Двигательные особенности детей младшего школьного возраста. Особенности развития двигательных качеств учащихся младшего школьного возраста. Развитие двигательно-координационных способностей слабослышащих детей младшего школьного возраста средствами мини-ф

17.03.2019

Началу дискуссии под названием “Казахстан как социальное государство: новое измерение” положил доклад научного сотрудника КИСИ при Президенте РК Ирины ЧЕРНЫХ под названием “Социальное государство: Камо грядеши?”. Для начала спикер предложила всесторонне осмыслить термин “социальное государство” и отметила, что после распада СССР многие понимают его исключительно в связи с такими безусловными благами, как бесплатная медицина, бесплатное образование, стопроцентное трудоустройство. Но с точки зрения г-жи Черных, социальное государство - это, прежде всего, ценностные ориентиры общества. Пока они остаются неопределенными, социальное государство воспринимается как миф. Отсюда, в том числе, выходит вопрос и о степени вмешательства государства в регулирование социальной сферы: должно ли оно оказывать поддержку только наиболее уязвимым слоям населения или стремиться к созданию “общества всеобщего благоденствия”? Большой процент граждан выбрали бы второй вариант, не задумываясь, что в таком случае должна будет произойти максимизация сферы ответственности государства, а вместе с тем и максимизация сферы его полномочий, что в конечно итоге приведет к тоталитарному режиму в стране, поскольку, как заметила спикер, сценарий утопии все-таки невозможен. К негативным аспектам социального государства, помимо увеличения полномочий этого государства, можно отнести рост иждивенческих настроений, социальную апатию, воспроизводство патерналистских моделей взаимодействия общества и власти. Далее докладчик осветила две известных модели государственного регулирования социальных отношений в новейшей истории: ориентация на спрос (неолиберальная, кейнсианская): “Новый курс” Ф. Рузвельта, Народный фронт во Франции, и ориентация на предложение (неоконсервативная): рейганомика, тэтчеризм. В первой модели государство формирует развернутую социальную политику, стремясь всех обеспечить работой, хотя бы минимальным уровнем заработной платы, активизировать спрос, но это очень затратно для бюджета. В разных странах в начале ХХ века такой подход привел к экономическому кризису. Во второй модели, возникшей на рубеже 1970-80-х годов, государство ушло на второй план и перестало вмешиваться в социальное регулирование, обязуясь создавать приемлемые условия, но не обеспечивать развернутые социальные пакеты. Это дало толчок для развития предпринимательских слоев, появления новых рабочих мест, активизации экономического роста в западных странах.

По мнению г-жи Черных, если говорить о новом измерении социальной политики в Казахстане, ссылаясь и на программу Президента “100 конкретных шагов”, то ориентироваться необходимо на развитие человеческого капитала, а не на обеспечение минимального стандарта жизни. В целом Казахстан активно декларирует себя как социальное государство, о чем свидетельствует то, что за годы независимости в стране было запущено множество программ с сильным социальным уклоном: “Казахстан-2030”, “Десять простых шагов навстречу простым людям”, “Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к обществу всеобщего труда”, “Казахстан-2050” и других. Но в конкретных цифрах оценить их эффективность оказалось затруднительно, потому что таких данных нет. Сформировать картину помогают независимые социологические опросы. По данным КИСИ, 50% казахстанцев говорит о том, что денег им хватает только на покупку самого необходимого. Кроме того, спикер считает, что такой инструмент, как адресная помощь, неэффективен. Эта помощь минимальна и не покрывает даже базовых расходов людей, которые ее получают, при этом, они должны доказывать свое право на получение выплат, собирая множество справок. Г-жа Черных уверена, что социальное неравенство будет всегда: “От кошелька родителей зависит, насколько ребенок будет конкурентоспособен, когда вырастет”.

В качестве конкретных практик политолог предложила создавать условия для развития социальной ответственности населения и бизнеса, способствовать тому, чтобы человек развивался самостоятельно, модернизировать политическую систему, разработать критерии для оценки реализации политических решений и программ.

Председатель Алматинской общественной антимонопольной комиссии Петр СВОИК высказал мысль, что в Казахстане, с его нынешней несоциальной экономикой, внимание в большей степени должно быть уделено реформам в политике, а не в экономической сфере. “Социальное государство должны выстраивать такие институты власти, которые ориентированы на социальную проблематику. На нижнем уровне - это самоуравление на городском уровне по европейскому варианту, на верхнем уровне - это парламент с тремя равными по силе партиями, а не одной. Только тогда в парламенте будет социальное представительство”, - сказал Петр Своик.

Президент ТОО “Bisam Central Asia” Леонид ГУРЕВИЧ сообщил, что, согласно исследованиям его организации, только 1% казахстанцев не испытывает никаких финансовых затруднений. Хватает денег на все, кроме дорогих приобретений, 8% опрошенных. Приобрести только одежду и еду могут позволить себе 34% казахстанцев, а 5% граждан не хватает денег даже на еду. В категорию обеспеченных казахстанцев, выбравших вариант “мы можем купить себе основную бытовую технику”, вошли 46% опрошенных. Эксперт отметил, что, вопреки популярной версии, социальное положение человека не всегда напрямую отражается на его настроении. В рейтинге счастливых стран, в котором Казахстан занимает 24 место, лидируют Фиджи и Нигерия. Самыми несчастливыми называются Греция и Ирак, но, согласно рейтингам, к этой же категории могут быть причислены США с Гонконгом.

1. Понятие и виды юридических гарантий социального государства

Вообще слово "социальный" в латинском языке означает "общий", "общественный", то есть относящийся к жизни людей в обществе. Поэтому "социальным" в самом широком значении этого слова является любое государство, будучи продуктом общественного развития. Однако в данном случае под "социальным государством" понимается государство, обладающее особыми качествами и функциями.

Существование и деятельность социального государства тесно связана с такими общественными явлениями, как демократия, гражданское общество, правовое государство, свобода и равенство, права человека.

Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX - начале XX вв. (то есть позднее идеи правового государства) как результат объективных социально-экономических процессов, происходящих в жизни буржуазного общества, когда в противоречие вошли два его важнейших принципа - принцип свободы и принцип равенства. Теоретически сложилось два подхода к соотношению этих принципов. Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Бенжамен Констан, Джон Локк и др. отстаивали теорию индивидуальной свободы человека, вменяя государству в качестве основной обязанности охранять эту свободу от любого вмешательства, в том числе и от вмешательства самого государства. При этом они понимали, что в конечном счете такая свобода приведет к неравенству, однако считали свободу высшей ценностью

Во всех определениях социального государства первым и важнейшим его признаком называется признание, соблюдение и защита жизненно важных для каждого человека прав – социальных прав. Институт социальных прав – это система правовых норм, регулирующих отношения, "складывающиеся в процессе деятельности государства по обеспечению прав человека, статусов индивидов, гарантий и процедуры их реализации и защиты прав". В государствах созданы и функционируют средства и механизмы защиты прав человека, восстановления нарушенных прав и возмещения причиненного индивиду ущерба. Эти средства и механизмы различны и зависят от уровня развития демократии, от традиций государства, его экономического положения и др.

Важное место в правообеспечительном механизме государства занимают правовые (юридические) гарантии. В правовой науке под гарантиями понимается система социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов.

Очевидно, что права и обязанности – основной исходный элемент права и ничего более важного в структуре права, по существу, нет. В правах и обязанностях не только фиксируются образцы поведения, которые государство берет под защиту, считая их обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные юридические принципы взаимоотношений государства и личности. Существует, правда, и другая точка зрения, в соответствии с которой, если права человека сделать исключительной основой законодательства, то это приведет к анархии.

Реализация и эффективность норм о правах и свободах человека в любом государстве, обществе так или иначе зависит от многих факторов. По мнению В. В. Лазарева, в качестве таковых можно указать степень демократичности властных институтов государства; политические, культурные и правовые традиции; состояние экономики; нравственную атмосферу и степень согласия в обществе; состояние законности и правопорядка. Следовательно, для того чтобы обеспечить перевод возможностей, содержащихся в действующем законодательстве, в конкретные правоотношения, необходимо создать надежный механизм реализации и контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, поскольку человек включен во многие социальные отношения, выполняет множество социальных ролей.

Юридические гарантии прав и свобод граждан – это совокупность специальных правовых средств и способов, при помощи которых реализуются, охраняются и защищаются права и свободы, пресекаются их нарушения, восстанавливаются нарушенные права.

В научной правовой литературе вопрос о понятии и системе юридических гарантий рассматривается с разных точек зрения. Так, В. М.Чхиквадзе под юридическими гарантиями понимает развернутую систему институтов и норм материального и процессуального права. По мнению П. М. Рабиновича, под юридическими гарантиями следует понимать нормы права и основанную на них правоприменительную деятельность и индивидуальные юридические акты, в которых эта деятельность фиксируется. Л. Д. Воеводин отмечает, что гарантии – это тот надежный мостик, который обеспечивает необходимый в основах правового статуса личности переход от общего к частному, от прокламируемой в законе возможности к действительности. Для формирования юридического и фактического положения конкретного лица нужны благоприятные условия и эффективные средства, а это и есть гарантии. Он предлагает под гарантиями понимать условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод всех и каждого. Кроме того, под "условиями" понимается создание благоприятной обстановки для пользования основными правами и свободами и исполнения обязанностей, а под "средствами" – инструмент органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, самих граждан в борьбе за надлежащее осуществление основных прав и свобод, а под юридическими гарантиями – те правовые средства и способы, с помощью которых в обществе обеспечивается гражданам реализация их прав и свобод.

Некоторые авторы высказывают мысль, что в число юридических гарантий следует включить закрепленные нормами права средства надзора и контроля для выявления случаев правонарушений; меры правовой защиты; меры юридической ответственности; меры пресечения и другие правоохранительные меры; процессуальные формы охраны прав; меры профилактики и предупреждения правонарушений.

Ю. В. Кудрявцев предлагает под юридическими гарантиями понимать закрепленные в Конституции, законах и иных нормативных правовых актах условия и средства, обеспечивающие реальные возможности охраны и беспрепятственного осуществления, включая восстановление, прав и свобод человека и гражданина и надлежащее исполнение обязанностей.

В. С. Нерсесянц, рассматривая природу юридических гарантий, отмечает, что юридические гарантии воплощают идею согласованного действия права и государства, когда одни формы, направления и функции государственно-правовой регуляции и деятельности служат одновременно защитным механизмом для других, и наоборот. Именно в контексте взаимной поддержки и согласованности различных частей и аспектов всего государственно-правового комплекса отдельные специальные формы и конструкции юридических гарантий прав и свобод личности могут реально осуществить свою защитную роль. Другими словами, юридические гарантии сами нуждаются в юридических гарантиях, в форме которых выступают правовое государство и правовые законы.

Реализация прав и свобод может выражаться в форме фактического правообладания, пользования, распоряжения ими в защите, восстановлении прав в случае их нарушения. Л. Д. Воеводин отмечает, что обладание, пользование, распоряжение, а в случае нарушения и восстановление конституционных прав и свобод составляет содержание юридического процесса претворения их в жизнь. Наиболее полно оно выражается в пользовании теми социальными благами, которые предусмотрены соответствующими конституционными правами и свободами. Для претворения в жизнь прав, свобод и обязанностей и нужны гарантии. Их характер, система и виды должны соответствовать определенным формам реализации прав и свобод и осуществления обязанностей.

В демократическом правовом государстве не только граждане, но и властные структуры заинтересованы в создании механизма реализации и контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Поэтому в ст. 2 Конституции Российской Федерации провозглашено, что "…Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина– обязанность государства". Эта статья расположена в разделе "Основы конституционного строя", закрепляя тем самым за государством обязанность создать систему органов по защите прав человека (судебные органы, органы исполнительной власти, парламентские и президентские структуры, институт омбудсмана), и устанавливать конкретные юридические механизмы и процедуры такой защиты. Следовательно, защита прав и свобод индивида закрепляется в конституции как принцип общества и государства, а механизм обеспечения прав человека "объективно приобретает форму юридических гарантий".

Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан, государство имеет право требовать от них правомерного поведения, которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах. Поэтому государство формулирует свои требования к индивидам в системе обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение.

Поскольку в социальном государстве государственная власть ограничена необходимостью подчинения правам человека и гражданина то и политика социального государства, в первую очередь, направлена на создание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека. Свободное развитие человеческой личности достижимо, если права, закрепленные в Конституции и в законах, базируются на признании достоинства человека и если в государстве созданы условия для пользования каждым гражданскими и политическими свободами, равно как и экономическими, социальными и культурными правами. Юридические гарантии защиты прав человека можно подразделить на внутригосударственные и международные механизмы гарантий прав человека и гражданина.

В.А. ЗАТОНСКИЙ,

доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и административного права ЮУрГУ

Социальная ориентированность - важнейшая черта сильной рациональной политической власти. Сущность этого аспекта характеристики современной правовой государственности может быть раскрыта через выяснение содержания следующих научных категорий: «социальное государство», «социальная (социально ориентированная) политика», «социальная защита населения» и др.

Эффективную государственность, развитое правовое общество можно охарактеризовать как состояние государственности, обеспечивающее величие страны. Главный же показатель этого величия - права человека. В современных условиях нельзя решить, является ли какая-то страна великой, если в показатели ее состояния («лица») не введено «человеческое измерение». Именно разработанность понятия «права человека» и его юридическое оформление во внутригосударственном и международном праве позволяет ввести такое измерение в критерии социальных оценок. Именно права человека во многом позволяют качественно обозначить и считать доступной социальной верификации гуманизацию общественной деятельности. Гуманизм содержательно конкретизировался по сравнению с абстрактно декларативной формой его репрезентации.

Страна не может считаться великой, а государство сильным, если большинству населения живется плохо. Высшими критериями развития страны, уровня ее правовой организации являются качество жизни и положение личности в обществе. С утверждением прав человека сознание и культура цивилизованного человечества поднялись на новую ступень. Стало понятно, что необоснованно наделять эпитетом «великая» страну до выявления уровня и качества жизни ее населения, ее правового состояния.

Велика та страна, где много счастливых судеб, где граждане имеют возможность использовать свои права так же легко, как и дышать воздухом, где собственные таланты «расцветают», а не стремятся оказаться за рубежом либо, оставаясь в стране лишь формально, работать по контракту на иностранные фирмы.

Цивилизованным человечеством признано все, что было и есть в России великого. Мы по праву гордимся тем, что она является страной непревзойденной духовной культуры, великих ученых и деятелей искусства, величественного героизма народа, бесстрашных и благородных поборников счастливого будущего Родины. Но России еще предстоит многого добиться, чтобы стать великой, по-настоящему цивилизованной правовой державой.

Трудно не согласиться с Л.В. Максимовым, который утверждает, что человек не только разумен, но и неразумен. Неразумность - такой же признак человеческого в человеке, как и его разумность. «Разве не является фактом, что человек с того момента, как некое животное превратилось в гомо сапиенс, всегда, опираясь на разум, знал, как правильно (разумно) устроить свою личную и общественную жизнь, и в то же время постоянно на практике поступал неразумно. Он убивал себе подобных, разрушал природу, создавал оружие, способное уничтожить вид в целом, наносил ущерб собственному здоровью (курил, пил спиртное, употреблял наркотики, лишал себя движения), знания заменял верой, сиюминутные удовольствия ставил выше надежного будущего, правде предпочитал обман, нормальным отношениям - зависть, ложь, вражду, ненависть и т. д.»

Процесс движения к правовому обществу - это процесс борьбы в каждом человеке и обществе разумного и неразумного, конструктивного и деструктивного, хаоса и организованности. Родина для каждого включает связи с соотечественниками. Мы уже не сможем обрести такую Россию, какой она могла бы быть, если бы не вмешательство тех, кто жестоко и якобы ради ее величия уничтожал ее народ. Недаром А. Солженицын национальную идею видит в сбережении народа. Движение к справедливому, правовому обществу - это процесс, основным содержанием которого является сбережение народа, обеспечение свободных и безопасных условий его жизнедеятельности.

Россия ратифицировала международные пакты по правам человека. Дело за тем, чтобы их соблюдать. Недопустимо считать великой страну, в которой не соблюдаются права человека, а значит, попирается сама личность. В современном понимании государство, общество не может стать великим, не став правовым.

Правовое общество, основанное на господстве права, - не вынужденная мера, не тактическая задача, а именно стратегическая установка, цель правовой политики государства. Только так власть может стать реальной, а не виртуальной, но произойдет это лишь тогда, когда законы будут «работать» и достигать своей цели.

Д. Локк полагал, что кроме общего блага великой и главной целью объединения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства является сохранение их собственности, т. е. своих жизней, свобод и владений . У И. Бентама государство основано на принципе пользы, или выгоды. Эта польза понимается им как свойство или способность какого-либо предмета (в том числе государства) предохранить от какого-либо зла или доставить какое-нибудь благо.

В. фон Гумбольдт важнейшей заботой государства считал благосостояние его граждан, их безопасность, защиту от внешних врагов, гражданские свободы. Он, в частности, отмечал, что государство всемерно заботится о позитивном благосостоянии своих граждан и не делает ничего более того, что необходимо для их собственной безопасности и для защиты от внешних врагов. Никакие конечные цели государства не могут ограничивать гражданские свободы.

Для В.О. Ключевского цель государства - это внешняя безопасность и внутренний порядок или, другими словами, общее благо, в понятие о котором и входят эти два интереса7. В качестве содержания цели государства называют также счастье всех его членов или всеобщий интерес, выступающий как субстанция, объединяющая определенное множество частных интересов.

Понятие социальной государственности возникло в конце XIX - начале XX века и означало появление таких качеств, которых не было у либерального правового государства. В основе этого процесса лежал вопрос о взаимоотношениях государства и человека в условиях свободной рыночной экономики. Он затрагивал важнейшие принципы буржуазного общества - свободу и равенство, а поэтому изначально был в центре противостояния представителей различных течений экономической и политико-правовой мысли.

Сформировалось два подхода к проблеме. Первый базировался на приоритете свободы, ставя индивидуальную свободу человека выше равенства. Сторонники этого подхода (А. Смит, С. Милль, Б. Констан, Д. Локк и др.) считали, что основная обязанность государства - оградить эту свободу от чьего-либо, в том числе государственного, вмешательства. Экономическая свобода превыше всего, главная ценность, а политические права - лишь средство охраны независимости и индивидуальной свободы личности.

Второй подход, не отрицая значимости индивидуальной свободы, стремился сочетать ее с участием государства в обеспечении равенства людей. Основоположником такой концепции был Ж.-Ж. Руссо. Главным в концепции было двоякое понимание свободы: негативное (свобода от вмешательства государства) и позитивное (право гражданина рассчитывать на определенные действия государства). Свобода не может существовать без равенства.

До конца XIX - начала XX века преобладал первый подход. Однако уже в конце XIX века обнаружились отрицательные последствия реализации принципа негативной свободы (классовые противоречия, резкая поляризация между богатством и бедностью).

Все это грозило социальным взрывом. Одним из факторов социальной напряженности стала получившая широкое распространение и признание марксистская доктрина, ориентированная на свержение буржуазного строя.

Неолиберальные теоретики, уловив эти процессы, развили позитивное понимание свободы, означающее обязанность государства проводить социально ориентированную политику. По мнению П. Новгородцева, такое понимание свободы означало целый переворот понятий, который знаменует новую стадию в развитии правового государства. Перенос акцента на социально ориентированную политику означал установление новых параметров отношений между государством и человеком, связанных с обязанностью государства принимать меры, содействующие обеспечению нового поколения правами человека. Так возникла идея социального государства.

После второй мировой войны слова «социальное государство» появились в конституциях ряда западноевропейских стран (ФРГ, Франции, Италии и др.).

Современное понимание обязанностей социального государства резко отличается от первоначального. В послевоенные годы считалось, что функции такого государства сводятся к провозглашению социально-экономических прав, раздаче пенсий и пособий.

В современной отечественной юридической литературе встречаются следующие различные определения социального государства:

· «...это такое государство, в котором учитываются интересы всех социальных слоев общества, где трудоспособным людям предоставляется возможность зарабатывать на достойную жизнь себе и своим семьям, а нетрудоспособным обеспечивается гарантированный уровень жизни посредством выплат пенсий, пособий, оказания других видов социального обеспечения и социальной помощи. Это государство, в котором человеку гарантировано право свободы потребления и право свободы хозяйственной деятельности и т.д.»;

· «...это характеристика, относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционные гарантии экономических и социальных прав человека и гражданина и соответствующие обязанности государства»;

· «...это государство, проявляющее заботу о человеке, оказывающее поддержку менее социально защищенным слоям населения»;

· в нем «главной задачей... является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, стремиться влиять на распределение экономических благ в духе принципа справедливости в целях обеспечения каждому достойного человека существования»;

· это государство, «которое берет на себя ответственность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности».

Можно встретить и другие определения. Кто же прав? Какое из приведенных определений точнее передает суть социального государства? Кто из авторов ошибается? Ответ однозначен. Никто не ошибается. Все правы. Все приведенные определения дают ответ на вопрос о том, что такое социальное государство.

Все дело в том, что социальное государство, как и демократическое, конституционное, правовое, - понятие многоаспектное, многопризначное. Включить все его черты, характеристики в одно определение, которое должно быть достаточно четким и лаконичным, вряд ли возможно, да и не нужно. Определение должно вобрать в себя самое главное, сущностное из множества того, что мы можем сказать о социальном государстве.

Социальное государство - это демократическое правовое государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности, признающее социально ориентированную политику важнейшим направлением своей практической деятельности и эффективно реализующее закрепленные в конституции основные направления этой политики, благоприятствующее труду.

Принципиальным является то, что социальное государство (в прогрессивном его понимании) не стремится решать социальные проблемы путем уравниловки за счет отказа от свободы (прежде всего экономической), как это делало тоталитарное государство. Оно направляет свои усилия, использует свои возможности для защиты социально слабых слоев в рамках свободы, не ограничивая последнюю, а, напротив, развивая ее, используя свободу, которой может пользоваться для повышения своего благосостояния большая часть общества, и помогая людям непредприимчивым и бедным.

Предложив понятие «экономические, социальные и культурные права», обновленная теория естественного права приблизилась к нуждам и потребностям людей, в максимально возможной степени соединилась с ними. Экономические, социальные и культурные права - это права на социальную помощь со стороны государства.

Эта группа прав характеризует правовое государство новейшего периода, когда оно предстает как социальное правовое: права на образование, свободу любой творческой деятельности, на интеллектуальную собственность, на свободное использование своих способностей и имущества, на социальную безопасность и защиту в условиях безработицы, на благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на жизнь, достойную человека, и т. п.

Проблемы концептуального осмысления и практического осуществления социальных прав и гарантий являются характерными составляющими идеи социального государства. В качестве примера можно взять основные аспекты концепции и практики деятельности социального государства в Германии. Специалисты считают, что понятие «социальное государство» в Основном законе ФРГ не определено. Конституция оставляет за законодательной и исполнительной властью право наполнять это понятие конкретным содержанием.

В качестве основных идей социального государства признаются: условия жизни, не унижающие человеческое достоинство; социальное равенство; оказание социальной помощи нуждающимся.

Условия жизни, не унижающие человеческое достоинство, трактуются с чисто экономического подхода. Под ними понимается прежде всего не унижающий человека прожиточный минимум. В конкретной трактовке такого подхода четко прослеживается экономический рационализм, соединенный со справедливостью. Каждый взрослый гражданин обязан обеспечивать себя и содержать свою семью, руководствуясь принципом индивидуальной ответственности.

Однако бывают ситуации, когда человек не в состоянии обеспечить свое существование самостоятельно. В таких случаях социальное государство должно взять заботу о нем на себя. Оно обязано снабдить его такими жизненно необходимыми вещами, как продукты питания, жилье, поддержать в случае болезни и т. п. Гарантия прожиточного минимума в современном обществе выражается в форме оказания социальной помощи. Право на нее, с учетом того что она должна обеспечивать прожиточный минимум, гарантировано законом.

Социальное равенство подразумевает социальное равенство для определенных групп населения. Государство, если оно действительно социальное, обязано реагировать на факты социального неравенства различных групп населения (многодетные семьи, одинокие матери и отцы, дети и молодежь, инвалиды).

Оказание социальной помощи нуждающимся - следующий фундаментальный принцип социального государства. Он начинает «работать» в ситуациях, когда человек попадает в сложное социальное положение, вызванное, например, болезнью, преклонным возрастом, смертью кормильца, инвалидностью или безработицей. Такие ситуации сопровождаются чаще всего утратой источника средств существования либо внезапно, неожиданно возникшей необходимостью произвести особые затраты (например, на лечение).

Для этих граждан предусмотрено принятие специальных мер, важнейшей из которых в Германии и ряде других стран является система социального страхования. Она поддерживает уровень жизни застрахованного в случае наступления нетрудоспособности по болезни, в результате несчастного случая или смерти близких. Подобная защита выходит далеко за рамки обеспечения прожиточного минимума. Право на социальную помощь реализуется через процедуру выплаты определенных страховых взносов лицам, имеющим социальную страховку.

В современном понимании социальное государство призвано также:

· создавать условия для обеспечения граждан работой;

· перераспределять доходы через государственный бюджет в интересах социально незащищенных категорий населения;

· обеспечивать людям прожиточный минимум и содействовать увеличению числа мелких и средних собственников;

· охранять наемный труд;

· заботиться об образовании, культуре, семье и здравоохранении;

· постоянно улучшать социальное обеспечение и др.

Таким образом, наиболее характерные черты социального государства находят отражение в его социальной политике. В соответствии со ст. 7 Конституции РФ она направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Социальная (социально ориентированная правовая) политика - часть общей политики государства, которая регулирует посредством права отношения между социальными группами, между обществом и его членами, связанные с изменениями в социальной структуре общества, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни. Социальная политика современного государства - широчайший спектр актуальной для личности и общества деятельности, направленной на решение задач, вытекающих из нормального, бесконфликтного существования общества.

Общая социальная политика может и должна распадаться на политику социально-экономическую, социально-правовую, социально-духовную, социально-экологическую и др. Эта позиция становится очевидной, когда мы начинаем перечислять государственные задачи, без решения которых невозможно создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, не может функционировать современное общество. На первом месте стоит признание, обеспечение и защита прав и свобод человека, создание наиболее благоприятных условий для реализации его законных интересов, безопасность, технический прогресс, здоровье нации, поддержка науки, культуры, образования.

Современное понимание предназначения социального государства не ограничивает его задачу только проведением социальной политики. Помимо собственно социальной политики, социальную ориентацию должна приобрести экономическая политика правительства, не отрицая конкуренцию и экономическую свободу, в то же время поощряя индивидуальную инициативу, усиливая стимулы к росту личного благосостояния. Девиз такого государства: «Бороться не против богатства, а против нищеты». Термин «социальная политика» для характеристики предназначения социального государства узок. Более точным является расширительный термин «социально ориентированная политика».

Закономерности развития гражданского общества таковы, что воплощается в жизнь предвидение Гегеля о взаимопроникновении этого общества и правового государства как воплощение в действительность этического императива. Во второй половине XX века стала осуществляться концепция социально ориентированной рыночной экономики, когда происходит соединение принципов рыночной свободы и социальной справедливости. Это фактически означает, что государство становится участником игры экономических сил на рынке, чтобы обеспечить социальную защиту тем, кто нуждается в помощи и желает сохранить свое человеческое достоинство.

Социальная функция государственного регулирования рыночной экономики существенна для человека, личности в демократической системе. Во-первых, осуществляется идея о необходимости заботиться о всех членах общества без исключения. Так как рынок выступает в качестве социального инструмента экономического благополучия и сам по себе не содержит экономических и правовых средств социальной защиты человека, во имя общественной справедливости должны быть выделены средства для так называемых рыночно слабых и рыночно пассивных, которые не имеют доходов или имеют их недостаточно. Именно в этом заключается суть перераспределения в форме второго распределения доходов. Если не учитывать это обстоятельство, оно может привести (и приводит) к социальному бесправию, серьезным конфликтам в обществе.

Во-вторых, демократические силы вынудили государство гуманизировать производственные отношения, смягчить последствия неограниченной конкуренции, привести в соответствие принципы всемерного развития частной инициативы и социальной ответственности. В-третьих, длительная кампания социаллибералов за справедливость в отношении социально незащищенных слоев населения снизила уровень недовольства и революционный потенциал. Не следует забывать, что социальная функция государственного регулирования экономики имеет своим истоком защиту демократии от революции.

Осуществление социальной функции государством в демократической системе дало основание назвать его государством всеобщего благосостояния. Социально ориентированная политика должна препятствовать резкой дифференциации общества, чтобы не допускать острых социальных конфликтов. Кроме того, современное государство как субъект легализованного принуждения должно воздействовать на те слои населения, отдельных граждан, действия которых являются общественно вредными либо опасными. Его компетентные органы обязаны сдерживать отклоняющееся, общественно вредное и опасное поведение людей. Они призваны осуществлять определенный социальный контроль над соблюдением законов, принципов и правил человеческого общежития.

Положения о социальном государстве закреплены в ст. 7 Конституции РФ. В ч. 1 закреплено, что Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В ч. 2 перечислены основные направления социальной политики государства. В их число входят:

· охрана труда и здоровья людей;

· установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

· обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

· развитие системы социальных служб;

· установление государственных пенсий, пособий;

· иные гарантии социальной защиты.

В теоретических трудах понятие «социальная защита», его содержание оценивается неоднозначно. Многие юристы, экономисты, социологи под социальной защитой понимают совокупность различных мер государства, мероприятий, направлений его деятельности.

В действительности же социальная защита не обязательно связана только с государственными мерами.

Наряду с понятием социальной защиты употребляется термин «социальная защищенность» как результат реализации социально-экономических прав человека, проявляющийся в высоком уровне его благосостояния. Разнообразно истолкование социальной защиты в различных нормативных актах. Так, Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» под социальной защитой понимает деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации (ст. 1). Таким образом, социальная защита связывается с трудной жизненной ситуацией, что не совсем верно. Социальная защита нужна и тем, кто не оказался в такой ситуации. Иное дело, какой объем социальной защиты получает и требует тот или иной человек.

Социальная защита населения - это законодательно закрепляемый и реализуемый государственными и муниципальными органами комплекс мер в сфере денежного и натурального обеспечения, услуг и льгот, направленных на социальную поддержку нуждающихся граждан, создание условий для их самореализации и самообеспечения и осуществляемых за счет федерального, регионального, местного бюджета, а также за счет фондов социальной поддержки населения, других источников сверх традиционно реализуемых системой социального обеспечения.

Социально-правовая защита - это законодательно закрепленный упорядоченный комплекс мер, определяющих порядок совершения юридических действий, которые направлены на оказание помощи в восстановлении социальной справедливости и нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан.

Перечень направлений социальной политики России в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ не соответствует задачам, которые закрепляют за государством конституции развитых стран. Термин «социальная защита» и формулировка «иные гарантии» предполагают возможность расширения социальных обязанностей государства в будущем законодательстве.

Социальность - важнейшая черта сильной, рациональной политической власти. Демократическое правовое социальное государство, активно действующие граждане, свободно объединяющиеся в группы, ассоциации и т. п., взаимодействующие между собой и с государством на основе права, - это и есть сильное общество (нормальное, эффективное, активное, результативное и т. п.).

Сильное государство как средство должно послужить прежде всего идеям становления правового и социального государства. Непроницаемые для государственной власти стороны общественной жизни должны вводиться в круг забот государственного аппарата. Последний должен проявить себя как источник действенной, реальной силы, способной нести преобразования. Необходимо снести «китайско-берлинскую стену» отчуждения государства и общества.

Государство - система жизнеобеспечения, кровеносная система общества. Общество и государство не могут и не должны противопоставляться. Следует постепенно выработать концепцию взаимодействия государственной власти и общества, преодолеть конституционный схематизм конструкций, мало согласованных между собой: формальных, пустых с точки зрения юридической применимости.

Российское государство сегодня - модернизируемая система, ищущая свой путь развития (однако не строгих и объемных целей) для построения правового, социального и демократического государства. Рассуждая о национальной самобытности государственной власти, мы должны признать относительную универсальность общепризнанного эталона правового и социального государства. Однако этот универсализм должен корректироваться; схематичное отношение к построению отдельно взятого государства неприемлемо. Реформируемая система российской государственной власти, по мнению А.Ю. Мамычева, основывается на синтезе национальных и общечеловеческих традиций, сильной верховной власти, социальной справедливости, свободе личности и политическом плюрализме в рамках традиционной преемственности. Стратегия должна ориентироваться на евразийский проект гарантийного государства, который наиболее органичен отечественной правокультурной традиции. Положения Конституции РФ должны быть скорректированы и дополнены духовно-нравственными и идеократическими основаниями государственной власти, традиционным для отечественного социума принципом взаимного социально-правового и политического «служения».

Исторический опыт развития социального типа современного государства позволяет предвидеть определенную тенденцию его становления и в российских условиях. Государство стремится быть представителем социальных интересов всех членов общества, стараясь максимально проводить социально ориентированную политику, гарантировать права, установленные в отношении граждан. Формирующееся на основе четких требований правовых норм, направленных на максимальную реализацию правовых предписаний, современное государство является правовым по содержанию деятельности. По направленности этого содержания его можно расценивать как социальное.

Под социальным государством понимается «такая модель построения системы власти, которая обеспечивает осуществление равновесия (гармонии) между личными и общественными интересами, существующими в различных формах, при различных социально-экономических условиях и в разные исторические эпохи, и которая выражена во взаимосвязи двух моментов: внутреннего (правосознание граждан) и внешнего (политические формы). ...Социальное государство - это государство, целью которого является осознание каждым человеком публичного интереса в тех сферах жизни, где это необходимо, и выработка компромисса частных интересов, где это возможно. Вся форма государства и его установления обусловлены достижением такой цели».

Социальное государство - наивысшая ступень развития демократического правового государства, его неотъемлемый, генетически сформировавшийся признак, определяющий общую содержательно-функциональную ориентацию.

В идее социального государства лежат постулаты о сокращении роли излишнего государственного регулирования, развитии в обществе начал самоуправления, использовании государственной власти для обеспечения прав каждого конкретного человека, т. е. определяется общечеловеческий характер государства. В характеристике социального государства акцент делается на качественных признаках государства, содержании и смысле государственного управления. В основу идеи социального государства положен принцип максимального учета частных интересов. Но такая цель может ставиться только при наличии определенных экономических, правовых и политических предпосылок. Одной из них безусловно является действенность реальной государственной власти как силы, способной открыто и эффективно использовать все государственные ресурсы, имеющиеся в наличии, при поддержке и сотрудничестве всех структур общества.

Возникает естественный вопрос: не идеальна, не утопична ли данная картина общенародной инициативы по поддержанию публичных функций, не фантом ли государство, способствующее социальным компромиссам?

Российская государственность стоит на грани дезорганизации; институты власти во многом девальвированы субъективным отношением правящих элит; правовые ценности и само право систематически игнорируются. В этих условиях преждевременно констатировать реальность социального государства. Для него необходимы стабильность государственной власти, достаточность ее управленческих ресурсов, решение проблем организации аппарата, способствующего реальному политическому сотрудничеству и учету в своей деятельности мнения представителей большей части населения, а также решение основных проблем суверенизации государственной власти в области международной и внутренней экономической, идеологической, военной, криминальной, экологической и иной безопасности.

Государство должно дозреть до уровня социального, а выстраивание политики социального государства в не сложившихся для этого условиях является по меньшей мере «подножкой», утопией, попыткой увести страну в сторону от общенациональных интересов развития, политическим обманом.

О каком социальном государстве в России можно говорить, если отсутствует непосредственно обусловливающий его появление качественный признак, выраженный в идее правового государства? Государство не может быть действительно социальным, не став в полном смысле этого слова правовым.

Библиография

1 См.: Вестник Российского философского общества. 2002. № 1. С. 67-69.

2 Вестник Российского философского общества. 2002. № 1. С. 135-136.

3 Радько Т.Н. О понятии и социальном назначении государства //Вопросы теории государства и права: Межвуз. сб. науч. тр. /Под ред. И.Н. Сенякина. - Саратов, 2001. Вып. 3 (12). С. 27.

4 Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. - М., 2002. С. 397.

5 См.: Локк Д. Сочинения: В 3 т. - М., 1988. Т. 3. С. 334.

6 См.: Мухаев Р.Т. Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений. - М., 2000. С. 162.

7 См.: Гумбольдт В. О пределах государственной деятельности. - М., 2003. С. 40.

8 См.: Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. - М., 1989. Т. VI. С. 13.

9 См.: Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. - М., 1938. С. 44.

10 См.: Новгородцев П. Кризис современного правосознания. - М., 1909. С. 340.

11 Безлепкина Л.Ф. Социальное государство - это социальное развитие для всех //Социальное обеспечение. 1995. № 11. С. 16-17.

12 Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь. - М., 1996.

13 Конституция Российской Федерации: Комментарий /Под ред. Б.Н. Топорнина. - М., 1994. С. 85.

14 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М., 1995. С. 131.

15 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М., 1999. С. 119.

16 См.: Матюхин А. Государство в сфере права: институциональный подход. - Алматы, 2000. С. 244-245; Конституции зарубежных государств: Учеб. пособие. - М., 1996; Иностранное конституционное право /Под ред. В.В. Маклакова. - М., 1996.

17 См.: Государственное и административное устройство Германии: Сб. междунар. терминов из области права и управления. - Мюнхен-Бонн, 1993. Сер. Р. Т. 1. С. 69-73.

18 См.: Игнатьева С.В. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в России: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - СПб., 1996. С. 19.

19 См.: Власов В.И. Социальная защита в условиях банкротства предприятия //Государство и право. 1995. № 4. С. 48-52; Коробов Г.А. Государственная система социальной защиты личности при переходе к рыночной экономике: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1996.

20 См.: Мамычев А.Ю. Государственная власть и национальный политико-правовой порядок в институциональном измерении: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов н/Д, 2005. С. 9.

21 Евстратов А.Э. Генезис идеи социального государства: историко-теоретические проблемы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Омск. 2005. С. 6, 8.

22 См.: Любашиц В.Я. Эволюция государства как политического института общества. - Ростов н/Д, 2004. С. 246.

Согласно Конституции РФ (ст.7) Российская Федерация является социальным государством. Под социальным государством принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, стремиться влиять на распределение экономических благ в духе справедливости в целях обеспечения каждому достойного существования.

Социальное государство стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный государства прожиточный минимум. При этом оно исходит из того, что каждый человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Возможность человека зарабатывать предполагает, прежде всего, наличие работы. Социальное государство обязано в этой связи предусматривать право человека на труд. Такое право закреплено в ст.37 Конституции, дополняемое право граждан на защиту от безработицы.

Основные задачи социально-экономического развития общества определяют и основные направления социальной политики Российской Федерации. К ним относятся: 1) охрана труда и здоровья людей; 2) установление гарантированного минимального размера оплаты труда; 3) обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий; 4) пособий и иных гарантий социальной защиты .

Российская Федерация – светское государство

Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признаётся обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, её каноны и догмы, а также религиозные объединения не вправе оказывать влияния на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства, и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). Именно эти принципы закреплены в ст.14 Конституции Российской Федерации.

Российская Федерация – государство с республиканской формой правления.

В Конституции РФ (ст.1) установлена республиканская форма правления. Её главным, определяющим признаком является выборность и сменяемость главы государства. Этим республиканская форма правления отличается от монархии, характерным признаком которой является наследование статуса главы государства.

Различают два основных вида республики президентскую и парламентскую . Главной отличительной особенностью президентской республики является сосредоточение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Должность премьер-министра отсутствует. Президент избирается непосредственно населением, а не парламентом. Правительство формируется президентом и ему подчиняется.

В основу системы высших органов государственной власти парламентской республики положен принцип верховенство парламента, перед которым правительство несёт коллективную ответственность за свою политическую деятельность, т.е. за руководство страной. В парламентской республики, в отличии от президентской, правительство остается у власти до тех пор, пока оно пользуется поддержкой парламентского большинства.

В Российской Федерации (как и в некоторых других странах, например, во Франции) существующая форма правления сочетает черты парламентской и президентской республики. Так, в России президент избирается всеобщим голосованием (и в этом её отличие от парламентской республики). Президент располагает собственными властными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от правительства. Однако в России наряду с президентом действуют председатель правительства и министры, образующие правительство. Президент вправе распустить парламент (Государственную Думу), но и Дума может выразить правительству вотум недоверия и отправить его в отставку. Все эти признаки и характеризуют Российскую Федерацию как «полупрезидентскую» республику.