Консультация для воспитателей детского сада "Использование нестандартного физкультурного оборудования"
Харчикова Людмила Николаевна, воспитатель МДОУ "ЦРР "Зорька" Детский сад №16, г ЖелезногорскЗдоровье детей всегда должно быть на первом месте. И всем известно, что ничто так не укрепляет его, как занятия физической культурой. Поэтому любовь к ней надо прививать с самого маленького возраста. Чтобы как-то заставить детей больше и, главное, с пользой двигаться, надо их заинтересовать. Нетрадиционное физкультурное оборудование как раз поможет им взглянуть на спорт с другой стороны и превратить занятия в веселую игру. Это значительно разнообразит жизнь ребенка. К тому же можно сделать нетрадиционное физкультурное оборудование своими руками.
Для детей очень важны различные упражнения, которые помогут развивать мелкую моторику. Это, кроме всего, положительно влияет на их психику и снижает заболеваемость. Нетрадиционное физкультурное оборудование своими руками, фото которого вы можете увидеть в нашей статье, как раз делает акцент на такие упражнения.
Большой плюс в том, что с помощью такого снаряжения можно проводить игры разного характера:
В принципе, если подключить фантазию, то можно подготовить даже специальный спектакль с интерактивными вставками (например, как победить Кощея с помощью занятий физической культуры).
Делается такое снаряжение очень легко. Нетрадиционное физкультурное оборудование своими руками изготовляется из подручных средств: бутылок, крышечек, веревок, упаковок от киндер сюрпризов и других вещей, которых можно найти в каждом доме.
На изготовление уходит не так уж и много времени. Можно также подключить детей, чтобы они помогали. Им будет очень интересно. При создании изделий стоит попробовать подключить фантазию и придумать что-то свое. Здесь нет никаких ограничений. Но, конечно, можно воспользоваться и уже известными наработками в этой сфере.
Всем известна игра, где привязанный к палочке шарик нужно забросить в специальную чашу. Это и есть бильбоке. Изготовить такое нетрадиционное физкультурное оборудование своими руками из подручных средств проще простого. Для этого понадобится:
Для начала нужно отрезать донышко от пластиковой тары. Желательно это делать так, чтобы не оставалось заостренных концов. В желтом яйце от киндера с помощью шила проделывается отверстие, куда продевается нитка. Чтобы она не выскакивала, на ее конце завязывают узел. Второй конец веревки продевают сквозь горлышко и закручивают вместе с крышкой. Для того чтобы сделать бильбоке более красочным и привлекательным, его надо обклеить яркой лентой. Можно использовать распечатанные картинки, блёстки и бисер.
Игры с бильбоке помогают развивать реакцию и координацию движений.
Казалось бы, как его использовать? Но ему можно найти массу применений. Например, мешочки можно класть на голову, чтобы дети постоянно держали осанку. Так как проблемы с искривлениями позвоночника становятся все более распространенными, то такие упражнения будут очень полезными. Сшить мешочек можно из обычной плотной ткани. Наполнителем послужит соль или песок.
Очень простое изделие. Для его создания понадобится прозрачная пластиковая бутылка, трубочка от коктейля, конфетти или фольга.
В крышке надо проделать отверстие. Туда будет просовывать трубочка. В саму бутылку помещают мелкое конфетти, порезанную фольгу или крупные блестки.
Ребенок должен вдыхать через нос, а выдыхать через рот в трубочку. Так он осваивает правильную технику дыхания и следит за веселым «фейерверком» внутри бутылочки.
Очень интересная и простая игра. На создание такого нетрадиционного физкультурного оборудования своими руками не нужно много материалов. Понадобится всего большая крышка от коробки (или просто картон), пластиковый стаканчик, цветная бумага, клей, трубочки и маленький шарик.
Делается он также просто. Крышку от коробки (если ее нет, то можно просто сделать бортики из картона) обклеивают зеленой бумагой с внутренней стороны. Так получится подобие поля. Ворота можно сделать из половинок пластикового стаканчика. Забивают голы на таком поле с помощью трубочек. Надо потоком воздуха загнать шарик в импровизированные ворота.
С помощью него можно устроить целую полосу препятствий. Для создания тоннеля нужен большой кусок ткани и толстая проволока. Сначала сшивается полотно. Затем сверху прикрепляется еще несколько маленьких полосок поперек тоннеля. Они будут скрывать проволоку, чтобы дети не поранились.
С помощью обычной ленты, красивой палочки и мягкой игрушки можно сделать увлекательную игру, которая поможет развивать мелкую моторику рук ребенка. С одного конца привязывается мягкая игрушка, а другой конец - к ручке. Важно, чтобы ленты все были одного размера. Задача проста: надо крутить ручку, наматывая на нее веревочку. Так игрушечный зверь потихоньку будет подтягиваться к малышу. Можно устроить целые соревнования.
С помощью нетрадиционного оборудования по физкультуре, своими руками можно устроить целый турнир по метанию. Для того чтобы стать настоящим Робин Гудом, не нужен лук и стрелы. Достаточно просто лотка из-под яиц, красок и упаковок от "киндеров". Лоток разукрашиваем так, чтобы он был похож на цель. То есть в центре должен быть маленький квадратик, выкрашенный в красный цвет. Это будет яблочко. Дальше чуть больший желтый круг, а затем зеленый. Вместо стрел метать надо будет упаковки от "киндера". Такая интересная игра помогает развивать координацию движений, точность и ловкость.
Татьяна Александрова
Статья из опыта работы воспитателя ДОУ «».
Александрова Татьяна Алексеевна воспитатель МБДОУ «Атлашевский детский сад «Золушка» Чебоксарского района Чувашской Республики
Предлагаю вниманию педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей детей статью, в которой рассказывается о том, как можно своими руками сделать нестандартное спортивное оборудование и использовать его в повседневной работе с детьми.
Сегодня быть здоровым - актуально. «Береги здоровье смолоду» - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни, ведь главная и великая ценность каждого человека - его здоровье.
От состояния здоровья детей в настоящее время зависит благополучие общества. Однако в последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения . Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, гиподинамия, - лишь некоторые факторы, которые агрессивно воздействуют на здоровье дошкольников. Исходя из практических наблюдений, можно отметить снижение интереса детей к организованной двигательной деятельности : их малоподвижность, нежелание принимать участие в подвижных играх и упражнениях.
Специалисты в области физического воспитания дошкольников утверждают, что именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, создаются предпосылки для развития выносливости, скоростно-силовых качеств, происходит совершенствование деятельности основных физиологических систем организма.
Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными - задача каждого дошкольного учреждения, Наш детский сад с приоритетным осуществлением физического развития детей. Педагоги детского сада проводят с детьми оздоровительные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья дошкольника. Комплекс мер направленный на сохранение и укрепление здоровья дошкольника получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» . При использовании в своей работе «здоровье сберегающих технологий» перед собой мы ставим такие задачи :
Воспитание потребности в здоровом образе жизни (алгоритм - от удовольствия к привычке, от привычки к потребности) .
Развитие физических качеств и обеспечение хорошего уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребёнка.
Создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни.
Поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом .
Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Важное значение в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованна предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.
Поэтому в нашем детском саду мы используем физкультурное нестандартное оборудование , изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активации физкультурно -оздоровительной работы.
При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей формированию здорового образа жизни детей - дошкольников, следует исходить из необходимости учета следующих факторов :
Индивидуальных социально-психологических особенностей ребенка;
Особенностей его эмоционально-личностного развития;
Индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей.
В наше время в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора и т. д.) . Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.
К сожалению, в детских садах еще есть дети , имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата : сутуловатость, вялая осанка, уплощенная стопа, вальгусное положение пяток. В процессе роста организма по различным неблагоприятным причинам могут возникнуть деформации позвоночника, ног и стоп.
Как утверждал Гиппократ "Стопа - это фундамент, на котором стоит здание - наше тело", и поэтому в нашем детском саду мы внедрили в практику своей работы совершенно нестандартное оборудование для профилактики плоскостопия. Дошкольникам обязательно нужно ходить босиком по разнообразным поверхностям. Выполнение упражнений с пособиями и дидактическим инвентарем повышает интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения. Поэтому я постоянно работаю над обогащением развивающей среды - изготавливаю нестандартное физкультурное оборудование .
Я разработала конспекты занятий и развлечений с использованием изготовленного нами нестандартного физкультурного оборудования и успешно применяю их на практике. Под моим руководством в группе создан физкультурный уголок , где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование , и нестандартное , изготовленное педагогами и родителями. Здесь можно увидеть различные массажные и ребристые дорожки, для профилактики плоскостопия, кольцебросы, бильбоке, гантели, разноцветные флажки, ленты, косички, султанчики и многое другое.
При изготовлении и использовании нестандартного оборудования необходимо помнить , что к нестандартному оборудованию предъявляются определённые санитарно-гигиенические требования.
Нестандартное оборудование должно быть :
1. Безопасным;
2. Максимально эффективным;
3. Удобным к применению;
4. Компактным;
5. Универсальным;
6. Технологичным и простым в изготовлении;
7. Эстетическим.
Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические
занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения . Оно объединяет физкультуру с игрой , что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску. Нестандартное оборудование стимулирует интерес детей, желание двигаться, участвовать в играх; вызывает радость и положительные эмоции.
Представляю вашему вниманию оборудование , изготовленное нами и применяемое в работе с детьми нашей группы.
Дорожки здоровья и массажные коврики
Цели : развитие мышц нижних конечностей, координации, ловкости, внимания, массаж рефлекторных зон стопы; формирование навыков различных видов ходьбы, прыжков.
Материалы : на основу (линолеум, плотная ткань) нашивают и наклеивают различные крышки от пластиковых бутылок, камни, пуговицы, веревки, семена фасоли, деревянные палочки и т д.
Задания : ходьба и бег на носках, пятках, ладонях и стопах, прыжки.
Занятия с использованием коврика со следочками способствуют формированию фундаментальных координационных способностей детей : пространственной ориентации, равновесия, ритма, различных реакций. Занятия на коврике «Гофр» со следочками полезны также и для предупреждения и коррекции плоскостопия.
Массажные коврики
Цели : развитие мышц нижних конечностей, координации, ловкости, внимания, массаж рефлекторных зон стопы.
Материалы : остатки полипропиленовых труб и труб из металлопластика, веревка.
Тренажёры для профилактики плоскостопия
Цели : развитие и укрепление мышц стопы, воздействие на биологически активные точки стопы.
Материалы : крышки от пластиковых бутылок, цветные карандаши, фломастеры, цилиндры, кусочки пластиковых труб.
Задание : собирание крышек пальцами ног или перекладывание из одной ёмкости в другую; рисование цветными карандашами на листах бумаги; катание и захватывание цилиндров стопами.
Тренажёры «Бильбоке»
Цели
Материалы : пластиковые бутылки из-под воды, к которым на шнуре прикрепляются контейнеры от киндер-сюрпризов, шарики.
Задания : поймать шарик ёмкостью.
Эспандер
Цели : развитие силы и гибкости, улучшение координации движений.
Материалы : пустые катушки от ниток, пробки от винных бутылок, костяшки от счётов, шнур.
Эспандер называют универсальным тренажером. Эспандеры используются при выполнении общеразвивающих упражнений в старшем возрасте.
Цели
Материалы : пластиковые ёмкости из- под воды, наполненные крупой, солью и соединённые друг с другом при помощи деревянных палочек и скотча.
Задания : различные общеразвивающие упражнения.
Султанчики маленькие
Цель : развитие дыхательного аппарата (речевого дыхания)
Материалы : на деревянной палочке крепятся контейнеры от киндер-сюрпризов, синтетические нити- волосы человечков.
Задание : дуть на нити, усиливая или уменьшая воздушную струю.
Султанчики большие
Цель : развитие мышц плечевого пояса и рук.
Материалы : синтетические нити.
Задания : различные общеразвивающие упражнения, танцевальные упражнения.
Игра «Футбол»
Цель : развитие дыхательного аппарата.
Материал : маски-ворота из плотного картона или фанеры, шарики.
Задание : дуть на шарики, усиливая или уменьшая воздушную струю до тех пор, пока шарик не окажется в воротах.
Снаряды для метания «Мешочки» , «Обручи» .
Цель : развитие глазомера, меткости, координации, ловкости, внимания.
Материалы : мешочки с солью, обручи из контейнеров от киндер-сюрпризов и крышек от пластиковых бутылок.
Задание : попади в цель.
Тренажёр «Веселая попадалочка»
Материал : емкость из-под воды (5 литровая, бельевая веревка, оракал.
Цель
Задание : попади в цель.
«Кольцеброс»
Материал : деревянные палочки, прикрепленные к основе, кольца из плотного картона, скотч или изолента.
Цель : развивать ловкость, меткость, глазомер, координацию движений.
Задание : попади в цель.
«Прокати в ворота»
Материал : дуги из контейнеров от киндер-сюрпризов и крышек от пластиковых бутылок, мячики, шарики маленького и среднего диаметра.
Цель : развивать ловкость, меткость, глазомер, координацию движений.
Задание : прокати в ворота.
Снаряды «Короны»
Цель : профилактика нарушений осанки и развития равновесия.
Материалы : контейнеры от киндер-сюрпризов и крышек от пластиковых бутылок, нанизанные на проволоку и соединенные в кольцо.
Задание : пронеси не урони на голове.
«Моталочки»
Цель : развивать мелкую моторику рук, ловкость, быстроту движений. Воспитание упорства, настойчивости, позитивного духа соперничества
Материал : палки, веревки, легкие игрушки.
.Использование : можно использовать в свободной игровой деятельности, в соревнованиях. Дети наматывают шнур с привязанной игрушкой на палочку. Игра «Кто быстрей?» .
«Солнышко» , «Змея»
Цель : профилактика плоскостопия, развивать ловкость, координацию движений.
Материал : косички из синтетических ниток, обручи из контейнеров от киндер-сюрпризов и крышек от пластиковых бутылок, «змея» из крышек от пластиковых бутылок.
Задание : упражнять в разных видах прыжков, ходьбы
Наши дети очень любят занятия с использованием нетрадиционного физкультурно-игрового оборудования . Одно дело выполнять упражнения для “поддержания здоровья”, и совсем другое – помогать сказочным героям, преодолевать препятствия, участвовать в сюжетной игре.
Нестандартное оборудование мы используем во всех видах детской деятельности : как в организованной (физкультурные занятия , утренняя гимнастика, гимнастика после сна и т. д., так и в самостоятельной, свободной (отдых, индивидуальные занятия и игры) . Оно позволяет повысить двигательную активность ребёнка, облегчить адаптацию, развить основные движения, поддержать положительные эмоции, разнообразить игровую деятельность, повысить уровень воспитательно -образовательного процесса, развивать каждого ребёнка с учётом его интересов и желаний.
Гармоничное сочетание разнообразных форм, цветовой гаммы разных пособий вызывает у детей положительные эмоции. Рациональная двигательная активность детей в многообразии условий физкультурно -игровой среды формирует у детей привычку к регулярным занятиям физической культурой.
Литература
1. Глазырина Л. Д. Физическая культура – дошкольникам. - М.: «Владос» , 2001.
2. Егоров Б. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми. // Дошкольное воспитание. № 5, 2001.
3. Рунова М. А. Формирование и коррекция осанки. Профилактика нарушения осанки. // Дошкольное воспитание. № 12, 2002.
4. Фомина Л. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду . - Москва : Просвещение,1984.
5. Харченко Т. Е., Организация двигательной деятельности в детском саду . - М.: Детство-пресс , 2010.
6. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Рунова М. А. «Физкультурное и спортивно- игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений». М.: Мозаика-Синтез, 1999.
7. Доронова Т. Н., Тимофеева Т. И., Короткова Н. А., Рунова М. А. «Материалы и оборудование для детского сада » . «Линка-Пресс» , 2004.
Нетрадиционного оборудования
«Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и семье…» Н.М. Амосов
Цель: внести в воспитательно-образовательный процесс по физическому воспитанию элемент новизны, с помощью яркого нестандартного оборудования вызывать у детей интерес к занятиям физкультурой.
На первый взгляд это всего лишь поделки, сделанные совместными усилиями воспитателей и родителей, но в работе они незаменимые помощники. Помогают развивать мышцы рук, ног, координацию движений, меткость, ловкость, внимание и вызывает у детей положительные эмоции.
Изготовления таких пособий не требует больших затрат. В основном использован разнообразный бросовый материал: все то, что наверняка найдется в любом доме из разряда ненужных вещей. А в результате получаются очень яркие привлекающие к себе внимание пособия.
«Цветные кольца»
Материал:
плотный картон, цветной скотч.
Изготовление:
из картона по шаблону вырезается кольцо, обклеивается цветным скотчем.
Эстафета «Брось кольцо»
Дети делятся на две команды, по очереди бросают кольцо на украшенную бутылку. Команда у которой больше попаданий – победитель.
Общеразвивающие упражнения с использованием колец
Кольца можно использовать не только в общеразвивающих упражнениях на занятиях и утренней гимнастике, но и в подвижных играх.
«Необычные шарики»
Материал
: пластиковые бутылки, цветная самоклеющаяся пленка, скотч.
Изготовление
: дно двух пластиковых бутылок украшается пленкой и соединяется скотчем.
Своей необычной формой шарики привлекают внимание детей, удобно помещаются в руке, они легкие, красивые. Занимаясь с таким пособием дети не только развивают мышцы рук, но и получают удовольствие.
«Космические ракеты»
Материал
: пластиковая бутылка, самоклеющаяся пленка, картон, скотч.
Изготовление
: ко дну бутылки приклеиваются конусы из картона, обклеивается пленкой, оформляется под ракету.
Эстафета «Космонавты»
Когда в эстафетах есть сюжет, а так же интересные атрибуты к ним, дети с удовольствием участвуют в соревнованиях.
Украшенные цветной пленкой пластиковые банки можно использовать, как ориентиры в эстафетах и перестроениях.
Изготовила ориентиры для построений в круг, шеренгу, в колонны.
С делала атрибуты для подвижных игр.
«Веселая гусеница»
Это оборудование особо полюбилось детям, так приятно наступать на мягкие следочки вырезанные из поролона. По гусенице можно не только ходить, но и прыгать.
Один из примеров использования «Веселой гусеницы»
Физкультурное занятие, дети выполняют основные виды движений, метод организации поточный. Это пособие прекрасно комбинируются и с другим нестандартным оборудованием. Его можно так же использовать для закаливания и для профилактики плоскостопия.
«Следочки, ладошки»
С помощью этого пособия можно даже закреплять понятия «правая, левая» нога или рука. Например, если дети действуют по указанию воспитателя.
«Шумелочки»
Эти яркие шумелочки нами используются даже на праздниках и развлечениях, они прекрасно заменяют музыкальный инструмент под названием маракас.
«Забавны воротики»
«Восьмицветик»
Это оборудование используется, как горизонтальная цель для метания. Пластмассовые яйца киндер сюрприза заменяют мячи. Ребенок выбирает себе ведерко определенного цвета и старается попасть в него. Подсчитав яйца определяется победитель.
«Волшебные цветы»
Их можно использовать в подвижных играх, они так же могут украсить любой праздник или развлечение.
«Яркие тарелочки»
Это оригинальное пособие тоже многофункционального использования, все зависит от фантазии педагога.
«Султанчики»
Легкие, воздушные, струящиеся шуршащие, султанчики так притягивают взгляд. Их можно использовать, как оборудование на физкультурных занятиях и как атрибуты в танцах.
«Ленты»
«Погремушки»
«Помпоны»
Наши малыши в восторге от этих помпонов и всегда с большим удовольствием метают их в любую цель, как в горизонтальную так и в вертикальную.
«Затейливый шар»
Шар используется для прыжков в высоту. Дети подпрыгивают к шару приклеивают бабочку к липучке. Его можно так же использовать на праздниках и развлечениях. Идея очень оригинальная и поможет оживит любое мероприятие.
«Цилиндры»
Когда у педагогов в наличие есть такое яркое и разное оборудование, то любое занятие может стать и занимательным и интересным
Г.Семей
КГДУ «Ясли-сад №3»
Умирова З.С.
(воспитатель по физической культуре,
Нетрадиционное спортивное оборудование в детском саду.
Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной. Для этого в нашем детском саду «КГДУ Ясли-сад №3», мы используем физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы.
Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь в спортивном зале, если есть желание и немного фантазии. Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения, варьировать задания. Нестандартное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску.
Особое значение в воспитании и обучении детей педагогический коллектив нашего детского сада, уделяет совместному творчеству педагогов, детей и родителей. Зная, что положительных результатов можно добиться, лишь сделав своими союзниками родителей, мы постарались вызвать у них интерес к физическому воспитанию и укреплению здоровья детей, показать насколько у них повышается интерес к занятиям при использовании нестандартного оборудования. Родители, заботясь о здоровье своих детей, обогатили спортивный уголок атрибутами, сделанными своими руками. По первой же просьбе воспитателей родители наших воспитанников принесли из дома разнообразный бросовый материл. Дошкольники очень любят мастерить игрушки вместе с взрослым. Соавтором творчества, ребёнок способен стать уже в 3 – 4 года. Вначале ребёнок наблюдает за работой взрослого, подаёт нужную деталь, старшие дошкольники уже сами могут склеить, подобрать детали, предложить какую – либо конструкцию. В средней группе, для детей 4-5 лет, в нашем детском саду, мы открыли творческую мастерскую под названием «Поделки из бросового материала». Вместе с воспитателями дети изготавливают разные поделки и игрушки, помогают мастерить для спортивного уголка групповой комнаты нестандартное спортивное оборудование. Естественно, что воспитатели предлагают детям доступную для их возраста творческую деятельность. Дети выбирают понравившиеся картинки и обклеивают ими коробки, украшают спортивный инвентарь самоклеющейся цветной бумагой, продевают в крышки от пластиковых бутылок капроновую нить, насыпают во флакончики от киндер сюрпризов крупу и т.д. Совместная творческая работа удовлетворяет потребность ребенка в активной деятельности, дает реальное воплощение мысли, фантазии. В процессе работы с природным и бросовым материалом дети познают свойства этих материалов, учатся сравнивать эти материалы между собой. У них закрепляются знания эталонов формы и цвета, воспитывается стремление добиваться положительного результата. Создание нестандартного оборудования - это всегда творчество, изобретение нового: по дизайну, по способу действий. Подобное оснащение способствует проведению новых интересных и увлекательных игр на занятиях. Это позволит малышам «отдохнуть» от постоянно повторяющихся упражнений, а педагогу – реализовать новые идеи и задачи обучения с минимальной затратой денежных средств. Нестандартное оборудование способствует повышению двигательной активности детей, формирует устойчивый интерес к занятиям физической культуры, как у мальчиков, так и у девочек. Применение нестандартного оборудования и пособий вносит разнообразие в подвижные игры и физкультурные мероприятия, позволяет шире использовать различные упражнения, варьировать задания, вносить изменения, разнообразить праздники и развлечения, как в помещении, так и на свежем воздухе. Использование этих пособий и оборудования увеличивает количество упражнений для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с ребятами, имеющими различную патологию.
Движение – это жизненная потребность, средство укрепления организма. Малыш по своей природе – деятель, и деятельность его выражается в движении. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее идет интеллектуальное развитие. Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы в двигательной деятельности он знакомился с как можно большим количеством разнообразных физкультурных пособий и предметов. Известен научно-обоснованный вывод, что ни имитация, ни образы не дают такого положительного результата при выполнении двигательных заданий, как оборудование и пособия.
Успех физкультурных занятий, да и эффективность физического воспитания детей в целом, зависит от форм, методов и приемов, индивидуального подхода к детям, а также в большой мере от наличия необходимой материально-технической базы. Предметное окружение имеет огромное значение для развития активности детей, формирования их инициативного поведения и творчества.
Недостаточное материальное обеспечение, отсутствие возможности приобрести дорогостоящее оборудование, горячее желание, несмотря ни на что сделать физкультурные занятия занимательными и эффективными, разнообразными и увлекательными, побуждают многих педагогов к поиску новых форм работы.