Значок гто нормативы. ГТО: тогда и сейчас, зачем и почему

19.12.2018

С января 2016 года все школьники смогут сдавать государственные нормативы ГТО – такой закон сегодня подписал президент Владимир Путин. Что даст детям сдача спортивных нормативов?

ГТО возвращается: физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», существовавшего в нашей стране с 1931 по 1991 год, снова вводится в обиход, сообщает Газета.ru. Сегодня Владимир Путин подписал соответствующий закон. Первыми войти в систему ГТО смогут школьники. По данным Министерства спорта РФ, с января 2016 года комплекс будет внедрен во всех школах страны по всем возрастам, а с 1 января 2018 года – среди всего населения от 6 до 70 лет.
Сдать нормы ГТО сможет любой школьник, начиная с 6 лет, добровольно и бесплатно. Единственное условие – наличие справки о прохождении медосмотра. Проводить тестирования по нормам ГТО будут в школах и других государственных образовательных учреждениях, а также в спортивных клубах и специальных центрах тестирования.
Сам комплекс состоит из 11-ти ступеней для различных возрастных групп. Нормативы разделят на три уровня сложности, соответствующие золотому, серебряному и бронзовому знакам отличия. Какими именно они будут для детей, пока неизвестно. Советский комплекс ГТО подразумевал весьма серьезную спортивную подготовку: чтобы стать обладателем заветного значка, нужно было пробежать на скорость стометровку, отжаться определенное количество раз, прыгнуть с вышки в воду и даже метнуть гранату. Для получения золотой награды необходимо было продемонстрировать мастерство на уровне профессионального спортсмена.
Зачем государству комплекс ГТО?
Впервые о возрождении норм ГТО президент Российской Федерации заговорил в марте 2013 года. По словам президента, инициатива по возрождению ГТО направлена на развитие массового спорта и его доступность для людей разного возраста и состояния здоровья. Член комитета Госдумы по физкультуре, спорту и делам молодежи, президент Международной федерации самбо Василий Шестаков, поясняет: «Здесь ключевое – различные категории, чтобы было понятно, что к спорту и здоровому образу жизни нужно привлекать не только молодежь, но и людей зрелого и пожилого возраста, естественно, с учетом всех медицинских ограничений».
«Принятие федерального закона о внедрении ГТО послужит пропаганде и популяризации здорового образа жизни, оздоровлению и повышению уровня физической подготовленности граждан, развитию массового спорта в стране», – отмечается в заключении профильного комитета Совета Федерации. На все это государство готово потратиться: на выполнение закона о ГТО в федеральном бюджете заложено в общей сложности 1,2 млрд рублей, в том числе средства, оставшиеся после Олимпиады в Сочи.
Зачем детям сдавать нормы ГТО?
Сенатор Вячеслав Фетисов заявил, что введение комплекса ГТО должно в первую очередь улучшить физическую форму подрастающего поколения. «Мы проводили тестирование разных групп населения по нашей стране; дети в возрасте 10−15 лет не выполняют даже норматив на ступень ниже советского времени», – посетовал бывший хоккеист, добавив, что принятие закона о ГТО происходит «с опозданием, но оно нужно обществу и нужно стране».
Вот только получат ли усилия детей (а сдача норм ГТО действительно подразумевает серьезную спортивную подготовку) какое-то иное вознаграждение, помимо значка и фотографии на доске почета? Два года назад президент предлагал включать нормы ГТО в аттестат и учитывать при поступлении в вузы. Вслед за этим ректор МГУ Виктор Садовничий пообещал, что абитуриентам, обладающим значком ГТО, начислят пять баллов при поступлении в университет.
Редакция проекта «Дети Mail.Ru» обратилась за комментарием по этому вопросу в Комитет по физической культуре, спорту и делам молодежи Госдумы.
«Что касается преимуществ для школьников, то после получения значка они могут начать готовиться уже и ко взрослой спортивной жизни. Это вопрос вообще много обсуждался: и про студентов, и про школьников, и про обычных работников. Есть законодательство, которое, наверное, требует совершенства для тех, кто поступает в вузы. На сегодняшний день льготы за сдачу ГТО для них законом не прописаны. Но хочется отметить, что любой руководитель вуза или школы заинтересован, чтобы его подопечные вели здоровый образ жизни, чтобы у них не было вредных привычек, лишнего веса – это сказывается и на успеваемости, и на работоспособности. Поэтому я уверен, что в индивидуальном порядке школьники и поступающие будут пользоваться привилегиями после сдачи норм ГТО.»
Дмитрий Свищев, председатель комитета по физической культуре, спорту и делам молодежи Госдумы

Специалисты сходятся во мнении, что программа ГТО еще требует серьезной практической доработки, да и будет ли она пользоваться успехом, пока не известно. В конце концов, интерес ребенка к спорту и здоровому образу жизни совершенно не зависит от наличия или отсутствия значка, а сможет ли он стать для детей реальным стимулом – покажет время.

По мере развития ребенка школьного возраста происходит, как и все в природе, два противоречивых и взаимосвязанных процесса: создание (ассимиляция) и разрушение (диссимиляция). В период школьного возраста организм ребенка продолжает развиваться, поэтому в этом периоде соотношение между ассимиляцией и диссимиляцией складывается в пользу ассимиляции, в юношеском возрасте это соотношение начинает выравниваться, после окончания развития организма процесс диссимиляции постоянно нарастает.

Процесс ассимиляции сопровождается синтезированием большого количества белков, что влечет значительные затраты энергии.

Двигательная активность активизирует скелетные мышцы, обмен веществ и работоспособность организма ребенка. Гипокинезия (недостаточная двигательная активность) приводит к недостатку энергии, необходимой для процесса ассимиляции организма. Поэтому физические упражнения, повышающие двигательную активность, крайне необходимы на всех этапах школьного возраста. Все виды двигательной активности и почти все тесты нормативов ГТО предусматривают повышение двигательной активности.

Для школьников старших классов усвоение новых физических упражнений имеет практическое значение для подготовки грядущего перехода к военной службе, спортивной или трудовой деятельности, т.к. тренировка в усвоении определенных движений при выполнении физических упражнений приучает школьника автоматически управлять мышцами для выполнения движений, необходимых в процессе производства или какого-либо вида спорта. Поэтому в нормативах IV и V ступеней ГТО рекомендуется наибольшее количество тестов (11 штук).

Двигательная активность повышает способность усвоения поступающей информации, поэтому физические упражнения помогают процессу обучения школьника и становлению нравственной личности.

Календарный школьный возраст делят на следующие возрастные периоды:

  • до 7 лет - первое детство, в этом возрасте ребенок может выполнять нормативы бронзового знака ГТО I ступени;
  • от 7 до 11 лет (для девочек) и до 12 лет (для мальчиков) - второе детство (младший школьный возраст), выполнение нормативов серебряного и золотого знака ГТО I ступени, нормативов II ступени и бронзового знака III ступени ГТО;
  • от 11 лет (для девочек), 12 лет (для мальчиков) до15 лет - подростковый (средний школьный) возраст, выполнение нормативов серебряного и золотого знака III ступени и IV ступени ГТО;
  • от 16 до 18 лет - старший школьный возраст, выполнение нормативов V ступени ГТО.

Для учета индивидуальности развития каждого школьника более точно возрастные группы разделяют по биологическому возрасту школьника, учитывающему его темпы ассимиляции. Биологический возраст определяется оценкой факторов акселерации (ускорения физического, полового развития) или ретардации (замедления развития). Факторы индивидуальной акселерации или ретардации учитываются введением в нормативы ГТО трех знаков - бронзового, серебряного и золотого. Это позволяет школьникам одного календарного возраста с учетом своего биологического возраста получить соответствующий знак, выполняя более или менее интенсивные тесты. Кроме того, нормативы ГТО предоставляют возможность выбора тестов или их варианта из числа рекомендуемых.

Развитие цивилизации влияет на изменение среднего биологического возраста всех школьников определенного региона. Например, в Москве в настоящее время по сравнению с 1925 годом рост школьников среднего и старшего школьного возраста увеличился на 11,5 см, масса тела на 11 кг. В Санкт-Петербурге первая менструация у школьниц среднего подросткового возраста в 1930 году отмечалась в возрасте на 2 месяца более 14 лет, в настоящее время - на месяц раннее 13 лет. Таким образом, в этих регионах за рассматриваемый период биологический возраст школьников старшего и среднего школьного возраста опередил календарный возраст вследствие проявления факторов акселерации. Учет изменений биологического возраста в долгосрочной перспективе производится с помощью периодических изменений нормативов ГТО. Например, в 2014 г. в РФ разработаны нормативы ГТО, которые учли изменения биологического возраста и внешних условий по сравнению с 1972 годом, когда последний раз были откорректированы нормативы ГТО в СССР.

Процесс ассимиляции организма школьника в каждом возрастном периоде имеет свои особенности, зависящие от степени взаимодействия с окружающей средой. Эффективность этого взаимодействия зависит от развития высшей нервной системы.

В период второго детства высшая нервная система совершенствуется по сравнению с периодом первого детства, нервные процессы усиливаются, приобретают большую подвижность и способность внутреннего торможения, в результате чего неуравновешенность взаимодействия с окружающей средой в период первого детства начинает угасать в период второго детства, появляется условный тормоз. Во втором возрастном этапе этого периода условные рефлексы становятся устойчивыми, но на раздражители школьник реагирует остро, т.к. степень внутреннего торможения еще недостаточна. Если школьник испытывает чрезмерное внешнее воздействие, внутреннее торможение может стать запредельным. Эти особенности необходимо учитывать тренерам и преподавателям физкультуры в период подготовки школьников к сдаче нормативов ГТО.

В период второго детства развиваются функции речи, мышления, появляется способность мысленно оценивать свои поступки и словами выражать свои движения. Физические упражнения способствуют взаимодействию речи и мышления с двигательными функциями. Это достигается различными видами двигательной активности, рекомендуемыми к двигательному режиму.

В подростковом возрасте сначала у девочек, затем у мальчиков в 3 фазы (препубертатная, пубертатная и постпубертатная) происходят процессы полового созревания. Постпубертатная фаза оканчивается в старшем школьном возрасте. Половое созревание усиливает процессы возбуждения, неадекватного раздражения, ослабляет внутреннее торможение, психическую устойчивость и контроль эмоциональности поведения. Эти изменения сказываются на двигательных действиях - сокращении без нужды в этом мышц, увеличении количества неконтролируемых движений. В этом возрасте тренер или преподаватель физкультуры должен быть особенно внимательным к школьникам, по возможности должен воздерживаться от замечаний, в особенности, в резкой форме.

В начале старшего школьного возраста оканчивается 3 фаза полового созревания, после чего высшая нервная система совершенствуется, усиливаются функции внутреннего торможения, адекватной реакции на словесные раздражители, анализа внешних воздействий, уравновешенности поведения.

У школьников расход энергии суммируется на двигательную активность и на процессы роста. Поэтому в период первого детства, отличающимся более интенсивным процессом роста, школьнику необходимо употреблять большее количество качественных белков, в последующие периоды потребность в белке на 1 кг массы тела уменьшается. Для выполнения нормативов ГТО школьник каждого возраста должен употреблять нормативное количество белков, жиров и углеводов, т.к. недостаток белков, избыток жиров при недостаточной двигательной активности замедляют физическое развитие, а недостаток углеводов снижает уровень сахара в крови и сокращает количество необходимой энергии. Физические упражнения для школьников должны быть эмоциональными, разнообразными, игровыми, а не монотонными, ухудшающими обмен веществ. К сожалению, рекомендованные виды испытаний во всех ступенях ГТО из отвечающих этой необходимости тестов включают только туристические походы, приравнивая виды испытаний для школьников к аналогичным тестам для взрослых.

Нормативы ГТО учитывают, что с повышением возраста школьника затраты энергии на одинаковую мышечную нагрузку при выполнении одинаковых упражнений снижаются, экономичность мышечной деятельности повышается. Чем больше период выполнения физических упражнений, тем меньше становится их эффективность, поэтому интенсивность упражнений необходимо с повышением возраста школьника увеличивать. Например, норматив прыжка в длину с места золотого знака для мальчиков с I до V ступени ГТО соответственно составляют 140, 160, 175, 200 и 230 см.

С увеличением возраста школьника увеличивается масса его сердца, а частота сокращений сердца (ЧСС) при выполнении одинаковой работы уменьшается. Поэтому школьники старших возрастов могут выполнить физические упражнения большей интенсивности, продолжительности и большее число раз. Поэтому в нормативах ГТО предусмотрено с I до IV ступени ГТО возрастание интенсивности каждого теста и продолжительности минимального двигательного режима соответственно 10, 12, 13 и 14 часов в неделю.

Несколько сложнее учитывать особенности изменения артериального давления у школьников. С увеличением возраста увеличивается диаметр кровеносных сосудов и образуются новые сосуды, что улучшает кровоснабжение тканей. У школьников, активно занимающихся спортом и физическими упражнениями, образование новых сосудов происходит более интенсивно. По общему правилу с увеличением возраста артериальное давление увеличивается, но из этого правила выпадают периоды временного повышения давления, после которых оно снижается. Например, период полового созревания отличается юношеской гипертонией, после окончания постпубертатной фазы АД снижается. Рекомендуемые физические нагрузки для каждого возраста должны учитывать эти особенности изменения АД. По-видимому, именно это отклонение привело к необходимости возрастающую продолжительность минимального двигательного режима с I до IV ступени ГТО сменить ее уменьшением на 1 час в неделю в V ступени ГТО.

С увеличением возраста школьника увеличивается объем легких, укорачивается вдох и удлиняется выдох, но дети не приспособлены задерживать дыхание и адаптироваться к недостатку кислорода. Интенсивная тренировка помогает без значительного усиления дыхания выполнять физические упражнения.

Анализ разработанных в 2014 г. в РФ нормативов ГТО показывает, что эти нормативы хорошо сочетаются с физиологическими особенностями школьников всех возрастных периодов.

Алгоритм мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)

на 2014-2015 учебный год в образовательных организациях Департамента образования города Москвы

Ответственным в административных округах:

  1. Издать приказ окружного управления образования Департамента образования города Москвы по сдаче ВФСК ГТО.
  2. Создать Совет по сдаче ВФСК ГТО. В состав Совета могут входить представители общественных организаций спортивной и патриотической направленности.
  3. На основании Совета создать комиссию (в кол-ве не менее 9-ти чел.)

Срок: до 5 декабря 2014 года

  1. Организовать сбор данных о работниках, ответственных в образовательных организациях, осуществляющих оценку выполнения испытаний ВФСК ГТО.
  2. Направить в ГБПОУ г. Москвы «Воробьевы горы» и ГБОУ ЦОМОФВ сведения об ответственных работниках образовательных организаций, осуществляющих оценку выполнения испытаний ВФСК ГТО.

Срок: 5 декабря 2014 года

  1. Направить ответственных работников образовательных организаций, осуществляющих оценку выполнения испытаний ВФСК ГТО на установочное совещание 16 декабря 2014 года в ГБПОУ г. Москвы «Воробьевы горы»

(Косыгина, дом 17, малый концертный зал в корп. 3).

Срок: 16 декабря 2014 года

  1. Обеспечить участие обучающихся в зимнем этапе Московского фестиваля ВФСК ГТО в ФОК «Лазурный» 21-22 декабря 2014 года.
  2. Обеспечить актирование спортивных сооружений образовательных организаций, согласно распоряжению № 265 от 23 октября 2014 года, совместно с сотрудниками ГБПОУ г. Москвы «Воробьевы горы» и ГБОУ ЦОМОФВ.

Срок: в течение года до 1 мая 2015 года

  1. Определить спортивные сооружения подведомственные Департаменту физической культуры и спорта для выполнения нормативов ВФСК ГТО, согласно приказу №63-1/866 30 сентября 2014 года, 06 ноября 2014 года.
  2. Направить ответственных работников образовательных организаций, осуществляющих оценку выполнения испытаний ВФСК ГТО на методические семинары в ГБПОУ г. Москвы «Воробьевы горы» и ГБОУ ЦОМОФВ по графику, согласно Плану реализации мероприятий по внедрению ВФСК ГТО и графику.
  3. Организовать и провести окружные фестивали по выполнению испытаний (тестов) на соответствие нормативам ВФСК ГТО.

Срок: апрель - май 2015 года

  1. Провести мониторинг внедрения ВФСК ГТО в округе. Представить отчет в ГБОУ ЦОМОФВ и ГБПОУ г. Москвы «Воробье горы».

Срок: в течение года до 15 июня 2015 года

В образовательных организациях:

  1. Издать приказ о выполнении нормативов ВФСК ГТО.

Определить перечень мест для проведения мероприятий по выполнению нормативов ВФСК ГТО.

Определить ответственных за взаимодействие с ГБПОУ г. Москвы «Воробьевы горы», ГБОУ ЦОМОФВ и с ответственными в административных округах по вопросам выполнения нормативов.

Определить ответственных, осуществляющих оценку выполнения испытаний ВФСК ГТО

Создать комиссию (в кол-ве не менее 5-ти чел.), обеспечивающую прохождение выполнения испытаний ВФСК ГТО.

Срок 15 декабря 2014 года

  1. Приказ разместить на официальном сайте образовательной организации.
  2. Обеспечить наличие информационного стенда и наглядных материалов по выполнению нормативов.
  3. Обеспечить участие ответственных в методических семинарах и модульных курсах в ГБПОУ г. Москвы «Воробьевы горы» и ГБОУ ЦОМОФВ по графику, согласно Плану реализации мероприятий по внедрению ВФСК ГТО.

Срок: январь - март 2015 года

  1. Обеспечить участие в зимнем этапе Московского фестиваля ВФСК ГТО в ФОК «Лазурный» 21-22 декабря 2014 года.
  2. Организовать и провести внутришкольный фестиваль, принять участие в окружном фестивале по выполнению испытаний (тестов) на соответствие нормативам ВФСК ГТО.

Срок: апрель - май 2015 года

  1. Провести мониторинг по внедрению ВФСК ГТО. Представить отчет в Совет округа.

Срок: в течение года до 1 июня 2015 года

Что такое нормы ГТО и зачем их сдавать?

Аббревиатура «ГТО» хорошо знакома старшим поколениям. «Готов к Труду и Обороне!» - этот лозунг для миллионов парней и девушек был отнюдь не пустым звуком. Во многих семьях среди памятных мелочей прошлого хранятся значки с фигурками спортсменов и тремя этими буквами.


В Советском Союзе уделялось немало внимания здоровью и физической культуре населения. Современная Россия стремится поддерживать и возрождать хорошие традиции прошлого: в 2014 году Президентом было принято решение о необходимости возрождения нормативов ГТО для всех возрастных категорий россиян.

Нормы ГТО в СССР

Специалистам по управлению давно известно, что здоровое, физически развитое население экономически выгодно для страны. Крепкий, выносливый человек успешно справляется с любой работой, физической либо интеллектуальной, редко болеет и экономит своему государству средства, выделяемые на поддержку медицины. Но как оценить уровень здоровья, а главное – как стимулировать людей уделять время развитию своего тела?

Для того, чтобы сделать спорт и физкультуру массовым явлением, в СССР было создано ДОСААФ – общество содействия армии и флоту. На его базе создавались многочисленные спортивные кружки и секции, где любой желающий мог укреплять здоровье, получать навыки самообороны и военной подготовки.

В 1931 году специалистами ДОСААФ были разработаны нормативы физического здоровья для разных возрастных групп, которые получили название норм ГТО. Программа действовала в учебных заведениях, на предприятиях, в учреждениях по всей стране.

Любой человек раз в год мог сдать нормы ГТО и получить, в зависимости от показанных результатов, золотой или серебряный значок. Те, кто сдавал нормативы ежегодно, награждались почетным значком ГТО. Эта система эффективно работала в течение 60 лет, до прекращения существования Советского Союза.

Возрождение норм ГТО в России

После подписания Президентом России указа о возрождении нормативов ГТО в 2014 году, началась серьезная подготовительная работа, которая продолжалась два года. С 2016 года обновленная нормативная база ГТО начала действовать для молодежи и детей. Нормативы уже разработаны для возрастных групп от 6-летнего до 29-летнего возраста.



Программа носит полностью добровольный характер. Ни в школах, ни в вузах или других учебных заведениях детей и молодежь не обязывают участвовать в сдаче норм ГТО. Те же, кто решил участвовать в программе, как и раньше, получают по итогам сдачи нормативов специальный значок – бронзовый, серебряный либо золотой.

В рамках программы оздоровления населения предусмотрено строительство спортивных площадок и стадионов, доступ на которые будет бесплатным для всех. В течение нескольких лет на всей территории РФ запланировано открытие некоммерческих спортивных клубов, где каждый желающий, независимо от возраста и социального положения, сможет заниматься физкультурой. Все это будет создано исключительно на бюджетные средства, так как государство заинтересовано в повышении здоровья своих граждан.

Современные нормы ГТО

Старые советские нормы ГТО были пересмотрены и изменены в соответствии с современными реалиями. Сегодня все население разбито на 11 групп в соответствии с возрастом, для мужчин и для женщин установлены отдельные базовые показатели. Чтобы сдать нормы ГТО в школьном возрасте, нужно:

Бегать на скорость 60 метров и 2 километра;

Прыгать в длину с разбега и с места;

Отжиматься от пола и подтягиваться на турнике;

Стоя наклоняться вперед, касаясь пола пальцами;

Качать пресс, подымая корпус;

Метать снаряд на точность броска;

Плавать;

Бегать на лыжах;

Стрелять из пневматического либо электронного ружья;

Обладать туристическими навыками: разжигать костер, ориентироваться на местности, устанавливать палатку.



Ранее для сдачи норм ГТО нужно было, помимо вышеперечисленного, уметь лазать по канату, ездить на велосипеде и кататься на коньках.

Зачем нужно сдавать нормы ГТО?

Нередко молодые люди недоумевают: для чего нужно сдавать нормы ГТО, что это дает? Преимуществ, на самом деле, не так уж мало.

Здоровье, крепкая, гармонично развитая фигура, гибкость, и ловкость – это наиболее очевидные преимущества, которые получает школьник или молодой человек, занимаясь спортом. Значок ГТО всего лишь подтверждает уровень вашего физического развития.

Выпускники, сдавшие нормы ГТО, получат дополнительные баллы по ЕГЭ, что даст им преимущество при поступлении в ВУЗ.

Работающих обладателей значков ГТО государство планирует поощрять добавочными днями к отпуску или денежной премией.

Следует отметить, что школьник, сдавший нормы ГТО, получает итоговую оценку пять баллов по физкультуре.

Совсем еще, казалось бы, недавно вступил в свои права новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, в котором идет речь о воспитании ребенка как всесторонне развитой личности. На сегодняшний момент происходит внедрение ГТО в школе, что расшифровывается, как "готовность к труду и обороне". Основной его целью является исследование уровня детей и ее влияние на укрепление здоровья.

ГТО в школах проверяется двумя способами:

  • теоретическая часть - это написание тестовых работ, в ходе которых выявляется уровень знаний учеников по вопросам физической культуры и спорта;
  • практическая часть - дети должны сдавать нормативы согласно их возрастному критерию; в данном случае проверяются умения и навыки обучающихся.

Что способствовало реорганизации учебного процесса?

Очень долгое время в учебных планах преподавателей по физической культуре отводилось всего по 2 часа занятий в каждом классе. Они были практическими. Но в связи с тем, что появилось много освобожденных детей по состоянию здоровья от данного вида учебной дисциплины, на выходе из школы государство получало полностью не грамотных молодых людей в данном вопросе.


При таком раскладе никакой речи о воспитании всесторонне развитой личности не могло быть. В 2010 году президентом Российской Федерации был издан указ о добавлении еще одного часа физической культуры в каждом учебном классе. По своему содержанию он должен быть теоретическим и присутствовать на нем обязаны все дети, включая освобожденных.

Таким образом, появилась возможность аттестации школьников вне зависимости от их освобождения по данной дисциплине.

Урок ГТО в школе дает возможность оценки того, как работает ФГОС в приобретении подрастающим поколением основных знаний и умений в вопросах физической подготовки. Огромное значение имеет влияние уроков физкультуры на оздоровление школьников.

Нормативная база ГТО для школьников начальных классов

Каждый педагог по физической культуре должен знать не только нормы ГТО в школе, но и свои личные. Поскольку он должен быть образцом для подрастающего поколения. В общеобразовательном учебном заведении существует несколько ступеней для сдачи норм ГТО.

  • 1 ступень - для учащихся 1 и 2 класса (причем первоклассники не сдают нормативы, они знакомятся с испытаниями).
  • 2 ступень - для детей 3 и 4 классов.
  • 3 ступень - для учеников 5, 6, 7 классов.
  • 4 ступень - для ребят 8 и 9 классов.
  • 5 ступень - для учащихся 10 и 11 классов.


Для того чтобы сдать нормативы по ГТО в начальной школе, дети должны пройти следующие испытания:

  • прыжки в длину с места;
  • бег на 30, 60 метров, в зависимости от возрастной категории;
  • на дальность;
  • сгибание туловища вниз с прямыми ногами;
  • кросс 600, 1500 метров, в соответствии с возрастом учеников;
  • подтягивание туловища на высокой и низкой перекладине;
  • лыжный бег 1000, 2000 метров, в соответствии с возрастным критерием.

Как провести классный час по ГТО в начальной школе?

Дети, находясь на первой в силу своего возраста, как губки, способны впитывать всю предоставляемую им информацию. Поэтому педагогам нужно не упустить этот момент для раскрытия всех важностей данного мероприятия.


Для достижения этой цели ГТО в начальной школе проводятся классные часы. Такое мероприятие должно быть как в каждом коллективе по отдельности, так и открытого плана. Вне зависимости от характера занятия оно должно быть:

  • информативным;
  • интересным;
  • способствовать развитию детского интереса к спортивным мероприятиям;
  • показывать актуальность физической подготовки во взрослой жизни.

Проводя на тему ГТО, начальная школа должна познакомить детей с историей развития данного направления. Ребята могут спросить у своих бабушек и дедушек, каким было занятие под названием «готовность к труду и обороне» в их школьное время.

Кроме того, нужно познакомить детей с нормативами, которые им предстоит сдавать. Стоит поговорить с ребятами о важности этого мероприятия, делая основной акцент на укрепление здоровья, возможности при постоянной поддержке физической подготовки стать спортсменом и выступать на олимпиадах. И вскользь стоит упомянуть о перспективах для поступления в вузы для тех школьников, которые имеют хорошие отметки по ГТО.

Для того чтобы речь учителя не была голословной, необходимо использовать технологический ресурс. Беспроигрышным вариантом считается презентация. Можно на классный час пригласить преподавателя спортивной школы, он расскажет детям о возможностях и перспективах, которые перед ними открывает данное учебное заведение.

Занятие спортом с раннего детства - залог успешности человека в будущем!

Как школьнику сдать ГТО?

Безусловно, без основ правильной физической подготовки ГТО в школах покажется сдать нереально. Поэтому детям рекомендуется помимо посещения уроков следить за своим двигательным режимом в течение недели.


Что такое недельный двигательный режим школьника? Это ежедневный труд по созданию своего здорового организма, который должен включать следующие аспекты:

  • ежедневную утреннюю гимнастику (зарядку);
  • занятия в образовательных учреждениях;
  • в процессе учебного дня (наличие физкультминуток), особенно в начальной школе;
  • занятия в секциях и кружках спортивного характера;
  • активные занятия физической подготовкой в самостоятельном режиме (игровая деятельность ребенка - дворовой футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, теннис, плавание); осуществление данного вида деятельности во многом зависит от участия в ней родителей ребенка.

Основные принципы ГТО

Урок ГТО в школе построен на принципах 4Д: доступность, добровольность, доступ врача, для здоровья. Только участие на добровольной основе в данном проекте может помочь добиться поставленной цели. А основной целью государства является воспитание здоровой нации.


Добровольное участие может происходить через осознание человеком всей значимости данного мероприятия. Если ребенок с малого возраста будет заниматься спортом, то вопросы по табакокурению, алкогольной зависимости и употреблению наркотических средств в будущем должны сойти к минимуму. А это и есть главный аспект воспитания здоровой нации.

ГТО?

Соответствие физической подготовки человека той или иной ступени называется комплексом ГТО. Всего ступеней 12, их разделение происходит в зависимости от возрастной группы участников.


Комплекс ГТО в школах состоит из первых пяти ступеней, которые были перечислены выше. При выпуске детей из школы они должны пройти испытания на скорость, гибкость, выносливость и силу. По результатам им присваиваются значки (бронзовый, серебряный, золотой), которые могут помочь при поступлении ребенка в вуз. За наличие значка ГТО абитуриенту начисляются дополнительные баллы, в соответствии с его категорией.

Все ли могут сдавать ГТО?

К сдаче нормативов ГТО в школах допускаются учащиеся различных групп здоровья, но при обязательном выполнении определенных условий. Учеником занятия физической культуры должны посещаться регулярно. Ребенок должен заниматься в спортивных секциях, соответствующих его группе здоровья. К сдаче ГТО допускаются учащиеся, имеющие соответствующее медицинское разрешение. Ребенок со слабым здоровьем не будет подвергаться физической нагрузке.

Послесловие

Введение ГТО в школах - это необходимый процесс для воспитания личности ребенка. Это помогает выработать у него такие человеческие качества, как выносливость, стремление работать над собой, желание быть здоровым и воспитывать здоровое поколение. Кроме того, данный комплекс способствует развитию не только физической функции организма, но и умственной. У ребят, которые много времени проводят на свежем воздухе, исключается возможность появления синдрома под названием «кислородное голодание».

Одним из популярных и, наверное, спорных явлений Советского Союза были нормы ГТО. Но кто бы что ни говорил, как бы это ни обсуждалась - нормы были и сдавали их все, от мала до велика. Но давайте по порядку.

Как готовились к труду и обороне в СССР?

Тридцатые годы прошлого века стали одними из ключевых для истории нашей страны. Люди наконец смогли ощутить созидательное начало в самых различных областях. Одно из таких начал было предложено «Комсомольской правдой». В 1930 году от Комсомольцев поступило предложение: установить спортивные нормы-минимумы для каждого, кто должен быть готов к труду и обороне.

В 1931 году предложение превратилось в полноценную государственную программу физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях.

Сама программа была поделена на две части: БГТО («Будь готов к труду и обороне») - для учащихся по 8 класс. И просто ГТО для всех кто старше. Обе программы были поделены на возрастные ступени: от 10 до 60 лет.

За сдачу нормативов вручались всеми любимые в союзе значки. За успешную сдачу вручался золотой значок, за менее успешную серебряный.

К примеру, за золотой значок 25-летнему парню нужно было пробежать стометровку за 13 секунд, а если укладывался в 14, то получал серебряный. Девушке этого же возраста давалось 15,2 и 16 секунд соответственно. За значок нужно было выполнить от 5 до 7 норм, в зависимости от возраста и пола. Выбрать было из чего. От бега и прыжков в длину до стрельбы из винтовки и езды на велосипеде.

Просуществовала система норм ГТО до 1991 года. Союз распался, значки ушли на задний план.

Как оказалось, ненадолго.

Возрождение ГТО в России

В апреле 2013 года президент России Владимир Путин поручил правительству разработать Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс. В думе сразу поняли, что пора лезть на антресоли за старыми советскими значками. Возрождению был дан старт.

У Федерального научного центра физической культуры и спорта сразу были взяты результаты исследований за несколько прошедших лет для научно-практических и методических основ новых норм ГТО.

24 марта 2014 года был подписан указ президента РФ «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне».

В каждом городе был объявлен конкурсу на разработку названия и фирстиля комплекса.

С названием определились - «Горжусь тобой, отечество». Фирменный стиль физкомплекса тоже готов.

25 марта 2015 года, Госдума намерена принять в первом чтении правительственный законопроект о внедрении комплекса норм ГТО. Законопроект подразумевает введение понятия ГТО как нормативной основы системы физического воспитания населения, к которой установлены государственные требования. Также законопроект предусматривает проверку готовности населения страны к выполнению и само выполнение установленных нормативов.

Первое чего коснулся новый формат - это возрастных ступеней, их стало больше. Если раньше первоклассник и восьмиклассник должны были пробежать стометровку за одно время или прыгнуть в длину на одинаковое расстояние. То сейчас поступили умнее. Ступеней много и соответственно бегущего акселерата четырнадцати лет против десятилетнего доходяги мы не увидим.

Изменениям подверглись и сами нормы. Главным образом - их стало меньше. Классические бег, прыжки, подтягивания - остались.

Вместо двух значков станет три. Золотой, серебряный и бронзовый.

Ну и старых добрых советских плакатов «Молодежь - на стадионы!» и «Хочешь быть таким - тренируйся!» мы скорее всего не увидим. Придется рисовать новые, да и конкурс уже объявлен.

Зачем решено возродить систему ГТО?

Первой и основное - это все тот же советский призыв «быть здоровым, сильным и спортивным».

За поддержку такого призыва и сдачи последующих норм государство готово хорошо поощрять и мотивировать граждан.

По мнению Путина, нормы ГТО могут стать отличным механизмом для страховых медицинских компаний. Например, через поощрение тех, кто ведет здоровый образ жизни, регулярно проходит диспансеризацию и не имеет страховых случаев за предыдущий календарный год.

Если скоро нужно будет сдавать спортивные нормативы, то и место для них должно быть. Страна большая и нам нужна новая сеть некоммерческих спортивных центров, чтобы с местом проведения и сдачей норм ГТО не возникло проблем. Для этого в начале марта правительство выделило регионам субсидии, как раз на постройку и оснащение специальных спортивных клубов.

Основной источник этих субсидий - это средства, оставшиеся в бюджете после Олимпиады. Напомню, что сочинская Олимпиада окупилась с лихвой и принесла в казну 1,5 млрд рублей.

Также в законопроекте, который собираются принять 25 марта, подразумеваются дополнительные дни к отпуску, в случае удачной сдачи нормативов. Отлично сдал - отлично отдохнул.

Выпускникам за успешную сдачу будут начисляться дополнительные баллы для поступления в высшие учебные заведения.

В стороне не остались и представители бизнеса. Теперь работодателям нужно будет дополнить перечень ежегодно реализуемых мер по улучшению условий и охране труда. Иными словами, на работе в соцпакет будет включена компенсация за оплату спортзалов и фитнес-центров. Ведь сдавать нужно нормы спортивные, а готовится где-то и когда-то надо.

Итак, что мы имеем в итоге?

Возрождение отличной системы, которая уже продемонстрировала себя на протяжении шестидесяти лет.

Поддержка государством системы патриотического воспитания.

Пропаганда здорового и спортивного образа жизни.

Укрепление здоровья детей.

Ряд преимуществ и поощрений в случае удачной сдачи установленных нормативов.

И пока основная часть западного общества занимают болельщики, которые чаще всего даже не занимаются спортом, а яростно кричат на любимую футбольную команду, сидя перед экраном телевизора. Мы, пожалуй, поднимем здоровый дух, в здоровом теле.