Список использованной литературы. Психологические факторы старения

10.07.2019

1). Инволюционные (связанные с обратным развитием) функциональные и морфологические изменения со стороны различных органов и систем.

2). Наличие двух и более заболеваний у одного пациента.

3). Преимущественно хроническое течение заболеваний.

4). Нетипичное клиническое течение заболеваний.

5). Наличие «старческих» болезней (остеопороза, доброкачественной гиперплазии предстательной железы, болезни Альцгеймера и др.).

6). Изменение защитных, в первую очередь иммунных, реакций.

7). Изменение социально-психологического статуса.

4. Правила питания больных пожилого и старческого возраста:

3). Наиболее рационально четырёхразовое питание. Калорийность первого завтрака должна составлять 25% суточного рациона, второго – 15%, обеда – 40-45% и ужина (не позже чем за 2 ч до сна) – 15-20%.

4). Послабляющий эффект диеты.

5). Антиатеросклеротическая направленность питания.

6). Растительная клетчатка – 25-30 г/сут.

7). Витамины и минеральные вещества.

8). Кулинарная обработка.

5. Общие принципы ухода за больными пожилого и старческого возраста:

1). Медицинская этика.

2). Проблема бессонницы.

3). Обеспечение мероприятий личной гигиены.

4). Профилактика травматизма.

5). Контроль приёма лекарств.

6. Основные правила ухода за больными пожилого и старческого возраста с заболеваниями дыхательной системы:

2). Осторожное применение антибиотиков с учетом высокого риска побочных эффектов.

3). Осторожное применение окисгенотерапии.

7. Основные правила ухода за больными пожилого и старческого возраста с заболеваниями сердечно-сосудистой системы:

1). Борьба с вредными привычками (факторами риска).

2). Умеренные физические нагрузки.

3). Антиатеросклеротический характер диеты.

8. Основные правила ухода за больными пожилого и старческого возраста с заболеваниями желудочно-кишечного тракта:

1). Соблюдение режима и диеты.

2). Нормализации стула.

9. Основные правила ухода за больными пожилого и старческого возраста с заболеваниями почек и мочевыводящих путей:

1). Учет высокого риска инфекционных заболеваний.

2). Соблюдение водного режима.

3). Соблюдение личной гигиены, особенно при недержании мочи (энурезе).

Тема № 17.

Уход за тяжелыми больными. Основы реанимационной помощи.

Цель занятия: формирование и развитие у студентов, обучающихся по специальности «педиатрия», компетенций, направленных на решение клинических задач, связанных с общим уходом за тяжелыми больными, основами реанимационной помощи.

Задачи занятия:

    научить студентов теоретическим основам общего ухода за тяжелыми больными, теоретическим основам реанимационной помощи;

    сформировать у студентов навыки общего ухода за тяжелыми больными, основ реанимационной помощи;

    обучить студентов применению принципов биомедицинской этики при осуществлении общего ухода за тяжелыми больными, при осуществлении реанимационной помощи.

Студенты должны знать:

    Общие правила ухода за тяжелыми больными.

    Понятие о реанимации и работа реанимационного отделения.

    Терминальные состояния.

    Техника первой доврачебной помощи.

    Констатация смерти и правила обращения с трупом.

Студенты должны уметь:

    Осуществлять уход за тяжелыми больными с заболеваниями различных систем органов, знать основы реанимационной помощи.

Краткое изложение учебного материала.

Лекция №1 Геронтология, как одна из естественно- научных и прикладных медико- социальных дисциплин.

Геронтология-наука о старении, причинах и механизмах старения, вопросах профилактики преждевременного старения.

    Геры- старец, мудрец.

    Психиатрическое и физическое здоровье лиц пожилого и старческого возраста

    Социальное благополучие

    Максимальную активность и независимость пожилых и старых людей

Старение населения-- одна из важнейших проблем, которая в настоящее время приобретает огромное значение для экономической и социальной политики не только развитых, но и развивающихся стран.

Во всем мире растет процент людей, доживающих до пожилого возраста (60-74 г) и старческого возраста (75-89л).

    В конце ХХ и в начале ХХ1 века предполагается дальнейшее постепенное постарение населения с преимущественным увеличением лиц старческого возраста 75 лет

    Согласно прогнозам демографов к 2000-2030г в обществе экономически развитых стран люди в возрасте более 60 лет составят 20% населения (Швеция, Швейцарии, Великобритании)

    В России с 1959до 1995 г доля лиц старше 60 лет увеличилась с 9% до 17%, старше 74 лет с 1,9% до 3,9%.

Старение населения приводит к уменьшению % трудоспособного населения и к увеличению расходования средств на медицинское облуживание пожилых и старых людей

    В России в 1994 г лиц старше 60 лет более 16,7% населения, а потребление услуг в здравоохранении 33,2: от всей МП.

    В Санкт-Петербурге лиц старше 60 лет более 1 млн 360 тыс, приблизительно каждый 4 (3) человек.

    В Санкт-Петербурге 30% пенсионеров, 30% детей до 14 лет, 20% учащейся молодежи, 5% инвалидов, а 15% - это работоспособное население.

Возрастные периоды менялись на протяжении истории человеческого общества

Например:

    В Древнем Риме средняя продолжительность жизни была примерно 28-30 лет, поэтому 40 –летние люди считались стариками, а 60 –летние (долгожителями)

    Люди старше 60 лет считались пригодными только для жертвоприношении.

В настоящее время по классификации ВОЗ выделяются следующие возрастные периоды:

    До 14 лет- молодой возраст

    От 45-59 лет- средний возраст

    От 60- 74 лет пожилой возраст

    От 75- 89лет- старческий возраст

    Свыше 90 лет- долгожители

Видовая продолжительность жизни человека

    Абсолютный долгожитель – японец -123г, 7 мес (умер в 1986 году. Француженка Жанна Кальман прожила 119 лет. Из ныне живущих американка Кристиана Мартинсон -115 лет Сегодня более 20 человек возраста 113-114 лет. К 2030 г приблизительно 500 человек будут старше 100 лет

    В России средняя продолжительность жизни в 1997 году составила у женщин -71,1 год, а мужчин- 57,3 года (второе место с конца из 39 стран)

    Самая большая продолжительность жизни в Японии: женщины-83 года, мужчины- 76 лет

По данным ВОЗ факторы влияющие на продолжительность жизни:

    Диарея у детей

    Туберкулез

    ССзаболевания

    Гельминтозы.

Старость не является причиной смерти. Старение приводит к заболеваниям, ведущим к смерти.

«Старость приводит человека к пропасти, а сталкивает в пропасть какое-то заболевание» (Давыдовский )

Следует выделять понятия:

Календарный возраст - количество прожитых лет

Биологический возраст - это мера старения организма, его здоровье, предстоящей продолжительности жизни. Определение биологического возраста очень важно для разграничения естественного (физического) и преждевременного старения.

Прогрессирующее постарение населения развитых стран послужило стимулом для развития науки о старении- геронтологии.

Геронтология имеет 3 основных раздела:

    Биология старения -раздел геронтологии, изучающий процессы старении живых организмов на разных уровнях их организации: субклеточном, клеточном, тканевом, органном и системном. Эти процессы изучают специалисты в области молекулярной биологии, генетики, анатомии, физиологии. Результаты этих исследований способствуют пониманию механизмов старения и разработке профилактических мероприятий

    Гериатиря или гериатрическая медицина- наука о болезнях людей пожилого и старческого возраста, особенностях их течения, лечения, профилактики.

    Гериатрия изучает болезни старости- психические заболевания, переломы шейки бедра, аденому простаты и др. Этот раздел изучают на 3 курсе

Выделяют 3 типа болезней, которые подчеркивают старение:

    Тяжелопротекающие: вирусные и др инфекционные заболевания

    Значительно возрастающие в старости: Артериальная гитертония, онко заб-я, дегенеративно- дистрофические заб-я суставов

    Обменные заболевания: атеросклероз, сахарный диабет и др.

    Социальная геронтология (СГ)- изучает влияние условий жизни на процесс старения человека и разрабатывает мероприятия, направленные на устранение отрицательного воздействия факторов окружающей среды.

    СГ изучает статистику, демографическую ситуацию по РФ.Особенно важно изучение влияния фактора старения на развитие страны: снижение % трудоспособного населения, увеличение средств на пенсионный фонд, увеличение расходования средств на уход за больными и немощными стариками.

Социальная Геронтология обобщает представление об образе жизни стареющего человека.:

    Труд в предпенсионном и пенсионном возрасте

    Гигиена питания

    Режимы двигательной активности

    Личная гигиена

    Семейное положение

    Психологическое здоровье и психологические проблемы пожилых

СТАРЕНИЕ -- как закономерный этап завершения развития человека.

Следует разграничивать понятия старения и старости как причину и следствие.

Старость-закономерно наступающий заключительный период возрастного развития человека.

Старение -разрушительный процесс, развивающийся в результате повреждающего действия различных факторов и ведущий к недостаточности физиологических функций организма. Старение приводит к ограничению приспособительных возможностей организма, снижению его надежности, развитию возрастной патологии. Факторы среды, воздействуя на биологические процессы, влияют на процессы старения и продолжительность жизни.

В ходе эволюцию наряду со старением возник и процесс витаукт- процесс, стабилизирующий жизнедеятельность организма, повышающий его надежность, направленный на предупреждение повреждения организма с возрастом и увеличения продолжительности жизни.

Выделяют два вида старения: естественное и преждевременное.

Для оценки вида старения естественное и преждевременное проводят клинические, морфологические и иммунологические исследования:

    Исследование всех видов АД

    Кальциевый обмен

    Состояние сосудов эластического и мышечного типа

    Исследование микроэлементов в зубах

    Динамометрия

    Исследование статики

    Исследование ЖЕЛ и др параметров функции внешнего дыхания

    Острота зрения

    Острота слуха

    Естественное (первичное) физиологическое старение -характеризуется определенным типом и последовательностью возрастных изменений, соответствующих биологическим, адаптационно-регуляторным возможностям данной человеческой популяции. Американская гериатрия считает его генетически детерминированным.

    Примером физиологического старения- это старение долгожителей. 60% этих лиц практически здоровы, 85%чувствуют себя здоровыми, холестерин, бета –липиды, белковый обмен, функции щитовидной железы в норме, хорошее зрение и слух. Чаще наблюдается сильный тип ВНД (сангвиники, холерики. Долгожители- люди, работающие всю жизнь, оптимисты, имеющие крепкие родственные связи, осознающие свою необходимость.

    Преждевременное (ускоренное или вторичное) патологическоестарение (ПС)-характеризуется более ранним развитием процессов старения или большей их выраженностью.

Преждевременному старению способствуют:

    Перенесенные заболевания

    Неблагоприятные факторы окружающей среды-профессиональные вредности, нерациональное питание, нездоровый образ жизни, вредные привычки, низкая двигательная активность(гипокинезия), неблагоприятные экономические условия жизни и др.

ПС возникает у человека в возрасте 40-50 лет и проявляетс я:

      Синдромом сниженной адаптации

      Снижением иммунитета

      Снижением адаптивной функции ССС

      Снижением функции анализаторов

      Нарастанием функции ЦНС

    Более ранними и значительными возрастными изменениями

    Появляются на 4-5 десятилетии атрофически- инволютивные изменения, психологические изменения, дезаптация, снижение интереса к жизни, ограничение контакта с окружающей средой, чувство одиночества, уменьшение трудоспособности, резкое увеличение возрастных заболеваний и смертности от дегенеративных заболеваний

    Наиболее частые ПС-повышенная утомляемость, снижение трудоспособности, ранние изменения памяти, эмоциональной сферы, репродуктивной способности, снижение приспособительных способностей ССС, дыхательной и др. систем.

Пути увеличения продолжительности жизни и замедления старени я:

    Основным путем является повышение уровня социально- экономического развития общества и улучшения условий окружающей среды.

Превентивная геронтология разрабатывает профилактические мероприятия еще до наступления пожилого и старческого возраста.

Они включают:

        Устранение профессиональных вредностей и улучшение условий труда

        Борьба со стрессом

        ЗОЖ: достаточная физическая активность, режим труда и отдыха, рациональное питание с учетом возрастных изменений, исключение вредных привычек

    Профилактика и лечение заболеваний: АГ, нарушений углеводного и жирового обмена, преждевременной деминерализации костей.

    У лиц пожилого и старческого возраста все профилактические мероприятия направлены на сохранение функциональной активности и независимости. Для пожилых пациентов важно трудоустройство, организация надомного труда.

    Рациональный труд поддерживает физическое и психическое здоровье и долголетие. Другим аспектом является адаптация к жизни на пенсии, преодоление одиночества, организация общения с родственниками и знакомыми, участие в общественной жизни, чтение газет, просмотр телевизора, для стариков организация отдыха на дому.

Лозунг ЮНЕСКО – «Образование – через всю жизнь» – сегодня актуален как никогда. Поток информации так велик и так быстро пополняется, что для того, чтобы в нем ориентироваться, необходимо постоянно учиться. Учебная деятельность перестала быть только прерогативой молодых. Более того, образование в современном обществе рассматривается как важнейшее условие полноценной жизни людей любого возраста, включая период старения.
Как и для других категорий взрослых, для пожилых людей образование выступает важнейшим условием полноценной жизни в современном обществе. При этом образование, с одной стороны, помогает пожилым людям в разрешении жизненных проблем, с другой – способствует удовлетворению потребности в новой информации.

Для человека преклонного возраста образование может выступать не только способом интеграции в коммуникативное и культурное пространство, но и средством, обеспечивающим развитие личности и соответственно психологическую устойчивость. Таким образом, «образование пожилых – это составная часть образования, основной задачей которого является содействие всестороннему развитию человека в тот период его жизни, когда он достигает пред- и пенсионного возраста»

Формы образования в пожилом возрасте. Образование в пенсионном и предпенсионном возрасте может осуществляться по-разному: от обучения в официальном учебном заведении, (когда человек становится студентом и наравне с молодыми выполняет все требования, предъявляемые к нему) до самообразования. Последнее время все более популярными, как за рубежом, так и в нашей стране, становятся формы образования ориентированные специально на людей старшего возраста. Отличие данных образовательных программ состоит в том, что они направлены на удовлетворение различных потребностей, интересов людей именно этой возрастной категории.
Таким образом, в самом общем виде можно выделить 3 различных формы включения пожилых людей в образовательный процесс. Во-первых , пожилой человек может официально стать студентом учебного заведения . Нередко люди в пожилом возрасте (особенно, если они недавно стали пенсионерами) выбирают такие формы образования, которые связаны с получением новой профессии, требующей среднего или высшего образования в новой для них области. В странах Европы и США это достаточно распространенное явление в настоящий момент. В этом случае они включаются в процесс обучения не как «вольнослушатели», но как обучающиеся, принимающие все условия данной формы обучения (программу, систему зачетов, экзаменов и т.п.). Поскольку возрастных цензов сегодня не существует, то такие ситуации все чаще встречаются не только в зарубежной, но и в отечественной практике.
Второй, пожалуй, самой распространенной формой является самообразование. Как показало, например, исследование, проведенное в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (Сухобская Г.С., Божко Н.М., 1998), ориентация на познание и духовную культуру является наиболее выраженной, доминирующей среди пожилых людей 55 – 70 лет.
Каковы же источники информации , в которых реализуется познавательный интерес пожилых людей? Основными источниками его реализации являются книги, средства массовой информации (радио, телевидение, газеты), общение. Как показывают социологические опросы, особенно большой интерес среди телевизионной продукции вызывают кинофильмы (сериалы), рубрики «Культура», «История», «Мир животных». Особое место занимает политика. Для мужчин это еще и спортивные передачи.
Однако, уровень самореализации в интеллектуальной и духовной жизни пожилых людей не одинаков. Сравнительно небольшая группа людей, как правило, получившая высшее образование, вполне самодостаточна. После выхода на пенсию они продолжают интересоваться и книгами (не редко имея дома целые библиотеки), и театральными постановками, и выставками, и телевизионными и радио передачами, при очень тщательном собственном отборе программ для просмотра и прослушивания.



Мотивы, побуждающие пожилого человека включиться в образовательный процесс.

Какая мотивация поддерживает интерес к образованию у пожилых людей? Прежде всего, это спонтанная внутренняя потребность в познании нового, которая практически не покидает человека до конца дней. Естественно, что характер и содержание этой потребности изменяются с годами, но сама потребность остается не насыщаемой в течение всей жизни. Еще римский философ Марк Тулий Цицерон в своем трактате «Катон старший, или О старости» отмечал, что для каждого возраста характерны свои интересы и стремления, и только смерть может исчерпать и уничтожить их.

(Как уже отмечалось, образование оказывает интегральное влияние на личность пожилого человека. Это обусловлено тем, что оно способствует удовлетворению не только потребности в новой информации, но и целого ряда других потребностей: потребности в общении, психологическом комфорте, личностном росте и др.

Таким образом, образование в современном обществе рассматривается как важнейшее условие полноценной жизни пожилых людей. При этом решение образовательных задач тесно связано с решением психологических и социально-психологических задач.

Анализ существующей литературы позволил выделить следующие возможные причины включения пожилых людей в образовательный процесс:

  • повышение квалификации, получение высшего образования, если человек собирается дальше продолжать трудовую деятельность (за рубежом немало случаев, когда первую бакалаврскую степень люди получали в пенсионном возрасте (Таранчук А., 2005);
  • получение новой профессии (переквалификация), что в большей степени характерно для молодых пенсионеров;
  • реализация неиспользованных возможностей, или находивших свою реализацию лишь в виде хобби, что часто связано с творческой самореализацией; (Следует особо отметить, что самореализация в сфере сложившихся интересов (хобби) – одна из наиболее значимых форм активного приобщения к социуму пожилого человека. Чаще всего она является прямым продолжением предшествующей творческой жизни человека. Если у человека пожилого возраста не прервана реальная связь со своей творческой деятельностью и людьми, которые вдохновляют его на творчество, – это его удачный жизненный шанс. Однако этот шанс выпадает сравнительно немногим одаренным людям, а лишь тем, которые реализовали свой дар в профессии. Значительно больше людей, весьма одаренных по своей природе, но не нашедших себя в профессии. Потребность в реализации неиспользованных возможностей (или нашедших свою реализацию лишь в виде хобби) побуждает их к поиску таких форм образовательной деятельности, которые способствуют расцвету их таланта в пожилом возрасте.).
  • необходимость приобретения функциональной грамотности: ориентации в достижениях современной цивилизации и умения пользоваться ее плодами (Сухобская Г.С., Божко Н.М., 1998), например, освоение компьютерной грамотности;
  • желание справиться с ситуацией выхода на пенсию (Митина А.М., 2004);
  • потребность приятного способа проведения досуга (например, изучение иностранного языка для «путешествующих» пенсионеров);
  • возможность обрести интересный круг общения.

Образование во всех этих случаях не только позволяет поддерживать интеллектуальный уровень, но само достижение поставленных целей приносит удовлетворение, создавая позитивный эмоциональный фон, сохраняет самоуважение, уверенность в себе.

Цели образования в пожилом возрасте отличаются от целей в детском и даже зрелом возрасте. «Основную цель (независимо от того, формулируется она слушателями, подразумевается или не осознается вначале) можно сформулировать как понимание, постижение себя, других людей и взаимодействия с ними, наконец, мира вокруг, себя в обществе»

Ориентация пожилых людей, как целевой группы, на самопознание и познание других людей приобретает особое значение в процессе образования. Постижение себя неразрывно связано с формированием ответственности за себя, с заботой о себе. Значительная часть жизни старшего поколения прошла под знаком преодоления «временных трудностей», в обществе, где ради «светлого будущего» думать о себе было делом чуть ли не постыдным. Неслучайно общественные опросы показывают, что представители старшего поколения не умеют вслух говорить о своей личной жизни. Образование пожилых людей призвано внушить им осознание того, что они имеют право думать о своих потребностях и отстаивать их. Приобретение знаний может способствовать принятию пожилыми людьми ответственности за себя, свою жизнь.
Понимание других людей и взаимодействия с ними также очень важный аспект образования пожилых людей. Решение данной задачи во многом связано с разрушением негативных стереотипов старости, которые еще достаточно стойкие. Остановимся несколько подробнее на вопросе о важности В процессе образования пожилые люди также осваивают новые социальные роли. Общепризнанно, что развитие зрелой личности определяют два социальных фактора: труд и семья. Это основные сферы, где взрослый человек удовлетворяет свои потребности, реализует свои способности и социальные роли.

Включаясь в образовательный процесс, каждый человек преследует конкретные цели. Достижение их приносит удовлетворение, поддерживает уверенность в себе, позволяет поддерживать интеллектуальный уровень, сохраняет эмоциональную устойчивость.

При этом смысл учения в пожилом возрасте состоит не только в получении знаний и объективной информации. Для образования пожилых существенно овладение ключевыми компетенциями , важными для жизни именно в преклонном возрасте. Поэтому пожилым людям объективные научные данные нужны для самоопределения в жизни, т.е. знания выступают как средство постижения жизни и себя.

Кроме того, учеба сама по себе в этом возрасте имеет ценность, если она необходима для осуществления какой-либо деятельности.
«Уровень компетенций в пенсионном возрасте характеризуется следующими показателями:

  • Оценка прошлого жизненного пути с точки зрения происходящих в обществе изменений, новых ценностей;
  • Умение найти компромиссы между ожидаемым (в прошлом) и достигнутым (в настоящем);
  • Готовность принимать потери, известные «ограничения» в жизни;
  • Умение обходить жизненные ситуации, в которых человек оказывается неуверенным в себе» (Ключевые понятия проекта, 2001, с.21-22).

Таким образом, пожилой человек, который включился в образовательный процесс, не просто получает дополнительную информацию, он «нанизывает» полученные знания на тот жизненный, профессиональный, духовный опыт, который у него сложился к данному моменту. В итоге, пожилой человек проявляет свою активность не только в осуществлении учебной деятельности, но и в построении собственной жизни в целом. Иначе говоря, становясь субъектом образования, человек соотносит и опосредует своей активностью про­тиворечивые обстоятельства жизни и тенденции собственного раз­вития, то есть проявляет себя как субъект жизнедеятельности.
Ресурсы пожилых людей в области образования . П. Ветцель отмечает, что подавляющая часть пожилых людей обладает значительными ресурсами в области образования . И здесь речь идет не только об уровне информированности. Сюда же можно отнести:

  • значительный жизненный опыт;
  • солидный профессиональный опыт;
  • опыт обучения на различных этапах жизни (школа, профессиональное обучение, различные формы досуга);
  • опыт преодоления негативных жизненных ситуаций (проблемы, кризисы, болезни);
  • социальная компетенция в общении с другими людьми (в семье, на работе, с соседями, друзьями);
  • фантазия, энергия в освоении богатств культуры, творческие способности.

Таким образом, ресурсы пожилых людей, включающихся в образовательный процесс, связаны, прежде всего, с их опытом: жизненным, профессиональным, коммуникативным.

Использование опыта в качестве ресурса превращает пожилого человека в субъекта образования.

Учет особенностей пожилых людей в процессе образования. Организуя образовательные мероприятия для пожилых людей как особой возрастной группы необходимо помнить, что учиться приходят сложившиеся личности.
Совершенно очевидно, что адаптироваться к условиям обучения должны не только обучающиеся пожилые люди, но и сама система обучения должна определенным образом адаптироваться к ним. Необходимо, чтобы методы, формы и содержание обучения отражали особенности восприятия материала и формирования новых умений и навыков у пожилых людей.

Так, например, наблюдения М.Э. Елютиной и Э.Е. Чекановой (Елютина М.Э., Чеканова Э.Е., 2003) показали, что в пожилом возрасте усиливается устно-слуховое восприятие, в отличие от визуально-ориентированного восприятия в молодом возрасте. При объяснении данного феномена авторы опираются на идеи Б.Г. Ананьева, суть которых состоит в том, что речемыслительные, второсигнальные функции, достигнув своего пика после 40-45 лет, противостоят общему процессу старения и сами претерпевают инволюционные сдвиги значительно позже всех других психофизических функций. «Другими словами, разговор, межличностное говорение и слушание становятся важнейшим способом формирования смысла, главным путем понимания людьми друг друга» (Елютина М.Э., Чеканова Э.Е., 2003, с.48).
Важно так же учитывать, что в образовательный процесс включаются пожилые люди с разным социальным, жизненным и познавательным опытом. В основе образования пожилых должен лежать индивидуальный подход и стремление к раскрытию каждой личности. Вместе с тем, личность может раскрыться только в благоприятной атмосфере, поэтому необходимо уделять достаточное внимание созданию и поддержанию такого позитивного настроя в группе. О. Агапова (Агапова О., 2000, с.58) считает, что в этом смысле полезным является поддержание солидарности между участниками группы, чему может способствовать создание «Истории» или летописи группы.
Помимо индивидуальных и возрастных особенностей при разработке образовательных программ для пожилых людей необходимо учитывать и поколенные особенности. Так, например Д. Финдайзен отмечает: «Поколения, пережившие войну, сформировали в себе определенные черты коллективной общности. Ставшие частью их коллективной памяти. И этим отличаются от тех, кто не пережил подобный опыт»

Еще один важный аспект – гендерные особенности . Выход на пенсию супругов не редко приводит к изменению мужских и женских ролей в семье. Мужчины могут взять на себя некоторые типичные обязанности, например, интерес к заботе о родных, к приготовлению пищи, а женщины заняться общественной деятельностью.

Выявлены гендерные предпочтения в содержании образовательных программ. Мужчины готовы принимать участие лишь в тех образовательных программах, которые адресуются к точному мышлению. Они отдают предпочтение эмпирическим наукам, таким как экономика, техника, естественные науки, право и т.д. Соответственно, курсы по истории искусств, программы, аппелирующие к сфере чувств, остаются по большей части вне сферы мужских интересов. Однако, как предполагает Д. Финдайзен, «у грядущих поколений произойдет множество изменений, поскольку мужские и женские роли в семьях изменяется – и как результат, изменятся возможности и потребности мужчин» (Финдайзен Д., 2002, с.10).
Несомненный интерес аудитории пожилых людей вызывают лекции-беседы, лекции консультации, лекции-демонстрации, лекции-тренинги . Для всех взрослых людей, и особенно для пожилых, важна апелляция к личностным ценностям. Человек в пожилом возрасте, если он постоянно пополняет знания в сфере своих интересов, не менее гибок в своих позициях и оценках (а иногда и более), чем человек в молодом возрасте, то есть способен их изменять, уточнять и т.п. Другой вопрос, что он не отказывается от них слишком легко и просто, потому часто и создает мнение о том, что пожилые люди стереотипны в своих позициях (не склонны их менять). Поэтому аргументы, приводимые в поддержку того или иного тезиса, должны быть достаточно убедительными и доказательными, чтобы быть принятыми пожилым человеком.

Процесс обучения осуществляется более эффективно при выполнении следующих условий . Во-первых , когда не перечеркивается старое и привычное, а когда оно рассматривается в новом контексте. Во-вторых , когда критика привычного для пожилого человека воспринимается им менее болезненно, это возможно, если она исходит от преподавателя, которому обучающийся доверяет и который готов показать преимущества нового знания, приема, способа. В-третьих , учебный процесс должен приносить удовольствие, и этот фактор во многом обусловливает выбор того или иного метода работы со слушателями третьего возраста. Иначе говоря, сохранение положительного эмоционального фона – важное условие эффективности образования. Значительную роль при этом могут сыграть активные методы обучения.
Человек в пожилом возрасте, включающийся в образовательную деятельность, нуждается в одобрении и поощрении , поскольку опыт систематического обучения остался в прошлом, а страх перед неудачей может привести к тому, что на определенном этапе он прекратит занятия, не доведя до желаемого финиша.

Повышенная тревожность многих пожилых людей нередко приводит к тому, что они не могут органично включиться в процесс обучения и тратят энергию на свою «защиту». Одни при этом гасят свой интерес, боясь, например, задавать лишний вопрос. Они готовы соглашаться со всем, что происходит. Другие, из числа считающих, что «лучшая защита – нападение», направляют энергию в основном на доказательство своей компетентности. Оба эти пути создают дополнительные трудности и самим пожилым людям, и преподавателям, снижая эффективность самого образовательного процесса.
О. Агапова обозначила и другие трудности и проблемы, с которыми может столкнуться преподаватель и которые могут тормозить учебный процесс: скепсис пожилых к предлагаемой информации, нормы, взятые из прошлой жизни, проявление беспомощности или, наоборот, авторитаризма, отсутствие культуры диалога, неспособность слышать другого, многоречивость .
Еще одна проблема, которая может возникнуть в процессе образования пожилых людей – конфликты в группе . Они возникают, когда сталкиваются различные точки зрения, позиции. Для того, чтобы «снимать» возникающие конфликтные ситуации при групповой форме работы преподавателю следует использовать принцип взаимного подчинения , при котором каждый член группы в какой-то момент становится экспертом, ведущим, и каждый – наоборот – «подчиненным». Это позволяет регулировать отношения между людьми, у одних – корректируя лидерские притязания, у других – развивая навыки организатора

Пожилые люди приходят учиться добровольно. Однако часть людей уходят. Причины могут быть самыми разными. Наиболее распространенными являются следующие:

  • неудачное местонахождение: слишком далеко от дома;
  • время: неудобно для других дел, семьи;
  • организация (или концепция): не устраивают методы работы;
  • контактность: в занятиях участвует слишком много людей, появляется дискомфорт, плохо слышно, не хватает удобных мест и т.п.;
  • несовместимость с другими участниками или руководителем;
  • ценности: участник обнаруживает, что ценности, которые важны для данной группы, ему не близки (Педагогические условия эффективности групповой работы с пожилыми, 2001, с.35).

Организаторам образовательного процесса для пожилых необходимо учитывать данные моменты. Важно понимать, что когда пожилые люди покидают образовательный проект, это может быть связано как с объективными, так и с субъективными причинами. Поэтому очень важно проводить мониторинг интересов, ценностей и других факторов как при организации образовательного процесса, так и при его реализации, с тем, чтобы можно было внести необходимые коррективы.

Таким образом, учет особенностей целевой группы при образовании пожилых людей предполагает: во-первых, выбор таких методов, форм и содержания обучения, которые отражают специфику жизненного опыта, гендерные и поколенные особенности, особенности восприятия материала и формирования новых умений и навыков у пожилых людей. Во-вторых, применение принципа «биографичности», позволяет по-новому осмысливать не только прожитую жизнь, но и историю своей страны. В-третьих, в основе должен лежать индивидуальный подход и стремление к раскрытию каждой личности. В-четвертых, необходимо использоватьпринцип «обратной связи», который позволяет оперативно выявлять достоинства и недостатки работы. В-пятых, необходимо уделять достаточное внимание созданию и поддержанию благоприятной психологической атмосферы. В-шестых, для профилактики конфликтных ситуаций в группе необходимо использоватьпринцип взаимного подчинения, при котором слушатели меняются ролями (лидер/подчиненный).
Существенно меняются функции преподавателя : информационная отходит на второй план, а на первый план выступает организационная и координационная, консультативная. При необходимости преподаватель может советовать и подыскивать экспертов по определенной проблематике. Кроме того, важным моментом в деятельности педагога является функция психологического сопровождения (психотерапевтическая функция).

Какие результаты можно ожидать от включения пожилых людей в образовательный процесс? Исходя из широкого понимания образования, которое выступает как способ социализации следуют и эффекты социально-образовательной работы с пожилыми людьми: они связаны, прежде всего, с реинтеграцией последних в активную жизнь общества, что в конечном итоге должно привести к гармонизации отношений между пожилыми людьми и обществом и повышению качества жизни пожилых людей.

За счет чего может быть достигнут такой результат? О. Агапова (Агапова О., 2000) выделяет следующие факторы:

  • включение пожилых людей в новые для них сферы деятельности;
  • возникновение в результате социально-образовательной деятельности субъективного ощущения собственной значимости;
  • возникновение и расширение контактов и общения с другими людьми – будь то сверстники и коллеги по курсу, или подопечные – больные, дети и т.д.;
  • освоение новых информационных полей;
  • поиск и обретение нового смысла (смыслов) жизни, в том числе через анализ собственной жизни, своей биографии;
  • более адекватное понимание себя, других людей и общества;
  • освоение на практике демократических ценностей. Они лежат в основе активных методов обучения и предполагают развитие умения слушать и слышать, встать на позицию другого человека, учат диалогу как способу цивилизационного поиска решений.

На сегодняшний день основная задача государственных и общественных организаций в отношении пожилых людей – это, в первую очередь, их социальная защита. Даже те организации, которые в значительной мере ориентированы на удовлетворение культурных, образовательных запросов пожилых, не снимают с себя этих функций. Нельзя отделять образовательные задачи от задач социально-психологических. Образование для человека преклонного возраста может выступать как средством социальной защиты и психологической устойчивости, так и способом интеграции в коммуникативное и культурное пространство. Однако было бы ограничением даже в современных условиях сводить функции образования только к сугубо защитным и адаптивным.

Из этой статьи вы узнаете:

    В чем заключаются особенности пожилого возраста

    В чем заключаются психологические особенности

    Как проявляются физиологические особенности у лиц пожилого и старческого возраста

    Какие особенности у ухода за лицами пожилого возраста

    Кто может помочь в уходе за пожилыми родственникамий

В настоящее время социальная ситуация, направленность на юность, на интенсивный образ жизни создают определенную незащищенность людей в возрасте. Наиболее остро уязвимость наблюдается в социальной и психологической позиции пожилых в обществе.

Понятия «старость» и «люди преклонного возраста» принято наделять негативным смыслом, считать синонимами слов «отживший», «неполноценный». Такое положение отражается на самоосознании пожилых людей и обращении к ним более молодого поколения. Чтобы исправить обстановку нужно понимать характерные черты старшего возраста и учитывать их сообразно возможностям.

В чем заключаются особенности пожилого и старческого возраста

В возрасте обычно называют людей 60-65 лет . Большая часть из них активна, не бросают работу, выходя на пенсию, содействуют жизни своих детей, часто много времени посвящают внукам. Безусловно, что после 65 лет организм каждого человека испытывает перестройку имунной, генетической и гормональной систем. Изменения претерпевают все ткани и системы организма. Зачастую портится самочувствие. Ощутимо меняется социальный статус.

В это время человек в возрасте нуждается в притоке дополнительной жизненной энергии . Доброжелательное общение, физическая и интеллектуальная деятельность, благополучная семейная обстановка, позитивное отношение к жизни дарят пенсионерам чувство, что они важная часть общества. Обязательно следует помогать здоровью с помощью питания, богатого витаминами и своевременной доступной врачебной помощи. Зачастую, религия дает смысл существования, вдохновляет и дарит жизненные силы и здоровье.

Примечательно, что с выходом на пенсию часто дают о себе знать скрытые способности , многие люди наконец-то могут воплотит желания , на которые раньше не было времени: рыбачат, ходят на театральные постановки, концерты филармоний. Полностью вкладываются в создание уюта на дачных участках, проводят время с друзьями, наконец-то могут увлечься в должной мере любимым занятием. Такой образ жизни отодвигает ощущение, что жизнь уже прожита. Пожилым людям особенно важно уметь ценить каждое мгновение существования, наслаждаться моментом, быть внимательными к самочувствию, заботиться о внешности и стремится к активной жизни.

Особенности старческого возраста

За преклонными годами следует неизбежно старость — особый этап в развитии личности. В наше время средний порог продолжительности жизни поднялся и старостью считают возраст от 75 лет. Долгожителями называют людей, живущих более 90 лет.

С приходом старости все более ярко видны возрастные перемены: общее состояние нервной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной и прочих систем организма меняется не в лучшую сторону.

Ежедневно умирают клетки тела , кровеносные сосуды, сухожилия, соединительная ткань теряют прежнюю эластичность . Функционирование организма ухудшается. Реакции тела уже не те, мышцы слабеют, претерпевают изменения суставы и кости. Работа сердца уменьшает темп, кровообращение менее интенсивно, происходят процессы дегенерации печени, почек, пищеварительной системы.

Такие внутренние изменения тела неизменно отражаются на внешности: кожа покрывается морщинами, появляются пигментные пятна. Волосы приобретают седину, часто выпадают зубы.

Старость — это время умиротворения и созерцания. Несмотря на то, что физические действия быстро приводят к утомлению, пожилым людям крайне полезно совершать ежедневные прогулки, встречаться с друзьями и родными. Нередко и после 70 лет многие продолжают быть примером для молодого поколения, оставаясь активными и востребованными, ведут здоровый образ жизни, заботятся о внешности, имеют богатый жизненный опыт и с радостью делятся своими наблюдениями. Следует помнить, что на здоровье пожилых людей большое влияние оказывают атмосфера дома, взаимоотношения с близкими, забота родных и полезная пища.

Психологические особенности пожилого возраста

Начнем, к сожалению, о грустном. Тело стареет и с этим приходиться мириться. Мудрые стараются сохранить свое здоровье с юности, встречаются пожилые люди, не уступающие в силе и эрудиции молодым. И все же, реальность неумолима: в той или иной степени, организм изнашивается, ему требуется больше времени на восстановление после нагрузок, кожный покров меняется, чаще возникают болезни. Помимо всего прочего, с годами претерпевает изменения и психологическая сфера :

    в интеллектуальной области может быть затруднено восприятие новых знаний и представлений, умение ориентироваться в незапланированных условиях. Не легкими вдруг становятся ситуации, которые в ранние годы не вызывали особых вопросов: смена места жительства, заболевания близких или самого себя. Особенно сильный стресс вызывают ранее не случавшиеся ситуации: уход супруга, ограничения в действиях, вызванные параличом, ухудшение зрения в разной степени;

    в эмоциональной области случаются неуправляемые аффективные реакции (чрезмерное нервное возбуждение), характеризующееся необоснованной печалью, склонностью к слезам. Вызвать такое состояние могут самые обычные вещи: просмотр фильма давних лет или случайно расколотая чашка.

Часто проявляются скрытые особенности характера . Показательно, что теряется целеустремленность и смысл жизни.

Психологи выделяют несколько фаз психологического старения , никак не обусловленное истинным возрастом человека:

    на первом этапе остается взаимосвязь с работой, бывшей основной до пенсии. Обычно, это дело, напрямую связанное с прежней специализацией пенсионера. Это могут быть люди интеллектуальных профессий (преподаватели, писатели, ученые, артисты). Связь может проявляться напрямую в виде участия в прошлой деятельности время от времени, так и опосредованно, путем чтения профессиональной литературы, писательских работ по теме специализации. Когда же деятельность резко заканчивается выходом на пенсию, человек сразу же переходит к второму этапу.

    на втором этапе происходит уменьшение сферы заинтересованности посредством окончания профессиональной деятельности. В разговорах большее место отводится беседам о бытовых вопросах, обсуждениям увиденного по телевизору, переживаниям за жизни детей и внуков, семейным новостям. И вот уже среди пенсионеров сложно понять, кто занимался философией, кто лечил людей, а кто разрабатывал сложные проекты.

    на третьем этапе первое место занимают беспокойства за личное самочувствие. Приоритетной темой для бесед выбираются обсуждения лекарств и народных методов лечения. Выписываются газеты, посвященные здоровью, а по телевизору не пропускается ни одна передача по теме. Участковый врач, зачастую, приобретает статус самого родного человека.

    на четвертом этапе весь смысл жизни фокусируется на сохранении этой самой жизни. Предельно сужается сфера общения: лечащий врач, близкие, содействующие личному удобству человека, соседи, живущие рядом. Для соблюдения норм приличия — поздравления с праздниками давних родственников и знакомых. Может сохраниться почтовая переписка, но часто интерес только с одним интересом — кого ещё можно пережить.

    на пятом этапе уменьшаются необходимости витального свойства: пища, количество сна, потребность в покое. Практически пропадают эмоциональность и общение.

Удручающая схема, но не обязательная! Физическое увядание организма не определяет психологического старения. В жизни часто можно увидеть обратную картину: многие люди «умирают» психически много раньше , старения тела на физическом уровне. Такое происходит с теми, кто по личной инициативе отстраняется от социума, что приводит к уменьшению числа личностных черт, к разрушению структуры личности.

Если посмотреть на пожилых людей в возрасте 60-65 лет, испытывающих страдания от ощущения социальной ненужности и на долгожителей, сберегшими и развившими личностные качества, то первые покажутся одряхлевшими стариками. Для них уже начался этап умирания личности . Следствия этого этапа — резкая блокировка всех резервов работоспособности и талантов человека. Окончание многолетних трудов вызывает основательные изменения в структуре личности человека.

Можно с уверенностью сделать оптимистичное заключение: жить, увеличивая фактический возраст, но прибывать всегда молодым в душе , быть живым , энергичным и веселым возможно! Можно подумать, что год за годом — это будет даваться сложнее, но ведь и мудрости прибавляется, опыт нарабатывается. Здесь важна мотивация — для кого это все.

Жизнь только для себя не может сохранить неутолимого желания существования. Когда же человек окружен детьми, внуками, друзьями, чувствует, что нужен коллегам и полезен обществу, обладает уникальным опытом, которым с радостью делится, тогда такой пенсионер не потеряет живости и молодости.

Физиологические особенности пожилого возраста

С годами кожный покров истончается , преимущественно на кистях, ступнях, в зоне крупных суставов и костных выступов. Кожа становится сухой, покрывается морщинами из-за меньшего пото- и салоотделения. Количество подкожно-жировой клетчатки также заметно уменьшается, и кожа становится дряблой. Кожа легко подвергается травмам, случаются трещины, разрывы, язвы, заживание происходит гораздо медленнее.

На протяжение жизни волосы претерпевают различные изменения под влиянием иммунных, генетических, гормональных воздействий и экзогенных факторов, таких как мороз, жар, химические вещества, механическое травмирование и т.п. В волосяных фолликулах и луковицах наблюдаются атрофические и дистрофические перемены, пропадает пигмент волоса, появляется ломкость.

С годами общее число костной ткани сокращается . Суставные хрящи становятся тоньше, как и межпозвонковые диски, вследствие, чего развивается болевой синдром, меняется осанка, нередко искривляется позвоночный столб.

Количество мышечной ткани также сокращается со временем, это снижает способность трудиться и общую активность. Быстрая утомляемость не позволяет выполнять дела в привычном ритме, завершать начатую деятельность за один раз.

Походка становится медлительной , нетвердой, шаг укорачивается, появляется характерное шарканье. Время опоры на обе ноги возрастает. Человеку в возрасте уже не так легко развернуться, происходит это неуклюже и с различной быстротой в отдельных частях тела.

Потеря эластичности наблюдается и в легочной ткани . Диафрагма и грудная клетка теряют прежнюю подвижность. При вдохе легкие не имеют возможность расправится целиком. Появляется одышка. Бронхиальная проходимость уменьшается, дренажное «очистительное» свойство бронхов снижается. Недостаточная вентиляция легких содействует развитию застойных пневмоний.

Деятельность сердечной мышцы с возрастом становится хуже . В первую очередь это отражается на сократительной способности сердечной мышцы, с помощью которой сердце гонит кровь по всему организму. При физической деятельности сердце недостаточно дает крови организму, ткани не получают должного количества кислорода, это заметно снижает физические способности, человек быстро утомляется.

Особенности питания лиц пожилого возраста

Пожилым людям следует строго соблюдать умеренность питания и регулярно выполнять физические упражнения. Эти правила помогут избежать лишнего веса и замедлят формирование склеротических процессов в организме. В питании следует придерживаться равномерности, кушать 4-5 раз в день, избегать переедания.

Меню должно содержать мясо и нежирную рыбу (преимущественно морскую), предпочтительнее всего в вареном виде . Бульоны лучше исключить. Следить за количеством жиров и не превышать рекомендуемой нормы. Животные жиры, употребляемые в неограниченном количестве, вызывают развитие атеросклеротического процесса и мешают качественному перевариванию еды. Тугоплавкие жиры, такие как сало, говяжий жир, лучше всего вовсе исключить из своего питания. Прекрасной альтернативой сливочному маслу является сметана.

Углеводы преимущественно должны поступать из сложного, медленно всасываемого полисахарида — крахмала, который содержится в крупах и картофеле. Клетчатка имеет особую ценность в меню пожилого человека. Овощи и фрукты помогают отделению желчи и являются отличной профилактикой запоров.

Хлеб полезен только из муки грубого помола . Самые полезные каши — гречка и овсянка.

Витамины лучше всего усваиваются из натуральных продуктов. Когда же потребность в витаминах невозможно восполнить только лишь пищей, целесообразно пропить курс поливитаминов.

Молоко и молочные продукты являются основным источником кальция в питании. Фосфор находится также в молочных продуктах и в мясе, рыбе, зернобобовых культурах. Растительная пища богата магнием: крупы, зернобобовые, орехи, овощи и др. Богаты калием кабачок, тыква, чернослив, картофель, ягоды, фрукты, капуста. Следует как можно меньше употреблять поваренную соль, ограничение менее 15 г в сутки.

Особенности ухода за больными пожилого и старческого возраста: 4 ценных совета

Следите за сном пожилого человека

Длительность сна пожилого человека 7-8 часов в сутки, а в случае болезни или истощения и более. Нервная система людей престарелого возраста очень уязвима , а сон — лучший способ ее восстановления. Об этом следует всегда помнить. Достаточно одной ночи без сна, чтобы впоследствии чувствовать себя разбитым и пребывать в плохом настроении.

К огорчению, многие пожилые люди страдают нарушениями сна в форме бессонницы . Зачастую люди в возрасте любят подремать в течение дня, но это не отражается на общем количестве сна из-за того, что ночью они почти не спят. Для решения проблем со сном, врач может прописать прием снотворных препаратов. К сожалению, такой способ дает лишь кратковременный результат. Таблетки вызывают привыкание и перестают действовать с должной силой, увеличение дозы приводит к гиподинамии и апатии.

По этим причинам, забота о людях преклонного возраста обязательно учитывает создание комфортных условий для полноценного отдыха . Чтобы этого добиться, необходимо следующее:

    ортопедическая не слишком мягкая постель ;

    во время сна должна соблюдаться тишина ;

    подходящая температура в помещении около 18-22 С. Для доступа свежего воздуха, необходимо проветривать комнату;

    позаботьтесь о легком , но теплом одеяле ;

    кушать за 4 часа до сна , лучше не пить перед сном чай или кофе, не злоупотреблять сладостями;

    перед сном очень благоприятно немного прогуляться , подышать свежим воздухом;

    постараться так подобрать досуг и интересные занятия для пожилого человека, чтобы сократить , а ещё лучше убрать дневной сон .

Люди преклонного возраста часто страдают ночным диурезом, который является следствием возрастных нарушений работы почек. Сократить ночные походы в туалет помогут простые советы :

    перед сном ничего не пить;

    надевать памперсы, если требуется;

    с осторожностью пить мочегонные препараты и, по возможности, отказаться от их приема.

Контролируйте личную гигиену пожилого человека

Забота о пожилом человеке, конечно включает в себя поддержание личной гигиены . Особое внимание следует уделить сухости кожи и пользоваться увлажняющими щадящими средствами, применять восстанавливающие крема, чтобы избежать неприятных ощущений стянутости или зуда.

Будьте готовы к несчастным случаям

Частота несчастных случаев возрастает с возрастом, это связано с общим упадком уровня здоровья пожилых людей. Следствия несчастного случая в форме перелома, ушиба или вывиха и прочего, переживаются в этом возрасте намного сложнее. По возможности, следует постараться избежать возникновения опасных ситуаций.

    не перемещайте без ведома пожилого человека предметы мебели в вашем доме. Лишнюю, ненужную мебель лучше вовсе убрать;

    уменьшить опасность травмироваться от падения поможет ковровое покрытие;

    в ванне установить удобные поручни, использовать противоскользящее покрытие на полу ванной комнаты и в самой ванне.

Создайте комфортные условия для пожилого человека

    пожилые люди нуждаются время от времени в спокойной уединенной обстановке, постарайтесь выделить отдельную комнату и с пониманием относитесь к этой потребности;

    в комнате должно быть достаточно света, регулярно проветривайте помещение;

    высота спального места должна быть не менее 60 см, но такой, чтобы при сидении на нем, ноги доставали до пола;

    вставать самостоятельно из глубокого кресла может быть затруднительно, поэтому лучше обойтись без него.

Какие сегодня предлагают услуги по уходу за пожилыми людьми

Социальный работник

В каждом городе, даже с небольшим населением есть социальная служба. Социальные служащие по государственной инициативе предлагают следующие услуги по уходу за людьми преклонного возраста:

  • принятие лекарств, наблюдение за временем и частотой приема;

    осуществление некоторых медицинских процедур или сопровождение пожилого человека в медицинский центр;

    закупка продуктов и лекарств за счет подопечного или его родственников;

    готовка еды;

    помощь в принятии пищи;

    проветривание комнаты и уборка;

    сопровождение во время прогулок;

    стирка и глажка одежды и постельного белья.

Рассмотрим положительные и отрицательные стороны услуг социальной службы :

    данная помощь предоставляется государством бесплатно пожилым людям;

    обычно, социальный работник имеет медицинское образование и знает, как действовать в критических ситуациях;

    помощь осуществляется единожды или круглосуточно ;

    чтобы добиться оказания помощи социального работника, придется сначала предоставить заявление комиссии районного комплексного центра или центра социального обслуживания. Помощь социальной службы оказывается исключительно по медицинскому заключению . Данная услуга именуется приемом на нестационарное социальное обслуживание. Оформление всех необходимых бумаг занимает довольно много времени и сил;

    на помощь социального работника могут рассчитывать не все категории престарелых людей ;

    в случае, когда пожилой человек не соответствует категории, которой положена помощь социальной службы, предоставляют ее лишь, когда у близкий родственник пенсионера продолжительно болеет, имеет инвалидность , достиг пенсионного возраста, имеет удаленное место жительства от нуждающегося в уходе или часто бывает в командировках.

Сиделка

Сиделка - это квалифицированный медицинский работник, прошедший особое обучение и разбирающийся во всех особенностях заботы о людях преклонного возраста. Это сложная работа, в которой приживаются лишь те, кто имеет не только образование, но и определенные свойства личности - терпение, трудолюбие, жизнерадостность, открытость и умение сопереживать. Такие черты характера — редкость, поэтому подобрать действительно хорошую сиделку не просто.

В зависимости от ситуации, можно пригласить приходящую сиделку с почасовой оплатой или сиделку с проживанием, когда Вы оплачивает определенную сумму за оговоренный период времени.

В чем плюсы и минусы пользованием услуг сиделок :

    вы платите только за то время работы сиделки , которое Вам необходимо.

    сиделка приходит в Ваш дом, следовательно, престарелому человеку не придется никуда переселяться . Люди в возрасте часто категорически против покидать родной дом, поэтому это можно определить, как основное положительное качество в услугах сиделки.

    сиделке будет нужно проводить в Вашем доме большое количество часов . Присутствие незнакомого человека может вызвать некий дискомфорт.

    может случиться так, что даже после тщательного подбора сиделки, могут не сложиться отношения с пациентом или с кем-то из родственников.

    cиделка будет находиться много времени один на один с пожилым человеком , нуждающимся в помощи. Вам нужно полностью доверять профессионализму, опыту, личным качествам работника, чтобы быть спокойным.

Специализированный пансионат (уход за пожилыми с проживание)

Существуют специализированные пансионаты по уходу за людьми преклонных лет. В настоящее время пансионаты напоминают уютные санатории, оказывающие необходимые медицинские услуги. Такие пансионаты стараются построить в не шумном месте с живописной природой, не слишком удаленно от города, чтобы близкие беспрепятственно могли навещать в любое время.

Частные пансионаты помимо предоставления проживания и необходимого ухода, оборудованы с учетом людей престарелого возраста с ограниченными возможностями. Такие пансионаты предлагают самые разнообразные услуги . Развитая система для реабилитационного восстановления будет актуальна людям, получившим какие-либо травмы, перенесшим операции или тяжелые заболевания. В пансионатах особый акцент делается на организации досуга подопечных.

Пожилые люди получают возможность снова окунуться в социальную жизнь , что имеет не менее успешный лечебный эффект, чем квалифицированная медицинская помощь. В пансионатах есть возможность общения, здесь проводят концерты, организовывают пикники, регулярно знакомят с различными видами искусств на мастер-классах, показывают жизнеутверждающие фильмы.

Безусловно, невозможно уйти от негативной оценки государственных пансионатов в нашей стране, единственный плюс которых — это низкая цена. Но если рассудить мудро, стоимость частного пансиона ненамного выше, особенно, беря во внимание то количество и качество предоставляемых услуг, профессионализм медицинской помощи. Частный пансионат, конечно, обойдется дороже, но это цена здоровья родного и близкого Вам человека .

Рассмотрим положительные и отрицательные стороны пребывания в частном пансионате по уходу за людьми преклонных лет:

    персонал частного пансионата способен предоставить более квалифицированную и профессиональную помощь, чем приходящая сиделка. Пансионаты располагают всем необходимым сложным оборудованием, которое просто не представляется возможным иметь дома. За постояльцами пансионата наблюдают не только медсестры высокой квалификации, но также штат врачей различной компетенции. Сиделка может только предоставить обеспечение жизнедеятельности и элементарного удобства, тогда как, в пансионатах много внимания посвящается и увеличению самого качества жизни.

    реабилитационные программы успешно восстанавливают здоровье, аниматоры не дают скучать, повара продумывают полезного и вкусное меню, а круг ровесников дает пожилым людям радость вновь чувствовать себя полноценным человеком.

    пансионаты предоставляют гибкие условия , ориентированные на любые нужды и возможности клиентов.

    пожилой человек может прожить всего лишь несколько дней в пансионате, может несколько недель или месяцев. Предоставляется и постоянное пребывание. Также проводятся реабилитационные курсы различной продолжительности.

    в пансионате есть возможность подобрать для каждого постояльца из обширного штата работников сиделку , с которой сложатся дружеские доверительные отношения.

    за последнее десятилетие частные пансионаты стали очень популярны, постоянно начинают свою работу новые. Для подбора идеального пансионата потребуется потратить время . Не стоит делать выбор, основываясь лишь на информацию, предоставленную сайтом, всегда нужно приехать, увидеть своими глазами, побеседовать с персоналом и постояльцами;

    люди преклонных лет очень болезненно воспринимают разлуку с родным домом . Переезд ещё осложняется тем, что пансионаты воспринимаются как мрачные и печальные дома престарелых. Потребуется много личного такта и терпения, чтобы показать пансионат именно таким, каким он является — комфортабельным загородным отелем, с уютными условиями для проживания и широким кругом общения и интересных занятий.

В наших пансионатах мы готовы предложить только лучшее:

    Круглосуточный уход за престарелыми людьми профессиональными сиделками (весь персонал граждане РФ).

    5-разовое полноценное и диетическое питание.

    1-2-3-местное размещение (для лежачих специализированные удобные кровати).

    Ежедневный досуг (игры, книги, кроссворды, прогулки).

    Индивидуальную работу психологов: арт-терапия, музыкальные занятия, лепка.

    Еженедельный осмотр профильных врачей.

    Комфортные и безопасные условия (благоустроенные загородные дома, прекрасная природа, чистейший воздух).

В любое время дня и ночи пожилым людям всегда придут на помощь, какая бы проблема их ни волновала. В этом доме все родные и близкие. Здесь царит атмосфера любви и дружбы.

Старение представляет собой естественный, закономерный процесс изменения организма на физиологическом, психологическом, социальном уровне. Всеми аспектами, присущими этому периоду жизни человека, занимается наука геронтология.

Она рассматривает процесс старения в комплексе, включая не только личностные, но также социальные, экономические аспекты жизни пожилых людей. Ученые отмечают, что продолжительность жизни, период начала старения, длительность этого периода заметно отодвинулись по времени за последние столетия. Тем не менее, наступление старости всегда сопровождаются неизменными физиологическими признаками и психологическими проблемами.

Какими изменениями характеризуется пожилой возраст и старческий возраст, особенности, проблемы этих периодов, какие? Как отдалить старение? Поговорим на www.сайт сегодня об этом:

Факторы, приостанавливающие процессы старения

Как молодо мы выглядим, хорошо себя чувствуем, перешагнув очередной возрастной порог, во многом зависит от генетической предрасположенности, но не только. Исследования, проведенные шведскими учеными (университет Гетеборга), показали: продолжительность жизни каждого человека, период наступления болезненной старости, во многом зависит от его образа жизни.

В частности, было доказано, что физическая, интеллектуальная активность, не угасающий интерес к жизни, отказ от алкоголя и табака способствует увеличению продолжительности жизни, не отягощенной множеством заболеваний, примерно на 14 лет.

Особенности пожилого и старческого возраста

Особенности пожилого возраста

Тем не менее, после 65 лет анатомо-физиологическая система каждого человека претерпевает ряд серьезных изменений на генетическом, иммунном, гормональном уровне. Изменяются все ткани, органы, системы организма. Ухудшается состояние здоровья, меняется общественное положение человека.

В этот период пожилому человеку необходимы дополнительные жизненные силы. Их он получает от физической, интеллектуальной активности, общения, теплых отношений в семье, позитивной жизненной позиции.

Поддерживать здоровье помогает разнообразное, витаминизированное питание, доступная медицинская помощь. Для некоторых источником жизненных сил, вдохновения и здоровья становится религия.

Известно, что после выхода на пенсию многие люди открывают в себе новые способности, занимаются реализацией своих желаний и возможностей: проводят время на рыбалке, посещают театры, концертные залы. С удовольствием возятся на даче, встречаются с интересными людьми и могут наконец-то заняться любимым хобби, на которое раньше всегда не хватало времени.

Поэтому, чтобы отодвинуть наступление старости, пожилым людям очень важно научиться наслаждаться жизнью, заботиться о здоровье, внешнем виде, вести активный образ жизни.

Особенности старческого возраста

Вслед за пожилым возрастом приходит неизбежная старость - заключительный период индивидуального личностного развития. В настоящее время, в связи с увеличением средней продолжительности жизни, начало старости определяется возрастом 75 лет и старше (классификация Европейского регионального бюро ВОЗ). Люди старше 90 лет определяются как долгожители.

С наступлением старости возрастные изменения становятся все более выраженными: ухудшается состояние нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной и других систем. Многие тысячи клеток погибают ежедневно, кровеносные сосуды, мышцы, сухожилия, соединительная ткань утрачивают упругость, эластичность. Организм начинает функционировать все хуже и хуже:

Замедляется работа сердца, снижается активность кровообращения, начинается процесс дегенерации почек, печени, пищеварительной системы. Становятся слабее реакции, теряют силы мышцы, изменяются кости, суставы.

Внутренние изменения отражаются на внешнем облике: становится дряблой, морщинистой кожа, возникает пигментация. Седеют, редеют волосы, выпадают зубы.

Старость - это возраст спокойствия и созерцания. Конечно, период физической активности заметно сокращается, однако старческий возраст не должен являться препятствием для проявления активности, прогулок на свежем воздухе, общения с друзьями и родными.

Даже после 70 лет многие люди остаются активными, востребованными, следят за собой, имеют свою жизненную позицию. На их самочувствие сильно влияют отношения к ним близких, атмосфера в семье, хороший уход и питание.

В продолжение нашей темы, поговорим об основных проблемах, которые испытывают люди раннего и позднего пенсионного возраста:

Проблемы пожилого и старческого возраста

Пожилой и старческий возраст – время, когда одолевают психологические проблемы. Вот что к ним приводит:

Замедление важных психических функций, ослабление памяти, внимания, снижение способности мыслить, анализировать. Ослабление способности к адаптации.

Стрессы, переживания, связанные с потерей друзей, близких, утратой трудоспособности.

Снижение самооценки, вследствие ощущения своего возраста.

Дефицит общения, одиночество, отсутствие интереса к современной жизни. Многие люди живут прошлым, своими воспоминаниями.

Депрессия, суицидальные мысли, связанные с отсутствием жизненной перспективы, болезнями, ненужностью семье, бывшим сотрудникам, страхом близкой смерти.

Нужно отметить, что многие описанные психологические проблемы начинают появляться у людей гораздо раньше, примерно с 40-50 лет.

Физиологические особенности пожилого и старческого возраста

Снижение функций организма, нарушение работы внутренних органов, тканей. Слабеют мышцы, истончаются кости, болят суставы, ухудшается зрение, слух и т.д.

Наличие хронических заболеваний. По утверждению медиков, пожилые, старые люди имеют не менее пяти недугов с хроническим течением, которые сопутствуют и усиливают друг друга. Происходит частое обострение хронических болезней, вследствие ослабления эндокринной, иммунной систем, нарушения обменных процессов.

Развитие характерных для этого возраста заболеваний: склероза, старческого , и т.д.

В заключение:

Старение, о котором мы и продолжаем говорить на этой странице www.сайт, – это всегда отдельная, личная история каждого человека и каждый воспринимает этот процесс индивидуально. Кто-то замыкается в себе, страдает от одиночества и невостребованности. А кто-то изыскивает силы и новые возможности для продолжения активной жизни.

Мы должны знать о том какие изменения в пожилом и старческом возрасте будут подстерегать и нас с вами и понимать особенности, проблемы пожилых и старых людей. Мы должны помнить, что старики – это чьи-то дедушки и бабушки, мамы и папы. А многие из них - опытные работники, профессионалы, наставники.

Чтобы облегчить им жизнь, помочь адаптироваться в новых реалиях, оградите их от одиночества, уделяйте больше внимания, используйте их знания, жизненный опыт. Насыщенная жизнь, хороший уход, доступная медицинская помощь избавит пожилых людей от большинства трудно разрешимых проблем.

Светлана, www.сайт
Google

- Уважаемые наши читатели! Пожалуйста, выделите найденную опечатку и нажмите Ctrl+Enter. Напишите нам, что там не так.
- Оставьте, пожалуйста, свой комментарий ниже! Просим Вас! Нам важно знать Ваше мнение! Спасибо! Благодарим Вас!