Тест детской тревожности. Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей. Как заметить, что ребенок тревожен

19.02.2019
54 674 0 Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про недостатки и достоинства человека. Все мы знаем, что в этом мире нет ничего идеального. У каждого существа на этой Земле есть свои уникальные нестандартные особенности, кто-то может назвать их достоинствами, кто-то — недостатками. Тут многое зависит от того, мешают ли данные черты самому человеку. Если да, то можно ли избавиться от изъянов и как это сделать?

Недостатки человека

Каждый человек на этой Земле обладает своим уникальным набором качеств. Причем практически любое из них можно отнести и к достоинствам, и к недостаткам человека. Возьмем к примеру, отзывчивость и щедрость. В обществе эти качества принято считать хорошими, но стоит посмотреть на них под другим углом и перед нами появляется недостаток.

Отзывчивый человек всегда готов откликнуться и прийти на помощь. Достоинство? Безусловно! Но чрезмерная отзывчивость мешает жить самому человеку, он не может сказать «нет» и часто становится предметом эксплуатации более ушлыми окружающими. Под таким углом этот изъян мешает жить и быть счастливым прежде всего самому обладателю этого качества.

Щедрость — неоспоримое достоинство. Но иногда оно превращается в расточительство, чрезмерно щедрый человек даже может обделять себя и своих близких, раздавая блага «вовне».

Выходит, недостатки — это черты и качества личности, которые мешают жить, быть успешным и счастливым, прежде всего самому обладателю этих качеств. Изъянами могут стать разрушительные эмоции (гнев, раздражительность, перепады настроения, боязливость и т. д.), пороки (чревоугодие, алчность, зависть и т. д.), а также другие человеческие слабости.

Условно все недостатки можно разделить на несколько групп.

Тип недостатков Примеры изъянов К чему могут привести?
Психологические Неусидчивость, тревожность, излишняя общительность или замкнутость, лень, низкая или завышенная самооценка, страхи, жестокость, цинизм, отсутствие самостоятельности, постоянная нужда в контроле и оценке действий, меркантильность, лживость и прочие. Этот тип недостатков может отпугнуть от их обладателя людей, создать проблемы в личной жизни, стать препятствием для карьерного роста, лишить человека сил и загнать в глубокую депрессию.
Физические Рост, вес, цвет глаз, форма лица, тип фигуры, неидеальная кожа, проблемы с волосами или зубами, несоответствие кому-либо стандарту и т. д. Этот тип недостатков очень субъективен. Любое физическое качество при желании можно превратить в изюминку или достоинство. Однако если ничего не делать, физические изъяны провоцируют появление комплексов, неуверенности в себе и непринятию себя как к личности. Это, в свою очередь, может привести к глубоким личностным проблемам, недопониманию во взаимоотношениях с другими людьми и нереализованности.
Женские Излишняя скромность или развязность, разговорчивость, двуличность, потребительство, шопоголизм, алчность, непринятия себя как девушки или излишние самолюбование собой, черствость, неумение демонстрировать собственные эмоции, обидчивость и т. д. Такие недостатки могут привести женщину к болезням, разладу в личной жизни. Кроме этого, неумение обращаться с собственными эмоциями блокирует свободное течение женской энергии и отпугивает мужчин.
Мужские Диктаторство и патриархальный взгляд на жизнь, грубость, отсутствие юмора, низкий интеллект, скупость, жадность, неряшливость, трусливость, отсутствие целеустремленности и т. д. Эти недостатки причиняют мужчинам неудобства в карьере и личной жизни.

Как избавиться от недостатков

Рост и самосовершенствование — это то, что улучшает качество нашей жизни, придает смысл нашему существованию и делает нас самих легче, лучше и счастливее. Поэтому если какое-то качество вам мешает жить, от него нужно избавляться.

  1. Найдите недостаток. Чаще всего изъяны в поиске не нуждаются, люди знают, что тянет их назад и мешает жить. Если вы хотите просто стать лучше, но не знаете с чего начать, обратите внимание на то, что раздражает вас в других людях. Скорее всего, именно это есть в вас, но вы не можете это принять.
  2. Не стоит специально выискивать в себе недостатки, а потом смаковать их, не предпринимая никаких действий и жалуясь на жизнь. Позиция жертвы доставляет некоторым людям удовольствие, но делает их безответственными и не способны управлять собственной жизнью.
  3. Осознайте недостаток, признайтесь себе, что он у вас есть, и постарайтесь его принять. То же касается и близких людей, не стремитесь переделывать недостатки любимого человека. Старайтесь принять его вместе с его изъянами. А если что-то не дает покоя, начинайте работу над собой, а не над воспитанием близкого человека.
  4. Начните отслеживать и контролировать свои мысли. По началу это может показаться сложным, но если вы сможете научиться это делать, рано или поздно недостатки не смогут переступить за черту вашей осознанности. Читать:
  5. Проанализируйте свой изъян. Каков его характер? В чем и почему он вам мешает? К каким последствиям он может привести? Опишите самый ужасный расклад, если этот недостаток навсегда останется с вами. Чем закончится дело? Используйте данную картинку как мотивацию для скорейшего искоренения своего недостатка.
  6. Найдите достоинство, на которое вы замените недостаток. Помните пословицу «Свято место пусто не бывает»? Это высказывание справедливо и в работе над собой. Как только вы уничтожите раздражающий вас изъян, появятся пустоты, которые нужно заполнить чем-то правильным или положительным. Иначе есть риск обзавестись новыми недостатками и плохими привычками или укрепить старые.
  7. Прекратите оправдывать себя и свой недостаток.
  8. Постарайтесь найти источник «бед». Откуда у вас появилось негативное качество? Чаще всего ноги растут из глубокого детства, когда мы неосознанно перенимаем установки и программы поведения своих родителей.
  9. Взращиваем достоинство на месте недостатка.

Недостатки и резюме

Иногда работодатели просят соискателей заполнить графу о своих недостатках. Делается это вовсе не для того, чтобы уличить кандидатов в неидеальности, а просто чтобы проверить адекватность собственной самооценки соискателя. Если вас просят указать в резюмесвои изъяны не стоит пугаться и ставить прочерк в данной графе. Не бывает людей без недостатков.

Какие недостатки можно указать в резюме

Лучше всего заранее приготовить список своих недостатков. В него должны входить качества, которые в обычной жизни можно назвать недостатками, но в конкретной профессии они проявляются как достоинства. Например, формулировка «во всем вижу недостатки «. С одной стороны, изъян, а с другой — незаменимое качество тестировщика программ или аудитора. Вот примеры качеств, которые могут быть достоинством для некоторых профессий:

  • Чрезмерная потребность в общении и любовь к людям;
  • Прямолинейность, неумение сдерживать собственное мнение и говорить за спиной;
  • Постоянные мысли о работе;
  • Трудоголизм;
  • Медлительность;
  • Дотошность;
  • Уделяю большое внимание мелочам;
  • Не могу отказать;
  • Стою на своем, не умею проявляться гибкость и уступчивость в рабочих вопросах;
  • Любовь к формализму;
  • Чрезмерная энергичность и неспособность усидеть на одном месте;
  • Вспыльчивость и эмоциональность.

Можно выделить несколько нейтральных недостатков, которые подходят абсолютно для всех профессий:

  • Различные страхи и боязни (пауков, полетов, высоты, замкнутых пространств и т. д.);
  • Лишний вес или излишняя худоба;
  • Любовь (слабость) к чему-то (сладкое, котята, шопинг и т. д.);
  • Отсутствие или недостаток опыта;
  • Склонность к излишнему анализу своих ошибок и действий.

Какие недостатки отпугнут работодателя

Перечисляя свои недостатки не нужно становиться чересчур откровенным. Многие качества могут отпугнуть работодателя, а вас охарактеризовать как плохого работника. Среди таких качеств:

  • Лень;
  • Чрезмерная любвеобильность и романы с коллегами;
  • Заинтересованность только в деньгах;
  • Отказ от какой-либо ответственности;
  • Рассеянность, любовь к перерывам и социальным сетям;
  • Постоянные опоздания;
  • Нежелание и неумение принимать самостоятельные решения.

Каким бы недостатками вы ни обладали, главное, научиться принимать себя таким, какой вы есть, не переставать совершенствоваться и гармонично компенсироваться недостатки своими достоинствами.

  • Глава 16. Психологические особенности судебной деятельности
  • Глава 6 ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ.
  • Иерархическая модель представления данных. Ее достоинства и недостатки.
  • Absent Mindedness Рассеянность. -5. Вы забываете хорошо известные всем факты. -10. Вы забываете своих друзей. -15. Вы способны забыть даже о том, кто вы такой!

    Manic-depressive syndrome. Маниакально-депрессивный синдром. -5. У вас резко портится и так же резко улучшается настроение. -10. Одна из ваших ипостасей является жизнерадостным идиотом, в то время как вторая - лживым ублюдком. -15 Ваши приступы веселья или ненависти к себе и окружающему миру могут заставить вас потерять все ваши деньги или получить серьезное увечье. -20. Вы или не помните о возможности смерти, или же вам на нее глубоко наплевать.

    Delusions. Заблуждения. Вы слышите голоса, общаетесь с инопланетянами, претендуете на звание магистра экзофизики или считаете себя богом. Ну или что-то в этом роде. -5. Вы рискуете выставить себя на посмешище или лишиться работы. -10 Вы рискуете потерять свое состояние или попасть в психушку. -15. В психушку вас определят только после того, как откачают. -20. А вы вообще уверены, что вас откачают?

    Masochism. Мазохизм. Вы ненавидите себя и получаете удовольствие от издевательств над собой. -5. Вам нравится, когда вас словесно унижают. -10. Вам нравится, когда вам причиняют боль. -15. Вам нравится, когда вам причиняют боль с помощью средневековых средств для допроса…

    Phobia. Фобия. Вы боитесь чего-либо до потери контроля над собой. -5. Вы ощущаете дискомфорт. -10. Вас парализует страхом. -15. Вы впадаете в безумие или состояние берсерка. -20. Вы впадаете в кататонию.

    Paranoia. Паранойя. Вы считаете, что у вас везде враги. В связи с этим вы: -5. Настороженно относитесь ко всем встречным, стараясь придерживаться максимально возможной дистанции. -10. Принимаете реальные меры по борьбе с "ними". -15. Рискуете попасть в тюрьму или психушку или потерять все свое состояние на мерах противодействия "им". -20. Пусть я умру, но "они" меня не достанут!

    Airhead. Сорвиголова. В вашей голове гуляет ветер. Вы спокойно забываете жизненно важные вещи. -5. Вы путаетесь в общеизвестных фактах. -10. Вы забываете важные вещи. -15. То, что вы забыли, может обойтись вам очень дорого. -20. Из за вашей забывчивости могут погибнуть другие люди, но вы - в первую очередь.



    Bad temper. Дурной нрав. Ваши манеры могут многого вам стоить. -5. Это обойдется вам в серьезный штраф. -10. За такое и посадить могут. -15. А за такое и под вышак отправят…

    Coward. Трус. Вы боитесь так, что теряете контроль над собой. -5. Вы пугаетесь всего, что может предоставлять опасность. -10. Вас парализует страхом. -15. У вас начинается паника и позывы убежать куда угодно, но только подальше отсюда.

    Obsessed. Одержимый. Ради своей идеи вы готовы пойти на многое. -5. Вы готовы потерять свое состояние ради достижения поставленной цели. -10. Вам не страшно подвергнуть себя неоправданному риску. -15. Вы с радостью умрете во имя идеи.

    Shy. Пугливость. Вы ощущаете дискомфорт в присутствии незнакомых людей. -5. Вы предпочитаете отмалчиваться. -10. Избегаете даже встречаться с незнакомыми людьми. -15. Активно избегаете незнакомцев, уходя, когда кто-то входит.

    Stubborn. Упрямство. Вы не любите признавать собственную неправоту, принимая в штыки все противоречащие вашему мнению предложения. -5. Это может стоить вам потери денег или репутации. -10. Вас не остановит даже риск получения физического увечья. -15. Вам плевать даже на возможность вашей гибели.



    Berserk. Берсерк. Когда дело доходит до драки, вы становитесь бесконтрольной машиной разрушения. А до драки доходит часто. -5. Любая мелочь выводит вас из себя. -10. Вы можете остановиться только встретив на своем пути друга. -15. Вы перестаете различать врагов и друзей. -20. Вы атакуете все, что вам угрожает. Даже деревья, которые так хищно машут своими ветками в вашу сторону!

    Unlucky. Неудачник. Вам патологически не везет. С вами постоянно что то случается, причем почти всегда - плохое. -5. Мелкие неудачи. -10. Чистая случайность может стоить вам ощутимой потери денег или репутации. -15. Ваше невезение подвергает вашу жизнь реальной опасности. -20. Вам постоянно грозит риск случайной гибели.

    Пожалуй, нет ни одного человека, полностью удовлетворённого своей внешностью.

    Кому-то не даёт покоя нос буратинкой, кому-то – ручки грабельками, кому-то – пузико бочечкой. Но большинство людей об этих неприятностях вспоминает лишь перед зеркалом, а в остальное время они живут себе, как ни в чём не бывало.

    Но есть и такие, все помыслы которых обращены на свой телесный недостаток. Это и называется дисморфофобия.

    В случае подозрения на дисфорфофобию перед пластической операцией...

    Одиночество, его размер и сила не имели предела. Одиночество это не тогда когда ты один в пустом доме, а когда среди шумных людей, в весёлой компании, понимаешь что эти люди для тебя чужие. Одиночество это когда ты понимаешь, что ни один человек не узнает, всего что ты хотел бы сказать, но не скажешь, потому что ты сам не хочешь этого знать.

    Одиночество это когда ты говоришь с человеком, и замечаешь, что он не слышит тебя, что он сам пытается тебе что-то сказать, но ты его не слышишь. Тебе не...

    В этой статье мы приведем несколько советов о том, как правильно распорядится своим потенциалом, как превратить недостатки в Ваши достоинства, да и просто, как воспользоваться всем тем, что мы имеем.

    Возьмите листок бумаги, разделите его на две колонки. В одну колонку выпишите все Ваши достоинства, а в другую все недостатки, пробелы. Попросите кого-нибудь из Ваших близких друзей, которые, наверняка, будут с вами откровенны, трезво оценить информацию на листе и...

    Болгарские ученые-психологи после длительного изучения причин распадов семей выработали для женщин, желающих иметь хорошую семью, следующие правила:

    1. Не думайте, что профессия, карьера и социальный престиж заменят вам семью и детей. Как это ни трудно, но надо научиться сочетать их. И не забывать, что женщина должна уделять необходимое внимание своей внешности, одежде и всем остальным видимым и невидимым атрибутам женственности.

    2. Хорошая семья не падает с неба, не достается даром, не...

    О гипнозе можно говорить долго... Здесь, мы затронем частный вопрос взаимоотношений гипноза и психоанализа.

    Надо сказать, что психоанализ вышел, "вылупился" из гипноза. На Фрейда, во времена его Парижской стажировки, произвели большое впечатление гипнотические опыты Шарко, когда тот под гипнозом вызывал (и снимал) психические симптомы у своих пациентов.

    Фрейд также присутствовал на экспериментах другого француза Бернгейма, речь шла о так называемом постгипнотическом внушении. Все эти...

    Первые уроки того, как быть идеальной хозяйкой, мамой и женой, мы получали от своих мам, которые, в свою очередь, учились этому искусству у бабушек. Нередко в своей борьбе за кубок с надписью «Лучшая жена в мире» мы забываем о том, что и на солнце есть пятна, но солнце от этого не светит менее ярко.

    И существует целый ряд недостатков, которые делают женщин в глазах мужчин более привлекательными. И просто необходимо расслабиться и научиться позволять себе эти маленькие очаровательные «огрехи...

    Привычка находить положительные стороны в родных, подкрепленная верностью и уважением, сможет принести в вашу семью мир и счастье.

    Все знают, что счастливая семейная жизнь складывается из нескольких факторов. Одним из таких является умение не обращать внимания на недостатки своих близких.

    Но кто может похвастаться такой способностью? В любой семье есть проблемы, и нам очень сложно не замечать негатив, когда он происходит у нас на глазах. Это очень сложная задача для любого человека...

    Если тебе кажется, что жизнь твоя развивается единственно правильным путем, что она достаточно интересна или же полезна таковой каковой является, что в ней совершенно нечего менять, что ты – человек широких взглядов, сделай сегодня так.

    Обрати внимание на человека, совсем на тебя не похожего, с которым как тебе кажется у тебя нет ничего общего.

    Представь, каков его распорядок дня; его обязанности от которых он не может отступиться; его социальные ограничения – будь то низкий уровень...

    Определение уровня тревожности ребенка.

    Описание теста

    Экспериментальный материал состоит из 14 рисунков размером 8,5*11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию.

    Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное.

    Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию.

    Инструкция к тесту
    1. Игра с младшими детьми . «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».
    2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
    3. Объект агрессии
    4. Одевание . «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка? Он (она) одевается».
    5. Игра со старшими детьми . «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».
    6. Укладывание спать в одиночестве . «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать».
    7. Умывание . «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».
    8. Выговор . «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
    9. Игнорирование . «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?».
    10. Агрессивное нападение . «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
    11. Собирание игрушек . «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».
    12. Изоляция . «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
    13. Ребенок с родителями . «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».
    14. Еда в одиночестве . «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

    Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуются определения лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

    Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе.

    Тестовый материал














    Анализ результатов теста

    Количественный анализ

    На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

    ИТ = (число эмоциональных негативных выборов / 14) * 100%

    В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

    • высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
    • средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
    • низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

    Качественный анализ

    Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают Рисунки №4 («Одевание»), №6 («Укладывание спать в одиночестве»), №14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего будут обладать наивысшим индексом тревожности ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рисунках №2 («Ребенок и мать с младенцем»), №7 («Умывание»), №9 («Игнорирование») и №11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним индексом тревожности ИТ.

    Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок-взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).

    Источники

    Цель методики состоит в изучении уровня и характера тревожности у детей младшего и среднего школьного возраста.

    Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или “Нет”.

    Инструкция: “Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

    Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+» если Вы согласны с ним, или «-» если не согласны”.

    Текст опросника.

    1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

    2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько гы знаешь материал?

    3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

    4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

    5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

    6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

    7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

    8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

    9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

    10.Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

    11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

    12.Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

    13.Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, правило, не выбирают?

    14.Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

    15.Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не делать то, чего хочешь ты?

    16.Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

    17.Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

    18.Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

    19.Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?

    20.Похож ли ты на своих одноклассников?

    21 .Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился’

    22.Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь

    23.Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя

    24.Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?

    25.Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

    26.Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

    27.Боишься ли ты временами вступать в спор?

    28.Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

    29.Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

    30.Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

    31.Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

    32.Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?

    33.Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?

    34.Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

    35.Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

    36.Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

    37.Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

    38.Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

    39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?

    40.Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?

    41 .Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

    42.Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

    43.Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

    44.Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

    45.Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

    46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

    47.Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

    48.Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

    49.Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

    50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

    51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

    52.Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

    53.Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

    54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?

    55.Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

    56.Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

    57.Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

    58.Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

    Обработка и интерпретация результатов.

    При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил “да”, в то время как в ключе к этому вопросу соответствует то есть ответ “нет”. Ответы, не совпадающие с ключом, — это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

    1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста — о высокой тревожности.

    2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тесте.

    Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется об-цее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся на-[ичием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
    Факторы № вопросов
    1. Общая тревожность в школе 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58; сумма = 22
    2. Переживание социального стресса 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44; сумма = 11
    3. Фрустрация потребности в достижении успеха 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; сумма =13
    4. Страх самовыражения 27,31,34,37, 40, 45; сумма = 6
    5. Страх ситуации проверки знаний 2, 7, 12, 16,21,26; сумма = 6
    6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

    3,8,13,17,22; сумма = 5
    7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

    9,14,18,23,28; сумма = 5
    8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

    2,6,11,32,35,41,44,47; сумма = 8

    КЛЮЧ К ВОПРОСАМ
    1 — 7- 13- 19- 25 + 31 — 37- 43 + 49- 55-
    2- 8- 14- 20 + 26- 32- 38 + 44 + 50- 56-
    3- 9- 15- 21 — 27- 33- 39 + 45- 51 — 57-
    4- 10- 16- 22 + 28- 34- 40- 46- 52- 58-
    5- 11 + 17- 23- 29- 35 + 41 + 47- 53-
    6- 12- 18- 24 + 30 + 36 + 42 — 48- 54-

    1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

    2. Переживания социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).

    3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

    4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

    5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.

    6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оце нок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

    7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

    8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.