ФОТО Getty Images
1. Постарайтесь взглянуть на мир глазами ребенка, отстранившись от собственного восприятия. Проделывайте это упражнение хотя бы по несколько минут в день, чтобы не забывать, как ребенку живется в этом мире.
2. Вообразите, как вы выглядите и звучите с точки зрения ребенка , другими словами, представьте, что вы – собственный отец или мать. Как бы скорректировали свое поведение: что и как вы говорите, как вы себя держите? Учитывая это, подумайте, как бы вы хотели выстраивать контакт с ребенком.
3. Учитесь считать своего ребенка идеальным. Старайтесь помнить о том, что он идеален, даже в те моменты, когда это труднее всего: когда он плачет, когда получил двойку, когда разбил любимую чашку – помните, он идеален.
4. Размышляйте над тем, чего вы ждете от ребенка. Задумайтесь: ваши ожидания совпадают с тем, чего бы ему самому хотелось? Спрашивайте себя: когда я подталкиваю его к тому или иному решению, я делаю это потому, что этого хочется мне, или потому, что это в его интересах? Спросите себя заодно, как вы выражаете свои ожидания и как это влияет на ребенка?
5. Воспитывайте в себе альтруизм: всегда ставьте интересы детей выше собственных. После этого задумайтесь, нет ли какого-то способа достичь и своих целей тоже, не жертвуя детьми. Вы удивитесь тому, сколько всего можно сделать, не отодвигая интересы детей на второй план. Особенно если иметь терпение и желание найти равновесие.
6. Если вы чувствуете себя растерянным или потерянным , подумайте о ситуации в целом, сосредоточьте свои мысли на ребенке, на семье, на себе. Попробуйте выйти за пределы размышлений, пусть даже очень логичных, постарайтесь воспринять мир интуитивно, пытайтесь всем естеством – телом, душой, чувствами, разумом – понять, что нужно сделать. Если понимание, как именно следует действовать, так и не придет, может быть, стоит воздержаться от каких бы то ни было поступков, пока реальность не прояснится. Важно уметь выжидать.
7. Попробуйте освоить искусство молчаливого присутствия , вырастающее со временем из практики осознанности. Прислушивайтесь к себе, к тому, что происходит в вашем теле, сознании, речи. Созерцайте себя.
8. Научитесь жить в напряжении, не теряя баланса. Юджин Херригель (Eugen Herrigel) в книге «Дзен в искусстве стрельбы из лука» описывал, как его учили натягивать тетиву до отказа и так замирать, не выпуская стрелы. В нужный момент стрела загадочно выстреливала «сама собой». Научиться этому можно, заставляя себя проживать любой, даже самый тяжелый, миг своей жизни, не пытаясь ничего изменить и не надеясь на какой-нибудь конкретный исход. Нужно просто максимально сосредоточиваться на настоящем. Нужно учиться видеть, что, если доверять интуиции и инстинктам, с любым исходом событий можно работать. Ребенок, особенно когда он еще юн, нуждается в том, чтобы вы были центром равновесия и доверия в его жизни, ориентиром, по которому он может скорректировать свой курс. Мишень и стрела в равной степени нужны друг другу. Ненужные усилия не помогут им соединиться, в отличие от мудрого внимания и терпения.
9. Если вы вдруг обманули доверие ребенка , даже совсем чуть-чуть, обязательно попросите прощения. Извинения целительны. Извинение показывает, что вы обдумали ситуацию и теперь понимаете ее лучше, или что теперь вы смотрите на нее с точки зрения ребенка. Вместе с тем не стоит злоупотреблять извинениями: если просить прощения слишком часто, слово «извини» утратит смысл, или же чувство вины станет привычным. Это рискованно потому, что прячась за свою вину, мы укрываемся от ответственности.
10. Каждый ребенок уникален и у каждого свои потребности. Каждый смотрит на мир по-своему. Храните в душе образ каждого из своих детей. Желайте им добра.
11. Часто дети ждут от нас, что мы будем сильными, будем вести себя ясно и недвусмысленно. Пусть эта сила и ясность произрастают из щедрости и сознательности, а не из страха, самоуверенности и жажды контроля. Быть внимательным родителем не значит быть равнодушным, слабым и безмерно снисходительным; но подавлять ребенка и быть с ним грубым тоже нельзя.
12. Величайший подарок, который вы получите от детей , – это вы сами: часть бытия родителем заключается в самопознании и обучении осмысленному бытию. Мы должны быть укоренены в настоящем, чтобы делиться с ребенком лучшим, что в нас есть. У нас есть только наше сегодня. Давайте пользоваться им наилучшим образом – ради наших детей и ради нас самих.
Джон Кабат-Зинн (Jon Kabat-Zinn) – биолог. В 1979 году он оказался у истоков «духовной медицины», первым предложив использовать практику медитации в лечебных целях. Основатель и директор Клиники работы со стрессом Медицинского центра Университета Массачусетса. Автор книг «Куда бы ты ни шел – ты уже там. Медитация полноты осознания в повседневной жизни» (Класс, 2000) и «Практика медитации» (Эксмо, 2013).
Подробнее см. M. & J. Kabat-Zinn. «Everyday Blessings: The inner work of mindful parenting» (Hyperion, 1997).
(В рамках недели психологии)
Цель: оптимизация и гармонизация внутрисемейных отношений по средствам игры.
Оборудование: аудиозаписи с веселыми детскими песнями, мяч, повязка на глаза, свеча, спички, стулья по количеству участников, ящик (коробка), смайлики по количеству участников.
Ход тренинга
Под веселую музыку участники тренинга проходят в зал и рассаживаются на заранее приготовленные стулья, расставленные по кругу.
Психолог: «Здравствуйте родители! Здравствуйте ребятки! Мы рады вас приветствовать на нашем игровом тренинге.
В дошкольном возрасте ведущая деятельность - это игровая деятельность. Дети любят играть где угодно и во что угодно, а если к их играм подключаются еще и родители, то игра становится не просто игрой, а источником радости потому, что по средствам игры у ребенка и родителей происходит общение.
Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов. Особое значение игра имеет для развития произвольного поведения, которое без спорно понадобится с поступлением в школу, а значит и тренировать его нужно уже сейчас».
Известный американский семейный психотерапевт Виржиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что 4 объятия каждому необходимы, просто для выживания, а для хорошего самочувствия не менее 8 объятий в день. И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому».
Родителям и детям предлагается обнять друг друга на столько крепко, на сколько это возможно.
Родителям по очереди завязывают глаза, дети сидят на стульчиках. Каждый родитель должен на ощупь найти своего ребенка.
Психолог: «Дорогие родители! Танцуйте, пойте, играйте вместе с своими детьми. Хороший ребенок – счастливый ребенок. Счастливый ребенок-счастливые и здоровые родители».
Рефлексия. Предлагается родителям и детям оценить полезность, значимость, нужность тренинга, положив в коробочку смайлики разных цветов.
Тренинг для родителей «Радость воспитания»
Цель: осознание родительской роли, определение истинных ценностей в своей жизни и реализация своих возможностей в воспитании ребенка.Ход занятия:
Ведущ ий: В детстве мы не раз давали себе обещание не повторять ошибок своих родителей, когда вырастем. Кто из нас не раз говорил себе: "Я никогда не буду поступать так с собственным ребенком"? Но когда появляются дети, нам не помогают, ни данные себе когда-то обещания, ни кипы книг по детской психологии и педагогике, ни советы подруг, а уже тем более бабушек… Ошибки в воспитании приводят к тому, что дети становятся скрытными и неуправляемыми, детская агрессия накаляет отношения в семье, а нередко даже приводит к разводу родителей!Практическое занятие направлено на гармоничное взаимодействие родителей со своими детьми.
Цель практического занятия:
Повысить осведомленность родителей по особенностям воспитания детей дошкольного возраста ;
Расширить представления родителей об общении с ребенком; познакомить со стилями общения в семье;
Способствовать установлению и развитию отношений партнерства, пониманию и сотрудничеству между родителями и ребенком.
Материал: плакат «Правила работы в группе», плакат «Ожидания», плакат «Душа ребенок», листы А4, ручки, стикеры – перышки, бантики, информационные буклеты для родителей «Пять путей к сердцу ребенка, видеоролик.
1.Вступительное слово
Семья – это важнейший фактор долголетия и здоровой жизни. Первые жизненные уроки ребенок получает в семье. Его первые учителя – отец и мать. Семья дает ребенку первые представления о добре и зле, формирует представления о нормах поведения в обществе. Ребенок, наблюдая за отношениями отца и матери в повседневной жизни, усваивает определенный тип отношений между мужчиной и женщиной. Именно эта модель будет определять дальнейшее поведение ребенка в социуме.
Наша сегодняшняя встреча посвящена такой теме как: «Все начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения».
I . Знакомство с участниками
2. Упражнение «Знакомство»
Цель: способствовать установлению дружеской атмосферы в группе; настроить родителей на диалог; вызвать у них положительные мнения об их детях; снять эмоциональное напряжение.
Ход упражнения. Психолог. Для эффективной работы я предлагаю Вам, чтобы каждый из родителей назвал свое имя, имена и возраст своих детей. Каждый участник должен закончить одно из следующих предложений.
1. Два слова, которыми можно описать моего ребенка – ...
2. Если бы мой ребенок был звуком, он звучал бы, как -...
3. Больше всего мне в моем ребенке нравится – ...
4. Мой ребенок заставляет меня смеяться, когда – ...
Участник, который имеет более чем одного ребенка, может применять по одному предложению, говоря о каждом из них. Окончание предложения может быть забавным. Каждое предложение построено так, чтобы высказывание было положительным. Это веселое упражнение. Родители говорят, то, что приходит им в голову, ведь никто ничего не записывает.
3. Ожидания участников. Упражнение «Аист»
Перед началом занятия психолог прикрепляет к доске рисунок с изображением аиста, который несет в клюве младенца. Каждый участник получает бумажные перышко, на котором ему предлагается написать свои ожидания от тренинга.
После того как все участники записали свои ожидания, они по очереди подходят к аисту, зачитывают свои надежды и приклеивают перышки на его крылья.
4. Обсуждение правил группы
Цель: направить участников на соблюдение правил группы.
Ход упражнения. Правила крайне необходимы для создания такой обстановки, чтобы каждый участник мог откровенно высказываться и выражать свои чувства и взгляды. Итак, я предлагаю Вам, уважаемые родители, следующие правила:
1. Картинка «Волчок» – быть активным.
2. Картинка «Ухо» – слушать и слышать каждого.
3. Картинка «Человечки с мыслями» – говорить по очереди.
4. Картинка «Два смайлика берутся за руки» – ценим толерантность, точность, вежливость.
5. Картинка «Круглый стол» – мир вокруг нас бурлит, а мы «здесь и теперь» – учимся.
6. Картинка «Часы» – это время. Используем его для себя наиболее эффективно.
Психолог. Возможно, будут дополнения? Согласны ли Вы и принимаете эти правила?
II. Основная часть
Психолог. Сегодня мы будем обсуждать секреты эффективного общения родителей с детьми . И прежде чем перейти к основному содержанию занятия, отмечу три важных момента, которые стоит помнить.
Во-первых, идеальных родителей не бывает. Родители не боги, а живые люди со своими слабостями, настроениями, интересами. Во-вторых, какой бы выдающийся психолог и педагог не работал с нами, положительные изменения наступят лишь тогда, когда мы начнем действовать, использовать теорию на практике. В-третьих, наше занятие не случайно так называется, ведь без творческого подхода и чувства сердцем общение с детьми будет не эффективным.
Уважаемые родители! Какие ассоциации у вас вызывает слово «семья»?
Какую роль, функцию выполняет семья для ребенка?
5. Упражнение «Живой дом»
Цель: диагностировать субъективное восприятие психологического пространства семейных отношений.
Перед участниками лежит лист бумаги. Нужно написать в колонку имена 7-8 человек, которые влияют на их жизнь, рядом нарисовать дом, у которого обязательно должны быть фундамент, стены, окна, крыша, чердак, дверь, дымоход, порог, и предоставить каждой части дома имя конкретного человека. Затем происходит интерпретация результатов.
Фундамент – положительное значение: основная материальная и духовная опора семьи, тот на ком все держится; отрицательное значение: человек, на которого все давят.
Стены – человек, который отвечает за эмоциональное состояние семьи и автора рисунка непосредственно.
Окна – будущее, люди от которых родина ждет, на кого возлагает надежды (в норме – дети).
Крыша – человек в семье, который жалеет и оберегает автора рисунка, создает ощущение безопасности.
Чердак – символизирует секретные отношения, а также желание автора иметь с этим человеком более доверчивые отношения.
Двери – информационный портал, тот кто учил строить отношения с миром.
Выводы. Методика дает возможность за короткое время определить роль автора рисунка с каждого члена семьи.
6. Упражнение «Душа ребенка»
Психолог. Эта чаша – душа ребенка. Какой бы Вы хотели видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы хотели бы наделить своего ребенка?
Задача: родители на «сердцах» должны написать качества, которыми бы хотели наделить своего ребенка, затем кладут их в чашу.
Психолог. Посмотрите, какую красочную, многогранную душу мы хотим видеть в ребенке.
Рефлексия. Какие ощущения у вас вызвало это упражнение?
7. Упражнение «Один день из жизни Маши»
Во время зачитывания рассказа «Один день из жизни Маши» (на стенде - первый плакат с изображением девочки) ведущий отрывает горизонтальные полоски от плаката с изображением девочки. (Для удобства лучше сделать незаметные надрезы с обеих сторон плаката.) После окончания рассказа от плаката остаются только рваные куски бумаги.
Выдерживается пауза для эмоционального переживания содержания произведения. А после нее - активное обсуждение:
Является ли достоверным этот рассказ?
Бывают ли такие ситуации в жизни вашего ребенка?
Задумывались ли вы над тем, что чувствует ваш ребенок в таких ситуациях?
Что можно было сделать всем героям повествования, чтобы с Машиной душой не произошло того, что произошло с плакатом? (При этом вывесить второй цельный плакат.)
Один день из жизни Маши
Сегодня Маша проснулась от звонка будильника. Сначала так хотелось еще немного поспать, но потом она вспомнила вчерашний день: и удачный рисунок на занятии, и похвалу няни, и Олины красные сапожки, и новый стишок, который воспитательница поручила ей изучить на праздник... И главное – то, что она так и не дождалась маму с работы, ведь мама так много работает... К тому же вчера маме выдали зарплату, и она со своей бывшей школьной подругой отметила это в кафе.
Утром мама была не в настроении, очень хотелось спать, да и прическа почему-то не выходила.
Ляп, ляп, ляп - раздались легкие детские шаги в коридоре. «Сейчас я все-все расскажу маме! И о похвале воспитателя, и о Олиных красных сапожках, и про новый стишок, который воспитательница поручила ей изучить на праздник... Пусть мама послушает, вот она обрадуется!» - с сияющей улыбкой бежала Маша к кухне, где мама делала уже завтрак.
Маша! Сколько раз говорить, не ходи босиком по квартире! Неужели нельзя надеть тапки?! - строго прозвучал мамин голос. (Оторвать полоску снизу плаката.)
Маша послушно вернулась в комнату и надела тапочки. «Вот и хорошо, сейчас все расскажу», - подумала она и быстренько побежала к кухне.
Мама, мама, ты знаешь, вчера... - начала Маша.
Маша, ты уже умылась? - снова строго спросила мама. (Оторвать еще полоску плаката.)
Маша молча направилась в ванную. «Ну, ничего, быстренько умоюсь и сразу расскажу маме про все свои новости», - подумала девочка, не теряя надежды.
Мама, вчера на занятии в детском саду.., - не очень радостно начала свой рассказ Маша, - когда Лариса Николаевна разглядывала мой рисунок...
Маша, ну что там опять, неужели у тебя могут быть проблемы с рисованием? Ты же дома рисуешь все время! (Оторвать еще полоску плаката.)
Я... Я... нарисовала, - почему-то еще грустнее сказала Маша. Уже никто не вспоминал об Олиных новых красных сапожках, о стишках, что поручила изучить воспитательница...
Маша! Ты уже готова? Почему ты всегда возишься? Сколько можно ждать?! Уже время выходить из дома! (Оторвать следующую полоску плаката.)
Да, мамочка, я уже иду, - сказала отрывистым голосом Маша и вовсе грустно поплелась за мамой.
Ночью прошел дождь, и на асфальте появились лужи - и круглые, и овальные, и такие, что похожи на волшебные облачка... «Мама, смотри, какая красивая лужа!» - радостно вскрикнула маме в спину Маша. Мама, торопясь, огляделась и произнесла: «Вон уже видно детский сад. Беги сама, а то я на работу опоздаю с твоими лужами». (Оторвать следующую полоску плаката.)
У ворот детсада Маша встретилась с Олей, которая перепрыгивала через небольшие лужи, держась за руку своей мамы. Олины красные сапожки так красиво сверкали на солнце! «Может, вечером расскажу о них маме?» - подумала Маша.
Оля, радостно улыбаясь, подбежала к Маше и начала рассказывать, как она вчера вместе с папой и мамой ходила в парк угощать белочек орешками. Маша сразу вспомнила свой вчерашний вечер: как она ждала маму, как папа молча сидел у окна, а она с бабушкой Ниной, которая пришла в гости, учила стишок...
«Стишок! Его обязательно нужно рассказать Ларисе Николаевне!» - вспомнила Маша. Девочка очень обрадовалась, когда увидела свою воспитательницу в группе:
Лариса Николаевна! - громко крикнула Маша и подбежала к ней.
Маша, а где твои папа или мама? Почему ты снова пришла сама? Дети не должны ходить одни в детский сад! Я же говорила твоим родителям об этом. (Оторвать следующую полоску плаката.)
Маша понуро разделась и пошла в группу. А потом - завтрак, занятия, прогулка... До стишков так дело и не дошло. Маша решила подойти к воспитательнице после обеда. Но, садясь к столу, Маша снова вспомнила про маму - блюда девочке показались невкусными, обед казался длинным, почти все дети пошли в спальную комнату укладываться спать, а Маше еще надо кушать и кушать. (Оторвать следующую полоску плаката.)
После тихого часа Машина группа пошла на занятия танцевального кружка, но движения у девочки не получались. Руководитель кружка спросила: «Маша, что с тобой? Я тебя сегодня не узнаю». Маше стало стыдно, но она ничего не могла сделать с собой... (Оторвать следующую полоску плаката.) Из детсада Машу забирал папа. Она спросила у него про маму, и он сердито буркнул: «На работе твоя мама! Собирайся быстрее, некогда мне... (Оторвать следующую полоску плаката.)
Дома папа с бутылкой пива сел у телевизора и начал смотреть какое-то непонятное кино про чудовищ, от которого Маше стало очень страшно. Она побежала в свою комнату и тихонько села в уголок за дверью.
(Оторвать следующую полоску плаката.)
Поздно вечером, когда Маша готовилась ко сну, пришла с работы мама. Она была в хорошем настроении, ведь начальник похвалил ее за хорошую работу.
Маша слышала, как мама на кухне рассказывала об этом папе. Папа был доволен. Маша и хотела выбежать к маме, но потом подумала, что маме опять будет некогда... Мама сама зашла к Маше в комнату:
Машуня! Я так соскучилась за тобой! Ну, рассказывай про свой рисунок, о своем стишке. Что нового сегодня?
Но Маше уже не хотелось ни о чем рассказывать, она лежала в постели, свернувшись в комочек, и тихонько плакала. Почему? Она сама этого не понимала...
8. Упражнение «Стили родительского воспитания»
Психолог. Уважаемые родители, сейчас мы с Вами попытаемся отразить с помощью пантомимики и жестов один из стилей родительского воспитания .
II – либеральный;
III – демократический.
Остальные участники должны определить, какой из стилей был продемонстрирован. На помощь участникам даются подсказки – краткие характеристики каждого из стилей.
Обсуждение:
– Какой из стилей, на ваш взгляд, является наиболее эффективным для воспитания?
– Какие результаты, по вашему мнению, можно ожидать от каждого из них?
– Какой из стилей наиболее близок лично вам?
9. Упражнение «Я люблю своего ребенка»
Психолог. А сейчас закройте глаза, представьте своего ребенка и решите для себя: «Я буду любить своего ребенка, даже если он не лучший и звезд с неба не срывает. Я буду любить его, даже если он не оправдает моих надежд. Я буду любить его, какой бы он не был, как бы не поступил. Это не означает, что любой поступок я одобрю. Это значит, что я люблю ее, даже если ее поведение должно быть лучше. Я люблю просто потому, что это мой сын или дочь».
Откройте глаза.
Обсуждение:
Что вы чувствовали во время выполнения этого упражнения?
Итог: любовь к ребенку еще не навредила ни одному из них. Любви не может быть много. Помните: какими бы не были отношения в ваших семьях, они могут стать лучше.
10. Информационные буклеты для родителей «Пять путей к сердцу ребенка»
Психолог: Уважаемые родители! Дети по-разному чувствуют любовь, но она нужна каждому малышу. Есть 5 основных способов, которыми родители показывают свою любовь к ребенку (психолог раздает рекомендации):
Прикосновение;
Слова поощрения;
Время;
Помощь;
Подарки.
Поэтому дарите своим детям любовь и подарки, а моим подарком для вас станет просмотр видеоролика «Притча о любви».
11. Упражнение «Осуществление ожиданий»
Цель: определить, оправдались ли ожидания участников.
Уважаемые родители, обратите внимание на лист ожиданий с изображением аиста, с которыми вы работали в начале тренинга и определится, насколько оправдались ожидания каждого. (Высказывания)
Аист несет в клюве младенца. Младенец ассоциируется с новой жизнью, чем-то удивительным, светлым, обязательно счастливым. Поэтому предлагаю вам написать на бантиках пожелания себе или группе и прикрепить их на изображение одеяла, в которое завернут младенец.
Работа с родителями - Тренинги для родителей |
29.05.2011 12:41 |
3. Номинация 5. 1) Полноценное общение с родителями очень важно для развития детей. Но, многие родители только теоретически знают и осознают, в чем заключается правильное воспитание детей, но на практике испытывают трудности. Родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми. Наша психологическая служба разработала ряд тренинговых занятий, на которых могут пообщаться с детьми в игровой ситуациию Заявка. Заявка. |
Тренинг для родителей.
«Тропинка родительской любви»
Участники: группа родителей дошкольного возраста 10-14 человек.
Оборудование: бейджики, проектор, магнитофон, музыка, записи детских песен, бумага ф.А4, карандаши (фломастеры), гуашь, ватман.
Время: 2 – 2,5 часа.
Место проведения: музыкальный зал.
Ход тренинга.
Звучит легкая музыка. Родители рассаживаются по кругу. Ведущий подходит к каждому из родителей, знакомится, оформляет «общую визитку» - пишет имя родителей на большом листе (в виде цветка).
Ведущий. Добрый вечер, дорогие родители. Я благодарю вас за то, что вы пришли на тренинг. Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу.
Психологический тренинг - это тренировка души, разума, тела. Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 90% того, что сам делает.
В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому просьба ко всем участникам: подписать и прикрепить визитки-бэйджики, чтобы все знали, как к вам обращаться.
Тема сегодняшнего тренинга: «Тропинка родительской любви».
Знакомство.
Упражнение «Доброе тепло» (10 мин.)
Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы.
Сейчас я предлагаю вам познакомиться друг с другом.
Встаньте в круг и возьмитесь за руки. От меня вправо (влево) пойдет «тепло», то есть я легонько прикоснусь своим плечом к плечу соседа, называя своё имя, написанное на визитке-бейджике, и вспоминая, как ласково называли меня в детстве, мой сосед так же – к следующему, и так по кругу. Давайте попробуем.
А теперь то- же самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно сработает.
Сложно было выполнять задание? Почему? Каковы ваши ощущения после выполнения задания?
Давайте продолжим наше знакомство:
Ледокол. (Музыка «Дорогою добра») (2 мин.)
Давайте пофантазируем: лето, улицы нашего города сияют чистотой, все вы находитесь в поисках хорошего детского сада для своего ребёнка. Обручи – это детские сады. Под музыку вы будете ходить по нашему замечательному городу, когда мелодия перестаёт звучать, необходимо попасть в любой детский сад, никто не должен остаться на улице.
Вопросы: Что вы почувствовали, играя в эту игру? Какое настроение у вас?
Основная часть
Вот в такой доброй и теплой атмосфере, наверное, и следует говорить о самом важном в жизни каждого человека - о родительской любви.
Все считают себя любящими родителями, и это вполне естественно. Мы действительно обожаем своих детей, и лучшее подтверждение этому то, что мы чувствуем в душе постоянную любовь. Но детям важно еще одно - как мы проявляем это чувство.
Родительство, наверное, является наиболее глубокой ответственностью, которую только может принять на себя взрослый человек.
Наиболее важно, особой ролью родительской деятельности является любить и воспитывать своих детей, а также формировать в них чувства высокого самоуважения и уверенности в себе.
Общение и отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. Для ребенка взрослые являются образцом во всем. Дети хорошо усваивают то, что представлено наглядно, все хочет познавать на собственном опыте. Его особенно привлекают те действия, которые взрослые пытаются скрыть от него. Запоминает малыш не все, а только то, что его поразило. Они всегда стараются подражать взрослым, что порой опасно. Не умея отличать плохое от хорошего, они стремятся делать то, что взрослые запрещают им, но позволяют себе. В связи с этим в присутствии детей нужно воздерживаться от таких действий и поступков, которые не могут послужить для них хорошим примером.
Речь детей лучше развивается в атмосфере любви, спокойствия, когда взрослые внимательно слушают их, общаются с детьми, читают им сказки и обсуждают прочитанное.
Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. В процессе развития коммуникативных навыков ребенка, большое внимание необходимо уделять формированию личностных качеств малыша, его чувствам, эмоциям. Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими.
Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть, что она проявляется в отношениях родителей не только к нему, но и друг к другу, и ребенок должен чувствовать любовь.
«Счастье - это когда тебя любят и понимают», а это понимание не приходит само собой, ему нужно учиться.
Итак, давайте пойдем с вами тропинкой родительской любви.
Целью тренинга является: способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия.
Наша задача – показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь глубже осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить их.
Правила работы в группе.
Цель: акцентирование участников на соблюдении правил работы в группе и регламентации работы.
Ведущий. Участники тренинга все делают сами. Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно придерживаться определенных правил.
Мы не будем давать друг другу оценок, не будем никого обсуждать. Мы создадим атмосферу безопасности, доверия, открытости. Это позволит вам экспериментировать, не стесняясь ошибок.
Правила напечатаны на листах давайте обсудим и выберем те, которые подходят нам для эффективного взаимодействия:
Обращение по имени, и на ты.
Не давать друг другу оценок, никого не обсуждать.
Слушать, не перебивать.
Конфиденциальность.
Правило участия - я принимаю участие в играх.
Правило спасательного круга - если мне трудно во время тренинга, я могу взять паузу (___раз).
Правило хорошего настроения.
Итак, правила поведения на тренинге мы определили. Возможно, кто-то хочет внести коррективы?
Ожидания
Цель: определение ожиданий участников от работы в группе.
Ведущий. Уважаемые родители! Перед вами стикеры, вырезанные в форме отпечатка стопы. Запишите на них свои надежды и ожидания от нашей встречи.
Далее следует озвучить их и прикрепить к картине «Тропинка родительской любви», на котором изображена тропинка, протянувшаяся от дома ввысь «Родительской любви ». Стикеры надо прикрепить в начале пути, то есть около дома.
Упражнение «Погружение в детство»
Ведущий. Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию: оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство - в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам три-четыре года. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице. Посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, а рядом с вами близкий человек. Посмотрите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете ее тепло и надежность. Затем вы отпускаете руку и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете глаза и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему, снова берете за руку, идете дальше и вместе с ним смеетесь над тем, что произошло.
А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда будете готовы, вы откроете глаза.
Рефлексия
Удалось ли окунуться в детство?
Почувствовали ли вы надежное плечо, сопровождающее вас в детстве?
Что для вас значит «надежное плечо»?
Какие чувства у вас были, когда вы потеряли поддержку?
Что хотелось сделать?
Упражнение «Ролевые игры»
Задание для группы № 1. (Время выполнения – 5 минут).
От имени ребёнка расскажите, как умудрились намочить всё, что только было возможно из своей одежды в единственной весенней луже, в тот момент, когда мама разговорилась с неожиданно подошедшей подругой. Подсказка: рассказывайте от имени ребёнка, озвучивая возможный ход его мыслей.
И реакция мамы, когда она увидела промокшего ребенка…
Резюме. Я думаю, напоминание об этой возможности взрослых - проникать в мир детей, поможет грамотнее организовывать процесс воспитания, плодотворнее построить взаимодействие в семье.
Задание для группы № 2 (Время подготовки - 5 минут)
Выбирается родитель и ребенок.
Уважаемые родители! Вы очень спешите, прибежали в детский сад за своим ребёнком. На улице Вас ждёт машина, а дочь (сын) капризничает, не хочет одеваться.
Ваша реакция, действия и т.д.?
Резюме. Данные ролевые игры не только иллюстрируют возможные ситуации, но и позволяют задуматься каждому, а как бы я поступил, реагируя на поведение моего ребёнка, чему бы я смог его научить.
Упражнение для поднятия настроения, снятие усталости. «Музыкальная река».
Звучит музыка и родители вместе с ведущим исполняют «Танец Маленьких утят».
Упражнение «Ассоциации» (3-5 минут)
Наша цель воспитать счастливого ребенка. Кто может воспитать счастливого ребенка. Идеальный родитель. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой идеальный родитель? На эти вопросы мы ответим, поработав в группах.
Инструкция: группа делится на 2 команды.
1 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово "счастливый ребёнок".
2 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово «эффективный родитель»
Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».
Я предлагаю вашему вниманию посмотреть видеоролик «Счастье - это просто».
Рефлексия.
Что вы чувствуете сейчас?
Какие чувства вы испытывали во время просмотра видеоролика?
Захотелось что-нибудь сделать?
Изменили ли вы мнение о своих отношениях со своим ребенком?
Ведущий: Зачастую родители и воспитатели, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо.
В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его делать наоборот (Например. Что будет делать ребенок на слова: «Не подходи к телевизору!»).
Обращение к ребенку должно быть позитивным, т.е. предполагать ответное действие, а не бездействие.
Упражнение «Недетские запреты»
Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, - то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» - завязывается рот, «Не бегай» - завязываются ноги и т.д.
После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи - говори спокойно».
Рефлексия
Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:
Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?
Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?
Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?
Что хотелось развязать в первую очередь?
Что вы чувствуете сейчас?
Рефлексия участников, игравших роль взрослого:
Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?
Что вам хотелось сделать?
Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?
Какие чувства вы испытываете сейчас?
Ведущий: Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.
У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей, окружающих ребенка, – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных “нельзя“ и “можно“! Чтобы научить этому детей, родителям самим нужно отлично в этом разбираться.
Предлагаю вам пройти групповой тест “Можно и нельзя“.
Тест “Можно и нельзя”
Наказание невозможно | Наказание возможно |
|
Ребенок болеет | ||
Перед сном | ||
Сразу после сна | ||
Во время еды | ||
Во время занятий | ||
Во время игры | ||
Непосредственно после душевной или физической травмы | ||
Ребенок искренне старается что-то сделать, но у него не получается | ||
Родитель находится в плохом настроении |
После выполнения теста проводится его обсуждение:
Когда, в каких ситуациях можно, а когда нельзя наказывать ребенка?
В заключение педагогам предлагается отрезать ножницами колонку теста “Наказание возможно”.
Оставшаяся часть может использоваться в качестве “памятки”.
Ведущий: Как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности понять другого и самого себя. Скольких драм, больших и малых, не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матерью-природой.
Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, - это дефицит ласки. Родители порой не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей заставляет родителей быть чрезмерно суровыми с ними.
Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви.
Упражнение «Солнце любви»
Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.
Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.
Ведущий: Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.
Рефлексия
Ведущий. Наша встреча завершается, поэтому давайте определим, сбылись наши ожидания. Если да, необходимо переставить стикеры на тропинке Родительской любви.
По окончанию занятия родители с ведущим пьют чай за круглым столом!
До новых встреч!
Литература:
Кряжева Н. Л. «Радуемся вместе»: развитие эмоционального мира детей, серия: «Практикум», Екатеринбург, 2006г.
Марковская И.М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми»: цели, задачи и основные принципы, С.-П., 2005г.
Сакович Н.А. «Практика сказкотерапии»: сборник сказок, игр и терапевтических программ, С.-П.,2005г.
Чернецкая Л.В. «Психологические игры и тренинги в детском саду», серия: «Сердце отдаю детям», Р-на-Д.,2005 г.
Черняева С.А. «Психотерапевтические сказки и игры». Серия: «Арт-терапия», С.-П.,2004г.