Конспекты открытых занятий по экспериментированию со льдом. Конспект открытого занятия по экспериментированию в старшей группе «Почему не тонет лёд. И закованы реки в прочный панцирь из льда

19.02.2019

УДК 45.01 ББК 784:8

Данилова Елена Юрьевна

аспирант

кафедра педагогики и истории педагогики Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

п. Краснотуранск Danilova Elena Yurievna graduate student Department of Pedagogy and the history of education Khakassia State University. N.F. Katanov Krasnoturansk [email protected] Интеграция в музыкальном воспитании как фактор становления целостного образа мира у детей дошкольного возраста Integration in the musical education as a factor of a complete image of the world

in preschool children

В статье анализируется понятия «целостный образ мира» и «картина мира». Рассматривается необходимость интегрированного подхода в музыкальном образовании и воспитании дошкольников как основного элемента формирования целостного образа мира у детей.

This article analyzes the concept of «holistic image of the world» and «world view». Addresses the need for an integrated approach to music education and upbringing of preschool children as a basic element in building a holistic picture of the world of children.

Ключевые слова: образ мира, картина мира, целостность, интеграция, гармония, познание мира дошкольником, музыкальная деятельность, музыкальное образование детей дошкольного возраста.

Key words: image of the world, world, integrity, integration, harmony, knowledge of the world preschooler, musical activities, musical education of children of preschool age.

Каждая эпоха рождает свой образ мира, который в умах человечества предстает в виде некоего единого целостного представления. Обратимся к научным источникам. «Образ мира - целостная, многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности» - читаем мы в электронной библиотеке: «В понятии Образа мира воплощена идея целостности и преемственности в зарождении, развитии и функционировании познавательной сферы личности. Образ мира и близкие к нему понятия - картина мира, модель универсума, схема реальности, познавательная карта и т. п. -

имеют в контексте различных психологических теорий неодинаковое содержание» .

В философском словаре Г. Шмидта трактовка понятия картины мира звучит так: «Картина мира ^еЫЫЫ)» - ...представляет собой приведенную в связность сумму наглядного знания о мире, совокупность предметного содержания, которым обладает человек. В основе целостной картины мира представлен мир природы, явлений, предметов окружающей жизни в абстрактных вербальных суждениях человека о собственном «я» и социальных отношениях» . А.Н. Леонтьев считает, что: «Картина мира выступает неким методологическим инструментом построения целостного проблемного поля современного знания, служит способом его структурирования» . «Ключевой функцией целостного образа мира является самоотражение мира субъектом, т.е. познание мира через свою собственную деятельность» . Иначе говоря, становление целостного образа мира - это открытие мира для себя через собствен-

ные действия. Такими действиями в дошкольном детстве являются ощущения, восприятие, представления.

У современных детей довольно рано складывается свой «образ мира», а насколько этот образ окажется целостным, зависит от взрослых, которые их окружают. Формируется образ мира в сознании малыша в результате поиска причин и следствий наблюдаемых им явлений мира, а также объяснений их смысла. Желание постичь неясное ставит ребенка в позицию исследования, в позицию поиска. Жажда познаний приводит к взрослому, который, в представлениях маленького человека, обладает всеми знаниями об объектах действительности, а значит, может разрешить любую возникшую задачу. В результате благотворного общения со взрослым, неясное диффузное представление о мире приобретает у ребенка четкость представлений, системность и целостность. Это позволяет дошкольнику не только дифференцировать и устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости в окружающем мире, но и способствует развитию интереса к дальнейшему познанию. Следовательно, одна из важнейших задач

дошкольного образования - обеспечение видения ребенком целостного образа мира, понимаемого нами как осмысленного первичного знания о нем.

Понятие «целостность» тесно связано с понятиями «гармония» и «интеграция». Гармония определяется С. Д. Сажиной как «стройная, сообразная согласованность целого и входящих в него частей, компонентов» . Значит, строгое правильное сочетание частей имеет в итоге единый монолитный, ясный и притягательный образ. «Интеграция в образовании, - пишет А. Я. Данилюк, -есть то, что объединяет разнокачественные и разноуровневые составляющие образования, следовательно, интеграционный процесс не исчерпывается какой-то одной или даже множеством конкретных форм» . Однако, интеграция в образовании - это не только объединение, но и гармоничное взаимослияние, взаимопроникновение составляющих, несущих в себе информацию об одном и том же объекте с различных сторон. Целостность выступает как синтетический результат «...взаимодействия качеств и свойств, не присущих отдельным частям системы, а выступающих в едином новом образовании» . О взаимосвязи этих понятий М. Н. Берулава пишет: «Целостность и гармоничность содержательно коррелируют с интеграцией - объединением в целое, единством каких-либо элементов, восстановлением какого-либо единства» .

Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах Я. А. Коменского (1592-1670 гг.), утверждавшего: «Никому нельзя дать образование на основе одной какой-нибудь чистой науки, независимо от остальных наук» . Анализируя причины фрагментарности знаний учащихся, он пришёл к выводу, что: «Этот недостаток в обучении можно преодолеть, если учитель будет преподавать все в такой же связи, в какой предметы и явления находятся в естественном состоянии, в природе» .

Наиболее полное и всеобъемлющее понимание педагогической интеграции, на наш взгляд, дается В. С. Безруковой, рассматривающей ее в виде: «...принципа (ведущая идея, отражающая особенности современного этапа развития и гарантирующая в случае ее реализации достижение более высоких по-

зитивных результатов в научной и педагогической деятельности); ...процесса (непосредственное установление связей между объектами и создание новой целостной системы в соответствии с предполагаемым результатом). и результата (форма, которую обретают объекты, вступая во взаимосвязь друг с другом, например, интегрированное занятие)» . Таким образом, можно сделать вывод, что интеграция, как взаимодействие, взаимопроникновение элементов друг в друга, ведет к целостному представлению образа мира у дошкольников.

Психо-физиологической основой интеграции, по мнению ученых И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. А. Менчинской, Г. Г. Сабуровой, А. Н. Леонтьева и др., является: «.закономерность функционирования высшей нервной деятельности - образование временных нервных связей. Временные нервные связи возникают под непосредственным влиянием предмета действительности или словесных раздражителей на органы чувств. Образующиеся таким образом временные связи есть система ассоциаций, которая - по мнению Ю. А. Самарина - в конечном итоге представляет собой систему знаний. Межсистемные ассоциации как основа интеграционных связей - высший этап умственной деятельности детей. Они охватывают разные системы знаний, обобщают их, позволяют взглянуть на предмет под разным углом зрения, что дает целостное представление о нем» .

Теория о взаимодействии всех функций организма и взаимосвязи их с окружающей средой, которую разработали И. П. Павлов и И. М. Сеченов, служит подтверждением того, что окружающий мир воспринимается субъектом целостно, если в процессе его изучения подключаются все имеющиеся анализаторы. Исследования известных ученых-физиологов П. К. Анохина, В. М. Бехтерева, С. В. Кравкова также опираются на теорию взаимодействия анализаторов, разработанную М. В. Ломоносовым. В этих исследованиях мы также получаем подтверждение, что целостный образ мира возникает в процессе взаимодействия всех имеющихся у человека анализаторов.

Ряд ученых (Л. С. Выготский, Э. Клапаред, Ж. Пиаже) в своих работах пишут о синкретичности детского восприятия, выражающейся в нерасчлененности чувственного образа изучаемого объекта действительности. Дети дошкольного возраста не выделяют внутренних связей и компонентов предметов и явлений. По мнению Л. С. Выготского, «.синкретизм имеет большое значение для дальнейшего развития детского мышления». При этом ученый подчеркивает, что очень важно «развивать все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, вкусовое, обонятельное», чтобы, в конечном счете, получить как результат воспитания - «понимающего» ребенка. «Понимающий ребенок - это, прежде всего, ребенок, способный увидеть целое во всем богатстве его связей и отношений, видеть элементарные связи и взаимозависимости между явлениями, а также последствия, вытекающие из действий этих связей и взаимозависимостей; это ребенок, начинающий обладать способностью ощущать, осознавать, переживать «единство всего», «связь всего со всем»» .

Необходимо заметить, что ребенок-дошкольник не нуждается в большом количестве детализированных знаний. Но для того, чтобы образ изучаемого предмета или явления приобрел в мыслительных операциях ребенка целостную форму, необходимо обозначить главные внутренние связи компонентов исследования, сделать их в его глазах более выпуклыми. Это дает ребенку глубину и прочность новых познаний и закладывает новые возможности для будущих познавательных действий. Распахнуть перед ребенком мир, научить воспринимать его более широко и разнообразно, используя для этого звуки, слова, движения, жесты, запахи в единстве - основная задача педагога дошкольного образовательного учреждения, в том числе музыкального руководителя.

Музыкальные занятия в ДОУ состоят из разных видов музыкальной деятельности: музыкальное восприятие, музыкально-игровое творчество, музыкально-ритмические движения, пение и игра на детских музыкальных инструментах. Как видно из вышеперечисленного, само по себе занятие содержит раз-

нообразные виды музыкальной деятельности, и каждый ребенок может получить удовольствие от какого-либо более привлекательного для него действия. В нашем понимании, задача педагога не только научить ребенка петь и развить его музыкальные способности, но и, в первую очередь, заинтересовать, увлечь, заложить в маленькую личность неудержимое желание познания огромного неизведанного еще им мира - мира завораживающих мелодий, музыкальных образов, новых чувств и ощущений. Для этого мы проводим музыкальные занятия в интегрированной форме на основе тематического принципа. Единая тема проходит стержнем от начала до конца занятия, объединяя собой все виды деятельности.

Основываясь на уже имеющемся музыкально-слуховом опыте детей, педагог постепенно расширяет их кругозор и знания об окружающем мире на художественно-образной основе. При этом каждый новый этап музыкального занятия задействует восприятие, сенсорные ощущения, детское воображение, речь, мелкую моторику и размышления самого ребенка. Все это организуется на фоне положительной эмоциональной атмосферы, создаваемой музыкальным руководителем. Он не загружает воспитанников словесными объяснениями музыки, так как это мало что дает детям данного возраста, а включает их в непосредственную интегрированную музыкальную деятельность, создавая тем самым особую мотивацию, соответствующую познавательной цели.

Для развития чувственного опыта ребенка восприятие музыки тесно связывается с восприятием близких, созвучных по характеру и настроению картин художников. При этом мы используем резонансно-ассоциативный метод, разработанный Н.П. Шишлянниковой. Суть его заключается в том, что к определенному музыкальному произведению подбирается ни одна картина художника, а несколько. Среди них есть картины, созвучные с музыкой, и явно не соответствующие по характеру и настроению. Дети в процессе звучания музыки смотрят на картины и выбирают именно ту, которая с их точки зрения соответствует музыке. «При наложении слухового и зрительного образов происходит

их слияние в восприятии детей. эффект резонанса. Музыка выступает как ассоциативная зацепка, способ «оживления» живописи, символ ее эмоционально-смысловой наполненности, как синтезирующий стержень, на который нанизываются разнообразные впечатления детей, складывающиеся затем в целостную художественно-образную картину живого мира. При этом детям дана свобода выбора того, что резонирует с их внутренним слышанием и видением» .

Например, при знакомстве с музыкой изобразительного характера мы проводим прямую параллель между музыкой Э. Грига и миром бабочек. Все начинается с музыкального восприятия. Необходимо дать прочувствовать детям всю красоту и необычность произведения норвежского композитора Э. Грига Этюд «Бабочка», устремляя внимание детей на яркие интонационные мелодические обороты. При этом можно расширить знания детей о том, что в мире бабочек больше сотни тысяч разных видов и что нет ни одной бабочки в точности похожей на другую. Художница-природа постаралась и так разрисовала бабочек, что не встретишь во всем мире и двух одинаковых. Все это подтверждается и обговаривается с детьми с помощью ассоциативного ряда художественных картин. Пополняя словарный запас детей, можно придумать много эпитетов сравнения музыкального и художественного образа бабочки: легкие, воздушные, красивые, грациозные, обворожительные, игривые и т.д. Для полноты ощущений предлагаем детям «превратиться» в таких маленьких прозрачных насекомых: под музыку «полетать» или «потанцевать» по залу; перебирая «лапками-пальчиками» щекотно «поползать» по голове друг у друга; вдохнуть «цветочный аромат» и съесть «капельку росы». Для этого педагогу предстоит достаточно потрудиться, готовя элементы костюмов и создавая предметы и атрибуты цветочного луга. Но самое главное в занятии - это завораживающий голос, который по мановению ока может «превратить» даже самых непоседливых сорванцов в восхищенных и податливых зрителей или участников. Все дети любят волшебство. И, создав «волшебную» обстановку на

музыкальном занятии, педагог через удивление ребенка, его чувства и сравнения всегда достигнет того результата, которого ожидает. Закрепляем новые знания и ощущения творчеством на бумаге, предложив детям нарисовать ту красивую бабочку, которой они только что себя ощущали.

Таким образом, интеграция в музыкальном образовании предпочтительнее, потому что интегрированное воздействие образовательных компонентов на воспитанников во много раз активнее, чем влияние каждого из них по отдельности. Музыка в большей степени, чем другой вид искусства, привлекательна и доступна маленькому ребенку. В процессе слушания и восприятия музыки у детей формируются образные представления, что благотворно действует на развитие мыслительных операций. При разучивании песен, попевок, речевых и других игр обогащается лексический запас ребенка. А разнообразие видов деятельности на одном и том же занятии благотворно воздействует на мотиваци-онную сферу, непременно пробуждая интерес к познанию мира в его целостности.

Учеными доказано, что музыка с ее звукоподражательными эффектами, отражающими явления окружающего мира, самым прямым образом воздействует на организм человека и его состояние. Особые звукосочетания, быстрота сменяющихся звуков или их покачивание могут вызывать изменения кровяного давления, влиять на частоту пульса, способствовать расслаблению или, наоборот, напряжению мышц. Чем младше ребенок, тем более он восприимчив как к музыкальным звукам, так и звукам окружающей среды. Музыкальные же произведения, содержащие различные образы природы или образы сказочных персонажей (и т.п.) всегда обладают яркой эмоциональной окраской. Влияние таких интригующих образов непосредственно побуждают ребенка к сопереживанию, размышлению о тех или иных ситуациях жизни, вызывают интерес их познать, создавая у маленьких детей, как правило, конкретные зрительные представления. Пытаясь выразить впечатления об услышанном, ребенок облекает это в слова или выражает свои эмоции через собственное художественное твор-

чество, может показать движением или соотнести со схематическими набросками линий.

Все это имеет прямое отношение к интеграции музыкального занятия с другими видами образовательной деятельности. Ученый в области дошкольного художественного образования Т. С. Комарова в своих исследованиях обращает внимание на то, что: «.интеграция содержания эстетической, художественной деятельности и разных видов искусства обеспечивает их разностороннее воздействие на ребенка, способствует познанию предметов и явлений мира с разных сторон. Происходит это на основе восприятия действительности различными органами чувств и передачи образов воспринятого или созданных воображением ребенка в разных формах художественной деятельности с использованием средств выразительности, специфических для той или иной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрально-игровой)» .

В результате, рассмотренное содержание общетеоретического обеспечения интеграции позволяет сделать вывод о взаимосвязи между интегрированием содержания музыкального образования и становлением детского образа мира как целостности, осмысленного и систематизированного первичного знания о мире. Интегрированный подход в музыкальном образовании дошкольников, основанный на идее всеобщности и единстве законов природы, целостности восприятия ребенком окружающего мира, выступает как ведущий принцип проектирования содержания дошкольного музыкального образования и воспитания. Он позволяет обеспечить условия для организации познания мира ребенком в рамках целостного процесса, освоить базовые категории с различных точек зрения в разных образовательных сферах.

Интегрированный подход в проведении музыкальных занятий в детском саду приводит к важному познавательному результату - развитию стойкого интереса к познанию окружающего мира, что непосредственно способствует формированию целостного образа мира у ребенка дошкольного возраста.

Библиографический список

2. Философский словарь: Основан Г. Шмидтом. - 22-е, новое, переработ. изд. под ред. Г. Шишкоффа / Пер. с нем. [Текст] / Общая ред. В. А. Малинина. - М.: Республика, 2003. -575 с.

3. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Проблемы психологии понимания. М.; Л., 1947, с. 3 - 40. (Известия АПН РСФСР, вып. 7

4. Сажина, С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ [Текст] / С.Д. Сажина: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128с.

5. Данилюк А. Я. Теория интеграции образования [Текст] / А. Я. Данилюк. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. Пед. ун-та. 2000. - 440 с.

6. Берулава, М. Н. Интеграция содержания образования [Текст] / М. Н. Берулава. -М., 1993.- 272 с.

7. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения В 2-х т. - Т. 2 [Текст] / Я.А. Коменский / Под ред. А. И. Пискунова и др. - М.: Педагогика, 1982.

8. Безрукова, В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике [Текст] / В. С. Безрукова. - Екатеринбург, 1994.- 412 с.

9. Интеграция содержания образовательного процесса в дошкольном учреждении: Метод.рек. для студ. ф-тов дошк. и соц. педагогики и психологии [Текст] / под ред. Н. А. Каратаевой, Т. М. Киселевой. - Шадринск, 2002. - 213 с.

10. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

11. Шишлянникова, Н.П. Взаимодействие искусств и их интеграция в обучение грамоте младших школьников [Текст] / Н.П. Шишлянникова. - Абакан: Изд-во ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2011. - 127 с.

12. Комарова, Т. С. Интеграция в эстетическом воспитании детей [Текст] / Т. С. Комарова //Детский сад от А до Я. - 2004. - №6. - 14-24 с.

1. http://www.psychologos.ru/articles/view/obraz_mira

2. Philosophical Dictionary: Founded G. Schmidt. - 22 th, new reprocessing . ed. ed. G. Shishkoffa / Per. with it. / General Ed. V. Malinin . - Moscow: The Republic , 2003 . - 575 p.

3. Leontiev Psychological issues of consciousness exercise / / Problems of the psychology of understanding. Moscow, Leningrad, 1947, p. 3 - 40. (Proceedings of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR, no. 7

4. Sajin, SD technology integrated lessons in preschool / SD Sajin: Toolkit. - M. : TC Sphere, 2008. - 128c .

5. Danyluk AY theory of integration of education / A. J. Danyluk. - Rostov n / D: Publishing House of the Rising. Ped. Univ. 2000. - 440.

6. Berulava, MN integration of educational content / MN Berulava . - M., 1993. - 272.

7. Comenius, JA Selected pedagogical works in 2 volumes - Volume 2 / YA Comenius / Ed. AI Piskunov, etc. - M. : Education, 1982 .

8. Bezrukov, VS Integration in educational theory and practice / VS Bezrukov. -Ekaterinburg, 1994. - 412 .

9. Integration of the content of the educational process in preschool: Metod.rek. for stud. Faculty Comrade doshk . and social services. Education and Psychology / ed. NA Karataeva , TM Kiseleva. - Shadrinsk, 2002. - 213 p.

10 . Vygotsky, LS Psychology / LS Vygotsky. - Moscow: Publishing House of the EKSMO - Press, 2000. - 1008.

11. Shishlyannikova, N.P.Vzaimodeystviye of arts and their integration into training in the diploma younger school students / N of P. Shishlyannikov. - Abakan: Publishing house of Public Educational Institution of Higher Professional Training The Khakass State University of Katanov, 2011. - 127 p.

12. Komarova, TS Integration in the aesthetic education of children / T. Komarova // Kindergarten from A to Z. - 2004. - № 6. - 14-24 s.

6. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи: моногр. - СПб.: КАРО, 2006. - 240 с.

7. Кузнецова Л.И. Развитие коммуникативных навыков в концертной и театральной деятельности // Логопед. - 2011. - № 3. - С. 18-24.

8. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры: пособие для практ. работников дошк. учреждений. - М.: АРКТИ, 1999. - 48 с.

9. Подпругина В. В. Исследование представлений об эмоциях у детей с общим недоразвитием речи // Сборники конференций НИЦ Социосфера. -2012. - № 2. - С. 59-61.

М. Б. Королёва

Интегрированный подход в музыкальном воспитании старших дошкольников как средство гармоничного развития

Современный гуманистический подход к образованию, приоритет человеческих ценностей, жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности диктуют более внимательное, ответственное отношение педагогов к каждому ребенку, уважение и признание его индивидуального внутреннего мира. Каждый ребенок имеет право на достойное, квалифицированное педагогическое сопровождение для наиболее полного раскрытия своего потенциала.

Важность дошкольного возраста в развитии человека трудно переоценить. Дошкольное детство играет огромную роль в становлении личности, определяя ее развитие на последующих этапах жизни людей, и отличается существенными физиологическими, социальными и психологическими изменениями.

Большую роль в гармоничном и всестороннем развитии детей играет музыка. Правильно осуществляемое музыкальное развитие всегда связано с совершенствованием многих качеств и свойств ребенка. Главная задача музыкального воспитания дошкольников -развитие эстетического отношения к жизни и искусству, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью, развитым восприятием, оценочным отношением, творческой деятельностью.

Музыка имеет огромное значение в нравственном и интеллектуальном совершенствовании личности ребенка. Воздействуя на подсознание, она имеет исключительно сильное нравственное воздействие на эмоциональную сферу детей, что приобретает сегодня особую актуальность. Музыкальное искусство отражает многие жизненные явления, которые обогащают детей представлениями об обществе, природе, быте, традициях.

Певческая деятельность способствует развитию речевых и коммуникативных навыков в процессе межличностного общения.

Существует взаимосвязь между музыкальным и физическим воспитанием детей. Музыка оказывает влияние на процесс их физического совершенствования, жизненный тонус. В процессе выполнения танцевальных движений формируется осанка, пластичность, выносливость. В процессе певческой деятельности формируются правильное дыхание, улучшается осанка, развивается артикуляционный аппарат.

Каждый вид музыкальной деятельности выполняет свое специфическое назначение: певческая деятельность способствует развитию психических процессов и свойств личности, развитию речи за счет расширения словаря, развивает познавательную деятельность, эмоциональную отзывчивость, умственные способности, необходимые для научного, математического мышления, способствует формированию правильной осанки, развивает коммуникативные навыки; знакомство детей с нотной грамотой развивает математические способности; музыкально-ритмические движения, совершенствуют пластику, развивают музыкальный слух и чувство ритма, воспитывают эстетическое чувство, творческую фантазию и воображение. Интегрируя во все образовательные области, музыка оказывает огромное влияние на весь организм ребенка. Использование всей совокупности названных форм приобщения старших дошкольников к музыкальному искусству в конечном счете приводит к полноценному телесному, душевному и духовному благополучию, способствуя развитию личности.

Интеграция является одним из условий современного образования. Объединение знаний из разных областей на основе общей темы позволяет выстроить ребенку системное видение мира и системное его познание. Интегрированное обучение приобщает детей к дисциплине мышления и помогает овладеть сравнением, сопоставлением, анализом, синтезом, обобщением.

Интегрированные занятия обусловливают взаимосвязь музыкального, пластического, танцевально-двигательного искусства с изобразительным творчеством и литературой. Взаимосвязь этих компонентов дает еще больший эффект в формировании духовного начала ребенка.

В работе с дошкольниками мы используем интегрированные занятия, объединяющие слушание музыкального произведения, пение, музыкально-ритмическое движение, изобразительную деятельность и художественное слово. На этих занятиях дети учатся раскрывать музыкальные образы с помощью изобразительного искусства. Процесс интеграции разных видов искусства способствует формированию художественно-творческих способностей детей. В этом процессе искусство выступает фактором формирования лич-

ности. В дошкольном образовательном учреждении традиционно используют изобразительное искусство и музыку, так как данные виды искусства лежат в основе других искусств .

На наших занятиях интеграция объединяет музыку с изобразительным искусством, развитием речи и ознакомлением с окружающим миром. В интегрированных занятиях знания об окружающем мире, природе объединяются со знаниями об искусстве легко, так как произведения искусства отражают явления материального мира в художественных и музыкальных образах. В результате такой интеграции у детей из дифференцированных, разрозненных знаний складывается более полное, многогранное представление о мире.

Интегрированные занятия «Мы рисуем музыку», включающие в себя пение, слушание музыкального произведения, ритмику, художественное слово и изобразительную деятельность, помогают создать положительный эмоциональный фон, атмосферу радости, сотворчества. На этих занятиях дети чувствуют себя более раскованными, раскрепощенными, самостоятельными, реализуют свои творческие возможности. Тематика занятий перекликается с темами по слушанию музыки (времена года, образы животных и птиц, сказка в музыке и другие). К этим темам мы добавляем разделы, посвященные русским обрядовым праздникам (Масленица, Пасха), экологическим праздникам (День птиц, День Земли, День цветов), патриотической и военной тематике (День Победы, День снятия блокады Ленинграда, День России, День города, День матери, День защитника Отечества). После таких занятий традиционно устраивается выставка рисунков, которые дети нарисовали.

Например, ко Дню матери мы проводим интегрированные занятия, в которых участвуют и мамы воспитанников. Эти мероприятия включают в себя песни о маме («Я рисую солнышко», «Добрая, милая мама» и другие), танцевальную ритмику («Топ-топ, топает малыш», «Разноцветная игра» и другие), стихи, слушание песен на данную тему («Мама - первое слово», «Песня о мамонтенке» и другие), игры с мамами. В заключение дети говорят своим мамам ласковые слова, рисуют открытки-сердечки, которые затем дарят им.

Обязательно присутствует совместная деятельность: мамы на листе бумаги обводят ладошку своего ребенка, а дети ее раскрашивают. После этого мы прикрепляем все ладошки на лист ватмана, в центре которого нарисовано солнышко без лучиков - и у нас получается веселая разноцветная картинка. Иногда тематика совместной работы с мамами изменяется: дети из своих ладошек составляют красивый букет тюльпанов или выкладывают волшебную птицу.

После знакомства с музыкальной пьесой Э. Грига «Утро» (из сюиты «Пер Гюнт») мы сначала мысленно вместе с ребятами пытаемся представить картину пробуждающейся природы. Для этого вспоминаем знакомые стихотворения и рассказы по данной теме («Утро в горах» Ф. Тютчева, «Утром солнышко проснулось» А. Вишневской, «Утро» И. Бунина, «Ясно утро. Тихо веет» И. Никитина). Дети придумывают свои описательные рассказы (например, утро в горах, утро в лесу и т. д.), после изображают свои фантазии в рисунках. Во время рисования обязательно звучит музыка этого произведения.

После рисования ребята придумывают танцевальные импровизации на музыку этого произведения, превращаясь в бабочек, облачка, солнечные лучики и т. д. В заключение мы устраиваем выставку детских работ, на которую приглашаем всех воспитанников учреждения, и еще раз прослушиваем музыкальное произведение одновременно с просмотром видеоклипа по теме.

Следующее занятие начинаем с рассматривания детских рисунков и обобщения. Это помогает лучшему запоминанию музыкального произведения и способствует расширению кругозора, обогащению словаря и развитию фантазии и воображения старших дошкольников.

Также интегрированные музыкальные занятия с включением изобразительной деятельности всегда предшествуют постановке музыкальных спектаклей. Дети читают сказки, рисуют, лепят, конструируют из бумаги героев спектакля. В течение занятия они придумывают танцевальные композиции, которые могли бы исполнить персонажи.

Вообще, любой детский праздник (особенно выпускной бал) представляет собой интеграцию различных видов детской деятельности. Традиционно используются развитие речи посредством чтения стихотворений, различные виды музыкальной деятельности, музыкально-театральная деятельность. Также добавляются элементы изобразительного творчества (например, в конкурсах «Нарисуй букет цветов для мамы», «Дорисуй картинку» и т. д.), спортивных соревнований, математики (на выпускных праздниках всегда присутствуют математические задачи и примеры в игровой стихотворной форме. Например:

«Возле избушки плачет коза:

"Сбежали козлята мои, кто куда:

Один - в лесок, другой - за стог,

А третий козлёнок спрятался в бочонок!"»

Сколько козлят в избушке сидят?)

Очень любят дошкольники музыкально-спортивные развлечения, посвященные Дню защитника Отечества «А ну-ка, папы», где используются различные виды музыкальной деятельности, элемен-

ты спортивных соревнований, литературное творчество и конструктивная деятельность (например, изготовление вместе с папами бумажных корабликов и самолетиков; военной техники из мягких модулей и т. д.).

Предложенные пути и способы интеграции музыки с изобразительной, конструктивной деятельностью, литературным творчеством позволяют гармонично включить музыку в образовательное пространство дошкольного учреждения.

Объединение и комбинированное использование всех видов детской деятельности будет способствовать эффективности развития детей во всех направлениях: физическом, интеллектуальном, нравственном развитии и активизации их творческих способностей в процессе межличностного общения.

Список литературы

1. Адамова О. А. Интегрированный подход в музыкальном воспитании старших дошкольников // Предшкольная подготовка детей: содержание, формы, проблемы и пути их решения: сб. науч. ст. / под ред. Л. С. Колмогоровой. - Барнаул: АлтГПА, 2010. - С. 347-353.

2. Штанько И. В. Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход: метод. пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 144 с. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

М. Ю. Коршунов

Исследовательский метод как средство развития самостоятельной деятельности учащихся при изучении географического краеведения

Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно, творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путём самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

В связи с этим задача развития самостоятельной деятельности учащихся и соответствующие личностно ориентированная и дея-тельностная парадигмы образования во всех смыслах и аспектах отражают основные идеи процесса модернизации. Традиционная установка на передачу от учителя к учащимся необходимого запаса знаний становится неэффективной. Важно процесс обучения строить таким образом, чтобы включить учащихся в самостоятельную деятельность познавательного, коммуникативного и праксиологического характера. Это тем более важно, что, какие бы знания и в ка-

ТЕМА: Развитие любознательности и познавательного интереса детей раннего возраста посредством экспериментирования со льдом.

Цели и задачи:

* Закрепить знания детей о зиме.

*Закрепить знания детей об элементарных качествах и свойствах льда (твёрдый,

Холодный, скользкий, в тепле тает).

*Познакомить с другими свойствами льда (хрупкий, плавает).

*Побуждать исследовательский интерес, любознательность.

*Знакомить детей со способами обследования: понюхать, потрогать, наблюдать.

*Развивать связанную речь, отвечать на вопросы фразой, предложением из 2-3 слов. *Формировать умение работать самостоятельно, на основе полученных представлений

Сформулировать правила безопасности со льдом.

Предварительная работа:

Воспитатель и дети заранее замораживают воду в формочках, наблюдая на прогулках, что с ней происходит на морозе. Знакомятся со свойствами льда.

Материал: Таз с водой, фигурные кусочки льда, молоточки, кораблик изо льда, мелкие игрушки, замороженные во льду, апельсин или яблоко.

Ход деятельности.

Вводная часть. Звон колокольчиков за дверью. Пришла зима, на санках привезла сюрпризы . Дети вслушиваются, идут к двери.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл? Да, это Зима-волшебница. Здравствуй, Зима!

Зима: Здравствуйте, ребята! Здороваются.

Опыт 1: Вода превращается в лёд.

Зима: Ребята, я принесла вам сюрпризы. Вот смотрите. Открывает.

Что это? Потрогайте. (Вода ). Ребята, скажите мне, пожалуйста, Зима какая?

Я - Зима холодная, морозная. Посмотрите, я сейчас подую на воду холодом.

(Берёт воду , д ует и превращает её в лёд). Вот вам сюрприз, а мне пора.

Я из снега. У вас здесь тепло, я, кажется, начинаю... таять. До свидания!

Воспитатель: Давайте, поблагодарим Зиму-волшебницу и проводим её!

Воспитатель: Давайте рассмотрим, что сделала Зима. Зима пришла, холод и мороз принесла, воду заморозила. Рассматривают. Посмотрите. Потрогайте лёд. Дотроньтесь до него рукой. Какой он? Проведите пальчиком. скользит.

Воспитатель: Что с вами будет, если вы пойдете или побежите по ледяной

Дорожке? (Можно поскользнуться и упасть ). Почему?

Дети: Лёд скользкий.

Воспитатель: Ребята, я видела, что некоторые дети едят лёд. Можно лёд есть?

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что принесла нам зима? Апельсин. Понюхаем

его. Какой он ароматный! А теперь понюхайте лёд. (у льда нет запаха).

Воспитатель: А что будет, если по льду постучать? О тветы детей.

Воспитатель: Мы сейчас это проверим. Чем мы можем постучать по льду?

Возьмите молоточки, постучите по льду. Что произошло?

Воспитатель: Раскололся, потому что он хрупкий.

Воспитатель: Посмотрим, что ещё Зима нам принесла. Дети разглядывают санки с сюрпризами.

Опыт 2: Фигурные льдинки.

Воспитатель достаёт растаявшие фигурные льдинки.

Воспитатель: Что это? Ребята, посмотрите, что случилось с ледяными фигурками?

Давайте внимательно рассмотрим растаявший лёд. Что вы видите? (вода).

Потрогайте. Что почувствовали ваши ручки, какими они стали?

Почему ладошки стали мокрыми? Лёд растаял. (Лёд растаял, потому что здесь

Тепло).

Воспитатель: Вода очень холодная, ручки наши замерзли, давайте погреемся.

Игра-песенка Е.Железновой «Мороз»

Сюрприз: Ледяные раскопки.

Воспитатель: Вновь обращает внимание детей на санки, на следующий сюрприз.

Ой, ребята, посмотрите, что Зима натворила. (Во льду заморожены игрушки).

Что же делать? Молоточками расколоть лёд и освободить игрушки.

Предложите детям вызволить игрушки изо льда. Подберите подходящие предметы - маленькие машинки, фигурки животных, а потом заморозьте их в большой форме.

Эксперимент. Лёд плавает

Воспитатель: Посмотрите, что ещё Зима нам принесла. Кораблик! Потрогайте из чего сделан кораблик? Как проверить, может ли он плавать?

На трубочку наденем бумажный флажок и воткнем ее в кусочек пластилина, закрепленный на дне пластикового стаканчика. Нальем в стаканчик воду и поставим его в морозилку. Когда вода замерзнет, вытащим лед из стаканчика - у нас получится ледяной кораблик с мачтой и флагом.

Дети опускают его в емкость с водой - он плавает.

Рефлексия. Сколько Зима принесла нам сюрпризов!

Воспитатель: Кто к нам сегодня приходил? Что сделала Зима?

/Волшебница-зима превращает воду - в лёд, в тепле лёд тает./

Лёд какой?

Людям нужно осторожно обращать со льдом. Объясните, почему?