Стадии и этапы развития семьи. Этапы эволюции семьи в истории общества. Кризис возвращения или кризис выхода из декретного отпуска

07.03.2019

Семья в своем развитии проходит определенные стадии, аналогичные тем, которые в процессе онтогенеза проходит индивидуум. Стадии жизненного цикла семьи связаны с созданием семьи, с появлением новых членов семьи и «уходом» старых. Эти изменения в составе семьи во многом изменяют ее ролевое функционирование.

Картер и Мак Голдринг (1980) выделяют шесть стадий жизненного цикла семьи:

  • 1. внесемейное положение: холостые и незамужние люди, не создавшие своей семьи;
  • 2. семья молодоженов;
  • 3. семья с маленькими детьми;
  • 4. семья с подростками;
  • 5. выход повзрослевших детей из семьи;
  • 6. семья на поздней стадии развития.

В. А. Сысенко выделяет:

  • 1. совсем молодые браки -- от 0 до 4 лет совместной жизни;
  • 2. молодые браки -- от 5 до 9 лет;
  • 3. средние браки -- от 10 до 19 лет;
  • 4. пожилые браки -- более 20 лет совместной жизни.

Г. Навайтис рассматривает следующие этапы развития семьи:

  • 1. Добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового общения с ним.
  • 2. Брак -- принятие супружеских социальных ролей.
  • 3. Этап медового месяца. К его задачам относятся: принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.
  • 4. Этап молодой семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода -- возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения.
  • 5. Зрелая семья, то есть семья, выполняющая все свои функции. Если на четвертом этапе семья пополнилась новым членом, то на пятом она дополняется новыми личностями. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в безопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка.

Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи семьи можно считать решенными, когда психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.

6. Семья людей старшего возраста. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков) (Навайтис Г., 1999).

Наличие проблем у членов семьи может быть связано с необходимостью перехода семьи на новую стадию развития и адаптации к новым условиям. Обычно наиболее стрессогенными являются третья стадия (по классификации Картера и Мак-Голдринга), когда появляется первый ребенок, и пятая стадия, когда структура семьи нестабильна в связи с «приходом» одних членов семьи и «уходом» других. Даже позитивные изменения могут приводить к стрессу семьи.

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ
Родительству стоит учиться!
Этой задаче служит родительское просвещение, направленное на:
- выстраивание позитивных детско-родительских отношений;
- разрешение споров и конфликтных ситуаций в семье;
- профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства;
- повышение уровня правовой культуры семьи;
- формирование и повышение экономической грамотности семьи;
- формирование ответственной и позитивной родительской позиции;
- формирование семейных традиций и ценностей.

Великий педагог В. А. Сухомлинский писал: «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей». Говоря о родитель­ском просвещении, речь идёт о формировании и развитии семейной культуры.

«Семейная культура включает в себя:
- сформированность отношения к семье как к основе российского общества;
- приобщение к ценностям и традициям российской семьи: любовь, верность,
здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших;
- бережное отношение к жизни человека, продолжение рода».


Важнейшим условием качественного образования и воспитания является взаимодействие семьи и школы.
Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение на ступени начального общего образования. Школа и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития младшего школьника. На последующих ступенях общего образования эта связь сохраняется, но на первый план выходят воспитательные отношения школы и социума. Процессы школьного и семейного воспитания необходимо синхронизировать организационно и содержательно.
Такого рода школьные семейные задания помогают родителям выстраивать содержательно наполненную и ценностно-ориентированную воспитательную деятельность. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и граж­данскому воспитанию не только школьников, но и их родителей.
Поддержка семейного воспитания – один из приоритетов «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р) – включает:
- содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;
- создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания;
- использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности;
- содействие популяризации в информаци­онном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения».


Семья – одно из самых значимых явлений в истории человечества. Представляем подборку мыслей великих философов, учёных и педагогов, начиная с древнейших времён до современности. Она наглядно демонстрирует нам роль и место семьи и родителей и в культурном, и в эволюционном контекстах. Отрадно, что позиции мудрости столетий сохраняются и в стратегических документах российского образования.
В позициях мудрецов прошлого очень много общего, что ещё раз подтверждает истинность их позиций. Один из главных тезисов – огромное значение родительского примера, семейной культуры в воспитании ребёнка.
Итак, дорогие родители, мудрость 40 поколений…

Если любишь, то восхищаешься, гордишься, любуешься, волнуешься, переживаешь, заботишься, благодаришь, жертвуешь, огорчаешься, понимаешь, прощаешь, и снова, восхищаешься, гордишься... (Е. В. Бачева)

Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со свои­ми родителями.

Фалес

(640/624-548/545 гг. до н. э.)


К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе.

Сократ

(470/469-399 гг. до н. э.)


Добродетель родителей – большое приданое
Гораций

(65 г. до н.э.–8 г. н.э.)


Не одно рождение делает отцом, но хо­рошее образование; не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание. Не будем заботиться о том, чтобы собирать богатство и оставлять его детям; будем на­учать их добродетели и испрашивать им благословение от Бога; вот это, именно это, величайшее сокровище неизреченное, не оскудевающее богатство с каждым днем приносящее все больше даров…
…Если апостол заповедует нам более печься о других, чем о себе, и если мы бы­ваем виновны, когда нерадим о их пользе, то не гораздо ли более бываем виновны, когда это относится к самым нашим близ­ким, то есть к нашим детям?...
…Ваши дети всегда будут богаты, если получат от вас хорошее воспитание, спо­собное упорядочить их нравы и благоу­строить их поведение. Заботьтесь не о том, чтобы сделать их богатыми, но о том, чтобы сделать их благочестивыми, усмирителями своих страстей, щедрыми в добродетелях…
…Юноша, которому вы дадите доброе воспитание, не только приобретает всеоб­щее уважение, но, главное, сделается милее вас самих! Ваша привязанность к нему не будет одним простым влечением природы; она будет плодом его добродетели. За это в старости вы получите от него все услуги сыновней любви: он будет вашей опорой…
Святитель Иоанн Златоуст
(347-407 гг.)


Ребёнок учится тому, что видит у себяв дому – родители пример тому!...
…Когда родители умны и добросовестно скромны, то благонравны и сыны!
Себастьян Брант
немецкий мыслитель
(XV век)

Детям нужны не поучения, а примеры.
Жозеф Жубер
французский мыслитель
(1754–1824 гг.)


Живой пример верней влияет на детей.
Пьер Карон
французский мыслитель
(1732–1799 гг.)


Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти приме­ра, а между всеми другими примерами ничей другой в них не впечатывается глубже и тверже примера родителей.
Николай Новиков
русский мыслитель
(1744–1818 гг.)


Мы до тех пор не сможем понять родительскую любовь, пока сами не станем родителями.
Генри Бичер
американский мыслитель
(1813-1887 гг.)


Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймем, что воспи­тывать других мы можем только через себя…то упраздняется вопрос о воспи­тании и остается вопрос: как надо само­му жить? Я не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включало бы и воспитания себя!
Л. Н. Толстой
великий писатель
(1828–1910 гг.)


На ребенка главным образом влияет дело, а не слово.
П. Ф. Лесгафт
великий российский учёный
(1837-1909 гг.)


Воспитывать не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-чело­вечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, оставить в них по себе добрую память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя.
А. Н. Острогорский
великий учёный
(1840-1917 гг.)


Там, где в семье царит дух прямоты и искренности, там дети оказываются предрасположенными к честности и верности.
Иван Ильин
русский мыслитель
(1883–1954 гг.)


Если существует нечто, что мы желаем изменить в ребенке, нужно вначале ис­следовать и посмотреть, не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас самих.
Карл Густав Юнг
немецкий философ
(1875–1961 гг.)

Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья есть большое и ответственное дело, родители руководят этим делом и отвечают за него перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей. Если родители это дело делают честно, разумно, если перед ними поставлены значительные и прекрасные цели, если они сами всегда дают себе полный отчет в свих действиях и поступках, это значит, что у них есть и родительский авторитет, не нужно искать никаких иных оснований и тем более не нужно придумывать ничего искусственного…
… В некоторых семьях можно наблю­дать полное безумье… просто живут рядом родители и дети, и родители надеются на то, что все само собой получится. У родителей нет ни ясной цели, ни определенной программы. Конечно, в таком случае и результаты будут всегда случайными, и часто такие родители потом удивляются, почему это у них выросли плохие дети. Никакое дело нельзя хорошо делать, если не известно, чего хотят достигнуть… … Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда вы с ним разговариваете, или поуча­ете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.
А.С. Макаренко
великий педагог
(1888-1939 гг.)

Этапы развития семьи

Как и человек, взрослея претерпевает определённый жизненный цикл, так и отношения человеческие претерпевают определённый жизненный цикл.

И семья проходит определённые этапы развития.

Человек никогда не может вдруг создать семью. Это невозможно также, как невозможно из новорождённого ребёнка вдруг превратиться во взрослого человека.

С ростом и развитием человека одновременно меняется и его положение в обществе и затем в семье. А, соответственно, в ногу с этими изменениями семья развивается и меняется также.

Наш сайт love-911 рассмотрит с Вами этапы развития семьи для того, чтобы Вы понимали: какие этапы развития семьи существуют, как они проходят и формируются, перетекая из одного в другой.

Этапы развития семьи

1. Уровень развития взрослого человека

Имеется ввиду одинокий человек, ещё без своей новой семьи.
Смотря на сколько этот человек развит, на сколько психологически готов к новым независимым от родителей отношениям, он имеет те или иные шансы создать свою счастливую семью.

Психологическая готовность проявляется в таких личностных качествах, как уверенность в себе, самостоятельность, понимание добра и зла, сформированность внутренних правил жизни, её построении, о ценностях и приоритетах в жизни. Всё это формировалось в процессе его роста и развития в собственной семье на собственном опыте.

В зависимости от того, что он почерпнул из своей семьи, какой пример был у него перед глазами, он сможет построить те или иные отношения. Например, если отец бил мать, то, вероятнее всего, мальчик будет вести себя также. Если он был маменькиным сынком, то и в семье он не проявит особой самостоятельности.
Также и женщина: если её мать били, она будет провоцировать мужа и терпеть побои. Если же её родители правильно строили отношения, то и она будет со своей стороны строить их по их образу и подобию.

2. Момент встречи будущего партнёра или партнёрши

Начинается с влюблённости, затем - страстный роман, который приводит к мысли о браке и создании семьи. Если на этой стадии всё проходит благополучно, то влюблённые обмениваются общими представлениями о браке, вместе представляют свои отношения и свою семейную жизнь.

3. Регистрация брака

После успешного протекания предыдущего цикла, пара заключает брак и начинает вести совместное хозяйство, а, соответственно, формируется и общая жизнь.
В этот период развития пара пытается наладить жизнь, которая теперь зависит от них, они должны: научиться вести совместное хозяйство и распределить обязанности: кто будет главным в семье, когда необходимо завести ребёнка, как кто должен выглядеть, как одеваться, как вести себя каждый из новоиспечённых супругов.

В зависимости от того, насколько у них разные или одинаковые представления об этом, этот период будет проходить легче, либо сложнее для них обоих.

Если жизнь молодых начинается вместе с их родителями, то здесь большую роль играют их родители, которые могут оказывать на своих детей сильное влияние. И, от того, будет ли оно положительным или отрицательным, будет создаваться и фон их молодой семьи.

Здесь как раз и отразится зрелость супругов, которая проявится в способности решать конфликты, умении общаться и договариваться друг с другом и родителями. А также проявятся их настоящие чувства друг к другу.

4. Появление первого ребёнка

Это ещё один кризис в семье. Особенно, если ребёнок появился в первый же год брака супругов, то им тяжелей вдвойне, так как они ещё между собой толком не разобрались, а теперь надо ещё разбираться и распределять дела и обязанности, учитывая появление третьего члена семьи. Когда появляется ребёнок, неизбежны усталость и психологическое напряжение. Причём в большей степени матери, а не отца, что сказывается на климате в семье. Решать спокойно возникающие ежедневно проблемы с ребёнком и с домом становится невозможно, обстановка накалена до предела. Именно поэтому часто в этот период супруги не выдерживают и разводятся.

Немного облегчить ситуацию можно, если собственные отношения супругов устаканились. Они решили все внутрисемейные конфликты по максимуму. После этого можно думать о ребёнке.

Заранее оговорите все обязанности, которые каждый из вас будет выполнять. Подготовьтесь к появлению ребёнка основательно. Это не значит только чтение литературы о том, как он развивается и всё в этом духе, а о том, с какими сложностями приходится сталкиваться молодым при появлении ребёнка. Понятно, что ко всему не подготовишься, и всё не продумаешь, но вы будете иметь оба представление о жизни с третьим маленьким членом вашей новой семьи. И это не будет шоком для Вас, что облегчит период адаптации в этот период.

5. Рождение второго ребёнка

Если предыдущие стадии проходят благополучно, и вы решили завести второго ребёнка, то эта стадия не будет тяжёлой, так как каждый из супругов уже знает что их ждёт. Мало того, у них уже есть опыт и практика. Зачастую мужья намного лучше готовы к отцовству и чувствуют себя уверенней и спокойней. От этого и жене легче.

Единственное но: часто, если первой была девочка, то она для младшего братика или сестрёнки становится няней. Таким образом, её детство резко прекращается, и все члены семьи относятся к ней, как ко взрослой, требуя от неё взрослого поведения, тогда как она взрослая лишь на фоне только что рождённого ребёнка. По сравнению же с реально взрослыми людьми, она ещё ребёнок. И это важно помнить.

Также необходимо знать, что между детьми часто возникает ревность, и каждый из них борется за любовь родителей, как может. Обычно этой любви достаётся больше младшим детям, старшие же лишены этой любви. Этого нельзя допускать, иначе могут быть серьёзные последствия в виде психических расстройств со всеми вытекающими…

6. Школьный возраст детей

В этот период очень большую роль играет то, насколько родители или мама, будет участвовать в жизни и обучении ребёнка: чем больше родители вложат в ребёнка в этот период, тем больше ребёнок сможет достичь.

Это понимает не каждый, считая, что как только ребёнок начал ходить в школу, значит, он стал взрослым и самостоятельным.

Предоставляют жизнь ребёнка ему самому, лишь изредка проверяя: «Как дела в школе?»

На самом же деле в этот период ребёнок сталкивается с новыми правилами и законами, испытывает удачи и неудачи, у ребёнка начинается становление личности.

Поэтому необходимо помочь в этом ребёнку, поддерживать его, участвовать в его школьной жизни, только тогда ребёнок сможет адаптироваться к новым условиям и требованиям жизни, в которых от него ждут более серьёзных успехов и решений.

7. Половое созревание и кризис середины жизни

Это период начала полового созревания первого ребёнка. Это когда ребёнок определяет своё «я» в жизни, как отдельной ячейки общества, не зависящей от родителей. Осложняется дело тем, что он лишь хочет быть независимым от родителей, но в реальности всё ещё зависим от них.

Так начинаются проблемы «отцов и детей», потому что ребёнок пытается быть самостоятельным, как правило, прибегая лишь к внешним проявлениям взрослости (агрессия, непослушание, вредные привычки и т.д.), так как быть по-настоящему взрослым - это не то, что думает себе подросток. Ваша же задача - подготовить его к этой взрослой жизни: объяснить, что быть взрослым - это нести ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь окружающих людей.

В этот период подросток нуждается в вашей поддержке, но всеми силами её отталкивает. Поэтому здесь родители должны проявлять изобретательность и смекалку, чтобы оказывать эту поддержку незаметно.

Чаще всего, конец полового созревания юношей совпадает с кризисом среднего возраста у родителей, поэтому период этот не из лёгких. Когда на глазах родителей ребёнок вырывается из под их крыла, родители понимают, что добрая половина их жизни прожита, и надо подводить итоги и делать выводы из того, что им удалось, а что нет.

Времени уже исправлять свою жизнь не так много, а итоги могут оказаться неутешительными. И, в зависимости от того, насколько супруги будут довольны результатом, сделанного анализа о своей жизни, будет зависеть их дальнейшее поведение.

Часто супруги недовольны тем, что добились. И тогда их целью становится - продлить свою жизнь, чтобы успеть исправить и изменить то, что им кажется неправильным. Именно в этот период нередки связи с молодыми партнёрами, которые как бы делают их моложе. Они чувствуют себя более энергичными и кажется что всё ещё впереди. Это приводит к разрушению столь долго строящейся семьи.

Тем же супругам, которым удалось осуществить совместно свои желания и мечты, легче переживают этот кризис, находя силы поддержать друг друга и продолжать совместную жизнь, продолжая строить отношения, отталкиваясь от возрастных особенностей.

Семья - это «живой организм, напоминающий скорее пламя, чем кристалл». Семейная система - это открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Семейная система это самоорганизующаяся система, то есть поведение системы целесообразно и источник преобразований системы лежит внутри ее самой. Исходя из этого понятно, что люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов. Система первична по отношению к входящему в нее элементу.

Ясно, что объектом психотерапевтического воздействия является вся семейная система целиком, а не отдельный человек, элемент этой системы. Рассмотрим общие принципы функционирования семейных систем.

1. Первая стадия жизненного цикла - это родительская семья со взрослыми детьми. Молодые люди не имеют возможности пережить опыт самостоятельной, независимой жизни. Всю свою жизнь молодой человек - элемент своей семейной системы, носитель ее норм и правил, ребенок своих родителей. Обычно у него нет ясного представления о том, что было достигнуто в его жизни лично им самим, ему трудно выработать чувство личной ответственности за свою судьбу. Он не может проверить на практике те правила жизни, стандарты и нормы, которые получил от родителей, и часто не может выработать свои правила. Self-made-man, то есть человек, сделавший себя сам, - явление редкое.

2. На второй стадии жизненного цикла семьи кто-то из молодых людей знакомится с будущим брачным партнером, женится и приводит его в дом своих родителей. Это существенная ломка правил родительской семьи. Задача очень сложная - создать маленькую семью внутри большой. Молодые люди должны договориться не только друг с другом о том, как они будут жить вместе, по каким правилам (ср. вторую и третью стадии нуклеарной семьи). Они еще должны договориться с родителями, вернее, передоговориться о том, как они будут ладить друг с другом. Патриархальные правила предлагают вариант такого договора: молодой супруг или супруга входит в большую семью на правах еще одного ребенка - сына или дочери. Родителей мужа или жены предлагается называть «мама» и «папа». Тогда молодые супруги как бы и не супруги, а вновь обретенные брат с сестрой. Не всякая молодая семья готова к такому сценарию отношений. Хорошо, если супруги не готовы к этому вместе, гораздо хуже, когда к этому не готов кто-то один. Тогда один член пары хочет быть мужем или женой во-первых, а сыном или дочерью во-вторых, у другого же супруга приоритеты обратные. Конфликт, возникающий в этом случае, всем известен и часто выглядит как ссора между свекровью и невесткой или между зятем и родителями жены. На самом же деле в основе его лежит конфликт ролевых приоритетов у супругов. Новая подсистема прежде всего нуждается в сепарации, старая система, подчиняясь закону гомеостаза, хочет сохранить все, как было. Таким образом, создается парадоксальная ситуация: брак как бы есть и в то же время его как бы и нет. Ситуация мучительная для всех. Например, в одной семье мать мужа держала свои вещи в стенном шкафу той комнаты, где жил молодой человек еще с той поры, когда он был ребенком. Когда он женился, она не изменила своих привычек, да и новый шкаф некуда было ставить, да и денег на него не было. Мать заходила в комнату к молодоженам в любое время за своими вещами. Неудивительно, что молодые люди не смогли сохранить свой брак. Вторжение в жизнь молодых супругов совсем необязательно сопровождается конфликтными, плохими отношениями в семье. Одна нежная мать была очень рада женитьбе своего сына и ночью приходила в комнату к молодым, разумеется, без стука, «чтобы полюбоваться на этих голубков».

3. Третья стадия семейного цикла связана с рождением ребенка. Это также кризисный период для всей системы. Опять необходимо договариваться о том, кто что делает и кто за что отвечает. В семьях с размытыми границами подсистем и невнятной организацией нередко плохо определены семейные роли. Например, не ясно кто функциональная бабушка, а кто функциональная мама, то есть кто фактически осуществляет заботу, уход, выращивание ребенка. Часто эти роли спутаны, и ребенок - скорее сын или дочь бабушки, а не матери. Собственные родители ребенку - скорее старшие брат и сестра. Мать и отец работают, а бабушка на пенсии. Она много времени проводит с ребенком, а при этом отношения матери и бабушки могут быть совсем не хорошими. Это обстоятельство не может не отражаться на ребенке. Нередко он включается в борьбу. Моя коллега М. Арутюнян рассказывала случай из своей практики, прекрасно иллюстрирующий это положение. Семья обратилась по поводу плохого поведения девочки одиннадцати лет, которая вела себя агрессивно по отношению к своей бабушке. Семья состояла из трех женщин: бабушки, матери и девочки - идентифицированного пациента. У бабушки и матери были тяжелые конфликтные отношения. Однажды зимой девочка заперла бабушку на балконе и долго не пускала ее в комнату. После этого эпизода семья решила обратиться к психотерапевту. Когда мама рассказывала, как дочка обижает бабушку, глаза ее горели торжеством. Дочь совершила в жизни то, чего мать не могла себе позволить.



4. На четвертой стадии появляется второй ребенок в семье. Как и в западном аналоге, эта стадия достаточно мягкая, так как она повторяет во многом предыдущую стадию и ничего кардинально нового, кроме детской ревности, в семью не вносит.

5. На пятой стадии начинают стареть и болеть прародители. Семья опять переживает кризис. Старики становятся беспомощными и зависимыми от среднего поколения. Фактически они занимают позицию маленьких детей в семье, сталкиваясь, однако, чаще с досадой и раздражением, чем с любовью. Из стариков получаются нежеланные и нелюбимые дети, в то время как по ходу предыдущей жизни они привыкли быть главными, принимать решения за всех, быть в курсе всех событий. Это стадия очередного пересмотра договора, мучительная для всех. В культуре существует стереотип «хорошей дочери (сына)»: это тот, кто на старости лет поднесет своим родителям стакан воды. Старики, у которых нет близких, достойны сожаления, так как «некому подать им стакан воды». Упрек плохим детям: «Некого попросить подать стакан воды». То есть в общественном сознании нет модели одинокой и самостоятельной жизни стариков. Считается недостойным позволить умереть своим старикам вне дома, поместить в дом для престарелых, во время болезни особой доблестью считается лечить старого человека дома, не отдавать в больницу. Нередко этот период в жизни старших членов семьи совпадает с периодом полового созревания детей. В такой семье он проходит иначе, чем в нуклеарной. Могут возникать коалиции стариков с подростками против среднего поколения; например, старики покрывают поздние отлучки и школьные неуспехи подростков. В то же время у среднего поколения есть хорошая управа на подростков. Больные старики в доме требуют ухода и присмотра. Эту обязанность вполне можно передать подросткам, привязав их к дому, лишив вредной уличной компании, замедлив процесс построения их идентичности.

6. Шестая стадия повторяет первую. Старики умерли, и перед нами семья со взрослыми детьми. Нередко это минимально возможный размер российской семьи.

Многие стадии жизненного цикла американской семьи присутствуют в жизненном цикле российской городской семьи, например, стадия ухаживания, заключения негласного (или отчасти гласного) брачного договора между двумя партнерами, рождения детей, этапы их психологического развития и пр. Но они присутствуют в измененном виде, в контексте большой трехпоколенной семьи. Основные особенности российской семьи заключаются в том, что:

а) семья, как правило, является не нуклеарной, а трехпоколенной;

б) материальная и моральная зависимость членов семьи друг от друга очень велика;

в) границы семейной системы имеют некоторые особенности, как правило, они не адекватны требованиям оптимальной организации.

Часто все вышеуказанное приводит к явлению слитности, спутанности семейных ролей, невнятному разделению функций, необходимости все время договариваться и невозможности договориться надолго, замещению, когда каждый в семье может функционально быть каждым и одновременно никем. Например, в семье, где бабушка воспитывает ребенка, она фактически является функциональной матерью своему внуку; муж и жена делят постель, связаны интимными отношениями, но могут быть при этом не связаны отношениями заботы и близости, потому что муж духовно и эмоционально ближе к своей матери. Он прежде всего заботиться о ее интересах. Функционально этот мужчина - муж своей матери и любовник своей жены. Семья живет в основном на деньги мужа, но семейный бюджет распределяет та же бабушка, так что функционально она - глава семьи.

г) индивидуальность и суверенность практически отсутствуют. Молодое поколение гораздо теснее и жестче связано с предыдущим поколением, чем на Западе; традиционность, преемственность и одновременно конфликтность выражены очень явно. Каждый член семьи находится в ежедневном контакте с большим количеством близких людей. Он включен в разные непростые отношения, одновременно выполняет много социальных ролей, часто плохо стыкующихся друг с другом. Социальная грамотность, в определенном смысле изворотливость и одновременно диалогичность - это то, что ребенок усваивает очень рано. При такой семейной организации основным часто является вопрос о власти. Он решается в контексте любого общения: папа запрещает, а мама разрешает что-то ребенку; все это делается в присутствии ребенка, и сообщение при этом такое: «Ребенок слушается меня, а не тебя, значит, я главнее».

Этапы жизни семьи.

Семейные отношения не даны сразу. Семья – не статичное образование, она развивается. Существуют различные подходы к периодизации этапов развития семьи. Обычно периодизация строится на значимых событиях в жизни членов семьи (вступление в брак, рождение ребёнка, поступление ребёнка в ДОУ, в школу, подростковый возраст ребёнка, уход ребёнка из дома, инволюционные изменения в жизни супругов, появление внуков, уход из жизни одного из супругов). Чаще всего она строится на критерии изменения положения детей в семейной структуре. Это не случайно. Функция рождения и воспитания детей является одной из самых важных функций семьи. Но семейные отношения – это не только отношения родителей и детей. Поэтому периодизацию развития семьи обоснованнее было бы проводить по совокупности различных отношений, связанных с семьёй и их значимости. Навайтис предлагает выделение этапов связать со статистикой кризисов семьи, которые отражают появление новых эмоциональных задач, задач деятельности, изменение структуры семьи. Это нормативные стрессоры, трудности, с которыми сталкиваются большинство семей. Развитие семьи обусловлено также изменениями потребностей личности во времени. Они ещё недостаточно изучены. Существуют определённые интервалы времени, в которые наиболее успешно решаются задачи отдельных этапов. П: слишком короткое (менее 6 мес.) и слишком длинное (более 3 лет) добрачное общение может приводить к нестабильности семьи. Добрачная беременность и откладывание рождения ребёнка более 5 лет также. Семьи, живущие в различных социально-экономических условиях схожи по многим параметрам своего развития.

По принципу выделения особенностей эмоционального развития и задач деятельности выделяют следующие этапы развития семьи.

    Добрачное общение. Необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнёра, приобрести опыт эмоционального и делового общения с ним.

    Брак. Принятие супружеских социальных ролей. Включение отношений в паре в более широкий контекст отношений, уже существующих у каждого из супругов.

    Медовый месяц. Принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия при организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.

    Этап молодой семьи. Начинается с решения вопроса о рождении ребёнка, заканчивается возвращением жены к профессиональной деятельности или началом посещения ребёнком дошкольного учреждения. Разделение ролей, связанных с материнством и отцовством, их согласование. Материальное обеспечение новых условий жизни семьи, приспособление к большим физическим и психическим нагрузкам, ограничению общей активности супругов за пределами семьи, к недостаточной возможности побыть в одиночестве. Важно формирование родительской идентичности, которая подразумевает альтруистическую установку, готовность жертвовать. У семьи с маленьким ребёнком существуют особые риски. Супруги могут не выдержать двойной идентичности: родительской и партнёрской.

    Зрелая семья. Семья, выполняющая все свои функции. Создание новой структуры отношений. Семья пополняется новыми личностями. Изменяются роли родителей. Возможности удовлетворять потребности ребёнка в опеке, в безопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребёнка. Заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, все члены семьи условно автономны.

    Семья людей старшего возраста. Возобновляются супружеские отношения. Придаётся новое содержание семейным функциям (П: воспитательная функция выражается в воспитании внуков). Хорошо, если не всё отдано детям.

Задачи, не решённые на определённом этапе, должны решиться на последующих. Если этого не происходит, семья не способна их выполнить

Сысенко В.А. предложил периодизацию семьи. Молодые браки: совсем молодые браки (0-4года), молодые браки (5-9лет)…….

Стадии жизненного цикла семьи (Беквар и Беквар)

Ситуации, порождающие эмоциональные проблемы

Критические задачи стадии

1. Не вступивший в брак взрослый

Принятие отделения от родителей

1) отделение от родительской семьи;

2) развитие отношений со сверстниками;

3) начало карьеры;

2. Новобрачные

Выполнение брачного обязательства

1) формирование брачной системы;

2)создание психологического пространства для супруга в семье и среди друзей;

3) решение вопросов, связанных с карьерой;

3. Рождение детей

Принятие новых членов в семью

1) подготовка семьи к созданию психологического пространства для ребёнка;

2) принятие роли родителей;

3) формирование психологического пространства для дедушки и бабушки;

4. Дошкольный возраст детей

Принятие новой личности

1) адаптация семьи к потребностям конкретного ребёнка;

2) совладание с недостатком энергии и уединённости;

3) окончание периода существования «парой»

5. Дети школьного возраста

Установление детьми отношений вне семьи

1) расширение взаимодействий между семьёй и обществом

2) поощрение успехов детей в образовании;

3) возрастание активности и нехватка времени;

6. Дети-тинейджеры

Увеличение гибкости семейных границ с целью большей независимости

1) перемещение баланса в отношениях между родителями и детьми;

2) переключение на карьерные и семейные проблемы, соответствующие среднему возрасту;

3) увеличение количества проблем, связанных со старшим поколениеи

7. Семья как «стартовая площадка»

Принятие уходов из семьи и возвращения в семью

1) «уход» взрослых детей на работу, учёбу, вступление в брак;

2) поддержание благоприятной семейной основы;

3) принятие вернувшихся (по каким-либо причинам) взрослых детей

8. Взрослый средних лет

Смирение с уходом детей из семьи и жизнь вдвоём

1) восстановление брачных отношений;

2) принятие в семью супругов детей и внуков;

3) забота о престарелых родителях.

9. Выход на пенсию

Принятие выхода на пенсию и старости

1) поддержание индивидуального и супружеского функционирования;

2) поддержка среднего поколения;

3) переживание смерти родителей и супругов;

4) возвращение к нуклеарной семье

Семейные кризисы

Семейная система существует в определённом равновесии благодаря семейным связям. Это равновесие подвижное. Изменения, которые неизбежно происходят внутри семьи и в окружающем семью мире, приводят к изменению системы семейных отношений. Эти изменения могут быть такими масштабными, что приводят к семейным кризисам.

Семейный кризис – это состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, приводящим к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения. (Олифович, Зинкевич –Куземкина, Велента).

Кризис может приводить к двум возможным линиям развития семьи:

    Деструктивная линия – нарушение семейных отношений, опасность их распада.

    Конструктивная – переход семьи на новый уровень функционирования.

Существует несколько подходов к описанию семейных кризисов:

    Основан на исследовании жизненного цикла семьи. Кризисы рассматриваются как нормативные явления. Они возникают в период перехода от одной стадии развития семьи к другой при возникновении препятствий. В основе нормативных кризисов часто лежит индивидуальный нормативный кризис одного или нескольких членов семьи. Кризисы в отдельных подсистемах могут оказывать влияние на протекание нормативных семейных кризисов.

    Основан на анализе жизненного пути семьи, событий в её жизни, влияющих на стабильность семейной системы. Они могут возникать независимо от этапов жизни семьи.

    Основан на специальных исследованиях кризисных ситуаций в семье. Выделено два критических периода супружеских отношений, которые продолжаются около года:

Между 3 и 7 годами супружеской жизни. Связан с уходом из отношений романтики, новизны в отношениях, обнаружением разных взглядов на важные стороны жизни, несоответствием поведения партнёра в повседневной жизни его поведению в период ухаживания. Это приводит к появлению отрицательных эмоций, напряжённости в отношениях. Данный кризис по мнению Н.В.Самоукиной связан с изменением образа супруга, в основном с понижением его статуса в глазах другого.

Между 17 и 25 годами супружеской жизни. Менее глубок, чем первый. При неблагоприятных условиях может растягиваться на несколько лет. Связан с приближением периода инволюции, возникновением эмоциональной неустойчивости, ухудшением здоровья, появлением страхов (старения, болезней, одиночества, бедности, измен партнёра), уходом детей, появлением эмоциональной зависимости от партнёра. Самоукина: кризис вызывается психологической усталостью друг от друга, стремлением к новизне в отношениях и образе жизни. Облегчают протекание кризиса относительная самостоятельность супругов, обоюдный поиск способов обновления отношений.

Основные характеристики семейных кризисов:

      Обострение ситуативных противоречий в семье.

      Расстройство всей системы и всех происходящих в ней процессов.

      Нарастание неустойчивости в семейной системе.

      Генерализация кризиса (распространение не все аспекты семейных отношений)

Кризис проявляется на всех уровнях семейной системы:

    На индивидуальном уровне: эмоциональный дискомфорт, снижение коммуникативной эффективности, удовлетворённости браком, переживание непонятости, невозможности изменения ситуации, экстернальность локуса контроля, закрытость для нового опыта, появление сверхценных идей.

    На микросистемном уровне: нарушение сплочённости (разобщённость – симбиоз), деформация внутренних и внешних границ семьи (размытость – жёсткость), нарушение гибкости семьи (хаотичность – ригидность), изменение ролевой структуры семьи (появление дисфункциональных, патологических ролей, жёсткое и неравномерное распределение ролей), нарушение иерархии, появление конфликтов, негативных эмоций, критики, нарушение коммуникации, общая неудовлетворённость отношениями, расхождений во взглядах, молчаливый протест, регресс (возвращение к ранним моделям функционирования семьи), противоречивость притязаний и ожиданий членов семьи, разрушение старых ценностей и норм, несформированность новых, нарушение правил, традиций.

    На макросистемном уровне: актуализация семейного мифа, архаичного поведения, эффективного в прошлом, но неадекватного в современной ситуации, нарушение внутренних и внешних границ расширенной семьи, нарушение иерархии, ролевой структуры, традиций расширенной семьи, неэффективность старых и несформированность новых семейных правил.

    На мегасистемном уровне: социальная изоляция семьи, социальная дезадаптация семьи, конфликты с социальным окружением.

В ситуации кризиса снижается способность семьи удовлетворять актуальные потребности её членов, что приводит к появлению у кого-либо из них симптома. В семейном консультировании носителя симптома называют «идентифицированным пациентом». Чаще всего это ребёнок. Симптом позволяет поддерживать сложившиеся взаимоотношения, которым угрожает кризис. Характеристики симптоматического поведения:

1. сильное влияние на других членов семьи;

2. непроизвольность, невозможность контроля со стороны носителя;

3. закрепление симптома окружением;

4. выгода симптома для других членов семьи;

5. функция семейного стабилизатора (симптом оберегает членов семьи от других проблем, разрушительных для семейной системы).

Нередко семья хочет избавиться от симптома, обращается для этого к специалистам. Но если члены семьи при этом не хотят решать проблему, вызвавшую кризис, менять что-либо в своей жизни, то на месте одного симптома может возникнуть другой (муж перестаёт пить, но заболевает ребёнок).

Важную роль в возникновении и протекании кризисов играют нормативные семейные фильтры (совокупность норм, правил, установок, ролевых позиций, представлений, характерных для семьи). С особенностями нормативных фильтров связано то, что некоторые семьи даже незначительные проблемы переживают очень тяжело, а другие сохраняют сплочённость и взаимную поддержку в случае серьёзного кризиса.

Кризисы делятся на нормативные и ненормативные. Нормативные связаны с переходом семьи на следующую стадию развития, а ненормативные - с переживанием негативных событий в жизни семьи.

Нормативные кризисы

Естественная динамика жизни семьи приводит к необходимости перемен, а значит связана с риском, с переживанием неопределённости будущего. Часто возникает стремление избежать изменений. Это может приводить к возникновению негативных симптомов у членов семьи. Выход из кризиса приводит или к установлению новых отношений между членами семьи, либо к нарушениям отношений, отчуждению. Это зависит от гибкости семьи, способности супругов к психологическим жертвам, желания сохранить семью.

В соответствии с этапами жизни семьи выделяют следующие нормативные семейные кризисы:

1. принятие на себя супружеских обязательств;

2. освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления в семье новой личности;

3. включение детей во внешние социальные структуры (детсткий сад, школа)

4. принятие факта вступления ребёнка в подростковый период, экспериментирование с его независимостью.

5. выросший ребёнок покидает дом.

6. Супруги вновь остаются вдвоём

7. принятие смерти одного из супругов.

При анализе нормативных кризисов учитывается план эмоциональных отношений в семье и план ролевых отношений.

(Кризисы – конспекты самостоятельно. Олифирович стр.35-86)

Повторный брак.

Данный феномен не является в полном смысле нормативным кризисом, т.к. его переживают не все семьи. Но для людей, вступивших в новый брак, он является нормативным. Повторный брак создаётся человеком, ранее уже состоявшим в браке. В этом случае объединяются не два, а три или более рода. Выделяют несколько типов повторного брака:

      По характеру прекращения предыдущих брачных отношений:

А) брак, в котором хотя бы один из супругов пережил развод;

Б) брак, в котором хотя бы один из супругов пережил опыт супружеских отношений.

2. По наличию или отсутствию опыта брачных отношений:

А) брак в котором один из партнёров имел опыт супружеских отношений.

Б) Брак, в котором оба партнёра имели опыт супружеских отношений.

3. По числу детей, рождённых в предыдущих браках:

А) ни один из партнёров не имеет детей от предыдущих браков;

Б) один из партнёров имеет детей от предыдущих браков;

В) оба партнёра имеют детей от предыдущих браков;

4. По разнице в возрасте между партнёрами:

А) партнёры являются ровесниками или один незначительно старше;

Б) один намного старше другого (более 10 лет).

Трудности, с которыми сталкиваются члены новой семьи:

    ролевая неопределённость.

    отсутствие общих традиций и норм;

    установление границ новой семьи;

    установление близких отношений с членами расширенных семей;

    трудности детско-родительских взаимоотношений;

    проблемы, не разрешённые в предыдущем браке.

Проблемы, переживаемые вновь созданной семьёй, и длительность их переживания могут быть различными.

Факторы, часто приводящие к возникновению эмоциональных проблем:

    необходимость принятия родительских функций по отношению к неродным детям. Проблемы разделения этих функций с биологическими родителями, переживание чувства вины по отношению к родным детям.

    Конфликт лояльности у детей. Для ребёнка необходимо поддерживать контакт с биологическим родителем, одновременно устанавливая позитивные отношения с приёмным. Нередко лояльность к биологическому родителю сопровождается сложными отношениями с приёмным. Принятие мачехи или отчима может рассматриваться ребёнком как предательство родного, проживающего отдельно. Нелюбовь к приёмному родителю может выступать как месть или как обида для проживающего с ним родителя.

    Установление границ семьи. Внутренние границы касаются взаимодействия между членами новой семьи. Внешние регулируют отношения с родственниками и ближайшим окружением. Проблемы касаются состава семьи, определения семейной собственности, областей ответственности, особенностей детско-родительских отношений, доведения до ребёнка изменений и новых правил. Важно держать границы проницаемыми. Сохранять отношения ребёнка с живущим отдельно родителем, укрепляя авторитет мачехи (отчима). Неродному родителю полезно сначала установить дружеские отношения с ребёнком, а затем уже постепенно участвовать в воспитании.

Существуют разнообразные мифы по отношению к повторному браку, осложняющие переживание кризиса:

    Если партнёр любит меня, он будет любить и моих детей;

    Супруг должен любить моих детей как своих собственных;

    Мачеха (отчим) никогда не будет любить моего ребёнка как собственного;

    Ребёнок никогда не сможет полюбить мачеху (отчима) как собственного родителя;

    Ребёнок будет страдать от присутствия в семье чужого;

    Мачеха (отчим) не должна вмешиваться в воспитание неродного ребёнка;

    Каждый последующий брак всегда хуже, чем предыдущий.

При всех возникающих сложностях повторный брак имеет ряд преимуществ. Партнёры лишены ряда иллюзий, они прикладывают больше усилий для сохранения отношений, испытывают меньше страхов перед необходимостью разрыва неудовлетворительных отношений.

Развитие отношений с новым партнёром во многом зависит от того, насколько были завершены отношения с прежним супругом, если же супруг умер, насколько пережита смерть. Если отношения не завершены, существует риск жизни «втроём». П: Ир.Фёд - Кохма

Существует ряд трудностей выстраивания отношений с новым партнёром:

Трудности знакомства;

Страх близких отношений из-за разочарования от предыдущего брака;

Чувство вины перед детьми;

Непринятие детьми новых отношений родителя;

Наличие негативных интроектов, связанных с повторным браком.

Показатели кризисности повторного брака:

    конфликты из-за ролевой неопределённости, неадекватных установок и ожиданий;

    нарушение внешних границ новой семьи (часто отсутствие контактов с расширенными семьями)

    проблемы детско-родительских отношений.

    отсутствие близких отношений;

    разочарование в новом браке из-за неоправдавшихся ожиданий.

Неоднократное заключение повторных браков часто связано с действием семейных сценариев.

Ненормативные семейные кризисы

Это кризисы, возникновение которых потенциально возможно на любом этапе жизненного цикла и связано с переживанием негативных жизненных событий. Р.Хилл выделил 3 группы факторов, приводящих к ненормативным кризисам:

    Внешние затруднения (отсутствие работы, жилья)

    Неожиданные события, стрессы (катастрофа, тяжёлая болезнь, смерть, неожиданно вскрывшиеся важные факты жизни членов семьи и пр.)

    Внутренняя неспособность семьи адекватно оценить и пережить какое-либо семейное событие, рассматриваемое ею как стрессовое (болезнь, смерть, измена, развод)

Компоненты ненормативного семейного кризиса:

    кризисное событие;

    Восприятие и понимание членами семьи происходящего (П: воровство детей)

    Отношение к событию и особенности его переживания.

    Изменение в семейной системе.

    Возможные индивидуальные и общесемейные способы выхода из кризиса.

Они взаимосвязаны.

Наиболее часто встречающиеся ненормативные кризисы семьи связаны с изменой, разводом.

Это вступление лица, состоящего в браке, в половую связь с лицами из других брачных пар или с одинокими мужчинами и женщинами. Может носить эпизодический и систематический характер. Согласно Уилларду Харли измена представляет собой вступление во внебрачные отношения, которые предполагают половую близость и обоюдное переживание глубокой любви. Если есть взаимная привязанность без сексуальных отношений или сексуальные отношения без любви, это не рассматривается им как измена. Такие отношения могут привести к серьёзным проблемам в браке, но с ними значительно легче справиться, чем с изменой.

Именно по поводу измены супруги чаще всего и обращаются в семейную консультацию.

Отношение к измене в различных культурах и по отношению к мужчине и женщине различно. В нашем обществе, несмотря на значительные изменения сексуальной морали, отношение к измене по-прежнему негативно. Они рассматриваются как нарушение принятых на себя обязательств, предательство.

Влияние измены на супружеские отношения может быть различным. Это связано с её характером, длительностью, стадией жизни семьи. Обычно является признаком супружеских дисгармоний, но может встречаться и в гармоничных семьях. Может быть связана с сексуальной дисгармонией, нарушением личностных отношений, поиском новых впечатлений. В последнем случае отмечается высокий уровень общей жизненной активности человека, а также такие свойства личности, как общительность, смелость, способность к самоотдаче. Нерешительность, пассивность, страх препятствуют измене.

Мужчины изменяют чаще для удовлетворения сексуальных потребностей. Женщины – для удовлетворения потребности во внимании, заботе, романтических переживаниях. Мужчины в отношениях своей измены придерживаются более разрешительных взглядов, чем в отношении измены женщины. (двойной стандарт). Женщины придерживаются позиции равноправия и более консервативны в оценке измены, в большей степени запрещают её.

Традиционно считается, что измена разрушительна для брака. Но ряд специалистов считает, что измена позволяет поддержать и обновить разрушающиеся или ставшими рутинными супружеские отношения. («Хороший левак укрепляет семью») К.Витакер: любовник – психотерапевт на стороне. На мнение по данной проблеме влияет пол исследователя. Чаще всего половинчатую позицию, предполагающую некоторую полезность внебрачной связи, занимают мужчины. Учитывая, что для современных браков любовь является важным основанием, главным мотивом его заключения, измена может привести к его разрушению.

В любом случае измена влияет на отношения в семье. Могут нарушаться детско-родительские отношения: возникать межпоколенные коалиции, перевёрнутые иерархии отношений, ролевые инверсии. Измена затрагивает честь супруга, сопровождается переживанием ревности, разрушительными аффектами.

Измена выполняет ряд функций:

    Это способ завершения супружеских отношений.

    Привлечение внимания партнёра к неудовлетворению важных потребностей.

    Реализация семейных сценариев.

    Способ компенсировать чувство неполноценности и повысить самооценку

Чаще всего измена происходит вследствие неудовлетворённости хотя бы одной потребности мужа и жены в браке.

Причины измены:

      Индивидуальные особенности партнёров по браку (нарушение полоролевой индентичности, личностные особенности – синдром Дон Жуана)

      Семейные факторы (отсутствие эмоциональной близости, охлаждение чувств, несовместимость, месть, сексуальная неудовлетворённость). Наиболее часто встречаются измены вследствие неудовлетворённости потребности в признании со стороны супруга. Это самая частая причина супружеских конфликтов. В большей степени это характерно для людей с высшим образованием.

      Особенности расширенной семьи (послания, семейный сценарий – Ира – Витя, дядя)

Измене способствуют: неадекватная мотивация брака, большая разница в возрасте, отсутствие совместного досуга, обыденность отношений, большое количество свободного времени у одного из супругов.

Мотивы измены:

    новая любовь. Характерна для рациональных или вынужденных браков;

    возмездие за измену супруга;

    поруганная любовь. При отсутствии любви со стороны партнёра, поиск её в другом.

    поиск нового любовного переживания. Часто встречается при большом стаже супружеской жизни либо при стремлении получить от жизни всё.

    восполнение. При наличии ограничений на полноту любви в браке (разлука, болезнь, холодность отношений)

    тотальный распад семьи.

Виды измены:

    Случайный внебрачный контакт. Может быть как единичным, так и представлять собой частые контакты людей промискуитетного типа (частая смена партнёров без эмоциональной связи с ними) Промискуитет – неупорядоченность сексуальных отношений. Мало связан с конкретным лицом.

    Эротико-сексуальные приключения. Основаны на стремлении к разнообразию. Важна эротическая привлекательность партнёра, разнообразие переживаний, сексуальные игры. Бывают краткими, без взаимных обязательств, могут оставлять приятные переживания. Могут не представлять опасности для брака.

    Внебрачная связь. Характеризуется большой продолжительностью и эмоциональной привязанностью. Вынуждает вести двойную жизнь. (Одна короткая встреча растянулась на несколько лет.)

Реакции на измену:

    Агрессия. Партнёр прерывает отношения, требует прекращения внебрачной связи, грозит разводом. Характерно для партнёра, эмоционально не зависящего от брака. Вынуждает изменяющего принять решение. Если связь с семьёй сохранена, это может привести к разрыву внебрачных отношений.

    Защита. Супружеские отношения прекращаются частично, в основном ограничиваются эмоциональные отношения. Продолжается совместное ведение хозяйства, сексуальные отношения, используются различные способы удержания партнёра (внешний вид, новизна отношений, досуг) Может быть предъявлено требование прервать отношения в течение определённого срока. Упоминание внебрачного партнёра избегается.

    Игнорирование. Партнёр делает вид, что не замечает, или что ему безразлично. Происходит в тех случаях, когда партнёр не испытывает эмоциональной привязанности к супругу, когда сохранение брака выгодно, когда отношения деструктивны, когда супруг зависит от другого.