Музыкальное развитие и воспитание детей: музыкально эстетическое, ритмическое и развитие слуха. Развитие музыкальных способностей у детей. Музыкальное развитие детей в начальной школе

10.04.2019

Когда нужно начинать заниматься музыкальным развитием своего ребенка? Многие мамы задаются этим вопросом. Ведь сегодня довольно часто в разных кругах ведутся споры о методиках раннего развития и об их влиянии на формирование личности. Что касается того, нужна ли грудничку математика или знание всех букв русского алфавита, то здесь, конечно, противоположных мнений найдется масса. Чего нельзя сказать о раннем музыкальном развитии ребенка, о формировании его музыкального и эстетического вкуса.

Музыка для грудничков: первые уроки музыки

Лучше всего начать приобщать своего малыша к прекрасному с самого его рождения. Музыка, пение, танцы – это ведь сплошные , из которых и состоит внутреннее благополучие человека. Гармоничное всестороннее развитие – вот фундамент душевного и физического здоровья ребенка, закладывать который нужно с момента его появления на свет. И вам совершенно не обязательно быть виртуозом в оркестре или солистом филармонии, чтобы помочь крохе получить свои первые познания в музыке, открыть для себя такой разнообразный и бесконечно прекрасный мир гармонии звуков.

Все мы в той или иной степени музыкальны. И даже если у вас нет выдающихся способностей, это ведь не значит, что вы не можете наслаждаться музыкой так же, как и одаренные абсолютным музыкальным слухом или вокальными данными люди.

Так помогите же вашему малышу взять как можно больше от музыки. Тем более что на начальном этапе музыкального образования ребенка от вас не требуется даже знания нотной грамоты.

Музыкальное развитие детей раннего возраста

Музыка для грудничков: поем ребенку потешки и колыбельные

Психологи по перинатальному (т.е. дородовому) воспитанию утверждают, что ребенок слышит голоса родителей и музыку, еще находясь в утробе матери. А после рождения малыш способен различать высокие и громкие звуки. Кроха реагирует на мамин голос и успокаивается от его звучания. И вы смело можете начинать музыкальное образование своего чада прямо в роддоме. Когда его переодеваете или , пойте малышу песенки-попевки любого содержания. Например, такие.

Чук, чук, чу-учки,
На горе – стру-учки,
Под горой – лопа-атки,
Бегают ребя-атки.

Ты мне ру-учки подай,
Да с крова-ати вставай,
Умыва-аться пойдем,
Где води-ичка найдем!

Потягушки-потягу-ушечки,
От носочков до маку-ушечки,
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не оста-анемся.

Застегнем застёжки-застежки
На твоей одёжке-одежке:
Пуговки и кно-почки-кнопочки,
Разные заклё-по-чки.

Тушки-туту-ушки,
Где твои у-ушки?
Ушки в ша-апке,
Троньте ла-апки.

Это – ло-ожка, Это – ча-ашка.
В чашке – гречневая, в чашке – ка-ашка.
Ложка в ча-ашке побыва-ала -
Кашки гречне-евой не-е ста-ало!

Ротик мой умеет куша-ать,
Нос дышать, а ушки слуша-ать,
Глазоньки моргать-моргать,
Ручки - все хватать-хватать.

Не помешает вам также выучить несколько колыбельных песенок. В этом как нельзя лучше поможет видеоролик, представленный ниже.

Колыбельные песни для самых маленьких – видео

Даже если вы не успели запастись такими коротенькими потешками или колыбельными заранее, не беда. Вспомните хотя бы «Ложкой снег мешая…» из мультфильма про Умку или «Спят усталые игрушки…» из «Спокойной ночи малыши». А если хорошенько поскрести в закромах собственной памяти, там можно много чего ценного почерпнуть. Ведь все мы когда-то были детьми.

И еще. Попробуйте сочинять попевки-пестушки сами, прямо на ходу. Рифмуйте простые фразы, а можно даже и без рифмы. Пойте обо всем, что делаете, обо всем, что видите вокруг. Это и есть первые шаги к налаживанию контакта со своим новорожденным крохой, а еще - это его первые уроки музыки. Вот такие нехитрые, но очень важные на данном этапе .

Музыка для грудничков: слушаем музыку

Какую музыку лучше слушать маленьким детям? Все те же психологи не устают говорить о чрезвычайной пользе классики для формирования музыкального вкуса у малышей. Традиционно «детские» композиторы – Моцарт, Вивальди, Чайковский. Но здесь нужно сделать акцент на один момент. Все детки разные. У всех разный характер и темперамент. Некоторые крохи расстраиваются и даже начинают плакать при прослушивании грустных мелодий, а кто-то слишком возбуждается от звучания веселых и динамичных (это проявление так называемой музыкальной отзывчивости).

Поэтому родителям следует внимательно наблюдать за ребенком во время прослушивания ним тех или иных композиций, чтобы корректировать репертуар в соответствии с предпочтениями маленького меломана. Ну, и конечно, не стоит забывать о детских песенках из . Им, как говорится, все возрасты покорны. И малыши намного активнее реагируют на песни со словами, чем на мелодии без голосового сопровождения.

В продаже можно увидеть диски с классической музыкой, которые адаптированы специально для прослушивания грудничками. На них преимущественно звучат скрипка и флейта, различные свистульки и колокольчики. А когда малышам исполняется 2 месяца , в список их предпочтений добавляются фортепиано и гитара, ксилофон и металлофон. Кстати, при мама может взять своего одно-, двух-, трехмесячного кроху на руки и хлопать его ладошками в такт музыке. Такое упражнение помогает развить в ребенке чувство ритма.

Что касается времени прослушивания, то малыши до года могут непрерывно слушать музыку не более чем 20-30 секунд . Затем желательно сделать перерыв 1-3 секунды . И после паузы можно продолжить прослушивание еще на 20-30 секунд . Далее любое музыкальное произведение будет звучать лишь в фоновом режиме, не поглощая полностью внимание ребенка. Но и этого, на ваш взгляд, короткого промежутка времени вполне достаточно для музыкального развития на самом начальном его этапе.


Музыкальные инструменты для детей до 1 года

В 3-4 месяца уже смело можно приобщать малыша к игре на музыкальных инструментах. Конечно, это не будет целенаправленное обучение, а, скорее, знакомство с разными инструментами и со звуками, которые каждый из них может воспроизводить. Обязательно приобретите некоторые из них. Для деток в возрасте до 1 года подойдут:

  • маракасы;
  • барабан;
  • колокольчик;
  • ксилофон;
  • металлофоном;
  • гитара;
  • детское фортепиано;
  • синтезатор.

В этом возрасте ваш кроха с легкостью позволит вам помогать ему стучать палочками по барабану, или звенеть в колокольчик. Этим вы положите начало формированию у ребенка музыкального вкуса. Ваша цель – показать малышу, насколько разнообразными могут быть звуки.

И здесь вам очень помогут нехитрые погремушки, которые довольно легко можно смастерить своими руками. Из всяких коробочек и баночек, которых на кухне у любой хозяйки целое множество. Их наполняют разными крупами, можно шариками, болтиками и всем, что найдется под рукой, и красочно оформляют. В связи с тем, что в каждой баночке - разный наполнитель, и звучать они, соответственно, будут по-разному, при смене «инструмента» с новой силой привлекая внимание малыша.

В 5-6 месяцев ребенок уже вполне может взять инициативу в игре на музыкальных инструментах в свои руки. При этом он захочет использовать все, что под руку подвернется. Будет стучать, хлопать, тереть, бросать, гладить, издавая такие звуки, о существовании которых вы, в своей скучной взрослой повседневности, вряд ли даже подозревали.

Также полугодовалого карапуза уже можно начинать знакомить с историей искусств. Нет-нет. Это не опечатка. В возрасте от шести месяцев и до двух лет дети очень хорошо запоминают лица. И эту особенность их развития можно успешно использовать для их музыкального образования. При прослушивании разных произведений показывайте своему крохе портреты композиторов, их написавших. Впоследствии ему не составит труда ассоциировать музыку с образом ее автора.

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня я хочу рассказать вам о том, как можно развить музыкальные способности у ребенка с рождения до одного года, так как музыкальное развитие очень поможет достичь успехов и в других сферах жизни.

Одним из самых главных периодов в развитии ребенка является возраст от рождения до года. В это время малыш учится координировать движения, произносит первые звуки, учится логически мыслить и выражать свои эмоции, а также потребности. Кроме того, кроха делает первые шаги, а еще это время самое благоприятное для развития органов слуха и музыкальных способностей.

В это время следует продолжать пение мелодий и песенок, которые мама пела до появления малыша. Постепенно можно включать в репертуар и новые песенки, причем, мелодию как таковую, малыш возможно и не будет воспринимать, но эмоции, идущие от характера и ритма напева, он уже в состоянии уловить.

Ребенок, которому часто напевают, различает колыбельную, плясовую и маршеобразную мелодию. Очень хорошо, если различные манипуляции с ребенком, будь то , переодевание или пеленание, будут сопровождаться пением. Исполняемые мелодии должны быть простыми, и на начальном этапе основываться на одном или двух звуках, и быть контрастными по характеру.

Кроме мелодий, напеваемых взрослыми, у малыша должны быть и другие музыкальные впечатления, например от игры со звучащими погремушками. С 1,5 — 2-х месяцев ребенок реагирует не только на цвет и форму погремушки, но и на разное звучание: громкое или тихое, резкое или приглушенное. Первое время с погремушкой играет только взрослый, а малыш наблюдает. Движения рук взрослого должны быть свободными и ритмичными.

Интересной может быть игра на двух погремушках двумя руками, причем лучше, если не только цвет погремушки, но и тембр, и высота будут разными. В этом случае одна погремушка воспроизводит короткие звуки, другая — долгие, или вся ритмическая фигура повторяется каждой погремушкой; можно чередовать их отдельное и совместное звучание.

Как только ребенок научится брать и держать погремушки, можно взять его за руки и воспроизводить отдельные ровные удары вместе с ним, вначале — не более двух-трех. При этом лучше держать малыша в полусидячем положении спиной к себе, на коленях, тогда движения погремушкой «от себя» будут естественными для малыша.

Те же движения можно производить одной рукой ребенка по его коленке или по ладони взрослого, а потом по ладони другой руки малыша, с тем, чтобы этот ритм он почувствовал в разных проявлениях и привык к нему.

По мере роста ребенка эти ритмические упражнения хорошо сопровождать произнесением слов нараспев даже на одном звуке. Это может быть пропевание любых слогов: ма-ма-ма, ля-ля-ля, та-та-та и др. Игра на погремушках возможна также в чередовании с пением или речитативом.

В этих упражнениях у ребенка происходит активное формирование и развитие не только чувства ритма, но и тембрового слуха и координационных навыков. Развивающее действие оказывает на малыша и пропевание мелодии с одновременным выделением сильных и слабых долей погремушкой или бубном.

Положительный эффект также может дать прохлопывание ритма разучиваемой песенки ладошками малыша, взяв его за руки. Если руки ребенка не слушаются, и он не успевает прохлопать мелкие длительности, достаточно удовольствоваться прохлопыванием долгих длительностей или сильных долей, не требуя от малыша невозможного.

И, конечно же, занимаясь с ребенком, необходимо всегда помнить, что между ощущением ритмической пульсации, передачей ее в движении образуется двухсторонняя и более сложная система связей, которая требует длительных проб и тренировок.

В этот же период, по мере развития координации движения малыша, эти же упражнения можно простукивать палочкой по подвешенному колокольчику. Со звучанием колокольчика и погремушек следует познакомиться одновременно и обратить внимание на красивый тембр, спеть песенку: «Дин-дин-дин, дин-дин-дин, в колокольчик звоним».

Музыкальное развитие крохи: что нам поможет

Красивым тембром обладают куклы-неваляшки. Звучание их напоминает нежный звук, одни «поют» продолжительно, другие — коротко. Главное — привлечь внимание малыша к красивому тембру, вызвать у него, хотя бы на короткое время пристальное вслушивание в звуки качающейся куклы до тех пор, пока они не замолкнут.

Если малыш захочет слушать еще — очень хорошо, но если он начнет бросать куклу лишь для того, чтобы она снова встала, необходимо его остановить и объяснить, что кукла может заболеть и потерять красивый голос.

Малыши с восторгом воспринимают и слушают звучание бубна и треугольника, особенно если это еще сопровождается веселым пением мамы или папы. Однако следует учитывать, что громкое звучание быстро утомляет, мешает правильной, естественной работе слуха. Занимаясь с ребенком, надо следить за его вниманием, активностью и приводить занятия в часы длительного бодрствования, но не перед сном.

Все перечисленные инструменты относятся к числу ударных, но они не менее важны в развитии музыкальных способностей ребенка, чем обладающие высотой звука, так как в первую очередь способствуют развитию чувства ритма, памяти, тембрового слуха.

Помимо этого необходимо продолжать слушать (как и в пренатальный период) классическую музыку, которая дополнительно обогащает и развивает слуховые представления. На начальном этапе это может быть ряд миниатюрных пьес, например Менуэты В.А.Моцарта из ранних опусов, которые малыш способен воспринимать целиком и заинтересованно.

Также хороши пьесы с ярко выраженным изобразительным характером. В текстах таких песен о кошке, медведе, собачке и т. д. содержатся слова, которые воспроизводят звуки животных: «ав», «мяу» и т. д. Песни с такой тематикой малыши очень любят, и вместе со взрослыми могут «помяукать» или «поавкать» в нужном месте текста.

Разучивая новые песенки, следует помнить, что ребенок усваивает мелодию в течении нескольких дней или месяцев. Торопить и сожалеть о том, что он медленно запоминает мелодию, нельзя, так как музыкальное развитие у каждого ребенка идет по-разному. В этом процессе большую роль играют здоровье, общее развитие и воспитание.

Помимо этого, огромное воздействие на развитие музыкальных способностей оказывают всевозможные игры и движения под музыку. Пока ребенок мал, его можно взять на руки и вместе с ним идти по комнатам, весело притопывая, совершая небольшие повороты вправо и влево, кружась и отступая назад. Естественно, что это действие должно происходить под музыку. Движения необходимо выполнять ритмично и, по возможности, менять при смене характера музыки.

Итак, сегодня я рассказала вам об очень простых и эффективных способах развития музыкальных способностей у ребенка. Если вы будете следовать этим советам и рекомендациям, то, при условии регулярных занятий, музыкальные способности вашего ребенка будут развиваться стремительными темпами, и ваш ребенок с каждым днем будет становиться все умнее и умнее!

Заходите к нам как можно чаще и вы узнаете еще много интересных способов развития своих деток. Обязательно и делитесь статьями в социальных сетях.


Во время первой беременности я активно занималась музыкальным воспитанием еще не родившейся Олеси: слушала классические и современные инструментальные композиции, посещала концерты органной музыки в Кафедральном соборе (Москва, ул. Малая Грузинская 27/13, настойчиво рекомендую), пела на мессах. Когда дочка родилась и стала активно расти, я поняла, что совсем ничего не знаю о музыкальном воспитании маленьких детей. Со вторым ребенком я этот пробел уже смогу восполнить. Делюсь приобретенными знаниями с читателями.

На первом году жизни ребенка важнейшая задача - это заинтересовать растущего человека различными видами деятельности, непосредственно связанными с музыкой: прослушиванием мелодий и песен, пением взрослых, танцами, прихлопыванием в такт, сопровождением музыки погремушкой.

В первые месяцы в качестве отвлекающих звуков желательно использовать естественные, встречающиеся вокруг: звон колокольчика (или «поющие ветра»), шуршание, собственную речь в разных интонациях. Выбирая мобиль или другую электронную игрушку, стоит послушать звучание до того, как оплатите покупку.

К трем месяцам здоровый ребенок уже умеет находить источник звука, поворачивая в его сторону голову. Если, конечно, этот звук его заинтересует.

Включая спокойную или энергичную музыку, родители могут подчеркнуть различие и с помощью танца: кружиться, двигаться плавно или быстро с малышом на руках. Интересно наблюдать за эмоциональной реакцией маленького плясуна, когда, держа его за ручки или ножки, выполняешь движения в такт композиции. Полезно включать записи «чистого» звука, издаваемого одним музыкальным инструментом. Очень скоро становится понятно, что карапузу по душе: гитара, волынка, дудочка или клавишные.

После шести месяцев можно учить уже сидящего ребенка стучать ладошкой по барабану, бить в бубен, звенеть колокольчиком и разными погремушками, другими предметами, способными звучать. Ближе к годовалому возрасту деткам ненадолго включают видеозаписи с простыми танцами, побуждая их повторять увиденные движения: кружение, приседания, хлопки. Музыкальные инструменты годовасика - это игрушечный барабан, пианино, дудочка, бубен, треугольник, металлофон, деревянные свистульки.

Важно комментировать прослушиваемую музыку, подбирая как можно больше определений: быстрая, медленная, радостная, печальная, спокойная, энергичная, народная, иностранная, скрипичная. Частью музыкального воспитания младенца становится и пропевание (а не проговаривание) потешек и прибауток («Сорока-ворона», «Идет коза рогатая»), а также текстов к пальчиковым играм. Многие интересных идей почерпнете у Железновых.

Музыкальный репертуар для детей до года

  • Чайковский П.И. «Детский альбом», 24 пьесы для фортепиано (1878);
  • Свиридов Г. В. «Детский альбом»;
  • Шуман Р. Пьесы для маленьких и больших детей для фортепиано;
  • Лядов А. Детские песни;
  • Кабалевский Д. Пьесы для детей;
  • Испанские, неаполитанские, французские, немецкие, польские и русские песенки в обработке классиков.

В качестве колыбельной можно выбрать детскую христианскую песню в исполнении Lena Karman.

Но нашей любимой была и остается музыкальная сказка «Лунная соната » - чудесное, нежное произведение с добрым сюжетом и музыкальным сопровождением из различных произведений Бетховена. Ее вы наверняка прослушаете не раз. Я приносила запись в педагогический колледж, и преподаватель музвоспитания включила ее для всей группы. Эту сказку слушали мои воспитанники в интернате, ученики в обычной школе и собственные детки - дома. Присоединяйтесь и вы. Я очень надеюсь, что эта (почему-то малоизвестная) сказка понравится и вашей семье. Приятного прослушивания!

«Если ребенок до пяти лет беспрепятственно обогащается яркими образами и впечатлениями на правополушарном, неосознаваемом уровне, он на всю жизнь сохраняет образное, творческое, эмоциональное восприятие себя и своих проблем, других людей и действительности. Его личность многогранна, гармонична, его мышление творческое, а рассудок согрет и обогащен разумом сердца... Если до пяти лет он внимал природе, воспринимал ее красоту, музыку, ее гармонию, общался с детьми, играл и радовался, жил, как живет под солнцем, на зеленом лугу жеребенок, в нем на всю оставшуюся жизнь сохраняется радость и оптимизм, естественность в общении с людьми, гармоничность психического и физического». В. И. Гарбузов

Как появилась музыка?

Магическая сила звука

История музыкального искусства началась с природно-интонируемого звука, голосового звучания. Человеческий голос и был первым инструментом, дарованным человеку природой для выражения своих эмоций и переживаний. Многие музыкальные инструменты так или иначе подражают человеческому голосу. Так, струнные и духовые инструменты созданы по аналогии с человеческим вокальным аппаратом и в своем устройстве копируют работу напрягающихся голосовых связок, мышц гортани, приводящих к колебанию и изменению величины дыхательного столба. Ударные инструменты имитируют хлопки ладоней, притопы ног, то есть ритмичные движения человеческого тела в процессе пения и выразительного интонирования.

Голосу в древности люди придавали магическое значение. Голосовое звучание обладало огромной значимостью и было не только средством общения, но расценивалось как показатель внутренней энергии человека, его возраста, качества здоровья, силы, эмоционального состояния. Звук служил средством ориентации в пространстве, соотнесения себя с миром природы. Звук выступал и способом контакта с собственным телом, средством включения адаптационных механизмов. В древних культурах с помощью звука умели воздействовать на свой организм, «налаживать» его, подключаться к естественным ритмам жизни, управлять адаптационной энергией, «контактировать» с божествами. Не случайно в религиях всего мира с богами общаются с помощью пения. Пение, голосовое звучание было самой древней и могущественной магической системой.

В древности знали, что пение и ритмичные движения могут исцелить человека. В мифах и сказаниях разных народов певцы и музыканты наделены сверхъестественными способностями. Мифы Древней Греции донесли до нас образы певца Орфея, способного пением смягчать души людей и укрощать диких зверей, врача Асклепиада, звуками музыки усмирявшего раздоры и исцелявшего больных. Герой русского эпоса Садко с помощью пения управлял морской стихией. У народов Северного Урала и сейчас принято приглашать в дом к больному певца как лекаря, способного игрой и пением излечить больного и даже предсказать его судьбу. По поверьям народов ханты и манси научиться игре на музыкальных инструментах может только тот, кто вступил в связь с духами, кому они оказывают свое покровительство.

Представление о магической силе звука, существовавшее в древних культурах, вполне объяснимо. Звук напрямую связан со сферой эмоций человека, с его физиологией и внутренним миром. Тембр голоса и набор его оттенков, существующий у каждого человека в связи с его состояниями в разных жизненных обстоятельствах, – это озвученные телесные вибрации, звуковое проявление эмоций, внутренней энергии. Звучание голоса, его интонации говорят нам о человеке значительно больше, чем слова, которые он произносит.

Народная музыка для детей

Своеобразным ориентиром в организации развивающей музыкальной среды для ребенка могут служить и приемы народной педагогики.

Музыкальный фольклор в воспитании детей

Исполнение и звучание фольклорных напевов благотворно для детской психики. Их звуковые образы, отшлифованные временем и проверенные на многих поколениях детей, содержат ритмы и интонации здоровья, нацелены на положительный психотерапевтический эффект. Кроме того, они содержат информацию о мироощущении народа и психосоматических национальных особенностях, что делает их носителями своеобразного «генетического кода». Эти интонации включают, приводят в действие определенные механизмы в организме ребенка, помогающие ему получать и усваивать духовно-ценностную информацию об окружающем мире, о его фундаментальных основах.

В современных программах дошкольного обучения вопросам организации музыкальной среды с ориентацией на традиции народной педагогики уделяется большое внимание. Так, в программах «Радуга», «Истоки» исполнение напевов детского фольклора включено в режимные моменты: песни и приговорки звучат во время приветствия, прощания, умывания, одевания детей и т. д. Возможно, и родителям стоит взять это на вооружение.

Важно понимать, что фольклорные произведения вовсе не музейные экспонаты, которые «нельзя трогать руками», в которых нельзя ничего менять. Они создавались как функциональные, живые творения, связанные с определенными житейскими ситуациями, и были направлены на решение конкретных задач. Усвоить принципы «устройства» песенок детского фольклора, понять законы их соответствия психике ребенка – это и есть путь постижения традиций народной педагогики, творческая адаптация их к современным условиям.

Чем хороши колыбельные песни для детей?

Какие же воспитательные приемы заложены в незатейливых песенках детского фольклора? Каким образом можно воспользоваться этими приемами в реалиях современной жизни?

Выше уже говорилось о психотерапевтическом эффекте колыбельных песен – успокоении, гармонизации эмоционального фона, создании ситуации защищенности и эмоциональной комфортности.

Ребенок нуждается в ярких и разнообразных эмоциональных впечатлениях. Однако яркие всплески эмоций и переживаний у детей необходимо сознательно дозировать и чередовать с моментами полного успокоения и расслабления. Психика ребенка находится в процессе становления, развития, и ему трудно самостоятельно осуществлять контроль над своими эмоциями. Трудна для ребенка и эмоциональная саморегуляция, способность к восстановлению эмоционального равновесия, переходу от состояния возбуждения к успокоению.

Минуты тишины, покоя и умиротворения полезны для детского организма. Они дают не только возможность отдыха, но и значительно больше – возможность роста и формирования нервных связей, гармонизации психических функций, оптимального развития нервной системы. Переключить ребенка в состояние покоя помогают напевы колыбельных песен. Их расслабляющий психотерапевтический эффект в этом случае трудно переоценить.

Исполнение колыбельной вы можете превратить в игру, воспитательная цель которой – дать возможность ребенку отдохнуть, расслабиться, снять напряжение и усталость. Игровой момент может заключаться в том, что вы вместе с ребенком споете колыбельную для «уставшей игрушки». Не обязательно разучивать колыбельную специально, достаточно, чтобы ребенок подпевал вам или просто сидел в удобной позе, выполняя вместе с вами плавные покачивающие движения корпусом и руками (изображал качание колыбели, укачивал игрушку на руках, поглаживал ее и т. д.).

Если вы не помните мелодии колыбельных песен, попробуйте придумать их сами. Правила очень просты. Вам достаточно сочинить простейшую мелодию, заканчивающуюся плавно нисходящей интонацией, и повторять ее в ровном темпе тихим, спокойным голосом. Средства выразительности фольклорной колыбельной песни: темп, ритмика, мелодический рисунок – направлены не на достижение яркого художественного эффекта, а исключительно на то, чтобы успокоить ребенка, выровнять его пульс, дыхание, снять эмоциональное возбуждение. Давайте вспомним слова некоторых из них.

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Нашу Лену не буди.

Ай, бай, бай, бай,

Ты, собачка, не лай,

Ты, корова, не мычи,

Ты, петух, не кричи,

Наша Лена будет спать,

Станет глазки закрывать.

Люленьки-люленьки,

Прилетали гуленьки.

Стали гульки ворковать,

Стали Таню усыплять.

Усыпляли, уважали, уговаривали:

У нас Таня крепко спит,

И не сметь ее будить.

Ай, люли, ай, люли,

Прилетели журавли.

Люли-люли, прилетели

Да и на ворота сели.

Вы, ворота, не скрипите,

Нашу Таню не будите.

Колыбельную ребенку может спеть (с вашей помощь^о) какая-нибудь игрушка, например котик. Котик – частый герой колыбельных песен. Это связано с тем, что в давние времена кошку укладывали в колыбель к ребенку, чтобы она помогала ему уснуть, ведь кошки такие мягкие, пушистые, уютные и сами любят много спать.

У кота-воркота

Колыбелька золота,

У дитяти моего

Есть покраше его.

У кота ли, у кота

Периночка пухова,

У мого ли у дитяти

Да помягче его.

У кота ли, у кота

Изголовья высока,

У дитяти моего

Есть получше его.

У кота ли, у кота

Одеяльца хороша,

У дитяти моего

Есть получше его.

У кота ли, у кота

Занавесочка чиста,

У мого ли у дитяти

Есть почище его.

Вы, коты, коты, коты,

У вас серые хвосты,

Вы, коты, коты, коты,

Принесите дремоты.

Котя, котенька-коток,

Котя серенький хвосток.

Приди, котя, ночевать,

Нашу деточку качать.

Уж ты, котичек-коток,

Не ходи ты в погребок

По сметанку, по творог.

Уж ты, котик, ты, коток.

А уж я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин молока

Да кусок пирога.

Шубу новую сошью,

Сапоги закажу.

Приди, котя, ночевать,

Нашу деточку качать.

Серенькая кошечка

Села у окошечка,

Хвостиком виляла,

Деток поджидала:

«Где ж мои ребятки –

Серые котятки?

Спать пора ребяткам –

Сереньким котяткам».

Вы можете подобрать стихотворение современного автора и пропеть его на манер колыбельной песни, дополняя пение плавными, покачивающими движениями. Главное, чтобы в тексте присутствовали образы сна, покоя, как, например, в стихотворении Гайды Лагздынь «Речка».

Знает наша речка

Волшебное словечко.

Позабыв о драке,

Засыпают раки.

Спят лягушки сладко

Под корягой гладкой.

А у дерева в тиши

Тихо дремлют камыши.

Знает наша речка

Волшебное словечко...

Музыка, как средство воспитания ребенка

Практически все маленькие дети проявляют интерес к музыке. Именно поэтому, приобщать их к этому виду искусства стоит как можно раньше. Уроки музыки проводятся в школах и детских садах. Это неудивительно, ведь такие занятия формируют музыкальный вкус и вырабатывают эстетическое восприятие окружающего мира.

Воспитывайте любовь ребенка к музыке постепенно и ненавязчиво. Сначала просто включите музыку фоном в тот момент, когда вы делаете зарядку или готовите обед. Учтите, что музыка должна соответствовать обстоятельствам и настроению. Для утренней гимнастики желательно выбрать веселую и бодрую мелодию, а перед дневным сном и отдыхом можно включить более медленную композицию.

Хорошо, если перед тем, как проводить музыкальные занятия с детьми младшего возраста для воспитания у них любви к искусству, вы сможете показать малышам музыкальные инструменты, объяснив, что именно с их помощью на свет появляется мелодия. Можно даже предложить ребятам научиться играть на одном из инструментов. Например, дети часто интересуются барабанами, губными гармошками, дудочками.

Вы можете отдать ребенка в музыкальную школу - очень часто дети начинают играть на пианино уже с 4-5 лет. Только предварительно посоветуйтесь с самим ребенком, ведь, если он будет испытывать дискомфорт в процессе занятий, то вскоре возненавидит и школу, и музыку.

Важно, чтобы ребенок научился отзываться на музыку. Чаще прослушивайте композиции разного жанра: классику, обычные детские мелодии и т.д. Пусть ребенок прочувствует композицию и попробует определить, чему она посвящена.

Для совсем маленьких детей можно приобрести музыкальные игрушки. Вы уже знаете, что ребята лучше всего включаются в процесс обучения через игру, так что, этот способ формирования у них музыкального вкуса отлично подойдет. Только выбирайте игрушки, звук у которых не слишком громкий, а мелодия - приятная.

Предлагайте детям принимать участие в играх, которые проходят под музыку или связаны с ней.

Не заставляйте ребенка заниматься музыкой, если он не хочет этого делать. Вполне возможно, что малыш еще не готов к обучению. Подождите немного, не торопите события, и вскоре кроха начнет проявлять интерес к звукам, мелодиям, а, может быть, в будущем даже станет известным музыкантом. Время покажет!

Обучение детей музыке

Ваш малыш вступил в удивительный период жизни – от трех до пяти лет, время, когда закладываются основы характера, основы физического и психического здоровья. Вы очень хотите, чтобы он вырос здоровым, умным и стал успешным в жизни человеком. И вы готовы приложить к этому все усилия.

Как влияет музыка на развитие личности ребенка?

Как же сделать музыку своим союзником в воспитании ребенка? Мир музыки так богат и разнообразен. С чего же начать?

Ваш малыш делает первые шаги в жизни. И разумеется вам интересно как влияет музыка на развитие личности ребенка. Поэтому давайте заглянем в детство музыкальной культуры. Возможно, именно там мы найдем нужные нам ответы.

Одним нравится слушать музыку, ходить в театры и музеи, а другим - этим заниматься. Для развития будущих способностей познакомьте ребенка с искусством уже в раннем детстве, и он сам определится со своими предпочтениями.

Понятие «всесторонне развитая личность» подразумевает и творческое начало. Если в доме звучит музыка, то дети привыкают к гармонии и растут более спокойными.

Слушайте с ребенком магнитофон, музыкальные игрушки, диски, радио, концерты по телевидению и живую музыку. Чередуйте классику, популярные мелодии и сольные выступления инструменталистов.

Существует теория о «детском эффекте Моцарта», в которой утверждается, что классическая музыка, особенно высокочастотные звуки произведений Моцарта, благотворно влияет на умственное развитие и математические способности детей.

Более того, исследовательская группа Калифорнийского университета (Ирвин) обнаружила, что после восьми месяцев занятий на музыкальных инструментах у дошкольников улучшилось логическое и пространственное мышление.

К тому же другие исследования также подтверждают влияние музыки на умственное и творческое развитие, на концентрацию внимания и координацию. Поэтому и некоторые музыкальные фильмы для детей созданы на основе подобных теорий.

Учите ребенка экспериментировать со звуками. Фортепиано, гитара, барабаны, ксилофон или даже обычные тарелки и ложки помогут развить музыкальный талант.

Детям нравится отбивать ритм. Попросите малыша погреметь коробочкой с рисом и любуйтесь его улыбкой.

Танцуйте с ребенком: кружитесь, почувствуйте ритм и двигайтесь в такт музыке. Пусть он и сам покачивается, двигает руками и ногами или прыгает, как зайчик, под музыку.

Насколько необходимо музыкальное воспитание ребенка?

Посещайте подходящие по возрасту концерты, детские спектакли, короткие танцевальные представления или выступления фигуристов. Так как дети младше трех лет не могут долго сидеть на месте, покупайте билеты на боковые места. Уходите, когда у ребенка заканчивается терпение. Подобные мероприятия должны приносить радость и желание больше увидеть и услышать.

Просмотр и познание. Чтобы малыш стал более наблюдательным и разбирался в искусстве, добавьте в интерьер своей квартиры картины, статуэтки и обсуждайте их. «Посмотри на красные цветы. А видишь маленькую девочку на картине? У нее голубое платье». «Найди на картине зеленые деревья». «Покажи, где нарисована белая собачка».

Ходите вместе в музеи. Во многих городах есть музеи для детей или специализированные детские отделы в больших музеях, где можно повеселиться и потрогать экспонаты руками.

Обращайте внимание ребенка на красоту природы, форму и цвета окружающих предметов. «Посмотри на голубое небо. Зеленые деревья почти касаются пушистых облаков». Малыш научится ценить гармонию и разнообразие естественных форм.

Пусть малыш познает мир с помощью прикосновений:

  • он может потрогать и помять овсяную крупу, рис или пасту.
  • научите ребенка (18-24 месяца) пользоваться цветными карандашами. Используя разные цвета, нарисуйте что-нибудь на бумаге: солнышко или веселую рожицу. Дайте малышу в руки фломастер и, придерживая, помогите ему рисовать самостоятельно. Обведите карандашом его руку или ногу.
  • дайте ему пластилин, тесто или глину, которые можно мять, катать или рвать. так укрепятся мышцы на пальцах, необходимые, чтобы писать, резать, застегивать пуговицы, молнию и т.д.
  • рисуйте на бумаге или тарелке пальцами, используя в качестве краски шоколад. ребенку будет очень весело (и безопасно) облизывать каждый пальчик.

Ребенку понравится трогать различные материалы и чувствовать себя творцом. Разумеется, нельзя оставлять его без присмотра. И не забудьте заранее приготовить воду, полотенце и салфетки, чтобы вытирать руки.

Обучение детей пению

Все малыши без исключения, очень музыкальный народ. Все они любят танцевать и особенно петь. Очень тонкая детская душа, чувствительна к мелодиям, и довольно часто малыши начинают петь гораздо раньше, чем ходить. В раннем детстве они все больше выступают подражателями, только позже в каждой мелодии и пении проявляется индивидуальность.

Польза музыки для малыша

Малыши очень любят слушать, как поют дети детские веселые песенки. Малыши с легкостью копируют эстрадных певцов, зажав в руке, что-то типа микрофона. Пение очень важно для развития голосовых связок. Поэтому пение следует всячески поощрять различными спектаклями и совместным семейным пением.

Музыка развивает вкус ребенка и память. А ведь песня это не только мелодия, это и стихи. Предлагая слушать малышу, хорошие красивые песни вы тем самым подводите малыша в дальнейшем к распознаванию взрослой и серьезной музыки.

Родители должны понимать, что петь громко не всегда значит петь хорошо. Поэтому указывайте малышу на интонацию и голос слушаемого исполнителя. К тому же у маленьких детей слабые, тонкие голосовые связки и им просто противопоказано громко петь в холодную погоду, можно сорвать голос.

Совместное пение объединяет детей и родителей, приобщает к музыке. Пойте детские песенки, которые нравятся малышам, замечательные песни можно выбрать из мультфильмов. В семейном пении не надо перепевать ребенка, пусть он солирует, вы лишь тихо подпевайте, задавайте тон и интонацию.

Родителям о занятии пением с детьми:

Когда ребенок поет, он ждет от вас одобрения и поддержки. Это крайне важно, так как малыш не совсем уверен в своих силах, а ваш одобрительный взгляд лишь добавит ему смелости. Вам и малышу будет полезно послушать, как дети поют в хоре. Возможно, и ваш ребенок захочет ходить в такой кружок.

Ни когда не смейтесь над ребенком, если он фальшивит. И тем более не ругайте. Дети ранимы и возможно ваши укоры навсегда отвернут у ребенка желание петь, но это еще не самое страшное, вы посеете в нем неуверенность. Рассказывайте ребенку, что при пении голос должен совпадать с инструментом или другим певцом.

Дети мыслят реальными образами. И петь могут примеры из жизни. Разучивайте с ребенком разные песенки, с разными мотивами. Маленькие исполнители хорошо входят в образ, если перед ними лежит рисунок исполняемой песенки. Если песня новогодняя, то положите перед глазами ребенка деда мороза или зимний пейзаж.

Очень любят дети петь с другими детьми. Подыщите кружок с детьми такого же возраста, где учить его будет профессиональный учитель пения.

Про музыкальные инструменты для детей

«При движении под музыку детям нравится использовать цветные шифоновые шарфы. Дети любят танцевать под музыку; им нравится рок, буги и прочие современные ритмы.

Детские игры на музыкальных инструментах. Особой привлекательностью для детей обладают ударные инструменты: ведь из них можно извлекать звуки, даже не обладая необходимыми навыками. <...> Дети любят использовать инструменты, подчеркивающие ритм. Тамбурины, трещотки, барабаны всех видов, колокольчики, да и вообще все инструменты, производящие ритмические звуки, можно применять, когда дети маршируют, слушают музыку или игру на гитаре, и все это вместе способно составить симфонию... <...> Когда дети слушают такую запись, они светятся, осознавая собственные достижения, и постигают чувства коллективного взаимодействия». В. Оклендер

Как сделать музыкальный инструмент своими руками для ребенка?

Звуки, извлекаемые из музыкальных инструментов, привлекают внимание детей, возбуждают интерес, взывают к их воображению. Дети особенно восприимчивы к качеству звучания, его окраске, тембру. Им чрезвычайно интересны звучащие предметы и игрушки. И потому взрослые испокон веков изобретали, мастерили для детей разнообразные свистелки, пищалки, трещотки, гуделки, погремушки и т. п.

Современные родители приобретают звучащие игрушки и детские музыкальные инструменты в магазине. Выбор очень велик: от простеньких дудочек и бубенцов до дорогих электронных музыкальных инструментов. С чего же нужно начать обучение детей игре на музыкальных инструментах?

Обучение детей игре на музыкальных инструментах

Начинать лучше всего с самодельных музыкальных игрушек:

  • Жестяная баночка из-под кофе, наполовину засыпанная крупой, пригодится в игре в качестве маракаса.
  • Чугунная крышка от кастрюли, подвешенная за веревочку, может превратиться в колокол, если бить по ней ложкой.
  • Плотная бумага, согнутая в рулон (с пространством внутри) издает гулкий, глубокий звук при постукивании о различные предметы или собственные колени.
  • Перевернутая вверх дном картонная коробка вполне заменяет барабан.
  • Два обыкновенных маленьких камешка или две пластмассовые шариковые ручки при ударах друг о друга также превращаются в инструменты.

Такие превращения обычных вещей в инструменты увлекают детей. Они и сами быстро включаются в игру по изучению звуковых возможностей окружающих вещей и по изобретению новых инструментов-игрушек.

Темброво-шумовой аккомпанемент можно подбирать к знакомым песенкам, стихам, сказкам, загадкам и даже к картинкам. Игра со звуками окружающих предметов и превращение этих звуков в образы героев песенок или сказок – занятие чрезвычайно увлекательное и для детей, и для самих взрослых. Попробуйте с помощью шумового аккомпанемента инсценировать сказку: изобразить героев, характер их действий, окружающую обстановку. Совместное с ребенком исследование звуков, «живущих» в разных предметах, и создание собственной темброво-шумовой драматургии к знакомым сказкам приведет вас к настоящему творческому общению. Вот тогда поход в музыкальный магазин обретет совсем иной смысл. Ведь вы пойдете покупать не просто очередную игрушку, а будете выбирать звуковой наряд для сказочной принцессы, или для лягушки-квакушки, или для волка – зубами щелк.

Игры со звуками обогащают эмоциональную сферу ребенка

При доминирующем значении положительных эмоций дети четырех-пятилетнего возраста нуждаются в разнообразии впечатлений, обогащении палитры переживаний. Познавая окружающий мир через призму эмоций, дети бурно реагируют на все, что происходит вокруг них. Им свойственна особая впечатлительность и эмоциональная отзывчивость на события и явления окружающего мира. Особенно наполнены силой и богаты оттенками эмоции, которые рождаются в общении с другими людьми: взрослыми и сверстниками. Это и сочувствие, и обида, и жалость, и зависть, и восхищение, и презрение.

Все чувства у ребенка обнажены, явны, открыты. Именно в этот период взрослые начинают обучение детей музыке. Взрослые могут помочь ребенку сформировать основы полноценного продуктивного общения: научить сочувствию, отзывчивости, пониманию переживаний другого человека, развить умение адекватно выражать собственные чувства, контролировать возникающие эмоциональные состояния. В этом плане музыкальные игры с ребенком, произведения народного творчества, музыкального искусства прошлого и современности могут стать для него настоящей «школой чувств». Обогащая его эмоциональную сферу, музыкальные игры развивают и способность ребенка откликаться на добрые чувства, поступки окружающих, побуждают к сопереживанию и в реальной жизни.

Раньше было принято массово отдавать детей в музыкальные школы: музыкальному воспитанию придавалось очень большое значение. Сейчас приоритеты немного сместились, и обучение музыке считается скорее прихотью, чем необходимостью. А зря: музыкальное воспитание детей - важный элемент их гармоничного развития .

Никто не говорит, что нужно непременно отдавать ребенка в музыкальную школу, чтобы он обучался игре на фортепиано или гитаре «через не хочу», или заставлять его петь в школьном хоре, если он даже в душе петь стесняется. Все-таки не всем дано быть великими композиторами, музыкантами и певцами. А вот научить ребенка разбираться в музыке, развивать музыкальный слух и чувство ритма просто необходимо.

Музыкальное воспитание детей очень важно для их развития в раннем возрасте. Слушание музыки оказывает благотворное влияние на развитие центральной нервной системы (не зря еще наши далекие предки пели своим детям ). Когда ребенок подрастет, занятия музыкой помогут развить у него художественный вкус, чувство прекрасного и любовь к искусству.

Когда следует начинать музыкальное воспитание детей? Лучше всего - еще до рождения ребенка. Уже начиная с 19-й недели беременности плод в материнской утробе начинает различать звуки внешнего мира, так что будущей маме стоит почаще слушать спокойную расслабляющую музыку (лучше всего - классику). Некоторые специалисты утверждают, что ребенок, чья мама во время беременности слушала музыку, будет развиваться быстрее, чем его «обделенные» музыкой сверстники.

Когда ребенок родился, для музыкального воспитания можно использовать… погремушки! Они производят широкий спектр звуков, поэтому ребенок, играясь с разными погремушками, будет учиться различать тембр звука. Кроме старых добрых погремушек в магазинах продается огромное количество музыкальных игрушек. Они значительно облегчают музыкальное воспитание ребенка. Учтите, что ребенку следует покупать только качественные игрушки , которые издают чистые музыкальные звуки, иначе пользы от них не будет.

Кроме этого, нужно давать малышу слушать музыку . Характер музыки стоит подбирать в зависимости от вида деятельности: когда ребенок играет, подойдет ритмичная музыка, а перед сном - спокойная и плавная. Обычно дети хорошо воспринимают мягкий джаз и классику. Можно купить специальные диски с музыкой, аранжированной для маленьких детей. Дело в том, что малышам тяжело воспринимать сложные композиции со множеством инструментов и второстепенными мелодиями. А на таких дисках музыка специально адаптирована для детей.

Когда ребенку исполнится 2-3 года, можно начинать развивать у него чувство ритма . Для это стоит приобрести первый музыкальный инструмент - барабан (только без палочек - малыш может себя ими травмировать). Сначала можно научить ребенка воспроизводить ритм простых мелодий детских песенок с ударением на сильную долю. Когда малыш с этим справится, можно предлагать и другие инструменты - бубен, ложки, трещотки, а после трех лет - металлофон или ксилофон. Постепенно предлагайте ребенку мелодии с все более сложным ритмическим рисунком, изменениями темпа.

Музыкальное воспитание детей старше четырех лет уже должно включать в себя осознанное слушание музыки . Можно начинать знакомить ребенка со звучанием отдельных музыкальных инструментов и научить его распознавать их на слух. Стоит объяснить ребенку основные музыкальные понятия. Только используйте доступные его пониманию термины, например, если вы рассказываете ему о мажоре и миноре, скажите, что мажор - это весело, а минор - грустно. Пусть ребенок учится чувствовать настроение, которое хотел передать композитор. Если ему сложно рассказать это словами, пусть он попробует «нарисовать» мелодию - рисование под музыку отлично развивает творческие способности.

Важный элемент музыкального воспитания детей - это концерты. Конечно, вести четырехлетнего малыша в консерваторию еще рановато. А вот разнообразные музыкальные детские спектакли - это то, что надо. Попутно можно рассказать ребенку о правилах поведения в театре, на концерте - лишним это точно не будет. А в перерывах между походами в театр давайте ребенку смотреть музыкальные мультфильмы и детские фильмы. Существуют даже мультфильмы в сопровождении классической музыки - например, «Голубой Дунай» на музыку Штрауса или «Принц Щелкунчик» на музыку Чайковского.

В возрасте 5-6 лет музыкальное воспитание детей уже может начинать смещаться от слушания в сторону самостоятельного воспроизведения . Можно ограничиться трещотками и маракасами (не всем дается игра на музыкальных инструментах), но если ребенок проявляет интерес к какому-то конкретному инструменту, стоит дать ему попробовать.

Музыкальное воспитание детей - залог их гармоничного развития. Откройте своему ребенку прекрасный мир музыки!