Роль матери в воспитании и развитии детей. Роль матери в воспитании ребенка. Как все успеть

24.04.2019

Роль матери в воспитании детей.

Рождение человека – одна из величайших тайн природы. Оно потрясает женщину – мать. Женщина первая узнает о возникновении еще не родившейся жизни. Плод, который она вынашивала, является частью ее тела, ее души. Вот он, беспомощный, громко заявляющий о себе всему миру человек. Весь мир сейчас соединятся в них: Мать и Дитя.

Минуты кормления, единения, когда мать почувствовала ответственность за судьбу своего дитя, продолжающего жизнь и Её и Его, и Дедушки, и Бабушки и всех пра, прапра.

Материнство - священный долг женщины. Отрицать материнство, значит отрицать жизнь. Только ребенок дает человеку возможность понять и почувствовать истинную суть человеческих отношений. М не хочется зачитать строки о чувствах матери, у которой родился ребенок.

«Это было совершенно иное ощущение, чем то, что я знала до сих пор. Я испытывала чувство, будто сделала что-то очень значительное, совершенно особенное, очень красивое и возвышенное. Я непрерывно смотрела на ребёнка и всё время думала: «Я тебя сотворила, я тебя сотворила»… Меня наполняла гордость, и мне казалось, что теперь я могу уважать себя. Я думала о том, что ребёнок будет у меня завтра целый день и в следующие дни тоже, и замирала от счастья».

Какие прекрасные слова! Не это ли самые счастливые минуты в жизни женщины, исполнившей самую важную задачу в своей жизни?

Материнское чувство. Инстинктивное, часто неосознанное, но присущее всему живому на Земле. Забота о детеныше, о его жизни. Нас поражает, как готовят гнезда своим будущим птенцам птицы или звери. Они устилают его пухом и перьями, выщипывают их из себя, чтобы малышам было тепло и уютно. С какой строгостью следят за чистотой гнезда, с какой самоотверженностью птицы отводят беду от гнезда, если человек или животное приблизится к нему.

Люди – это всегда дети своих матерей… ведь у каждого есть Мать, каждый чей-то сын…

«Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без матери нет ни поэта, ни героя!».

Материнская любовь неразрывно связана с чувством ответственности за своих детей, за их судьбу. Именно мать прививает ребенку чуткость, внимание к людям, умение сострадать.

Две установки бытуют у матерей издавна. Одна: дети – цветы жизни, и поэтому первый долг родительницы - их беречь, холить и лелеять. Вторая: дети такие же люди, как и взрослые, только знают и умеют меньше. Задача матери: готовить их к серьезным обязанностям, что возлагает на них звание человека.

Поднять «на - гора» ценные ископаемые земли – важно, а ценные «ископаемые» детской души – еще важней. Написать поэму нужен талант, а взрастить поэтическое сердце – не меньший. Мать, как и поэт, не всегда может наперед знать результаты своих трудов, ни часто непредсказуемы. Оттого мы и говорим, что материнство сродни творчеству, оно тоже езда в незнаемое»

Чтобы не утратить авторитет в глазах возникающих акселератов, чтобы к вам ребенок обращался со всеми вопросами и тревогами, мать должна много и неустанно «работать над собой», т.е. самосовершенствоваться, расти вместе со своими детьми. И тогда, наверно, повзрослевшие дети скажут с благодарностью: всем хорошим в себе мы прежде всего обязаны маме. Это и будет самая высокая аттестация в трудной должности.

Для исполнения этого долга женщинам полезно повторять вещие слова Сухомлинского: «… я должна быть в сто раз мудрее мужчины – отца моих детей, потому что в миссии продолжения рода человеческого, сохранения и приумножения духовных богатств человеческая природа возложила на меня несравненно большую ответственность, чем на него… Быть гордой, мудрой, недоступной, должна иметь то, чем гордится человек: собственное достоинство, сознание высокой цели жизни, творческие способности, наклонности, призвание». В этом – залог не только счастливого расцвета наших детей, но и собственного душевного роста, долгого здоровья и достойной уважения старости.

С психологической точки зрения роль матери очень велика. Разлука с матерью отрицательно отражается на его психическом развитии, поведении. Психическое развитие замедляется, у них (детей) возникают трудности в установлении контактов.

Интересный эксперимент проводили с обезьянами. Детенышей обезьян отделили от матери и воспитывали с искусственной мамой – куклой, покрытой шерстью, теплой, в которой можно было прятаться от опасностей, снабжала их пищей. Но кукла не проявляла эмоций – не прикасалась, не ласкала, не вылизывала. Когда детеныши выросли, обнаружилось, что они имели низкое развитие, не умели ладить с окружающими, были агрессивными, и также обнаружилось неразвитость в сексуальном поведении, не дающего возможность иметь потомство.

Когда мать любит и говорит и говорит об этом своему ребенку, ласкает его, то формирует потребность любить и быть любимым.

Мать в раннем детстве не может быть заменена без ущерба для здоровья и психического развития никаким лицом, даже отцом. Не случайно в народе говорят: ребенок без отца- полусирота, а без матери – круглый сирота. Огромное счастье для каждой женщины – быть матерью.


.

(выступление на родительском собрании)

Все прекрасное в человеке от лучей

солнца и от молока матери.

М. Горький

Воспитание детей - главный родительский долг. И переоценить роль матери в этом важном процессе очень трудно. Между ребенком и матерью всегда существует духовная связь: мать испытывает радость и огорчения, а порой тревогу и страх за детей. Её эмоции могут быть самыми разными, но всегда они объясняются стремлением сделать хорошее для своего ребенка. Это стремление вселяет в мать энергию, побуждает её к большому терпению. И самое удивительное состоит в том, что все заботы, тревоги и хлопоты являются необходимым условием для достижения материнского счастья.

Мать! Она чувствует, любит своего ребенка, волнуется за него задолго до того, как он появится на свет. Едва почувствовав, что носит под сердцем дитя, женщина осмысленно начинает создавать вокруг себя атмосферу тепла и доброжелательности, даже тон речи будущей матери становится нежнее. И вот ребенок появился на свет. Любящая мать выбирает для него самые чистые и нежные слова, чтобы они запали в сердце ребенка и позднее принесли свои духовные плоды. Вместе со своей любовью она хочет вдохнуть в дитя ответное чувство к себе, ко всему окружающему миру.

Мама - это первое слово, которое с радостной улыбкой произносит ребенок.

Мама - это слово, которое повторяет человек в минуты горя и страдания.

Мать любит своего ребенка - здорового и больного, красивого и уродливого, окруженного славой и неудачника. Беспредельна самая бескорыстная любовь - любовь материнская. Мать, не обладающая таким чувством, - редкое исключение, ошибка природы.

Великая сила безграничной материнской любви укрепляет авторитет матери, но может, постепенно подтачивая, и разрушить его. И тогда процесс воспитания становится очень трудным, потому что сильное и неразумное материнское чувство превращает его в тяжкий бесплодный труд. Оно губит ребенка и приносит несчастье самой матери. "Наши детские годы были полны лишений, так пусть же детство наших детей будет безоблачным и счастливым" - часто приходится слышать такие суждения родителей. Верны ли они? матери, начинающие воспитывать с такого "педагогического кредо", превращают его в маленького кумира, который повелевает взрослыми. Лет до десяти тирания любимого существа ещё не тяготит родителей, скорее приятно забавляет. Родители рассказывают о своем чудо-ребенке знакомым. Он растет, становится подростком, а потом и юношей. И теперь ему нужна уже не игрушка, а дорогие вещи: кроссовки, часы, модная куртка, карманные деньги. Подобные удовольствия уже превышают материальные возможности родителей, особенно если семья неполная. Но сын или дочь уже привыкли думать только о себе и принимать родительские заботы как должное. Теперь каждое новое требование не только тяготит мать, но и обижает ее. Она обвиняет своих детей в черствости и жестокости. Это только первые плоды неправильного проявления материнской любви к детям. Самые тяжелые раны наносятся матери, когда она на старости лет не находит места ни в сердце, ни в доме взрослых детей, когда скрепя сердцем, превозмогая душевную боль, ей приходится напоминать детям через суд о своем праве на их заботу, или коротать свои последние дни в доме престарелых. И, наверное, стоит задуматься о том, что мы получим, чрезмерно балуя и опекая своих детей, принося себя бездумно в жертву, и не задумываясь о том, что человек, которого учили с детства лишь брать от других, ничего не отдавая взамен, всегда будет думать прежде всего только о себе, о своих желаниях и удобствах. Никто не любит своего ребенка больше, чем мать, никто не переживает за него больше, чем мать, и больше всего в ответе за своего ребенка, за его поведение и поступки - мать.

Если к вопросу о воспитании детей подходить с научной точки зрения, то прежде всего надо говорить о великом педагоге - Антоне Семеновиче Макаренко, который один из первых обосновал педагогику семьи. В своих трудах Макаренко главным назвал ответственность родителей за воспитание своих детей перед обществом. Основное в воспитании детей - поведение самих родителей, их моральный облик, образ жизни, нравственное состояние души - все это и многое другое перенимают дети от отца и матери, а потом создают свои семьи по образу и подобию той семьи, в которой выросли.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль матери в нравственном воспитании ребенка .

(выступление на родительском собрании)

Все прекрасное в человеке от лучей

Солнца и от молока матери.

М. Горький

Воспитание детей - главный родительский долг. И переоценить роль матери в этом важном процессе очень трудно. Между ребенком и матерью всегда существует духовная связь: мать испытывает радость и огорчения, а порой тревогу и страх за детей. Её эмоции могут быть самыми разными, но всегда они объясняются стремлением сделать хорошее для своего ребенка. Это стремление вселяет в мать энергию, побуждает её к большому терпению. И самое удивительное состоит в том, что все заботы, тревоги и хлопоты являются необходимым условием для достижения материнского счастья.

Мать! Она чувствует, любит своего ребенка, волнуется за него задолго до того, как он появится на свет. Едва почувствовав, что носит под сердцем дитя, женщина осмысленно начинает создавать вокруг себя атмосферу тепла и доброжелательности, даже тон речи будущей матери становится нежнее. И вот ребенок появился на свет. Любящая мать выбирает для него самые чистые и нежные слова, чтобы они запали в сердце ребенка и позднее принесли свои духовные плоды. Вместе со своей любовью она хочет вдохнуть в дитя ответное чувство к себе, ко всему окружающему миру.

Мама - это первое слово, которое с радостной улыбкой произносит ребенок.

Мама - это слово, которое повторяет человек в минуты горя и страдания.

Мать любит своего ребенка - здорового и больного, красивого и уродливого, окруженного славой и неудачника. Беспредельна самая бескорыстная любовь - любовь материнская. Мать, не обладающая таким чувством, - редкое исключение, ошибка природы.

Великая сила безграничной материнской любви укрепляет авторитет матери, но может, постепенно подтачивая, и разрушить его. И тогда процесс воспитания становится очень трудным, потому что сильное и неразумное материнское чувство превращает его в тяжкий бесплодный труд. Оно губит ребенка и приносит несчастье самой матери. "Наши детские годы были полны лишений, так пусть же детство наших детей будет безоблачным и счастливым" - часто приходится слышать такие суждения родителей. Верны ли они? матери, начинающие воспитывать с такого "педагогического кредо", превращают его в маленького кумира, который повелевает взрослыми. Лет до десяти тирания любимого существа ещё не тяготит родителей, скорее приятно забавляет. Родители рассказывают о своем чудо-ребенке знакомым. Он растет, становится подростком, а потом и юношей. И теперь ему нужна уже не игрушка, а дорогие вещи: кроссовки, часы, модная куртка, карманные деньги. Подобные удовольствия уже превышают материальные возможности родителей, особенно если семья неполная. Но сын или дочь уже привыкли думать только о себе и принимать родительские заботы как должное. Теперь каждое новое требование не только тяготит мать, но и обижает ее. Она обвиняет своих детей в черствости и жестокости. Это только первые плоды неправильного проявления материнской любви к детям. Самые тяжелые раны наносятся матери, когда она на старости лет не находит места ни в сердце, ни в доме взрослых детей, когда скрепя сердцем, превозмогая душевную боль, ей приходится напоминать детям через суд о своем праве на их заботу, или коротать свои последние дни в доме престарелых. И, наверное, стоит задуматься о том, что мы получим, чрезмерно балуя и опекая своих детей, принося себя бездумно в жертву, и не задумываясь о том, что человек, которого учили с детства лишь брать от других, ничего не отдавая взамен, всегда будет думать прежде всего только о себе, о своих желаниях и удобствах. Никто не любит своего ребенка больше, чем мать, никто не переживает за него больше, чем мать, и больше всего в ответе за своего ребенка, за его поведение и поступки - мать.

Если к вопросу о воспитании детей подходить с научной точки зрения, то прежде всего надо говорить о великом педагоге - Антоне Семеновиче Макаренко, который один из первых обосновал педагогику семьи. В своих трудах Макаренко главным назвал ответственность родителей за воспитание своих детей перед обществом. Основное в воспитании детей - поведение самих родителей, их моральный облик, образ жизни, нравственное состояние души - все это и многое другое перенимают дети от отца и матери, а потом создают свои семьи по образу и подобию той семьи, в которой выросли.


Содержимое

Мама и ребенок настолько тесно связаны, что часто в первые годы жизни малыша они воспринимаются как единое целое. Часто можно услышать от мам - мы поели, мы нарисовали, мы пописали.

Мама ухаживает за ребенком, кормит его грудью, прижимает во сне, защищает и оберегает свое дитя. А также учит всему, что пригодится ребенку для выживания и обретения стабильности в мире.

Это и есть воспитание. В статье мы рассмотрим, в чем конкретно заключается мамино воспитание, какие мифы нужно отбросить и как влияет мамин подход к вопросу воспитания на становление личности малыша.

Мифы о воспитании

Удивительно, но не только статьи в интернете, но и большинство книг о материнстве и воспитании пестрят заголовками «мама должна». И должна она, судя по описанию, всем и очень много - знать все об уходе за новорожденным, уметь успокоить, правильно и вовремя ввести прикорм, воспитать у ребенка музыкальный слух и математические способности, открывать в нем таланты, бесконечно читать, петь, танцевать. А также всегда быть улыбчивой, нежной и всепрощающей. Все это на фоне идеально чистого дома (ведь ребенок должен жить в стерильности!), и приготовленных обедов из трех блюд.

Хорошая новость в том, что наряду с этими статьями и книгами, способными спровоцировать послеродовую депрессию и нервное перенапряжение у молодой и неопытной мамы, появляются более гуманные советы современных психологов и педиатров о роли матери в воспитании. И главная мысль — ребенку не нужна идеальная мать. А нужна совершенно обычная мама, которая будет любить и заботиться, знакомить его с окружающим миром и иногда наказывать. Для того чтобы воспитывать своего ребенка, необязательно бросать работу или не заниматься домашней работой, ведь лучшее обучение - это приобщение малыша к ежедневным хлопотам, игры на ходу. А главное - готовность мамы быть внимательной к потребностям ребенка, слушать и слышать его.

Этапы воспитания

Разберемся, какие этапы в жизни маленького человека являются критическими в воспитании и на что маме лучше сделать упор в эти годы.

Новорожденный

С того момента, как ваш кроха появился на свет, первое в чем он нуждается - это тактильный контакт. Малышу очень неуютно в новом мире, поэтому он успокаивается в маминых объятьях, ждет защиты и заботы, теплого молочка и близкого сердцебиения. До года воспитание в основном сводится к тщательному уходу и помощи в адаптации к окружающему миру. И первое, на что ребенок смотрит, когда знакомится с ним - это мамина реакция. Основываясь на эмоциях, выражении лица, интонациях мамы, он решает - дружелюбен или враждебен мир, учится реагировать на внимание других людей.

Поэтому на этом этапе важно, чтобы мама сама была открыта миру, не находилась в стрессовом состоянии. Для выхода из стресса и послеродовой депрессии стоит использовать всю возможную помощь окружающих — бабушек, папы, дальних родственников. Пусть они занимаются бытовыми и хозяйственными вопросами. Внимание мамы же лучше сосредоточить на ребенке, его развитии и воспитании.

Чем больше внимания сможет мама уделить в этот период малышу, тем крепче становится привязанность между ними. Которая в дальнейшем трансформируется в крепкую основу для формирования сильной и уверенной в себе личности.

Многочисленные исследования доказывают, что в семьях, где нет мамы или малыш обделен ее вниманием, дети медленнее развиваются и более склонны к эмоциональной нестабильности во взрослом возрасте.

С года до четырех

Отмечая малышу первый день рождения, мы ставим черту, за которой начинается новый период. Теперь это уже не младенец, это маленький мальчик или маленькая девочка. И к заботе и уходу, ненавязчивым играм, потешкам и прибауткам добавляются новые элементы. Теперь можно и нужно аккуратно учить малыша правилам безопасности - как различать горячее и холодное, как переходить дорогу, как вести себя в саду или в гостях. На этом этапе у ребенка формируется понятие о законах, которые действуют в мире. Объяснить, что такое хорошо и что такое плохо - задача мамы.

Обучение и воспитание малышей мама всегда проводит только в игровой форме. Не стоит сажать трехлетку за парту и требовать от него повторения правил этикета. Примеры из сказок, разговоры на прогулках, постановки в домашнем кукольном театре - обучение можно облечь во множество форм. Очень важно, чтобы именно мама доносила базовые понятия о мире, ведь она для ребенка источник жизни, малыш бесконечно доверяет ей.

На этом этапе мамам стоит взять за правило - не давать пустых обещаний. Ребенок очень чувствителен к неоправданным обещаниям, они подрывают доверие к маме, а это влечет закрытие от окружающего мира.

Еще один фактор маминого воспитания, о котором стоит упомянуть - в этом возрасте важно дать ребенку научиться проводить какое-то время наедине с собой. Он должен научиться самостоятельно принимать решение во что он хочет играть, в какую одежду одеться, какие игрушки возьмет на прогулку. Это помогает развивать самостоятельность. Часто маме проще самой одеть иди покормить из ложечки малыша, но не отбивайте у ребенка инициативу, пусть делает сам как может.

После четырех

Принято считать, что после трех-четырех лет ребенок уже практически сформирован как личность. У него четко выражены черты характера, он знает, чего хочет, знает распределение ролей и иерархию в семье и в обществе. На этом этапе к воспитанию можно добавлять разного рода обучения.

Маме очень важно видеть в маленьком человеке личность и иметь представление, что именно ребенку нужно. Не стоит поддаваться стадному чувству, если знакомые мамы отдают детей в художественную гимнастику, а ваш усидчивый малыш больше любит рисовать. Выбирайте занятие для развития талантов именно вашего ребенка.

Чаще задавайте ему вопросы - это развивает его мышление, помогает осваивать речь, а для вас откроет мир интересов ребенка. Заинтересованность мамы в нем как в личности, поддержка в новых увлечениях - это формирует в ребенке уверенность в себе, раскрывает творческий потенциал и воспитывает решительность.

Идем в школу

К шести—семи годам мамы начинают готовить детей к школе. По сути ребенок еще достаточно мал, поэтому наряду с обучением ему требуется защита и поддержка, особенно если он не посещал детский сад. Формат обучения в школах практически всегда вызывает стресс у детей, поэтому маме нужно создавать комфортную обстановку дома. Важно не заставлять, а вовлекать в процесс обучения, чаще расспрашивать о школьных друзьях, познакомиться с их родителями.

Мнение мамы для ребенка примерно до 12—13 лет будет единственно верным, будьте осторожны в высказываниях и мнениях. Очень важно подчеркивать уважение к учителям, урокам, дополнительным занятиям.

Подростковый кризис

В моменты, когда ребенок ощущает, что он уже вырос и делает все наперекор родителям, мамина задача все так же принимать ребенка, любить его несмотря на его выходки и неприятности с учителями, эксперименты с одеждой и внешностью. Если мама на это реагирует спокойно, но при этом готова подсказать, мягко направить или дать ценный совет, то пережить подростку тяжелый период будет намного комфортнее.

По мере взросления ребенку нужно все меньше ухода и непосредственной заботы, но все больше ребенок зависим от поведения матери - он копирует ее манеры, привычки, особенности разговора и общения с людьми. На любом этапе жизни для ребенка является важным принятие мамой его личности, одобрение его выбора. Не всем мамы могут уделить ребенку много времени, играть с ним часто, регулярно водить в театры или спортивные секции. Но в становлении личности главное, чтобы мама была на расстоянии вытянутой руки, помогала, а иногда и не мешала развиваться и познавать окружающий мир. В этом и состоит роль матери в воспитании своего ребенка.

Роль матери в воспитании ребенка

Многие женщины почему-то думают, что родить ребенка и стать матерью – одно и то же. С темже успехом можно было бы сказать, что одно и то же – иметь рояль и быть пианистом. С.Харрис

Мать – это человек, занимающий одно из главных мест в жизни.
Никто не приходит в этот мир, не соприкасаясь с матерью. Поэтому феномен матери всегда был, есть и будет актуальным. Материнская любовь является по своей природе безусловной и поэтому очень важны взаимоотношения между младенцем и мамой.

Безусловная любовь матери дает ребенку:
- чувство защищенности;
- безопасность;
- убежище, преображает опасный и незнакомый мир в нормальную сферу обитания;
- говорит о его важности и желанности в жизни;
- дает прочное ощущение надежности;
- питает не только физической, но и душевной пищей;
- дарит способность доверять людям, миру, себе;
- вкладывает чувство принадлежности к роду, нации…
- устанавливает границы личностного пространства, что позволяет ребенку брать ответственность на себя по мере взросления;
- помогает устанавливать и завязывать связи с другими людьми.

Материнская любовь выводит малыша в мир, пронизанный человеческими связями.

Человек не может достичь ощущения своей нужности самостоятельным интеллектуальным усилием. Разум может подсказывать вам, что вы любимы, но если не получить достаточно любви от матери, всю жизнь человек будет терзаем мыслями, что его не любят и в нем нет никакой ценности.

В начале жизни ребенок должен постоянно убеждаться в том, что он любим и желанен – только так он будет в состоянии вступить в длительные отношения, войти в любое сообщество.

Генри Клауд и Джон Таунсед (известные психологи из Калифорнии)большое внимание уделили изучению «феномена матери» в нашей жизни. Американские ученыевыделили шесть составляющих успешного материнства :

Не отсутствовать, а поддерживать эмоциональную связь с ребенком;
- быть удерживающей, а не хрупкой (не быть манипулируемой);
- способствовать отделению ребенка, а не препятствовать ему;
- принимать недостатки ребенка, а не требовать от него совершенства во всем;
- способствовать взрослению, а не удерживать в детском состоянии;
- помочь ребенку выйти в самостоятельную жизнь, а не вести себя, как «наседка».

Признаки хорошей матери:

- Хорошая мать признает, что допускает ошибки в воспитании, и учитывает этот фактор в процессе своей жизни и легко исправляет их без вины и сожалений. Она знает, что у нее не может все получаться, но не теряется от собственных промахов, поскольку готова их исправить, учиться на своих ошибках и двигаться дальше.

- Хорошая мать понимает, что является первым человеком, которого любит малыш, она – первый «объект любви» сына или дочери. Для эмоционального, физического, интеллектуального и социального развития человек должен быть не только любимым, но и любить. Поэтому хорошая мать работает над собой и обеспечивает достойный объект любви для сына или дочери.

Отсутствие или недостаток материнской ласки очень часто является причиной появления у ребенка не только целого ряда отрицательных, а то и просто тяжелых психических состояний, начиная от чувства незащищенности и озлобленностью, но часто и физических недомоганий, и даже гибели ребенка. Какими б ни были прекрасными условия, в которых воспитываются дети-сироты или дети, которых оставила мать, эти дети, подрастая, ищут мать – самое дорогое, близкое и родное существо.

А как быть с бессловесным или совсем маленьким ребенком? Неужели и тогда ему не все равно, чьи руки его одевают, поят из бутылочки молоком, кто его выводит на прогулку или учит рисовать? Есть немало научных исследований, фактических данных, свидетельствующих о том, что общение ребенка с матерью и близкими, особенно в первые годы жизни, является очень важным условием его нормального психического развития и физического здоровья.

Мать показывает нам, как справляться с неудачами и тревогами, несбывшимися ожиданиями, утратами и горем.Мать – это человек, который определяет качество эмоциональной составляющей личности, то есть той части нашей души, которая отвечает за успех в любви и работе.
Отношения с матерью особенно отражаются на нашей способности:
- доверять,
- любить,
- принимать любовь.
От того, как сложились или сложатсянаши отношенияс матерью или человеком, который ее заменяет, зависит наше понимание безопасности, свободы, самооценки.
Между матерью и ребенком складывается особый вид привязанности, которая продолжаетсявсю жизнь. Что может сделать этупривязанность ценной?
- способность матери чувствовать и отзываться на любые сигналы ребенка, будь то взгляд, улыбка, плач, лепет…
- способность бытьвнимательной к потребностям своего ребенка;
- помощь в преодолении трудностей (начиная с самого раннего детства).
Все это помогает выстроить взаимоотношения с ребенком на основе сотрудничества.
Качества матери, которые важны для роста и развития детей!
- теплота;
- мягкость;
- нежность в отношениях;
- подбадривание;
- эмоциональная поддержка…
Дети с здоровым чувством привязанности в раннем детстве проявляют общительность,
сообразительность и изобретательность в играх.
В подростковом возрасте таким детям присущи черты лидерства:
- инициативность;
- отзывчивость;
- сочувствие и самоотдача;
- самостоятельность;
- популярность среди сверстников (что очень важно для подростка).
Здоровая привязанностьк матери, заложенная в раннем детстве, влияет на поведение ребенка в будущем. В процессе многократно повторяющихся взаимодействий с матерью у ребенка формируются так называемые "рабочие модели себя и других людей”. Во взрослой жизни они помогают ему ориентироваться в новых ситуациях, интерпретировать их и соответствующим образом реагировать.
Что делать, чтобы развить здоровую положительную привязанность матери и малыша?
- Создавайте условия для развития образа ” Я ” ребенка. Для этого предоставляйте ему свободу выбора действий, игрушек, партнеров по игре.
- Уважайте право малыша на собственное мнение, проявления самостоятельности и независимости.
- С первых дней жизни младенца будьте осознанно внимательны к нему: постоянный поток воздействий, обращенных к нему, создает привычку и вкус к ласке, теплым словам и тем самым формирует потребность в общении.
Бережное, доброжелательное, уважительное отношениематери к малышу укрепляет его положительное самоощущение, чувство своего Я. А это, в свою очередь, позволяет ребенку проявлять больше личностной активности, инициативы, интереса в освоении окружающего мира.
Мать вкладывает в мальчика свое понимание жизни, понимание отношений между мужчинами и женщинами.Мужчина подсознательно ищет себе жену, схожую с матерью. Если отношения с матерью складывались плохо, юноша стремится найти жену с противоположными качествами, чем мать. Как будущий муж будет любить свою жену, является зеркалом его любви к родной матери.
Каждая мать должна помнить, что однажды ее дочь будет следовать ее примеру, а не ее советам. Мать может не соглашаться
с выбором, сделанным дочерью, но она признает за дочерью право на выбор, потому что дочь - независимая личность, идущая своим собственным путем

Материнская любовь – беззаветная, нежная, самоотверженная. Это величайший дар каждому из нас. Дар, которым природа наделила каждую женщину - любить своего ребенка.

Интернет-ресурсы, используемые для создания статьи:
1. Роль матери в воспитании: Subscribe.Ru: http://digest.subscribe.ru/children/education/n81303609.html;
2. Роль матери. Радости воспитания: http://vospitaniemamochka.biz/rol-materi/

Здравствуйте, уважаемые родители! В последнее воскресенье ноября в нашей стране отмечается праздник «День матери». В этот день принято поздравлять всех матерей. И я поздравляю Вас, дорогие мамочки, с прошедшим праздником! Как хорошо, что всем нам Бог дал это великое чувство – МАТЕРИНСТВО! К сожалению, оно дано не всем женщинам!

Материнство воспето в произведениях поэтов, писателей, композиторов, музыкантов, художников. Не сосчитать светлых образов матерей, которые донесли до нас сказки и легенды, стихи и песни, рассказы и повести, романы и мемуары, спектакли и кинофильмы.

«Есть прекраснейшее существо на свете, у которого мы всегда в неоплатном долгу. Это мать». Эти замечательные слова писателя Николая Островского, можно поставить эпиграфом к нашей беседе.

Все вы помните поучительное Стих. Дмитрия Кедрина «Сердце матери» Дивчину пытает казак у плетня: -Когда же, Оксана, полюбишь меня? Мне полюбится тот, кто матери сердце мне в дар Клинком разрубил он матери грудь И с ношей заветной отправился в путь. Входя на крылечко споткнулся казак И матери сердце, упав на порог Спросило его: «Не ушибся, сынок?»

А какой трогательный образ матери создал Н.В.Гоголь в повести «Тарас Бульба»: «Ночь перед выездом старого Тараса с сыновьями в Запорожскую Сечь. Все спят. Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих… она глядела на них вся, глядела всеми своими чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. Она вскормила их собственной грудью, она взрастила, взлелеяла их- и только последний миг видит их перед собою… Вся любовь, все чувства, все, что есть нежного и страстного в женщине, все обратилось у неё в одно материнское чувство. Она с жаром и страстью, со слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими. За каждую каплю крови их мать отдала бы себя всю. И несмотря на это, она благословила сыновей на ратные подвиги за Отчизну».

Стих Н. Рыленкова: Я помню руку матери моей, хоть нет её, давно уж нет на свете. Я рук не знал нежнее и добрей, чем жесткие, мозолистые эти.

Как гимн матери звучат слова Максима Горького: «Все прекрасное в человеке - от лучей солнца и от молока Матери, - вот что насыщает нас любовью к жизни! Вся гордость мира – от матерей! Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без Матери – нет ни поэта, ни героя!»

Можно бесконечно приводить высказывания о матерях.

Но у меня задача другая. Посвящая свою беседу Дню матери, я бы хотела поговорить с вами о том, как мать может повлиять на становление личности ребенка.

Мать для каждого человека - большого или маленького, молодого или пожилого- самый родной человек на свете. Все лучшее в каждом из нас исходит от матери, давшей нам самое бесценное - жизнь. Мать – единственный и неповторимый человек, чья любовь к детям благородна, бескорыстна, удивительна по своей мудрости, безграничности и мужественности.

Много сказано о матери добрых, теплых слов. И все же это тысячная доля того, что она заслужила. Материнство по праву называют подвигом. И в этом нет преувеличения. Материнство не приходит само собой. Иногда говорят: «материнский инстинкт». Но инстинкт – это только первый импульс в рождении вечной материнской любви, за которой следуют высшие социально- нравственные начала. Материнство - великий духовный и физический труд, продолжающийся всю жизнь. Недаром в народе говорят: «не та мать, которая родила, а та, которая воспитала». Это выражение подчеркивает важность воспитательной роли матери и величие материнского подвига женщины, воспитавшей неродных детей.

В.Белинский писал: «Участие матери в воспитании сына или дочери не только важно, но даже необходимо: от влияния матери во многих отношениях зависит будущий характер ребенка, в её руках находится возможность дать его побуждающим мыслям то или другое направление. Ответственность матери велика, обязанности её священны».

Современный мир – это время когда меняется все, и перемены происходят настолько стремительно, что мы просто не успеваем за ними. И еще больше сегодня говорят о новаторстве, о новаторстве во всем, и воспитание детей, не стало исключением, и как-то невольно возникают мысли, а стоит ли доверяться этому новому, стоит ли экспериментировать с воспитанием. Существует такая трактовка – эксперимент это опыт, проба. А еще в науке есть утверждение отрицательный результат, тоже результат. Но согласитесь, в воспитании ребенка отрицательный результат – вовсе не результат, и второго шанса, исправить ошибки не будет. И может, стоит задуматься о традициях воспитания, проверенных не одним поколением. И, безусловно, самым неизменным, самым мощным фактором воспитания является образ матери.

Ответьте мне на вопрос - На ком лежит основная забота по воспитанию детей в вашей семье?

В одном исследовании ответы на этот вопрос сгруппировались следующим образом:

1. На матери- 50% 2. На отце и матери в равной степени-42% 3. На отце-7%. 4. На других членах семьи - 1%

Итак, в половине семей основная забота по воспитанию детей лежит на матери, а отцам принадлежит второстепенная роль. К сожалению все еще бытует мнение, будто семейное воспитание - дело женское. (Потому и в школах работают 99% женщин).

Как же это отражается на воспитании? Есть такие данные - почти 70% слабоуспевающих школьников - из семей, где воспитание целиком переложено на мать (дети выходят из под контроля матери и она не справляется с воспитательными задачами). Хорошее мужское влияние на детей также необходимо, как и женское. Без него семейное воспитание является ущербным. Недаром в понятие «безотцовщина» исстари вкладывается очень горький смысл. Еще П.Ф. Каптарев, русский педагог и психолог отмечал: «В высокой степени важно и даже необходимо для правильной постановки семейного воспитания, чтобы отец и мать принимали, по возможности, равнодеятельное участие в воспитании детей. А когда отца просто - нет? Из 75 детей нашей школы – 16детей (21%) воспитывают матери - одиночки. Где брать хороших отцов?

Конечно, каждая мама, хочет, чтобы дети были добрыми, заботливыми, счастливыми, успешными в жизни, пользовались бы уважением и любовью окружающих. Никто не хочет непослушных, склонных к вредным привычками и преступлениям. Но откуда же берутся «трудные» дети?

А причина проста- в результате ошибок в воспитании родители, и в частности матери, теряют авторитет. Наиболее серьезными и довольно часто встречающимися ошибками являются следующие:

1. На воспитание сына или дочери обращалось мало внимания в первые годы жизни, в дошкольный период и в школьный период. Родила и отдала бабушке (мать- кукушка). А бабушка, есть бабушка. Ребенок вынужден занимать себя сам, самостоятельно находить себе занятие, или искать тех, кто разделит с ним его интересы. А когда он станет подростком, мама с наивностью будет удивляться, почему он её не слушает, почему мнение друзей для него важнее, чем её материнское мнение. Ответ прост, когда мама была нужна ребёнку, когда ребенок был готов её слушать, ей было некогда, она упустила свой шанс и потеряла свой авторитет. Равнодушие к детям порождает непослушных детей. Любите своих детей и никогда не бросайте!

2. Слепая, неразумная любовь к сыну (дочери), которая приводит к вседозволенности и потребительству. Вырастают дети эгоисты.

3. Нетребовательность родителей к сыну (дочери) и попустительство. Все дозволяют, что захочет ребенок, такие помыкают родителями, чаще мамой и мама не справляется с таким ребенком. Ребенок предоставлен сам себе. Что хочу, то и делаю! Часто мы, учителя, в своей практике слышим от родителей: «Я ничего не могу с ним сделать, он меня не слушается». Почему так происходит, а причина проста – родители, и в частности матери, потеряли авторитет. Ведь авторитет появляется не на пустом месте. Вот какой человек является авторитетным для вас? (знающий, компетентный, тот, кому вы доверяете, кто сумел доказать вам каким либо поступком свою правоту). А как понять ребенку, что если он будет делать, так как сказала мама, то получит положительный результат, ведь он не в состоянии понять ваших глобальных замыслов, о воспитании настоящего человека. А авторитет складывается из маленьких дел, в результате, которых ребенок может убедиться сделал, так как сказала мама, получилось хорошо. Надо быть требовательными, последовательными в требованиях и к себе и к детям!

4.Единственный ребёнок в семье является центром чрезмерного внимания всех взрослых членов семьи. Вырастает избалованный эгоист, который кроме себя никого не любит.

5.У родителей было трудное детство, поэтому они считают, что у сына (дочери) детство должно быть беззаботным и легким. Отстраняют детей от посильного домашнего труда. Лучше сама все сделаю (чище, быстрее, а то еще разобьёт, испортит, лучше сама). В корне неверно - вырастают ленивые, белоручки, неумёхи, тунеядцы. А мама, если ребёнок не разделяет с ней домашний труд, в его глазах превращается в некий обслуживающий персонал, и в этом образе не может быть для него авторитетом. Она просто прислуга, появляются повелительные нотки в общении с матерью (принеси-подай). А если загянуть в историю, не совсем даже в древнюю, лет сто назад, авторитет родителей был, несомненно, очень высок. И отчасти потому, что дети видели процесс труда своих родителей и его результат, сами принимали в нем участие. Итак, важное правило- все, что можно делать вместе с ребенком, делайте вместе с ребенком! Труд, разумная занятость детей - одно из главных условий воспитания положительных привычек.

6.Современная мама основное время сосредоточила на улучшении материально - бытовых условий семьи. А воспитанию детей придает второстепенное значение. Современная мама каждый день уходит на работу, и непонятно, что там она делает. А вечером, приходя с этой самой работы, мама в сумке приносит все что нужно (еду, угощения). И вечером мама уже устала и даже еду для семьи готовит на скорую руку. И зачастую все чаще мама прибегает к «быстрой еде» - полуфабрикаты, пельмени из пакета, торты, печенья, пирожные. Ей все время некогда, не хватает времени, но как сказал известный философ Артур Шопенгауэр: «Человек всегда найдет время на то, что ему действительно интересно». Осталось лишь честно ответить себе на вопрос: «А что мне интересно?».

7. Отсутствие единых требований и четкой линии в воспитании. Семья плохо представляет цель, задачи, средства и методы воспитания. Родился ребенок и растет как трава, идет все в семье само собой, по накатанному. Многие женщины думают, что родить ребенка и стать матерью - одно и то же. С тем же успехом можно бы было сказать, что одно и то же - иметь рояль и быть пианистом. Нет, материнство – великий духовный и физический труд, продолжающийся всю жизнь. Если не воспитывают детей в семье, их подхватит улица (они найдут других воспитателей), станут достоянием плохих кампаний.

8. Сын (дочь) избалованы хорошими материальными условиями. Это так называемая «золотая молодёжь» - потребители, они воспринимают родителей как источник финансирования, как «кошелек». Дети растут и потребности их тоже растут. До беды –один шаг.

9. Противоречивость воспитательных воздействий (то чрезмерное запугивание, завышенная строгость, неуместные наказания, то, наоборот, чрезмерная нетребовательность и попустительство), это воспитывает в детях лживость и лицемерие.

10.Чрезмерная строгость и авторитаризм по отношению к детям (грубая родительская власть, применение физических наказаний) - дети запуганные, робкие, неуверенные в себе, не общительные. Взрослея, на насилие отвечают вспышками грубости и откровенной ненавистью. Вырастают злобные и мстительные.

11.Родители делят детей на любимых и нелюбимых «постылых». Мама любит дочь. Папа сына. Ревностные отношения в семье. Любите своих детей одинаково!

12.Неоправданная идеализация своих детей («мой ребенок самый умный, самый талантливый, необыкновенный, самый-самый»)- захваленные дети, дети с завышенной самооценкой, рассчитывают только на успех, воспринимают неудачи как катастрофу.

13.Перекладывание забот о воспитании детей на школу, д/сад, другие общеобразовательные учреждения. (Я кормлю, одеваю, а учителя пусть воспитывают, им за это деньги платят!). Да, школа воспитывает, но первые воспитатели – это мать и отец!

14. Неурядицы в семье, ссоры родителей в присутствии ребенка, разводы родителей. Очень болезненно воспринимаются детьми, особенно когда родители предлагают ребенку выбор чьей-то стороны (быть за папу или за маму, а ему хочется любить и папу и маму), от этого дети очень страдают

15. Неправильное поведение отдельных родителей в быту, пьянство, дебоширство, аморальное поведение мам-одиночек, которые устраивают личную жизнь (молодость бывает только раз!) и им некогда заниматься детьми. Пьют родители - страдают дети. Таких детей видно в школе (они неухоженные, грязные, от них неприятно пахнет, у детей Ф-20). Пьющая мать очень быстро теряет свои материнские качества, перестает заботиться о доме, детях, опускается, не следит за собой. Превращается в жалкое подобие женщины! Такие семьи мы ставим на учет как неблагополучные . Дети, которые растут в неблагополучных семьях, подвержены опасности жизни , их не кормят, не одевают, не воспитываю. Они часто пропускают уроки без уважительных причин, и,как следствие, плохо учатся. Дети в семьях таких женщин видят пример глубокого морального падения матери. Дети принимают такой образ жизни, считают, что так и нужно жить. (защищают мать, попробуй сказать о матери плохо!). Одним из серьезных последствий пьянства в таких семьях является раннее привыкание детей к алкоголю. (пример налицо, а дети склонны к подражательству). Часто таких детей воспитывает улица, они приобретают весьма некультурные привычки и совершают правонарушения. Детей из таких семей забирают, и о них заботится государство. Матерям дают срок на исправление, но исправляется 1% женщин. Получается, наоборот, «мамашкам» развязывают руки, и они продолжают катиться по наклонной.

Перечисленные ошибки нередко встречаются в семьях, иногда дополняют одна другую, еще больше осложняя воспитательную обстановку в семье. Они отрицательно воздействуют на формирование личности ребёнка. На формирование у детей трудолюбия, честности, самостоятельности и многих других качеств личности.

Отцы и матери должны видеть ошибки других родителей и не поступать так. Знать ошибки семейного воспитания необходимо, чтобы предупреждать их появление. Осознание того, что ты, родитель, допустил в воспитании ребенка ошибку, и обдумывание, почему это произошло, помогает найти пути исправления ошибки в каждом конкретном случае. И родителям этому надо учиться.

А какая мать – хорошая мать?

Хотя идеальных людей нет, но, тем не менее, вот несколько критериев , по которым можно определить и сказать: «Вы хорошая мать!»:

1.Хорошая мать понимает, что является первым человеком, которого любит ребенок; она - первый «объект любви» сына или дочери. Если мать соответствует этой потребности (не совершает вышеперечисленных ошибок и достойно выполняет свою материнскую долю), любовь обращается на нее. Если нет - ребенок оказывается в одиночестве и начинает испытывать ненависть. Поэтому хорошая мать работает над собой и обеспечивает достойный объект любви для сына или дочери.

2. Хорошая мать должна быть не только любимой, но и любить . Любовь питает душу, окрашивает красками человеческие чувства. Просто любить ребенка - это ещё мало. Мать любит своих детей больше, чем себя. Любовь её бескорыстна и не требует наград. Для того чтобы накормить детей, она остается голодной. Она готова жертвовать собой ради ребенка, быть отзывчивой и внимательной к его потребностям, готова отдать за ребенка свою жизнь!

3. Хорошая мать всегда придет на помощь в преодолении трудностей , начиная с самого раннего детства и до взрослости.
Это помогает выстроить взаимоотношения с ребенком на основе сотрудничества. Такой вид отношений полностью исключает «подстроить ребенка под себя», не считаясь с его потребностями и желаниями.

4. Хорошая мать гордится своими детьми , они хорошо учатся в школе, участвуют в школьных делах, трудолюбивы, у детей есть домашние обязанности, хобби, они радуют мать своими успехами.

5. Залог успеха в формировании характера сына или дочки - доброжелательные отношения в семье между родителями. Тремя китами семейного счастья должны быть любовь, взаимопонимание и доверие.

Роль матери в жизни сына!
Мать вкладывает в мальчика свое понимание жизни, понимание отношений между мужчинами и женщинами. Мужчина подсознательно ищет себе жену, схожую с матерью. Если отношения с матерью складывались плохо, юноша стремится найти жену с противоположными качествами, чем мать. Как будущий муж будет любить свою жену, является зеркалом его любви к родной матери.
Роль матери в жизни дочери!
Каждая мать должна помнить, что однажды ее дочь будет следовать ее примеру, а не ее советам. От того, как протекали отношения с мамой в самом раннем детстве, зависит то, как человек будет относиться к миру. Для девочки образ мамы, приобретенный в младенчестве - это еще и образ себя как женщины, как матери, бессознательно заложенный в память и автоматически воплощаемый в жизненном сценарии. Именно дочери чаще всего выбирают мамину модель поведения с мужчинами.

Готовясь к собранию , я провела анкетирование уч-ся 9 класса. Детям было предложено ответить на 2 вопроса: Для чего нужна мама? Почему ты любишь маму?

Вот что ответили дети………………………….

Упражнение «Букет из ласковых слов» Дорогие мамы! В том, что вы любите своих детей, нет никакого сомненья! А теперь я хочу спросить, каким способом чаще всего вы говорите ребенку о своей любви, о своих чувствах? Вспомните ласковые и нежные слова о своем ребенке. Мы составим виртуальный букет из ласковых слов и посмотрим много- ли их? ………………….

Оказывается есть 97 способов сказать ребёнку «Я тебя люблю!» Я предлагаю вам памятку, которая так и называется «97 способов сказать ребёнку «Я тебя люблю!» Надеюсь, что она поможет вам в воспитании ваших детей…………..

1. Молодец!

2. Хорошо.

3. Удивительно!

4. Великолепно!

5. Прекрасно.

6. Грандиозно!

7. Незабываемо.

8. Остроумно.

9. Талантливо.

10. Именно этого мы от тебя ждали.

11. Это трогает меня до глубины души.

12. Отлично!

13. Классно!

14. Поразительно!

15. Красота.

16. Несравненно.

17. Неподражаемо.

18. Как в сказке.

19. Очень ясно!

20. Очень эффектно!

21. Здорово!

22. Поздравляю!

23. Ух!

24. Потрясающе!

25. Это как раз то, что нужно.

26. Ярко, образно.

27. Еще лучше, чем прежде.

28. Ты одаренный!

29. Ты сегодня много сделал.

30. Ты чудо!

31. Гораздо лучше, чем я ожидала.

32. Ты на верном пути.

35. Я тобой горжусь.

36. Мне очень важна твоя помощь.

37. Я просто счастлива.

38. Работать с тобой радостно.

39. Сегодня уже лучше.

40. Ты самый замечательный!

41. Сказано здорово!

42. Ты мне необходим.

43. Я тобой восхищаюсь.

44. Ты моя надежда.

45. Ты мое счастье.

46. Ты моя радость.

47. Ты моя опора.

48. Ты великодушен.

49. Я от тебя в восторге.

50. С тобой тепло как при солнышке.

51. Как ты ловок и умел.

52. Ясный, как звездочка.

53. Для меня важно все, что тебя тревожит и радует.

54. Для меня нет никого красивее тебя.

55. Научи меня делать так же.

56. Чудо мое!

57. Тут мне без тебя не обойтись.

58. Ты талантлив!

59. Что бы я без тебя делала?

60. Я горжусь тобой.

61. Удивительно, как мне с тобой хорошо!

62. У тебя руки золотые.

63 . Я тебе благодарна.

64. Как чудесно все у тебя получается!

65. Ай, да умница!

67. Иди, пожалею!

68. Цветик ты мой!

69. Как, ты аккуратен!

70. Я не сомневаюсь в тебе.

71. У тебя непременно все получится.

72. Будь смелее, дерзай!

73. Я верю в тебя.

74. Ты мой защитник.

75. Расскажи мне о своей беде.

76. Ты не подведешь.

78. Это не беда.

79. Спи сладко.

80. Что ты чувствуешь?

81. Как ты считаешь?

82. Солнышко мое!

83. Моя кровиночка!

84. Чудо, а не ребенок!

85. Давай вместе подумаем.

86. Бывают же такие дети!

87. Звездочка моя!

88. Я нуждаюсь в твоей поддержке.

89. Зайка, мой!

90. Ты - удивительный ребенок!

91. Я знаю - тебе это по силам.

92. Я горжусь тем, что тебе это удалось

93. Я сам не смог бы сделать лучше.

94. Пусть тебе присниться чудесная сказка.

95. Не отчаивайся, я рядом.

96. Я благодарна судьбе за то, что она подарила мне тебя!

97. К этому осталось добавить: Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ!

Заканчивая свое выступление, мне искренне хочется верить, что разговор, сегодня был не напрасным, и вы о многом задумаетесь. МАМА- главное слово на свете, а для мамы- главное слово – ДЕТИ!
Помните самое главное, для ребенка мама- это целый мир, и то каким этот мир будет, зависит только от вас. И не забывайте дарить любовь своим детям и учите этому своих детей!

А сейчас поэтические и музыкальные поздравления Вам подарят Ваши дети!