Семинар «Одаренность — это дар или наказание? Сочинение - размышление: «Одаренность – дар или испытание? А что такое «способности»

19.02.2019

МОБУ Табагинская средняя общеобразовательная школа

Тема: «Эстетическое воспитание младших школьников»

Замостина Людмила Васильевна, учитель начальных классов

Юсупова Захира Лотфулловна, учитель начальных классов

2017г

Эстетическое воспитание младших школьников

“Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически”.
Фридрих Шиллер

Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В новых условиях на первый план выходит личность ученика, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности, творчески реализующей свои способности, знания, навыки, умения, помочь человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Выпускник школы, который будет жить и трудиться в новом тысячелетии, должен обладать определенными качествами личности, в частности:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применяя их на практике для решения разнообразных проблем;
  • самостоятельно критически мыслить, уметь предвидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;
  • грамотно работать с информацией;
  • быть коммуникабельными;
  • самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Что нужно изменить в школе (в преподавании предмета, в организации учебной и внеурочной работы), чтобы воспитывать у учащихся желаемые качества?

Итак, в школу пришел ребенок. Новый заманчивый мир открывается перед ним. Каждый день - это приобщение к открытию, это обогащение ума, чувств, воспитания воли и характера.

Как пройдут его школьные годы? Каким он станет человеком?

Считаем, что если школа выпустит не очень грамотного человека – это полбеды, а если из стен выйдет выпускник бездушный, черствый к чужой боли, не умеющий понимать и сострадать – это беда, поэтому большое значение уделяю не только обучению, но и воспитательной работе с учениками раскрытию духовного потенциала личности.

Проблема развития духовной культуры общества на современном этапе стоит чрезвычайно остро, и в связи с этим возникает необходимость обращения школы к эстетическому воспитанию как к важнейшему средству раскрытия духовного потенциала личности, стимулирования его всестороннего развития.

Современная педагогическая наука предоставляет учителю большое многообразие путей в достижение поставленных целей. На чем остановить свое внимание? Какая из них более всего подходит к нашим условиям? Вот те вопросы, которые неизбежно возникают перед педагогом, решившим нарушить старые устои.

Поиски ответов на эти вопросы заставили нас обратиться к изучению одного, на наш взгляд, важного направления в развитии личности – эстетическому воспитанию школьников.

Мы уверены в том, что в реализации этих целей ведущая роль принадлежит эстетическому воспитанию.

Тема “Эстетическое воспитание младших школьников

Цель: Выявить и развить способности учеников, формировать духовно богатую, творчески мыслящую личность, обладающую прочными базовыми знаниями, способную адаптироваться к условиям новой жизни .

Достижение цели через решение следующих задач:

  • Рассмотрение различных способов осуществления индивидуального подхода в обучении и воспитании, а именно в эстетическом воспитании.
  • Помочь каждому ученику найти свою “экологическую нишу”, оценить свои возможности, знания, способности, - оценить себя и стать увереннее.

Определяющим фактором эстетического воспитания и развития ребёнка является искусство. Использование его в качестве средства воспитания глубоко оправдано, так как искусство по самой своей природе обладает большими воспитательными возможностями и ни с чем не сравнимо по силе воздействия на растущего человека.

Искусство обладает уникальной способностью формировать и разносторонне развивать личность, влиять на духовный мир человека в целом.

Это мощное средство формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей

Теория и практика показывает, что младший школьный возраст - особый период детства, которому свойственна эмоциональность, развитое образное мышление, творческое воображение, он является сенситивным для физического, психического, личностного развития детей, что во многом предопределяет будущий облик человека.

Искусство - это тот мир, в котором дети чувствуют непринужденно и естественно. С помощью различных средств искусства они могут достаточно свободно выразить свои чувства, желания, мечты, дать выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, развить свои художественные и музыкальные способности.

Кроме вышеуказанных эстетических функций искусство, с точки зрения психологов, обладает большим оздоровительным потенциалом.

В связи с этим возрастает необходимость в пересмотре и расширении традиционных взглядов на возможности эстетического воспитания в начальной школе.

Практика показывает, что для достижения вышеуказанных целей недостаточно школьных предметов эстетического цикла. Поэтому мы организовали детский ансамбль «РАДУГА» . Учитель музыки откликнулся на нашу просьбу. И вот с 2007 года мы работаем в тесном контакте. Дети набираются в первый класс по желанию и заявлению родителей, независимо от их способностей. Одновременно по желанию детей и родителей они зачисляются в ансамбль. Затем идёт отбор по музыкальным способностям. Занятия проводятся в здании школы во внеурочное время.. Это тоже очень удобно. Занятия по музыке включают в себя хор, индивидуальные занятия по вокалу. А занятия по изобразительному искусству охватывают живопись, декоративно-прикладное искусство, рисунок, композицию.

Мы ставим перед собой цель: у всех детей развивать музыкальные и художественные способности, вызывать и поддерживать желание выражать себя в музыке и художественной деятельности, выявить талантливых детей. А вдруг природа одарила ребенка способностями, о которых никто не догадывается.

Занятия проходят в атмосфере взаимопонимания, непринужденности, дружелюбия, уважения к каждой личности индивидуально. Учитывается принцип постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям каждого ребенка.

Дети получают эмоциональный заряд, радость общения, становятся увереннее в себе, всесторонне развиваются.

В результате общения с музыкой им передается ее настроение и чувства: радость и тревога, сожаление и грусть, решительность или нежность. В этом сила психологического воздействия музыки. Благодаря музыке развивается восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру. Занятия по музыке формируют музыкальные сенсорные способности, вокально-хоровые навыки, вырабатывают слуховое внимание, учат вслушиваться и различать звуки по высоте, силе, длительности, сопоставлять и сравнивать их. Действительно, музыка дает ни с чем не сравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, особенно в детстве. Она помогает регулировать эмоциональное состояние. Устраняет дисгармонию окружающего мира. В мире музыки ребенок получает заряд положительных эмоций, "гармонирует" свой внутренний мир.

Особо хочется сказать о хоровых занятиях. Систематические занятия по хору помогают формировать у каждого ребенка здоровый голосовой аппарат, развивать способность к гибкому и разнообразному его функционированию. Такой вывод мы сделали в результате наблюдений за изменением в физическом состоянии учащихся. Голосовой аппарат приобретает также жизненно важные качества, как неутомимость и выносливость. Физическая природа детей за счет этого укрепляется (в зимнее время было зафиксировано снижение количество простудных заболеваний).

Огромную роль играет хоровые занятия на развитие органов дыхания. Известно, что от навыков певческого дыхания зависит качество голоса, его сила. Этот навык развивают с первых занятий. Механизм дыхания, закрепляясь в сознании ребенка, переходит в привычку. Поскольку певческое дыхание представляет собой своеобразный массаж внутренних органов. Систематическое его использование благоприятно влияет на укрепление общего психофизического состояния неокрепшего, растущего организма ребенка.

Очень нравятся детям занятия по художественному творчеству, где они реализовывают свои способности с наибольшей полнотой. Очень важно еще в детстве научить человека художественному видению, которое дает ему возможность осмысливать образы действительности.

Художественный вкус поможет сделать среду своего обитания более эстетичной. И, соответственно, привнести в свой мир радость и гармонию. Особенно это важно для детей. В нашей жизни, где много нестабильного, им необходимо создать психологический комфорт. Иначе они не смогут нормально развиваться.

Открытие в себе неповторимой индивидуальности помогает ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, общении с другими. В процессе занятий он каждый раз ищет свое решение, находит способ своего выражения. Задания требуют от ребенка определенных усилий и напряжения сознания. Награда за это - создание собственного мира, в котором ребенок будет хозяином. Это повышает его самооценку, поднимает его жизненный тонус.

Мы уверены, такая целенаправленная работа по эстетическому воспитанию дает положительные результаты, и мы хотим продолжить творческий поиск по данной проблеме.

Опыт показывает, если создать для всех детей благоприятные условия, то можно быть уверенным в том, что каждый из них будет успешно осваивать доступный ему опыт эстетической деятельности.

Пусть наши воспитанники не станут профессиональными музыкантами и художниками, но даже само приобщение к искусству, к прекрасному возвышает детей, повышает их интеллект, делает их духовно богаче, чище, добрее, а также здоровее.

Для себя мы сделали следующие выводы: лишь увлеченный делом может увлечь других, научить учащихся творчески мыслить может лишь тот, кто сам творчески подходит к организации их деятельности. Вся педагогическая практика- процесс творческий, и от того, как ты подходишь к этому процессу, зависит и результат.

И тут нельзя не вспомнить замечательные слова писателя – гуманиста Ф.М.Достоевского о том, что “красота спасёт мир”.

А результаты говорят сами за себя.

Конкурсы (чтецы, рисунки, вокальные)

Дата проведения мероприятия

Полное наименование

мероприятия с указанием

статуса

(международный, всероссийский, региональный, городской и пр.)

Организаторы мероприятия

Место проведения мероприятия

Количество участвующих из класса

ФИ участника

Класс

Тур

мероприятия

(очный / заочный)

Результат

участия

(статус – участник, призер с указанием места и пр.)

Декабрь 2013

1 Всеросийский конкурс творческих работ «Волшебный дух Нового года»

Образовательный Центр г Чебокрасы

INCEPTUM

Кузенина С

Вардугина А

1кл

заочный

Диплом

Сертификаты

Март 2014г

Республиканский конкурс чтецов «Бескрайний крайний Север», посвященный Году Арктики

Якутский государственный музей истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского

Кузенина С

Югай С

1 кл

очный

Сертификаты

2014

1 Региональный хоровой конкурс «Школьный классный хор»

Министерство образования Республики Саха Я

Якутское музыкальное училище

Ансамбль Сюрприз

1 кл

очный

Диплом, сертификаты

8.04.

2014

1 Республиканский конкурс патриотической песни «Главная песня о Родине»

Республиканский центр развития доп.обр. ЯПК им.С.П.Гоголева

ЯПК им. С.П.Гоголева

Ансамбль «Сюрприз»

1кл

очный

Диплом

Октябрь 2015

1-й открытый республиканский конкурс «Пою мою Республику»

Департамент по делам народов РС(Я) АУ РС(Я) «Дом дружбы народов им. А.Е. Кулаковского»

«Дом дружбы народов им. А.Е.Кулаковского»

Югай С

Ермуханова М

Вардугина

2 кл.

очный

сертификаты

2014

ДДН им.Кулаковского

ДДН им.Кулаковского

Ансамбль «Радуга»

2 кл

очный

Диплом

II региональный конкурс «Зима начинается с Якутии»

ФК «Бриллиантовые нотки»

ТЮЗ

Ансамбль Радуга

2кл.

очный

сертификаты

Ноябрь2014

Дом дружбы народов им. А.Е. Кулаковского

Ансамбль

2 кл.

очный

Диплом 2 степени

Республиканский межэтнический фестиваль Калейдоскоп культур

Департамент по делам народов РСЯ

Дом дружбы народов им Кулаковского

Ансамбль Радуга

очный

Диплом

2015

Республиканский конкурс литературно-музыкальной композиции «Поэт из страны детства»

Департамент по делам народов РСЯ

Дом дружбы народов им Кулаковского

Департамент по делам народов РСЯ

Дом дружбы народов им Кулаковского

Литературная композиция

2кл

очно

сертификат

2015

Межнациональный фестиваль «Народы поют о маме»

Ансамбль Радуга

2 кл.

очный

Диплом

2015

Республиканский Фестиваль военной песни.

Дом дружбы народов А.Е.Кулаковского

16 чел.

14 чел.

2 кл.

очный

Диплом

Художественное слово

Дом дружбы народов А.Е. Кулаковского

Дом дружбы народов А.Е. Кулаковского

Борисова Е.

2кл

очно

сертификаы

2015

Открытый республиканский фестивадь самодеятельного художественного творчества «70 мирных лет»

Вокал

Дом дружбы народов А.Е. Кулаковского

Дом дружбы народов А.Е. Кулаковского

Ансабль «Радуга»

2кл

очно

сертификат

Ноябрь

2015

Республиканский фестиваль

«Юные таланты за безопасность», вокал

ВДПО

Дворец Детского творчества

Ансамбль Радуга

3кл

очный

Диплом

Ноябрь

2015

Республиканский фестиваль

«Юные таланты за безопасность», художественное слово

Якутское Республиканское отделение общероссийской общественной организации

ВДПО

Дворец Детского творчества

Югай С

Кузенина С

Вардугина А

3кл

очный

сертификаты

Январь

2016

Республиканский конкурс детского творчества, посвященный иконе «Неопалимая Купина»

Якутское Республиканское ООО «ВДПО»

Белозёров С

Гайнулин М

Ермуханова М

Федоров А

Кузенина С

Югай С

Вардугина А

3кл

заочный

сертификаты

ХVII респуб. Детский конкурс песни «Ыллыыр оhо саас»

ДК с.Хатассы

Ансамбль «Радуга»

2 кл

очный

Дипломанты

Март

2016

IV международный фестиваль «Бриллиантовые нотки»

ФК «Бриллиантовые нотки»

ЯТС

5 чел.

Ансамбль «Радуга»

3 кл.

очный

Диплом 1 степени

2016

ХIХ респуб. Детский конкурс песни «Ыллыыр оhо саас»

ГУ «Дом дружбы народов им. А.Е.Кулаковского»

ДК с.Хатассы

Ансамбль «Радуга»

3 кл

очный

Дипломанты

Республиканский конкурс чтецов «Сырдык сулус ыйар суалунан»

Якутский государственный обьединенный музей истории и культуры народов севера им. Ем.Ярославского

1 чел.

3 кл.

очный

сертификат

3 Открытый межэтнический конкурс детского самодеятельного художественного творчества Родник Дружбы

Государственный комитет РС(Я) по национальной политике

ДДН им.Кулаковского

Ансамбль Радуга

кл.

очный

Диплом

Апрель 2016

Межэтнический республикан. Фестиваль-конкурс «Любовь моя- песня якутская»

Дом дружбы народов им. А.Е. Кулаковского

Дом дружбы народов им. А.Е. Кулаковского

Ансамбль «Радуга»

3 кл.

очный

Диплом

Май

2016

Конкурс детского рис. ФССП России на тему: «ВОВ и моя семья»

Управление ФССП

Управление ФССП

2 чел.

3 кл.

заочный

сертификат

Якутское Республиканское ООО «ВДПО»

Якутское Республиканское ООО «ВДПО»

Ансамбль Радуга

очный

Грамота

3 Республиканский смотр реализации проекта Музыка для всех

Министерство Образования РСЯ Министерство культуры и духовного развития РСЯ

ГУ «Дом дружбы народов им. А.Е.Кулаковского»

Ансамбль Радуга

очно

сертификаты

VII Республиканский фестиваль детско-юношеского творчества «Юные таланты за безопасность»

Якутское Республиканское ООО «ВДПО»

Якутское Республиканское ООО «ВДПО»

Ансамбль Колокольчик

очный

Диплом Лауреата 3 степени

ДДН им.Кулаковского

Ансамбль Радуга

4 кл

очно

Диплом

3 Республиканский фестиваль ямщицкой культуры

Министерство по развитию институтов гражданского общества РС(Я)

ДДН им.Кулаковского

Ансамбль Колокольчики

4 кл

очно

Диплом 2 степени

2016

Министерство по развитию институтов гражданского общества РС(Я)

ДДН им.Кулаковского

Ансамбль Радуга

4 кл

очно

Диплом

2016

1 Республиканский фестиваль казачих песен и плясок

Министерство по развитию институтов гражданского общества РС(Я)

ДДН им.Кулаковского

Ансамбль Колокольчики

4 кл

очно

Диплом

Февраль

2017

Республиканский межэтнический фестиваль КАЛЕЙДОСКОП КУЛЬТУР»

ДДН им.Кулаковского

ДДН им.Кулаковского

Ансамбль Радуга

4кл

очный

Лауреаты 3 степени

Март

2017

ХХ респуб. Детский конкурс песни «Ыллыыр оhо саас»

ГУ «Дом дружбы народов им. А.Е.Кулаковского»

ДК с.Хатассы

Ансамбль «Радуга»

4 кл

очный

Результат в марте

Городской вокальный конкурс Открой своё сердце

УО Окружной администрации города Якутска

Дворец детского творчества

Ансамбль Сюрприз

Очно

Диплом 3 степени

Май

2014

Городской II фестиваль- конкурс «Юный чтец»

ДК «Кедр»

Югай С

Кузенина С. Вардугина А

1 кл.

очный

Грамота 2место

Грамота

Грамота

2014

Городской конкур «Юный чтец»

МБУ «ОЦНТ» ГО город Якутск

МБУ «ОЦНТ» ГО город Якутск

ДК Кедр

Кузенина С

2кл

очно

Сертификат

Апрель 2016

Вокальный конкурс «Веселые нотки»

УО Окружной администрации г. Якутска в рамках Республиканского проекта «Музыка для всех»

Дворец детского творчества»

5 чел.

Ансамбль «Радуга»

2 кл.

очный

сертификат

Май, 2015

Городской вокальный конкурс «Веселые нотки»

МОБУ ДОД «Дворец детского творчества»

Ансамбль Радуга

2кл

очный

Грамота

Май,

2015

Городской-конкурс фестиваль Бэби шлягер-2015

Управление культуры и духовнго развития окр.администрации г. Якутска

ДШИ

Ансамбль Радуга

2кл

очный

Грамота,

Сертификаты

Сентябрь 2015

Городской конкурс «Юный чтец»

МБУ ОЦНТ ГО «Город Якутск» ДК «Кедр»

ДК «Кедр»

2 чел.

Югай С

Кузенина С

кл.

очный

Лауреат 2 степени,

грамота

Вокальный конкурс «Открой свое сердце»

МОБУ ДОД «Дворец детского творчества»

МОБУ ДОД «Дворец детского творчества»

6 чел.

Ансамбль «Радуга»

кл.

очный

сертификат

Ноябрь

2015

Организация и участие в праздничном концерте «Страна Литературия»

МОБУ «ТСОШ»

МОБУ «ТСОШ»

8 чел.

Коллектив кл.

3 кл.

очный

Грамота,

Сертификат, номинация «Приз зрительских симпатий»

Март

2015

XV городской конкурс-фестиваль «Поющая Туймада»

Управление культуры и духовного развиития

МОБУ ДОД «Дворец детского творчества»

Ансамбль «Радуга»

3 кл.

очный

сертификат

Февраль, 2016

Конкурс рисунков на тему «Пожарная безопасность»

Отдел государственной противопожарной службы РС(Я) №40

1 чел.

Кузенина С.

3 кл.

заочный

Диплом 1 степени

Конкурс рисунков «Дети рисуют космос»

МТРК «Мир»

МТРК «Мир»

4чел.

3 кл.

заочный

диплом

Апрель 2016

Концерт ко дню молодого сотрудника

ФКУ ИК-7 УФСИН

МОБУ «ТСОШ»

5 чел.

Ансамбль

3 кл.

очный

благодарность

Битва хоров «Наследники Победы»

МОБУ «ТСОШ»

МОБУ «ТСОШ»

16 чел.

16 чел.

3 кл.

очный

Диплом

Ноябрь 2016

Городское торжественное мероприятие, посвященное Дню сельского хозяйства.

Управление Сельского хозяйства ОА «город Якутск»

ДК «Кедр»

Коллектив 4Б класса

4 кл

очно

Диплом

Декабрь

2016

2 городской фестиваль «Рождественское чудо»

Якутская епархия Русской Православной церкви.

МБУ ДО

«Дворец детского творчества»

Ансамбль «Колокольчики»

4 кл

очно

Кубок, сертификаты, подарки


ПОМОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени М.В. ЛОМОНОСОВА

Факультет Педагогики Начального
и Специального Образования

КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ

Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства

Выполнила: студентка III курса
32 группы
Швагурцева И.С.

Научный руководитель:
к. п. н., доцент
Луговская И.Р.

ВВЕДЕНИЕ… 2

Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников… 4

§1. Сущность эстетического воспитания… 4

§2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте… 10

§3. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников… 13

Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания… 18

§1. Эстетическая сущность искусства… 18

§ 2. Восприятие искусства младшими школьниками (по Б.Т. Лихачеву)… 20

§3. Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла (литературы, музыки, изобразительного искусства)… 24

Глава III. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства… 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 34

БИБЛИОГРАФИЯ… 35

«Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим» (15, 14).

Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. «Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов» (10, 29).

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский,
А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой,
К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника» (15, 17).

Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление (13, 6). Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Это предположение и определило тему нашего исследования: «Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства».

Предмет исследования - использование средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников.

Объект исследования - эстетическое воспитание младших школьников.

Цель - выявление возможностей искусства как средства эстетического воспитания.

Гипотеза - эстетическое воспитание эффективно, если использовать в учебной деятельности средства искусства, а именно средства изобразительного искусства, музыки, литературы, архитектуры.

1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.

2. Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса младших школьников к искусству.

3. Провести работу по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства.

Методы исследования:

1. теоретический анализ литературы,

2. наблюдение,

3. педагогический эксперимент,

4. анкетирование,

5. беседа.

База исследования: г. Архангельск, средняя школа № 45, 3«Г» класс.


Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы. Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.

Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является искусство. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности.

Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Действительно, средства искусства, используемые в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического воспитания младших школьников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Однако, на практике мы столкнулись с тем, что учителя мало пользуются искусством в целях эстетического развития ребенка, уделяя больше времени и сил развитию практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации на подлинные духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие личности будет неполноценным. На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

Вот те выводы, к которым мы пришли в ходе нашей работы.

Одаренность - от слова "дар" (дар природы, Божий дар). Слово это как в русском так и в английском (gift) языках имеет однозначную трактовку. Произнося слово «одаренность», мы подчеркиваем, что в психике человека есть нечто такое, что им «не заслужено», «не заработано», «не выучено», это то, что ему «даровано».
К.К.Платонов утверждал, что одаренность – это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии.
Одарённость может органично вписаться в жизнедеятельность ребенка, а может породить множество сложных социально-психологических противоречий. К сожалению, последний вариант более распространён.

Одаренность - не только дар Божий и большое счастье, но и большое испытание и для обладателей этого дара, и для родителей и учителей.

Школа может играть как позитивную, так и негативную роль в процессе развития одаренного ребенка. Обучение является одним из видов познавательной деятельности, поэтому важно сохранение позитивного эмоционального отношения к ней. Более того, если учебный процесс не связан с радостью, не вызывает интереса и сводиться для ребенка лишь к выполнению повседневных обязанностей школьника, он не имеет никакого отношения к развитию способностей. Нужно, чтобы наши учителя понимали такую простую истину: погоня за уровнем знаний, умений и навыков

Проблема не в том, чтобы дети успешно справлялись с требованиями специальных образовательных программ для одаренных детей (это, на самом деле, пустяк), а в том, чтобы в итоге развивался сам одаренный ребенок.
Драма одаренного ребенка состоит в том, что его поведение, его переживания и сама его жизнь могут оказаться и, как правило, реально оказываются всего лишь средствами, обслуживающими те или иные потребности окружающих его взрослых - учителей, воспитателей, психологов и родителей. Собственная жизнь ребенка как таковая становится при этом исключительно жизнью для.... Так, он становясь все более благовоспитанным, постепенно лишается своей одаренности, обменивая ее на признание, похвалу, заботу, внимание и т.п. Вместе с этим он утрачивает свою собственную жизнь, свои переживания, свои действия, утрачивает самого себя. Вот та психологическая тюрьма, в которую оказываются ввергнутыми большинство одаренных детей - заключенных, потерявших собственное Я. Выпущенные из такой темницы бывшие одаренные дети, ставшие заурядными взрослыми, не способны не только на акт творчества, они не способны просто на искреннее и спонтанное проявление чувств. Они способны испытывать лишь такие эмоции, которые позволяет ощущать унаследованная от родителей и учителей внутренняя цензура. Депрессии и душевная опустошенность являются расплатой за этот самоконтроль. Подлинное Я никак не проявляется, поскольку осталось в неразвитом состоянии. Поэтому они и не могут творить. Для этого необходимы, как минимум, самостоятельность, выразительность и внутренний мир. Творчество заключается вовсе не в том, чтобы усвоить созданное человечеством. Это умение создать что-то новое. Если дети недоиграли, недорисовали, недосочиняли - их воображение и фантазия слишком рано схлопнулись, закрылись для зрелого творчества, в том числе и научного. Кроме того, они так привыкли жить интересно, что любая обязательная работа, всякая неудача для них мучительна из-за отсутствия опыта преодоления себя. Порой это выливается в невроз потери смысла жизни.

Не одаренность становится «драмой», а запущенность тех сторон детской личности, которые оказываются невостребованными. Развивать надо не только специфическое дарование. Необходимо учитывать всю личность, ее эмоциональные, интеллектуальные, художественные и социальные способности. Когда одаренному ребенку помогают подобающим образом, он не бывает проблематичным.

Взрослый должен видеть в ребенке единственное и неповторимое существо - личность, а не свои собственные ожидания, страхи, планы, которые он проецирует на ребенка.

Все дети по своей природе обладают какими-либо особыми способностями. И если же они не находят полноценного развития, виноваты в этом взрослые. Поэтому нужно не столько измерять одаренность, сколько создавать соответствующую творческую, развивающую образовательную среду, при которой задатки ребенка становятся способностями, что обеспечивается сохранением могучей, даруемой нам природой, познавательной потре
В создании образовательной среды развивающего творческого типа, которая бы помогала снять психологические барьеры в индивидуальном развитии ученика, оказывала психологическое сопровождение и поддержку одаренных детей. Если в отношении образовательная система - одаренный ребенок будет восстановлено равновесие уважения, тогда личность одаренного ребенка не будет слишком деформирована педагогическими деструкциями.
Наша работа как раз и призвана поддержать, помочь одаренному ребенку раскрыться, поверить в свои силы.
Я поняла, что одаренность - не подарок судьбы, а тяжкий крест. И надо постараться помочь одаренным детям его нести

Дарить подарки - это не только житейская традиция, но и элемент делового этикета. Но если выбрать подарок родным и близким сравнительно просто, то одарить коллег и партнеров - не такая простая задача. Этим символическим жестом мы демонстрируем им свое расположение, и тут очень важно никого не обидеть недостаточным вниманием, но также и не смутить избыточным.

Слишком дорогой подарок вызывает противоречивые чувства, а может и стать причиной неприятностей.

Достоверно известно, что один из...

Мужчины и женщины, как правило, не сознают, что их эмоциональные потребности различны. В результате инстинкт не подсказывает им, как поддерживать друг друга. Обычно мужчины вкладывают в отношения с партнершей то, что нужно и чего хочется мужчинам, а женщины - то, что нужно и чего хочется женщинам.

Каждый из них совершает ошибку, полагая, будто и у другого те же самые желания и потребности.

И мужчины, и женщины чувствуют одно и то же: вот я отдаю всего себя, а взамен ничего не получаю...

Это слово мы слышим по многу раз в день и в разных сочетаниях. Речь может идти и об экономической ситуации в стране (скажем, "финансовый кризис"), и о наших отношениях с детьми или коллегами ("кризис трех лет", "кризис отношений"), и о переживании горечи утраты ("личностный кризис").

Кризисы - это трагические периоды нашей жизни, когда становится ясно: так, как прежде, уже не будет. Нам кажется, что рухнула вся жизнь, а боль и чувство потери - все, что остается на нашу долю. И очень трудно...

Все гениальное - просто. Впервые услышав об изложенном ниже принципе, я понял, что я - далеко не гений. Сам я до него не додумался. И, видимо, не имел на это никаких шансов - слишком просто. И слишком гениально.

Искусство Очарования начинается с Искусства Делать Подарки

Такой вот простой принцип. Не поняли в чем, собственно, обещанная гениальность? Я тоже не сразу врубился. Но мне объяснили - подробно. Чего и вам желаю.

А не обвесили ли нас?

Обмани ближнего, и дальний приблизится...

Вы в сердцах шлепаете свою 2-летнюю дочь и чувствует себя ужасно виноватым после этого.

Умер близкий человек и вы испытывает чувство вины за то, что не всегда относились к нему с пониманием.

Ваш несовершеннолетний сын находится под следствием и вы чувствуете себя виноватой за то, что слишком были заняты собой и мало уделяли ему внимания.

Все из нас чувствуют себя виноватыми в какой-то момент нашей жизни, и это естественно для большинства людей.

Напомню, что «Чувство вины это...

Человек в чем-то похож на всех людей, в чем-то на некоторых людей, а в чем-то не похож ни на кого другого.

Приведенное выше высказывание западных исследователей Мюррея и Клакхорна оказалось на страницах не одного учебника для студентов, ссылку на него можно увидеть и на страницах научных работ и статей.

Оно лишь отражает объективную реальность схожести и различия живущих на земле людей, не более. А далее - далее возникает ряд вопросов, однозначных ответов на которые нет до сих пор ни у...

При установлении основных понятий учения об одаренности наиболее удобно исходить из понятия "способность".

Три признака, как мне кажется, всегда заключаются в понятии "способность" при употреблении его в практически разумном контексте.

Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. В таком смысле слово...


Уж кому-кому, а мужчине подарок придумать гораздо проще… гораздо проще… гораздо… эээ… а ведь и правда… хороший подарок мужчине выбрать сложнее.

Почему? Просто хотя бы потому, что:

Мужчины тупо используют меньше предметов в повседневном (и не столь повседневном...

Моя подруга Рита вышла замуж сразу после окончания торгового училища. Её муж Фёдор открыл небольшой продуктовый магазинчик. И со временем, им, общими трудами, удалось развить бизнес.

Рита имеет всё, о чём мечтала. Квартиру около соснового леса, хороший автомобиль, собаку, отдых два раза в год в Испании или Таиланде, но всё равно раз в неделю она приходит ко мне на сеанс психоанализа с не оставляющей её проблемой.

Риту мучает вопрос воспитания подрастающего сына.

А дело в том, что два года назад, Артур начал ходить в школу и это полностью перевернуло жизнь супругов.

И тревожит их отнюдь не плохое поведение мальчика, неуспеваемость или здоровье.

Уже в первом классе выяснилось, что их сын — гений!

Что же в этом плохого, спросите вы?

Плохого в этом, конечно же, ничего нет, даже наоборот, казалось бы, гениальный ребёнок — для родителей гордость и очень большая радость, но…

За целый год в школе у Артура не появилось ни одного друга.

Его подавленность очень обеспокоила Риту. Разговоры с сыном не приносили результата.

Вы замечали, что особо одаренные дети редко бывают интегрированы в социум так же как большинство?! Они, как правило, замкнуты, пугливы, они интроверты и даже, часто, ведут образ жизни отшельников. Пойдя в школу, именно в такого ребёнка и стал превращаться Артур.

Рита не единственная мама с такой проблемой.

Ко мне часто обращаются родители, которые хотели бы развивать таланты ребёнка, но при этом сохранить его социальную активность и умение взаимодействовать с людьми.

Я помогаю им разработать нужную стратегию самопрезентации ребёнка.

В этом отношении интересно вспомнить представителя символического интеракционизма Ирвинга Гоффмана (я упоминала его в предыдущих статьях). В своих работах этот психолог сравнил социальное взаимодействие с театральным представлением, в котором каждый из нас принимает некое «лицо» или социальную идентичность. Гоффман утверждал, что социальное взаимодействие требует тщательной регуляции социальных идентичностей. Если события угрожают этой регуляции, мы предпринимаем усилия для сохранения «лица». По Гофману, цель сохранения «лица» и самопрезентации — позволить социальному взаимодействию протекать беспрепятственно.

В жизни одаренного ребенка нарушения социальных контактов — факт подчас практически неизбежный:

Во-первых — это общение с близкими, испытывающим перед лицом «гениального дитя» смешанное чувство восхищения и зависти, рождающие стремление поддержать, помочь и притормозить, остановить неконтролируемое развитие существа, по обыденным представлениям просто-таки предназначенного для контроля.

Во-вторых — общение со сверстниками, взрослыми в школе и вне дома — чьи переживания часто более однозначны и обнаруживают полное незнание того, как обращаться с таким ребенком.

Психологи приходят к мнению, что одаренность ребенка в современном российском обществе — скорее испытание, чем дар и для самого ребенка, и для его родителей. Особенно, если она очевидна. Более или менее успешное приспособление к обществу со стороны ребенка возможно обычно тогда, когда он имеет существенную поддержку и принимается собственными родителями, близкими. Важной задачей родителей одаренного ребенка является трансляция ребенку представления о временности имеющихся сложностей в его социальных контактах, подготовка к возможности их улучшения и, ну или ухудшения.

Чему я обучаю таких родителей.

Родители, прошедшие у меня курс, раскрывают перед ребенком мир социальных игр, учат выбору стратегии самопрезентации. При всем многообразии подходов к анализу стратегий самопрезентации, можно выделить ряд основных групп способов самопредъявления:

  1. Демонстрация собственных сил, возможностей, позитивных, социально одобряемых свойств;
  1. Демонстрация слабостей, негативных качеств и свойств;
  1. Стремление «держаться в тени», привлекать как можно меньше внимания;
  1. Стремление привлекать как можно больше внимания, стремление к наиболее полному предъявлению другим своих черт, потребностей, целей.

В предыдущих постах я уже начала раскрывать тему самоподачи на примере своих клиентов.

У. Сванн предположил существование еще одной, более специфичной цели самопрезентации — самоподтверждения (self-verification). Мы представляем себя теми способами, которые проверяют или подтверждают нашу «Я-концепцию».

Помните историю Инны (http://сайт/pchelinoe-zhalko/ ) ?

Мы строим свою «Я-концепцию», основываясь на наблюдении, как окружающие реагируют на нас.

Затем мы используем эту «Я-концепцию», чтобы предсказывать реакцию людей на нас. Если они реагируют именно так, как мы ожидали, они подтверждают нашу «Я-концепцию». Поскольку мы хотим чувствовать, что хорошо себя знаем, а также умеем предсказывать реакции других, мы стараемся показать другим такое «Я», которое точно отражает нашу «Я-концепцию».

У. Сванн и коллеги утверждают, что мы чувствуем дискомфорт, когда другие люди отказываются подтвердить нашу «Я-концепцию».

«Допустим, что некто воспринимает себя как тупоумного. Если его близкие скажут, что считают его очень умным, он, вероятно, будет расстроен, потому что их слова подвергают сомнению его давно устоявшуюся „Я-концепцию“, подразумевая, что он не знает себя. А, если он не знает себя, что вообще он знает?» И, далее: «Если он подозревает, что она сформировала неадекватно благоприятное впечатление о нем, он может начать опасаться того, что их взаимоотношения полны взаимонепонимания» (Swann W. et al., 1992).

Эти рассуждения Сванна помогают объяснить, почему люди в условиях эксперимента выбирают тех партнёров, которые оценивают их так же, как они сами оценивают себя (даже если эта оценка неблагоприятна). Субъективные объяснения таких выборов говорили об их потребности в самоподтверждении, в предсказании реакции других людей и в управлении ситуацией. Во взаимодействии с партнерами, оценивающими их неблагоприятно, люди с низкой самооценкой могут одновременно предсказать реакции другого и подтвердить свои знания о себе.

В жизни одаренного ребенка есть две наиболее отчетливых альтернативы самопредъявления:

Альтернатива самовосхваления (эту тему я немного затронула в прошлом посте), демонстрации собственных способностей и сил, позволяющая столь далеко оторваться от обычных людей, что всякого рода критические замечания в его адрес становятся не просто бессмысленными, но и не понятными тем же людям, для которых раньше были единственным источников поддержания приемлемого уровня собственной самооценки;

Либо альтернатива самокритицизма, демонстрация собственной слабости и зависимости, позволяющая окружающим поддерживать приемлемый уровень самоуважения либо за счет осознания «неидеальности» (то есть близости) к «гению», либо за счет оказания ему посильной помощи и «заботы».

Возможные последствия реализации каждой из стратегий связаны с их функциями. Эти последствия могут быть как личностными (значимыми преимущественно для того, кто самопредъявляется), либо межличностными (значимыми для обоих партнеров). В одном из предельных случаев выбор стратегии самопредъявления может быть значим только для того, кому предъявляет себя человек.

Рита и Федя ходили ко мне на приём полтора года.

Сейчас они на отдыхе в своём летнем домике на берегу Средиземного моря. Они присылают мне фотографии с радостными улыбками на лице. После каникул их сын Артур пойдёт в третий класс. Его отношения с окружающими налаживаются. Марина сказала мне, что ей кажется, сын стал более счастливым ребёнком. И действительно, Артур охотно общается, интересуется жизнью сверстников, у него появился друг Даник, с которым они весной записались на плавание.

В его случае, я пришла к заключению, что на ранних этапах развития одаренности одной из наиболее эффективных, требующих наименьших психологических затрат, являются стратегии самокритицизма. По мере же развития ребенка и увеличения «разрыва» между ним и окружающими, более вероятной становится стратегия самовосхваления. Это я и намерена проверить по мере взросления Артура.

В любом случае, я вижу положительный результат нашей работы. Однако, как я не раз повторяла, каждый случай индивидуален. Психотерапевтическая помощь ребенку прежде всего предполагает структурирование: выгод и ограничений, которые имеет каждая из стратегий; личностных и межличностных; позитивных и деструктивных последствий каждой из стратегий.

Я верю, что Артур не только проявит свою одарённость с пользой для себя, но и также вырастет уверенным в себе и получающим радость от общения человеком.

Как у нас продвигается психокоррекция, я напишу в одном из следующих постов. А пока желаю Вам хорошего окончания недели, взаимопонимания с детьми и успехов в личной жизни!

Подписывайтесь на мой блог!