Ребенок стоит в 4 месяца. Поведение: понимаем малыша. Промежутки между сном

01.05.2019

Ребенку 4 месяца: какие изменения ждут малыша к четырем месяцам жизни?

Вашей крохе уже пошел четвертый месяц. Начинается новая ступенька в развитии маленького человека. Изменения видны невооруженным глазом: внешне малыш становится более гармоничным и пропорциональным, он все меньше похож на того смешного «головастика», которого вы забирали из роддома. Но еще большие перемены ждут кроху в психологическом развитии.

Вы наверняка заметили, что каждый день для вашего малыша – это время чудесных открытий, познания чего-то нового об этом пока таком непонятном мире. Кроме того, ребенок приобретает все новые и новые навыки. Конечно, нам, взрослым, они могут показаться совсем простыми, но, поверьте, для маленького человечка это настоящие достижения!

Малыш растет… И вместе с ним растет беспокойство родителей: а все ли я делаю так? Правильно ли я веду себя с малышом? Не отстает ли он в развитии от сверстников? Как помочь своему ребенку правильно и полноценно развиваться? Эти и миллионы других подобных вопросов ежедневно крутятся в голове у мам и пап.

Как бы там ни было, дорогие родители, помните одно важное правило: сейчас малыш больше всего нуждается в вашем внимании, чуткости и, конечно же, любви. Впрочем, эти задачи останутся сверхактуальными и в последующие несколько лет.

А сейчас давайте попробуем разобраться, какие же изменения ждут вашего кроху на четвертом месяце жизни?


Прибавка в весе за четвертый месяц равняется примерно 600 грамм, в росте — в среднем 2 сантиметра. То есть, в среднем вес малыша в этот период составит около 6300-6800 граммов, а рост — в пределах 60-65 сантиметров. Естественно, эти показатели очень усредненные, и точно им соответствовать ваш малыш вряд ли будет. Помните, что каждый ребенок – индивидуален, он может набирать вес и расти быстрее или медленнее нормы. Обратитесь к специалисту в том случае, если кроха совсем не набирает вес, или слишком перебирает допустимые показатели.

Начиная с этого важного четырехмесячного «порога», малыш перестанет так интенсивно прибавлять в весе, как это было ранее. Каждый месяц теперь добавка будет немного меньше, чем в предыдущем. А вот рост до года останется стабильным: около 2-3 сантиметров в месяц.

Начиная с четвертого по шестой месяц жизни, органы малыша развиваются разными темпами. За счет этого пропорции тела крохи гармонизируются: голова уже не кажется (и не является) больше, чем грудная клетка. Уходит дисбаланс, и малыш становится более пропорциональным. Ножки выпрямляются, удлиняются, становятся более крепкими. Совсем скоро, через каких-то четыре-пять месяцев, ваш кроха сможет вставать и покажет, на что они способны!

Начинают активно расти волосы. При этом меняется также цвет и структура волос. Тот пушок, с которым кроха родился, выпадает, уступая место новым волосикам. Скорее всего, они будут сильно отличаться по цвету от своих предшественников. Такая смена волос будет длиться один-два месяца. Кстати, вполне вероятно, что в это время изменится и цвет глаз ребеночка.

Параллельно с волосами активно начинают расти ногти. Родители обязательно должны вовремя их подстригать – длинные ноготки на руках могут послужить причиной микротравм и расчесов. Обычно малыши не очень рады таким «срезательным» процедурам. Впрочем, никто и не обещал, что будет легко.

Надо быть готовыми к тому, что в этом месяце у крохи могут начать прорезаться первые зубки. Помогите своему малышу – предлагайте ему специальные кольца-прорезыватели. Такие приспособления созданы для того, чтобы их сосать, жевать, и таким образом разминать десны. В случае если первые зубки уже начнут «проситься» наружу, у малыша начнет выделяться много слюней. Обильное отделение слюны может вызвать сыпь на подбородке. Если вы заметили подобное явление – обратитесь к детскому врачу, он поможет вам легко справиться с проблемой.

Главным органом познания мира для крохи сейчас является рот. Малыш может привыкнуть постоянно сосать пальчики. Специалисты рекомендуют уже сейчас отучать ребенка от этой привычки, чтобы избежать неправильного формирования челюстей.

Большинство детишек на четвертом месяце жизни становятся более активными. Их движения разнообразны: попытки ползания с помощью ручек и ножек, перевороты со спинки на животик и обратно, подобие сидению в опоре на подушки, и даже первые шажочки при поддержке мамы. Конечно, для полноценного сидения кроха еще не готов – его позвоночник и мышцы пока не окрепли для такой нагрузки. Поэтому не стоит раньше времени пытаться усадить своего карапузика – такие «пробы» могут ему навредить. При этом можно и нужно помочь крохе укрепить мышцы спинки, животика и ручек с помощью простого упражнения: подставьте свои пальцы ребеночку так, чтобы он был в состоянии ухватиться за них, и медленно поднимайте свою руку, а вместе с ней и кроху. Когда ребенок поднимется, на несколько секунд задержите его в сидячем положении и осторожно опустите обратно на спинку.

В основном в этот период жизни малыши учатся переворачиваться на животик. Чтобы помочь крохе в этой непростой задаче, попробуйте завести одну ножку за другую и подтолкнуть его набок. В следующий раз подложите свою руку ребенку под плечики и понемножку качайте его со стороны в сторону.

А тем временем малыш уже может поднимать свои ножки так высоко, что ручки способны дотянуться до коленок или даже пальчиков. И, если ранее во рту были только пальчики рук, совсем скоро малыш сможет посасывать и пальчики на ножках.

Обычно на четвертом месяце жизни малыши делают первые попытки ползать. Такие движения помогают крохе перемещаться на маленькие расстояния, чтобы самому добраться до интересной ему «штучки». В положении лежа на животике, карапуз приподнимается на локотках, и при этом пытается ножками оттолкнуться от пола. Специалисты говорят, что половина малышей начинают свои «поползновения» назад, а не вперед. Скорее всего, так им проще ползать.

Движения крохи становятся более стабильными, постепенно исчезает присущая ранее поза напряженной шеи, голова держится по средней линии, не заваливаясь. Малыш тянет ручки к игрушкам и всем интересующим его предметам, охотно хватает все, что попадается в его поле зрения, ощупывает предметы. Если вы дадите карапузу погремушку, он схватит ее, будет крепко держать в ручке, долго и с интересом осматривать и ощупывать со всех сторон. Когда что-то сильно радует или, наоборот, злит кроху, он делает «мостик» — сильно прогибает спинку.

Самая интересная игрушка для четырехмесячного карапуза — это он сам. Что может быть занимательнее, чем коснуться своего носика, подергать себя за волосики, ощупать личико, и, конечно же, залезть в рот ручками! Такие простые и незатейливые операции приносят всегда интересные новые ощущения. Малыш умеет соединять вместе обе ручки и с ними играть.

Захватив предмет с помощью двух ручек, младенец не сразу будет засовывать его в рот. Сначала кроха внимательно его рассмотрит, изучит. Малыш уже в состоянии определить, насколько далеко нужно протянуть ручку, чтобы взять интересующую его игрушку. Он изо всех сил старается выяснить разные свойства предметов – насколько они тяжелые, мягкие они или гладкие, как они звучат. Плюс к тому, на четвертом месяце жизни кроха уже замечает, что предметы исчезают или появляются.

У малыша появляются «любимые» игрушки. Об этом он не преминет сообщить вам, если вы дадите ему «не то». Кроха громко возмутится по поводу такого неуважения к его пристрастиям, и радостно загулит, наконец-то получив желаемое.

Ранее зрение малыша позволяло ему четко различать предметы на расстоянии 30 - 40 сантиметров от него. Теперь же к концу четвертого месяца жизни кроха может хорошо видеть на расстоянии 3,5 метров. Ребенок способен различать основные спектральные цвета. Глазки движутся более плавно, и теперь карапуз в состоянии легко следить за движущимся человеком или предметом.

Слух у ребенка в этот период развит почти так же, как у взрослого. Малыш реагирует на музыку, может определить источник звука, отличить мамину речь от папиной, с удовольствием слушает собственные звуки – чихание, кашель, бормотание. Те звуки, которые ему нравятся больше всех, он готов повторять снова и снова, делая их громче, тише, и забавляясь таким способом.

Также малыш начинает больше «разговаривать». Появляются попытки произнести открытые звуки «а» и «о». Первые согласные звуки крохи — неопределенные «б» и «п», а также «м», которая сливается с гласными, провоцируя подобие такому долгожданному «мама».

При появлении мамы или папы кроха их узнает, и сам приглашает пообщаться – смеется и громко гулит. При этом малыш подстраивается под ритм, темп и громкость вашего голоса. Если резко оборвать «разговор», карапуз расстроится и начнет плакать. Поэтому не стоит оставлять его одного, предварительно не переключив его внимание на любимую игрушку.

Когда малыш замечает, что вы хотите взять его на руки, он старается помочь вам всем телом – напрягается, пытается подпрыгнуть и подтянуться в ваши объятия.

Кроху занимает все, что имеет цвет и движется: домашние животные, листики на деревьях, машины. Он уже начинает узнавать родных: не только маму и папу, но и дедушек с бабушками, сестричек и братиков. На их лица он мгновенно реагирует радостной улыбкой.

Детки на четвертом месяце жизни, как правило, ходят в туалет «по-большому» 2-3 раза в сутки, а в случае введения прикорма и один раз в сутки. Конечно же, эти моменты необходимо отслеживать, чтобы не допустить запоров.

Время бодрствования все увеличивается. Иногда детки могут порадовать маму с папой возникшей способностью спать три раза днем и по 10 — 11 часов не просыпаясь ночью.

Но не стоит забывать, что малыши на четвертом месяце жизни могут очень сильно отличаться друг от друга, в том числе по уровню физического развития. У каждой крохи есть свой собственный график развития, и не стоит искусственно опережать события. Лучше всего помочь малышу развивать уже имеющиеся у него навыки: поворачивать головку, приподниматься лежа на животике, выпрямлять ножки, опираться на предплечья.


В первые три месяца жизни проявлялась прямая зависимость между настроением малыша и уровнем удовлетворения его физических потребностей - он плакал из-за того, что был голоден, или болел животик, или пытался «позвать» родителей. Теперь же, благодаря интенсивному развитию мозга, усовершенствованию работы нервной и пищеварительной систем кроха начинает живо интересоваться окружающим миром. А что там, за пределами его самого? Ох, как интересно!

Отныне любое действие карапуза имеет эмоциональный подтекст. Вот только опыта и широких возможностей для выражения своих эмоций, чувств и отношения к окружающим событиям у крохи еще недостаточно.

Более разнообразными становятся чувства малыша. Кроме известных ранее страха и голода, появляются (хоть и на короткие промежутки времени) интерес, досада, любопытство, удивление, разочарование. Чтобы постигать и изучать окружающую среду, карапуз должен с ней непосредственно взаимодействовать. Поэтому специалисты рекомендуют предоставить ему как можно больше возможностей для познания: везде брать его с собой, привлекать его к «помощи» при уборке или приготовлении еды. Это так важно для полноценного развития крохи! Любые события малыш сейчас переживает очень бурно: если ему плохо, то все совсем уж ужасно, а если хорошо, то все вокруг прекрасно!

Самая главная особенность этого периода жизни крохи — острая потребность в общении. Малышу уже недостаточно просто кушать и спать, ему необходимо внимание мамы и папы. Контакты с близкими и родными уже налажены: кроха узнает всех членов семьи, всем улыбается, радуется вниманию к себе, разговорам, играм, почти непрерывно гулит и лепечет. Но, конечно же, самые радостные и теплые улыбки по праву достаются маме и папе.

Общение доставляет малышу огромное удовольствие. Он поддерживает диалог, как может – агукает, улюлюкает, произносит отдельные звуки, повторяет вашу мимику, поддерживает темп и громкость голоса. Но общение для крохи сейчас не просто прихоть, а жизненно необходимая потребность. Поэтому не стоит надолго оставлять его одного, даже если он не плачет.

На этом этапе ребенок уже отлично понимает речь, обращенную к нему, хорошо чувствуя интонации разговора. Речевые навыки развиваются интенсивными темпами. Кроха очень много времени посвящает «тренировкам». Носогубные мышцы уже достаточно хорошо развиты, благодаря чему появляются первые гласные и согласные звуки. Малыш начинает реагировать на звук своего имени – замирает, поворачивает головку, прислушивается.

Кроха различает знакомые и незнакомые ему голоса. Услышав неведомый ранее голос, он может иногда испугаться и заплакать. Но чаще всего малыш с огромным удовольствием «знакомится».

Кроха в этом возрасте будет очень рад активным играм с родителями. Восторг вызывают папины «подкидывания» вверх, перевороты, щекотка, а также смешные рожицы или звуки. Но обязательно надо знать меру – избыточное возбуждение малыша может привести к испугу.

И обязательно помните, что залог нормального психического развития крохи — это крепкая эмоциональная связь с мамой и папой.


Многим мамам интересно знать, что же будет уметь малыш на четвертом месяце жизни? Обобщая, можно утверждать, что он:

  • узнает маму и папу и отдает им предпочтение перед остальными людьми;
  • распознает голоса знакомых ему людей и может отличить их от незнакомых;
  • самостоятельно может переворачиваться с животика на спинку и наоборот;
  • лежа на животике, легко поднимает верхнюю часть туловища, держит голову и поворачивает ее на весу влево-вправо;
  • с неподдельным интересом разглядывает все происходящее вокруг него;
  • «поет», выводит рулады, пытается произносить гласные и согласные звуки, первые слоги;
  • может схватить предмет одной или сразу двумя руками;
  • слышит звук своего имени и реагирует на него;
  • лежа на спинке, приподнимает головку и плечики;
  • различает и выделяет «любимые» игрушки среди «нелюбимых»;
  • в процессе кормления пытается играть с грудью или бутылочкой;
  • может по-разному реагировать на знакомые и незнакомые ему вещи, проявляя различные эмоции;
  • может порадовать вас первым зубиком;
  • умеет различать вкусы;
  • активно общается, смеется, гулит, а при резком прекращении игры плачет;
  • улыбается своему отражению в зеркале, изучает его;
  • различает цвет, форму, объем;
  • узнает знакомых даже в новом облике;
  • тащит все незнакомые предметы в рот;
  • ощупывает лица родителей, изучает их.


Каждая мама хочет помочь своей крохе развиваться гармонично. Для этого вам стоит прислушаться к простым советам:

1. Увеличьте время прогулок с малышом. Летом можно гулять 2-3 часа, а замой – до двух часов. Во время прогулок ребенок называйте все, что видит кроха: людей, деревья, дома, животных и т.п. Повторяйте за ребенком звуки, вводите новые.

2. Два раза в день – утром и вечером – делайте крохе массаж. Как его правильно делать, вас научит детский врач.

3. Придумайте специальный ритуал отхода ко сну: купание, колыбельная, нежные поглаживания. Такой ритуал надо соблюдать постоянно, и малыш будет лучше засыпать.

4. Играйте с крохой! Продолжайте игры, начатые ранее – используйте мешочки с разными материалами, большие красочные игрушки. Такие забавы не только порадуют малыша, но и помогут развитию мелкой моторики и тактильного восприятия.

5. Поддерживайте и стимулируйте интерес ребенка к познанию мира, давайте ему возможность увидеть и попробовать как можно больше. Не забывайте следить за тем, чтобы предметы в зоне досягаемости крохи были чистыми и без мелких деталей. Также старайтесь не перевозбудить малыша.

6. Добавьте новые упражнения: разведите ручки крохи в разные стороны, а потом скрестите их на груди (повторять несколько раз), поворачивайте ножки ребенка таким образом, чтобы его таз немножко повернулся. При этом малыш начнет поворачивать плечи и голову в ту же сторону. Помогите ему повернуться, слегка потягивая за ручку.

7. Купите крохе резиновые пищалки, издающие звук при сдавливании. Такие игрушки помогут развить ловкость и сноровку ручек. Чтобы развивать координацию и мышление, предлагайте ребенку разные погремушки, с тонкими или толстыми ручками, с кольцами.

8. Закрепите на стенке кроватки крохи небьющееся зеркальце. Увидите, с каким интересом и восторгом малыш будет наблюдать за своей мимикой, улыбаться своему отражению.

9. Поощряйте ползание крохи, стимулируйте его, «приманивая» игрушкой или непривычными для малыша вещами: кастрюлями, чашками, черпачками. Но, когда малыш подползает, не отодвигайте игрушку, чтобы не отбить желания ползать. После игры обязательно похвалите кроху, улыбнитесь, ласково погладьте.

10. Постоянно общайтесь с ребенком! В процессе разговора меняйте скорость и громкость речи, говорите разными голосами. Повторяйте «речь» крохи. Почаще зовите малыша по имени. Хлопайте в ладоши в такт музыке, меняйте медленную и быструю музыку, ее громкость, ритм.

11. Рассказывайте крохе сказки, стишки, потешки. Делать это надо не монотонно, а эмоционально и ярко. Используйте веселые игры-потешки, например:

Ножки-топтыжки
Малыш лежит на спинке, а мама сгибает по очереди его ножки, а потом сводит и разводит ручки, приговаривая:
Ножки-топтыжки
Пошли молотить, 
Ручки-грабельки
Сено воротить.

Толкачики-рогачики
Мама подводит согнутые ножки крохи к животику, переворачивает на бок, приговаривая: 
Толкачики – рогачики, оп! 
Перевертушки!

Поехали!
Мама тянет кроху за ножки на себя:
Поехали – поехали за солью, за солью.

Ковалек
Мама постукивает по пяточкам крохи, напевая: 
Куй, куй, ковалек, 
Подай сапожок, 
На маленькую ножку 
Золоту подковку.

Если вы заметили хотя бы один из перечисленных ниже симптомов, обязательно обратитесь к врачу:

  • если кроха безразличен к кормлению, не проявляет эмоций в ответ на человеческий голос или игру;
  • если вы наблюдаете подергивание лук и лица;
  • если малыш страдает постоянным нарушением сна;
  • если ребенок не реагирует на свет и звук, либо реагирует слабо.

И, конечно же, универсальный рецепт – любите своего кроху! И тогда он обязательно будет расти и развиваться, радуя своих родителей!

Современные мама и папа внимательно следят за развитием своего малыша, поэтому каждому из них нужно знать, что должен уметь . Конечно, нельзя утверждать, что все дети развиваются одинаково. Но в целом большинство из них осваивают определённые навыки к этому возрасту.

Конечно, некоторые из них могут несколько опаздывать в развитии. Но это никак не повод паниковать. Наоборот, родители должны помочь своему малышу развиваться правильно.

В 4 месяца ребёнок начинает стремительно развиваться. И мальчик, и девочка учатся новому и приобретают много полезных навыков.

Физиологическое развитие

Развитие ребёнка в 4 месяца не должно слишком беспокоить его родителей. Достаточно следить за его весом и ростом. Мальчики в этом возрасте прибавляют около 2,5 сантиметров в росте и достигают 61,5–66 сантиметров. Девочки вырастают на 2 сантиметра, их рост составляет 59–64 сантиметра.

В весе дети должны набрать примерно одинаковое количество граммов – около 700. Особо педантичным родителям пригодится таблица, в которую они будут записывать вес и рост своего крохи в каждый период его жизни.

В этом возрасте малыш становится всё более активным и подвижным. Количество его навыков стремительно растёт. Спинка у крохи ещё недостаточно крепкая для сидения, но это не мешает ему постоянно пытаться принять вертикальное положение. Для этого ребёнок всё время подтягивается на ручках. Малышу нравится чувствовать движение. Он постоянно двигает ножками и ручками и очень любит, когда его поднимают вверх.

К 4 месяцам у ребёнка сокращается длительность сна. Днём он теперь спит не более трёх раз. Промежуток бодрствования продлевается до двух часов, иногда – дольше. Карапуз уже не засыпает сразу же после кормления, он готов играть и познавать мир.

В 4 месяца что только не интересует вашего малыша! Он быстро растёт, поэтому весь окружающий мир очень интересует его. Карапуз пытается дотянуться до любимой игрушки или до ближайшего яркого предмета. Родители должны быть очень внимательны к его движениям, следить, чтобы не приключилось беды.

Зрительные функции

  • Кроха уже начинает различать формы предметов и цвета; ему нравятся определённые игрушки, которые он с удовольствием рассматривает.
  • В это время развивается зрительная память. Малыш может внимательно рассматривать какой-то один предмет, а потом переводить взгляд на другой.
  • Перед началом 5 месяца он уже понимает разницу между объёмными и плоскими фигурами.

Изменения в области слуха

  • Слух завершает своё формирование: услышав резкий звук, малыш оборачивается в его сторону.

Ребёнок слушает речь взрослых, прислушивается к интонациям.

  • Малыш начинает отличать спокойные мелодии от быстрых ритмов.
  • При резком звуке кроха пугается и широко открывает глаза.

Развитие речи

  • Родители могут радоваться первым звукам, ведь именно в четыре месяца кроха начинает агукать.
  • Простые звуки ребёнок складывает в более сложные, но это ещё не значит, что он начинает разговаривать.
  • Довольный 4-месячный ребёнок может заливисто смеяться.

Кроме того, появляется ещё одна немаловажная особенность, которая очень обрадует уставших родителей: малыш начинает хорошо спать ночью. Он может не просыпаться всю ночь.

Ключевые навыки четырёхмесячного ребёнка

Что должен уметь делать ребёнок в 4 месяца? Нужно отметить тот факт, что дети в этом возрасте начинают активнее взаимодействовать с окружающим миром. Это возможно из-за улучшения работы опорно-двигательного аппарата, развития нервной системы. Итак, что умеет ребёнок в 4 года (или что он должен уметь):

  • Когда исполняется ребёнку 4 месяца, его хватательный рефлекс немного слабеет и хватание происходит осознанно. До этого малыш сжимал свой кулачок рефлекторно, для этого нужно было лишь поднести какой-либо предмет к его ладошке. Но в возрасте четырёх месяцев ребёнок должен делать это сознательно, то есть только тогда, когда ему это на самом деле нужно. Этот навык – огромный прогресс в развитии малыша, так как именно в это время кроха начинает управлять собой, своим телом, вырабатывает координацию движений. Сознательное хватание предмета – это совсем новый процесс для ребёнка. Когда его интересует игрушка, то он самостоятельно берёт её. А для этого необходимо запустить в действие множество новых нервных импульсов.
  • Ребёнку становятся интересны разнообразные предметы. Теперь малыш может проделывать различные манипуляции, рассматривать игрушку, тянуть её в рот. Кроме того, дети должны пытаться постучать этим предметом, выдать из него некий звук. Родителям не стоит постоянно запрещать малышу отправлять все предметы в рот. Такое поведение – естественный этап в его развитии, таким образом он познает этот мир.
  • Четвёртый месяц жизни ребёнка подразумевает овладение новыми навыками. Теперь малыш может поворачиваться не только на живот, но и обратно на спинку. В этом возрасте родители опасаются падений, а поэтому часто перемещают малыша с кровати на пол. Но это совсем не мешает ребёнку изучать мир вокруг. Наоборот, теперь перед ним открывается новый огромный мир, где можно найти большое количество интересных предметов. И важно, чтобы никакой из них не мог нанести вреда маленькому исследователю.

  • Во время лежания на спине малыш может пробовать приподнимать плечи и головку. Некоторым родителям это может показаться попыткой сесть. Но это не так. Это умение вырабатывается по-другому. В большинстве случаев малышу проще научиться садиться с бока.
  • Ещё совсем недавно считали, что приобретённые навыки у ребёнка в 4 месяца уже позволяют ему сидеть. Но современные педиатры и ортопеды не рекомендуют сажать ребёнка насильно. Стоит ждать до тех пор, пока кроха сделает это самостоятельно. Категорически не рекомендуется насильно сажать ребёнка и обкладывать подушками.
  • Новое умение получает малыш в положении лёжа. Речь идёт об умении ползать. 4–5 месяц в развитии детей не может обойтись без этого навыка. Четырёхмесячный малыш может отталкиваться ножками, приподнимать попку. Некоторые дети уже вовсю ползают по-пластунски. Очень интересно, что многие дети с большим удовольствием ползут назад, а не вперёд. Чтобы заинтересовать ребёнка и мотивировать его ползать, можно показать ему интересную игрушку, и тем самым мотивировать его к ней добраться. Такую забаву можно осуществить, поставив игрушки на небольшом расстоянии (так, чтобы малыш имел возможность к ним дотянуться). Если же предметы поставлены слишком далеко, то малыш просто не сможет их заполучить, расстроиться и потеряет к ним интерес.
  • Зрение у малыша также существенно улучшается. Сейчас он может чётко видеть предметы, которые расположены на расстоянии до 3,5 метров. Это позволяет ему рассматривать комнату, наблюдать за действиями взрослых. Кроме того, изменения происходят и со слухом. Дети различают разные типы звуков, могут слушать музыку. В это время они с наслаждением вслушиваются в мамин голос.
  • В это время развивается речь малыша. Наблюдая за артикуляцией взрослых, ребёнок пробует своими губами повторить. Это позволяет ему выговаривать некоторые слоги. Родители могут даже принять эти слоги за полноценные слова. Особенно много таких «слов» можно услышать от ребёнка, когда ему весело. Родители, зная значение эмоциональной беседы с ребёнком, должны всячески поддерживать стремление своего малыша к общению, поощрять его.
  • Социальное общение также очень важно в этом возрасте. Самыми близкими людьми для крохи остаются его родители. Но в этот период своей жизни дети уже должны хорошо различать «своих» и «чужих». И это разграничение совсем не зависит от того, близкие это родственники или же просто друзья их родителей. «Чужими» могут стать даже бабушка с дедушкой, если они редко проведывают внука.

В присутствии незнакомых людей малыш может не только вести себя беспокойно, но и плакать, напрягаться всем телом. Самыми близкими малыш считает только тех людей, которых видит каждый день. Это связано с тем, что ребёнок ещё не может надолго запоминать лица и события, его долговременная память пока ещё развита очень слабо.

Эмоциональное развитие

Эмоциональное развитие малыша не менее важно. Какие изменения происходят с малышом в психологическом плане? Давайте разбираться.

  1. Малыш чувствует себя намного более оживлённым, чем до сих пор. Услышав мамин голос, он радостно улыбается, агукает, двигает ножками и ручками. Ребёнок может улыбаться не только родителям или другим знакомым людям, но и красивой игрушке, животному.
  2. В это время дети начинают запоминать и реагировать на своё имя.
  3. У крохи развивается мышление. Теперь он понимает не только то, что происходит в настоящий момент, но и может предугадать последствия некоторых действий.
  4. К четвёртому месяцу кроха уже должен испытывать разные чувства, например, радость, страх или обиду.
  5. Дети в этом возрасте любят рассматривать себя, щупать и даже засовывать в рот ножки. Некоторые просто обожают смотреть на себя в зеркало.
  6. Ребёнок остро нуждается в мамином присутствии. Он может чувствовать её настроение. Ему необходим постоянный тактильный и эмоциональный контакт.

Вот основные навыки и умения грудничка в 4 месяца. Впереди – пятый месяц жизни. А это значит, что грядут новые достижения, умения, свершения и поводы для радости!

Четвертый месяц - начало нового этапа в развитии ребенка. С этого времени интенсивность прибавки массы тела снижается, и теперь каждый последующий месяц она будет чуть меньше, чем в предыдущем. Прибавки длины примерно до девятого месяца остаются стабильными - по 2 см, а потом тоже начинают уменьшаться. Зато рост отдельных частей тела происходит более гармонично и все заметнее изменяются пропорции, свойственные новорожденному.

Родился младенец «головастиком»: окружность его головы, составлявшая 33-36 см, была больше окружности грудной клетки. К концу месяца это соотношение уже изменилось; окружность головы теперь 39,5-40,5 см, а грудной клетки - 40-41 см.

Соотношение голова - грудь существенно не с эстетических позиций (хотя почему бы и нет?), а как диагностический признак. Слишком быстрый рост головы может быть показателем повышенного внутричерепного давления, и значит, какого-то, пусть и незначительного, нарушения деятельности центральной нервной системы. Большая голова, выпуклые лобные бугры характерны и для «цветущего» рахита. А слишком маленькая, очень медленно растущая головка позволяет заподозрить недоразвитие мозга.

Окружность грудной клетки - своего рода зеркало общего состояния ребенка. Если она мало увеличивается, не «обгоняет» голову, приходится задуматься, правильно ли вскармливание ребенка, хорошо ли он усваивает пищу, нет ли каких-то других причин для отставания физического развития?

Развитие четырехмесячного ребенка

Уже к 4 месяцам, лежа на животе, здоровый ребенок легко поднимает верхнюю половину туловища и не только с интересом смотрит вперед, но и свободно поворачивает голову вправо и влево, если что-нибудь там привлечет его внимание. Живот плотно прилегает к подстилке, бедра широко разведены, ступни - в воздухе.

Лежа на спине, ребенок поднимает вверх и ручки, и ножки, играет ими, захватывает ступни руками с явным намерением потянуть их в рот.

В раннем возрасте рот - орган познания. Любой предмет, который станет доступен ребенку, будет первым делом опробован на вкус, облизан, обследован языком и деснами. Когда вы протягиваете ему удобную для захватывания игрушку, он тоже тянет ее ко рту. Препятствовать этому бесполезно, но вот что совершенно необходимо - так это каждый день мыть игрушку с мылом и споласкивать кипяченой водой, да и выбирать такую, на которой нет острых выпуклостей, углов, а если это погремушка - проверить, не могут ли выпасть из нее какие-то мелкие детали.

Ребенок уже способен бодрствовать по полтора часа подряд, причем достаточно долго развлекает себя сам: пытается потянуть вниз висящую над ним тесьму с игрушками, ощупывает их, трясет, передвигает.

Но проходит минут 15-20, и он начинает требовать общения. Сначала пробует привлечь внимание оказавшегося в поле его зрения взрослого улыбкой, гудением, движениями рук и ног, а исчерпав мирные средства - хныканьем и даже криком. Быть с вами - его потребность и право. Поиграйте с ним, поговорите, возьмите на руки, походите по комнате.

Стрижка ногтей и волос

В уходе за ребенком четвертого месяца жизни появляется новое - стрижка ногтей и волос. Длинные ногти младенца - это место скопления грязи, возможность появления мелких травм слизистых оболочек и расчесов кожи. Линия среза ногтей на пальцах рук должна быть дугообразной, на ногах - прямой. Именно такая форма стрижки ногтей на ногах предотвращает возможное врастание их уголков в мягкие ткани.

Волосы у детей этого возраста, как правило, еще короткие. Но у некоторых, на радость родителям, вьются буйные кудри. Если у малыша сильно потеет голова или появилась себорея на ее волосистой части, длинные волосы следует подстричь, так как они мешают уходу за кожей.

Влажные обтирания

Дальнейшее развитие двигательных способностей ребенка приводит к тому, что он начинает с силой выпрямлять и сгибать конечности и, естественно, может сбросить покрывающие его одеяло или пеленку. При этом малыш, если не одет в ползунки, может развернуться и оголить нижнюю половину тела. Охлаждение кожи рефлекторно вызывает мочеиспускание. Мокрые ноги остывают быстрее. А природная особенность человека такова, что охлаждение подошв вызывает рефлекторно отек носоглотки. У маленького ребенка, к тому же, в связи с несовершенством поддержания температуры тела может наступить и общее охлаждение, т. е. то, что называется простудой.

Однако малыша не удержишь «под колпаком». Изменения окружающей среды обязательно коснутся его, как бы внимательно родители ни ухаживали за ним. Нужно готовить ребенка переносить без вреда такие неожиданные охлаждения. Для этого комплекс закаливающих процедур необходимо пополнить влажными обтираниями. Их удобно сочетать с проведением общего туалета ребенка. При этом всю поверхность тела, буквально от макушки до пяток, протирают влажной губкой (мягкой тряпочкой). Делать это надо поэтапно. Сначала нужно обтереть верхние конечности и грудь, надеть рубашечку и только потом обтереть отдельно каждую ногу. Обтирание - лучшая гимнастика для сосудов. При кратковременном охлаждении сосуды суживаются, уменьшая потерю тепла с кожи. Натренированный таким образом организм, попав в неблагоприятную ситуацию, охлаждается медленнее.

Кормление ребенка

Основа питания ребенка до года - это грудное молоко, оно составляет в 4 месяца практически 100% рациона ребенка. Если ребенок развивается соответственно возрасту и проблем со здоровьем нет, вводить прикорм в этом возрасте не нужно.

На четвертом месяце, особенно при искусственном вскармливании, у детей нередко развивается запор. Имейте, однако, в виду, что о запоре судят не столько по регулярности стула, сколько по его консистенции. Если стул бывает только один раз в сутки, но кашицеобразный, мягкий, не причиняющий ребенку беспокойства, - не тревожьтесь и вы. Если же в момент опорожнения кишечника ребенок сильно и подчас безрезультатно тужится, краснеет, напрягается, а стул у него твердый, сухой - надо помочь. Очень полезно в данном случае пюре из чернослива - ягоды нужно помыть, разварить и протереть мякоть. Можно дать ребенку отвар чернослива, 2-3 чайные ложечки свекольного сока (только не свежевыжатого, а постоявшего пару часов в холодильнике, а затем подогретого до комнатной температуры).

Для детей со склонностью к жидкому стулу предпочтительней пюре из яблок. Если свежих фруктов сейчас мало (апельсины и мандарины не в счет, их детям до года не дают!), то можно с успехом использовать сушеные, делать пюре - ассорти из сухих яблок, груш, кураги.

С четырех месяцев детям, склонным к рахиту (недоношенным, родившимся зимой или осенью) можно давать творог. Творог - источник белка и кальция, важнейших строительных материалов для образования новых клеток, укрепления костно-мышечной системы, а главное - источник витамина D. Ребенку творог дают только идеально свежий, полужидкий, без комочков.

С четырех месяцев в меню ребенка по указанию вашего педиатра может входить и желток. Яйцо - уникальный продукт. В небольшом объеме природа уместила практически все основные вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности. Это - полный набор незаменимых аминокислот, да еще в самых оптимальных соотношениях, полноценный жир, минеральные вещества, в том числе, железо, витамины группы В, витамин А и значительное количество столь необходимого ребенку витамина D. В желтке сконцентрированы почти все минеральные вещества и витамины, в нем содержится до 30 % жира, причем, в виде эмульсии, которая легко переваривается и усваивается.

Досадно, но яйца часто вызывают аллергические реакции. Аллергизирующие свойства присущи главным образом белку, поэтому детям до года дают только желток, сваренный вкрутую. Варить яйцо надо не менее 20 минут. Термическая обработка снижает аллергенность желтка, почти не изменяя его полезных свойств. Еще одна мера снижения аллергенности - с вареного желтка снять покрывающую его тонкую пленочку. Давать ребенку по крупинке, постепенно увеличивая до четвертинки желтка через день к 6 месяцам.

Конечно, все новое вводят поочередно и, как всегда, начиная с самых маленьких количеств.

Пюре - с неполной чайной ложки и до 4-5 ложек.

Желток - буквально с крошки растертой в грудном молоке или смеси, и до четверти желтка через день.

Творог - с четверти чайной ложки до 4-5 ложек.

Желток и первые порции творога лучше дать перед кормлением, а пюре и соки, - после. В последнее вечернее кормление - только грудное молоко или смесь.

Общий объем пищи к концу четвертого месяца увеличивают до 160-170 мл. Некоторым детям этого хватает уже не на 3,5 часа, а на 4, и они сами подсказывают, что пора перейти на пятиразовое кормление. Но, как правило, оно остается пока шестиразовым.

Профилактическая прививка

Главная ваша забота на четвертом месяце - подготовить ребенка к профилактической вакцинации АКДС против коклюша, дифтерии, столбняка и к прививке против полиомиелита.

Иммунная система ребенка уже выдержала первое испытание - противотуберкулезную прививку БЦЖ, сделанную еще в родильном доме. Свидетельством того, что вакцина сработала, было появление в полтора-два месяца на месте ее введения безболезненного бугорка, который вскоре исчез, оставив после себя рубчик. Есть основания считать, что, предохраняя от туберкулеза, вакцина БЦЖ одновременно стимулирует иммунную систему. Так что теперь организм ребенка вполне готов воспринять новую вакцину и ответить на нее выработкой защитных антител.

Прививку проводят трехкратно, с интервалами в шесть недель, и если сделать ее не откладывая, то к шести-семи месяцам, то есть ко времени, когда ребенок обычно дольше бывает на улице и общается с большим количеством других детей и взрослых, он уже будет надежно защищен.

Непременное условие: чтобы хорошо вырабатывался иммунитет, ребенок должен быть здоров не только в момент вакцинации, но и хотя бы за месяц до нее.

Если кто-нибудь в семье кашляет и чихает - пусть не подходит к малышу! Строжайшим образом соблюдайте гигиенический режим, не давайте ребенку накануне прививки новых продуктов, не меняйте распорядок его дня. Еще тщательнее надо готовить к прививке детей, у которых есть проявления диатеза, и особенно тех, у кого имеются даже незначительные неврологические нарушения. В этих случаях разрешить прививку должен невропатолог. Возможно, он предложит индивидуальный план вакцинации или назначит профилактические препараты, на фоне которых вакцинация пройдет успешнее.

Для таких детей создана специальная, ослабленная вакцина без противококлюшного компонента, который является наиболее аллергенным. Но тогда возможность подхватить коклюш сохранится. Заболевание это хотя не столь опасно, как дифтерия, но весьма изнурительное, и, если нет прямых показаний для применения ослабленной вакцины, не надо ее добиваться!

Сама прививка проходит легко и безболезненно. Вакцину вводят одним внутримышечным уколом и тут же дают ребенку проглотить несколько капель вакцины против полиомиелита. У многих детей никаких нежелательных реакций не возникает. Но будьте готовы к тому, что в первый же день может повыситься температура, ребенок покапризничает, будет хуже есть. Если это не досадное совпадение с каким-то начинающимся заболеванием, то уже назавтра температура станет нормальной, и через пару дней все приходит в норму.

Возможно и появление на месте инъекции небольшого инфильтрата - припухлости и покраснения, но и он постепенно бледнеет и исчезает. Более серьезные осложнения очень редки, хотя, к сожалению, не полностью исключены.

Если температура поднялась выше 38°, ребенок не просто капризничает, а безостановочно плачет несколько часов подряд, на теле появились высыпания или пузырьки типа крапивницы - надо не откладывая вызывать врача!

Что умеет ребенок в 4 месяца

  • Начиная с четвертого месяца, лежа на животике, малыш высоко поднимает головку, опираясь на предплечья. В это время он постигает сложные виды движения. Например, он пытается работать мышцами спины и ног. Ощущение собственного тела для малыша играет очень важную роль! Это ощущение очень важно стимулировать массажем, играми и нежными прикосновениями.
  • 4 месяц для вашего малыша "тренировочный”. Спинка еще слабенькая, малыш начинает подтягиваться, чтобы в будущем сесть. Он любит, когда его поддерживают под мышки, поднимают за ручки и стремится подтанцовывать.
    В этом возрасте ребенок спит только 3 раза в сутки, а бодрствует в течение двух часов подряд.
  • Малыш активно гулит и узнает маму, радуется, у него легко возникает "комплекс оживления".
  • Уже к концу 4 месяца малыш умеет громко и заразительно смеяться! То, что его окружает – это становится все более интересным для него. По звуку он может отыскивать людей, смотреть вперед и назад, через плечо. Родным он отвечает радостным гулением.
    Малыш пугается, если слышит сердитый голос близкого человека. Его личико меняет мимику, он может даже заплакать!
    В этом возрасте кроха легко различает тембр и силу звуков, под красивую классическую музыку он бодрствует и радуется ей, а устав, засыпает под нежную колыбельную. Ели вам нравится танцевать с малышом, танцуйте! Бережно качайте ребенка под медленную мелодию и более быстро под ритмичную. Таким образом вы разовьете чувство ритма у вашего крохи через движения.
    В этом возрасте малыши получают огромное удовольствие от игры со звуками. Совершенно независимо от материнской речи, детки всего мира начинают произносить первые слоги: "ба”, "ма”, "ам”, "та”и пр. Некоторые малыши могут изменять тональность и громкость своей речи и даже напевать целые мелодии.
    Все звуки для крохи живые! Он просто наслаждается ими. Чувство речи, каждой гласной и согласной имеет определенные свойства и для ребенка. Поэтому малыши любят слушать стихи, даже такие, которые для вас покажутся странными.
  • В это время завершается первоначальное развитие глазного яблока.
  • Ребенок рассматривает предметы, как бы ощупывая их взглядом, определяя их форму и размер. Такое длительное и разнообразное зрительное сосредоточение, его внимание к предметам, активное гуление – все это свидетельство нормального психофизического развития.
    Развитие зрения позволяет малышу детально рассматривать и запоминать предметы и людей. В этом возрасте он начинает различать некоторые цвета, улавливать разницу в форме фигур, например, овала, треугольника и прямоугольника. Он начинает реагировать на изменение облика человека, которого он хорошо знает. Мама одела новое платье, шапку или очки – все это для него интересно, все он пытается рассмотреть и изучить, в новом образе он стремиться узнать родное лицо.
    В 4 месяца малыш уже будет радоваться своему отражению в зеркале. Он будет приветствовать своего "незнакомца” радостной и сияющей улыбкой.
  • На четвертом месяце малыш уже пытается повернуться на бочок. Чуть позже он сможет перевернуться с живота на спинку. Все эти движения еще неуверенные, и больше похожи на опрокидывания.
  • Натолкнувшись на игрушки, он их рассматривает, стремится захватить и потрогать. Самостоятельно захватывать предметы он еще не умеет, но держит, вложенную погремушку в ладошку, достаточно крепко.
    Любые предметы, которые попадают в ручки малыша, обязательно попадают в ротик для дальнейших исследований. Это новый шаг в развитии ребенка! Кроха стремиться познавать мир с помощью своего чувствительного ротика. Так он накапливает опыт тактильных ощущений
  • Во время кормления кроха умело захватывает и придерживает своими ручонками грудь мамы или бутылочку.

За спиной четырехмесячного младенца остался еще один месяц жизни. За это время он сильно окреп, подрос и многому научился. Подстраиваясь под новые потребности и возможности малыша, должен измениться и его распорядок дня. Он по-прежнему будет состоять из чередования кормлений, периодов сна и бодрствования, заполненного развивающими играми, гимнастикой и гигиеническими процедурами, изменится лишь продолжительность этих периодов.

Приблизительный распорядок дня 4-х месячного ребенка:

  • 6:00-8:00 Утреннее пробуждение, первая трапеза, комплекс (с обязательным умыванием и сменой подгузника), прием воздушных ванн, совмещенных с утренней гимнастикой, период активного бодрствования.
  • 8:00-10:00 Утренний сон.
  • 10:00-12:00 Вторая трапеза, активный досуг (выполнение физических упражнений, общение с близкими, развивающие игры).
  • 12:00-14:00 Прогулка, совмещенная со сном на свежем воздухе ().
  • 14:00-16:00 Третья трапеза, экскурсия по квартире, активные игры, развивающие занятия.
  • 16:00-18:00 Вечерняя прогулка, знакомство с окружающим миром, сон.
  • 18:00-21:00 Четвертая трапеза, игры и развивающие занятия с членами семьи, .
  • 21:00-22:30 Подготовка ко сну.
  • 22:30 Ночная трапеза.
  • 23:00-6:00 Ночной сон.

Дополнительный вариант (на выбор):

Мамы должны понимать, что предложенный распорядок дня является приблизительным и не стоит лезть из кожи вон, чтобы следовать ему минута в минуту. Индивидуальные особенности каждого ребенка неизбежно будут вносить в него свои коррективы .

Однако при любых коррективах в режиме дня четырехмесячного крохи неизменными должны остаться следующие моменты:

  • интервалы между приемами пищи должны составлять не менее четырех часов;
  • общая продолжительность дневного сна, составляющая около шести часов (целесообразно разделить их на три промежутка).

Питание

Распорядок, регламентирующий жизнь 4-х месячного ребенка, предусматривает не шести-, а пятиразовое кормление. В этом его основное отличие от режима в предыдущем месяце . Современные мамы имеют возможность кормить своих детей одним из трех способов: путем грудного, искусственного и смешанного вскармливания.

  • Четырехмесячный малыш, находящийся на грудном вскармливании, пока не испытывает необходимости в дополнительном прикорме, поскольку питательность материнского молока для него вполне достаточна . Сокращение количества приемов пищи объясняется тем, что подросший и окрепший ребенок за одно кормление высасывает большее количество молока, дольше оставаясь сытым;
  • Суточная потребность в материнском молоке у малыша в 4 месяца составляет 900-1000 мл, поэтому нетрудно подсчитать, что объем одной порции должен составлять около 200 мл. Бутылочку именно с таким количеством молочной смеси и получает ребенок, находящийся на искусственном вскармливании.

Читаем подробно о том, сколько грудного молока или смеси должен съедать ребенок -

В жизни малышей-искусственников происходит одно важное событие: начиная с этого месяца они начинают получать первый прикорм . Относительно характера продуктов, с которых следует начинать прикорм, мнения педиатров разделились. Одни из них считают, что лучшим вариантом являются безглютеновые немолочные каши, другие рекомендуют прикармливать крох детским кефиром и творогом. Подавляющее большинство специалистов советует понемногу вводить в рацион ребенка сначала овощные пюре и соки, а потом и фруктовые.

Важное значение имеет реакция крохи на прикорм: еда должна ему нравиться. Начав с чайной ложечки, количество нового продукта ежедневно увеличивают на одну ложку. Через десять дней объем прикорма должен составить не менее 150 мл. Как только это произойдет, в рационе ребенка появляется одно кормление новым продуктом, а четыре остальных осуществляются привычной молочной смесью.

Прикорм вводится и в рацион 4-х месячных малышей, в силу необходимости находящихся на смешанном вскармливании. Обычно к нему прибегают мамы, у которых вырабатывается . При такой схеме питания малышу необходимо 500 мл материнского молока, 400 мл молочной смеси и 150 мл прикорма.

Сон

У ребенка в возрасте 4 месяца потребность в сне по-прежнему высока. Как и в предыдущем месяце, он должен спать не менее шестнадцати часов в сутки, однако увеличившаяся продолжительность дневного бодрствования приводит к изменению режима сна.

При идеальном раскладе кроха должен спать не меньше десяти часов ночью и шести – в течение дня. Вместо четырех периодов дневного отдыха у него остается три.

Разумеется, такой режим подходит не каждому ребенку. Некоторые малыши все еще нуждаются в четырехкратном дневном сне, а кто-то прекрасно обходится и одним. Одни спокойно спят всю ночь напролет, а другие даже по ночам просыпаются через каждые три часа и требуют подкрепления. В этом возрасте уже можно понять, кто будет «жаворонком», а кто – «совенком».

В каждом конкретном случае умная и заботливая мама должна так выстроить режим дня своего крохи, чтобы обеспечить ему условия для правильного развития, а это возможно лишь при разумном чередовании периодов сна и бодрствования. Плохо выспавшийся малыш будет капризничать, отказываться от игр и еды, а переспавший станет чересчур энергичным. Так что золотая середина важна и здесь.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

При продуманном подходе можно приспособиться к любым индивидуальным особенностям каждого малыша, заставив его привыкнуть к правильному распорядку . Если кроха плохо спит по ночам, не давая спать своим близким, имеет смысл пожертвовать первой частью его ночного отдыха и уложить его чуть позже обычного. Придется проявить некоторую изобретательность, развлекая капризничающего малыша, но зато после этого он мгновенно заснет, не просыпаясь до самого утра.

Как научить младенца спать всю ночь / наш режим дня с 4 мес:

Прогулки

Организация, продолжительность и количество прогулок с ребенком остаются такими же, что и в предыдущем месяце: выносить его на свежий воздух необходимо на 1,5-2 часа два раза в день . Разумеется, если тому не препятствуют слишком плохие погодные условия: , ветер или .

Не следует забывать о том, что начало прогулки должно быть познавательным для малыша, начавшего проявлять активный интерес к окружающему миру, поэтому необходимо рассказывать ему обо всем, что встречается на пути: об увиденных растениях, животных и птицах, о прохожих и проезжающем мимо транспорте.

Оставшуюся часть прогулки ребенок по-прежнему мирно проспит в коляске: благодаря притоку свежего воздуха, насыщающему клетки мозга кислородом, этот сон будет особенно продолжителен и полезен для него.

Развивающие игры

Поскольку ребенок в 4 месяца бодрствует на протяжении восьми часов, это время необходимо заполнить большим количеством развивающих игр.

  • Очень полезны для малыша прогулки-экскурсии по квартире. Путешествуя на руках взрослых, он знакомится с названием и назначением находящихся в ней предметов. Вся полученная информация откладывается в его памяти. Через некоторое время можно убедиться в этом. Назовите какой-нибудь знакомый предмет, и вы увидите, что кроха повернет головку в его сторону;
  • Для развития тактильных ощущений полезно давать малышу яркие игрушки с разной фактурой поверхности. Они могут быть твердыми и мягкими, гладкими и шершавыми, бугристыми и имеющими отверстия. Расцветка игрушек должна быть либо однотонной, либо содержащей не более двух-трех цветов. Границы цветового перехода должны быть четкими;
  • Четырехмесячный возраст – благодатная пора для использования развивающих ковриков, развлекательных центров и . Способствующие развитию слуха, зрения и мелкой сенсорики, пробуждающие двигательную активность малыша, все эти игрушки очень полезны для него, однако не стоит предлагать малышу сразу несколько предметов: он должен сосредоточиться на чем-то одном;
  • Малышам полезно слушать ритмичную музыку. Хлопая в ладоши в такт музыки, мама будет способствовать формированию у малыша чувства ритма. Можно взять кроху на руки и плавно покружиться с ним под красивую мелодию;
  • Ребенку необходимо рассказывать сказки, петь детские песенки, читать стихи и потешки. Уже с этого возраста надо приучать малышей к рассматриванию картинок и чтению книг;
  • Очень полезны и любимы малышами игры с их ручками и ножками, пальчиковые игры-забавы «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза рогатая» (). Поглаживание и массирование крохотных пальчиков благоприятствует не только развитию сенсорики, но и активизации мозговых центров, ответственных за речь.

Зная, что все игрушки и предметы, попавшие в ручки малыша, непременно окажутся у него во рту, необходимо следить за их чистотой. Игрушки следует ежедневно мыть кипяченой водой, а лоскутки подвергать периодической стирке.

Физическое развитие, закаливание и гигиенические процедуры

Окрепший малыш нуждается в большем количестве физических упражнений, поэтому помимо утренней гимнастики необходимо заниматься укреплением и развитием его мышц в течение всего дня. Оптимальной будет пятиминутная нагрузка, выполняемая утром, днем и вечером .

  • Ребятишки этого возраста начинают самостоятельно переворачиваться на животик. Чтобы облегчить им эту задачу, укрепив мышцы спины и брюшного пресса, очень полезно поиграть в «колобка». Осторожно перекатывая ребенка со спинки на животик (и в обратном направлении) по большой кровати, можно сопровождать свои действия веселым комментарием о том, что кроха превратился в резиновый мячик или в колобка, убегающего от своих преследователей;
  • Для укрепления позвоночника и ручек мама может дать крохе ухватиться за свои указательные пальцы, а затем потянуть его на себя. Это упражнение будет подготовкой к навыкам самостоятельного сидения ();
  • При выкладывании ребенка (лежащего на полу) на животик, полезно подставлять руку под его пяточки. Отталкиваясь от нее ножками, малыш будет предпринимать первые попытки уползти. Чтобы эти попытки были удачными, пол не должен быть скользким. Лучшим вариантом является наличие ковра, покрытого тонким одеялом.

Как закалять малыша

4 месяца – весьма подходящий возраст для начала закаливающих процедур. При условии регулярного выполнения они позволят малышу всегда оставаться здоровым .

  • Начало закаливанию было положено в первые месяцы развития ребенка, поскольку воздушные ванны и прогулки на свежем воздухе тоже относятся к категории закаливающих процедур. Продолжительность воздушных ванн в помещении с температурой в 22 градуса для малыша должна составлять не менее десяти минут. Выполнять их следует не менее двух раз в день;
  • Одной из наиболее щадящих закаливающих процедур с использованием воды является обтирание . Прежде чем перейти к влажным обтираниям, проводят курс сухих. Нежную кожу малыша обтирают варежкой, сшитой из махровой материи. Делать это следует очень осторожно, до легкого покраснения кожных покровов. Через 7-10 дней, когда растирания станут привычными, можно приступить к использованию мокрой рукавички. Смочив ее теплой (36 градусов) водой и хорошо отжав, обтирают сначала только личико ребенка. Через несколько сеансов площадь обтирания постепенно увеличивают, доведя до полного обтирания всего тела. Продолжительность процедуры – не более двух минут. После каждых трех процедур температуру воды снижают на один градус (нужно довести ее до 30 градусов).

Комплекс гигиенических процедур для ребенка остается прежним, включающим процедуру утреннего умывания, обязательных подмываний при каждой смене подгузника и вечернего купания.

Следуя предложенным рекомендациям и адаптируя их к индивидуальным особенностям своего 4-х месячного крохи, каждая заботливая мама сможет создать такой распорядок дня, который необходим для успешного интеллектуального и физического развития малыша.

ВИДЕО ГИД: Как организовать уход за ребёнком в 4 месяца? Кормление. Уход. Основные моменты

Как приучить ребенка к режиму

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Появление малыша всегда вносит большие коррективы в жизнь семьи. Родители подстраиваются под ритмы ребенка и следуют его интересам. Очень часто дитятко совсем не желает придерживаться привычного режима дня и ночью устраивает концерты. Но, как правило, к 4 месяцам все более-менее налаживается и входит в привычный ритм.

Когда исполняется 4 месяца малышу, это считается переломным моментом в его жизни. Часто беспокоившие ребенка колики, не дающие покоя родителям, проходят, и карапуз становится спокойнее. Да и жизнь молодых родителей постепенно входит в норму. Ведь за четыре месяца уход за малышом уже стал привычным делом. Мама и папа не боятся навредить ребенку, а малыш уже требует не только поесть и поспать, но и общения.

Физические параметры

Основным параметром, оценивающим развитие ребенка на первом году жизни, является прибавка веса и роста. Но если в первые три месяца прирост массы тела может превышать один килограмм в месяц, то к 4 месяцам, она уже не такая резкая. Ребенок должен набрать около 700 г и вырасти еще на 2 см.

На ежемесячном приеме врач также измерит объем головы и груди, которые прибавят, соответственно, 10 и 15 мм. Пропорционально телу развиваются и внутренние органы. Легкие увеличиваются в размерах, поджелудочная железа и другие органы пищеварения постепенно налаживают свою работу. Поэтому колики, мучавшие малыша, проходят, а ночной отдых может достигать 6 часов непрерывного сна.

Обязательно посетите невролога, он даст исчерпывающий ответ на вопрос о том, какой ребенок в 4 месяца считается нормально развитым. Проведя осмотр, врач может порекомендовать массаж или лечебную гимнастику.

Интересно, что когда исполняется 4 месяца малышу, можно с уверенностью судить о цвете его глаз. Ведь очень часто бывает, что дети рождаются с голубыми глазами, а родители кареглазые. Но к 4-6 месяцам они приобретают свой настоящий оттенок. Если к полугоду глаза не поменяли свой цвет, то можно быть практически уверенным, что они такими и останутся.

Мир в цвете

Ребенок 4-5 месяцев отчетливо фокусирует взгляд на предметах, которые расположены в 20-30 см от его глаз. Если нет никаких нарушений, то глазные яблоки должны двигаться синхронно. Ребенок уже может проследить взглядом за яркой движущейся игрушкой.

Когда малыш не спит, полезно проводить тренировку для маленьких глаз. Для этого понадобится погремушка, которую взрослый перемещает вправо-влево. Ребенок будет внимательно следить за ней взглядом. Обратите внимание на глазки, они не должны косить.

Главной особенностью четвертого месяца жизни является способность различать цвета. Если в период новорожденности дети все видят в черно-белых оттенках, то сейчас все иначе. Поэтому важно подбирать игрушки яркие, красочные и естественных оттенков.

Что умеет ребенок в 4 месяца?

Четырехмесячный ребенок - уже полноценный собеседник. Он активно проявляет интерес к знакомым людям и живо ищет общения. Малыш уже испытывает определенные эмоции и при появлении в его поле зрения мамы, начинает улыбаться. Для полноценного развития ребенку требуется не только уход, но и общение, когда окружающие его взрослые поют песенки, рассказывают потешки, показывают игрушки. Это способствует психическому и интеллектуальному развитию.

Очень важен тактильный контакт. Не бойтесь заласкать ребенка, выросший в любви и нежности малыш намного счастливее ребенка, росшего у строгих родителей.

Слух

К четырем месяцам слух уже более совершенен. Ребенок начинает отчетливо слышать все звуки, поэтому можно и нужно петь ему песенки, включать различную музыку во время бодрствования. Так вы приучаете ребенка к миру прекрасного. Не думайте, что маленькие детки ничего не понимают, если с ранних лет петь и слушать качественную музыку, то у крохи разовьется правильный вкус.

Такой важный переворот

В 4 месяца ребенок должен научиться переворачиваться со спинки на живот. Если это никак не получается, проконсультируйтесь с врачом, а дома помогайте ребенку освоить этот важный прием.

Вкладывая пальцы в кулачки ребенка, слегка потягивайте его в сторону, помогая перевернуться. Делая такие упражнения по нескольку раз в день, можно в один прекрасный момент увидеть, как малыш сам перевернется.

Бывает, что дети предпочитают перевороты через один бок. Как правило это связано с тонусом мышц, но могут быть и другие проблемы. В этом случае требуется консультация невролога. А дома стимулируйте поворот на «нелюбимую» сторону красивой игрушкой, голосом или просто помогая, подталкивая в нужном направлении.

К 4 месяцам сжатые кулачки постепенно расслабляются. Движения рук становятся целенаправленными, малыш начинает с удивлением следить за движениями ладошек. Если дать в ручку погремушку, то ребенок удерживает ее и даже совершает с ней манипуляции, следя взглядом за перемещениями игрушки.

Продолжайте почаще выкладывать малыша на живот. Так хорошо тренируются мышцы шеи и спины, формируются естественные изгибы позвоночника. В положении на животе ребенок уже активно приподнимается на руках и даже может схватить одной ручкой понравившейся предмет.

В 4 месяца малыш очень подвижный. Лежа на животе, ребенок любит двигать ножками, а если его поставить на стопы, малыш начнет активно перебирать ногами. Такие упражнения активно развивают мышцы и очень нравятся детям.

Оценивая, что умеет ребенок в 4 месяца, ориентируйтесь на принятые стандарты, но не забывайте об индивидуальном развитии каждого ребенка. Если есть подозрения на отклонение от нормы, следует получить консультацию специалиста.

Что умеет четырехмесячный малыш:

  • Узнает постоянно ухаживающих за ним взрослых и реагирует улыбкой на их появление.
  • Хватает ручкой игрушку и хорошо ее удерживает, следит за нею взглядом.
  • Лежа на спине, хорошо держит голову, приподнимаясь на предплечья;
  • Начинает осваивать перевороты со спины на живот.
  • Появляется первый лепет, малыш во время бодрствования часто распевает различные слоги.

Предпосылки речи

Что умеет ребенок в 4 месяца, так это общаться с помощью звуков. Малыш активно использует множество звуков и даже слогов. Лепет все больше напоминает слова «ма-ма», «ба-ба». Особо чувствительные родители даже думают, что их дитятко уже умеет говорить слово «мама».

Конечно, до первых слов еще далеко, но предпосылки речи уже закладываются. Поэтому так важно откликаться на зов малыша, повторять за ним слоги и нараспев говорить легкие слова. Песенки и потешки очень помогают в развитии речи.

Разговаривайте с ребенком как можно больше, рассказывайте ему обо всем на свете, показывайте игрушки и озвучивайте голоса животных. Показывайте красочные книжки, картинки должны быть четкими и легко узнаваемыми.

Режим дня ребенка

4 месяца возраст, когда распорядок жизна у малыша уже довольно четкий и устоявшийся. Если родители с самого рождения старались придерживаться определенной закономерности, то к этому моменту уже ясно выделяются периоды активного бодрствования, кормления и сна.

Определяя режим ребенка в 4 месяца, ориентируйтесь на привычки вашей семьи и потребности крохи. Если укладывать малыша спать в одно и то же время, то впоследствии он будет легко засыпать в положенный час.

Если уже исполнилось 4 месяца ребенку, Комаровский (известный педиатр) рекомендует подстраивать режим под привычки родителей. Привыкли папа и мама рано ложиться, то и малыш пусть укладывается на ночь пораньше. А если родители совы и не прочь посидеть вечером подольше, ребенок также может лечь позже.

Но, независимо от выбранных приоритетов, режим дня ребенка (4 месяца) должен отличаться стабильностью. На ночной сон отводится до 12 часов. Днем малыш может спать 2-3 раза. Здесь все зависит от темпераметра ребенка, его активности и качества ночного сна.

Предпочтительнее в теплое время года один дневной сон проводить на улице. Сон на свежем воздухе полезен для маленького организма, да и спят детки в коляске крепко.

Первый прикорм

Чем же питается грудной ребенок? 4 месяца - это возраст, когда уже можно попробовать первое овощное пюре. Обычно педиатры советуют, если малыш находится на грудном вскармливании, начинать первый прикорм в 4-6 месяцев.

Начинать лучше с овощей, потому что сладкий вкус фруктового пюре или сока может понравиться ребенку, и его уже не заставишь съесть что-то другое.

Конечно, любой продукт предлагают, начиная с половины чайной ложки и в течение недели не давая больше ничего нового.

Если ребенок недобирает в весе, врач может порекомендовать постепенно вводить в рацион каши. Начинают с трех видов безглютеновых круп, таких как рисовая, кукурузная и гречневая.

Но в любом случае основным питанием остается грудное молоко или адаптированная молочная смесь. Грудь может предлагаться по требованию, смесь строго по часам, выдерживая между кормлениями 3,5-4 часа.

А у нас первый зубик!

Некоторые малыши в 4 месяца могут похвастаться первым зубом. Порой прорезывание зубов происходит незаметно для родителей. Но часто малыш начинает капризничать, у него текут слюнки, и даже может подняться температура.

Прорезывание зубов может напоминать заболевание, малыш становится вялым или, наоборот, слишком активным. Десны припухают и краснеют. Ребенок постоянно тянет кулачки в рот.

Для облегчения состояния малыша предложите ему специальный прорезыватель, который он будет грызть в свое удовольствие. Если поднимается температура, врач может посоветовать жаропонижающее и специальный гель для снятия болезненных ощущений в деснах.

Игрушки - важная составляющая развития

Когда малыш не спит, не оставляйте его лежать в кроватке. Пускай кроватка будет только местом для сна. Берите малыша на руки, выкладывайте на диван или кровать, занимайте с ним. Обязательным атрибутом в общении с карапузом являются игрушки.

Погремушки развивают зрительное и тактильное восприятие. Показывайте малышу игрушки, привлекайте его внимание звучанием и движением ярких предметов.

Понять, что умеет ребенок в 4 месяца, можно, поставив перед ним яркую красочную игрушку. Нормально развивающийся малыш попытается схватить предмет или же до него дотянуться. А если игрушка находится сбоку, то ребенок начинает переворачиваться в ее сторону.

Не забываем закаляться

Чтобы ребенок как можно меньше болел, не стоит его сильно кутать. Следует поддерживать температуру в комнате малыша не выше 22 °С. При более высокой кроха начинает потеть, появляется потничка.

Необходимо часто проветривать помещение. Так в комнате уничтожаются бактерии и вирусы, и поступает кислород.

Гулять с малышом можно при температуре не ниже -10 °С и отсутствии сильного ветра. Летом лучше гулять в утренние и вечерние часы, избегая полуденного зноя.

Полезны влажные обтирания (постепенно следует уменьшать температуру воды на 1 °С, дойдя до 25 °С). Массаж и гимнастку мама может и должна проводить самостоятельно. Если есть показания к профессиональной помощи, врач выпишет соответствующее направление.