Конспект родительского собрания на тему «Роль отца в воспитании детей. Педагогическая гостиная «Мой папа самый лучший

16.06.2019

АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

    Ф.И.О.__________________________________________________________

    образование______________________________________________________

    место работы_____________________________________________________

    телефон___________________

    число детей________________

    число членов семьи_______________________________________________

    В каких делах класса вы смогли бы помочь?

    • Проведение бесед с учащимися на определённые темы;

      Организация экскурсий на предприятие;

      Изготовление пособий;

      Ремонт мебели;

      Руководство кружком, секцией;

      Помощь в организации походов, поездок;

      Помощь в организации досуговой деятельности;

    Фамилия, имя вашего ребёнка:_______________________________________

    • Чем ваш ребёнок любит заниматься в свободное время?

    Какие игры предпочитает?_____________________________________

_______________________________________________________________

    Какие виды спортивных развлечений больше любит?

_______________________________________________________________

    С кем чаще общается? _________________________________________

_______________________________________________________________

    Как ведёт себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив)?

    Какие обязанности выполняет по дому?

Какие, с вашей точки зрения, индивидуальные особенности ребёнка необходимо учесть мне, как классному руководителю?

    Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребёнка? Мать, отец, бабушка,_________________________________________________________

____________________________________________________________________

    Где чаще всего с ребёнком вы проводите досуг? Дома, на природе, на прогулке,____________________________________________________________________________________________________________________________

    Знаете ли вы друзей вашего ребёнка, их родителей? _____________________

    Приходят ли к вам приятели вашего ребёнка? ___________________________

_____________________________________________________________________

    Какие затруднения вы испытываете в воспитании ребёнка? _______________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Какие методы воспитания вы предпочитаете?

    уговоры;

    разъяснения;

    строгость;

    требования;

    наказания;

    поощрения;

    дружеские контакты;

    что – то другое _____________________________________________

_____________________________________________________________

    Чем, по вашему мнению, может вам помочь школа в воспитании вашего ребёнка? __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Считает ли ваш ребёнок школу своим домом? С какими проблемами он сталкивается в школе? _______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Я И МОЙ РЕБЁНОК»

Роль родителей в воспитании ребёнка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Тест дополнит ваше представление о себе, как о родителях, поможет сделать определённые выводы относительно проблемы воспитания детей.

КЛЮЧ К ТЕСТУ

Ответ «А» оценивается в 3 балла;

Ответ «Б» оценивается в 2 балла;

Ответ «В» оценивается в 1 балла;

ЕСЛИ ВЫ НАБРАЛИ ОТ 27 до 36 баллов – значит, ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

ЕСЛИ ВЫ НАБРАЛИ ОТ 13 до 27 баллов – забота о ребёнке – для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в иных случаях – чересчур мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.

ЕСЛИ ВЫ НАБРАЛИ МЕНЕЕ 13 баллов – у вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знания, как сделать ребёнка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, ни того, ни другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов, психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всего понемножку: и слёзы, и смех,

Взлёт и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда,

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом,

Сердце навеки останется в нём!

Родительское собрание

«Роль отца в воспитании детей»

в группе кратковременного пребывания «Подготовка к обучению в начальной школе»

МБОУ «Атюрьевская средняя

общеобразовательная школа №2»

Подготовила и провела воспитатель Байкова Н.К.

Цель: повысить успешность социального развития ребёнка на основе позитивной активности взаимодействия с отцами.

Задача: повысить посещаемость родительских собраний папами и их заинтересованность в воспитании их собственных детей.

План проведения

    Вступление

    Мини – дискуссия по анкетам

    Чтение стихов о папе

    Заключительный этап

    Чаепитие

Подготовительный этап:

1.Оформить приглашение отцам на родительское собрание.

2. Интервью о папе с ребёнком.

3. Разучивание с детьми стихотворений о папе.

4. Провести анкетирование отцов.

Ход

1. Вступление

Звучит песня: « Папа может, папа может всё, что угодно…»

Воспитатель:

Добрый вечер уважаемые папы! Спасибо всем, что нашли время посетить наше дошкольное учреждение. Тема нашего собрания: « Роль отца в воспитании детей».

Сегодня мы хотим поговорить о вас, отцах. Отец! Какое это гордое звание. В нём всё и доброта, и ласка, и мужская сила, и справедливость и конечно любовь к детям.

Роль отца в воспитании детей не менее важна, чем роль любящей матери.

Отец для девочки – это первый мужчина, с которым она начинает общаться в своей жизни. Многие девочки, которым в детстве не хватает внимания отца, обречены на самоутверждение в течение всей своей жизни. Девочки, с первых дней окружённые папиной любовью, вырастают более уверенными в собственной полноценности, чувствуют себя более защищёнными.

Мальчик нуждается в обществе отца, в его любви, дружбе и понимании. Мальчик начнёт чувствовать себя мужчиной и брать пример с того мужчины, который находится рядом, и пользуется его расположением. Итак, если отец хочет, чтобы его сын вырос настоящим мужчиной, он не должен кричать на ребёнка, когда тот плачет, стыдить его, заставлять заниматься неинтересными делами. Отец должен, как можно больше проводить время с сыном, давать ему почувствовать свою гордость и радость за его успехи.

Основная ролевая позиция мужчины как супруга состоит в том, чтобы быть достаточно профессионально подготовленным для обеспечения себя, жены и детей.

Мужчина принимает самое активное участие в хозяйственно – бытовой деятельности семьи и наравне с женой выполняет весь объём домашней работы.

Как родитель он несёт ответственность за воспитание детей. Ему необходимо владеть навыками психологического и педагогического воздействия.

Таким образом, отец в семье даёт определённый образец поведения, является источником уверенности и авторитета, является олицетворением дисциплины и порядка.

Дорогие папы, как видите, вы очень важны для того, чтобы ваши дети росли счастливыми, добрыми, мудрыми людьми.

2. Мини – дискуссия по анкетам.

Воспитатель:

    Как вы думаете, почему мы сегодня собрались именно в таком составе?

    Какова роль отца в семье?

    Что вы считаете главным в воспитании ребёнка?

    Есть ли у вас с ребёнком общие интересы и любимые занятия? Какие? (Зачитываются 3 – 4 ответа из анкет).

За несколько дней до собрания мы записали видеоинтервью детей по самым различным вопросам, один из них звучал так: « За что ты любишь своего папу?» А сейчас посмотрите и послушайте, что дети говорят о Вас.

(Педагог должен соблюдать педагогическую этику. Если ребёнок негативно отвечал на вопрос, то данную запись ребёнка нельзя выносить на всеобщее обсуждение. Следует тактично и индивидуально обсудить данную проблему с отцом.)

Вопросы для интервью:

    Ты любишь своего папу? За что?

    Чем занимаетесь в свободное время с папой?

    Чем папа занят вечерами?

    Когда вы с папой вместе, о чём беседуете? Какие папа задаёт тебе вопросы? О чём ты его спрашиваешь?

    Тебя папа ругает? За что?

    Какой твой папа – добрый или строгий?

    Что ты с папой любишь делать?

    Когда ты вырастешь, каким будешь папой?

А теперь давайте поговорим о наших детях поподробнее.

(Отцам предлагается подготовить рассказ о своём ребёнке)

Вопросы для подготовки презентации рассказа о ребёнке:

    Растёт ли ваш ребёнок счастливым и здоровым?

    Часто ли он смеётся?

    Как часто он огорчается?

    Любит ли ваш ребёнок интеллектуальный труд? Нравится ли ему отгадывать загадки, решать ребусы и головоломки?

    Много ли вопросов задаёт ваш ребёнок?

    Что он умеет делать очень хорошо?

    Бывают ли случаи, когда ваш ребёнок говорит неправду?

    Во что любит играть ваш ребёнок?

    Как вы думаете, ваш ребёнок любит вас? Что даёт вам основания так думать?

(Воспитатель обобщает ответы отцов)

Да, дети действительно растут очень хорошие. Но воспитание ребёнка дело непростое. Главное - не опоздать! Главное – с первых дней воспитывать и в себе, и в ребёнке потребность проводить как можно больше времени вместе. Пусть на всех жизненных поворотах ребёнка поддерживает понимание: мой папа всё может, всё умеет.

3. Предложить папам послушать стихи:

Папа, ты самый хороший на свете,
Лучший отец на огромной планете!
Как я тобой восхищаюсь, горжусь!
Крепко за дружбу и руку держусь!

Пусть иногда ты бываешь суров.
Значит, так надо! Всегда будь здоров!
Пусть твоя жизнь будет светлой, красивой,
Солнечной, яркой и очень счастливой!

Мне папа приносит игрушки, конфеты,
Но папу люблю я совсем не за это.
Весёлые песни он мне напевает,
Нам скучно вдвоём никогда не бывает!

Хочу похожим быть на папу,
Во всём хочу как папа стать.
Как он – носить костюм и шляпу,
Ходить, смотреть и даже спать,

Быть сильным, умным, не лениться.
И делать всё, как он на пять!
И не забыть ещё жениться!
И… нашу маму в жёны взять.

Мой папа находчивый,
Умный и смелый,
Ему по плечу
Даже сложное дело.

Мой папа весёлый,
Но строгий и честный.
С ним книжки читать
И играть интересно.

4. Заключительный этап

Уважаемые папы! Давайте воспитывать наших детей не столько словами и подарками, сколько примером, достойным всяческого подражания. Во многих семьях дети всё больше и больше ощущают нехватку отцовской заботы, общения с отцом. Папа занят на работе. Проходят месяцы, годы и папа даже не заметил, как выросли дети.

Помните:

Гордость за своих родителей – это моральный фундамент для взлёта личности ребёнка.

Стыд за своих родителей – это тяжесть на сердце, не разрешающая ребёнку набрать высоту.

Воспитатель: Примите небольшие рекомендации по воспитанию детей.

А сейчас мы предлагаем вам скрепить нашу дружественную встречу ароматным чаем.

Дата публикации: 21.03.16

Цель: как средство повышения педагогической культуры родителей.

Актуальность: В раннем возрасте проявляется связь ребенка с матерью, а затем, уже в дошкольном возрасте все большее значение в жизни ребенка приобретает отец.

Дети, выросшие без отца, часто имеют пониженный уровень притязаний. У них выше уровень тревожности и часто наблюдается невротизация характера. Мальчики из неполных семей труднее налаживают контакты со сверстниками, они чаще гипертрофируют мужское поведение, проявляют агрессивность и грубость. Наша с вами задача повышение успешности социального развития ребенка на основе позитивной активности взаимодействия с отцами. Поднять роль и авторитет отцов в семейном воспитании.

Задачи

Педагогическая помощь отцам воспитанников ДОУ в осознании своей роли, значения и возможности в воспитании здорового успешного ребенка;

Учить анализировать свою воспитательную деятельность;

Способствовать психологическому сближению детей и родителей, развитию
положительных эмоций, чувства взаимопомощи;

Повысить посещаемость родительских собраний папами и их

заинтересованность в воспитании собственных детей;

Повысить интерес и инициативу пап в подготовке и организации

мероприятий «педагогическая гостиная».

Предварительная работа

Анкетирование отцов (или дедушек,если он принимает активное участие в воспитании ребенка)

Интервью о папе и запись ответов на видеокассету.

Разучивание с детьми стихотворений, песен, пословиц, поговорок о папе.

Информационно- техническое обеспечение:

Оформление выставки детских рисунков «Мой папа», «Портрет папы».

Напечатать плакаты с пословицами и высказываниями авторитетных людей на эту тему.

Оформить приглашение папам, дедушкам на досуг: аппликация с текстом приглашения.

Материалы и оборудование:

Аудиозапись песни «Папа может, папа может все что угодно… ».

Грамоты родителям для награждения

Памятки отцам «Основные типы отцов»

Организационный этап.

Собрание проходит в музыкальном зале. Родители проходят в музыкальный зал рассматривают выставку работ, садятся на свои места; звучит спокойная музыка.

План проведения.

Вступительное слово.

Дискуссия и проведение запланированных мероприятий.

Заключительный этап. Принятие решения.

Логика проведения

Звучит песня «Папа может, папа может все что угодно… ».

Ведущий собрания приветствует родителей и благодарит за присутствие.

Здравствуйте дорогие папы, мамы, дедушки и бабушки! Мы рады видеть вас сегодня в стенах нашего дошкольного учреждения. Нам очень приятно, что в вашем графике нашлось время для общения с нами - педагогами.

Сколькими интересными делами можно заниматься с папой, как много нового можно узнать от него, в какие игры веселые игры можно поиграть!

Наша дискуссия невозможна без знакомства. Пожалуйста, сожмите руки в дружеском рукопожатии, познакомьтесь.

Знакомство родителей друг с другом.

Готовясь к сегодняшней встрече, мы взяли у ваших детей интервью, в котором попросили их ответить на вопросы о своих отцах.

И сейчас предлагаем посмотреть видеозапись этого интервью.

Просмотр видеозаписи.

Примерные вопросы.

1. Как зовут твоего папу?

2. Кем работает твой папа?

3. Чем ты любишь заниматься в свободное время с папой?

4. В какие игры ты чаще всего играешь с папой?

5. Что твой папа умеет делать лучше всех?

6. За что ты любишь своего папу?

7. Если бы ты был папой, чем бы ты помогал маме?

Ведущий. Вот какие замечательные папы у наших детей! Сколько всего удивительного они знают и умеют!

Сообщение воспитателя
(см.приложение)

Педагог. Дорогие папы, как видите, вы очень важны для своих детей, для того, чтобы они росли счастливыми, добрыми, мудрыми людьми.
Выражая свою любовь, дети нарисовали ваши портреты.

(Открывает расположенную за ширмой выставку детских рисунков «Мой папа - самый лучший!».) Посмотрите, какие теплые чувства к вам передали дети на этих рисунках! Но наши дети еще не умеют писать. Как же разобраться, чей папа,на каком рисунке изображен? Конечно же, ваше любящее сердце подскажет!

Папам предлагается определить, какой портрет выполнен их детьми.

Ведущ: Нашей встречи предшествовало анкетирование для пап.

Анализ анкет (текст анкет в приложении)

Мини - дискуссия (вопросы отцам) :

Как вы думаете, почему мы сегодня попросили собраться именно вместе и пап и мам?

Какова ваша роль в семье?

Что вы считаете главным в воспитании ребенка.

А сейчас музыкальный номер (подготовительная группа - песня «Бравые солдаты»)

(музыкальная пауза)

Беседа – дискуссия с родителями о важности роли отца в воспитании ребенка и ее проблемах.

Большинство современных семей сознают свою ответственность перед обществом за воспитание детей и стремятся вырастить их добрыми, умными, нравственно и физически здоровыми людьми. Однако многие отцы заботятся о том,чтобы обеспечить ребенка только материально. Причины, в общем-то, известны -хронический дефицит времени, отсутствие педагогических знаний, неумение выслушать ребенка и понять.

Велика роль отца и в подготовке детей к семейной жизни. Надежность отца, чуткость по отношению к матери, бабушке, детям, сделать семейную жизнь более интересной – все это переходит на детей. Мальчиков учит быть настоящими мужчинами, а дочерей побуждает сравнивать своих приятелей с отцами, предъявлять к молодым людям высокие требования.

Когда вы играете с ребенком, вы внушаете ему ощущение уверенности в себе. И с этим ощущением уверенности ребенок пройдет через детство, подростковый возраст, вступит в юность. И будет его всегда поддерживать сознание «Мой папа все может, мой папа все умеет, мой папа все знает! »

Ведущая

Игра «Папа знает все» (мы специально подобрали детские вопросы, на которые папы отвечают)

Где ты работаешь?

С кем обычно ты играешь?

Если бы ты нашел клад, чтобы ты сделал?

Папа, ты какой?

Упражнение « Мой ребенок самый…..»
(любимый, красивый, любознательный … .и т. д.)

Ведущая.

А сейчас предлагаем деловую игру «О чем бы вы поговорили? » -

Сценка.

(предлагается ситуация отец ведет из садика ребенка) :

Ну как дела? – спрашивает он с теплотой в голосе.

Хорошо, - односложно отвечает сын.

Что было на обед? – спрашивает отец.

Чем занимались? Как вел себя?

Вопрос родителям(по сценке)

Как вы оцениваете эту беседу?

Верно ли,отец повел разговор с ребенком?

О чем бы вы начали беседовать?

Есть ли у вас трудности в общении со своими малышами?

Чтобы ребенок раскрылся, нужно завоевать его доверие. Сын или дочь должны заговорить о себе, приоткрыть свои мысли и тайны, задать беспокоящие вопросы.

По дороге из детского сада расскажите, что тревожило вас на работе, что удалось сделать за день, вспомните людей, с которыми встречались, поделитесь заботами и мыслями. Говорите с ребенком обо всем. Не думайте, что ваше дитя мало и ничего не поймет. Главное – он почувствует, что вы откровенны, обращайтесь к нему, как к взрослому. Чаще спрашивайте, что нового произошло за сегодняшний день? Во что играли? Кто выиграл? У тебя есть друг? Он хороший? Почему?

Педагогическая ситуация.

А сейчас мы заслушаем несколько педагогических ситуаций, которые прочитают нам папы, и вместе постараемся разрешить конфликтные ситуации.

Игры-ситуации «Ваши действия»

Ваш ребенок на прогулке пытается отобрать у другого малыша игрушку. Малыш отчаянно сопротивляется. Ваши действия?

Ваш ребенок весь день никого не слушает. Когда вы попытались с ним поговорить, он демонстративно отвернулся и продолжил заниматься своим делом. Ваши действия?

По телевизору идет трансляция чемпионата мира по футболу (хоккею и др.), а вы никак не можете уложить ребенка спать. Он постоянно сбрасывает одеяло и вскакивает с кровати. Ваши действия?

В магазине ваш ребенок увидел какую-то игрушку, и она ему тут же срочно потребовалась. Вы отказались выполнить его желание. Ребенок упал на пол в истерике: «хочу игрушку-у-у» Ваши действия?

Итог-обсуждение.

Ведущая. Антон Семенович Макаренко большое значение придавал авторитету родителей, он писал, что, не гнев, не крик, не упрашивание, а спокойное, деловое и серьезное распоряжение – вот что должно быть в семье.

Разрешите, напоследок, вам напомнить:

Воспитывайте ребенка делом и личным примером. Добиться можно лишь того, что делаешь сам.

Разговаривая с ребёнком, проявляйте терпение и такт. Старайтесь быть требовательным, но добрым воспитателем.

Никогда не принимайте решений в одиночку, старайтесь с мамой придерживаться единого стиля воспитания.

Не гоните детей от себя, когда заняты каким-либо делом: потраченные сегодня минуты внимания к ребёнку избавят вас от долгих часов мучений, когда он станет старше.

А по поводу советов у меня есть предложение: давайте создадим так называемый «Клуб отцов»……..

Вед : Вот и подошел к концу наш замечательный вечер. Надеемся это время, проведенное с детьми, доставило массу удовольствий! Чтобы вечер вам запомнился надолго, мы вручаем вам грамоты за активное участие.

Вручение грамот родителям за активное участие.

Хоть и редко, но всё же, не перевелись пока мужчины, с удовольствием убаюкивающие, пеленающие и моющие своих младенцев, а после утомительной работы еще и находящие отдых в играх с ними. Однако таких мужчин немного. Вот какими предстают отцы собственным детям.

Раздать памятки отцам «Основные типы отцов»

Высказывания родителей : что полезного и нового они открыли для себя сегодня, какой же папа нужен ребёнку? Папа, который живёт жизнью своих детей, учит их быть мужественными, честными, правдивыми, трудолюбивыми и жизнерадостными.

Решения пап

Принимать активное участие в воспитании своих детей.
Продолжить сотрудничество родителей и педагогов по вопросу воспитания, обучения и развития детей.
Организовать «Клуб отцов»

Воспитатель. На этом наше собрание заканчивается. Хочется еще раз поблагодарить вас за активное участие и пожелать вам успехов в таком нелегком труде, как воспитании детей.

Приложение

Сообщение воспитателя
«О роли отца в семье и в воспитании детей»

Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами, как доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ним, ответственность за материальное обеспечение и организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка. Сравнение «включенных отцов» и «включенных матерей», то есть отцов и матерей, активно участвующих в воспитании, позволило сделать вывод, что такие отцы успешнее влияют на развитие ребенка, чем матери.

Психологами получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, большее развитие получают гуманитарные способности. При сравнении материнского и отцовского стилей воспитания было показано, что авторитарность отца оказывает на умственные характеристики детей положительное влияние, тогда как авторитарность матери - отрицательное. Обнаружена определенная связь между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии.

Многие исследователи подчеркивают исключительную важность поведения родителей в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки. Были выявлены, например, такие факторы, влияющие на формирование положительной самооценки, как теплые отношения, заинтересованность, забота о ребенке, требовательность, демократизм в семейных отношениях.

Изучая значение мужчины в современной семье, специалисты выделяют ряд основных позиций.

Основная ролевая позиция мужчины как супруга состоит в том, чтобы быть достаточно профессионально подготовленным для материального обеспечения себя, жены, детей и других членов семьи, если они есть.

Как муж мужчина сегодня в большей мере, чем раньше, несет ответственность за супружеский комфорт. Духовное общение между супругами, творческое и разнообразное, способствует гармоничному развитию личности обоих партнеров.

Мужчина принимает самое активное участие в хозяйственно-бытовой деятельности семьи и наравне с женой, другими членами семьи выполняет весь объем домашней работы.

Как родитель он несет ответственность за воспитание детей. Ему необходимо владеть навыками психологического и педагогического воздействия, быть высоконравственным, компетентным, настойчивым и демократичным.

Все отмеченные позиции тесно связаны между собой и оказывают влияние на развитие ребенка (прямо и косвенно).

Исследования педагогов, психологов выявили взаимосвязь между формированием отдельных способностей детей (например, математических) и наличием в семье отца.

В раннем возрасте глубже проявляется связь ребенка с матерью, а затем, уже в дошкольном возрасте, все большее значение для правильной полоролевой идентификации приобретает отец. Дети, выросшие без отца, часто имеют пониженный уровень притязаний. У них выше уровень тревожности и чаще наблюдается невротизация характера. Мальчикам из неполных семей сложнее налаживать контакты со сверстниками, им труднее дается усвоение мужской роли и соответствующего стиля поведения, они чаще других гипертрофируют мужское поведение, проявляют агрессивность и грубость.

Не меньшее влияние оказывает отец и на развитие девочки. Ученые доказывают наличие у детей потребности в отце или человеке, его замещающем, в течение всей жизни. Ребенок, лишенный отцовского авторитета, может вырасти недисциплинированным, асоциальным, агрессивным в отношении взрослых и детей.

Знайте: гордость за своих родителей - это моральный фундамент для взлета личности ребенка. Стыд за своих родителей - это тяжесть на сердце, не разрешающая ребенку взлетать до полной высоты.

Анкета для пап.

Уважаемые папы! В целях сотрудничества с дошкольным учреждением по воспитанию и развитию ваших детей ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Выберите, пожалуйста, те образы, которые близки Вам более других (подчеркните):

Мудрый отец; глава семьи; отец – кормилец; настоящий отец; занятый отец; успешный отец; лидер в семье; доступный ребёнку отец; терпеливый; строгий; импульсивный; чуткий и заботливый; суровый отец; всегда находящийся на работе; отдалённый отец;
дополните, если хотите ………………………………………………………….
2. С кем чаще общается Ваш ребёнок в семье: с Вами, мамой, бабушкой, дедушкой, сестрой (братом), телевизором, игрушками (подчеркните)?

3 В чём, по-вашему, заключаются функции отца в семье, с которыми Вы справляетесь наилучшим образом………………………………………………..

4.Сформулируйте, пожалуйста, воспитательные функции в семье, с которыми Вы справляетесь наилучшим образом…………………………………………….

……………………………………………………………………………………….

5.Сколько времени Вы проводите со своим ребёнком?.........................................

6. Чем занимаетесь с ним в свободное время?........................................................

………………………………………………………………………………………..

7.Просит ли Вас ребёнок поиграть с ним, почитать, рассказать о чём-либо?......

………………………………………………………………………………………..

8. Как часто вы говорите своему ребёнку: «сейчас я занят, потом…» - очень часто, иногда, редко, почти никогда (подчеркните).

9. Как поступаете, когда не можете выполнить его просьбу?..............................

………………………………………………………………………………………..

10. На ваш взгляд, получает ли в общении с отцом ребёнок что-то такое, что не может быть восполнено общением с матерью? Подчеркните выбранный ответ: да,
нет, мать и отец во всём могут замещать и дублировать друг друга; не приходилось задумываться над этим вопросом;
дайте свой ответ…………………………………………………………………….

11. Как часто говорите своему ребёнку: «Я тебя люблю», фразы, подчёркивающие ваше единство и общность (подчеркните)?

12. Как часто Вы говорите ребёнку о том, что вам нравится в нём (подчеркните)?
часто; иногда; редко; почти никогда.

13. Ругаете ли своего ребёнка при посторонних, друзьях?....................................

………………………………………………………………………………………..

14. Какие трудности в общении с детьми?..............................................................

………………………………………………………………………………………..

15. Доброта или строгость являются вашими помощниками в воспитании?......

………………………………………………………………………………………..

16. Есть ли у Вас общие интересы и любимые занятия с ребёнком? Какие?.......

………………………………………………………………………………………..

17. Вы любите проводить отпуск с детьми или без них?.......................................
………………………………………………………………………………………..

Плакаты с пословицами и высказываниями авторитетных людей на эту тему.

«Один отец значит больше, чем сто учителей» (русская пословица).

«Сын - радость, дочь - сладость» (башкирская пословица).

«Сумел родить - сумей воспитать» (башкирская пословица).

памятки отцам «Основные типы отцов»)

Памятки отцам «Основные типы отцов»

Папа под каблуком. Правом голоса в таких семьях обладает не супруг, а его жена. В данном случае, в глазах ребенка, папа - сам ребенок, поскольку мама всегда говорит ему, что нужно делать. Поэтому папа также нуждается в маме, считают малыши. Относительная "неуравновешенность" отца - плохой пример, плохая модель для семьи, для детей.

Папа - клоун. Родитель этой группы ждет не дождется конца недели, стремясь поиграть с ребенком во все игры, которые тому нравятся. Игры эти продолжаются до полной потери сил. Однако позднее дети говорят: "Мы не младенцы! Будьте добры, воспринимайте нас как взрослых, так как у нас также существуют свои проблемы!" Совет психологов: роль отца заключается не в том, чтобы строить из себя клоуна и развлекать семейство. Необходимо расти вместе с собственными детьми, вовремя реагируя на их изменяющееся мировоззрение.

Отцы вне семьи. В эту группу входят разведенные мужчины, которые могут встречаться с детьми лишь в выходные дни или еще реже. Если у отца и ребенка нет постоянных общих интенсивных впечатлений, они становятся чужими друг для друга. Совет для разведенных отцов: даже если у вас и очень напряженные отношения с бывшей супругой, систематически разговаривайте с ней о детях. Такая практика себя оправдывает, поскольку вы редко встречаетесь со своим ребенком.

Отец у телевизора. Это тип отцов, которые, вернувшись с работы, тут же садятся к телевизору или утыкаются в газету. Подобное поведение главы семейства ущемляет самоуважение детей, их достоинство, поскольку они прекрасно чувствуют, что меньше значат для отца, чем газета или телевизор. Подобный образ жизни ведет к тому, что дети могут стать такими же пассивными, как и вы.

Отец - мазохист. Такие отцы готовы пойти ради детей на все. Они провожают до дома с дискотеки в три часа ночи двадцатилетнюю дочь или сына, платят штраф за разбитое стекло и т.д. Главное, чтобы у их отпрысков не было никаких проблем. Мнение психологов по данному вопросу: у вас было трудное детство или вы боитесь потерять любовь детей. Надо уметь сказать "нет", так как ребенок должен научиться чувствовать ответственность за совершенные им поступки.

Отец - трудяга. Родитель проводит много времени вдали от семьи, часто находится в разъездах, на работе. Редкое и несистематическое пребывание отца в кругу семьи дети воспринимают болезненно, поскольку общение с ним просто необходимо. Когда он дома, дети ведут себя благовоспитанно, так же, как и в присутствии гостей, стараясь беспокоить его как можно меньше. Поэтому, если вы в отъезде, старайтесь поддерживать связь с детьми, например, по телефону. После возвращения из поездки подробно расскажите детям, какие вопросы вы решали вдали от дома. Однако никогда на навязывайте себя детям, лучше подождите, пока они сами проявят интерес к вашим служебным делам.

Отец - карьерист. Вы живете только работой, все остальное, включая семейные проблемы, отходит на второй план. Мечтаете, чтобы ни у кого в семье не было никаких проблем, чтобы вас не вывели из равновесия, предоставив возможность спокойно трудиться и делать карьеру. Дети получают от вас любую игрушку или одежду, о которой могут только мечтать, чувствуя тем не менее, что отец не обращает на них должного внимания, так как работа для него превыше всего. Это также ущемляет самоуважение детей. Совет психологов: пусть вы живете лишь работой, тем не менее у каждого есть выходные. В это время старайтесь как можно интенсивнее проводить время со своими детьми. Если есть возможность, сводите их к себе на работу, покажите, в чем заключаются ваши служебные обязанности.

Суперотец. Такой отец всегда находится в распоряжении детей, когда в этом есть необходимость. Он со всей серьезностью относится к воспитанию детей, у которых есть мечты, желания и чувство ответственности. Дети верят в него и знают, что всегда могут рассчитывать на поддержку отца, которая вселяет в них уверенность. Они рады тому, что отец воспринимает их как взрослых. Оставайтесь таким, какой вы есть, поскольку такие родители - явление крайне редкое.

Папа - товарищ. Вы систематически ходите с детьми на футбол, в кинотеатр, вместе мастерите. Без вас в семье ничего не предпринимают. Естественно, дети рады совместным программам, счастливы и горды тем, что папа может находиться рядом. Но иногда дети хотят побыть в одиночестве или в кругу своих друзей. Совет психологов такой: отец любит детей, с удовольствием проводит с ними время, но иногда такая практика может иметь отрицательные стороны. Дети, как и взрослые, иногда предпочитают уединиться, чтобы порисовать, почитать, поиграть с друзьями, то есть заняться тем, что им ближе.

Песня « Бравые солдаты »

Бравые солдаты с песнями идут
Эх! Левой! Левой! С песнями идут
А мальчишки следом радостно бегут.

Хочется мальчишкам в армии служить
Эх! Левой! Левой! В армии служить
Хочется мальчишкам подвиг совершить.

Храбрые мальчишки нечего тужить
Эх! Левой! Левой! Нечего тужить
Скоро вы пойдёте в армию служить.

Будете границы зорко охранять
Эх! Левой! Левой! Зорко охранять
Будете на страже Родины стоять.

I. Подготовка к собранию

1. Написать плакат: «Человечеству добрые мужчины нужны еще больше, чем великие» (Дж. Родари)
2.Объявить конкурс на лучшую самодельную игрушку, сделанную совместно с ребенком.
3. Оформить приглашение отцам и дедушкам на родительское собрание.
4. Провести анкетирование отцов.

Анкета

  • В чем, по-вашему, заключаются функции отца в семье?
  • Сколько времени Вы проводите со своим ребенком?
  • Чем занимаетесь с ним в свободное время?
  • Просит ли Вас ребенок поиграть с ним, почитать, рассказать о чем-либо?
  • Как поступаете, когда не можете выполнить его просьбу?
  • Ругаете ли Вы ребенка при посторонних, друзьях?
  • Курите ли Вы в комнате, где находится ребенок?
  • Какие у Вас трудности в общении с детьми?
  • Доброта или строгость являются вашими помощниками в воспитании?
  • Есть ли у Вас общие интересы и любимые занятия с ребенком?
  • Кто будит сына (дочь) по утрам, собирает в садик?
  • Вы любите проводить отпуск с детьми или без них?

5. Записать на магнитофон ответы детей на следующие вопросы:

  • Ты любишь своего папу? За что?
  • Кто с тобой больше занимается в свободное время, папа или мама?
  • Чем занимаетесь в свободное время с папой?
  • Чем папа занят вечерами?
  • Если бы ты был папой, в чем бы ты помог маме дома?
  • Если вы с папой идете вместе, о чем беседуете?
  • Какие папа задает вопросы, о чем ты его спрашиваешь?
  • Кем работает папа? Чем занят на работе?
  • Приходилось ли тебе слышать бранные слова?
  • Какой твой папа: добрый или строгий?

6. Разучить с детьми стихотворения с благодарностью для наиболее активных пап.

7. Оформить выставку поделок «Это сделано руками наших пап».

8. Оформить выставку детских рисунков на тему «Мой папа».

9.Организовать встречи детей с папами - работниками разных профессий и экскурсии на работу к папам.

II. Ход собрания

Звучит песня «Папа может все».

Воспитатель: Сначала давайте познакомимся. Пожалуйста, пожмите друг другу руки, познакомьтесь.

Включается запись ответов детей на вопрос: «За что ты любишь своего папу?»

Вопросы отцам :

  • Какова ваша роль в семье?
  • Что вы считаете главным в воспитании ребенка?
  • Чье участие в воспитании должно быть больше: матери или отца?

    (Воспитатель зачитывает 2-3 ответа из анкет.)

Воспитатель: Ребенку в семье необходимо как женское, так и мужское внимание. Мать, как правило, действует на ребенка лаской, добротой. Она играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера. А вот формирование у детей целеустремленности, настойчивости, смелости - это забота отца.

Действительно, мужское отношение к миру, к своему долгу, правильное понимание своего места в жизни, наконец, рыцарство способен сформировать у мальчика именно отец своим примером, поступком. «Сын, ведь мы с тобой мужчины», - тихо говорит отец, когда в автобус входит женщина. Мальчик, по примеру отца, моментально встает с сиденья.

Велика роль отца в подготовке детей к семейной жизни. Его надежность, его чуткость по отношению к матери, бабушке, детям, стремление разделить с ними домашние заботы, сделать семейную жизнь более интересной, счастливой - все это переходит на детей: мальчиков учит быть настоящими мужчинами и впоследствии хорошими мужьями и отцами, а дочерей побуждает сравнивать своих приятелей с отцом, предъявлять к молодым людям высокие требования.

Музыкальная пауза

Вопросы отцам:

  • Какие интересы вас объединяют с детьми?
  • Как вы считаете, много ли времени вы проводите с ребенком?
  • Чем любите заниматься в свободное время, вечерами, в выходные дни?

Воспитатель: Бывает ли так, что вы собрались поиграть с детьми, но откладываете это, потому что нашли себе другое занятие?

Магнитофонная запись ответов детей на вопросы:

  • Чем твой папа занят вечерами?
  • Кто с тобой больше занимается в свободное время: мама или папа?
  • Что ты любишь делать вместе с папой?
  • Чему тебя научил папа?

    Воспитатель обобщает ответы детей.

Воспитатель: Маленький ребенок откровенно взывает к отцу: смотри, я слаб, ты мне так нужен. Главное тут - не опоздать! Главное - буквально с первых дней воспитывать и в себе, и в ребенке потребность проводить как можно больше времени вместе.

Вы строите дом из кубиков, возводите крепость из песка, чините сломавшуюся игрушку, собираете подъемный кран из пластинок конструктора, соединяете хитрые проводки радиосхемы, разыгрываете на полу Бородинское сражение, гоняете по двору футбольный мяч, читаете по очереди вслух, обсуждаете последние новости.

Во время этих игр, не отдавая себе отчета, вы внушаете своему ребенку ощущение уверенности в себе и защищенности. Ребенок идет с этими ощущениями через детство, через трудную пору отрочества, вступает в юность. И на всех жизненных поворотах его поддерживает сознание: мой отец все может, все умеет.

Пока воспитание детей протекает спокойно, вы, придя с работы, отгораживаетесь газетой от тех маленьких странностей и неприятностей, которые бывают в поведении сына или дочери. Проблема отцов и детей всплывает, когда дети взрослеют. Переходный период проходит безболезненно в семьях, где у папы и ребенка дружеские отношения с раннего детства, где ребенок уверен - отцу все интересно в его жизни.

Музыкальная пауза

Воспитатель: Представьте себе ситуацию: отец ведет из садика ребенка. «Ну как дела?» - спрашивает он с теплотой в голосе. «Хорошо», - односложно отвечает сын. «Что было на обед? - спрашивает отец. - Чем занимался? Как вел себя?»

Как вы оцениваете эту беседу? Верно ли отец повел разговор с ребенком? Есть ли у вас трудности в общении с ребенком? Какие?

Магнитофонная запись ответов детей на вопросы:

  • Кем работает отец?
  • Что он делает на работе?
  • О чем беседуете вы с отцом, идя в детский сад, возвращаясь домой?

Воспитатель: Нужно завоевать доверие ребенка. Он должен сам заговорить о себе, приоткрыть свои сокровенные мысли и тайны, задать беспокоящие его вопросы. Но это возможно только в том случае, если вы сами идете ему навстречу: по дороге из садика расскажите ребенку, что тревожило вас на работе, что удалось вам сделать за день, вспомните людей, с которыми встречались, поделитесь своими заботами и мыслями, расскажите, что вас затронуло в прочитанной газете.

Говорите с ребенком обо всем: о семейных проблемах, планах на выходной день, о последнем хоккейном матче. Не думайте, что ваш ребенок мал и ничего не поймет. Главное, что он почувствует, что вы откровенны, обращаетесь к нему, как к взрослому.

Чаще спрашивайте ребенка: что нового произошло за сегодняшний день? Во что играли? Кто выиграл? Как ты думаешь, у тебя хороший друг? Почему? Расскажи, о чем эта книга? Как бы ты поступил на моем месте?

Не рубите с плеча: какая дурацкая песня, что ты ее без конца поешь! Вспомните, какие вы песенки любили.

Музыкальная пауза

Воспитатель: Представьте себе ситуацию. Отец кричит на сына: «Куда прешься весь в снегу, дрянь? Мать только что вымыла пол... Вернись, говорю!» Сын обиделся. Он и сам теперь увидел лужи на чистом полу, но он так торопился к родителям, хотел рассказать, какую снежную горку построили дети во дворе. Надо ли было так грубо кричать на ребенка?

Один ребенок поймет свою ошибку, если вы возьмете его за руку, молча выведете из кухни, чтобы отряхнуть с ног капли уличной влаги. Другому вы спокойным тоном сделаете замечание. Третьего вы поучите в шутливой форме. Четвертого... Впрочем, на каждый случай, учитывая индивидуальность ребенка, вы должны выбрать соответствующий прием, но нужно исключить грубость, резкие жесты, приказной тон. Иначе это все вызовет протест и ответную грубость.

Музыкальная пауза

Вопросы отцам:

  • Слушают ли вас дети?
  • Какими средствами вы добиваетесь этого?
  • Как по-вашему, есть ли у вас авторитет?
  • Доброта или строгость ваши помощники в воспитании?

Магнитофонная запись ответов детей на вопросы.

  • Добрый или строгий твой папа?
  • Почему ты так считаешь?

Воспитатель: А.С. Макаренко писал, что не самодурство, не гнев, не крик, не упрашивание, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение - вот, что должно быть в семье.

В семье подчас следят за каждым шагом ребенка. Отец не дает ему ни в чем спуску: запрещает играть в шумные игры, требует неукоснительного соблюдения режима дня. Не дай бог, если мальчик набросает игрушки или устроит беспорядок на столе для занятий!
В воспитании нужна мера. Для того чтобы ребенок был спокойным в школе, надо дать ему возможность для разрядки энергии дома.

Отец должен наказывать за непослушание, иначе в ребенке родится безответственность. Но наказание без раскаяния не воспитывает. Если ребенок не понял своей вины и не хочет ее искупить - наказание ничему не научит, но может озлобить.

Музыкальная пауза

Выступление пожарного о правилах противопожарной безопасности в быту.

Магнитофонная запись ответов детей на вопрос:

«Если бы ты был папой, в чем бы помогал маме по хозяйству?»

Воспитатель: Теплота, покой, уют в доме во многом зависят от матери, а ее душевное состояние - от мужа, отца. Расширяются ли у вас обязанности в семье?

Воспитатель зачитывает:

Уважаемые папы! Давайте воспитывать наших детей не столько словами и подарками, сколько примером, достойным всяческого подражания.

Я знаю, что во многих семьях дети все больше и больше ощущают нехватку отцовской заботы, духовного общения с отцом. Папа занят на работе, возвращается поздно, а ребенок ждет: «Вот скоро папа придет». И засыпает, так и не увидев отца. Проходят недели, месяцы, годы, и возникает парадокс: хотя вся семья живет в одной квартире, под одной крышей, тем не менее отец и дети не знают друг друга. Папа даже не заметил, как выросли дети.

Знайте: гордость за своих родителей - это моральный фундамент для взлета личности ребенка. Стыд за своих родителей - это тяжесть на сердце, не разрешающая ребенку набрать высоту.

Под песню «Папа может все» входят дети. Зачитывают благодарности отцам.

Воспитатель : А сейчас мы все вместе будем пить чай.

Атапина О.В., воспитатель МБДОУ детского сада «Жемчужинка»

Подготовка к собранию

I.Написать плакаты:

«Человечеству добрые мужчины нужны еще больше, чем великие» (Дж. Родари).

«Учи жену без детей, а детей без людей» (Русская пословица).

II. Объявить конкурс на лучшую самодельную игрушку.

III.Оформить приглашение отцам и дедушкам на родительское со­брание: аппликация Чебурашки, держащего в лапках конверт-приглашение. На конверте слова русской пословицы: «Один отец значит больше, чем сто учителей», в конверте - листок с текстом приглашения.

IV.Провести анкетирование отцов.

  1. 1.В чем, по-вашему, заключаются функции отца в семье?
  2. 2.Сколько времени Вы проводите со своим ребенком? Чем занимаетесь с ним в свободное время?
  3. 3.Просит ли Вас ребенок поиграть с ним, почитать, рассказать о чем-либо? Как поступаете, когда не можете выполнить просьбу?
  4. 4.Ругаете ли Вы ребенка при посторонних, друзьях?
  5. 5.Курите ли Вы в комнате, где находится Ваш ребенок?
  6. 6.В чем испытываете трудности в общении с детьми, их воспитании?
  7. 7.Доброта или строгость Ваши помощники в воспитании?
  8. 8.Есть ли у Вас общие интересы и любимые занятия с ребенком?
  9. 9.Кто будит сына (дочь) по утрам, собирает в садик?

10.Вы любите проводить отпуск с детьми или без них?

V. Записать на магнитофон ответы детей на вопросы:

а) Вы любите своих пап? За что?

б) Кто с вами больше занимается в свободное время, папа и ма­ма? Чем занимаетесь в свободное время с папой? Чем папа занят вечерами?

в) Если бы ты был папой, в чем бы ты помог маме дома?

г) Если вы с папой идете вместе, о чем беседуете? Какие папа задает вопросы, о чем вы его спрашиваете?

д) Кем работает ваш папа? Чем занят на работе?

е) Приходилось ли вам слышать бранные слова?

ж) Какой твой папа: добрый или строгий?

VI. Подготовить с детьми стихотворные благодарности наиболее активным папам.

VII.Оформить выставку поделок «Это сделано руками наших пап». VIII.Нарисовать картинку для конкурса «Что бы это значило».

IX.Пригласить на собрание работников прокуратуры и пожарной охраны.

X.Оформить выставку детских рисунков на тему «Мой папа».

XI.Организовать встречи детей с папами - работниками разных
профессий.

Ход собрания

Звучит песня «Папа может все».

Ведущий: «Одни отец значит больше, чем сто учителей». - гласит пословица. Учитывая огромную роль отцов в вос­питании детей, мы решили провести собрание, на которое вынесли веч­ные вопросы отцов и детей.

Звучит песня «Улыбка». Наша дискуссия невозможна без знакомст­ва. Пожалуйста, сожмите руки в дружеском рукопожатии, познакомьтесь.

Включается запись ответов детей на вопрос: «За что вы любите своих пап?» Вопросы отцам: «Какова Ваша роль в семье как отцов?» (зачитать ответы 2-3 анкет); «Что вы считаете главным в воспитании ребенка?»; «Чье участие в воспитании должно быть больше: материнское или отцовское?».

Обобщение: В семье для детей необходимо как женское, так и мужское влияние. Мать, как правило, действует на них лаской, добротой. Она играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера. А вот формирование у детей целеустремленности, настойчивости, смело­сти - это забота отца.

Действительно, мужское отношение к миру, к своему долгу, пра­вильное понимание своего места в жизни, наконец «рыцарство» способен сформировать у мальчика именно отец свои примером, поступком. «Сын, ведь мы с тобой мужчины», - тихо говорит отец, когда в автобус входит женщина. Мальчик, по примеру отца, моментально встает с сиденья.

Велика роль отца в подготовке детей к семейной жизни. Его на­дежность, чуткость по отношению к матери, бабушке, детям, стремление разделить с ними домашние заботы, сделать семейную жизнь более инте­ресной, счастливой - все это переходит на детей: мальчиков учит быть настоящими мужчинами и впоследствии хорошими мужьями и отцами, а дочерей побуждает сравнивать своих приятелей с отцом, предъявлять к молодым людям высокие требования.

Музыкальная пауза

Вопросы отцам:

Какие интересы Вас объединяют с детьми?

Как Вы считаете, достаточно ли времени проводите с ребенком?

Чем любите заниматься в свободное время, вечерами, в выходные дни?

Ссылаясь на положительный опыт, интересные ответы в анкетах, предложить отцам выступить.

Бывает ли так, что Вы собрались поиграть с детьми, но отклады­ваете свое намерение, потому что нашли себе другое занятие?

После ответов отцов включить магнитофонную запись ответов де­тей на вопросы:

Чем ваши папы заняты вечерами?

Кто с вами больше занимается в свободное время: мама или папа?

Что вы любите делать вместе с папой?

Чему тебя научил папа?

Обобщение ведущего.

Поэт В. Иванов в стихотворении «Почему» называет причину раз­рыва контакта с ребенком,

Сын пришел к отцу с вопросом - Папа! - сын вернулся вскоре.

Папа! Папа! Вот смешно! А бывал в пустыне ты?
Почему, скажи мне, просом А приплыть в Донское море
Называется пшено? Могут, думаешь, киты?
Почему сосед - новатор? Почему с усами жито?

Что такое эскадрон? Папа, что такое «грань»?

Что такое экскаватор? Поглядел отец сердито:

Как без спичек жили раньше? - После! Некогда! Отстань!

Почему бывает дым? Снова сын пришел к папаше:

Да отстань же ты, -Где луна бывает днем?
Отстань же Папа, папа, а когда же

С почемуконьем своим! Мы с тобой в театр пойдем?

Маленький ребенок откровенно взывает к заложенному самой при­родой инстинкту защитника: смотри, я слаб, ты мне так нужен.

Главное тут - не опоздать! Главное - буквально с первых дней вос­питывать и в себе и в ребенке потребность проводить как можно больше времени вместе. Вы строите дом из кубиков, возводите крепость из песка, чините сломавшуюся игрушку, собираете подъемный кран из пластинок конструктора, соединяете хитрые проводки радиосхемы, разыгрываете на полу Бородинское сражение, гоняете по двору футбольный мяч, читаете по очереди вслух газету, обсуждаете последние новости и каждый раз, не отдавая себе отчета, внушаете своему ребенку то ощущение уверенности в себе, защищенности, которое нельзя сравнить ни с каким другим. Ребе­нок идет с этим ощущением через детство, через трудную пору отрочест­ва, вступает в юность. И на всех жизненных поворотах его поддерживает сознание: мой отец все может, все умеет. Пока воспитание детей протека­ет спокойно, вы, придя с работы, отгораживаетесь газетой от тех малень­ких странностей и неприятностей, которые бывают в поведении сына или дочери. Проблема отцов и детей всплывает, когда дети взрослеют. Пере­ходный период проходит безболезненно в семьях, где у папы и ребенка дружеские отношения с раннего детства, где ребенок уверен - отцу все интересно в его жизни, не только оценки и поведение, где вместе читают, вместе путешествуют, где родители разделяют увлечение детей, будь то марки, выпиливание, рисование. И этот процесс протекает крайне болез­ненно в семье, где такого контакта нет, где сын с горечью говорит: «Папа меня не понимает». А таких примеров в жизни немало.

Выступление работника детской комнаты милиции о профилактике детских правонарушений.

Музыкальная пауза

Ситуация: отец ведет из садика ребенка. «Ну, как дела?» - спраши­вает он с теплинкой в голосе. «Хорошо» - односложно отвечает сын. «Что было на обед? - спрашивает отец, - Чем занимался? Как себя вел?» Как вы оцениваете эту беседу? Верно ли отец повел разговор с ребенком? Есть ли у вас трудности в общении в ребенком? Какие?

Магнитофонная запись ответов детей на вопросы:

Кем работает отец? Что он делает на работе? О чем беседуете вы с отцом, идя в детский сад, возвращаясь домой?

Завоевание доверия ребенка не означает выпытывание. Ребенок должен сам заговорить о себе, приоткрыть свои сокровенные мысли и тайны, задать беспокоящие его вопросы. Но это возможно в том случае, если вы пойдете ему навстречу, по дороге из садика расскажете, что тре­вожит вас на работе, что удалось вам сделать за день, вспомните людей, с которым встречались, поделитесь своими заботами и мыслями, расскаже­те, что вас затронуло в прочитанной газете. Говорите с ним обо всем: о семейных проблемах, планах проведения выходного дня, о последнем хоккейном матче. Не думайте, что ваш ребенок мал и ничего не поймет. Поймет, но по-своему. Главное, что он почувствует, что вы откровенны, обращаетесь к нему, как ко взрослому.

Чаще обращайтесь к ребенку с вопросами: что нового произошло за сегодняшний день? Во что играли? Кто выиграл? Как ты думаешь, у тебя хороший друг? Почему? Расскажи, о чем эта книга? Как бы ты по­ступил на моем месте?

Не рубите с плеча: какая дурацкая песня, что ты ее без конца по­ешь! Может быть, это песня-однодневка, но вспомните, какие вы песенки любили. Не давайте готовых положений и выводов.

Говорите больше с детьми, и вы убедитесь, что постепенно иници­ативу красноречивого рассказчика заберет ребенок. Он увлеченно заговорит о своих ребячьих делах. Считайте, что ваш контакт состоялся - ребенок поверил в ваш интерес к нему. Теперь нужно закрепить достигнутый успех.

Не стесняйтесь бегать с ребенком наперегонки во весь дух, пре­вращаясь в лошадку, Бармалея, удивляться совместным открытиям в при­роде. Если хотите войти в душу ребенка, надо поверить в его детский мир, принять его таким, каков он есть. Вы, конечно, не думаете, что этого лег­ко добиться. Главное не опоздать!

Музыкальная пауза

Ситуация:

«Куда прешься весь в снегу, дрянь? Мать только что вымыла пол.... Вернись, говорю!» - кричит на сына отец. Сын обиделся. Он и сам теперь увидел лужи на чистом полу, но он так торопился к родителям, хотел рассказать, какую они снежную горку построили во дворе. Надо ли было так грубо кричать на ребенка?

Во многих семьях есть свой Борька, топающий в валенках или гряз­ной обуви на кухню. Но один ребенок поймет свою ошибку, если вы возьмете его за руку, молча выведите из кухни, чтобы отряхнуть с ног капли уличной влаги. Другому вы спокойным тоном сделаете замечание. Третьего вы поучите в шутливой форме, выбрав для него подходящую минуту: покажите, как запыхавшись, в грязной обуви он бежит на кухню, оставляя за собой грязные следы. Четвертого надо.... Впрочем, на каждый случай, учитывая индивидуальность ребенка, вы должны выбрать соот­ветствующий прием, но исключить грубость, резкие жесты, приказной тон. Иначе это все вызовет протест и ответную грубость.

Музыкальная пауза

Слушают ли вас дети? Какими средствами вы добиваетесь этого? Считаете ли вы, что единство требований с женой - успех в послушании? Как, по-вашему, есть ли у вас авторитет? Доброта или строгость ваши по­мощники в воспитании?

Магнитофонная запись ответов детей на вопрос: добрый или стро­гий твой папа? Почему ты так считаешь?

А.С. Макаренко писал, что не самодурство, не гнев, не крик, не уп­рашивание, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение - вот, что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины.

В семье подчас следят за каждым шагом ребенка, отец не дает ни в чем спуску ему: запрещает играть в шумные игры, требует неукоснитель­ного соблюдения режима дня. Что будет, если мальчик устроит беспоря­док в игрушках или на столе для занятий! Другое, в детском саду, в школе. Здесь свобода по сравнению с домашней дисциплиной. Можно от души порезвиться, побегать там, где нет взора взрослого. И потом какая неожи­данность: сын безобразничает. Это случай, когда отцу не надо гордиться достигнутой дисциплиной.

В воспитании нужна мера. Для того, чтобы ребенок был спокойнее в школе, надо дать ребенку разрядку энергии дома.

Отец должен наказывать за непослушание - иначе в ребенке родит­ся безответственность. Но наказание без раскаяния - не воспитывает. Ес­ли ребенок не понял своей вины и не хочет ее искупить - наказание ниче­му не научит, но может озлобить. «Почему, бывает, мы утрачиваем свой авторитет? Можно ли его вернуть?» - этот вопрос был задан отцом педа­гогу А.С. Макаренко. Ответ был таким: «Иногда отцы жалуются на своих детей. Им с ними неинтересно, никогда ничего не расскажут. Но сначала надо вспомнить: когда впервые отмахнулись от вопроса ребенка, грубо оборвали его восторженную речь, прервали какое- то очень важное для него занятие. Разве не тогда впервые в ваших отношениях с ребенком прошла трещина, началось отчуждение? Если дети вам не верят, если сын грубит матери, если ваше слово отталкивает как горох - никакой педаго­гический фокус не поможет. Это значит, плохо воспитывали свое сокро­вище. Всю воспитательную работу надо начать сначала: много пересмот­реть, о многом подумать и, прежде всего, самого себя положить под мик­роскоп». «Мудрый человек требует от себя, ничтожный от других». В этих словах Толстого выражается педагогический принцип, который нам, взрослым, не трудно понять.

Музыкальная пауза

Выступление пожарного о правилах противопожарной безопасно­сти в быту.

Магнитофонная запись ответов детей: если бы ты был папой, в чем бы помогал маме по хозяйству?

Теплота, покой, уют в доме во многом зависят от матери, а ее ду­шевное состояние - от мужа, отца.

Расширяются ли у вас обязанности в семье?

Уважаемые папы!

Разве вас должно удивлять, если я скажу, что папа-алкоголик, куря­щий отец не могут стать полноценными воспитателями? Но если у вас доб­рое сердце и порой вы балуете своего сынишку прогулками, подарками и если ваш ребенок принимает вас как такого человека, каким сам хочет стать, то он без особых усилий может воспринять вашу доброту вместе с вашим пристрастием к курению, алкоголю, праздности. Так вот, давайте воспитывать наших детей не столько словами, добрыми впечатлениями и подарками, сколько примером, достойным всяческого подражания.

Я знаю, во многих семьях дети все больше и больше ощущают не­хватку отцовской заботы, духовного общения с отцом. Папа занят на ра­боте, возвращается поздно, а ребенок ждет: «Вот скоро папа придет» - и засыпает, так и не увидев отца. И если так пройдет неделя, месяц, так пройдут годы, то возникает парадокс: хотя вся семья живет в одной квар­тире, под одной крышей, тем не менее отец и дети не знают друг друга хорошо, папа даже не заметил, как выросли дети.

Хорошо ли это?

Нет, очень даже плохо. Потому, что время зарождения настоящей сердечной дружбы между отцом и сыном (дочкой) прошло. Прошло вре­мя, когда отец мог войти в жизнь своих детей как свой человек, старший друг, наставник.

Чтобы стать для своих детей своим человеком, недостаточно быть для них отцом. Нужно, чтобы они - папа, мама с детьми - жили вместе, как друзья.

Знайте: гордость за своих родителей - это моральный фундамент для взлета личности ребенка. Стыд за своих родителей - это тяжесть на сердце, не разрешающая ребенку взлетать до полной высоты.

  1. 1.Нужно ли извиняться перед ребенком, если вы виноваты?
  2. 2.Чтобы стать для детей своим человеком, нужно...

Конкурс «Что бы это значило».

Разрешите закончить наш разговор лирической страничкой. «Са­мые лучшие дети бывают у счастливых родителей». Я хочу напомнить вам маленький секрет семейного счастья с помощью стихотворения В. Тушновой «Жена».

Она всегда спокойна и нежна.

Пожалуй, чуть спокойнее, чем нужно.

Не девушка, не женщина - жена,

С которой вы живете очень дружно.

Ты убежден, что знаешь наизусть

Ее привычки, мысли, опасенья.

Но почему проскальзывает грусть

В ее глазах в беспечный день весенний?

И выражение маленького рта –

Смесь мужества, иронии, печали.

Ты говоришь: забота, суета,

Ей отдохнуть бы - все мы подустали.

Так вот, послушай, ты ошибся, друг,

И это никакая не усталость,

И если бы ее ты обнял вдруг,

Печали той следа бы не осталось.

И если бы сумел поцеловать

Ее нетерпеливо, как бывало,

К ней красота вернулась бы опять,

Она бы прежней девочкою стала.

И если б только догадался ты

Ее как прежде задарить цветами,

Она сама бы стала как цветы,

Но все это, конечно, между нами.

Ты сердишься: какая чушь!

Во всем твоя фантазия больная,

Откуда ты все это можешь знать?

Но это уж моя забота: знаю.

Под песню «Папа может все» входят дети. Зачитывают благодарно­сти отцам.

У детей микрофон-магнитофон. Дети-корреспонденты задают во­просы папам: что узнали на собрании, как вы относитесь к мату, что по­советуете нам; ругаете ли вы сына в присутствии других?

Дети, скажите, о чем бы вы хотели попросить папу сделать для вас в группе, на участке? И вы хотите, чтобы папы приходили к вам в группу, например, чинить игрушки вместе с вами, делать кормушки и скворечники, играть в шахматы, рассказывать о своей профессии? Сядьте каж­дый к своему папе и подумайте вместе, с какими играми, рассказами, затеями они могут придти к вам в группу? Чтобы мы узнали о вашем решении - пусть папы напишут на листочках, чему они научат детей, а вы положите эти листочки в волшебную шкатулку и тогда встречи обя­зательно состоятся.

Звучит музыка.

Итак, внимание! С помощью ваших пап вы научитесь... (зачитать). А сейчас мы все вместе будем пить чай и участвовать в конкурсах.