Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.
В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к школьному обучению. На начальном этапе обучения в школе практически все дети испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, ребёнок не укладывается в общий темп работы. Успех в обучении ребенка в школе напрямую зависит от уровня развития школьно-значимых функций и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. В плане подготовки ребенка к школе большинство родителей, все свои усилия направляют на подготовку чтения и счета. Взрослые даже не представляют, насколько важна тренировка у ребенка мелкой моторики, которая является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.
Что же такое мелкая моторика и п очему так важно развитие мелкой моторики рук для детей? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. В пальцах людей находится много нервных окончаний, которые передают любой полученный сигнал в соответствующие отделы головного мозга. Даже простое поглаживание ладошки вашего ребенка не останется его мозгом незамеченным. Чем больше разнообразных сигналов мозг получит, тем быстрее будут развиваться многие его способности. Кроме того, в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. В применении к моторным навыкам часто используется термин - ловкость.
К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов до очень мелких движений, от которых зависит почерк человека.
Значение мелкой моторики
Движение рук - это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.
Уровень развития мелкой моторики является одним из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе.
Движение пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций, таких как мышление, память, внимание.
Виды организованной деятельности и их направления, где можно с успехом применять упражнения на развитие мелкой моторики руки.
Познание:
Социализация (игровая деятельность).
Труд (самообслуживание).
Безопасность (сохранение жизни и здоровья).
Познавательно - речевое (развитие речи, сенсорное развитие и продуктивная деятельность).
Формирование элементарных математических представлений (количество и счёт, форма, величина, ориентировка в пространстве).
Коммуникация: (общение со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи).
Художественное творчество: (стихотворные формы в пальчиковой гимнастике, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
Физическая культура (физкультминутки, пассивная гимнастика (массаж))
Предметно-развивающая образовательная среда
В группе создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены и сделаны игры и пособия для развития мелкой моторики. Разнообразие используемых материалов позволило варьировать виды деятельности детей от складывания оригами до тестопластики, от шнуровки до бисероплетения. Для подборки речевого материала использовала загадки, скороговорки, физкультминутки, небольшие стихотворения.
В своей работе я хочу выделить наиболее яркие моменты развития мелкой моторики.
1. Работа с нитками очень разнообразна. Мы начинаем с рисования картинок по силуэту.
2. Еще один способ создания картин из ниток - мелкое их нарезание и приклеивание к трафарету. Дети с удовольствием работают в парах.
3. Шнуровка - дело знакомое еще с младшей группы. Мы предлагаем на деревянной дощечке с дырочками изобразить методом шнуровки печатные цифры.
4. Плетение разноцветными шнурками помогает ребенку развить чувство ритмичности, координировать работу обеих рук.
5. С помощью семян и плодов создаются узоры и пейзажи, развивается творческое воображение.
6. Счетные палочки - первые помощники в любой деятельности. Из них мы выкладываем буквы, цифры, ответы на загадки, решаем головоломки.
7. Камушки, ракушки помогают нам не только развить координацию движений и глазомер, но и закрепить зрительные образы букв и цифр.
8. Какая модница откажется от украшений, созданных детскими руками.
9. Театрализованная деятельность - использование теневого театра, пальчикового театра способствует развитию диалогической и монологической речи.
Рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда - это эффективные пути, используемые для подготовки руки ребенка к письму. Все это способствуют развитию мелкой моторики.
Дети любят создавать поделки и композиции из природного материала (семян яблок, арбуза, кедровых орешков и др.), из камешков, пуговиц, путем обрывания бумаги, из ниток, способом тестопластики. Это ли не развитие моторики?
Поощряя желание детей рисовать в свободное время, даем возможность ребенку в рисунке отражать окружающий мир, развивать фантазию, воображение. И что не менее важно, орудуя карандашом и бумагой, развивает двигательные навыки руки.
Использование детьми в лепке разных материалов - составление узоров камешками, семенами растений, крупами - это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику - согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.
Бумага - доступный для ребенка и универсальный материал, детей привлекает возможность делать поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках.
При работе с ножницами, клеем дети учатся правильно пользоваться материалами, инструментами,
приобретают немало практических навыков и умений
, развивают мелкую моторику пальцев и координацию движения руки.
Большое значение для «постановки руки» имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда и т.д. Для штрихования используются книжки для раскрашивания.
Таким образом, чтобы результат работы был эффективным, необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты работы по развитию мелкой моторики видны в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.
Поэтому стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.
В дальнейшем следует продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
формировать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость и ритмичность;
совершенствовать наглядно-образное пространство, композиционность, колористическое мышление;
развивать творческий потенциал, фантазию и воображение, самостоятельность.
Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.
МУХОМЕДЖАНОВА Гульмира …
РАЗВИТИЕ
МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
У
ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ
СЕРИИ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
студентки
5 курса заочного отделения
факультета
педагогики и психологии детства
Введение | 3 |
|
|
|
7 |
1.2. Развитие мелкой моторики в дошкольном детстве | 14 |
|
20 |
Выводы по теоретической части исследования | 26 |
|
|
|
28 |
|
35 |
|
41 |
Выводы по эмпирической части исследования | 47 |
Заключение | 49 |
Список использованной литературы | 52 |
Приложение | 55 |
Введение
Сформированность
навыков мелкой моторики руки имеет важное
значение для общего физического и психического
развития ребенка на протяжении всего
дошкольного детства. Уровень развития
мелкой моторики во многом определяет
успешность освоения ребенком изобразительных,
конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских
умений, овладения родным языком, развития
первоначальных навыков письма и
п
р.
Под
термином мелкая (тонкая) моторика мы понимаем
высокодифференцированные, точные движения,
преимущественно небольшой амплитуды
и силы, в которых участвуют мелкие мышцы.
Биманипулярные движения рук, тактильный
контакт с материалами различной фактуры,
функциональное дифференцирование визуальной
системы развивает у ребенка функциональную
мышечную умелость выполнять мелкие, четко
дифференцированные движения.
Разработка
тонких, точных движений необходима ребенку
не только для того, чтобы уверенно
управлять своим телом; деликатная
моторика пальцев развивает мозг, его
способность контролировать, анализировать,
повелевать. Систематические упражнения
по тренировке движений пальцев являются,
по мнению М.М.Кольцовой, «мощным средством
повышения работоспособности коры головного
мозга».
Экспериментальные
данные свидетельствуют о тесной связи
функции руки и речи, морфологическое
и функциональное формирование речевых
областей совершается под влиянием кинестетических
импульсов от рук. Влияние проприоцептивной
импульсации с мышц руки настолько значительно
только в детском возрасте, пока идет формирование
речевой моторной области. Если речевое
развитие ребенка задерживается, рекомендуется
стимулировать его путем тренировки движений
пальцев рук.
Изучением
мелкой моторики как разновидности движений,
регулируемых психикой, занимались такие
ученые, как Н.А.Бернштейн, В.М.Бехтерев,
Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, Н.А.Козленко,
М.О.Гуревич, А.А.Леонтьев, М.М.Кольцова,
Е.И.Исенина, Л.В.Антакова-Фомина, С.Г.Шевченко,
У.В.Ульенкова, О.Н.Усанова, М.М.Безруких,
С.П.Ефимова, Е.А.Екжанова, А.Н.Корнев, Т.П.Хризман,
М.Н.Звонарева, Д.Сели, М.Монтессори и др.
В
младших и средних группах дошкольных
образовательных учреждений у многих
детей наблюдаются отклонения в развитии
движений пальцев рук: движения неточные,
некоординированные, затруднены изолированные
движения пальцами. Целенаправленная
работа по совершенствованию движений
пальцев оказывает благотворное влияние
на общее развитие ребенка, становление
всех психических процессов, подготовку
руки к письму. В системе коррекционно-развивающей
работы в детских садах необходимо уделять
больше внимания формированию тонких
движений пальцев рук.
Пальчиковые
игры –
это своеобразные упражнения
для развития мелкой мускулатуры пальцев.
Они тренируют точность двигательных
реакций, развивают координацию движений,
помогают концентрировать внимание.
Актуальность
указанной темы и обусловила ее выбор
и логику проведения и описания теоретического
и эмпирического исследования. Практическая
значимость разработки данной проблематики
сохраняется на протяжении уже нескольких
десятилетий, не теряя своей значимости.
Противоречие
мы видим между недостаточно развитой
мелкой моторикой у детей 4-5 лет и необходимостью
повышения уровня ее развития для полноценного
нервно-психического функционирования
ребенка в повседневной жизнедеятельности.
Проблема исследования
: будет ли подобранная
нами серия пальчиковых игр эффективным
средством развития мелкой моторики для
детей среднего дошкольного возраста.
Объект
– мелкая моторика у детей среднего дошкольного
возраста.
Предмет
– развитие мелкой моторики у детей среднего
дошкольного возраста посредством серии
пальчиковых
игр.
Цель
:
теоретически обосновать и эмпирически
выявить эффективность серии пальчиковых
игр в развитии мелкой моторики у детей
среднего дошкольного возраста.
Гипотеза
исследования
: серия пальчиковых игр
будет являться эффективным средством
развития мелкой моторики у детей среднего
дошкольного возраста, если:
-
игры направлены на координацию
и синхронизацию движений мелких мышц
обеих рук;
-
смена движений выполняется по образцу
взрослого (по показу и одновременно с
ним);
-
движения выполняются точно, с ускорением
при повторениях.
Выдвинутая
гипотеза предопределила задачи
исследования:
Глава 1. Теоретическое
исследование проблемы
развития
посредством
серии
пальчиковых
игр
Движение
является одним из основных механизмов
уравновешивания в системе «организм
- среда». Организм человека не просто
уравновешивается со средой, но активно
приспосабливается, адаптируется, и в
процессе этой адаптации он, с одной стороны,
усовершенствуется структурно и функционально,
а с другой – активно изменяет и приспосабливает
среду. В данном процессе движение у человека
приобретает специфический, качественно
новый характер. Оно обусловлено сознательным,
социально -биологическим характером
деятельности человека, является основным
средством связи и взаимодействия, активной
адаптации, трудовой и учебной деятельности,
которые в свою очередь в значительной
степени зависят от уровня развития координационных
способностей рук человека.
Психофизиологическая
структура движения сложна. Н.А.Бернштейн
определил «координацию тонких движений
пальцев рук... как преодоление избыточных
степеней свободы движущегося органа
иными словами, превращение его в управляемую
систему. Или «координация есть организация
управляемости двигательного аппарата».
Темп
движений зависит от индивидуальных
особенностей человека. Возможность
быстро образовывать рефлексы на время,
а следовательно, и выполнять
равномерные движения в значительной
степени зависит от уравновешенности
нервных процессов. Умение же быстро
переходить от одного темпа к другому
связано с подвижностью нервных процессов.
Люди сангвинического темперамента легко
меняют темп движения. Лица с инертностью
процесса возбуждения, с неуравновешенностью
нервных процессов (холерики) с трудом
переходят от быстрого темпа к медленному
и с трудом выполняют (или вообще не могут
выполнить) равномерные движения. Лица
с инертным процессом торможения затрудняются
в переходе от медленного темпа к более
быстрому. Флегматики и меланхолики легко
приспосабливаются к движениям в более
медленном темпе. Внешние раздражители
часто вызывают у людей, преимущественно
у холериков, ускорение темпа движений
вследствие растормаживания рефлекса
на время. Если внешние раздражители предъявляются
равномерно, то лица со слабой нервной
системой приспосабливают свои движения
к темпу этих раздражителей.
Работы
И.М.Сеченова, И.П.Павлова и современные
исследования высшей нервной деятельности
позволяют проникать в закономерности
формирования двигательных навыков, в
том числе и мелкой моторики, опираясь
на учение об условнорефлекторных временных
связях и образовании динамического стереотипа.
Вся деятельность человека в процессе
двигательного воспитания находится в
зависимости от высшей нервной деятельности
и определяется как анатомическим дозреванием
центрально-нервных субстратов (новейших
органов моторной системы и надстроенных
над ней фронтальных систем полушарий),
так и функциональным дозреванием и налаживанием
работы координационных уровней.
Анатомическое дозревание
органов моторной системы заканчивается
к 2-2,5 годам. Сначала идет дозревание
древних мозговых структур (мозжечок,
красное ядро, «черное вещество»). Последнее
соединено не только с корой полушарий,
но и с системой, которая к моменту рождения
у человека еще недоразвита и созревает
к 5 – 6-му месяцу жизни. До первого полугодия
жизни ребенку присущи массовые дифференцированные
движения автоматического и защитного
характера. В 5–6-месячном возрасте наступает
переломный момент в моторике грудного
ребенка: наблюдается переход от синкинезий
к синергии (синкинезии – одновременные
движения, лишенные смысловой связи, синергии
– содружественные движения или их компоненты,
направленные к совместному разрешению
определенной двигательной задачи). К
7 месяцам ребенок обретает позу.
Второе
полугодие является периодом подготовки
к ходьбе и бегу. Дети 2 лет производят
впечатление увальней, дети 3–7 лет
отличаются подвижностью, грациозностью
и двигательным богатством, которые проявляются
в выразительной изобразительной и обиходной
моторике. В силу недоразвития корковых
механизмов дети в этом возрасте испытывают
трудности при выполнении точных движений.
Между
7 и 10 годами, в связи с окончательным
анатомическим созреванием двигательных
механизмов, у детей совершенствуется
координация движений и более быстро вырабатываются
и закрепляются динамические стереотипы
движений. К 11 годам несколько уменьшается
богатство движений, но совершенствуются
мелкие, точные движения.
[
13, с. 127-128
]
Перестройка
моторного аппарата наступает в пубертатном
периоде: нарушается умение владеть движениями
и соизмерять их, вследствие этого появляется
неловкость, угловатость, избыточные гримасы,
недостаточная координация движений.
Оформление моторного динамического стереотипа
завершается только после полового созревания,
т.е. намного позже, чем заканчивается
анатомическое формирование центральной
нервной системы.
Все
глубинные психологические процессы,
осознанные или неосознанные,
отражаются в положении
наших рук, жестикуляции, мелких движениях
пальцев. Исследователи, занимающиеся
изучением детского мозга, психики детей,
отмечают большое стимулирующее влияние
функции руки. И.Кант писал: «Рука - вышедший
наружу мозг».
Движения
пальцев рук у людей совершенствовались
из поколения в поколение, так как
люди выполняли руками все более тонкую
и сложную работу. В связи с этим происходило
увеличение площади двигательной проекции
кисти руки в человеческом мозге.
Физиологи
доказали, что с анатомической
точки зрения, около трети всей
площади двигательной проекции коры головного
мозга занимает проекция кисти руки, расположенная
очень близко от речевой зоны. Именно величина
проекции кисти руки и ее близость к моторной
зоне дают основание рассматривать кисть
руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный
аппарат. В связи с этим, было выдвинуто
предположение о существенном влиянии
тонких движений пальцев на формирование
и развитие речевой функции ребенка. Поэтому,
чтобы научить малыша говорить, необходимо
не только тренировать его артикуляционный
аппарат, но и развивать движения пальцев
рук, или мелкую моторику
[
19, с. 32
]
.
«Не
интеллектуальные преимущества сделали
человека властелином над всем живущим,
но то, что одни мы владеем руками
- этим органом всех органов», - писал
Джордано Бруно. В процессе эволюции кисть
становиться не только исполнительницей
воли, но и созидательницей, воспитательницей
мозга. Территория проекции кисти и особенно
большого пальца в передней центральных
извилинах коры больших полушарий мозга
имеет почти такую же протяженность, как
все остальное тело.
Функция
кисти уникальна и универсальна.
Она основной орган труда во всем
его многообразии. Рука настолько
связана с нашим мышлением, с
переживаниями, трудом, что стала
вспомогательной частью нашего языка.
Все то, что есть в человеке неуловимого,
невыразимого, что не находит слов, ищет
выражения через руку. Жест как слово,
может возвысить человека, успокоить,
оскорбить, приласкать, вселить веру в
правое дело, подтвердить слова, сделать
их более весомыми .
Истоки
способностей и дарования детей,
по словам В.Сухомлинского, находятся
на кончиках пальцев. Чем тоньше взаимодействие
руки с орудием труда, тем сложнее
движения, необходимые для этого
взаимодействия. Чем больше мастерства
в детской руке, тем ребёнок умнее.
Установлено,
что уровень развития речи детей
находится в прямой зависимости
от степени сформированных тонких движений
пальцев рук. И если развитие движений
пальцев отстает, то задерживается
и речевое развитие.
Невропатолог
и психиатр В.М. Бехтерев писал, что
движения руки всегда были тесно связаны
с речью и способствовали ее развитию.
Развитие функций руки и речи у людей шло
параллельно. Сначала развиваются тонкие
движения пальцев рук, затем появляется
артикуляция слов; все последующее совершенствование
речевых реакций состоит в прямой зависимости
от степени тренировки движений пальцев.
Английский психолог Д. Сели также придавал
очень большое значение «созидательной
работе рук» для развития мышления и речи
детей .
Надо
отметить, сто тренировка пальцев рук
влияет на созревание речевой функции
не случайно. В лабораторном электрофизиологическом
исследовании, проведенном Т.П. Хризман
и М.Н. Звонаревой, было обнаружено, что,
когда ребенок производит ритмические
движения пальцами, у него резко усиливается
согласованная деятельность лобных и
височных отделов мозга.
Так
как у правшей в левой лобной
области находится двигательная
речевая зона, а в левой височной
области - сенсорная речевая зона,
оказалось, что если ребенок производит
ритмичные движения пальцами правой руки,
то в левом полушарии мозга у него возникает
усиление согласованных электромагнитных
колебаний именно в лобной и височной
зонах. Движения пальцев левой руки вызывало
такую же активизацию в правом полушарии
.
Панашенко
Л.А. было проведено исследование детей
первых недель жизни. У шестинедельных
младенцев записывались биотоки
мозга, затем у одних из этих детей
тренировали правую руку, у других
– левую. Тренировка заключалась
в массаже кисти руки и пассивных
(т.е. производимых не самим ребенком, а
взрослым) сгибаниях и разгибаниях пальчиков.
Через месяц и через два месяца после начала
такой тренировки повторно записывали
биотоки мозга и математическими методами
вычислялась степень устойчивости в появлениях
волн высокой частоты (что является показателем
созревания коры мозга). В результате исследования
выяснилось, что через месяц тренировки
высокочастотные ритмы стали отмечаться
в области двигательных проекций, а через
два месяца – и в будущей речевой зоне,
в полушарии, противоположном тренируемой
руке .
Описанные
данные электрофизических исследований
уже прямо говорят о том, что
речевые области формируются
под влиянием импульсов, поступающих
от пальцев рук.
Доктор
медицинских наук, профессор-физиолог
М.М. Кольцова считает, что «есть основания
рассматривать кисть руки как орган речи
– такой же как артикуляционный аппарат.
С этой точки зрения проекция руки есть
еще одна речевая зона мозга» .
Указывая
на важность изучения и совершенствования
двигательной сферы у детей, нуждающихся
в специальном коррекционном обучении,
Л.С.Выготский писал, что, будучи относительно
самостоятельной, независимой от высших
интеллектуальных функций и легко упражняемой,
моторная сфера дает богатейшую возможность
для компенсации интеллектуального дефекта.
.
Итак,
под термином «тонкая моторика»
мы понимаем высокодифференцированные
точные движения преимущественно небольшой
амплитуды и силы. В социализированных
движениях это движения пальцев
руки и элементов артикуляционного
аппарата.
Тонкая
моторика является составной частью
моторных способностей индивида и оптимального
двигательного стереотипа социализированных
движений. Её развитие базируется на основе
формирования оптимальной статики
тела, оптимального двигательного стереотипа
и движений конечностей, музыкально-ритмических
движений.
Тонкая
моторика соответствует высшему
уровню оптимального двигательного
стереотипа моторного развития человека.
С одной стороны, она граничит
со статическими положениями мелких сегментов,
с другой стороны, тонкая моторика имеет
зону перехода к крупной, или грубой, моторике.
Тонкую моторику необходимо
развивать в системе
параллельного формирования всех основных
видов моторных способностей, на основе
грубой моторики, с целью создания оптимального
двигательного стереотипа.
Таким
образом, мелкая моторика – это разновидность
движений, в которых участвуют мелкие
мышцы. Эти движения не являются безусловным
рефлексом, как ходьба, бег, прыжки и требуют
специального развития. Мелкая моторика
рук взаимодействует с такими высшими
свойствами сознания, как внимание, мышление,
оптико-пространственное восприятие (координация),
воображение, наблюдательность, зрительная
и двигательная память, речь. Ученые, психологи
и педагоги рассматривают мелкую моторику
как один из показателей физического и
нейропсихического развития ребенка.
А в дошкольном возрасте моторное развитие
составляет фундамент умственного развития,
ведь умственные способности начинают
формироваться рано и в тесной связи с
расширением деятельности, в том числе
и общей двигательной, и ручной.
Рассмотрим
процесс развития мелкой моторики у
детей дошкольного возраста подробнее
в следующей главе.
Развитие
мелкой моторики руки имеет непреходящее
значение для общего физического
и психического развития ребенка
на протяжении всего дошкольного
детства. Психологи, физиологи, медики,
педагоги постоянно подчеркивают, что
уровень сформированности мелкой моторики
во многом определяет успешность освоения
ребенком изобразительных, конструктивных,
трудовых и музыкально-исполнительских
умений, овладения родным языком, развития
первоначальных навыков письма.
Мелкая
моторика – это согласованные
движения пальцев рук, умение ребенка
"пользоваться" этими движениями:
держать ложку и карандаш, застегивать
пуговицы, рисовать, лепить. Неуклюжесть
пальчиков "говорит" о том, что мелкая
моторика еще недостаточно развита. .
В
первую очередь развитие мелкой моторики
ребенка связано с его общим физическим
развитием. Исследования М.М. Кольцовой
доказали, что каждый палец руки имеет
довольно обширное представительство
в коре больших полушарий мозга. Двигательная
активность ребенка, его предметно-манипулятивная
деятельность, способствующая развитию
тонких движений кистей и пальцев рук,
оказывает стимулирующее влияние на речевую
функцию ребенка, на развитие у него сенсорной
и моторной сторон речи. Благодаря развитию
пальцев в мозгу формируется проекция
«схемы человеческого тела», а речевые
реакции находятся в прямой зависимости
от тренированности пальцев рук.
Параллельно
с развитием моторики развиваются
и все виды восприятия, например
зрение, осязание, чувство мускулов
и суставов. Это является условием
того, что ребенок будет в состоянии понять,
что находится у него в руках. Навыки тонкой
моторики помогают ребенку исследовать,
сравнивать, классифицировать окружающие
его вещи, и тем самым позволяют ему лучше
понять мир, в котором он живет. Они помогают
ребенку самостоятельно обслуживать себя.
В самом деле, даже для того, чтобы застегнуть
пуговицу, нужен определенный навык из
ряда обсуждаемых.
Навыки
тонкой моторики помогают ребенку выразить
себя через творчество - игру, пластику,
способствуют повышению самооценки
ребенка. Они облегчают ему участие в играх
и (в школьном возрасте) в работе, т.е. дают
возможность приобрести социальный опыт,
умения смотреть, хватать, класть и ставить
предмет в нужное место, манипулировать
предметами, рисовать, обращаться с книгой;
подбирать, сортировать и отбирать; формируют
представление о неизменности существования
предметов.
Начало
развитию мышления дает рука. В процессе
деятельности мышцы рук выполняют
три основные функции: органов движения,
органов познания, аккумуляторов энергии
(и для самих мышц и для других органов).
Если ребенок трогает какой-либо предмет,
то мышцы и кожа рук в это время «учат»
глаза и мозг видеть, осязать, различать,
запоминать.
Первым
этапом развития моторики руки является
хватательный рефлекс (0-1 месяца) - это
рефлекторное движение, которое активизируется
с помощью осязания. Ребенок хватает палец,
который кладут в его руку и не отпускает
его.
Хватательный рефлекс
начинает угасать в 3-4 месяца и появляется
локтево-ладонная хватка. Новорожденный
хватает ладонью, а также средним, безымянным
пальцами и мизинцем. Если ребенок хватает
одной рукой, то происходит движение и
другой руки. Иногда, когда малыш хватает
что-нибудь, он держит этот предмет боком
(вкось).
В
5-6 месяцев видна радиально- ладонная
хватка: держит предмет всей ладонью руки
и сгибает пальцы вокруг него. Может держать
достаточно большие предметы обеими руками
и отпускать их; перекладывать игрушку
из одной руки в другую.
Хватка
с помощью пальцев происходит
в 8-9 месяцев: держит предметы четырьмя
или пятью пальцами. Ребенок с удовольствием
играет в игры типа «Дай-возьми», может
держать по кубику в каждой руке и ударять
ими друг о друга, берет предметы пальцами.
В
11-12 месяцев наблюдается щипающая
хватка: держит предмет с помощью
большого и указательного пальцев. В этом
возрасте ребенок любит находить мелкие
всевозможные предметы, лежащие на полу;
хватает предмет сверху, тыльной стороной
кисти вверх.
В
1, 5 года ребенок самостоятельно строит
«башню» из трех кубиков; держит ложку,
ухватив ее поперек ручки; в состоянии
самостоятельно есть, но много проливает.
Когда
ребенку исполняется 2 года, он держит
ручку или ложку перекрестной
хваткой (хватка крест-накрест), строит
«башню» из шести кубиков, бросает
мяч в определенном направлении.
В
3 года ребенок наливает воду в кружку,
строит «башню» из восьми кубиков, держит
карандаш высоко «перекрестной» хваткой.
Между
3 и 4 годами наблюдается хватка щетки.
Она также называется верхней
хваткой пальцами, так как теперь
ребенок пользуется только пальцами
для того, чтобы удержать предмет.
В
4 года ребенок начинает совершать
движения кистью и пальцами. Он ловит
большой и маленький мяч, образуя
руками «чашечку»; способен резать по
линии, наливать воду в кружку одной
рукой; часто знает, какая рука доминирует.
Хватка,
использующая сгиб между большим
и указательным пальцами,
развивается в возрасте 5 лет. Движение
теперь становятся все более
ограниченным, и включает только предплечье,
запястье и пальцы. Вначале эта
хватка достаточно высока, но по мере ее
развития движение опускается вниз, и
карандаш начинает удерживаться низко
с помощью большого, указательного и
среднего пальцев. Ребенок в этом возрасте
может вырезать зигзаги, окружности
и волны; рисовать кистью, не нажимая сильно
на бумагу.
Противостояние
большого пальца развивается последним,
примерно в шестилетнем возрасте: большой
палец должен в состоянии дотрагиваться
до кончиков каждого из остальных пальцев.
Большой палец становится настолько подвижным,
что с его участием можно сделать кольцо
и можно согнуть его (палец) поперек ладони
ногтем вверх. Если большой палец не может
становиться «напротив» кончиков других
пальцев или поворачиваться, как описано
выше, то у ребенка плохо развивается хватка
«щипцами». Ребенок самостоятельно может
резать хлеб и намазывать масло; бьет в
стенку большим мячом, подбрасывает в
воздух и ловит его; вырезает фигуры.
В
возрасте 7 лет ребенок впервые
может использовать обе руки скоординированным
образом, например, есть ножом и вилкой.
Он обладает взрослой внешней хваткой,
когда рисует, пишет и держит ложку. Ребенок
может самостоятельно нарезать продукты,
вырезать фигуры в виде букв S, Z
и спиралей, а также может свободно удерживать
ручку при письме.
Дети
старшего дошкольного возраста с
удовольствием работают с бумагой
и тканью, в отличие от младших дошкольников
они уже имеют практические навыки и владеют
основными техническими приёмами. Бумагу
и ткань можно мять, резать ножницами с
определенной целью – получить конкретную
форму, используя разные приемы резания
(по диагонали, полосками, по прямой, под
утлом, по кругу, зигзагом, секторами и
сегментами). Работы можно использовать
в игре. Такие игры будут более интересны,
если к ним подключится взрослый.
Анализ
исследований силы кисти правой руки
детей за последние десятилетия (с 1974
года) показывает во всех возрастах отрицательную
динамику. Наибольшее отставание наблюдается
в младшем школьном возрасте. У мальчиков
и девочек оно одинаково и составляет
15-16%. Данные свидетельствуют о тревожной
тенденции снижения уровня развития кистевой
моторики у детей. Так, по данным М.М. Безруких,
СП. Ефимовой, число детей с трудностями
обучения письму составляет 20-30%, и эти
трудности не заканчиваются в начальной
школе.
Выдающийся
итальянский педагог Мария Монтессори
утверждала, что надо найти способ учить
ребенка делать работу перед тем, как он
приступит к самой работе, т.е. подготовить
движения при помощи повторных упражнений.
Она также писала, что, берясь за вещи,
которые ребенок делает плохо, он притупляет
в себе чувствительность к своим ошибкам.
При этом надо помнить, что первое впечатление
у ребенка самое сильное и самое яркое.
Так, написав неправильно букву. Он запоминает
ее искаженной, поэтому обучать письму
до школы не рекомендуется. Но упражнения,
укрепляющие мелкие мышцы кисти, обязательны.
Они необходимы не только для развития
общей и мелкой моторики, но и для развития
речи, а также интеллектуального развития,
совершенствования функций коры головного
мозга .
Педагоги
и психологи рекомендуют начинать
активную тренировку пальцев ребенка
уже с восьмимесячного возраста. Тренировке
тонких движений пальцев рук в детском
саду можно уделить 1,5-2 минуты на утренней
гимнастике или 2-3 минуты на фронтальных
занятиях. Необходимо постоянно следить,
чтобы не было передозировки. Упражнения
надо давать малыми порциями, но делать
их с оптимальной нагрузкой, с большой
амплитудой движений. Не даёт эффекта
небрежное, расслабленное выполнение
упражнений. Особое внимание уделять тренировке
движений повышенной сложности, то есть
таких, какие наши пальцы не делают в повседневной
жизни. Именно такая тренировка пальцев
рук дает видимый и быстрый эффект. За
два месяца тренировки пальцев рука полностью
готова к письму. Движения кисти пальцев
становятся точными и координированными.
Затем под руководством воспитателей
дети выполняют работы в тетрадях по письму.
Развитие
речи детей тесно связано с
состоянием мелкой моторики рук. В Японии,
например, тренировку пальцев рук
у ребят в детских садах
проводят с двух лет, считая, что это
стимулирует умственное развитие и способствует
выработке основных элементарных умений,
таких, как одевание и раздевание, застегивание
и расстегивание пуговиц, манипулирование
палочками для еды, ложками, ножницами.
[
1,
с. 63
]
Таким
образом, учёными было замечено, что систематическая
работа по тренировке тонких движений
пальцев наряду со стимулирующим влиянием
на развитие речи является мощным средством
повышения работоспособности коры головного
мозга, у детей улучшаются внимание, память,
слух, зрение. Развитие навыков мелкой
моторики в дошкольном возрасте важно
еще и потому, что вся дальнейшая жизнь
ребенка потребует использования точных,
координированных движений кистей и пальцев,
которые необходимы, чтобы одеваться,
рисовать и писать, а также выполнять множество
разнообразных бытовых и учебных действий.
Предстоящая учебная деятельность потребует
от ребёнка определённого уровня готовности
тонких движений пальцев рук к выполнению
мелких, точных, разнообразных действий.
Его мускулатура должна быть достаточно
развитой, движения координированы и точны.
Даже самые незначительные нарушения
мелкой моторики могут оказывать неблагоприятное
влияние на психическое развитие дошкольника.
В
следующей главе (1.3) мы рассмотрим
разнообразные средства развития мелкой
моторики, которые могут применяться в
работе с детьми дошкольного возраста.
По
умелости детской руки специалисты
на основе современных исследований
делают выводы об особенностях развития
центральной нервной системы и её святая-святых
– мозга. Сенсомоторное развитие в дошкольном
возрасте составляет фундамент умственного
развития, а умственные способности начинают
формироваться рано и не сами собой, а
в тесной связи с расширением деятельности,
в том числе и общей двигательной, и ручной.
Начало
развитию мышления дает рука. В процессе
деятельности мышцы рук выполняют
три основные функции: органов движения,
органов познания, аккумуляторов
энергии (и для самих мышц и
для других органов). Если ребёнок
трогает какой-либо предмет, то мышцы и
кожа рук в это время «учат» глаза и мозг
видеть, осязать, различать, запоминать.
Прикосновение
позволяет убедиться в наличии предмета,
его температуре, влажности и т.д.
Постукивание
дает возможность получить информацию
о свойствах материалов.
Взятие
в руки
позволяет обнаруживать многие
интересные свойства предметов: вес, особенности
поверхности, формы и т.д.
Надавливание
дает возможность определить, мягкий предмет
или твердый, из какого материала сделан.
Ощупывание
(обхват, отирание, поглаживание, круговые
и мнущие движения) мелких и сыпучих предметов
(например, зерна, крупы, соли) учит ребенка
ощущать прикосновение ладони или пальцев.
Большим, указательным, средним пальцами
дети ощупывают детали мозаик, пуговицы,
гайки, монетки; крупные предметы захватывают
всеми пятью пальцами. Если предмет не
умещается в руке, переходят к двуручному
ощупыванию - осязанию: одной рукой его
держат, фиксируют, а другой (ведущей) -
исследуют.
Ощупывание
поглаживанием
дает возможность определить
свойства поверхности. Штриховые и дуговые
движения кончиками пальцев с высокой
точностью помогают распознать не только
гладкость-шероховатость, и сорт материала,
например, на ощупь определить какая бумага:
газетная, пергаментная, промокательная.
Рука
познает, а мозг фиксирует ощущение
и восприятие, соединяя их со зрительными,
слуховыми и обонятельными в
сложные интегрированные образы
и представления.
Тонкую
моторику руки у дошкольников можно и
необходимо развивать. Есть много средств
и методик, способствующих развитию мелкой
моторики, их активно публикуют в журналах,
книгах, сборниках, на сайтах сети Интернет.
Эффективным
средством для развития мелкой моторики
в дошкольных образовательных учреждениях
являются пальчиковые
игры –
своеобразные упражнения для
развития мелкой мускулатуры пальцев.
Они тренируют точность двигательных
реакций, развивают координацию движений,
помогают концентрировать внимание. Например,
«Липкие пальчики», «Трудолюбивые пальчики»,
«Улей», «Капустка», «Домик», «Замок»,
«Пять пальцев», «Повстречались», «Раз,
два, три, четыре, пять», «Лодочка», «Коза
и козленок». В средних группах можно использовать
«Мытьё рук», «Рисование в воздухе кистями
и пальцами рук», «Радужные брызги», «Лепим
умелую и уверенную руку». В старших группах
- «Прикосновение», «Лепим добрую и нежную
руку».
Формирование
навыков осязания и мелкой моторики
происходит в различных
видах предметно-практической
деятельности.
Например, во время лепки из глины, пластилина
особенно хорошо развивается мелкая моторика,
укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются
тонкие движения руки и пальцев, закрепляются
навыки осязательного обследования, особенно
в процессе лепки с натуры. Также очень
полезны для развития пальцев рук такие
виды деятельности, как аппликационная
лепка, рисование, составление аппликаций,
работа с ножницами, конструирование из
мелких деталей, мозаика, работа со штампами,
ниткопись. Для развития пальцев и различных
хваток маленьким детям нужно рисовать
толстыми цветными мелками, а старшим
детям – мелками потоньше. Для детей важно
рисовать карандашами, краской и играть
со своими руками. Детям нужно разрешить,
в первую очередь, использовать различные
материалы, которые стимулируют их тактильные
и кинестетические способности, то есть
глину, краску для рисования пальцами,
тесто, песок и воду. Такие материалы тренируют
также кисти рук, заставляя напрягаться
и расслабляться.
Для
того чтобы тренировать сноровку
и подвижность кистей рук, эффективны
игры для пальцев с пением.
Например, «Что такое большой палец?»,
«Большой палец встречает большой палец».
Хорошо
известно, что упражнения для пальцев
стимулируют также языковое развитие.
Чтобы помочь детям узнать свои руки,
можно обвести одну из рук по контуру
на бумаги и затем назвать пальцы на рисунке.
Ребёнок может также сделать отпечатки
своей кисти с помощью краски или в гипсе.
Полезны также игры с пальчиковыми и кистевыми
куклами.
Также
эффективны игры с
мячом,
который полезен для стимулирования
развития кистей рук. Дети могут, например,
сесть в круг и бросать мяч друг другу,
называя свои имена, части тела или что-нибудь
подобное; бросать мяч в стену; играть
в мяч парами; кидать мяч друг другу; играть
одновременно с двумя или тремя мячами;
много раз подбрасывать мяч в воздух и
ловить его, не давая ему упасть.
Особое
место отводится такой работе,
как штриховка.
Вначале для штриховки используются трафареты
с геометрическими фигурами и лекала.
Дети обводят фигуры, а затем штрихуют
не только параллельными отрезками, но
и волнами и круговыми линиями, полуовалами,
петлями.
Дети
очень любят играть в «Теневой
театр»
(при складывании пальцев
определённым образом на стене можно получить
изображения различных животных). Для
этого необходимо простое оборудование:
экран или стена, настольная лампа (источник
света).
Работа
по развитию мелкой моторики у детей
дошкольного возраста может осуществляться
как в системе коррекционно- развивающих
занятий, так и в виде рекомендаций
родителям. При организации работы
по укреплению мышц рук, развитию ловкости
и координации движений используют разнообразное
спортивное оборудование, игрушки и мелкие
предметы. Личный контакт с каждым ребенком,
атмосфера увлеченности и радости помогают
детям чувствовать себя уверенно при проведении
подобных упражнений.
Для
того, чтобы их выполнение стало
увлекательной игрой, можно использовать
разнообразные приемы: пальчиковая
гимнастика; показ при помощи рук
различных изображений «очки», «стул»,
«колокольчик», «зайка» и т.д.), которыми
может сопровождаться чтение потешек
или сказок; конструирование из счетных
палочек; лепка из соленого теста и теплого
воска; обрывание бумаги разной плотности
и фактуры (папиросной, газетной, картона
и др.).
Восторг
вызывает у детей создание в группе
запланированного
беспорядка – разрывание цветной бумаги
на мелки кусочки, подбрасывание вверх,
любование их полетом
(«разноцветный бумажный
дождь») с последующим сбором обрывков
и выполнением коллективной аппликации
(«радуга»); сминание, а затем разглаживание
ладонями и пальцами скомконого листа
бумаги (заготовка фактурной бумаги для
рисования или аппликации). Нравится детям
и выполнение аппликации из природного
материала (семян, яичной скорлупы и т.п.);
выкладывание из морской гальки на фоновой
бумаге или индивидуальных фланелеграфах
различных изображений (декоративных
узоров, геометрических фигур, букв и т.п.);
набор мозаичных композиций из цветного
пластика на основе, покрытой слоем пластилина.
Для изготовления элементов
можно использовать цветные пластиковые
ёмкости от шампуней и пищевых продуктов,
разрезанные на квадраты размером 1 х 1
см.
Кроме
того, интересно детям нанизывание
бус и пуговиц на проволоку, тесьму
или леску; создание на ткани изображений
и узоров из цветных нитей; сматывание
шерстяной или хлопковой пряжи в клубок;
завязывание бантов и узлов различной
конфигурации; перебирание и сортировка
различных круп и семян (рис, пшено, горох,
фасоль, бобы и т.д.).
Во
время занятий по развитию мелкой
моторики нужно учитывать индивидуальные
особенности каждого ребенка, его возраст,
настроение, желание и возможности. Главное,
чтобы занятия приносили детям только
положительные эмоции. Не надо вкладывать
в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш
и мучить его работой над прописями. Первые
неудачи вызовут разочарование и даже
раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы
деятельность ребенка была успешной, -
это будет подкреплять его интерес к играм
и занятиям.
Умелыми
пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения,
пальчиковые разминки, проводимые систематически
в детском саду, дома, во дворе, во время
выездов на природу - с самого раннего
возраста, помогают детям уверенно держать
карандаш и ручку, самостоятельно заплетать
косички и шуровать ботинки, строить из
мелких деталей конструктора, лепить из
глины и пластилина, мастерить подарки
своим близким, принося им и себе радость.
Если будут развиваться пальцы рук, то
у детей будут развиваться мышление и
речь, отпадут проблемы обучения не только
в первом классе, но и в дальнейшем.
Таким
образом, для развития мелкой моторики
в дошкольных учреждениях можно
использовать пальчиковые игры,
различные виды предметно-практической
деятельности (лепка, рисование, конструирование,
аппликация), игры для пальцев с
пением, игры с мячом, теневой театр, мозаику
и другие средства.
В
интересах самого ребёнка начинать работу
по развитию мелкой моторики нужно с самого
раннего возраста. Уже грудному младенцу
можно массировать пальчики, воздействуя
тем самым на активные точки, связанные
с корой головного мозга. В раннем и младшем
дошкольном возрасте нужно выполнять
простые упражнения, сопровождаемые стихотворным
текстом, не забывать о развитии элементарных
навыков самообслуживания: застегивать
и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки
и т.д. В старшем дошкольном возрасте работа
по развитию мелкой моторики и координации
движений руки должна стать важной частью
подготовки к школе. Задача педагогов
– донести до родителей значение игр на
развитие мелкой моторики. Родители должны
понять: чтобы заинтересовать ребенка
и помочь ему овладеть новой информацией,
нужно превратить обучение в игру, не отступать,
если задания покажутся трудными, выполнять
их по этапам совместно, не забывать хвалить
ребенка.
По
итогам проведённого нами теоретического
анализа исследуемой проблемы можно сделать
следующие выводы.
Выводы по теоретической части исследования
Глава
2. Эмпирическое исследование
проблемы развития
мелкой
моторики у детей среднего
дошкольного возраста
посредством
серии
пальчиковых
игр
2.1.
Выявление исходного
уровня развития мелкой
моторики
у
детей среднего дошкольного
возраста
Для
подтверждения гипотезы о том, что
серия пальчиковых игр будет являться
эффективным средством развития мелкой
моторики у детей среднего дошкольного
возраста, если игры направлены на координацию
и синхронизацию движений мелких мышц
обеих рук; смена движений выполняется
по образцу взрослого (по показу и одновременно
с ним); движения выполняются точно, с ускорением
при повторениях, нами было проведено
эмпирическое исследование.
Экспериментальная
база исследования – МДОУ «Детский сад
№330 комбинированного вида» Октябрьского
Административного округа г.Омска. Количество
испытуемых – 50 детей в возрасте 4-5 лет
(2 средние группы ДОУ - №5 и №11 по 25 воспитанников
в каждой).
Игры для развития мелкой моторики рук у старших дошкольников
Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает творческие способности. Предлагаю вашему вниманию ряд простых, но полезных и увлекательных упражнений, которые могут дополнить игры дошкольников. Данный материал будет полезен воспитателям детских садов, логопедам, родителям детей дошкольного возраста.
1. Бусы
Цель:
Что необходимо:
крашенные макароны, длинный шнурок.
Как играем:
нанизываем макароны на шнурок, можно предложить определённое чередование цветов макарон.
2. Упражнения с пинцетом
Цель:
развивать точность движений, закрепить знание цветов.
Что необходимо:
пинцет, мелкие «пуговички» (я сделала их из влаговпитывающих салфеток для кухни с помощью дырокола), несколько маленьких мисочек.
Как играем:
раскладываем с помощью пинцета «пуговички» по цвету в разные мисочки (формы).
Как играем:
взять прищепку с любой картинкой, на коробке найти такую же картинку, прицепить на край коробки прищепку.
«Истоки
способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский
Актуальность. Как воспитатель группы старшего дошкольного возраста, я вижу актуальность данной проблемы на современном этапе при подготовке дошкольников к письму. В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации.
Цель: я поставила перед собой цель: подобрать максимально эффективные методы и средства для развития мелкой моторики. В процессе развития мелкой моторики решаются следующие задачи : совершенствуется зрительно-двигательная координация, ориентировка в микропространстве, укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки.
Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе - сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений.
Доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Они взаимовлияют друг на друга. Манипулятивная деятельность стимулирует речевое развитие, а использование речевого материала развивает артикуляционную моторику. Координация движений способствует выработке гибкости, точности движений, развитию глазомера. Все это повышает работоспособность коры головного мозга, активизируют мыслительную деятельность и головоломки с использованием счетных палочек. Так как основным видом деятельности дошкольников является игра, задания носят игровой характер.
Итог работы:
Итогом моей работы стали тематические игровые комплексы (10-15 минут), которые проводятся с детьми в вечерний отрезок времени и состоят из следующих видов деятельности:
1. Массаж кистей рук с использование чистоговорок, скороговорок.
2. Пальчиковая гимнастика с элементами логоритмики.
3. Работа с различным материалом (семена, счетные палочки, бумага, тестопластика, шнурки и т.д.)
4. Игры на координацию движений (с резиновыми и тряпочными мячами, магнитными удочками).
5. Копирование узоров, рисунков или работа в прописях.
Принципы работы. Основные принципы работы по развитию мелкой моторики соответствуют основным педагогическим принципам: развивающий характер обучения, систематичность и последовательность, сознательности и активности в усвоении, наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей. Игровые комплексы проводится с подгруппой детей (не более 10 человек) и требуют большого разнообразия раздаточного материала в достаточном количестве. В его подготовке нам помогают родители.
Разнообразие используемых материалов позволяет варьировать виды деятельности детей от складывания оригами до тестопластики, от шнуровки до бисероплетения. Для подборки речевого материала хорошо использовать загадки, скороговорки, физкультминутки, небольшие стихотворения.
В представленной мною презентации, вы увидите наиболее яркие моменты по работе над развитием мелкой моторики.
1. Работа с нитками очень разнообразна. Мы начинаем с рисования картинок по силуэту.
2. Еще один способ создания картин из ниток - мелкое их нарезание и приклеивание к трафарету. Дети с удовольствием работают в парах.
3. Шнуровка - дело знакомое еще с младшей группы. Мы предлагаем на деревянной дощечке с дырочками изобразить методом шнуровки печатные цифры.
4. Плетение разноцветными шнурками помогает ребенку развить чувство ритмичности, координировать работу обеих рук.
5. С помощью семян и плодов создаются узоры и пейзажи, развивается творческое воображение.
6. Счетные палочки - первые помощники на любом занятии. Из них мы выкладываем буквы, ответы на загадки, решаем головоломки.
7. Камушки помогают нам не только развить координацию движений и глазомер, но и закрепить зрительные образы букв и цифр.
8. Макароны и крупа - это не только вкусно, но еще и красиво.
9. Какая модница откажется от украшений, созданных детскими руками.
Результаты. Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма. Для диагностики сформированности навыка письма можно использовать рабочие тетради и прописи. В перспективе организация кружка «Озорные пальчики».
Воспитательные: воспитание заботливого отношения к птицам.
Развивающие: развивать мелкую моторику рук, глазомер и координацию движений.
ХОД занятия
1. Массаж пальцев рук «Птички»
(Первые две строки дети сжимают и разжимают пальцы. Затем поочередно массируют каждый пальчик на обеих руках. На последнюю строчку дети прячут руки за спину)
Пой-ка,
подпевай-ка:
Десять птичек
- стайка.
Эта птичка -
соловей,
Эта птичка -
воробей,
Эта птичка -
совушка,
Сонная
головушка.
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка -
коростель,
Эта птичка - скворушка,
Серенькое
перышко.
Это - зяблик,
Это - стриж.
Это -
развеселый чиж.
Ну, а эта -
злой орлан.
Птички,
птички, по домам.
2. Пальчиковая гимнастика «Пять утят ».
(Одна из рук - «мама утка» - стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к "утке» . Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят На слова «На берегу их мама ждёт « киваем» кистью руки (« мамой-уткой» ).
Пять утят плывут вперёд,
На берегу их мама ждёт,
Но только четверо утят
Вернулись к мамочке назад.
(постепенно
пальцы загибаются)
Четверо утят плывут вперед,…
Трое утят плывут...
Двое утят плывут...
Вот один плывёт вперёд,
На берегу его мама ждёт,
И снова пятеро утят
Вернулись к мамочке назад.
3. Работа с различными материалами. Оригами «Уточка».
4. Игра на координацию движений с магнитными удочками «Покорми утку».
На полу располагаются картинки с изображением корма для животных (крупа, зерно, трава, мясо, молоко и т.п.). На края картинок закрепляются железные скобки, в руках у детей удочки с магнитами. Задача детей поймать нужную картинку и переместить её на стол к своей уточке. Воспитатель помогает снять с удочки картинку, если она подобрана правильно. Игру повторить 2-3 раза.
5. Работа с тетрадями в клетку. «Травка для утят».
Используемая литература:
Т.А.Таченко.
Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков.
- Е.Ю.Тимофеева, Е.Н.Чернова. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой
моторики.
- Е.С.Большакова. Формирование мелкой моторики рук.
- М.Н.Бронзова. Прописи. Учись, малыш!
- С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина. Тесты (серия «Вся дошкольная программа»)
- Периодические издания «Обруч», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду».
Полноценное развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, а именно в 3-6 летнем возрасте, очень важно, поскольку от этого зависят речевые навыки, успехи в обучении и социализация. От примитивных хватательных жестов ладонью, характерных для 2-3 летнего ребенка, малыш переходит к более мелким движениям пальцами. Уровень развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста выявляет интеллектуальную готовность ребенка к письму, связной речи и логическому рассуждению.
Неполноценное развитие мелкой моторики у дошкольников — это не редкость в наше время, особенно часто оно встречается у тех детей, которых в семье не приучают к труду. Они неловки во всех видах практической деятельности, что в дальнейшем негативно сказывается на их самооценке.
В 5-6 лет ребенок при нормальном развитии может следующее:
Исследованиями крупнейших ученых (Павлова И.П., Леонтьева А.Н.) доказана связь общей моторики и речевой. Точные движения рук, ног, головы, туловища подготавливают совершенствование артикулярного аппарата. Это происходит потому, что центры мозга человека, отвечающие за речь и моторику, расположены рядом. Ученые выяснили, что способность говорить формируется под влиянием импульсов, идущих от рук. Особенно важно совершенствование тонких движений пальцев. Исследователи Щелованов Н.М., Денисова М.П. и другие выяснили, что это умение происходит с развитием зрения, осязания и кинестетического чувства, то есть положения и перемещения тела в пространстве.
Родителей должно насторожить, если они замечают за ребенком такие признаки моторного отставания:
Для диагностики развития мелкой моторики у старших дошкольников можно обратиться к таким специалистам, как невролог и логопед-дефектолог.
В домашних условиях можно провести 3 простых теста, авторами которых являются Нижегородцева Н.В. и Шадриков В.Д.:
Логопеды связывают влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников и считают, что если пальцы развиваются соответственно возрасту, то и речь будет нормальной и, наоборот, если пальчики недостаточной активны, то и речевое развитие задержится, хотя общая моторика может быть в норме. Важность развития мелкой моторики у дошкольников в том, что для успешного обучения в школе непременным условием является полноценная речь. Чтобы научиться писать, ребенок должен уметь производить точные движения кистью и пальцами рук. Иначе письмо станет проблематичным, медленным, и при малейшем увеличении скорости буквы будут написаны криво и неразборчиво.
Чтобы мелкая моторика рук соответствовала возрасту ребенка, ее развитие можно ускорить, применяя разные методы, основанные на том, что многочисленные нервные окончания на кончиках пальцев воспринимают огромный поток осязательной информации и направляют ее для обработки в головной мозг.
Проводить занятия можно родителям самостоятельно, главное, организовывать их таким образом, чтобы ребенок не переутомлялся и не терял интерес. Детям среднего и старшего дошкольного возраста нравятся игры с прищепками. Их польза в том, что кроме мелкой моторики они развивают координацию обеих рук, а также внимание, воображение и усидчивость. Для игры необходимы разноцветные прищепки (не очень тугие) и картонные картинки. Самые простые упражнения: прикрепляем к силуэтам и изображениям прищепки нужного цвета, так, чтобы они завершили картинку, например, послужили иголками для ежика, ушками для зайчика, руками и ногами для человечка. С игрой развиваем фантазию и знание цвета. Например, желтый круг может быть солнышком, к которому надо прикрепить лучи, или центром цветка, нуждающемся в лепестках.
Самые сложные упражнения из пальчиковых гимнастик с прищепками, в которых есть решение и других задач, следующие:
Очень важное занятие для рук у дошкольников — это лепка из пластилина, глины или теста. В процессе задействованы все мышцы рук. При этом дети учатся понимать и передавать характер изображаемого. Исследования показали, что после проведенного курса занятий 24% детей с недостаточным уровнем развития приблизились к норме.
Актуальность проблемы роста числа детей с затрудненным обучением отражена в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС), вступившем в силу в январе 2014 г. и поставившего перед педагогами и воспитателями задачу развития творческого потенциала детей, интеллекта, самостоятельности и вырабатывание условий для успешного обучения. Одна из форм такой работы — это кинезиология, которую еще называют «гимнастикой мозга». Ее применение исходит из индийской йоги и фольклорных пальчиковых игр Древней Руси.
Современные кинезиологические упражнения для дошкольников могут активизировать деятельность различных отделов коры головного мозга через движение и, прежде всего, направлены на развитие мозолистого тела, связывающего полушарии мозга. Если оно недоразвито, то передача информации из одного полушария в другое прекращается. Нарушается пространственная ориентация. Решение математических задач, образное мышление и творчество при этом для человека невыполнимы, несмотря на то, что он может связно говорить. Основное развитие связей между полушариями мозга формируется у девочек до 7, у мальчиков до 8-8,5 лет. Чтобы добиться успехов, заниматься следует ежедневно. В комплекс кинезиологии для дошкольников входят упражнения, состоящие из последовательно сменяющихся 3 положений рук. Постепенно ребенок запоминает их и делает самостоятельно. Занятия следует проводить в доброжелательной атмосфере, лучше всего в музыкальном сопровождении, направленном на определенную ритмичность выполнения движений.
В некоторых российских школах для кинезиологических упражнений выделено в общем 25-30 минут в день: перед началом занятий и во время пауз на уроках по 3-5 минут.
Специалисты дали названия упражнениям: «Колечки», «Лягушки», «Ухо-нос», «Змейка» и многие другие. Движения пальчиков сопровождается речью, четверостишиями. Эти занятия нравятся детям.
Развитие общей моторики, то есть крупных мышц тела ребенка, в семье возможно с помощью повседневных бытовых занятий и физических упражнений. От этой моторики зависит умение держать равновесие, точность тонких движений рук. Особенно полезны занятия на спортивных снарядах неуравновешенным детям. Желательно заниматься гимнастикой, прыгать, бегать, подтягиваться на перекладине. Собирать игрушки и вытирать пыль — это тоже упражнения по развитию общей моторики. Не отказывайтесь от помощи, если у ребенка есть желание помочь вам помыть посуду или вытереть пол. Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики дошкольников сводятся к следующему:
Дети, играющие на музыкальных инструментах, постоянно делают пальчиковую гимнастику, развивают мелкую моторику и память. Советы по организации занятий дома можно получить на консультации у психолога.
Как можно больше играйте с детьми. При необходимости научитесь делать массаж кистей и пальцев своему малышу. Не забывайте: детям для того, чтобы нормально развиваться, крайне необходима положительная оценка их деятельности.