Рано или поздно перед родителями встает вопрос о том, стоит ли отдавать ребенка в ясли или детский сад. Сторонники "домашнего воспитания" выдвигают множество аргументом не в пользу детских дошкольных учреждений, основными среди которых являются частые болезни ребенка. Кроме того, многие склонны считать детский сад причиной едва ли не всех нарушений в поведении ребенка. "Плохие слова", обман, попытки воровства, агрессивное поведение - все это считается следствием подражания дурному примеру других детей. С другой стороны, те родители, которые предпочитают воспитанию в домашних стенах детский сад, в первую очередь аргументируют свою точку зрения тем, что детский сад - это первая школа общения, которую ребенок обязательно должен пройти. Ведь умение общаться с людьми - одно из главных условий того, что столкнувшись в дальнейшем с более взрослым коллективом сверстников, ребенок не потеряется в нем, а сумеет отыскать свое место.
Безусловно, последняя точка зрения гораздо более основательна.
Находясь в коллективе сверстников, ребенок учится общаться с другими детьми, отстаивать свое собственное мнение и прислушиваться к чужому.
Он учится жить в коллективе, учится самостоятельности. Особенно важен детский сад для ребенка, который в семье единственный, а также для тех детей, которые по тем или иным причинам не имеют возможности проводить свободное время в кругу своих ровесников.
Некоторые дети, поступая в детский сад, на самом деле начинают часто болеть. Частые простуды бывают вызваны тем, что организм адаптируется к новым условиям существования. Ребенок чаще болеет, посещая детский сад, совсем не потому, что воспитатели за ним плохо смотрят, как считают многие. Как правило, количество заболеваний и их продолжительность существенно сокращаются уже на втором году посещения детского сада, когда период адаптации завершается.
Самое подходящее время для начала посещения детского дошкольного учреждения - это трехлетний возраст.
В этот период дети гораздо быстрее приспосабливаются к детскому саду и проявляют большее желание ходить туда, чем в более старшем возрасте. В два-три года ребенок начинает испытывать потребность в общении со сверстниками. Как правило, до этого возраста дети обращают мало внимания друг на друга и предпочитают играть самостоятельно. Общения с родителями и другими членами семьи малышу вполне хватает. Однако со временем границы его мира расширяются, и ребенок начинает проявлять интерес к другим детям. Интерес этот постепенно переходит в настоятельную потребность.
Исключительно важно уловить этот момент в развитии ребенка. Если интерес к общению со сверстниками в нем еще не проснулся, если ребенок очень сильно привязан к матери и не испытывает потребности в том, чтобы расширить свой мир, ему будет очень сложно адаптироваться в детском саду.
Частые случаи заболеваний в младших группах детского сада или в яслях, повышение нервной возбудимости, обидчивость, плаксивость и боязливость - все эти неприятности, как правило, являются следствием того, что родители поторопились отдать ребенка в детский сад или ясли. Как показывают наблюдения, дети, поступающие в дошкольное учреждение "по собственному желанию", адаптируются в детском саду гораздо быстрее, чем те, которые не испытывали потребности в том, чтобы расширить свой круг общения.
Даша М. - четвертый ребенок в семье. Два брата-близнеца старше Даши на два с половиной года, сестра - старше ее на год. Отношения между детьми доброжелательные: старшие дети проявляют заботу по отношению к младшим. Даша, как самая младшая в семье, была любимицей. Конфликты между детьми возникали редко и разрешались, как правило, в пользу Даши. Мальчики, приходившие иногда в гости к Дашиным братьям, тоже никогда не обижали девочку. С раннего детства Даша привыкла к тому, что ее окружают дети, проявляла интерес к общению с братьями и старшей сестрой, но больше всего любила быть с матерью.
В возрасте двух с половиной лет родители решили отдать ее в детский сад. Поскольку Даша была очень общительной, уже во время второго посещения детского сада ее оставили на полный день, не ожидая того, что возникнут проблемы. Однако проблемы возникли - и очень серьезные: по словам воспитателя, Даша почти весь день плакала, отказывалась от пищи, не смогла уснуть во время тихого часа. На следующий день повторилось то же самое. Поскольку мать Даши устроилась на работу, остаться с девочкой дома у нее не было возможности.
Период адаптации к детскому саду проходил у Даши очень долго и болезненно. Даже через три месяца после первого посещения она так и не сумела наладить контакта с детьми. Ее чаще других обижали, она постоянно плакала и просила мать больше не водить ее в детский сад. Через полгода из-за частых болезней и начавшегося энуреза родители были вынуждены забрать ребенка домой.
Родители Даши М. допустили серьезную ошибку. Даша, привыкшая общаться с родными братьями и сестрой, которые во всем ей потакали, была еще не готова к тому, чтобы вступить в равноправные отношения со своими сверстниками. Более того, она не испытывала потребности в таких отношениях. Сильно привязанная к матери и близким людям, девочка не нуждалась в том, чтобы расширить границы своего мира.
Определенные психологические проблемы, возникающие у ребенка в период адаптации к детскому учреждению - явление вполне нормальное и естественное. Более того, в определенной степени возникновение этих проблем свидетельствует и о высоком интеллектуальном и психическом уровне развития ребенка, о его способности испытывать сильные эмоции. Проблем адаптации в детских учреждениях, как правило, полностью избегают только умственно не полноценные дети или же дети алкоголиков, у которых отсутствует глубина переживаний. И все же следует различать нормальные эмоциональные переживания и невроз, который может развиться у ребенка, психика которого травмирована стрессовой ситуацией.
Нормальной может считаться адаптация, не выходящая за рамки временных ограничений. Чем старше ребенок, тем дольше он адаптируется к новым условиям. В яслях этот период не должен превышать семи-десяти дней, в детском саду, для детей в возрасте около трех лет - две-три недели, в старшем дошкольном возрасте - один месяц.
Для периода адаптации могут быть характерны различные психофизиологические реакции - беспокойство, страх, заторможенность или, напротив, повышенная возбудимость (в зависимости от темперамента ребенка), капризность, раздражительность и упрямство.
Гораздо сложнее и дольше адаптируются в детском саду дети, которые:
- являются единственными в семье;
- чрезмерно опекаемые родителями или бабушками;
- привыкшие к тому, что их капризам потакают;
- пользующиеся исключительным вниманием взрослых;
- не имеющие элементарных навыков самообслуживания;
- неуверенные в себе;
- страдающие ночными страхами;
- эмоционально неустойчивые;
- пережившие психологическую травму;
- дети с ярко выраженными дефектами (в более старшем возрасте);
- дети, родители которых слишком сильно переживают за ребенка в связи с необходимостью отдавать его в детский сад.
Таким родителям следует помнить и неукоснительно соблюдать несколько правил, изложенных ниже. Это поможет избежать серьезных проблем и психологических нарушений у ребенка.
Правило 1. Учитывайте возраст и эмоциональную привязанность.
Как правило, мальчики проявляют интерес к общению со сверстниками в три года, девочки - несколько позже, в три с половиной. Это - наиболее благоприятный возрастной период для того, чтобы отдать ребенка в дошкольное учреждение. Однако следует учитывать также и индивидуальные особенности.
Правило 2. Ребенок должен идти в детский сад с желанием.
Детский сад - это не тюрьма и не клетка, в которую помещают его от безвыходности ситуации. Это - радость общения, радость творчества, радость познания окружающего мира. Только с этой позиции родители должны рассматривать детский сад, и только на радость должны настраивать ребенка.
Правило 3. Ваши собственные детские воспоминания могут пробудить у ребенка желание посещать детский сад.
Прежде чем отдать ребенка в детский сад, поговорите с ним об этом
. Для того чтобы сформировать у малыша положительный настрой, расскажите ему о том, как вы сами в детстве посещали детский сад. Постарайтесь сделать рассказ интересным - в этом случае ребенок не будет бояться, что его ждет что-то плохое, а будет с радостью ожидать первого дня своей новой жизни.
Правило 4. Подготовительный период должен начаться задолго до дня первого посещения группы детского сада
.
Лучше уберечь ребенка от неожиданностей. К примеру, за несколько недель до первого посещения начните гулять с ребенком возле детского сада или, если есть такая возможность, непосредственно на детской площадке детского сада. На знакомой территории он будет чувствовать себя более уверенно.
В том случае, если детский сад находится поблизости от дома, в будущем детском коллективе у ребенка наверняка найдутся знакомые дети. Именно с ними он и будет общаться в первые несколько дней - до тех пор, пока не найдет себе новых друзей. В том случае, если группу не посещает ни один ребенок, который был бы знаком вашему малышу, лучше заранее познакомить его с кем-нибудь из ребят. Это поможет ему быстрее наладить общение в коллективе.
Прежде чем отвести ребенка в детский сад, познакомьте его с воспитателями, с детьми. Первые несколько дней не оставляйте ребенка в детском саду на полный день, даже если, по мнению воспитателя, ребенок не выказывал никакого беспокойства по поводу нахождения в новом коллективе.
Правило 5. Избавьте ребенка от трудностей адаптации к новому режиму.
Дети, не посещающие детский сад, живут по своему собственному расписанию: кто-то просыпается рано, кто-то - поздно; в разное время разные дети ложатся спать, садятся за стол и т.д. В детском коллективе - свое расписание, свой режим, соблюдать который обязан каждый ребенок. Поэтому лучше приучить малыша заранее именно к такому режиму дня, который он будет соблюдать в детском саду.
Правило 6. Приучайте ребенка к самостоятельности.
В детском саду его не будут кормить с ложки, уговаривать "скушать ложечку за маму, за папу". Совсем маленьким детям помогают одеться воспитатели; в более старшем возрасте ребенок должен уже кое-что уметь и сам. Безусловно, навыки самостоятельности прививаются не сразу. Однако в привычной домашней обстановке ребенку будет гораздо проще научиться надевать колготки, застегивать пуговицы и т.д. Самостоятельному ребенку будет проще, чем не приспособленному к самообслуживанию.
Правило 7. Любя, не воспитывайте эгоиста.
Проявляя свою любовь к ребенку, восторгаясь им, старайтесь не спровоцировать возникновения в его сознании мысли о собственной исключительности. Ребенок должен знать, что родители и близкие люди с радостью выполняют его желания, а иногда и капризы, восхищаются им совсем не потому, что они обязаны это делать, а только потому, что любят его. Уступая ребенку, иногда просите и его пойти на уступки. Эгоистично настроенным детям в коллективе сверстников приходится порой туго. Не стоит забывать об этом.
Правило 8. Предоставьте ребенку возможность эмоциональной разрядки.
В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо "выпускать" эмоции в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает - это ему необходимо.
В том случае, если адаптационный период проходит слишком остро и значительно превышает допустимые сроки, имеет смысл посоветоваться с психологом.
Многие современные мамы спешат выйти на работу и детский сад для их малышей является неизбежностью. В тех же семьях, где присматривать за ребенком есть кому, вопрос с дошкольным учреждением решается по-разному. Некоторые взрослые помнят собственный негативный опыт и отказываются оформлять своего сына или дочь в детсад, другие же напротив считают, что социализация необходима, а жизнь в коллективе наилучшим образом подготовит малыша к школе.
Какая позиция верна? Надо ли водить ребенка в садик? Стоит разобраться в этих вопросах подробнее. Мы рассмотрим плюсы и минусы обычного детского сада, вопрос подготовки к школе, а также приведем мнения специалистов.
Если у мамы или другого родственника есть возможность быть дома с ребенком, то вопрос садика решается по-разному
Есть множество аргументов, которые обычно приводят приверженцы садика. Мы перечислим основные из них:
Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !
Выше мы перечислили самые очевидные плюсы стандартного детского сада. Есть еще и менее заметные вещи, которые может осознать любой родитель «садиковского» ребенка:
Некоторые мамы твердят: «Не хочу отдавать ребенка в детский сад, боюсь, что там ему не будет уделено достаточно внимания!». Отчасти это так, каждодневное посещение подобного учреждения сопряжено с рядом сложностей и многие видят в нем множество минусов. Мы приведем здесь несколько самых очевидных:
Отдавая дочку или сына в сад, многие не задумываются о том, как это скажется на его здоровье. Здесь речь идет как о физическом, так и психологическом аспектах. Хочется отметить, что минусы значительно перевешивают возможные плюсы:
Что считается грамотной подготовкой к школе? Умение дошкольника читать, писать печатными буквами и считать на палочках? Оказывается, при поступлении в школу эти навыки не будут лишними, однако они не обязательны. Главное на что ориентируются школьные учителя - это умение учиться: слушать, усваивать информацию, а также иметь развитое логическое мышление.
Необходимо задуматься, надо ли водить дошкольника в садик ради качественной подготовки к школе:
Как видите, посещать сад исключительно для подготовки к школе нет нужды. Мама может сама заниматься со своим дошкольником, либо отводить его на занятия пару раз в неделю. В дошкольном учреждении урокам уделяют совсем немного времени и не практикуют индивидуальный подход к каждому дошкольнику.
Родители должны самостоятельно решить, нужен ли детский сад для их сына или дочери - так считает педагог и психолог Безингер Анна. Чтобы решение было взвешенным, желательно здраво оценить все преимущества и недостатки дошкольного учреждения. Тем, кто решил оформлять своего малыша в сад, важно подумать, как облегчить ребенку период адаптации к новым условиям. Прекрасно, если малыш умеет самостоятельно есть, пользоваться горшком, одеваться, может общаться со сверстниками (рекомендуем прочитать: ). Тем семьям, которые переживают развод, недавно переехали, пополнились новорожденным братиком или сестричкой, лучше повременить с детским садом. Ребенок в этот момент переживает период адаптации к новым условиям и садик станет еще одним фактором, который может вызвать стресс.
По мнению известного семейного психолога, писателя, члена Ассоциации семейного устройства «Семья для ребенка» - Людмилы Петрановской, желательно сразу определить для себя статус детского сада. Если воспринимать его всего лишь как место, где можно безбоязненно оставить ребенка, пока родители на работе, сад превращается в нужную, удобную и недорогую услугу. Если же предъявлять к этому учреждению завышенные требования и рассчитывать, что в нем ребенка качественно подготовят к школе и уделят массу внимания его развитию, можно получить негативный результат. Те родители, которым нужно освободить время для работы, в детском саду вполне могут оставить малыша, не беспокоясь о его безопасности и развлечениях. Мамы и папы, готовые быть со своим ребенком, общаться с ним, играть – без детского сада вполне могут обойтись.
Иной позиции придерживается психолог и психотерапевт, кандидат психологических наук Ирина Млодик. У каждого взрослого, который посещал сад в детстве, остались воспоминания о нем – у кого-то приятные, веселые, у кого-то – не очень, считает Ирина. Несмотря на такие противоположные мнения, детский сад – обязательно хороший - необходим ребенку, который достиг 3 лет.
Идеальный вариант - полностью абстрагироваться от впечатлений, которые детский сад оставил у родителей в их детстве. Следует также принимать во внимание склад личности ребенка, его увлечения и наклонности.
Как видите, не все специалисты придерживаются единой точки зрения. Некоторые считают, что домашнее воспитание более равномерное, спокойное и при правильном подходе позволяет выявить и взрастить в ребенке индивидуальность, умение выразить свое мысли. Другие же настоятельно рекомендуют родителям подумать о социализации малыша и обязательно подыскать ему хорошего воспитателя.
Дать четкий и однозначный ответ на вопрос, нужен ли вашему ребенку детский сад, невозможно. Все родители разные и каждый из них имеет собственный опыт посещения сада. Этот опыт обязательно станет одним из весомых аргументов в пользу принятия решения «за» или «против». Однако иногда стоит отказаться от собственных впечатлений, чтобы принять взвешенное решение. В реальности сад – это хороший способ устроить ребенка на то время, пока мама занята. Пока малыш посещает группу, можно не беспокоиться о его досуге, регулярном питании и сне. Если же родители могут присматривать за ребенком своими силами, организовать ему творческие и развивающие занятия можно и дома. Любящие родители способны дать своему малышу достойное воспитание, а также обеспечить ему полноценное и регулярное общение со сверстниками.
Белинский утверждал, что самую важную роль в определении участи человека играет воспитание. В нашем обществе долгое время даже не обсуждалась необходимость с раннего возраста отдавать малыша в детский садик. По утверждению педагогов, психологов – в садах есть все условия для развития личности малыша, социализации, подготовки к школе. Действительно ли это так? Нужен ли ребёнку детский сад? На эту тему ведутся самые оживлённые споры, поэтому мы решили собрать воедино все доводы за посещение садика ребёнком и против него.
Доверив малыша воспитателям, родители должны быть готовы к некоторым неприятным моментам. Например, адаптация в детском саду. Очутившись в незнакомой среде, в окружении посторонних людей, ребёнок сильно переживает, отрыв от мамы. Это может продолжаться очень долго, а некоторым детям так и не удаётся привыкнуть к новой жизни.
Трудности с адаптацией в комплексе с другими провоцирующими факторами становятся причиной частых простудных заболеваний. Дело в том, что стресс влияет на иммунитет ребёнка и если ему не комфортно в группе детского сада, организм реагирует – его сопротивляемость вирусам и инфекциям резко снижается.
Когда ребёнок ходит в детский сад, вместе с новыми знаниями, навыками он может научиться и не самым лучшим вещам – говорить ругательные слова, вызывающе вести себя. Родителям не стоит слишком огорчаться по этому поводу. От таких неприятностей не застрахован никто, даже те дети, которые воспитываются дома, в интеллигентной семье.
Ещё один минус – питание. В саду малыша ожидает пища, которая по вкусовым и качественным характеристикам далека от полноценного домашнего рациона.
Для некоторых родителей перечисленных обстоятельств достаточно, чтобы недоумевать – зачем ребёнку детский сад. Но у каждой медали есть две стороны, и положительных моментов гораздо больше, чем недостатков.
Далеко не все родители могут позволить себе домашнее воспитание, наём хорошей няни или обучение в коммерческом детском саду. Для многих работающих мам и пап детский садик становится универсальным решением многих вопросов: кто будет присматривать за крохой, как подготовить малыша к школе, проблемы культурного, физического воспитания.
Если же сравнивать воспитание в семье и детском саду, любой выбор будет иметь свои положительные и отрицательные стороны. Компенсировать недостатки поможет универсальная методика раннего развития – устный счёт Соробан, который наряду с умственным развитием, формированием мышления, раскрытием творческой составляющей интеллекта, оказывает влияние на личностное развитие детей, тренирует качества лидера, создаёт условия для правильного психологического, эмоционального и социального развития.
Читайте ещё:
«Зачем ребенку детский сад?» – часто спрашиваете меня вы. Начнем с того, что я – в нейтралитете. Как? Да просто. ВОДИТЬ ИЛИ НЕТ РЕБЕНКА В ДЕТСКИЙ ЗАВИСИТ ОТ РЕБЕНКА! Я часто говорю и не устану повторять: ВСЕ ДЕТИ РАЗНЫЕ! То, что хорошо одному, категорически противопоказанно другому. Кроме того, из этой модели нельзя выкинуть маму. Ей, возможно, надо выходить на работу, и это тоже важный фактор.
Итак, для чего ребенку детский сад? Разберем самые частые ответы на этот вопрос и их достоверность с точки зрения психологии.
Детский сад – это социализация. Сложно спорить, особенно учитывая, что социализация – это этап формирования личности при столкновении с социумом. Ребенок учится там взаимодействовать. Вы можете возразить: можно ходить на кружки, группы развивающие, в гости. Да, это тоже социализация, но она под присмотром. Все же в этих ситуациях мама (или кто-то из близких) рядом либо дети под жестким контролем тренера. Садик – это возможность выстраивать самостоятельные отношения, например, в конфликте с детьми, и когда воспитатель рядом. То есть речь идет не столько о социализации как таковой, сколько о навыках самостоятельности в принятии решений. Можно ли этого добиться вне сада? Можно. Для этого изначально должна быть выработана демократическая система воспитания. В которой за ребенком не бегают, не решают все за него, а дают ему право выбора в принятии элементарных решений. И, конечно, кружки, площадки – это тоже чудесно. Важна социализации после 3 лет.
Детский сад – это закалка иммунитета. Сложно спорить. Первый год (точнее полгода) дети интенсивно болеют. Но некоторые болеют и год, и два. И уже не ясно, ходит он в сад или нет. Педиатры называют это «часто болеющие дети». Психологи предлагают подумать о психосоматике. Если ребенок, заболевая, остается дома – получает в полном объеме маму, развлечения, вкусняшки. То его мозг (не глупая в общем-то вещь) откладывает в подсознание информацию: «нам так комфортно». И ребенок начинает болеть все чаще и чаще, легче схватывая вирусы. Не однозначная закалка иммунитета получается… В этом случае надо искать причину. Может ревность к младшему, тоска по маме, не комфортно в детском саду, конфликт с детьми или воспитателем?
Противники часто говорят: детский сад превращает детей в стадо, лишает их возможности мыслить. Есть такая опасность, но многое идет из семьи. Если ребенок ощущает себя личностью внутри семьи, «сломать» детскому саду вряд ли удастся. Если для вас этот аргумент важен, то имеет смысл думать о домашнем обучении до школьной поры.
В детском саду ребенка готовят к школе. В плане обучения чтению и т.д. Вот тут я против – как мама и как психолог. Особенно, когда вдобавок к саду отдают на два года на подготовку к школе. Зачем?? Скажите мне? В школу не возьмут? Возьмут. Хотите в супер-гимназию? ДА, довод, но вопрос «зачем?» не снимается. Для ребенка до 6 лет игровая деятельность – ведущая, тяжело им сидеть на этих занятиях, и даже если внешне сидят хорошо, то ритм, цикл нормальной жизни и развития это сбивает. Если этот параметр для вас важен – сделайте или сад, или курсы подготовки к школе. Поверьте, время пройдет, и вы поймете, что это было ни к чему; учитесь на чужих ошибках. Мои никто не ходил на курсы – поверьте, нигде не отстают, даже наоборот. Учитель все равно будет начинать все с начала. Да и мало кто из детей сейчас не умеет читать к школе. Это можно отлично освоить в интересной игре.
Ребенку надо в ДС, потому что маме нужно на работу или получить личное время. Имеет право? Конечно! Идеально – группы кратковременного пребывания, но для работающей мамы – это невозможно. Значит надо четко соблюдать правила и нормы безболезненной адаптации.
Лично я убеждена: ребенок будет гармоничной личностью независимо от того, ходит он в сад или нет. Его психологическое здоровье закладывается в семье. От того как с ним общаются, уважают, принимают его желания и потребности, будет зависеть его развитие. А все остальное – выбор каждой семьи по потребностям и обстоятельствам.
Отдавать ли ребенка в сад? Можно ли держать детей дома до школы? Я долгое время изучала этот вопрос, слушая лекции психологов, читая книги и статьи своих авторитетов, анализировала опыт знакомых... И приняла для себя четкое решение. Возможно, ваше решение окажется иным. Но я надеюсь, что моя информация про детский сад — за и против, поможет вам разобраться в этом сложном вопросе.
На данный момент я решила не отдавать дочку в детский сад. Сейчас ей 2,5 года, но я не вожу ее даже в группы короткого пребывания. Не буду зарекаться, но пока что не планирую знакомить детей с садиком, хочу оставить их дома до школы.
Я считаю, что такое решение зависит от вашего образа жизни. От того, как вы представляете себе дальнейшую жизнь. Также оно зависит от характера ребенка, но в первую очередь — от вас. Планируете ли вы выйти на работу? Справляетесь ли дома с детьми? Общительны ли вы? Любите ли заниматься чем-то с ребенком? Вопросов много, разберем все по порядку.
1. Можно выйти на работу. Иногда это — главный довод. И все остальное уже неактуально. Но, как правило, такие женщины не изучают в интернете статьи «за» и «против» детского сада.
2. Если ребенок в садике, вы можете спокойно заниматься своим хобби. Получить водительские права, пройти какие-то курсы, посещать тренажерный зал...
3. Если у вас недавно родился еще один ребенок, и вы не справляетесь с двумя (или тремя?) сразу... Лучше отдать старшего в садик, чем психовать и погружаться в депрессию.
4. В детском саду малыш будет получать больше эмоций. Кроме того, если ваше чадо — очень подвижное и неугомонное, ему проще будет выплеснуть свою энергию в саду.
5. Воспитатели будут постоянно развивать вашего малыша. Песни, пляски, поделки... Групповые игры... Много общения... В подобных учреждениях детки быстрее осваивают что-то новое.
6. Возможно, ребенку будет проще адаптироваться к школе. Возможно, но не факт.
Не буду писать стандартный свод пунктов «против» детского сада. У всех разные условия. Что-то вам будет близко, а что-то — нет. Честнее будет рассказать, почему лично я приняла для себя подобное решение.
1. Лично я считаю важным, в какой атмосфере будет расти ребенок. Что будет видеть вокруг себя. Какие люди будут его окружать? До школы — очень важный этап детского развития, в котором закладываются основные принципы, основное представление о жизни. Разумеется, нет гарантий, что ребенок не свернет куда-то в сторону, не начнет пить, курить и т.д. Но почему бы не постараться сделать все, что в наших силах? Не все могут похвастаться хорошей атмосферой в доме. Но слава Богу, я за нашу семью спокойна. Мой супруг — очень духовный человек, мы оба старательно работаем над собой и стремимся быть для детей достойным примером. Обычный детский сад, если там нет никакой религиозной направленности, не может создать у себя такую мирную благостную атмосферу. Думаю, что во многих домах обстановка достаточно хорошая, просто не все придают этому значение.
2. Многие учителя и психологи говорят, что до 5 лет малышу нужно много любви. Много объятий, тепла, внимания. Воспитатель не сможет этого дать. Во-первых, в группе много детей. Во-вторых, воспитатель — не мама. А дома я могу обнимать дочку при каждой возможности. И стараюсь делать это чаще.
3. Мне не сложно с двумя детьми дома. Я потому и решила , чтоб старшей дочке было не скучно. И я готова много времени уделять детям.
4. Мы очень часто ходим в гости к нашим друзьям-единомышленникам. Там дочка играет с другими детьми. Кроме того, я активно общаюсь с другими мамами на детских площадках, нахожу своему ребенку компанию. Недостатка в общении у нас точно нет.
5. Через год начнем ходить в кружки на групповые занятия. Или позже. Но сейчас — еще рано.
6. В детском саду ребенок не видит домашней жизни. Не видит, как мама дома готовит обед, убирает. Малыш не приобщается к домашним делам. А на мой взгляд, участие в домашних делах гораздо важнее детсадовских « ». Особенно, для девочки.
7. В саду ребенок получает много новых эмоций. Но в этом есть и минус: малышу потом сложно занять себя дома. Разумеется, так бывает не всегда.
8. Наши не совпадают с питанием в детских садах. Там редко дают свежие фрукты и овощи, зато часто дают мясо с простым гарниром.
9. Мне интересно заниматься воспитанием детей. Более того, я понимаю, что это — моя материнская обязанность, мое служение (« »). Поэтому не хочу перекладывать эту ответственность на других.
Есть много материалов про детский сад, много исследований «за и против», но решение принимать только вам. Исходя из ваших условий жизни, ваших принципов и желаний. Также рекомендую прочитать заметки « » и « ». Возможно, это повлияет на ваше отношение к быту с детьми.