Недолгая память. Кратковременная и долговременная память. Кратковременная зрительная память

02.04.2019

Кратковременная память позволяет нам выполнять множество разнообразных действий здесь и сейчас. Хозяйка в процессе мытья посуды автоматически запоминает, какие тарелки уже вымыты, а какие еще предстоит потереть намыленной мочалкой. Но помнить об этом всю жизнь или долгие годы совсем не обязательно. Поэтому воспоминания из рабочей ячейки хранилища стираются абсолютно безболезненно для женщины.

Кратковременная память: что это такое

Краткосрочная память, которая нужна нам для повседневной, сиюминутной работы – это способность удерживать в сознании информацию, полученную из жизненного опыта, короткое время. Она ограничивается небольшим объемом воспоминаний. Причем эти образы обычно связаны и хранятся в одной ячейке мозга.

Закон Миллера утверждает, что кратковременная память способна сохранить не больше 7 предметов или слов. Допустимая погрешность – плюс, минус два. Собираясь в магазин, мы легче запомним 5 необходимых продуктов, чем 9. Когда нам понадобиться записать на листочке бумаги список нужных продуктов? Когда их будет больше 5. Это говорит о том, что кратковременные воспоминания очень ограничены.

Обычно они связаны между собой. В данном примере, это продукты, необходимые для ужина. Вспоминая о том, что сегодня к вам приглашены гости, легко задействовать цепочку длительной памяти и тогда все продукты вплывут в голове, в связи с тем, для какого блюда они предназначены. Теперь их легко перевести в рабочую ячейку и купить.

Оперативное мышление умеет заглядывать в долговременное хранилище, извлекать оттуда нужную информацию, соединять ее с сиюминутной и принимать правильное решение. В данном примере, хозяйка вспомнила, какое блюдо ей надо приготовить и без списка вспомнила, что надо для этого купить.

Каждая новая переменная информация, стирает из рабочей памяти ту первую составляющую, которая уже не нужна сию минуту. Оперативная ячейка мышления активно работает во время чтения, рассказа, она отсекает отвлекающую и неверную информацию. Помогает разобраться в текущей реальности.

Как улучшить кратковременную память

Как улучшить кратковременную память? Для этого разработаны различные упражнения. Для чего нам нужна объемная рабочая память? Для того, чтобы более успешно решать свои профессиональные и бытовые задачи. В целом, краткосрочной или рабочей ячейкой своих воспоминаний человек пользуется постоянно: когда варит борщ, делает уборку в квартире, разрабатывает чертеж сложной детали.

Конечно, если в процессе рабочего дня вы пользуетесь большим объемом информации, находящимся под рукой, тем быстрее вы выполняете свои задания. Естественно, если зарплата зависит от количества выполненных заданий, каждый сотрудник будет стремиться выполнять работу быстрее. Большое количество знаний, хранящееся в оперативной ячейке, улучшит выполнение работы, ускорит ее.

Поэтому даже взрослые люди заинтересованы увеличивать количество своих оперативных знаний.

Оперативный резервуар знаний помогает нам отсекать ненужную, отвлекающую информацию, фокусировать внимание на выполнении одного дела. Это повышает производительность труда.

У взрослых людей

Тренировать способность запоминания взрослым людям можно, не потратив на это лишнего времени. К примеру, достаточно во время длительной поездки в троллейбусе, закрыв глаза, стараться вспомнить, какого цвета шапка у соседа.

Читать книги, учить стихи, изучать иностранные языки, разгадывать ребусы – все это укрепляет способность запоминать новую информацию. При этом включается не только слуховая память, но и визуальная. Это еще больше усиливает эффект. Ведь известно, что зрительный нерв гораздо толще слухового. Значит в процессе образного мышления принимает участие большее число нейронов.

Существует специальный тренинг, позволяющий натренировать оперативную память. В процессе тренировки человеку предлагается следить за рядом образов, определяя, какой появился раньше. Улучшение наступит, если ежедневно заниматься по 25 минут.

У детей (школьников, дошкольников) и подростков

Ребенку с большим запасом знаний легко учиться и понимать взрослых. Он меньше подвержен стрессам, у него хорошие оценки и довольные родители.

Как развить у ребенка объемный запас текущих воспоминаний? Все дело в развивающих игрушках и играх. Купите ему современное чудо – конструктор ЛЕГО. Собирая все новые и новые модели машин, самолетов, звездопланов, ребенок учится запоминать текущий творческий процесс и развивает свои ручки.

Легкая гимнастика с простыми движениями рук и ног, наклоны и приседания включают работу мозга. Упражнения физические и логические улучшают мышление малыша.

Если с возрастом у мальчика наблюдается ухудшение оперативного запоминания, это следует лечить. Сбоя в учебе можно избежать, если вовремя обратиться к врачу. Часто у мальчиков встречается повышенное внутричерепное давление в возрасте 13-16 лет, по причине слишком быстрого роста.

Препараты остановят обострение. Подросток быстро восстанавливается, если хорошо питается, достаточное время спит. Он еще успеет натренировать свои способности. Дальнейших расстройств можно избежать, если вести правильный образ жизни: не курить, не пробовать спиртных напитков и читать. Обычное чтение укрепляет образное мышление и увеличивает объем воспоминаний.

Восстановление памяти у школьника происходит постепенно, если он учит уроки, придерживается правильного режима дня и питания.

Упражнения для тренировки кратковременной памяти

Развитие кратковременной памяти важно для человека. Йоги рекомендуют медитировать для того, чтобы понизить кровяное давление, избежать депрессии и укрепить оперативную память. Ученые утверждают, что это происходит по той причине, что в процессе медитации человек фокусируется на одной мысли, отметая другие.

Достаточно 8 минут медитации в день, чтобы увеличить объем ячейки рабочих воспоминаний.

Занятия спортом улучшают не только работу всего организма и мышц тела, но и работу мозга, способность запоминать много информации.

Необходимо спать в сутки не меньше 8 часов. Опыт показывает, что студенты, спящие в сутки 8-9 часов на 60% быстрее и точнее выполняют текущие задания.

У взрослых людей иногда проявляются симптомы нарушения кратковременной памяти. В этом случае необходимо обратиться к врачу. Если окажется, что человек здоров, ему просто необходимо делать определенные упражнения. Читать вслух прозу, заучивать стихи, громко их декларировать, рассказывать внукам сказки, гулять в саду с детьми и друзьями. Такая тренировка лучшее лечение для мозга и его способностей.

Изучая новую информацию, систематизируйте ее, читайте в рифму, делите на общие части. Тогда объем запоминающихся моментов увеличится.

Старайтесь в разговоре употреблять короткие слова. Они запоминаются точнее и лучше. Играть в шашки и уголки, волейбол и теннис очень полезно для развития краткосрочной памяти.

Смирнова Ольга Леонидовна

Невропатолог, образование: Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова. Стаж работы 20 лет.

Написано статей

Полезное для жизни человека качество – хорошая память. Это важнейший психический процесс, связанный с функционированием головного мозга. Этот орган постоянно работает с информацией: воспринимает, обрабатывает (для лучшего ее усвоения), сохраняет на определенное время и воспроизводит при необходимости. Но почему-то не все явления жизни человек запоминает одинаково хорошо, а иногда забывает важные вещи. С чем это связано?

Процесс сохранения знаний связан с тем, какой тип запоминания при этом задействован. Человек обладает кратковременной и долговременной памятью.

Кратковременная память в психологии – это разновидность памяти, которая ограничена:

  • во времени хранения информации (при этом она теряется через определенное время или из-за наплыва другой информации);
  • в количестве запоминаемых символов (элементов).

Главное, чем долговременная память отличается от кратковременной, – это длительность хранения информации. Это может быть несколько минут, а может – долгие годы.

Если у человека долговременная память, значит, у него события, факты, имена и цифры находятся в надежном хранилище, к которому при случае можно обратиться и вынуть необходимую информацию.

Обычно это данные, которые:

Второе отличие – разница в объеме. В среднем кратковременная память имеет объем, рассчитываемый по числу Миллера (от 5 до 9 символов). Это среднестатистический показатель. Что касается объема долговременной памяти, то его даже примерно невозможно вычислить.

Объем памяти у разных людей отличается. Специалисты считают, что причина этого – наследственность. Есть даже мнение о том, что некоторые люди обладают генетической памятью: у них на генетическом уровне сохранились знания о предках, о которых им никто не рассказывал. Этот вид психического процесса оказывает влияние на характер, поведение человека и определяет его судьбу.

По мнению ученых, такие знания хранятся в мозге всю жизнь и, возможно, являются основой долговременной памяти.

Мозг состоит из более 10 миллиардов нейронов, и все они имеют связи друг с другом (синапсы). Каждый из них – носитель определенной информации. Сложно представить, сколько всего может помнить индивид. Но на самом деле человек достает из анналов памяти лишь то, что ему нужно в конкретный момент, а остальным багажом знаний практически не пользуется.

С возрастом способность к запоминанию снижается, это связано с тем, что к старости в мозгу нарушаются связи между нейронами. Поэтому неудивительно, что старые люди часто не способны узнавать знакомых, которых они не видели долгое время.

Особенности кратковременной памяти

Кратковременная память – это другой метод сохранения знаний. Это удержание информации, ограниченное по времени. Обычно оно занимает короткий временной интервал – около 30 секунд. Этот процесс осуществляется на уровне сенсорных ощущений. Запоминается в этом случае то, на что конкретно направлено внимание человека и что важно для него в данный момент времени, но по истечении короткого срока эта информация имеет два пути перемещения:

  • перестает быть актуальной и забывается;
  • переходит в долговременную память.

Если через день, неделю, месяц воспоминания о конкретном событии еще сохраняются, значит, эта информация стала объектом долговременной памяти.

Специфика кратковременной памяти состоит в том, что она связана с двумя важными процессами обработки информации:

  • кодировкой;
  • хранением.

Для попадания определенных знаний в хранилище информации они должны представлять значимость для конкретного человека. Обычно сложно вспомнить дословно прослушанную лекцию, но запоминается только та ее часть, которая была наполнена смыслом и ценностью для адресата.

Кратковременно запоминается не все, а ограниченное количество объектов (цифр, событий, имен, дат, образов и т. д.). Их количество отличается в зависимости от возраста. Так, ребенок держат в памяти одновременно 5 – 6 элементов, а взрослый – 7 – 9. Но на это влияет еще и индивидуальная способность к запоминанию.

На качество такой памяти воздействуют внешние факторы. Если человек отвлекся на другой объект, попавший в зону внимания, то информация, полученная перед этим, быстро забудется. Примером этого служит ситуация, когда в разговоре при резком переключении на другую тему собеседник спрашивает сам себя: «Так о чем мы говорили?»

В психологии есть понятие оперативной памяти. Это способность человека хранить конкретный материал в обозначенном временном диапазоне. Такое свойство помогает детям школьного возраста и студентам запоминать услышанное и прочитанное. Затем эти знания пополняют объем долговременной памяти либо вытесняются из нее навсегда.

Виды

Человек получает информацию об окружающем мире с помощью сенсорных ощущений. В этом процессе задействованы органы чувств, ведь человек видит (зрение), слышит (слух), осязает (пальцы), чувствует запах (обоняние), ест (вкус).

В зависимости от того, какой именно орган в большей степени принимает участие в получении информации, зависит вид памяти:

  • зрительная;
  • слуховая;
  • осязательная;
  • обонятельная;
  • вкусовая.

Механизм действия кратковременной – это запоминание на короткое время вербальной информации, того, что человек увидел (буквы, цвета, размеры предметов, цифры, лицо человека). Какой-то период он может увиденное представлять в виде картинки. Таким образом, запоминается значение каждого прочитанного слова. Это помогает понять суть предложения. При отсутствии такой когнитивной способности человек совсем не смог бы читать и понимать прочитанное, а это влияет на успешность обучения наукам и полученные оценки.

Кратковременная слуховая память состоит в запоминании на короткий срок услышанных звуков, голосов, мелодий, обонятельная помогает распознать запахи (это качество важно в некоторых профессиях, например, парфюмера), вкусовая – вкусы различных блюд, а осязательная – тактильные ощущения (при прикосновении к предметам).

Между всеми этими видами кратковременной памяти есть взаимосвязь, они все работают на протяжении человеческой жизни и помогают воспринимать окружающий мир.

Развитие у детей

Ребенок-дошкольник запоминает всю поступающую к нему информацию механически, он не прилагает к этому никаких усилий. В этом отличие его от подростков и взрослых людей. В детском возрасте ребенок не применяет приемы запоминания, которые помогают увеличить объем памяти. По тому, как быстро малыш усваивает стихи или точно пересказывает услышанную сказку, судят об объеме памяти, подаренному природой.

Проходит время, ребенок растет и готовится пойти в школу. А в школе благодаря учителям уже начинается формирование навыков обучения. Развитие базовых функций психики ребенка дошкольного возраста влияет на дальнейшие успехи его в учебе.

В течение всей жизни человека долговременная и кратковременная память взаимодействуют между собой, и характер этих манипуляций определяет способность к:

  • запоминанию информации;
  • закреплению знаний;
  • воспроизведению того, что запомнилось.

Если ребенок плохо запоминает, то такие нарушения психической функции приводят к тому, что он не запоминает рассказ преподавателя, плохо осваивает школьные предметы и отстает в учебе.

Таким образом, далеко не всегда слабые ученики плохо учатся из-за лени или слабой мотивации. Часть из них просто не в состоянии понять предмет, потому что у них с запоминанием.

Как улучшить память

Кратковременная потеря памяти может возникнуть по разным причинам, например, при:

  • дислексии (потере умения читать и писать);
  • употреблении марихуаны;

Восстановление утраченных функций не всегда возможно. Это зависит от степени нарушения работы головного мозга и иногда приводит к необратимым последствиям, как при болезни Альцгеймера.

Но выход из ситуации есть. Когнитивные способности поддаются развитию. Память тренируется. В результате таких упражнений в мозге будет увеличиваться количество синапсов, эти соединения нейтронов будут работать более эффективно при попытке человека запомнить информацию.

Для начала нужно оценить состояние кратковременной памяти. Это делают с помощью специальных психологических тестов (VISMEM или WOM-REST). Существуют программы, которые на основании результатов тестирования предложат индивидуальную систему .

В результате систематических занятий по улучшению когнитивных способностей человек становится сосредоточенным, внимательным и лучше запоминает необходимую информацию. Такая программа личностного роста в виде тренировок доступна для людей любого возраста, было бы желание.

Кратковременная память – это вид человеческой памяти, благодаря которой можно удерживать небольшое количество информации на протяжении короткого времени. Длительность сохранения информации при одноразовом её восприятии оценивается в несколько секунд. Кратковременная память также называется первичной или активной. Кратковременная и долговременная память противопоставляются друг другу, они отличаются по количеству времени удерживания информации.

Кратковременная память у детей может одновременно удерживать не более чем 5-6 элементов (различных образов, слов или цифр). У взрослого человека она может сохранить на незначительное время 7-9 элементов. Эти цифры приблизительны, поскольку существуют индивидуальные особенности запоминания.

Многие ученые утверждают, что кратковременная память у детей имеет самую высокую интенсивность развития в дошкольном возрасте. Как раз этот период считается основой её дальнейшего развития.

Плохая кратковременная память может быть связанна с различными нарушениями. Такие нарушения являют собой патологические состояния, которые характеризуются невозможностью сохранять и использовать полученную информацию. Статистика говорит, что проблемы с кратковременной памятью встречаются у четверти населения планеты. Больше всего проблемами, как с кратковременной, так и долгосрочной памятью страдают люди пожилого возраста, у них могут возникнуть и эпизодические нарушения, и постоянные.

Кратковременная память достаточно уязвима и очень страдает от развития патологических состояний, которые влияют на неё. Проблемы с запоминанием проявляются в снижении интенсивности обучения человека, забывчивости и невозможности сконцентрироваться на определенном предмете. При этом человек неплохо помнит, что с ним происходило год или даже десятилетие назад, и старается, но не может вспомнить, о чем думал или, чем он занимался пару минут назад.

Проблемы с кратковременной памятью встречаются при , или при употреблении алкоголя или наркотических веществ. Могут быть и иные причины проблем с запоминанием, например, опухоли мозговых структур, травмы или .

Признаки расстройства кратковременной памяти могут появляться мгновенно, в случае полученной травмы или проявляться постепенно, от возрастных изменений или шизофрении.

Объем кратковременной памяти

Объем кратковременной – это характеристика, которая определяет количество потенциально возможного запоминаемого материала.

Объем кратковременной памяти достаточно ограничен, и в среднем он хранит 7 +/- 2 единицы памяти. Широта охватываемого объема кратковременной памяти имеет индивидуальный характер и имеет тенденцию к сохранению на протяжении всей жизнедеятельности. Объемом в первую очередь устанавливается особенность механического запоминания, функционирующая без активного подключения мышления в запоминании.

Особенность кратковременной памяти, обусловленная ограниченностью её объема, называется замещение. С помощью замещения происходит процесс частичного вытеснения уже хранящейся информации, новым материалом. Это может выражаться в непроизвольном переключении человеком своего внимания с запоминания на какой-то другой процесс.

Кратковременная память способна перерабатывать значительный объем информации, при котором отсеивается излишний материал и в следствии не происходит перегрузка долговременной памяти ненужными сведениями.

Кратковременная и долговременная память зависимы друг от друга. Функционирование долговременной памяти невозможно без кратковременной.

Кратковременная память действует, как своеобразный фильтр, который пропускает только необходимую информацию в долговременную память, совместно с тем осуществляя строгий отбор.

Одним из основных особенностей кратковременной памяти есть то, что при определенных условиях, этот тип памяти, не имеет границ запоминания во времени. Это условие заключается в возможности беспрерывного повторения только что прослушанных цифр, слов и так далее.

Для сохранения сведений в кратковременной памяти нужно сохранять активность, направленную на запоминание, без отвлечения на другую деятельность или сложную умственную работу.

Термин «кратковременная память» говорит о внешнем, временном свойстве явления без отношения к его связи с деятельностью человека, целями и мотивами. Тем не менее, здесь нужно помнить о связи временной характеристики событий с их важностью для организма.

Длительность события очень значима для кратковременного запоминания, даже сама по себе для памяти, так как в продолжительном воздействии заложена сама возможность повторения, которая требует большей готовности.

Консолидация следов рассматривается, как своеобразная оценка значимости материала для исполнения предстоящих значительных целей. Но влияние одного лишь временного фактора не безгранично. Длительное повторение одного раздражителя вызывает только защитное торможение, а не переход сведений в долговременную память.

Медицинские исследования, которые связаны с нарушениями процесса запоминания демонстрируют, что кратковременная и долговременная память существуют, как независимые. Например, при ретроградной человек не помнит недавно происшедших событий, но помнит те, которые произошли давно.

Плохая кратковременная память может быть связанна с антероградной амнезией, при которой сохранной остается кратковременная и долговременная память. Однако при этом уязвляется способность к сохранению новой информации в долговременной памяти.

Информация сначала попадает в отдел кратковременной памяти, которой обеспечивается сохранение однократно предъявленной информации на недолгое время (до семи минут), после чего информация может полностью стереться или перейти в отдел долговременной памяти, при условии однократного или двойного повторения.

Выше вспоминаемая формула объема кратковременной памяти (7+/- 2) значит, что она ограничена по своему объему. Но главное, что нужно, так это добиться, чтобы части запоминаемого материала (цифр, фигур, картинок) были информационно напитанными за счет их группировки, объединения и единения в целостный образ.

Кратковременная память имеет связь с актуальным состоянием сознания человека, поэтому для поддержания информации требуется поддержание внимания к запоминаемой информации на протяжении всего времени её удерживания, в случае долговременного запоминания необходимость в этом отпадает.

В процессе заполнения объема кратковременной памяти информацией, действует механизм временного кодирования, как отображение запоминаемой информации в виде последовательно размещенных символов, отображающихся в слуховой и зрительной человеческих системах.

Очень часто люди, когда им требуется что-то запомнить, стараются придумать ассоциацию и вызвать эмоциональную реакцию, которую можно рассматривать, как психофизический механизм, активизирующий и интегрирующий процессы, служащие способом запоминания и воспроизведения информации.

Человек способен увеличить объем кратковременной памяти и запоминаемой информации через перекодирование материала в новые структурные элементы. Оперативные единицы кратковременного запоминаемого материала зависят от возможности индивида сформировать восприятие информации. Было определено, что одна отдельная буква отображается намного лучше, чем две буквы, и две – чем три. Когда сочетание букв формирует знакомое человеку слово, тогда оно также хорошо воспроизводится, как и одна буква.

Еще было доказано, что запоминание улучшается не только при организации букв в слова, но и в том случае, когда бессмысленные слоги произносятся, как ритмически связанная последовательность. В таком случае среднее число запоминаемых объектов увеличивается. Любые способы организации информации позволяют сократить значительный объем материала в намного меньшее число оперативных или структурных элементов.

Ограничениями объема кратковременной памяти считается не только средняя глубина предъявленной фразы, но и средняя длина самых слов. Исследователями было установлено, что в разных языках наиболее часто (90-99 % от общей частоты всех слов) встречаются слова от одного до четырех слогов. Слова, длинною в 5-9 слогов встречаются намного реже, что говорит об ограниченности объема кратковременной памяти, а еще более длинные слова употребляются еще реже. Таким образом, Брайль (создатель шрифта для слепых) пришел к тому, что нельзя употреблять более шести точек при конструировании азбуки для незрячих людей.

Как улучшить кратковременную память

Для улучшения кратковременной памяти существует несколько способов, которые будут приведены ниже. Улучшение запоминания связано с развитием творческого мышления и тренировки , при использовании ассоциаций. Чтобы лучше запоминать длинные многозначные числа их можно представлять в виде животных или растений или каких-то неодушевленных предметов, которые приходят человеку на ум. Например, цифра два предстает в виде лебедя или вешалки, единица – столба или гвоздя, семь – косы, антенны, цифра восемь – банта, бабочки. С цифрой ноль может быть связанный любой круглый предмет – мяч, глаз, луна и другие. Если сложно в уме удержать ассоциацию, тогда можно воображаемую картину перенести на рисунок, набросок.

Тренировка кратковременной памяти должна осуществляться при руководстве определенными принципами. Один из них – это повторение. Но главное, соблюдать меру, иначе частое повторение приведёт к зубрению. Вызубрить можно абсолютно все, что необходимо, но неприятным моментом здесь может стать то, что вся заученная информация не будет осознанной и запомнится ненадолго. Поэтому, лучше всего не повторять материал много раз подряд, а закреплять информацию, повторяя по разу на протяжении нескольких дней.

Еще одним принципом является необходимость концентрирования на самом процессе запоминания. Вся предъявленная и сохраняемая информация должна быть осмысленна. По возможности должны устанавливаться аналогии с уже находящимися в голове, запомненными данными или какими-то конкретными жизненными факторами. Чем более обширными и прочными будут устанавливаемые параллели, соответственно будет лучшим процесс запоминания чего-то действительно значимого.

Активный образ жизни, движения, позитивное настроение благоприятно влияют на улучшение кратковременной и долговременной памяти. Физическая нагрузка, спорт, танцы, фитнес стимулируют кровообращение в организме, в частности, в головном мозге, что активизирует в свою очередь психические процессы, которые связанны с восприятием, переработкой и воспроизведением информации.

Большую роль в улучшении запоминания играет правильный режим и правильное питание. Такие продукты, как овощи, злаковые, рыба, морепродукты и яйца благоприятно воздействуют на процесс запоминания.

Для улучшения кратковременной памяти используется мнемоника, с помощью которой определяется определенная реакция индивида. Мнемоника включает в себя изображения, цвета, звуки, контакт, язык, вкусы и запахи. Почти все элементы связаны с органами чувств и помогают людям быстрее вспоминать необходимое. Например, если совместить цвет или звук с определенной информацией, то позже её будет намного легче вспомнить. Созданные с помощью мнемоники, мнемонические образы должны быть положительными и приятными для человека, иначе эти образы будут отвергаться.

Допустим, такой пример использования мнемоники. Если человеку нравится определенная мелодия, он может постараться запомнить номер телефона или что-либо другое, в ритме этой мелодии. Необходимо несколько раз проговорить и пропеть под мелодию запоминаемый материал. Воспользовавшись таким способом, можно удостовериться насколько прочнее информация задержится в голове.

Тренировка кратковременной памяти способом мнемоники пригодится, если человеку нужно постоянно встречаться с проблемой запоминания, особенно если это касается рода деятельности. Такой способ поможет развивать кратковременную память, которая часто используется при проделывании операций с числами в уме.

Исследователи выяснили то, сколько времени кратковременная память может хранить необходимые знания. Информация начинает «стираться» через 18 секунд после её употребления. Некоторые люди после 18-ти секунд могут держать в кратковременной памяти только 10% с информации, но если нет возможности записать то, что нужно запомнить (номер телефона или адрес), то это может не помочь. Поэтому необходимо про себя повторять нужные для запоминания цифры в течение каждых 15 секунд, таким образом, обновляя полученные данные.

Тренировка кратковременной памяти включает в себя метод аналогий с телом. С помощью этого метода можно запомнить намного больше мелких сведений. Способ запоминания по ориентирам частей человеческого тела необычен, но на практике он доказал, что это отличный метод сохранения материала, и извлечения информации в нужный момент. Суть заключается в том, чтобы связать нужное сведение напрямую с конкретной частью человеческого тела, при этом творя в воображении некий образ, связанный с необходимыми для человека знаниями.

Так, если нужно запомнить ряд фруктов, тогда их можно ассоциировать: яблоко – с глазом, морковь с носом.

Многие учащиеся (ученики и студенты) уверены в том, что включенный телевизор или компьютер им совершенно не мешают при учёбе, но, при проведении исследования выяснилось, что посторонние звуки, музыка, или еще больше мелькание изображений становятся препятствием для запоминания очень важной информации.

Хоть как бы человек не старался, он не может сделать несколько вещей одновременно, или может, но тогда одному из его занятий будет нанесен ущерб. Важно помнить, что это относится только к внешней деятельности, но не имеет отношения к таким естественным процессам, как дыхание и ходьба, поскольку эти процессы не поддаются обработке сознания.

Тренировка кратковременной памяти в технике связного повествования – это способ, который рассчитан на запоминание вещей, которые имеют слабую связь друг с другом. Когда нужно запомнить список покупок или ещё что-то можно придумать историю, в которой будут упоминаться предметы, которые нужно запомнить. Истории могут получаться самые бредовые, но метод реально работает, что уже доказано многими учёными. Единственным недостатком данного способа есть то, что если список элементов, необходимых для запоминания слишком обширный, тогда придется придумывать слишком длинный рассказ или несколько небольших рассказов.

Метод «ключевые слова» часто используется в школе при изучении иностранных языков, эта своеобразная уловка может очень помочь. Например, для запоминания слова «look» (смотреть) можно подобрать русское слово – лук, при этом создается фраза: «не смотрю, когда режу лук». Таким образом, получается, что при запоминании создаётся образ, произносится новое слово и запоминается его значение.

Локусов метод тренировки кратковременной памяти еще называют «методом поездки» или « методом римской комнаты». Данный метод произошел из древнего мира. Принцип осуществления данного метода такой: человек мысленно представляет себя в комнате или на улице, которая очень хорошо знакома человеку и оставляет части информации около разных ориентиров, по которым легко можно узнать эту информацию. Когда информация понадобится человеку, он снова мысленно перемещает себя в комнату или на улицу, на которой он по ориентиру приходит к месту, где оставил на сохранение сведения об информации.

Кратковременную память можно улучшить с помощью разбивания информации на блоки. Доказано, что кратковременная память человека может хранить от пяти до девяти элементов, но многие люди с легкостью запоминают номера телефонов, которые состоят из десяти цифр. Поскольку большинство номеров пишется через черточку или пробелы. Если бы цифры были написаны всегда слитно, а не блоками, тогда их запоминание было бы хуже.

Кратковременная память тренируется с помощью метода восстановления окружающей обстановки. Так, например, когда дети что-то потеряли, им говорят пойти туда, где они видели искомый предмет в последний раз, и действительно, таким образом, предмет находился. Этот процесс называется контекстно-зависимым. На память воздействует окружающая обстановка, ситуация и восстановление условий, в которых человек видел вещь в последний раз и запомнил там утерянный предмет, это может натолкнуть на мысль, что вещь была утеряна или оставлена в том месте, это работает при механизме запоминания.

К примеру, аквалангистам, когда они находятся в воде, сообщают определенную информацию, которую им будет легче вспомнить, если они снова будут находиться в воде.

Контекстно-зависимое запоминание предполагает, что зафиксированные в состоянии алкогольного опьянения вещи, намного быстрее вспоминаются, если человек вновь входит в состояние опьянения.

Еще один метод улучшения кратковременной памяти – запоминание запахов. Исследователи твердят, что запах – один из мощных инструментов при запоминании, с помощью которого можно извлекать глубочайшие воспоминания.

Чтобы кратковременная память у детей была лучше, необходимо составить правильный рацион питания. Дети, которые недоедают и соответственно не получают необходимое количество витаминов и минералов, запоминают информацию намного хуже. Поэтому пища ребенка, как и взрослого человека, должна быть богатой на белки (поэтому не нужно с детства прищеплять ребенку вегетарианство) и сахар (полезный сахар, чтобы не провоцировать переедание и ожирение) и включать витаминные добавки.

Кроме этого интеллектуально направленные занятия с ребенком нужно проводить непродолжительными отрезками, например по 15-20 минут с переводом внимания ребенка на другой вид деятельности. Вместе с этим ребенок должен отдыхать от интеллектуальной деятельности, заниматься двигательной активностью и получать физическую нагрузку. Активные игры и физкультура улучшают кровоснабжение мозга, что в свою очередь, активизирует кратковременную и долговременную память.

У меня всегда была проблема запомнить телефонный номер. Даже во время пользования городским телефоном я всё время обращался к блокноту, чтобы не перепутать цифры. С развитием технологий и появлением 11-значных номеров я вовсе не мог ни на секунду задержать их в голове. Вместе с тем, мой друг Михаил при необходимости мог запоминать их на несколько часов.

Как-то раз я поинтересовался у Миши, почему ему так легко даётся запоминать длинные наборы чисел. Он сразу сказал, что это умение ему приходилось развивать, а сейчас ещё и поддерживать.

Михаил спросил у меня, пробовал ли я разбивать номер на составные части, чтобы легче запоминалось. Получив утвердительный ответ, он рассказал, как улучшить кратковременную память и упражнения посоветовал.

Назначение и преимущества

Процесс запоминания происходит по схеме. Сначала чётко отпечатывается образ, который сохраняется в течение 0,1 – 0,5 секунд. Затем из полученных знаний выделяются особо важные элементы и поступают в краткосрочную базу. Без повтора материала данные хранятся не более 30 секунд.

Как говорит Харуки Мураками: «Память и мысли стареют так же, как и люди».

Различают виды краткосрочной памяти, в зависимости от источника информации:

  • тактильная;
  • вкусовая;
  • обонятельная;
  • зрительная;
  • слуховая.

Основную информацию люди получают с помощью глаз и ушей. Поэтому последние 2 вида наиболее ценны, именно их нужно развивать.

Объём информации, которая откладывается на короткий срок, ограничен. Ребёнок в состоянии запомнить 5-7 элементов, взрослый 7-9. Но необходимо понимать, что эта величина сугубо индивидуальна и напрямую зависит от генетических качеств.

Ненужные сведения тут же стираются, важные – переходят в оперативную или долговременную память. Главное преимущество кратковременного запоминания – происходит фильтрование лишней информации, сохраняется только суть.

Это позволяет сэкономить время, запомнить то, что действительно важно, избегать информационной перегрузки – источника тревог и стресса. Тренировать – значит приучать мозг фокусироваться на задаче, не перегружать его.


Упражнения

Существуют различные способы развития кратковременной памяти. Все они одинаково полезны. Но следует помнить, что результаты дают только регулярные тренировки. Их необходимо совершать каждый день по полчаса.

«Техника Фибоначчи»

Это математический ряд чисел, где каждая последующая цифра является суммой двух предыдущих. При сбивании со счёта, забывании последовательности, начинают заново. Пример 1+1=2, 2+1=3, 3+2=05, 5+3=8, 8+5=13, 13+8=21… Вычислив последовательность, её проговаривают про себя.

Мнемоническое упражнение «20»

Задание состоит из 20 бессвязных слов. Нужно, чтобы кто-то написал их для вас. Задача: запомнить слова по порядку за 1 минуту, а затем выписать то, что запомнилось на лист бумаги. Результат оценивается по критериям: точность воспроизведения по порядку, количество забытых слов. Пример задания, как тренировать кратковременную память:

  • работа;
  • книга;
  • импровизация;
  • кружка;
  • спортсмен;
  • рука;
  • равенство;
  • диван;
  • субтитр;
  • каламбур;
  • слеза;
  • огород;
  • телефон;
  • вулкан;
  • сельдь;
  • люстра;
  • наколенник;
  • магия;
  • солнце.

Нет никаких правил запоминания: удобно использовать ассоциативный метод – используйте, удобно перечитывать слова в течение всей минуты – перечитывайте, удобно записать на диктофон и прослушать – делайте так. Нужно развивать ту форму восприятия, которая ближе. Главное – уложиться в отведённое время.

«Абзац»

Популярное упражнение для группового психологического тренинга на тему, как улучшить кратковременную память. Но метод можно использовать и для индивидуальной тренировки. Понадобится книга. Её открывают на любой странице и зачитывают какой-нибудь абзац. Задача: запомнить каждое слово.

Если занятие ведётся в коллективе, то назначается ведущий. После прочтения он терпеливо выжидает, когда группа вспомнит весь текст. При возникновении трудностей подсказывает очередное слово. Если упражнение выполняется самостоятельно, то необходимо сначала приложить усилия, чтобы вспомнить текст, а уже потом подсматривать.

«Она поднесла её к губам… и в самый последний миг, содрогаясь всем телом, наклонилась вперёд и торопливым движением выплеснула содержимое в горшок с папоротником. А потом села и взглянула на него надменно».

«10 предметов»

Тренировка кратковременной памяти тесно связана со зрительным восприятием. Эффективно развивать его с помощью этого упражнения. На столе раскладывают 10 предметов. В течение 1 минуты необходимо запомнить их расположение, форму, расцветку и т.д. По прошествии указанного времени, закрывают объекты тёмным материалом. Задача: рассказать о предметах всё, что вспоминается.

Начинать допускается с простых предметов, но каждый раз следует усложнять задание. Для этого берут детали сложных форм. В конечном счёте, можно пробовать описать рисунки на ковре, картины, картинки из книг. Если предполагается описание какого-то художественного элемента, то достаточно одной позиции.

«Всплеск эмоций»

Считается, что это упражнение больше нацелено на развитие оперативной памяти, отвечающей за сохранность информации до определённого времени. Но без объёмного краткосрочного хранилища, сведения просто не дойдут до «оперативного отдела». Поэтому эффективность методики высока.

Суть заключается в том, чтобы информацию сопровождали эмоции. Их отсутствие – одна из основных причин забывчивости. Например, завтра нужно подстричься. Любой человек делает то, что важно для него в настоящий момент. Поэтому каждый говорит себе фразы типа: «послезавтра презентация проекта, если завтра не подстригусь, буду выглядеть как обезьяна».

Все мы ищем причины для того, чтобы выполнить дела в срок. Упражнение позволяет вызвать эмоции, когда естественных причин для них недостаточно. Необходимо придумать какую-нибудь страшилку. Что будет, если завтра не подстричься? Возможно несколько вариантов:

  1. Не смогу промыть волосы, появятся вши.
  2. Когда буду проходить мимо парковки, волосы попадут в окно одной из машин. Водитель зажмёт их стеклом, и буду я бегать за автомобилем по всему городу.
  3. Подует ветер, и мои волосы понесут меня в какое-нибудь Зазеркалье. Ищи потом выход из этой страны чудес.

Примеры фантастические, но действенные даже в таком ключе. Чем страшнее (или смешнее?) история, тем лучше запоминается, что нужно сделать.

Методы восстановления обстановки и составления автопортретов

Ряд техник, помогающих как улучшить краткосрочную память, так и развивать внимание, направлен на воспроизведение недавних событий. Самой популярной из них стала модифицированная техника Пифагора. Она предлагает вспоминать перед сном все события дня в мельчайших подробностях.

Необходимо вспомнить свои первые мысли после пробуждения, действия после подъёма с кровати. При этом сохраняется хронологический порядок – нельзя перескакивать с утренних событий на дневные или вечерние. Правило одно: чем ярче образы воспоминаний, тем эффективнее упражнение.

Вне зависимости от того используете вы эту методику или нет, следует попробовать другие упражнения из этой группы в течение дня. Например:

  1. Вспомните прямо сейчас, что вы делали до прочтения этой статьи. Допустим, вы мыли посуду. Это была сервировочная или наплитная тара? Чего было больше: тарелок или ложек? Губка (тряпка) какого цвета использовалась?
  2. Прощаясь с малознакомым или до этого разговора незнакомым человеком, ещё раз окиньте его взором. Сразу после диалога вспомните в мельчайших подробностях его лицо, телосложение, рост, особенности, одежду. Запишите всё на листок бумаги. Постарайтесь при следующей встрече понять, не ошиблись ли вы в своём описании.

Упражнения выполняют в любое удобное время дома, на работе, в общественном транспорте. Для исследования берётся любая ситуация. При изучении человека, главное – не рассматривать его в упор, чтобы не напугать.

Итого

Существует множество приёмов того, как развить кратковременную память. Все они сводятся к описанию предметов, людей, недавних событий. Развитие позволяет переносить больше информации в другие отделы. Соответственно улучшаются другие виды восприятия, запоминания и воспроизведения информации.

«Тренируй память, чтобы помнить, что ты уже забыл», – говорил Доминик Опольский. Зачем это нужно? Чтобы время, затраченное на воспоминание и самокритику за неосуществлённые дела, можно было провести с большей пользой.

Согласно информации АМИ-ТАСС американские ученые из Университета Ратгерса и Университета Нью-Джерси пришли к выводу о тесной связи силы интеллекта и кратковременной памяти. Мыши, которым с помощью специальных упражнений улучшали оперативную кратковременную память, на специальных тестах также обнаруживали повышение интеллектуальных способностей.

Как правило, подобного рода выводы в отношении мышей и крыс оказываются справедливыми и для людей. Таким образом, тренируя кратковременную память, человек будет одновременно улучшать показатели своего интеллекта.

Остается только разобраться, что такое кратковременная память и как можно улучшить ее функционирование.

Что такое кратковременная память

Кратковременная память человека похожа на оперативную память компьютера – используется в текущей работе, и при выключении компьютера полностью стирается. Для компьютера вопрос увеличения оперативной памяти решается довольно просто. Мы добавляем новый чип. Для человека такой способ не подходит, однако есть приемы, приводящие к и ее работоспособности.

Кратковременная память позволяет вспомнить что-либо через достаточно короткий промежуток времени от нескольких секунд до минуты без повторения. При достаточном количестве повторений объекты из кратковременной переходят в долговременную память.

Объем хранящейся информации в такой памяти достаточно ограничен. Исследования показывают, что он составляет, как правило, от 4 до 9 объектов, в среднем 5-7.

Это позволяет, например, сравнить цены в магазине или набрать номер телефона, один раз на него взглянув или услышав. Такой вид памяти довольно неустойчив.

Некоторые приемы и упражнения

Основным упражнением для развития кратковременной памяти считается запоминание и повторение последовательности чисел. Это же упражнение используется чаще всего для тестирования возможностей кратковременной памяти.

На этом приеме я не буду останавливаться. Думаю, большинство людей интересуют не какие-то специальные упражнения для улучшения и тренировки памяти, а те приемы, которые можно использовать в повседневной жизни для поддержания хорошего уровня работоспособности памяти.

Группировка объектов

Основным способом улучшения памяти в психологии является группировка объектов или еще это называют английским словом «чанкинг» (англ. chunking).

Использование этого правила, например, для номер телефона из 10 цифр 9258674567, означает, что проще запомнить, разбив его на несколько частей, например: 925 867 45 67.

При таком разбиении человек сможет запомнить гораздо больше символов, поскольку он способен группировать информацию о смысловых группах букв. Считается, что идеальный размер для чанков букв и цифр, неважно осмысленных или нет, составляет три единицы.

Как правило, люди именно таки делают, убедившись из собственного опыта, что так они лучше запоминают. Когда кто-нибудь запоминает или произносит телефонный номер, он наверняка разобьет его на последовательности из 2-3 символов.

Также известно, что акустически похожие наборы слов запоминать труднее, чем акустически различные. На основании этого можно сделать вывод, что кратковременная память опирается преимущественно на акустический (вербальный или речевой) код для хранения информации.

Приемы мнемоники

Под мнемоникой понимается замена абстрактных объектов на понятия, имеющие визуальное, аудиальное или другое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти для упрощения запоминания.

Приемы мнемоники доказали свою эффективность особенно при проблемах в обучении. Лучше всего их использовать тем, у кого есть проблемы с краткосрочной памятью.

Чтобы улучшить краткосрочную память, важно знать, что память использует мнемонику, чтобы выделить определенную реакцию. Мнемоника включает изображения, звуки, цвета, вкусы, запахи, контакт, язык и эмоции. Большинство из них связано с органами чувств. Связь приятного цвета или звука с определенной информацией помогает людям вспоминать быстрее.

Мнемонические образы должны быть позитивными и приятными для вас. В противном случае вы будете их отвергать.

Можно привести такой пример мнемоники. Если вам нравится какая то мелодия, можно запомнить номер телефона или имя человека в ритм этой мелодии. Несколько раз пропойте это и увидите, насколько прочнее информация сохраняется в памяти.

Такие приемы полезно применять, если вам приходится постоянно сталкиваться с проблемой запоминания, например, по роду вашей деятельности.

Конечно, этот прием не воздействует в чистом виде на кратковременную память. По сути, когда мы пытаемся сформировать мнемонические связи мы пытаемся закрепить информацию на долгосрочном уровне.

Питание

Считается, что для улучшения памяти неважно кратковременной или долговременной необходимо следовать диете, содержащей:

  • витамины B (особенно B6, B12 и фолиевую кислоту (витамин В9)). Эти витамины содержатся в зеленых овощах с листьями, в белковых продуктах: молоко, мясо, рыба, бобовые и т.д., в хлебе из муки грубого помола, дрожжах, печени, входят в состав мёда. Витамины разрушаются при термической обработке и не накапливаются в организме. Поэтому необходимо ежедневно употреблять содержащую их пищу.
  • антиоксиданты, такие как витамины C, E и бета каротин. Лучшие источники: черника и другие ягоды, свежие фрукты и свежевыжатые соки. Как правило, все они характеризуются кислым или кисло-сладким вкусом.
  • Омега-3 жирные кислоты. Содержатся в некоторых морских и растительных жирах. В основном это рыба, семена льна, грецкие орехи, рапсовое масло. Исследования, проведенные в 2005 году в Италии выявили, что ежедневное употребление омега-3 кислот усиливает умственные возможности человека и повышает его способности к вниманию.

Надо иметь ввиду, что витамины разрушаются алкоголем, рафинированными сахарами, никотином и кофеином. С никотином в частности проводились опыты. Способность к запоминанию после выкуренной сигареты снижается в разы.

Дополнительно

Внимательность. Трудно что-либо запомнить, если не уделить этому достаточного внимания. Поэтому когда пытаетесь что-то запомнить, не отвлекайтесь при этом на что-то еще.

Регулярное применение. Память человека подобна его мускулам – если ею не пользоваться, она атрофируется. Если вы привыкли не полагаться на свою память и не пытаться пользоваться ею в полной мере, скорее всего, она ответит вам взаимностью и вы не сможете на нее рассчитывать, даже когда вам это будет очень нужно.

Небольшой фильм про память.