Диагностика уровня экологической культуры дошкольников. Диагностика по экологическому воспитанию детей в старшей и подготовительной группах. Эмоциональная реакция на сверстника в игре

11.10.2019

Методика

диагностики экологических знаний детей дошкольного возраста

(по программе «Тропинка в природу» - В.В. Смирнова, Н.И. Балуева,

Г.М. Парфёнова)

Диагностические карты по экологии и практический материал к ним

РАЗДЕЛ 1

Карта 1

Цель: выявить, кого и что дети относят к живому и неживому.

Летают самолёт и птица;

Ходят робот и человек;

Плавают рыба и корабль и т.д.;

Карта 2

Цель: выявить знания детей о особенностях внешнего строения живых организмов и функциях конкретного органа.

«Что есть у птиц, человека, зверя, дерева, комнатного растения и т.д.?»

Карта 3

Цель: выявить знания детей об основных потребностях живых организмов в тепле, воздухе, пище, месте обитания.

Вопрос: «Что нужно человеку (собаке, кошке, дереву, цветку и т.д.), чтобы жить?»

Карта 4

Цель: выявить знания детей о том, что могут чувствовать отдельные живые организмы.

«Как чувствует себя девочка (птичка и т.д.)?»

«Почему она (он, оно) оказалась в таком состоянии?»

«Что нужно сделать, чтобы помочь девочке (птичке, дереву и т.д.)?»

Карта 5

Цель: выявить умение детей ценить жизненные проявления каждого индивида природы.

«Чем различаются дети, цветы, яблоки?»

«Чем они похожи?»

РАЗДЕЛ 2

Карта 1

Цель: выявить знания детей о приспособленности строения и поведения живых организмов к условиям определённой среды.

«Люди придумали слово «приспособление». Что оно означает? Каким словом его можно заменить?»

«Где может жить птица, яблоня, рыба и т.д.?»

«А может ли рыба жить на воздухе?»

«Почему не может?»

Карта 2

Цель: выявить знания детей о приспособленности живых организмов к изменению среды по сезонам.

«Как приспособился заяц (медведь, человек, дерево и т.д.) жить зимой?»

«Как приспособился жить человек (волк, лиса, куст) жить летом?»

Карта 3

Цель: выявить знания детей о приспособленности живых организмов к суточным изменениям в природе.

Вопрос: «Как приспособились звери, птицы, человек, растения и т.д. к разным частям суток (конкретно)?»

РАЗДЕЛ 3

Карта 1 (см. карту 1, раздела 1)

Цель: выяснить знания дошкольников о том, кто может иметь детей.

Карта 2

Цель: выявить знания детей о том, как появляются на свет растения, животные, человек.

«Как появляются новые растения?»

«Как появляются маленькие птенцы?»

«Откуда берутся щенки и котята?»

«Как рождаются маленькие рыбки?»

«Как появляется ребёнок у человека?»

Карта 3

Цель: выявить знания детей о росте и развитии живых организмов.

Задание: разложи картинки так, чтобы было видно, как растёт и развивается растение, птица, зверь, человек, насекомое, рыба.

Дополнительные вопросы к карточкам:

«Может ли это маленькое растение… жить без родителей?»

«Как заботятся родители о своём малыше?»

«Сколько малышей может родиться у … за один раз?»

«Что бы ты хотел узнать о том, как рождается человек?»

Стадии развития некоторых живых организмов:

Гусеница – Куколка – Бабочка.

Яйцо – Птенец – Птица.

Икра – Малёк – Рыба.

Примеры использования диагностических карт

при проведении диагностики

Для проведения диагностики по экологии первый замер делается в сентябре, второй – в мае.

Оценка за каждый правильный ответ «+», за неправильный «-«

РАЗДЕЛ 1, Карта 1 «Живое – неживое»

Подобрать 10 картинок.

Средний возраст: 6 картинок с изображением живых объектов, 4 картинки – неживых объектов.

Вопросы и задания:

«Назови, что нарисовано на этих картинках»

«Выбери те картинки, где нарисовано живое»

«почему ты решил, что это живое?»

Если ребёнок молчит, взять, например, собаку и спросить, почему она живая

Старшая группа:

Вопросы и задания:

«Назови, что нарисовано на картинках»

«Разложи картинки на живое и неживое»

«Почему ты решил, что это живое?»

«Почему ты решил, что это неживое?»

РАЗДЕЛ 2, Карта 2 – «Внешнее строение животных и растений»

Подбираются картинки с изображением хорошо знакомых животных и растений, можно из живого уголка. Материал должен соответствовать возрасту и пройденному материалу за год.

«Кто это?»

«Что это за растение? Как оно называется?»

«Как ты узнал, что это морская свинка?»

«Расскажи, что ты знаешь о морской свинке?»

РАЗДЕЛ 1, Карта 3 – «Потребности»

1. Выкладываются картинки с изображением модулей:

Тепло – костёр

Солнце – свет

Земля – место обитания

Тарелка – пища

Дом, гнездо – место пребывания (где можно жить)

Капельки – вода

Пузырьки – воздух

Костёр – заштриховано тепло

«Почему ты думаешь, что здесь заштриховано тепло?»

(Рядом с костром тепло)

«Солнце это свет. Почему?» И т.д.

2. Выкладываем картинки, на которых нарисованы человек, цветок, птица, собака.

Вопросы и задания:

«Что нарисовано на картинках?»

«Выбери, что нужно птице для жизни»

«Что нужно растению, чтобы оно чувствовало себя хорошо?»

«Что нужно собаке, чтобы она могла жить?»

«Что нужно человеку, чтобы жить?»

3. В подготовительной группе модули не показываются. Используются картинки с изображением человека, цветка, птицы, собаки (возможен другой набор картинок).

Вопросы те же, что и в предыдущем пункте.

Дети подготовительной группы должны давать обобщённый ответ: что нужно для всех живых организмов (это соответствует высокому уровню).

Оформление результатов диагностики

1. Подготовить протоколы для каждого ребёнка, отметить фамилию, имя, возраст, номер, дату проведения диагностики, группу.

Пример протокола:

Фамилия, имя ребёнка______________________________________________

№________ Возраст______________________________

Дата проведения диагностики________________________

Группа________________________________________

2. Подсчитывается:

  • Количество объектов, отнесённых к живому;
  • Количество выделенных существенных признаков.

Данные заносятся в таблицу, например, по результатам диагностики «Живое – неживое» (раздел 1, карта 1):

3. По результатам данных графы «Ответы детей» заполняем таблицу:

Движение

Развитие

В каждую графу заносится цифра, соответствующая тому, сколько детей выделило данный существенный признак живого, например питание, рост и т.д.

4. По количеству существенных признаков, выделенных каждым ребёнком, заполняется таблица:

Аналогично проводится анализ диагностики по другим разделам, в конце выводится «Уровень знаний детей о живом». Например (в %):

Потребности

Средние данные

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Низкий уровень

Низкий уровень

Характеристика уровней экологических знаний детей

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Неустойчивые представления о некоторых особенностях живого – существенных и несущественных. Относят к живому животных по существенным и несущественным признакам. Не относят растения к живому. Относят неживое по сходным с живым признаками.

Знают наиболее существенные признаки живого (движение, питание, рост). По ним относят к живому большинство животных и растений. Называют разные признаки у животных и растений.

Знают большинство существенных признаков живого. Правильно относят животных и растения к живому. Знания о живом носят обобщённый характер: характеризуют всю группу животных в целом.

Диагностика практических умений

Полив

1. Создание желания.

Три варианта:

  • Познавательная мотивация: хочешь полить, чтобы узнать, как они будут себя чувствовать? Если ребёнок соглашается, идём дальше.
  • Если у ребёнка не появилось желание, используем практическое приглашение к деятельности: я поливаю, хочешь помочь мне?
  • Если ребёнок снова не соглашается, то используем игровой персонаж: мишка не умеет, ему надо помочь.

2. Задание детям. Выбор растения.

Старшая группа: подбери растение, которое нужно полить.

Младшая группа: выбери растение, которое хочет пить.

Для младшего возраста подбираем растение с яркими характерными признаками (сухая земля, увядшие листья). Задаём вопрос: «Как ты узнал, что растение хочет пить?»

3. Выбор средства труда.

Вопрос: «Где взять воду?»

Для детей младшего возраста необходимо приготовить лейки с водой и без воды. Для детей старшего возраста - лейку и ведро с водой.

Вопрос: «Почему нельзя брать воду из-под крана?»

4. Мера полива.

  • Начинай поливать; когда польёшь, скажешь «всё» или «нет».
  • Покажи мишке, как нужно правильно поливать, когда польёшь, скажешь «всё»

Лейку надо держать двумя руками, носик должен упираться в край горшка.

Правильный полив – постепенно.

Неправильный полив – сверху и под корень.

Вопрос: «Как ты узнал, что полив закончен?» (Если вода вышла на поддон)

5. Единство цели и мотива.

«Что ты хотел сделать?»

«Что получилось?» (Хотел помочь растению, полил…)

Отмечается:

  • Достигли или нет результата;
  • Количество ошибок.

Ответы и действия фиксируются в таблице:

Диагностика отношения к объектам природы

Диагностика проводится в заранее подготовленном месте, например в уголке природы, где расставляются красивые игрушки, раскладываются книги, в центр помещается растение, которое нуждается в поливе.

Дети приглашаются по 2-3 человека.

Задание: «Пока я буду, занята, вы, ребята, можете позаниматься сами»

Смотрим и фиксируем действия и речь детей.

Обработка результатов: осуществляется по группам.

Обработка диагностических данных

Полив

Показатели

Средняя группа

Подготовительная группа

Констатирую-щая диагностика

Контрольная диагностика

Констатирую-щая диагностика

Контрольная диагностика

1. Принятие цели, достижение результата (по поливу)

2. Выбор растения:

правильно

неправильно

3. Обоснование выбора:

правильно

неправильно

4. Выбор инструментов и материалов:

правильно

неправильно

5. Трудовые действия:

правильно

неправильно

6. Мера полива:

Отношение

Показатели

Средняя группа

Подготовительная группа

Констатирую-щая диагностика

Контрольная диагностика

Констатирую-щая диагностика

Контрольная диагностика

Отношения (реальные)

1. Равнодушие

к животным

к растениям

2. Неустойчивый интерес (быстро всё посмотрели)

к животным

к растениям

3. Устойчивый интерес

к животным

к растениям

4. Позитивные поступки (оказали помощь, поговорили ласково, погладили)

5. Отрицательные поступки (пугают, будят, дразнят)

Уровни развития практических умений и отношений

Полив

Низкий: не достигают результатов, допускают много ошибок, неправильно выбирают предметы, неправильно обосновывают несущественные признаки, неправильно выбирают воду для полива, неправильные трудовые действия, не знают меры полива.

Средний: достигают результата с помощью взрослого, неправильно выбирают воду или не знают меры полива.

Высокий: достигают результата самостоятельно и качественно.

Отношение к объектам природы

Низкий: равнодушие, негативные поступки.

Средний: неустойчивый интерес.

Высокий: устойчивый интерес, задают вопросы, совершают позитивные поступки.

Характеристика уровней развития практических умений и отношений

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Слабые эмоциональные проявления или вообще отсутствуют. Интереса нет или он ситуативен. Наблюдает по предложению взрослого. Быстро переходит от одного объекта к другому

Неустойчивость в проявлении интереса, его избирательность, ситуативность: интересуют лишь знакомые животные. Отношение проявляют эмоционально, стремятся деятельно выразить отношение по предложению взрослого. Удовлетворяют свои потребности в общении с живым в деятельности, в получении эмоционального удовольствия

Сильные эмоциональные проявления, радость от общения с животными и растениями. Интерес к познанию живого. Проявляют сочувствие к попавшим в беду, стремятся самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильно определяют состояние объекта, устанавливают необходимые связи. Стремятся удовлетворить потребности живого организма. Проявляют гуманные чувства к живому

В трудовом процессе могут выполнить лишь трудовые действия. Качество труда низкое. Не достигают результата

Трудовой процесс по уходу за живым организмом выполняют с небольшой помощью взрослого. Достигают результата

Самостоятельно и качественно выполняют знакомые трудовые процессы

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста

В какой степени ребенок освоил экологиче­ские знания;

Какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;

В какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранного, эстетического, познавательного).

Вся диагностика проводится индивидуально с каждым ребёнком. Для получения дополнительной информации так же осуществляется наблюдение за детьми в различных видах деятельности: игровой, трудовой, образовательной. Изучаются творческие работы детей – рисунки, поделки. Проводятся беседы с воспитателями групп и родителями воспитанников.

Методика эксперимента.

Диагностику экологических представлений дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:

Формирование экологических знаний и

Экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Все диагностические задания сгруппированы по трём разделам:

1. Представления о природе:

а) об объектах живой природы;

б) об объектах неживой природы.

2. Отношение к природе.

3. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами.

В каждом разделе детям предлагается комплекс контрольных заданий.

Анализ каждого выполненного ре­бенком диагностического задания проводится в соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале), характеристика которых составлена на основе рекомендаций С. Н. Николаевой и Л. М. Маневцовой.

Баллы по результатам выполненных диагностических за­даний фиксируются в протоколе обследования. Далее высчитывается средний балл, по которому определяется уровень сформированности экологических представлений и отношения к природе:

От 1 до 1,6 баллов - низкий уровень;

От 1,7 до 2,3 баллов - средний уровень;

От 2,4 до 3 баллов - высокий уровень.

Представления о природе.

А) Живая природа.

Задание 1.

Цель. Выявить характер представлений ребенка о призна­ках живого; выяснить, имеет ли ребенок представления о по­требностях живых организмов, условиях, необходимых для жизни.

Материал. 7-8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: расте­ние, животные (птица, насекомое, зверь, рыба), солнце, авто­мобиль, самолет.

Методика. Индивидуальная беседа с ребенком. Ребенку предлагается из набора картинок выбрать объекты живой при­роды. После этого задаются вопросы:

Как ты догадался, что все это живое?

Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой?

Что нужно (называется конкретный объект) для хоро­шей жизни? Без чего он не может прожить?

Задание 2.

Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о разнообразии растений, местах их произрастания.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и выбрать растения, растущие в лесу, на клумбе, на грядке, на лугу.

Задание 3.

Цель. Выяснить, знает ли ребенок части растений и их функции.

Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и показать у растений корень, стебель (ствол), лист, цветок, плод.

Задание 4.

Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представления о стадиях роста растений.

Материал. Карточки с изображением стадий роста одуванчика.

Задание 5.

Цель. Выявить представления ребенка о многообразии жи­вотных и местах их обитания.

Материал. Большие дидактические картины: лес, луг, во­доем, деревенский дворик; картинки с изображениями живот­ных: 3-4 вида домашних и диких животных, 3-4 птицы, рыбы, насекомые (жук, стрекоза, бабочка, муха), лягушка.

Методика. Ребенку предлагается назвать животных, помес­тить на картины в зависимости от мест их обитания и обос­новать свой выбор.

Задание 6.

Цель. Выявить представления ребенка об основных стадиях роста животных.

Материал. Карточки с изображением стадий роста и развития рыбы, птицы.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.

Задание 7.

Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о сезон­ных изменениях в жизни растений, животных, человека.

Материал. Сюжетные картинки с изображениями времен года и видов труда людей в разные сезоны года.

Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребенком по сюжетным картинкам:

Какое это время года?

Почему деревья так выглядят?

Как изменяется жизнь животных (называется время
года)?

Почему люди так одеты? Чем они занимаются?

Задание 8.

Цель. Выявить представления ребенка о нормах отношения к живому.

Материал. Картинки с изображениями примеров правиль­ного и неправильного поведения детей в природе.

Методика. Индивидуальная беседа с ребенком:

Как поступил мальчик (девочка)? Почему?

Как бы ты поступил на его (ее) месте?

Какие добрые дела ты делал для растений, животных,
людей?

Б) Неживая природа.

С ребёнком проводится беседа по следующим вопросам:

О воде:

Какого цвета может быть вода?

Что происходит с водой зимой, летом – в сильную жару?

Что произойдёт с водой, если зачерпнуть её в ладошку? Как называется это свойство воды? (текучесть)

Зачем нужна вода?

О песке:

Чем отличается сухой песок от влажного?

Что произойдёт, если наступить на влажный песок?

Зачем нужен песок?

О природных явлениях (ветер, дождь, небо):

Каким бывает ветер весной, летом, осенью, зимой?

Что происходит с деревьями, когда дует ветер?

Зачем нужен дождь в природе?

Что было бы с растениями, если бы не было дождя?

Что появляется после дождя на городских улицах?

Как меняется небо весной, летом, зимой?

Почему небо иногда кажется белым или серым? Что может «застилать» небо?

Если на небе тёмные тучи осенью или летом – как изменится погода?

Оценка деятельности:

1 балл – представления об объектах живой и неживой природы, их существенных признаках и свойствах поверхностны; ребёнок имеет небольшие по объёму знания; задания выполняет неправильно, допускает много неточностей, не может ответить на поставленные вопросы.

2 балла – у ребёнка имеются некоторые существенные представления об объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках; при выполнении заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ.

3 балла – сформирован широкий круг представлений об объектах живой и неживой природы; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает, уверенно аргументируя свой ответ.

2. Отношение к природе.

Задание 1.

Цель. Изучить особенности отношения ребенка к живот­ным и растениям в специально созданных условиях.

Методика. Проводится наблюдение за отношением ребен­ка к обитателям живого уголка. Создаются специальные условия, в которых ребенок должен будет осуществить выбор де­ятельности - либо с природными объектами, либо другой де­ятельности. Одновременно в уголке природы находятся некоторые из живых существ, которые нуждаются в помощи (животные - в кормлении, растения - в поливе), для чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой, рассматриванием книг). В природный уголок приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребенок сам не догадывается о необ­ходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов:

Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?

Как ты это узнал?

Как ему можно помочь?

Хотел бы ты ему помочь?

Почему ты хочешь ему помочь?

Оценка деятельности:

1 балл – ребёнок отдаёт предпочтение игре, рисованию и т.д.; по собственной инициативе не проявляет желания общаться с живыми объектами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними.

2 балла – с удовольствием, по собственной инициативе общается преимущественно со знакомыми, приятными для него животными и растениями.

3 балла – предпочитает деятельность с природными объектами. С удовольствием по собственной инициативе общается с животными (знакомыми и незнакомыми) и растениями.

3. Умение осуществлять деятельность с природными объек­тами (труд в природе).

Цель. Выявить умение ребенка осуществлять уход за рас­тениями.

Методика. У ребенка спрашивают, хотел бы он поухажи­вать за комнатным растением или нет, и предлагают ему объ­яснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребенку предлагается:

Выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;

Рассказать о последовательности ухода за растением;

Непосредственно осуществить уход.

Оценка деятельности:

1 балл – ребёнок не умеет ухаживать за живыми существами.

2 балла – сформированы некоторые умения ухода за живыми существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмысленна – увлечён процессом, а не качеством результата для живого объекта.

3 балла – охотно откликается на предложение взрослых помочь живому существу; самостоятельно видит необходимость ухода и качественно его выполняет. Испытывает удовольствие от помощи живому.

Уровни экологических представлений и отношения к природе:

Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов) - ребенок различает и называет большое количество животных, растений вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения.

Имеет представление о некоторых объектах неживой природы. Не всегда правильно называет их основные свойства, признаки.

Трудовые процессы вы­полняет не самостоятельно, качество труда низкое. По собственной инициативе не проявляет интереса к живым объектам. Прояв­ление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.

Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов) - ребенок различает большое количе­ство объектов живой и неживой природы, вычленяет характерные и - под ру­ководством педагога - существенные признаки. Знает при­знаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Недостаточно овладел об­щими понятиями и общими связями.

Проявляет интерес к знакомым и приятным для него живым объектам.

Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов.

Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов) - ребенок знает основные признаки живого и объектов неживой природы, устанавливает связи между состоянием живых су­ществ, средой обитания и соответствием условий потреб­ностям. Знания носят обобщенный, системный характер.

Самостоятельно, по собственной инициативе проявляет интерес к знакомым и незнакомым живым объектам.

Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться. Береж­но, заботливо, гуманно относится к природе. Готов оказать помощь в случае необходимости. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту.

Владеет трудовыми умениями, достигая хороших ре­зультатов.

Для более комплексного исследования уровня развития экологических представлений дошкольников в работе были применены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение; педагогический эксперимент. В ходе педагогического эксперимента был использован метод педагогического тестирования.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа:

Констатирующий эксперимент;

Формирующий эксперимент;

Контрольный эксперимент.

Исследование проводилось на базе воспитанников МАДОУ «Детский сад № 224 комбинированного вида» Советского района г. Казани и МАДОУ «Детский сад № 316 комбинированного вида» Советского района г. Казани. Экспериментальная работа длилась с 1 сентября 2014 года по 22 мая 2015 года. В эксперименте принимало участие 40 детей в возрасте 6-7 лет.

Работа проводилась с двумя группами детей старшего дошкольного возраста – экспериментальной и контрольной. В экспериментальную группу вошли 20 детей подготовительной к школе группы. Из 20 детей 10 мальчиков и 10 девочек. В контрольную группу вошли 20 детей подготовительной к школе группы. Из 20 детей 10 мальчиков и 10 девочек. Все обследуемые дети примерно одного возраста.

Прежде, чем приступить к исследованию уровня развития экологических представлений у детей экспериментальной и контрольной групп, мы предварительно обследовали и проанализировали предметно-развивающую среду данных дошкольных учреждений, а так же изучили групповые календарно-тематические планы работы с детьми.

В ходе анализа базы дошкольных учреждений и групп, участвующих в исследовании, нами было выявлено, что предметно развивающая среда МАДОУ № 224 и МАДОУ №316 соответствует программным требованиям и целям разностороннего развития дошкольников. Так с целью развития экологических представлений в группах организованы экологические центры «Мини-сад» и «Метеостанция». «Мини-сад» включает в себя такие растения, как фикус, плющ, традесканция, хлорофитум, алоэ, а также растения, характерные для различных времен года. Имеется необходимый инструментарий для ухода за растениями – лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки, тряпочки, фартуки. Природный уголок «Метеостанция» включает в себя картину сезона, модели года и суток; календарь погоды на каждый месяц, где дети схематично отмечают состояние погоды и температуру на каждый день; календарь наблюдения за птицами; рисунки детей по теме «Природа в разные времена года». Также обе группы оснащены различными экологическими дидактическими играми.



Так же нами был проведён анализ групповых календарно-тематических планов воспитателей на предмет планирования работы по развитию экологических представлений.

Проведенный анализ показал, что проблема развития экологических представлений дошкольников занимает очень важное место в воспитательно-образовательной работе с детьми. Решается эта проблема в основном через планирование деятельности детей по систематизации и углублению знаний о живой и неживой природе, развитию ответственного и бережного отношения к домашним животным, животным уголка природы в детском саду, к диким животным, обучению детей правильно взаимодействовать с природой, формированию трудовых навыков и умений по уходу за комнатными растениями. Данные задачи решаются воспитателями, через использование дидактических, сюжетно-ролевых игр, наблюдений, экскурсий, организацию труда в уголке природы.

Работа по развитию экологических представлений с детьми обеих групп планируется педагогами в соответствии с программой «От рождения до школы». Проводится работа с детьми в основном в форме организованной образовательной деятельности, экскурсий, игровой деятельности.

Цель эксперимента – изучить уровень сформированности элементарных экологических представлений, мышления и экологически грамотного поведения детей на констатирующем этапе исследования в экспериментальной и контрольной группах.

Этапы проведения экспериментального исследования включают подбор диагностического инструментария, сравнение и анализ полученных экспериментальных данных, разработку комплекса авторских игровых занятий, в которых будут использованы сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности детей, оценку эффективности разработанного комплекса занятий.

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой.

В какой степени ребенок освоил экологические знания;

Какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;

В какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранного, эстетического, познавательного).

Вся диагностика проводилась индивидуально с каждым ребёнком. Для получения дополнительной информации так же осуществлялось наблюдение за детьми в различных видах деятельности: игровой, трудовой, образовательной. Изучались творческие работы детей – рисунки, поделки. Проводились беседы с воспитателями групп и родителями воспитанников.

Методика эксперимента.

Диагностику экологических представлений дошкольников проводилась с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:

Формирование экологических знаний и

Экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Все диагностические задания были сгруппированы по трём разделам:

1. Представления о природе:

а) об объектах живой природы;

б) об объектах неживой природы.

2. Отношение к природе.

3. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами.

В каждом разделе детям предлагался комплекс контрольных заданий.

Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания проводился в соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале), характеристика которых была составлена на основе рекомендаций С. Н. Николаевой и Л. М. Маневцовой.

Баллы по результатам выполненных диагностических заданий фиксировались в протоколе обследования. Далее высчитывался средний балл, по которому определялся уровень сформированности экологических представлений и отношения к природе:

От 1 до 1,6 баллов - низкий уровень;

От 1,7 до 2,3 баллов - средний уровень;

От 2,4 до 3 баллов - высокий уровень.

Представления о природе.

А) Живая природа.

Задание 1.

Цель. Выявить характер представлений ребенка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребенок представления о потребностях живых организмов, условиях, необходимых для жизни.

Материал. 7-8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: растение, животные (птица, насекомое, зверь, рыба), солнце, автомобиль, самолет.

Методика. Индивидуальная беседа с ребенком. Ребенку предлагалось из набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задавались вопросы:

Как ты догадался, что все это живое?

Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой?

Что нужно (называется конкретный объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?

Б) Неживая природа.

С ребёнком проводилась беседа по следующим вопросам:

Какого цвета может быть вода?

Что происходит с водой зимой, летом – в сильную жару?

Что произойдёт с водой, если зачерпнуть её в ладошку? Как называется это свойство воды? (текучесть)

Зачем нужна вода?

Чем отличается сухой песок от влажного?

Что произойдёт, если наступить на влажный песок?

Зачем нужен песок?

О природных явлениях (ветер, дождь, небо):

Каким бывает ветер весной, летом, осенью, зимой?

Что происходит с деревьями, когда дует ветер?

Зачем нужен дождь в природе?

Что было бы с растениями, если бы не было дождя?

Что появляется после дождя на городских улицах?

Как меняется небо весной, летом, зимой?

Почему небо иногда кажется белым или серым? Что может «застилать» небо?

Если на небе тёмные тучи осенью или летом – как изменится погода?

Оценка деятельности:

1 балл – представления об объектах живой и неживой природы, их существенных признаках и свойствах поверхностны; ребёнок имеет небольшие по объёму знания; задания выполняет неправильно, допускает много неточностей, не может ответить на поставленные вопросы.

2 балла – у ребёнка имеются некоторые существенные представления об объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках; при выполнении заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ.

3 балла – сформирован широкий круг представлений об объектах живой и неживой природы; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает, уверенно аргументируя свой ответ.

2. Отношение к природе.

Задание 1.

Цель. Изучить особенности отношения ребенка к животным и растениям в специально созданных условиях.

Методика. Проводилось наблюдение за отношением ребенка к обитателям живого уголка. Были созданы специальные условия, в которых ребенок должен был осуществить выбор деятельности - либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в уголке природы находились некоторые из живых существ, которые нуждались в помощи (животные - в кормлении, растения - в поливе), для чего были приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой, рассматриванием книг). В природный уголок приглашалось двое детей, и каждому из них предлагалось заняться тем, чем он хочет. Если ребенок сам не догадывался о необходимости помощи живому, его внимание привлекалось с помощью наводящих вопросов:

Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?

Как ты это узнал?

Как ему можно помочь?

Хотел бы ты ему помочь?

Почему ты хочешь ему помочь?

Оценка деятельности:

1 балл – ребёнок отдаёт предпочтение игре, рисованию и т.д.; по собственной инициативе не проявляет желания общаться с живыми объектами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними.

2 балла – с удовольствием, по собственной инициативе общается преимущественно со знакомыми, приятными для него животными и растениями.

3 балла – предпочитает деятельность с природными объектами. С удовольствием по собственной инициативе общается с животными (знакомыми и незнакомыми) и растениями.

3. Умение осуществлять деятельность с природными объектами (труд в природе).

Цель. Выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями.

Методика. У ребенка спрашивали, хотел бы он поухаживать за комнатным растением или нет, и предлагали ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребенку предлагалось:

Выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;

Рассказать о последовательности ухода за растением;

Непосредственно осуществить уход.

Оценка деятельности:

1 балл – ребёнок не умеет ухаживать за живыми существами.

2 балла – сформированы некоторые умения ухода за живыми существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмысленна – увлечён процессом, а не качеством результата для живого объекта.

3 балла – охотно откликается на предложение взрослых помочь живому существу; самостоятельно видит необходимость ухода и качественно его выполняет. Испытывает удовольствие от помощи живому.

Результаты обследования детей были занесены в протоколы (приложения 1,2).

Распределение результатов констатирующего эксперимента детей экспериментальной группы по уровням представлено в таблице 1.

Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной группе, %

Таблица 1

Анализ данных, представленных в таблице 1, показывает следующее:

По первому блоку заданию – о представлении о природе (живой и неживой) – 10% детей имеют высокий уровень, 50% детей имеют средний уровень и 40 % детей имеет низкий уровень;

По третьему блоку заданий – о трудовых навыках – 40% детей имеет высокий уровень, 40% детей имеет средний уровень и 20% детей имеет низкий уровень.

Более наглядно уровни развития экологических представлений дошкольников экспериментальной группы представлены на рисунке 1.

Рис.1. Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной группе, %

Таким образом, по данным рисунка 1 можно сделать вывод, что в основном в экспериментальной группе преобладает средний уровень развития экологических представлений дошкольников.

Распределение результатов констатирующего эксперимента детей контрольной группы по уровням представлено в таблице 2.

Результаты констатирующего эксперимента в контрольной группе, %

Таблица 2

Анализ данных, представленных в таблице 2, показывает следующее:

По первому блоку заданию – о представлениях о природе (живой и неживой)– 10% детей имеют высокий уровень, 40% детей имеют средний уровень и 50 % детей имеет низкий уровень;

По второму блоку заданий – об отношении к природе – 10% детей имеет высокий уровень, 40% детей имеют средний уровень и 50% детей имеет низкий уровень;

По третьему блоку заданий – о трудовых навыках – 30% детей имеет высокий уровень, 50% детей имеет средний уровень и 20% детей имеет низкий уровень.

Более наглядно уровни развития экологических представлений дошкольников контрольной группы представлены на рисунке 2.

Таким образом, по данным рисунка 2 можно сделать вывод, что в основном в контрольной группе преобладает средний уровень развития экологических представлений дошкольников.

.

Рис.2. Результаты констатирующего эксперимента в контрольной группе, %

Следовательно, можно сделать вывод, что в целом дошкольники из экспериментальной и контрольной групп показали средний уровень развития экологических представлений.

Общий анализ результатов исследования свидетельствует о необходимости проведения формирующего этапа исследования для повышения уровня развития экологических представлений дошкольников.

1. Назови и покажи животных на картинке (по 2-3 вида домашних и диких)

2. Скажи, как называется детёныш у коровы, овцы, лисицы и др.

3. Назови и покажи птиц на картине (2 вида)

4. Покажи, где у птички клюв, крылья и т.д.

5. Чем подкармливают птичек зимой?

6. Назови и покажи рыб, которые живут в аквариуме

7. Назови и покажи дерево, куст, цветок, траву

8. Покажи у дерева ствол, ветки и листья

9. Узнай, с какого дерева этот лист? (2-3 вида)

10. Узнай, назови растение по цветку (2 вида садовых цветов)

11. Покажи стебель, лист, цветок.

12. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (по 2-3 вида)

13. Назови и покажи комнатное растение, которое в вашем уголке природы (2-3 вида)

14. Назови (покажи на картинке), какое сейчас время года

15. Одень куклу соответственно погоде и сезону

Оценка знаний:

  • 1 балл – ребёнок не ответил
  • 2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя
  • 3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.

Подсчёт результатов:

  • 23 – 35 – средний уровень
  • 36 – 45 – высокий уровень

Вторая младшая группа № _____

№ п\п Номер вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 итог
Ф.И. ребёнка н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к

Диагностика экологических знаний детей средней группы

1. Назови и покажи животных на картинке (по 3-4 вида диких и домашних)

2. Какие животные домашние, какие дикие, назови

3. Зачем человек держит корову, овцу, лошадь? Как он ухаживает за ними?

4. Назови и покажи птиц на картинках (3-4 вида)

5. Чем птица ест, чем покрыто тело птицы? Что общего у всех птиц?

6. Назови и покажи домашних птиц

7. Расскажи, как выросла птичка?

8. Назови и покажи рыб, которые живут в аквариуме

9. Назови и покажи части тела рыбы на картинке

10. Расскажи и покажи, какие деревья ты знаешь? (2-3 вида)

11. Назови и покажи хвойные и лиственные деревья

12. Узнай, с какого дерева лист (3-4 вида)

13. Назови, узнай растение по цветку (3-4 вида)

14. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (4-5 вида)

15. Назови и покажи комнатное растение, которое растёт в вашем уголке природы (3-4)

16. Определи, какие растения надо полить?

17. Что нужно, чтобы растение росло?

18. Что произойдёт, если растение не поливать?

19. Назови, какое сейчас время года, какое время года было? (найди и покажи на картинке)

Критерии оценки ответов:

Подсчёт результатов:

  • 15 – 22 баллов – низкий уровень
  • 23 – 35 – средний уровень
  • 36 – 45 – высокий уровень

Средняя группа № ____

№ п\п Номер вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 итог
Ф.И. ребёнка н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к

Диагностика экологических знаний детей старшей группы

1. Назови и покажи на картинке животных (более 5 домашних и диких)

2. Назови и покажи птиц на картинке (4-5)

3. Назови признаки, отличающие птиц от животных

4. Назови зимующих птиц (3-4)

5. Назови перелётных птиц. Почему они улетают в тёплые края? (3 вида)

6. Расскажи, что делают в зимнее время медведь, заяц, волк?

7. Расскажи, каких насекомых ты знаешь (картинки). Какую пользу приносит пчела, божья коровка?

8. Узнай, с какого дерева лист (4-5 вида)

9. Расскажи и покажи, какие деревья, кустарники на нашем участке ты знаешь? (3-4 вида)

10. Узнай, назови растение по цветку (5-6)

11. Назови и покажи комнатные растения нашей группы (5-6 видов). Какие условия необходимы для комнатных растений?

12. Назови и покажи части растений

13. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (по 5-6 видов)

14. Покажи, какие растения необходимо часто поливать, какие редко. Объясни почему?

15. Зачем растению стебель, ствол, листья, корни?

16. Расскажи о том, кто живёт в нашем аквариуме? Зачем рыбе нужен хвост, плавники?

17. Д/И «Что где растёт?» Предложить детям «посадить» растения (классификация: растения цветника, луга, поля)

18. Д/И «Каждому свой домик» (классификация животных: насекомые; рыбы; птицы – дикие, домашние; звери – дикие, домашние)

19. Расскажи о данном сезоне. Подбери картинки, относящиеся к данному времени года.

Критерии оценки ответов:

  • 1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается
  • 2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов
  • 3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы

Подсчёт результатов:

  • 19-26 баллов – низкий уровень
  • 27 – 42 – средний уровень
  • 43 -57 – высокий уровень

Старшая группа № _____

№ п\п Номер вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 итог
Ф.И. ребёнка н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к

Диагностика экологических знаний детей в подготовительной группе

1. Расскажи о том, кто живёт в нашем аквариуме? Что необходимо, чтобы рыбки себя хорошо чувствовали?

2. Расскажи о комнатных растениях нашей группы (с показом, от 6 и более)

3. Какие условия необходимы для комнатных растений?

4. Расскажи и покажи, какие деревья, кустарники на нашем участке ты знаешь (5 и более видов)

5. Расскажи о птицах, которые залетают на наш участок зимой? Как этих птиц назвать одним словом? (5 и более видов)

6. А ещё каких птиц ты знаешь кроме зимующих? Почему они улетают в тёплые края? (5 и более видов)

7. Расскажи, что делают в зимнее время ёж, лиса, лось, белка.

8. Расскажи и покажи (картинки), каких насекомых ты знаешь?

9. Расскажи, какую пользу приносят насекомые (пчела, муравей, божья коровка)

10. Что такое лес? Расскажи, что ты знаешь о нём? (растения, животные)

11. Кто заботиться о лесе? Что ты можешь сделать доброго для леса? (правила)

12. Предложить детям картинки с осознанно допущенными ошибками (н-р, лесные растения помещены в воду и т.д.) расскажи, что напутал художник?

13. Д/И «Каждому свой домик» (классификация животных: насекомые, рыбы, звери, птицы, Животные травоядные и хищные, земноводные).

14. Выяснить умение определять условия жизни животных с помощью вопросов: Где живут рыбы? Могут ли они обитать на суше? Почему? Что помогает рыбам жить и передвигаться в воде?

15. Назови и покажи животных на картинке (более 8 диких и домашних)

16. Назови и покажи птиц на картинке (более 8)

17. Д/И «Каждому свой домик» (животные Севера, жарких стран, средней полосы)

Критерии оценки ответов:

  • 1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается
  • 2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов
  • 3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы

Подсчёт результатов:

  • 17 – 24 – низкий уровень
  • 25 – 39 – средний уровень
  • 40 -51 – высокий уровень

Подготовительная группа № ____

№ п\п Номер вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 итог
Ф.И. ребёнка н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к

(Методика Т. А. Серебряковой)

1) Знания о мире животных.

2) Знания о растительном мире.

3) Знания о неживой природе.

4) Знания о временах года.

Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний младших школьников

Задание 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование. На слайде иллюстрация хозяйственного двора, леса и пейзажа жарких стран и фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. На втором слайде изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьем слайде изображены небо и луг. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает на первом слайде из всех фигурок мышкой выбрать животных и разместить их на слайде с учетом места их проживания.

Педагог предлагает на втором слайде из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их мышкой на слайде по своему усмотрению.

Педагог предлагает на третьем слайде из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на слайде.

Если на слайде остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на слайдах.

После того как ребенок справился с заданием, педагог предлагает ему указать курсором на слайде два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.

– Как называется животное (птица, насекомое)?

– Что ты можешь рассказать о нем?

– Твое отношение к ним.

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 – 15 баллов)

Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор.

Соотносит представителей фауны со средой обитания.

Знает характерные признаки.

Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.

Средний уровень (8 – 12 баллов)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам.



В основном соотносит представителей фауны со средой обитания.

Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах.

На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Низкий уровень (5 – 7 баллов)

Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам.

Не всегда аргументирует свой выбор.

Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания.

Затрудняется назвать характерные признаки.

На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно.

Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Задание 2. Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.

Инструкция к проведению. Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.

– Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?

– Как правильно ухаживать за комнатными растениями?

– Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения).

– Для чего людям нужны комнатные растения?

– Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?

Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:

а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);

б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);

в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);

г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).