Имеющим высокий духовный потенциал. Духовный потенциал современного человека. Возможности и проявления

17.10.2019

Понятие и природа духовного потенциала личности

Определение понятия духовного потенциала. Под потен­циалом личности понимают определенный уровень её психи­ческих возможностей и внутренней энергии, направленной на творческое самовыражение и самоутверждение. Психические возможности личности складываются в конечном итоге из её интеллектуального, эмоционального и волевого потенциалов.

Они, в свою очередь, предполагают наличие у личности; развитого сознания и самосознания, способности критического восприятия поведения окружающих и собственного поведения, способности сознательного выбора своей позиции в жизни. В процессе принятия обоснованного, социально ответственного решения и ᴇᴦο реализации проявляются активность, самостоятельность, индивидуальность человека, ᴇᴦο наиболее глубокие индивидуально-типологические черты и особенности.

Духовный потенциал как проявление уникальности лич­ности. Есть основание предполагать, что на степень разверну­тости духовного, творческого потенциала личности наряду с другими факторами влияет уровень развития её социально зна­чимого мироощущения, мировосприятия и умонастроения, про­являющейся в индивидуально-неповторимой форме. Именно этими качествами должна быть измерен вклад творческой лич­ности в ту или иную область науки, литературы, искусства. "Талант, - отмечал Ги де Мопассан, - порождается ориги­нальностью, которая представляет собой особую манеру мыс­лить, видеть, понимать и оценивать" .

В сочетании индивидуальной неповторимости формы с со­циальной значимостью и богатством содержания - один из сек­ретов бессмертия гениальных творений. "В своих симфониях, в частности в Героической симфонии, - писал академик Т. Пав­лов, - Бетховен действительно выразил ряд настроений, переживаний, мечтаний, стремлений, которые волновали ᴇᴦο само-ч го в ᴇᴦο личной жизни. Но одновременно в Героической симфо­нии (и не только в ней) Бетховен... отразил гениальным художественным способом соответствующие настроения, чув­ства, стремления и идеи если не всего, то значительной части тогдашнего общества и времени" .

Таким образом, не в оригинальности и нетрадиционности любой ценой, а в социально значимой самобытности творчес­кой личности, в цельности и глубине её мировосприятия, в орга­ничности связи между её мировосприятием и умонастроением эпохи - секрет влияния личности, её духовной неповторимости.

Кратко смысл рассматриваемого здесь понятия духовно­го потенциала личности можно было бы выразить так˸ это есть интегральная характеристика психических возможностей (ин­теллектуальных, эмоциональных, энергетических и волевых) её самореализации.

Факторы, определяющие духовный потенциал личности. По своей природе духовный потенциал личности является ре­зультатом всей её жизнедеятельности (труда, познания и обще­ния), в т.ч. и деятельности, специально направленной на ᴇᴦο формирование, развитие и обогащение. Он складывается и формируется на протяжении всего жизненного пути человека под влиянием окружающих ᴇᴦο социальных условий, особо зна­чимых для него обстоятельств.

Понятие и природа духовного потенциала личности - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие и природа духовного потенциала личности" 2015, 2017-2018.

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2/1985, стр. 67-76

В помощь изу чающим марксистско-ленинскую тео рию

ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОЙСК И СИЛ ФЛОТА*

* При изучении данной темы рекомендуется также использовать следующую литературу: Соколов С. Л. Ленинский стиль в работе военных кадров. - М.: Воениздат, 1983, Епишев А. А. Актуальные вопросы партийно-политической работы в армии и на флоте. - М.: Воениздат, 1984; Марксистско-ленинское учение о войне и армии. - М.: Воениздат, 1984; Война и армия. - М.: Воениздат, 1977 и др.

Генерал-полковник И. П. СЕМЕНОВ ,

доцент

КПСС и ее ленинский Центральный Комитет уделяют огромное внимание идеологической работе, воспитанию у трудящихся, воинов армии и флота коммунистической сознательности, идейной убежденности, готовности, воли и умения строить новое общество и защищать его. Партия неуклонно руководствуется указанием В. И. Ленина о том, что «развитие сознания масс остается, как и всегда, базой и главным содержанием всей нашей работы» (Полн. собр. соч., т. 13, с. 376).

Июньский (1983 года) Пленум ЦК КПСС поставил задачу решительно поднять идеологическую, воспитательную, пропагандистскую работу на уровень тех больших и сложных задач, которые решает партия в процессе совершенствования развитого социализма. Она должна быть наполнена глубокими идеями, тесно связанными с реальностями сегодняшней жизни и указывающими путь дальнейшего прогресса общества. От того, отмечалось на Пленуме ЦК, как мы сумеем мобилизовать духовную энергию народа, поднять его трудовую и социальную активность, во многом зависят осуществление пятилетнего плана, темпы нашего движения вперед и, конечно же, укрепление обороноспособности страны.

Партия высоко ценит роль идеологической, массово-политической работы и рассматривает ее как один из коренных вопросов своей деятельности, одну из важнейших составных частей коммунистического строительства. Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР товарищ К. У. Черненко подчеркивает: «...какую область партийной, государственной, хозяйственной работы ни взять, нигде мы не можем успешно двигаться вперед без опоры на глубокие знания, на высокую сознательность и культуру всех трудящихся. На громадный духовный, творческий потенциал, накопленный поколениями советских людей». Вопросы более эффективного использования богатого арсенала средств коммунистического воспитания трудящихся обсуждались на Всесоюзной научно-практической конференции «Совершенствование развитого социализма и идеологическая работа партии в свете решений июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС», состоявшейся в декабре 1984 года.

Выполняя задачи, поставленные партией, военные советы, командующие, командиры, политорганы, партийные и комсомольские организации делают все для того, чтобы Вооруженные Силы стали подлинной школой труда и боевой выучки, нравственной чистоты и мужества, патриотизма, интернационализма и товарищества. Духовный потенциал - один из основных слагаемых их боевой мощи и боевой готовности.

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ДУХОВНОГО ПОТЕНЦИАЛА. Исходные теоретические положения по этим проблемам, о потенциальных возможностях и механизме воздействия духовного фактора на ход и исход войны были впервые сформулированы основоположниками научного коммунизма. В трудах В. И. Ленина получил дальнейшее развитие вопрос о соотношении материальных и духовных сил, зависимости духовного потенциала от политических и социально-экономических условий общественного прогресса, характера государственного строя, политических целей войны, уровня идеологической и организаторской работы Коммунистической партии. «Никогда не победят того народа, - указывал он применительно к справедливым войнам, - в котором рабочие и крестьяне в большинстве своем узнали, почувствовали и увидели, что они отстаивают свою, Советскую власть - власть трудящихся, что отстаивают то дело, победа которого им и их детям обеспечит возможность пользоваться всеми благами. культуры, всеми созданиями человеческого труда» (Поли. собр. соч., т. 38, с. 315). Вождь революции отмечал: «Во всякой войне победа в конечном счете обусловливается состоянием духа тех масс, которые на поле брани проливают свою кровь» (Там же, т. 41, с. 121).

Духовный потенциал как составной элемент оборонной мощи социалистического государства - это духовные возможности народа и его Вооруженных Сил, которые определяются степенью зрелости общественного и индивидуального сознания советских людей, воинов армии и флота и могут быть превращены в фактор достижения справедливых целей войны в защиту социалистического Отечества. Другими словами, он представляет собой классово-осознанное отношение народа и армии к войне, преодолению ее суровых испытаний.

В научной литературе употребляются понятия «духовный», «морально-политический» потенциал и др. По своему содержанию они во многом совпадают, но не тождественны. Формирование у людей осознанного отношения к целям войны осуществляется на основе прежде всего ее политической и моральной оценки. Следовательно, морально-политический потенциал выступает ядром, сердцевиной духовного потенциала. Он выражает внутренние потребности, побуждения, нормы поведения народа в борьбе с врагом, и ему правомерно отдается приоритет при характеристике его духовной готовности вести войну. Однако немаловажное значение имеют правовая, эстетическая, философская и даже религиозная оценки войны. Идеи, чувства и настроения, которые возникают по отношению к ней в рамках этих форм общественного сознания, хотя и не определяют полностью содержание духовного потенциала, но они входят в него. Поэтому понятие «духовный потенциал» по объему шире, чем «морально-политический потенциал».

Имея относительную самостоятельность, духовный потенциал органически связан с другими составляющими военного могущества государства - экономическим, научно-техническим, социально-политическим и собственно военным. Он так или иначе влияет на них, в свою очередь испытывая их воздействие на себе. Определяющую роль в его формировании всегда играет идеология, являющаяся мировоззренческим и методологическим ориентиром в решении всех проблем социальной, в том числе военной, сферы жизни общества.

Высокий уровень духовного потенциала Советских Вооруженных Сил обусловлен: прочностью общественного и государственного строя СССР; целеустремленной идеологической и организаторской деятельностью партии; непоколебимым идейно-политическим единством армии и народа, богатством их революционных, трудовых и боевых традиций; социалистическим образом жизни; кровной заинтересованностью трудящихся масс в успехах совершенствования общества развитого социализма и надежной его защите.

Следует отметить принципиальное отличие возможностей социалистического и буржуазного обществ в использовании духовных сил народа и армии для достижения целей войны. Морально-политический потенциал империалистических государств по причине социально-классовой разобщенности общества, антагонизма классов и отсутствия научной, цельной идеологии в принципе характеризуется слабостью и непрочностью как в мирное, так и военное время. Не имея возможности опереться на истинные идеи, военно-политическое руководство буржуазных государств в целях подготовки и ведения несправедливых, захватнических войн широко использует махровый антикоммунизм и антисоветизм, национализм, расизм и т. д. Примером невиданного идеологического оболванивания трудящихся масс, личного состава вермахта является гитлеровская пропаганда в годы второй мировой войны и в период, предшествовавший ей. Человеконенавистническая, антисоциалистическая идеология фашизма, не имевшая в своей основе каких-либо рациональных научных идей, массированно внедрялась в сознание людей с помощью лжи, клеветы, подтасовки фактов, подстрекательства, демагогии об «избранности арийской нации», о том, что «Германия превыше всего» и т. д. Если такая изощренная пропаганда и срабатывала под грохот победного шествия немецко-фашистских войск по Европе, то с каждым поражением под ударами Советских Вооруженных Сил их моральный дух падал, выражаясь в панике и чувстве обреченности. Такая же картина наблюдалась и в войнах, развязанных империализмом в послевоенные годы, в частности США против Вьетнама.

Некоторые буржуазные теоретики истолковывают духовный потенциал как проявление психологической возбудимости, национального характера, чувств, эмоций людей. Есть попытки свести его природу к «корпоративному духу» войск, к особым качествам воинской среды, оторванной от народа и живущей своими, обособленными, кастовыми интересами. Используя социальную демагогию, методы манипуляции общественным сознанием, осуществляя массированное идеологическое и психологическое давление на трудящихся, буржуазия рассчитывает заставить их фанатично сражаться за чуждые цели. Нередко, как показывает опыт подготовки агрессивных войн, это ей удается, что всегда следует иметь в виду.

В научной литературе в структуре духовного потенциала выделяются два взаимосвязанных уровня. Общественно-психологический уровень представляет собой совокупность чувств, настроений, привычек, эмоций, иллюзий, традиций, направленности воли, черт характера, свойственных различным классам, нациям, социальным и профессиональным группам и коллективам. Ф. Энгельс отмечал, что «национальный характер, исторические традиции и особенно различный уровень цивилизации создают много различий и порождают характерные для каждой армии ее сильные и слабые стороны» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 11, с. 436). Для того чтобы полнее и всестороннее знать противника, глубже понять цели, формы и способы действий, надо в процессе оценки сложившейся обстановки учитывать и его национально-психологические особенности, преимущества и слабости. От этого зависят эффективность пропаганды на его войска и население, полнота и правильность оценки военно-политической обстановки в целом, обоснованность принимаемых мер и решений.

Вместе с тем не следует допускать абсолютизации общественно-психологических сторон духовного потенциала. На данном уровне отдельные политически незрелые люди воспринимают войну прежде всего как наиболее простые, непосредственно бросающиеся в глаза явления, факты: кто первый напал, на чьей территории ведутся боевые действия, кто наступает или обороняется. Общество, государство и нация часто рассматриваются в качестве единого, классово нерасчлененного явления. Причем интересы защиты общей территории, культуры, домашнего очага нередко заслоняют коренной вопрос: из-за чего ведется война, каким социальным силам она выгодна.

В. И. Ленин такой подход к войне называл обывательским, остро критиковал тех, кто стоял на подобных позициях. «Социальный характер войны, ее истинное значение, - учил он, - определяется не тем, где стоят неприятельские войска... Этот характер определяется тем, какую политику война продолжает... какой класс в каких целях войну ведет» (Полн. собр. соч., т. 34, с. 196- 197).

В связи с этим в структуре духовного потенциала выделяется теоретико-идеологический уровень, представляющий собой совокупность идей, теорий и взглядов, которые систематизирование, с позиций интересов определенного класса отражают политические оценки и взгляды о сущности войны, ее характере, причинах возникновения, возможных последствиях, выражают отношение людей к ней. Сюда же относятся знания и понимание вопросов о защите социалистического Отечества, о советском патриотизме и пролетарском, социалистическом интернационализме, понятия о мужестве, героизме, отваге, долге и т. д. Эти и другие взаимосвязанные элементы духовного потенциала войск лежат в основе морально-политической и психологической подготовки личного состава, осуществляющейся в единстве, но при определяющем значении развития у воинов политического и морального сознания.

Роль духовного потенциала в структуре боевого могущества Советских Вооруженных Сил в целом выражается в ряде его социальных функций, главными из которых являются сплочение личного состава вокруг КПСС и Советского правительства, идеологическая ориентация народа и армии в отношении ведения войны в защиту социалистического Отечества, убеждение в ее справедливости, стимулирование, мотивация поведения воинов в бою. В нерушимом единстве армии и народа при руководящей и направляющей роли Коммунистической партии заключена великая непреоборимая сила защитников Родины. Их высокое политико-моральное состояние проявляется в стремлении как можно эффективнее и в срок реализовать в боевой обстановке конкретные решения военно-политического руководства страны.

Рассматривая духовный потенциал войск (сил) в функциональном плане, необходимо учитывать возрастание его роли в выполнении задач, стоящих перед Советскими Вооруженными Силами. Это обусловлено тем, что усилившаяся военная опасность со стороны агрессивных сил империализма, прежде всего американского, его безудержные военные приготовления, вероломство сил реакции и милитаризма обязывают личный состав армии и флота проявлять неослабную бдительность и повышать боевую готовность частей, кораблей и соединений к отражению возможной агрессии. «Мы не можем не видеть растущей агрессивности империализма, его попыток добиться военного превосходства над социалистическим содружеством,- говорил товарищ К. У. Черненко на заседании Политбюро ЦК КПСС. - Наша страна ни на кого не собирается нападать... Но обороноспособность свою мы будем укреплять, оберегая мирный труд советских людей, отстаивая дело мира во всем мире».

Разумеется, возрастание значения духовного фактора связано и с интенсивным развитием военного дела, непрерывным обновлением оружия и боевой техники. На вооружении современных армий находятся ядерное и другие виды оружия массового поражения, ускоренно разрабатывается и внедряется высокоточное обычное оружие. Идет процесс насыщения их эффективными средствами автоматизации управления войсками и оружием. Все это вызывает повышенные требования к морально-политическим качествам, психологической стойкости и физической выносливости воинов. Для того чтобы добиться высокой слаженности в действиях, научиться в совершенстве владеть сложным оружием и боевой техникой, требуются большие усилия всего личного состава. Человек был и остается решающей силой на войне.

Особенно следует выделить роль таких элементов духовного потенциала войск и сил флота, как чувства советского патриотизма и социалистического интернационализма, интернациональной ответственности и долга, общенациональной советской гордости. Они вобрали в себя все лучшее, что создано трудом, отвагой, героизмом миллионов советских людей.

Советские Вооруженные Силы выполняют свой долг плечом к плечу с армиями других стран - участниц Варшавского Договора. В тесном сотрудничестве совершенствуется их воинское мастерство, крепнет и развивается нерушимая дружба братьев по оружию, воинов-интернационалистов.

Таково марксистско-ленинское понимание сущности, структуры и функций духовного потенциала войск и сил флота. Опираясь на эти принципиальные теоретические положения, военные советы, командующие, командиры, политорганы, штабы, партийные и комсомольские организации практически решают вопросы укрепления духовной готовности армии и флота к решительному отпору любому агрессору.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВОЙСК. XXVI съезд партии, последующие Пленумы ЦК КПСС поставили задачу наиболее полно использовать преимущества общества зрелого социализма в интересах увеличения его материальных и духовных богатств, гармоничного развития советских людей. Партия и государство комплексно подходят к наращиванию духовных сил народа и армии в целях успешного решения созидательных и оборонных задач в их органическом единстве. Залог того, что они будут выполнены, - нерушимое единство партии и народа. Это особенно ярко выражается ныне, когда КПСС вступила в период непосредственной подготовки к своему XXVII съезду, развернулось всенародное соревнование за достойную встречу 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Дальнейшее укрепление духовного потенциала армии и флота осуществляется по ряду направлений. Прежде всего, речь идет о том, чтобы в этом Деле всесторонне учитывались и максимально использовались такие возросшие его объективные источники, как неуклонное развитие экономического, научно-технического, социально-политического и духовного потенциалов страны, состоянием которых обусловливается в конечном счете обороноспособность Советского государства.

На этапе зрелого социализма во все возрастающей мере раскрываются созидательные возможности социалистического строя, его подлинно гуманистическая сущность. Партией четко определены главные пути достижения новых рубежей социально-экономического прогресса: ускоренное развитие общественного производства, максимальное использование интенсивных факторов роста. Обеспечить здесь решающий перелом - не просто хозяйственная, но и огромной важности политическая задача. Ее успешное решение является показателем зрелости советского общества на достигнутой ступени его развития. Только так можно одновременно наращивать экономическую мощь страны, укреплять ее обороноспособность и неуклонно поднимать народное благосостояние. Именно такой подход содержится в материалах февральского, апрельского и октябрьского (1984 года) Пленумов, в речи товарища К. У. Черненко на заседании Политбюро ЦК КПСС 15 ноября 1984 года.

Марксизм-ленинизм оценивает роль духовного фактора в войне строго с материалистических позиций, т. е. учитывает воздействие на ход и исход военных действий оружия и боевой техники, профессиональной выучки воинов, качества управления войсками (силами) и т.д. Ф Энгельс писал, что отсутствие оружия или неумение владеть им делает воинственное настроение солдат весьма малоценным (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 15, с. 110).

Высокая техническая оснащенность и боевое мастерство являются той материальной основой, на которой реализуются идейные убеждения и направленность воли личного состава. Командиры, штабы, политорганы, партийные и комсомольские организации делают все для того, чтобы советские воины настойчиво овладевали современным оружием и боевой техникой, неустанно повышают их морально-политическую закалку, выковывают у них развитые качества политического бойца. с активной жизненной позицией, которые прививаются им тем быстрее, чем лучше молодежь готовится к армейской и флотской службе, чем эффективнее проводится с ней воспитательная, военно-патриотическая работа в школе и семье, на предприятиях и в учебных заведениях, в системе профтехобразования и организациях ДОСААФ. Из положений Конституции СССР о защите социалистического Отечества вытекают соответствующие обязанности не только партийных, советских и военных органов на местах, но и персональная ответственность каждого советского гражданина за судьбы Родины.

На укрепление духовного потенциала войск огромное влияние оказывает дальнейшее развитие общественных отношений. Неуклонно упрочиваются единство партии и народа, союз рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции, дружба наций и народностей СССР, активизируется работа Советов народных депутатов, профсоюзов, комсомола и других общественных организаций, повышается роль трудовых коллективов. Совершенствуется социалистическая государственность, углубляется демократизм нашей жизни, утверждается ленинский стиль в деятельности партийного и государственного аппарата, реализуется на практике принцип социальной справедливости, социалистической законности, ведется бескомпромиссная борьба с явлениями, чуждыми коммунистической морали и ценностям советского образа жизни. Поистине огромны достижения Страны Советов в развитии науки и техники, системы образования, литературы и искусства. Важнейшим фактором дальнейшего прогресса общества является возрастание руководящей и направляющей роли Коммунистической партии как политического авангарда советского народа.

Все это создает благоприятные условия для обогащения интеллектуального потенциала социалистической Родины, который изо дня в день сверкает еще более яркими гранями во всем своем богатстве, величии и блеске, для поддержания в стране и Вооруженных Силах здоровой политико-моральной атмосферы, формирования у советских людей чувства оптимизма и исключительной преданности идеалам коммунизма и готовности защищать их с оружием в руках.

Главное содержание работы военных советов, командующих, командиров, политорганов, штабов, партийных и комсомольских организаций в войсках и на флотах - поддержание высокой боевой готовности частей, кораблей и соединений, которая складывается из множества больших и малых дел. Важным направлением укрепления ее духовного слагаемого является осуществление комплекса мер, имеющих целью дальнейшее повышение эффективности идеологической, политико-воспитательной работы с личным составом. Решения XXVI съезда партии, постановления июньского (1983 года), последующих Пленумов ЦК КПСС содержат развернутую и долговременную программу перестройки многих участков и сфер идеологической деятельности, рассчитанную на повышение ее качества и действенности, совершенствование содержания, форм и методов в целях приведения в соответствие с потребностями современного этапа развития советского общества, Вооруженных Сил.

ЦК КПСС, Министр обороны СССР, начальник Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота сосредоточивают внимание командиров, политорганов, партийных и комсомольских организаций армии и флота на обеспечении высокого уровня пропаганды и агитации как одной из самых насущных задач идейно-воспитательной работы. Речь идет о глубоком, целостном изучении и пропаганде трудов К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина, руководителей партии и правительства, истории КПСС, решений ее съездов и Пленумов ЦК, творческом применении методологии марксизма-ленинизма в процессе теоретической и практической деятельности, всестороннем осмыслении сложных процессов современного общественного развития, улучшении всей системы политической учебы личного состава. Задача состоит в том, чтобы еще теснее увязать пропаганду и агитацию с проблемами, решаемыми в процессе оперативной, боевой и политической подготовки войск (сил).

В идеологической, политико-массовой работе требуется глубже и последовательнее осуществлять дифференцированный подход к массам воинов. Как отмечалось на Всеармейском совещании секретарей комсомольских организаций, при определении ее содержания необходимо учитывать возрастные особенности военнослужащих, уровень их образования, интересы и склонности. На передний план выдвигается усиление боевого, наступательного характера идейно-воспитательной работы, непримиримости к недостаткам, настроениям благодушия и беспечности, особенно в вопросах боевой готовности войск.

Важное значение приобретает воспитание политической культуры у воинов, цель которой, как подчеркивал В. И. Ленин, - «воспитать истых коммунистов, способных победить ложь, предрассудки и помочь трудящимся массам победить старый порядок и вести дело строительства государства без капиталистов, без эксплуататоров, без помещиков» (Полн. собр. соч., т. 41, с. 404).

Большое место в мероприятиях по морально-политической подготовке личного состава должно занять глубокое раскрытие проблем войны и мира в современных условиях. Необходимо решительно разоблачать измышления империалистов, связанные с оценкой нынешнего противоборства двух противоположных социальных систем, их попыткой скрыть свои агрессивные военные приготовления разглагольствованиями об угрозе войны со стороны Советского Союза. Под прикрытием подобных пропагандистских ухищрений они делают ставку на разрешение исторического спора двух систем в свою пользу с «позиции силы» в интересах, как утверждает руководство Пентагона, «уничтожить социализм как общественную систему».

Командиры, политорганы, партийные и комсомольские организации призваны разоблачать маневры врагов мира и социального прогресса, повышать бдительность и боевую готовность советских воинов. Офицерским кадрам принадлежит ответственная роль в воспитании и обучении личного состава, что обусловливает необходимость выработки у них наряду с другими качествами высокой политической культуры, умения подходить к решению всех задач с политической точки зрения. Это позволяет им успешнее осуществлять морально-политическую и психологическую подготовку воинов, призванную формировать у них марксистско-ленинское мировоззрение, глубокую идейную убежденность и благородные нравственные принципы поведения.

Сегодня особенно важно прививать воинам чувство любви к Родине и ненависти к ее врагам, высокую политическую бдительность, постоянную готовность к подвигу. Как отмечает начальник Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота генерал армии А. А. Епишев, необходимо более действенно воспитывать воинов в духе следования Ленину и ленинизму. Изучение теоретического наследия великого вождя, его жизни и деятельности, политики ленинской партии - основа и мощное средство формирования у молодого человека идейной убежденности, классового самосознания, боевой активности.

Враждебная пропаганда клевещет на нашу армию, пытается фальсифицировать ее предназначение и современные задачи. Советские Вооруженные Силы были и являются могучим фактором сдерживания агрессивных устремлений империалистической реакции. Армии эксплуататорских государств, бывшие на протяжении всей истории инструментом насилия и войны, таковыми остаются и при империализме. Только в условиях социализма армия становится орудием защиты мира и обеспечения международной безопасности.

Особенно изощряются враги социализма в попытках извратить руководящую роль марксистско-ленинских партий в области военного строительства, интернациональную природу Вооруженных Сил СССР, ослабить братские узы, связывающие армии стран-участниц Варшавского Договора. Одним из направлений оголтелого антисоветизма является их стремление принизить историческое значение решающего вклада советского народа в разгром империалистических агрессоров во второй мировой войне, освободительной миссии Советских Вооруженных Сил. Поэтому, как указывается в постановлении ЦК КПСС «О 40-летии Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов», в обстановке, когда агрессивные империалистические круги нагнетают напряженность, систематически организуют враждебные идеологические кампании и диверсии против Советского Союза, братских стран социализма, все возрастающее значение приобретает воспитание трудящихся в духе советского патриотизма и пролетарского, социалистического интернационализма, дружбы народов СССР. Необходимо формировать у каждого советского человека четкие классовые позиции, высокую политическую бдительность, непримиримость к империализму, убежденность в правоте и непобедимости социализма.

Глубокая идейность, политическая сознательность лежат в основе верности советских воинов своему конституционному долгу, являются источником массового героизма и самоотверженности в борьбе с врагом. Человек, до конца уверенный в правоте своих идейных установок и идеалов, не отступает ни перед какими трудностями и лишениями. «Убеждение в справедливости войны, сознание необходимости пожертвовать своею жизнью для блага своих братьев, - писал В. И. Ленин, - поднимает дух солдат и заставляет их переносить неслыханные тяжести... осознание массами целей и причин войны имеет громадное значение и обеспечивает победу» (Поли. собр. соч., т. 41, с. 121). Ярким подтверждением правильности этой ленинской мысли стал массовый героизм советских людей, воинов армии и флота, проявленный в суровые годы войн в защиту социалистической Родины. Вся армейская и флотская служба вырабатывает, говоря словами В. И. Ленина, «героическое сознание» (Полн. собр. соч., т. 40, с. 322). Сегодня это выражается в постоянной готовности и способности личного состава уверенно действовать в любых, самых сложных условиях.

Перестройка идеологической работы в интересах дальнейшего повышения духовного потенциала войск предусматривает совершенствование ее форм. Отдельные командиры и политработники пытаются решать новые задачи старыми, шаблонными приемами и методами, не учитывая новую ситуацию. Сегодня, как никогда, важны наряду с использованием оправдавших себя приемов и методов, поиск и применение на практике новых, более эффективных форм и средств деятельности, учитывающих специфику современного поколения защитников Родины. Командиры и политорганы, все руководители обучения и воспитания личного состава призваны придавать этому процессу целеустремленный, творческий характер.

Воспитание людей, как известно, - большое искусство, сложное и ответственное дело, где нет готовых рецептов действий. Оно не терпит формализма и равнодушия. Трудно переоценить, например, силу личного примера руководите ля. Практика, социологические исследования показывают, что у воинов возникает потребность в человеческом идеале, в личности, которой можно было бы подражать, следовать во всех случаях жизни.

Нравственное воздействие личного примера командира, политработника в исполнении воинского долга исключительно велико. Его положительная направленность проявляется только в том случае, если слова воспитателя совпадают с его делами, с образом жизнедеятельности. Без этого нет и не может быть подлинного авторитета руководителя, который никогда не приходит сам по себе вместе с назначением на ту или иную должность. Авторитет должности, как известно, вовсе не равнозначен авторитету человека, который ее занимает. Вот почему важно постоянно думать о том, как своим трудом, организацией дела, достижением конкретных результатов в повышении боеготовности подразделения, части, корабля оправдать доверие, свое соответствие занимаемой должности. Вместе с тем завоеванный авторитет нужно постоянно подкреплять делами, причем не только служебными. Огромное значение имеют деловитость офицера, его нравственная чистота, скромность, заботливое отношение к подчиненным, способность расположить их к себе.

Одной из предпосылок повышения уровня духовного потенциала войск и сил флота является максимальное приближение обучения личного состава к условиям ведения боевых действий в современной войне, проведение его без послаблений и упрощений. Благоприятные условия для этого создаются особенно на оперативных учениях и тактических занятиях, боевых стрельбах, пусках ракет, в ходе несения боевого дежурства, на которых формируются навыки согласованных действий, умение преодолевать трудности, управлять собой, самоотверженно выполнять боевые задачи. Реализация принципа «учить войска тому. что необходимо на войне»,-непреложное условие, высокой боевой готовности. В содержании и характере учебно-воспитательного процесса должны отражаться состояние и перспективы развития военного дела, условия театра военных действий, боевые возможности своих войск и войск вероятного противника, его сильные и слабые стороны.

Важным показателем духовного потенциала советских воинов является их высокая дисциплинированность как непременное слагаемое боевой готовности войск. Формирование этого качества у военнослужащих связано прежде всего с их политическим, нравственным, воинским и правовым воспитанием, выработкой постоянного стремления неуклонно следовать требованиям военной присяги и уставов.

Известно, что дисциплина в Советских Вооруженных Силах была и остается категорией политической, нравственной. Ее фундамент составляют идейная убежденность, духовная зрелость воинов, обостренное чувство ответственности за состояние дел в части, на корабле, в подразделении, за их боевую готовность.

Успех в укреплении воинской дисциплины зависит от того, насколько последовательно ведется работа по повышению исполнительности на всех уровнях, обеспечивая четкость и плановость в организации боевой подготовки как осноеы воинского уклада в полку и на корабле, насколько поднята роль распорядка дня и расписания занятий, а служба войск и внутренний порядок приведены в соответствие с требованиями общевоинских уставов и приказов Министра обороны СССР. Во взаимоотношения начальников и подчиненных важно настойчиво внедрять взаимную культуру, вежливость в сочетании с требовательностью, личной дисциплинированностью и строжайшей исполнительностью.

Конкретные пути борьбы за крепкую воинскую дисциплину определены в решениях ЦК КПСС, приказах Министра обороны СССР и директивах Министра обороны СССР и начальника Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота. Однако эффективность работы командиров, штабов, политорганов, партийных и комсомольских организаций в этой области в ряде частей, кораблей и подразделений пока еще невысока. Проводится немало собраний, совещаний, даются многочисленные указания, а работа с людьми страдает многими недостатками. Например, отдельные факты сокрытия истинного состояния дисциплины в подразделении осуждаются, но виновных лиц иногда не называют и не наказывают. Недопустимо успокаивать и себя, и вышестоящее командование, да и подчиненных, иллюзией благополучия, создаваемой с помощью сокрытия проступков. Укреплению дисциплины не способствует также увлечение некоторых командиров и начальников разговаривать с подчиненными языком нотаций и назиданий, забывая о строгом спросе за допущенные просчеты. Министр обороны СССР Маршал Советского Союза С. Л. Соколов отмечает, что «хороших результатов в воспитании у офицеров партийной принципиальности достигают там, где доверие к ним неразделимо с требовательностью, где спрос осуществляют не от случая к случаю, а постоянно, систематически».

В этом вопросе необходимо полнее использовать и воспитательное воздействие на воинов коллектива. Морально-психологический климат в нем, направленность и действенность общественного мнения во многом зависят от боевитости, активности и деловитости партийных и комсомольских организаций.

Коллектив состоит из людей с различными характерами, вкусами, привычками, наклонностями. Нужно сделать так, чтобы он представлял собой не простую сумму военнослужащих, а единую, дружную, сплоченную семью, живущую горячим стремлением достойно выполнить свой долг перед Родиной.

Образцовый уставной порядок, четкая организация жизни, деятельности и быта личного состава, пропаганда и внедрение в повседневную практику положений военной присяги и уставов воспитывают у него привычку всегда быть дисциплинированным, точным, аккуратным, готовым к выполнению поставленной задачи. Важно создать в каждом воинском коллективе отношения войскового товарищества, боевого братства, взаимной требовательности и заботы о людях. Каждый командир, политработник должен иметь тесные контакты с воинами, которые помогают ему найти верный путь к сердцам подчиненных, что в конечном счете позволяет овладеть секретом победы над врагом.

Дальнейшее укрепление духовного потенциала войск предполагает повышение социальной ответственности каждого военнослужащего за эффективное использование колоссальных возможностей современного оружия. Коллективный характер его эксплуатации, боевого применения выдвигает перед организаторами обучения и воспитания личного состава ряд проблем, от правильного решения которых во многом зависят духовные силы воинов. Одной из основных предпосылок их прочности выступает ответственное отношение каждого военнослужащего к выполнению своего долга перед Родиной, помноженное на его идейную зрелость. «Наша армия сегодня, как и всегда, - отмечает товарищ К. У. Черненко, - сильна не только современной техникой и хорошей выучкой, но и своей идейной заряженностью, высоким морально-политическим духом».

Прочный духовный потенциал войск и сил флота наряду с их технической оснащенностью и воинским мастерством личного состава является составной частью боевого потенциала Советских Вооруженных Сил. Решение всего комплекса задач по его формированию и укреплению возможно лишь на основе марксистско-ленинской идеологии и эффективного внесения ее идей и положений в сознание воинов в процессе целеустремленной, всеохватывающей политико-воспитательной работы. При этом важно добиваться, чтобы усвоенные ими марксистско-ленинские идеи воплощались на практике, в делах, поступках, в поведении, в решении конкретных задач оперативной, боевой и политической подготовки.

Соколов С. Л. Ленинский стиль в работе военных кадров. - М.: Воениздат 1983, с. 11.

Проблемы развития духовного потенциала личности дошкольника - ценностно приоритетные на фоне общего упадка духовной культуры общества. Они актуализированы насущными потребностями времени и недостатком внимания к образовательной работы по этому направлению во всех звеньях образования и в частности в дошкольном. Само понятие духовность имеет сложные, многокомпонентные трактовки философского, психологического, педагогического направления.

Поскольку духовный потенциал личности проявляется через ее духовные потребности и ценности (интеллектуальные, моральные, эстетические), эмоциональную культуру, нравственные и эстетические идеалы, мировоззрение, способность к творчеству, основные пути его формирования в дошкольном детстве лежат в плоскости социально-нравственного, эмоционально-ценностного, познавательного, художественно-эстетического и креативного развития ребенка. Реализация духовного потенциала и взрослого человека, и ребенка возможна на основе сложившейся (у дошкольника - заложенных основ) духовной культуры, компонентами которой является интеллектуальная, моральная, коммуникативная, художественно-эстетическая, национальная, семейно-бытовая, экологическая, правовая, христианская, морально-этическая культуры и тому подобное .

Прежде всего это касается процесса формирования у детей открытости к миру, воспитания навыков поведения, осознанного отношения к себе как свободной самостоятельной личности и к своим обязанностям, которые определяются связями с другими людьми, формированием готовности к восприятию окружающей информации, воспитанием сочувствия, сопереживания, желание узнавать людей, правильно действовать. Позиция открытости к миру, принятие мира и себя является добром. Оно бесполезно, щедрое, не требует вознаграждения. Позиционирует как условие гармоничного сочетания человека и общества, достижения ими совершенства.

Доброжелательность начинается в практическом взаимодействии «ребенок-взрослый». Взрослый представляет для ребенка общество, занимает центральное место в ее внутреннем мире, выступает носителем информации учебно-воспитательного содержания. Специфической эмоционально-чувствительной привязанностью характеризуются отношения ребенка с родителями. Совместное переживание радости и забот способствует детскому пониманию правил общежития в семье, ответственности за благополучие другого. Ребенок приобретает опыт правильности поступка и, как следствие, уверенного поведения. На их основе разворачивается и совершенствуется система отношений дошкольника к действительности. Опыт ребенка обогащается благодаря переживанию того, с чем он встречается в жизни, его открытости, пониманию, осознанию, активным действиям. Через общение с природой, рукотворным миром, культурными достижениями, позже - другими людьми, складывается общая картина мироздания и отношения к ней.

Большое влияние на духовное развитие ребенка имеет также окружающая среда (природа, маленькая семья, где ребенок родился, условия жизни). Природа, будучи средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляет на сбережения его богатств, вместе с тем содержит в себе огромный потенциал всестороннего развития личности .

Природа возбуждает любознательность ребенка, влияет на его сенсорику и вызывает чувство прекрасного. Можно без преувеличения сказать, что наиболее полно ребенок познает красоту окружающего мира через восприятие красоты природы .

Воздействуя на эмоции ребенка своими эстетическими качествами - совершенством формы, разнообразным и (в зависимости от времени дня, времени года, освещения) изменчивым колоритом, природа вызывает эстетические чувства.

Это способствует проявлению эмоционального отношения к объектам и явлениям природы. Привлечение ребенка к источникам духовности начинается с умения видеть красоту в окружающей среде: это и первый цветок, и нежный весенний листочек, и разноцветные деревья осенью, синее небо, и белоснежное покрывало зимы.

Восхищение природой родного края неразрывно связано с любовью к Родине. Ребенку свойственно инстинктивное интерес к месту, где он родился и живет, где родились его родители, родители родителей. Но патриотизм в его общечеловеческом смысле нужно воспитывать. В этом пригодятся рассказы об истории своего города или края, экскурсии к историческим памятникам, посещение театра.

Средством ценностного видения мира, становление национального характера, мировоззрения также яркое, образное родное слово.

Фольклор занимает значительное место в жизни ребенка-дошкольника. Детям доступны для понимания поговорки, пословицы, мирилки, дразнили, сказки, легенды. Если обзывалки (дразнилки) - это ответ ребенка на обиду, недоброжелательное отношение, недооценку добродетелей, желание восстановить справедливость через уязвимое слово, наказать обидчика, то мирилки используются с целью восстановления товарищеских взаимоотношений.

Мощным средством формирования духовных ценностей у дошкольников является региональная культурно-историческая среда, культурно-историческое наследие, культурно-историческое пространство. Особенности окружающей природы, менталитета, традиции бытия, художественно-эстетическое творчество родного края имеют значительный духовный влияние на детей. Принцип краеведения в работе с дошкольниками тесно связан с региональным подходом к отбору познавательно-воспитательного материала. В культурно-историческому наследию, как духовно-воспитательном средстве, заложены возможности формирования духовных ценностей детей и их семей .

Особое значение для формирования у детей дошкольного возраста духовных ценностей, учитывая их возрастные особенности (доминирование образного мышления, яркая творческое воображение, эмоционально насыщенные ощущения от общения с окружающим миром и способность к восприятию нового, яркого, красивого), имеет искусство. Именно различные виды искусства, которые являются составной культурно-исторического наследия региона, позволяют ребенку усвоить систему духовных ценностей, сформировать возвышенное, оптимистическое, радостное, одухотворенное восприятие действительности, понимание прекрасного в жизни и искусстве.

Таким образом, сложный процесс становления человека, формирования его духовности происходит под влиянием целого ряда условий (объективные природные и социальные факторы, в которых живет человек, воспитательное воздействие на личность, приобщение личности, формируется, к участию в практической деятельности, самовоспитания). Фундамент духовного мира личности составляют знания, ум, вера и убеждения. Вера и убеждения составляют основу формирования мировоззрения личности.

Нравственная воспитанность дошкольника является основой его духовно-душевного развития. Но наряду с этим следует признать, что именно духовно-душевное развитие ребенка, по сравнению с нравственным воспитанием, остается и поныне одним из наименее освоенных сфер педагогической работы. То есть, важно обучать малыша анализировать свои мысли, чувства, поступки и стремиться к высшему, чистого, хорошего. Формы и методы этой работы могут быть разными. Главное, чтобы они формировали у ребенка доброту, готовность всегда прийти на помощь, способность к жертвенности, желание больше отдавать, чем брать, умение понимать чувства других людей и признавать за ними право на собственную индивидуальность. Именно эти черты объединяют высокодуховных людей .

Поэтому главная задача ближайшего социума -- создавать условия для накопления дошкольниками первого положительного общечеловеческого духовного опыта через активное привлечение их к различным видам деятельности: игровой, познавательной, коммуникативно-речевой, предметно-практической, изобразительной, музыкальной, двигательной, театрализованной и тому подобное.

В качестве средств развития духовного потенциала детей в дошкольном учебном заведении и семьи следует широко применять произведения искусства (изобразительного, музыкального, декоративно-прикладного, литературного и т.п.). Обязательным является также опора на культурные и исторические традиции народа, отдельного рода и семьи, дошкольного учреждения и группы, а также окружающую среду .

Указанные средства особенно интенсивно влияют на эмоциональную сферу ребенка, а затем наиболее эффективны в деле формирования интереса к доступных возрастные элементов духовного наследия человечества, приобщение к духовной практике познания мира людей, природы, вещей, своего «Я», приобретение детьми собственного опыта.

Возрождение духовности, нравственности невозможно без включения в этот круг родителей как первых педагогов своих детей. Родительская общность - единственная, с которой ребенок связан всю свою жизнь, и именно ей он обязана своим личным счастьем, успехами в профессиональной деятельности, гармонией с миром, а порой и смыслом жизни. Однако общественное сознание еще не готово принять идею духовно-нравственного отцовства как высшую человеческую ценность, принцип и даже парадигму духовно-нравственного возрождения семьи и общества.

Гуманизация пока во многом ограничивается внешними изменениями, не затрагивая глубинных основ взаимоотношений между людьми, в частности, в системе отношений «родители-ребенок». Поэтому психологическая и педагогическая задача укрепить понимание основ духовно-нравственной гуманной родительской педагогики, духовной гуманистической психологии отцовства.

Духовные и нравственные основы личности является условием целостности и саморазвития человека. К сожалению, вопросы духовно-нравственного развития родителей пока не решаются психолого-педагогической наукой и практикой так успешно, как того требует определяющий характер данного явления в человеческих отношениях.

Таким образом, структура духовности родителей может быть соотнесена со следующими компонентами:

Потребностно-ценностный компонент - потребности, ценностные ориентации;

Познавательно-интеллектуальный компонент - особенности умственной сферы (наблюдательность, критическое мышление, глубина, любознательность);

Волевой компонент - целеустремленность, настойчивость, саморегуляция;

Деятельностный компонент - управление своим внутренним миром согласно духовных ценностных ориентаций;

Чувственно-эмоциональный компонент - эмоциональная сфера человека;

Гуманистический компонент - уважение, эмпатия, сочувствие;

Эстетический компонент - стремление, потребности в красоте и создание красоты.

Детская душа - это не сумерки, а свет - яркий, чистый и очень красивый. Взрослые должны делать все для того, чтобы он наполнял счастьем всю нашу жизнь.

С учетом возможностей и потребностей развития личности в период дошкольного детства процесс целенаправленного формирования духовного потенциала малыша должна ориентироваться прежде всего на следующие основные проявления.

Проявления духовного потенциала ребенка

Стремление познавать окружающий мир и себя в нем, глубже знакомиться с произведениями разных видов искусства;

Желание воспринимать и творить прекрасное, самостоятельно заниматься художественной деятельностью;

Понимание основных морально-этических норм и способность следовать им в своем поведении;

Уважительное и бережное отношение ко всему живому, неживой природы и предметов рукотворного мира, ответственность и другие базовые качества личности.

Семьи воспитанников и педагоги дошкольного учреждения - это окружение, которое производит существенное влияние на духовный мир ребенка в силу своего постоянного тесного контакта с малышами, высокого авторитета и доверия с их стороны.

Поэтому главная задача ближайшего социума - создавать условия для накопления дошкольниками первого положительного общечеловеческого духовного опыта через активное привлечение их к различным видам деятельности: игровой, познавательной, коммуникативно-речевой, предметно-практической, изобразительной, музыкальной, двигательной, театрализованной и тому подобное.

В качестве средств развития духовного потенциала детей в дошкольном учебном заведении и семьи следует широко применять произведения искусства (изобразительного, музыкального, декоративно-прикладного, литературного и т.п.). Обязательным является также опора на культурные и исторические традиции народа, отдельного рода и семьи, дошкольного учреждения и группы, а также окружающую среду.

Указанные средства особенно интенсивно влияют на эмоциональную сферу ребенка, а затем наиболее эффективны в деле формирования интереса к доступных возрастные элементов духовного наследия человечества, приобщение к духовной практике познания мира людей, природы, вещей, своего «Я», приобретение детьми собственного опыта .

Элементы христианства как средство формирования духовности

Следует согласиться с учеными и практиками, которые предлагают интегрировать в контекст духовного развития детей дошкольного возраста элементы религиозного просвещения, не прибегая к собственно религиозного воспитания и соблюдения религиозных обрядов, поклонение иконам, заучиванием молитвенных текстов и т. п. В то же время такие духовные запросы могут удовлетворяться в условиях семейного воспитания, ведь право родителей - определить, к какой религии и каким образом привлекать своего ребенка (конечно, не нарушая никаких ее прав, без насилия и принуждения).

МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №85»

Secondary School of General education №85

Orenburg, Russia

Исследовательская работа на тему

Духовный потенциал как ресурс

развития счастливой личности


The spiritual potential as a resource for the development of a happy person

Работу выполнил

ученица 8а класса:

Бекмухамбетова Камиля Bekmukhambetova K.M.

Р уководитель

педагог-психолог:

Бекмухамбетова А.А

Оренбург – 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Философские и психологические проблемы развития

личности 5

    1. Духовный потенциал личности 5

      Ресурсы развития 6

      Развитие счастливой личности

      Взаимосвязь духовных ресурсов личности с ощущением счастья и психологическим благополучием 7

Глава 2. Исследование взаимосвязи духовного потенциала с ощущением счастья и психологическим благополучием подростков 11

2.1. Описание участников исследования 11

2.2. Методы исследования 11

2.3. Результаты исследования 12

2.4. Выводы 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

ЛИТЕРАТУРА 17

Введение

Целью жизни должно быть счастье,

иначе огонь не будет гореть достаточно ярко,

движущая сила не будет достаточно

мощной - и успех не будет полным.

Теодор Драйзер

Надежда на благополучную и счастливую жизнь и стремление к ней

были свойственны людям во все времена. Однако в современном обществе стремление к счастью стало приобретать угрожающие размеры, все более срастаясь с потребностью контролировать собственную жизнь. Общество потребления с его бесконечно растущим предложением разнообразных благ нуждается в неудовлетворенном субъекте, в сознании которого идея благополучной жизни все больше связывается с внешними знаками. Тому же способствует и рекламная индустрия, блестяще использующая базовые человеческие потребности в счастье, любви и благополучии для продвижения товаров и услуг.

Ученые пришли к выводу, что деньги не делают человека счастливым. Тому есть несколько причин: во-первых, человек просто привыкает к богатству. Во-вторых, ему свойственно оценивать плотность своего кошелька, сравнивая его с другими кошельками. То есть, богатство вызывает прилив счастья тогда, когда мы сравниваем себя с бедными людьми. Весьма уязвимая и сомнительная позиция.

Получается, что прогресс общества, улучшение образа жизни людей не делают человека счастливым, но или, по крайней мере, до конца. Так где же тогда искать ресурсы счастья? Как построить счастливую жизнь? Что нужно для этого делать? Поиск ответов на данные вопросы привел к изучению многочисленных источников и проведению исследования.

Изучением вопросов построения счастливой и благополучной жизни занимается современная наука – позитивная психология. Фундаментальной установкой современной позитивной психологии является позитивный потенциал человека, главный фокус внимания сосредоточивает наука на созидающих, сильных сторонах личности. Эти тезисы определили тему нашего исследования: «Духовный потенциал как ресурс развития счастливой личности».

Объект исследования: школьники в возрасте 13-14 лет

Предмет исследования: ценностные установки и эмоциональные характеристики подростков

Гипотеза : духовный потенциал способствует благополучному развитию и ощущению счастья подростков

Цель исследования: изучить влияние духовного потенциала на благополучное развитие личности подростков

Задачи:

    расширить представления о духовных ресурсах;

    найти точки соприкосновения понятий «духовность» и «счастье»;

    исследовать взаимосвязь духовных ресурсов личности с ощущением счастья и психологическим благополучием.

Глава 1. Философские и психологические проблемы развития личности

    1. Духовный потенциал личности

Анализ данного явления начнем со слова «потенциал». Сам термин «потенциал» означает скрытые возможности (кого-то, чего-то). Потенциал личности - способность человека к умножению своих внутренних возможностей, в первую очередь - способность к развитию. Потенциал личности - возможность жить богатой внутренней жизнью и эффективно взаимодействовать с окружением, быть продуктивным, эффективно влиять, успешно и .

Понятию «духовность» уделяли большее внимание еще со времен античности. Проанализируем различные подходы к пониманию духовности.

Платон рассматривал духовность через категорию добродетели. « Добродетель есть основа нравственности и стержень духовности. Ее свойства проявляются как рассудительность, мужество, понятливость, памятливость, щедрость и т.д. Добродетель включает в себя также знание, разум, справедливость, благо» .

Русские философы рассматривали духовность как выражение человеческого духа, как историю духовных традиций, как становление личности. Н.А. Бердяев отождествлял духовность с активностью внутренней жизни. «Духовность есть богочеловеческое состояние. Человек в духовной своей глубине соприкасается с божественным, и из божественного источника получает поддержку» .

Современный нидерландский философ Кейс Ваайман предлагает рассматривать «духовность» как «живой феномен», предстающий в многообразии исторически изменчивых форм. «Духовность» поэтому нельзя выучить как таблицу умножения, присвоить , заимствовать . Ее можно ощутить в себе как силу, что не только наполняет внутреннюю жизнь страданиями и радостями, надеждами и отчаянием, болью и наслаждением, но и придает им смысл, объясняющий и оправдывающий, соединяющий все их многообразие в единое целое, которое можно назвать «Лицом», «Личностью» [ 8] .

В словаре С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой духовность определяется как свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

В педагогическом словаре духовность определяется следующим образом: «Духовность – 1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; 2) ориентированность личности на действия на благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов; 3) с христианской точки зрения – сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом» .

В педагогике существует множество определений духовности, но многие согласны в том, что духовность – это собственно человеческое в человеке, то, что придает жизни человека высший смысл. Духовность – это внутренний стержень, который формирует человека, внутренний тормоз, который останавливает человека перед нарушением норм нравственности.

Анализ различных подходов к пониманию духовности указывает на то, что сущностью духовного потенциала личности можно определить как скрытую возможность, то есть готовность к добродетели, активности внутренней жизни, саморегуляции и ориентированности на нравственные ценности. Духовный потенциал можно рассматривать как некоторую целостность, которая содержит в себе совокупность ценностных ориентиров, мировоззрения, смыслов, свободы, внутреннего усилия (воли) в человеке .

    1. Ресурсы развития

Слово «ресурсы» французского происхождения (resources ), что означает - средства, запасы, источники. Ресурсы личности – это все те жизненные опоры, которые находятся в распоряжении человека, и позволяют ему обеспечивать свои основные потребности: 1) выживание, 2) физический комфорт, 3) безопасность, 4) вовлеченность в социум, 5) уважение со стороны социума 6) самореализацию в социуме.

Поскольку человек материален, имеет тело, ему нужны экономические или физические ресурсы. Это вода и воздух, свет и тепло, пища, средства для достижения защиты и комфорта, все, что относится ко времени, пространству, энергии. Это внутренний запас сил, их количество и качество, терпение, выносливость, упорство.

Поскольку человек как существо био-социальное имеет сердце и душу, ему нужны эмоциональные ресурсы: любовь и ненависть, принятие и дружба, сопереживание и вера, приятные эмоции и чувства, отношения симпатии и антипатии.

Поскольку человек обладает разумом, ему нужны информационные ресурсы – количество и качество единиц знания, понятий, фактов, аргументов, связей и отношений между ними. Достаточно, чтобы делать выводы и выбирать, знать и понимать, думать. Ими люди могут взаимно обогащаться без ущерба друг для друга .

В современной психологии содержание понятия «ресурсы» разрабатывается в рамках развития теории психологического стресса. В.А. Бодров определяет его следующим образом: «Ресурсы являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способов (стратегий) поведения для предотвращения или купирования стресса» .

    1. Развитие счастливой личности

Что есть счастье? Чтобы понять значение слова, нужно для начала понять этимологию слова. Счастье – значит, «с частью», то есть с куском. Для одних – с куском колбасы, для других – «с куском» духовной пищи .

Толковые словари определяют "счастье" (" happiness ") как "чувство и состояние полного, высшего удовлетворения", "осознание внутренней удовлетворенности своим бытием, благосостоянием, удачей, полнотой обеспеченности и качеством жизни", "состояние высшей удовлетворенности жизнью, чувство глубокого довольства и радости, испытываемое кем-либо".

Определение, взятое из толкового словаря, указывает на внешние факторы счастья, нежели на внутренние. В сознании многих людей укоренилось внешняя обусловленность счастья.

Лэнгле Альфрид, президент Международного Общества Экзистенциального Анализа и Логотерапии, в своей статье (2008г) « Смысл, чувствование, счастье» говорил о счастье как о неком процессе. « Это счастье - жить. Счастье - находиться в этой динамике. Счастье - прожить что-то. … Счастливая жизнь - не гарантия, не конечное состояние. Это постоянное участие, длительный диалог и обмен, течение, становление и исчезновение, снова становление в новом». Автор указывает на роль внутренних ресурсов для ощущения счастья. «Чтобы быть счастливым, также требуется личный рост, созревание. Мы должны быть способными «врастать» в соответствующий жизненный горизонт. Жизнь означает рост. Жизнь - это обращение с тем, что есть. Жить - значит снова и снова находить себя в данностях, преобразовывать их своими умениями». Ленгле А. раскрывает счастье через категорию ответственности. «Принять свои решения - те, которые подходят мне, воспроизводят меня, отражают, выражают меня. Остаться верным себе и открыть себя в этом». Счастье также понимается как творчество, созидание. «Счастье - быть хорошим для чего-то» .

Процесс качественных психологических, личностных изменений. Личность может как расти, строиться, развиваться, так и разваливаться, деградировать. Еще более распространенный вариант - просто функционировать, просто плыть по течению жизни, не деградируя, но и не находясь в росте. Рост и развитие личности - это позитивные изменения в ней, укрепление и увеличение потенциала. Личность, стремящаяся к позитивным изменениям, обретает личностное здоровье и психологическое благополучие. Это состояние внутренней гармонии, описанное еще античными философами, Демокрит называл «благое состояние духа». В современной психологии оно чаще всего обозначается как счастье (well_being). Противоположное состояние рассматривается как внутренняя дисгармония, возникающая в результате несогласованности желаний, возможностей и достижений личности .

Основа психологического благополучия – адекватно высокая самооценка, которая заключается в способности человека честно, с любовью и по – достоинству оценить себя, доверяя самому себе, но и уважая других людей. Высокая самооценка позволяет человеку не прятаться от трудностей, хотя не всегда он чувствует себя на высоте. Наличие высокой самооценки говорит о развитии положительной Я-концепции личности.

Другой важный компонент психологического благополучия – наличие жизненных целей, что сопряжено с чувством осмысленности существования, ощущением ценности того, что было в прошлом, происходит в настоящем и будет происходить в будущем. Отсутствие целей в жизни влеч ѐ т ощущение бессмысленности, тоски, скуки .

    1. Взаимосвязь духовных ресурсов личности с ощущением счастья и психологическим благополучием

Вернемся к пониманию счастья, описанным А. Ленгле, в котором мы видим, что счастье раскрывается через категории: ответственность, длительный процесс, труд, творчество, созидание. А теперь еще раз рассмотрим через какие категории раскрывалось понятие духовности на протяжении многих сотен лет. Духовность в понимании Н.А. Бердяева – активность внутренней жизни. А. Ленгле рассматривал счастье как « постоянное участие, длительный диалог и обмен, течение, становление и исчезновение, снова становление в новом», что равносильно активности внутренней жизни. В педагогическом словаре духовность определяется как высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, что весьма схоже с тезисом А. Ленгле: « Принять свои решения - те, которые подходят мне, воспроизводят меня, отражают, выражают меня. Остаться верным себе и открыть себя в этом». Духовность есть ориентированность личности на действия на благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов, что синонимично пониманию счастья в концепции А. Ленгле «Счастье - быть хорошим для чего-то».

В 2013г в Великобритании вышла статья под названием « Концепция духовного потенциала детства» специалиста университета Бристоль Урсулы Кинг. Автор впервые подняла проблему значимости духовного потенциала в плане благополучного развития подрастающего поколения. «…Пробуждение духовного потенциала и перевод его в активную форму применительно к условиям жизни остается пробелом в нашем современном обществе... Наше индивидуальное развитие с рождения до смерти… связано с постепенным подключением потенциала, который мы несем в себе и большую часть которого мы так никогда и не раскрываем, так что пробуждение нашей души и ее развитие остаются нереализованными, и чаще душа остается полностью неразвитой и неподготовленной к ощущению полноты жизни».

Ключевой момент концепции У. Кинг - ее представление о роли духовности: «…духовность - не только сила для выживания, но и сила для изменения», то есть представление о духовной борьбе как явлении, формирующем личность через трудности существования……это борьба с глубочайшими вещами внутри себя». Духовная борьба предстает перед автором концепции как динамический процесс, длящийся всю жизнь, исполняющий профилактическую функцию сохранения и укрепления здоровья и благополучия.

Таким образом, в ходе теоретического исследования нами найден ответ на вопрос: «Где искать ресурсы счастья?». К ресурсам личности: экономическим, эмоциональным и информационным мы бы еще добавили духовные ресурсы человека.

Глава 2. Исследование взаимосвязи духовного потенциала с ощущением счастья и психологическим благополучием подростков

2.1. Описание участников исследования

В исследовании было предложено участвовать учащимся из параллели 8 классов школы № 85 г. Оренбурга, сверстникам автора исследования. Количество респондентов – 40 человек (23 девочки и 17 юношей).

2.2. Методы исследования

1. Метод «Недописанный тезис». Метод недописанного тезиса выявляет общий взгляд на некоторые ценности жизни. Нами была использована неполная версия методики, 10 пунктов из 21. Использование данной методики было нацелено на изучение духовного потенциала подростков, который рассматривается нами как готовность к добродетели, активности внутренней жизни, саморегуляции и ориентированности на нравственные ценности, внутреннему усилию (воли) в человеке. Подросткам, участвующим в исследовании следовало закончить тезисы относительно понимания ценностей жизни человека, личностного и социального становления человека в жизни.

2. Методика исследования самоотношения - шкала детской Я-концепции (Пирса-Харриса в адаптации А.М. Прихожан) . Методика представляет собой опросник из 90 простых утверждений относительно своего Я или тех или иных ситуаций и обстоятельств, связанных с самоотношением. Пункты опросника основаны на коллекции утверждений относительно того, что подросткам в себе нравится или не нравится. Данный опросник позволяет выявить общую удовлетворенность собой, позитивность самоотношения, а также уровень развития самосознания по девяти факторам: поведение; интеллект, школьная успешность; ситуация в школе; внешность, физическая привлекательность, связанная с популярностью среди сверстников, умение общаться; тревожность, счастье и удовлетворенность; положение в семье; уверенность в себе.

2.3. Результаты исследования

Таблица 1. «Духовный потенциал подростков».

выраженность потенциала

всего

девочки

юноши

На высоком уровне духовный потенциал расценивался, если участники исследования главными ориентирами в своей жизни видят нравственные ценности (семья, любовь, здоровье), приоритетами хорошей жизни считают духовные ценности, нежели материальные, хорошую жизнь рассматривают как следствие своей активности и усилий, нежели как удачу и везение. Средняя выраженность потенциала была отмечена у подростков, которые стремятся к изменениям, личностному и духовному росту, но при этом материальные блага рассматривают как приоритетные. Духовный потенциал расценивался как средне выраженный также, если исследуемые рассматривают жизнь с позиции получения легких удовольствий: интернет, сон, еда, но при этом отдают предпочтение нравственным ценностям. Довольно часто встречались работы, в которых подростки не могут обозначить свою жизнь в ближайшем и далеком будущем, что также являлось критерием низкой оценки духовного потенциала.

Таблица 2. «Выраженность счастья и психологического благополучия».

уровень ощущения счастья

уровень психологического благополучия

всего

девочки

юноши

Данные об уровне счастья и уровне психологического благополучия получены с помощью опросника «Я-концепция». Об уровне психологического благополучия судили по общему результату опросника. Ощущение счастья является одним из исследуемых факторов методики «Я-концепция».

Таблица 3. «Взаимосвязь духовного потенциала с ощущением счастья и психологическим благополучием подростков»

пол

выраженность потенциала

уровень счастья

уровень благополучия

пол

выраженность потенциала

уровень счастья

уровень благополучия

Н

Н

16

Д

Н

В

В

36

Д

С

В

В

17

Д

Н

С

С

37

Ю

Н

В

В

18

Д

С

В

В

38

Д

С

В

В

19

Д

С

С

Н

39

Д

В

В

В

20

Д

С

С

С

40

Д

Н

С

С

Таблица 4. «Соотношение исследуемых факторов».

пол

Количество подростков с высокой выраженностью духовного потенциала (К1)

Количество подростков с высоким ощущением счастья К2

Процент

совпадений количества К1и К2

Количество учащихся с высокими показателями

психологического благополучия (К3)

Процент

совпадений количества К1и К3

девочки

4

12

33%

10

40%

юноши

1

11

9%

11

9%

пол

Количество подростков со средней выраженностью духовного потенциала (К4)

Количество подростков со средним ощущением счастья К5

Процент

совпадений количеств

К4и К5

Процент

совпадений количеств К4и К6

девочки

9

9

100%

10

90%

юноши

1

4

25%

4

25%

пол

Количество подростков с низким ощущением счастья (К8)

Процент

совпадений количеств К7и К8

Процент

совпадений количеств

К7и К9

девочки

10

2

20%

3

30%

юноши

15

2

13%

2

13%

пол

Количество подростков с низкой выраженностью духовного потенциала (К7)

Количество подростков со средним

ощущением счастья (К5)

Процент

совпадений количеств К7и К5

Количество учащихся со средними показателями

психологического благополучия (К6)

Процент

совпадений количеств

К7и К6

девочки

10

9

90%

10

100%

юноши

15

4

27%

4

27%

пол

Количество подростков с средней

выраженностью духовного потенциала (К4)

Количество подростков с низким

ощущением счастья (К8)

Процент

совпадений количеств К4и К8

Количество учащихся с низкими показателями

психологического благополучия (К9)

Процент

совпадений количеств

К4и К9

девочки

9

2

22%

3

33%

юноши

1

2

50%

2

50%

2.4. Выводы

Нами была поставлена гипотеза : «духовный потенциал способствует благополучному развитию и ощущению счастья подростков». Однако в нашем исследовании не находится прямого подтверждения гипотезы. Согласно данному исследованию, высокая выраженность духовного потенциала способствует благополучному развитию подростков меньше, чем в 50% случаях у девочек. У юношей невозможно проследить взаимосвязь духовного потенциала и благополучного развития. Таким образом, прямого влияния на ощущение счастья и психологическое благополучие духовный потенциал не оказывает.

Более высокая зависимость обнаружена между средне выраженным духовным потенциалом и средними показателями ощущения счастья и психологического благополучия в целом. У девочек взаимосвязь между духовным потенциалом и ощущением счастья выражена на 90%, между духовным потенциалом и психологическим благополучием – на 100%. У юношей взаимосвязь не обнаружена. Такая же зависимость обнаружена между показателями с низкой выраженностью духового потенциала, средним ощущением счастья и средним уровнем психологического благополучия.

Пока мы не можем обосновать изложенные факты результатов практического исследования, но мы предполагаем, что причина лежит в возрасте участников исследования. Возможно, взаимосвязь духовного потенциала и психологического благополучия отсрочены во времени. Возникает предположение, что духовный потенциал, заложенный в подростковом возрасте, влияет на благополучие в юности.

Заключение

Нас заинтересовала тема источников, ресурсов человеческого счастья. Среди множества людей бытует мнение, что именно деньги и богатство делают человека счастливым. Однако, научно доказана несправедливость такого подхода к пониманию счастья. Противоречие распространенного понимания счастья и научных утверждений привело нас к самостоятельному исследованию проблемы.

Исследование было начато нами со знакомства с новой наукой, занимающейся вопросами человеческого счастья – позитивной психологией. Главный фокус внимания сосредоточивает данная наука на созидающих, сильных сторонах личности. В итоге мы сосредоточились на духовности как на предмете исследования. Наше исследование строилось на предположении: «духовный потенциал способствует благополучному развитию и ощущению счастья подростков».

В ходе теоретического исследования мы обратились к различным источникам философского и психологического понимания духовности и счастья. При работе с литературой мы нашли подтверждение нашей гипотезе.

К сожалению, практическое исследование не подтвердило наше предположение. В итоге мы подошли к новому предположению: «духовный потенциал способствует дальнейшему благополучному развитию счастливой личности».

Литература

    Бондаренко М.В. Теоретические подходы к пониманию психологического благополучия личности. [Электронный ресурс].

    Инина Н.В. Позитивное мировоззрение и бытие человека – возможные точки соприкосновения. // Консультативная психология и психотерапия. 2012. № 3. С. 172–184

    Калашникова С. А. Личностные ресурсы как интегральная характеристика личности / С. А. Калашникова // Молодой ученый. - 2011. - №8. Т.2. - С. 84-87. . ru / kip /2011/ n 2/44461. shtml [Душевное здоровье как динамическая характеристика индивидуальности - Культурно-историческая психология - 2011. № 2] . ru / scientific _ notes /2015/ n 1/ lengle . http :// psyjournals . ru / kip /2012/ n 2/52557. shtml . ru / archive /0/ n -13043/ [Электронный ресурс].

    Шабанова Н.С. Духовный потенциал личности: специфика и проявление. [Электронный ресурс] / Архив научных статей. – Режим доступа

    Шлаина В.М. Ресурсы развития личности: социализация, трансформация, исцеление, интеграция. [Электронный ресурс].

Есть вопросы, не оставляющие равнодушными никого. Один из таких – вопрос о границах собственных возможностей. Могу я добиться успехов в лёгкой атлетике или нет? Смогу ли я научиться хорошо рисовать? И, наконец, могу ли стать просветлённым?

Руслан Жуковец Есть вопросы, не оставляющие равнодушными никого. Один из таких – вопрос о границах собственных возможностей. Могу я добиться успехов в лёгкой атлетике или нет? Смогу ли я научиться хорошо рисовать? И, наконец, могу ли стать просветлённым?

Суть вопроса о собственных возможностях всегда упирается в наличие внутреннего потенциала, с которым человек родился. Можно говорить о потенциале здоровья человека, которое напрямую зависит от полученных по наследству генов, а из этого о потенциально возможной продолжительности жизни данного конкретного индивидуума. И точно так же можно говорить о сумме тех возможностей, с которыми человек пришёл в мир, о некотором их пределе относительно его духовного развития.

Мы ограничены во многом. Нам дано ограниченное время жизни, ограниченная физическая сила и небеспредельные возможности познания. Наши возможности всегда ограничены и конечны в этом мире. И духовный потенциал в данном случае не исключение. И вот парадокс – все духовные учения практически единогласны в том, что касается духовной природы человека, – в том смысле, что у каждого есть душа или высшие тела, связывающие его с духовными и Божественными Планами Бытия. То есть мы все имеем как бы равные возможности, и у каждого есть ноги, чтобы пройти путь. Но на практике довольно быстро выясняется, что ограничение духовных возможностей явлено точно так же, как в любой другой сфере деятельности, – и что, образно говоря, физкультурников может быть много, мастеров спорта значительно меньше, а выдающихся рекордсменов – единицы.

Значит, потенциальные возможности духовного развития человека полностью подчиняются тем законам, по которым существуют вообще все возможности человеческого роста и развития в любой сфере жизни. И при объявляемом мистиками равенстве всех людей перед Богом присутствует совершенно очевидное неравенство в том, что касается возможности достижения высочайших духовных переживаний. Такое положение дел не раз фиксировалось самыми разными мистическими школами и вообще всеми, кто имел дело с передачей учения людям. Оно объяснено с помощью кармических законов, подразумевающих некую духовную эволюцию, происходящую в процессе многочисленных перерождений. Ничего не скажешь, с помощью кармы можно объяснить практически всё. И это, собственно говоря, и настораживает. Слово изреченное есть ложь, и думаю, что описание мира на основе закона кармы тоже не лишено упрощений и искажений.

Но Бог с ней, с теорией. У нас есть конкретный и насущный вопрос – как выяснить величину собственного потенциала и что потом делать с этим знанием. И здесь, как и всегда, мы сталкиваемся с некоторыми затруднениями. Является ли сильное желание продвинуться на духовном пути показателем внутреннего потенциала? Практика показывает, что это не так. Ведь далеко не каждый спортсмен, жаждущий получить олимпийскую медаль, становится её обладателем. Но сильное желание помогает ему раскрыть свой какой-никакой потенциал в полной мере, не будем этого забывать. С другой стороны, аналогия со спортом не является вполне адекватной – ведь духовный рост это не соревнование, кто быстрее поднимет кундалини, да и количество призовых мест вроде бы не ограничено. Или всё-таки ограничено? Ещё одна тайна. Приходит на ум сравнение с соревнованием сперматозоидов, где кто быстрее доплывёт, тот и реализует свой потенциал передачи и творения жизни, а остальные сгинут без следа. Но это всё, конечно, не более чем концепции, не имеющие практической пользы, каковую только и следует искать тому, кто хочет реализоваться на все сто.

Итак, наличие желания не показатель. Но и без него обычно людей с высоким духовным потенциалом не встречается. Имеющийся потенциал всё равно подталкивает человека к поиску, в ситуации, где он мог бы реализоваться. Я бы сказал, что исключением бывают люди искусства, у которых духовный потенциал выражается в их творениях, и творческий поиск становится заменой духовному. Люди же с неплохим потенциалом очень часто впадают в грех гордыни, считая себя богоизбранными и глядя на окружающих, как на людей второго сорта. Это побочный эффект, которого многие люди с возможностями выше средних оказываются не в силах избежать. Тогда они взращивают духовное эго, которое и становится ложной реализацией их потенциала. Иногда им удаётся понять ситуацию и изменить её, а иногда они живут с чувством своего духовного превосходства всю жизнь, никуда, по сути, не продвигаясь. Чувство превосходства даёт им то удовлетворение, в котором они нуждаются.

Бывает ещё внутреннее ощущение. Такое полумистическое чувство, которое говорит своему обладателю, что он предназначен для чего-то большего, чем обычная жизнь. Оно чаще всего не врёт. И вообще, почти каждый человек может определить свой духовный потенциал, просто открывшись внутренним ощущениям. На самом деле почти каждый человек свой потенциал знает. А не знает его только тот, кому на это наплевать и кто не собирается даже и секунды потратить на выяснение этого смутного вопроса.

То же и с судьбой. Чем ещё является потенциал человека, как не очерченным кругом его возможностей, которые он может реализовать? Разве в потенциале не содержится весь большой, или не очень, спектр возможностей человека, формирующих его судьбу? По меньшей мере, наполовину это так. На ту половину, которая зависит от самого человека и не связана с непреодолимыми силами типа природных бедствий и разного рода катастроф. То есть примерно так же, как человек может почувствовать свой духовный потенциал, он может ощутить свою судьбу. Будет ли она яркой или, наоборот, никакой. Приведёт ли она человека к славе или к позору. Конечно, точного определения внутри не будет; но ощущение направления, ощущение чего-то – крупного или не очень – будет. Как известно, у большинства людей есть средний потенциал и средняя судьба, поэтому она практически никак и не чувствуется, потому что не выходит за рамки обычных, неособенных ощущений.

Судьба, представленная всем спектром возможностей – и духовным, и недуховным потенциалами, может реализоваться только частью из них. На реализацию всего спектра возможностей человеку не хватит энергии и времени жизни. Здесь и происходит таинственный выбор, как бы предопределённый желаниями и страхом, который чаще всего становится причиной того, почему потенциал человека остаётся нереализованным. Я видел несколько человек, которые, будучи потенциально способными, полностью упускали возможность своей реализации в духовном плане. Так что имеющийся потенциал ничего не гарантирует своему обладателю.

С другой стороны, нужно ли впадать в страдания, узнав о том, что твой потенциал не слишком высокий? Не думаю, что это правильно. С точки зрения кармических законов нужно творить добро и что-то вроде этого, чтобы увеличить свой потенциал в следующей жизни. Жалко, что следующая жизнь не сочетается с российской ментальностью. Поэтому нам, грешным, остаётся жить тем, что есть здесь и сейчас. То есть использовать то, что дал нам Господь. Если есть сильное желание духовной реализации, то и небольшой потенциал может пригодиться. Как бы ни отличались уровни понимания людей с разным духовным потенциалом, как бы ни был различен их опыт, но если человек искренне стремится к реализации, то насыщение его потребности в реализации вполне может быть достигнуто в рамках имеющегося потенциала. Если, конечно, он не упустит работу с желаниями, вовремя перестав хотеть переплюнуть Будду или Христа. Но при правильном подходе многое становится возможным – даже невысокий потенциал, будучи полностью реализованным, способен значительно изменить жизнь человека к лучшему и принести ему то удовлетворение, которое он искал.

Нереализованный потенциал проявляет себя в виде беспокойства и неудовлетворённости. Так он обозначает себя в психике человека. Он ощущается как зов, как некая потребность, не всегда оформляющаяся словами. Он тянет куда-то так же, как инстинкт тянет мотыльков к свету. Неважно, какой у тебя потенциал, – важно, что ты делаешь для того, чтобы его реализовать. И в этом заключается вся суть реализации – реализуй тот потенциал, с которым ты пришёл в этот мир, и насладись им… Стань тем, кем ты должен стать, преодолев страх, беспомощность и обретя себя. И пусть твоя судьба станет не проклятием, а благословением.