Каждый знает буква я в азбуке последняя. Буквы Я, я. Звуки буквы я

17.04.2019

В сем известно:

В азбуке
Последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?

— Неизвестно?
— Неизвестно.
— Интересно?
— Интересно!

Ну, так слушайте рассказ.
Жили в азбуке у нас
Буквы.

Жили, не тужили,
Потому что все дружили,
Где никто не ссорится,
Там и дело спорится.

Только раз
Все дело
Стало
Из-за страшного скандала:

В строку не встала,
Взбунтовалась

— Я, —
Сказала буква Я, —
Главная-заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду
Впереди
Стояла
Я!
Не хочу стоять в ряду.
Быть желаю
На виду!

Говорят ей:
— Встань на место! —
Отвечает: — Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я — местоимение.
Вы
В сравнении со мною —
Недоразумение!
Недоразумение —
Не более не менее!

Тут вся азбука пришла
В страшное волнение.
— Фу-ты ну-ты! —
Фыркнул Ф,
От обиды покраснев.
— Срам! —
Сердито С сказало.
В кричит:
— Воображала!
Это всякий так бы мог!
Может, я и сам — предлог! —
Проворчало П:
— Попробуй,
Потолкуй с такой особой!

— Нужен к ней подход особый, —
Вдруг промямлил Мягкий Знак.
А сердитый Твердый Знак
Молча показал кулак.

— Ти-и-ше, буквы! Стыдно, знаки! —
Закричали Гласные. —
Не хватало только драки!
А еще Согласные!

Надо раньше разобраться,
А потом уже и драться!
Мы же грамотный народ!

Сама поймет:
Разве мыслимое дело
Всюду
Я
Совать вперед?
Ведь никто в таком письме
Не поймет ни бе ни ме!

Я

Затопало ногами:
— Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума! —
Буквы тут переглянулись,
Все — буквально! — улыбнулись,
И ответил дружный хор:
— Хорошо,
Идем на спор:
Если сможешь
В одиночку
Написать
Хотя бы строчку, —
Правда,
Стало быть,
Твоя!

— Чтобы я
Да не сумела,
Я ж не кто-нибудь,
А Я!
…Буква Я взялась за дело:
Целый час она
Пыхтела,
И кряхтела,
И потела, —
Написать она сумела
Только
«…яяяяя!»

Как зальется буква X:
— Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха! —
О
От смеха покатилось!
А
За голову схватилось.
Б
Схватилось за живот…


Сперва крепилась,
А потом как заревет:
— Я, ребята, виновата!
Признаю
Вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади
Буквы Ю!

— Что ж, — решил весь алфавит, —
Если хочет — пусть стоит!
Дело ведь совсем не в месте.
Дело в том, что все мы — вместе!
В том, чтоб все —
От А до Я —
Жили, как одна семья!

Всегда была
Всем и каждому мила.
Но советуем, друзья,
Помнить место
Буквы Я!

Отправимся по сказочной дорожке в страну познания. Перед нами стоят три указателя: налево пойдём - к гласным звукам попадём, направо пойдём - к гласным буквам попадём, прямо пойдём - тайны откроем.

Вы уже знаете, что в русском языке всего шесть гласных звуков: а , о , у , ы , и , э . Гласные звуки могут быть ударными и безударными . Они помогают сосчитать количество слогов в словах, потому что именно гласные образуют слоги. Сколько в слове гласных, столько и слогов. Вот как много вы уже знаете о гласных звуках, поэтому не пойдём к звукам, а пойдём в гости к буквам и выясним всё про гласные буквы.

Представьте себе два домика, в котором живут уже знакомые вам гласные буквы. В первом домике живут гласные буквы, которые пишутся после твёрдых согласных: а , у , о , ы , э . А во втором домике живёт буква и . Она живёт в отдельном домике, потому что её пишут после мягких согласных звуков, чтобы показать их мягкость. Но в этом домике есть ещё четыре окошка, а это значит, что каких-то букв не хватает. Отправимся по сказочной дороге прямо и откроем секреты этих букв. Вот они - четыре подружки: е , ё , ю , я . Их называют йотированными гласными . Сегодня на уроке вы познакомитесь с одной из них. Тема этого урока: «Буква Я и звуки, которые она обозначает» .

На уроке вы узнаете, почему буквы Е , Ё , Ю , Я называют йотированными. Начнём с буквы Бабы-Яги - с буквы Я .

Произнесите букву Я и дайте характеристику звуку, который вы услышали. Удивились? Слышится звук [а] , но вы уже знакомились с этим звуком. Всё дело в том, что перед звуком [а] , при произношении буквы Я , произносится очень короткий звук [й] . Поставьте ладошки на шею и произнесите еще раз - Я , чтобы это услышать.

Итак, Я состоит из двух звуков - согласного короткого звука [й] и гласного звука [а] , который можно пропеть и протянуть. Вот отсюда и название йотированные звуки . Прочитайте эти звуки в транскрипции:

[й′] [а]

Йот - согласный звук, изображаемый буквой Й . Вот откуда название «йотированный».

Йотированные буквы состоят из двух звуков, а не из одного:

Я - [й′а]

Буква Я обозначает на письме два звука. Это первая тайна. Прочитайте стихотворение и запомните слова, которые начинаются с буквы и звука этого урока:

Я однажды видел сам:

Я к летал по небесам,

Я стреб плавал в океане,

Я гуар бежал от лани,

Я сень по полю ходил,

Я зь в лесу грибы удил…

Я не вру, поверьте мне.

Я видал это во сне.

Виктор Лунин

Назовите слова, начинающиеся на букву Я , которые встретились вам в этом стихотворении.

Я к (рис. 2)

Я стреб (рис. 3)

Я гуар (рис. 4)

Я зь (рис. 5)

Я сень (рис. 6)

А также коротенькое слово Я .

Приведите примеры своих слов.

Рассмотрите печатные буквы Яя . Они различаются только размером (рис. 7).

Рис. 7. Печатные буквы Яя ()

Каждый должен ясно знать,

Как нам букву Я писать.

Букву Р мы повернули

И подпоркой подоткнули.

Получилась буква Я ,

Букв пополнилась семья (рис. 8).

Рис. 8. Буквы Р и Я ()

Буква Я , буква Я

С виду очень важная -

Толстый выпучит живот,

Ногу выставит вперёд.

Но узнал недавно я,

Что она последняя.

Куча яблок на прилавке…

И заметил я, друзья:

Если б яблоку две лапки,

Сразу б вышла буква Я (рис. 9).

Рис. 9. Буква Я ()

Произносите не вдруг вы

Это слово - эту букву!

О себе рассказ начёте,

Вот её и назовёте.

Я сказала про себя:

- Хоккеист известный я.

Шайба прямо в цель летит.

Гол! Закончен алфавит!

Чтобы лучше запомнить букву Я , вылепите её из пластилина или выложите из любых материалов. Нарисуйте интересную картинку из этой буквы.

Буква Я может о многом рассказать:

Всем на свете буква Я

Доложить готова:

- А вы знаете, то я?

Вы не знаете, кто я.

Я не только буква, Я -

Буква, слог и слово!

Проверим это и почитаем:

Прочитайте те слова, в которых Я - слог: я -ма, мо-я , Ма-я , Ра-я , Я -на.

Прочитайте те слова, где Я - слово: я .

Буква же Я потребовалась во всех словах, где она написана, потому что букву мы пишем и читаем.

Посчитайте, сколько раз слово я встретится в шуточном стихотворении, которое называется «Я да я» .

- Кто спешит к столу присесть?

- Кто спешит варенье съесть?

- А посуду мыть кто будет?

- Ты спроси об этом Люду.

Почему всё я да я!

Слово я встречается здесь четыре раза и два раза в названии стихотворения.

Прочитайте слова, которые записаны не буквами, а звуками в транскрипции:

[мал] - [м"ил] - [м"ал]

В слове мал звук [м] - твёрдый, а в словах мил и мял - мягкий. Запишем эти слова буквами:

мал - мил - мял

Мы знаем, что звук [и] показывает нам, что букву м читать надо мягко. А как же записать слово мял так, чтобы его не прочитали как слово мал ? Откроем второй секрет буквы Я . Когда она стоит после согласных буков, то обозначает не два звука [й′а] , а только один звук - [а] , но сама буква Я подсказывает, что предыдущую букву согласного звука надо читать мягко. В этом её работа похожа на работу буквы И . Теперь, зная вторую работу буквы Я (обозначать мягкость предыдущих согласных), прочитайте слова:

Лиля

Ля ля

ня ня

Слово няня написано не с заглавной буквы, как все остальные слова, потому что это не имя. Найдите в словах все буквы мягких согласных звуков. Проверьте:

Л ил я

Л ял я

н ян я

Итак, теперь вы знаете, какие функции выполняет буква Я .

  1. Обозначение двух звуков - [й′а] . Эту работу буква выполняет, когда стоит в начале слова, после гласных букв и ещё в одном случае, о котором вы узнаете в дальнейшем.
  2. Обозначение мягкости предыдущих согласных.

Рассмотрите письменные буквы Яя (рис. 10). Сравните их с печатными буквами.

Рис. 10. Письменные буквы Яя ()

Будем учиться писать заглавную букву Я . В ней два элемента. Начинаем писать букву чуть выше линии рабочей строки (рис. 11).

Рис. 11. Написание буквы Я ()

Слева направо прописываем закругление, коснувшись нижней линии строки. Ведём плавную линию вверх, отклоняясь вправо. Не дойдя до дополнительной линейки, закругляем влево, опускаем полуовальную линию вниз, закругляем вправо, коснувшись верхней линии рабочей строки. Закрываем овал и продолжаем плавную линию к дополнительной линейке. Вниз пишем прямую, не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, коснувшись её.

Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.

Вот возможные ошибки при написании заглавной буквы Я : очень большой или очень маленький овал; второй элемент буквы сильно отклонился вправо.

Если присмотреться, то можно увидеть, что внутри буквы Я спряталась буква Л и буква О .

Попробуйте написать букву в тетради самостоятельно. Помните о правильном наклонном положении тетради. Держите правильно ручку тремя пальчиками. Во время письма не наклоняйтесь очень низко над тетрадью.

Напишем маленькую букву я . Она отличается от заглавной буквы только размером (рис. 12).

Рис. 12. Написание буквы я ()

Порядок написания элементов и их направление при письме у маленькой буквы я такое же, как и у заглавной. Поэтому попробуйте написать её сами. Сначала в воздухе, затем обратной стороной ручки на ладошке, и в тетради. Старайтесь писать аккуратно и красиво.

Соединение заглавной и маленькой букв Я и я с другими буквами очень похоже на соединение букв Лл . Вспомните эти соединения и попробуйте написать их сами.

Сегодня на уроке вы познакомились с буквой Я , которая начинает имена Я на, Я рослав, Я ша. Эта буква может обозначать два звука [й′а] , за что и получила название йотированной гласной , и один звук [а] , но в таком случае эта буква будет показывать мягкость согласного, который стоит перед ней. Я - самая последняя буква нашего алфавита (33). Борис Заходер про эту букву сочинил интересную сказку, которая называется (рис. 13).

Рис. 13. Б. Заходер «Буква Я» ()

Буква Я всегда была

Всем и каждому мила,

Помнить место буквы Я .

Как вы думаете, иметь своё мнение (говорят «иметь своё Я» ) и якать - это одно и то же? Подумайте.

Учитесь так, чтоб знать всё от А до Я. Это выражение означает знать всё очень хорошо, от начала до конца.

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас, 2012
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник, 2013
  1. Lusana.ru ().
  2. Detskiychas.ru ().
  3. Textologia.ru ().

Домашнее задание

  • Потренируйтесь в написании буквы Я . Напишите самостоятельно печатные и прописные буквы Яя (большие и маленькие).
  • Сочините рассказ. Начните его так:

Я хожу…

Я люблю…

Я занимаюсь…

Я хотел (-а) бы…

  • Сосчитайте, сколько букв Я вы видите на рисунке.

Заходер Б. В.

Всем известно:
Буква «Я»
В азбуке
Последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?
— Неизвестно?
— Неизвестно.
— Интересно?
— Интересно! —
Ну, так слушайте рассказ.
Жили в азбуке у нас
Буквы.
Жили, не тужили,
Потому что все дружили,
Где никто не ссорится,
Там и дело спорится.
Только раз
Все дело
Стало
Из-за страшного скандала:
Буква «Я»
В строку не встала,
Взбунтовалась
Буква «Я»!
— Я, —
Сказала буква «Я», —
Главная-заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду
Впереди
Стояла
Я!
Не хочу стоять в ряду.
Быть желаю
На виду! —
Говорят ей:
— Встань на место! —
Отвечает: — Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я — местоимение.
Вы
В сравнении со мною —
Недоразумение!
Недоразумение —
Не более не менее!

Тут вся азбука пришла
В страшное волнение.
— Фу-ты ну-ты! —
Фыркнул Ф,
От обиды покраснев.
— Срам! —
Сердито С сказало.
В кричит:
— Воображала!
Это всякий так бы мог!
Может, я и сам — предлог! —
Проворчало П:
— Попробуй,
Потолкуй с такой особой!
— Нужен к ней подход особый, —
Вдруг промямлил Мягкий Знак.
А сердитый Твердый Знак
Молча показал кулак.
— Ти-и-ше, буквы! Стыдно, знаки! —
Закричали Гласные. —
Не хватало только драки!
А еще Согласные!
Надо раньше разобраться,
А потом уже и драться!
Мы же грамотный народ!
Буква «Я»
Сама поймет:
Разве мыслимое дело
Всюду
Я
Совать вперед?
Ведь никто в таком письме
Не поймет ни бе ни ме! —
Я
Затопало ногами:
— Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума! —
Буквы тут переглянулись,
Все — буквально! — улыбнулись,
И ответил дружный хор:
— Хорошо,
Идем на спор:
Если сможешь
В одиночку
Написать
Хотя бы строчку, —
Правда,
Стало быть,
Твоя!

— Чтобы я
Да не сумела,
Я ж не кто-нибудь,
А Я!
…Буква «Я» взялась за дело:
Целый час она
Пыхтела,
И кряхтела,
И потела, —
Написать она сумела
Только
«…яяяяя!»
Как зальется буква «X»:
— Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха! —
О
От смеха покатилось!
А
За голову схватилось.
Б
Схватилось за живот…
Буква «Я»
Сперва крепилась,
А потом как заревет:
— Я, ребята, виновата!
Признаю
Вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади
Буквы «Ю»!

— Что ж, — решил весь алфавит, —
Если хочет — пусть стоит!
Дело ведь совсем не в месте.
Дело в том, что все мы — вместе!
В том, чтоб все —
От А до Я —
Жили, как одна семья!
x x x
Буква «Я»
Всегда была
Всем и каждому мила.
Но советуем, друзья,
Помнить место
Буквы «Я»!

Предыдущее | | Следующее

Буква «Я» Заходер Борис Владимирович сборник «Мартышкин дом»