Отставание в физическом развитии или индивидуальная норма – что нужно знать родителям. Физическое и половое развитие детей. Причины задержки физического и полового развития ребенка

14.07.2019

Градации показателей длины тела:

  • нанизм (низкорослость). Отставание показателя длины тела от средневозрастного более чем на 3 стандартных отклонения (< -Зσ). При использовании центильных таблиц этот показатель всегда попадает в 1-й коридор;
  • субнанизм . Отставание показателя длины тела более чем на 2σ, но не превышающее Зσ. В центильных таблицах этот показатель находится в 1-м коридоре;
  • замедление темпов роста. Показатель фактической длины тела отстает от средневозрастного показателя более чем на 1σ, но не превышает 2σ. В центильных таблицах этот показатель попадает во 2-й, либо 3-й коридоры;
  • средние показатели длины тела. Фактический показатель находится в интервале ±1σ. При использовании центильных таблиц длина тела может находиться с 3-го по 5-й коридоры;
  • ускорение темпов роста. Показатель длины тела превышает средний более чем на 1σ, но составляет не более 2σ. Данная длина тела может попадать как в 5-й, Шк и 6-й коридоры центильной таблицы;
  • субгигантизм . Длина тела превышает средневозрастной показатель более чем на 2σ, но не выходит за пределы Зσ. Находится в 7-м центильном коридоре;
  • гигантизм . Длина тела превышает средний показатель более чем на Зσ (> +3σ). При использовании центильных показателей он всегда находится в 7-м коридоре.

Основные причины задержки физического развития (нанизм, субнанизм и замедленное развитие)

Дети на 1-м году жизни

  • Наследственные заболевания. Синдромы Дауна, Патау, Эдвардса, моногенные заболевания, протекающие с задержкой процессов роста, конституциональная задержка процессов роста.
  • Пренатальные осложнения. Инфекционная, бытовая, химическая интоксикация. Внутриутробная гипоксия; внутриутробная инфекция. Плацентарная недостаточность.
  • Натальные осложнения. Асфиксия. Сосудистые нарушения
  • Неонатальные осложнения. Дыхательные и сердечно-сосудистые нарушения, инфекционные болезни, свойственные для перинатального периода.
  • Дефицитные состояния. Дистрофия. Рахит. Анемия. Дефицит цинка, йода, витамина А.
  • Мальабсорбция . Целиакия. Муковисцидоз.
  • Тяжело протекающие другие соматические заболевания. Недефицитные формы рахита. Хронические болезни сердечно-сосудистой системы, почек, печени, легких, протекающие с длительным нарушением их функции.
  • Эндокринные расстройства. Врожденный гипотиреоз.

Дети старшего возраста

  • Наследственные заболевания. Синдромы Дауна, Шерешевского-Тернера, Нунан. Резистентные и зависимые формы рахита. Гликогенозы.
  • Дефицитные состояния. Дистрофия. Дефицитный рахит. Анемия. Дефицит цинка, йода, витамина А.
  • Мальабсорбция. Впервые выявленные целиакия, муковисцидоз.
  • Тяжело протекающие другие соматические заболевания. Хронические болезни сердечно-сосудистой системы, почек, печени, легких, протекающие с длительным нарушением функции этих органов.
    Сахарный диабет 1-го типа некомпенсированный. Иатрогенный синдром Иценко-Кушинга.
  • Эндокринные расстройства. Приобретенный гипотиреоз, дефицит СТГ, адреногенитальный синдром, синдром Кушинга, болезнь Аддисона.

Основные причины ускоренного роста (гигантизм, субгигантизм, ускорение темпов роста)

Дети на 1-м году жизни

Адреногенитальный синдром. Конституционально обусловленные высокие темпы роста.

Дети старшего возраста

  • Наследственные заболевания. Синдромы Клайнфельтера. Синдром Марфана, конституциональная высокорослость.
  • Нарушения ЦНС. Дисфункция гипоталамуса.
  • Эндокринные нарушения. Длительно протекающий гипертиреоз. Гипофизарный гигантизм. Адреногенитальный синдром.

Особенности обследования детей с нарушением роста

Семейный анамнез. Определяют и оценивают длину тела родителей, братьев, сестер, других родственников с оценкой степени ее отклонения.
Анамнез . Сбор анамнестических данных о динамике темпов роста ребенка по месяцам, кварталам и годам. Сведения получают из карты индивидуального развития, из документации дошкольных и школьных учреждений. Оценивают степень отклонения показателя длины тела от средневозрастной по стандартному отклонению. При анализе полученных данных определяют возраст, в котором впервые проявилось отклонение в развитии.
Объективное обследование . Обращают внимание на пропорциональность телосложения, наличие дизонтогенетических стигм. Нередко нарушение роста может сочетаться с задержкой психомоторного развития. В подростковом возрасте обязательна оценка полового развития, уровень которого коррелирует с темпами роста.
При констатации нанизма или субнанизма определяют костный возраст (рентгенограмма кистей). Проводят обследование для исключения соматической патологии (анамнез, осмотр, клинический анализ крови, анализ мочи, копрограмма, ЭКГ, УЗИ внутренних органов и пр.).
Ребенка консультируют соответствующие специалисты (кардиолог, пульмонолог, нефролог, гастроэнтеролог и др.). При сочетании нарушения роста с задержкой умственного развития показана консультация психоневролога. Консультация эндокринолога и генетика при подозрении на эндокринную и генетическую причину нарушения.

Градации полового развития

Задержка полового развития (ЗПР). Констатируют при отсутствии вторичных половых признаков у мальчиков и девочек после 13,5 лет. При наличии вторичных половых признаков у девочек, но отсутствии у них менархе к 15 годам.

Преждевременное половое созревание (ППР). Появление вторичных половых признаков у мальчиков до 10 лет, у девочек - до 8 лет, или появление менархе у последних до 10 лет:

  • ♦ истинное (полное) ППР. Появление признаков полового созревания, индуцированное гонадотропными гормонами гипофиза. Это «физиологическое» половое развитие, наступающее в более ранние сроки. При этом формируется сперматогенез и овуляция;
  • ♦ ложное (неполное) ППР. Появление признаков полового созревания, не индуцированное гонадотропными гормонами гипофиза. Появление вторичных половых признаков обусловлено гиперпродукцией гормональных веществ периферическими железами, прежде всего надпочечниками и гонадами (гиперплазия, опухоль). В этом случае гонады имеют инфантильные размеры и строение, становление сперматогенеза и овуляции не происходит.

Адекватное половое созревание. Появление вторичных половых признаков в физиологических возрастных рамках.

Основные причины задержки полового развития

В большинстве случаев ЗПР сочетается с задержкой процессов роста (см. задержку физического развития).

  • Наследственные заболевания. Синдромы Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера, моногенные заболевания.
  • Конституциональные. ЗПР.
  • Мальабсорбция . Целиакия, муковисцидоз.
  • Тяжело протекающие другие соматические заболевания. Хронические болезни сердечно-сосудистой системы, почек, печени, легких, протекающие с нарушением функции этих органов и систем. Сахарный диабет 1-го типа некомпенсированный. Иатрогенный синдром Иценко-Кушинга.
  • Эндокринные расстройства. Приобретенный гипотиреоз, синдром Кушинга. Недостаточность гипофиза.

Основные причины преждевременного полового созревания

  • Истинное (полное). Церебральные формы ППР. Гипоталамическая дисфункция пре- и пубертатного периода. Конституциональное (идиопатическое) ППР.
  • Ложное (неполное) ППР. Врожденный адреногенитальный синдром.

Особенности обследования детей с нарушением ПР

  • оценка уровня полового созревания;
  • оценка физического развития с определением костного возраста;
  • исключение соматических заболеваний и медикаментозных причин;
  • консультация эндокринолога, гинеколога, по показаниям невропатолога и медицинского генетика.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 10 минут

А А

Некоторые мамы и папы хорошо знакомы с аббревиатурой ЗПР, под которой скрывается такой диагноз, как задержка психического развития, сегодня встречающийся все чаще. Несмотря на то, что данный диагноз является, скорее, рекомендацией, чем приговором, для многих родителей он становится громом среди ясного неба.

Что кроется под этим диагнозом, кто имеет право его ставить, и что нужно знать родителям?

Что такое задержка психического развития, или ЗПР – классификация ЗПР

Первое, что нужно уяснить мамам и папам: ЗПР не является необратимым психическим недоразвитием, и не имеет ничего общего с олигофренией и другими страшными диагнозами.

ЗПР (и ЗПРР) — это лишь замедление темпа развития, обнаруживаемое обычно перед школой . При грамотном подходе к решению проблемы ЗПР проблемой быть просто перестает (и в весьма краткие сроки).

Также важно отметить, что, к сожалению, сегодня подобный диагноз могут поставить «с потолка», основываясь лишь на минимальной информации и отсутствии желания у ребенка общаться со специалистами.

Но тема о непрофессионализме — совсем не в этой статье. Здесь мы говорим о том, что диагноз ЗПР — повод для родителей задуматься, и больше внимания уделить своему ребенку, прислушаться к советам специалистов, направить свою энергию в правильное русло.

Видео: Задержка психического развития у детей

Как классифицируют ЗПР – основные группы психического развития

Данная классификация, в основе которой – этиопатогенетическая систематика, была разработана в 80-х К.С. Лебединской.

  • ЗПР конституционального происхождения. Признаки: субтильность и рост ниже среднего, сохранение детских черт лица даже в школьном возрасте, неустойчивость и выраженность проявлений эмоций, задержка в развитии эмоциональной сферы, проявляющийся во всех сферах инфантилизм. Нередко среди причин этого типа ЗПР определяют наследственный фактор, и довольно часто в этой группе оказываются близнецы, мамы которых сталкивались с патологиями при беременности. Для детишек с таким диагнозом, как правило, рекомендовано обучение в коррекционной школе.
  • ЗПР сомато­генного происхождения. В списке причин – тяжелые соматические заболевание, которые были перенесены в раннем детском возрасте. Например, астма, проблемы дыхательной или сердечнососудистой системы, и др. Дети в этой группе ЗПР боязливы и не уверены в себе, и зачастую лишены общения со сверстниками из-за назойливой опеки родителей, которые почему-то решили, что детям общение дается тяжело. При данном типе ЗПР рекомендовано лечение в специальных санаториях, а форма обучения зависит от каждого конкретного случая.
  • ЗПР психо­генного происхождения. Довольно редкий тип ЗПР, впрочем, как и в случае с предыдущим типом. Для возникновения двух данных форм ЗПР должны создаться сильно неблагоприятные условия соматического или микросоциального характера. Основная причина – неблагоприятные условия родительского воспитания, вызвавшие определенные нарушения в процессе формирования личности маленького человека. Например, гиперопека или безнадзорность. При отсутствии проблем с ЦНС детишки из этой группы ЗПР быстро преодолевают разницу в развитии с другими детьми в условиях обыкновенной школы. Важно отличать этот тип ЗПР от педагогической запущенности.
  • ЗПР церебрально-органического генеза . Самая многочисленная (по статистике – до 90% всех случаев ЗПР) группа ЗПР. А также самая тяжелая и легко диагностируемая. Ключевые причины: родовые травмы, заболевания ЦНС, интоксикация, асфиксия и прочие ситуации, возникавшие в процессе беременности или непосредственно при родах. Из признаков можно выделить яркие и четко наблюдаемые симптомы эмоционально-волевой незрелости и органическую недостаточность нервной системы.

Основные причины возникновения задержки психического развития у ребенка – кто в группе риска по ЗПР, какие факторы провоцируют ЗПР?

Причины, провоцирующие ЗПР, можно условно разделить на 3 группы.

К первой группе относится проблемная беременность:

  • Хронические заболевания мамы, отразившиеся на здоровье ребенка (порок сердца и СД, болезни щитовидки и др.).
  • Токсоплазмоз.
  • Перенесенные будущей мамой инфекционные заболевания (грипп и ангина, паротит и герпес, краснуха и др.).
  • Мамины вредные привычки (никотин и проч.).
  • Несовместимость резус-факторов с плодом.
  • Токсикоз, как на раннем, так и на позднем сроке.
  • Ранние роды.

Ко второй группе относят причины, которые имели место при родах:

  • Асфиксия. Например, после обвития пуповиной шеи крохи.
  • Родовые травмы.
  • Или травмы механического характера, возникающие при неграмотности и непрофессионализме медработников.

И третья группа – это причины социального характера:

  • Фактор неблагополучной семьи.
  • Ограниченность эмоциональных контактов на различных этапах развития малыша.
  • Низкий уровень интеллекта родителей и прочих членов семьи.
  • Педагогическая запущенность.

К факторам риска появления ЗПР относят:

  1. Осложненные первые роды.
  2. «Старо-родящая» мама.
  3. Лишний вес будущей мамы.
  4. Наличие патологий в предыдущие беременности и роды.
  5. Наличие хронических заболеваний мамы, включая диабет.
  6. Стрессы и депрессии будущей мамы.
  7. Нежелательная беременность.


Кто и когда может поставить ребенку диагноз ЗПР или ЗПРР?

Мамы и папы, запомните главное : врач-невропатолог не имеет права единолично ставить такой диагноз!

  • Диагноз ЗПР или же ЗПРР (прим. – задержка психического и речевого развития) может быть поставлен только по решению ПМПК (прим. – психолого-медико-педагогическая комиссия).
  • Главная задача ПМПК – поставить или снять диагноз ЗПР либо «умственная отсталость», аутизм, ДЦП и проч., а также определить – какая нужна ребенка программа обучения, нужны ли ему дополнительные занятия, и проч.
  • В составе комиссии обычно присутствуют несколько специалистов: дефектолог, логопед и , психиатр. А также учитель, родители ребенка и администрация образовательного учреждения.
  • На основании чего комиссия делает выводы о наличии либо отсутствии ЗПР? Специалисты общаются с ребенком, проводят проверку его навыков (включая письмо и чтение), дают задания на логику, математику, и проч.

Как правило, подобный диагноз появляется у детей в медицинских картах в 5-6 лет.

Что нужно знать родителям?

  1. ЗПР – не приговор, а рекомендация специалистов.
  2. В большинстве случаев, уже к 10-ти годам данный диагноз отменяется.
  3. Диагноз не может поставить 1 человек. Он ставится только по решению комиссии.
  4. Согласно ФГОС, проблема в освоении материала общеобразовательной программы на 100% (в полной мере) – это не основание для перевода ребенка на другую форму обучения, в коррекционную школу и проч. Нет закона, который обязывает родителей переводить детей, не прошедших комиссию, в спецкласс или специальный интернат.
  5. Члены комиссии не имеют права оказывать давление на родителей.
  6. Родители имеют право отказаться от прохождения данной ПМПК.
  7. Члены комиссии не имеют права сообщать о диагнозах в присутствии самих детей.
  8. При постановке диагноза нельзя опираться только на неврологическую симптоматику.

Признаки и симптомы ЗПР у ребенка — особенности развития детей, поведения, привычек

Распознать ЗПР или хотя бы присмотреться и обратить особое внимание на проблему родители могут по следующим признакам:

  • Малыш не способен самостоятельно мыть руки и обуваться, чистить зубки и проч., хотя по возрасту уже должен делать все сам (либо ребенок все умеет и может, но просто делает это медленнее, чем остальные дети).
  • Ребенок замкнут, сторонится взрослых и сверстников, коллективы отвергает. Данный симптом может говорить и об аутизме.
  • Ребенок часто проявляет тревогу или агрессию, но в большинстве случаев остается боязливым и нерешительным.
  • В возрасте «грудничка» малыш запаздывает с умением держать головку, произносить первые слоги, и др.

Видео: Эмоциональная сфера ребенка при ЗПР

К прочим признакам можно отнести симптомы неразвитости эмоционально-волевой сферы.

Ребенок с ЗПР…

  1. Быстро устает и обладает низким уровнем работоспособности.
  2. Не способен усвоить весь объем работ/материала.
  3. С трудом анализирует информацию извне и для полного восприятия должен ориентироваться на наглядные пособия.
  4. Имеет сложности со словесно-логическим мышлением.
  5. Испытывает сложности в общении с другими детьми.
  6. Не способен играть в сюжетно-ролевые игры.
  7. С трудом организовывает свою деятельность.
  8. Испытывает сложности в усвоении общеобразовательной программы.

Важно:

  • Дети с ЗПР быстро догоняют сверстников, если им вовремя оказана коррекционно-педагогическая помощь.
  • Чаще всего диагноз ЗПР ставят в ситуации, когда основным симптомом становится низкий уровень памяти и внимания, а также скорости и перехода всех психических процессов.
  • Поставить диагноз ЗПР в дошкольном возрасте крайне сложно, а в возрасте до 3-х лет – практически невозможно (если только нет очень явных признаков). Точным диагноз может стать только после психолого-педагогического наблюдения за ребенком в возрасте младшего школьника.

ЗПР у каждого малыша проявляется индивидуально, однако основными признаками для всех групп и степеней ЗПР являются:

  1. Сложность выполнения (ребенком) действий, которые требуют конкретных волевых усилий.
  2. Проблемы с построением целостного образа.
  3. Легкое запоминание наглядного материала и сложное – вербального.
  4. Проблемы с развитием речи.

Детишки с ЗПР, безусловно, требуют более деликатного и внимательного отношения к себе.

Но важно понимать и помнить, что ЗПР – не препятствие для обучения и освоения школьного материала. В зависимости от диагноза и особенностей развития малыша, школьный курс может быть лишь слегка скорректированным на определенный период времени.

Что делать, если ребенку поставили диагноз ЗПР – инструкция для родителей

Самое главное, что должны сделать родители малыша, которому вдруг поставили «клеймо» ЗПР – это успокоиться и осознать, что диагноз — условный и примерный, что с их ребенком все в порядке, и он просто развивается в индивидуальном темпе, и что все обязательно образуется, потому что, повторимся, ЗПР – не приговор.

Но также важно понимать, что ЗПР – не возрастные угри на лице, а задержка психического развития. То есть, махать рукой на диагноз все-таки не стоит.

Что нужно знать родителям?

  • ЗПР – не окончательный диагноз, а временное состояние, но требующее грамотной и своевременной коррекции, чтобы ребенок смог догнать сверстников до нормального состояния интеллекта и психики.
  • Для большинства детей с ЗПР коррекционная школа или класс станет отличной возможностью ускорить процесс решения проблемы. Коррекция должна проводиться вовремя, иначе время будет упущено. Поэтому позиция «я в домике» здесь не является правильной: проблему игнорировать нельзя, ее нужно решать.
  • При обучении в коррекционной школе ребенок уже к началу средней школы, как правило, готов вернуться в обычный класс, и сам по себе диагноз ЗПР не скажется на дальнейшей жизни ребенка.
  • Крайне важна точная диагностика. Диагноз не могут ставить врачи общей практики – только специалисты по психическим/интеллектуальным нарушениям.
  • Не сидите на месте — обращайтесь к специалистам. Вам будут нужны консультации психолога, логопеда, невролога, дефектолога и психоневролога.
  • Подбирайте специальные дидактические игры, соответственно способностям ребенка, развивайте память и логическое мышление.
  • Посещайте с ребенком занятия по ФЭМП — и приучайте к самостоятельности.

Этот диагноз ставится детям, как правило в школьном или дошкольном возрасте, когда ребенок впервые сталкивается с систематическим и целенаправленным обучением. Это вид задержки в психологическом развитии, которое требует коррекции. При своевременной диагностике и правильном лечении, поведении родителей с ребенком от этого заболевания можно избавиться полностью и преодолеть проблемы в развитии.

ЗПР - что это такое

Аббревиатура расшифровывается как задержка психического развития, по МКБ-10 имеет номер F80-F89. ЗПР у детей – это медленный тем совершенствования психический функций, к примеру, эмоционально-волевой сферы, мышления, памяти, восприятия информации, памяти, что при водит к отставанию по общепринятым нормам в развитии для данного конкретного возраста.

Обнаруживается патология, как правило. в младшем школьном или дошкольном возрасте. Первые проявления ЗПР проявляются при тестировании, которое проводят перед поступлением в школу. К конкретным проявлениям относят нехватку знаний, ограниченность представлений, затрудненная интеллектуальная деятельность, незрелость мышление, преобладание чисто детский и игровых интересов. Причины появления патологии в каждом случае индивидуальны.

Симптомы и признаки

Дети с ЗПР в познавательной сфере испытывают незначительные проблемы, но они затрагиваются многие психические процессы, которые и формируют клиническую картину. К проявлениям ЗПР у детей относят следующие признаки:

  1. Специалисты характеризуют уровень восприятия у ребенка с ЗПР как замедленное, нет способности собрать целостный образ предмета. Часто страдает при заболевании слух, поэтому подача материала для детей с данным заболеванием должна обязательно сопровождаться картинками и наглядными примерами.
  2. Если ситуация требует устойчивости, концентрации внимания, то у ребенка возникают трудности, потому что любое внешнее воздействие отвлекает его.
  3. При диагнозе ЗПР наблюдается гиперактивность на фоне синдрома дефицита внимания. Запоминают дети информацию выборочно, со слабой избирательностью. Лучше работает наглядно-образный (зрительный) типа памяти, вербальный тип развит недостаточно.
  4. Отсутствует образное мышление. Дети используют абстрактно-логическое мышление только под руководство педагога.
  5. Малышу сложно сделать какое-то умозаключение, сравнивать вещи, обобщать понятия.
  6. Словарный запас ограниченный, речь характеризуется искажением звуков, пациенту сложно строить полноценные фразы, предложения.
  7. ЗПР в большинстве случаев сопровождается задержкой речевого развития, дисграфией, дислалией, дислексией.

Перед приемом в школу специалисты обязательно проводят тесты, которые проверяют уровень развития малыша. Если присутствует задержка психического развития у детей, то педагог обязательно это заметит. Крайне редко у малыша с ЗПР нет никаких признаков заболевания, в кругу сверстников никак не выделяется. Самостоятельно родители не должны начинать лечение, нужна обязательно консультация у доктора. К явным признакам ЗПР в дошкольном возрасте относят:

  • школьник совсем не может или с трудом одеться, покушать, умыться, застегнуть куртку, завязать шнурки, выполнять прочие ежедневные процедуры;
  • школьник не хочет участвовать в совместных играх, с опасной относится к одноклассникам, явно проявляет признаки замкнутости, не хочет общаться с коллективом;
  • любые его действия сопровождаются агрессией, нерешительностью;
  • ведет себя тревожно, боится постоянно даже самых простых ситуаций.

Отличия от умственной отсталости

Родители не всегда понимают разницу между этими двумя патологиями, но они существуют, и они очень ощутимые. Если врачи у малыша после 4 класса продолжают наблюдать все признаки ЗПР, то появляется подозрение на умственную отсталость или конституциональный инфантилизм. Основные различия этих патологий следующие:

  1. Умственная отсталость, интеллектуальное недоразвитие носят необратимый характер. При ЗПР ситуацию можно исправить, если начать своевременно лечение, при надлежащем уходе за пациентом.
  2. При ЗПР школьник может использовать ту помощь, которую ему предлагает специалист, переносит ее на новые задания. При умственной отсталости этого не происходит.
  3. Дети с ЗПР пытаются понять прочитанное, при УО такое желание отсутствует вообще.

Причины

Классификация ЗПР проводится согласно тем факторам, которые спровоцировали патологию. Один из возможных вариантов – локальные изменения в мозговых зонах, которые происходят еще на этапе внутриутробного развития. Причиной этому становятся болезни матери соматической, токсической, инфекционной формы. Такие же изменения происходит при асфиксии ребенка во время прохождения по родовым путям.

Еще одним важным фактором является генетика, которая по законам природу может наградить ребенка природной предрасположенностью к медленному созреванию мозговых систем. Часто патология носит неврологическую основу с признаками дистонии сосудов, гидроцефалией, сбою иннервации черепно-мозгового участка. На энцефалографии можно хорошо проследить все нарушения деятельности головного мозга, которые провоцируют замедленное развитие. К характерным проявлениям ЗПР у детей относится активность дельта-волн, полное затухание альфа-ритмов.

Эмоционально-психологические причины развиваются, если школьник с раннего возраста воспитывался в неприемлемых условиях. Межличностные, психоречевые и прочие проблемы возникают, если:

  • наблюдается эмоциональная, материнская депривация (безнадзорность);
  • отсутствие внимание со стороны педагогов, что привело к запущенности;
  • у малыша не было необходимых стимулов для нормального развития;
  • алкоголизм родителей, недостаток внимания со стороны родителей в раннем возрасте;
  • не было условий, чтобы овладеть простыми навыками;
  • равнодушное, безразличное отношение со стороны педагога, не учитывались индивидуальные особенности;
  • частые, регулярные скандалы в семье, ограничение контакта со сверстниками, нестабильность;
  • скудное, плохое питание, которое не обеспечило растущий организм всеми необходимыми витаминами, минералами.

Виды ЗПР

Данное заболевание делят на 4 группы. Каждый тип провоцируют определенные факторы, обладает своими особенностями незрелости эмоционального характера, нарушениями познавательной деятельности. Выделяют следующие виды патологии:

ЗПР конституционального происхождения

Для этого вида патологии присуща ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы, она отстает на несколько ступеней по сравнению с другими детьми. Это называется психический инфантилизм, это не болезнь, его принято считать комплексом заостренных черт характера, черт поведения, которые могут ощутимо отражаться на повседневной деятельности ребенка. Больше страдает учебная, адаптационная способность малыша к новым ситуациям.

При таком типе ЗПР ребенок часто несамостоятелен, привязан к маме, без нее чувствует себя беспомощным, тяжело адаптируется к новым условиям. Характерной особенностью выступает повышенный фон настроение, проявление эмоций бурное, но настроение неустойчивое. Ближе к школьному возрасту малыш на первый план по-прежнему ставит игры, а в норме должна появится учебная мотивация.

Без посторонней помощи ребенку сложно принимать решения, что-либо выбрать, совершить любое другое волевое усилие. Детям с ЗПР могут вести себя весело и непосредственно, в глаза отставание в развитии не бросается, но по сравнению со сверстниками они всегда кажутся младше. Педагоги должны уделять больше внимания таким школьникам, учитывая индивидуальные особенности.

Соматогенное происхождение

В эту группу попадают часто болеющие, ослабленные дети. Хронические инфекции, длительные болезни, аллергии, пороки врожденного характера провоцируют задержку психического развития. Объясняется это тем, что под воздействием долгого течения заболевания, на фоне слабости организма у малыша страдает психическое состояние. Это не дает ему полноценно развиваться, что приводит к низкой познавательной активности, притуплению внимания, повышенной утомляемости. Эти факторы приводят к замедлению темпов формирования психики.

Этой же группе относятся и школьники из семей с гиперопекой. Слишком повышенное внимание к воспитанию ребенка приводит, когда буквально шагу не дают сделать без контроля, приводит к отсутствию развития самостоятельности, познанию окружающего мира, формирования полноценной личности. Гиперопека присуща семьям, где дети часто болеют, постоянная тревога, жалость к малышу, стремление максимально облегчить ему жизнь в итоге приводят к задержке психического развития.

ЗПР психогенного происхождения

В этом случае главная роль отводится социальной ситуации при развитии малыша. Неблагоприятная обстановка в семье, психические травмы, проблемное воспитание приводит к ЗПР. При наличии насилия, агрессии к крохе или членам семьи влечет за собой развитие определенных черт в характере вашего чада. Это становится часто причиной несамостоятельности, нерешительности, безынициативности, патологической застенчивости и боязливости.

Этот тип причины ЗПР отличается тем, что опека практически отсутствует, недостаточное внимание к воспитанию. Растет школьник в ситуации безнадзорности, педагогической запущенности. Это приводит к отсутствие сформированного мнения о моральных и нормах поведения в обществе, малыш не может контролировать свое собственное поведение, не в состоянии отвечать за свои поступки, проявляется нехватка знаний об окружающем мире.

ЗПР - церебрально-органического происхождения

Самый распространенный тип патологии, имеет неблагоприятный прогноз развития по сравнению с вышеописанными видами. Основной развития болезни становится органические нарушения, к примеру, недостаточность нервной системы, которая развивается по следующим причинам:

  • родовая травма;
  • патологии беременности (резус-конфликт, травма, интоксикации, инфекции, токсикозы);
  • недоношенность;
  • нейроинфекции;
  • асфиксия.

Данный вид задержки психического развития сопровождается дополнительным симптомом – минимальная мозговая дисфункция (ММД). Под этим понятия подразумевают комплекс легких отклонений в развитии, которые проявляются себя только в определённых случаях. Признаки сильно отличаются и могут появиться в разных областях психической деятельности малыша.

Осложнения и последствия

ЗПР отражается последовательно на личностном развитии больного в дальнейших жизненных ситуациях. Избежать значительных последствий можно только при своевременно принятых мерах по диагностированию отклонения, коррекции поведения, обучению существования индивидуума в социуме. Безразличие к задержке приводит только к усугублению имеющихся проблем, которые проявятся во время взросления.

Типичным осложнением становится замкнутость в себе, отстранение от сверстников, к ним начинают относится как к изгоям, что добавляет чувство неполноценности собственной личности, снижает самооценку. Совокупность всех факторов приводит к крайне сложной адаптации, невозможности общения с противоположным полом. Последствием становится снижение уровня познавания, усвоения новой информации, искажение речи и письма, сложность в поиске подходящей профессии, освоении простых рабочих приемов.

Для определения задержки развития необходимо провести всестороннее обследование крохи, которое проводит психолого-медико-педагогическая комиссия (сокращенно ПМПК). Диагноз ЗПР ставят по заключению логопеда, психолога, дефектолога, детского невролога, педиатра, психиатра. Специалист проводят сбор анамнеза, изучат его, анализируют условия жизни. Далее проводят нейропсихологическое тестирование, изучение медицинской документации вашего чада, диагностическое обследование речи.

Обязательной частью диагностики становится беседа с малышом на предмет изучения интеллектуальных процессов, эмоционально-волевых качеств. Эти сведения становятся основанием для определения уровня развития малыша. Члены ПМПК выносят заключение об отсутствии или наличии ЗПР, выдают рекомендации по дальнейшей организации воспитания, обучения вашего чада в условиях школы или других специальных образовательных учреждений. В качестве инструментальных методов может применяться:

Коррекция

Лечение ЗПР начинают сразу после появления первых симптомов заболевания. Ранняя диагностика важна для эффективной схему коррекции, который включает комплексный подход, используются следующие основные лечебные методы:

  1. Рефлексотерапия. Электрические импульсы посылаются на мозговые точки. Методика воздействия микротоков эффективно при отставании развития после церебрально-органического поражения.
  2. Логопедический массаж, эффективные методики развития памяти, тренировка памяти, занятия артикуляционной гимнастикой, повышение уровня мышления. Все эти лечебные мероприятия проводятся специалистами дефектолог и логопед.
  3. Медикаментозные лекарства назначают только после обследования у невролога. Самостоятельно использование строго противопоказано, оно может навредить вашему крохе.
  4. При социальных факторах требуется консультация у психолога. Хорошо помогает общение с дельфинами, животными, лошадьми. Благополучные пары могут помочь малышу развить уверенность в себе (без формирования завышенной самооценки), поддержка должна помочь в развитии личности.

Профилактика

В качестве профилактических мер выступает предупреждение отклонений в развитии малыша. Необходимо провести точное планирование беременности, предотвратить негативное воздействие любых внешних факторов в период формирования и роста плода. Будущая мама должна избегать любых заболеваний, инфекций, проводить профилактику от них в раннем возрасте крохи.

Одной из главных задач молодых родителей становится социальная сфера развития чада. Создайте положительные условия для развития крохи, благополучной атмосферы в семье. С младенческого возраста нужно развивать и заниматься ребенком. Для профилактики ЗПР нужно создать эмоционально-телесную связь крохи и родителей. Тогда дети чувствуют спокойствие и уверенность. Это будет способствовать правильному развитию, поможет адекватно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в обстановке.

Видео

– группа заболеваний различной этиологии, сопровождающихся отклонением показателей физического развития ребенка от возрастных норм. Чаще проявляется задержкой роста, намного реже встречаются заболевания, приводящие к ускоренному росту. Нарушения роста у детей почти всегда сопровождаются симптоматикой со стороны сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта (в зависимости от этиологии). Проводится оценка физического развития на основании специально разработанных таблиц, а также комплексная лабораторная диагностика. Лечение этиотропное, применяется заместительная гормональная терапия, нейрохирургические и другие операции.

    Нарушения роста у детей сопутствуют огромному числу различных эндокринных и соматических заболеваний. Трудности своевременной диагностики и дорогостоящая гормональная терапия ставят проблему физического развития ребенка на одно из первых мест в педиатрии . Кроме того, заболевания данной группы оказывают непосредственное влияние на демографическую ситуацию в будущем. Особую опасность представляют задержка внутриутробного развития и врожденные эндокринные патологии, при которых своевременная коррекция практически невозможна, и по этой причине ребенок остается низкорослым. Нарушения роста у детей способны в определенной степени снижать качество жизни уже взрослого человека, а также часто отражаются на фертильности в будущем.

    Причины и классификация нарушений роста у детей

    Часть заболеваний связана с эндокринными нарушениями. Это могут быть патологии метаболизма соматотропина, его недостаточное или избыточное образование либо изменение чувствительности периферических рецепторов к данному гормону. Расстройства обмена гормона роста могут быть вызваны опухолями гипоталамо-гипофизарной области, генетическими дефектами каких-либо ферментов, участвующих в образовании соматотропина и т. д. Кроме того, нарушения роста у детей встречается при патологиях обмена других гормонов, в частности, гормонов щитовидной железы, надпочечников, половых гормонов и некоторых центральных гормонов, таких как АКТГ и рилизинг-факторы.

    Некоторые соматические патологии тоже могут являться причиной нарушений роста у детей. Прежде всего, это группа скелетных дисплазий и хромосомных заболеваний, сопровождающихся низкорослостью. Патологии почек, печени и желудочно-кишечного тракта также иногда сопровождаются задержкой роста. Обычно это связано с недостаточностью питания (нерациональная диета, голодание) или усвоения пищи. Вместе с тем, печень опосредованно участвует в процессе роста ребенка, поскольку именно здесь под влиянием соматотропного гормона образуются инсулиноподобные факторы роста, которые напрямую воздействуют на клетки-мишени, запуская анаболические реакции.

    Существует два основных принципа, на основе которых все нозологии делятся на подгруппы. Первый принцип количественный, в этом случае говорят либо о задержке роста, либо о преждевременном и ускоренном росте. Второй принцип связан с причинами патологий. В соответствии с ним различают нарушения роста эндокринного и соматического генеза. В структуре общей заболеваемости существенно превалирует последняя подгруппа. Кроме того, к нарушениям роста у детей относятся некоторые наследственные формы патологии, например, семейная низкорослость.

    Симптомы нарушений роста у детей

    Стоит отметить, что задержка роста встречается гораздо чаще, нежели ускоренный рост и развитие. В случае задержки внутриутробного развития сразу после рождения ребенка можно заметить, что параметры его физического развития в той или иной степени отстают от нормы. Однако чаще заподозрить нарушения роста у детей можно примерно с 3-4 лет, когда есть возможность проследить динамику роста. Как правило, с этого времени отставание определяется не только педиатром, но и родителями малыша. Это может быть пропорциональная задержка роста (туловище и конечности равномерно отстают в размерах от возрастной нормы) и диспропорциональная форма (конечности либо короткие, либо длинные по отношению к туловищу).

    Хромосомные синдромы, в клинике которых присутствуют нарушения роста у детей, также проявляются специфическими изменениями внешности (например, синдром Дауна или ). Дополнительная симптоматика характерна для всех соматических заболеваний, отражающихся на физическом развитии ребенка. При пороках развития сердечно-сосудистой системы выявляется цианотичность кожных покровов и другие признаки, нарушения подтверждаются по данным ЭКГ. Патологии желудочно-кишечного тракта сопровождаются диспепсическими явлениями, изменением стула, вздутием живота и другими симптомами.

    Что касается эндокринных заболеваний, то нарушения роста у детей также не являются единственным их проявлением. Если изменения связаны с вырабатываемым гипофизом соматотропным гормоном, показатели роста будут заметно отклоняться от возрастных норм, в отличие от других заболеваний, при которых это может быть не так очевидно. Недостаточность гормональной функции щитовидной железы, помимо низкорослости, проявляется характерной вялостью ребенка, низким артериальным давлением и брадикардией , при гиперфункции железы симптомы противоположны, рост ускорен.

    Половые гормоны в некоторой степени потенцируют физическое развитие ребенка. Они участвуют в образовании ядер окостенения и закрытии зон роста в эпифизах костей по окончании пубертатного периода. Таким образом, врожденные и приобретенные заболевания надпочечников, а также дефекты метаболизма половых гормонов неизбежно ведут к нарушениям роста у детей. В некоторых случаях задержка роста может быть связана с сильным психоэмоциональным стрессом. Кроме того, конституциональные особенности также играют роль в физическом развитии. У таких детей в семейном анамнезе обычно есть указание на задержку роста, чаще по отцовской линии.

    Диагностика нарушений роста у детей

    Существуют определенные нормативы, на которые педиатр ориентируется при оценке физического развития ребенка, в частности – центильные таблицы, содержащие количественные границы роста, веса и других показателей для детей разных возрастов. Если показатели пациента на протяжении одного-двух лет выходят за рамки, указанные для конкретного возраста, можно говорить об ускорении или задержке физического развития. Соответствие определенной колонке центильных таблиц в целях диагностики нарушений роста у детей всегда оценивается на протяжении нескольких лет.

    Разработаны алгоритмы, на основании которых проводится дифференциальная диагностика причин нарушений роста у детей. Необходимость в них возникает в связи с тем, что исследование функции гипофиза является дорогостоящим и представляет серьезную нагрузку на организм ребенка, поэтому выполняется только по строгим показаниям. На начальном этапе исключают любые соматические патологии, способные вызывать нарушения роста у детей.

    Проводят ЭКГ и ЭхоКГ-диагностику для оценки состояния сердечно-сосудистой системы. Патологии желудочно-кишечного тракта диагностируют на основании результатов биохимического анализа крови, абдоминального УЗИ и рентгенологического исследования (по показаниям).

    Далее выполняют лабораторное исследование функции щитовидной и других периферических желез, поскольку технически периферические железы исследовать проще, чем центральные. Определяют уровень тироксина, глюкокортикоидов, половых гормонов. Это позволяет обнаружить возможное снижение или повышение функции какой-либо из этих желез внутренней секреции и начать соответствующую терапию. Если у ребенка не выявлено отклонений от нормы, осуществляют скрининг дефицита или избытка соматотропного гормона и инсулиноподобных факторов роста. Помимо лабораторной диагностики, на данном этапе проводят определение костного возраста (R-грамма кисти и лучезапястного сустава), МРТ головного мозга ребенку и исследование кариотипа.

    При подозрении на нарушения роста у детей, связанные с метаболизмом соматотропина, выполняют однократное измерение уровня его базальной секреции, а также несколько стимуляционных тестов. Дефицит соматотропного гормона подтверждается при уровне стимулированной секреции ниже 7 нг/мл. Концентрация 7-10 нг/мл свидетельствует о частичном дефиците соматотропина. Такой результат обычно говорит в пользу точечной мутации гена гормона роста. Наряду с этим проводится определение концентраций пролактина и тиреотропного гормона, поскольку при некоторых опухолях и генетических мутациях имеет место множественная недостаточность гипофизарных гормонов. Тесты высокоинформативны и позволяют врачу определиться с тактикой лечения.

    Лечение и прогноз нарушений роста у детей

    Проводится этиотропная терапия заболеваний. Если нарушения роста у детей связаны с гормональными причинами, назначается заместительная гормональная терапия, либо используются антагонисты гормонов, которые синтезируются в избыточном количестве. Для лечения соматотропной недостаточности применяется синтетический соматотропин. Большинство гормонопродуцирующих опухолей можно удалить хирургическим путем. Как правило, рецидивы подобных новообразований встречаются редко. Нарушения роста у детей с соматическими заболеваниями корригируются по показаниям, однако в большинстве случаев лечение основного заболевания приводит к нормализации физического развития. Всем детям обязательно назначается полноценная диета и витаминотерапия.

    Прогноз чаще благоприятный. В большинстве случаев удается компенсировать недостаточность соматотропного и других гормонов. Одним из важнейших факторов успешного лечения является своевременная диагностика нарушений роста у детей, а она очень часто невозможна ввиду слабой выраженности отклонений от нормы либо присутствия других, более опасных симптомов. Малейшая задержка в терапевтической коррекции физического развития может привести к резкому снижению чувствительности организма к лечению. Кроме того, некоторые причины нарушений роста у детей, например, хромосомные заболевания, устранить невозможно.

Наши детки – наше счастье, поэтому любые виды отставания их развития от сверстников могут кинуть ответственную мамашу в пучину тревоги и депрессии. Загруженный педиатр не всегда, точнее никогда, не находит времени для того, что бы обстоятельно объяснить причины проблемы.

Короткий осмотр, неразборчивый рецептик и три часа в очереди – вот и весь сервис, который можно получить от нашей медицины. А ребенок-то у нас такой один и любые задержки роста и развития наследника лишают родителей сна и жизненного спокойствия.

Для начала попробуем разделить проблему на составные части. Отставания в развитии могут быть двух типов:

  • Задержки в формировании физического тела ребенка или подростка. Например, отставание в росте, в наборе веса, в наращивании мышечной массы или проявлении вторичных половых признаков.

А теперь рассмотрим, конкретно, к чему может привести недостаток поступления белка в организм. Например, его не хватило для набора мышечной массы сердца или магистральных сосудов. Камеры сердца начинают развиваться быстрее, а магистральные сосуды, следовательно, отстают в развитии. В сердце начинают выслушиваться функциональный систолические шумы, ставятся нередко диагноз – пролапс нейтрального клапана или у ребенка отмечается нестабильность артериального давления.

Усугубят данную ситуацию, нарушения обменных и электролитных процессов в сердце. У ребенка возникает или брадикардия и тахикардия, а причина иногда банальна – не хватает поступления в организм минеральных веществ: калий, натрий, магний. Чтобы эти функциональные состояния не переросли в заболевания нужно обеспечить растущий организм всеми «строительными кирпичиками»: витаминами, белками, минералами.

Второй пример. Не хватает питательных веществ для построения мышечного каркаса всего организма. Не забываем, что некоторые дети в подростковом возрасте растут очень быстро. Костная система развивается быстрее, чем мышечная, это приводит к развитию таких заболеваний как нарушение осанки, сколиозы, плоскостопии. Причина всему мышечный каркас не выдерживает той механической нагрузки, которую он испытывает в обычной жизни.

А если мы, отдадим ребенка в спортивную секцию, то есть ещё увеличим механическую нагрузку на организм и ни чего не дадим, для её компенсации – это приведёт к увеличению риска развития этих заболеваний.

  • Задержки психического развития ребенка: проблемы со вниманием или памятью, гиперактивность или инертность, неспособность воспринимать информацию или неадекватная реакция на, окружающих ваше чадо, людей. В особую группу выделяется задержка в формировании навыка вербальной коммуникации, или, если сказать то же на человеческом языке, то это – речевая заторможенность.

Если 90% психических проблем вызвано сбоями в генетической программе организма, неудачным ходом беременности, родов или травмами, то 70% задержек развития физического тела вызваны простой, банальной нехваткой в организме «людского детеныша» питательных веществ и минералов.

Вот список «кирпичиков», которые принимают участие в построении полноценного организма ребенка и гарантируют ему безболезненную жизнь до 25-34 лет. Почему такой ограничитель поставлен на безболезненную жизнь? Потому что, ежедневно грамотно кормя ребенка, вы даете ему определенный запас прочности.

После 25-34 лет на здоровье начинают влиять другие факторы. Но, чем лучше была изначальная, заложенная мамой база, тем правильнее будет формироваться организм вашего наследника, тем дольше его тело не будет знать болезней и проблем.


Список необходимых юному существу питательных веществ и минералов:

  • Белки – это главный конструктивный материал для наших клеток. Они бывают растительными и животными по происхождению. Белки жизненно необходимы для работы крови, для формирования наследственных признаков. Без них не может увеличиваться мышечная масса и не вырабатываются ферменты. Белки поступают в любой, что взрослый, что детский, организм с едой, а не усвоенная их часть, просто выводиться с мочой. Потребность грудного ребенка – 3,4 г, десятилетнего – 2,6 г на каждый килограмм массы тела. Для иллюстрации важности этого вещества, позвольте привести еще один факт: взрослым нужно только 1,5 г белка на каждый килограмм, ведь они уже сформировались и нарастили свой мышечный аппарат.
  • Жиры , с точки зрения разумной мамы, – это вещество, достаточное количество которого обеспечит стабильность нервной системы, развитие половых желез, гипофиза и щитовидки. «Жирных клеток» в организме должно быть от 20-ти до 30-ти процентов. Иначе получите неприятности в виде агрессивного поведения, начала менструального цикла в 16-17 лет, быстрой утомляемости и неспособности к обучению.
  • Углеводы можно сравнить с бензином. Получил ребенок запас углеводов, все системы органов работают слажено и бесперебойно. Недополучил – страдает мозг, печень и поджелудочная железа.
  • Минеральные вещества попадают в организм человека с водой или едой. 10,1 г хлорида натрия, 1 г калия, 0,3 г магния, 1,6 г фосфора, 0,8 г кальция, сотые части железа, фтора, меди, цинка, марганца и йода ежедневно необходимо ввести в вашего ребенка, что бы они поддержали работу всех его систем. Например, без достаточного количества кальция и фосфора кости будут тонкими и хрупкими (актуально для любого возраста). Медь и железо должны стать составными частями гемоглобина, а их недостаток приводит к развитию анемии, что часто встречается у маленьких детей. Гемоглобин разносит кислород по всему организму, следовательно, его недостаток приведет к нарушению окислительно-восстановительных процессов во всём организме, ребёнок будет часто болеть. Йод необходим организму для синтеза гормонов щитовидной железы, следовательно, при нехватке йода в раннем возрасте у детей формируется умственная отсталость, а в старшем возрасте – это утомляемость и плохая успеваемость в школе. Не хватило цинка, приведёт в лёгких случаях к задержке роста, в подростковом возрасте к развитию кожных заболеваний.
  • Витамины синтезируют только растения. Они входят в состав ферментов и «заводят» почти все жизненные процессы в организме. Без них наступает авитаминоз, общая пассивность организма, замедляются функции головного мозга и общее развитие ” людского детеныша”. Например, при нехватке витамина D запаздывает появление первых зубов, размягчаются кости и делаются вялыми мышцы. Без витамина E происходит костная дегенерация и атрофия мышц, а без витамина A расстраивается робота пищеварительной, дыхательной системы (вот вам причина болей в животе и частых простудных заболеваний), резко падает зрение. Не хватило витаминов группы B – страдает нервная система.

Все вышеперечисленные вещества ваш ребенок и любимый наследник должен получать ежедневно. Получит все – будет развиваться в соответствии с возрастом и полом. Не получит – начнет отставать в физическом, а потом и умственном развитии. От мамы, в первую очередь зависит, какие полезные вещества она введет в детский организм и даст ему запас прочности и безболезненного существования на добрый десяток лет взрослой жизни.