Монтессори группа в государственном детском саду. Как оборудованы помещения? Какими ключевыми особенностями наделены детские сады Монтессори

20.03.2019

Все больше родителей принимают решение отдать детей в детский сад по системе Монтессори. Мария Монтессори – итальянский доктор наук. Эта легендарная женщина посвятила всю жизнь наблюдению за детьми, созданию методик раннего развития и формированию условий для их реализации. Успешность ее методики – давно доказанный факт.

Многие выдающиеся личности XXI века (основатели Google, Wikipedia, лауреаты Нобелевской премии, британские принцы) обучались с ранних лет по системе Монтессори. В этом обзоре мы расскажем об особенностях раннего развития по этой методике, рассмотрим лучшие сады Москвы.

Какими ключевыми особенностями наделены детские сады Монтессори

Мария Монтессори была уверена в том, что процесс развития ребенка можно существенно ускорить, создав для него подходящую атмосферу. Занятия проводятся в игровой форме, дети получают радость от обучения, пытаются сами увидеть и исправить свои ошибки.

Категорически запрещены различного рода давления, подталкивание, критика и принуждение, наказание и поощрение. Ребята самостоятельно решают, чем хотят заниматься, сами определяют темп учебы. Роль педагога – понять, что интересно малышу, пробудить интерес, обеспечить нужную среду для занятий и непринужденно научить пользоваться этой средой. Помимо этого Мария делает акцент на групповых упражнениях. Они помогают обрести навыки общения, адаптироваться. Монтессори группы, в которых дети взаимодействуют друг с другом, эффективнее индивидуальных занятий с педагогом.

Окружающая обстановка и материалы – важнейшие элементы методики. Комнаты, в которых занимаются дети, разделяют на несколько областей:

Мария Монтессори в методике раннего развития детей ввела термин монтессори-материалы. Это развивающие игры, пособия, прочие предметы обучения. Все дидактические материалы Мария разрабатывала экспериментальным путем. Тщательно проверяя реакцию детей, она отвергала те предметы, которые не вызывали детского интереса. Настоящие сады, работающие по системе Монтессори, используют оригинальные дидактические материалы, без них достигнуть нужного эффекта не получится.

В процессе выбора монтессори-сада важно убедиться в том, что он настоящий. У педагогов должно быть подходящее образование, многое о заведении поведает окружающая обстановка. Давайте рассмотрим детальнее 5 лучших московских садов Монтессори.

Монтессори студия на Молодежной

Адрес: г. Москва, ул. Ельнинская, д. 15 к. 3

Монтессори студия на Молодежной основана в 2009 году. Находится в числе школ, рекомендованных Фондом Монтессори, официальным представителем AMI (Международная Ассоциация Монтессори). Обучение ведется на двух языках (русский/английский).

Миссия школы — заложить основы целостной гармоничной личности ребенка, способного принимать самостоятельные обдуманные решения, стать независимым, свободным, дисциплинированным и привнести свой уникальный вклад в мировое сообщество.

На сегодняшний день школой предлагается обучение для детей от 0 до 12 лет, которое отвечает международным стандартам Монтессори школ во всем мире.

Группы

  • Детско-родительский класс/Parent-Infant Community — программа для родителей с детьми от 2 до 14 месяцев. Занятия два раза в неделю по два часа. Есть возможность выбрать удобное расписание. Стоимость 16000р. в месяц.
  • Тоддлер класс/Toddler Comunity — программа для детей от 14 месяцев до 3 лет. Занятия 5 дней в неделю. Стоимость от 47000р. до 63800р. в месяц в зависимости от выбранной программы.
  • Класс 3-6/Casa dei Bambini — программа для детей от 3 до 6 лет. Занятия 5 дней в неделю. Стоимость от 50000р. до 70000р. в месяц в зависимости от выбранной программы.
  • Класс 6-12/Elementary — программа для детей от 6 до 12 лет. Занятия 5 дней в неделю. Стоимость 60000р.

Особенности

Все руководители программ имеют международные дипломы AMI по работе с детьми соответствующего возраста.

С июля по август работает летний лагерь с разнообразными программами под руководством Монтессори педагогов.

Интерьер

Школа находится в Западном административном округе г.Москвы на территории современного жилого комплекса со своими площадками для прогулок. Просторные светлые классы оснащены удобной детской мебелью и высококачественными Монтессори материалами. В комплексе соблюдается строгий пропускной режим и обеспечена 24-часовая охрана территории.

Детский сад по системе Монтессори «Школа Сотрудничества»

Адрес: Малый Полуярославкий переулок, 1/8 строение 2. Садик расположен в экологически чистом районе Москвы, в окружении красивых архитектурных комплексов.

Режим работы, стоимость

Сад «Школы Сотрудничества» работает с понедельника по пятницу с 8.00 до 19.00. Стоимость пребывания от 98 до 128 тысяч рублей ежемесячно. В нее входит полный комплекс услуг, в том числе, 5-ти разовое питание, медицинское обслуживание.

Интерьер, безопасность

Интерьер напоминает большой театр, где все комнаты и коридоры – города сказочных героев. На территории заведения находятся беседки, тренажеры, бассейн, обсерватория и лаборатория, игровые и спортивные площадки. Огромное внимание уделяется безопасности:

  • в саду инсталлированы системы водо — и воздухоочистки,
  • мебель, оборудование, отделочные материалы соответствуют нормам СанПин,
  • территория находится под круглосуточной охраной, установлена система видеонаблюдения.

Образовательный уклон учреждения – изучение английского языка. Здесь сформирована языковая среда, работают носители английского языка. Для каждого ребенка создается отдельная программа развития, психологи и педагоги регулярно отслеживают динамику, корректируют вместе с родителями эту программу.

В каждой группе есть:

  • комната для общения ребенка с родителями, групповых занятий детей вместе с родителями;
  • сцена и зона театра;
  • монтессори-зоны.

Отличительные особенности

Школа Сотрудничества уделяет огромное внимание не только развитию и обучению детей, но и здоровью. Для каждого ребенка разрабатывается отдельно режим дня, дополнительные занятия и выбор кружков, распределяется нагрузка в зависимости от психофизиологического состояния. Квалифицированными специалистами были разработаны базовые программы оздоровления. Для их реализации на территории детского сада были оборудованы массажный и физиотерапевтический кабинеты, соляная комната, кабинет лечебной физкультуры. Все дети регулярно получают кислородный коктейль. В базовые программы обучения включены индивидуальные и групповые занятия с логопедом.

Особое внимание «Школа Сотрудничества» уделяет здоровому питанию. Меню было разработано диетологами РАМН с учетом возраста детей, калорийности блюд и включает в себя только полезные блюда из свежих качественных продуктов. В рационе предусмотрены первые и вторые блюда, каши, фрукты, выпечка, мясомолочные продукты, рыба. Для воспитанников, имеющих определенные проблемы со здоровьем (к примеру, пищевую аллергию) специалисты составляют индивидуальное меню.

Детский сад по системе Монтессори Montessori Kid

Адрес: Мичуринский проспект, 39. Из просторных трехметровых окон здания открываются великолепные виды на парк 50-летия Октября и башни-часы МГУ с другой стороны.

Интерьер, безопасность

Интерьер садика создавался совместными усилиями талантливых дизайнеров, медиков и психологов. Так, индивидуальные шкафчики в раздевалке выполнены в форме домика. Вся мебель сделана из соснового массива, соответствует нормам СанПин. Парты и стулья регулируются по высоте под индивидуальные параметры каждого ребенка. В помещениях под ламинатом и плиткой установлена система «теплый пол». Благодаря этому дети могут заниматься творчеством, играться на полу даже в холодное время года. В здании установлена система охранно-пожарной сигнализации, имеется круглосуточная охрана.

В группах расположено семь зон: зона сенсорного развития, творчества, физического развития, математики, практической жизни, изучения языков и естествознание. В зоне физразвития размещены гладиаторские и шведские стенки, канаты, турники, скалодром, полы покрыты мягкими матами. Все спортивное оборудование безопасно и имеет сертификаты качества.

Для детей возрастом от 1,5 до 3 лет работает группа Монтессори Toddler. Цель программы – развить у детей самостоятельность, обучить всем необходимым навыкам (переодевание, поддержка чистоты, уборка за собой). Помимо этого педагоги уделяют внимание развитию мелкой моторики рук, координации движений, сенсорики. Режим работы группы – с 8.30 до 12.00, стоимость – 29500 рублей. Пробное занятие бесплатное.

Дети в возрасте от 3 до 6 лет занимаются в группе Casa dei Bambini с психологом и логопедом, под чутким руководством опытных педагогов обучаются музыке, занимаются творчеством, получают развитие в новых дисциплинах: математика, история, языки, география, природоведение. Обретенные умения помогут в будущем лучше усваивать сложные и углубленные школьные предметы. В группу Casa dei Bambini можно отдать ребенка на весь день (с 8.30 до 17.00, стоимость составит 35 тысяч рублей), на неполный день (с 8.30 до 14.00, стоимость – 29500 рублей). Для новичков предусмотрена программа адаптации, сроком на один месяц. Ее стоимость – 25 тысяч рублей, пробное занятие бесплатное.

Отличительные особенности

Каждый воспитанник детского сада имеет дневник Montessori Kid. Это специальное электронное приложение, позволяющее отслеживать родителям все успехи малыша. В нем ежедневно обновляются фотографии, выкладывается видео, есть связь с педагогами, администрацией и многое другое.

Монтессори детский сад HappyBee

Адрес: Островной проезд, д. 12 к. 1. Это красивое и тихое место, без городской суеты. Территория садика отлично охраняется.

Интерьер, безопасность

В центре большие комнаты с высокими потолками и просторными окнами. Мебель изготовлена из качественной древесины, соответствует росту ребенка. Все дидактические материалы безопасны, оригинальны, имеют соответствующие сертификаты.

Режим работы, группы

В HappyBee имеется 2 Монтессори группы:

  • Toddler (возраст 18 месяцев – 3 года). Она работает ежедневно с 9.00 до 17.00, предусмотрено 3-х разовое питание;
  • Primary (возраст 2,5-6 лет). Режим работы с 9.00 до 19.00, 4-х разовое питание.

Особенности

В HappyBee работают сертифицированные педагоги, огромное внимание уделяется изучению английского языка. С этой целью в команду центра были приглашены носители английского языка. Ежемесячно администрация садика проводит семейные мероприятия и тренинги, родители регулярно получают фотоотчеты об успехах детей.

Монтессори группы в волшебной школе «Радуга»

Сады «Радуга» расположены по адресам Измайловский бульвар, дом 50 (Casa De Bambini) и улица 3-я Парковая, дом 61 (Тоддлер класс). Это единственные центры в Восточном округе Москвы.

Группы, режим работы, стоимость

«Радуга» набирает детей в 2 группы, в зависимости от возраста:

  • Тоддлер класс (от 1,2 до 3 лет);
  • Сад «Casa De Bambini» (от 3–7 лет).

Помимо основных классов, детей можно записать в группу временного пребывания (посещение три раза в неделю с 8.00 до 13.30 или два раза в неделю с 14.00 до 19.00 часов), в группу выходного дня. Также школа «Радуга» отдельно проводит развивающие программы, длительность которых от 1 до 1,5 часов.

Стоимость пребывания в садике зависит от выбранной программы, графика посещений и начинается от 12 тысяч рублей в месяц. Для многодетных и малообеспеченных семей предусмотрены скидки. В стоимость входит питание, прогулки.

В «Радуге» работают аккредитованные педагоги, организация входит в состав Первого Интернационального Союза Монтессори в РФ, в 2012 году она была признана лучшим монтессори-учреждением в РФ.

Особенности

Посещая детский сад «Радуга», ваш ребенок получит разноплановое обучение. В помещении предусмотрено множество отдельных зон для занятий музыкой, бальными танцами, математикой, английским языком с погружением в англоязычную среду, познания художественного мира. На базе центра работает художественная студия, кулинарная и глиняная мастерские, конный клуб. Два раза в неделю дети занимаются лечебно-оздоровительной физкультурой.

Детский сад по системе Монтессори Montessori Bambini

Адрес: ул. Героев Панфиловцев, дом 11, корпус 2.

Интерьер, безопасность

Все без исключения группы оборудованы в соответствии с рекомендациями великой ученой и делятся на пять основных зон (практическая, сенсорное развитие, космический, математический и языковой уголки), используются оригинальные дидактические материалы. В классах создана среда, позволяющая детям обучаться в безопасной и психологически комфортной атмосфере.

Группы, режим работы, стоимость

Группы сформированы в соответствии с сензистивными периодами:

  • Группа для самых маленьких (от 2 до 14 месяцев). Занятия проводятся ежедневно, их продолжительность – от 1 до 2 часов. Стоимость часового занятия по абонементу – 600 рублей, без абонемента – 800 рублей, цена двухчасового занятия – 1000 и 1200 рублей соответственно.
  • Ясли (от 14 месяцев до 3 лет). Режим: полный день (с 8.00 до 19.00,стоимость – 50 тысяч рублей) и неполный день (с 8.00 до 12.00 или с 15.00 до 19.00, цена – 27780 рублей).
  • Разновозрастная группа (2,5 до 6 лет). График работы группы и стоимость посещений примерно те же, что и в яслях.

Особенности

В центре есть интеграционная группа, в которую принимаются дети с синдромом Дауна. Администрация сада регулярно проводит обучающие семинары для родителей по вопросам воспитания детей. Темы для семинара предлагают участники.

Каждый ребенок уникален и имеет огромные возможности. Задача родителей – помочь раскрыть способности ребенка. Одной из самых эффективных систем воспитания, позволяющей комплексно развивать ребенка, считается .

В последние годы все больше детских садов работает по методике Монтессори. В чем же ее преимущества?

Итальянский педагог, ученый и психолог Мария Монтессори в начале ХХ века приобрела мировую известность после создания своей системы обучения для маленьких детей. И по сей день, ее педагогика имеет множество сторонников по всему миру.

Суть метода – индивидуальный подход к каждому ребенку. Не обучение, а наблюдение за малышом, который в специальной игровой среде самостоятельно выполняет определенные упражнения.

Учитель не учит, а помогает координировать самостоятельную деятельность ребенка, тем самым подталкивая к самообучению. Технология развивающего обучения в детском саду по методике Монтессори стимулирует саморазвитие ребенка.

Главная задача учителя – создание специальной развивающей среды (или Монтессори-среда), в которой ребенок будет приобретать новые навыки и умения. Поэтому детский сад, работающий по системе Монтессори, как правило, имеет несколько зон, в которых у малыша развиваются различные способности. При этом, каждый элемент Монтессори-среды выполняет свою определенную задачу. Рассмотрим основные составляющие системы.

Зоны Монтессори-среды

Можно выделить следующее зонирование:

  1. Реальная жизнь. Освоение жизненно важных навыков. Развивает крупную и мелкую моторику, учит ребенка сосредотачивать внимание на определенной задаче. Помогает ребенку приобрести навыки самостоятельного рисования, раскрашивания и т.д.
  2. Сенсорное развитие – исследование окружающего пространства, освоение цвета, формы и прочих свойств предметов.
  3. Умственное (математическое, географическое, естественнонаучное и т.д.) развитие помогает развить логику, память и усидчивость.
  4. Двигательные упражнения. Выполнение разнообразных физических упражнений способствует выработке внимания, равновесия и координации движений.

Количество зон в детском саду, работающему по методике Монтессори, варьируются в зависимости от поставленных задач. Могут быть также музыкальные, танцевальные или языковые зоны.

Принципы педагогической программы Монтессори в детском саду
  1. Создание специальной среды с .
  2. Возможность самостоятельного выбора. Дети сами выбирают зону и продолжительность занятий.
  3. Самоконтроль и выявление ошибок самим ребенком.
  4. Выработка и соблюдение определенных правил (убирать за собой, тихо передвигаться по классу и т.д.) помогает постепенной адаптации к правилам общества и приучает к порядку.
  5. Разный возраст учащихся группы помогает выработать чувство взаимопомощи, сотрудничества и ответственности.
  6. Отсутствие классно-урочной системы. Нет парт – только коврики или легкие стулья и столики.
  7. Ребенок – активный участник процесса. Не учитель, а дети помогают и обучают друг друга. Это помогает развивать в детях самостоятельность и уверенность.
Психологические подходы

В детском саду Марии Монтессори отсутствует соревновательность. Ребенка не сравнивают с другими, что позволяет формировать у него позитивную самооценку, уверенность и самодостаточность.

Ребенок и его достижения не оцениваются. Это помогает взращивать независимую, уверенную и объективно оценивающую себя личность.

Чаще всего обучение детей по Монтессори-педагогике можно встретить в частном детском саду, что отражается на достаточно высокой стоимости обучения. Но результат стоит того.

Детский сад, работающий по методике Монтессори – это возможность для ребенка быть самим собой. Малыш в процессе обучения сможет развить в себе такие качества, как самостоятельность, решительность и независимость, которые будут незаменимы в дальнейшей взрослой жизни.

Детские сады и группы, организованные по принципам метода Монтессори, рассчитаны на детей от двух до семи лет. Группы формируются с учетом склонностей, а не возраста детей. Для занятий используются пособия и материалы, разработанные Марией Монтессори и ее последователями. Пособия развивают мелкую моторику и координацию движений, самостоятельность детей, знакомят с основами счета и родной речи, помогают изучать окружающий мир. Важный принцип метода Монтессори – отсутствие принуждения ребенка к занятиям.

Сколько детей в Монтессори-группе?

Считается, что оптимальное количество - от 15 до 20 человек. Поскольку в одной группе могут быть и малыши, и старшие дошкольники, необходимо, чтобы в каждой группе было достаточно детей всех возрастов.

Отличаются ли дети, посещающие детские сады Монтессори, от своих сверстников?

Ребенок, занимающийся в группе Монтессори, не обязательно более развит, чем его сверстник, посещающий обычный детский сад или воспитывающийся дома. Использование метода Монтессори не ускоряет темп развития ребенка, а помогает ему обрести самостоятельность. Это отражено в девизе системы Монтессори «Помоги мне это сделать самому!» В выборе занятий ребенок абсолютно свободен, может по желанию и в любое время менять вид своей деятельности. Все пособия и материалы Монтессори разработаны с учетом того, чтобы ребенок использовал их без посторонней помощи. Однако, некоторые дети после обучения в Монтессори-группах испытывают определенный психологический дискомфорт в традиционной школе. Происходит это из-за полного отсутствия принуждения в детских центрах Монтессори, из-за того, что дети привыкли сами определять, чем им заниматься. А в обычной школе они вынуждены двигаться строго по программе и выполнять все требования учителя.

Как оборудованы помещения?

Группы Монтессори отличаются наличием большого количества развивающих игр и пособий. Среди всего многообразия Монтессори-материалов есть пособия для тренировки мелкой моторики и овладения навыками самообслуживания: «Шнуровки», «Рамки с застежками», пособия, развивающие аналитические способности и координацию движений: «Коричневая лестница», «Розовая башня», «Красные штанги», «Блоки цилиндров»; пособия для знакомства с основами счета и так далее. Игры и пособия Монтессори, как правило, изготовлены из натуральных материалов, предпочтение отдается дереву. Однако качественные пособия стоят дорого, и некоторые Монтессори-группы комплектуются более дешевыми пластиковыми аналогами.

Как организовано пространство в таких детских садах?

Помещение, где занимаются дети, разделено на пять уголков - жизненной практики, сенсорного развития, математический, языковой и космический. В уголке жизненной практики ребенок получает первые навыки самообслуживания (мытье рук и посуды, стирка, чистка предметов, застегивание пуговиц и т.д.), уголок сенсорного развития предлагает работу с материалами, способствующими развитию всех органов чувств. Математический уголок снабжен пособиями для счета, языковой - для чтения и письма. В космическом уголке малыш изучает окружающий мир, получает первые сведения по физике, химии, биологии и географии. Ребенок сам решает, в какой зоне заниматься.

Сегодня многие родители выбирают в качестве основы воспитания своего малыша методику раннего развития . Главная мысль этой системы заключается в том, чтобы ребенок самостоятельно добивался результатов, а главный принцип – в одной единственной фразе «Помоги мне сделать это самому».

Для обучения детей по методике Монтессори существует огромное количество , часть из которых можно с легкостью сделать своими руками. Комплексная система педагогики Монтессори позволяет добиться по-настоящему ошеломительных результатов. С ее помощью даже отстающие детки начинают нагонять своих ровесников и выполнять те задания, которые предназначаются для ребят постарше.

В настоящее время в каждом городе открывается все больше развивающих центров и студий для детей, которые используют методику Марии Монтессори во время занятий со своими воспитанниками. Кроме того, даже детские сады сегодня все чаще обращаются к этой системе.

В каждом детском дошкольном учреждении, которое использует в работе методику Марии Монтессори, должна быть создана определенная игровая среда, попадая в которую ребенок начинает самостоятельно развиваться. Задача родителей и педагогов в этот момент – просто наблюдать, изредка помогая крохе, если он не может что-то сделать в силу возраста и неопытности.

В данной статье мы расскажем вам, как именно применяется методика Марии Монтессори в детском саду, и как осуществляется воспитание детей по этой системе.

Организация Монтессори-среды в детском саду

Технология Монтессори в детском саду предполагает, в первую очередь, разделение всего пространства образовательного учреждения на определенные зоны, в каждой из которых ребенок будет приобретать различные навыки.

В зависимости от площади, помещения детского сада могут быть организованы не все зоны, а только некоторые. Все материалы в обязательном порядке должны быть размещены в пределах досягаемости ребенка и изготовлены из натурального дерева. Между тем, именно комплекс всех необходимых участков дает малышам возможность полноценно и всесторонне развиваться.

Необходимыми зонами Монтессори-среды являются следующие:

  • Зона практической жизни. Здесь ребенок может познать бытовую и практическую часть взрослой жизни – он учится переливать воду из одной емкости в другую, при этом стараясь не проливать; застегивает молнии, завязывает шнурки, приобретая соответствующие навыки самообслуживания. Среди Монтессори-материалов существуют разнообразные шнуровки, которые могут быть использованы для оттачивания полученных навыков. Обыкновенные бытовые предметы также могут помочь.
  • Зона сенсорного развития. На этом участке малыши учатся различать предметы при помощи своих органов чувств. Именно здесь ребенок изучает первые цвета, формы, запахи, начинает понимать, что такое горячо и холодно, определяет предметы по их текстуре.
  • Математическая зона. Даже обыкновенные счеты могут дать дошкольникам первое понятие о математических операциях. Кроме того, методикой Монтессори предусмотрены и другие развивающие пособия, с помощью которых дети познакомятся с числами до четырехзначных.
  • Зона языкового и речевого развития. Как известно, речевой центр маленького ребенка находится на кончиках его пальцев. Именно в этой зоне находятся всевозможные пособия, призванные развивать мелкую моторику рук малышей, что в дальнейшем способствует развитию речи у детей.

Также в детском саду, реализующем программу Марии Монтессори, могут быть организованы и другие зоны развивающих занятий. Одни из них направлены на развитие естественнонаучного восприятия ребенка – зоны ботаники и географии, другие – на стимулирование двигательной и ритмической активности.

Стоит отметить, что методика Монтессори не предполагает соревнования детей между собой. Здесь каждый ребенок самостоятельно добивается успеха и поощрения со стороны воспитателя, что дает ему уверенность в себе и стимул развиваться дальше. Именно поэтому детские сады, использующие в работе известную систему Марии Монтессори, пользуются заслуженным успехом среди молодых родителей.

Екатерина Суртаева
Детские сады Марии Монтессори

Детские сады Марии Монтессори

1. Педагогические основные системы М. Монтессори

Одной из наиболее востребованных методик развития ребенка в настоящее время является система Монтессори , подразумевающая для детей одновременно серьезную работу и увлекательную игру, дисциплину и свободу. Мария Монтессори , автор данной педагогической методики, называла ее «система, где ребенок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Методика существует более 100 лет, но в России долгое время она была недоступна. Первые книги Монтессори появились в нашей стране лишь в 90-е годы. Сегодня насчитывается множество детских садов и центров раннего развития ребенка, работающих по данной системе. Система Монтессори работает с детьми в возрасте от 3 до 6 лет.

Суть методики Монтессори

Методика Монтессори – это уникальная авторская система саморазвития и самовоспитания малышей. Ключевое внимание здесь обращено на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, а также на воспитание самостоятельности в ребенке. Единые программы и требования здесь отсутствуют, для каждого ребенка предусмотрен индивидуальный темп. Каждый малыш волен заниматься тем, чем ему нравится. Таким образом, он «соревнуется» сам с собой, приобретая уверенность в себе, а также полностью усваивая материал.

Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому» . То есть, взрослый должен разобраться, чем интересуется малыш, обеспечить ему соответствующую среду для занятий и научить ребенка ею пользоваться. Взрослый помогает малышу раскрывать способности, заложенные в нем природой, а также проходить собственный путь развития. Отметим, что воспитанники системы Монтессори – дети любознательные, открытые для получения знаний. Они вырастают независимыми, свободными, умеют находить в обществе свое место.

Основные положения системы Монтессори

1. Активность ребенка. В обучении малыша взрослый играет второстепенную роль, являясь не наставником, а помощником.

2. Свобода действий и выбора ребенка.

3. Старшие дети учат младших. При этом сами они учатся заботе о младших. Это возможно, поскольку, согласно педагогике Монтессори , группы формируются из ребят разного возраста.

4. Решения ребенок принимает самостоятельно.

5. Занятия проводятся в специально подготовленной среде.

6. Задача взрослого – заинтересовать ребенка. Дальше малыш развивается сам.

7. Чтобы ребенок развивался полноценно, необходимо предоставить ему свободу мышления, действий и чувств.

8. Не следует идти против указаний природы, нужно следовать этим указаниям, тогда ребенок будет самим собой.

9. Недопустима критика, недопустимы запреты.

10. Ребенок имеет право на ошибку. Он вполне способен сам до всего дойти.

Таким образом, система Монтессори стимулирует в ребенке стремление к развитию заложенного в нем потенциала, к самообучению и самовоспитанию. На плечи воспитателя в данном случае ложится обязанность организовывать деятельность малышей, предлагая при этом помощь ровно в той мере, которая необходима для появления у ребенка заинтересованности. Итак, основными составляющими педагогики Монтессори , позволяющими малышам реализовывать собственный путь развития, являются :

Воспитатель

Специально подготовленная среда

Дидактический материал

2. Особенности организации режима дня в детском саду М . Монтессори

Нетрадиционность системы Монтессори заключается во многом, однако одно из главных отличий занятий по этой уникальной методике заключается в их структуре и режиме. В отличие от обычных детских садов , в которых темп и "скелет" занятия определяет педагог (он же, впрочем, и является главным активным "персонажем" всего развивающего действия, занятие по системе Монтессори строят сами дети : именно они самостоятельно выбирают, чем именно им заняться в данную минуту и в каком конкретно месте. Дети самостоятельно выбирают темп и продолжительность занятия, а также определяют, нужен ли им в этом деле партнер или помощник.

Разумеется, не стоит считать, что роль взрослого человека в данном случае сведена "на нет". Именно он должен объяснить малышу, для чего предназначен тот или иной развивающий материал (Монтессори называла это презентацией, показать, как им пользоваться, а затем терпеливо наблюдать за ребенком, ожидая, пока он сделает свой выбор, причем не "перетягивать одеяло" на себя и не стремиться увлечь ребенка конкретным занятием. Как уже говорилось, помощь ребенку оказывается только тогда, когда он сам об этом попросит, а, как показывает практика, дети не спешат немедленно, при первой же неудаче признаться в своем поражении : они долго и терпеливо пробуют свои силы и обращаются к взрослым только тогда, когда действительно чувствуют, что попали в неразрешимую ситуацию.

Педагоги, работающие с детьми по системе Монтессори , настаивают на том, что любое занятие должно продолжаться ровно столько, сколько длится интерес ребенка к нему. Не стоит мешать малышу и навязывать ему выбор определенного развивающего материала, считая, что именно это нужно ему в первую очередь. Развивающая система Монтессори как раз и рассчитана на то, что малыш, прислушиваясь к голосу "внутреннего наставника", сам безошибочно определяет, в чем он действительно нуждается. Родители и воспитатели могут только наблюдать, делая выводы, к чему в данный момент проявляет интерес и склонность ребенок, и предоставлять ему для этого все необходимое.

Нет смысла также торопить малыша или, наоборот, замедлять ритм его занятия : даже если маме стало скучно завинчивать крышечки и нанизывать бусинки, это совершенно не означает, что занятие должно быть закончено. Ребенок может сменить за очень короткое время большое количество различных вещей, прежде чем он найдет для себя подходящее занятие. И в этом нет ничего необычного - именно так, шаг за шагом, малыш и находит себя и свое дело.

Обязательно стоит помнить, что любое занятие непременно заканчивается наведением порядка в комнате, причем делает это не взрослый, а ребенок (взрослый должен находиться рядом, чтобы в случае необходимости прийти малышу на помощь). Монтессори утверждает , что порядок вокруг ребенка - это залог и главное условие порядка в его душе : без определенного устройства окружающего мира даже очень маленькие дети чувствуют себя неуютно и неуверенно.

3. Предметно-развивающая среда системы М. Монтессори

Важнейшим элементом в педагогике Монтессори является развивающая среда. Можно даже сказать, элементом ключевым. Без нее методика не может существовать. Правильно подготовленная среда помогает малышу самостоятельно развиваться без воспитательской опеки, учит его быть независимым. Дети испытывают большую потребность в познании окружающего мира, им хочется нюхать все вокруг, щупать, пробовать на вкус. Путь ребенка к интеллекту лежит через органы чувств, поэтому ощущение и познание сливаются для него воедино. Правильная среда – это среда, соответствующая потребностям ребенка. Процесс развития детей не следует ускорять, но также нужно быть очень внимательными, чтобы не допустить потери интереса у ребенка к тому или иному занятию.

Развивающая среда выстраивается согласно строго определенной логике. Традиционно в ней выделяются 5 зон :

1. Зона упражнений в повседневной жизни. Здесь ребенок учится обращению со своими вещами, а также тому, как следить за собой.

2. Зона родного языка. Позволяет расширить словарный запас, познакомиться с буквами, фонетикой, понять состав и написание слов.

3. Зона сенсорного воспитания. Развивает органы чувств, обеспечивает возможность изучения формы, размера, величины предметов.

4. Зона Космоса. Знакомит с окружающим миром, с основами анатомии, ботаники, зоологии, географии, астрономии, физики.

5. Математическая зона. Учит пониманию цифр, порядка при счете, состава чисел, а также основным математическим действиям – сложению, вычитанию, умножению и делению.

Столы в комнате отсутствуют, есть только небольшие столики и стульчики, передвигаемые на свое усмотрение, а также коврики. Дети могут расстилать их там, где им удобно.

Роль дидактического материала в системе Монтессори

Обучение ребенка тесно связано в системе Монтессори с предметной средой . При этом в качестве игрушек могут выступать практически любые предметы. Игрушкой может стать тазик, вода, ситечко для чая, салфетки, крупа, ложка или губка. Также существуют специальные монтессори-материалы , в частности, Розовая башня, формочки-вкладыши, Коричневая лестница и другие. Пособия Марией Монтессори разрабатывались с особенной тщательностью. Они должны были нести обучающую задачу, а также способствовать всестороннему развитию воспитанников.

Любые занятия с дидактическими материалами преследуют прямую и косвенную цель. Прямая цель актуализирует движение ребенка, косвенная развивает слух, зрение, координацию движений. Поскольку вмешательство взрослого согласно Монтессори -педагогике необходимо минимизировать, материалы выполнены таким образом, что ребенок может самостоятельно найти свою ошибку и устранить. Так малыш обучается предупреждать ошибки. Пособия абсолютно доступны для детей, это побуждает их исследовать.

Правила работы с дидактическим материалом

1. Чтобы побудить ребенка к действию, материал следует располагать на уровне его глаз (не выше 1 метра от пола)

2. К материалу необходимо относиться аккуратно. Материал может быть использован ребенком после того как взрослый объяснит малышу его назначение.

3. При работе с материалом следует придерживаться следующей последовательности : выбор материала, подготовка рабочего места, выполнение действий, контроль, исправление ошибок, возвращение пособия на место по завершении работы с ним.

5. Материал в определенном порядке должен быть разложен ребенком на столике или коврике.

6. Ребенок может взаимодействовать с материалом не только по примеру воспитателя, но и с учетом собственных знаний.

7. Работа постепенно должна усложняться.

8. Закончив упражнения, ребенок должен возвратить пособие на место, и только после этого он может взять другие материалы.

9. Один ребенок работает с одним материалом. Это позволяет сосредоточиться. Если материал, который малыш выбрал, в данный момент занят, следует ожидать, наблюдая за работой сверстника, или выбрать любой другой.

Мария Монтессори отмечает , что коллективных игр, направленных на развитие навыков общения и сотрудничества, эти правила не касаются.

4. Роль взрослого в системе М. Монтессори

Может сложиться впечатление, что роль взрослого в данной методике незначительна, но это лишь на первый взгляд. Воспитатель должен обладать мудростью, природным чутьем, опытом, чтобы проникнуться системой. Он должен проводить серьезную подготовительную работу по созданию настоящей развивающей среды, а также обеспечивать воспитанников эффективным дидактическим материалом.

Мария Монтессори полагает основной задачей взрослого помощь ребенку в сборе, анализе и систематизации его (ребенка) собственных знаний. То есть, свои собственный знания о мире взрослые не передают. Подразумевается, что воспитатель должен внимательно наблюдать за действиями малышей, выявлять их интересы, склонности, предоставлять задания разной степени сложности с тем дидактическим материалом, который выберет сам ребенок. При этом предполагается, что взрослый должен находиться с воспитанником на одном уровне – то есть сидеть на полу или на корточках рядом с ним.

Работа воспитателя выглядит следующим образом. Сначала он следит, какой материал выберет ребенок, или помогает ему заинтересоваться. Затем показывает, как справиться с поставленной задачей, при этом будучи максимально немногословным. После чего ребенок самостоятельно играет, он может ошибаться, но при этом придумывать новые способы использовать выбранный материал. Такая творческая активность ребенка, по мнению Монтессори , позволяет ему совершать великие открытия. Задача взрослого – не мешать этим открытиям, поскольку даже небольшое замечание может сбить с толку малыша и воспрепятствовать его дальнейшему движению в нужном направлении.

6. Положительные и отрицательные стороны системы М. Монтессори

Плюсы методики Монтессори

Учит создавать правила, а не жить по ним;

Мотивирует к учебе - дети учатся исключительно из интереса;

Учит самостоятельно организовывать и планировать свою деятельность;

Научает ответственности за свои поступки;

учит взаимопомощи : старшие становятся ответственнее, младшие - увереннее;

Учит самостоятельно искать ответы на свои вопросы;

Учит самостоятельно находить и исправлять свои ошибки;

Знакомит с основами окружающего мира;

Развивает мощную логику и аналитические способности;

Развивает интеллект;

Развивает речь через мелкую моторику.

Такие качества, заложенные в ребенке с раннего детства , помогают ему в дальнейшей жизни, хорошо адаптируя в социуме. Как правило, человек, обучавшийся по методике Монтессори , во взрослой жизни очень успешен.

А для детей с особыми потребностями, такая методика дает возможность самообслуживания и подтягивает до уровня здоровых ребят.

Минусы методики Монтессори

Трудная адаптация к традиционному обучению (нет классно-урочной системы) ;

Длительная подготовка педагогов-монтессори ;

Необходимость большого количества уникальных учебных материалов;

Недопустимость привычных спонтанных и творческих ролевых игр;

Преобладает развитие интеллектуальных способностей над творческими;

Отрицание рисования и лепки, сказок и стихов как деятельности, уводящей ребенка от реальности;

Чтение для детей - это процесс получения информации, а не удовольствие;

Излишняя самостоятельность лишает опыта общения в коллективе;

Отрицаются обычные игрушки.