассказывает о том, что они делают, какую пользу приносят. Также рассказывают о собственной работе – должности, обязанностях. Дальнейшая часть упражнения может проводиться в любом месте.

  • Родитель задает вопросы по изученным профессиям: кто лечит людей, чем занимается учитель, какие профессии ты знаешь в детском саду, в чем особенность конкретной профессии?
  • Кто кем работает? Отличный вариант для игры во время прогулки. Проходя мимо магазина, следует спросить ребенка: «кто здесь работает, как называется профессия?». Аналогично предлагается уточнить названия профессий парикмахера, врача, водителя, дворника и прочих, кто встретился.
  • Упражнение на внимательность «Исправь ошибки». Взрослый выстраивает неверное предложение, задача ребенка – понять, что не так, и исправить. Например, продавец продает овощи, а библиотекарь продает книги (надо – выдает книги).

Подобные дидактические упражнения очень разнообразны, любой родитель может подобрать такой материал, чтобы в нем присутствовали слова с проблемными звуками, это поможет улучшить их произношение.

Обучение пересказу

Важнейшим этапом развития грамотной связной речи у старших дошкольников является тренировка их умения пересказывать прочитанный текст.

Специалисты советуют использовать такую последовательность работы.

  1. Вводная беседа. Родителю необходимо пояснить задачу, сообщить ребенку, что сейчас ему будет рассказан некий фрагмент, задача – прослушать его. Можно также показать картинку, имеющую отношение к рассказу, – например, иллюстрацию к сказке. Это поможет создать необходимый эмоциональный фон.
  2. Выразительное чтение фрагмента или эмоциональный рассказ.

    Ребенок должен полностью услышать весь текст, который подобран так, чтобы он был интересен старшему дошкольнику.

  3. Беседа по прочитанному или услышанному. Взрослому необходимо задавать две группы вопросов. Первые помогают малышу вспомнить, о чем шла речь в повествовании (например, где происходило действие, сколько было героев, как звали персонажа). А вторая группа вопросов направлена на развитие умения размышлять (например: «Как ты думаешь, почему он так поступил? Какими чертами характера обладает этот герой? Можно ли назвать его трусом?»).
  4. Составление плана пересказа. Ребенок или дети с помощью взрослого выделяют основные структурные элементы текста, которые помогут им изложить его содержание. Для 5-6 лет пунктов плана пересказа не должно быть больше 4–5, в зависимости от подготовки ребенка.
  5. Повторное чтение или рассказ текста.
  6. Пересказ ребенком.

Создавая при этом связные тексты, вовсе не обязательно в домашней обстановке. Можно проводить занятия на улице, предварительно сказав ребенку: «Вчера мы с тобой читали сказку – расскажи, что тебе удалось запомнить». Родитель может также задавать уточняющие вопросы, следя за тем, чтобы у ребенка получались логичные и понятные ответы.

Работа с иллюстрациями

Развитию связной речи у старших дошкольников способствует и работа с картинками. Можно подобрать для ребенка красочную репродукцию и предложить составить по ней связный рассказ. Это может быть:

  • подробное описание того, что изображено, с использованием прилагательных для описания (большой, красивый, желтый), глаголов, помогающих передать действие, а также наречий (близко, далеко);
  • придумывание связного рассказа с теми персонажами, которые нарисовал художник. Например, можно предложить ребенку домыслить, почему они оказались в такой ситуации, что этому предшествовало, как они относятся друг к другу.

Задача родителя – не просто дать задание и слушать рассказ ребенка, но и помогать ему. Так, первый рассказ по картинке можно сочинить вместе. Мама или папа придумывает и говорит ребенку несколько вариантов первого слова или фразы: «Однажды», «Жили-были», «В большом лесу появились на свет», «Дело было в таинственном лесу». Это поможет малышу убедиться в том, что одно и то же можно сказать различным способами. Если ребенок затрудняется, его сюжетная линия зашла в тупик, то родителю необходимо немного подсказать, помочь сюжету пойти дальше, но затем – вновь предоставить дошкольнику бразды правления, не перебивать и не торопить его.

Первые опыты ребенка могут отнюдь не радовать родителей, но не стоит огорчаться, необходимо запастись терпением – только регулярные планомерные тренировки принесут свои плоды.

Чтение – для пополнения словарного запаса

Для детей дошкольного возраста особое значение имеет прослушивание образца правильной речи, поэтому родители должны постоянно читать им стишки, сказки. Можно это делать на ночь или днем, например на прогулке в парке. Малыши в 5-6 лет обладают феноменальной памятью, поэтому если ребенок без логопедических проблем знает мало слов, то причина этого в этом, вероятнее всего, стоит обвинить его родителей, которые не давали ему возможности познакомиться с богатством родного языка. Пришла пора это исправить, читая ребенку произведения художественной литературы, а также рассказы и документальные очерки о животных, рассматривая с ними картинки, беседуя об услышанном. Это поможет расширить пассивный и активный лексикон дошкольника.

Если в тексте попалось слово, значение которого ребенку непонятно, следует пояснить его, визуализировать (показать картинку или сам предмет, изобразить действие). Это ускорит запоминание.

Развитие связной речи старшего дошкольника – очень важный этап подготовки к школе, поэтому родителям следует регулярно проводить занятия, используя всевозможные упражнения, игры, чаще разговаривая с ребенком, добросовестно отвечая на его вопросы, не отмахиваясь. Только в этом случае можно рассчитывать на успех.

Консультация с практикумом

" Игровые упражнения для развития связной реЧИ

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, то есть овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.

Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития речи ребёнка. Поэтому очень важно именно в дошкольном возрасте развивать связную речь.

В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи, необходимо также умело использовать интонацию, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.

Характеристика связной речи и ее особенностей, содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и психологической литературы. Вопросы развития связной речи исследовали С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, Т.В.Ахутина и др. По тому, как дети строят свои высказывания можно судить об уровне их речевого развития. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.

Огромную помощь в развитии связной речи, могут оказать специальные игры и упражнения.

Лингвистические игры во всех их многообразии и игры, основу которых составляют вербальные формы коммуникации: подвижные со словесными приговорами, музыкальные, театрализованные (подражания, пантомимы, драматизации, фантазии, представления, имитации, образные и т.п), сюжетно-ролевые, настольно-печатные и другие, - способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребёнка. Именно благодаря им, у ребенка происходит становление культуры речи и общения: формируется интонационно-динамическая выразительность речи, ее темпо - ритмические качества, чёткость произношения каждого слова, правильность ударений в словах, грамотность, ясность, умение верно формулировать свою мысль, чтобы быть понятым другими: развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи, и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует речевую активность ребёнка.

Известно, что усвоение детьми связных форм высказываний — процесс постепенный и достаточно сложный. Успешно он протекает под руководством педагогов, родителей, которые помогают им овладевать этими навыками как на специально организованных занятиях, так и в процессе повседневной жизни. Ниже представлены игры и игровые упражнения, направленные на активизацию речевого развития детей.

Игры и упражнения по развитию связной речи.

Игровое упражнение «Распространи предложение»
Цель — развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Детям предлагается продолжить и закончить начатое логопедом предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, взрослый начинает предложение так: «Дети идут... (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы...» Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным жизненным ситуациям.

Игра «Пойми меня»
Цель — развитие у детей умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.
Взрослый показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше логопед объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, логопед спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда взрослыйговорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом педагог рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось логопеду. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

Игровое упражнение «Если бы...»

Цель — развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования.
Логопед предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:
«Если бы я был волшебником, то...»
«Если бы я стал невидимым...»
«Если весна не наступит никогда...»
Игровое упражнение «Закончи сам»
Цель — развитие у детей связной речи, воображения.
Взрослый рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.

Игровое упражнение "Один-много"
Цель: упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия.
— Это — шар, а это... (шары). Здесь много... (шаров). Какие шары? (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шары разного цвета? (Разноцветные.)
— Это — мак, а это... (маки). В букете много... (маков). Какие они? (Красные.) Что еще бывает красным? Как ты понимаешь выражение «красная девица»? Где встречается такое выражение? В каких сказках?
— Отгадай загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». Это... (лук). Какой он? (Желтый, сочный, горький, полезный.) В корзине много чего? (Лука.)
— Что это? Чего здесь много?
— А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (Игл, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек.)
Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи — умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого проводятся упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых педагогом («Дети пошли в лес, чтобы... Они оказались там, где…»).

Игровое упражнение «Составь описание»

Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.
— Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый... помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт... гранат».)

Игровое упражнение «Скажи точнее»

Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.
— Послушай, что я расскажу. Там, где я буду останавливаться, ты будешь мне помогать: подбирать слова и составлять предложения.
Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер? (Сильный, резкий, порывистый, холодный...) Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной.) Ветерочек слушал их и думал: «А какой же я?» (Легкий, нежный, приятный, ласковый...) Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой помериться. Подул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, травка пригнулась к земле.) Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал.) Подул ветер-ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся.) Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались.) И вот подул ветерок. Что он делал (дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки). Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.)
— Придумай сказку о ветре, ветерочке или ветрище. Можно обо всех сразу. Кем они могут быть в сказке? (Братьями, соперниками, друзьями, товарищами.) Что могут они делать? (Дружить, мериться силой, спорить, разговаривать.)

Игра «Веселое путешествие» («На трамвае»)
Цель: Формирование умения вступать в контакт, вести диалог на заданную тему, выполнять активную роль в диалоге.

В игре могут участвовать несколько детей (6-8 человек). Посередине игровой комнаты (игрового уголка) расставляют стулья (парами, как в трамвае) или лавочки, между ними делается проход для «кондуктора». «Кондуктор» продает билеты, спрашивая, до какой остановки едет каждый пассажир. Дети — пассажиры отвечают ему. Предварительно каждый ребенок вместе с педагогом должен определить, до какой остановки он едет и с какой целью. По пути дети выходят на разных остановках, где их могут ждать различные игры и упражнения, соответствующие названию остановки («Детская площадка», «Стадион», «Почта», «Парк» и т.п.). На обратном пути «пассажиры» вновь занимают свои места в «трамвае». Педагог («кондуктор», «экскурсовод») организует обмен впечатлениями о том, чем занимались дети «в течение дня» и др.

Игра «за покупками в магазин»

Цель: Упражнять детей в выборе нужного предмета путем исключения названных педагогом признаков; развивать наблюдательность; учить использовать в речи сложноподчиненные предложения.

Игровой материал:

Наборное полотно с тремя-четырьмя полосками, куда вставляются предметные картинки с изображениями трех-четырех одинаковых игрушек, отличающихся друг от друга некоторыми признаками (величиной, цветом, деталями).

Предметные картинки:

Пирамидки разного размера с колпачками разного цвета (3 картинки);

медвежата: один — черный, 2—коричневых, у одного бантик на шее, один — в полосатых штанишках, один — в комбинезончике (3 картинки);

автомобили: грузовик, фургон, самосвал (3 картинки);

неваляшки: одна в зеленом платьице, у второй на платье мелкие пуговицы и бант, у третьей на платье пояс с пряжкой (3 картинки).

Ход игрового упражнения на занятии:

Педагог вешает перед детьми наборное полотно, в которое вставлены картинки с изображениями пирамидок, мишек, автомобилей, неваляшек и говорит: «Представьте себе, что вы пошли в магазин со своей младшей сестренкой, чтобы купить для нее игрушку, какую она попросит.

Миша, твоя сестренка попросила купить пирамидку. Она сказала так: «Купи мне пирамидку не с синим колпачком и не маленькую». Как ты думаешь, которая из пирамидок понравилась твоей сестренке? Почему ты думаешь, что большая с красным колпачком?

Катя, а твоя маленькая сестренка захотела иметь неваляшку. Она сказала: «Мне не надо неваляшку в зеленом платье, не надо с пуговицами, мне надо другую и без бантика».

А твой брат, Костя, попросил купить автомобиль: «Не самосвал, не фургон и не с синим кузовом».

Твоему братику, Маша, понравился мишка. Он попросил: «Купи мне мишку, но не черного, не в полосатых штанишках и без бантика».

Далее можно предложить детям для отгадывания еще одного мишку, одну неваляшку. Например: «Мне нужен мишка не в зеленой рубашке, не в штанишках с лямками и не тот, который сидит». Или: «Мне понравилась неваляшка не с черными глазами, не в сиреневом платье и не в платье с поясом».

Если ребенок правильно отгадает и объяснит, почему именно ту игрушку он купит для своего брата или для своей сестренки, педагог вручает ему картин

Нина Полякова
Игры на развитие связной речи для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Логического мышления

и связной речи для детей среднего дошкольного возраста .

1. Игра «Так бывает или нет?»

Цель. Развивать логическое мышление , умение замечать непоследовательность в суждениях.

Ход игры . Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила игры : «Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот, после того как я закончу рассказ, скажет, почему так не может быть».

Примерные рассказы :

Наступило лето. Ярко светило солнце, и мы с ребятами вышли на прогулку. Слепили снеговика и стали играть в снежки.

Пришла весна. Выпал снег. Дети развесили на деревьях скворечники. Птицы в них поселились и стали в нем жить.

У Никиты сегодня день рождения. Он принес в д/сад угощения : соленые конфеты, яблоки и сладкие лимоны. Дети ели и удивлялись. Чему они удивлялись?

Наконец пришла зима. Ребята обрадовались первому снегу. Они надели шорты и майки и выбежали на улицу. Там они стали пускать кораблики и ловить бабочек.

2. Упражнение «Закончи предложение» .

Цель. Учить устанавливать простые закономерности и делать выводы.

Предлагает детям закончить предложение :

Сначала котенок бывает, а потом вырастает в большую …. Тогда его называют уже не котенком, а … .

У зайца уши очень, а у мышки…. И сам заяц, а мышка… .

Весной трава, а летом вырастает… .

Настоящий стул, а игрушечный… .

Если я говорю «утенок» , то он, а если я говорю «утка» , то она… .

Если я говорю «шарик» , то он, если я говорю «шар» , то он … .

3. Упражнение «Чего не хватает?»

Цель. Учить рассуждать и делать простые выводы.

Игровой материал. Карточки с картинками предметов, у которых чего-либо не хватает.

Описание упражнения. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и найти, чего не хватает.

4. Упражнение «Что подарили мишке» .

Цель. Побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качество тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит.

Описание упражнения. Воспитатель рассказывает : «Прислала бабушка мишке подарок. Смотрит мишка, лежит в корзиночке что-то круглое, гладенькое, зеленое, с одного бока красное, откусишь его – вкусное, сочное. Растет на дереве. «Забыл как это называется» , - подумал мишка. Дети, кто поможет ему вспомнить, как называется подарок бабушки?» Дети отгадывают и сами повторяют какое яблоко.

5. Упражнение «Угадай кто?»

Цель. Побуждать детей вспоминать признаки предметов без опоры на образец.

Описание упражнения. Воспитатель вспоминает : «Однажды в детский сад пришел гость. Он одет был в красивую шубу, шапку, валенки. У него была длинная белая борода, белые усы, брови. Глаза добрые. В руках он держал мешок. Как вы думаете, кто был нашим гостем? Что у гостя в мешке? Какой был праздник?» Ребята отгадывают, кто это, а потом сами повторяют во что был одет гость. Такие разговоры-загадки можно проводить о разных предметах.

6. Игра «Угадай, что мы загадали»

Цель. Учить классифицировать предметы по различным признакам.

Игровой материал. Карточки с изображением разных предметов (чашка, кукла, теплоход, паровоз и др.)

Ход игры . Перед группой детей воспитатель выкладывает несколько карточек с изображениями разных предметов. Водящий загадывает один из них. Дети должны угадать, какой предмет он загадал, задавая любые вопросы, кроме прямого вопроса о названии предмета. Чтобы дети лучше поняли правила игры , воспитатель сам пробует несколько раз отгадать, что загадала команда детей . Вот как может проходить игра :

Воспитатель. Из этого предмета можно пить?

Дети. Нет.

Воспитатель. У него есть ручки и ножки?

Дети. Нет.

Воспитатель. На нем можно плавать по морю?

Дети. Нет.

Воспитатель. На нем можно ездить?

Воспитатель. Он ездит по рельсам?

Воспитатель. Вот этот паровозик вы загадали.

7. Игра «Мебель» .

Цель. Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам.

Ход игры игры : «Дети, сегодня мы будем играть в игру «Мебель» . Вы знаете, как называется различная мебель? Я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову предмет мебели, вы ответите словом «да» , если же этот предмет не является мебелью, то вы скажете слово «нет» . Кто ошибается, тот проиграет.» Воспитатель задает вопросы, дети отвечают. (Можно использовать разные обобщающие понятия) .

8. Упражнение «Какое время годы?»

Цель. Учить детей слушать описание природы в стихах. Прозе и соотносить его с определенным временем года.

Игровой материал. Короткие тексты о временах года.

Описание упражнения. У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемежку. Воспитатель спрашивает : «Кто знает, когда это бывает?» - и, открывая карточку, читает текст. Дети отгадывают.

9. Игра «Когда это бывает?» .

Цель. Тренировать в классификации по различным основаниям.

Игровой материал : 4 карточки с изображением времен года, карточки с картинками природы в разное время года, карточки на темы «Труд людей в разные времена года» , «Игры детей » , «Одежда» .

Ход игры . Каждый ребенок выбирает карточку с изображением какого-либо сезона. Воспитатель дает детям разные задания. Одним предлагает собирать картинки по теме «Труд людей» , другим – картинки по теме «Одежда» и т. д. После этого игра проводится аналогично игре «Лото» .

Игры и упражнения на развитие логического мышления

и связной речи для детей старшего дошкольного возраста .

1. Игра «Отгадай-ка»

Цель. Обучать детей описывать предмет , не глядя на него, находить в нем существенные признаки : по описанию узнавать предмет.

Ход игры . Воспитатель напоминает детям, как они на занятии рассказывали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает : «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит, Каждый из вас будет выполнять роль какого-либо предмета. Надо соблюдать правила игры : когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате». После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовится к ответу) воспитатель дает палочку кому-то. Ребенок встает и описывает предмет, а затем передает палочку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, тот описывает свой предмет и передает палочку другому игроку. Во время игры воспитатель следит за тем, чтобы дети при описании предметов называли их существенные признаки, которые помогли бы узнать предмет. Он может задать вопросы загадывающему : «Где этот предмет находится?» или «Для чего нужен этот предмет?» Но спешить с наводящими вопросами не следует. Надо дать ребенку возможность самому припомнить предмет, его основные признаки и рассказать о них.

2. Игра «Похож – не похож» .

Цель. Учить детей сравнивать предметы , находить в них различные признаки, различия, сходства, узнавать по описанию.

Ход игры . Воспитатель, усадив детей в кружок или за столы, предлагает им поиграть в новую игру. Обращаясь к ним он говорит : «Помните, мы с вами учились описывать два предмета, рассказывать, чем они похожи и чем они отличаются? Сегодня мы поиграем так. Каждый задумает два предмета, вспомнит, чем они отличаются друг от друга и чем похожи и расскажет нам, а мы отгадаем. Вспоминайте. У меня в руках палочка, кому я ее положу, тот и будет загадывать». Ребенок получивший палочку, загадывает : «Две птицы, одна большая, черная, с толстым клювом, а другая маленькая, с желтой грудкой». Загадывающий после небольшой паузы передает палочку любому из играющих. Тот должен быстро ответить и загадать свою загадку. Если отгадчик ошибся, он платит фант, который выкупает в конце игры .

В следующий раз воспитатель предлагает выбирать для сравнения предметы с менее заметными признаками различия. Дети понимают задание и дают описание, например, скамейки и дивана, кошки и котенка, сосны и ели.

3. Игра «Отвечай поскорей» .

Цель. Закрепить умение детей классифицировать предметы по цвету, форме, качеству.

Игровой материал. Мяч

Ход игры . Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила : «В игре надо уметь быстро отвечать. У меня в руках мяч. Я назову какой-либо цвет и брошу кому-то из вас мяч. Тот, кто поймал мяч, должен назвать предмет такого цвета, после чего сам называет любой цвет и бросает мяч кому-нибудь еще. Тот ловит мяч и называет предмет, и т. д. Например, я говорю : «Зеленый» (Воспитатель делает маленькую паузу, давая возможность вспомнить предметы зеленого цвета.) – и бросаю мяч Роме. Рома должен ответить : «Лист» . После такого ответа он бросает мяч следующему игроку и говорит : «Голубой» , - и т. д. Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов одинакового цвета много».

В следующий раз за основной признак берется форма. Воспитатель говорит слово «круглый» и бросает мяч любому играющему. «Солнце» , - отвечает тот и называет другую форму, например «квадратный» , бросая мяч следующему игроку, который называет предмет квадратной формы (окно, книга, платок) и предлагает какую-либо форму.

4. Игра «Что кому нужно?»

Цель. Продолжать упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

Ход игры . Воспитатель : «Сегодня мы поиграем в игру, где вы должны вспомнить, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что нужно для этой работы». Можно предложить другой вариант : воспитатель называет предметы труда людей определенной профессии, а дети называют профессию.

5. Упражнение «Сравни картинки» .

Цель. Учить сравнивать картинки, выделять общие признаки.

Игровой материал : «Домик» для 3 картинок (из счетных палочек, картинки : собака, пчела, рыбка, курица, аквариум, улей, конура, пирамидка, замок, ключи.

Описание упражнения. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру, где они будут учиться сравнивать картинки. На столе перед ними он раскладывает все картинки в 3 ряда в любом порядке. Ниже кладет домик для картинок и говорит : «Здесь я буду класть картинки, которые чем-нибудь похожи! (Кладет картинки собаки и пчелы) . Чем они похожи?» Дети отвечают : «Собака и пчела похожи тем, сто они – животные, пчела и собака приносят пользу. Также они могут причинить боль.

Затем воспитатель убирает эти картинки из домика и кладет картинки с рыбкой и курицей и просит найти, что у них общего. Дети отвечают : «Курица и рыбка – живые. У них есть голова, рот, глаза, хвост, живот, спина.

6. Игра «Вершки и корешки»

Цель. Упражнять детей в квалификации овощей (по принципу : что у них съедобно – корень или плоды на стебле)

Ход игры . Воспитатель уточняет с детьми, что «вершки» , а что – «Корешки» : «Съедобный корень овоща будем называть «корешки» , а съедобный плод на стебле – «вершки» . Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно : вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет : «Морковь» . Дети отвечают : «Корешки» , «Помидор» - «Вершки» . «Лук» - «Вершки и корешки» .

7. Игра «Что было, а что будет» .

Цель. Уточнить представление детей о прошлом и настоящем времени.

Ход игры . Воспитатель предлагает послушать коротенькое стихотворение и сказать, было или будет то, о чем в нем говорится. Стихотворение «Игрушки» А. Барто хорошо служит этой цели. Например :

Идет бычок, качается, вздыхает на ходу :

«Ой, доска кончается! Сейчас я упаду» .

Дети говорят : «Качается» - это сейчас, а «упаду» - это еще будет». Или :

Уронили Мишку на пол,

Оторвали Мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

Дети говорят : «Уронили и оторвали» - это было, «не брошу» - это будет

8. Игра «Наоборот»

Цель. Воспитывать у детей быстроту мышления .

Игровой материал. Мяч

Ход игры . Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель объясняет правила игры : «Я произнесу слово и брошу кому-нибудь мяч, тот должен сказать слово, противоположное по смыслу.

9. Игра «Придумай предложение» .

Цель. Развивать речевую активность , быстроту мышления.

Ход игры . Воспитатель объясняет правила игры : «Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы придумаете с ним предложение. Придумывание предложения происходит с передачей палочки друг другу.