Как проверить крахмал. Исследовательская работа "крахмал - друг или враг"

05.11.2018

В наше время все помешаны на здоровом питании. Чаще всего люди стараются избегать углеводов. Но не все порой понимают, что такое углеводы, и как разобраться, где они есть, а где нет, не читая текст на упаковке (которого и вовсе может не быть).

Углеводы по-другому можно назвать просто и понятно - сахара. И да, это не только белые кристаллы, которые мы обычно видим на столе в любом доме. Наш привычный сахар химики зовут сахарозой. А сахара - это и крахмал, и глюкоза, и фруктоза, и лактоза, и мальтоза, и даже целлюлоза. Не трудно догадаться, что почти все заканчивающееся на -оза и есть сахара.

Углеводы делятся на быстрые и медленные. Но как узнать, какие углеводы быстрые, а какие медленные? В каких продуктах содержатся быстрые углеводы?

Для того, чтобы вычислить скорость расщепления, был введен специальный показатель – гликемический индекс или ГИ. Так, высокий гликемический индекс имеют продукты, которые не столь полезны для организма, как пища с низким ГИ

Например, продукты, содержащие быстрые углеводы, это сладости, крахмал, сахар, сладкие напитки, супы быстрого приготовления, белый хлеб, печенье, картофель. Медленные углеводы содержатся в крупах, а также в макаронных изделиях (которые изготовлены из муки грубого помола), в кашах, кроме манной. Также есть медленные углеводы в овощах (кабачки, шпинат, капуста), грибах, фруктах (яблоки, киви, грейпфруты, груша), ягодах (вишня).

Один из сахаров, который содержится в большом количестве продуктов, является крахмал. С помощью этого не хитрого способа, вы сможете наверняка узнать, где и в каком количестве он содержится.


Всё, что вам понадобится для этого опыта, вы легко найдете дома.

Вам потребуется:

Раствор йода

Пипетка

Перчатки, очки и халат (для антуража)

Рис, гречка, пшеница, овсянка (крупы)

Макаронные изделия

Хлебобулочные изделия

Кисло-молочные продукты

Колбасы, сосиски

Картофель

Другие овощи

Всё, что найдете в холодильнике

Ход выполнения работы:

С помощью пипетки поместить каплю раствора йода на анализируемый образец. Наблюдать реакцию, которая может пойти по двум сценариям:

1. Начнет проявляться фиолетовый, чернильный цвет - в образце продукта присутствует крахмал, о его количестве можно судить по интенсивности цвета.

2. Ничего не изменится, раствор йода не изменил своего цвета (желто-коричневые оттенки) - крахмала нет.

Надеюсь, этот небольшой эксперимент принесет вам и положительные эмоции и полезные знания о том, что вы едите. Удачи! Химия всегда рядом:)

P.S. Маленькая справка-подсказка:

Крахмал, являясь одним из продуктов фотосинтеза, широко распространён в природе. Для растений он является запасом питательных веществ и содержится в основном в плодах, семенах и клубнях. Наиболее богато крахмалом зерно злаковых растений: риса (до 86 %), пшеницы (до 75 %), кукурузы (до 72 %), а также клубни картофеля (до 24 %).

Для организма человека крахмал наряду с сахарозой служит основным поставщиком углеводов - одного из важнейших компонентов пищи. Под действием ферментов крахмал гидролизуется до глюкозы (поэтому лучше жуйте, чтобы обработать углеводы слюной, для их лучшего разложения), которая окисляется в клетках до углекислого газа и воды с выделением энергии, необходимой для функционирования живого организма.

27.12.2016 13:40

Исследовательская работа в рамках программы по "Окружающему миру", подготовлена учащимися 4 класса для научно - практической конференции

Просмотр содержимого документа
«krahmal»

Просмотр содержимого презентации
«КРАХМАЛ»



Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

Городская научно – практическая конференция «Ступени к успеху»

Номинация «Лучшая исследовательская работа»

Кораблёв Даниил учащиеся 4 «Б» класса

Руководитель: Козлова Оксана Борисовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории

г. Арсеньев





"Крахмал - друг

или враг?"



Проблемные вопросы

  • Что за волшебное вещество – крахмал, если он есть во многих растениях, но мы его не видим?
  • Как получают крахмал и где используют? Возможно ли получить крахмал в домашних условиях?
  • Какой у крахмала цвет, запах, вкус?
  • Как влияют на наше здоровье продукты, содержащие крахмал?
  • Есть ли продукты и растения в нашем доме, в которых «прячется» крахмал? Можно ли его в них обнаружить?


Цель исследования:

поиск крахмала в продуктах питания и изучение его свойств



  • собрать и изучить информацию о крахмале;
  • изучить один из способов обнаружения крахмала в продуктах питания и растениях, провести опыты;
  • подобрать необходимые для экспериментов вещества, продукты, лабораторное оборудование;
  • познакомиться и использовать необходимые меры безопасности при проведении опытов;
  • выделить крахмал из картофеля;
  • узнать о сфере применения крахмала;
  • проанализировать полученные результаты .


Гипотеза исследования

знания о крахмале помогут нам оценить пользу и вред продуктов, которые мы потребляем в пищу и, возможно, внести изменения в свой рацион питания.





План работы по исследованию крахмала

  • попытаемся получить крахмал из клубней картофеля и изучить его свойства;

2) опытным путём с помощью спиртового раствора йода проверим наличие или отсутствие крахмала в различных частях растений, продуктах питания;

3) покажем практические способы применения крахмала в быту и творчестве.





Изучаем свойства крахмала. Опыт 1

Добавляем некоторое количество крахмала в воду.

Вывод : крахмал не растворяется в воде.



Изучаем свойства крахмала. Опыт 2

Наименование продукта

Крахмал промышленного производства

Внешний вид

Крахмал, полученный в домашних условиях

Кристаллический порошок

Белый с кристаллическим блеском

Свойственный крахмалу, без постороннего запаха

Вывод : существенных отличий не наблюдается.



Изучаем свойства крахмала. Опыт 3

Пробуем крахмал на вкус.

Вывод : вкус, свойственный крахмалу, не сильно выражен.



Изучаем свойства крахмала. Опыт 4

Подготовили две ёмкости: в одной – чистая вода смешали с крахмалом, в другой – воду с пищевой содой.

Вывод : в результате взаимодействия йода с крахмалом, вещество, содержащее крахмал, окрашивается в синий цвет.



Изучаем свойства крахмала. Опыт 5

Смешали крахмал с кипятком

Вывод: в горячей воде набухает.



«Крахмал – углевод, который присутствует в овощах, фруктах, злаках, бобовых, орехах. Нет ничего опасного в том, если мы будем употреблять крахмалистые плоды и злаки.

Вредит здоровью крахмал, который в виде порошка добавляют в продукты питания, как наполнитель».



Опыты на кухне

Вывод: В результате проведённых опытов мы наблюдали, что крахмал содержится во многих овощах и фруктах.



Опыты на кухне

сахар

соль

Вывод: йодное пятно не изменило цвет, значит в этих продуктах нет крахмала .



Опыты на кухне

Результат исследования молочных продуктов – йодные пятна остались коричнево-жёлтыми, такого загустителя, как крахмал, в этих продуктах нет.



Опыты на кухне

Вывод: исследование йогуртов показало, что в любимых детских лакомствах находится крахмал в виде загустителей.



Опыты на кухне

Хлебный мякиш окрасился в тёмно-фиолетовый цвет, значит, в состав белого хлеба входит крахмал.



Вывод:

практически все продукты, которые мы исследовали на нашей кухне, содержат крахмал.



  • Приготовление киселя и клейстера.
  • Кондитерское производство.
  • Строительные работы.
  • Текстильная промышленность.
  • Бумажная промышленность.
  • Производство спичек и красок.
  • Фармацевтическая промышленность.






ВЫВОД

  • крахмал содержится в семенах растений, клубнях, корнеплодах, стеблях, иногда в плодах фруктов и листьях;
  • крахмал – важная часть в рационе питания;
  • его добавляют и в качестве наполнителя во многие продукты питания;
  • не на все производители указывают на этикетке, что в состав данного продукта входит крахмал;
  • отказываться от крахмалосодержащих продуктов не стоит, но нужно учитывать, что наш дневной рацион питания не должен полностью состоять из углеводов.


  • Большая детская энциклопедия. Химия/Сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество. 2000.
  • Малая детская энциклопедия. Химия./Сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2001.
  • Ольгин О. Забавная химия для детей. М.: «Детская литература», 1997.
  • Поглазова О., Шилин В. Окружающий мир. Учебник для 3 класса нач. школы. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2009.
  • Я познаю мир. Химия. Автор-составитель Л.А.Савина. - М.: Изд-во «АСТ», 1999.
  • http://www.pandia.ru/400449/
  • http://www.sergey-osetrov.narod.ru/Raw_material/Starch_production_Technology.htm
  • http://malahov-plus.com/forum/topic_2113/28
  • http://artyx.ru/news/item/f00/s06/n0000690/index.shtml

Пикуль Юлия

Ученица проводит ряд опытов с основными продуктами питания, доказывая содержание крахмала. Доказывает гипотезу: только ли в растительных продуктах содержится крахмал.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Содержание крахмала в продуктах питания»

Исследовательская работа

Выполнила: обучающаяся 4 класса

МОАУ СОШ с. Томское Пикуль Юлия

Руководитель: Моисеенко Г.М. учитель

Начальных классов

Цель исследования: определить наличие крахмала в продуктах питания, изучить значение данного вещества для организма человека.

Задачи исследования:

  • узнать, что за вещество «крахмал»;
  • изучить один из способов обнаружения крахмала в продуктах питания;
  • определить наличие крахмала в основных продуктах питания;
  • узнать, где ещё, помимо пищевой промышленности, используется крахмал

Гипотеза: Натуральный крахмал содержится в продуктах растительного происхождения

В настоящее время много говорят о здоровом питании. Телевидение, журналы, газеты спорят о необходимости диет. Врачей и родителей тревожит другая крайность – лишний вес у детей. Чтобы человек был жизнерадостным и здоровым, его питание должно быть разнообразным и полезным. Часто можно слышать утверждение, что питание человека должно быть сбалансированным. Это значит, что в рацион нашего питания должны входить и витамины, и белки, и жиры, и углеводы. Об этом я узнала на уроках окружающего мира, а также о том, что углеводы являются источником энергии человека. Из всех углеводов, к которым относится и крахмал, он занимает наибольшую долю, так как содержится во всех основных пищевых продуктах растительного происхождения. Это мучные изделия и крупы. Противники лишнего веса «обвиняют» во всех бедах не конфеты и другие сладости, а крахмал!

Чтобы узнать о роли крахмала в питании, я стала изучать тему:

Я предположила, что если подробнее изучу крахмал, познакомлюсь с его свойствами, то эти знания помогут мне оценить пользу и вред продуктов, которые мы потребляем в пищу и, возможно, внести изменения в свой рацион питания.

Где же прячется крахмал? В каких продуктах он есть? Всегда ли нас предупреждают производители, что в составе того или иного продукта содержится крахмал? Для своего исследования я взяла фрукты и овощи и ещё некоторые продукты питания.

Первым я провела испытание картофеля на содержание крахмала. Йодные пятна на срезе клубня стали синими. Реакция с йодом обнаруживает крахмал в продукте.

Всего на сегодняшний день для получения крахмалов используется более 50 видов растений, но наиболее популярен в России картофельный крахмал, калорийность которого достигает 300 ккал на 100 грамм.

Проверяем овощи и фрукты на крахмал. Опытам с йодом подвергли ломтики моркови, свежий срез яблока, банана и перец.

Вывод: крахмал содержится во многих овощах и фруктах, есть растения, овощи, которые не содержат крахмал. Например, крахмал содержится в картофеле, на срезе яблока, банана и моркови пятнышко йода слегка посинело. А вот в перце крахмала не оказалось.

Исследую другие продукты питания, молочные: творог домашний, молоко «Амурское раздолье», которое нам выдают в школьной столовой, мороженое Благовещенского молочного комбината, сыр «Российский» производства МИС «Серышевский». В натуральных молочных продуктах крахмала быть не должно. Но некоторые производители, для того чтобы сделать продукт более густым, добавляют в него крахмал или муку.

В составе йогурта «Fruttis» на упаковке крахмал не указан, производители держат в тайне, заменяя его словом «загуститель».

Исследование майонеза фирмы «Янта» «Провансаль» Иркутского масложиркомбината дало положительный результат: крахмал не обнаружен.

На уроке мы изучали, что крахмалосодержащими являются все продукты, сделанные из муки: хлеб, макароны, вермишель, хлебобулочные изделия, крупы. Хочу в этом убедиться и провожу свои опыты с продуктами из муки. На блюдце кладу кусочек пшеничного чёрного хлеба и капаю йод. Йод моментально меняет цвет на тёмный, почти чёрный! Также наличие йода подтверждает опыт с кусочком белого хлеба, печеньем и булочкой из школьной столовой.

Крахмал содержится в пшенице, закономерно, что хлебный мякиш окрасился в тёмно-фиолетовый цвет, как и булка из нашей школьной столовой, а также, печенье. Каша из гречневой крупы показала наличие крахмала. Проверила я на содержание крахмала и мясные продукты. В принципе, в мясе не должен содержаться крахмал. Опыт показал, что в колбасу производства города Свободного, ветчину, и полукопчёную «Георгиевскую» добавлен крахмал: пятно йода на срезе стало фиолетовым. В ветчине производства МИС «Серышевский» крахмала не оказалось. В магазине продавец пояснила, что продукция этого предприятия пользуется большим спросом у населения.

Наибольшее количество крахмала содержится в хлебе, макаронных и других мучных изделиях, крупа, картофеле. Крахмал содержится в продуктах растительного производства, он заложен самой природой. Именно этот крахмал в умеренных количествах полезен для организма человека. Крахмал, который входит в состав молочных продуктов, в майонез – это крахмал, используемый, как загуститель. Это так называемый рафинированный крахмал, то есть, крахмал, полученный в результате химической обработки. В основном он применяется как загуститель в производстве соусов, йогуртов, майонеза, кетчупа, мороженого. А также в процессе изготовления дешёвых мясных продуктов, чтобы увеличить вес. Крахмалы, в том числе рафинированные, допущенные для пищевого применения, не оказывают вредного влияния на организм человека. Однако, всем понятно, что продукты, напичканные таким крахмалом, не могут быть отнесены к здоровому питанию. Например, в соусе он проходит для организма бесследно, чего не скажешь о дешёвых сосисках, состоящих из соевого белка и крахмала-загустителя. Как же сделать правильный выбор?

Полностью отказываться от крахмалосодержащих продуктов не стоит. Даже важно, чтобы они были в нашем рационе питания. Но их должно быть не более 20% от всей пищи, а не 80-90, как это сейчас принято. В большом количестве крахмал, как углевод, вреден. Особенно для людей, страдающих сахарным диабетом. Крахмал необходим для жизнедеятельности человека. Но нужно употреблять его в умеренных количествах и лучше в составе натуральных продуктов: корнеплодов, фасоли, гречневой и овсяной каши, фруктов, да и от киселей не стоит отказываться.

Дело не в крахмале, а в нашем отношении к своему здоровью. Надо больше двигаться, заниматься спортом, поменьше есть булочек и полуфабрикатов. И тогда никакой крахмал не навредит нашему здоровью. Теперь я знаю, что если в школьной столовой я выбрала на обед плов или рожки, да ещё кисель, то в этот раз я откажусь от булочки. Так как данные продукты содержат большое количество углеводов. В следующий раз я возьму суп или борщ и к чаю булочку.

Я узнала, что крахмал является основным источником углеводов – одного из важнейших компонентов пищи, а именно, глюкозы, для нашего организма. Ещё я узнала, что крахмал используют не только в пищевой промышленности. Его применяют при изготовлении бумаги и картона. Мы выполняли подклейки в технике папье-маше и использовали клейстер. Крахмал идёт на производство спичек и красок. Даже великий художник Рембрандт добавлял в краски пшеничный крахмал, что делало краски более густыми, вязкими и прозрачными. Крахмал используют в медицине для изготовления мазей, таблеток и порошков.

Литература:

  • Материал из Википедии – свободной энциклопедии.
  • http://tolkslovar.ru/
  • http://www.slova.ru/article/14184.html

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя школа»

Научно-практическая конференция учащихся «Я познаю мир»

Исследовательская работа

«Крахмал. Опыты с крахмалом».

Руководитель: учитель начальных классов

Алексеева Светлана Александровна

г. Первомайск

2016 г.

Оглавление

    Введение 3 - 4

Актуальность темы

Цель исследования

Гипотеза

    Теоретическая часть 5 - 9

Получение крахмала

Свойства крахмала

Поиск крахмала в продуктах питания

Применение крахмала

    Вывод 10

    Библиографический список 12

    Приложения 13 - 17

Введение

Правильное питание – залог здоровья.

Сейчас много говорят о здоровом питании. Телевидение, журналы, газеты спорят о необходимости диет. Наряду с этим врачей тревожит другая крайность – лишний вес школьников. Особенно сильно влияет характер питания на рост и развитие детей. Чтобы человек был бодр, активен, жизнерадостен, здоров, его питание должно быть разнообразным и полезным.

О важности витаминов в рационе питания человека знает каждый школьник.

Основным источником энергии являются углеводы. Интересно узнать об углеводах больше.

Из книг мы узнали, что главные источники углеводов из пищи – хлеб, картофель, макароны, крупы, сладости, сахар, мёд. Из всех веществ, которые человек употребляет в пищу углеводы - главный источник энергии. На протяжении жизни человек в среднем потребляет около 14 тонн углеводов. В среднем наш организм получает от 50 до 70% углеводов из дневного рациона. И всё же запасов углеводов в организме немного, поэтому нам приходится снабжать ими наш организм регулярно. Конечно, потребность в углеводах зависит от энергетических трат организма. Спортсмену, который тратит во время тренировок, соревнований много энергии потребуется значительно больше углеводов, чем человеку, не затрачивающему много физических сил.

Современная проблема гиподинамии (по­нижен­ная по­движ­ность, уменьше­ние си­лы и ­объема движе­ний вследствие развития автоматизации производства и ­быта, при этом снижа­ется ра­бо­то­спо­соб­ность че­ло­ве­ка, появляется уста­лость, нер­воз­ность) отсутствовала, когда человек трудился в поте лица, добывая хлеб насущный. Потому в фольклорных произведениях нет и намёка на диеты, на ограничение в потреблении углеводов. Уважительное отношение к хлебу, каше, крупяным изделиям можно проследить в народных пословицах: Каша – мать наша. Что за обед, коли каши нет. Хлеб всему голова. Хлеб да каша – пища наша. Хлеб да крупы на здоровье лупи. Хоть сахар и сладок, но хлеба не заменит.

Изучая вопрос потребления углеводов, мы отметили, что противники лишнего веса «обвиняют» во всех бедах крахмал, потому и диету начинают с ограничения крахмала. Ещё одна распространённая точка зрения, что картофельный крахмал самый вредный, а кукурузный значительно полезнее.

Оказывается дело не в конфетах, а в крахмале?

Книжные источники повествуют, что крахмал – сложный углевод, он образуется в растениях, его можно обнаружить в семенах растений, моркови, клубнях, корнеплодах, стеблях, иногда в плодах фруктов и листьях. Многие богатые крахмалом части растений являются важными источниками питания для людей и животных. Это картофель, пшеница, кукуруза, рис, овес, ячмень, рожь, гречиха, бобовые, соя. Крахмал хорошо переваривается и усваивается организмом человека.

Если такое повышенное внимание к крахмалу, интересно узнать о его роли в питании. С малых лет мы знаем вкус сахара, мёда, пирожного. А что мы знаем о крахмале, кроме того, что он хранится в целлофановом пакетике кухонного шкафа? Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения. Мы не привыкли отступать! Открываем лабораторию, где предмет наблюдения – крахмал .

Тема исследования: «Крахмал. Опыты с крахмалом».

В связи с противоречивой информацией возникло много проблемных вопросов:

    Что за волшебное вещество – крахмал, если он есть во многих растениях, но мы его не видим?

    Как получают крахмал и где используют? Возможно ли получить крахмал в домашних условиях?

    Какой у крахмала цвет, запах, вкус?

    Как влияют на наше здоровье продукты, содержащие крахмал?

    Есть ли продукты и растения в нашем доме, в которых «прячется» крахмал? Можно ли его в них обнаружить?

Цель исследования: поиск крахмала в продуктах питания и изучение его свойств.

Задачи исследования:

    собрать и изучить информацию о крахмале;

    изучить один из способов обнаружения крахмала в продуктах питания и растениях, провести опыты;

    подобрать необходимые для экспериментов вещества, продукты, лабораторное оборудование;

    познакомиться и использовать необходимые меры безопасности при проведении опытов;

    выделить крахмал из картофеля;

    узнать о сфере применения крахмала;

    проанализировать полученные результаты.

Гипотеза исследования

Если мы подробнее изучим крахмал, познакомимся с его свойствами, то эти знания помогут нам оценить пользу и вред продуктов, которые мы потребляем в пищу и, возможно, внести изменения в свой рацион питания.

Методы исследования:

    изучение литературы;

    сбор информации в сети Интернет;

    опыты;

    консультация учителя;

    обработка информации;

    подготовка презентации и защита работы.

Теоретическая часть

Как получить крахмал?

Крахмал – толкование, значение, смысл

В «Большом энциклопедическом словаре» приводится научное определение крахмала: «КРАХМАЛ ( слово из польского языка, с польского krochmal , немецкого Kraftmehl ) запасной углевод растений; состоит из двух полисахаридов амилозы и амилопектина, образованных остатками глюкозы. Накапливается в виде зерен, главным образом в клетках семян, луковиц, клубней, а также в листьях и стеблях. Крахмал основная часть важнейших продуктов питания: муки (75-80%), картофеля (25%) и другие. Крахмал и его производные применяются при производстве бумаги, текстильных изделий, клеев, в литейном и других производствах, а также в фармацевтической промышленности».

Очень интересным оказалось толкование слова крахмал в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И.Даля : «КРАХМАЛ – чисто мучнистая часть семян, особенно хлебных растений; добывается мочкою зёрен, в виде белого порошка, более из пшеницы и картофеля; по клейкости своей, идёт для придания жёсткости и глади белью, почему и называется также скорбилом (скорбнуть). Крахмалить белье, скорбить, делать жестким, напитывая скорбилом, крахмалом, пропитывать варёным, а иногда и сырым раствором крахмала: У нас только тонкое белье крахмалится . Барыня сильно крахмалится, любит пышное, крахмальное платье . Крахмаленье (скорбление), крахмалка – процесс крахмаления, крахмальщик (крахмальщица) – тот, кто делает крахмал, крахмальница – кастрюля для варки крахмала, клейстера».

«Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова помог уточнить биологический процесс появления крахмала в растениях: «КРАХМАЛ – углевод особого состава, образующийся в виде мельчайших зёрнышек в зелёных частях растений из углекислоты воздуха под действием света (хим., бот.). || Продукт из таких зёрнышек различных растений, употребляется в пищевой, химической и текстильной промышленности, в стирке белья».

В «Свободной энциклопедии «Википедия»» дано следующее определение крахмала: «Безвкусный порошок белого цвета, нерастворимый в холодной воде. Под микроскопом видно, что это зернистый порошок; при сжатии порошка крахмала в руке он издаёт характерный «скрип», вызванный трением частиц.

В горячей воде набухает (растворяется), образуя вязкий раствор – клейстер; с раствором йода образует соединение-включение, которое имеет синюю окраску».

Проанализировав эти определения, мы наметили план работы по исследованию крахмала :

1) попытаемся выделить крахмал из клубней картофеля;

2) опытным путём с помощью спиртового раствора йода проверим наличие или отсутствие крахмала в различных частях растений (листьях, клубнях, корнеплодах, плодах), продуктах питания;

3) покажем практические способы применения крахмала в быту и творчестве.

В далёком прошлом

Производство крахмала было известно в глубокой древности. По свидетельству ряда античных писателей, пшеничный крахмал получали на островах Средиземного моря, в Древней Греции и Риме. Зерна пшеницы замачивали подслащенной во­дой в деревянных чанах, подвергали брожению, после чего разминали нога­ми, затем массу пропускали через льняную ткань или сито; полученную крахмальную суспензию осаждали в специальных отстойниках, сырой крах­мал намазывали на камни и высушивали на солнце. Начало производства крахмала из пшеницы в других евро­пейских странах относится к XVI в., а в XVII в. почти одновре­менно с распространением культуры картофеля, завезенной из Америки, стали получать картофельный крахмал. Более широко распространилось производство картофельного крахмала почти во всех странах Европы в конце XVIII в. после изобретения ручной тёрки.

История про то, как мы получали крахмал из картофеля

Опыт 1 (Приложение 1)

1. Хорошо помыли и очистили картофель.

2. Натерли картофель на мелкой терке.

3. Залили натертый картофель холодной водой.

4. Перемешали.

5. Процедили через два слоя марли.

6. Хорошо отжали.

7. Подождали, крахмал опустится на дно.

8. Аккуратно слили воду.

9. Еще раз налили в чашку холодной воды и перемешали.

10. Подождали и аккуратно слили воду.

11. В третий раз налили холодную воду и снова перемешали.

12. Когда крахмал опустился на дно, аккуратно слили воду.

13. Собрали ложкой полученный крахмал и выложили на тарелку.

14. Оставили, чтобы крахмал высох.

15. Растерли полученный крахмал в порошок.

Крахмал-невидимка

Каков крахмал на вкус?

С помощью простых опытов, опираясь на определения крахмала, изучаем его свойства. (Приложение 2)

Опыт 2. Добавляем некоторое количество крахмала в воду.

Вода становится мутной. Через некоторое время на дне ёмкости появляется осадок. Это свойство мы наблюдали в процессе выделения крахмала их картофеля и пшеницы (крахмал оседал на дно ёмкости).

Вывод : крахмал не растворяется в воде.

Опыт 3. Сравниваем крахмал, изготовленный в домашних условиях, и промышленный продукт.

Наименование продукта

Крахмал промышленного производства

Крахмал, полученный в домашних условиях

Внешний вид

Кристаллический порошок

Цвет

Белый с кристаллическим блеском

Белый

Запах

Свойственный крахмалу, без постороннего запаха

Вывод : существенных отличий не наблюдается.

Опыт 4. Пробуем крахмал на вкус.

Нам уже известно, что крахмал – пищевой продукт, поэтому этот опыт не навредит нашему здоровью.

Вывод : вкус, свойственный крахмалу, не сильно выражен.

Опыт 5. Проверили реакцию йода с крахмалом.

  1. На чистую салфетку нанесли йод, чтобы показать, что йод коричневого цвета.

  2. Подготовили две ёмкости: в одной – чистая вода смешали с крахмалом, в другой – воду с пищевой содой.

  3. Добавили йод в каждую ёмкость, наблюдали изменение цвета жидкостей.

  4. Сравнили реакцию йода с крахмалом и пищевой содой.

Вывод : данные опыты продемонстрировали, что в результате взаимодействия йода с крахмалом, вещество, содержащее крахмал, окрашивается в синий цвет.

  1. В горячей воде набухает. Это свойство мы проверили, когда варили клейстер и кисель.

Опыты на кухне

В Интернет-источниках мы прочитали следующее: «Крахмал – углевод, который присутствует в овощах, фруктах, злаках, бобовых, орехах. Нет ничего опасного в том, если мы будем употреблять крахмалистые плоды и злаки. Вредит здоровью крахмал, который в виде порошка добавляют в продукты питания, как наполнитель».

Спорить с утверждением мы пока не можем, а вот проверить наличие крахмала не сложно. Для опытов мы приготовили овощи и фрукты: картофель, морковь, грушу, капусту, апельсин, а так же некоторые продукты питания, те, что оказались в холодильнике. (Приложение 3)

Обнаружить крахмал нам помогает настойка йода из домашней аптечки. Для опыта нужны свежие срезы овощей и фруктов!

Капнем настойкой на картошку и увидим, что бурый цвет йода превратился в темно-фиолетовый. Здесь происходит химическая реакция между йодом и крахмалом , который содержится в картофеле, и получается новое вещество сине-фиолетового цвета. Проделаем то же с яблоком.

Химики используют эту реакцию для того, чтобы установить, содержится ли в том или ином пищевом продукте крахмал, а если содержится, то в каком количестве.

Можно сделать первые выводы : йодное пятно на срезе картофеля заметно ярче, чем на яблоке – значит, в картофеле крахмала больше.

Проверяем, какие из овощей, фруктов и других пищевых продуктов содержат это полезное вещество крахмал, а какие - нет.

Для этого нанесем капельку йодной настойки на ломтики моркови, апельсина, капусты

Вывод: крахмал содержится во многих овощах и фруктах.

А вот на срезе капусты, огурца синих пятен не появилось. И, действительно, есть растения, овощи, которые не содержат крахмал: лук, огурец, брюква, ревень, салат-латук, многие сорта капусты, помидоры, укроп, баклажан, брокколи, морковь, одуванчик, крапива, лук-порей, щавель.

Исследуем продукты, которые ежедневно употребляем в пищу сахар, соль.

Йодное пятно не изменило цвет, значит в этих продуктах нет крахмала.

Исследуем продукты, которые используем в пищу ежедневно – это молочные продукты сметана, кефир, молоко, масло В натуральных молочных продуктах крахмала быть не должно. Но некоторые производители для того чтобы сделать продукт более густым добавляют крахмал или муку. Проведём опыты.

Результат исследования молочных продуктов порадовал – йодные пятна остались коричнево-жёлтыми, таких загустителей, таких как крахмал или мука, в этих продуктах нет.

Подвергли проверке майонез, сыр, колбасу…

Наблюдали, что и в этих продуктах йодные пятна остались коричнево-жёлтыми, таких загустителей, таких как крахмал или мука, в этих продуктах нет.

Хлебец белый и ржаной, бублики-баранки…

В злаковых культурах крахмала содержится больше, чем в картофеле. Понаблюдаем, как будут вести себя изделия из муки, злаки.

Хлебный мякиш окрасился в тёмно-фиолетовый цвет, значит, в состав белого и ржаного хлеба входит крахмал.

Проверяем пшеничную муку. Пятно синеет – крахмал содержится в муке, в манке (эту крупу производят из зёрен пшеницы).

Вывод: многие продукты, которые мы исследовали на нашей кухне, содержат крахмал.

Как сделать правильный выбор? Есть или не есть?

Так что же теперь вообще отказаться от продуктов, которые содержат крахмал? Большинство книг, посвященных проблемам питания, обращает внимание на важность крахмала – это источник энергии. В нашем традиционном питании крахмал – важная часть в рационе питания. Значительная часть всей мировой сельскохозяйственной продукции, которая производится для нужд человека и животных, состоит из продуктов, содержащих крахмал. «Совсем отказываться от крахмалосодержащих продуктов не надо, точнее даже важно, чтобы они были в рационе. Но! Их должно быть не более 20 процентов от всей пищи – пятая часть, а не 80-90, как это принято сейчас».

Сфера применения крахмала

Крахмалопродукты, полученные из кукурузы и картофеля, имеют важное хо­зяйственное значение и используются для пищевых и тех­нических целей.

При температуре 60 градусов крахмал набухает (растворяется ), образуя вязкий раствор – клейстер. Это свойство используют в приготовлении киселя.

Современные кондитеры используют крахмал, как загуститель, в мармеладе.

Клеящие свойства крахмала позволяют включать его в строительные смеси, при малярно-отделочных работах.

Особенно широко крахмал используются в текстильной промышленности для придания тканям плотности и для загустки печатных красок.

Уют в доме создают накрахмаленные скатерти, салфетки, шторы. Подкрахмаленное постельное бельё выглядят опрятно, долго сохраняют свежий вид.

Крахмал и его производные широко применяются в бумажной промышленности при изготовлении мелованной бумаги, картона и бумажной тары.

Крахмал идёт на производство спичек, кра­сок.

Крахмал используется в кожевенной, полигра­фической, фармацевтической промышленности.

Картофельный крахмал служит основой для различных мазей, таблеток, порошков, присыпок, компрессов, используется в качестве обволакивающего, смягчающего и противовоспалительного средства при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Он предохраняет слизистую оболочку кишечника от раздражения при приеме лекарств. Ванны из крахмала снимают зуд диатезах у детей.

Кажется, что крахмал не приносит никакой пользы, а то и добавит лишний килограмм, но это не так. Из литературы известно, что именно крахмал используется в выпечке для людей, вынужденных придерживаться строгой диеты.

Забавные игрушки-мнушки

из крахмала и шариков (Приложение 4)

Хочешь помять в руках такой шарик, «вылепить» забавную рожицу когда станет скучно и нечем заняться? Сделать его не трудно.

1. Подготовили воздушный шарик, картофельный крахмал, маркер и пряжу.

2. Насыпали крахмал в шарик с помощью картонной трубки от пищевой фольги и завязали узел.

3. Нарисовали личико и сделали волосы из пряжи.

Вывод

Главный источник энергии для человеческого организма - уг­леводы. В рационе человека на них приходится более 70%. Ос­новной представитель углеводов в питании человека - крахмал.

Являясь главнейшим резервным углеводом растений, крахмал принадлежит к числу наиболее распространенных в раститель­ном мире веществ. Образуется в зеленых частях растений под действием лучей солнца. В зернах пшеницы, ржи, кукурузы, риса содержится до 65-82% крахмала, в клубнях картофеля - до 25%.

Чтобы понять, какую роль играет крахмал в питании человека, мы постарались узнать о нём как можно больше, изучили литературу по теме исследования. При более внимательном изучении крахмала с помощью наблюдений и опытов, мы пришли к следующим выводам :

    крахмал содержится в семенах растений, моркови, клубнях, корнеплодах, стеблях, иногда в плодах фруктов и листьях;

    крахмал – сложный углевод, который при тепловой обработке (в выпечке, консервах и т.д.) плохо усваивается организмом;

    крахмал – важная часть в рационе питания;

    но его добавляют и в качестве наполнителя во многие продукты питания;

    не на все производители указывают на этикетке, что в состав данного продукта входит крахмал;

    отказываться от крахмалосодержащих продуктов не стоит, но нужно учитывать, что наш дневной рацион питания не должен полностью состоять из углеводов.

Результатом исследовательской работы считаем и то, что:

    мы учились работать не только с книгами, но и с Интернет-ресурсами, получая интересующую нас информацию;

    освоили технологию проведения опытов с крахмалом;

    изучили свойства крахмала;

    научились выделять крахмал из картофеля и пшеницы;

    в ходе экспериментов обнаружили продукты питания из повседневного рациона, в которых содержится крахмал, нашли продукты, в которых его нет;

    обсудили с одноклассниками проблему правильного питания и здорового образа жизни.

Это исследование еще раз убедило нас в том, что для получения ответов на вопросы, не обязательно ждать, когда мы начнём изучать химию. Можно просто устроить лабораторию на кухне!

Практическая значимость нашего проекта заключается в том, что о результатах исследования можно рассказать на уроках окружающего мира, конференции или классном часе познакомить с технологией опытов по обнаружению крахмала в продуктах питания, его использовании.

Библиографический список

    Большая детская энциклопедия. Химия/Сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество. 2000.

    Малая детская энциклопедия. Химия./Сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2001.

    Ольгин О. Забавная химия для детей. М.: «Детская литература», 1997.

Интернет-ресурсы:

    http://www.sergey osetrov.narod.ru/Raw_material/Starch_production_Technology.htm

Игрушки-мнушки:

Мармелад:

Приложение 1

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Школа № 000 города Уфы Республики Башкортостан

Тема исследования:

«Крахмал в продуктах питания»

Выполнила ученица: 5а класса МАОУ

Школа № 000 Зинатуллина Альбина

Руководитель:

Учитель химии МАОУ Школа № 000

Уфа-2017

Введение. 3

Теоретическая часть. 4

Экспериментальная часть. 5

2.1. Изучение свойств крахмала. 5

2.2. Определение крахмала в продуктах питания. 6

2.3. Определение крахмала в молочных продуктах питания. 7

Заключение. 9

Литература. 10

Введение

Однажды, когда мама чистила картошку, я заметила, что руки её покрывает какой-то белый налёт. «Что это?», - спросила я. Мама сказала, что это крахмал. Я задумалась, что же такое «крахмал» и в каких продуктах его можно найти. Поэтому тема нашей исследовательской работы «Крахмал в продуктах питания»?

Гипотеза исследования: мы предполагаем что, если продукты (картофель, хлеб, яблоко, рис, майонез, сыр) окрашиваются настойкой йода в фиолетовый цвет, то в них содержится крахмал.

Цель исследования: исследовать свойства крахмала и узнать продукты, в которых он содержится.

Задачи исследования:

1) изучить свойства крахмала;

2) выявить наличие или отсутствие крахмала в различных продуктах питания опытным путём с помощью спиртового раствора йода;

3)Сделать выводы.

Объект исследования: продукты питания.

Предмет исследования: крахмал.

Методы исследования: изучение литературы, наблюдение, опыты.

План работы:

1) изучение литературы по теме исследования;

2) изучение свойств крахмала опытным путём (опыт 1);

3) определение крахмала в продуктах питания с помощью настойки йода (опыты 2-6);

4) презентация и публикация работы в различных научно-практических конференциях и на уроках в школе.

Наша работа относится к прикладным исследованиям. Её можно использовать на внеурочных занятиях по проектно-исследовательской деятельности . Изучив литературу, я узнала, как можно приготовить крахмал в домашних условиях. Из толкового словаря узнала свойства крахмала, а потом проверила на практике. С помощью настойки йода проверила наличие крахмала в продуктах питания.

Теоретическая часть

1.1. Толкование понятия «крахмал».

Чтобы узнать толкование слова крахмал обратились в «Толковый словарь живого великорусского языка»: «КРАХМАЛ – чисто мучнистая часть семян, особенно хлебных растений; добывается мочкою зёрен, в виде белого порошка, более из пшеницы и картофеля; по клейкости своей, идёт для придания жёсткости. Крахмаленье, крахмалка – процесс крахмаления, крахмальщик – тот, кто делает крахмал, крахмальница – кастрюля для варки крахмала, клейстера» .

«Словарь русского языка » помог уточнить биологический процесс появления крахмала в растениях: «КРАХМАЛ – углевод особого состава, образующийся в виде мельчайших зёрнышек в зелёных частях растений из углекислоты воздуха под действием света. Продукт из таких зёрнышек различных растений употребляется в пищевой, химической и текстильной промышленности, в стирке белья».

В «Свободной энциклопедии «Википедия» дано следующее определение крахмала: «Безвкусный порошок белого цвета, нерастворимый в холодной воде. Под микроскопом видно, что это зернистый порошок; при сжатии порошка крахмала в руке он издаёт «скрип», вызванный трением частиц. В горячей воде набухает (растворяется), образуя вязкий раствор – клейстер; с раствором йода образует соединение, которое имеет синюю окраску».

Крахмал образуется в растениях из глюкозы. Это энергетический резерв растений, который можно легко обратно перевести в глюкозу. он накапливается в семенах зерновых культур и клубнях картофеля в виде крупинок размером 2-180мкм.

Зачем нужен крахмал для организма?

С пищей мы получаем энергию для жизни и материал для построения клеток организма. Много энергии наш организм получает с углеводами. Изучая материалы по теме, я прочитала, что «крахмал является наиболее распространённым углеводом в рационе человека и содержится во многих продуктах питания». Главным источником крахмала в мире являются зерновые культуры.

Прежде всего, он нужен для идеальной работы желудка, как взрослого человека, так и ребенка. Когда крахмал попадает в организм, он превращается в глюкозу, которая позволяет быстрее и эффективнее работать в клетках кишечника, обеспечивая надежную защиту для него из пленки. Вследствие чего расстройства пищеварительной системы снижаются, тем самым укрепляется пищеварительная система. Так же данное вещество обладает множеством защитных функций, которые легко помогают усвоению фруктов, овощей, присутствующих в повседневном рационе человека. Многие люди, поддерживающие диеты, обязательно стараются принимать продукты с содержанием крахмала, для того, чтобы не возникало проблем в организме, и процесс переваривания продуктов контролировался.

Экспериментальная часть

2.1. Изучение свойств крахмала.

2.1.1. Получение крахмала

Крахмал чаще всего получают из картофеля, поэтому мы его так и попробовали получить.

Результаты: мы получили крахмал, ничем не отличающийся по своим свойствам от покупного. Приложение 1

2.1.2.Растворимость крахмала

Мы решили проверить растворимость крахмала в воде

Выводы: Крахмал - белый порошок, скрипит при сжатии, нерастворимый в холодной воде. В горячей воде он набухает и образует клейстер.

2.1.3. Проверили реакцию йода с крахмалом.

Взяли две ёмкости: в одной чистую воду смешали с крахмалом, в другой – чистую воду.

Добавляли йод в каждую ёмкость, наблюдаю изменение цвета жидкости.

НЕТ КРАХМАЛА

ЕСТЬ КРАХМАЛ

Вывод: в результате взаимодействия йода с крахмалом, вода, содержащая крахмал, окрасилась в синий цвет. Следовательно, с помощью этого опыта можно проверить содержание крахмала в продуктах питания.

2.2. Определение крахмала в продуктах питания.

Крахмал содержится в картофеле, макаронах и рисе.

Проверили утверждение, проведя несколько опытов. Обнаружить крахмал нам помогла настойка йода.

Опыт 2. Капнули раствор йода на картофель.

Бурый цвет йода превратился в тёмно-фиолетовый. Значит, в картофеле содержится много крахмала.

Опыт 3. Проверили наличие крахмала в хлебе.

В хлебе мы увидели сине-фиолетовое пятно, значит, в хлебе крахмал содержится.

Опыт 4. Интересно, а яблоки содержат крахмал?

На срезе яблока заметно, что цвет немного изменился. Вывод: яблоки содержат минимальное количество крахмала.

Опыт 5. Исследуем рис. Присутствует ли крахмал в рисе?

Рис окрасился в фиолетовый цвет, крахмал в рисе содержится.

Опыт 6. Проверили наличие крахмала в майонезе и в сыре фетакса.

В их составе не указано наличие крахмала. Пятно осталось коричневым, значит, в майонезе и сыре фетакса этого производителя не содержится крахмал.

2.3. Определение крахмала в молочных продуктах питания.

Опираясь на полученные знания, решили проверить содержание крахмала в молочных продуктах разных торговых марок.

Биойогурт

Кисломолочный продукт «Снежок», творог «Агуша», йогурт «Данон», биойогурт «Активиа» и питьевой биойогурт «Школьная карта» в своих составах крахмал не содержат.

Производитель йогурта «Растишка» предупреждает, что в составе продукта содержится кукурузный крахмал, и действительно, он во время опыта приобрёл фиолетовый оттенок, а вот производитель «Биобаланс»а умолчал о том, что в составе продукта есть крахмал. Неприятно…, но раствор йода это выявил.

Вывод: многие продукты: картофель, хлеб, яблоки, рис содержат крахмал, но в разных количествах. В сыре «Фетакса» и майонезе крахмал не обнаружен. В молочных продуктах крахмал не должен содержаться. Но может быть обнаружен в качестве загустителя. Некоторые производители, умышленно скрывают этот факт, используя крахмал для удешевления продукта. В нашем случае так получилось с йогуртом «Биобаланс».

Заключение

Нами была проделана работа в полном объеме в соответствии с поставленными целью и задачами. Поэтому мы можем сделать следующие выводы:

1. Наша гипотеза верна. Крахмал можно обнаружить в продуктах питания с помощью настойки йода.

2. Не во всех продуктах содержится крахмал. Например, молоко, сыр «Фетакса», майонез не содержат крахмал. Но почти все фрукты, овощи, бобовые и злаки содержат в своем составе крахмал в том или ином количестве. Именно от этого и зависит их энергетическая ценность.

Польза и вред этого вещества до сих пор оспаривается разными учеными умами. К сожалению, в рамках одного исследования нельзя выяснить все свойства, пользу и вред данного продукта, поэтому я планирую продолжить изучение дальше. Для меня главным было то, что я научилась определить содержание крахмала в продуктах питания. А употребить тот или другой продукт в пищу, личное дело каждого.

Литература

1. Свободная энциклопедия "ВикипидиЯ". Интернет-ресурс: https://ru. wikipedia. org.

2. Толковый словарь живого великорусского языка. , т. 2. –М.: Изд-во типографа, 1881, стр. 189.

3. Энциклопедический словарь юного химика. / сост. , . – М.; Педагогика, 1982.-368 с., ил., стр. 136.

4. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия/ Глав. Ред. . – М.; Аванта+, 2001. – 640 с.: ил.

5. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия/ ред. коллегия: М. Аксёнова, И. Леон, С. Мартынова. - 2-е изд., перераб. - . – М.; Мир энцклопедий Аванта+, Астрель 2008. – 656 с.: ил.

6. Энциклопедия для детей. Том 2. Биология/ ред. коллегия: М. Аксёнова, Г. Вильчек, Е. Дубровская и др. - 27-е изд., испр. - . – М.; Мир энцклопедий Аванта+, Астрель 2010. – 689 с.: ил.

Приложение 1

Получение крахмала

1. Натерли картофель на терке и поместили в воду

2. Отжали натертые картофель и процедили через сито

3. Дали раствору отстояться и отдедили крахмал от воды (крахмал не растворимв воде) и высушили его.

4. Получили белое кристалическое вещество – крахмал.