Курс куркина личный кабинет. Из коучинга по продажам - к тренингам об отношениях. «Воспитание без наказания»

23.02.2019

Лекция 8

8.1. Движущие силы развития

Концепция Эрика Эриксона (1902-1994) по праву является одной из самых значительных теорий психологии развития как по своему вкладу в изучение закономерностей развития личности в онтогенезе, так и по влиянию, оказанному на формирование проблемного поля исследований в области психологии развития и создание частных теорий. Хотя сам Эриксон причислял себя к сторонникам психоанализа, он создал оригинальную эпигенетическую теорию развития в контексте эгопсихологии.

Можно выделить ряд принципиальных различий психоанализа и теории Эриксона в трактовке закономерностей развития личности:

* в центре внимания Э. Эриксона - структура Эго и ее развитие.
У Фрейда в фокусе находятся структуры Ид (Оно) и Супер-Эго
(Сверх-Я);

* Фрейд представляет отношения «ребенок - общество» как ан
тагонистические, враждебные, история которых - трагическое
противостояние личности и общества, борьба двух миров - мира
детства и мира взрослых. Эриксон рассматривает отношения
личности и общества как отношения сотрудничества, обеспечи
вающие гармоничное развитие личности;

* Фрейд решающую роль отводил сексуальности. Э. Эриксон, при
знавая ее значение, возражает против постулата о примате ин
фантильной детской сексуальности. Он полагал, что последнее
не является основным источником развития;

* концепция 3. Фрейда замыкается в парадигме двух факторов
как детерминант развития. Э. Эриксон предлагает более слож
ную систему причин, условий и факторов развития личности,
включающих ее активность и общение. Активность личности
имманентно предполагается в признании двух вариантов про
хождения психосоциального кризиса и соответственно двух
вариантов развития - конструктивного и деструктивного. Роль


106 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

и значение общения ребенка с социальным окружением раскрываются Э. Эриксоном в таких понятиях, как «радиус значимых отношений» и «ритуал».

Развитие личности, по мнению Э. Эриксона, определяется единством и взаимодействием трех основных линий: соматической, психосоциальной, психосексуальной. Главным содержанием развития личности является процесс становления эго-идентичности. Идентичность понимается как самотождественность и включает три основных параметра: самотождественность как внутреннюю тождественность самому себе во времени и в пространстве; признание самотождественности личности значимым социальным окружением; уверенность в том, что внутренняя и внешняя идентичность сохраняются и имеют стабильный характер.

Итак, понятие «иденти^ость» включает в себя субъективное чувство непрерывной тождественности самому себе; глубокое функциональное единство собственной личности; осознание собственной временной протяженности; осознание уникальности собственной личности; чувство общности социальным идеалам и ценностям той группы, к которой относит себя личность, чувство социальной поддержки и признания. Идентичность личности является условием эффективного функционирования человека в определенной культуре и системе общественных отношений . Весь процесс развития личности Э. Эриксон рассматривает с точки зрения становления и преобразования идентичности.



Эпигенетический принцип определяет последовательность стадий развития личности. Эпигенез - наличие целостного врожденного плана, определяющего основные стадии развития. План предусматривает поэтапность формирования органов, т. е. психологических способностей. В нем постулируется наличие «критических периодов» для возникновения и развития личностных структур. В каждый период существует особая чувствительность к формированию какого-то свойства личности, и, если этот период пропущен, личностное развитие искажается. Каждая стадия основана на предыдущей - существует преемственность и взаимосвязь стадий.

Развитие - процесс преодоления закономерно возникающих на каждой возрастной стадии психосоциальных кризисов. Суть кризиса в выборе между альтернативными путями развития. В зависимости от выбора личностное развитие приобретает разную направленность - может быть позитивным, гармоничным или негативным, с нарушениями развития и расстройствами эмоционально-личностной и познавательной сфер. Если выбор осуществляется позитивно,


_______ Лекция 8. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона ■ 107

то формирование личности происходит по позитивному сценарию, если негативно - по деструктивному сценарию. Деструктивный сценарий является препятствием на пути формирования идентичности личности и сопровождается множеством проблем.

Позитивное разрешение кризиса способствует формированию позитивного новообразования или сильного свойства личности; негативное - деструктивного новообразования, препятствующего формированию эго-идентичности.

Кризис осуществляется в радиусе значимых социальных отношений. Общество помогает в разрешении кризиса, предлагая риту-ализации, устойчивые социокультурные формы взаимодействия личности и ее социального окружения, создающие необходимые условия для благополучного разрешения кризиса. Ритуализация имеет ряд особенностей:

1. Ритуальные действия имеют общее значение, понятное и раз
деляемое всеми участниками. Например, выпускной вечер, когда
вручение аттестата зрелости «присваивает» юноше или девушке
новые права и обязанности взрослого.

2. Ритуальные действия сочетают устойчивость и повторяемость
взаимодействия с определенной новизной. Психологический смысл
сочетания стабильности и новизны ритуала состоит в создании оп
тимальных условий для развития личности ребенка. Стабильность
и устойчивость обеспечивают чувство безопасности и уверенности
в ближайшем будущем, готовность и возможность активно участво
вать во взаимодействии со взрослым. Ребенок ориентируется на
сценарий-ритуала, может прогнозировать действия партнера и дос
таточно рано научается подстраиваться к взаимодействию, в даль
нейшем принимая на себя инициативу в осуществлении ритуала.
Привнесение элементов новизны в ритуал расширяет границы воз
можностей ребенка, учит его действовать в новых ситуациях, при
учает не бояться нового. Например, укладывание маленького ребен
ка спать или его пробуждение близким взрослым представляет со
бой особый ритуал. Центральное место в нем занимают эмоционально
нагруженные действия - улыбка, поцелуи, укачивание, поглажива
ние, колыбельная и другие знаки внимания, создающие атмосферу
тепла и безопасности. При этом ритуальные действия каждый раз
включают что-либо новое, расширяющее границы самостоятельнос
ти ребенка и его знакомства с миром.

3. Ритуальные действия не только сохраняются на протяжении
всей жизни человека, но преобразуются и приобретают новые фор
мы, вбирая в себя опыт и растущую компетентность ребенка.


108 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

Противоположные ритуалам формы взаимодействия, приводящие к воспроизведению негативного сценария развития личности - ритуализмы. Примером ритуализма может служить тоталитаризм. Общество предлагает человеку как ритуализации, так и ритуализмы, что обусловливает многообразие сценариев личностного развития.

Каждая стадия развития характеризуется модусом (модальностью) - способом функционирования личности, ее образом действия и отношением к миру.

8.2. Периодизация развития личности

Э. Эриксон выделяет восемь возрастов, охватывающих весь жизненный цикл от рождения до смерти. Центральная линия развития - формирование эго-идентичности. В таблице 4 представлены основные характеристики развития: психосоциальный кризис, радиус значимых отношений, позитивное и деструктивное новообразования и ритуализация.

Младенчество, орально-сенсорная стадия (0-1 год) имеет принципиальное значение для дальнейшего развития личности. В психоанализе рождение трактуется как травма; ребенок беспомощен, мать создает особую поддерживающую среду. Мать определяет своим уходом и воспитанием, обусловленными культурой и традициями, либо позицию доверия, открытости к миру, либо недоверие и безнадежность. На этом этапе развития реализуется инкорпоративный модус, выражаемый в действиях «получать - давать», «взять - держать». «Обожествляющая» ритуализация предполагает определенную стабильность и взаимность отношений матери и ребенка. Узнавание представляет собой раннюю форму идентичности.

Вера в доброту, справедливость, разумность и стабильность мира, формирующие оптимистическую позицию, обеспечивает готовность ребенка к переживанию фрустрации и дальнейшему развитию. Ребенок учится устанавливать разумные границы доверия.

Ранний возраст, мышечно-аналъная стадия (1-3 года) характеризуется психосоциальным кризисом - выбором между автономией и стыдом и сомнением. Развитие действий ребенка, овладение мышечной системой и регуляция ее, появление речи обеспечивают условия для развития автономии и реализации установки «Я сам». Идентичность выступает в форме «Я есть то, что я могу свободно желать». Ведущим модусом является ретентивно-элимина-


_______ Лекция 8. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона ■ 1 09

тивный (сдерживающе-отторгающий), выражаемый действиями «удержание, задержка» - «отпускание». Отдаление от матери и стремление к самостоятельности реализуются в рамках рассудительной ритуализации. Тип семейного воспитания - принимающий, поощряющий самостоятельность или запрещающий, авторитарный - в значительной степени определяет разрешение кризиса. Стыд возникает тогда, когда ребенок утрачивает или не способен к самоконтролю и находится во власти родительского внешнего контроля. Чувство самоконтроля без потери самоуважения рождает свободную волю. Навязчивость проявляется в ритуальности повторов, компульсивности, чрезмерной пристыженности, зависимости и неуверенности или в открытом неповиновении и упрямстве. Дошкольный возраст, локомоторно-гениталъная стадия - возраст игры (3-6 лет) рассматривается в связи с Эдиповым комплексом. Источником возникновения психосоциального кризиса является Эдипов комплекс, чувства и переживания, связанные с отношениями с родителями. Ведущий модус- вторжения и проникновения. Комплекс кастрации рождает у мальчиков страх, а у девочек чувство вины. Рождаются моральные чувства. Ребенок сталкивается с альтернативой: либо отказаться от постановки и достижения целей, либо проявить инициативу и изобретательность в поиске социально приемлемых и отвечающих его желаниям целей. Сущность кризиса в выборе между инициативой и чувством вины. Общество для разрешения этого кризиса предлагает драматическую ритуализацию. По сути, это игровая, ролевая драматизация - возможность проигрывания, моделирования отношений взрослой жизни. В игре запреты снимаются, в игре все может быть всем. Игра или драматическая ритуализация раскрывает возможности свободного исследования и экспериментирования, не угрожая переживанием чувства вины, связанным с нарушением социальных запретов. В процессе игры ребенок осваивает эти роли и развивает у себя способность к инициативному выдвижению целей. В случае позитивного разрешения кризиса в пользу инициативы формируется такое позитивное качество, как целеустремленность - способность ставить цели и прилагать к их достижению усилия. В противном случае формируется такое качество, как заторможенность, т. е. отказ от инициативы. Примером может служить феномен «выученной беспомощности» как отказ от достижения целей, отказ от активности в достижении целей при столкновении с малейшими трудностями, причем любые задачи, которые стоят перед ребенком, воспринимаются им как трудные. Характерная особенность


Периодизация развития личности (по Э. Эриксону)


Таблица 4


Психо- Радиус Позитивное Деструктивное
Стадии социальный значимых новообразование новообразование Ритуализация
кризис отношении личности личности
1. Младенчество Базисное Мать Надежда - вера Уход, отказ Обожествляющая
(орально- доверие - в разумность и от общения,
сенсорная) базисное недо- надежность мира деятельности,
0-1 год верие к миру познания мира
2. Раннее Автономия - Родители Воля - спосо^ в Навязчивость Рассудительная
детство стыд ность преодоле- (закон и порядок)
(мышечно- и сомнение вать сомнения и
анальная) трудности в дос-
1-3 года тижении цели
3.Возраст игры Инициатива - Семья Целеустремлен- Заторможенность Драматическая
(локомоторно- вина ность
генитальная)
3-6 лет
4. Школьный Трудолюбие - Соседи, Компетентность, Инертность Формальная
возраст неполноцен- школа умение (технологи-
(латентная) ность ческая)
6-12 лет
5. Подростковый Эго-идентич- Группы Верность Отрицание Идеологическая
возраст ность - сме- сверстников
(пубертатная) шение идентич-
(12-19 лет) ности

6. Юность Интимность - Друзья, Любовь Исключительность Группирования
(молодость) изоляция партнеры
(генитальная)
20-25 лет
7. Зрелость Продуктив- Разделенный Забота Отвержение Наставничество,
26-64 года ность - труд воспитательная
застой и общий дом
8.Старость Эго-интегра- Человечество Мудрость Презрение Философская
ция -
отчаяние

112 Возрастная психология. Конспект лекций

такого ребенка - пассивность, стремление быть под опекой авторитетного лица.

Школьный возраст, латентная стадия (6-12 лет) охватывает период с момента начала обучения в школе до начала полового созревания. Эдипов комплекс преодолен на предшествующей стадии. Латентная стадия характеризуется тем, что сексуальное развитие прерывается. Важнейшим процессом становится процесс сублимации, т. е. переключение энергии на социально желательные цели. Это возраст психосексуального моратория, ограничений на сексуальную жизнь. Общество ставит перед ребенком цели, связанные с овладением культурой, и предлагает технологическую ритуализа-цию. Формальная технологическая ритуализация отвечает задачам формирования компетентности, помогая осуществить выбор между трудолюбием и чувством неполноценности. Говоря об овладении технологиями, мы имеем вЭвиду два аспекта: предметный, овладение предметными дисциплинами (язык, естествознание, математика и т. д.); технологии сотрудничества, общения и взаимодействия.

Ребенок должен научиться общаться и строить совместную деятельность для достижения общих целей. Овладение технологиями приводит к необходимости принятия на себя ответственности, готовности к самоограничению, и даже к подчинению. Главное новообразование этого возраста - компетентность (определяется усилиями, умениями и навыками, способностью сотрудничать с другими в учении и труде). Основным умением ребенка становится его способность учиться. Противоположным компетентности качеством является инертность, которая может выступать в двух вариантах. Инертность связана с чувством неполноценности, которое толкает к двум вариантам поведения. Первый - сверхконкуренция, когда ребенок, побуждаемый чувством неполноценности, стремится во всех сферах быть первым. Второй - пассивный уход от задач, деятельности в фантазии, воображении, компенсаторные виды деятельности. Это тоже проявление инертности, связанной с отказом от постановки целей и поиска путей их достижения.

В школьном возрасте возникает выбор между формированием способностей к творчеству и созиданию и чувством неполноценности, ограничивающим возможности личности в решении задач самовоспитания и саморазвития. Эго-идентичность выступает в форме «Я - то, чему могу научиться».

Подростковый возраст, юность, пубертатная стадия (12-19 лет) - критическая для формирования идентичности. Сущность психосоциального кризиса - выбор между эго-идентичностью и


_______ Лекция 8. Эпиген етическая теория развития личности Э. Эриксона ■ 113

смешением идентичности. Радиус значимых отношений - группы сверстников. Сильное качество - верность. Патологическое свойство - отрицание или отказ от роли. Ритуализация - идеологическая.

Именно в этом возрасте происходит формирование главного, личностного новообразования - эго-идентичности, интеграция множественных образов Я в единое целое, формирование чувства самотождественности во времени и пространстве, признание значимым социальным окружением идентичности Я. Эго-идентичность - стержень, ядро личности, позволяющее сохранить свое Я на протяжении всего жизненного цикла.

Почему именно в подростковом возрасте возникает кризис идентичности, в чем его сущность? Этот кризис подготавливается рядом условий. Во-первых, процессами бурного соматического развития и полового созревания. Подросток сталкивается с кардинальным изменением физического телесного Я, что ставит задачу формирования нового образа Я. Во-вторых, возникновение задач самоопределения и жизненного выбора. Общество и он сам ставят вопросы: «Кто я?», «В чем смысл моей жизни?», «Кем я буду?», «Какова моя будущая профессия?», «Каких принципов я придерживаюсь в этой жизни?» и т. д.

Самотождественность во времени предполагает не только ретроспективу, но и перспективу, планирование будущего в контексте жизненных выборов. Сущность этого кризиса - либо обретение целостности Я, или эго-идентичности, либо смешение эго-идентичности, т. е. неспособность ответить на вопросы и выстроить целостную структуру Я.

Общество для решения этих задач предлагает подростку идеологическую ритуализацию - систему мировоззрений, ценностей, принципов, норм, правил, взглядов на жизнь в отношении профессиональной и идеологической сфер. Напротив, ритуализм в форме тоталитаризма «освобождает» подростка от выбора, навязывая единственную «верную» модель построения жизни. «Достоинство» тоталитаризма в том, что он избавляет молодого человека от поиска, от страданий и мук выбора. Идеологическая ритуализация предполагает возможности выбора, эксперимента, перспектив будущего, связанных с перспективами общества. Функции идеологии - установление соответствия между миром идеалов и миром реальности; определение этнической идентичности, т. е. принадлежность к определенному этносу, нации, культуре; побуждение к участию в коллективных, совместных видах деятельности, где личные интере-


114 Возрастная психология. Конспект лекций

сы надо соотнести с интересами общественными; предложение определенных моделей лидерства и сотрудничества; представление различных религиозных, политических течений, философских мировоззрений. Идеологическая ритуализация связана с участием молодежи в разных группах, движениях, организациях.

Механизмами обретения идентичности, по Эриксону, могут быть три процесса:

1. Интроекция (Фрейд)- это вложение извне внутрь. В геш-
тальттерапии интроекты называют непереваренными конструкта
ми, некритически перенесенными извне внутрь. Это самый прими
тивный механизм, не обеспечивающий обретения истинной иден
тичности.

2. Идентификация - механизм, в основе которого лежит под
ражание, моделирование рулевого поведения значимых фигур. У
подростков обычно имеет м%сто идентификация с родителями, геро
ями, актерами, музыкантами, спортсменами и т. д. У каждого поко
ления свои герои, представляемые культурой общества.

3. Механизм ролевого экспериментирования, обеспечивающий
достижение эго-идентичности. Подросток принимает на себя роль,
примеривает ее на себя, проигрывает. Это можно сравнить с теат
ром масок, когда герой, меняя маски, резко меняется сам. В течение
дня или нескольких часов может играть роль то «души компании»,
то «непризнанного гения», то изгоя. У подростков мгновенно меня
ются увлечения, пристрастия. Непостоянство, неустойчивость пове
дения, интересов, настроения отражают процесс ролевого экспери
ментирования. Особенность юношеского возраста в том, что этот
процесс ролевого экспериментирования осуществляется в услови
ях психосоциального моратория на окончательное принятие роли.

Можно выделить ряд специфических симптомов подросткового/юношеского возраста, связанных с кризисом становления эго-идентичности. Первый - размывание чувства времени, в форме утраты временной перспективы, в подростковой амнезии - забывании событий при сохранении чувства очень напряженной внутренней жизни. Для подростка может быть ночь - как одна минута, и одна минута может переживаться часами. Второй симптом - это относительная, частичная утрата продуктивности, имеется в виду в творческой, учебной деятельности. В подростковом возрасте происходит стагнация прежних достижений в спорте, подросток начинает хуже учиться. Третья особенность - это уход от близких отношений, стремление к одиночеству, изоляции, стремление остаться наедине со своими чувствами и переживаниями. Ведение дневни-


_______ Лекция 8. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона ■ 115

ков, характерное для этого возраста, - это возможность саморефлексии наедине с собой. Последний симптом - формирование негативной идентичности. Это принятие системы ценностей, прямо противоположной той, которую предлагает общество. При нарушении доверия между ребенком и родителями часто формируется негативная идентичность. Многие подростки как бы подвергают сомнению то, что предлагает общество, и «примеривают» прямо противоположную идентичность.

При сохранении перечисленных симптомов кризиса после его завершения можно говорить о нарушении развития идентичности. Задачи родителей для поддержки в разрешении кризиса: перейти на позицию равноправия с подростком; принять его право на самостоятельный жизненный выбор; предоставить возможность для ролевого экспериментирования; поощряя инициативу, быть готовыми к поддержке и сотрудничеству.

Статусы идентичности - характеристика развития эго-иден-тичности. Понятие статусов идентичности впервые было заявлено в работах Э. Эриксона и получило дальнейшее развитие в работах его учеников и последователей, в первую очередь Д. Марсиа . Сегодня статус идентичности является одним из центральных понятий психологии личности.

Разрешение кризиса идентичности предполагает выбор в сфере профессии и в сфере идеологии, включая политику и религию. В зависимости от того, как осуществлен выбор, можно говорить о различных статусах идентичности. Важнейшим показателем зрелости является прохождение через кризис - через период проб, сомнений и размышлений. Критериями выделения статусов идентичности, согласно Д. Марсиа, являются: прохождение кризиса, исследование возможностей выбора, осуществление выбора. Соответственно, можно выделить четыре статуса идентичности (схема 5): 1) предрешение - кризиса не было, выбор сделан; 2) мораторий - кризис актуален, исследование продолжается, окончательный выбор не сделан; 3) достигнутая идентичность - кризис пройден, выбор сделан; 4) диффузная идентичность - кризиса не было, или он состоялся, но выбор не сделан. Может быть двух видов - предкри-тическая диффузия, посткритическая диффузия, хорошо выражаемая словом «пофигизм».

В настоящее время говорят о других сферах выбора - этнической, семейной, половой, межличностной идентичности. Статусы идентичности могут рассматриваться как нормативная последовательность развития эго-идентичности: Диффузия => Предрешение =>


116 ■ Возрастная психология. Конспект лекций


Критерий > осуществления выбора


Предрешение


Достигнутая идентичность


Диффузная идентичность


Мораторий


Да Критерий

прохождения кризиса


Схема 5. Статусы эго-идентичности

Мораторий ~> Достигнутая идентичность, допуская значительную вариативность траекторий достижения идентичности, исследованную в работах Д. Марсиа, А. Ватермана.

Развитие идентичности - это процесс, который, не прерываясь, проходит через всю нашу жизнь. В зрелом возрасте мы можем снова вернуться к кризису идентичности, пересмотреть свои жизненные выборы, и опять, пройдя через мораторий, обрести идентичность. Одно из перспективных направлений в современной психологии развития связано с изучением того, как происходит развитие идентичности в зрелости.

Позитивное новообразование - верность как способность быть верным своим привязанностям и обещаниям, несмотря на неизбежные противоречия в системе ценностей.

Деструктивным новообразованием является отрицание, которое может выступать в двух видах. Первое - отказ от роли и смешение ролей, т. е. невозможность достижения идентичности; второе - принятие негативной идентичности, не отвечающей внутренней сущности личности.

Ранняя зрелость, молодость, генитальная стадия (20-25 лет) - период психосоциального кризиса. Сущность кризиса - выбор между интимностью и изоляцией. Формирование эго-идентичности сопровождается чувством уникальности, неповторимости, осознанием индивидуальности Я. В результате возникают чувство одиноче-


Лекция 8. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона ■ 117

ства, тревога и страх, связанные с вопросами: примут ли меня таким, какой Я есть? поймут ли меня? состоюсь ли Я в жизни как личность? будут ли достигнуты цели в тех жизненных сферах, выход в которые был осуществлен? Другая причина кризиса связана с возрастанием энергии сексуальных влечений и с потребностью в поиске партнера, установления стабильных сексуальных отношений, создания семьи. Радиусом значимых отношений являются друзья, люди, готовые к разделению, принятию и подтверждению идентичности в совместных формах деятельности и активности. Молодой человек оказывается перед выбором: либо установить такие отношения интимности и близости, которые позволят реализовать свою идентичность, либо остаться в одиночестве и тем самым не получить возможности в реализации идентичности, в самореализации. Таким образом, выбор между интимностью и изоляцией составляет задачу развития на данной возрастной стадии.

Ритуализация, предлагаемая обществом, ритуализация группирования. Что имеется в виду? Человек, осознающий свою уникальность и неповторимость, несет на себе отпечаток кризиса - уход от близких отношений, общение достаточно сложно, т. е. границу интимного пространства нарушить тревожно. Поэтому общество предлагает форму группирования, позволяющую легко найти «родственные души» и установить взаимоотношения. Феномен молодежной субкультуры, группирование по вкусам, интересам, убеждениям позволяет легко узнать друг друга, установить отношения взаимопонимания, поддержки и сотрудничества и включиться во взаимодействие в соответствии с существующей системой правил.

Ритуализмом является элитаризм - культивирование всех и всяческих каст, групп, установление превосходства одной группы над другой. Эта форма социального взаимодействия приводит к отчуждению, отталкиванию, изоляции.

Положительное новообразование молодости - любовь как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они требуют уступок и самоотречения. Любовь проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека. Любовь предполагает готовность к самоограничению в интересах партнера, к сохранению верности себе и партнеру.

Деструктивным новообразованием является исключительность. Проявление исключительности мы находим во враждебности ко всему тому, что не является моим. Например, ксенофобия - враждебность ко всему чужому. Известная практика молодежных груп-


118 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

пировок: свои против чужих, «стенка на стенку». Проявление исключительности - это обратная сторона интимности, если интимность предполагает близость и сотрудничество, то исключительность - это начало проявления отвержения, враждебности и готовности к конфронтации.

Средняя зрелость (26-64 года) - психосоциальный кризис - выбор между генеративностью (продуктивностью) и инертностью, застоем и стагнацией. Радиус значимых отношений - разделенный труд и общий дом. На этой стадии личность принимает ответственность за все, что происходит в мире, в трудовом коллективе, в семье. Ритуализация - наставничество и воспитание, связанные с заботой и передачей опыта новому поколению. Позитивное новообразование - забота, деструктивное - отвержение.

Особенность этой стадии заключается в том, что, достигнув зрелости, создав семью, сде$£ав выбор профессии, человек принимает на себя ответственность за социальное благополучие как самого себя, так и окружающих. Сущность кризиса в выборе: принять ли на себя эту ответственность или отказаться от нее. Если личность принимает на себя ответственность, то это выбор в пользу продуктивности. Эриксон считает, что на протяжении зрелости происходит постоянное расширение радиуса значимых отношений и тем самым ответственности личности. У каждого своя мера «общего дома». Его расширение позволяет избежать застоя, стагнации, стереотипов и обеспечивает выход к творчеству. Метафора развития - «ножницы» между тем, что мы можем (достигнутым уровнем развития), и тем, что мы хотим, - нашими целями. Как только нет «ножниц», т. е. предел наших желаний и наши возможности совпадают - развития не будет. Кризисы зрелого возраста - это кризисы смысла жизни, разрешение которых в том, чтобы человек, осознав свою жизнь, поставил новые жизненные цели, превосходящие его возможности. И здесь начинается развитие. Также продуктивна ситуация наставничества потому, что, если вы чему-то учите, вы стремитесь сами узнать больше. Расширение круга заботы - гарантия будущего развития. Выход за пределы возможностей к продуктивности - единственный способ сохранения активного, прогрессивного хода развития.

Если человек отказывается от принятия на себя заботы и ответственности, если у него не сформирована способность любить и устанавливать близкие отношения; если он не включен в активную, продуктивную деятельность, то возникает опасность формирования отвержения. Отвержение может быть направлено как на себя -


_______ Лекция 8. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона » 119

аутоагрессия, так и вовне. В обществе растет число суицидов, насилия, агрессии, преступности. Поэтому общество специально создает своеобразные буферы (государство, органы правопорядка, различные социальные службы), защиту против отвержения. С утратой продуктивности личность направляет свои усилия только на собственные нужды и потребление, что приводит к кризису, утрате смысла жизни, чувству безнадежности.

Поздняя зрелость, старость (65 лет - до смерти) - время психосоциального кризиса - выбор между эго-интеграцией и отчаянием. Радиус значимых отношений - весь человеческий род. Позитивное новообразование - мудрость, негативное - презрение, ритуализация - философская, ритуализм - догматизм. Период старости - это период прекращения активной производительной и социальной деятельности; снижения физических сил и возможностей, утрата многих психологических возможностей; завершения родительской функции. В старости происходит обобщение чувственных модусов. Сущность психосоциального кризиса в выборе между дорогой распада личности, отчаяния, утраты Я, либо эго-интеграцией. Эта задача решается благодаря философской ритуализации, позволяющей суммировать итоги жизни, принять необратимость жизни и неизбежность смерти, увидеть продолжение Я в последующих поколениях. Эго-интеграция, сохранение Я, вопреки физической смерти, возможны лишь при условии осознания собственной жизни как звена истории человеческого рода.

Догматизм проявляется в том, что личность, не будучи в состоянии сохранить свое Эго, идет по пути стагнации мира. Непринятие инноваций, нововведений, желание все сохранить по-старому, жесткое следование правилам, ритуалам, нормам, вопреки реалиям изменений жизни. Догматизм приводит к эмоционально-личностному обеднению, снижению интеллекта, не решая задачи интеграции Я.

Путь конструктивного разрешения кризиса приводит к формированию жизненной мудрости как осмысленной и независимой заинтересованности самой жизнью, вопреки самой смерти. Деструктивное разрешение кризиса ведет к презрению в отношении жизни как цепи нереализованных и упущенных возможностей и в отношении самого себя как «мучительной боли за бесцельно прожитые годы».

Итак, жизненный цикл развития личности рассматривается Э. Эриксоном как целостная система, где каждая из стадий взаимосвязана и взаимообусловлена.


120 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

Оценивая концепцию Э. Эриксона, необходимо отметить ее «сильные» стороны, раскрывающие перспективы дальнейших исследований:

* развитие личности рассматривается в целостном жизненном
цикле, охватывающем весь онтогенез человека;

* развитие рассматривается как диалектический процесс преодо
ления кризисов, разрешения возникающих противоречий;

* развитие понимается как процесс, в значительной степени обус
ловленный активностью самой личности. Выделено, как мини
мум, два различных сценария развития. Развитие не есть ли
нейный и изначально запрограммированный процесс;

* отношения личности и общества выступают как отношения со
трудничества, в которых позитивное развитие личности невоз
можно вне социальны^ отношений;

* выделение двух типов новообразований - деструктивных и
позитивных - определяет пространство возможных траекторий
развития личности.

Вадим Куркин на сегодняшний день известен как эффективный коуч-тренер по вопросам бизнес-продаж и отношений между людьми. Его деятельность направлена на раскрытие глубинных основ взаимодействий в семье, между людьми в целом. Каждый из нас хочет быть востребованным и успешным, но на самом деле достигают этого только единицы. Почему так получается? Необходимо знать, как правильно двигаться к желаемой цели.

Вадим Куркин - основатель так называемой психологии будущего, он затрагивает в своих семинарах и желания самих людей. Его выступления пользуются значительным успехом. Вадим Куркин - автор различных курсов и тренингов. Его работа направлена прежде всего на личностный рост и развитие каждого участника.

Немного истории. Биография

Свою карьеру Вадим Куркин начал сравнительно рано - в семнадцать лет. Вначале он был ориентирован только на успешные продажи. Некоторое время совмещал работу по найму с собственным обучением и развитием. Однако хотелось большего. Молодой человек понимал, что достичь значительного успеха можно только путем огромной самоотдачи, терпения и упорного труда. При этом у него никогда не было стремления просто работать по найму и зарабатывать деньги.

Всегда мечталось найти источник собственной движущей силы, вдохновение, которое повело бы за собой. Собственной победой обязан сам себе Вадим Куркин. Биография его еще раз подтверждает, что для целеустремленного и активного человека нет ничего невозможного.

Из коучинга по продажам - к тренингам об отношениях

Когда молодой специалист начал проводить полезные лекции по менеджменту, рассказывая о том, то заметил одну особенность. На его семинары чаще всего приходили женщины, мужчин было сравнительно небольшое количество. Притом посещали встречи и молодые девушки, они слушали тренера с величайшим вниманием. Внезапно Вадим понял, в чем дело: все эти милые дамы пришли не обучаться эффективным продажам, они хотели узнать секреты отношений с противоположным полом. Их интересовало, как создать гармоничную, счастливую семью, укрепить отношения с уже имеющимся партнером, привнести в них больше доверия, внимательности.

Куркин стал отвечать на вопросы участниц и сам заинтересовался данными темами. Тогда же к нему пришло осознание, что абстрактный успех не дает многого, к чему на самом деле стремится человек, не удовлетворяет его внутренней личностной потребности - быть любимым и нужным.

В итоге тренер смог соединить воедино две составляющие и вывел единую концепцию индивидуального успеха личности. Именно ею он в настоящее время и делится на своих семинарах, онлайн-курсах и тренингах.

Центр практической психологии

Был создан для успешной реализации всех тех новых идей и мыслей, которые в буквальном смысле атаковали молодого человека. Центр Вадима Куркина стал прекрасным дополнением к имеющимся знаниям. С его помощью он получил возможность доносить до людей напрямую собственные соображения и взгляды на мир.

Центр практической психологии включает в себя курсы по гармоничным отношениям, семинары и вебинары для женщин, мечтающих изменить свою жизнь в лучшую сторону. Далее будут рассмотрены основные курсы тренера, теоретические аспекты, которым он уделяет пристальное внимание на этих встречах.

«Секреты счастливых отношений»

Данный семинар охватывает большое количество вопросов по взаимодействию супругов между собой. Вадим Куркин высказывает интересную мысль о том, что в настоящих, целостных отношениях существует полная взаимозависимость, принадлежность супругов друг к другу. Есть люди, которые хотят быть независимыми и всячески избегают привязанностей в своей жизни. Вадим Куркин очень грамотно развенчивает миф о воспевании собственной свободы. Такой человек, как правило, страдает от гнетущего одиночества, нереализованности, но ему и в голову не приходит, что он поступает неправильно и пора что-то менять.

Другим важным постулатом является утверждение, что женщине важно мотивировать мужчину на успех, создать ему дополнительное вдохновение, стимул для действия. Согласно мнению Вадима Куркина, мужчине для себя нужно совсем немного, и все, что он делает, достигается только ради второй половинки. Если у сильного пола отнять возможность заботиться о благополучии своей спутницы, то он не станет предпринимать никаких шагов для того, чтобы радовать себя какими-то покупками. Мужчина не будет находить в этом смысла и удовлетворения.

На семинаре автор вместе с участниками рассматривает роль мужчины и женщины в жизни друг друга. Чтобы создать гармоничный союз, вначале необходимо прийти к пониманию того, как все устроено. Величайшей ошибкой является попытка жить эгоистично и женщине брать на себя ответственность за всю семью. Это прерогатива сильного пола, не нужно отбирать у него такое право. Вот о чем говорит Вадим Куркин. Книги его подтверждают правильность и разумность такой позиции.

«Время для счастья - сейчас»

Данный курс рассчитан на аудиторию, которая нацелена на активные действия. Изучение способов эффективного развития и привлечения удачи актуально для многих людей. Некоторые из нас не готовы предпринимать конкретные шаги прямо сегодня, оттого и страдают. и при большой занятости найти время для общения с семьей - вот главные животрепещущие вопросы. Тренинг помогает поверить в себя, обрести внутреннее равновесие.

«Воспитание без наказания»

Курс рассказывает о том, как правильно выстраивать отношения с собственными детьми. Некоторые родители не могут обойтись без применения наказания, и это негативным образом сказывается на личностном становлении подрастающего ребенка. По мнению Куркина, воспитывать детей нужно с любовью, демонстрируя на деле им свою защиту и покровительство. Слова важны, но они стоят сравнительно меньше, чем реальные поступки и действия. Дарите ребенку тепло и участие, он хочет чувствовать во всем родительскую поддержку!

Вадим Куркин. Отзывы

Участники тренингов отмечают одну удивительную особенность: после прохождения того или иного курса они чувствуют себя наполненными, воодушевленными для реализации любых идей. Женщины часто признаются, что уже находились в отчаянии, и только эта встреча со знающим человеком помогла им осознать свою истинную роль и назначение в семье.

Взаимоотношения между мужчиной и женщиной - это одна из основ жизни любого человека. Мы можем иметь любимую и хорошо оплачиваемую работу, верных друзей, хобби... Но если нет половинки, то все остальные прелести жизни не радуют. Или же отношения есть, но с примечанием «все сложно». Ссоры, непонимание, конфликты на ровном месте. Уж лучше вообще быть одному!

Жизнь многих из нас вертится в этом заколдованном круге - вместе тесно, врозь скучно. Отсюда измены, расставания, боль, очередной опыт неудачных отношений. Вадим Куркин - успешный психолог, автор статей и лекций, который берется научить любого желающего секретам счастья в отношениях.

В отношениях есть только два пути

Чем занимается центр Вадима Куркина? Секреты счастливых отношений - вот чему научатся посетители его тренингов и лекций. Без удовлетворенности в любви невозможно стать счастливым в прочих сферах жизни.

Взгляните на свои взаимоотношения с партнером как бы со стороны. Куда вы движетесь и движетесь ли вообще? Вадим Куркин утверждает, что есть всего два пути развития любых отношений. Это либо развитие и рост, либо совместная деградация.

Почему вновь встретился не тот человек

«И снова я разочаровался в ней, она оказалась такой же, как все предыдущие». Наверняка вы слышали подобные фразы от окружающих, если не говорили подобное сами. Часто мы виним в одиночестве мир, который упрямо подсовывает нам неподходящих партнеров.

Тренинг Вадима Куркина откроет для вас жесткую истину - мы встречаем только тех людей, которых достойны на данном уровне развития и которых привлекаем сами. Любая женщина - зеркальное отражение находящегося рядом мужчины, и наоборот. Не устраивает партнер? Перестаньте искать причины неудачи в нем, а обратите внимание на себя. Откажитесь на время от отношений, займитесь самосовершенствованием и вернитесь к поиску спустя какое-то время обновленным.

О важности выбора

Вадим Куркин считает, что зачастую отношения не складываются только по той причине, что мужчина или женщина боятся сделать выбор. Выбор - это начало пути, признание того, что это «мой мужчина» или «моя женщина». Именно выбор считается точкой отсчета ваших отношений.

Но учтите, что выбор сделать сложно, так как это значит принятие ответственности, и не только за свое решение, но и за конкретного выбранного человека, говорит Вадим Куркин.

Психолог утверждает, что, с другой стороны, после осознанного выбора взаимоотношения упрощаются. Мужчина по своей роли добытчик. Выбрав женщину, он может начинать делать ей подарки, вкладывать финансы в развитие «мы вместе». Без сделанного выбора тяжело и женщине. Она не может любить мужчину, ухаживать и заботиться о нем, пока он не «ее».

В вопросе выбора есть одно «но». Нельзя принять любого человека, вошедшего в вашу жизнь. Мол, ну я выбираю его, попробую с ним, а если что - перевыберу. Выбирая партнера, вы должны представить, что он с вами будет навсегда, и испытывать от этого радость. Если мысль о долгосрочных отношениях с конкретным человеком не вызывает у вас энтузиазма, то следует повременить и подождать более подходящую вам пару.

А вдруг это не мой человек?

Еще одна причина, которая заставляет нас повременить с выбором, это страх ошибки. Потратишь время, силы и деньги, а это просто-напросто не твой человек, а так, мимо проходил. Что говорит по этому поводу Вадим Куркин?

Отзывы посетивших его тренинг восторженны - психолог призывает не к философским изысканиям, а к действию. Ваши страхи уйдут, когда вы сделаете выбор. Рискните, а дальше время покажет.

Или такая ситуация - по некоторой причине вы выбираете из двух потенциальных партнеров и топчетесь на месте. Пока вы ничего не предпринимаете, считает Вадим Куркин, ничего хорошего в вашей жизни не случится. Выберите, пусть даже не своего, а дальше будете разбираться. В конце концов, опыт - это последствия действий, а не раздумий.

Этажи дома под названием «отношения»

Центр Вадима Куркина в разработанных лекциях утверждает следующее: отношения - это не бессистемное хаотичное движение от ссор к перемирию, а структура, которая успешно поддается управлению и улучшению. У каждого в отношениях есть своя роль, и если следовать ей и «играть честно», есть шанс выстроить крепкий «дом», в котором вам двоим будет комфортно и уютно.

Этаж под названием «безопасность»

Примите как аксиому, что мужчина ведет, он первый, а женщина следует за ним, она вторая - так утверждает Вадим Куркин.

Отзывы психологов разнятся, но в таком допущении есть смысл. На первом этаже отношений выстраивается база для жизни. Мужчина - добытчик. На его плечи ложится ответственность за пропитание, жизнь и безопасность отношений. На этом этапе выстраивания отношений женщине важно научиться быть слабой и уметь просить о помощи. Даже если вы можете сделать все сама, позвольте себе принимать помощь партнера.

Никто никому ничего не должен

Второй этаж - желания

На этом «этаже» отношений заведует женщина. Здоровая, красивая женщина должна иметь желания, и это прекрасно. Но есть огромная разница между капризулей-попрошайкой и мудрой женщиной, которая умеет правильно преподнести свои желания. Представьте девушку, что вечно капризничает и ноет, что ей нужно это и это. «Хочу новое платьице, как у Кати! Пошли в ресторан! А Маше новый телефон ее подарил, а ты мне ничего».

И представьте девушку, которая обнимая любимого, рассказывает о своих мечтах, как они переедут из съемной однушки в собственную квартирку, где она наведет порядок и уют. Или о том, как она будет неотразима в новом платье на прогулке с любимым.

Первая девушка вызывает досаду, в то время как вторая побуждает к действию и поиску средств для реализации желаний. Женщина может желать все что угодно, разница только в том, как это преподносится. Если вы умеете правильно желать и просить, то ваш мужчина с радостью будет это осуществлять.

Конечно, должен быть и здравый смысл в просьбах и в том, чего хочет женщина. Например, глупо расписывать, как вам хочется норковую шубку за 100 тысяч рублей, если ваш суммарный доход в месяц только 40.

Третий этаж - цели

Мужчина, подпитываемый желаниями любимой, сможет не только ставить цели, но и достигать их, зарабатывая при этом деньги. Хорошо, если у женщины есть любимое дело, приносящее доход, но если она «ведет» или зарабатывает больше мужчины, то отношения строить будет сложнее. Для женщины лучше стимулировать и мотивировать любимого, не забывая при этом о желаниях со второго этажа.

Четвертый этаж - восхищение

Это женский этаж, считает Вадим Куркин. На этом участке отношений женщина должна восхищаться своим мужчиной, словами вдохновлять его к действиям. Когда женщина верит в своего мужчину, даже в случае неудачи у него не опустятся руки.

Как вести себя женщине, если мужчина стал жертвой обстоятельств? Не ставьте себе за цель «вытащить» его из депрессивного состояния, вы не мама, вы - соратница. Ваш мужчина сильный. Оставьте его наедине с собой, дайте возможность сконцентрироваться и обдумать все самому. А вот на этапе жизни, где все складывается, будьте рядом и делите радость успеха.

На пятом этаже живет творчество

На этом этаже в отношениях должен заведовать мужчина. Идеи для совместного времяпровождения, отдыха, что делать вместе в приближающийся выходной. В каждом мужчине огромный творческий потенциал, который стоит проявлять в форме хобби - спорт, рыбалка, создание чего-то своими руками или копание в гараже. Если мужчина не будет давать выхода этой энергии, неизбежны ссоры, где созидательная энергия будет трансформироваться в разрушительную.

Шестой этаж - интуиция

Любая женщина, кем бы она ни была по профессии и роли в жизни, имеет глубокую внутреннюю связь с космосом. Женская чуйка - это не выдумка, а реально существующее «шестое чувство», которое будет особенно хорошо работать, если не бояться ему доверяться.

Мужчине стоит прислушиваться к советам своей любимой, если она говорит «я ощущаю», «у меня есть предчувствие». Женщине же не стоит молчать о своих ощущениях насчет будущих событий, каких-либо предстоящих планах или рабочих делах мужчины.

Место каждого в «доме» отношений

А теперь подумайте, где ваше место и вашего партнера в выстроенном доме. Не покушаетесь ли вы на территорию, где должна руководить ваша половинка, не берете ли на себя лишнее? Или, напротив, не отказываетесь ли вы доминировать там, где должны?

Откажитесь от того, чтобы контролировать не ваши этажи, от наведения там порядков. Займитесь своей частью обязанностей, чтобы все было хорошо и гладко на вашем «поле». В гармонично устроенных отношениях хочется находится, так как они не обременяют, а вдохновляют и подталкивают обоих партнеров к развитию, так считает Вадим Куркин.

Образовательный центр его имени призывает каждого проанализировать состояние собственного «дома». Если вы понимаете, что не все гладко, то не спешите его рушить, и спешно строить новый со следующим партнером. Проще сделать ремонт, чем возвести здание с нуля. Воспользуйтесь наработками Вадима Куркина для воплощения всех своих замыслов о счастливых отношениях.

Если у мужа проблемы с карьерой, преследуют неудачи, нет каких-либо положительных сдвигов - как ему помочь? На вопросы девушек продолжает отвечать психолог Вадим Куркин в проекте "100 вопросов от отношениях". В каждом видео: - ответы на самые животрепещущие вопросы от реальных девушек, - подсказки, как понять мужчину, выстроить правильную линию поведения с ним, - разбор интересных ситуаций и случаев в отношениях между мужчиной и женщиной. Еще больше интересного об отношениях от психолога Вадима Куркина http://vk.com/love.vadimkurkin http://vadimkurkin.com https://www.facebook.com/VadimKurkinBlog https://twitter.com/VadimKurkin

Почему женатый мужчина начинает изменять? В чем причина? Можно ли предотвратить измену? Какой должна быть женщина, чтобы у ее мужа не возникало мысли смотреть на сторону? На вопросы девушек продолжает отвечать психолог Вадим Куркин в проекте "100 вопросов от отношениях". В каждом видео: - ответы на самые животрепещущие вопросы от реальных девушек, - подсказки, как понять мужчину, выстроить правильную линию поведения с ним, - разбор интересных ситуаций и случаев в отношениях между мужчиной и женщиной. Еще больше интересного об отношениях от психолога Вадима Куркина http://vk.com/love.vadimkurkin http://vadimkurkin.com https://www.facebook.com/VadimKurkinBlog https://twitter.com/VadimKurkin

Как дать понять мужчине, что вам важно слышать cлова любви, нежности, подтверждения того, что вы ему нужны? На вопросы девушек продолжает отвечать психолог Вадим Куркин в проекте "100 вопросов от отношениях". В каждом видео: - ответы на самые животрепещущие вопросы от реальных девушек, - подсказки, как понять мужчину, выстроить правильную линию поведения с ним, - разбор интересных ситуаций и случаев в отношениях между мужчиной и женщиной. Еще больше интересного об отношениях от психолога Вадима Куркина http://vk.com/love.vadimkurkin http://vadimkurkin.com https://www.facebook.com/VadimKurkinBlog https://twitter.com/VadimKurkin

Как понять, что вас держит оставаться с этим человеком - любовь или привязка? Как отличить чувство любви от привязанности? На вопросы девушек продолжает отвечать психолог Вадим Куркин в проекте "100 вопросов от отношениях". В каждом видео: - ответы на самые животрепещущие вопросы от реальных девушек, - подсказки, как понять мужчину, выстроить правильную линию поведения с ним, - разбор интересных ситуаций и случаев в отношениях между мужчиной и женщиной. Еще больше интересного об отношениях от психолога Вадима Куркина http://vk.com/love.vadimkurkin http://vadimkurkin.com https://www.facebook.com/VadimKurkinBlog https://twitter.com/VadimKurkin

Мой мужчина общается с другими девушками в интернете, бесконечно оценивает их фотографии, говоря, что они просто друзья. Стоит ли искать в этом общении какие-либо подводные камни? Флирт в интернете для несвободного мужчины - нормальное ли это поведение в паре? Стоит ли принимать его, как должное, или пора бить тревогу? На вопросы девушек продолжает отвечать психолог, специалист по налаживанию личных отношений, автор и ведущий женских обучающих программ, Вадим Куркин в проекте "100 вопросов об отношениях". В каждом видео: - ответы на самые животрепещущие вопросы от реальных девушек, - подсказки, как понять мужчину, выстроить правильную линию поведения с ним, - разбор интересных ситуаций и случаев в отношениях между мужчиной и женщиной. Еще больше интересного об отношениях от психолога Вадима Куркина http://vk.com/love.vadimkurkin http://vadimkurkin.com https://www.facebook.com/VadimKurkinBlog https://twitter.com/VadimKurkin

Стоит ли пытаться построить отношения с мужчиной, у которого просишь о помощи и постоянно натыкаешься на отказ. При этом свой отказ мужчина связывает с потребительским отношением. На вопросы девушек продолжает отвечать психолог Вадим Куркин, автор и ведущий обучающих психологических курсов для женщин. Очередное видео из серии "100 вопросов об отношениях". В каждом видео: - ответы на самые животрепещущие вопросы от реальных девушек, - подсказки, как понять мужчину, выстроить правильную линию поведения с ним, - разбор интересных ситуаций и случаев в отношениях между мужчиной и женщиной. Еще больше интересного об отношениях от психолога Вадима Куркина http://vk.com/love.vadimkurkin http://vadimkurkin.com https://www.facebook.com/VadimKurkinBlog https://twitter.com/VadimKurkin

Как сохранить теплоту отношений после 10-ти лет брака? когда человека ты знаешь наизусть со всеми его достоинствами и недостатками. Как не зачерстветь и не надоесть друг другу? Очередной ответ психолога Вадима Куркина, автора и ведущего обучающих программ по психологии отношений мужчины и женщины, из серии "100 вопросов об отношениях". В каждом видео: - ответы на самые животрепещущие вопросы от реальных девушек, - подсказки, как понять мужчину, выстроить правильную линию поведения с ним, - разбор интересных ситуаций и случаев в отношениях между мужчиной и женщиной. Еще больше интересного об отношениях от психолога Вадима Куркина http://vk.com/love.vadimkurkin http://vadimkurkin.com https://www.facebook.com/VadimKurkinBlog https://twitter.com/VadimKurkin

Если вы живете с родителями мужа, то могут возникать ситуации, когда муж в каких-то вопросах принимает их сторону. Как быть, если он делает это постоянно вопреки вашему мнению? Как втолковать мужу, что его родители не всегда правы, и что к вам тоже нужно прислушиваться и поддерживать вас? Очередное видео из серии видеоподкастов "100 вопросов об отношениях" автора и ведущего обучающих программ для женщин, психолога счастливых отношений Вадима Куркина. В каждом видео: - ответы на самые животрепещущие вопросы от реальных девушек, - подсказки, как понять мужчину, выстроить правильную линию поведения с ним, - разбор интересных ситуаций и случаев в отношениях между мужчиной и женщиной. Еще больше интересного об отношениях от психолога Вадима Куркина http://vk.com/love.vadimkurkin http://vadimkurkin.com https://www.facebook.com/VadimKurkinBlog https://twitter.com/VadimKurkin

Почему у мужа не возникает желания удивить и порадовать, хотя вы сами устраиваете ему сюрпризы и дарите подарки? Почему он, видя, как вы заботитесь о нем, не демонстрирует никакой ответной реакции? Что делать, чтобы вызвать у мужчины такое желание? Использовать подкуп или искренне интересоваться его истинными желаниями? Очередное видео из серии видеоподкастов "100 вопросов об отношениях" автора и ведущего обучающих программ для женщин, психолога счастливых отношений Вадима Куркина. В каждом видео: - ответы на самые животрепещущие вопросы от реальных девушек, - подсказки, как понять мужчину, выстроить правильную линию поведения с ним, - разбор интересных ситуаций и случаев в отношениях между мужчиной и женщиной. Еще больше интересного об отношениях от психолога Вадима Куркина http://vk.com/love.vadimkurkin http://vadimkurkin.com https://www.facebook.com/VadimKurkinBlog https://twitter.com/VadimKurkin

Как быть, когда муж на взводе? Его все раздражает, он взрывается, постоянно высказывает недовольство по отношению ко всему, что вы делаете. Очередное видео из серии видеоподкастов "100 вопросов об отношениях" автора и ведущего обучающих программ для женщин, психолога счастливых отношений Вадима Куркина. В каждом видео: - ответы на самые животрепещущие вопросы от реальных девушек, - подсказки, как понять мужчину, выстроить правильную линию поведения с ним, - разбор интересных ситуаций и случаев в отношениях между мужчиной и женщиной. Еще больше интересного об отношениях от психолога Вадима Куркина http://vk.com/love.vadimkurkin http://vadimkurkin.com https://www.facebook.com/VadimKurkinBlog https://twitter.com/VadimKurkin

Почему в нашем современном мире только женщины работают над собой, читают книги, ходят на семинары, общаются на форумах, обмениваясь своим опытом? А мужчины в это время ничего не делают и при этом во всех проблемах обвиняют женщин? Очередное видео из серии видеоподкастов "100 вопросов об отношениях" автора и ведущего обучающих программ для женщин, психолога счастливых отношений Вадима Куркина. В каждом видео: - ответы на самые животрепещущие вопросы от реальных девушек, - подсказки, как понять мужчину, выстроить правильную линию поведения с ним, - разбор интересных ситуаций и случаев в отношениях между мужчиной и женщиной. Еще больше интересного об отношениях от психолога Вадима Куркина http://vk.com/love.vadimkurkin http://vadimkurkin.com https://www.facebook.com/VadimKurkinBlog https://twitter.com/VadimKurkin

Как получить от мужчины заботу и поддержку? Каких женщин готовы ценить, уважать и поддерживать мужчины? 100 вопросов об отношениях мужчины и женщины – эксклюзивный проект автора и ведущего женских тренингов, психолога счастливых отношений Вадима Куркина. В каждом видео: - ответы на самые животрепещущие вопросы от реальных девушек, - подсказки, как понять мужчину, выстроить правильную линию поведения с ним, - разбор интересных ситуаций и случаев в отношениях между мужчиной и женщиной. Еще больше интересного об отношениях от психолога Вадима Куркина http://vk.com/love.vadimkurkin http://vadimkurkin.com https://www.facebook.com/VadimKurkinBlog https://twitter.com/VadimKurkin

Можно ли постоянно сохранять в мужчине желание добиваться женщину? Как не перегнуть палку, и не надоест ли ему все время гнаться за убегающей добычей? Первое видео, открывающее серию видеоподкастов "100 вопросов об отношениях" автора и ведущего обучающих программ для женщин, психолога счастливых отношений Вадима Куркина. В каждом видео: - ответы на самые животрепещущие вопросы от реальных девушек, - подсказки, как понять мужчину, выстроить правильную линию поведения с ним, - разбор интересных ситуаций и случаев в отношениях между мужчиной и женщиной. Еще больше интересного об отношениях от психолога Вадима Куркина http://vk.com/love.vadimkurkin http://vadimkurkin.com https://www.facebook.com/VadimKurkinBlog https://twitter.com/VadimKurkin