Конспект занятия: «Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества? Конспект воспитательского занятия "семейные традиции" Рисование семейные традиции старшая группа

03.03.2020

Тема: « Семейные традиции, обычаи, ритуалы»

Цели.

Обучающие:

    формировать представление детей о семейный ценностях

    формировать понимание необходимости соблюдать добрые традиции, объединяющие семью

    познакомить с понятием «семейный праздник»

    закрепить понятие о семейных фотографиях

Развивающие:

    развивать умения понимать традиции разных семей.

    развивать общие речевые навыки

    развивать творческое мышление, воображение воспитанников через образную подачу материала.

    развивать память

    активизировать словарь по теме «Семья»

Воспитывающие:

    воспитание любви и уважения к своей семье

    воспитание интереса к собственной родословной

    воспитание заботливого отношения к членам своей семьи.

Оборудование:

    таблички

    картинки

    иллюстрации

Словарь:

семейные традиции, праздники, обычаи, генеалогия, почитание старших, пословицы, уважение.

План занятия:

    Организационный момент.

Здравствуйте дети! Как ваше настроение? Какая сегодня погода? Какое время года? Какое сегодня число?

    Фонетическая зарядка на отработку дежурного звука.

    Этап подготовки к активному усвоению знаний.

У каждого из вас есть своя семья. А что означает это слово? Семь я – означало семеро детей, то есть большая дружная семья. Раньше на Руси в семьях было много детей – и десять, и даже пятнадцать. Все жили вместе, помогая друг другу.

    Этап усвоения новых знаний.

А сейчас можно сказать, что семья - это папа, мама, я, потому что в семьях часто только один ребенок. А сколько детей в ваших семьях?

Ответы детей.

А кто ещё входит в состав семьи, кроме родителей и детей?

Ответы детей.

Правильно, бабушки и дедушки.

У меня есть мама,
У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,
А у них есть я.

Что это?
СЕМЬЯ .

А ещё у некоторых есть прабабушки и прадедушки. Кого называют этими словами?

Ответы детей.

Если расширить понятие семья, то сюда можно включить ещё дядей и тетей, двоюродных братьев и сестер. А ещё многие членами семьи считают своих домашних питомцев: кошек, собак, попугаев, рыбок, хомячков и других.

Семья – это МЫ. Семья – это я,
Семья – это папа и мама моя,
Семья – это Павлик - братишка родной,
Семья – это котик пушистенький мой,
Семья – это бабушки две дорогие,
Семья – и сестренки мои озорные,
Семья – это крестный, и тети, и дяди,
Семья – это елка в красивом наряде,
Семья – это праздник за круглым столом,
Семья – это счастье,
Семья – это дом

Как вы думаете, для чего человеку нужна семья?

Правильно. Для того, чтобы помогать и поддерживать друг друга. Заботиться, о младших и стареньких. А ещё для того, чтобы не быть одиноким. Человеку плохо и тоскливо жить одному.

Физкультминутка

(Исходное положение - ноги врозь, руки опущены вниз)

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Мы с доски не сводим глаз

И учитель учит нас:

Руки в стороны поставим, (Руки в стороны)

Правой левую достанем.

А потом наоборот

Будет вправо поворот (Поворот вправо, хлопок ладонями)

Раз - хлопок, (Поворот влево, хлопок ладонями)

Два - хлопок, (Поворот вправо, хлопок ладонями)

Повернись еще разок!

Раз, два, три, четыре! (Повороты с хлопками поочередно

в каждую сторону).

Плечи выше, руки шире! (Приподнимаем плечи, руки в стороны

Опускаем руки вниз (Опускаем руки, садимся)

И за парты вновь садись!

У всех семьи разные. А чем они отличаются друг от друга? Как вы думаете?

Ответы детей.

Главное отличие – это традиции, которые в каждой семье свои. А что такое традиция? Традиция – это то, что соблюдается всегда. Традиции - это то, что перешло от одного поколения к другому, унаследовано от предков (пап, мам, дедушек, бабушек…) Например, традиция встречать Новый год всей семьёй, на 8 марта рисовать своими руками поздравительные открытки, летом вместе ездить на море и многое другое.

Вспомните, какие традиции существуют в ваших семьях?

Ответы детей.

А ещё есть традиция - составлять своё родовое (генеалогическое ) дерево. Кто не знает, что это такое, я объясню. Это знание своих предков на много поколений назад. Кто и кем были ваши пра-пра-бабушки и пра-пра-дедушки. Это очень интересное занятие, составление своего генеалогического древа. Это изучение истории своей семьи. Обязательно со своими мамами и папами начните составлять такое дерево.

Ещё одна традиция – собирать семейные альбомы. Это делают во многих семьях. У кого из вас есть такие альбомы?

Ответы детей.

А сейчас мы поиграем с вами в игру «Какая моя семья». Каждый из вас придумает эпитеты для своей семьи. Катя, начинай. Моя семья – веселая (дружная, гостеприимная, работящая, заботливая, крепкая, смелая и т.д.)

5. Этап закрепления новых знаний.

О чем мы говорили на сегодняшнем занятии? Ответы детей.

Завершим мы наше занятие чтением стихов:

Катя:

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.

Лена:
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.

Вика:
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Женя:
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.

Пятый ребенок:
Семья – это важно!
Семья – это сложно!

Воспитатель:
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья

Жукова Татьяна

Цель занятия:

воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам, формировать элементарные представления о родословной как об истории и образе своей семьи, о традициях и обычаях, развивать познавательный интерес, логическое мышление.

Задачи:

Подвести детей к пониманию слова «традиция»,

Побуждать их к рассказыванию

Учить правильно, строить простые и сложные предложения.

Активизация словаря: семья, традиция;

прилагательные: музыкальная, спортивная, заботливая, многодетная,

Учить детей работать группой, работать в паре, анализировать, находить путь в решении поставленной задачи или проблемной ситуации, уметь договариваться.

Предварительная работа:

Рассматривание семейных фотографий, беседа;

Совместная работа с родителями и детьми.

Материал:

кукла би – ба – бо - мишутка; карточки; цветок - пословиц; рисунки детей; фотографии семей, презентация «Родословное дерево».

Методические приёмы: артикуляционная гимнастика, пальчиковые

упражнения, загадка, игра, беседа, рассказ.

Ход занятия

1. Вводная часть.

Ведущий: Ребята давайте с вами вспомним игру «Дом».

Пальчиковое упражнение «Дом»

Па поляне дом стоит,

Ну, а к дому путь закрыт.

Мы ворога открываем,

В этот домик приглашаем!

2. Основная часть.

Кто же живёт в этом домике?

Отгадаете загадку - узнаете!

Картинка «семья»

Почему вы решили, что это слово «семья»? (Ответы детей).

У каждого из Вас есть своя семья.

Ведущий: Сегодня собрались, чтобы поговорить о семье. Как вы думаете, что такое семья? (семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково). Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер. Это наши родные, родственники, родня.

Вопрос - ответ

1) Если в семье все заботятся друг о друге.

То какая это семья? (ответы)

Заботливая семья -

2) - В семье все дружат друг с другом.

Какая семья? (ответы) - Дружная семья -

3)-В семье все играют на музыкальных инструментах, слушают музыку.

Какая семья? (ответы)

Музыкальная семья -

4) - В семье все занимаются спортом.

Какая семья? (ответы)

Спортивная семья,

5) - В семье много детей.

Какая семья? (ответы)

Многодетная семья -

Пальчиковое упражнение «Семья»

Первый пальчик - дедушка,

Второй пальчик - бабушка,

Третий пальчик - папочка,

Четвёртый пальчик - мамочка,

Пятый пальчик - Я.

Вот и вся моя семья!»

Беседа: В семье люди живут вместе, дружно в одной квартире или доме, под одной крышей. В каждой семье появляются свои ТРАДИЦИИ. – Какое слово вы услышали?

«Традиция»

Сегодня в гости к нам пришёл Мишутка. Он хочет рассказать вам о своей семье и её традициях.

Появляется персонаж Мишутка.

Мишутка. Здравствуйте, ребята. Я пришёл к вам из сказки про трёх медведей. У меня небольшая семья, но очень дружная. Моего папу зовут – Михайло Потапыч, маму – Настасья Петровна, а я – Мишутка.

Мы все вместе любим, гулять по лесу, папа знакомит меня с лесными правилами (быть осторожным, ловким, быстрым и т. д.) учить охотиться в лесу. Мама рассказывает о лечебных травах и съедобных ягодах, грибах и корешках. Вот такая у нас семья, а какая ваша семья?

Пример: Все собираются за вечерним чаем, рассказывают.

В моей семье есть такая традиция: каждый праздник мы печём пирожки или

большой пирог. Месим тесто, делаем разные начинки: из капусты, из яблок.

Ведущая. Давайте расскажем ребята о ваших семьях и их традициях мишутке.

Рассказы детей. (показ презентации «Родословное дерево»)



Мишутка. Благодарю детей - за ваши рассказы очень понравились!

3. Заключительная часть.

Сюрпризный момент:

Ведущая. Ребята смотрите пока мы с вами рассказывали о своих семьях у нас появился цветок. Непростой цветок – волшебный! На его лепестках есть хорошие высказывания – пословицы о семье давайте их послушаем!

Пословицы о семье.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Везде хорошо, но дома лучше.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Человек без братьев и сестер - одинокое дерево.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

Братская любовь лучше каменных стен.

Ведущая. Как вы думаете, нашу группу можно назвать семьёй? (Ответы)

Давайте для нашей семьи-группы придумаем свои традиции.

А я для вас придумала традицию.

(Поднос с предметами)

Что это? Краски.

Кто ими рисует? Художник.

Мы с вами будем художниками, и нарисуем большой красивый дом нашей семьи – группы.


Согласны!

Нравится вам такая традиция?

Подведение итога занятия:

Понравилось вам занятие? О чем мы с вами говорили? Что больше всего понравилось?

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Семейные традиции» Как сказал Л. Н. Толстой, счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Детей делают довольными и весёлыми даже незначительные моменты их жизни,.

НОД «Семейные традиции» для детей старшего возраста Тема: "Семейные традиции" Задачи: -воспитывать интерес к истории семейных традиций; -заинтересовать детей происхождением своего имени; -воспитание.

Участие в Окружном открытом конкурсе чтецов «Семейные традиции», в рамках XXIX Лапцуевских чтений. Конкурс проводится среди воспитанников.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Моя семья и семейные традиции» ГБДОУ комбинированного вида Детский сад № 39 Колпинского района г. Санкт-Петербурга Проект «Моя семья и семейные традиции» Семья-любви.

Тема: Семейные традиции. 4 класс

Цель: углублять представления учащихся о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких

Задачи:

Раскрывать значение понятия «семейные традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы к близким, проведения праздников и организации совместного отдыха

Развивать навыки ответственного поведения в семье

Показать необходимость уважительного отношения к родным и близким.

Оборудование урока : распечатки текстов; листы формата А3 для составления коллажа; рисунки, вырезки по теме урока, ножницы, клей, маленькие солнышки на каждого участника, музыкальное сопровождение урока: песня «Дорога добра».

Ход урока

Круг радости

Встаньте, возьмитесь в группе за руки и поприветствуйте друг друга словами:

Доброе утро людям и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

Сегодня мы продолжим говорить о самом важном, что есть в жизни каждого человека. Это его семья.

Дома вам было задано домашнее задание – составить не большое сочинение – рассказ о своей семье и ее традициях.

(опрос домашнего задания)

    Что для вас семья?

    Почему семья нужна человеку?

    Вы гордитесь своей семьей? Почему?

На доске написаны слова. Как вы понимаете эту запись?

«Я + Я = счастливая и дружная, надежная и верная семья»

Вывод: В семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером; могут быть общие интересы, увлечения.

В каждой семье существуют свои традиции. – Что это такое? Давайте разберемся вместе.

Традиции – это обычаи, перешедшие от старших поколений к младшим.

Всем хорошо известны такие народные традиции, как Сабантой.

Сабантой – традиционный праздник мусульман, с национальными играми и угощениями.

Масленица - праздник сохранившийся с древних времен. Это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны.

Многие народные традиции стали теперь семейными. А что же такое семейные традиции?

Семейные традиции – это принятые в семье правила, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми.

Работа с учебником

Читаем стр.48-49 рассказ «О чем рассказали ребята». Узнаем, какие бывают семейные традиции.

Какая традиция кажется вам наиболее важной для сплочения семьи?

Поразмышляем вместе

В каждой семье существуют разные традиции. Я вам дала не большие тексты, давайте, почитаем их и объясним о какой семейной традиции здесь говорится.

Текст 1 – гостеприимство

Текст 2 – отдых на природе

Текст 3 – генеральная уборка

Текст 4 – забота друг о друге

Разминка

Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время разминочки. Слушайте задания и выполняйте.

Те, у кого есть старший брат, хлопните в ладоши

У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой

Кто помогает дома близким, хлопните в ладоши

У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх

Хлопните те, кто очень любит свою семью

Ребята, мы сегодня очень много говорим о семейных традициях. А, теперь давайте поговорим о праздниках и традициях нашего государства.

Как вы думаете, зачем люди придумали праздники?

Почему нам нужно знать о праздниках, которые отмечаются с давних времен?

Вывод: Народные праздники и традиции – это часть истории культуры. Поэтому каждый образованный человек должен стремиться знать и праздники, и традиции своей земли, своей Родины.

Творческая работа

Составьте коллаж и угадайте «Что здесь за праздник?» и вам придется рассказать об этом празднике, что вы о нем знаете. (Наурыз; День Президента)

Ребята, мы сегодня говорили о Семье. Семья – это наш общий дом, а значит и традиции общие. Чем больше традиций. Тем интереснее жизнь в семье.

На солнышках, которые лежат, у вас на парте напишите свои пожелания своей семье.

Текст № 1

Приехал долгожданный гость,

Давно он не был в нашем доме.

Его встречать нам довелось

С радушьем, в вежливом поклоне.

И угощенье принесли

С гостеприимством достархана.

В казане бишпармак кипит

Из мяса жирного барана.

Пока варился наш обед,

Мы гостя дружно привечали,

Он был заботою согрет

И ароматной чашкой чая.

И вот на блюде бишпармак,

Баранья голова дымится…

Традиций знанье – не пустяк,

Мне это в жизни пригодится!

Текст № 2

Мы очень любим активный отдых, поэтому поездки на природу – это наша семейная традиция. Как же замечательно прохладным августовским утром надеть куртку, сапоги, куртку, взять в руки палку, ведро и нож и отправиться в лес за грибами! Никогда не знаешь, какие грибы и сколько их соберешь. А купание летом в реке, катание зимой с горки с родителями наперегонки. Что может быть лучше? Разве рыбалка?

Текст № 3

Кому-то может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам – тоже наша традиция! У каждого из нас свои обязанности, которые подходят нам по возрасту. Каждый занят работой – мама поет пол, брат вытирает пыль, а я мою посуду и выношу мусор. Мы всегда делаем работу дружно, с заботой и поддержкой.

Текст №4

Самой важной традицией в нашей семье считается забота друг о друге и помощь тому, кто в ней нуждается. Недаром говорят, что друг познается в беде. И это так прекрасно, когда рядом есть родные люди и друзья, способные помочь и выручить, оказать поддержку в любой ситуации. Совсем недавно моей бабушке нужно было сделать сложную операцию. И буквально за несколько дней родственники собрали нужную сумму денег и без колебаний отдали её нам. Бабушка уже поправилась, и я очень благодарен своей большой семье за помощь, поддержку и заботу друг о друге.

1. Конкурс «Кто это?»

1) Брат жены.

2) Брат мужа.

3) Сестра мужа.

4) Мать жены.

5) Отец жены.

6) Мать мужа.

7) Отец мужа.

8) Дочь брата или сестры.

9) Брат отца или матери.

10) Сестра отца или матери.

2. Работа с пословицами.

Объяснить значение пословиц:

На что клад, коли в семье лад.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Согласную семью и горе не берёт.

Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.

Дружная семья и землю превращает в золото.

В семье любовь да совет, так и нужды нет.

Какая из пословиц подходит для вашей семьи?

Светлана Новикова
Конспект занятия «Русские народные традиции»

Цель : Формировать интерес к истории и культуре наших предков у детей дошкольного возраста.

Задачи :

1. Образовательные : Продолжать знакомить детей с предметами быта, их названиями, предназначением. Использовать русские народные потешки , загадки, пословицы. Продолжать знакомить детей с элементами материальной культуры

2. Развивающие : Развивать связную речь детей, обогащать их словарь, высших психических функций (логическое мышление, речь, память, воображение, мелкая моторика, слуховое и зрительное внимание, Развивать творчество и познавательные способности детей с учетом их возрастных психологических особенностей.

3. Воспитывающие : Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, народным творчеством , искусством. Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине.

Интеграция с образовательными областями : познание, социализация, музыка, коммуникация, физическая культура, чтение художественной литературы

Предварительная работа :

1. Чтение произведений устного народного творчества ,

2. Рассмотрение иллюстрация к произведениям устного народного творчества (художники : Ю. Васнецов, В. Пименов,

3. Ознакомление с родным краем, его промыслами

4. Разучивание народных игр ,

5. Рассматривание предметов быта.

Материалы и оборудование :

1. Слушание музыки

2. Использование картотек : «Русские народные игрушки , «потешки» ,

«кухонная утварь» , «кокошники» , «народные игры » .

4. Использование дидактических игр : («Составь узор» , «Изба» )

Ход занятия:

Дети вместе с воспитателем входят в группу. Присаживаются.

-Воспитатель :

Хорошо на колокольне,

Позвонить в колокола,

Чтобы праздник был раздольней,

Чтоб душа запеть могла.

Будто ангельское пенье,

Этот дивный перезвон

Светлым гимном Воскресенья,

Зазвучал со всех сторон. (Звучит колокольный перезвон)

-Воспитатель : Ребята, а какой главный православный праздник отмечают все христиане?

Ответ детей (Пасха) .

-Воспитатель : правильно. Каждую весну христиане всего мира празднуют Пасху, Светлое Воскресение Христово. Давайте послушаем стихотворение, которое прочитает Катя.

-Катя : Как люблю я праздник Пасхи!

Приготовлюсь к четвергу,

Бабушка яички красит,

Я ей тоже помогу.

На скорлупке хрупкой, тонкой.

Для людей, для красоты.

Крашу кисточкой тихонько :

Крестик, солнышко, цветы.

-Воспитатель : А какие вы еще знаете русские праздники ?

Варианты ответов детей.

-Воспитатель : существует очень много календарных и обрядовых праздников, это- Масленица, Пасха Христианская, Рождество Христово, Аграфены Купальница да Иван Купала. А обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество разных произведений народного искусства : песни, приговоры, хороводы, игры, танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы . Так на масленицу делали чучело Зимы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю, так встречали весну. На Пасху пришел обычай приветствовать друг друга словами "Христос воскресе", дарить на Пасху крашеные яйца и украшать стол куличами и творожными пасхами. А Рождество - праздник, когда вся семья вместе собирается за общим столом.

-Воспитатель : пришла пора поиграть детвора.

Р. Н. игра «Волшебный платок!»

-Воспитатель : Умели русские люди работать , умели и отдыхать. Следуя принципу : «Делу – время, потехе – час» , крестьяне отдыхали в основном в праздничные дни.

Ребята, давайте вспомним о русских пословицах и поговорках. Их существует очень много.

Дети произносят вместе с воспитателем :

Жизнь прожить - не поле перейти

Не зная броду, не суйся в воду.

Жизнь дана на добрые дела.

Красна речь поговоркой.

На бога надейся, а сам не плошай.

Встречают по одежке, а провожают по уму.

В гостях хорошо, а дома лучше.

-Воспитатель : ребята, а какие р. н. игры вы знаете?

Ответы детей. («Карусели» , «Пирог» , «Бабушка)

Проводится хороводная игра «Бабушка» :

Бабушка-бабушка-бабушка

Испеки оладушки, оладушки

Горячие и пышные

С малиною и вишню,

С малиною и вишню.

Бабушка-бабушка-бабушка

Испеки оладушки, оладушки

Душистые и вкусные

С грибами, да капустою

С грибами, да капустою

Бабушка-бабушка-бабушка

Испеки оладушки, оладушки

С малиною, сметаною

Как бабушка румяные.

-Воспитатель : А сейчас ребята, отгадайте загадки.

Глянули в оконце,

Лежит белое суконце (Снег)

Трескучий ядрен

Намостил мостен;

По дворам пробежал,

Все окна расписал (Мороз)

Текло, текло и легло под стекло. (Лед)

Летает на воле, да не птица. (Метель, вьюга)

Проводится дидактическая игра «Составь узор» .

-Воспитатель : Ребята, Национальная культура – это национальная память народа , то, что выделяет данный народ в ряду других , позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

-Воспитатель : итак, ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии ?

Варианты ответов детей.

О каких праздниках мы говорили? (Ответы детей)

Какие обычаи узнали? (ответы детей)

Какие игры и пословицы вспоминали? (ответы детей)

-Воспитатель : ребята, как вы сегодня хорошо работали, слушали внимательно, отвечали на вопросы, дружно играли. Всем огромное спасибо, Молодцы!

Публикации по теме:

Представляю Вашему вниманию текст к презентации моей темы по самообразованию 1 слайд «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через.

Конспект интегрированного занятия-путешествия в подготовительной группе «Русские народные игры» Цель: познакомить детей с русскими народными играми. Задачи: расширить знания детей о русских народных играх; развивать внимание, ловкость,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Русские народные традиции и фольклор. Весна» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Русские народные традиции и фольклор. Весна» Интеграция образовательных.

Конспект развлечения для детей на день города «Русские народные игры с бабками Ёжками» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение № 21 «Детский сад «Золотой ключик» комбинированного вида» г Шарыпово Красноярского.

Конспект совместного досуга в младшей группе «Русские народные сказки» Цель: Закрепить и систематизировать полученные знания у детей, раскрыть таланты детей и родителей при совместной работе. Задачи: расширить.

  • Знать место семейных традиций в современном обществе, раскрыть значение духовного опыта поколений в воспитании детей.
  • Развивать кругозор.
  • Воспитывать важность семейных традиций в формировании учащихся отношения к семье как ценности.

Оборудование: компьютерная презентация, распечатки отрывков из произведений Э.Виггена "Дар вырастить внуков", А.Б. Зубова "История религии", А.Н. Толстого "Воспоминания". А. Максимова "О семейном обеде".

Словарь: семейные традиции, иерархичность, досуг, сотрапезничество, единство, согбенный,межпоколенная связь.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

Сегодня на уроке мы поговорим о том, какую роль имеют семейные традиции в современной семье, рассмотрим некоторые традиции и ответим на вопрос "Какова значимость семейных традиций?"

2. Постановка целей. Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя.

Важной семейной ценностью является передача духовного опыта от поколения к поколению. Веками разумное начало в семье определялось накопленными предками традициями, нравами, обычаями. Именно традиционный уклад обеспечивал единство и стабильность общества. В первую очередь это касалось иерархичности семьи, почитания старших, традиции совместных семейных праздников, обедов, хранения реликвий. Люди осознавали особую их важность для детей, способных тонко воспринимать и впитывать впечатления. Традиционно семью скрепляли и сплачивали глубокие семейные корни. К сожалению, многое сегодня оказалось забытым, что подрывает устои семьи, в результате - растет отчужденность между родственниками, разрушается главная традиция - жить семьей.

3. Работа по теме урока.

В сфере семейного досуга особое значение имеют традиции.

Семейные традиции - один из основных способов воспитания, т.к. сначала ребёнок познаёт себя в семье. Традиции нескольких поколений позволяют гордиться своей семьёй, осознать связь с предками. К сожалению, в наше время многие семьи и родственники утратили между собой связь, почитать семейные традиции стало очень сложно. Но имеет место потребность выработать свои собственные традиции, помогающие людям чаще собираться вместе, чтобы чувствовать себя настоящей семьёй.

Какие традиции существуют в вашей семье? (Учащиеся высказываются, учитель делает записи на доске). Как они влияют на внутрисемейные отношения? (Ответы учащихся).

Проведение каждого лета в путешествии;

Необычные встречи Нового года;

Празднование Дня Рождения;

Совместные поездки за город;

Субботние обеды;

Семейные чтения;

Приём гостей;

Совместное проведение отпуска;

Посещение театра, концертов

Совместное приготовление подарков;

Этот список можно продолжить. Главное, чтобы совместное времяпровождение было интересным и сплачивало всех членов семьи. Досуг - это зеркало зрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можно сказать очень многое.

Сегодня мы подробнее рассмотрим лишь некоторые:

СОВМЕСТНЫЕ ОБЕДЫ, УЖИНЫ, ЧАЕПИТИЯ, по мнению психологов, имеют огромное значение для гармоничных внутрисемейных отношений (в настоящее время такая традиция в современной семье отсутствует).

Учитель предлагает обменяться мнением после прочтения высказывания А.Б. Зубова:

"Мы сохраняем древнейший обычай сотрапезничества с гостем. Не предложить приглашенному в дом, даже по делу, хотя бы чашечку кофе или чая у нас в России невозможно. Совместное вкушение пищи соединяет людей, роднит их друг с другом. Отсюда, кстати, и дипломатические обеды, и приёмы с фуршетом:Совместный стол есть символическая демонстрация единства - вкушение одной пищи одновременно делает сотрапезников как бы единым целым".

Работа с текстом А. Максимова "О семейном обеде ".

Помнит ли кто-нибудь из вас, что такое семейный обед? Но не тот, когда, отварив пачку пельменей и вскипятив суп из концентратов, присядем мы на маленькой кухоньке, наскоро проглотим то, что бог послал, и вновь вернемся к своим делам. Нет! Хочется мне вспомнить о тех замечательных обедах по воскресеньям, когда вся наша многочисленная фамилия собиралась за овальным столом в доме семейного патриарха - нашей бабушки.

Ровно в три часа пополудни все садились за стол. Поправляли приборы, разложенные на крахмальной скатерти, щурились от солнечного луча, высверкнувшего на хрустальной грани бокалов, и внимательно обозревали стол. Каждый раз любовались мы бабушкиным искусством сервировки, старались до мельчайшей детали запомнить красоту натюрморта.

Главным украшением стола были знаменитые пироги, которые именовались бабушкиными. На узких деревянных листах возлежали пироги с рыбой, с мясом, с капустой. А на маленьком чайном столике их дополняли яблочные пироги с курагой.

Наши ноздри впитывали чудесные запахи, рот наполнялся слюной, и все постепенно начинали роптать: "Пора бы и начать!" И вот входила бабушка, раскрасневшаяся и радостная, садилась во главе стола. "Ну что, дети мои?! - обращалась она ко всем.

Вроде бы все собрались, и я тому рада!" Это было что-то вроде команды. Сдвигались тарелки, стучали вилки, содержимое мисок, блюд, блюдец и селедочниц перекочевывало к нам в тарелки. Без сожаления нарушалась та красивая композиция, которой мы только что наслаждались.

За бабушкиным столом не раз решали мы важные дела, устраивали судьбу кого-то из родственников, обсуждали планы на будущее, давали советы. Порой за разговором не замечали мы, что сумерки опустились за окном. Бабушка включала свет, и над нами расцветал старый абажур с шелковыми кистями. Мягкий свет сглаживал острые углы, освещая наши лица и стол, подготовленный к чаю. И в эти минуты, глядя на своих двоюродных братьев, теток и дядьев, понимал, что нет для меня ближе людей.

Позднее задумывался я: зачем бабушка устраивает раз в месяц для нас эти встречи? Сил и времени они забирают у нее очень много. И однажды она сама объяснила мне. "Милый мой, - говорила бабушка, расставляя тарелки на столе накануне семейной встречи. - Вся наша родня связана одной фамилией. И я хочу, чтобы мы помнили о том. Собираю я вас и на обеды для того, чтобы привыкли вы к этому, чтобы появилась в вашей жизни необходимость хотя бы раз месяц побыть вместе, посмотреть да другу в глаза".

Действительно, стали наши семейные встречи, над которыми сначала подсмеивались, как над бабушкиной причудой, необходимостью. И сегодня встречаемся мы под старым абажуром. Кого-то уже нет, но дети заняли места, где когда-то сидели их родите ли. Новые родственники с интересом слушают наши воспоминания, наивно сожалея, что тогда их не было с нами.

Все так же бабушка, постаревшая и седая, сидит во главе стола, смотрит на нас и ровно в три пополудни встает и обращается к нам: "Ну что, дети мои?! Вроде бы все собрались, и я тому рада..."

ИТАК, совместный стол - символическая демонстрация единства.

Учитель предлагает домашнее задание- эксперимент: ввести в традицию совместных ежедневных семейных ужинов или вечернего чаепития, в процессе которых будет происходить обмен впечатлениями, событиями, новостями текущего дня.

Учащиеся заполняют таблицу:

Прекрасная традиция СЕМЕЙНЫХ ЧТЕНИЙ в наше время забыта и заменена газетами, радио и телевидением. Некогда вся семья собиралась вместе, и кто-то читал, а кто-то слушал, это создавало атмосферу духовного единения, будило фантазию, воображение. Это был живой мир, где шло рождение образов и начиналось творчество.

А.Н. Толстой вспоминает: "Когда ветер заводил песни в печных трубах, в столовой зажигалась висячая лампа над круглым столом, и отчим обыкновенно читал вслух Некрасова, Льва Толстого, Тургенева... Моя мать, слушая, вязала чулки. Я рисовал или раскрашивал.: Никакие случайности не могли потревожить этих вечеров".

Эта старая семейная традиция особенно полезна для детей, да и взрослым она добавит немало приятных минут для совместного общения!

ОБЩЕНИЕ С БАБУШКАМИ И ДЕДУШКАМИ

Какую роль играет старшее поколение в воспитании молодежи?

  1. Учитель предлагает высказать мнение.
  2. Анализ эпизода из книги Э. Виггена " Дар вырастить внуков".

" Молодых людей приходящих в гости к своим бабушкам и дедушкам, влечет, за редким исключением, одна и та же потребность: они хотят, иногда очень страстно, пообщаться со старейшинами своей семьи . Та самая бабушка, которая обыгрывала меня в шашки в мои девять лет, в девятнадцать оказалась для меня мудрым другом и доверенным лицом. Она писала мне письма, длинные, освещавшие все семейные новости. Когда я приезжал домой из колледжа, мы с ней подолгу беседовали. И знаете что? Бабушка внимательно меня слушала! Я вскоре обнаружил, что её приводят в восторг мои соображения. И у неё гораздо больше времени на то, чтобы слушать меня , чем у моих родителей. Для ваших внуков и внучек, от начала переходного возраста и до свадьбы, самое, возможно, лучшее "развлечение", которое вы можете им предложить,- просто выслушать их, когда они хотят что-то сказать .

Один мудрец сказал, что старик неторопливый и согбенный, снова способен замечать то же, что и маленькие дети, и рука его как раз вровень с рукой ребёнка , который совершает свои первые шаги. Жука на асфальте, улитку под капустным листом, дрозда, тянущего червяка из чёрной и влажной от дождя земли,- всех их увидит маленький ребёнок со своим дедушкой.

Наши внуки живут в неправильных семьях, где их неправильно воспитывают неправильные родители,- наши далёкие от совершенства сыновья и дочери вместе с нашими зятьями и невестками. Хотя все мы совершали ошибки, когда воспитывали своих детей, для нас найдётся утешительная весть: мы из-за собственной незрелости, воспитывая своих детей,- теперешних родителей - могли не оправдать всех надежд. Но Господь, дав дожить до внуков, поручает нам новое служение, чтобы исправить все ошибки нашего родительского несовершенства".

Анализируя приведенный эпизод, учащиеся делают заключения:

После обсуждения учитель помогает сделать ВЫВОДЫ:

  • семейные традиции способствуют сближению членов семьи;
  • совместное времяпровождение - средство семейного воспитания, где дети приобретают культуру отношений в семье, учатся общению;
  • традиции нескольких поколений устанавливают межпоколенную связь, помогают ребёнку осознать принадлежность к роду и гордиться своей семьёй.

4. Самостоятельная работа.

Учащиеся продолжают заполнение таблицы:

Семейная традиция Цель Имеется в моей семье Необходима моей семье
1 Совместный стол Символическая демонстрация единства да да
2 Семейные чтения Создание атмосферы духовного единения, начало творчества. нет да
3 Общение с бабушками и дедушками. - Молодые соприкасаются с историей своей семьи;

Бабушки и дедушки - лучшие собеседники, способные выслушать, понять, посочувствовать, т. к. они не ограничены во времени, неторопливы;

Опыт и мудрость старшего поколения позволяет по-иному посмотреть на проблему, избежать серьёзных ошибок.

да да
4 Необычные встречи Нового года.
5
6

5. Подведение итогов.

  • Проверка таблиц в парах.
  • Оценивание работы.
  • Вывод.

Домашнее задание

1) Подготовить рассказ о традициях в своей семье.

2) Ввести в традицию совместные ежедневные семейные ужины или вечернее чаепитие.

Семейная атмосфера складывается из многих элементов, в основе ее - уклад, традиции. Ответственность за семью несет каждый её член. Важно учитывать опыт, накопленный предыдущими поколениями- это фундамент для счастливой семейной атмосферы. Будьте счастливы!